российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя
Су-24, который по кодировке НАТО получил название «Фехтовальщик», − российский фронтовой ударный самолет с крылом подвижной стреловидности, задачей которого становилось нанесение бомбово-ракетных ударов в любое время суток и в любых метеорологических условиях. Возможным было также фронтовое применение Су-24 на низких высотах с целью поражения надводных и наземных целей.
В 2011 году средний возраст Су-24, которые находились в расположении ВВС России, составлял около 25 лет. Изначально на их место планировалось поставить новые Су-34, а базовые Су-24 модернизировать до версии Су-24М2. Но из-за большого числа катастроф Су-24 решили полностью списать с вооружения до 2021 года. В феврале 2012 года они были сняты с вооружения в Беларуси. На утилизацию в России до 2015 года было направлено 103 бомбардировщика Су-24.
История создания
К началу шестидесятых годов опыт локальных конфликтов стал настоятельно требовать пересмотра доктрины применения бомбардировочной авиации. США создают новейший истребитель-бомбардировщик F-111, прозванный «Aardvark» («Трубкозубом»).
В СССР разработку ударного бомбардировщика поручают КБ №51 Сухого. КБ решает идти двумя путями:
- Модернизация устаревшего на то время Су-7Б.
- Создание принципиально нового самолета.
Первый путь привел к появлению истребителя-бомбардировщика Су-17, выпускавшегося до 90-х годов прошлого века. А вот второй шел не так гладко. Н. С. Хрущев, увлекшись ракетами, решил, что это оружие может решать любые задачи и работа над другими видами вооружений стала затруднительной.
Армию постигло неоправданное сокращение, и многие талантливые летчики были уволены. Конструкторам пришлось разработку новой машины маскировать усовершенствованием Су-7Б.
В процессе создания макета дважды меняли внешний вид изделия. Первоначально в проекте С-6, также известном как Су-15, глубокая модернизация истребителя-бомбардировщика Су-7Б, собирались применить стреловидную форму крыльев, экипаж расположить тандемом, друг за другом.
Самолет планировалось использовать как многоцелевой всепогодный штурмовик.
Но во время работы над проектом С-6, заказчик в очередной раз изменил технические требования к самолету, армии нужен был фронтовой бомбардировщик, а не очередная модернизация истребителя-бомбардировщика.
Так появился проект Т-58М, во время работы над ним учли опыт Дженерал Дайнемикс, которые в своем «Трубкозубе» F-111 посадили лётчиков рядом, бок о бок. РЛС по традиции располагалась в носовом обтекателе фюзеляжа.
Крыло получило изменяемую стреловидность. Вооружение разместили как на балочных бомбодержателях внешней подвески, так и внутри фюзеляжа.
Особо стоит отметить вооружение, размещаемое на поворотных пилонах, на самом крыле, это было поистине уникальное решение, которое так и не смогли, или не захотели повторить на Западе.
Кроме ракетно-бомбового вооружения Т-58М получил и встроенную 6-ти ствольную авиапушку АО-19 калибром 23 мм.
В ходе работы над проектом прототип в очередной раз переименовали, машина получила название Т-6. В 1969 году прототипы Т-6 с порядковыми номерами были представлены на государственные испытания.
С момента их окончания, в 1974 году, на вооружение советских ВВС приняли фронтовой бомбардировщик Су-24, представлявший собой доведённый до серийного производства самолёт Т-6.
Поршневые истребители-бомбардировщики
Первые единицы бомбардировочных истребителей строились еще в эпоху поршневых винтовых моторов, самые известные среди которых оставили весомый след в истории развития авиации:
- Spitfire.
- Messerschmitt Bf.110 и Me.210.
- De Havilland Mosquito.
- Bristol Blenheim.
К этому списку можно было бы добавить советский Як-9, однако в основном его эксплуатировали в качестве истребителя. По начальным мыслям конструкторов поршневые истребители-бомбардировщики должны были применяться как универсальные самолеты, способные уничтожить наземного и воздушного противника. В отличие от теории практика была более плачевной. Как британские, так и германские ЛА отлично справлялись с вражескими транспортными самолетами, бомбардировщиками и мобильными наземными целями, но существенно уступали одномоторным истребителям.
Помимо этого, они проигрывали штурмовикам и бомбардировщикам в способностях уничтожения или повреждения отлично укрепленных наземных объектов – фабрики, мосты, крупные боевые и транспортные корабли. Однако истребители-бомбардировщики были отличным дополнением для бомбардировочных соединений. Их применяли в качестве эскортных истребителей.
Конструктивные особенности Су-24
У высокоплана с двумя двигателями, коим является Су-24, при полете передняя часть крыльев может иметь четыре положения. Этим достигается:
- уменьшение протяженности разбега и пробега на 45% и 40% соответственно;
- увеличение дальности полета на 38%;
- уменьшение допустимых скоростей взлета и посадки на 26%;
- снижение действий перегрузки на 30%.
Носовой обтекатель свободно пропускает радиоволны и закрывает антенны:
- Радиолокационной станции переднего обзора «Орион».
- Радиолокатора предупреждения о столкновении с препятствиями (РПС) «Рельеф».
- Передней полусферы антенно-фидерной системы «Пион».
- Радиолокационной станции (ПРС) «Филин» и приёмник воздушного давления ПВД-18.
Следом за обтекателем находится полностью герметически закрывающаяся кабина с двумя креслами для катапультирования К-36Д или К-36ДМ. Кресло пилота расположено слева, а штурмана справа.
