На дне Тихого океана нашли потопленный в 1945 году американский крейсер — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 8 марта
EUR ЦБ: 80,55 (+0,31) Инвестиции, 07 мар, 16:13 Курс доллара на 8 марта
USD ЦБ: 75,46 (-0,02) Инвестиции, 07 мар, 16:13

В Грузии на КПП Верхний Ларс образовалась большая пробка в сторону России Общество, 02:47

Глава ФБР предупредил о «шпионящим через TikTok» китайском правительстве Политика, 02:33

ОАЭ разрешили семьям получать многократную туристическую визу на 5 лет Общество, 02:19

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

NYT узнал о блокировке Пентагоном передачи в Гаагу материалов по России Политика, 01:58

Reuters узнал о планах Австралии купить у США пять атомных подлодок Политика, 01:43

Посол в США заявил о нежелании России быть «джунглями» в руках Запада Политика, 01:32

Госдеп заявил о «вдохновленном Кремлем» грузинском законе об иноагентах Политика, 01:10

Внутренние и внешние опоры лидера в новой реальности

15 марта 19:00

Записаться

Умер раскритикованный Хрущевым художник-авангардист Борис Жутовский Общество, 01:08

«Бавария» выбила ПСЖ с Месси из плей-офф Лиги чемпионов Спорт, 00:56

Зеленский поддержал протесты в Грузии и пожелал «демократического успеха» Политика, 00:39

Мишустин сыграл на рояле мелодию из «Юноны и Авось» Политика, 00:12

Провалятся ли МЮ и клуб Черчесова. Главное о дне плей-офф Лиги Европы Спорт, 00:00

Дело Фишера: как советской милиции удавалось находить опасных маньяков РБК и more.tv, 08 мар, 23:57

В Венгрии потребовали «большего уважения» к стране от Швеции и Финляндии Политика, 08 мар, 23:42

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Исследователи обнаружили на дне Тихого океана затонувший в 1945 году крейсер ВМФ США «Индианаполис». Корабль был потоплен японской подлодкой вскоре после доставки на остров Тиниан компонентов атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму

Американский крейсер USS Indianapolis (Фото: Naval Historical Center / AP)

Американский крейсер USS Indianapolis («Индианаполис»), потопленный торпедой японской подводной лодки, спустя 72 года после своего крушения был найден. Его обнаружила команда гражданских исследователей под руководством сооснователя Microsoft Пола Аллена, о чем Аллен написал в своем блоге.

Крейсер был найден на дне Тихого океана на глубине 5486 метров. Исследователи использовали поисковое судно (Allen’s Research Vessel Petrel), на котором установлено оборудование для погружения на глубину до 6 км.

Аллен заявил, что таким образом команде удалось почтить память погибших моряков USS Indianapolis.​ Он отметил, что поиски остальных частей корабля продолжатся. «Я надеюсь, что все, кто связан с историей этого корабля, почувствуют некоторое чувство облегчения», — заявил исследователь.

adv.rbc.ru

​В своем блоге и Twitter он опубликовал фотографии судна, лежащего на дне океана. На фотографиях ниже — коробка с запчастями с надписью Indianapolis, якорь, корабельный колокол, якорная лебедка и часть корпуса с цифрой 35 (номер корабля CA-35)

adv.rbc.ru

Indianapolis затонул за 12 минут, что не дало экипажу возможности спустить на воду достаточное количество спасательных шлюпок. Из 1196 человек на корабле после крушения выжили только 316, из которых 22 дожили до наших дней. При затоплении погибли около 300 моряков, остальные умерли за те дни, пока крейсер искали. Его крушение стало самой массовой единовременной гибелью личного состава в результате одного затопления в истории ВМФ США.

Корабль был затоплен вскоре после выполнения миссии по доставке на американскую базу на острове Тиниан компонентов атомной бомбы, которая была сброшена на Хиросиму.

USS Indianapolis был одним из двух тяжелых крейсеров класса «Портленд».

75 лет назад японцы потопили крейсер «Индианаполис»

30 июля 1945 года японская подводная лодка I-58 торпедировала американский крейсер «Индианаполис». Он был последним крупным кораблем ВМС США, потопленным в период Второй мировой войны. Жертвами атаки стали 883 человека. Вместе с «Индианаполисом» на дно ушли около 300 моряков. Многие погибли в четыре следующих дня от обезвоживания и гипотермии. Несколько десятков человек съели акулы.

