Содержание

ВМФ России. 300 лет истории флота. Книжный обзор

День Военно-Морского Флота Российской Федерации (ВМФ России) отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля. Празднование установлено Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31.05.2006 г. №549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации».

История ВМФ России

Военно-морской флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил Российской Федерации складывался с конца XVII в. до начала XX в. Отметим, что создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции. Именно это было главным препятствием для экономического и социального развития России на рубеже XVII–XVIII вв. Об этом говорится в многотомнике Золотарева В.А. и Козлова И.А. Три столетия Российского флота.

Так же об истории русского флота пишет военно-морской историк Ф. Веселаго «Краткая история русского флота». Он охватывает период с древних времен до 1825 года.

МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ!

Обратим ваше внимание на книгу История российского флота. Она рассказывает о попытках создания флота ещё при Иване Грозном, Борисе Годунове, Михаиле и Алексее Романовых. Из неё вы узнаете о том, как царь Иван Грозный учредил в 1570 г. каперскую флотилию. А в дальнейшем приступил к строительству морских судов. Затем царь Алексей Михайлович попытался организовать казенное судостроение. При нем построили корабли «Фредерик» (1635 г.) и «Орёл» (1668 г.). Но только Петру I удалось создать государственный военный и транспортный флот. Первой постоянной группировкой сил стал Азовский флот. Её сформировали из кораблей и судов, построенных зимой 1695–1696 гг. Она предназначалась для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 20 октября 1696 г. состоялось заседание Боярской думы. На нем было принято судьбоносное решение:

«МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ, а скольким о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми…»

Именно эта дата считается днем рождения регулярного государственного военного и транспортного морского флота России.

Отметим, что во главе Российского флота стояли: Петр I, П.В. Чичагов, И.К. Григорович, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, Д.Н. Сенявин. О жизни и подвигах которых можно узнать из представленных ниже книг.

Основные задачи ВМФ России

Уже в ходе Северной войны 1700–1721 гг. определились основные задачи флота. Об этом пишут военные историки в книге «Военно-морская идея России». Примечательно, но и в наши дни эти задачи выглядят примерно так же, как 300 лет назад. А именно:

  • сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;
  • защита военными методами суверенитета страны…;
  • создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;
  • обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;
  • обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

Не удивительно, что до Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями. И они были главным родом сил флота. Но уже в 1906 г. зародились и стали развиваться, как новый род сил ВМФ, подводные лодки. О зарождении и становлении подводного флота Российской империи пишет Г. М. Трусов в своей книге «Русские подводные лодки».

Мало кто знает, но уже в 1914 г. были сформированы первые части морской авиации. А к середине 1930-х гг. в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО. В послевоенный период с появлением ракетно–ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки. Неизвестным страницам истории отечественного флота посвящена серия книг «Совершенно секретно. Морская коллекция» Черкашина Николая Андреевича. Более подробно о развитии атомного подводного флота России написано в книге «Атомная подводная эпопея». В книге военного историка Реданского В.

«Во льдах и подо льдами» подробно освещается развитие идеи практического осуществления ледовых и подледных плаваний подводных лодок отечественного флота на Балтике и Дальнем Востоке. А так же о профессионализме советских подводников, которые смогли противопоставить вероятному противнику надежный ракетно-ядерный щит.

Структура и органы управления

Вполне объясним тот факт, что в период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. Изначально 22 декабря 1717 г. для управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 г. образовано Министерство морских сил. Впоследствии его переименовали в Морское министерство. А органы боевого управления силами ВМФ появились после русско-японской войны. Когда 7 апреля 1906 г. был создан Морской генеральный штаб.

Примечательно, что современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. Тогда, 15 января 1938 г., Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ. А в его составе был образован Главный морской штаб.
О развитии советского флота написано в книгах: «ВМФ СССР и России», «100 лет Красной Армии» и «Неизвестные страницы истории советского флота».

Отдельно хочется сказать о подвиге ветеранов военно–морского флота во время Великой Отечественной войны. Об этом говорят книги: «Маршалы Победы», «Корабли и подводные лодки Великой Отечественной войны, «Флагманы Победы», «Подводник №1 Александр Маринеско».

