Ка-50-2
Ка-50-2 является глубокой модернизацией широкоизвестного боевого вертолета Ка-50 «Черная акула». Ка-50-2 стал итогом совместной работы российской ветолетной фирмы «Камов» и израильской компании — производителя авиационного оборудования IAI — Israel Aircraft Industries Ltd.
Ка-50-2 это высокоэффективный многоцелевой всепогодный боевой вертолет предназначенный для выполнения следующих задач:
Основные задачи
— Уничтожение танков и легкобронированных целей, для чего вертолет оснащается сверхзвуковыми ПТУР «Вихрь» с дальностью поражения наземных целей до 8 км.
— Ведение разведки наземных целей. Для этого на вертолет устанавливаются стабилизированные телевизионный и инфракрасный сенсоры, позволяющие определить цель на дистанции 20 км в дневное и 13 км в ночное время.
Дополнительные задачи
— Непосредственная огневая поддержка наземных войск.
— Уничтожение воздушных целей ракетами «воздух-воздух»Защитные системы Ка-50-2 включают:
— Круговое бронирование кабины, обеспечивающее защиту от 12,7 мм бронебойных пуль и от осколков 23 мм снарядов.
— Экранирование двигателей, уменьшающее интенсивность ИК-излучения и уменьшающее, тем самым, вероятность поражения ракетами с ИК-головкой наведения.
— Система аварийного спасения экипажа, в которую входят катапультируемые кресла К-37-800 и система отстрела лопастей.
Летно-технические характеристики* Ка-50-2
Стандартные погодные условия (СПУ) СПУ + 30 гр. C Потолок (м) 6 500
5 500
Уровень моря, СПУ 2 000 м, СПУ +30гр.С Макс.вертикальная скороподъемность (м/мин) 858 475 Макс.скороподъемность (м/мин) 1046 660 Крейсерская скорость (км/ч) 272 280 Максимальная скорость установившегося полета (км/ч) 310 308 Максимальная скорость (км/ч) 350
Дальность полета (км) 456 558 Длительность полета (ч) 2. 4 2.7 Дальность полета с 2-я доп.баками (км) 730 880 Длительность полета с 2-я доп.баками (ч) 3.8 4.1 Перегоночная дальность** (км) 1160 1255 Макс.допустимая перегрузка 3.0 — 3.5 g ____________
* — противотанковый вариант нагрузки, полная заправка внутренних баков, резервный остаток топлива на 20 мин.
** — без вооружения, с четырьмя подвесными баками, резервный остаток топлива на 20 мин.Конструкция
Фюзеляж имеет негерметичную моноблочную структуру прямоугольного сечения, разделенную на несколько отделений. Фюзеляж построен из аллюминиевых сплавов и полимерных композитных материалов (органический пластик, карбон-фибер пластик, сотовый наполнитель).
Хвостовое оперение состоит из вертикального и горизонтального стабилизатора, на концах которого установлены широкие аэродинамические гребни.
Ка-50-2 имеет небольшие крылья, которые обеспечивают дополнительную подъемную силу и служат для подвески различного вооружения и топливных баков.
Шасси трехстоечное — носовая и две задние стойки, которые в полете убираются в фюзеляж.Двигатели
Ка-50-2 оснащен двумя турбореактивными двигателями ТВ3-117 ВМА, которые развивают мощность по 2200 лс на взлете.
Авионика
Архитектура БРЭО Ка-50-2 Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета имеет централизованную архитектуру, обеспечивающую максимальную интеграцию приборов и инструментов с системами управления, что значительно облегчает управление вертолетом.
Система управления связана двумя шинами данных MIL-STD-1553B MuxBus: шина оружия и шина авионики. Шина оружия построена по протоколу MIL-STB-1760B и связывает процессор задания и процессор отображения информации (MDP), которые управляют авионикой, устройство интерфейса вооружения (AIU), многоцелевую стабилизированную оптическую систему прицеливания (HMOSP), нашлемный прицел пилота (IHS) и крыльевые станции оружия.
Шина авионики связывает следующие подсистемы: Связи/Идентификации, Навигации, РЭБ и др.
Архитектура с двумя шинами обеспечивает функциональную независимость авионики и системы управления оружием, оптимизирует поток данных и обеспечивает возможность интеграции с различными системами вооружения.
БРЭО Ка-50-2 позволяет вертолету вести боевые действия днем и ночью в любых погодных условиях.