Подлодка I-58 выходила на задания под командованием капитана-лейтенанта Мотицуры Хасимото с конца 1944 года. Это была современная субмарина, способная погружаться на глубину более 100 м. Уже после ввода в строй ее оснастили торпедами «Кайтэн», управляемыми пилотами-смертниками. I-58 несла на борту четыре такие человекоторпеды. Их боевое применение, однако, было малоэффективным. В январе 1945 года подлодке не удалось нанести ущерб американским кораблям у Гуама, а в марте — при атаке у атолла Улити. В апреле I-58 вошла в отряд японских подлодок, пытавшихся помешать высадке американцев на Окинаву. Однако и теперь субмарине пришлось больше заниматься собственным спасением, а не уничтожением боевых сил противника. «Кайтэны» если и были выпущены, цели не достигли.

Тяжелый крейсер ВМС США «Индианаполис» был построен еще в 1931 году.

В морских сражениях Второй мировой войны он зарекомендовал себя как значимая и результативная боевая единица американского флота. В конце июля 1945 года корабль выполнил сверхсекретную миссию по доставке на остров Тиниан компонентов атомной бомбы «Малыш», которую 6 августа американцы сбросили на Хиросиму. «Индианаполис» не был оборудован гидролокатором, что повышало его уязвимость при подводной атаке. Из-за повышенной секретности операции крейсер не имел сопровождения. Более того, капитан корабля Чарльз Маквэй не знал, какой груз доставляет на авиабазу.

Пути I-58 и «Индианаполиса» пересеклись поздним вечером 29 июля 1945 года в 400 км к северу от Палау, когда штурман находившейся в надводном положении подлодки заметил приближающийся с востока корабль. Командир Хасимото ошибочно принял крейсер за линкор «Айдахо», который уже участвовал в операциях против японцев и был им хорошо знаком. Движимый желанием отомстить, капитан-лейтенант приказал погрузиться и атаковать вражеский объект.

Когда I-58 уже почти приблизилась к цели, корабль внезапно изменил курс: подлодке пришлось маневрировать. В 23 часа 26 минут она выпустила шесть торпед с интервалом в две секунды. В 23:35 Хасимото заметил два попадания в правый борт крейсера. «Индианаполис» потерял ход и начал крениться. Командир I-58, однако, не был уверен, что противнику нанесен значительный урон. Хасимото распорядился уйти на глубину 30 м, чтобы перезарядить торпедные аппараты, и повторно атаковать. Новая серия залпов добила корабль.

В 00:27 30 июля 1945 года он опрокинулся и затонул.

«Прошло уже свыше часа после торпедирования корабля, и теперь я был уверен, что он затонул, — делился в своих мемуарах японский подводник. — Получив такие повреждения, он не мог уйти на большой скорости, а если бы и начал уходить, то должен был находиться в пределах нашей видимости. Мне все же хотелось иметь доказательство гибели корабля, но в темноте на поверхности было очень трудно обнаружить какие-нибудь обломки. С чувством сожаления я направил лодку на северо-восток, опасаясь преследования кораблей или авиации противника».

Дискуссионным остается вопрос применения I-58 боевых средств, позволивших отправить «Индианаполис» на дно Филиппинского моря. Доживший до 2000 года Хасимото в своей книге воспоминаний «Потопленные» категорически отрицал использование «Кайтэнов» при нападении на крейсер ВМС США, утверждая, что атаковал обычными торпедами. Пилоты-смертники якобы умоляли задействовать их ради общего дела, но Хасимото не стал жертвовать людьми. По его словам, стрельба велась с дистанции 1370 м.

Напротив, американские военные и позже советские специалисты считали, что «Индианаполис» потопили именно «Кайтэны». В пользу этой версии говорит то обстоятельство, что обычные торпеды достигают цели за 40 секунд, в то время как у «Кайтэнов» это занимает несколько минут, как и произошло в скоротечной ночном бою посреди океана.

«Наблюдая в перископ, я видел несколько вспышек на борту корабля, однако он, казалось, еще не собирался тонуть, поэтому я приготовился дать по нему второй залп, — писал Хасимото. — От водителей торпед послышались просьбы: «Поскольку корабль не тонет, пошлите нас!» Противник, конечно, представлял для них легкую цель, даже несмотря на темноту. А что если корабль потонет еще до того, как они достигнут цели? Однажды выпущенные, они уходили уже навсегда, поэтому не хотелось рисковать, жаль было губить их напрасно. Взвесив факты, я решил не выпускать на этот раз человекоторпеды».

