лёгкий истребитель пятого поколения Авиация России
Метка: лёгкий истребитель пятого поколения
Фото © army-tech.net В июле 2021 года за неделю до открытия Международного авиационно-космического салона в Жуковском Госкорпорация «Ростех» и Объединённая авиастроительная корпорация запустили на одном из видеохостингов обратный отсчёт до презентации нового российского истребителя. В видеоролике военные пилоты из разных […]
Подробнее
Checkmate / Авиация XXI века / Актуальные темы / Аналитика, обзоры, интервью / Выбор редакции / Новости авиации
В выставочном павильоне компании «Сухой» на авиасалоне МАКС-2021 пройдёт презентация лёгкого тактического истребителя пятого поколения, получившего название Checkmate. Это многофункциональная платформа, которую отличают возможности адаптации под потребности конкретного заказчика, низкая стоимость эксплуатации и широкие боевые возможности. ЛТИ сочетает в себе […]
Подробнее
Актуальные темы / Истребители Сухого / МАКС 2021 / Новости авиации
Первый полет легкого однодвигательного истребителя 5-го поколения ожидается в 2023 году, следует из презентации самолета президенту РФ Владимиру Путину, сообщает «Интерфакс». «2023 год — первый полет ЛТС, 2024-2025 годы — постройка опытных образцов, 2026 год — запуск установочной партии», — […]
Подробнее
Актуальные темы / Истребители Сухого / Новости авиации / Первый полёт
«Рособоронэкспорт» проводит консультации с пятью государствами, заинтересованными в приобретении многофункционального истребителя пятого поколения Су-57, сообщил на открытии авиасалона МАКС-2021 глава компании Александр Михеев.
«Один из лучших истребителей в мире по своим тактико-техническим характеристикам. Имеет, безусловно, различные преимущества. Здесь, на выставке, […]Подробнее
Новости авиации
Иногда наши большие компании и корпорации заявляют о себе так ярко и громко, что волны потом в медийном пространстве долго не могут успокоится. И это здорово! Пандемийные новости уже всем порядком поднадоели. И так… Госкорпорация «Ростех» опубликовала на своей официальной […]
Подробнее
Актуальные темы / Истребители Сухого / МАКС 2021 / Новости авиации
Компания «Сухой» ведёт разработку лёгкого однодвигательного тактического истребителя со сверхзвуковой скоростью полёта и малой радиолокационной заметностью. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в авиастроительной отрасли. «Компания «Сухой» разрабатывает первый в современной истории России однодвигательный лёгкий тактический самолёт взлётной […]
Подробнее
Истребители Сухого / Новости авиации / ОКБ Сухого
В конце февраля 2017 г. было объявлено, что Россия и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) договорились о совместной работе по созданию лёгкого истребителя пятого поколения. Работа над проектом должна начаться в 2018 году, а через семь-восемь лет — его производство. Но […]
Подробнее
Актуальные темы / Новости авиации
Россия и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) договорились о совместной работе по созданию истребителя пятого поколения. Планируется начать работу над проектом в 2018 году, а через семь-восемь должно начаться его производство, уточняет детали проекта пресс-служба корпорации Ростех. Глава Ростеха Сергей Чемезов […]
Подробнее
Авиация XXI века / Истребители / Новости авиации
Россия и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) вместе займутся разработкой лёгкого истребителя пятого поколения, сообщает ТАСС со ссылкой на министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. «Сегодня подписали соглашение о развитии промышленной кооперации в области военно-технической продукции. Это даёт возможность развивать […]
Подробнее
Авиация XXI века / Истребители / Новости авиации
Проекты легкого истребителя у «Сухих» и «МиГ» уже есть
Новость, которую обнародовало информагентство ТАСС со ссылкой на свои источники в авиастроительной отрасли, стала одной из топовых на этой неделе. Однако у тех, кто внимательно следит за ситуацией в отечественном авиастроении, она вызывает, скорее, не восторженную эйфорию, а серьезные вопросы. Прежде всего к руководству ОАК и к руководству ВКС, в состав которых входят ВВС.
Было сказано, что будет разрабатываться «первый в современной истории России однодвигательный легкий тактический самолет взлетной массой до 18 тонн». Между тем, не секрет, что «первый в современной истории России однодвигательный легкий тактический самолет» был разработан в ОКБ им П.О. Сухого еще в начале 1990-х, уже в новой России. Также в начале этого века РСК «МиГ» предлагала военным рассмотреть их проект легкого истребителя с очень хорошими характеристиками.
Странно и то, что год назад пресс-служба ОАК распространила информацию о том, что возобновляются работы по созданию легкого многоцелевого фронтового истребителя. И вести их станет РСК «МиГ». Называлась даже сумма, выделенная на проведение предварительных работ. Но сейчас говорится уже о том, что работы над легким истребителем начнет «Сухой».
И нет ответа на главный вопрос. Для чего и для кого планируется «в инициативном порядке», как сказано в информационном сообщении, то есть за деньги Объединенной авиастроительной корпорации, разрабатывать легкий истребитель? Ведь до сих пор командование ВВС не выразило ни малейшей заинтересованности в его создании.
Минувшие тридцать лет шла нескончаемая и странная дискуссия о том, нужен самолет такого класса истребительной авиации нашей страны или нет. А дела не делались. Между тем, преимущества однодвигательного истребителя очевидны. Он дешевле в производстве, в войсковой эксплуатации, у него больше наработка на отказ. В советское время на них доводился до совершенства реактивный мотор, который потом ставили уже на тяжелые двухдвигательные самолеты. Есть и другие преимущества, которые командование ВВС еще в конце 1980-х стало игнорировать.
И вдруг, уже в этом веке выяснилось, что однодвигательными боевыми крылатыми машинами занимаются практически все страны, имеющие собственные ВВС и хоть какую-то авиапромышленность. Это, к примеру, и Индия, и Турция, и Тайвань, и Южная Корея, и Япония. В КНР за минувшие 25 лет спроектировали, освоили в производстве и поставили в строй три варианта таких истребителей. Причем все они с российскими двигателями. Даже США, которые раньше относились к легким боевым самолетам как-то снисходительно, тоже активно занялись их разработкой. А мы?
Наши конструкторы отнюдь не спали. В период с 1989 по 1992 год проводился конкурс проектов учебно-тренировочного реактивного самолета. Проект «Сухих» оказался самым продвинутым. Самолет, получивший обозначение С-54, мог развивать скорость до 1650 км/час, летать на высоте 18 км, обладал сверхманевренностью. И отличался хорошей устойчивостью на всех режимах полета.
То есть, в 1992 году был готов достаточно проработанный проект пусть и учебного самолета, но имевшего характеристики лучших истребителей даже нынешних времен. С-54 после незначительных доработок мог стать полноценным истребителем. Однако несмотря на то, что проект лоббировал генконструктор Михаил Симонов — авторитетнейший тогда в авиационных кругах человек — ВВС проект не приняли. Как утверждали знающие люди, не приняли по той причине, что С-54 был сверхзвуковым и однодвигательным, а командование Военно-воздушных сил тогда решило, что все истребители и учебные самолеты должны быть только двухдвигательными, а учебно-тренировочные еще и дозвуковыми.
Кстати, американская корпорация Boeing совместно со шведской компанией SAAB совсем недавно спроектировала именно легкий, именно однодвигательный, именно сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-Х, летные испытания которого начались в прошлом году. И американцы очень гордятся совместным детищем. А то, что их машина по тактико-техническим характеристикам и даже внешне очень похожа на С-54, лишь подтверждает правоту тех конструкторов, которые еще тридцать лет назад сделали проект нашего самолета.
В начале 2000-х годов ВВС проводили конкурс на разработку перспективного истребителя. Фирма «Сухой» предложила вариант тяжелой машины. РСК «МиГ» — значительно более легкий самолет. Как известно, военные выбрали тяжелый проект. Сейчас это Су-57. Машина достойная. Но что мешало ВВС, отдав победу тяжелому истребителю, одновременно открыть финансирование на продолжение работ по легкому, хотя бы в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ? Это было бы весьма прозорливо.
Увы, доводы руководства РСК «МиГ», хоть и звучали убедительно, во внимание приняты не были. Более того, к концу ХХ века командование ВВС вывело из строевого состава боевой авиации и фактически уничтожило все однодвигательные машины — истребители и истребители-бомбардировщики, считавшиеся как раз легкими. К настоящему времени ВВС полностью лишились, пусть и не самых современных, но вполне эффективных даже по нынешним меркам боевых самолетов — Су-17, МиГ-27, МиГ-23, МиГ-21. Между прочим, все перечисленные машины до сих пор стоят на вооружении многих стран мира. Интересно, что работать по земле истребители, оставшиеся в парке отечественных ВВС, «научились» совсем недавно. А вот МиГ-27 и Су-17 были настоящими истребителями-бомбардировщиками. Они поражали практически без промаха любые наземные цели, еще тридцать с лишним лет назад. И в воздушном бою могли за себя постоять.
Если командование ВКС по-прежнему будет считать, что однодвигательные легкие боевые самолеты ушли в прошлое безвозвратно, то какой бы замечательный истребитель ни создали в инициативном порядке конструкторы фирмы «Сухой», труд их будет напрасным.
Остается лишь повторить. Достаточно проработанные проекты легкого истребителя были и у «Сухого», и у «МиГ». Необходимо объявить официальный конкурс, провести его в сжатые сроки, выбрать лучший вариант. А затем, не откладывая, приступить к сборке опытного образца. Именно так поступали в СССР, именно так сегодня поступают во всем мире.
