В кого и зачем стреляла «Аврора» · Город 812

Легендарный крейсер «Аврора» был спущен на воду в 1900-м. У крейсера есть главная загадка: стрелял или не стрелял в 1917-м? Официальная версия его участия в штурме Зимнего дворца менялась так часто, что отличить в ней правду от лжи практически невозможно. В этом смысле интересен даже не столько ответ сам по себе, сколько его эволюция во времени.

26 октября 1917 года, наутро после взятия Зимнего большевиками, никто из действующих лиц, кажется, не сомневался, что «Аврора» стреляла по Зимнему боевыми снарядами. «Известия», на тот момент еще неподконтрольные большевикам, на следующий день после переворота так излагали хронику событий минувшего дня. «Ввиду полученных сведений в Городской думе об обстреле Зимнего дворца с крейсера “Аврора”, думское большинство послало три делегации: в Совет рабочих и солдатских депутатов, во Временное правительство и  на крейсер “Аврора” с целью избежать кровопролития. Заседание прервано до возвращения делегации». Это было за некоторое время до штурма. Делегации вернулись ни с чем. Потом Думе удалось установить телефонную связь с Временным правительством. Зимний дворец подвергается обстрелу со стороны крейсера «Аврора».

Сам ночной штурм газета описывала следующим образом: «Как передают, в 9 часов вечера из Гельсингфорса прибыли в Петроград 4 миноносца и учебное судно “Верный”. Вместе с крейсером “Аврора” они подошли к Зимнему дворцу и открыли огонь. Затем войска, стоящие на стороне военно-революционного комитета (структура большевиков, стоявшая во главе переворота. – А.М.) повели наступление на дворец. Из дворца лишь изредка отвечали юнкера».

Однако на открывшийся сразу после захвата большевиками власти Второй съезд Советов пришли, как пишут «Известия», «представители крейсера “Аврора” и миноносца “Забияка”, заявившие, что по Зимнему дворцу они стреляли только холостыми. На крейсере один случайно убитый». Не удовлетворившись выступлением, экипаж «Авроры» пишет открытое письмо: «Печать пишет, что “Аврора” открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. Это обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов происшествий, строить козни рабочему пролетариату. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности». Письмо опубликовано в «Правде» 27 октября.

Зачем понадобилось это официальное опровержение? Дело в том, что ленинцы, захватившие власть, были в политической изоляции. Не только малочисленные дожившие до октября 1917 года либералы, но и практически все социалистические партии откровенно называли их погромщиками. Поэтому первые дни большевики всячески старались улучшить свой имидж: подчеркивали «практическую бескровность» переворота (термин «переворот», кстати, использовали и они сами), заверяли, что не будут громить посольства и т.д. В этот же ряд встает и история с холостыми выстрелами. Тем более что Зимний дворец тогда – не только прибежище министров-капиталистов, но и военный госпиталь, в котором лежат раненные товарищи-солдаты.

Однако с разгромом всех врагов нужда скромничать исчезает, вместо нее появляется нужда в революционном пафосе. К 11-й годовщине Октября журнал «Огонек» публикует фотографию помещения с небольшой дыркой в стене и подписью: «Одна из комнат Зимнего дворца с пробитой залпом с “Авроры” стеной в Октябрьские дни 1917 года». Изданный в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)» освещает этот сюжет одним уклончивым предложением: «Крейсер “Аврора” громом  своих пушек, направленных  на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры».

Послевоенные вегетарианские коммунисты уже только в страшном сне могли увидеть, как легендарный крейсер «Аврора» стреляет по бессмертному творению Растрелли боевыми снарядами. Так версия о холостом выстреле стала канонической.

Когда все ценности советской власти были осмеяны и втоптаны в грязь, а классическая фотография штурма Зимнего оказалась кадром из фильма Эйзенштейна, под подозрение попала и «Аврора». Несмело вернулась версия о стрельбе боевыми. Сейчас она снова не в чести, хотя уже по другой причине: не мог легендарный русский крейсер, один раз воевавший с японцами и два раза с немцами, стрелять по бессмертному творению Растрелли.

