как Сергею Ильюшину удалось создать самый массовый самолёт Второй мировой войны — РТ на русском

29 декабря 1940 года состоялся первый полёт легендарного советского штурмовика Ил-2 под управлением лётчика-испытателя Владимира Коккинаки. Эта машина стала самым массовым самолётом Второй мировой войны, и, как полагают историки, внесла огромный вклад в победу над вермахтом. Для своего времени Ил-2 обладал весьма солидным вооружением, которое позволяло уничтожать практически все типы целей. За высокие боевые качества немцы прозвали детище Ильюшина «чёрной смертью». По мнению экспертов, хотя самолёт имел ряд недостатков, они нивелировались высокой надёжностью, а также выучкой лётного состава.

80 лет назад знаменитый лётчик-испытатель Владимир Коккинаки впервые поднял в воздух знаменитый бронированный штурмовик Ил-2, ставший впоследствии самым массовым самолётом Второй мировой войны. В общей сложности советская промышленность выпустила более 36 тыс. единиц этой машины.

«Штурмовик Ил-2 положил начало новому роду фронтовой авиации, став достижением авиационной науки своего времени.

В его конструкции была реализована выдающаяся конструкторская идея: Сергей Владимирович Ильюшин заставил броню не только защищать, но и работать вместо обычного каркаса планера, что позволило значительно снизить вес машины», — говорится в материалах ПАО «Ил».

Первоначально Сергей Ильюшин планировал сделать из Ил-2 двухместную машину. При этом руководство СССР настояло на одноместной компоновке, но после начала Великой Отечественной войны промышленность освоила выпуск и двухместной модификации, которая расширила боевые возможности штурмовика.

Также по теме

«Завоевал популярность благодаря надёжности»: 80 лет назад на вооружение Красной армии был принят ППШ-41

Легендарный пистолет-пулемёт Шпагина был принят на вооружение 21 декабря 1940 года. Серийное производство ППШ было развёрнуто за…

17 января 1941 года был опубликован приказ наркома авиапромышленности СССР Алексея Шахурина. Документ обязывал предприятия выпускать одноместный Ил-2 с двумя пушками ШВАК (по 200 снарядов на орудие) и двумя пулемётами ШКАС (общий боекомплект 1500 патронов).

Позднее арсенал Ил-2 пополнился более мощными 23-мм пушками МП-6 и ВЯ-23. Бомбовая нагрузка штурмовика оценивалась в 400—600 кг. Для самообороны, помимо стрелкового оружия, экипаж самолёта использовал авиационные гранаты, которые сбрасывались на парашютах.

Длина одноместной модификации Ил-2 составляла 11,6 м, размах крыла — 14,6 м, нормальная взлётная масса — 5,31 т, максимальная скорость — 433 км/ч, высота полёта — 7800 м, дальность полёта — 658 км. Штурмовик оснащался поршневым двигателем АМ-38 мощностью 1575 л. с.

«Ил-2 задумывался как двухместная машина. Выбор в пользу одноместной компоновки был продиктован соображениями экономии, но война расставила всё по своим местам: вскоре промышленность начала массово выпускать Ил-2 со стрелком-радистом в задней кабине для обороны задней полусферы», — пояснил в беседе с RT заслуженный лётчик РФ Владимир Попов.

«Неизбежный опустошительный удар»

Детище Сергея Ильюшина продемонстрировало высокую эффективность в борьбе практически со всеми типами наземных и надводных объектов. Основными целями Ил-2 становились пехотные подразделения, транспортные средства, мосты и переправы противника, морская артиллерия и вражеские корабли.

В первые годы войны серьёзным недостатком штурмовика было отсутствие средств поражения немецких танков, однако ситуация изменилась с появлением в 1943 году противотанковых авиационных бомб ПТАБ-2,5—1,5 конструкции Ивана Ларионова. Несмотря на скромную массу (1,37 кг), данные боеприпасы не оставляли шансов даже тяжёлым немецким «Тиграм» и «Пантерам».

Боевое крещение ПТАБ-2,5—1,5 получили 5 июля 1943 года в ходе Курской битвы. Чтобы повысить вероятность поражения бронетанковой техники неприятеля, экипажи Ил-2 в процессе бомбометания создавали огненную полосу шириной примерно 15 м и длиной 70 м при высоте сброса боеприпасов в 75—100 м.

  • Демонстрационный полёт восстановленного штурмовика Ил-2

«Пушки Красной армии не брали в лоб броню немецких танков, но сверху их защита была весьма условной, поэтому её удавалось пробивать небольшими авиационными боеприпасами, а иногда и снарядами из орудий. Налёты эскадрилий Ил-2 стали серьёзной угрозой мобильным бронетанковым подразделениям вермахта», — пояснил Владимир Попов.

Как отмечают эксперты, успешные действия штурмовой авиации снижали потери Красной армии, поддерживали её наступательные и оборонительные операции. Руководство советских ВВС старалось применять Ил-2 таким образом, чтобы эскадрильи постоянно меняли друг друга в воздухе, не давая врагу передышки.

Преимущество советских штурмовиков заключалось в том, что они могли неожиданно появиться над частями противника, сея панику в его рядах. В зависимости от обстановки, бомбы сбрасывались с пикирования, горизонтального либо бреющего полёта.