Отдельной строкой хочется написать, что наибольшее развитие флот получил к середине 1980-х гг. В это время в его составе было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

Военно–морской флот сегодня

Обратим внимание, что в настоящее время ВМФ является главной составляющей и основой морского потенциала России. ВМФ России – наследник Императорского и преемник ВМФ СССР. Оперативно-стратегическими объединениями современного флота являются: Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты и Каспийская флотилия В структуру ВМФ входят: надводный флот, подводный флот, морская пехота, морская авиация, формирования специального назначения ВМФ. С гордостью можно сказать, что Военное-морской флот России по праву считается одним из самых мощных в мире. Ведь на его вооружении стоят современные корабли, подводные лодки и супер-современные системы ПВО. О современной технике ВМФ можно прочитать в книгах: «Боевая мощь России», «Современное военное оружие России» и «Боевые корабли и подводные лодки». Подчеркнем тот факт, что руководство страны постоянно решает вопрос о модернизации и пополнении новым вооружением частей ВМФ России.

В конце можно сказать, что ВМФ России – один из инструментов внешней политики нашего государства. Его предназначение — в обеспечении защиты интересов России и ее союзников в Мировом океане военными методами. А так же – в поддержании военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности морских и океанских направлений.

Помимо данного обзора к Дню ВМФ России отдел гуманитарной литературы подготовил праздничный блиц-опрос на знание истории военно-морского флота России.

С чего начиналось создание отечественного военного флота и почему мы отсчитываем его историю от эпохи Петра

Днем рождения ВМФ принято считать 30 октября 1696 года. В России эта дата отмечается как профессиональный праздник – День моряка-надводника. В этот день 326 лет назад Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России. «Морским судам быть» – формулировка этого знаменитого постановления известна сейчас всем.

Смотрите в воскресенье, 19 июня, в 10:10 сериал «Россия молодая» на телеканале «МИР». Это фильм о подвиге русских людей, спасших Архангельск, где строился русский флот, от шведов в конце XVII – начале XVIII века.

Морские победы допетровских эпох

Конечно, это не значит, что до Петра I русские не имели вовсе никакого флота. Наоборот, список русских побед на море довольно внушителен.

Kushevsky/Википедия

Первые сохранившиеся в летописях упоминания о морских экспедициях Руси относятся к 860-м году, когда был совершен крупный морской поход русов на Константинополь. Поводом послужили нападения на рыбаков и обиды, нанесенные русским купцам в Константинополе. Источники свидетельствуют, что русские воины на 360 лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели осаждали столицу Византии. В результате император Михаил III вступил в переговоры с русами, заплатил им немалый выкуп золотом и заключил мирный договор.

Победоносные морские походы русских совершались в разные века, и не только в Черном море. Так, в 1187 году новгородцы предприняли морской поход, известный как взятие Сигтуны. Для защиты русских земель от шведских набегов они переплыли на судах Балтийское море, высадились на шведском побережье и захватили Сигтуну – город, на месте которого впоследствии был основан Стокгольм.

Далее список побед русских воинов на море обширен – от освобождения Новгородско-Псковскими войсками крепости Орешек, захваченной в 1348 году войсками шведского короля Магнуса, до морского боя со шведами у острова Котлин в 1656 году.

Однако именно при Петре I военное кораблестроение стало делом регулярным, государственным, и Россия начала приобретать устойчивые позиции на всех морях, омывающих ее.

Корабль «Орел» и потешная флотилия Петра

До Петра специальных военных кораблей у России не было – при необходимости для военных целей использовались различные парусно-гребные торговые суда. Исключением стал только военный корабль «Орел», построенный в 1668 году по указу государя Алексея Михайловича на судоверфи в селе Дединово на Оке. В 1669 году «Орел» был переправлен в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море, но по прямому назначению так и не применялся. Менее чем через год, в 1670 году он был захвачен восставшими крестьянами и казаками под предводительством Степана Разина. Те, отбив корабль, перегнали его в один из протоков Волги и бросили там.

Юного Петра идея постройки военного флота захватила еще до того, как он взошел на престол. По его повелению на Плещеевом озере у Переславля-Залесского была выстроена так называемая «потешная флотилия»: два фрегата и три яхты, строительством которых руководил голландский кораблестроитель Карстен Брант. В мае 1692-го на этих кораблях под командованием Петра I были проведены первые в истории российского государства флотские военные учения с высадкой десанта.