Кокпит с четырьмя многофункциональными цветными дисплеями Оптико-электронная система прицеливания Системы РЭП
Ка-50-2 оборудован системами как активного так и пассивного радиопротиводействия.
В состав этого оборудования входит:
— приемник предупреждения об облучении радаром;
— система предупреждения о пуске ракет;
— приемник предупреждения об облучении лазером;
— системы выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.Вооружение
Ка-50-2 может нести вооружение общим весом до 2,5 тонн. Базовый комплект вооружения включает в себя ПТУРы, ракеты «Воздух-Воздух», пушку и НУРСы.
В состав вооружения Ка-50-2 могут входить:
— 12 сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет «Вихрь» с лазерным наведением или 16 ПТУР с электронно-оптическим наведением;
— 4 ракеты «Воздух-Воздух» типа «Стингер»;
— скорострельная 30-мм автоматическая пушка 2А42 с высокой начальной скоростью снаряда, запас снарядов — 240 бронебойных и 230 фугасно-зажигательных, скорострельность регулируется от 350 до 600 в/мин;
— 80-мм кассеты НУРС.
Варианты подвески оружия Новый вертолет был построен специально для участия в тендере на поставку 145 боевых вертолетов в турецкую армию. В тендере принимают участие пять фирм: американские — Boeing с вертолетом AH-64 Apache и Bell Helicopters с AH-1 King Cobra, франко-германский консорциум Eurocopter с Tiger, итальянская Agusta с вертолетом A129 Mangusta и ОАО «Камов» с Ка-50-2.
Модель боевого вертолета Ка-50-2 с тандемным расположением экипажа, представленная на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже 99. Фото — А.Гречихин
Основным вариантом Ка-50 «Черная акула» является модификация с одним членом экипажа. Однако, по требованию турецкой стороны, на тендер была представлена двухместная модификация, что не стало для ОКБ им. Камова трудноразрешимой задачей благодаря модульной конструкции планера вертолета.
Первый этап тендера проходил в Анталии (куда Ка-50-2 совершил беспосадочный перелет из Анкары) и включал в себя летную программу, в ходе которой определялись летно-технические характеристики вертолетов. Определяющими были названы статический потолок, скороподъемность и грузоподъемность.
Кроме того, программой предусматривались полеты с боевыми стрельбами. Российский вертолет показал себя с лучшей стороны, на нем совершили вылеты пять турецких экипажей, весьма благожелательно отозвавшихся о возможностях Ка-50-2. Однако из-за отсутствия бортового прицельно-навигационного
комплекса, разрабатываемого и изготавливаемого IAI, полеты на боевое применение вооружения были перенесены на июль 1999 г.Второй этап тендера начнется в июле и продлится до ноября 1999 г. В марте будущего года турецкое правительство объявит победителя. Турция планирует организовать производство некоторых узлов и деталей выбранного вертолета на базе местной авиастроительной компании Turkish Aviation Industrie.
На снимке хорошо видна откидная турель с 20-мм пушкой GIAT. Фото — А.Гречихин.
Несмотря на то, что Ка-50-2 выполнил все требования, предъявленные турецкой стороной на первом этапе тендера, устроители выдвинули ряд дополнительных, связанных, в основном, с адаптацией Ка-50-2 к стандартам вооружений и боеприпасов, принятых в НАТО. Самой сложной задачей является замена штатной
ограниченно подвижной пушки 2А42 калибра 30 мм на 20 мм турельную пушку французского концерна GIAT. Кроме того, потребуется замена российских блоков НУРС С-80 на 70 мм натовские. По мнению экспертов также возможна замена отечественных ПТУР «Вихрь» на американские противотанковые ракеты Hellfire. Турецкие военные отказались и от катапультных кресел К-37 и, соответственно, от системы отстрела лопастей несущих винтов.Выполняя эти требования камовцы разработали новый вариант Ка-50-2 с тандемным расположением экипажа, 20-мм французской пушкой на откидной турели под днищем вертолета и новым креслом пилотов британской фирмы Martin Baker.
Тандемный вариант вертолета пока еще не вышел из стадии макетного проектирования. Возможно, натурный макет будет представлен на авиасалоне МАКС 99.
Источники: 1. Бюллютень «Аэрокосмические новости» 19.04.99.
2. Ка-50-2 Attack helicopter. Выставочный буклет IAI/ОАО «Камов».