Также по теме

«Помог поднять боевой дух»: как проходил военный парад в Москве 7 ноября 1941 года

7 ноября 1941 года на Красной площади прошёл парад в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В эти дни нацисты…

«Есть самолёты, представляющие собой удивительные творения человеческого разума… Именно к таким самолётам-находкам можно в первую очередь отнести Ил-2», — описывал детище Ильюшина Герой Советского Союза лётчик Николай Платонов.

За высокие боевые качества немцы называли Ил-2 «чёрной смертью», «чумой», «летающим танком» и «бетонным самолётом». Советские военнослужащие удостоили штурмовик ласкового прозвища «Илюша».

Принято считать, что колоссальный вклад самолёты Ильюшина внесли в успех крупномасштабной операции «Багратион», проходившей летом 1944 года. В ходе неё советские войска полностью уничтожили 17 дивизий и три бригады группы армий «Центр».

«Его (Ил-2. — RT) конструкция и тактика применения со временем совершенствовались, но неизменным оставалось одно: если над немецкими позициями появлялись «летающие танки», враг в ужасе стрелял из всего, что было, в надежде остановить неизбежный опустошительный удар», — отмечают специалисты ПАО «Ил».

Как говорит Владимир Попов, положительный эффект от применения Ил-2 заключался не только в нанесении существенного материального ущерба врагу. Большое значение имел моральный фактор — пехотинцы Красной армии после обидных поражений 1941 года наконец-то ощутили надёжную поддержку авиации.

 

Броня спасала жизнь

К главным достоинствам Ил-2, помимо ударных характеристик, относится простота в изготовлении и эксплуатации. Эти качества позволили советской промышленности в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск и ремонт штурмовиков.

Своей популярностью Ил-2 обязан и высоким уровнем защищённости. Гениальность решения Илюшина состояла в том, что броня в конструкции штурмовика выполняла одновременно функцию каркаса планера, отмечают эксперты.

Бронекорпуса для Ил-2 производились на заводах в Подольске, Ленинграде, Сталинграде, в Запорожье и Нижегородской области. Незамысловатая на первый взгляд концепция ильюшинского штурмовика спасла множество жизней советских лётчиков, часто попадавших в самые разные экстремальные ситуации. В своих письмах они благодарили великого конструктора.

  • Авиаконструктор Сергей Ильюшин и лётчик-испытатель Владимир Коккинаки на фоне самолёта Ил-2
  • РИА Новости
  • © Аркадий Шайхет

«В годы Великой Отечественной войны, а точнее в 1942 году, мне довелось производить посадку на самолёте Ил-2 на крупный еловый лес, т. к. самолёт был над целью подбит противником. Описывать, как производил посадку, не буду. Но на высоте половины деревьев отвалился по заднюю бронеплиту фюзеляж, деревьями обрезало крылья, после чего самолёт носом ударился в землю. Броня так же, как и в бою, спасла мне жизнь», — благодарил Ильюшина в своём письме бывший лётчик Фёдор Борисов.

Кроме того, пилоты отмечали хороший обзор, удобство наводки на цель при стрельбе и бомбометании с бреющего полёта. Данные качества были достигнуты благодаря тому, что Ильюшин опустил двигатель ниже кабины.

Между тем Ил-2, естественно, не был идеальной боевой машиной. В беседе с RT военный обозреватель Дмитрий Дрозденко уточнил, что в самолёте «плохо слушались органы управления». Также, несмотря на все усилия Ильюшина, из-за необходимости постоянного совершенствования уровня защиты Ил-2 оказался перетяжелённой машиной.

Также по теме

«Призыв о помощи»: как Пражская операция советских войск спасла столицу Чехословакии

75 лет назад завершилась Пражская стратегическая наступательная операция Красной армии. Она стала последним крупным наступлением…

«Идеальной техники вообще не бывает. С одной стороны, лётчики достаточно быстро осваивали штурмовики, но органы управления нередко подводили по причине перетяжелённости машины. Убрать броню было тоже нельзя. Если бы это сделали, то Ил-2 оказался бы лёгкой добычей зенитной артиллерии и других вооружений неприятеля», — сказал Дрозденко.

Эксперт пояснил, что специфика применения штурмовой авиации в годы ВОВ заключалась в нанесении ударов в условиях непосредственной близости к противнику. Действуя на предельно малых высотах, Ил-2 практически всегда находился в зоне поражения средств ПВО и стрелкового оружия вермахта.

«Да, Ил-2 был хорошо бронирован, но летать на нём из-за особенностей боевого применения было гораздо опаснее, чем на истребителях или бомбардировщиках. Штурмовики работали очень близко к земле, и огонь по ним вёлся из всего, что стреляло. Ребята, которые пилотировали Ил-2, — настоящие герои», — подчеркнул Дрозденко.

Эксперт считает, что отдельные недостатки Ил-2 нивелировались высокой надёжностью, простотой в серийном производстве, выучкой и находчивостью лётного состава. По его мнению, Ильюшин смог найти наиболее оптимальный баланс между требованиями к уровню защиты, объёму полезной нагрузки, набору вооружения, скоростью, манёвренностью и массой других важных качеств.

Как отметил Владимир Попов, сочетание боевых и эксплуатационных характеристик в Ил-2 позволяет сделать вывод, что у советского конструктора получилось создать самую эффективную концепцию штурмовика периода Второй мировой войны. 

