Содержание

«У Вашингтона не получилось»: 50 лет назад закончилась война во Вьетнаме — Иван Журенков

Иван Журенков, 28 января 2023, 02:48 — REGNUM Ровно 50 лет назад, 27 января 1973 года было подписано Парижское соглашение о прекращении вьетнамской войны и восстановлении мира. Предшествующие переговоры вели — первоначально в тайне — эмиссар Северного Вьетнама Ле Дык Тхо и ныне здравствующий Генри Киссинджер, на тот момент советник президента США Ричарда Никсона по нацбезопасности.

Распыление дефолиантов с самолётов C-123 Provider. Южный Вьетнам, 1966 год

USAF. US Military Picture, found at the U. S. National Agricultural Library

Обоим переговорщикам вручили Нобелевскую премию мира. Ле Дык Тхо, впрочем, отказался от награды, пояснив, что война еще фактически продолжалась. Действительно, боевые действия шли до 1975-го, до окончательного разгрома южновьетнамских войск и взятия Сайгона Народной армией Северного Вьетнама и Вьетконгом. Но — и это важно — участие Соединенных Штатов в войне было официально остановлено именно в январе 1973-го в Париже, когда представители Ханоя, Сайгона и Вашингтона поставили свои подписи.

Одна из самых кровопролитных кампаний второй половины XX века, унесшая жизни двух миллионов мирных вьетнамцев, более 800 тысяч бойцов ДРВ и партизан и до 60 тыс. американских солдат, была завершена.

О том, как это событие сказалось на дальнейшей истории Вьетнама, и об отношении нынешних поколений к войне и к Соединенным Штатам корреспондент ИА REGNUM поговорил с Дмитрием Мосяковым — одним из самых известных российских специалистов по истории Вьетнама, руководителем центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, членом учёного совета Института востоковедения РАН.

Дмитрий Мосяков

© Владимир Трефилов. РИА Новости

ИА REGNUM: Можно ли считать, что с подписанием договора война фактически завершилась

?

Дмитрий Мосяков: Это соглашение стало ключевым для всего хода Второй Индокитайской войны. Как сказал вьетнамский дипломат и политик, подписывавший этот документ, Ле Дык Тхо, самое главное в этом соглашении было то, что «они ушли, а мы остались».

То есть фактически это было соглашение о том, что американцы уходят из Вьетнама. О том, что Южный Вьетнам остается один на один с Северным и, соответственно, с Фронтом освобождения Южного Вьетнама. И в конечном итоге вьетнамцы остались, причем и на Севере, и на Юге.

ИА REGNUM: Вы говорите о том, что Север и Юг остались «один на один». Но само Парижское соглашение стало бы возможным, если бы не Советский Союз? Вьетнам мог бы своими силами добиться победы?

Д. М.: Я думаю, что это было бы крайне сложно. Хотя, конечно, в первую очередь Вьетнам достиг всего сам. И даже в самые сложные периоды Вьетнам всегда сохранял абсолютную свободу и право выбора: что он будет делать и куда наступать. Поэтому такой позитив в отношении нас. Мы помогали, но никогда не вмешивались во внутривьетнамские дела.

Ни во внутрипартийные отношения, ни в военные.

ИА REGNUM: Парижские соглашения означали, что в войну фактически перестали вмешиваться американцы. У их протеже из Южного Вьетнама оставались хоть какие-то шансы не проиграть?

Д. М.: Какие-то шансы, может быть, и были. Но для того, чтобы воспользоваться ими, тому режиму, который утвердился в Южном Вьетнаме, нужно было эволюционировать в сторону более демократичного, представительного и опирающегося на какие-то серьезные группы режима.

А так это был чисто военный режим. Бесконечное количество генералов. Причем очень коррумпированных. Вся верхушка. И шансов противостоять мощи Северного Вьетнама у них практически не было. Равно как и на то, чтобы продержаться долго без каких-то серьезных перемен и создания новых идеологем для основной массы южновьетнамского населения.

ИА REGNUM: То есть все дело в идеологии?

Д. М.: Нет. Но надо понимать, что северяне шли с идеей объединения Вьетнама, превращения его в богатую, процветающую и влиятельную страну. А Юг не мог предложить никакой другой привлекательной альтернативы. И Север в итоге свои обещания выполнил.

На этом фоне Южный Вьетнам выглядел абсолютной марионеткой Штатов. Как только американцы ушли, как только южане остались один на один с Севером, шансов выстоять у них стало совсем не много.

Современные молодые вьетнамцы хорошо помнят и понимают это. Они понимают, какое большое дело было сделано тогда — 50 лет назад.

Парижские мирные переговоры

(сс) Office of the President of the United States

ИА REGNUM: У молодых вьетнамцев нет мыслей в том духе, что победа США в итоге обеспечила бы им сытую и богатую жизнь, как в Японии или Южной Корее? Помнят ли историю той страшной войны?

Д. М.: Вьетнамская молодежь разная. Одни работают на полях, другие богатые, учатся в США. Но таких идей нет. Потому что Вьетнам добился огромных успехов. Страна непрерывно развивается, и перемены там огромные. Я во Вьетнаме первый раз был в 1984 году. А последний раз перед пандемией. И если говорить о разнице, то это небо и земля. В течение одного–двух поколений страна радикально поменялась.

ИА REGNUM: В том числе и идеологически?

Д. М.: Американцы проводят во Вьетнаме очень сильную линию на мирную демократическую трансформацию власти, свободу и прочее. Кроме того, они играют на националистических чувствах. Например, между Вьетнамом и Китаем есть ряд противоречий по Южно-Китайскому морю. И США пытаются сыграть на этом.

ИА REGNUM: То есть фактически они пытаются стравить бывшего «почти партнера» — Китай и бывшего противника — Вьетнам?

