Содержание

«Вооружённые Силы Республики Беларусь: история и современность» | Новости прокуратуры | | Лепельский район | Лепель | Новости Лепеля | Новости Лепельского района

Республика Беларусь – независимое суверенное государство, в котором обеспечены величайшие ценности, — мир и стабильность. Благодаря этому мы можем учиться, трудиться, строить жизненные планы и реализовывать их, создавать семьи, воспитывать детей. Но для того, чтобы эти ценности сохранять и защищать, в нашей стране создан надежный гарант безопасности – эффективные, высоко подготовленные, оснащенные современным вооружением и военной техникой Вооруженные Силы, которые признаны одними из самых боеспособных в регионе Восточной Европы и Азии.

В 2018 году Вооруженные Силы Республики Беларусь отметят 100-летний юбилей.

Современная белорусская армия ведет отсчет своей истории от Минского военного округа, образованного 28 ноября 1918 года, который в свою очередь 12 декабря 1918 года был переименован в Западный военный округ, а 2 октября 1926 года стал Белорусским военным округом.

За годы существования он еще не раз менял свое название. Довелось ему быть и Белорусским особым военным, и 3ападным особым военным, и Белорусским фронтом, и Белорусско-Литовским военным округом.

В сентябре — ноябре 1939 года войска Белорусского фронта участвовали в освободительном походе Красной Армии в 3ападную Белоруссию, в результате которого всего за 12 дней Белорусской СССР были возвращены территории нынешних Брестской, Гродненской и части Минской областей, и белорусский народ был объединен в едином государстве.

Тяжелейшим испытанием для округа, как и для всей страны, стала Великая Отечественная война. Бойцы округа первыми приняли на себя удар фашистских захватчиков: сражались до последней капли крови, умирали, но не сдавались защитники Брестской крепости, насмерть стояли у берегов Днепра защитники Могилева, в течение 23 дней сковывая колоссальные силы противника. А после кровопролитной стратегической оборонительной операции в Белоруссии летом 1941 г. войска Западного фронта участвовали в различных сражениях и операциях с честью выполняя воинский долг, ценой своих жизней приближая Великую Победу. Величайший подвиг воинов Белорусского военного округа и всего белорусского народа, внесшего весомый вклад в разгром фашистской Германии, признан международным сообществом. В 1946 году Белорусская ССР стала одним из учредителей ООН.

За большой вклад в дело укрепления оборонной мощи Советского государства и его вооруженной защиты, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 г. Белорусский военный округ был награжден орденом Красного Знамени.

С образованием в 1992 г. суверенного независимого государства – Республики Беларусь – на базе Белорусского военного округа были образованы Вооруженные Силы Республики Беларусь.

Сегодня Вооруженные Силы Беларуси составляют основу военной организации государства и предназначены для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. Они состоят из центральных органов военного управления Вооруженных Сил (Министерства обороны и Генерального штаба), двух видов Вооруженных Сил (Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны), родов войск, специальных войск, вооружения Вооруженных Сил, тыла Вооруженных Сил, военных учебных заведений, военных комиссариатов и организаций Вооруженных Сил.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать – нам есть чем и кем гордиться!

Ведь именно белорусскими военными летчиками установлено 15 мировых рекордов на модернизированных отечественными предприятиями самолетах МИГ-29. Именно наши дивизионы зенитных ракетных комплексов С-300 и «ТОР»-М2 зенитных ракетных бригад ВВС и войск ПВО, личный состав которых включает в том числе и солдат срочной службы, ежегодно исключительно на оценки «хорошо» и «отлично» выполняют стрельбы на полигоне Российской Федерации «Ашулук» по сложнейшим мишеням, имитирующим крылатые ракеты, и неизменно входят в число лучших на учении стран ОДКБ «Боевое содружество».

Именно наши военнослужащие сил специальных операций вместе с российскими коллегами дважды совершили десантирование на дрейфующую льдину на Северном Полюсе.

Неизменно высокие результаты демонстрируют белорусские команды и в ходе Армейских международных игр, в конкурсе «Воин Содружества», «Мастера артиллерийского огня», «Инженерная формула» и «Безопасный маршрут», «Ключи от неба», «Чистое небо», «Полевая кухня», «Верный друг».

Примечательно, что в отличие от команд других стран наша почти на 50% состояла из военнослужащих срочной военной службы, которые в сложнейшей борьбе показали высокий уровень подготовки, не уступающий военнослужащим контрактной службы иных государств.

Созданные у нас автоматизированные системы управления для ВВС и войск ПВО не имеют аналогов в мире. Именно у нас, в Беларуси, бригады ПВО вооружены новейшими зенитными ракетными комплексами «Тор»-М2, которым в своем классе по существу нет равных в мире.

Тем же, кто решил связать с армией свою жизнь, став профессиональным военным, предстоит сложный выбор: на сегодняшний день в нашей стране подготовка офицеров для Вооруженных Сил Республики Беларусь ведется в Военной академии Республики Беларусь, а также на семи военных факультетах высших гражданских учебных заведений. Еще пять военных кафедр осуществляют подготовку офицеров запаса.

Однако ведущим военным учебным заведением в Республике Беларусь по-прежнему остается Военная академия. Именно в этом вузе сосредоточены лучшие военные специалисты, ключевые военно-научные школы и костяк научных работников высшей квалификации.

В штатной структуре вуза – 11 факультетов, обеспечивающих подготовку офицерских кадров по более чем 60-ти военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил, Внутренних войск МВД, органов пограничной службы. Это — общевойсковой факультет; факультет связи и автоматизированных систем управления; факультет ракетных войск и артиллерии и артиллерийского вооружения; факультет противовоздушной обороны; авиационный факультет; военно-дипломатический факультет; факультет внутренних войск; факультет военной разведки.

На военных факультетах в учреждениях высшего образования подготовка офицерских кадров ведется более чем по 20 специальностям, специализациям и направлениям специальностей.

В военные учебные заведения осуществляется прием граждан Республики Беларусь на конкурсной основе, имеющих общее среднее или профессионально-техническое образование с общим средним образованием, либо средним специальным образованием в возрасте:

от 17 до 21 года (из числа гражданской молодежи;
прошедшие (проходящие) срочную военную службу, службу в резерве, а также прошедшие военную службу по контракту, – в возрасте не старше 23 лет;
проходящие военную службу по контракту, – в возрасте не старше 25 лет.

Желающие поступить в военные учебные заведения:

1. До 1 апреля должны подать заявление в военный комиссариат района (города) по месту жительства (абитуриенты из числа гражданской молодежи).
2. Пройти в порядке, установленном законодательством, профессиональный отбор, который включает в себя: профессионально-психологический отбор на предмет соответствия избранной специальности обучения; медицинское освидетельствование; проверку уровня физической подготовленности (по упражнениям: бег на 100 м (min – 15,1 с), бег на 1500 м (min – 6 мин. 16 с), подтягивание на перекладине (min – 8 раз) (нормативы для абитуриентов из числа гражданской молодежи).