По словам эксперта, Ильюшин предвидел жестокие условия, в которых предстоит применять его детище. По этой причине он воплотил в Ил-2 не только качества штурмовика, но и универсальной боевой машины. Так, в условиях дефицита авиатехники Красная армия использовала Ил-2 в разведывательных целях, а двухместные модификации самолёта Ильюшина могли отправляться на боевые задания без прикрытия истребителей.

«Ил-2 — это действительно потрясающая для своего времени машина. Немцы неслучайно прозвали наш штурмовик «чёрной смертью». Лётчики выполняли опаснейшую работу, но умудрялись неплохо справляться даже с зенитными подразделениями немцев. Отработанная тактика ведения боевых действий позволяла экипажам Ил-2 огненным мечом проходить по позициям противника. Их сокрушительные удары сильно облегчили работу нашей пехоте на всех этапах войны», — резюмировал Попов.

Авиаудары Авиация Великая Отечественная война Военная операция Военная техника Война Вторая мировая война Германия История Красная армия Оружие Предприятие Промышленность Самолет Герой Советского Союза

Ил-2: как «летающий танк» стал самым массовым военным самолетом

2 октября исполняется 80 лет со дня первого полета самолета ЦКБ-55 (или БШ-2 — бронированного штурмовика), впоследствии знаменитого Ил-2, оказавшегося самым массовым советским самолетом в истории Великой Отечественной войны и вообще рекордсменом по числу построенных экземпляров в мире. Ил-2 стал таким же символом Победы над гитлеровской Германией, как пистолет-пулемет ППШ, танк Т-34 или установка залпового огня «Катюша».

Авиаконструктор Сергей Ильюшин создавал самолет, который должен был атаковать противника на поле боя, а это означало, что он должен был быть хорошо защищенным от мощного ответного огня с земли. Однако бронирование самолета утяжеляло его и резко ухудшало летные качества. Ильюшин нашел оригинальное решение: он включил броню самолета, первоначально весящую около 700 кг, в силовую схему, сделав ее частью планера, и разработал хорошо обтекаемый бронекорпус, заключавший в себе все жизненно важные части самолета: двигатель, кабину пилота, бензо- и маслосистему. Таким образом, у самолета были и неплохие летные данные, и хорошая бронированная защита.

В новой машине Ильюшин, к 1937–1938 годам уже накопивший немалый опыт конструкторской и административной работы, использовал новейшие достижения отечественной науки и техники. Он установил мощный двигатель жидкостного охлаждения, скорострельные авиационные пушки, реактивные снаряды, применил штампуемую гетерогенную, с высокой твердостью наружного слоя броню и прозрачную авиационную броню. Разработал двухместный свободнонесущий моноплан под мотор АМ-35 с низкорасположенным крылом.

Требования военных

После недолгих испытаний ЦКБ-55, которые успешно провел Владимир Коккинаки, ранее получивший известность благодаря своим беспосадочным перелетам на Дальний Восток и в Северную Америку, самолет приняли в серию под обозначением Ил-2. Поскольку военные потребовали увеличить дальность, усилить вооружение, поставить более мощный, но не высотный мотор АМ-38, то в результате появился одноместный вариант, который и встретил войну летом 1941 года. Правда, к этому времени выпустили всего 249 «Илов», а освоить машину успели лишь единицы летчиков.

Ожесточенные сражения подтвердили правоту замыслов Ильюшина — его штурмовик оказался чуть ли не единственной машиной, способной поражать наземные силы врага на линии фронта и в его ближнем тылу. Однако наряду с этим штурмовая авиация несла большие потери. Так, в наиболее жаркие дни Сталинградской битвы Ил-2 до своей гибели в среднем выполнял всего 13 самолето-вылетов. Поэтому наиболее частые и общие пожелания фронтовиков касались необходимости срочно ввести второго члена экипажа — стрелка для защиты задней полусферы.

Перед главным конструктором стояла задача: быстро провести доработку так, чтобы никоим образом не снижалось серийное производство. Поэтому кабину стрелка с крупнокалиберным пулеметом смонтировали вне бронекорпуса; такие машины стали выпускать с осени 1942 года.

Читайте также

«Ил» расправляет крылья. Каковы его перспективы на мировом рынке авиатехники

Может показаться, что в развитии штурмовика было противоречие. Действительно, в начале войны, когда «Мессершмитты» фактически господствовали в небе и имели возможность с близких дистанций расстреливать одноместные «Илы» с задней полусферы, ее защита стрелком была бы кстати. Затем, когда количество и качество нашей истребительной авиации возросло, имелась возможность надежно прикрыть идущие на задание штурмовики, то их стрелки-радисты вроде бы были уже не нужны.

Но это не так. Поскольку «Илы» действовали на поле боя и с малых высот, то небронированные «Лавочкины» и «Яковлевы» не могли без серьезного риска снизиться — а следовательно, и надежно защитить штурмовики, и тут все надежды были на расторопность и меткость воздушного стрелка.

«Илы» против «Тигров» и «Пантер»

Строго говоря, до лета 1943 года Ил-2 не являлся противотанковым самолетом. Ведь пушки ВЯ-23 и тем более ШВАК-20 не пробивали броню средних немецких танков, не говоря уже о более тяжелой бронетехнике. Попасть в танк фугасной бомбой или реактивным снарядом со средних высот можно было только случайно. Все изменилось с принятием на вооружение ВВС КА кумулятивных авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 конструкции Ивана Ларионова.