Конструкцию кресел разработала команда специалистов под началом Г. И. Северина. Катапультирование применялось для спасения экипажа при аварии или поражении огнем противника.
Для возможности управления самолетом и контроля над работой приборов в поле зрения пилотов расположено 252 сигнальных и индикаторных лампочки, свыше 20 рычагов, более 300 переключателей.
В случае ядерного взрыва от светового излучения экипаж должны защитить специальные шторки.
Для тренировки в условиях ограниченной видимости используют так называемый «полет под шторками»
За поддержание комфортной температуры в кабине отвечает штатный кондиционер. Органы управления дублированы, т.е. при невозможности пилоту управлять машиной, это слегка ограниченно сможет делать штурман.
Под кабиной расположены три отсека со спрятанными в них блоками радиоэлектроники и стойкой переднего шасси. В отсеке позади кабины размещается большая часть спецоборудования.
Приборы радиоэлектронного и специального назначения, топливные емкости в количестве трех штук и углубление для убирающихся шасси располагаются в среднем отделе фюзеляжа.
В первом из баков предусмотрен вырез под снарядный ящик для шестиствольной пушки. Вместимость ящика 500 снарядов.
Хвостовая часть отдана под два разделенных противопожарной перегородкой отсека с движками АЛ-21Ф-3 в них. Снаружи по бокам фюзеляжа закреплены воздухозаборники с вертикальным клином торможения. В обоих воздухозаборниках имеются отделения для установки контрольной аппаратуры и датчиков.
Выпуск и уборка шасси осуществляется гидравлически, а выпуск дублируется аварийной пневматической системой. Переднее шасси сделано поворотным и не тормозным.
Сзади колеса шасси прикрыты щитком, который защищает воздухозаборники от грязи и мусора летящих из-под колес.
Парашютно-тормозная установка ПТК-6 имеет два крестообразных тормозных парашюта, в обычном состоянии расположенных в контейнере закрытом шторками.
Применение парашютов обусловлено высокой посадочной скоростью и призвано сократить длину пробега самолёта по ВПП, при посадке. Стоит отметить наличие системы дозаправки в воздухе, по ряду сведений впервые серийно применённым именно на бомбардировщике Су-24.
Для бесперебойной работы всех частей, приборов и механизмов существует топливное, гидравлическое, пневматическое, электронное и противопожарное оборудование.
Топливная система
Запас топлива на борту самолета Су-34 находится в нескольких топливных баках, расположенных в фюзеляже, цетроплане и консольных частях крыльев. Количество баков и их точное расположение отличается по данным из различных источников.
Все баки связаны между собой системой трубопроводов с перекачивающими насосами. Это позволяет равномерно вырабатывать топливо в ходе полета, сохраняя центровку самолета в заданных пределах.
Забор керосина в топливоподающую аппаратуру двигателей выполняется из специального расходного бака. Внутренняя поверхность всех баков покрыта протектором на основе пенополиуретановой смеси.
При пробитии бака Су-34 с такой защитой исключается формирование топливовоздушных смесей, которые могут привести к пожару на борту.
Для увеличения радиуса действия возможна установка сбрасываемых топливных баков на внешних подвесах. Максимальный объем подвесных емкостей до 3000 л.
В роли заправщика могут выступать машины типа Ил-78 или другой самолет Су-34, оснащенный специальным подвесным агрегатом для дозаправки. Заправка может осуществляться в ночных условиях при помощи подсветки шланга двумя фарами, размещенными в носовой части.
Электронное оборудование Су-24М
К электронному оборудованию относятся:
- Автопилот САУ-6.
- Прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума».
- Приборы радиосвязи и радионавигации.
- Бортовой комплекс обороны БКО-2М.
- Аппаратура опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М или изделие 62 «Пароль».
Система автоматического управления полетом САУ-6 использует сигналы РПС «Рельеф» для движения на сверхмалых и малых высотах с огибанием наземных препятствий. При возникших неисправностях САУ-6 специальные рулевые устройства позволяют самолету уйти от столкновения с землей.
Навигационная система ПНС-24 «Пума» позволяет:
- Круглосуточно и при любой погоде гарантированно поражать любые цели.
- Выполнять задания по программированию маршрута и автоматического ведения самолета.
- Обеспечивать полеты на небольшой высоте с предупреждением соударений с препятствиями.
- Прицельно поражать не скоростные воздушные суда.
В ПНС-24 входят:
- Радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А».
- Радиолокатор (РПС) «Рельеф».
- Пассивный радиолокационный пеленгатор (ПРП) «Филин».
- Электронно-оптический визир «Чайка-1».
- Теплопеленгатор ТП-23Е.
- Система наведения ракеты Х-23 «Аркан» с радиокомандной линией «Дельта» и телевизионным пеленгатором «Таран».
- Доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7.
- Радиовысотомер малых высот (РВ-3МП).
- Радиовысотомер больших высот (РВ-18А1 «Крона»).
- Прицельно-пилотажный визир ППВ.
- Цифровая вычислительная система на базе БЦВМ «Орбита-10» (ЦВУ-10-058).
Весит «Пума» 837 кг.
К приборам связи относятся:
- УКВ/ДЦВ радиостанция Р-832М «Эвкалипт»;
- коротковолновая радиостанция Р-847 «Призма» или Р-846;
- переговорное устройство СПУ-9;
- магнитофон МС-61.