Обеспечение военной безопасности – дело каждого гражданина и всего народа в целом! Вы это должны понимать и помнить. Всегда и везде защищать нашу Родину, национальные интересы Республики Беларусь, проявляя интеллект, мужество и твердость. Защищать так, как защищали нашу Родину воины Красной Армии, весь белорусский народ в годы Великой Отечественной, как защищает наши национальные интересы Президент страны Александр Григорьевич Лукашенко, обеспечивая мир, стабильность и безопасность на белорусской земле.

Стажер на должности старшего помощника
прокурора Лепельского района А.С. Рудис

К 100-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь

23 февраля отмечается День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. В этом году праздник имеет особое значение — Вооруженным Силам Беларуси исполняется 100 лет. Дата 23 февраля 1918 года считается днем рождения Рабоче-крестьянской Красной Армии, которая защитила и сохранила наш народ в сложную эпоху начала ХХ столетия.

Одна из частей Красной армии отправляется на Западный фронт. 1918 год

28 ноября 1918 года приказом Реввоенсовета № 297 был образован Минский военный округ. Уже 14 декабря он был переименован в Западный военный округ, охвативший территории Минской, Смоленской, Витебской, Могилевской и Виленской губерний. Его основная задача заключалась в формировании и подготовке воинских частей и соединений, пополнявших резерв действующей армии. На территории округа размещались главные рода сухопутных войск: пехота, артиллерия, бронетанковые и механизированные войска, кавалерия, а также специальные войска (инженерные, дорожные и др.).

В середине 1920-х годов на территории округа появились первые военные учебные заведения. В частности, в 1924 году для подготовки белорусских командных кадров была создана Объединенная Белорусская военная школа командного состава имени ЦИК БССР. Выпускниками этой школы стали такие известные впоследствии военачальники, как генерал В.А. Пеньковский, маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза И.И. Якубовский, Герой Советского Союза генерал В.Ф. Маргелов и другие.

Г.К.Жуков (справа налево — третий во втором ряду) среди воинов химического взвода 39-го кавалерийского полка. Слуцк, 1926 год

В октябре 1926 года приказом Реввоенсовета СССР Западный военный округ был переименован в Белорусский военный округ, ставший своего рода опытной базой Красной Армии. На его территории проходила проверку новая организационная структура войск, вырабатывались новые тактические приемы и формы боевых действий. В это время начали крепнуть военно-воздушные силы округа, стали развиваться средства противовоздушной обороны, впервые был сформирован опытный механизированный полк.

Активное укрепление приграничного Белорусского военного округа вскоре дало заметные результаты. В 1934-1936 годах на территории округа проводились масштабные маневры, в которых были задействованы крупные соединения механизированных войск и авиации, артиллерия, стрелковые и кавалерийские соединения, парашютные части. Присутствовавший на маневрах нарком обороны К.Е. Ворошилов назвал Белорусский военный округ одним из лучших в Советском Союзе, сравнив его с резервуаром, откуда черпаются военные кадры для других регионов страны.

Встреча Красной Армии на Гродненщине. Сентябрь 1939 года

1938 год отмечен новыми преобразованиями в структуре вооруженных сил: Белорусский военный округ (БВО) приобрел статус Белорусского Особенного военного округа (БОВО), в котором были созданы две армейские группы оперативного назначения. В связи с этим штаб БОВО стал считаться «скрытым фронтовым управлением». Но уже спустя два года, когда осуществлялось реформирование вооруженных сил по всему СССР, БОВО был в очередной раз переименован и стал называться Западным Особым военным округом (ЗапОВО).

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, а спустя неделю немецкие войска уже стояли у ворот Варшавы. 17 сентября 1939 года Красная Армия пересекла границу и начала освободительный поход в Западную Беларусь, в котором участвовали войска Белорусского фронта. В результате этой операции состоялось присоединение территорий Западной Беларуси к БССР.

В годы Великой Отечественной войны

Яркие страницы в истории Вооруженных Сил страны написаны в годы Великой Отечественной войны.

Бойцы округа первыми приняли на себя удар фашистских захватчиков: до последней капли крови сражались воины Брестской крепости, насмерть стояли у берегов Днепра защитники Могилева, в течение 23 дней сдерживая колоссальные силы противника.

Операция «Багратион». Советские артиллеристы ведут бой за Брест. 1944 год

22 июня 1941 года был создан Западный фронт, который силами трех армий: 3-й армии со штабом в Гродно, 4-й армии со штабом в Кобрине, 10-й армии со штабом в Белостоке прикрывал западную границу СССР. Войска Западного фронта участвовали в Смоленском сражении, Московской битве, Орловской, Ржевско-Вяземской и Ржевско-Сычёвской операциях. Именно силы Западного фронта, перейдя в контрнаступление 6 декабря 1941 года, совместно с Калининским и Юго-Западным фронтами нанесли первое в истории Второй мировой войны поражение главному соединению немецко-фашистских войск — группе армий «Центр» в битве под Москвой.

В боевых действиях активно участвовали и белорусские партизаны. По мере сил они помогали армии во время Белорусской наступательной операции «Багратион», в которой были задействованы четыре фронта: 1-й Прибалтийский, а также 3, 2 и 1-й Белорусские в составе 1 430 тыс. человек. Эта легендарная операция, в ходе которой была освобождена от захватчиков территория Беларуси, длилась 70 дней и вошла в историю как образец военного искусства времен Второй мировой.

Послевоенные десятилетия

Восстановившись после разрушительных последствий войны, Белорусский военный округ начал стремительно развиваться. На его полигонах проходили испытания новейших образцов вооружения и техники, бойцы округа принимали участие в масштабных всесоюзных учениях и маневрах.

Встреча в Минске частей и подразделений БВО, принимавших участие в общевойсковых учениях «Днепр». 1967 год

Успехи послевоенного десятилетия были отмечены почетной государственной наградой. За большой вклад в дело укрепления оборонной мощи советского государства и его вооруженной защиты, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 года Белорусский военный округ был награжден орденом Красного Знамени. Среди 17 военных округов Вооруженных Сил СССР Белорусский считался одним из самых мощных.

Настоящим испытанием для округа стало участие личного состава воинских частей в войне в Афганистане 1979-1989 годов. Одними из первых на территорию этого государства вступили белорусы — воины 103-й воздушно-десантной дивизии г. Витебска. В целом в Афганской войне участвовали 28 832 гражданина Республики Беларусь, чей подвиг помнят и чтят на Родине.

Вооруженные Силы суверенной Беларуси

С принятием Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь в 1990 году начался новый этап в истории Вооруженных Сил страны. Согласно подписанному документу, Беларусь обрела право на собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, подконтрольные Верховному Совету республики. Весной 1992 года Совету Министров было поручено приступить к формированию Вооруженных Сил. 6 мая того же года был упразднен Белорусский военный округ, а на базе его управления создано Министерство обороны Республики Беларусь.