При сбрасывании с высоты 75–100 метров с каждого самолета Ил-2 по 192 бомбы создавалась полоса шириной примерно 15 метров и длиной 70 метров, в которой прожигались все цели, включая новейшие «Тигры» и «Пантеры». Впервые примененные массированно 5 июля 1943 года в ходе Курской битвы, наши штурмовики этими бомбами нанесли огромный урон бронетанковой технике и вынудили немецких танкистов отказаться от использования сосредоточенных строев.

В ходе боев росло мастерство летчиков-штурмовиков. Александр Ефимов, который в годы войны выполнил 222 успешных боевых вылета преимущественно в составе 198-го штурмового авиаполка, нанес огромный урон живой силе и технике неприятеля, за что дважды был удостоен звания Героя Советского Союза, а впоследствии стал маршалом авиации, подчеркивал роль ведущих групп в благополучном выполнении заданий при минимальных потерях. Опытные и грамотные ведущие стремились выйти на цель там, где их не ждало ПВО противника, точно оценивали воздушную обстановку, всегда «собирали» группу при отходе, не позволяя вражеским истребителям добивать поврежденные машины.

Читайте также

Операция «Багратион». Как советская армия освобождала Белоруссию от фашистской оккупации

Операция «Багратион», 75-летие которой отмечали совсем недавно, стала одной из наиболее успешных из тех, что Красная армия провела в третьем периоде Великой Отечественной войны. В ее ходе была разгромлена большая часть группы армий «Центр», освобождена территория Белоруссии и юго-восток Прибалтики. Наша авиация внесла огромный вклад в эту победу, а штурмовики (к началу операции во всех четырех воздушных армиях насчитывалось 1744 Ил-2), казалось, были просто вездесущими. Массированных ударов в период с 23 июня по 29 августа 1944 года оказалось немного, но штурмовики действовали эшелонированно, а эскадрильи часто меняли друг друга в воздухе. Урон неприятеля был огромным, что подтверждали и сами немцы, которым посчастливилось уцелеть.

Так, командир 65-й дивизии генерал-майор Иоахим Инзель в плену заявил: «В настоящей операции, в успехах русских войск авиация сыграла первостепенную роль. Она повлияла, уже абсолютно ясно, на ход всей летней кампании на центральном участке фронта. Применяемые в большом количестве самолеты-штурмовики явились эффективным средством, нарушавшим планомерный отход войск на новые оборонительные рубежи. Расстроив походный порядок колонн, вызвав панику, русская авиация не позволила нашим соединениям оказать организованное сопротивление на таком мощном и естественном рубеже, как река Березина. Моральное воздействие от налетов на войска было исключительно большим».

Поразительная живучесть

Во всех крупных операциях, проводимых Красной армией в 1944–1945 годах, штурмовики играли важную роль. Поскольку им приходилось действовать в зоне массированного огня малокалиберной зенитной артиллерии противника, количество которой возрастало от месяца к месяцу, то потери Ил-2 оставались высокими. В то же время при самых значительных повреждениях планера с разрушением силовых узлов конструкции машины благополучно возвращались на свою территорию и даже садились на аэродромы. Трудно сказать, скольким экипажам таким образом была спасена жизнь.

Читайте также

«Мастер простых решений». Самые известные самолеты Ильюшина

В ходе штурма нашими войсками Будапешта и отражения многочисленных контратак немецко-венгерских войск, например, многие «Илы» приземлялись с десятками прострелов фюзеляжей, винтов, плоскостей… 7 января 1945 года на Ил-2 210-го штурмового авиаполка (10-го штурмового корпуса) зенитный снаряд повредил управление рулем высоты, но летчик, младший лейтенант П. А. Таранович, перетянул линию фронта и совершил вынужденную посадку в поле, изрытом окопами. При этом произошла деформация фюзеляжа со смещением узлов, машину разобрали на запчасти, но летчик и стрелок не пострадали.

Аналогичных живучих самолетов не имели ни наши противники, ни союзники. Хотя формально германский Hs 129 можно считать бронированным штурмовиком, он не получил распространения, а с наземными войсками на поле боя бо́льшую часть войны взаимодействовали пикировщики Ju 87. В англо-американской авиации функции штурмовиков выполняли истребители-бомбардировщики, такие как «Тайфун», «Темпест», «Тандерболт» и др.

«Горбатые» и реактивная эпоха

В конце войны Ил-2 стали заменять более совершенными штурмовиками Ил-10, но именно Ил-2, любовно называемые экипажами «ильюшами», «горбатыми», «летающими танками», вынесли на своих плечах основной груз боев. В 1941–1945 годах серийные заводы выпустили 36 163 «Ила».

Бронированные штурмовики Ильюшина оказали влияние и на послевоенное развитие нашей авиации уже в период реактивной эры. Речь идет о штурмовике Ил-40, силовой установкой которого служили два турбореактивных двигателя АМ-5Ф. Первый полет опытный экземпляр совершил 7 марта 1953 года под управлением все того же Владимира Коккинаки. Самолет являлся простым в пилотировании: летчикам, освоившим МиГ-15, не составляло большого труда переучиться на Ил-40.