Радионавигационное оборудование состоит из:
- радиотехническая система ближней навигации РСБН-6с «Ромб-1К»;
- радиотехническая система дальней навигации РСДН-10;
- радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;
- самолетный ответчик СО-63Б;
- антенно-фидерная система (АФС) «Пион-ГТ-6»;
- маркерный радиоприёмник МРП-56П.
В бортовом комплексе обороны БКО-2М имеются:
- станция предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-3М» или СПО-15 «Берёза»;
- станция помех «Сирень-Ф», новые «Герань» или «Гардения»;
- теплопеленгатор «Мак-УЛ»;
- автомат постановки помех АПП-50;
- аппаратура государственного опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М» заменена на изделие 62 «Пароль»;
- аппаратура объективного контроля «Тестер-У3».
Самым ярким проявлением возможностей средств РЭБ у Су-24М стала демонстрация атаки на эсминец ФМФ США «Дональд Кук». Была полностью выведена из строя новейшая электроника, в том числе средства РЭБ и радиосвязи, что вызвало законную гордость за отечественную оборонную промышленность, ну и как дополнение, международный скандал.
Технические проблемы
При создании первого авиационного комплекса, а Су-24 таким и является, не могло обойтись без проблем различного характера. Так еще на этапе тестирования возникла проблема, названная «титановыми» пожарами.
Лопатки турбокомпрессора от запредельных нагрузок вытягивались и неизбежно задевали за корпус. Сразу же следовало их разрушение и воспламенение. После попадания обломков в двигатель самолет сгорал за считанные минуты. Проблему решили полным перепроектированием компрессора.
Уже из названия становится ясно, что комплекс конструктивно на несколько порядков сложнее отдельного самолета.
При летных испытаниях непривычное обилие электроники часто приводило к поломкам, что подтверждается потерей 14 машин на этом этапе.
Изделие постоянно дорабатывалось, но самолет все равно остался сложен в управлении. При его обслуживании от пилотов и техников требуется высокий уровень подготовки.
Машина не прощает ошибок в пилотировании, но при создании конструкторы заложили в нее положительное свойство – поломки большинства систем не приводят к непоправимому и дают летчикам возможность продолжить полет и даже во многих случаях выполнить боевое задание. Высокий уровень насыщения автоматикой упростил экипажам задачи по изучению и применению самых сложных устройств.
Су-24 в КБ Сухого признан самым трудным в разработке и самым аварийным самолетом. Ежегодно происходит до пяти крушений. За все время эксплуатации по разным причинам разбилось около ста машин.
Боевое применение
Боевые задания Су-24 впервые получили во время войны в Афганистане. Штурмовики участвовали в ряде операций. Помогали полуторатонными бомбами выкуривать моджахедов Ахмад-Шaxа Масуда из пещер Панджерского ущелья, во время проводимых ОКСВА действий по вытеснению оттуда противника и прикрывали вывод наших частей из сопредельного государства.
вооружение су-24
Базирование бомбардировщиков на территории Афганистана не предусматривалось изначально. С боевых вылетов вернулись все.
Война в Персидском заливе вынудила иракских пилотов просто перегнать Су-24 в Иран и не участвовать в боях, это решение было вызвано нежеланием командования ВВС использовать боевые самолеты в неравных боях с ВВС НАТО.
Азербайджан несколько раз применял Су-24 в Карабахском конфликте. Узбекистан использовал бомбардировщики в гражданской войне в Таджикистане. Потери составили один самолет.
Важное участие в бомбардировках Су-24 приняли в двух Чеченских войнах.
Именно на этих машинах наши летчики уничтожили всю военную и гражданскую авиацию чеченцев и даже личный лайнер Дудаева.
При плохой погоде, которая беспрерывно менялась в горных условиях, только самолеты Сухого могли оказывать круглосуточную поддержку нашим войскам. За обе компании вследствие разных причин разбились три машины.
Следующим местом боевых вылетов оказалась война в Южной Осетии 2012 года. В неофициальной версии говорится о двух подбитых Су-24, по другим данным зенитной ракетой уничтожили только один бомбардировщик.
В гражданских войнах Сирия (2008) и Ливия (2011) в результате действий наземных средств ПВО потеряли по одному самолету. В вооруженном противостоянии на Востоке Украины(2014) сбили два Су-24 Украинских ВВС и один разбился из-за неисправности.
За время войны с ИГИЛ в Сирии Россия потеряла два Су-24М.
Первого подло сбил турецкий истребитель, причем одного из пилотов расстреляли в воздухе. Вторая машина при взлете выкатилась за пределы ВПП и сгорела.
Причиной признали отказ техники. Экипаж погиб. Кроме того в настоящее время имеется информация о повреждении Су-24М б/н «29 белы» в ходе обстрела авиабазы Хмейним.