После распада СССР молодой стране досталось внушительное наследство — войска Краснознаменного Белорусского военного округа, насчитывавшие 1410 воинских формирований. Группировка стратегических ядерных сил, впоследствии получивших статус временно размещенных на территории Беларуси, включала порядка 180 соединений, частей и учреждений численностью около 40 тыс. человек. Концентрация войск в республике являлась самой высокой в Европе: один военнослужащий приходился на 43 человека гражданского населения. К Вооруженным Силам Беларуси полностью отошли воинские части сухопутных войск и ПВО, примерно 90% истребительной и бомбардировочной авиации, полк транспортной авиации, полк стратегических бомбардировщиков, воздушно-десантная дивизия.

В апреле 1992 года Республика Беларусь подписала Лиссабонский протокол, взяв на себя обязательства сократить и ограничить стратегические наступательные вооружения. Также Беларусь присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, после чего на протяжении 2,5 лет осуществлялся вывод стратегических ядерных сил на территорию России. Официально объявив об отказе от ядерного вооружения, Беларусь стала первым государством, добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием, оставшимся после распада СССР.

С 1994 года началось основательное реформирование военной организации государства. Была создана рабочая группа для подготовки проекта Концепции военной реформы, которая завершилась в 2005 году. За это время в стране была разработана Концепция национальной безопасности, утверждена Военная доктрина Республики Беларусь, созданы все условия для функционирования и развития армии в новых условиях, сформирована эффективная система управления Вооруженными Силами.

Белорусская армия на современном этапе

Сегодня Вооруженные Силы Беларуси составляют основу военной организации государства и предназначены для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.

Они состоят из центральных органов военного управления Вооруженных Сил (Министерства обороны и Генерального штаба), двух видов Вооруженных Сил (Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны), родов войск, специальных войск, вооружения Вооруженных Сил, тыла Вооруженных Сил, военных учебных заведений, военных комиссариатов и организаций Вооруженных Сил.

В 2011-2015 годах в стране был успешно реализован План строительства и развития Вооруженных Сил, предусматривавший приведение белорусской армии в соответствие существующим вызовам и экономическим возможностям государства, перевооружение на современные системы и образцы вооружения и военной техники, развитие военной инфраструктуры. Концепция развития Вооруженных Сил до 2020 года обозначила основной вектор дальнейшего совершенствования белорусской армии.

Ключевое значение сегодня придается подготовке квалифицированных военных кадров. На данный момент в Беларуси существует собственная национальная военная школа. Ее фундамент был заложен в 1995 году, когда свои двери для студентов открыла Военная академия Республики Беларусь. Она была создана на базах Минского высшего военного командного и Минского высшего военного инженерного училищ.

В 2002 году был создан Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь, который занимается научными исследованиями в сфере обеспечения военной безопасности и обороны государства, а также подготовкой научных кадров высшей квалификации. Открытие в 2006 году факультета Генерального штаба Вооруженных Сил при Военной академии также стало немаловажным шагом в создании белорусской системы военного образования.

Сегодня в Республике Беларусь создана надежная система национальной безопасности. Однако совершенствование и модернизация Вооруженных Сил — непрерывный процесс, который будет продолжаться в соответствии с новыми вызовами времени.-0-

История Объединенного штаба ОДКБ

Главная

Объединённый штаб ОДКБ

История

Впервые идея о создании совместных органов управления системы коллективной безопасности была зафиксирована в Меморандуме о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности и его адаптации к современной геополитической ситуации, принятом на сессии Совета коллективной безопасности 24 мая 2000 года в городе Минске.

В последующем эта идея была отражена в Плане основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности государств — членов Договора о коллективной безопасности на период 2001-2005 годов.

На Ереванской (май 2001 года) сессии Совета коллективной безопасности было принято решение о создании межгосударственного органа военного управления системы коллективной безопасности ОДКБ.

В ходе майской (2002 года) сессии Совета коллективной безопасности президентами государств — членов ОДКБ данная ситуация обсуждалась в узком кругу и было высказано согласованное мнение о необходимости создания военно-штабного органа, отвечающего за реализацию задач военной составляющей Договора о коллективной безопасности.

В ноябре 2002 года Группа координаторов подготовила замысел создания военно-штабного органа ОДКБ – Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности. Замысел создания Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности был одобрен Решением Совета министров обороны государств-членов ДКБ от 19 ноября 2002 года. Этим же Решением Группе координаторов поручено подготовить пакет проектов документов по созданию Объединенного штаба ОДКБ.

Объединенный штаб ОДКБ рассматривался в качестве рабочего органа Организации, действующего на постоянной основе, с задачами развития военной составляющей Договора о коллективной безопасности и обеспечения деятельности Совета министров обороны ОДКБ.

28 апреля 2003 года в городе Душанбе Совет коллективной безопасности ОДКБ, руководствуясь необходимостью создания военно-штабного органа ОДКБ, отвечающего за реализацию задач военной составляющей Договора о коллективной безопасности, в соответствии со статьей 13 Устава Организации Договора о коллективной безопасности решил создать постоянно действующий рабочий орган ОДКБ и Совета министров обороны ОДКБ – Объединенный штаб ОДКБ и его деятельность организовать начиная с 1 января 2004 года, разместив по адресу: г. Москва, 38-й военный городок, Ленинградский проспект, д. 41.

Многим поколениям военнослужащих этот адрес хорошо известен. Долгие годы здесь располагался Штаб Организации Варшавского договора. Затем, после распада СССР, Штаб по координации военного сотрудничества государств — членов СНГ.

Но и сегодня в этих стенах по-прежнему решают вопросы обеспечения именно коллективной безопасности.

Днем образования Объединенного штаба ОДКБ считается 28 апреля (установлен Приказом начальника Объединенного штаба ОДКБ от 14 декабря 2015 года № 28).


Начальники Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности:

с ноября 2015 года по настоящее время – генерал-полковник СИДОРОВ Анатолий Алексеевич;

с декабря 2012 года по ноябрь 2015 года – генерал-лейтенант СТУДЕНИКИН Александр Игоревич;

До декабря 2012 года начальники Объединенного штаба ОДКБ назначались на должность при одновременном совмещении должностей в вооруженных силах государств — членов ОДКБ:

с мая 2012 года по декабрь 2012 года – первый заместитель Министра обороны – председатель Комитета начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан генерал-полковник ЖАСУЗАКОВ Сакен Адилханович.

с декабря 2010 года по май 2012 года – начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь генерал-майор ТИХОНОВСКИЙ Петр Николаевич;

с сентября 2008 года по декабрь 2010 года – начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель Министра обороны Республики Армения генерал-полковник ХАЧАТУРОВ Юрий Григорьевич;

с октября 2007 года по июль 2008 года – начальник Главного штаба Вооруженных Сил – первый заместитель Министра обороны Кыргызской Республики генерал-майор ЮГАЙ Борис Александрович;

с июня 2006 года по октябрь 2007 года – начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант ГУРУЛЁВ Сергей Петрович;

с июня 2005 года по июнь 2006 года – начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии БАЛУЕВСКИЙ Юрий Николаевич;

с июня 2004 года по июнь 2005 года – председатель Комитета начальников штабов – первый заместитель Министра обороны Республики Казахстан генерал-лейтенант ДАРБЕКОВ Булат Керимжанович;

с апреля 2003 года по июнь 2004 года – начальник Главного штаба Вооруженных Сил – первый заместитель Министра обороны Республики Таджикистан генерал-лейтенант НАДЫРОВ Рамиль Халилович.