Ка-50-2 «Эрдоган» является глубокой модернизацией широкоизвестного боевого вертолета Ка-50 «Черная акула». Ка-50-2 стал итогом совместной работы российской ветолетной фирмы «Камов», госкомпанией «Росвооружение» и израильской компании — производителя авиационного оборудования IAI — Israel Aircraft Industries Ltd. Идея проекта «Эрдоган» возникла примерно 2.5 года назад, когда Турция объявила о намерении полностью обновить свой парк боевых вертолетов. Россия тогда уже имела готовый вертолет Ка-50 «Черная акула», который был выпущен в количестве всего нескольких экземпляров из-за отсутствия финансовых средств для запуска в серию. Тем не менее даже опытные образцы немало впечатлили специалистов своими тактико-техническими характеристиками. Наша сторона производит основную часть машины, получившей обозначение Ка-50-2 «Эрдоган», израильтяне же оснащают вертолет авионикой и противотанковыми ракетами. В процентном соотношении это выглядит как 80 к 20. Потенциальный покупатель познакомился с Ка-50-2 минувшим летом. Турки остались довольны увиденным. Правда, попросили о внесении некоторых изменений. Так, пилотов пришлось посадить не рядом, а друг за другом, а пушку сделали подвижной. Ка-50-2 это высокоэффективный многоцелевой всепогодный боевой вертолет предназначенный для выполнения следующих задач:
Защитные системы Ка-50-2 включают:
Конструкция. Фюзеляж имеет негерметичную моноблочную структуру прямоугольного сечения, разделенную на несколько отделений. Фюзеляж построен из аллюминиевых сплавов и полимерных композитных материалов (органический пластик, карбон-фибер пластик, сотовый наполнитель). Хвостовое оперение состоит из вертикального и горизонтального стабилизатора, на концах которого установлены широкие аэродинамические гребни. Ка-50-2 имеет небольшие крылья, которые обеспечивают дополнительную подъемную силу и служат для подвески различного вооружения и топливных баков. Шасси трехстоечное — носовая и две задние стойки, которые в полете убираются в фюзеляж. Двигатели. Ка-50-2 оснащен двумя турбореактивными двигателями ТВ3-117 ВМА, которые развивают мощность по 2200 лс на взлете. Авионика. Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета имеет централизованную архитектуру, обеспечивающую максимальную интеграцию приборов и инструментов с системами управления, что значительно облегчает управление вертолетом. Система управления связана двумя шинами данных MIL-STD-1553B MuxBus: шина оружия и шина авионики. Шина оружия построена по протоколу MIL-STB-1760B и связывает процессор задания и процессор отображения информации (MDP), которые управляют авионикой, устройство интерфейса вооружения (AIU), многоцелевую стабилизированную оптическую систему прицеливания (HMOSP), нашлемный прицел пилота (IHS) и крыльевые станции оружия. Шина авионики связывает следующие подсистемы: Связи/Идентификации, Навигации, РЭБ и др. Архитектура с двумя шинами обеспечивает функциональную независимость авионики и системы управления оружием, оптимизирует поток данных и обеспечивает возможность интеграции с различными системами вооружения. БРЭО Ка-50-2 позволяет вертолету вести боевые действия днем и ночью в любых погодных условиях. Системы РЭБ. Ка-50-2 оборудован системами как активного так и пассивного радиопротиводействия. В состав этого оборудования входит:
Вооружение. Ка-50-2 может нести вооружение общим весом до 2.5 тонн. Базовый комплект вооружения включает в себя ПТУРы, ракеты «воздух-воздух», пушку и НУРСы. В состав вооружения Ка-50-2 могут входить:
|
| |
Ка-50-2 Эрдоган является глубокой модернизацией широкоизвестного боевого вертолета Ка-50 «Черная акула». Ка-50-2 стал итогом совместной работы российской ветолетной фирмы «Камов», госкомпанией «Росвооружение» и израильской компании — производителя авиационного оборудования IAI — Israel Aircraft Industries Ltd. Идея проекта «Эрдоган» возникла, когда Турция объявила о намерении полностью обновить свой парк боевых вертолетов. Россия тогда уже имела готовый вертолет Ка-50 «Черная акула», который был выпущен в количестве всего нескольких экземпляров из-за отсутствия финансовых средств для запуска в серию. Тем не менее даже опытные образцы немало впечатлили