«Сухой» запатентовал легкий истребитель Checkmate с одним двигателем — РБК
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
www. adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 8 октябряEUR ЦБ: 59,98 (+1,74) Инвестиции, 07 окт, 16:10
Курс доллара на 8 октября
USD ЦБ: 61,25
(+0,99)
Инвестиции, 07 окт, 16:10
Пожар на Крымском мосту после подрыва грузовика. Видео Общество, 09:11
Перевозчик сообщил, что по Крымскому мосту приостановили движение Общество, 09:07
В Крыму заявили, что повреждения моста не носят тяжелого характера Политика, 09:06
www.
www.adv.rbc.ru
Компания Абрамовича купила здание столовой дома Наркомфина Бизнес, 09:00
5 сериалов на выходные. «Чаки», «Игра на выживание» и другие Life, 09:00
Эксперты оценят состояние автодорожного полотна на Крымском мосту Общество, 08:59
НАК сообщил о подрыве грузовика и обрушении двух пролетов Крымского моста Политика, 08:56
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
В Крыму заявили об отсутствии пострадавших при пожаре на мосту Общество, 08:51
Надежда на авось: как отучить водителей ездить без страховки Партнерский проект, 08:50
Власти подготовят паромную переправу из-за пожара на Крымском мосту Общество, 08:39
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:30
В Федерации бокса России сообщили о 50 повестках для членов сборной Спорт, 08:18
ЕС запретил ввоз пластмассы из России почти на $1 млрд Бизнес, 08:00
Почему финтех не похоронит классические банки РБК и S+Консалтинг, 07:55
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
Истребитель Су-75 Checkmate (Фото: Андрей Любимов / РБК)
Компания «Сухой» запатентовала новый легкий тактический самолет с одним двигателем Су-75 Checkmate, следует из данных реестра на сайте Федерального института промышленной собственности.
«Изобретение относится к области авиации, в частности к легким тактическим самолетам, имеющим малую радиолокационную заметность», — говорится в патенте.
Срок действия патента отсчитывается от 19 июля 2021 года, сам патент зарегистрирован 23 марта.
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
Хвостовая часть истребителя выполнена V-образной, воздухозаборник находится в нижней области фюзеляжа.
Впервые «Ростех» показал истребитель Checkmate 20 июля 2021 года на Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2021) в подмосковном Жуковском. Название Checkmate переводится с английского как «шах и мат».
Самолет разработала компания «Сухой».Его предельная боевая нагрузка составляет 7,4 тыс. кг, а дальность полета при отсутствии подвесных топливных баков — 2,9 тыс. км.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов, сравнивая истребитель с ближайшим конкурентом — американским самолетом F-35, подчеркивал, что основное преимущество Checkmate по сравнению с ним — в семь раз более низкая стоимость летного часа.
Самолет планируют вооружать ракетами класса «воздух — воздух», управляемыми ракетами «воздух — земля» и корректируемыми авиационными бомбами с лазерной головкой самонаведения. Также на него собираются установить неуправляемые авиационные ракеты и пушечное вооружение.
Contact – LiteFighter
3080 Northfield Place
Suite 120
Roswell, GA 30076-4917
Monday – Friday, 9AM – 4PM EST
Frequently Asked QuestionsDo you offer a Military/Veteran/LE/ Скидка для первого ответившего?
Да. Это двухэтапный процесс проверки. Сначала зарегистрируйтесь, нажав «РЕГИСТРАЦИЯ» в правом верхнем углу. Заполните регистрационную форму, используя свой адрес электронной почты *.mil или *.gov, и загрузите фотографию своего военного билета или DD214, используя эту часть загрузки файла в нижней части контактной формы. Затем мы создадим учетную запись покупателя на нашем веб-сайте и отправим вам данные для входа. Всякий раз, когда вы входите в систему, вы увидите свою скидку на все подходящие продукты.
Что делать, если я не могу получить доступ к своей военной электронной почте?
Просто загрузите фотографию своего военного билета или DD214, используя раздел «Загрузка файла» в нижней части контактной формы на этой странице. Затем мы создадим для вас учетную запись покупателя на нашем веб-сайте и отправим вам данные для входа. Всякий раз, когда вы входите в систему, вы увидите свою скидку на все подходящие продукты.
Мы не принимаем никаких других форм подтверждения, таких как: водительские права, в которых указано, что вы ветеран, или записка от вашего бывшего «командира», написанная мелом на салфетке. Да, это реальная история.
Вы отправляете товары за границу?
Да. Мы отправляем практически в любую точку мира. Чтобы рассчитать стоимость доставки, просто добавьте свое снаряжение в корзину и укажите свою страну и город. Это позволит вам оценить стоимость доставки при оформлении заказа. Примечание: налоги на импорт и таможенные пошлины не включены в стоимость вашей покупки. Эта сумма обычно оплачивается во время получения/доставки. Для получения информации о стоимости импорта для вашей страны посетите: www.uscib.org.
У вас есть дистрибьютор в моей стране?
Хотя мы находимся в процессе составления списка глобальных дистрибьюторов и реселлеров, в настоящее время единственное место, где вы можете приобрести оборудование LiteFighter на международном уровне, — это наш веб-сайт.
Сколько времени займет доставка?
Это зависит от того, где вы находитесь. Мы предлагаем внутреннюю и международную доставку через UPS и USPS. Расчетный срок доставки будет отображаться с доступными вариантами доставки при оформлении заказа.
Можно ли отправить на военный адрес (APO, FPO, DPO)?
Да. Адреса военных почтовых ящиков будут отправлены через USPS.
Что именно происходит после заказа?
Копия квитанции будет отправлена вам по электронной почте для подтверждения вашего заказа. После отправки вы получите номер для отслеживания.
Могу ли я получить индивидуальное предложение?
Отправьте нам сообщение через форму на этой странице. Дайте нам знать, что вам нужно, сколько и куда это идет. Мы свяжемся с вами с предложением.
Я купил подержанный/новый LiteFighter на eBay, и он сломан, порван, липкий, плохо пахнет, протекает или отсутствует. Могу ли я подать заявление на замену по гарантии?
Нет. Наша гарантия не подлежит передаче третьим лицам, например: на eBay, в каком-нибудь магазине Army Surplus или тому парню, который хотел продать вам LiteFighter в «новом состоянии» из багажника своей Impala. Если вам нужны запасные части, мы предлагаем их для всех наших систем на нашем веб-сайте здесь: Запасные части.
Наша гарантия распространяется только на оборудование, приобретенное через LiteFighter. Каждый продукт, который мы отправляем с нашего склада, находится в новом состоянии, качество проверено и одобрено нашей командой экспертов по палаткам, прежде чем он покинет наш склад. Для получения подробной информации о нашем гарантийном процессе посетите нашу веб-страницу «Гарантия, условия возврата и доставки».
Когда LiteFighter 2 снова появится в наличии?
Мы ожидаем пополнение запасов палаток LiteFighter 2 осенью 2022 года. В связи с увеличением военных заказов на LiteFighter 1 нам пришлось отложить производство LiteFighter 2. На данный момент Catamount — ваш лучший вариант палатки для двоих. Приносим извинения за неудобства и благодарим за терпение.
Если вы хотите получить уведомление, когда палатки LiteFighter 2 снова появятся в наличии, посетите нашу веб-страницу LiteFighter 2 и нажмите кнопку «Уведомить меня». Затем вы будете уведомлены, как только они появятся в наличии.
У вас есть в наличии комплект для холодной погоды LF 2?
Да, есть. Вот ссылка на покупку комплекта LF 2 для холодной погоды
Почему вы предлагаете только OCP?
Как военный подрядчик, утвержденный Министерством обороны США, мы в первую очередь производим системы укрытий для армии США. И их любимый цвет — официальный камуфляж (OCP). Что делает наш любимый цвет OCP. Мы предлагаем CataMount 2 в версиях OCP и MultiCam®. С учетом сказанного мы изучаем другие модели и цвета камуфляжа и планируем выпустить эти варианты дождевиков осенью 2022 года.
Почему ваши палатки такие дорогие? Я могу купить плохо сделанную в Китае одноразовую палатку на Amazon примерно за 80 долларов с бесплатной доставкой.
Если сравнивать яблоки с апельсинами, то они никогда не бывают одинаковыми. Как военный подрядчик, одобренный Министерством обороны США, наше снаряжение должно соответствовать требованиям MilSpec, быть прочным и изготовленным в Америке. Наши опоры из баллистического волокна выдержали ураганные ветры категории 1 в наших испытаниях в аэродинамической трубе. Наши дождевики превосходят требования водостойкости более чем на 250 % отраслевых стандартов. Каждый зажим, зажим и тяга были изготовлены по индивидуальному заказу с использованием только самого прочного пластика, который мы тестировали.
Мы считаем, что не нужно каждый год покупать новую палатку. Однако, при необходимости, мы предлагаем запасные части абсолютно для каждого предмета, входящего в комплектацию наших укрытий. А когда вы покупаете у нас напрямую, на ваше снаряжение распространяется наша гарантия.
Так что да, наши палатки стоят дороже, потому что они больше. Как вам эти яблоки?
Отправьте нам сообщениеПеред тем, как отправить нам сообщение, пожалуйста, прочтите Часто Задаваемые Вопросы на этой веб-странице. Вы найдете информацию о скидках для военных, международной доставке, дистрибьюторстве и пополнении запасов товаров, которых нет в наличии.
Легкий истребитель — это пилотируемое и беспилотное командное решение ВВС
Для ВВС, которые хотят быть готовыми вести эффективную воздушную кампанию против России или Китая, не теряя большого количества дорогих самолетов и пилотов, пилотируемое и беспилотное объединение предлагает важный путь вперед. Легкий истребитель предлагает наиболее экономичный способ разработки тактики и укрепления доверия между беспилотными системами и пилотами, добавляя при этом полезные боевые возможности.