Как уверял Хасимото, если настроение личного состава лодки было превосходным, то «водители торпед» сильно обиделись. Один из них со слезами на глазах настойчиво спрашивал, почему их не использовали против «Индианаполиса». Капитан успокоил смертника обещанием вскоре встретить другой корабль. Он хорошо запомнил, что японцы отпраздновали победу рисом с бобами, вареными угрями и солониной.

За несколько минут до затопления с торпедированного «Индианаполиса» посылали отчаянные сигналы бедствия.

Они пришли на три станции, однако команде крейсера не повезло. Так, командир первой станции оказался пьян и не мог адекватно оценивать ситуацию, начальник второй приказал подчиненным не беспокоить его посреди ночи, а на третьей станции сигнал приняли за происки японцев.

Вместе с кораблем погибли около 300 человек из 1197, находившихся на борту. Порядка 880 моряков успели пересесть в шлюпки или дрейфовали в воде. На долю этих людей выпали невероятные страдания. Ожидать помощи им пришлось четыре дня. За это время около 80 человек съели акулы. Другие столкнулись с обезвоживанием, гипотермией и сильными галлюцинациями. Еды и пресной воды у них не было. Нещадно жарило солнце. Уже не веря в возможность спасения, отчаявшиеся люди сходили с ума.

«На четвертый день паренек из Оклахомы увидел, как акула ест его лучшего друга. Он не мог этого вынести, достал нож, зажал его в зубах и поплыл за акулой. Больше его не видели», — рассказывал позже один из выживших Шерман Бут.

Лишь 2 августа выживших обнаружил патрульный самолет PV-1 Ventura. Прибывшие на подмогу достали из воды 321 человека. Четверо из них вскоре скончались.

Трагедия крейсера явилась стала массовой гибелью американских военных моряков в истории.

Выжить удалось командиру «Индианаполиса» Маквэю. Он стал единственным капитаном в истории ВМС США, отправленным под трибунал за потерю корабля во время боевых действий. Его не стали наказывать, но вину не сняли. В 1968 году Маквэй покончил с собой, не вынеся позора. В начале XXI века его посмертно реабилитировали при участии президента США Билла Клинтона.

I-58 продолжила гоняться за американскими кораблями, но без особого успеха. 1 августа она не смогла догнать морской транспорт, а 9-го эсминец ВМС США успел уничтожить выпущенный «Кайтэн». После капитуляции Японии проведение дальнейших операций потеряло смысл. Весной следующего, 1946 года подлодку потопили артиллерийским огнем, предварительно сняв с нее оборудование. Сейчас корпус субмарины лежит на глубине 100 м.

«7 августа мы услышали по радио сообщение об огромных разрушениях, причиненных Хиросиме взрывом только одной бомбы. Мы на лодке не в состоянии были оценить создавшееся положение. Наш долг требовал продолжения борьбы, согласно полученным приказам, мы должны были делать все от нас зависящее, чтобы нанести противнику наибольшие потери. По-видимому, когда бомбардировщик В-29 поднялся с аэродрома Тениан, неся атомную бомбу для города Хиросима, экипаж самолета знал уже о потоплении «Индианаполиса», который доставил из США в Тениан часть этой бомбы. Экипаж самолета сделал следующую надпись на этой атомной бомбе: «Подарок» за души погибших членов экипажа «Индианаполис». Об этом я прочел в марте 1949 года в одном журнале», — отмечал Хасимото.

По мотивам трагической истории «Индианаполиса» были сняты два фильма: «Миссия акулы» в 1991 году и «Крейсер» в 2016-м.

А в августе 2017 года группа гражданских исследователей во главе с соучредителем Microsoft Полом Алленом обнаружила обломки корабля на глубине 5,5 км.

«Будучи американцами, мы все должны быть благодарны команде за их мужество, упорство и жертву в тех ужасающих обстоятельствах», — заявил тогда предприниматель, назвав находку исторической.

Военный корабль США Индианаполис | Строительство, затопление, потери и факты

USS Indianapolis , полностью Корабль Соединенных Штатов Indianapolis , тяжелый крейсер ВМС США, потопленный японской подводной лодкой 30 июля 1945 года, вскоре после доставки внутренних компонентов атомного бомбы, которые позже были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, Япония. Первоначально до 900 человек пережили затопление, но многие погибли от нападения акул, обезвоживания и отравления солью, ожидая спасения; только 316 были спасены.