Первые заместители начальника Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности:

с августа 2018 года по настоящее время – генерал-лейтенант КАЛОЕВ Хасан Бекович;

с марта 2010 года по июнь 2012 года – генерал-полковник НОГОВИЦЫН Анатолий Алексеевич;

с апреля 2008 года по март 2010 года – генерал-лейтенант ЛАТЫПОВ Олег Юрьевич;

с июня 2005 года по апрель 2008 года – генерал-полковник БАБИЧЕВ Иван Ильич;

с декабря 2003 года по июнь 2005 года – генерал-лейтенант ЗАВГОРОДНИЙ Василий Михайлович.

Беларусь Вооруженные Силы — Флаги, Карты, Экономика, История, Климат, Природные ресурсы, Текущие проблемы, Международные соглашения, Население, Социальная статистика, Политическая система


. .
  • |Главный ИНДЕКС|
  • Рейтинги стран
  • ИНДЕКС для
    Беларусь
  • История
  • География
  • Общество
  • Правительство
  • Эконом
  • Национальная безопасность
  • Карты
  • Флаги
  • Глоссарий
  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    . Обратная связь


Беларусь Вооруженные Силы
https://photius.com/countries/belarus/national_security/belarus_national_security_the_armed_forces.html
Источники: Библиотека Конгресса США по изучению стран; Всемирный справочник ЦРУ
      Назад в Национальную безопасность Беларуси

      Почетный караул у мемориала Второй мировой войны, Минск
      Предоставлено Michael E. Samojeden

      До распада Советского Союза в Белорусской ССР находилось 180 000 советских войск; примерно половина подчинялась непосредственно Генеральному штабу в Москве, а не командующим Белорусским военным округом. Ситуация изменилась только в мае 1992 года, когда Беларусь упразднила Белорусский военный округ и подчинила все войска на своей территории собственному Министерству обороны.

      Белорусские вооруженные силы официально появились 1 января 1993 года, на следующий день после принесения присяги на верность Беларуси всеми военнослужащими с белорусским гражданством, за исключением подавляющего большинства офицеров. Поскольку не было оговорено, что в вооруженных силах могут служить только белорусские граждане, они были белорусскими силами только номинально, и такие группы, как БНФ, опасались, что во время кризиса лояльность этих сил может быть на стороне России, а не с Беларусью.

      Компонентом этой озабоченности был этнический состав вооруженных сил. В конце 1992 г. этнические русские составляли почти половину белорусских призывников и около 80% офицерского состава. С тех пор национальный состав офицеров постепенно меняется в пользу белорусов в результате законодательных актов, но этот процесс идет медленно. Пройдут годы, прежде чем в республике появятся собственные вооруженные силы под руководством белорусов, политически надежные и преданные белорусской государственности.

      Еще одним аспектом национального вопроса было то, что в 1993 году около 40 000 выходцев из Беларуси служили офицерами в вооруженных силах других бывших советских республик. Многие из них хотели вернуться на родину либо по патриотическим, либо по экономическим соображениям, но такие возможности были ограничены из-за нехватки жилья и в целом плановых военных сокращений в республике.

      Что беспокоило Минобороны Беларуси, в котором преобладали русские, так это заявление весной 19Постановлением Координационного совета Союза белорусских воинов № 92 о готовности этих офицеров бороться против российской военной агрессии в Беларуси.

      Из-за геополитического значения Беларуси и поглощения ею войск, выведенных из стран бывшего Варшавского договора, она была самой милитаризованной республикой бывшего Советского Союза. Даже в 1993 году в нем было соотношение один солдат к сорока трем гражданским, по сравнению с одним к девяноста восьми в Украине и один к 634 в России. В реальных цифрах это означало примерно 243 000 военнослужащих. Кроме того, существовал серьезный дисбаланс в соотношении офицеров и призывников: три офицера на каждые семь призывников.

      В соответствии с заявленной целью стать нейтральным государством и своей новой оборонной доктриной правительство сократило численность своих войск примерно на 60 процентов, с 243 000 до 96 000 (в том числе до 22 000 офицеров) к началу 1995 г.

      ; в начале 1995 года в вооруженных силах также работало 64 000 гражданских лиц. Ожидалось, что дальнейшее сокращение приведет к сокращению общей численности вооруженных сил до 75 000 или даже 60 000 человек. Однако такой шаг представляет собой сложную политическую проблему из-за отсутствия жилья и работы для демобилизованных военнослужащих, которые, независимо от их нынешнего гражданства, имеют право стать гражданами и избирателями Беларуси.

      Женщины также служат в вооруженных силах, хотя и в гораздо меньшем количестве, чем мужчины. Они сталкиваются с теми же физическими и другими требованиями к тестированию, что и мужчины. В середине 1995 г. насчитывалось около 3000 женщин-военнослужащих, многие из которых работали в штабах секретарями.

      В начале 1995 года в вооруженных силах проводились пять основных реформ. Первым было постепенное движение к цели 50 процентов профессиональных солдат. К середине 1995 г. насчитывалось 22 000 профессиональных солдат по контракту на пять и более лет, а еще 9000 солдат по контракту от двух до пяти лет. На их долю приходилось 32 процента служащих в форме.

      Вторая реформа заключается в разделении страны на военно-территориальные округа, командующие округами которых будут частью структуры местного самоуправления. В Минобороны надеются, что после внедрения этой системы призывники смогут служить ближе к дому и уклонение от призыва сократится.

      Третья реформа заключается в создании мобильных оперативных сил. Такие силы, вероятно, будут состоять из трех бригад: аэромобильной, вертолетной и воздушно-десантной/спецназа.

      Четвертая реформа заключается в принятии новой структуры, обеспечивающей максимальную гибкость. Новая постсоветская структура армии, состоящая из корпусов и бригад, больше соответствует потребностям Беларуси, чем советские дивизии.

      И наконец, усиление роли армии во внутренней безопасности. Согласно указу президента от 1 января 1995 года «Об усилении борьбы с преступностью» войска из состава Министерства обороны переданы в ведение Министерства внутренних дел. Пограничная служба Беларуси находится под контролем Министерства внутренних дел. В начале 19 века их было 8000 человек.95.

      Данные на июнь 1995 г.

      ПРИМЕЧАНИЕ. Информация о Беларуси на этой странице переиздана из страновых исследований Библиотеки Конгресса и Всемирной книги фактов ЦРУ. Претензий к достоверности содержащейся здесь информации о Вооруженных силах Беларуси нет. Все предложения по исправлению любых ошибок о Вооруженных Силах Беларуси следует направлять в Библиотеку Конгресса и ЦРУ.