Панджшерский дебют
Операция началась на рассвете 19 апреля 1984 года массированным бомбовым ударом пяти полков, длившимся два часа. Такого Афганистан ещё не видел: на Панджшерскую долину шириной 12 км и протяжённостью около 70 км волна за волной накатывались подходившие с севера самолёты. Машины 1-й эскадрильи несли по четыре «пятисотки», а 2-й и 3-й — по двенадцать ФАБ-250. Все задания выполнялись с двумя ПТБ. Экипажи работали с высоты 5000 м по площадям, накрывая бомбовым «ковром» оборонительные рубежи в районах Обдарах, Тавах, Чимальварда, Хисарак и Гуват, а то и просто подозрительные горные узости, пещерные города и древние крепости, где могли разместиться вражеские подразделения. Когда рёв авиадвигателей над Панджшером стих, разрывы бомб сменил артналёт, за время которого самолёты подготовили к повторной атаке. После нового авиаудара в долине были высажены вертолётные десанты, а следом за ними вошли войска. Серьёзного сопротивления они не встретили, но бомбовые удары по пути продвигавшихся частей продолжались. Использование Су-24 было не особенно интенсивным: оба полка совершили примерно по десять групповых вылетов, работая звеньями, восьмёрками и поэскадрильно. Экипажи отправлялись на очередную цель не чаще одного раза в одну-две недели. Перед вылетом они сдавали все документы, даже мелочь из карманов, получали по две «лимонки», пару пистолетов (Макарова или Стечкина) и сигнальные ракеты. В лётных книжках задания записывались как выполненные по Курсу боевой подготовки. Причины такой скрытности оставались непонятными, но за этим ревностно следили особисты, а один штурман, дерзнувший записать себе боевой вылет, подвёргся страшному разносу. (Из воспоминаний участника тех событий).
Модификации Су-24
За свою долгую службу фронтовой бомбардировщик Су-24 претерпел ряд модификаций. После установки ПНС-24М «Тигр» (прицельно-навигационная установка) в 1976 году к названию самолета добавили букву М (изделие 44). С тех пор штурмовик стал способен на высотах до 50 м без участия человека огибать препятствия.
После успешных испытаний в 1979 году постановщика помех на базе Су-24 было решено построить десять Су-24МП. Самолет-разведчик Су-24МР прошел испытания в 1980 году. В войска отправили 130 таких разведчиков.
Для продажи на экспорт создали вариант с названием Су-24МК. Испытан в 1987 году.
В 2021 году Су-24 в разных модификациях имеют:
- Украинские ВВС: 14шт — Су-24М и 9шт — Су-24МР.
- Алжирские ВВС: 11шт – Су-24, 22шт – Су-24МК и 4шт – Су-24МР.
- Иранские ВВС: 29шт – Су-24МК.
- Суданские ВВС: 6шт – Су-24М.
- Азербайджанские ВВС: 2шт – Су-24М.
- Сирийские ВВС: 11шт – Су-24М.
Двигатели
В качестве силовой установки на самолетах Су-34 применяются два турбореактивных двигателя типа АЛ-31Ф с двухконтурной конструкцией. Такая схема позволила увеличить рабочие параметры двигателя и сократить удельный расход топлива.
В первом контуре двигателя на одном валу установлены две ступени компрессора и две турбины. Между компрессором и турбиной располагается камера сгорания.
Второй контур, представляет собой оболочку, построенную вокруг корпуса первого контура. При помощи осевого вентилятора в зазор между контурами нагнетается атмосферный воздух, который подается к форсажной камере, расположенной за турбиной первого контура.
В зависимости от модификации двигатели семейства АЛ-31Ф способны развивать тягу от 12800 до 14500 кгс. Предельная тяга достигается на режимах чрезвычайного форсирования и может удерживаться недолго.
На борту бомбардировщика Су-34 располагается автономная установка с приводом от небольшого газотурбинного двигателя. Эта система применяется для пуска основных двигателей при эксплуатации с полевых аэродромов.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики:
экипаж | 2 человека (пилот и штурман) |
длина с ПВД | 24,594 м; |
размах крыла в зависимости от стреловидности | от 17,638 м до 10,366 м; |
высота | 6,192 м |
углы стреловидности | 16°, 35°,45°,69° |
масса | 22300 кг |
масса в снаряженном состоянии | 23700 кг |
максимальный взлетный вес | 39700 кг |
нормальный взлетный вес | 39500 кг |
объем топливных баков | 11860 кг |
двигатели | 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З |
тяга бесфорсажная | 2 × 7800 кгс (76,5 кН) |
тяга на форсаже | 2 × 11 200 кгс (110 кН) |
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 200 м | 1400 км/ч (без подвесок) |
максимальная скорость на большой высоте | 1700 км/ч |
скорость отрыва | 360—400 км/ч |
скорость при посадке | 285—310 км/ч |
боевой радиус | 560 км |
перегонная дальность | 2850 км |
практический потолок | 11 500 м |
разбег | 1150 — 1250 м |
пробег | 950 — 1000 м |
максимальная перегрузка | +6,5g |
Места для экипажа и управление
Два члена экипажа самолета Су-34 сидят радом друг с другом в герметичной кабине, оборудованной системой микроклимата с кондиционированием воздуха. Применение подачи кислорода в кабину позволяет выполнять полеты без масок вплоть до высоты 10000 м.
На левой стороне кабины располагается пилот самолета, рядом с ним – штурман, который одновременно является оператором. Параллельное размещение рабочих мест позволило улучшить взаимодействие экипажа и понизить утомляемость в ходе длительных боевых вылетов.
Для обеспечения защиты корпус кабины изготовлен методом сварки из титановых пластин с толщиной до 17 мм. Фонарь кабины выполнен из бронестекол различной толщины.
Доступ в кабину выполняется через нишу передней стойки шасси. Для этого в глубине ниши установлен откидной трап.
В случае возникновения нештатных ситуаций на борту самолета пилот и штурман могут воспользоваться катапультными креслами К-36ДМ.