Д. М.: Они работают по прецедентам: Сербия — Хорватия, Россия — Украина. А здесь: Китай — Вьетнам. Вашингтон рассчитывал, что сможет превратить Вьетнам в своего прокси-союзника, когда США будут стоять за спиной Ханоя и создавать проблемы для Китая. Но вьетнамское руководство смогло избежать такого поворота. Тем более что сейчас китайско-вьетнамские отношения выходят на новый виток доверия. Речь идет и о военном сотрудничестве, и о политическом, и об экономическом. Вьетнам не повелся на все эти американские похлопывания и обещания помощи.

ИА REGNUM: А что американцы обещали Вьетнаму?

Д. М.: Грубо говоря: «Если вы начнете биться с КНР за спорные Парасельские острова в Южно-Китайском море, то мы вас поддержим. Вы начинайте, а мы подтянемся». Но Вьетнам заявил, что категорически отказывается от военного решения спорных вопросов в Южно-Китайском море. И у американцев ничего не вышло. Разыграть сценарий превращения Вьетнама в сильного союзника США у Вашингтона не получилось. Все планы пошли прахом.

ИА REGNUM: И Китай, и Вьетнам сильно эволюционировали с 70-х годов прошлого века. Про КНР говорят, что их «социализм с китайской спецификой» таков, что специфики всё больше, а социализма всё меньше. Можно ли то же сказать о Вьетнаме — стали ли они экономически схожи с США?

Д. М.: Нет, ни в коем случае! Есть либеральные товарищи, которые все время пытаются сказать, что Вьетнам — это капиталистическое государство и так далее.

И, мол, от социализма во Вьетнаме остались только флаги. Но в том-то все и дело, что нет.

Там сохраняется огромная роль государственного планирования и государственного регулирования. Кроме того, там очень последовательно и четко ведется социальная политика. Во Вьетнаме делают акцент на подсчет не количества миллионеров, а число тех, кто из нищеты поднялся до среднего уровня. Там делается упор в первую очередь на повышение уровня жизни в сельской местности. Я уж не говорю про системы образования и здравоохранения. И, конечно, политическая система, связанная с господством коммунистической партии.

Вьетнамская женщина защищает своих детей от американских морских пехотинцев

Фотохроника ТАСС

ИА REGNUM: Вьетнам по-прежнему коммунистическая страна?

Д. М.: Какие-то элементы марксизма (типа классовой борьбы) постепенно выводятся за скобки. Но многие другие — социальная справедливость, равенство — остаются достаточно актуальными. Иными словами, когда Вьетнам заявляет о коммунистических идеалах, то это не пустые слова. На этом стоит политика. Иначе бы ничего не получилось.

Разумеется, там есть и проамерикански настроенные слои, и неправительственные организации, которые финансово связаны с американцами, но основная масса населения все равно поддерживает господствующую идеологию. И все попытки проамериканских сил добиться чего-то вроде «демократической трансформации» терпят фиаско.

ИА REGNUM: В современном Китае, по крайней мере до недавнего времени, в продаже легко можно было найти книги, в которых критиковались бы те или иные элементы политики Мао Цзэдуна. В современном Вьетнаме издаются книги, в которых будет содержаться критика Хо Ши Мина

?

Д. М.: Китайского лидера Мао ругают потому, что он провел культурную революцию, но официальная позиция заключается в том, что в политике первого председателя КНР «было 30% плохого и 70% хорошего». И об этом можно писать. Во Вьетнаме этого нет. Там есть национальный лидер — Хо Ши Мин — выдающийся человек. Это фантастическая личность. Образованная и чрезвычайно глубокая. И для Вьетнама его роль намного выше, чем Мао для Китая.

ИА REGNUM: То есть во Вьетнаме отношение к Хо Ши Мину такое же, как в КНДР к Ким Ир Сену?

Д. М.: Нет, не так. Хо Ши Мин — это был аскет. Человек, который отдал всю свою жизнь определенным идеям. Идеям единства своей страны, ее процветания, независимости. И многие сформулированные им принципы до сих пор остаются актуальными. У каждой страны должны существовать герои, позитивные мифы.

Визит Хо Ши Мина в СССР

© Федотов Павел/Фотохроника ТАСС

ИА REGNUM: Идеологические святыни?

Д. М.: Да. Понимаете, Хо Ши Мин воспринимается вьетнамцами как национальный лидер. И современные вьетнамцы гордятся им.

ИА REGNUM: Вы сказали, что США не прекращают попыток качественно повлиять на Вьетнам. Как к этому относится Китай?

Д. М.: Пусть влияние американцев и сильно, но во внешней политике оно выравнивается отношениями с Китаем. Вьетнам идет курсом многовекторности. Он открыт к отношениям со всеми странами. И для него важнее всего выстраивать политику, которая основана на развитии экономических отношений, что с США, что с Китаем, что с нами.

ИА REGNUM: Кстати, а как вьетнамцы относятся к России?

Д. М.: Вьетнам — одна из самых пророссийских стран в мире. Больше 70% населения положительно относятся к России. Потому что мы очень много сделали для Вьетнама. Есть народы, которые быстро забывают такое. Но у Азии очень хорошая историческая память.

ИА REGNUM: Экономически Россия присутствует по Вьетнаме?

Д. М.: Присутствует. Хотя масштабы нашей торговли, конечно, невозможно сравнивать с масштабами американо-вьетнамской или китайско-вьетнамской. Но понимаете, есть сферы, в которых наше присутствие огромно. В первую очередь это военно-техническое сотрудничество. Это политическое сотрудничество. Сотрудничество в сфере безопасности.

ИА REGNUM: А отношение к американцам? Случилось ли то, что принято называть историческим прощением?

Д. М.: Америку воспринимают как важного экономического партнера. В торговле с Китаем у Вьетнама большой дефицит. А в торговле с Америкой — большой профицит. Торговля с США очень выгодна. Там много чего завязано на совместные проекты с американцами. Кроме того, количество молодых вьетнамцев, которые учатся в США, несравнимо больше, чем число тех, кто приехал за образованием в Россию. Увы, мы не Советский Союз, и мы не можем удерживать те же контакты и связи, которые были в 1980-е годы.