Обычно отвечать на загадки истории помогает логика, но не в данном случае. Теоретически, стоя перед Николаевским мостом, «Аврора» могла попасть в восточную стену Зимнего дворца, которую не полностью закрывает от нее Адмиралтейство. С другой стороны – в руках восставших находилась Петропавловская крепость, стрелять из которой по Зимнему гораздо сподручнее. История с холостым выстрелом как сигналом к началу восстания тем более нелогична: тот, кто привел солдат на площадь, и должен им командовать, когда и куда бежать. Тем более что, как мы видим из письма моряков «Авроры», в 1917 году идеи о связи штурма и выстрела еще не было.

Есть версия, что «Аврора» стреляла боевым, но не по дворцу, а по Дворцовой площади или саду перед Зимним, где находились оборонявшие его юнкера. И немного промазала. Эта версия объясняет, почему стреляли с крейсера, а не из крепости: от крепостных орудий Дворцовую площадь закрывает здание дворца. К тому же, как писали газеты, обстрел с крейсера начался задолго до штурма. Что укладывается в эту схему.  Однако если стрелять по людям, то надо стрелять фугасными снарядами, с большим объемом взрывчатого вещества. Но попадание такого снаряда в стену Зимнего дворца вызвало бы повреждения, отрицать наличие которых большевикам было бы невозможно. Возможно, юнкеров хотели только попугать и поэтому стреляли снарядами без взрывателей. Пугать можно и холостыми, но у них звук выстрела отличается, и тренированное ухо сразу отличит один от другого.

Впрочем, есть еще одна универсальная версия, которой нельзя пренебрегать: тогда у революционных матросов не было недостатка в алкоголе и наркотиках. Поэтому выстрелить могли по любой причине.

А.М.

На заставке: журнал “Огонек”, номер 45 от 4 ноября 1928 г.

Фото Замира Усманова

81 год назад затонул крейсер «Аврора»

30 сентября 1941 года в Финском заливе затонул легендарный крейсер «Аврора», который на протяжении последних 75 лет является плавучим музеем Города-героя Ленинграда (Санкт-Петербурга).

Построенная в Санкт-Петербурге «Аврора» начала свою службу в 1903 году в Либаве (ныне это латвийский город Лиепая). Во время русско-японской войны крейсер принял участие в Цусимском сражении. «Аврора», получившая 18 прямых попаданий, вместе с другими уцелевшими кораблями ушла на Филиппины, где и простояла до конца русско-японской войны. Через 12 лет крейсер вновь оказался в эпицентре истории. Находясь на капитальном ремонте в Петрограде, 25 октября 1917 года «Аврора» произвела выстрел холостым снарядом, который послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца и Октябрьского переворота (в нашей стране его долгое время было принято называть Великой Октябрьской социалистической революцией).

К началу Великой Отечественной войны «Крейсер революции» ещё не успел стать плавучим музеем, а стоял на рейде Ораниенбаума (ныне город Ломоносов) Ленинградской области. В июле 1941-го девять снятых с «Авроры» корабельных орудий и 152 моряка из экипажа крейсера составили батарею, которая 6 сентября остановила врага у поселка Можайский.

Когда на девятый день боев немцы ворвались на батарею, они обнаружил там лишь нескольких контуженных моряков и одну девушку. Фашисты облили их бензином и подожгли.

Оставшиеся на «Авроре» 20 человек команды отбивали атаки из двух пушек и зенитного пулемёта. 30 сентября 1941 года крейсер получил огромную пробоину ниже ватерлинии и затонул в Финском заливе на мелководье гавани Ораниенбаума.