В конструкции кресел имеется массажная система, улучшающая комфорт для членов экипажа в ходе длительных полетов.
В системе управления применяется цифровая установка, которая отслеживает текущие значения перегрузок и углов атаки. Основываясь на этих данных, система автоматически компенсирует колебания самолета при помощи рулей дополнительного переднего оперения.
При полете на малых высотах автоматически активируется система активной безопасности, которая не позволяет вывести самолет на опасные режимы полета. В конструкции управления самолета Су-34 используется навигационный комплекс, определяющий положение по спутникам. Дополнительно положение может уточняться по каналу радионавигации.
Вооружение:
шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 | Боекомплект 500 снарядов |
подвеска | 8 точек |
боевая нагрузка | 7500 кг |
управляемые ракеты | |
Воздух-воздух» | 2 × Р-60 (АА-8) |
«Воздух-земля» | 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23 3 × Х-29Л/Т или Х-59 6 × С-25Л 2 × Х-58; |
неуправляемые ракеты | 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л 4 × 240 мм С-24 6 × 266 мм С-25 |
бомбы (все виды) | 3 × 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и др. ) 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) 38 × 100 кг (ОФАБ-100) 7 контейнеров КМГУ-2 |
контейнеры | Пушечный 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 и боекомплектом 400 снарядов |
подвесной «Фантасмагория» для целеуказания ракетам х-58 |
Х-58 или изделие Д-7 разработало МКБ «Радуга» в Дубне. Пришла на смену устаревшим Х-28. На вооружении стоит с 1978 года, а в 1992 прошла модернизацию.
Создана для уничтожения радиолокационных станций с дальностей, не контролируемых средствами ПВО. Наводится на РЛС с работой в импульсном режиме и режиме постоянной смены частоты.
Сейчас в ВКС РФ и морской авиации ВМФ РФ находится примерно 120 Су-24М разных модификаций.
Несмотря на оставшийся им малый срок службы (Принято решение до 2020 года заменить их на новейшие Су-34), эти фронтовые бомбардировщики достойно представляют нашу страну при оказании военной помощи Сирийской арабской республике в войне с террористическим Исламским государством, уверенно наносят точечные удары по складам боеприпасов, командным пунктам, колоннам наливников и скоплениям боевиков.
Интересные факты
Один из первых предсерийных экземпляров Су-34 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва-Сахалин с несколькими дозаправками в воздухе, чем была подтверждена возможность выполнения длительных перелетов на этом типе самолета.
Между креслами для размещения экипажа Су-34 выполнен проход, который может использоваться как место для сна и отдыха. За сидениями имеется свободное пространство, достаточное для размещения членов экипажа в полный рост.
При этом показания приборов выводятся на остекление фонаря, что позволяет вести наблюдение за ними, находясь в задней части кабины.
В задней части кабины размещен санузел. Су-34 изображен на сувенирной серебряной монете с номиналом один рубль, выпущенной Банком России в серии «Вооруженные силы РФ». Монета вышла ограниченным тиражом (5 тыс. шт.) в 2009 году.
Весной 2021 года пара Су-34 использовалась для уничтожения ледовых заторов на реке Северная Двина. Для разрушения льда применялись авиабомбы весом по 250 кг.
Кабины в масштабе 1/72 от Pavla
Сортировать: Новые и популярныеНазваниеЦенаХиты продажОценка покупателейДата добавленияВ наличии
Отображать: По 20 товаровПо 40 товаровПо 60 товаров
- org/Product»>
- org/Product»>
Trumpeter 2835 1/48 Su-24M Fencer D Build Review
СПОНСОР:
ПРИМЕЧАНИЕ:
Внешний вид ВВС США, Армии США, ВМС США, Корпуса морской пехоты США, Береговой охраны США, Министерства обороны, или изображения или искусство НАСА не являются одобрением, и Cybermodeler Online не связан с этими организациями.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС:
Дата проверки | Декабрь 2010 г. | Производитель | Трубач |
---|---|---|---|
Субъект | Су-24М Фехтовальщик Д | Весы | 1/48 |
Номер комплекта | 2835 | Основной носитель | Стирол, белый металл |
Плюсы | Первый набор этого самолета в масштабе 1/48 и лучший набор предмета в любом масштабе | Минусы | Ничего не отмечено |
Уровень мастерства | Базовый | Рекомендуемая производителем розничная цена (долл. США) | 149,95 $ |
Введение
После того, как вы только что закончили HobbyBoss F-111 в масштабе 1/48 (см. здесь), было естественным прогрессом начать сборку родственного самолета с «другой стороны» — Су-24М Fencer!
Для обзора в коробке, пожалуйста, смотрите здесь.
Хорошо, я уже говорил это раньше и не смог придерживаться своего плана, но на этот раз я действительно собирался собрать готовый набор. Действительно.
Конструкция
Я промыл все детали теплой водой с моющим средством 409 и дал им высохнуть на воздухе.
Начаты работы с деталями кабины.
Сиденья выглядят довольно убедительно, с несколькими деталями, и единственное, что мне бы понравилось, это поясные ремни. Оставаясь верным своей предпосылке, я не использовал ни одно из моих смоляных сидений К-36. Каркасы сидений я покрасил в черный глянец, а подушки — в матовый черный. Кабину покрасили красками АКАН. Они акриловые, и хотя я не большой поклонник акриловых красок, должен сказать, что они очень хорошо ложатся. www.lindenhillimports.com
несет всю строку. Салон Су-24 — один из самых ярких цветов этой линейки. Приподнятые детали кокпита были подчеркнуты тонкой кистью с использованием черного и других цветов. Некоторые панели переключателей были окрашены в серый цвет, а затем дополнены черными переключателями.