    Министерство обороны — Беларусь

    До распада Советского Союза в Белорусской ССР находилось 180 000 советских военнослужащих; примерно половина подчинялась непосредственно Генеральному штабу в Москве, а не командующим Белорусским военным округом. Ситуация изменилась только в мае 1992 года, когда Беларусь упразднила Белорусский военный округ и подчинила все войска на своей территории собственному Министерству обороны.

    Вооруженные силы Беларуси официально появились 1 января 19 года.93, на следующий день после того, как все военнослужащие с белорусским гражданством, за исключением подавляющего большинства офицеров, принесли присягу на верность Беларуси. Поскольку не было оговорено, что в вооруженных силах могут служить только белорусские граждане, они были белорусскими силами только номинально, и такие группы, как БНФ, опасались, что во время кризиса лояльность этих сил может быть на стороне России, а не с Беларусью.

    Компонентом этой озабоченности был этнический состав вооруженных сил. В конце 1992, этнические русские составляли почти половину белорусских призывников и около 80 процентов офицерского корпуса. С тех пор национальный состав офицеров постепенно меняется в пользу белорусов в результате законодательных актов, но этот процесс идет медленно. Пройдут годы, прежде чем в республике появятся собственные вооруженные силы под руководством белорусов, политически надежные и преданные белорусской государственности.

    Еще одним аспектом национального вопроса было то, что в 1993 году около 40 000 выходцев из Беларуси служили офицерами в вооруженных силах других бывших советских республик. Многие из них хотели вернуться на родину либо по патриотическим, либо по экономическим соображениям, но такие возможности были ограничены из-за нехватки жилья и в целом плановых военных сокращений в республике. Что беспокоило Минобороны Беларуси, в котором преобладали русские, так это заявление весной 19Постановлением Координационного совета Союза белорусских воинов № 92 о готовности этих офицеров бороться против российской военной агрессии в Беларуси.

    Распад СССР оказал серьезное влияние на судьбу Беларуси и ее вооруженных сил. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете республики, а 25 августа 1991 г., сразу после августовских событий в Москве, принял закон «О придании статуса конституционного закона декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». На основании закона 19Сентябрь 1991 г. БССР стала называться «Республика Беларусь».

    8 декабря 1991 г. Президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Республики Беларусь, главы правительств этих республик подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В повестку дня в республике встал вопрос о создании собственных вооруженных сил.

    Из-за геополитического значения Беларуси и поглощения ею войск, выведенных из стран бывшего Варшавского договора, она была самой милитаризованной республикой бывшего Советского Союза. Даже в 1993, в нем было соотношение один солдат к сорока трем гражданским, по сравнению с одним к девяноста восьми в Украине и один к 634 в России. В реальных цифрах это означало примерно 243 000 военнослужащих. Кроме того, существовал серьезный дисбаланс в соотношении офицеров и призывников: три офицера на каждые семь призывников. Для республики с 10-миллионным населением такие чрезмерно большие вооруженные силы были не нужны, а расходы на их оснащение были неприемлемы. При этом их общее количество в соответствии с итогами Хельсинкского соглашения 1992 не должен был превышать 100 000 солдат. Таким образом, в период с 1992 по 1996 год более 250 воинских формирований, перешедших под юрисдикцию Беларуси, прекратили свое существование или были серьезно реформированы, а численность военнослужащих сократилась втрое и в 1997 году стабилизировалась на отметке в 83 тысячи человек.

    20 марта 1992 г. принято постановление правительства «О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь». В этот же день парламент республики принял закон «О вооруженных силах республики Беларусь», на основе которого началось их формирование. В течение 19 ноября92 Верховный Совет принял законы «Об обороне», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О статусе солдат».

    А 6 декабря 1992 г. на заседании 10:1 двенадцатого созыва парламентарии республики приняли военную доктрину. Среди государств СНГ Беларусь первой приняла такой документ. Таким образом, в республике впервые была принята система основных взглядов на предотвращение войны, сохранение мира, оборонное строительство, подготовку страны и ее вооруженных сил к отражению агрессии, на способы ведения вооруженной борьбы на защиту своего суверенитета и территориальной целостности.

    Министерство обороны Республики Беларусь осуществляет общее руководство Вооруженными Силами и несет ответственность за их развитие и подготовку к выполнению задач по вооруженной защите суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь. Министерство обороны организует взаимодействие всех органов государственной власти по вопросам обороны, осуществляет повседневное и боевое обеспечение войск, разрабатывает концептуальные и нормативно-правовые акты строительства и развития Вооруженных Сил, программу вооружения. Также вырабатываются обоснованные предложения по государственному оборонному заказу и финансированию Вооруженных Сил.

    Белорусские военные не стали заниматься бытовыми репрессиями (в отличие от МВД и БКГБ).

    Генеральный штаб Вооруженных Сил — центральный орган управления, осуществляющий оперативные функции по управлению Вооруженными Силами; обеспечивает их высокую боеспособность; организует взаимодействие и координирует деятельность структурных элементов государственной военной организации при выполнении задач в сфере обороны. Командования Вооруженных Сил являются органами оперативного управления подчиненными им войсками (силами). Они разрабатывают и реализуют планы развития и применения видов Вооруженных Сил, организуют мобилизационную и оперативную подготовку, техническое и боевое обеспечение повседневной и боевой деятельности подчиненных частей (сил).

    Первым шагом завершающего этапа реформирования вооруженных сил стало разграничение полномочий Министерства обороны и Генерального штаба. К Министерству обороны как органу государственного управления перешла ответственность за реализацию государственной политики по вопросам обороны. Осуществляя общее руководство вооруженными силами, министерство обороны несет полную ответственность за их строительство и развитие, а также подготовку к выполнению задач вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности государства. Генеральный штаб как центральный орган военного управления будет осуществлять оперативное управление вооруженными силами. Кроме того, в ее сферу входят вопросы организации взаимодействия и координации деятельности вооруженных сил с другими воинскими формированиями в сфере обеспечения обороны государства.

    К 2001 году новый министр обороны добился успехов в области военной реформы. Запланированные изменения включают объединение Войск ВВС и ПВО, сокращение численности войск примерно на 30% с 83 000 до 60 000, переход от призывников к контрактным войскам, а также модернизацию структуры командования и управления путем создания Командования Сухопутных войск между Министерством обороны и подразделения в поле. Реализация этих реформ займет неопределенное время.

    В декабре 2001 г. был завершен переход вооруженных сил на двухзвенную структуру — Сухопутные войска, ВВС и Войска противовоздушной обороны (ПВО).

    Международное военное сотрудничество Республики Беларусь осуществляется на основе государственных принципов с учетом национальных интересов. Он рассматривается как основное направление внешней политики государства и считается одним из способов укрепления его обороноспособности. С 1992 Глава государства и Министерство обороны Республики Беларусь подписали более 100 различных международно-правовых актов в сфере международной безопасности, военного сотрудничества, сокращения и контроля над вооружениями.