Искусство: две точки зрения на войну во Вьетнаме

Винсент Монлюк,

Уличный торговец в старом Ханое , 2018. Бумага, акварель, 56 x 37 см.

Йоко Оно, Cut Piece, 1964 год.

Перескакивая через богатые века истории и традиции, мы сразу же приходим к воплощению точки зрения одного из самых знаменитых художников вьетнамского двадцатого века, а именно Нгуен Фан Чана, пионера росписи по шелку в рамках художественного исследования своей страны, который, несмотря на его образование в Школе изящных искусств Индокитая, институте, основанном в то время во Французском Индокитае и нацеленном, согласно западному вкусу, на «превращение местных ремесленников в профессиональных художников», удалось сохранить заметное внимание к довольно старомодному и традиционное изображение деревенской жизни. Вышеизложенное ярко проявляется в его работах, направленных на изображение персонажей, занятых работой, диалогом и отдыхом, с «реализмом», родственным старой китайской традиции, которая так повлияла на «изначальную» фигуративную точку зрения Вьетнама. На конкретном примере предлагаю зрителю понаблюдать за будничной сценой, запечатленной в «После дежурства» — работе, сделанной упомянутым мастером примерно в 1967 году, то есть в разгар войны во Вьетнаме, поражающей своей безмятежностью, хотя, на самом деле за спокойствием сюжета скрывается страстный патриотический посыл, направленный на прославление, как и в большинстве работ художника, более традиционной скромности и простоты сельской жизни страны. Это «оправдание» идентичности можно сравнить с западным искусством того же исторического периода, направленным на то, чтобы без промедления, но через резкий и яростный клич несогласия, эксплицировать все то отвращение, которое испытывали художники к вышеупомянутому военному конфликту, который с 1955 по 1975 год Вьетнам противостоял американской сверхдержаве. Анализируя некоторые из этих политических экстерналий, выраженных в творчестве, строго следуя хронологическому порядку, мы начнем с того, что окажемся «лицом к лицу» с молодой Йоко Оно, сражающейся с одним из ее первых перформансов, Cut Piece, актом, в котором художница сидела одна на сцене, на которой, нарядно одетая, держала в руках ножницы, дабы предложить зрителям подойти к ней и отрезать небольшой кусочек ее костюма, а затем ревниво сохранить и оберегать его. Этот спектакль, в котором зритель занимает активную роль в противовес пассивности Оно, был интерпретирован не только как своеобразный протест против войны во Вьетнаме, но и как феминистское произведение, открыто декларируемое против всякого рода насилия и дискриминации.

Дуй Тран, Пейзаж Вьетнама, 2022. Холст, масло, льняной холст, 60 x 46 см.

Крис Бёрден, «Стреляй », 1971 год.

Между 1967 и 1972 годами, с другой стороны, датируется Red Stripe Kitchen, работа из серии «Прекрасный дом: возвращение войны домой», созданная американской художницей, фотографом и искусствоведом Мартой Рослер. целью зафиксировать в образе чрезвычайно новаторскую концепцию, основанную на новой популярности, обнаруженной в то время, телевизионной среды, которая впервые в истории принесла конфликт и его насилие прямо в дома американцев. граждан, настолько, что его переименовали в своего рода «гостиную войны». В действительности, однако, фотомонтаж, помещающий солдат в тихий интерьер, был искусно задуман художником еще и для того, чтобы добиться нарушения успокаивающей иллюзии: дистанции между «здесь» и «там», которая, неумолимо теряется, погружает зрителя в нестабильную и опасную ситуацию, имеющую свои истоки в американской внешней политике, а также в экстремальном характере культуры потребительства. Наконец, мы приходим к самой жестокой трактовке конфликта, а значит, пожалуй, и наиболее верной реальному факту войны, которую нам предлагает крайняя точка зрения американского художника Криса Бердена, раскрытая в перформансе 1971 года. под названием Стреляй. Именно 19 ноября того же года, в галерее F-Space в Санта-Ана (Калифорния, США) художник встал перед своим другом, которому он адресовал судьбоносные слова: «Вы готов, Брюс?» Мгновение спустя винтовка 22-го калибра, которой владел последний, за долю секунды имитировала смерть, оставив на руке Бэрдена след в виде огнестрельного отверстия, которое на самом деле он должен был только задеть. Такой тревожный, неуправляемый и жестокий спектакль считался одним из самых зрелищных в 1970-е годы, действие которого происходило в американском контексте, чрезвычайно перегруженном фантазиями и страхами, вызванными стрельбой и огнестрельными ранениями, из которых война во Вьетнаме казалась наиболее логичной. и трагическое продолжение.

Жиль Мевель, Диптих: Бухта Халонг. Вьетнам . Холст, акрил, 80 х 160 см.

Краткая история искусства Вьетнама

Помимо довольно бурных военно-исторических событий Вьетнама, из которых приведенные выше факты представляют собой лишь «малую часть», даже не принимая во внимание проблемы, связанные с колонизацией и глобализацией, можно говорить, с другой стороны, о солидная фигуративная культура, которая на протяжении веков сумела достичь своей наиболее аутентичной идентичности, направленной на охват истоков от каменного века до наших дней. Начиная с 8 тыс. Впоследствии творческий порыв Вьетнама подвергся резкому влиянию Китая, что было обусловлено как присутствием китайских правителей, так и фактическими вторжениями и захватами власти «Пекином». Если китайское влияние определило золотой век вьетнамского художественного производства, преимущественно реализуемого через богатое производство керамики, то более поздняя французская колонизация, проявившаяся в создании Высшей школы изящных искусств в Индокитае, принесла с интенсивностью, никогда ранее не существовавшей. видели раньше, европейские методы во Вьетнаме. После американской интервенции 1950-х, 1960-х и 1970-х годов нужно ждать до 1990-х годов, чтобы говорить о новом и процветающем вьетнамском художественном импульсе, способном объединить традиции двух противоположных, дополняющих друг друга миров, неразрывно объединенных историей: Запада и Восток.