Приборная панель шла в прозрачной части с обшивкой, предусмотренной для циферблатов приборов. Сначала я использовал микромаску, чтобы покрыть поверхности циферблата, а затем распылил на панель тот же цвет кабины серого цвета. Затем я нарисовал черные детали, такие как тени инструментов и некоторые контуры, а затем маскировку удалил. Затем на заднюю часть прозрачной панели была нанесена декаль, которая произвела полуубедительный эффект. Некоторые детали выглядят великолепно, а некоторые позволяют просвечивать многим четким деталям. Думаю, что в итоге, после того, как все детали будут установлены и комингс фонаря закроет панель, все будет нормально.
Передняя часть фюзеляжа без видимой причины имеет сильно выраженную ребристость. Во всяком случае, специалисту по впрыску придется точно настроить давление и время охлаждения, чтобы ребра не влияли на внешнюю гладкую поверхность деталей. Зачем добавлять ненужные проблемы? Передняя часть фюзеляжа включает в себя некоторые детали приборов, которые были окрашены в тот же серый цвет кабины и немного подкрашены черным и светло-серым. Следующими были добавлены ручки управления, и обратите внимание, они разные для пилота и WSO.
Передняя часть фюзеляжа была собрана и сжата пластиковыми зажимами до полного высыхания на ночь.
Так как я не собирался добавлять радар, я не учел опорные переборки. Когда передние части фюзеляжа высохли, я добавил гнездо, предназначенное для размещения заправочного зонда.
Затем я перешел к деталям задней выхлопной трубы. В целом они выглядят нормально, но не для разборчивого глаза. Если посмотреть на фотографии, то кажется, что детали выхлопной системы и закрывающие банки неплотно прилегают друг к другу. Еще одна часть, на которую я не обратил внимания, это часть форсажной камеры, расположенная над частями выхлопных лопастей. Он такой толстый и плотно покрывает все детали. Решил немного изменить. Я знаю, что не должен был ничего менять, но это было мелочью. Я отрезал внутреннее и внешнее кольца и отложил их в сторону, чтобы установить позже в процессе сборки. Детали выхлопной системы были собраны и окрашены красками ALCLAD II. В этот момент я вставил кольца форсажной камеры. Я признаю, что потребовал права на художественную лицензию и решил, что один набор лепестков выхлопа открыт, а другой закрыт. Я понятия не имею, как Fencer паркуется и глушит свои двигатели. Если это похоже на другие самолеты, то, возможно, я прав. Если нет, и кто-то может показать мне обратное, я покрасил запчасти и жду.
Следующими были ниши шасси. Они хорошо выглядят из коробки, но я уверен, что банда Aires легко превзойдет то, что есть в коробке.
Затем основная стойка шасси была вставлена и закреплена на одной стороне основного фюзеляжа. Я обнаружил, что было важно отшлифовать всю печатную производственную информацию, отлитую на внутренней стороне фюзеляжа, и это мешает плавному соединению деталей. Как только клей с одной стороны высох, я соединил сборку с другой стороной, зажал все и оставил жариться на ночь.
Шасси было следующим. Я покрасил ступицы в зеленый цвет эмалями Xtracolor и оставил сохнуть на ночь. Мне нравится эта линейка красок, но я всегда чувствую, что хочу, чтобы она действительно высохла, прежде чем я буду возиться с ней и возиться с ней, как я это сделал. Я вставил пластиковые зеленые ступицы в резиновые шины и довольно сильно сжал их, чтобы плотно совместить. Результат порадовал мой глаз. Пластиковая основная опора шасси имеет металлические вставки для дополнительной прочности, и мне кажется, они выглядят круто. Я не стал устанавливать металлические детали, так как они менее детализированы и не имеют зазоров. Я решил не устанавливать другие пластиковые опоры шасси, так как позже они будут ограничивать меня в моих усилиях по выравниванию и балансировке шасси. Как только механизм будет выглядеть прямо и правильно, будет очень легко добавить к нему другие детали.
Затем я соединил носовую часть фюзеляжа с основным фюзеляжем, построил крылья со спойлером вниз и хвост с отдельным рулем направления. tru_2835-11.jpg
Последним шагом было добавление выхлопной системы и носового обтекателя. Не могу сказать, что все детали подошли идеально. Наполнитель был необходим в моей сборке. Также окружность носовой части фюзеляжа не соответствовала задней части обтекателя. Пришлось сжимать детали струбцинами по мере их высыхания, чтобы потом не пришлось много шлифовать.
Забавно, как красиво и быстро выполняются проекты, когда позвоночник не фиксируется, а очертания носовой части фюзеляжа игнорируются.
Следующей работой будет тонкая настройка поверхностей фюзеляжа с помощью грунтовки и повторной гравировки, а затем переход к прикреплению крыльев и летательных аппаратов.
После того, как фюзеляж был в основном завершен, я перешел к установке крыльев, но перед этим необходимо сначала прикрепить перчатки к корпусу. Эту задачу я выполнил следующим образом. Сначала я приклеил нижнюю часть перчаток-крыльев и прикрепил к ним точки поворота крыльев. Затем я прикрепил сенсорные блоки к передней части перчаток с нижним крылом и выровнял их.
