ABC (Испания): корабли, служившие испанской империи на протяжении всего ее существования

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Каравеллы, галеоны, галеры, корветы, линкоры… Типов кораблей, которые помогали Испании твердой рукой удерживать свои заморские земли, много. Прекрасные корабли Испании и их экипажи держали в страхе французов, англичан, голландцев и других мореплавателей. «АБС» отмечает, что ипанская монархия удерживалась на ногах благодаря самым передовым методам строительства кораблей.

Сесар Сервера (César Cervera), Луис Кано (Luis Cano)

«С испанцами лучше столкнуться в море, потому что если встретить их на суше, — помилуй нас Господь» — говорит известная цитата, якобы появившаяся во времена борьбы между испанской империей и английской монархией. Это ода военному превосходству испанских солдат. Однако морские подвиги испанского флота не были удостоены подобных похвал. При этом испанская монархия удерживалась на ногах столько веков — с 1492 по 1898 год — именно потому, что контролировала моря и располагала самыми квалифицированными моряками и самыми передовыми методами строительства кораблей.

Испания пересекла Атлантический океан и добралась до Америки. Она совершила первое кругосветное путешествие, построила Манилские галеоны, ставшие торговой и культурной вехой, и галеры, которые влегкую разбивали венецианцев или турков. Она изобрела корабль-гибрид, известный как фрегат. Она совершила такие морские подвиги, как «путешествие «Глориосо»», ее флот в Новом свете имел колоссальный успех, что обеспечивало поток драгоценных металлов из Америки в Испанию. А также она совершила великие научные («Экспедиция Маласпины», 1789-1794) и гуманитарные подвиги (экспедиция Бальмиса, 1803-1814).

Путешествие Колумба в Америку

3 августа 1492 года, после долгих лет подготовки, Христофор Колумб вышел из порта Палоса во главе каравелл «Пинты» и «Ниньи» и нао «Санта-Марии» с экипажем около девяноста человек. «Санта-Мария», изначально называвшаяся «Галисийкой», принадлежала Хуану де ла Косе, и именно на ней плыл Колумб. «Нинья», принадлежавшая семье Ниньо, и «Пинта» возглавлялись легендарными братьями Пинсон.

Целью экспедиции было не открытие нового континента, а поиск безопасного пути к Тихому океану.

В начале августа 1492 года три испанских корабля прибыли на остров Гран-Канария, а затем на остров Ла Гомера, где были проведены различные ремонтные работы и последние поставки воды и провианта перед самым тяжелым участком пути. Во время этой остановки был отремонтирован штурвал на «Пинте». После того, как экспедиция взяла курс на запад, произошло несколько попыток мятежа, и на месяц воцарилось отчаяние. К 10 октября капитаны приняли решение о возвращении, если в течение трех дней они не увидят землю.

© CC0 / Public DomainД. Вандерлин «Высадка Колумба в Америке»

© CC0 / Public Domain

12 октября раздался знаменитый крик юнги Родриго де Трианы: «Земля!». Вскоре экспедиция прибыла на один из Багамских островов, Гуанахани, который Колумб окрестил Сан-Сальвадором. Колумб побывал и на других островах Багамского архипелага и достиг Эспаньолы (в настоящее время Гаити), у берегов которой разбился флагманский корабль, «Санта Мария». Его обломки использовались для строительства форта Ла-Навидад, первого испанского поселения в Америке.

Два оставшихся корабля во главе с Колумбом отправились в обратное путешествие. Корабли разошлись, и 18 февраля 1493 года «Пинта» первой приплыла в Байонну в Галисии. Это была каравелла с прямыми парусами на фок и грот-мачтах и косыми парусами на кормовой бизань-мачте. Из всех трех кораблей «Пинта», развивавшая скорость до 12 миль в час, была, вероятно, самой быстрой. Именно она первой принесла новость о новом континенте, который позже станет известным под именем Америки. Сегодня существуют две реплики «Пинты»: одна из них в Байонне, а вторая в Палос-де-ла-Фронтера.

Первое кругосветное путешествие

20 сентября 1518 года из Санлукара-де-Баррамеды отплыл флот каравелл и каракк, состоявший из «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктории» и «Сантьяго», под руководством португальского капитана Фернандо Магеллана, который обещал Карлу V добраться до Молуккских островов в Индонезии и, тем самым, направить в Испанию поток специй. Однако только один из этих кораблей и очень немногие из экипажа, сумели достичь Индонезии и вернуться в Испанию. Таким образом, первое кругосветное путешестввие осталось в истории скорее как трагедия, чем подвиг.

27 ноября, после подавления бунтов и преодоления серьезных трудностей, пересекши пролив, который ныне зовется Магеллановым, Магеллан с оставшимися «Тринидадом», «Викторией» и «Консепсьон» оказался в неизведанном Тихом океане. Для прославленного португальца, убитого жителями Филиппин, а также для большинства из 239 членов экипажа, эти воды стали могилой. Только «Виктория» под руководством Себастьяна Элькано смогла вернуться с Молуккских островов в Испанию, обойдя мыс Доброй Надежды и португальские территории. 6 сентября 1522 года Себастьян Элькано и 17 бесстрашных моряков прибыли в Санлукар-де-Баррамеда.

Помимо того, что водоизмещение «Виктории» составляло 85 тонн, а экипаж состоял из 45 человек, мало что достоверно известно об этой каракке. Сейчас совершенно невозможно понять, как этот маленький корабль смог обойти земной шар. Под конец древесина корабля оказалась изъедена и побита выпавшими на его долю злоключениями, паруса были залатаны, а многие члены экипажа лежали, подкошенные различными болезнями.