Phuong.C Nguyen,

Nail time , 2018. Живопись, лак/пигменты/дерево на дереве, 75 x 60 см.

Phuong.C Nguyen: Время гвоздей

Когда я впервые посмотрел на Nail time, я подумал, что столкнулся с «классическим» произведением тайского искусства, которое, отмеченное красными цветами, традиционной одеждой и погруженное в природу повседневных жестов, имело привкус точки зрения известные художники, такие как, например, Нгуен Гиа Три и Ле Куок Лук. Однако есть одна маленькая деталь, которая смещает датировку вышеупомянутой картины со стилей примерно 19 века на наши дни: эмалированная бутылка промышленного производства, точно полученная в результате исследований бренда Cutex, который в 1911 году разработал первый жидкая формула эмали. Однако, помимо этих анаграфических мелочей, работа, которая, как признается нам художник, была выполнена в период его обучения и увековечивает его кошку, действительно использует древнюю тайскую технику лакирования, используемую вышеупомянутыми популярными мастерами. На самом деле, время Гвоздя можно представить как фрагмент «Женщин в саду» Нгуен Гиа Три, произведения, в котором не одна, а целых одиннадцать девушек занимаются рутинными делами в ярком или, вероятно, осеннем пейзаже. Этот шедевр, в котором женщины предстают во всей своей грации, обаянии и кокетливости, раскрываемой изгибами и гибкостью их тел, почти заставляет нас забыть о сложности процесса лаковой росписи, известного как Sơn mài, который является очень трудоемким. процесс, который включает в себя нанесение нескольких слоев цветного и прозрачного лака, которые после укладки друг на друга и высыхания должны быть затерты наждачной бумагой, порошком древесного угля и человеческими волосами для достижения желаемого цвета. Наконец, важно указать, как рассматриваемый лак добывается из дерева кайсон, формы жизни, населяющей горы провинции Фу Тхо.

Жиль Мевель, Reflets: Vietnam , 2006. Картина, холст, акрил, 100 x 80 см.

Жиль Мевель: Reflets, Вьетнам

О живописи Мевеля мы знаем датировку и технику, мы идентифицируем предмет, который проявляется через фигуративизм, но мы игнорируем точное место, в котором он оживает и обретает форму, усиливая тему двойника, который учетверяется присутствием отражение воды от типичного вьетнамского рисового поля. Чтобы удовлетворить свое и ваше любопытство, я провел небольшое онлайн-исследование, просмотрев сайты известных туристических агентств, чтобы прийти к гипотетическому выводу: вероятно, Вьетнам находился в районе Му Канг Чай, северной части страны. о котором идет речь, который считается одним из самых важных зернохранилищ в стране, поскольку здесь находятся одни из самых больших и живописных террасных рисовых полей во всей Азии. В этом направлении самый массовый туризм прибывает в Сапу, которая расположена недалеко от границы с Китаем и может похвастаться захватывающими, спокойными и аутентичными пейзажами. Вместо этого, говоря об истории искусства, цветовая палитра, использованная художником в Artmajeur, сразу же напомнила мне «Пейзаж Сай Сон» (1970) Нгуен Тьен Чунга (1914–1976), вьетнамского художника, получившего премию Хо Ши Мина в области литературы и искусства. в 2000 году. Как и сюжеты Вьетнама, многие шедевры Нгуен Тьен Чунга изображают крестьян и рабочих, чрезвычайно проникнутых национальной идентичностью, но раскрывающих нам резкое отличие: в случае с пейзажем Сай Сон вьетнамец смотрит на клише его стране, в то время как в случае с творчеством художника Artmajeur рассматриваемая точка зрения исходит из Франции.

Винсент Виллар, Вьетнамский пейзаж , 2001. Холст, масло, 85 х 105 см.

Винсент Вилларс: Вьетнамский пейзаж

Что было бы, если бы Матисс и Гоген посетили Вьетнам? Вьетнамский пейзаж Виллара отвечает на этот вопрос гипотетически, оригинально и надуманно. Он направлен на то, чтобы поместить традиционного персонажа в красное, «аналогично» «Десерту: гармония в красном» (1908 г.), цветовой схеме, в которой он принимает лежащие позы таитянских женщин на пляже (1891 г.), возвращая нас к примеру. Высшей школы изящных искусств Индокитая и, следовательно, тому ветру западного искусства, который еще позже дул на вьетнамскую изобразительную традицию. На самом деле, в этот момент на ум приходят два вьетнамских мастера, чьи взгляды, вероятно, в некоторых своих художественных проявлениях находились под влиянием фигуративного производства авангарда 20-го века, а именно: Хоанг Хонг Кам и Конг Куок Ха. Первый из двоих, родившийся в 1959 году, был художником, который проявлял близость к течению экспрессионизма, особенно когда он посвятил себя изображению лиц на переднем плане, а что касается более широких перспектив, он часто дополнял вышесказанное чисто абстрактные представления. Что касается Конг Куок Ха, с другой стороны, мастер, родившийся в 1955 году, является одним из самых известных художников по лаку, который с его уникальной и новаторской точкой зрения вдохнул новую жизнь в традиционное вьетнамское искусство, иногда проявляя сходство взглядами на «наивное» искусство.

Война во Вьетнаме: причины, факты и последствия

Истоки войны во Вьетнаме

Вьетнам, государство в Юго-Восточной Азии на восточной окраине Индокитайского полуострова, находившееся под французским колониальным правлением с 19 века.

Во время Второй мировой войны японские войска вторглись во Вьетнам. Чтобы бороться как с японскими оккупантами, так и с французской колониальной администрацией, политический лидер Хо Ши Мин, вдохновленный китайским и советским коммунизмом, сформировал Вьетминь, или Лигу за независимость Вьетнама.