После того, как сборка стала прочной, я прикрепил верхнюю часть перчатки-крылышка и зажал ее на месте, чтобы шов был без зазоров. Если я соберу еще один Trumpeter Fencer, я сначала сделаю верхние перчатки и убедись, что они идеально совпадают с верхней частью фюзеляжа. Они вышли нормальными, но не совсем идеальными. Попробуйте и посмотрите, добьетесь ли вы таким образом наилучших результатов.
Грунтовка была нанесена на большую часть планера, чтобы помочь мне определить, какие области могут нуждаться в помощи и корректировках. К счастью, я ничего не напортачил, и пришлось совсем немного потрудиться.
Хвост собирается быстро и без проблем, за исключением небольшой полировки основания для небольшого воздухозаборника. Я был бы в порядке, если бы не было отдельного руля, так как я чувствую, что iot оставляет слишком большой зазор вокруг.
Пришло время решить, какое вооружение я буду использовать для того, что попалось мне на глаза. В очень качественной книге Polygon Press о Fencer есть много фотографий Fencer с точно такими же декалями, предоставленными Cutting Edge. На одном из изображений вы можете увидеть, как Фехтовальщик взлетает с большими танками и хорошей бомбовой нагрузкой. Я принял решение и продолжил строить танки и бомбы. Резервуары будут хорошо сочетаться друг с другом, но вам нужно будет отшлифовать и отрегулировать швы. Бомбы выглядят великолепно и они такие русские со своим своеобразным видом. Что действительно отнимет у вас время, так это построение MER. Есть так много деталей, и так много внимания требуется, чтобы правильно выровнять все жестяные детали. Не торопитесь и дайте клею высохнуть, прежде чем продолжить. Это окупится позже, когда все бомбы будут выглядеть красиво и прямо на своих стойках.
Покраска и отделка
Я выбрал серо-белую схему, и поскольку мы всегда работаем от более светлых к более темным цветам, я подготовил модель для нанесения белой краски. Я использовал глянцевый белый Testor Modelmaster для того, чтобы немного разбавить его и нанес несколько тонких слоев, пока не получил хороший плотный белый цвет.
После того, как белая краска полностью высохла, я замаскировал модель перед серой краской. Я просмотрел все свои современные советские и российские краски, в том числе очень хорошую серию от Акан, но нигде не нашел идеальной пары для серого топа Fencer.
Я не использую инструкции по окрашиванию Trumpeter, потому что они не совпадают ни с одной из имеющихся у меня фотографий конкретного Fencer, для которого были сделаны декали. Отталкиваясь от фотографий реальной вещи, я постараюсь приблизить ее как можно ближе.
Если у кого-то есть информация о лучшем матче серого цвета, я буду рад услышать от них.
Посоветовавшись с друзьями-модельерами и получив информацию из таблиц соответствия цветов Cybermodeler, я решил использовать US Light Ghost Grey для верхней стороны модели и Ghost Grey для ретуши изображений, нанесенных аэрографом. Носовой обтекатель ясно виден на фотографиях как гораздо более темный и слегка коричневый оттенок серого. Моя первая попытка (—>tru_2835-21. jpg) вышла слишком темной и слишком коричневой, поэтому мне пришлось сделать новый светлый микс и перекрасить.
Следующим шагом было открытие кабины и последние штрихи. (—>tru_2835-22.jpg) Заправочный зонд был подробно окрашен металлическими оттенками различных оттенков на основе фотографий, а затем после высыхания слоя Future был добавлен HUD. Легкий штрих серой пастелью был нанесен на черный комингс приборной панели, чтобы придать ему вид состарившегося автомобиля. (—>tru_2835-23).jpg Передняя часть фонаря была добавлена и закреплена клеем CA. Последним шагом было добавление закрылков и предкрылков, а также деталей шасси. (—>tru_2835-24.jpg) Несколько замечаний.
На всех фотографиях, которые я видел, ниши шасси всегда закрыты на земле. Крылья почти всегда убраны назад с убранными закрылками и предкрылками, когда они находятся на земле. Модель не предназначена для поднятия закрылков и планок, и для этого потребуется некоторая операция. Я решил оставить свой открытым, потому что мне нравится внешний вид. Оба лепестка выхлопа кажутся всегда широко открытыми на земле. Основные части фонаря детализированы внутри и имеют достаточную текстуру, чтобы их можно было замаскировать и покрасить в зеленый цвет салона кабины. Эффект лучше, чем если бы прозрачные пластиковые детали снаружи были окрашены в зеленый цвет, а затем в серый. Я видел фотографии, на которых MER были загружены шестью блоками учебных бомб на внешних пилонах. Я не видел больших тренировочных бомб, установленных на пилонах под днищем, поэтому догадался и добавил их для лучшего вида.
Навигационные огни на законцовках крыльев можно немного посверлить и добавить четких красных и зеленых тонов, чтобы имитировать цветные огни под крышками линз.
Для декалей в основном использовал декали из набора. Те, что у меня есть от Cutting Edge, со временем сильно пожелтели, хотя были защищены. Я решил использовать красные звезды из набора Collect-Aire Fencer. Наклейка с изображением летящей птицы наносится только на левый борт фюзеляжа, а не на правый, как указано в инструкции. У настоящих фехтовальщиков той эпохи и эскадрильи, которые я видел на фотографиях, также есть куча маленьких красных звездочек, изображающих миссии, но, к сожалению, они отсутствуют во всех наборах декалей.