Развитие ИИ и объединение автономных дронов и пилотируемых летательных аппаратов приводят к смене парадигмы в воздушном бою, которую ВВС должны принять или рискнуть неуместностью, сражаясь с такими странами, как Китай или Россия, от которых ВВС отстают в этом область. Китай уже добился больших успехов в разработке конкурирующих технологий беспилотных летательных аппаратов и низкотехнологичных решений, которые отдают предпочтение количеству, а не качеству. И Россия, и Китай приняли совместную работу пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов как часть своего стратегического плана. В сочетании с возможностью вторжения Китая на Тайвань, ростом напряженности в Европе и постоянной угрозой, исходящей от воинствующих экстремистских организаций по всему миру, ВВС должны действовать быстро.
Стать участником
Совместное использование пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов — это будущее воздушных боев, и недавние учения и демонстрации показали, что это имеет решающее значение для повышения эффективности боевых действий при минимизации рисков для пилотов. В рамках программы Skyborg MQ-25 и ATS от Boeing, Valkyrie XQ-58A и UTAP-22 Mako от Kratos, MQ-20 Avenger от General Atomics и два новых дрона, о которых недавно было объявлено, разрабатываются как автономные дроны для совместной работы. роль. Самолеты в групповой роли должны быть достаточно быстрыми, чтобы не отставать от истребителей пятого и шестого поколения, иметь усовершенствованные датчики и системы связи для объединения данных для наведения из нескольких источников и быть способными нести дополнительное вооружение.
Однако ключ к успеху в том, чтобы получить пилотируемый летательный аппарат, способный эффективно управлять этими активами. Вот чего не хватает ВВС. Легкий истребитель — это ответ на все эти вызовы. Чтобы понять, как это сделать, давайте рассмотрим, что представляют собой эти истребители и почему они могут быть так полезны для тренировок, конфликтов сверстников, специальных операций и помощи пилотам.
Что такое легкий истребитель?
Этот термин легко спутать с другими, например, легкие штурмовики и легкие боевые самолеты . Действительно, все они относятся к самолетам, которые выигрывают от того, что они меньше по размеру, более экономичны и проще в производстве, чем нынешние парки истребителей четвертого и пятого поколения. Для наших целей главное отличие состоит в том, что легкий истребитель оснащен турбиной, а легкий штурмовик — винтовым.
Концепция использования легкого истребителя для заполнения критических пробелов в боеспособности не нова. Во время войны во Вьетнаме ВВС запросили 200 самолетов F-5C Skoshi Tiger в рамках программы Sparrow Hawk в ответ на более сильный, чем ожидалось, износ истребителей, в первую очередь потому, что они были относительно недорогими и быстро производились. Хотя первоначально ВВС не рассматривали потребность в легких истребителях, F-5C показал исключительные возможности во время конфликта во Вьетнаме и оказался менее уязвимым для огня противника из-за своих размеров и маневренности.
Легкие боевые самолеты в течение многих лет отстаивались многими организациями как лучшее решение для непосредственной авиационной поддержки и боевых поисково-спасательных миссий на удаленных или неохваченных театрах военных действий. Программа получила новую жизнь несколько лет назад, когда ВВС решили провести соревнование и в основном состояли из небольших легких винтовых самолетов. В War on the Rocks и других изданиях было опубликовано несколько статей о концепции световой атаки, в частности, полковником (в отставке) Майком «Starbaby» Пьетручей, ведущим сторонником программы внутри и за пределами Пентагона. Авторы обсуждают полезность платформы в асимметричном конфликте, развенчивают мифы о платформе и то, как ВВС недавно сместили акцент программы на иностранную внутреннюю оборону после результатов эксперимента по легкой атаке.
Одна из самых больших проблем с легкими винтовыми самолетами и причина, по которой ВВС, вероятно, потеряли к ним интерес, заключается в том, что они медленнее и менее живучи, чем самолеты с турбинными двигателями. Это означает, что им труднее пережить продвинутые наземные или воздушные угрозы и идти в ногу с самолетом, который мог бы их защитить.
Напротив, легкие истребители оснащены турбинами, что дает им преимущество в скорости и маневренности по сравнению с большинством легких штурмовых винтовых самолетов. Скорость позволяет этим самолетам идти в ногу с текущими истребителями ВВС и верными дронами-ведомыми, что позволяет им выживать в небе над спорными территориями. Самолеты с турбинными двигателями также позволяют сократить время реагирования и увеличить полезную нагрузку специализированных систем и боеприпасов.
Легкие истребители идеально подходят для роли пилотируемых безымянных команд. Однако современные легкие истребители, такие как корейские F-50, Tejas, M-346 и L-159, не могут работать совместно с беспилотными летательными аппаратами и не имеют компонентов с открытой архитектурой, необходимых для интеграции передовых систем без существенных затрат. Модификация и стоимость. Будущие легкие истребители должны проектироваться с учетом этого.
Новая революция в цифровом дизайне самолетов и необходимость замены устаревшего Т-38 привели к разработке усовершенствованного учебно-боевого самолета, такого как Boeing T-7, который уже закуплен ВВС. Однако эти самолеты в первую очередь являются учебно-тренировочными и не имеют необходимых компонентов, таких как узлы подвески или классификационные требования, чтобы их можно было легко преобразовать в истребитель.
Вот почему боевое авиационное командование запросило у промышленности заявки на усовершенствованный «тактический» учебно-тренировочный самолет в рамках концепции «Восстановление кузницы». В статье Пьетрухи и Джереми Ренкена, опубликованной в 2019 году, предлагается отличное сравнение возможностей предлагаемых легких истребителей с использованием вариантов усовершенствованных тактических учебно-тренировочных самолетов. Несмотря на немного меньшую дальность полета и грузоподъемность, легкий истребитель может выполнять те же задачи, что и традиционные истребители четвертого поколения, такие как F-16 или A-10, включая способность нести различные бомбы, ракеты и специализированную полезную нагрузку; дозаправляться в воздухе; к воздушному бою; и для выполнения таких же задач непосредственной авиационной поддержки, перехвата и боевых поисково-спасательных операций.
Таблица 1: Условные T-X, FT-X и AT-X Гипотетическая загрузка
В этой таблице показаны различия между штурмовым вариантом и истребительным вариантом усовершенствованного учебно-тренировочного самолета. (Изображение предоставлено Майком Пьетруча и Джереми Ренкеном)
Усовершенствованные тактические тренажеры идеально подходят для обучения пилотов совместной работе пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. В этих самолетах, таких как Boeing T-7 или учебно-тренировочный самолет Aerolis, используются новые технологии цифрового проектирования, упрощенное техническое обслуживание , и системы с открытой архитектурой (которые позволяют интегрировать несколько средств связи и необходимы для совместной работы пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов), которые необходимы для того, чтобы служить экономичной базой для легкого истребителя, способного к совместной работе. В то время как усовершенствованный тактический тренажер в основном рассматривается для обучения будущих пилотов-истребителей, покупка вариантов истребителей для ВВС является небольшим скачком.
Легкие истребители, способные к объединению в группы, созданные на основе передовых тактических учебно-тренировочных самолетов, смогут не только выполнять роли традиционных истребителей, но также развивать и реализовывать будущие возможности объединения в воздушные бои. Они могут делать это за гораздо меньшие деньги и более эффективно, чем самолеты пятого поколения, и сокращать разрыв до тех пор, пока пилотируемое и беспилотное соединение пятого и шестого поколений не станет боеспособным.
Это нужно ВВС
Есть три ключевые области, в которых легкий истребитель, способный работать в команде, может принести пользу ВВС: обучение, конфликты на уровне равных и специальные операции.
С точки зрения обучения, одним из ключевых элементов поддержания мастерства пилотов-истребителей в воздушном бою является способность применять свои навыки против реальных самолетов, действующих в «красном воздухе» (агрессор или противник). Проблема, однако, заключается в том, что опять же из-за сокращения устаревших истребительных платформ ВВС были вынуждены заключать контракты с частными компаниями на сумму 7,5 миллиардов долларов. Контракт Red Air невероятно дорог, и этот контракт предусматривает только шесть баз. Базы, не имеющие доступа к красному воздуху по контракту, несут ответственность за создание собственных самолетов для этой цели, что может уменьшить преимущества обучения и увеличить расходы.
Учитывая надвигающийся риск конфликта на уровне равных, ВВС больше, чем когда-либо, нуждаются в дополнительных возможностях в воздушном пространстве. Вот почему ВВС вкладывают значительные средства в возможности объединения, особенно в самолеты пятого и шестого поколений, такие как F-35, B-21 и истребитель Next Generation Air Dominance. Однако одной из проблем эффективного использования пилотируемых летательных аппаратов с автономными товарищами по команде в боевом сценарии является доверие. Вот почему ВВС недавно разместили заказ на беспилотник «Fury» компании Blue Force Technologies для использования в качестве агрессора красного воздуха. Если пилоты истребителей пятого поколения будут сражаться с автономными дронами, то со временем им будет комфортно с ними в качестве ведомых «голубого воздуха».
Однако до того, как пилоты одноместных F-35 захотят летать и будут полагаться на автономных верных ведомых в бою, скорее всего, пройдет много лет. И около 30 000 долларов за час полета для F-35, это будет очень дорогой счет за обучение. Прибавьте к этому тот факт, что ВВС сокращают количество истребителей на вооружении по модели 4+1 и что самолеты пятого поколения производятся недостаточно быстро, чтобы опередить эти сокращения, и возникает пробел в том, чтобы иметь доступное решение для разработки этой технологии достаточно быстро, чтобы опередить конкурентов в равной стране. Легкие истребители — одно из наиболее рентабельных решений, которое может заполнить критические пробелы в возможностях ВВС и ускорить взаимодействие пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов и их возможности, пока производство истребителей следующего поколения наверстывает упущенное.