Галера «Реаль» при Лепанто

Галеры, прямые наследницы римских трирем, на протяжении веков оставались владыками Средиземного моря, ведь благодаря веслам они не зависели от своевольных ветров в этих водах. Когда две галеры сходились в поединке, они сначала пытались протаранить друг друга, а затем, если обе оставались целы, они сходились и палубы превращались в единое поле боя, где воины сражалась часами.

В борьбе между Османской и Испанской империями за контроль над Средиземным морем галеры были, бесспорно, главными действующими лицами. В битве при Лепанто, великом столкновении XVI-го века, участвовали сотни галер. Силам Священной лиги, состоявшим из флота в 200 галер, 100 транспортных судов и 50 000 солдат (большинство из которых были испанцами или наемниками Филиппа II), противостояли мусульмане, располагавшие 208 галерами, 66 галеотами и около 25 тысячами солдат, включая 2500 янычар, вооруженных аркебузами.

Несмотря на то, что христианские галеры, как правило, представляются нам однородной силой, на самом деле проворные венецианские корабли имели мало общего с новыми испанскими галерами. Испанские, или «западные», галеры были шире, что снижало их скорость и маневренность, но увеличивало их выносливость и позволяло лучше устанавливать пушки. Поэтому они превосходили в бою «восточные» галеры.

Из них «Реаль», командиром которой был дон Хуан Австрийский, была особенно больших размеров даже по меркам христианского флота. Ее участие в бою не ограничивалось контролем тылом. В ходе абордажного этапа битвы при Лепанто «Реаль» оказалась в эпицентре событий, с несколькими турецкими кораблями на хвосте. «Султана» атаковала «Реаль» с такой мощью, что таран проник до четвертой скамьи. «Реаль», снявшая таран перед битвой, чтобы повысить свою огневую мощь, ответила пятью пушечными залпами с носа. Немногие галеоны той эпохи могли похвастаться такими артиллерийскими характеристиками.

После первого столкновения дон Хуан Австрийский и Али-паша, командир с турецкой стороны, уже готовы были скрестить шпаги. Этому помешал очень удачный огонь папского посланника Марко Антонио Колонна и появление Альваро де Басана.

Помимо своих превосходных боевых характеристик, галера дона Хуана Австрийского была роскошно украшена и раскрашена в красный и золотой цвета. На корме имелись многочисленные скульптуры, барельефы и другие украшения, многие из которых, выполненные Хуаном де Маль Лара, были на религиозную тематику. В 1971 году, в честь 400-летнего юбилея битвы, в Морском музее Барселоны «Реаль» была воссоздана.

«Сан-Мартин» и Непобедимая армада

Во время завоевания Португалии Филиппом II в портах Лиссабона испанцы встретились с великолепным флотом, состоявшим из каррак. Все эти новехонькие корабли имели водоизмещение от 700 до 1000 тонн. За приспособление коммерческих судов к военным потребностям Испании отвечал дон Альваро де Басан, лучший испанский адмирал XVI века. Когда последние повстанцы, боровшиеся против власти Филиппа II, сплотились на Азорских островах, он при помощи этого нового флота завоевал архипелаг.

Отправляясь в неизведанную Атлантику, дон Альваро де Басан назвал свой корабль «Сан-Мартин» и окружил его 25 галеонами.

Флоту Басана противостояло 64 корабля под командованием Филиппа ди Пьеро Строцци, флорентийского адмирала на службе Франции и португальских повстанцев. 26 июля 1582 года оба флота сошлись. Битва при Терсейрас началась с того, что внезапная перемена ветра застала врасплох галеон «Сан-Матео».

Он пострадал от многочисленных абордажей, получил удары от более 500 снарядов, двадцать раз его пытались поджечь. Тем не менее, после двух героических часов пришло подкрепление во главе с «Сан-Мартином», и битва стала развиваться по такому сценарию, который Строцци всеми силами хотел избежать: рукопашная схватка на десятках кораблей в стиле битвы при Лепанто. Когда экипаж «Сан-Мартина» ступил на палубу вражеского корабля, он обнаружил 400 убитых и умирающих, среди них Строцци, чье тело было выброшено за борт.

Успех привел испанцев к мысли о том, что вторжение на Британские острова вполне могло быть реализовано даже при помощи средств того времени. Басан занялся подготовкой Великой и славнейшей армады, однако после его преждевременной кончины командование перешло к Медине-Сидонии, который также отправился на «Сан-Мартине». Этот благородный кастилец руководил английской кампанией с застенчивостью и, следуя приказам короля, избегал вступать в бой с англичанами. Испанцы провели только один крупный прямой бой в этой кампании с англичанами — битву при Гравлине.

Ранним утром 8 августа 1588 года испанская армада была атакована восемью брандерами (предназначенными для поджигания вражеских кораблей). Тогда впервые был нарушен приказ, и в момент паники некоторые капитаны подняли якоря, чтобы как можно скорее покинуть Кале.

«Сан-Мартин», «Сан-Хуан», «Сан-Маркос» и «Сан-Матео» сошлись с британцами, чтобы дать Армаде время на реорганизацию. Главный корабль Медины-Сидонии получил 200 ударов, некоторые из которых пробили его корпус и повредили снасти. Однако самый страшный удар приняли на себя «Сан-Фелипе» и «Сан-Матео». В беспорядочном отступлении на север и вдоль ирландского побережья пострадавшие от англичан корабли затонули. Некоторые галеоны, например «Сан-Мартин», несколько раз останавливались, чтобы откачать воду, но большинству из них удалось вернуться в испанские порты.