После поражения во Второй мировой войне в 1945 году Япония вывела свои войска из Вьетнама, оставив у власти императора Бао Дая, получившего образование во Франции. Увидев возможность захватить контроль, силы Вьетминя Хо немедленно поднялись, захватив северный город Ханой и провозгласив Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ) с Хо в качестве президента.

Стремясь восстановить контроль над регионом, Франция поддержала императора Бао и в июле 1949 года создала государство Вьетнам со столицей в городе Сайгон.

Обе стороны хотели одного и того же: единого Вьетнама. Но в то время как Хо и его сторонники хотели создать нацию по образцу других коммунистических стран, Бао и многие другие хотели, чтобы Вьетнам имел тесные экономические и культурные связи с Западом.

Знаете ли вы? Согласно опросу, проведенному Управлением по делам ветеранов, около 500 000 из 3 миллионов военнослужащих, служивших во Вьетнаме, страдали посттравматическим стрессовым расстройством, а уровень разводов, самоубийств, алкоголизма и наркомании среди ветеранов был заметно выше.

Когда началась война во Вьетнаме?

Война во Вьетнаме и активное участие США в войне начались в 1954 году, хотя непрекращающийся конфликт в регионе длился несколько десятилетий.

После того, как коммунистические силы Хо пришли к власти на севере, вооруженный конфликт между северной и южной армиями продолжался до решающей победы северного Вьетминя в битве при Дьенбьенфу в мае 1954 года. колониальное господство в Индокитае.

Последующий договор, подписанный в июле 1954 года на конференции в Женеве, разделил Вьетнам вдоль широты, известной как 17-я параллель (17 градусов северной широты), при этом Хо контролировал на севере, а Бао на юге. Договор также предусматривал проведение общенациональных выборов для воссоединения в 1956 году.

Однако в 1955 году резко антикоммунистический политик Нго Динь Дьем оттеснил императора Бао и стал президентом правительства Республики Вьетнам (ГВН). в то время его часто называли Южным Вьетнамом.

1968 год стал самым смертоносным для американских солдат во Вьетнаме, и этот снимок, сделанный внештатным фотографом Артом Гринспоном, резюмировал огромную цену, которую платят молодые люди, участвующие в войне, которая все больше казалась бесполезной. 11 июня 1963 года Буддийский монах по имени Тич Куанг Дык спокойно сидел на оживленном перекрестке возле Президентского дворца Сиагона, когда другой монах облил его бензином. Произнеся короткую молитву, Тич Куанг Дык зажег спичку и бросил ее себе на колени, мгновенно охватив свое тело пламенем. Снимки стоического самосожжения монаха, сделанные журналистом AP Малкольмом Брауном, потрясли весь мир. 19 февраля68, газеты, в том числе New York Times, опубликовали на своих первых полосах эту фотографию: Начальник южновьетнамской полиции хладнокровно казнит бойца Вьетконга на улицах Сайгона. Изображение, получившее Пулитцеровскую премию за фотографа Эдди Адамса, заставило многих американцев открыто усомниться в этичности войны. Этот невероятно интимный момент запечатлел фотограф Белого дома Ёити Окамото. 4 мая 1970 января войска Национальной гвардии приказали демонстрантам в штате Кент разойтись, но толпа численностью около 3000 человек отказалась, а некоторые забросали гвардейцев камнями. Никто не ожидал того, что произошло дальше. Войска Национальной гвардии открыли огонь. В тот день четыре студента штата Кент были убиты и еще девять получили ранения. Студент-фотограф Джон Фило получил Пулитцеровскую премию за захватывающую фотографию 14-летней Мэри Энн Веккио, плачущую рядом с упавшим телом Джеффри Миллера. Вьетнамско-американский фотограф Ник Ут получил Пулитцеровскую премию за свои 19 лет.72 фото невинных детей, спасающихся бегством от случайной атаки напалмом на их деревню. Впереди и в центре изображен девятилетний Ким Фук, голый и сильно обожженный американским химическим оружием. 29 апреля 1975 года падение Сайгона было неизбежным. Паника охватила улицы столицы Южного Вьетнама, когда северовьетнамские войска окружили город. Американским дипломатам и журналистам было приказано немедленно эвакуировать Сайгон, а десятки граждан Южного Вьетнама столпились у посольства США в надежде сесть на один из вертолетов морской пехоты, доставивших людей в безопасное место. Этот культовый снимок, сделанный голландским журналистом Хьюбертом ван Эсом, прекрасно передает отчаянный и позорный уход из Сайгона. Узнайте больше о знаковых изображениях эпохи войны во Вьетнаме здесь.

1 / 7: AP Photo/Art Greenspon

Вьетконг

С усилением холодной войны во всем мире Соединенные Штаты ужесточили свою политику против любых союзников Советского Союза, и к 1955 году президент Дуайт Д. Эйзенхауэр пообещал его твердая поддержка Зьему и Южному Вьетнаму.

С помощью подготовки и оборудования американских вооруженных сил и ЦРУ силы безопасности Зьема расправились с сторонниками Вьетминя на юге, которых он насмешливо называл вьетконговцами (или вьетнамскими коммунистами), арестовав около 100 000 человек, многие из которых были жестоко замучены и казнен.

К 1957 году Вьетконг и другие противники репрессивного режима Дьема начали отражать нападения на правительственных чиновников и другие цели, а к 1959 году они начали вступать в перестрелки с армией Южного Вьетнама.

В декабре 1960 года многочисленные противники Зьема в Южном Вьетнаме — как коммунисты, так и некоммунисты — сформировали Фронт национального освобождения (ФНО) для организации сопротивления режиму. Хотя НФО утверждал, что является автономным и что большинство его членов не были коммунистами, многие в Вашингтоне считали его марионеткой Ханоя.