У земли новый штурмовик разгонялся до 993 км/ч (против 385 км/ч у серийных Ил-2), имел нормальную бомбовую нагрузку 1000 кг. В процессе подготовки серийного производства Ил-40 военные сделали вывод, что рост эффективности войсковой системы ПВО приведет к большим неоправданным потерям штурмовиков, несмотря на их мощное бронирование. А 29 апреля 1956 года было принято решение ликвидировать штурмовую авиацию как род войск, работы над самолетом Ильюшина свернули. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru

Легенды Востока. Часть четвертая: Ил-2 Штурмовик – «Грозовые птицы»

Пришло время для четвертой части моей серии «Легенды Востока», посвященной как истории, так и виртуальному изображению советских самолетов времен Второй мировой войны, представленных в Ил-2. : Серия Великих сражений. Цель, как указано в более ранней версии, состоит в том, чтобы попытаться пролить свет как на историю, так и на использование этих самолетов и, надеюсь, расширить ваш опыт моделирования.

Раннее проектирование и разработка

Нашей Красной Армии сейчас самолет Ил-2 нужен как воздух, которым она дышит, как хлеб, который она ест.

Иосиф Сталин

Ил-2 Штурмовик (или упрощенно Штурмовик) по праву занимает место в анналах как авиации, так и военной истории, являясь рекордсменом по количеству произведенных боевых самолетов и вторым по количеству произведенных самолетов в истории. По количеству Ил-2 уступает только вездесущей Cessna 172.

36 183 Ил-2 Штурмовика произведено с 1941 по 1944 год до того, как производство перешло на Ил-10. В какой-то момент в 1943 году Ил-2 составляла 30% всей советской авиации. 900:03 Ил-2 запускают двигатели перед полетом над зимней Москвой.

Конструкция Ил-2 была предназначена для облегчения массового производства, иногда даже с использованием неквалифицированной рабочей силы. Несмотря на эти качества, а может быть, и благодаря им, Ил-2 стал постоянным присутствием на полях сражений Восточного фронта, нанося ущерб силам немецкого вермахта. Пехота, лошади, грузовики, поезда, артиллерия и даже танки были главными целями для Ил-2 — все на поле боя было целью. Так же как и склады горючего, аэродромы и другая вспомогательная инфраструктура сразу за линией фронта.

Оригинальный прототип ЦКБ-55 был создан Сергеем Ильюшиным в 1938 году, и в отличие от его ближайшего конкурента, Су-2, Ил-2 был разработан с использованием специальной бронированной формы. Броня толщиной от 4 мм до 8 м покрывала большую часть передней части самолета, защищая пилота, двигатель и системы охлаждения от легкого огня с земли. Самолет изначально предлагал внутреннюю подвеску четырех бомб ФАБ100 со стеллажами для дополнительных двух бомб. Позже будут добавлены другие комбинации бомб и ракет. 900:03 Модифицированные в полевых условиях позиции задних стрелков были опасными местами, но стрелок помог снизить потери от атак истребителей.

Штатное вооружение состояло из двух 23-мм пушек ВЯ и два 7,92-мм пулемета ШКАС. Когда не было пушек ВЯ 20мм Заменены пушки ШВАК. Различные другие пушки были подвешены в гондолах. под крыльями в том числе Шпитальный Ш-37 и Нудельман-Суранов НС-37 37мм бронебойные пушки.

Оригинальный Ил-2 проектировался с двигателем АМ-35 и задним стрелком. Власти не были полностью удовлетворены характеристиками до тех пор, пока место заднего стрелка не было удалено и не был установлен новый оптимизированный для малой высоты двигатель АМ-38.

В бою и дальнейшем развитии

У этого локомотива скоро будет плохой день.

История Ил-2 на боевых гусеницах тесно связана с историей войны на востоке. Достаточно сказать, что почти с первого дня боя и до последнего вполне вероятно, что Ил-2 летал или воевал где-то на фронте в 4000 с лишним километров.

Производство было остановлено, когда советская промышленность переместилась на Урал, вне досягаемости немецких средних бомбардировщиков. Когда объемы производства упали, Сталин выступил с угрожающим сообщением, призванным заставить руководителей заводов производить самолеты и производить их быстро. Это кусок той цитаты, которую я поставил в начале статьи, в которой основные качества Ил-2 сравнивались с хлебом и водой для Красной Армии.

Проблемы с производством были решены, и работы по проектированию Ил-2 в конечном итоге были продолжены. За 4 года производства были внесены различные изменения, в том числе те, которые были тяжелыми боевыми уроками.

Вылет пары Ил-2 над Волгой

Боевые реалии показали, что Ил-2 всегда не мог всегда рассчитывайте на эффективную защиту сопровождения истребителей. Добавление тыл. артиллеристов в полевых модификациях стали резко сокращать количество проигрывает вражеским истребителям и поэтому повторное введение станции наводчика было оформляется в последующих производственных партиях.

Одно из наиболее эффективных противотанковых средств, используемых Ил-2 был бомбой ПТАБ, которая при массированном развертывании под Ил-2, иногда мог нанести несколько повреждений танкам и легкой бронетехнике. однажды.

Ил-2 оказался скорее психологическим оружием против укрепленных целей, а его тяжелая броня ограничивала его способность нести более крупные бомбы. Тем не менее, Ил-2 оказался особенно эффективным против более легких целей, и, пожалуй, лучшим примером этого стал самолет 19 января.43-й удар по немецкому аэродрому под Сальском (юго-западнее Сталинграда). Авиабаза была заполнена почти 150 самолетами Люфтваффе, и дерзкий налет на базу на малой высоте привел к тому, что немецкая оборона была застигнута врасплох: 72 самолета были в конечном итоге уничтожены.