Погибших кораблей было около 35 штук из тех 130, которые составляли Непобедимую армаду. Из этих кораблей, лучше всего выдержавших проход вдоль Ирландии, выделяются 18 испанских галеонов, из которых у Ирландии был потерян только один, «Сан-Маркос». При этом «Сан-Мартин» был разобран сразу по прибытии в Испанию, а еще некоторые пали при Гравлине. Однако в целом корабли, предназначенные для сражений в Атлантике, остались почти невредимы.

Одиссея «Глориосо»

Так называемое «путешествие «Глориосо»» — один из тех эпизодов, которые хранятся в самых потаенных уголках британских архивов. 70-пушечный корабль, прозванный «Глориосо», был построен в 1740 году в Гаване под именем «Сан-Игнасио-де-Лойола». Он предназначался для преследования корсаров. Корабль был большим и сильным, с хорошим боевым оснащением и готовый к суровой Атлантике.

Через семь лет после спуска на воду, он сумел избежать английских шпионов и отплыть из Америки в одиссею, рядом с которой бледнеет история самого Гомера. В рамках все той же войны, в которой британцы подверглись унижению в Картахене-де-Индиас, «Глориосо» стал главным дейсствующим лицом в одном из самых запоминающихся боев испанского королевского флота под командованием сначала капитана дона Педро Мессии-де-ла-Серда, затем маркиза де ла Вега-де-Армихо, чьим помощником был капитан дон Хосе де Рохас-Реканьо.

Нагруженный четырьмя миллионами песо в серебряных монетах корабль был атакован 25 июля 1747 года на широте Азорских островов. Перед ним оказались 10 вражеских кораблей, три из которых были военными: 60-пушечный «Уорвик», 40-пушечный фрегат «Ларк» и 20-пушечная бригантина. Она-то, воспользовавшись своей скоростью, и обошла «Глориосо» с тыла и начала обстрел. Для фрегата встреча оказалась катастрофической: в ту ночь он вынужден был отступить с серьезными повреждениями корпуса и снастей. В два часа ночи «Уорвик» вступил в перестрелку с испанским кораблем, и через час залп «Глориосо» сбил главную мачту английского судна, который тоже вынужден был отступить.

После починки некоторых повреждений на ходу «Глориосо» продолжил путь и уже недалеко от Кабо Финистерре встретился с 50-пушечным «Оксфордом», 24-пушечным фрегатом «Шорхам» и 14-пушечным корветом «Фалькон». Испанский корабль дал решительный отпор, правда, потеряв бушприт (балка, выступающая вперед с носа судна). Через два дня он выполнил свою миссию, бросив якорь в Ла-Корунье и выгрузив сокровища.

Так и не починив самые серьезные повреждения, «Глориосо» отправился с севера в Кадис. Тем не менее, во второй половине дня 17 октября он был снова атакован у мыса Сан-Висенте четырьмя корсарскими фрегатами во главе с коммодором Джорджем Уолкером. Главный корабль короля Джорджа вступил в бой с испанским кораблем и потерял свою главную мачту в перестрелке. Худшая участь ожидала 50-пушечный «Дармут», который оказал подмогу коммодору: он взлетел на воздух.

Необходимо было вмешательство третьего английского корабля, 80-пушечного «Рассела», и трех фрегатов, чтобы «Глориосо», уже без мачт, наконец сдался. В общей сложности в трех последовательных боях погибло 33 человека и 130 было ранено. После поражения он был разобран в Лиссабоне англичанами, которые не могли не восхищаться смелостью его команды.

«Сантисима-Тринидад»: от Кубы до Трафальгара

«Сантисима-Тринидад» — один из самых известных кораблей в истории Испании, названный в романе Переса Гальдоса «Эскориалом морей». Этот гигант был спущен в кубинских водах в 1769 году после 2 лет строительства, на которое ушло 40 тысяч дукатов. Тем не менее, впоследствии он претерпел различные изменения на верфях Феррола и Кадиса и стал единственным четырехдечным кораблем в мире, хотя устойчивость его по-прежнему оставляла желать лучшего.

За 36 лет службы «Сантисима-Тринидад» пережила столько же побед, сколько и поражений. В рамках испанской поддержки 13 североамериканских колоний корабль участвовал в операциях в Ла-Манше и в захвате английского конвоя из 55 кораблей. В 1782 году он был включен в состав Средиземноморской эскадры и участвовал в бою у мыса Спартель, где адмирал Луис де Кордова использовал огромный корабль в качестве флагмана.

В сражении при Сент-Винсенте (1797 год), где 15 английских линейных кораблей столкнулись с 24 испанскими, он чуть не сдался в плен или не отправился на дно, однако был спасен кораблем «Инфанте дон Пелайо» под командованием капитана Кайетано Вальдеса. Целых пять английских кораблей стреляли по «Сантисиме-Тринидад», которая, хотя и нанесла серьезные повреждения своим врагам, но так и не смогла отбить их.

Помимо своего размера, «Сантисима-Тринидад» известна трагическим концом в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года. По приказу командира эскадрильи Бальтасара Идальго-де-Сиснероса, с Франсиско Хавьером де Уриарте-и-Борхой в качестве капитана, четырехдечный корабль одновременно сражался против ни много ни мало семи английских кораблей, и только тогда его смогли сломить. Будучи в центре французско-испанской эскадры, «Сантисима-Тринидад» вступила в прямой бой с «Викторией» Нельсона.