Конструкция и размеры

Военный корабль США Indianapolis был построен в Камдене, штат Нью-Джерси. Корабль был спущен на воду в 1931 году и в следующем году принят ВМС США. Тяжелый крейсер класса «Портленд» Indianapolis имел длину 610 футов 3 дюйма (186 метров) и водоизмещение 9 950 тонн. Он нес главную батарею из девяти 8-дюймовых орудий и восьми 5-дюймовых зенитных орудий. Приводимый в действие восемью котлами, вращающими четыре паровые турбины, корабль мог развивать скорость более 32 узлов (морских миль в час). В первые годы своего существования

Indianapolis эксплуатировался в Атлантическом и Тихом океанах. Корабль перевозил US Pres. Франклин Д. Рузвельт в трех круизах, включая визит «Доброго соседа» в Южную Америку в 1936 году.

Вторая мировая война: доставка частей атомной бомбы и затопление

После того, как Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, корабль был передан в состав авианосной оперативной группы на Тихоокеанском театре военных действий. В 1943 году он стал флагманом Пятого флота США под командованием вице-адмирала Рэймонда Спруанса. Indianapolis участвовал в бомбардировке японского острова Иводзима в феврале 1945 года. В следующем месяце Indianapolis был поврежден японским самолетом-камикадзе у острова Окинава, но вскоре был отремонтирован и возвращен в строй.

В конце июля 1945 года Indianapolis был отправлен в скоростной рейс для доставки грузов на авиабазу США на Тиниане, одном из Марианских островов, в западной части Тихого океана. Никто на борту не знал, что груз состоит из частей для атомных бомб. Индианаполис проделал путь от Сан-Франциско до Тиниана всего за 10 дней. После завершения доставки 26 июля он проследовал на Гуам, а затем был отправлен в залив Лейте на Филиппинах. Корабль прошел примерно полпути к Лейте, когда 30 июля в него попали две торпеды с японской подводной лодки I-58 . Indianapolis затонул примерно за 12 минут.

Спасение и ликвидация последствий

Из почти 1200 человек на борту около 900 выжили при затоплении. Однако они застряли в водах, кишащих акулами, без каких-либо припасов, кроме спасательных жилетов и нескольких спасательных плотов, и помощь прибыла только через четыре дня. Из-за ошибок связи и других проблем корабль не был объявлен пропавшим без вести, когда он не прибыл в залив Лейте, как было запланировано, 31 июля. Выжившие были обнаружены случайно 2 августа, когда их заметил пролетавший мимо самолет ВМС США. К тому времени только 316 человек остались в живых и были спасены. Правительство США отложило сообщение о трагедии до 15 августа 19 года.45, в тот же день было объявлено, что Япония согласилась капитулировать.

Среди выживших был командир корабля Indianapolis капитан Чарльз Б. Маквей III. Он стал единственным капитаном корабля в ВМС США, который предстал перед военным трибуналом в связи с гибелью своего корабля в бою во Второй мировой войне. В феврале 1946 года Маквей был признан виновным в халатности за то, что ему не удалось направить корабль зигзагообразным курсом, чтобы помочь уклониться от вражеских подводных лодок.

Его признали невиновным по другому обвинению: он не отдал оперативно приказ покинуть корабль после торпедной атаки. Военный суд рекомендовал помилование, и приговор (понижение трудового стажа) был отменен. После выхода на пенсию в 19В 49 году Маквей получил звание контр-адмирала. Он покончил жизнь самоубийством в 1968 году.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Многие выжившие после трагедии считали, что Маквей стал козлом отпущения ВМС США. Они утверждали, что капитану было приказано двигаться зигзагом только по его усмотрению, и что плохая видимость перед атакой делала это нецелесообразным. На военном трибунале командир японской подводной лодки И-58 показал, что зигзагообразный ход не сорвал бы торпедную атаку. Кроме того, запрос Маквея о сопровождении эсминца был отклонен. Позже выяснилось, что ВМС США знали о том, что в этом районе действуют японские подводные лодки, но Маквея не предупредили (возможно, чтобы не раскрыть информацию о том, что секретный код японского флота был взломан).

После кампании по очистке имени Маквея в 2000 году Конгресс США принял совместную резолюцию, оправдывающую его. В 2001 году ВМС США поместили в послужном списке Маквея меморандум, в котором отмечалось, что резолюция снимает с него вину.

Обнаружение обломков

В течение многих лет были предприняты многочисленные усилия, чтобы найти Индианаполис . Однако, учитывая его глубину — около 3,4 мили (5,5 км) под водой — и неопределенность в отношении его местонахождения, обломки оставались потерянными до августа 2017 года, когда они были обнаружены группой исследователей во главе с Полом Алленом, соучредителем Microsoft.