Наследие

Производство Ил-2 было прекращено в конце 1944 года, так как производство улучшенного Ил-10 было увеличено.

Разработка Ил-2 прекращена в 1944 году, так как производство на усовершенствованная версия самолета, Ил-10 началась, и этот преемник нашел применение в последние дни войны и в 1950-е годы. Было задействовано несколько Ил-10. во время Корейской войны. Последний из Ил-10 был окончательно списан в 1962 году. выделенный самолет непосредственной поддержки для разработки еще пары современные примеры, наиболее яркими из которых являются Су-25 и А-10. Именно это наследие, как символ неповиновения, и вполне реальная историческая отметина которые Ил-2 оставил на полях сражений Великой Отечественной войны, что помогло ему стать титульный самолет трех поколений симулятора боевого полета.

В симуляторе

Выполняет противокорабельный удар с парой самолетов Ил-2, летающих вблизи Таманского полуострова.

Сериал «Ил-2: Великие сражения» во многом основан вокруг знаменитых боев, которые вел Ил-2. Сим вершит огромную справедливость к самолету в итоге с тремя основными вариантами и около десятка подварианты моделируются как часть модельного ряда самолета.

Ил-2 образца 1941 года представляет собой один из самых ранних образцов самолета и во многих отношениях самый чистый образец этого типа. Базовая версия Model 19 с рефлекторным прицелом, цельнометаллической конструкцией и прозрачным бронированным стеклом сзади. 41 имеет несколько дополнительных удобств по сравнению с более поздними версиями. Задний фонарь из бронированного стекла был удален в начале производства, и это представлено установкой 23-мм пушки ВЯ на этой модели. Вы будете оглядываться на более распространенную стальную броню, когда будете делать это.

Самолет Ил-2 образца 1942 г. тяжелее и имеет более низкие характеристики, чем Модель 1941 года. Имеет частично деревянные крылья и имеет свой набор модификаций. например, полевая модифицированная позиция пулемета в качестве опции. Они были добавлены различными уникальными способами в течение 1942 в качестве временной меры перед заводским производством могут быть введены версии. Также имеется противотанковая пушка Ш-37.

Версия Ил-2 модели 1943 года восстанавливает некоторые характеристики, утраченные по сравнению с моделью 1942 года, за счет введения более мощного форсированного двигателя. Эта версия Ил-2 предлагает опциональные противотанковые бомбы ПТАБ, улучшенные противотанковые пушки НС-37 и место для заднего стрелка с мощным 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом УБК. На нос нанесены линии в поле зрения пилота для точного бомбометания по углу/скорости. Модель 1943 также имел упрощенный прицел с кольцом и бусиной по запросу пилотов, поскольку он с меньшей вероятностью мог привести к травмам при аварийной посадке.

Технические характеристики

Ил-2 обр.1941

Скорость
  • Максимальная истинная скорость на уровне моря, режим двигателя – Форсированный: 430 км/ч
  • Максимальная истинная скорость на уровне моря, режим двигателя – Номинальная (при 2150 об/мин): 421 км/ч
  • Максимальная истинная скорость полета на высоте 2500 м, режим двигателя – Номинальный (при 2150 об/мин): 455 км/ч
Скороподъемность
  • Скороподъемность на уровне моря: 9,4 м/с
  • Скороподъемность на высоте 3000 м: 8,9 м/с
  • Скороподъемность на высоте 6000 м: 3,9 м/с
Поворот
  • Максимальный оборот при на уровне моря: 23,1 с, при скорости 250 км/ч по прибору.
  • Максимальный разворот на высоте 3000 м: 32,6 с, при скорости 250 км/ч по прибору.
Вооружение
  • Переднее вооружение:
    • 2 х 20мм пушки «СсВАК», 210 выстрелов, 800 выстр/мин, крыльевая
    • 2 х 7,62-мм пулемета «ШКАС», 750 выстрелов, 1800 выстр/мин, крыльевой
    • 2 х 23-мм пулемет «ВЯ-23», 150 патронов, 600 выстр/мин, крыльевой (модификация)
  • Бомбы:
    • До 6 х 50 кг бомб общего назначения «ФАБ-50св»
    • До 6 х 104 кг бомб общего назначения «ФАБ-100М»
    • 2 х 254 кг бомб общего назначения «ФАБ -250св»
  • Ракеты:
    • 8 х 7 кг ракет «РОС-82», 9 шт.0062
    • Масса фугасной нагрузки 2,5 кг 8 х 15 кг ракет «РБС-82»
    • Масса кумулятивной боевой нагрузки 7,2 кг 8 х 42 кг ракет «РОФС-132»
    • Масса фугасной боеголовки 21,3 кг
  • 9006 7