Сиснеросу удалось не только нанести значительный ущерб кораблю Нельсона, но и с самого начала сорвать план британца по обходу коалиции. Учитывая тактическую нерасторопность французов, Нельсон в итоге победил французский «Бюсентор», а заодно «Сантисиму-Тринидад» и «Грозного».

На палубах «Сантисимы-Тринидад» погибло около 200 моряков. Англичане приложили все усилия, чтобы спасти корабль и отвезти его в английский порт Гибралтар, отбуксировав его фрегатами «Наядой» и «Фебом». Тем не менее он, в конце концов, потонул три дня спустя после боя в 25 — 28 милях к югу от Кадиса.

Экспедиция Маласпины

В XVIII веке из Франции и Великобритании отпралялось множество научных экспедиций в поисках неизведанного. Однако политическая ситуация в Испании и условия Утрехтского договора заставили Филиппа V и его преемников сосредоточиться на более неотложных вопросах. Только в правление Карла III начали снаряжаться научные экспедиции, целью которых была разведка границ и исследование разнообразия Испанской империи. Тогда и появился подходящий для такой работы герой.

Родом из Италии, прошедший через испанский Королевский флот, Алессандро Маласпина был одним из лучших представителей поколения образованных моряков, врачей, математиков, исследователей, которые служили на благо страны военными подвигами и научными достижениями. В сентябре 1788 года Маласпина и его товарищ Хосе де Бустаманте-и-Герра предложили Карлу III научную экспедицию по Америке и Азии. Через месяц они получили разрешение и приступили к работе. Среди офицеров экспедиции были такие просвещенный люди, как Алькала Галиано, Кайетано Вальдес и Хуан Гутьеррес, а также команда ученых, состоявшая из французского ботаника Луи Не и лейтенанта Антонио Пинеда-и-Рамиреса из Королевской гвардии.

Весь экипаж из более чем двухсот человек отправился в Америку на двух корветах, «Отваге» и «Открытии», названных в честь кораблей Джеймса Кука. Эти два шлюпа были построены одновременно в Арсенале-де-ла-Карраса в 1789 году инженером Томасом Муньосом из отборной древесины, с применением меди в корпусе для увеличения устойчивости к различным климатическим условиям. Помимо пушек, на них были громоотводы, библиотека, лаборатория и научный инвентарь.

Через океан они перебрались к 30 июля 1789 года, а в сентябре отправились из Монтевидео в пятилетнее путешествие, в ходе которого они обогнули мыс Горн, побывали в Кальяо, Лиме, а затем и на дальнем севере у Аляски, в поисках мифического северо-западного пути. А потом они взяли курс на Филиппины и азиатское побережье. К концу своего путешествия экспедиция Маласпины и Бустаманте собрала огромное количество данных о биологических видах и минералах, результаты всевозможных научных наблюдений, а также составила семьдесят новых морских карт.

По возвращении в Кадис 21 сентября 1794 года Мануэлю Годою, влиятельному лицу нового правления, были представлены отчеты, сопровождавшиеся политическими замечаниями. Учитывая политическую ситуацию того времени, Годой счел публикацию отчетов нецелесообразной. Находясь во враждебных отношениях с генералиссимусом Карла IV, Маласпина принял участие в заговоре против Мануэля Годоя, что привело к его аресту 23 ноября. Маласпина был приговорен к десяти годам тюремного заключения в замке Сан-Антон-Де-Ла-Корунья, где он писал эссе об эстетике, экономике и литературе.

«Дон Пелайо» — первый линкор

«Дон Пелайо», с 45-сантиметровой броней, был уникален в своем роде. Первый и последний броненосец испанского флота XIX века сошел с французской верфи 9 сентября 1888 года (его назвали в честь Богоматери Ковадонги, которая чествуется в этот день). Не раз для улучшения его характеристик в конструкцию вносились изменения.

В ходе Испано-Американской войны 1898 года «Дон Пелайо» переплыл Атлантический океан, чтобы вместе с другими судами защищать Кубу и Филиппины. В отличие от устаревших кораблей Армады, этот линкор действительно внушал ужас американским капитанам. Однако флот, отправленный Испанией для защиты своих последних колоний, так и не вступил в игру.

Британцы, которые хотели избежать военных действий на своих границах, при помощи дипломатических маневров и закрытия портов задержали прибытие подкрепления. Флот, который должен был возглавить контратаку, был задержан в Суэцком канале на неопределенный срок, в то время как отряд адмирала Серверы был разгромлен в водах Сантьяго-де-Куба. Таким образом, испанская общественность всегда подозревала, что отсутствие лучших кораблей Армады на Кубе и Филиппинах, включая «Дона Пелайо», скорее было связано с тем, что война повлекла за собой контролируемое отделение колоний, которые, по мнению правительства, невозможно было защитить.

После своего позорного участия в Испано-Американской войне 1898 года «Дон Пелайо» вернулся во Францию на необходимый ремонт. Он так и не пустил в ход свою артиллерию в 1898-м, однако в ходе Мелильской кампании 1909 года и на марокканском побережье он сумел себя показать. В 1913 году новый линкор, названный «Испанией», заменил «Дона Пелайо» на его посту флагмана испанского флота. «Дона Пелайо» был списан из Военно-Морского Флота только 1 августа 1924 года и через два года отправился в порт Роттердама на разборку.