    Сотрудничество Республики Беларусь в военно-технической сфере нормативно закреплено рядом международных и межправительственных соглашений с Россией, Украиной, Арменией, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, Вьетнамом, Лаосом, Китаем и Сирией. Деятельность Министерства обороны Республики Беларусь осуществляется в соответствии с международными обязательствами государства. За это время были подписаны соглашения о сотрудничестве с министерствами обороны Российской Федерации, Украины, Польши, Венгрии, Молдовы, США и Германии.

    Одним из направлений международного сотрудничества Минобороны является сотрудничество с военными ведомствами других государств в рамках программы «Партнерство во имя мира». Министерство обороны Республики Беларусь принимает участие в данной деятельности в соответствии с целями и задачами, изложенными в презентационном документе и Программе индивидуального партнерства Республики Беларусь и НАТО.

    Прошедшие в конце сентября 2011 года белорусско-российские армейские учения «Щит Союза-2011» продемонстрировали высокую боевую готовность и боевой дух белорусских Вооруженных Сил. СМИ. Министр отметил, что готовность белорусских военнослужащих была высоко оценена высшим командованием российской армии. По его словам, многие задачи, выполненные белорусскими и российскими подразделениями совместно, являются ярким примером профессионализма и слаженных действий вооруженных сил двух стран. Это был первый случай, когда такое количество войск и техники было передислоцировано за тысячи километров. На российские полигоны Ашулук и Гороховецкий было отправлено около 5000 военнослужащих, более 1200 автомобилей, 21 самолет и вертолет. Российские полигоны позволили подразделениям белорусской армии отработать дальнобойные вооружения, такие как зенитно-ракетные комплексы С-300, «Бук» и «Оса», реактивная система залпового огня «Смерч».

    Очередные крупномасштабные белорусско-российские учения «Запад-2013» пройдут в Беларуси в 2013 году, сообщил журналистам 26 октября 2011 года министр обороны России Анатолий Сердюков после совместного заседания коллегий министерств обороны Беларуси и России. На заседании обсуждались итоги белорусско-российского армейского учения «Щит Союза-2011». Министр обороны Беларуси Юрий Жадобин заявил, что учения являются крупнейшими постсоветскими учениями в современной истории.

    Главы министерств обороны Беларуси и России отметили, что учения «Щит Союза-2011» являются логическим продолжением учений «Запад-2009». Учения этого года позволили улучшить оперативную совместимость, взаимодействие органов военного управления двух стран. Система боевого управления белорусской армии показала себя высокоэффективной. В нем использовался принципиально новый модульный компьютеризированный центр управления, который был связан с центрами управления российской армии. Белорусская система боевого управления также использовала средства и системы видеоконференцсвязи для обмена информацией в Беларуси и России. Синергия позволила повысить оперативность управления войсками в пять раз.

    НОВОСТИ ПИСЬМО

    Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. org
    Введите свой адрес электронной почты

    Дороги в (независимую) Беларусь

    Без Белорусской Народной Республики и ряда воинских формирований, созданных в конце Первой мировой войны и через несколько месяцев после ее окончания, не было бы ни Белорусской Советской Социалистической Республики ни современной Республики Беларусь на территории между реками Буг и Березина.

    Войцех Станиславский

     

    По многим причинам национальное освобождение белорусов произошло позже, чем у большинства западноевропейских народов. С другой стороны, когда речь идет о переходном периоде между развитием современных национальных элит, укреплением и совершенствованием родного языка и культуры и требованием национальной независимости, белорусы были первыми новаторами Европы. Это было первое поколение белорусской интеллигенции, заявившее о своем национальном государстве.

    Еще один парадокс, о котором стоит упомянуть, это сам белорусский язык, который появился в зрелом, кристаллизованном виде намного раньше, чем идея «белорусской нации», не говоря уже о мыслях о государственности! С 13 века белорусский язык был государственным языком Великого княжества Литовского, и на этом языке были кодифицированы важнейшие документы княжества во время его союза с Королевством Польским. Это были так называемые Литовские статуты. Три издания появились в 1529 г., 1566 и 1588 гг. Кроме того, перевод Священного Писания на старобелорусский язык, сделанный Франтишеком Скориной и изданный в 1517-1519 гг., стал вторым в мире (после немецкого) переводом Библии на неканонический язык! У древнебелорусского языка была своя грамматическая книга (Мелетий Смотрицкий, 1569 г.), и много «двуязычных» авторов, т.е. писавших на «русинском» и на польском или на «русинском» и на латыни. В связи с полонизацией дворянства, проживающего на землях сегодняшней Беларуси, длившимся несколько столетий, произошло значительное сокращение их численности. Народ, конечно, говорил «по-старому» — но кого в доромантическую эпоху интересовал язык народа?

    Люблинская уния (картина Яна Матейко, общественное достояние)

     

    Белорусские «возрожденцы»

    Гигантские политические перемены (важнейшие из них – разделы Польши в 1772-1795 гг., в результате которых земли сегодняшней Белоруссии полностью перешли под власть России), войны, восстания и даже социальные перемены первоначально оказывали меньшее влияние на «модернизацию» белорусского языка как литературного, чем авторский коллектив середины XIX века. Они воспитаны в культуре романтизма и любопытны, как и подобает романтикам, народному языку, его песням и обычаям. Первые сборники народных песен, короткие нравоучительные представления и оригинальные стихи были написаны горсткой писателей-любителей, выходцев из мелкой знати и отождествлявших себя с историческими и политическими традициями Польской Республики. Так было с Винцентием Дуниным-Марцинкевичем, Францишеком Богушевичем и Владиславом Сырокомлей. Впрочем, нынешний нарратив мало изменился: с точки зрения поляков (в основном католической знати), мечтавших о независимости, Беларусь была одной из «провинций» РП. Администраторы и правители Российской империи, в свою очередь, придерживались доктрины «западного русизма», сформулированной славянофилом и историком Михаилом Кояловичем, провозгласившим цивилизационное единство «великороссов (русских), малороссов (украинцев) и западнорусские (белорусы)».

    Со времени первых публикаций на белорусском языке прошло одно поколение, чтобы опубликовать первые обращения «к белорусскому народу» (1884 г.) молодых белорусских энтузиастов русского революционного движения «Народная воля». Однако термин «белорусский народ» понимался весьма риторически. Лишь в 1898 году в Минской гимназии был создан первый кружок самообразования по изучению белорусского языка и его обычаев. Могли ли братья Антон и Иван Луцкевичи, его соавторы, предположить, что через 20 лет они станут главами белорусских государственных структур?