    Модель Ил-2 1942

    Скорость
    • Максимальная истинная скорость на уровне моря, режим двигателя – Форсированный: 400 км/ч
    • Максимальная истинная скорость воздуха на уровне моря, режим двигателя – Номинальная: 380 км/ч
    • Максимальная истинная скорость воздуха на 2500 м, режим двигателя – Номинальная: 414 км/ч
    Скороподъемность
    • Скороподъемность на уровне моря: 7,1 м/с
    • Скороподъемность на высоте 3000 м: 5,6 м/с
    • Скороподъемность на высоте 6000 м:м/с
    Поворот 900 59
    • Максимальный разворот в море уровень: 25,7 с, при 250 км/ч по мс.
    • Максимальный разворот на высоте 3000 м: 37,3 с, при скорости 250 км/ч по прибору.
    Вооружение
    • Переднее вооружение:
      • 2 х 20-мм пушки «СсВАК», 250 патронов, 800 выстр/мин,
      • Крыльевые 2 х 7,62-мм пулемета «ШКАС», 750 патронов, 1800 патронов в минуту,
      • Крыльевые (модификация) 2 х 23мм пушки «ВЯ-23», 150 выстрелов, 600 выстр/мин,
      • Крыльевые (модификация) 2 х 37мм пушки «Ш-37», 40 выстрелов, 185 выстр/мин минута
    • Оборонительное вооружение:
      • Назад: 7,62-мм пулемет «ШКАС», 500 патронов, 1800 выстр/мин (модификация)
    • Бомбы:
      • До 6 х 50 кг бомб общего назначения «ФАБ- 50св» До 6 х 104 кг бомб общего назначения «ФАБ-100М» 2 х 254 кг бомб общего назначения «ФАБ-250св»
    • Ракеты:
      • 8 7-килограммовых реактивных снарядов «РОС-82», масса осколочно-фугасного заряда 2,5 кг
      • 8 х 15-килограммовых реактивных снарядов «РБС-82» Масса кумулятивного полезного груза 7,2 кг
      • 8 х 42-килограммовых реактивных снарядов РОФС -132”, Масса полезной нагрузки 21,3 кг

    Ил-2 обр.

    1943
    Скорость
    • Максимальная истинная скорость на уровне моря, режим двигателя – Форсированный: 407 км/ч
    • Максимальная истинная скорость воздуха в море уровень, режим двигателя – Номинальная: 389 км/ч
    • Максимальная истинная скорость на высоте 1200 м, режим двигателя – Номинальная: 400 км/ч
    Скороподъемность
    • Скороподъемность на уровне моря: 7,5 м/с
    • Скороподъемность на высоте 3000 м: 4,2 м/с
    Поворот
    • Максимум время разворота на уровне моря: 26,6 с, на скорости 250 км/ч. ч МСФО.
    • Максимальный разворот на высоте 3000 м: 39,3 с, при скорости 250 км/ч по прибору.
    Вооружение
    • Переднее вооружение:
      • 2 x 20-мм пушки «СсВАК», 250 выстрелов, 800 выстр/мин, крыльевые 2 x 7,62-мм пулемета «ШКАС», 750 патронов, 1800 патронов с в минуту , крыльевая 2 х 23мм пушка «ВЯ-23», 150 выстрелов, 600 выстр/мин, крыльевая (модификация) 2 х 37мм пушка «НС-37», 50 выстрелов, 250 выстр/мин, крыльевая ( модификация)
    • Оборонительное вооружение:
      • Назад: 12,7-мм пулемет «УБТ», 150 патронов, 1000 выстр/мин (модификация)
    • Бомбы:
      • До 24 0 х 1,5 кг кумулятивных бомб «ПТАБ-2» ,5-1,5”
      • До 6 х 50 кг бомб общего назначения «ФАБ-50св»
      • До 6 х 104 кг бомб общего назначения «ФАБ-100М»
      • 2 х 254 кг бомб общего назначения «ФАБ -250св»
    • Ракеты:
      • 4 x 7 кг реактивных снарядов «РОС-82», масса осколочно-фугасного снаряда 2,5 кг
      • 4 х 15 кг ракеты «РБС-82», кумулятивная масса 7,2 кг
      • 4 х 42 кг ракеты «РОФС-132», фугасная масса 21,3 кг

    Видео Великих сражений

    902 60

    Заключительные мысли

    Серия Ил-2 по своей сути была сосредоточена на тактической воздушной войне, которая велась во время Второй мировой войны на восточном фронте, где Ил-2 выступал в роли звезды шоу. Как бы часто сериал ни отклонялся от этого самолета, я думаю, что в конечном итоге было бы неплохо вернуться к нему. Этот самолет не самый красивый или самый производительный, но он необходим как самолет непосредственной авиационной поддержки, и огромное количество, в котором он был построен, делают его…

    Скриншоты

      blog\/2019\/08\/05\/legends-of-the-east-part-four-il-2-sturmovik\/"}»>
    • 90 061

    Вот так:

    Нравится Загрузка…

    Сборка сталинского «летающего танка»: Ильюшин Ил-2 Штурмовик

    Опубликовано вИстории

    Предназначен для поддержки советских сухопутных войск. Следите за тем, как мы собираем модель в масштабе 1/72.

    Гай Ацето

    Поделиться этой статьей

    Ил-2 Штурмовик был разработан для поддержки советских сухопутных войск и обладал солидной мощью. Большое широкое крыло обеспечивало самолету подъемную силу, необходимую для перевозки достаточного количества ракет и бомб, чтобы преследовать немецкие танки на широких равнинах вокруг Курска в июле и августе 1943 года. встречи с лучшими бойцами Люфтваффе.