Теория домино

Группа, посланная президентом Джоном Ф. Кеннеди в 1961 году для отчета об условиях в Южном Вьетнаме, посоветовала наращивать американскую военную, экономическую и техническую помощь, чтобы помочь Зьему противостоять угрозе Вьетконга.

Руководствуясь «теорией домино», согласно которой, если одна страна Юго-Восточной Азии падет до коммунизма, многие другие страны последуют за ней, Кеннеди увеличил помощь США, хотя и не решился на крупномасштабную военную интервенцию.

К 1962 году военное присутствие США в Южном Вьетнаме достигло примерно 9000 военнослужащих по сравнению с менее чем 800 в 1950-х годах.

Тонкинский залив

В результате переворота, совершенного некоторыми из его собственных генералов, Дием и его брат Нго Динь Нху были свергнуты и убиты в ноябре 1963 года, за три недели до того, как Кеннеди был убит в Далласе, штат Техас.

Последовавшая за этим политическая нестабильность в Южном Вьетнаме убедила преемника Кеннеди Линдона Б. Джонсона и министра обороны Роберта Макнамару еще больше увеличить военную и экономическую поддержку США.

В августе 1964 года, после того как торпедные катера ДРВ атаковали два американских эсминца в Тонкинском заливе, Джонсон приказал нанести ответный удар по военным объектам в Северном Вьетнаме. Вскоре Конгресс принял резолюцию о Тонкинском заливе, которая дала Джонсону широкие военные полномочия, и в следующем году американские самолеты начали регулярные бомбардировки под кодовым названием «Операция Rolling Thunder».

Бомбардировки не ограничивались Вьетнамом; с 1964 по 1973 год Соединенные Штаты тайно сбросили два миллиона тонн бомб на соседний нейтральный Лаос во время «Секретной войны» под руководством ЦРУ в Лаосе. Кампания бомбардировок была направлена ​​​​на то, чтобы нарушить поток припасов по тропе Хо Ши Мина во Вьетнам и предотвратить подъем Патет Лао или лаосских коммунистических сил. Бомбардировки США сделали Лаос страной с наибольшим количеством бомбардировок на душу населения в мире.

В марте 1965 года Джонсон принял решение — при твердой поддержке американской общественности — отправить боевые силы США в бой во Вьетнаме. К июню во Вьетнаме было размещено 82 000 боевых частей, а к концу 1965 года военачальники призвали еще 175 000 человек, чтобы поддержать борющуюся южновьетнамскую армию.

Несмотря на опасения некоторых из его советников по поводу этой эскалации и всех военных действий на фоне растущего антивоенного движения, Джонсон санкционировал немедленную отправку 100 000 солдат в конце 19 июля.65 и еще 100 000 в 1966 году. Помимо Соединенных Штатов, Южная Корея, Таиланд, Австралия и Новая Зеландия также направили войска для боевых действий в Южном Вьетнаме (хотя и в гораздо меньших масштабах).

Уильям Уэстморленд

В отличие от воздушных атак на Северный Вьетнам, военные действия США и Южного Вьетнама на юге велись в основном на земле, в основном под командованием генерала Уильяма Уэстморленда в координации с правительством генерала Нгуена. Ван Тье в Сайгоне.

Уэстморленд проводил политику истощения, стремясь убить как можно больше вражеских войск, а не пытаясь обезопасить территорию. К 1966 году большие территории Южного Вьетнама были обозначены как «зоны свободного огня», из которых должны были эвакуироваться все ни в чем не повинные мирные жители, и оставался только противник. Тяжелые бомбардировки самолетов B-52 или обстрелы сделали эти зоны непригодными для жизни, поскольку беженцы хлынули в лагеря в специально отведенных безопасных районах недалеко от Сайгона и других городов.

Несмотря на то, что количество убитых врагов (иногда преувеличенное властями США и Южного Вьетнама) неуклонно росло, войска ДРВ и Вьетконга отказывались прекращать боевые действия, воодушевленные тем фактом, что они могли легко повторно оккупировать потерянную территорию с помощью живой силы и припасов, доставленных через Тропа Хо Ши Мина через Камбоджу и Лаос. Кроме того, при поддержке Китая и Советского Союза Северный Вьетнам усилил свою противовоздушную оборону.

Протесты против войны во Вьетнаме

К ноябрю 1967 года численность американских войск во Вьетнаме приближалась к 500 000 человек, а потери США достигли 15 058 убитых и 109 527 раненых. По мере того, как война затягивалась, некоторые солдаты стали не доверять причинам, по которым правительство удерживало их там, а также неоднократным заявлениям Вашингтона о том, что война была выиграна.

В последние годы войны у американских солдат — как добровольцев, так и призывников — ухудшилось физическое и психологическое состояние, включая употребление наркотиков, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), мятежи и нападения солдат на офицеров и унтер-офицеров.

В период с июля 1966 года по декабрь 1973 года более 503 000 военнослужащих США дезертировали, а сильное антивоенное движение среди американских войск вызвало насильственные протесты, убийства и массовые заключения в тюрьму персонала, дислоцированного во Вьетнаме, а также в Соединенных Штатах.

Ослепленные ужасающими кадрами войны по телевизору, американцы в тылу также выступили против войны: в октябре 1967 года около 35 000 демонстрантов устроили массовую акцию протеста против войны во Вьетнаме возле Пентагона. Противники войны утверждали, что главными жертвами были мирные жители, а не вражеские комбатанты, и что Соединенные Штаты поддерживали коррумпированную диктатуру в Сайгоне.

Тетское наступление

К концу 1967 года коммунистическое руководство Ханоя тоже теряло терпение и стремилось нанести решительный удар, направленный на то, чтобы заставить лучше снабженные Соединенные Штаты отказаться от надежд на успех.

31 января 1968 года около 70 000 военнослужащих ДРВ под командованием генерала Во Нгуен Зиапа начали Тетское наступление (названное в честь лунного нового года), серию скоординированных ожесточенных атак на более чем 100 городов и поселков в Южном Вьетнаме.