Андреа Филд

Военно-морской флот: Обломки авианосца «Индианаполис» хорошо сохранились благодаря глубине и подводной среде

Изображение экспедиции под руководством Пола Аллена, которая обнаружила обломки авианосца «Индианаполис».

Состояние USS Indianapolis (CA-35), крейсера времен Второй мировой войны, пролежавшего 72 года на дне моря, до сих пор оказалось самым удивительным для исследователей, изучающих место крушения, обнаруженное ранее неделя.

«Краска еще на месте, как на якоре, так и на частях корабля. На якоре вы можете прочитать «Норфолк». Вы можете прочитать на коробках, на коробках с припасами, вы можете прочитать Индианаполис и очень четко прочитать, что находится на этой коробке», — сказал Роберт Нейланд, руководитель отдела подводной археологии Военно-морского управления истории и наследия.

Во время обсуждения в Facebook LIVE в среду Нейланд и Ричард Халвер, историк из команды, описали свое исследование, которое миллиардер-филантроп и соучредитель Microsoft Пол Аллен использовал для поиска Indianapolis в субботу.

Нейланд объяснил, что обломки, находящиеся на глубине более 18 000 футов под поверхностью моря, покоятся в месте, защищенном от течений, на глубине с низким уровнем кислорода и слабым естественным освещением. «Это [было] одно из самых сложных кораблекрушений в мире», — сказал он.

Но сочетание обстоятельств, затрудняющих поиски, также означает, что обломки хорошо сохранились. Судя по фотографиям, опубликованным командой Аллена, металл на корабле не подвержен коррозии. «Не так уж много в плане морского роста», — сказал Нейланд

По мере того, как команда Аллена выпускает больше фотографий и видео, Нейланд сказал, что будет больше тем для разговора с точки зрения состояния корабля и больше о его последних моментах.

Изображение экспедиции под руководством Пола Аллена, которая обнаружила обломки авианосца «Индианаполис».

Отвечая на вопрос, заданный во время мероприятия LIVE, Нейланд сказал, что место последнего захоронения обломков также способствует долгосрочному сохранению места. Индианаполис считается собственностью военно-морского флота и по закону считается охраняемым захоронением. Но крайняя глубина и суровый подводный ландшафт делают его очень трудным для посещения.

— Водолазы не могут добраться до такой глубины, — сказал Нейланд.

Команда Аллена работает с военно-морскими силами над обследованием места, и Нейланд сказал, что в очень сложных условиях старается не потревожить обломки.

«Это невероятно сложное исследование, это все равно, что искать что-то на обратной стороне Луны», — сказал Нейланд.

Халвер, которому приписывают обнаружение давно упускаемого из виду ключа к местонахождению Индианаполиса, подчеркнул, насколько важно не забывать команду и выдающуюся службу корабля.

Изображение экспедиции под руководством Пола Аллена, которая обнаружила обломки авианосца «Индианаполис».

Перед войной Indianapolis в течение нескольких лет служил флагманом, даже перевозя президента Франклина Д. Рузвельта в Южную Америку в рамках его круиза «Добрый сосед» в 1919 году.36, по данным NHHC. После внезапной атаки японцев на Перл-Харбор « Индианаполис» был одним из первых кораблей, которые отреагировали на поиск вражеских авианосцев, которые, как предполагалось, находились поблизости.

Халвер объяснил, что его первое знакомство с историей Индианаполиса произошло благодаря популярной культуре.

«Как и у многих людей, мое первое знакомство с Индианаполисом было «Челюсти», — сказал Халвер.

В фильме у рыбака Квинта есть монолог, в котором подробно рассказывается о днях, проведенных в воде после 9.0011 Индианаполис затонул, так как моряки подверглись нападению акул и погибли от истощения.

«Это было время, когда я больше всего боялся, ожидая своей очереди. Я больше никогда не надену спасательный жилет», — говорит персонаж Квинт, которого сыграл Роберт Шоу в фильме 1975 года.

Халвер сказал, что нападения акул привлекают наибольшее внимание, вероятно, из-за фильма, и являются важной частью истории, но истощение и обезвоживание также были основными причинами того, что только 316 из 800 моряков, вошедших в воду, были спасены.

USS Indianapolis в Перл-Харборе, Гавайи, 1937 год. Фотография ВМС США

Но фраза Квинта также намекает на один из уроков, извлеченных из этого инцидента. Халвер сказал, что спасательные жилеты, используемые моряками Индианаполиса , были рассчитаны на использование только в течение примерно 48 часов.