В виш-листе запчастей хотелось бы видеть более красивый и тонкий щуп для носа. Тот, что в комплекте, очень тяжелый. Красивая и аккуратная выхлопная зона обязательна, так как та, что в комплекте, только внешне соответствует фотографиям. Область за кабиной, горб и стык от хвоста к горбу очень трудно решить с помощью конверсионной части, поэтому я думаю, что буду жить с этим.
Выводы
В итоге из комплекта получается очень впечатляющая модель. Удивительно, сколько деталей осталось от основной сборки и особенно от комплекта оружия. Отличное дополнение к коробке запчастей!
Выражаю искреннюю благодарность компании Stevens International за образец для обзора!
Российский босс Вагнера, летающий бомбардировщик Су-24, бросил вызов Зеленскому из Украины в воздушной дуэли над Бахмутом бомбардировщик, атаковавший Бахмут, очаг боевых действий на востоке Украины.
Пригожин выложил в соцсети видео, на котором его можно увидеть в летящем ночью самолете в маске и шлеме пилота.
«Мы приземляемся. Мы бомбили Бахмут», — сказал он. Он также вызвал президента Украины Владимира Зеленского на воздушную дуэль один на один над Бахмутом, объявив, что на следующий день он сядет на борт истребителя МиГ-29.
«Если у тебя есть желание, мы встретимся в небе. Если выиграешь, возьмешь Артемовск [русское название Бахмута]; если нет, то пойдем до Днепра [реки]», — сказал Пригожин.
Видео впервые было опубликовано в Твиттере цифровым журналистом Фрэнсисом Скарром 6 февраля. Сообщается, что командир группы российских наемников сидел в кресле штурмана бомбардировщика Су-24.
Босс Вагнера Евгений Пригожин только что опубликовал это видео в Telegram — как сообщается, он совершал боевой вылет в качестве штурмана на бомбардировщике Су-24 pic.twitter.com/p87opjmV6j
— Фрэнсис Скарр (@francis_scarr) 6 февраля 2023 г.
Видеожурналист Би-би-си по имени Абдужалил сделал репост видео и спросил, следовал ли Пригожин пиар-стратегии Путина, которую российский лидер использовал с 1999 по 2000 год во время второй чеченской войны.
В марте 2000 года Путин прилетел в Грозный на российском боевом самолете Су-27, который пилотировал один из самых титулованных летчиков России, «Заслуженный летчик России» генерал Александр Харчевский. Путин вышел из корабля в полной форме пилота, чтобы отметить победу в войне.
Опросы в то время указывали на то, что популярность Путина снижается, но незадолго до дня выборов Владимир Путин переключил внимание СМИ на конфликт в Чечне. Удивительно, но Путин смог заручиться поддержкой, используя эту стратегию.
Евгений Пригожин, основатель российской группы наемников «Вагнер», в кабине военного бомбардировщика Су-24 над неустановленным местом на кадрах, опубликованных в понедельник. Фото: кадр из видео. может ослабевать.Исследование ISW показало, что российские националистически настроенные военные блоггеры недавно пришли к выводу, что использование Пригожиным кричащих приемов может быть признаком того, что не-вагнеровская националистическая информационная сфера становится все более осведомленной о попытках Пригожина получить прибыль от украинской войны.
Блогеры утверждали, что Пригожин, сторонник президента России Владимира Путина, может терять благосклонность, несмотря на то, что когда-то существенно влиял на политику из-за «своего умения троллить». С другой стороны, блогеры, связанные с Вагнером, как говорят, продолжают «прославлять Пригожина».
Изображение файла: Сухой Су-24В понедельник депутаты украинского парламента одобрили предложение признать группу Вагнера глобальной «преступной организацией».
Компания, основанная в 2014 году и возглавляемая Пригожиным, также занималась наемничеством для продвижения целей России в таких странах, как Сирия, Ливия, Судан, Центральноафриканская Республика и Мали.
В резолюции Украины указано, что целью резолюции является усиление усилий Украины и международного сообщества по восстановлению мира, обеспечению международного правопорядка в мире и Украине, а также обеспечению неотвратимого наказания всех, кто нарушает международное гуманитарное право.
Учитывая его репутацию «повара Путина», Пригожин вышел из тени в результате конфликта на Украине. Он официально признал — как давно подозревали, — что является командиром группы Вагнера и зарекомендовал себя как видный участник деятельности организации в России и на Украине.
Хотя Пригожин и Путин считаются близкими союзниками, есть некоторые признаки того, что его отношения с Кремлем могут ухудшиться. Членов группы Вагнера все чаще заменяют, поскольку российские военные принимают на себя все более важную роль в усилиях по завоеванию Бахмута.
Российские наемники «Вагнер»Согласно отчету ISW за этот месяц, группа «Вагнера» якобы приостанавливала усилия по вербовке заключенных для участия в боевых действиях в Украине, в то время как Министерство обороны России намеревалось «отстранить группу Вагнера от участия в будущих наступательных операциях».
Пригожин, который строит свою репутацию в Интернете, не перестает напрямую критиковать Кремль. Недавно он заявил, что некоторые российские официальные лица являются предателями, которые хотят, чтобы Россия проиграла этот конфликт.