    Набор

    Штурмовик Academy в масштабе 1/72 выпускался как в одноместном Ил-2, так и в двухместном Ил-2М. Набор имеет очень хорошую детализацию и хорошую посадку, требуя минимального количества шпаклевки и шлифовки.

    Обо всем по порядку

    Начните с кабины, установки сиденья, педалей руля и большого бензобака, расположенного за сиденьем пилота и бронированной переборкой. Пара полосок окрашенного малярного скотча может работать как комплект ремней безопасности и плечевых ремней. Кабина пилота расположена в центральной части нижнего крыла. Сборка крыла/кабины входит в две половинки фюзеляжа, когда они склеены. Не забудьте установить панель управления перед тем, как приклеить кабину и нижнее крыло.

    Готовая кабина устанавливается поверх центральной секции нижнего основного крыла. Ракеты и бомбы — крошечные детали, будьте осторожны, чтобы не потерять их!

    На данный момент инструкции требуют приклеивания выхлопной трубы двигателя (детали F9) с внутренней стороны половинок фюзеляжа. Лучше дождаться покраски фюзеляжа, подрезать детали и установить их уже после покраски. На листе направления также показано, где в крыло встраиваются крыльевые пулеметы (детали F96). Опять же, подождите немного позже, чтобы добавить эти крошечные части.

    Убедитесь, что все подходит

    Потратьте немного времени, чтобы просушить остальные части крыла. Следите за посадкой в ​​корне крыла. Прикрепив крыло к фюзеляжу, добавьте ниши шасси на их места на нижней стороне крыла. Заполните и отшлифуйте фюзеляж и крылья; зачистите швы вокруг шасси, корня крыла и фюзеляжа; а затем отложите сборку в сторону.

    Соберите шины, покрасив их в черный цвет со ступицами цвета алюминия. Соберите две 500-фунтовые бомбы, также покрасив их в черный цвет. Этот Ил-2 также вооружен восемью неуправляемыми ракетами на пусковых направляющих под крылом. Покрасьте ракеты в темно-серый цвет с серебряными кончиками и стальными отдельными направляющими. После сборки пропеллера покрасьте лопасти в черный цвет, а кок — в темно-зеленый.

    Камуфляж

    Теперь пришло время замаскировать кабину и покрасить. В наборе Академии есть на выбор 11 различных окрасок самолетов в различных схемах камуфляжа. Этот будет окрашен в средний оливково-серый цвет с очень темным, серовато-зеленым рисунком на верхних поверхностях и светло-голубым на нижних сторонах.

    Немного подкорректировать покраску. Облупившуюся краску, чтобы показать износ на самолете, который много раз использовался, можно создать с помощью тонкой кисти и цветного карандаша.

    После того, как вся маскировка снята, чтобы показать завершенный камуфляж, необходимо добавить несколько «маленьких кусочков». Приводы триммеров представляют собой отдельные детали, требующие особой осторожности при приклеивании каждой (очень маленькой) детали к поверхностям крыльев и хвостового оперения. Подправьте камуфляж и нанесите на модель слой прозрачного глянца, чтобы подготовить ее к нанесению декалей. На фюзеляже этого штурмовика были написаны слова «За Отраднова» («За Отрандова») в честь товарища по имени Отрандов, вероятно, погибшего в бою. Обратите внимание, что культовая красная звезда не появляется на верхней части крыла, а только на нижней поверхности и хвосте.

    Атмосферостойкость

    Небольшое атмосферостойкость придает этому Ил-2 некоторую аутентичность. Эти самолеты провели много времени в полевых условиях и нашли бы широкое применение. Облупившаяся краска вдоль корня левого крыла показывает, где экипаж и обслуживающий персонал проводили время, садясь и выходя из самолета. Пятна выхлопа и копоть под следом крыла, где ракеты были выпущены по предыдущим целям. Все это придаст модели большой интерес.

    Под ним тоже должно быть видно небольшое выветривание. полосы масла и сажи от многих выпущенных противотанковых ракет могут быть созданы художниками масляной краской, разбавленной до легкой размытости.

    Пришло время установить шасси. Будьте осторожны, вырезая эти части из «дерева деталей», так как они хрупкие и могут легко сломаться. Аккуратно закрепите две распорки, из которых состоят стойки шасси, в «контейнеры» под крылом. Подгонка плотная — пару раз примеряйте насухо перед окончательной сборкой. Как только они полностью схватятся, добавьте шины, которые аккуратно подходят к передним стойкам. Шины слегка сплющены, чтобы показать вес самолета после его завершения. Убедитесь, что самолет сидит правильно, прежде чем добавить немного цемента на шины, завершая сборку шасси.

    Добавление мелких деталей

    На этом этапе вы можете вставить две выхлопные трубы на место. Аккуратно наденьте эти крошечные пулеметные стволы и более длинные пушечные стволы на их места на передней кромке крыла. Покрасьте их в светло-бронзовый цвет. Добавьте пропеллер и отложите почти готовую модель в сторону.

    С помощью очень острого ножа замаскируйте прозрачный купол, состоящий из трех частей. Малярная лента моделиста — хороший выбор для тех, у кого твердая рука. Предварительно нарезанные маски — еще один вариант, который можно приобрести в ряде розничных продавцов. Покрасив прозрачные детали, используйте клей ПВА или клей, разработанный для прозрачных деталей, и добавьте купол.