Легкий истребитель, способный работать в команде, является оптимальным самолетом для совместной работы с беспилотными летательными аппаратами для обеспечения красного воздуха при относительно небольших затратах и обучения новых пилотов-истребителей с самого начала в роли пилотируемых и беспилотных групп. Две зайцы одним световым истребителем. Это укрепляет доверие к автономным системам, обеспечивая при этом столь необходимую авиационную поддержку для самолетов пятого и, в конечном итоге, шестого поколения в реалистичных сценариях конфликтов на уровне равных. Тем не менее, легкий истребитель, способный работать в команде, не обязательно должен быть отнесен к учебным, поскольку он действительно хорош как в боях с равным противником, так и в боях с низкой интенсивностью конфликтов.
За пределами тренировочного мира легкие истребители, способные работать в команде, могут применяться против противников равного уровня. Легкий истребитель не подходит для уничтожения интегрированной системы ПВО, потому что он не является малозаметным и не имеет достаточно большой дальности действия, чтобы быть эффективным. Однако в районах с установленным господством в воздухе легкий истребитель может оказаться весьма полезным. Не способность сбрасывать бомбы или стрелять ракетами делает ценным легкий истребитель, а способность управлять другими самолетами, которые могут. Особенно против равного противника успех будет зависеть от способности действовать в качестве интегратора датчиков для обмена данными и информацией управления и контроля, что было экспертно обсуждено в предыдущем Война на скалах Статья о будущем превосходства в воздухе.
В бою с равным противником легкий истребитель может вообще не нуждаться в боеприпасах и даже не считаться ударным самолетом. Вместо этого они будут нести дополнительный газ, чтобы дольше оставаться на станции, электронное оборудование для атаки, чтобы повысить живучесть и обеспечить определенные эффекты на поле боя (например, глушение), и нести системы, которые могут управлять автономными летательными аппаратами (т. е. объединяться). Это автономный самолет, который будет оснащен специализированными системами и боеприпасами, которые будут координироваться с легкого истребителя для выполнения разведки, нанесения ударов по объектам противника или обеспечения поддержки других ударных комплексов и средств.
Это больше соответствует роли координатора тактической авиации. Легкий истребитель может сортировать, ставить задачи и отслеживать множество беспилотных средств, оставаясь в безопасности вне угроз противника. Например, в то время как истребители четвертого и пятого поколений заняты уничтожением воздушных или наземных целей, легкий истребитель может назначать, ставить задачи и координировать ударные комплексы беспилотников для заданного района операций. Это гарантирует, что у различных групп истребителей никогда не закончатся ракеты, а также гарантирует, что у них никогда не закончится бензин, поскольку они также могут назначать дроны-заправщики, такие как MQ-25. Все это может произойти при минимизации числа людей, подвергающихся риску.
В то время как ВВС переориентировались на конкуренцию с равными противниками, по-прежнему существует потребность в противодействии воинствующим экстремистским организациям и поддержке специальных операций по всему миру на театрах военных действий низкой интенсивности, таких как текущая воздушная кампания в Сирии. Хотя пилотируемые самолеты пятого поколения, такие как F-35A, в обозримом будущем будут использоваться для поддержки специальных операций на оспариваемых театрах военных действий, они по существу непрактичны для конфликтов низкой интенсивности из-за их высокой стоимости летного часа и жестких требований к техническому обслуживанию. Вам не нужен продвинутый самолет-невидимка, чтобы часами следовать за пикапом посреди Африки. Кроме того, подготовка летчиков-истребителей в этих миссиях отвлекает внимание от подготовки к конфликту с великой державой.
Это одна из основных причин, по которой Командование специальных операций ВВС занимается разработкой платформы «Вооруженный наблюдатель», которая может обеспечивать разведку, наблюдение и рекогносцировку, а также ограниченные возможности нанесения ударов по удаленным силам специальных операций.
Использование небольших площадей обслуживания и поддержки легкого истребителя в сочетании с высокой скоростью турбореактивного двигателя позволит быстро оказать дополнительную поддержку платформам Armed Overwatch или боевого корабля AC-130 в критических миссиях, таких как спасение заложников в Сирии 2014 г. и Сомали 2012 г. Миссии, подобные этим Силы специальных операций на театрах военных действий с малой интенсивностью традиционно поддерживаются истребителями четвертого поколения. Тем не менее, с сокращением числа истребителей четвертого поколения, легкие истребители, способные работать в команде, станут идеальным активом для обеспечения тактической координации в воздухе и критической непосредственной авиационной поддержки с меньшими затратами и без отнятия ценного времени на обучение четвертого или пятого поколения. бойцы. Легкие истребители могут заполнить критические возможности за небольшую часть стоимости.
Еще в 2015 году я был координатором тактической авиации на U-28A — пилотируемом самолете тактической разведки, наблюдения и рекогносцировки — в крупнейшей специальной операции прямого действия в Афганистане со времен операции «Анаконда». В операции участвовали четыре группы специальных операций, которые в течение трех дней атаковали тренировочный лагерь «Аль-Каиды», раскинувшийся на площади более 30 квадратных миль. В ходе этой операции я и мой экипаж скоординировали и урегулировали десятки авиаударов по более чем 20 боевым самолетам, включая AC-130, F-16, MQ-9.с, и других пилотируемых самолетов-разведчиков и радиоэлектронной борьбы. Моя команда из четырех человек отвечала за связь по девяти различным радиосетям между воздушными, наземными и командными объектами. Операция уничтожила «Аль-Каиду» и привела к рекордному сбору данных о противнике. Операция была настолько успешной благодаря централизованному узлу, который мог находить цели и передавать их нескольким стрелкам. Тем не менее, это был кошмар для координации.
Возможность управления дронами из кабины позволила бы беспрепятственно обмениваться и коррелировать данные о целях, сопоставлять оружие с целью, а также назначать, устранять конфликты и атаковать цели. Все это можно было бы сделать, не тратя время на координацию по радиосетям, и значительно снизить риск столкновений в воздухе с другими самолетами или оружием в полете.
Лучшим самолетом для выполнения роли тактического авиакоординатора, характерного для специальных операций, является самолет с наибольшей ситуационной осведомленностью. U-28A отлично справился с ролью тактического авиакоординатора по сравнению с традиционными самолетами четвертого и пятого поколений, потому что у него было больше времени ожидания и больше датчиков, чем у типичного полета с двумя кораблями. Тем не менее, продвинутые легкие истребители могут использовать верных дронов-ведомых для парковки над целью почти на неопределенный срок, в то время как сам легкий истребитель заменяется. Ключевым моментом здесь является бесшовная интеграция данных, которая стала возможной только благодаря объединению пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, поэтому будущие миссии специальных операций получат большую пользу от передовых легких истребителей, поскольку они уменьшают коммуникационные трения и обеспечивают более быструю передачу данных.
Кто на нем полетит?
ВВС не хватает 2000 пилотов, чтобы заполнить существующие самолеты. Удобно (хотя и не для удаленных пилотов), надвигающаяся автоматизация с помощью ИИ в сочетании с многоцелевым управлением (возможность управлять несколькими дистанционно пилотируемыми самолетами одним оператором), вероятно, снизит требования к удаленному пилотированию. Поскольку удаленные пилоты хорошо осведомлены о боевом пространстве, способны принимать сложные решения и боевые знания, накопленные за десятилетия боевых действий, в сочетании с глубоким знанием того, как работают беспилотные системы, они являются идеальными кандидатами для управления легким истребителем.
Как отметил Майк Бирнс на этих страницах, дистанционно пилотируемые экипажи в настоящее время составляют самое большое сообщество пилотов ВВС. Он также рассказал об исследовании, в котором не было выявлено заметных когнитивных различий между дистанционными пилотами и пилотируемыми пилотами. Самый большой фактор, мешающий ВВС использовать дистанционных пилотов для сокращения дефицита пилотов-истребителей, — это культурный фактор.
Чтобы сделать еще один шаг вперед, ВВС должны разместить легкий истребитель на удаленных пилотных базах, где есть дроны, такие как MQ-9.Жнец. Большинство этих баз, особенно в ВВС Национальной гвардии, имеют взлетно-посадочные полосы и объекты от предыдущих самолетов, которые в основном пустуют и с минимальными затратами могут быть преобразованы для поддержки современных легких истребителей. Поскольку легкие истребители, способные работать в команде, базируются на продвинутых тактических инструкторах, чья работа заключается в обучении пилотов-истребителей, их совместное размещение на базах MQ-9 позволит беспрепятственно переоборудовать их. Просто перейдите улицу и начните тренироваться прямо на легком истребителе. Это приводит к значительному увеличению количества доступных пилотов-истребителей с минимальными затратами и является одним из немногих способов, с помощью которых ВВС могут справиться с нехваткой пилотов.
«Ускорьте изменения или проиграйте»
ВВС должны действовать быстро, чтобы противостоять возможностям Китая, но при этом обеспечивать критически важную и экономически эффективную поддержку с воздуха для операций по борьбе с экстремистами. Легкий истребитель, способный работать в команде, является ключом к тому и другому. Легкий истребитель освободит ресурсы и нагрузку по обучению истребителей пятого поколения, а также укрепит доверие и уверенность благодаря автономным верным самолетам-ведомым.
Это стало возможным благодаря внедрению автономных летательных аппаратов и использованию неиспользованных пилотных ресурсов, которые может предложить сообщество беспилотных летательных аппаратов. При правильной реализации легкий истребитель, способный к объединению, станет началом объединения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, революционизируя воздушный бой и отправляя сдерживающий сигнал Китаю и другим противникам. Так вы ускорите изменения.