В июле 1944-го Ленинградский горсовет принял решение о восстановлении затопленного корабля, в корпусе которого ремонтники насчитали более полутора тысяч пробоин. Всего через три года крейсер вновь бросил якорь у моста лейтенанта Шмидта, откуда он произвел когда-то свой исторический выстрел. А вскоре «Аврору» переместили на вечную стоянку на Большой Невке напротив Нахимовского училища, где она стоит до сих пор.

Музей «Авроры» состоит из шести залов от 10-го до 68-го шпангоута крейсера. В нем хранятся более 500 экспонатов, среди которых уникальные фотографии, настоящие боевые снаряды и различные корабельные предметы. Посетителям крейсера разрешено не только гулять по палубе и помещениям «Авроры», но и спускаться в самое сердце судна – машинное и котельное отделение, которые находятся глубоко под уровнем воды за кормой.

В 2009 году во время Петербургского экономического форума на борту крейсера прошла вечеринка с участием VIP-персон, что вызвало возмущение общественности. А полтора года спустя «Аврору» вывели из боевого состава ВМФ. Это возмутило как моряков, так и некоторых представителей городской власти. В 2012 году депутаты Санкт-Петербургского законодательного собрания обратились к Президенту РФ с просьбой вернуть крейсеру статус корабля №1 в составе ВМФ России.

Изначально экипаж крейсера составляли 550 матросов и старшин, а также 20 офицеров. В наше время на «Авроре» существует небольшой экипаж из военнослужащих российского флота, которым посчастливилось служить на легендарном крейсере-музее.

  • новости
  • история
  • Россия
  • Великая Отечественная война
  • Санкт-Петербург
  • СССР
  • Ленинград
  • история войн
  • военная история
  • крейсер «Аврора»
  • Ораниенбаум
  • Ломоносов
  • Цусимское сражение

Крейсер Аврора, знаменитый линкор Санкт-Петербурга

Крейсер Аврора знаменитый линкор , имя которого было известно каждому ребенку в постсоветских странах благодаря знаменитой песне и важной роли, которую он сыграл во время Революции в Россия . Теперь, после всех исторических взлетов и падений, и периода реконструкции, можно посетить знаменитый Крейсер Аврора в Санкт-Петербург , как музей.

Первые дни крейсера Аврора

© istock/pwmotion

Крейсер Аврора был построен еще в 1897 году на Новоадмиралтейской верфи . Император России Николай II лично назвал его в честь римской богини утренней зари. Крейсер проекта был спущен на воду в 1900 году и вскоре был отправлен на Дальний Восток, где Крейсер «Аврора» принял участие в битве при Цусимском проливе во время Русско-японской войны (1904-1905). После этого, по возвращении обратно в Балтийское море , крейсер «Аврора» выполнял функции учебного корабля.

Он также принимал активное участие в Первой мировой войне, когда он служил сценой для некоторых важных событий. Все началось 27 февраля (по юлианскому календарю) с восстания, в ходе которого капитан был убит, а вышестоящий офицер тяжело ранен. Когда члены экипажа узнали, что происходит Февральская Буржуазно-Демократическая Революция (по юлианскому календарю: 23 февраля — 3 марта), они подняли красный флаг в 9 часов.0003 Крейсер Аврора, и некоторые из них присоединились к другим в городе, сойдя на берег.

Позже, в октябре того же года, по крейсеру «Аврора» был произведен решающий выстрел, возвестивший о начале Великой Октябрьской Социалистической Революции. Это был сигнал к штурму Зимнего дворца в Санкт-Петербурге (тогда он назывался Петроградом), резиденции Временного правительства, в котором сейчас находится Эрмитаж. Этот момент нашел свое место в истории, и именно поэтому Cruiser Aurora так известен многим поколениям.

Новейшая история

© istock/Константин Аксенов

Позже Крейсер «Аврора» служил линкором во время Великой Отечественной войны (1941-1945). После этого крейсер пр. прошел реставрацию и использовался как база для обучения воспитанников -го Нахимовского военно-морского училища , рядом с которым он располагался. В 1950 году несколько ветеранов-энтузиастов решили создать музей на основе Крейсер «Аврора» и с 1961 года перестал использоваться для обучения, так как стал филиалом Военно-морского музея .