Археологи обнаружили испанский галеон полный сокровищ, который затонул 350 лет назад (фото)

Драгоценности и другие исторические артефакты ученые обнаружили на затонувшем 900-тонном корабле недалеко от Багамских островов.

Related video

Обнаруженный в 70 км от берега вблизи Багамских островов испанский галеон до сих пор хранит на борту большое количество сокровищ и исторических артефактов. Этот корабль затонул еще в 1656 году и почти вся его команда погибла. С тех пор были неоднократные попытки спасти сокровища, которые вез корабль. Поэтому ученые не надеялись найти что-то важное и ценное, но им повезло, сообщает The Guardian.

Испанский галеон «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Маравильяс», весом в 891 тонну, отправился в свое путешествие от берегов современной Колумбии с грузом золота, серебра и других драгоценностей. Он не только вез свой груз, но в него поместили серебряные и золотые слитки с другого испанского корабля, который перед этим затонул в другой части Южной Америки, у берегов современного Эквадора.

Испанский галеон «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Маравильяс», весом в 891 тонну, отправился в свое путешествие от берегов современной Колумбии с грузом золота, серебра и других драгоценностей

Фото: Guardian

Как выяснили ученые, на борту испанского корабля находились не только золото и серебро для испанского королевского двора, но и частные грузы, а также контрабанда, сведения о которой не были внесены в документы. В частности, это были драгоценные камни, добытые в Колумбии.

На борту испанского корабля находились не только золото и серебро для испанского королевского двора, но и частные грузы, а также контрабанда, сведения о которой не были внесены в документы

Фото: Guardian

После полуночи 4 января 1656 года у берегов Багамских островов из-за навигационной ошибки в галеон «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Маравильяс» врезался другой корабль, в результате чего полное сокровищами судно напоролось на рифы и затонуло. Из 650 человек, которые были на борту к утру 5 января выжили только 45. Учитывая то, что эта местность полна акулами, ученые считают, что многие члены экипажа, как раз и стали добычей этих хищных рыб.

Среди находок на затонувшем корабле были осколки испанских кувшинов и китайского фарфора

Фото: The Guardian

На протяжении столетий к обломкам галеона 17-го века отправлялись испанские спасательные экспедиции, а также на дно спускались охотники за сокровищами и теперь корабль впервые полностью исследуют ученые. Поисками затонувшего корабля и научным описанием его драгоценного груза, который все еще остался на дне занялась компания Allen Exploration совместно с археологами из США и Багамских островов. Компанию Allen Exploration основал Карл Аллен, успешный бизнесмен, который рано отошел от дел и посвятил свою жизнь поиску и исследованию затонувших кораблей далекого прошлого.

Рукоять меча, который принадлежал одному из челонов экипажа затонувшего корабля

Фото: The Guardian

Среди находок на затонувшем корабле были осколки испанских кувшинов и китайского фарфора, железные ремни, которыми крепились пушки на орудийных палубах, стеклянные винные бутылки, рукояти мечей, серебряные монеты, курительные трубки, пушечные ядра, личные вещи экипажа, украшения и другие драгоценности.

Особенно ученых впечатлили хорошо сохранившиеся инкрустированные драгоценными камнями кулоны и золотые цепи, которые пролежали на дне сотни лет. Среди них выделяется золотая цепь длиной почти 2 метра и весом почти 1 кг

Фото: Guardian

Особенно ученых впечатлили хорошо сохранившиеся инкрустированные драгоценными камнями кулоны и золотые цепи, которые пролежали на дне сотни лет. Среди них выделяется золотая цепь длиной почти 2 метра и весом почти 1 кг. Подобная цепь была у короля Испании Филиппа IV, который правил страной, когда галеон затонул. Ученые считают, что эту цепь мог заказать либо сам король, либо кто-то из очень богатых дворян.

Археологов впечатлил золотой кулон с крестом святого Иакова, который связывают с рыцарским орденом Меча святого Иакова Компостельского, члены которого защищали паломников активно участвовали в морской торговле Испании

Фото: The Guardian

Также археологов впечатлил золотой кулон с крестом святого Иакова, который связывают с рыцарским орденом Меча святого Иакова Компостельского, члены которого защищали паломников активно участвовали в морской торговле Испании. На другом кулоне изображен золотой крест Святого Иакова поверх большого зеленого овального изумруда, обрамленного дюжиной квадратных изумрудов, возможно, символизирующих 12 апостолов.

На другом кулоне изображен золотой крест Святого Иакова поверх большого зеленого овального изумруда, обрамленного дюжиной квадратных изумрудов, возможно, символизирующих 12 апостолов

Фото: Guardian

Кстати, галеон «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Маравильяс» построили на севере Испании в 1640-х годах. И он назван в честь скульптуры Девы Марии 13-го века, которая как считалось творит чудеса.

Как уже писал Фокус, недалеко от берегов Египта ученые обнаружили затонувший древнегреческий корабль второго века до н.э.

Также Фокус писал о том, что в Англии обнаружили самый старый затонувший корабль в мире. Он затонул еще в 13 веке.

Испанские корабли — Мир 1898 года: Испано-американская война (Испаноязычное отделение, Библиотека Конгресса)

Библиотека Конгресса > Исследователи > Читальный зал для латиноамериканцев > Мир 1898 года

1898 ГЛАВНАЯ > Испания > Хронология Испании > Испанские корабли

Нажмите на изображение, чтобы увидеть увеличенную версию.