специалистов своими тактико-техническими характеристиками. Наша сторона производит основную часть машины, получившей обозначение Ка-50-2 «Эрдоган», израильтяне же оснащают вертолет авионикой и противотанковыми ракетами. В процентном соотношении это выглядит как 80 к 20. Потенциальный покупатель познакомился с Ка-50-2 минувшим летом. Турки остались довольны увиденным. Правда, попросили о внесении некоторых изменений. Так, пилотов пришлось посадить не рядом, а друг за другом, а пушку сделали подвижной. Ка-50-2 это высокоэффективный многоцелевой всепогодный боевой вертолет предназначенный для выполнения следующих задач: — Уничтожение танков и легкобронированных целей, для чего вертолет оснащается сверхзвуковыми ПТУР «Вихрь» с дальностью поражения наземных целей до 8 км. — Ведение разведки наземных целей. Для этого на вертолет устанавливаются стабилизированные телевизионный и инфракрасный сенсоры, позволяющие определить цель на дистанции 20 км в дневное и 13 км в ночное время. — Непосредственная огневая поддержка наземных войск. — Уничтожение воздушных целей ракетами «воздух-воздух». Защитные системы Ка-50-2 включают: — Круговое бронирование кабины, обеспечивающее защиту от 12,7 мм бронебойных пуль и от осколков 23 мм снарядов. — Экранирование двигателей, уменьшающее интенсивность ИК-излучения и уменьшающее, тем самым, вероятность поражения ракетами с ИК-головкой наведения. — Система аварийного спасения экипажа, в которую входят катапультируемые кресла К-37-800 и система отстрела лопастей. Фюзеляж имеет негерметичную моноблочную структуру прямоугольного сечения, разделенную на несколько отделений. Фюзеляж построен из алюминиевых сплавов и полимерных композитных материалов (органический пластик, карбон-фибер пластик, сотовый наполнитель). Хвостовое оперение состоит из вертикального и горизонтального стабилизатора, на концах которого установлены широкие аэродинамические гребни. Ка-50-2 имеет небольшие крылья, которые обеспечивают дополнительную подъемную силу и служат для подвески различного вооружения и топливных баков. Шасси трехстоечное — носовая и две задние стойки, которые в полете убираются в фюзеляж. Ка-50-2 оснащен двумя турбореактивными двигателями ТВ3-117 ВМА, которые развивают мощность по 2200 л.с на взлете. Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета имеет централизованную архитектуру, обеспечивающую максимальную интеграцию приборов и инструментов с системами управления, что значительно облегчает управление вертолетом. Система управления связана двумя шинами данных MIL-STD-1553B MuxBus: шина оружия и шина авионики. Шина оружия построена по протоколу MIL-STB-1760B и связывает процессор задания и процессор отображения информации (MDP), которые управляют авионикой, устройство интерфейса вооружения (AIU), многоцелевую стабилизированную оптическую систему прицеливания (HMOSP), нашлемный прицел пилота (IHS) и крыльевые станции оружия. Шина авионики связывает следующие подсистемы: Связи/Идентификации, Навигации, РЭБ и др. Архитектура с двумя шинами обеспечивает функциональную независимость авионики и системы управления оружием, оптимизирует поток данных и обеспечивает возможность интеграции с различными системами вооружения. БРЭО Ка-50-2 позволяет вертолету вести боевые действия днем и ночью в любых погодных условиях. Системы РЭПКа-50-2 оборудован системами как активного так и пассивного радиопротиводействия. В состав этого оборудования входит приемник предупреждения об облучении радаром, система предупреждения о пуске ракет, приемник предупреждения об облучении лазером, системы выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек. Ка-50-2 может нести вооружение общим весом до 2,5 тонн. Базовый комплект вооружения включает в себя ПТУРы, ракеты «Воздух-Воздух», пушку и НУРСы.