Застигнутые врасплох войскам США и Южного Вьетнама, тем не менее, удалось быстро нанести ответный удар, и коммунисты не смогли удержать ни одну из целей более дня или двух.

Сообщения о наступлении на Тет ошеломили американскую общественность, особенно после того, как стало известно, что Уэстморленд запросил дополнительные 200 000 солдат, несмотря на неоднократные заверения в неизбежности победы во Вьетнамской войне. Поскольку его рейтинги одобрения упали в год выборов, Джонсон призвал прекратить бомбардировки большей части Северного Вьетнама (хотя бомбардировки продолжались на юге) и пообещал посвятить остаток своего срока поискам мира, а не переизбранию.

Новый курс Джонсона, выложенный 19 марта68-я речь встретила положительный отклик в Ханое, и в мае того же года в Париже начались мирные переговоры между США и Северным Вьетнамом. Несмотря на более позднее включение южновьетнамцев и НФО, диалог вскоре зашел в тупик, и после ожесточенных выборов 1968 года, омраченных насилием, республиканец Ричард М. Никсон победил на президентских выборах.

Вьетнамизация

Никсон стремился свести на нет антивоенное движение, обращаясь к «молчаливому большинству» американцев, которые, по его мнению, поддерживали военные действия. Пытаясь ограничить объем американских потерь, он объявил о программе под названием «Вьетнамизация»: вывод войск США, усиление воздушных и артиллерийских бомбардировок и предоставление южновьетнамцам обучения и оружия, необходимых для эффективного управления наземной войной.

В дополнение к этой политике вьетнамизации Никсон продолжил публичные мирные переговоры в Париже, добавив секретные переговоры на более высоком уровне, которые проводил госсекретарь Генри Киссинджер начиная с весны 1968 года. Однако вывод войск — плюс изгнание поддерживаемого США генерала Нгуена Ван Тхиеу — как условия мира, и в результате мирные переговоры зашли в тупик.

My Lai Massacre

Следующие несколько лет принесут еще больше кровавой бойни, включая ужасающее открытие того, что американские солдаты безжалостно убили более 400 безоружных мирных жителей в деревне My Lai 19 марта.68.

После резни в Май Лай антивоенные протесты продолжали нарастать по мере того, как конфликт затягивался. В 1968 и 1969 годах по стране прошли сотни маршей и митингов протеста.

15 ноября 1969 года в Вашингтоне, округ Колумбия, прошла крупнейшая антивоенная демонстрация в истории Америки, когда более 250 000 американцев мирно собрались, призывая к выводу американских войск из Вьетнама.

Антивоенное движение, которое было особенно сильным в студенческих городках, сильно разделило американцев. Для некоторых молодых людей война была символом неконтролируемой власти, которую они возмущали. Для других американцев противостояние правительству считалось непатриотичным и изменническим.

Когда первые американские войска были выведены, те, кто остался, становились все более злыми и разочарованными, что усугубляло проблемы с моральным духом и лидерством. Десятки тысяч солдат были уволены с позором за дезертирство, и около 500 000 американских мужчин в 1965–1973 годах стали «уклонистами», многие бежали в Канаду, чтобы уклониться от призыва. Никсон прекратил призывы в армию в 1972 году и в следующем году учредил полностью добровольческую армию.

В 1970 году совместная операция США и Южного Вьетнама вторглась в Камбоджу, надеясь уничтожить там базы снабжения ДРВ. Затем южные вьетнамцы возглавили собственное вторжение в Лаос, которое было отброшено Северным Вьетнамом.

Вторжение в эти страны в нарушение международного права вызвало новую волну протестов в кампусах колледжей по всей Америке. Во время одного из них 4 мая 1970 года в Кентском государственном университете в Огайо военнослужащие национальной гвардии застрелили четырех студентов. 10 дней спустя во время другой акции протеста полиция убила двух студентов Университета штата Джексон в Миссисипи.

Однако к концу июня 1972 года, после неудачного наступления на Южный Вьетнам, Ханой, наконец, был готов пойти на компромисс. Киссинджер и представители Северного Вьетнама к началу осени разработали мирное соглашение, но лидеры в Сайгоне отвергли его, а в декабре Никсон санкционировал ряд бомбардировок целей в Ханое и Хайфоне. Рейды, известные как «Рождественские взрывы», вызвали международное осуждение.

Документы Пентагона

Jonathan Wiggs/The Boston Globe via Getty Images

Некоторые документы из архива Дэниела Эллсберга, который слил документы Пентагона в 1971 году

Сверхсекретное исследование Министерства обороны США о политической и военной деятельности во Вьетнаме с 1945 по 1967 год был опубликован в New York Times в 1971 году, проливая свет на то, как администрация Никсона разжигала конфликт во Вьетнаме. Отчет, просочившийся в Times военным аналитиком Дэниелом Эллсбергом, еще больше подорвал поддержку сохранения американских войск во Вьетнаме.

Когда закончилась война во Вьетнаме?

В январе 1973 года США и Северный Вьетнам заключили окончательное мирное соглашение, положившее конец открытым военным действиям между двумя странами. Однако война между Северным и Южным Вьетнамом продолжалась до 30 апреля 1975 г., когда силы ДРВ захватили Сайгон, переименовав его в Хошимин (сам Хо умер в 1969 г.).

Более двух десятилетий жестокого конфликта нанесли огромный урон населению Вьетнама: после многих лет войны около 2 миллионов вьетнамцев были убиты, 3 миллиона получили ранения и еще 12 миллионов стали беженцами. Война разрушила инфраструктуру и экономику страны, и восстановление шло медленно.

В 1976 году Вьетнам был объединен в Социалистическую Республику Вьетнам, хотя спорадические вспышки насилия продолжались в течение следующих 15 лет, включая конфликты с соседними Китаем и Камбоджей. Благодаря широкой политике свободного рынка, введенной в действие в 1986 году, экономика начала улучшаться благодаря доходам от экспорта нефти и притоку иностранного капитала. Торговые и дипломатические отношения между Вьетнамом и США возобновились в 1990-х годах.