Еще одна масштабная реставрация была предпринята в 1980-х годах. В частности, все внутренние помещения были перепланированы, часть оборудования отремонтирована и отремонтирована в соответствии с современными стандартами.

В 2016 году его снова поставили на прежнее место.

Если вы решите посетить музей Cruiser Aurora , имейте в виду, что он расположен не очень близко к станциям метро, ​​так что это будет довольно долгая прогулка. И лучше посетить ее вместе с Петропавловской крепостью, так как она находится на одном берегу Река Нева, , хотя вам нужно будет пересечь несколько мостов. Крейсер «Аврора» Музей открыт ежедневно с 11:00 до 18:00, кроме понедельника и вторника.

Петропавловская крепость, Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, Россия, 197046

Крейсер Аврора в Санкт-Петербург будет интересен тем, кто любит историю или интересуется морским делом. Так или иначе, этот необыкновенный и знаменитый линкор дышит историей, и если у вас есть больше времени в Северной столице России, просто не упустите возможность посетить ее.

Крейсер Аврора, Санкт-Петербург
Петроградская набережная, Санкт-Петербург, Россия, 197046

Привет, я Мария, или Маша, как меня называют русскоязычные люди. Я ваш местный гид по достопримечательностям, а также по неизведанным местам в Москве и Санкт-Петербурге. Я покажу вам мои любимые места в обоих городах, где вы сможете ощутить истинный дух местных традиций.

Крейсер Аврора.

Главная / Достопримечательности Санкт-Петербурга / Крейсер Аврора

Все достопримечательности на карте

Экскурсии на крейсере Аврора

Петроградская наб.

Крейсер «Аврора», пришвартованный у Петровской набережной, напротив Военно-морского училища имени адмирала Павла Нахимова, является не только памятником отечественного кораблестроения, но и символом советской эпохи. Крейсер назван в честь фрегата «Аврора», героически оборонявшего Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны 1853–1856 годов. Крейсер «Аврора» был построен на верфи Нового Адмиралтейства в 189 г.7. 11 мая 1900 г. крейсер спущен на воду, а в 1903 г. вошел в состав ВМФ России. Боевое крещение крейсер принял во время Цусимского сражения русско-японской войны. Во время Первой мировой войны «Аврора» участвовала в боевых действиях на Балтийском море. А в конце 1916 года ее поставили в доки на ремонт. «Аврора» сыграла важную роль в истории России. Экипаж крейсера поддержал партию большевиков, и 24–25 октября (6–7 ноября по новому стилю) «Аврора» приняла участие в вооруженном восстании, приведшем к большим политическим переменам в России. В 21.40 мск орудие крейсера «Аврора» дало холостой выстрел.

Это был сигнал к началу штурма Зимнего дворца. В результате исторического штурма Временное правительство было арестовано, а к власти пришла партия большевиков. Это было началом новой эры в истории России. В советский период крейсер «Аврора» стал учебным кораблем для курсантов военно-морских училищ. Во время Великой Отечественной войны крейсер, стоявший в Финском заливе у Ораниенбаума, защищал Ленинград. Линкор был сильно поврежден, и в 1944 крейсер «Аврора» отбуксирован в Ленинград на капитальный ремонт. Некоторое время использовался как учебный корабль для курсантов Военно-морского училища имени адмирала Павла Нахимова. В 1952 году крейсер был превращен в Корабельный музей, ставший филиалом Центрального военно-морского музея. В 1992 году над крейсером «Аврора» было поднято Андреевское Военно-морское знамя. В экспозиции «Авроры» представлено более 500 подлинных документов, фотографий и корабельных предметов, касающихся истории крейсера и его участия в истории России. Для желающих предусмотрены тематические экскурсии по подводной крейсерской части и машинно-котельному участку.