Стать участником
Майор Алекс Биегальски — пилот Национальной гвардии ВВС Сиракуз и бывший пилот U-28A Draco. Он провел более 2000 боевых часов, поддерживая специальные операции по всему миру, и определил роль тактического авиационного координатора специальных операций. В настоящее время он помогает в разработке систем искусственного интеллекта и программ скайборгов в Исследовательской лаборатории ВВС и является членом группы действий, определяющей требования к возможностям легких истребителей.
Выраженные взгляды принадлежат автору и не обязательно отражают официальную политику или позицию Министерства ВВС или правительства США.
Изображение: Космические силы США (Фото летчика первого класса Томаса Шоберга)
Комментарий
Легкие истребители – стоят ли они усилий?
Перехватчик МиГ-31 в полной комплектации весит столько же, сколько четыре двухэтажных лондонских автобуса, а изящный KAI FA-50 Golden Eagle в четыре раза легче чем МиГ и намного дешевле в эксплуатации. Современные легкие истребители, такие как «Грипен», могут похвастаться тем, что являются надежным сдерживающим фактором для гораздо более тяжелых противников — но так ли хороши легкие истребители, как они говорят, и стоят ли они усилий? Джим Смит проводит расследование.
В ходе разработки и применения самолетов в воздушном бою были сторонники как «тяжелых», так и «легких» истребителей. Размышляя о том, почему этот интерес сохраняется, я понял, что тесная связь между воздушным боем и аэрокосмическими технологиями существенно менялась с течением времени, поскольку новые технологии позволили использовать новые подходы к воздушному бою и бросили вызов существующей доктрине и политике.
Итак, мы начнем с рассмотрения разных «эпох» воздушных боев и того, как доступные технологии и возможности, которые они обеспечивают, изменили характеристики, требуемые от истребителя, и как это повлияло на выбор конструкции. Рассматривая технологические аспекты, мы обнаружим, что вооружение, двигательная установка и датчики, возможно, были столь же важны, как и аэродинамика в конструкции истребителя, а иногда и более. Для каждого из выявленных возрастов воздушных боев я выделю несколько репрезентативных «более легких» и «тяжелых» истребителей.
В этом обзоре будут показаны различные обстоятельства, при которых предпочтение отдавалось «легким» истребителям, и позволит мне рассмотреть, какие аспекты могут быть в пользу «более легких» истребителей и какие компромиссы могут быть по сравнению с «более тяжелыми» истребителями. Наконец, мы поразмышляем о будущем и подумаем, сохраняют ли «легкие» истребители актуальность, и если да, то какова их будущая роль.
Настоящая статья была написана на основе интересного материала warspot.ru, в котором рассматривается ряд концепций легких истребителей, разработанных американским аэрокосмическим инженером Бадом Нельсоном сначала для Boeing, а затем для Northrop. Я намерен использовать эту часть для описания ландшафта за соответствующий период, чтобы помочь понять те концепции, которые я рассматриваю здесь отдельно.
Прежде чем приступить к этому, слово читателю. Обзор воздушного боя, а за ним место легкого истребителя — обзор. Это не всеобъемлющее всеохватывающее исследование — если бы кто-то попытался, результатом была бы книга, а не статья Hush_Kit. Я также исключил палубные истребители, отчасти потому, что я пытаюсь сделать это достаточно коротким, но также и потому, что авианосная авиация имеет тенденцию отдавать предпочтение более тяжелым самолетам в погоне за оперативной гибкостью и досягаемостью. И я знаю, что из этого есть исключения (эскорт-авианосец и Grumman F-11F, например).
Воздушный бой – начало. Первая мировая война до середины 1930-х годов
Этот период начался с зарождения авиации и заканчивается появлением последних истребителей-бипланов.
Проблемы, с которыми столкнулись конструкторы в начале этого периода, заключались в двигательной установке, характеристиках, вооружении и надежности, и эти проблемы постепенно решались за счет развития технологий. Для успеха в воздушном бою необходимо было навести вооружение на противника, желательно в тактически благоприятной обстановке для достижения быстрого и успешного исхода. Однако было неизбежно, что временами летчики-истребители оказывались в ситуациях, когда не было тактического преимущества, и в этом случае требовался маневренный воздушный бой в сочетании с возможностью выхода из боя пикированием на высокой скорости, не подвергая опасности самолет. .
Подкаст об авиации Hush-Kit здесь
Основными требованиями были мощный и надежный двигатель; высокоскоростной; быстрая скороподъемность; отличные токарные характеристики; хорошее вооружение; и прочный планер. Эти требования сформировали истребитель того времени. Первоначально двигатели были в основном роторными, предлагая легкий вес, но относительно небольшую мощность. Вооружение было проблемой. До изобретения прерывателя у двухбалочных толкающих самолетов был период успеха, но как только проблема стрельбы вперед через винт была решена, большинство истребителей приняли конфигурацию биплана с тянущим винтом. Также использовались монопланы и трипланы на проволочных связях, первые предлагали более высокую скорость при заданной мощности двигателя, но, возможно, с меньшей прочностью, а вторые — большую маневренность и характеристики набора высоты.
Nieuport 24 из The Hush-Kit Book of Warplanes.По мере того, как двигатели становились более мощными и надежными, роторные двигатели были в значительной степени заменены компактными и мощными рядными, V-8 или радиальными двигателями, большинство из которых имело водяное охлаждение. Со временем увеличение мощности позволило увеличить скорость и рабочую высоту, а также повысить выносливость. В более легком самолете подчеркивалась маневренность, а в более тяжелом — скорость, высотные характеристики и вооружение. Следовательно, стали применяться разные тактики, использующие разные характеристики самолетов.
- Легкие истребители: Sopwith Tabloid, Fokker Eindekker, Nieuport 10. Более поздние образцы: Sopwith Camel, Nieuport 17, Fokker Triplane
- Тяжелые истребители: RAF SE 5a, Bristol F2B, SPAD XIII, Fokker D VII
Air Combat 90 — Высший поршневой двигатель. С середины 1930-х до конца Второй мировой войны
В этот период введение конструкции монокока с напряженной обшивкой изменило форму и потенциальные характеристики истребителя. В сочетании с резким увеличением мощности двигателя изменились скорость, высотные характеристики, вооружение, дальность полета и универсальность как истребителей, так и бомбардировщиков.
Основные требования остались почти такими же, как и во время Первой мировой войны. Для успеха в воздушном бою необходимо было навести вооружение на противника, желательно в тактически благоприятной обстановке для достижения быстрого и успешного исхода. Одним из отличий от Первой мировой войны было то, что наземные радиолокационные установки и системы управления могли обеспечить лучшее понимание местоположения и силы воздушной атаки, помогая пилотам занять хорошую тактическую позицию в начале боя.
Учитывая количество задействованных самолетов, время от времени летчики-истребители неизбежно оказывались в ситуациях, когда они оказывались в невыгодном положении. В этих обстоятельствах требовалась совместная тактика в сочетании с высокой скоростью и уклончивым маневрированием. Были полезны и другие достижения, такие как улучшенные прицелы, тяжелое вооружение и некоторая бронезащита.
Ключевыми требованиями оставался мощный, надежный двигатель; высокоскоростной; быстрая скороподъемность; отличные токарные характеристики; хорошее вооружение; и прочный планер. К ним можно добавить высокооктановое топливо для улучшения характеристик двигателя, что является одной из важных технологий, используемых военными, чьи стратегии разработки двигателей оказали ключевое влияние на развитие истребителей.
В Великобритании из-за угрозы бомбардировок Люфтваффе пришлось рассредоточить производство, в связи с чем использовалось ограниченное количество истребителей, в основном Hurricane, Spitfire, Typhoon и Tempest. «Спитфайр» развивался постепенно, его вес и мощность увеличились более чем в два раза за время конфликта, и он фактически превратился из «легкого» истребителя в, по крайней мере, значительно более тяжелый.
Джеффри Куилл, выступая в 1976 году на симпозиуме RAeS Mitchell Memorial Symposium, отметил, что Spitfire Mk I имел нормальную эксплуатационную массу 5820 фунтов, максимальную мощность 1050 л. с. и максимальную горизонтальную скорость 362 мили в час. Последний боевой вариант Seafire 47 имел макс. перегрузочная масса 12 500 фунтов, силовая установка 2350 л.с. и макс. скорость на уровне 452 мили в час. С точки зрения веса Seafire 47 продемонстрировал свои характеристики при весе, эквивалентном Mk I, перевозящему 32 пассажира (с багажом).
«Тайфун» был преобразован в «Темпест», и оба самолета представляли собой прерывистое увеличение веса, мощности и характеристик по сравнению с «Харрикейном». Mosquito и Beaufighter использовали свои размеры, чтобы стать успешными тяжеловооруженными многоцелевыми самолетами. Эти разработки в значительной степени зависели от технологий двигателей, особенно многоступенчатого наддува и использования передовых материалов, обеспечивающих устойчивую работу с высокой мощностью.
Немецкие разработки следовали аналогичной первоначальной схеме с постепенным развитием Bf 109., а также скачок в возможностях к Fw 190 и постепенным усовершенствованиям этого самолета, при этом Dornier 335 Pfeil, возможно, был их последним истребителем с поршневым двигателем, хотя и слишком поздно для ввода в эксплуатацию. Немецкие разработки двигателей получили преимущества за счет прямого впрыска топлива и продуманной внутренней конструкции, но им мешали отсутствие доступа к некоторым материалам и ограниченный запас высокооктанового топлива.
США разработали с британским двигателем «Мерлин» превосходный «Мустанг» в качестве дальнего эскортного истребителя, но с помощью (или, возможно, вынужденного) развития турбонагнетателя приняли «Тяжелый» истребитель с двигателем P Яркими примерами являются -38 Lightning и P-47 Thunderbolt. США также широко использовали большие и сложные радиальные двигатели, которые были характерны для их бомбардировщиков и многих самолетов ВМС.