Альфонсо XIII
Alfonso XIII — защищенный крейсер с экипажем из 276 человек.

Фотографическая история испано-американской войны , с. 86.
Загрузите несжатую версию этого изображения в формате TIFF (.tif).

Император Карлос V
Более крупный и мощный, чем Cristobal Colón , этот броненосный крейсер был одним из немногих испанских кораблей, избежавших уничтожения ВМС США.

Фотографическая история испано-американской войны , с. 88.
Загрузите несжатую версию этого изображения в формате TIFF (.tif).

Рейна Кристина
Модель Reina Christina участвовала в битве при Маниле.

Нил , с. 306.
Загрузите несжатую версию этого файла в формате TIFF (.tif). изображение.

Маркиза де Энсенада
Этот защищенный легкой броней военный корабль/крейсер находился в составе флота адмирала Монтохо в Маниле, когда он был уничтожен эскадрой адмирала Дьюи.

Фотографическая история испано-американской войны , с. 106.
Загрузите несжатую версию этого изображения в формате TIFF (. tif).

Гавана
Гавана был последним построенным кораблем ВМС Испании; ранее это был Carlo Alberto из Италии. Эта фотография была сделана в Специи, когда судно покидало док после церемонии спуска на воду.

Фотографическая история испано-американской войны , с. 86.
Загрузите несжатую версию этого файла в формате TIFF (.tif). изображение.

Инфанта Мария Тереза ​​
Корабль Infanta Maria Teresa вынес адмирала Серверу из гавани Сантьяго 3 июля 1898 года.

Фотографическая история испано-американской войны , с. 274.
Загрузите несжатую версию этого изображения в формате TIFF (.tif).

Наварра
Navarra — новый корабль, построенный как коммерческий эсминец для ВМС Испании.

Фотографическая история испано-американской войны , с. 86.
Загрузите несжатую версию этого изображения в формате TIFF (.tif).

Новая Испания
Nueva España была одной из многих небольших канонерских лодок, которые были найдены в кубинских водах во время войны.

Фотографическая история испано-американской войны , с. 86.
Загрузите несжатую версию этого изображения в формате TIFF (.tif).

Альмиранте Окендо
Этот крейсер входил в состав флота адмирала Серверы. В воскресенье 3 июля 1898 года у побережья Сантьяго-де-Куба адмирал Сэмпсон сообщил, что Almirante Oquendo , вероятно, был подожжен в первые пятнадцать минут морского боя с Соединенными Штатами.

Фотографическая история испано-американской войны , с. 265 (слева) и с. 269 ​​(справа). Загрузите несжатую версию изображения слева в формате TIFF (.tif). Загрузите несжатую версию изображения справа в формате TIFF (.tif).

Генерал Вальдес
кубинских повстанцев держали под охраной в стенах древнего замка и крепости Монжуич, возвышавшейся над Барселоной. Этот диспетчерский катер использовался испанским флотом для защиты Монжуича.

Фотографическая история испано-американской войны , с. 306.
Загрузите несжатую версию этого изображения в формате TIFF (.tif).

Варезе
Varese , броненосный крейсер из Италии, снят со стапелей на верфи Ливорно. Когда она набирает воду, поднимается испанский флаг. Varese не участвовал в боевых действиях во время войны.

Фотографическая история испано-американской войны , с. 87.
Загрузите несжатую версию этого файла в формате TIFF (.tif). изображение.

Бискайя
Vizcaya считался одной из самых эффективных боевых машин испанского флота. Он нес два орудия, которые метали 500-фунтовые цельные стальные снаряды конической формы на расстояние двенадцати миль.

Фотографическая история испано-американской войны , с. 270.
Загрузите несжатую версию этого файла в формате TIFF (.tif). изображение.

Наверх


Мир 1898 года Главная | Введение | Хронология | Индекс | Библиография | Литература | Карты | Американская память

Библиотека Конгресса
Комментарии: Спросите библиотекаря ( 22 июня 2011 г. )
Юридический | Отказ от ответственности за внешние ссылки

Что испанское кораблекрушение рассказывает о последних годах работорговли | История

Дайверы осматривают железный якорь, который, как считается, принадлежал британскому патрульному кораблю H.M.S. Nimble , который столкнулся с острыми рифами Флорида-Кис в 1827 году, преследуя нелегального испанского работорговца  Guerrero . © Ассошиэйтед Продюсерс Лтд.

Самолет Guerrero преодолел весь путь от Нигерии до Багамских островов. Испанский невольничий корабль, направлявшийся на Кубу, направлялся на юг, в сторону Гаваны, когда 17 декабря 1827 года английская шхуна, выступавшая против рабства, Nimble , заметила его парус. Два корабля сошлись в смертельной игре в кошки-мышки. Nimble был вооружен 8 пушками, но 14 орудий гораздо более мощного Guerrero могли взорвать английский патрульный корабль в небо одним бортовым залпом. Капитан работорговца предпочитал не рисковать потерей обещанного ему драгоценного человеческого груза.

Попытка пройти зигзагом через острые как бритва рифы Флорида-Кис была смертельной ошибкой для Герреро . Помимо плохой навигации, кораблю вообще нечего было там делать. Трансатлантическая работорговля почти закончилась. Великобритания и США запретили его на 20 лет. Этот великий спекулянт, Англия, перешел от торговли людьми к охране порядка, отправив эскадру Королевского флота для патрулирования открытого моря. Его миссия состояла в том, чтобы искать и уничтожать работорговцев и освобождать их пленников.