Потешная флотилия стала прообразом русского флота. Однако этих кораблей было недостаточно. В то время почти все соперничающие с Россией державы уже обзавелись масштабными военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы сравняться с ними на море. После визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их сам и впервые ходил по Белому морю, вопрос о создании российского военно-морского флота был решен.

«Петр Первый управляет парусным ботиком», Алексей Кившенко

От парусников до атомных подводных лодок

Непосредственным толчком к строительству регулярного военного флота стала неудачная попытка забрать у турок крепость Азов весной-осенью 1695 года. Турки получали воду и провизию со стороны моря, и могли держаться сколько угодно.

«На реке Воронеже, под городом Воронежем, была устроена верфь для судов, – писал русский историк Сергей Платонов (учитель детей Николая II). – Шли работы и в самой Москве, и в других городах: везде готовили части судов и снасти. Весною в Воронеже был готов «морской караван» в 30 военных судов и собраны сотни речных стругов и плотов. Флотская рать явилась к лету 1696 года под Азовом и, окружив его, крепко осадила и скоро взяла. Это был громадный успех».

На этом Петр I не остановился. Военные суда начали строить не только в Воронеже, но и в Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. В 1697-1698 годах царь посетил Европу и лично участвовал в строительстве корабля для российского флота. В процессе его создания русские корабелы целенаправленно обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, и скоро Россия своими силами могла создавать суда всех известных тогда типов.

Были созданы сперва Азовский и Балтийский флоты, а вслед за ними – Тихоокеанский, Северный, Черноморский флоты и Каспийская флотилия.

За три века отечественные военные моряки вписали в историю не одну славную страницу. Адмиралы Василий Чичагов, Федор Ушаков, Дмитрий Сенявин, Павел Нахимов и многие другие великие флотоводцы России приумножили славу отечественного флота.

До Первой мировой войны флот состоял из надводных кораблей. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия), которые существовали с начала XVIII века, в состав флота не входили. В 1906 году по указу императора Николая II стал развиваться подводный флот. Двадцать подводных лодок-миноносцев успешно выполняли погружения с 1902 по 1905 годы.

Подводная лодка Нарвал в Южной бухте Севастополя

Окончательно ВМФ, как стратегическое объединение, сформировался к середине 1930-х годов. В его состав вошли надводный и подводный флот, а также морская авиация, береговая оборона и части противовоздушной обороны.

Военно-морской флот и сейчас стоит на страже безопасности нашей страны. К его 325-летию Россия подходит с мощной корабельной базой, которая все время пополняется. Программа военного кораблестроения является частью Государственной программы вооружения России.

В составе ВМФ в наши дни – современная и надежная боевая техника, в том числе мощные ракетные крейсеры, десантные корабли, атомные подводные лодки и самолеты морской авиации. В последнее время основной упор делается на оснащении флота новыми видами ракетного оружия, а также на применении беспилотных и роботизированных систем.

История флота | История флота Simple Flying

| Простой полет

Ямайка

Какие типы самолетов летала Air Jamaica на протяжении многих лет?

Когда Air Jamaica только начинала свою деятельность, она арендовала самолеты у BOAC

По Марк Финли

Финнэйр

Знаете ли вы, что Finnair также окрасила два McDonnell Douglas MD-11 в ливреи на тему муми-троллей

Симпатичные персонажи комиксов тесно связаны с Финляндией.

По Джейк Хардиман

Средневзвешенная стоимость

Какие типы самолетов были самыми важными для TWA?

За свою 71-летнюю историю авианосец обслужил более 1000 самолетов.

По Джейк Хардиман

Райанэйр

Возвращение: BAC Ryanair с задним расположением двигателя 1-11 лет

Знаете ли вы, что ирландский бюджетный перевозчик летал на One-Eleven?

По Джейк Хардиман

История

Какие типы самолетов эксплуатировал бывший французский чартерный перевозчик Blue Line?

Авиакомпания предпочитала двухмоторные реактивные лайнеры.

По Джейк Хардиман

Британские авиалинии

История флота: отношения British Airways с McDonnell Douglas DC-10

Знаете ли вы, что флагманский авианосец Великобритании летал на этом трехмоторном американском самолете?

По Джейк Хардиман

XL Airways

На каких типах самолетов летала бывшая британская компания Leisure Carrier XL Airways?