В Соединенных Штатах последствия войны во Вьетнаме сохранятся еще долго после того, как последние войска вернутся домой в 1973. Страна потратила более 120 миллиардов долларов на конфликт во Вьетнаме с 1965 по 1973 год; эти огромные расходы привели к широкомасштабной инфляции, усугубленной мировым нефтяным кризисом 1973 года и стремительным ростом цен на топливо.

Психологически последствия были еще глубже. Война разрушила миф о непобедимости Америки и резко разделила нацию. Многие вернувшиеся ветераны столкнулись с негативной реакцией как противников войны (которые считали их убившими невинных мирных жителей), так и ее сторонников (которые считали их проигравшими войну), а также с физическими повреждениями, включая последствия воздействия токсичного агента гербицида. Апельсин, миллионы галлонов которого были сброшены американскими самолетами в густые леса Вьетнама.

В 1982 году в Вашингтоне, округ Колумбия, был открыт Мемориал ветеранам Вьетнама. На нем были написаны имена 57 939 американских мужчин и женщин, погибших или пропавших без вести на войне; более поздние дополнения довели это количество до 58 200 человек.

Война во Вьетнаме: даты и хронология

Война во Вьетнаме столкнула коммунистический Северный Вьетнам и Вьетконг против Южного Вьетнама и Соединенных Штатов. Война закончилась, когда в 1973 году американские войска были выведены, а два года спустя Вьетнам объединился под контролем коммунистов.

Темы

Просмотреть все


Рекомендуемые

Хронология войны во Вьетнаме

Вьетнам Предыстория: Непростое правление Франции • 1887: Франция навязывает колониальную систему Вьетнаму, называя его Французским Индокитаем. В систему входят Тонкин, Аннам, Кочин, Китай и Камбоджа. Лаос добавлен в 1893 году. • 1923-25: вьетнамский националист Хо Ши Мин проходит обучение в Советском Союзе в качестве агента Коммунистического Интернационала (Комитерна). • Февраль 1930: Хо Чи […]

ПодробнееПодробнее о войне во Вьетнаме Хронология

Оружие войны во Вьетнаме

Война во Вьетнаме: Оружие в воздухе Во время войны ВВС США и их южновьетнамские союзники совершили тысячи массированных бомбардировок с малой высоты над Северным и Южным Вьетнамом. а также над местами предполагаемой коммунистической деятельности в соседних Лаосе и Камбодже. Тяжелый бомбардировщик B-52, разработанный компанией Boeing в конце 1940-х годов, […]

Подробнее

Kent State Shooting

Вьетнамская война Участие Америки в гражданской войне во Вьетнаме, в которой коммунисты северной части страна против более демократического юга — с самого начала вызывала споры, и значительная часть широкой общественности в Соединенных Штатах была против присутствия вооруженных сил США в регионе. Протесты […]

Подробнее

Документы Пентагона

Кем был Дэниел Эллсберг? В 1967 году по просьбе министра обороны США Роберта Макнамара группа аналитиков, работающих в Министерстве обороны, подготовила строго засекреченное исследование политического и военного участия США во Вьетнаме с конца Второй мировой войны до наших дней. Официальное название […]

Подробнее

Истории

Просмотреть все


Избранное

7 Знаменитые фотографии времен войны во Вьетнаме

Многие из репортеров и фотографов, освещавших конфликт во Вьетнаме, принадлежали к новому поколению журналистов. На освещение более ранних войн сильно влияло правительство, говорит Сьюзен Мёллер, профессор журналистики и автор книги Shooting War: Фотография и американский боевой опыт, но во Вьетнаме журналистская миссия была иной. «Не было […]

ПодробнееПодробнее о 7 культовых фотографиях эпохи войны во Вьетнаме

Спорная роль Генри Киссинджера во Вьетнамской войне

В качестве советника президента Джона Ф. Кеннеди, затем советника по национальной безопасности (1969-75) и государственного секретаря (1973-77) президента Ричарда Никсона Генри Киссинджер отвечал за принятие важных решений, связанных с войной во Вьетнаме. Он держал бомбардировку США Камбоджи в секрете от Конгресса, но получил Нобелевскую премию за переговоры в Париже в 1973 году. без вести пропавший — термин, используемый для обозначения военнослужащих, не вернувшихся с военной службы и местонахождение которых неизвестно. С древних времен солдаты уходили на войну и никогда не возвращались, их судьба неизвестна. После войны во Вьетнаме семьи американских пропавших без вести стали […]

Подробнее

Как призыв на войну во Вьетнаме подстегнул борьбу за снижение установленного законом возраста для голосования

Летом 1965 года поддержка конфликта во Вьетнаме ослабла, поскольку советники президента Линдона Б. Джонсона рекомендовали отправить сотни тысяч военнослужащих течение не менее пяти лет, чтобы выиграть войну. Наращивание войск неуклонно росло, и 28 июля Джонсон приказал увеличить численность сухопутных войск до […]

Подробнее

Видео

Все


5:14 minTV-PG

Избранное

Резня в Май Лай

то, что впоследствии стало известно как резня в Май Лай.

Смотреть сейчасСмотреть сейчас видео о резне в Май Лай

2:28 minTV-PG

Agent Orange

Agent Orange — химический гербицид, использовавшийся во время войны во Вьетнаме и оказавший разрушительное воздействие спустя долгое время после окончания конфликта.

Смотреть сейчас

3:34 minTV-PG

Хо Ши Мин

Узнайте о многих именах и личностях человека, который станет лицом вьетнамского националистического движения.

Смотреть сейчас

3:27 minTV-PG

Резолюция Тонкинского залива

Узнайте о международном инциденте, который привел к эскалации участия Америки во Вьетнамской войне.