Корабль Nimble плыл по Флоридскому проливу, когда заметил одинокого отставшего. Guerrero плыл через Ориндж-Кей на Багамах, вниз по Флоридскому проливу под командованием капитана Хосе Гомеса, в надежде уклониться от британского патрулирования северного побережья Кубы. Почти получилось. Невольничьи рынки Гаваны находились всего в 250 милях отсюда.

Enslaved: затонувшая история трансатлантической работорговли

Захватывающее исследование трансатлантической работорговли бесстрашной командой дайверов, стремящихся восстановить истории своих предков

В шести милях от Ки-Ларго, Флорида, Guerrero притворился, что сдается. Потом умчалось. День превратился в ночь. Кошка и мышь стреляли безжалостно. Все это время сильный ветер нес бойцов к Флорида-Кис, где начался настоящий ад. 19 декабря Guerrero врезался в низкий коралловый риф, острый, как забор из колючей проволоки. Его мачты упали, а корпус разорвало. Согласно сообщению местной газеты, 41 из 561 западноафриканского пленника утонул, их крики были «невыносимо ужасны».

Крики эхом разнеслись над двумя милями океана, где Nimble также упал на острые как бритва рифы Кис. В то время как Guerrero перевернулся и начал медленно тонуть в Атлантическом океане, хорошо вымуштрованная морская команда Nimble приступила к облегчению груза корабля, чтобы уплыть от неминуемой гибели.


Почти два столетия спустя, в 2019 году, серебряные баллоны для дайвинга блестели на утреннем солнце, когда дайверы проверяли, не засорились ли их мундштуки. Оранжевые жесткие футляры защищали высокотехнологичные металлоискатели, ожидающие возможности заглянуть под песок в поисках малейшего следа 19-го калибра.затонувший корабль го века.

Кори Малкольм возглавил основную команду и поделился своими мыслями о том, как лучше всего найти Герреро . За годы погружений на эти отмели он знал, что большинство кораблей разбивается вдребезги пронесшимися ураганами. Если повезет, неповрежденные части затонувших кораблей могут уцелеть под скоплениями глубокого песка, но большинство построек и грузов превратятся в пыль. В 1827 году большая часть заброшенного Guerrero была спасена, прежде чем через несколько дней ушла под воду. В Ки-Уэсте с аукциона было продано товаров на сумму около 10 000 долларов, включая немецкие 9.0010 platillas (сукно), французский батист, шнурки из ниток, золотой песок и слоновая кость — плоды пиратства в Африке. Чтобы раскрыть это нераскрытое дело, команде нужно было найти и проследить за осколком криминалистического мусора.

Дайвер Крамер Уимберли использует металлоискатель для поиска обломков кораблей Guerrero и Nimble у Флорида-Кис. © Ассошиэйтед Продюсерс Лтд.

В двух милях к северу, в национальном парке Бискейн, морские археологи развернули синие и красные шланги через борт своего дайв-бота и включили генератор. Металлоискатели команды нанесли большой удар в том, что археологи назвали Зоной А. Был только один способ выяснить, что это за находка: всасывание песка.

В тени внушительного обнажения рифа, похожего на скрюченные суставы пальцев гиганта, археологи и Крамер Уимберли, инструктор по дайвингу с целью, вручную веером прогнали песок и мертвые кораллы через голову драги (эквивалент промышленный подводный пылесос). Используя мощность генератора дайверского катера, они нагнетали воду через шланг с такой высокой скоростью, что создавалось мощное всасывание. Медленно отслаивались верхние слои песка и осыпавшихся кораллов. Стерильный осадок оседал через выхлопную трубу на расстоянии десятков футов, так что песок оставался в своей естественной среде.

На глубине полутора футов начали появляться края большого конкремента. Он был около трех футов в длину и плавно ссутулился, его рот был направлен вниз, а один конец торчал к поверхности. Никакая морская жизнь не росла на его спине. Чем бы ни был этот объект, он был погребен в течение многих лет, не выставлен напоказ и не покрыт кораллами и морскими веерами.

«Когда мы впервые увидели его, я не знал, что это такое», — сказал Уимберли. «Но по мере того, как мы продолжали работать, он становился все больше и больше. И я знал, что в тот момент это будет что-то хорошее».

Железная карронада, предположительно, была сброшена Nimble . © Ассошиэйтед Продюсерс Лтд.

В конце концов команда полностью раскрыла находку. Его форма была очевидна для всех. Подобные пушки имели очень специфическую форму и были известны как карронады. Более того, небольшие карронады были своего рода артиллерийским вооружением, особенно любимым Королевским флотом. Уимберли быстро оценил значение пистолета, подтвердив, что «этой карронаде около 200 лет. И это соответствует времени Шустрый . Итак, я думаю, что мы на правильном пути к поиску невольничьего корабля Герреро .

Только серьезные военные корабли могли похвастаться железными карронадами. Эти типы ружей были морскими обрезами. Они были намного короче обычных пушек и были разработаны на заводе Carron Iron Works в Фолкерке, Шотландия (отсюда и их название), чтобы стрелять тяжелыми снарядами с близкого расстояния, как противопехотное оружие. В новом повороте технология была установлена ​​​​на деревянных направляющих, а не на фиксированных тележках. Карронадес мог разбежаться и швырнуть деревянные гильзы, наполненные 250 свинцовыми пулями, чтобы пробить борта деревянного корабля. Взрыв послал в воздух волну деревянных осколков, одним выстрелом уничтожив экипаж на главной палубе противника. Британские моряки называли это смертоносное оружие «сокрушителями» или «дьявольским ружьем».