Прошло уже 14 лет с момента краха авиакомпании.

По Джейк Хардиман

История

История флота бывшего российского перевозчика КД Авиа

На протяжении многих лет авианосец эксплуатировал реактивные лайнеры различных конструкций.

По Марк Финли

TAP Эйр Португалия

Возврат: недолговечный флот TAP Airbus A330-300

Флагманский авианосец Португалии управлял четырьмя экземплярами этого типа.

По Джейк Хардиман

23 августа 2022 г.

индийские авиалинии

Какие типы самолетов летали Indian Airlines?

Взгляд на Indian Airlines и весь ее исторический флот.

По Деванш Мехта

Кюрасао

Бывший флагман Кюрасао: история Insel Air

Авиакомпании потребовалось более десяти лет, чтобы подняться в небо после своего основания.

По Джейк Хардиман

24 мая 2022 г.

История

Hewa Bora Airways: бывшая национальная авиакомпания Демократической Республики Конго.

Авиакомпания за свою короткую историю управляла целым рядом самолетов.

Автор Джейк Хардиман

История

История парка самолетов Boeing 767-300ER компании Air New Zealand

Флагманский авианосец Kiwi эксплуатировал этот тип более четверти века.

По Джейк Хардиман

Анализ

Что случилось с Boeing 767-300ER «Трансаэро»?

Многие из двухдвигательных самолетов все еще активны сегодня.

По Джейк Хардиман

История

История бразильского бюджетного перевозчика GOL

Чем занимается GOL с момента своего основания в 2000 году?

По Джейк Хардиман

История

33 года службы: внутри Air Canada’s Boeing 747 Operations

По Джейк Хардиман

Анализ

На каких типах самолетов летал El Al?

По Джейк Хардиман

Европа

Что случилось с самолетом Boeing 747 Lufthansa Cargo?

По Джейк Хардиман

История

Что случилось с Boeing 767-200 Air Canada?