В течение этого периода разработка радара бортового перехвата (AI) позволила разработать эффективные ночные истребители, что привело к созданию нового класса тяжелых истребителей, оснащенных радаром, как правило, двухмоторных и с многочисленным экипажем из-за размера и веса. первых радаров с искусственным интеллектом.
- Легкие истребители: ранние модели Spitfire; Мессершмитт 109; Як 3; Curtiss P-40
- Тяжелые истребители: Late Mark Spitfires; Hawker Typhoon и Tempest; Фокке-Вульф FW 190D; Дорнье Пфайль; Р-38 «Лайтнинг»; Р-51 Мустанг; P-47 Тандерболт
- Ночные истребители: Бристоль Бофайтер; Де Хэвилленд Москито; Юнкерс Ю 88; Хейнкель 219 Уху; Northrop P-61 Black Widow
Воздушный бой — первые реактивные самолеты — с 1944 по середину 1950-х годов
К концу Второй мировой войны, несмотря на ухудшение военной ситуации и нехватку важнейших материалов, немецкие аэродинамические и силовые установки исследовательские разработки привели к еще одному прерывистому скачку возможностей: Me 163 и V2 использовали ракетную тягу, а Me 262 превратился в боеспособный реактивный истребитель. Параллельные исследования реактивных двигателей в разработке привели в Великобритании к созданию двухмоторного реактивного истребителя Gloster Meteor, который в последние месяцы войны использовался ограниченно.
В интересной параллели с ранними самолетами времен Первой мировой войны развитие первых реактивных самолетов в решающей степени зависело от производительности и срока службы их двигателей. Относительно низкая тяга ранних реактивных двигателей привела к двухмоторной конфигурации Messerschmitt 262, но это было сочтено дорогим и сложным в производстве самолетом.
Конкуренция за более легкий и простой одномоторный истребитель привела к созданию Heinkel 162 Volksjäger. Этот самолет был разработан всего за 90 дней, и использовал дерево в конструкции крыльев, плавников и некоторых других компонентов. В результате за короткое время между первым полетом 6 декабря 1944 г. и окончанием войны в мае 1945 г. было построено удивительно большое количество самолетов. США, Великобритания и СССР стремились использовать захваченные данные немецких исследований и ученых-исследователей, чтобы объединить достижения в конструкции реактивных двигателей с многочисленными и разнообразными концепциями планера, которые рассматривались, а в некоторых случаях и строились в Германии. Принципиальной среди этих технологий было стреловидное крыло, но исследовались также летающее крыло, треугольное крыло и крыло изменяемой стреловидности.
В рассматриваемый период воздушные бои по-прежнему велись в основном днем, с использованием пушек в качестве основного вооружения. Были доступны неуправляемые ракеты, но они использовались в основном для атаки наземных целей или, возможно, против группировок бомбардировщиков. Это было время быстрого развития реактивных истребителей всеми крупными державами. В США основными ранними реактивными истребителями были F-80 Shooting Star, F-84 Thunderjet и F-86 Sabre. Великобритания использовала Gloster Meteor и de Havilland Vampire, а Hawker Hunter и Gloster Javelin находились в разработке. СССР использовал технологию британских реактивных двигателей для разработки превосходных МиГ-15 и МиГ-17, которые последовали за ранними проектами с прямым крылом, такими как Як-179.0007
В то же время осознание угрозы ночных бомбардировок и атомного оружия привело к необходимости создания всепогодных дневных и ночных истребителей, использующих бортовые радиолокационные системы для обнаружения целей. Первым реактивным ночным истребителем стал Douglas F3D Skynight. Большой и относительно медленный, этот самолет отличился наибольшим количеством сбитых самолетов США в Корейской войне.
- Легкие истребители: de Havilland Vampire; F-86 «Сейбр»; Микоян-Гуревич МиГ-15; МиГ-17; Хейнкель Фольксъегер
- Тяжелые истребители: Мессершмитт 262; Дуглас F3D Skynight;
Воздушный бой — радар и управляемые ракеты — с середины 1950-х по 1970-е годы
В этот период, вызванный продолжающимся после Второй мировой войны соперничеством идеологий между капитализмом под руководством США и русским и китайским коммунизмом, что привело к конфликтам в Корее и Вьетнаме, а вслед за ними продолжалась холодная война, аэрокосмические технологии продолжали быстро развиваться. Проблемы аэродинамики, тяги и управляемости первых самолетов были в значительной степени решены, в результате чего стало доступно значительное количество способных сверхзвуковых реактивных истребителей.
Однако, с другой стороны медали, усовершенствования западных истребителей были отражены их противниками, и, что еще больше усложнило ситуацию, распространение ядерного оружия привело к гораздо большим угрозам, первоначально от пилотируемых бомбардировщиков. Первым шагом для противодействия этой возникающей угрозе был переход от использования пушек в качестве основного средства ПВО к использованию вместо этого управляемого оружия воздушного базирования. В сочетании с разработкой компактных и эффективных радаров для истребителей, ракеты класса «воздух-воздух» с тепловым наведением или радиолокационным наведением (ЗУР) могут позволить истребителям поражать друг друга и бомбардировщики на гораздо больших расстояниях. Это не только давало истребителям больше шансов на выживание, но и позволяло отражать атаки бомбардировщиков до того, как они достигнут своих целей.
Чтобы достичь требуемых возможностей, истребители стали крупнее, тяжелее, мощнее, сложнее и дороже. Но также гораздо более эффективен, поскольку эффективность в воздухе очень зависит от возможностей ракет, но дополнительные размеры и возможности вооружения позволяют гибко использовать один и тот же планер в ударных целях и в задачах класса «воздух-воздух».
В этот период хорошим образцом для США был бы F-4 Phantom II, ставший многолетним зенитным и ударным самолетом для многих ВВС за десятилетия службы. Несущие ракеты Sidewinders с инфракрасным (ИК) наведением меньшей дальности и ракеты Sparrow большей дальности с радиолокационным наведением, с двумя экипажами, радаром и двумя мощными J79.двигателей, F-4 был разработан для ВМС США, но позже принят на вооружение ВВС США и оказался исключительно универсальным в эксплуатации. Первоначально он летал без пушечного вооружения, но опыт Вьетнама привел к тому, что оно было добавлено для более поздних самолетов.
Великобритания одними из первых вошли в мир истребителей с ракетным вооружением: Gloster Javelin и BAC Lightning могли нести ракету Firestreak с ИК-наведением, а Lightning также нес ракету Red Top с ИК-наведением большей дальности. .
СССР по сути заменил более ранние истребители МиГ быстрыми и небольшими МиГ 21, тип, который постепенно развивался на протяжении многих лет, что привело к появлению бесчисленных вариантов, как правило, с дополнительным топливом и улучшениями в системе миссии — радаре, вооружении и оборонительных средствах, которые позволяют стареющему дизайну оставаться актуальным.
Ранние ракеты воздух-воздух, такие как Sidewinder и Firestreak, имели инфракрасное наведение. Первоначально бои с ИК-зенитными ракетами ограничивались кормовыми атаками, но постепенно становились более гибкими в эксплуатации по мере улучшения системы самонаведения ракет. Ракеты с ИК-наведением имели преимущество перед ранними ракетами с радиолокационным наведением, так как требовали непрерывного освещения цели радаром истребителя, что ограничивало возможности пилота для маневра.
В этой среде, несмотря на то, что крупные державы разрабатывали ряд высокоэффективных тяжелых истребителей, появился класс небольших маневренных самолетов ПВО. Эти самолеты служили двум основным целям: удовлетворение потребностей небольших наций, которым авиация требовалась в оборонительных целях, а не для нападения на своих соседей; и для оснащения государств-клиентов крупных держав. Этими государствами-клиентами были те страны, обычно являвшиеся союзниками США или СССР, которые были снабжены большим количеством достаточно боеспособных самолетов, по крайней мере, частично для того, чтобы предоставить крупным державам возможность дистанцироваться от участия в боевых действиях.
Экспортные продажи этих более легких истребителей были важны для поддержания, а в некоторых случаях и роста промышленных аэрокосмических возможностей, а также для обеспечения экономических выгод и сохранения зависимости Государств-клиентов от крупных держав. В этом контексте Mirage III стал важным самолетом для Франции, поскольку он доказал свою эффективность и популярность среди неприсоединившихся стран и экспортировался в больших количествах.
Легкие истребители: F-104 Starfighter, Northrop F-5, Mirage III, МиГ 21
Тяжелые истребители: F-106 Delta Dagger; БАК Молния; Ф-4 Фантом; СААБ Вигген; Сухой Су 15
Текущий день: БВР бой и Стелс
За последние несколько десятилетий в политике воздушного боя произошел резкий сдвиг от маневренного визуального воздушного боя – «собачьего боя» к дальнему бою. благодаря достижениям в области двигателей управляемого оружия и технологий самонаведения, технологий авиационных радаров и использования внешней информации, поступающей через сетевые коммуникации.
В результате желаемая форма воздушного боя теперь находится за пределами видимости или BVR. В идеале истребитель обладает ракетами и датчиками большей дальности, чем его противники, и лучше осведомлен о ситуации, что позволяет ему идентифицировать и поражать противников на расстоянии. Эти бои предпочтительно происходят, когда противник находится на расстоянии, где он находится в «неуправляемой зоне» вашей ракеты, но пока вы остаетесь за пределами его возможности поразить ваш самолет.
Ключевыми факторами, способствующими ведению боевых действий с BVR, являются разработка передовых радаров, особенно тех, которые оснащены активными решетками с электронным сканированием (AESA). Эти радары могут искать новые цели, отслеживать ранее обнаруженные цели и обеспечивать поддержку канала передачи данных для AAM после запуска. Другие достижения в технологии AAM позволили таким ракетам, как MBDA Meteor, значительно увеличить дальность полета за счет использования ракетно-прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Ракетные самонаведения также улучшились по дальности и ракурсу, что позволяет ИК-ракетам наносить всеракурсные атаки на значительном расстоянии.