    Герб Январского восстания предложенного Речи Посполитой: Белый орел (Польша), Витис (Литва) и Архангел Михаил (Малороссия) (автор: Ziegenpl; общественное достояние)

    В конце 19-го и начале 20-го веков зародилась белорусская политическая мысль: сменявшие друг друга формирования русских революционеров пытались включить «белорусский народ», не пытаясь, однако, создать для него отдельный проект или программу. Польские группировки, нелегально действовавшие в составе России и возглавляемые Польской социалистической партией, поддерживали белорусское национальное освобождение, считая его одним из многих инструментов ослабления империи. Первые издания на белорусском языке, в том числе, например, «Белорусская дудка» Францишека Богушевича, печатались Польской социалистической партией в Австро-Венгрии (где они не были запрещены) и контрабандой ввозились в Беларусь.

     

    «Белорусская», включенная в название

    Первые подпольные политические группы, в названии которых использовалось прилагательное «белорусская» — Белорусская революционная партия (1902 г.) и Белорусская революционная громада (1903 г.), были эфемерными, элитарными и – вопреки «революционности» в их названиях – полностью сосредоточились на обретении новых учителей и чиновников «из народа». Только после революции в России в 1905 году появилась частичная либерализация и возможность судебного преследования. Было выпущено несколько юридических журналов («Наша Доля», «Наша Нива», «Чатка»), а просветительские общества взялись за издание учебников и переводов, что стало огромным шагом вперед. Однако говорить о серьезном белорусском политическом движении тех лет пока сложно. Большинство крестьян голосовало за консервативные «великорусские» партии, мелкое дворянство мечтало о возрождении польского государства, а физических рабочих в Беларуси было трудно найти.

    Начавшаяся Первая мировая война стала огромным потрясением для жителей Северо-Западных регионов. Осенью 1915 года фронт протянулся по землям Белоруссии, от Браслава до Пинска. Помимо боевых действий, военных разрушений и тягот жизни, белорусская община пережила так называемое Беженство – массовое бегство из-под немцев в Россию более миллиона семей с детьми. Бегство было инициировано царскими властями, которые не могли его ни координировать, ни поддерживать. Уже при царской власти было создано Белорусское общество помощи пострадавшим от войны, ставшее рассадником различных социальных и просветительских инициатив. Немецкая оккупация позволила создать на западнобелорусских территориях учебные заведения с преподаванием на белорусском языке. Вскоре после вступления немцев, 18 декабря 1915 декабря в Вильнюсе был издан первый политический документ, в котором постулировалась политическая независимость белорусских территорий. «Декларация о Конфедерации Великого Княжества Литовского», хотя и была опубликована аж на четырех языках (белорусском, польском, иврите и литовском), оставалась мечтательным свидетельством многонациональной общности Великого княжества, а не настоящее политическое предложение.

    2-е заседание Центрального совета белорусских организаций, 15 (28) октября 1917, Минск (общественное достояние)

    Однако, прежде чем перейти к изложению более современных (хотя и нереализованных) предложений, необходимо хотя бы в одном абзаце изложить ход важнейших военно-политических событий в области в ближайшие пять лет. В это время белорусские земли впервые пережили Февральскую революцию, свергнувшую царизм, за которой последовала — после нескольких месяцев «либерального хаоса» и радикализации крестьянских и военных масс — Октябрьская революция и последующее создание большевистской военной и политические структуры. Этот опыт разделяло подавляющее большинство земель Империи. Однако в случае с Беларусью после Брест-Литовского договора большая часть страны была оккупирована немецкими войсками. Затем, после 19 ноября18 августа в эти районы вошли большевистские войска. Впоследствии, весной 1919 г., большевики были вытеснены польскими войсками.

    Через год, с весны по осень 1920 г., по этим районам прокатилось наступление Красной Армии, двигавшейся «по трупу белой Польши на запад», за которым последовало польское контрнаступление. Именно в этих условиях белорусские активисты пытались добиться политической автономии или суверенитета. Ни одна из сил, действовавших в то время на территории Беларуси (упомянем здесь, в первую очередь, большевиков и Польское государство; третьим, более слабым, но важным «политическим актором» в то время было Литовское государство) не была готова признать Беларусь полностью суверенным государственным образованием, уменьшив ее территориальные амбиции. Никто из них (и это был кровавый успех первого поколения белорусской интеллигенции) не умел обращаться с белорусами исключительно как с «пушечным мясом». Были уступки и обещания о национальной независимости. Этим разрывом попытались воспользоваться белорусские активисты – разумеется, со всеми своими взглядами и политическими предубеждениями.

     

    Беларусь – между царем и большевиками

    Как видно из вышеприведенного абзаца, первые мероприятия по государственному строительству происходили под властью России. В первый месяц революционного «карнавала» Белорусский национальный комитет учредил I съезд белорусских партий и организаций (в котором доминировала радикальная белорусская социалистическая громада). Какое разнообразие людей и их судеб! Начиная с помещика Константина Скирмунта, через священника Винцентия Годлевского, заканчивая Брониславом Тарашкевичем, который стал коммунистическим активистом и вскоре умер, как и многие другие, в период сталинского Большого террора.

    Первое правительство Народной Республики (общественное достояние)

    Всего за несколько месяцев политические разногласия стали решающими. На данный момент, хотя Белорусский народный союз и Белорусский национальный союз были созданы, Белорусский национальный комитет пытался представлять общее белорусское дело и вести переговоры об автономии с демократическим Временным правительством в России. Все это было безрезультатно и привело к усилению радикализации. Осенью 1917 года громадские активисты, доминировавшие в белорусском движении и все больше склонявшиеся к большевикам, сначала распустили Белорусский национальный комитет, а затем назначили (24 октября, буквально накануне ленинского переворота) Великий белорусский совет. Дней через десять был создан Центральный белорусский военный совет. Были учреждены дополнительные ведомства, политически тяготевшие к Петрограду, и Большой Совет, симпатизировавший большевикам, но не являвшийся собственно большевистским, созвал Всебелорусский съезд на 5 декабря 1919 г.17. Он должен был стать своеобразным «протоучредительным собранием», представительством всех белорусских групп и движений.

    Однако съезд, начавшийся с согласия и поддержки большевиков, оказался им не по душе. Правда, Всебелорусский совет крестьянских, солдатских и рабочих делегатов был создан по большевистскому образцу. Однако тот факт, что эта инициатива была предпринята самостоятельно, и заявленное намерение установить отдельную от Петрограда власть, хотя и тесно связанную с ним, оказались неприемлемыми для Наркомата по делам национальностей Иосифа Сталина и большевиков, командующих Западным фронтом. 17 декабря военные окружили место проведения митинга, арестовали президиум и разогнали делегатов. Поскольку ранее съезду удалось создать Исполнительный комитет, являвшийся своего рода исполнительной властью, в Минске (не в последний раз в эту неспокойную эпоху) было двоевластие. Наряду с большевистской властью существовал «подпольный» Исполнительный комитет, слабость которого заключалась в недостатке средств и вооруженных сил. Большевики захватили Центральный военный совет, арестовали большую часть его руководства, а уже сформированные войска отправили на многочисленные фронты гражданской войны.