В состав вооружения Ка-50-2 могут входить 12 сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет «Вихрь» с лазерным наведением или 16 ПТУР с электронно-оптическим наведением, 4 ракеты «Воздух-Воздух» типа «Стингер», скорострельная 30-мм автоматическая пушка 2А42 с высокой начальной скоростью снаряда, запас снарядов — 240 бронебойных и 230 фугасно-зажигательных, скорострельность регулируется от 350 до 600 в/мин, 80-мм кассеты НУРС. Новый вертолет был построен специально для участия в тендере на поставку 145 боевых вертолетов в турецкую армию. В тендере принимают участие пять фирм: американские — Boeing с вертолетом AH-64 Apache и Bell Helicopters с AH-1 King Cobra, франко-германский консорциум Eurocopter с Tiger, итальянская Agusta с вертолетом A129 Mangusta и ОАО «Камов» с Ка-50-2. Основным вариантом Ка-50 «Черная акула» является модификация с одним членом экипажа. Однако, по требованию турецкой стороны, на тендер была представлена двухместная модификация, что не стало для ОКБ им. Камова трудноразрешимой задачей благодаря модульной конструкции планера вертолета.Первый этап тендера проходил в Анталии (куда Ка-50-2 совершил беспосадочный перелет из Анкары) и включал в себя летную программу, в ходе которой определялись летно-технические характеристики вертолетов. Определяющими были названы статический потолок, скороподъемность и грузоподъемность. Кроме того, программой предусматривались полеты с боевыми стрельбами. Российский вертолет показал себя с лучшей стороны, на нем совершили вылеты пять турецких экипажей, весьма благожелательно отозвавшихся о возможностях Ка-50-2. Однако из-за отсутствия бортового прицельно-навигационного комплекса, разрабатываемого и изготавливаемого IAI, полеты на боевое применение вооружения были перенесены на июль 1999 г. Второй этап тендера начнется в июле и продлится до ноября 1999 г. В марте будущего года турецкое правительство объявит победителя. Турция планирует организовать производство некоторых узлов и деталей выбранного вертолета на базе местной авиастроительной компании Turkish Aviation Industrie. Несмотря на то, что Ка-50-2 выполнил все требования, предъявленные турецкой стороной на первом этапе тендера, устроители выдвинули ряд дополнительных, связанных, в основном, с адаптацией Ка-50-2 к стандартам вооружений и боеприпасов, принятых в НАТО. Самой сложной задачей является замена штатной ограниченно подвижной пушки 2А42 калибра 30 мм на 20 мм турельную пушку французского концерна GIAT. Кроме того, потребуется замена российских блоков НУРС С-80 на 70 мм натовские. По мнению экспертов также возможна замена отечественных ПТУР «Вихрь» на американские противотанковые ракеты Hellfire. Турецкие военные отказались и от катапультных кресел К-37 и, соответственно, от системы отстрела лопастей несущих винтов. Выполняя эти требования камовцы разработали новый вариант Ка-50-2 с тандемным расположением экипажа, 20-мм французской пушкой на откидной турели под днищем вертолета и новым креслом пилотов британской фирмы Martin Baker. |
|||
Лётно-тактические данные | |||
Экипаж, чел. | 2 | ||
Диаметр главного винта, м | 14.5 | ||
Длина, м | 16 | ||
Высота, м | 4.95 | ||
Масса пустого вертолета, кг | 7692 | ||
Масса нормальная, кг | 9700 | ||
Масса максимальная взлетная, кг | 11300 | ||
Кол-во двигателей | 2 | ||
Макс. скорость, км/ч | 300 | ||
Крейсерская скорость, км/ч | 275 | ||
Практическая дальность полета, км | 1160 | ||
Дальность действия, км | 450 | ||
Практический потолок, м | 6000 | ||
Статический потолок, м | 4200 |
Второй вариант Ка-50-2 — еще один двухместный, предназначенный для обычных ступенчатых тандемных кабин; предлагается вооруженным силам, которые не принимают одноместную или двухместную компоновку рядом друг с другом. Еще один подвариант тандемного Ка-50-2, «Эрдоган» (по-турецки «прирожденный истребитель»), был предложен Турции совместно компаниями «Камов» и Israel Aircraft Industries. Он должен был быть оснащен крыльями с большим размахом и иметь башню Giat 621, совместимую с НАТО, с одной 20-мм пушкой, которая складывалась под днищем вертолета в полете для обеспечения дуги обстрела на 360 °; он складывался на правый борт для приземления и мог стрелять прямо вперед, даже в сложенном состоянии. Двигатели ТВ3-117ВМА-02. Десять турецких пилотов летали на Аллигаторе «061» в Анталии, Турция, в начале 1919 г.99 в рамках процесса оценки; требовалось 145. Был назван вторым вариантом, когда Bell выбрал AH-1Z, но переговоры возобновились в середине 2002 г. после тупика в переговорах с США. Самолет Jane’s All the World’s Aircraft, 2004–2005 гг.
|