Пилотам не хватило секунды – Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ”, комиссия Минпромторга, разбиравшаяся в причинах катастрофы опытного образца военно-транспортного самолета Ил-112В в подмосковной Кубинке, не стала публиковать отчет, поскольку они так и не были названы. Ответственность за трагедию эксперты «распределили» между производителями загоревшегося в полете двигателя, конструкторами самого самолета, у которого за 5 секунд расплавились тяги управления элероном, и, конечно, погибшими летчиками, не успевшими за это время справиться с огнем. По данным источника “Ъ”, на итоговом заседании комиссии один из ее участников так и сказал: «Пусть виновных ищет следствие».

Оцепление места падения военно-транспортного самолета Ил-112В

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Оцепление места падения военно-транспортного самолета Ил-112В

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Техническая комиссия под руководством заместителя главы ведомства Олега Бочарова завершила расследование причин катастрофы.

Окончательный отчет о ее работе, как сообщил близкий к комиссии источник “Ъ”, публиковаться не будет.

Формально — потому, что разбившийся Ил-112В был экспериментальным, не введенным в серию образцом самолета, а следовательно, и члены комиссии обязаны были подчиняться требованиям заказчика проекта, Минобороны, а не международной организации гражданской авиации ICAO, предписывающей независимым расследователям регулярно публиковать свои отчеты.

Кроме того, по данным собеседника “Ъ”, это объясняется тем, что причины катастрофы в окончательном отчете просто не были названы, а ответственность за нее — равномерно распределена между всеми участниками проекта «Российский военно-транспортный самолет Ил-112В».

Расследователи, как уже сообщал “Ъ”, признали, что аварийную ситуацию на борту спровоцировал отказ в полете правого двигателя самолета ТВ7–117СТ, произведенного АО «ОДК Климов». Помпаж силовой установки, сопровождавшийся локальными взрывами топливо-воздушной смеси, спровоцировал обрыв лопаток турбины и разрушение расположенных рядом топливопроводов.

Возникший в связи с этим мощный керосиновый пожар перекинулся из гондолы правого двигателя в полость крыла, и там огонь, как следует из заключения, за несколько секунд расплавил удерживающие элероны и закрылки дюралюминиевые тяги, произведенные ПАО «Воронежское объединенное авиастроительное общество» (ВАСО).

Эти выводы были сделаны вскоре после обследования извлеченных с места катастрофы обломков машины и анализа данных ее регистратора, записавшего параметры полета. Все остальное время специалисты, как уже сообщал “Ъ”, посвятили изучению роли экипажа в случившейся трагедии. Для этого была создана так называемая математическая модель последних минут полета первого и единственного «летающего» экземпляра Ил-112В, а затем все управляющие действия его пилотов воспроизвели на тренажере. Сравнение показало, что управлявшие машиной опытные летчики-испытатели ПАО «Ил» — Герой России Николай Куимов, Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель Николай Хлудеев — действовали абсолютно адекватно ситуации и не допустили никаких ошибок.

Предотвратить же неминуемое сваливание транспортника после обрыва тяги правого элерона, по мнению одного из участников разбирательства, не смог бы «ни один пилот в мире».

Другой вопрос, касающийся возможно допущенных пилотами ошибок при ликвидации пожара на борту, по сути остался без ответа.

Как было установлено комиссией, в программу испытаний экспериментального Ил-112В 17 августа 2021 года в Кубинке был заложен крайне сложный и даже опасный для новой машины элемент — уход на второй круг после неудавшейся посадки с одним работающим двигателем. Напомним, многие авиаэксперты утверждали, что двигатели ТВ7–117СТ не развивают достаточную для применения транспортника в экстремальных условиях мощность, и результаты испытаний должны были убедить критиков в обратном.

Готовясь к выполнению этого сложного маневра, экипаж начал снижение, во время которого возник пожар. «У тебя правый двигатель горит»,— сообщили командиру экипажа с земли.

К этому же времени, по данным комиссии, в автоматическом режиме сработала так называемая первая очередь системы пожаротушения, а в кабине пилотов активировалась звуковая и световая сигнализация о ЧП. Подача первой порции огнегасящей смеси в гондолу правого двигателя не ликвидировала возгорание, и пилотам, как следует из отчета, нужно было продолжать борьбу с огнем уже в ручном режиме. Для активации второй очереди им предстояло отключить и заново включить систему, убедившись таким образом, что пожар не потушен, активировать распределительное устройство, направляющее инертный газ из баллонов-огнетушителей к месту возгорания, дистанционно взорвать пиропатроны, открывающие выход смеси… Совершить, как посчитали расследователи, всего пять действий.