Одним из механизмов, дающих преимущество в этом виде боя, является очень низкая обнаруживаемость, чтобы противник не мог обнаружить и отследить ваш самолет. Низкая радиолокационная заметность помогает достичь этого, но следует отметить, что низкая заметность также должна быть достигнута против инфракрасных датчиков, а также широкого спектра радиолокационных датчиков, которые могут передавать информацию истребителям оппозиции.
Достижение низкой радиолокационной заметности требует, чтобы большая часть оружия размещалась внутри, увеличивая размер самолета, ограничивая количество доступного оружия и потенциально используя пространство, которое могло быть использовано для топлива, но выполняя цель «первой цели». смотрите, возможность первого выстрела и первого убийства.
Несмотря на то, что условия здесь сложные, место для более легкого истребителя еще остается. Поскольку возможности систем и ракет улучшились, стало возможным оснастить относительно небольшие одномоторные самолеты мощным радаром, сетевыми информационными системами и оружием большой дальности. Такие самолеты особенно полезны в качестве средств противовоздушной обороны, а не средств превосходства в воздухе, в основном потому, что их небольшой размер ограничивает внутреннее топливо, которое можно перевозить.
Легкие истребители: Мираж 2000; СААБ Грипен; HAL Tejas
Тяжелые истребители: F-15 Eagle; F-20 Раптор; Шэнду J-20; МиГ 29; МиГ 31; Су-35 и его модификации; Су-57; Дассо Рафаль; ПАНАВИА Торнадо; Eurofighter Typhoon
Легкие истребители: что это мне даст?
Рассматривая развитие воздушного боя, мы можем заметить, что, несмотря на огромные изменения в технологии, которые произошли за последние 110 лет или около того, «легкие» истребители продолжают разрабатываться наряду с более тяжелыми альтернативами.
В этом разделе указаны основные причины этого и показано, что они не так просты, как предположение о том, что малый вес дает большую маневренность. Это так, но есть и другие причины, которые могут сделать более легкую альтернативу привлекательной, а также множество причин, которые могут способствовать гибкости, полученной за счет использования более крупного и тяжелого самолета.
- Технологии
На нескольких этапах развития воздушного боя технологические ограничения благоприятствовали более легкому истребителю. Эти два пункта были:
- в начале Первой мировой войны, когда незрелые технологии двигателей благоприятствовали легким истребителям, а более высокая производительность и маневренность, которые пришли с легким весом
- в начале эпохи реактивных самолетов, когда более высокая скорость и высота достижимы реактивные двигатели были достойным призом, но низкая доступная мощность благоприятствовала небольшой и легкой конструкции.
- Стоимость
Несмотря на крайнюю непопулярность в отрасли и с учетом требований персонала, трюизм о том, что более тяжелые самолеты стоят дороже, серьезно не опровергнут. Все попытки создать самолет, ломающий эту парадигму, терпели неудачу. Это может показаться смелым заявлением, но я придерживаюсь его, по крайней мере, до тех пор, пока не увижу доказательства обратного.
Соотношение стоимости и веса является ключевым инструментом, используемым министерством финансов для оказания давления на предложения по разработке новых самолетов. Исторически сложилось так, что корреляция между весом и стоимостью была относительно устойчивой и позволяла проводить ранний и глубокий анализ предлагаемых удельных затрат.
Промышленность и операторы будут утверждать, что новые технологии позволяют создавать более легкие планеры и более мощные системы, обеспечивающие больше возможностей при заданном весе. Скептики из казначейства укажут на стоимость и риск разработки новых материалов для планера, а также на стоимость и сложность проверки и сертификации сложных систем с интенсивным использованием программного обеспечения. В конце концов, результат, как правило, ничейный, при этом делается упор на уменьшение массы как способ снижения стоимости — не в последнюю очередь потому, что вес и стоимость гораздо легче измерить, чем возможности.
Низкая стоимость желательна, так как из заданного бюджета можно закупить большее количество самолетов, и, если позаботиться на стадии проектирования, более дешевые, простые и легкие самолеты могут даже оказаться дешевле в эксплуатации.
- Производство
Д-р Рон Смит в своей серии из 5 частей, посвященной самолетам, построенным в Великобритании, документирует большое количество самолетов, построенных во время Первой мировой войны. В период этого конфликта британцы произвели около 55 000 планеров; у французов почти 70 000 самолетов и более 85 000 двигателей; у немцев около 50 000 самолетов и около 40 000 двигателей, причем значительное количество также произведено в США и Италии. За четыре года оснащенность РПЦ/РАФ выросла в восемьдесят раз, а темпы производства — в пятьдесят раз.
Вторая мировая война вызвала еще больший всплеск технологий и производственных мощностей. Цифры, доступные для производства самолетов в период с 1939 по 1940 год, действительно различаются, но объемы производства в Великобритании, Германии, Советском Союзе и Америке составляли порядка 130 000, 120 000, 160 000 и 325 000 соответственно.
Некоторые страны были обеспокоены наличием стратегических материалов для производства самолетов, что привело, по крайней мере во время Второй мировой войны, к разработке более легких истребителей, в которых в качестве основного материала для их строительства использовалось дерево, а не металл. Примеры этого включают British Miles M20 и Mosquito; немецкий Ta 154 и Heinkel Volksjäger; и американский Bell XP-77.
Иллюстрация Miles M20 от Teasel Studio из The Hush-Kit Book of Warplanes- Возможности
Могут ли более дешевые и легкие самолеты выполнять эту работу?
Во-первых, следует сказать, что воздушные бои до начала Корейской войны велись преимущественно днем и в условиях видимости. В этих условиях более легкие истребители могли предложить более высокую маневренность по сравнению с тяжелыми истребителями, но, возможно, имели бы более низкую максимальную скорость и дальность полета и, как правило, имели бы более легкое вооружение.
Эти возможности могли и приводили к использованию различных тактик: легкие истребители стремились использовать маневренность, в то время как тяжелые истребители использовали высокоскоростные проходы с минимальным маневрированием в воздушном бою.
В качестве сравнения между более тяжелым и более легким истребителями рассмотрим Hawker Hunter и Folland Gnat, разработанные в Великобритании. Этот пример взят из Jet Fighter Performance, Korea to Vietnam, Майка Спика, Яна Аллана, 1986 г.54, и был чрезвычайно успешным после полного развития. Несколько экземпляров, широко экспортируемых и уважаемых за хорошую управляемость, используются и сегодня. Основной целью проекта было сражение с российскими бомбардировщиками, но со временем роли неизбежно менялись, и самолет очень часто использовался в роли штурмовика. На вооружении его дополнял более тяжелый ночной истребитель Gloster Javelin с ракетным вооружением, двумя членами экипажа и большой бортовой РЛС перехвата.
Folland Gnat был современником Hunter, его первоначальный прототип, Midge, совершил свой первый полет в том же году, когда Hunter поступил на вооружение. Gnat был примерно на 2/3 размера Hunter и весил около 40% от веса Hunter с полной массой около 3 тонн по сравнению с 8 тоннами Hunter.
При почти сравнимой нагрузке на крыло, немного более высоком удлинении и на 20% большей тяговооруженности Gnat имел исключительную управляемость и более высокую скороподъемность, чем Hunter, но только вдвое меньшую огневую мощь, с двумя, а не четырьмя 30-мм пушками, частично потому что его роль рассматривалась как противовоздушная оборона от истребителей, а не бомбардировщиков. В воздушном бою с ВВС Индии Gnat показал себя как маневренным, так и эффективным, его трудно отследить визуально и с хорошими характеристиками набора высоты.
900:06 Работа, которую должны были выполнять истребители, резко изменилась с появлением в воздушном бою мощных ЗРК большой дальности. Возможности в текущих ситуациях воздушного боя были исследованы в нескольких предыдущих статьях для Hush_Kit, в которых рассматривалось, что делает истребитель BVR хорошим, и будущее воздушного боя. Их можно найти по следующим ссылкам:Здесь обсуждаются возможности, необходимые для обеспечения противовоздушной обороны, а также для установления и поддержания превосходства в воздухе, а также обсуждается, как эти возможности приводят к несколько иным требованиям.
Это касается будущего воздушного боя, подчеркивая подход «система систем», к которому, похоже, прибегают основные игроки как к средству доставки воздушной мощи в самом широком смысле.
Вот некоторые ключевые моменты, вытекающие из этих статей:
- Различие между превосходством в воздухе, когда целью является установление временного или постоянного контроля в воздухе над вражеской территорией, и противовоздушной обороной, где основное внимание уделяется сдерживанию и отражению воздушных атак противника. и по обеспечению воздушного контроля над своей территорией;
- Важность датчиков и систем для обеспечения ведения дальнего боя, когда это возможно, с использованием дальнобойных и высокоэффективных ракет;
- Важность электронного домена в обеспечении и поддержании ситуационной осведомленности в пространстве боевых действий, а также в предоставлении возможностей обманывать и сводить на нет датчики противника и ситуационную осведомленность;
- Появление малозаметных операций как характерной черты будущих воздушных операций.
Большой, как чертов мир: стратегические соображения
Некоторые геополитические и географические соображения сработали в пользу более легких истребителей. Некоторым странам, возможно, вовлеченным в борьбу политических идеологий и с подозрением смотрящим на других, было полезно создавать союзы с более мелкими странами под видом оказания оборонительной помощи. Да, мы смотрим на США и СССР периода холодной войны, но это не исключает других возможностей.