По Джейк Хардиман

История

13 лет службы: история самолетов Etihad Airbus A340

По Джейк Хардиман

История флота | Научный центр флота

В 1957 году группа горожан собралась в отеле Сан-Диего и предложила построить музей науки и промышленности с планетарием в качестве главной достопримечательности. В августе они сформировали Зал науки Сан-Диего (позже известный как Космический и научный фонд Сан-Диего) и объединились, назначив доктора Гленна Хейвенса президентом. В 1965 лет, два сотрудника General Dynamics, доктор Эдвард Кройц (физик-ядерщик, который был первым директором по исследованиям General Dynamics в ее подразделении General Atomics) и Джеймс Крукс-младший (инженер-электронщик и пионер программы Atlas), разработал и представил модель планетария с революционно новой концепцией предполагаемого музея науки. Эта новая концепция представляла собой 76-футовый купол, наклоненный под углом 25 градусов вниз, перед зрителями, которые должны были сидеть многоуровневыми рядами лицом вперед — это должно было создать иллюзию подвешенного в пространстве. Традиционно планетарии состояли из полусферического купола, горизонтально опирающегося на поверхность, со звездным проектором, выступающим из середины круглого корпуса; зрители сидели концентрическими кругами вокруг проекционной системы. Кройц и Крукс вместе с другими членами комитета по раннему планированию (включая Престона Флита, доктора Бернарда Гросса и капитана Норвала Ричардсона) осознали огромный риск, связанный с разработкой этой радикальной концепции. Однако у них была решимость добиться успеха. В 1969, город и округ Сан-Диего в Соглашении о совместных полномочиях учредили Управление планетария Сан-Диего для надзора за выпуском доходных облигаций на сумму 3 миллиона долларов для развития планетария и научного центра. Spitz Space Systems (тогда Spitz Laboratories) из Чаддс-Форд, штат Пенсильвания, получила контракт на создание цифрового управляемого компьютером «симулятора космического транзита». Этот новый тип системы проекции звезд создаст ощущение путешествия в космосе и сможет точно воссоздать звездное поле таким, каким оно выглядело в любое время, дату и из любого места Солнечной системы — в прошлом, настоящем или будущем. Наклонный купол, который стал известен как Космический театр, также служил проекционным экраном для нового большого формата пленки (70 мм) под названием IMAXⓇ. Эти фильмы с гигантским экраном проецировались на большие плоские экраны. Термин OMNIMAXⓇ был придуман основателями Space Theater для обозначения гигантского экрана с наклонным куполом и эффекта «рыбий глаз». Объект, названный Космическим театром и научным центром Рубена Х. Флита, был открыт для публики 10 марта 19 года.73. Музей назван в честь майора Рубена Х. Флита, пионера американской авиации. Один из первых военных летчиков, Флит был уполномочен президентом Вудро Вильсоном сформировать Службу воздушной почты США, что сделало его пилотом воздушной почты №1. Позже он занялся производством самолетов и перевел свою компанию из Буффало, штат Нью-Йорк, в Сан-Диего. Его фирма Consolidated Aircraft построила множество знаменитых бомбардировщиков времен Второй мировой войны, в том числе B-24 Liberators и PBY Catalina Flying Boats. Позже он продал свою компанию Vultee Aircraft, которая, в свою очередь, сменила название на Convair (Consolidated-Vultee). Майор Флит погиб 29 октября., 1975 г., в возрасте 88 лет. Его семья по-прежнему решительно поддерживает Научный центр. Выставочная площадь Научного центра медленно росла в тени Космического театра, но теперь превратилась в первоклассный объект. Многомиллионный проект расширения, завершенный в мае 1998 года — всего через два месяца после 25-летия Центра флота — утроил выставочную площадь и удвоил размер объекта. В Научном центре флота теперь находится несколько выставочных галерей, которые предлагают более 100 забавных интерактивных экспонатов науки и техники для всех возрастов. Флот может похвастаться богатой коллекцией постоянных экспонатов, а также местом проведения крупных передвижных выставок. Флот добавил симулятор движения с 23 пассажирами, который отправлял пассажиров в удивительные приключения, и учебный центр Nierman Challenger, реалистичный макет управления полетами и космическую станцию ​​(оба были выведены из эксплуатации). Расширение также включало две современные классные комнаты; Форум сообщества, многоцелевой объект для лекций, встреч и общественных мероприятий; и входная ротонда с билетной кассой, кафе Galileo (теперь оно называется Craveology) и научным магазином North Star. Название учреждения было изменено на Научный центр Рубена Х. Флита, чтобы отразить эти дополнения. В 2012 году Флот завершил многомиллионный ремонт Космического театра, теперь известного как Купольный театр Юджина Хейкоффа и Мэрилин Джейкобс Хейкофф. Театр Heikoff Giant Dome оснащен первым в мире куполом NanoSeam™ в кинотеатре IMAX, новыми креслами и ультрасовременной системой объемного звучания мощностью 16 000 Вт. Гигантский купольный театр Флота был первым в стране, который использовал цифровой планетарий с проектором IMAX после установки цифровой проекционной системы GSX ™ от Global Immersion, которая предлагает кинотеатр с полным куполом. Театр Heikoff Giant Dome ежедневно показывает несколько невероятных фильмов IMAX, а также популярные ежемесячные шоу-планетарий и другие образовательные программы. В 2014 году Флот провел ряд исследований и обсуждений с общественностью, чтобы изучить свое место в Сан-Диего. Результаты этих исследований легли в основу стратегического плана, над реализацией которого активно работали сотрудники музея. Благодаря этой работе Флот превратился из музея в парке в общенациональную организацию, занимающуюся созданием и поддержкой сообществ, богатых научными знаниями. Отношения флота со школами расширились, чтобы обеспечить комплексное профессиональное развитие учителей, научные семинары и послешкольные программы в поддержку как учителей, так и учащихся. Флот также сотрудничает с общественными организациями, чтобы принести науку в районы Сан-Диего в рамках программы «52 недели науки», чтобы все жители Сан-Диегана имели доступ к преобразующей силе науки. Кроме того, сотрудники флота работают над созданием новых впечатлений, которые обеспечивают трансформационные моменты в научном центре. В 2016 году организация была переименована в Научный центр флота, чтобы отразить ее расширенное видение и предложения. Научный центр флота знакомит людей всех возрастов с возможностями и силой науки для создания лучшего будущего. Расположенный в красивом парке Бальбоа в Эль-Прадо 1875 года, в двух кварталах к югу от зоопарка Сан-Диего на бульваре Парк, Научный центр флота является некоммерческой образовательной организацией, занимающейся созданием Сан-Диего, где каждый подключен к силе науки.