Проблема оказалась в том, что в момент активации первой очереди пожаротушения и одновременно поступившего радиосообщения о возгорании самолет находился всего в 7–10 м от земли.

Экипаж, как сказано в отчете, «вел интенсивный радиообмен, готовился к посадке», однако из-за возникшего ЧП пилотам пришлось изменить свои планы. «Командир Николай Куимов посчитал, что приземление будет слишком рискованным в этой ситуации,— пояснил близкий к расследованию источник “Ъ”. — Надеясь спасти экспериментальный самолет, он прекратил снижение и стал уходить на второй круг, чтобы разобраться в ситуации и по возможности решить проблему». При этом опытнейший командир, по данным собеседника “Ъ”, конечно, не мог знать, что до обрыва тяги, потери управления и ухода машины в неконтролируемый правый крен ему осталось всего пять секунд.

Пилоты за это время пытались активировать вторую очередь пожаротушения, однако включить систему так и не успели. Один из участников расследования, представляющий производителей машины, попытался воспроизвести действия летчиков в последние секунды, используя для этого «тренажерную» кабину Ил-112B. По результатам эксперимента выяснилось, что для подачи второй порции огнегасящей смеси экипажу требовалось не менее 40 секунд. «Тем более что очередная порция хладона в гондолу все равно не спасла бы самолет, поскольку пожар к этому времени распространился по всему крылу»,— рассказал источник “Ъ”.

Тем не менее фактически имевшая место задержка дала повод одному из членов комиссии усомниться в компетентности погибшего экипажа.

Комиссия не согласилась с его выводами, однако мнение инженера было отражено в итоговом отчете в виде так называемого особого мнения.

Другой участник расследования заявил “Ъ”, что экипаж под руководством Николая Куимова сделал все возможное для спасения машины. Вспоминая погибшего командира, собеседник “Ъ” рассказал, что даже свой 63-й день рождения в декабре 2020 года он встречал в небе, выполняя запланированный первый полет Ил-114–300: «Метеоусловия тогда оказались настолько сложными, что даже руководство предлагало имениннику перенести испытания и ехать домой к давно ждущим его гостям и родственникам. Однако летчик отправился на праздник лишь после того, как выполнил поставленную задачу».

Кому нести ответственность за случившуюся трагедию, по мнению экспертов, должен будет определить не Минпромторг, а СКР.

Возбужденное по факту катастрофы Западным межрегиональным следственным управлением СКР на транспорте уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч.

 3 ст. 263 УК РФ) еще расследуется.

Борт №0001 по квалификации ВАСО поднимался в воздух 23 раза, совершив при этом только 22 посадки. Притом все его рейсы были короткими, пятиминутными, а с марта 2019 года по март 2021 года самолет не летал вовсе из-за выявленных технических недоработок. Больше всего претензий специалисты предъявляли к двигателям транспортника. Однако, несмотря на все возникшие проблемы, экспериментальный экземпляр планировали показать сначала на Международном авиакосмическом салоне (МАКС) в июле 2021 года, где его должен был презентовать «Рособоронэкспорт», а затем — на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021», состоявшемся месяцем позже. Спешка, как полагают эксперты, и создала условия для катастрофы.

В Минпромторге не стали подтверждать или опровергать находящуюся в распоряжении “Ъ” информацию, отметив лишь, что техническая комиссия не выявляет ответственных за катастрофу и тем более не назначает виновных в ней. «Ее задача — выявить причины аварии и выработать рекомендации, чтобы предотвратить подобные трагедии в будущем»,— заявили в министерстве.

Сергей Машкин

Появились первые результаты расследования крушения Ил-112В в Подмосковье

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Происшествия

21.11.2021 06:00

Поделиться

Катастрофа «Ил-112В» — еще один повод задуматься о нашей авиации

Юрий Снегирев (Жуковский, Московская область)

17 августа в районе села Никольское разбился опытный самолет «Ил-112В».

Репродукция Юрия Снегирева / Из архива Александра Котельникова

Только сейчас стали известны первые результаты предварительного расследования катастрофы. Не раскрывая особых тайн, скажу: пожар правого двигателя пережег гидросистему и тяги управления. Шансов у экипажа выжить практически не было. И с парашютом не прыгнуть, и на лес не спланировать.