Предоставление своим друзьям и союзникам большого количества легких истребителей дает ряд преимуществ, в том числе:
- предоставление защитного зонтика, чтобы, если местные споры перерастают в конфликт, его можно было держать подальше от родины;
- поддержание союзников и друзей (государств-клиентов) в положении, когда они зависят от родины в плане поддержки, тем самым способствуя обеспечению политической согласованности;
- ограничение возможностей преимущественно оборонительными, а не наступательными возможностями, способствуя политической стабильности;
- и предоставление бизнеса для поддержки отечественной военной промышленности.
Световые истребители — преимущества
Суммирование, мы можем наблюдать следующие преимущества истребителей световых. обучение
- и доступность в большем количестве
- greater agility
- potentially higher climb rate and performance
- less visual signature
- potential ability to use shorter airstrips and more austere bases
- delivery of complementary tactical capabilities to heavier fighters
- Подход государства-клиента
- Поддержка промышленных возможностей
Компромиссы по сравнению с более тяжелыми истребителями
Одним из атрибутов, тесно связанных с весом истребителя, является размер и, через размер, площадь поверхности и объем. Это может показаться академическим, если бы не тот факт, что это объем самолета, доступный для полезной нагрузки и топлива.
В случае истребителя полезной нагрузкой является не только вооружение, но и датчики и системы, множество из которых имеют решающее значение для современных истребителей, а некоторые из них, безусловно, были важны для более старых моделей. Очевидные примеры включают радар, оборудование связи, оптические датчики, защитные средства, такие как мякина и сигнальные ракеты, электронное боевое оборудование, такое как глушители, средства предупреждения о запуске ракет и приближении.
Площадь поверхности самолета наиболее заметна в районе крыла, и соотношение между ней и весом самолета будет играть ключевую роль не только в определении характеристик разворота, но и в требованиях к взлету и посадке, т.к. а также места для перевозки внешних магазинов и датчиков.
Топливо, доступное для самолета, напрямую связано с имеющимся внутренним объемом, т. е. с тем пространством, которое еще не занято конструкцией, силовой установкой и воздухозаборной системой, шасси, пилотом и другими системами, обеспечивающими управление полетом, управление вооружением, дисплеи и т. д. на.
Обобщая, более крупный и тяжелый истребитель сможет нести большее количество датчиков и топлива, чем меньший и более легкий самолет, а также, вероятно, сможет нести более широкий спектр вооружения. Однако вполне вероятно, что нагрузка на крыло самолета будет выше, что подразумевает меньшую маневренность и более высокие требования к взлету и посадке.
Потеть слона: выбор дизайна и политики
Конечно, все эти аспекты зависят от выбора дизайнера. Если маневренности недостаточно, помогут более крупные двигатели, но они будут потреблять больше топлива. Многоосный вектор тяги может обеспечить большую маневренность, но увеличит вес и сложность двигателя и системы управления полетом. Точно так же более сложные конструкции крыла, включающие устройства с изменяемой стреловидностью и большой подъемной силой, могут улучшить взлетно-посадочные характеристики и маневренность, но за счет сложности и дополнительного веса.
Такой выбор конструкции привел к созданию более тяжелых истребителей с более мощными двигателями, обусловленными двумя основными факторами. Во-первых, есть желание вести огонь на большей дальности, используя дальнобойные ракеты. Это достигается за счет использования мощных датчиков и интеграции как бортовых, так и внешних систем, чтобы помочь ракетной атаке и сбить ракетную атаку противника.
Во-вторых, существует желание уменьшить размер и стоимость вооруженных сил, поэтому для большинства воздушных вооружений постоянно требуется, чтобы каждый тип самолета был более боеспособен, чем предыдущий, что опять-таки приводит к увеличению размера, веса и сложности, что в свою очередь увеличивает размер требуемой силовой установки. Как это ни парадоксально, результатом является не только увеличение возможностей, но и увеличение удельной стоимости самолета, хотя будет закуплено меньше, и также может быть достигнута экономия рабочей силы.
Инвестирование в малозаметные или малозаметные самолеты дает три эффекта. Успех означает большие возможности из-за способности вступить в бой, когда противник не знает о вашем присутствии или, возможно, о вашем местонахождении. Наряду с этим успехом происходит значительное увеличение затрат из-за необходимости передовых процессов производства и обслуживания, а также необходимых специальных материалов. Кроме того, внутренняя перевозка запасов, вероятно, приведет к конкуренции за внутренний объем между топливом и вооружением, что, в свою очередь, может повлиять на внешнюю аэродинамику и характеристики.
Меры по борьбе с тенденцией постоянно растущей стоимости, сложности и веса включают широкое использование самолетов-заправщиков в воздухе, что позволяет увеличить время патрулирования без увеличения размера и веса истребителя. Однако обеспечение обширной дозаправки в воздухе создает свои собственные уязвимости и затраты, особенно если должны проводиться наступательные операции, а не противовоздушная оборона. Также может использоваться смешанный подход, при котором высококлассные роли превосходства в воздухе ограничиваются меньшим количеством высокопроизводительных стратегических истребителей, в то время как самолеты с более низкими характеристиками или меньшей дальности используются для ударных операций или задач локальной противовоздушной обороны.
Большинство крупных вооруженных сил в настоящее время применяют системный подход, передавая некоторые системы взаимодействующим беспилотным средствам с ролями, варьирующимися от электронного боя до удара, дозаправки в воздухе, ретрансляции связи и, возможно, в будущем, воздушного боя. География и стратегические намерения также играют здесь свою роль. Для защиты большой территории с множеством возможных направлений атаки, вероятно, потребуются высокоскоростные дальнобойные перехватчики, вероятно, подкрепленные многочисленными меньшими реактивными истребителями, обеспечивающими локальную противовоздушную оборону от возможных «утечек», избежавших перехвата.
Стремление к глобальному господству в воздухе ведет к системам превосходства в воздухе, созданию условий для дальних ударных операций с использованием пилотируемых или беспилотных средств и, возможно, значительного количества тактических истребителей и ударных средств для обеспечения воздушного прикрытия и поддержка наземных операций.
Останутся ли актуальны легкие истребители?
Ранее в этой статье я ссылался на пару других материалов, посвященных воздушному бою BVR и будущим разработкам в воздушном бою. В целом, эти статьи предлагают в будущем стремление к боевой стойкости и дальности в сочетании с усовершенствованными датчиками, оружием дальнего действия и малозаметностью для обеспечения превосходства в воздухе. Это будет подкреплено сочетанием передовых сенсорных и электронных боевых платформ, а также обширными сетевыми информационными возможностями. Ударные миссии будут выполняться с помощью комбинации пилотируемых, беспилотных и автономных систем, при этом определение местоположения цели, подтверждение и распространение будут ключевым фактором.
На первый взгляд, эти пункты предполагают, что у «легких» истребителей может быть мало места для реализации этих возможностей, но это будет означать игнорирование возможностей, которые могут заключаться в подходе «система систем». Например, могут существовать варианты использования легких истребителей с меньшей дальностью действия, высокой реактивностью и маневренностью для обеспечения возможностей противовоздушной обороны, а также защиты ценных активов. Они будут использовать сторонние системы обнаружения и наведения для обеспечения быстрого и эффективного реагирования на угрозы или для оказания реактивной тактической поддержки наземным войскам.
Кроме того, как указано в боевой статье БВР, некоторые нации нуждаются в противовоздушной обороне для сдерживания потенциальных агрессоров, но не имеют желания навязывать свои политические идеологии за пределами своих границ. Для таких стран может быть достаточно небольшого объединенного в сеть самолета ПВО, оснащенного усовершенствованным радаром, средствами инфракрасного слежения и зенитным оружием большой дальности, учитывая, что любой такой самолет также будет иметь некоторые возможности в качестве ударного самолета, если необходимый.
С точки зрения возможностей, для тех наций, которым действительно требуется способность обеспечивать превосходство в воздухе за пределами своих границ, легкий истребитель может обеспечить нишевые возможности, сосредоточившись на ответной противовоздушной обороне, но также предоставляя дополнительные силы для усиления тактической поддержки. Кроме того, такое воздушное судно, конечно же, могло бы также обеспечить достаточные возможности для региональных государств-клиентов, как было указано ранее.
Промышленные соображения также важны. Многие страны входят в мир аэрокосмического производства за счет производства передовых учебных самолетов, и со временем улучшение производственных мощностей может сделать производство легких истребителей доступным. Учитывая достаточно благоприятную рабочую среду, этого может быть достаточно для удовлетворения национальных потребностей, учитывая, что в случае необходимости производители более совершенных самолетов, как правило, будут с большим энтузиазмом восполнять любые оставшиеся пробелы в возможностях.
Срочная потребность в легких истребителях может заключаться в концепции лояльных ведомых, если они применяются в воздушном бою. Убрав пилота и его вспомогательные системы, может появиться новый класс высокоманевренных беспилотных оружейных платформ с более высокой маневренностью и, в крайнем случае, одноразового использования. Такие системы могут функционировать как разрушительный элемент для принуждения к бою с оборонительными средствами противника, заставляя их расходовать оружие и топливо и снижая их способность реагировать на превосходство в воздухе или ударные элементы.
Легкие истребители стоят усилий?
Это зависит от того, кто вы. Для большой нации, стремящейся быть в авангарде всего, ваша потребность может быть довольно узкой. Усовершенствованные тренажеры, которые можно военизировать и экспортировать или использовать для первоначальной боевой подготовки в воздухе — возможно.
Нация с большой географической территорией, предлагающая противнику множество возможных направлений атаки — почти наверняка полезна в качестве дополнения к вашим реактивным стратегическим истребителям; прикрывать менее вероятные направления атаки и большие площади вашего воздушного пространства; и как активы противовоздушной обороны для ваших государств-клиентов.
Нация, стремящаяся выйти на арену аэрокосмического производства — безусловно.