     

    Беларусь – между большевиками и Германией

    Перемену внесли Брест-Литовский договор и оккупация немцами подавляющего большинства этнографических земель Беларуси. В течение десятка или около того часов 21 февраля 1918 года, когда Минск представлял собой «нейтральную полосу» между уходом из него большевиков и входом кайзеровской армии, оставшиеся на свободе члены Исполнительного комитета выступили с заявлением, так называемым « храма» «Народам Беларуси». Тем самым они объявили себя высшей гражданской властью и волей национального самоопределения. В декларации уже упоминалось о созыве Законодательного сейма, и она была опубликована на двух языках: русском и белорусском.

    Сбор немецких и советских войск, февраль 1918 г. (общественное достояние)

    Поначалу немцы игнорировали существование Комитета, «грамоты» и созданного тем временем Национального секретариата (заменителя правительства), даже конфисковали их имущество. Однако они быстро осознали, что представительство белорусского населения может быть желательным партнером для переговоров, и в конце февраля признали Секретариат (во главе с Язепом Воронко) общенациональной структурой, отвечающей за создание администрации и образования.

    9 марта 1918 г. Исполком I Всебелорусского съезда объявил вторую «храмоту», в которой провозгласил создание Белорусской Народной Республики. Это был апогей создания белорусской государственности; хотя Германия относилась к органам власти БНР как к вспомогательным, структуры быстро расширялись. Люди разной среды, мечтавшие (например, братья Лучкевичи) о создании польско-литовско-белорусского конфедеративного государства в составе Великого княжества, ходатайствовали о включении в состав Белорусского Народно-республиканского комитета. 25 марта 1918 декабря Совет БНР провозгласил независимость Беларуси, в состав которой отныне должны были войти «Могилевская, Минская, Витебская, Гродненская, Виленская, Смоленская и Черниговская области». Через месяц власти совета направили германскому императору Вильгельму II телеграмму с выражением благодарности за освобождение Белоруссии.

    Телеграмма, однако, осталась без ответа – и для многочисленной среды, ранее связанной с большевиками или ориентированной на Россию, выбор прогерманской ориентации был неприемлем. Немцы, со своей стороны, боялись уступки и при этом проиграли мировую войну. Совет оказался в вакууме: новый премьер Антон Луцкевич посылал миссии в страны Антанты, в Варшаву и Киев, а также вел переговоры с Лениным в Москве, однако однозначно поддерживать новое государство никто не хотел. .

     

    Независимая Беларусь или «Северо-Западные губернии»?

    Ситуация изменилась с распадом Германии. В ноябре 1918 г. правительство Лучкевича покинуло Минск вместе с эвакуируемыми войсками, эмигрировав в Вильнюс. Белорусские территории были оккупированы большевиками, уже понимавшими необходимость некоторого развития «северо-западных губерний». Период с декабря 1918 г. по лето 1919 г. был временем бурной инициативы, образования новых советских республик и их ликвидации: сначала Литовской ССР, в состав которой вошли земли Белоруссии, затем (30 декабря 1919 г.18) Белорусская Советская Социалистическая Республика и, наконец, 16 февраля 1919 г. Социалистическая Советская Республика Литва и Белоруссия. В то же время происходили изменения границ между республиками, а также происходили коллективизация, красный террор и борьба с польскими войсками, занявшими эти земли.

    Офицеры Войска Польского в освобожденном Минске во время польско-советской войны (общественное достояние)

    Польское наступление началось в феврале 1919 года. жителей Великого княжества Литовского», в котором он заявил об открытости к федеративным решениям. До сентября польская армия оказалась в ситуации, аналогичной немецкой годом ранее, оккупировав большую часть белорусских земель, вплоть до Борисовско-Полоцкой линии. Польша прямо не заявляла о своем желании восстановить Белорусскую Народную Республику. 1 июля 1919 октября ее премьер-министр в изгнании Антон Лукевич согласовал с премьер-министром Польши Игнатием Падеревским будущий договор о федерации, в Вильнюсе началась вербовка Белорусской военной комиссии, в Минске был открыт Временный белорусский национальный комитет, а Совет Руководители Совета БНР приступили к воссозданию местной администрации…

    Польская сторона, однако, не собиралась полностью отказываться от контроля над этими землями и их будущим. У нее также не было, особенно в условиях войны с Россией, видения урегулирования ситуации в этой сфере, решения вопроса земельной реформы и самоопределения. Стала нарастать напряженность между белорусскими активистами и местными помещиками, военными, эксплуатирующими прифронтовые объекты, и созданной Варшавой новой административной структурой — Гражданской администрацией восточных территорий. Люди, собравшиеся вокруг Лукевича, все еще рассчитывали на поддержку Польши. Сам Лукевич согласился после переговоров с Пилсудским преобразовать Совет Белорусской Народной Республики в Национальный Белорусский Совет, что означало его более низкий ранг. Однако большинство белорусских активистов стали возвращаться к пророссийскому варианту. В конечном итоге они избрали своим новым премьер-министром Вацлава Ластовского, назначив Народный Совет Белорусской Народной Республики. Приспешники Лучкевича сохранили за собой титул премьер-министра и переименовали свои структуры в Верховный Совет Белорусской Народной Республики.

     

    Белорусская Социалистическая Советская Республика и Белорусская Народная Республика

    Состояние двоевластия длилось недолго. В январе поляки распустили Народный совет и ненадолго арестовали его лидеров, которые затем восстановили власть в Каунасе, на территории Литовской Республики. Офис Лукевича, в свою очередь, переехал в Вильнюс, отказавшись от деятельности в Минске.

    Генерал Станислав Булак-Балахович, офицер Войска Польского (общественное достояние)

    Предпоследний поворот в белорусском вопросе наступил с московским наступлением весной 1920 года. На оккупированных ими территориях большевики учредили другую, четвертую Белорусскую Социалистическую Советскую Республику, с территорией гораздо скромнее прежних, ограниченной преимущественно в Минскую область. Польша попыталась вернуть доверие белорусов: правительство Луккевича и Белорусская военная комиссия были эвакуированы на запад страны, а войска Станислава Булак-Балаховича действовали в союзе с польской армией на северо-западном фланге фронт. После перехода польской стороны в контрнаступление осенью 1920 мая была предпринята еще одна отчаянная попытка создать небольшевистское белорусское государство. Его вел Булак-Балахович, склонный к далеко идущей независимости. Взяв под свой контроль Мозырь (после польско-советского перемирия), 10 ноября 1920 г. он провозгласил создание Белорусской Народной Республики, игнорируя существование двух центров власти (правительство Лучкевича в Варшаве и кабинет Вацлава Ластовского в Каунасе) и провозглашение Вячеслава Адамовича премьер-министром, а себя главнокомандующим.

    Новая Белорусская Народная Республика, вооруженной силой которой должны были стать войска Булака-Балаховича, просуществовала меньше недели. Не удалось провести земельную реформу, созвать избирателей или заключить союз с Польшей. В конце ноября войска Балаховича, как и офицеры, воевавшие в так называемой Слуцкой бригаде, заявляя о своей верности Белорусской Народной Республике, были вынуждены перейти границу с Польшей и сложить оружие.