Хоронили экипаж на Федеральном военном кладбище в Мытищах без камер и прессы. Летчики-испытатели Герой России Николай Куимов, Дмитрий Комаров и Николай Хлудеев были преданы земле под выстрелы почетного караула и исполнение Гимна России.

…Катастрофа с «Ил-112В» начиналась, казалось бы, с обычной аварийной ситуации. Загорелся правый двигатель. Прогорела камера сгорания. Такое бывает сплошь и рядом при испытаниях. Неслучайно после первой серии полетов каждый самолет перерабатывают с учетом замечаний, которые выявляют летчики-испытатели, и выпускают вторую, третью, четвертую доработанные серии. У «Ил-112В» это была первая серия.

Но в этот раз штатная система пожаротушения не смогла справиться — перегорели трубки гидросистемы, и масло вспыхнуло.

У подобного типа самолетов есть резервная система управления. Это тросы и металлические тяги. Они управляют элеронами, рулем направления и рулем высоты. Одним словом, всем, кроме механизации крыла. А без предкрылков и закрылков самолет благополучно не посадить. Можно кружить, вырабатывая топливо даже на одном двигателе. А потом с облегченными баками кинуться на землю с полетной скоростью. Но это высокий риск.

Беда не приходит одна. Тросы и тяги в «Иле» тоже перегорели от высокой температуры. Самолет был обречен…

Катастрофа с «Илом» начиналась с обычной аварийной ситуации

Что такое потеря гидросистемы, я знаю хорошо. Мы на «Ан-72» (самолет того же класса, что и погибший «Ил-112») в 1994-м только-только поднялись с аэродрома Воркуты, как по левому иллюминатору потекла красная жидкость. Разорвало трубопровод. Зрелище не из развлекательных. Такое только в кино интересно смотреть. «Штурвал тут же потяжелел, — вспоминает летчик-снайпер, полковник авиации ФПС Владимир Таланов, сидевший тогда за штурвалом. — Я еле развернул самолет на полосу. Хорошо, резервные тросики работали. А вот механизация крыла только на гидравлике. Скорость была под 300. Это вдвое выше посадочной. А полосы на такой скорости не хватит. Впереди овраг, а у нас полные баки горючего. На вышке нас уже похоронили. И когда я коснулся полосы, произошло чудо! На остатках гидравлики затормозила правая тележка. Нас развернуло как циркуль, и понеслись пахать тундру. Второе чудо — это то, что мы не задели стоящие борта, будку метеостанции и склад ГСМ».

От удара о дверь пилотов (я сидел на табуретке в проходе и пил, как казалось, последнюю в жизни рюмку водки) потерял сознание. Когда пришел в себя, схватил фотоаппарат и принялся работать. Вышел через аварийный люк в хвосте. Достал сигареты. Стал чиркать спичкой и тут же получил удар в ухо. Это был Таланов. Оказалось, я стоял под обломками крыла, а мне на макушку лился керосин. Спас меня Володя. Я ему жутко благодарен.

Третье чудо с Талановым произошло, когда ровно через два года на таком же борту он совершил экстремальную посадку на самой северной заставе — Нагурской. Сдвиг ветра спровоцировал заряд снега. Он ударил по плоскостям — и самолет полетел кувырком. Володю спасли норвежские медики. Они смогли запустить санитарный вертолет и увезли его в свою клинику.

Володя ушел из авиации. Две аварии — знак нехороший. Сейчас занимается патриотическим воспитанием юнармейцев в Краснодарском крае. Достойное занятие. А сын пошел по стопам отца. Стал командиром «Ан-74». Летал на Северный полюс. А сейчас он второй пилот «Боинга-777». Говорят, из него получится отличный командир.

С летчиком-испытателем Александром Котельниковым я встретился в кафе. Крепкий, улыбчивый. Но глаза…

Только за последние пять лет он два раза горел. Пять раз вставал двигатель в воздухе и два раза отказывала гидравлика. Освоил 40 видов самолетов.

Я видел его летную книжку. Разбился при испытаниях на «Ил-114» — гражданском аналоге «Ил-112». Выжил.

«Я лежу на растяжках в госпитале, — говорил мне тогда Котельников, — а ко мне приходят вдовы моих ребят. И говорят: ты командир, а они погибли. Что я мог им сказать? Ну что? Поэтому вы не ходите к вдовам погибших на «Ил-112″. Лучше через год. Когда боль утихнет».