Вернувшись в воду, исследовательница Кинга Филипс вскоре обнаружила большой железный якорь длиной около девяти футов. Яркий живой коралл вырос из его рук и короны. Он лежал гордо и безмолвно, не изменившись с того дня, как потерялся над плоским песчаным морским дном, покрытым черепаховой травой. Вокруг ныряльщиков носились две плоские черно-желто-полосатые скалярии.

В подводном лесу Малкольм указал на пару железных пушечных ядер, скрепленных вместе. Морской эколог Аланна Веллакотт и Филиппс быстро заметили вокруг себя похожие ракеты, по крайней мере 12, только что сброшенные на вершину рифа. Эти 11-фунтовые ядра могли нанести серьезный урон вражеским палубам. Море напоминало поле боя. Но эта битва была между кораблем и природой, а не людьми.

Дайверы Аланна Веллакотт, Джош Уильямс и Кинга Филипс исследуют человеческие кандалы на ногах с невольничьего корабля, обнаруженного у берегов Флорида-Кис. © Ассошиэйтед Продюсерс Лтд.

«Это потрясающе. Повсюду одни вещи, — сказал Малкольм. «Это соответствует нашему сценарию Nimble , бросающего множество железных пушечных ядер. Когда вы объединяете все эти железные пушечные ядра с остальными уликами, это просто идеально соответствует историческим записям».

Команда всплыла, чтобы сменить водолазные баллоны. Филиппс погрузилась в свои мысли, внимательно изучая сделанные ею подводные фотографии находок. То, что она увидела, заставило ее улыбнуться. Теперь сомнений не было. Команда успешно подтвердила место, где Нимбл потерпел крушение на Флоридском рифе 19 декабря 1827 года. Финальная игра для невольничьего корабля Герреро была близка.


Когда Герреро был загнан в водяную могилу у Флорида-Кис, Куба все еще незаконно перекачивала на остров африканскую рабочую силу. Чтобы деньги продолжали циркулировать, Испания бросила вызов мировому антирабовладельческому духу и законам. Однако смертельная погоня Nimble за работорговцем в американских водах ознаменовала начало конца линии.

Испания изворачивалась и изворачивалась, чтобы сохранить свои интересы. В марте 1830 года Мадрид принял новый королевский указ, который уполномочил кубинского генерал-капитана налагать большие штрафы «за такое бесчеловечное движение». Однако Испания даже не удосужилась опубликовать закон на Кубе. Работорговцы продолжали приходить и уходить по своему желанию. Испанские договоры с Великобританией в 1835 и 1845 годах также мало продвинулись вперед.

К середине 19 века на Кубе было порабощено полмиллиона африканцев. Чем больше сахара производила Куба, тем больше иностранной роскоши требовалось ее высшему обществу. Соединенные Штаты стали самым сильным торговым партнером острова, на долю которого пришлось 34 процента импорта и 44 процента экспорта. Торговля в Гаване взлетела до 9 долларов2 миллиона к 1862 году, которых кормят более 2000 американских кораблей. К последней четверти 19 века 94 процента кубинского сахара шло на корм американской мечте.

Фредерик Миалье, Вид на сахарную варку на Кубе , около 1851 г. Общественное достояние через изображения рабства

Незаконная торговля африканцами на Кубе официально прекратилась в 1886 году. К тому времени урожай сахара на острове оценивался более чем в 60 миллионов долларов. Говорят, что каждый недавно проданный африканец производит на тонну больше сахара. Ужасы трансатлантической работорговли благополучно ушли в туман истории. Мир быстро забыл, что на протяжении столетия Гавана была «местом банкетов смерти», как описал город в 1820 году Роберт Фрэнсис Джеймсон, британский уполномоченный по арбитражу над невольничьими кораблями и порабощенными людьми на Кубе. Герреро возвращает голос сотням тысяч закованных в цепи африканцев, отправленных на Кубу, гарантируя, что их история будет рассказана и запомнена.


Малкольм вытерся и в тени гигантского маяка из красной стали — старейшего во Флорида-Кис, построенного в 1852 году — подвел итоги поиска затонувших кораблей. Виды, которые команда разделяла в этих безмолвных морях, говорили о многом. В его сознании Малкольм был ясен. Улыбаясь, он сказал: «Я абсолютно уверен, что мы нашли обломки Guerrero 9».0011 ».

Guerrero больше не был целым пространством. Это было эхо корабля. Торговец был разбит, а затем снесен сотнями ураганов, его кандалы и бревна были разбросаны повсюду. Все, что осталось рядом с памятью о порабощенных, — это несколько костей невольничьего корабля: артиллерия с верхней палубы, балласт из трюма и крепления, похожие на ребра, которые когда-то скрепляли корабль.

Уимберли резюмировал чувство достижения экипажа. В своем воображении он заглянул далеко в начало 19 века.19-го века, когда испанский корабль, которому нельзя было позволять плыть с африканскими пленниками, был загнан на скалы Флорида-Кис. «Это мрачный опыт», — сказал он. «Это предоставление голоса людям, у которых больше нет голоса, и в этом весь этот опыт».

Guerrero , одно из самых ужасных злодеяний и катастроф Америки в истории трансатлантической работорговли, больше не пропадало.