А боль не утихнет никогда. Именно поэтому я и не стал досаждать вдовам экипажа «Ил-112». То, что их мужья были людьми чистыми и самоотверженными, преданными небу, ясно и так.

А что же будет с «Ил-112»? Единственный летный экземпляр разбился. Закроют тему?

Герой России, заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев, отвечая на этот мой вопрос, был категоричен: «Пока не будет решения правительства по малой авиации, мы будем топтаться на месте. Наше небо отдано чужим самолетам. А если санкции коснутся «Боингов» и прочей западной продукции? Мы встанем. Надо развивать нашу авиацию. «Ил-112» — современный самолет. Он идет на смену «Ан-26». Туда входит современный «Тигр», а не устаревший «УАЗ». Это надо учитывать. Это безопасность нашей страны».

Да, «Боинги» и «Эйрбасы» давно завоевали наше небо. С этим, похоже, смирились. А пассажирам и вовсе профит: цены на эксплуатацию ниже, чем у «Ту-204». И билеты, соответственно, дешевле.

А что сказать о малых братьях ширококрылых лайнеров? Еще советские «Ан-24» и их военно-транспортный вариант «Ан-26» сходят со сцены. Когда-то они обеспечивали региональные перевозки по «медвежьим углам».

Россия чем-то похожа на Канаду. Там тоже нет развитой сети дорог в северных регионах. Но нашли выход. Построили сотни взлетных полос. И добраться к старой бабушке на «Сессне» можно за пару часов. Вручить пирожки — и тут же обратно…

В Советском Союзе так и было. Плати три рубля и лети из областного центра в любую деревню на «Ан-2». А теперь «Ан-2» дослуживают свой ресурс в ДОСААФе и в летных училищах. «Ан-24» осталось 45 бортов на всю необъятную Россию. Половина стоит и ждет запчастей. Летел недавно из Анадыря на Бухту Провидения костромской «аннушкой». Другие самолеты тут просто не летают. Вот и приходится арендовать.

У экипажа «Ил-112В» практически не было шансов посадить самолет.Пожар сжег гидроприводы. Фото: Овчинников Дмитрий / ТАСС

И малое небо захватили «иностранцы» — «АТР-72» производства «Эйрбас» или бразильские «Эмбраеры». Машины хорошие, но бестолковые в наших условиях. Хотя авиакомпаниям так дешевле. И запчасти вовремя подвезут. И ломаются эти самолеты реже. Но они нежные, как кинозвезда. Подавай им теплый воздух перед запуском двигателей! Да и от обморожения плоскостей они не застрахованы. И бетонная полоса обязательна. А наши «Аны» и садятся, и взлетают с грунта. Советские ГОСТЫ! Запуск двигателя при температуре от -50 до +50. Вот такие самолеты нам и нужны.

— А кто заменит в нашем небе старичков «Ан-24» и «Ан-26»? — спросил я тогда, в жуковском кафе, у Александра Котельникова.

— «Ил-114» и «Ил-112», — уверенно ответил летчик-испытатель. — Правда, 114-й — низкоплан. И есть опасность, что при посадке на грунтовые аэродромы камень может попасть в турбину. Движки стоят под крылом. Но вот какая ситуация произошла со мной во время испытаний самолета-лаборатории «Ил-76» с новейшим двигателем ПД-14. Лечу. Чувствую удар в районе плоскости. Приборы показывают норму. Неужели птица? Но какая птица залетит на 10 тысяч? Приземлились. Оказалось, разрушилась лопатка вентилятора. На другом движке она перемолола бы все внутренности. Начался бы пожар. А тут мы обследовали двигатель, заменили лопатку — и снова в небо! Такое «Пратт энд Уитни», а также «Роллс-Ройсу» и не снилось. И еще — был у нас уникальный региональный лайнер «Ту-334». Садился на неподготовленные аэродромы. Получил сертификацию, мог летать даже в Европу и Америку. Но — не пошел в серию. Загадка мироздания или чей-то интерес?

— И последний вопрос: наша авиация скорее жива, чем мертва?

— Ну а для чего мы летаем? Я, надеюсь, ответил на ваш вопрос?

Мы вышли из кафе. Над нами летел гражданский самолет.

— «Боинг» или «Эйрбас»? — спросил я Котельникова, думая проиллюстрировать сентенцию об умирании нашего неба. — Это наш, «МС-21», — не без гордости сообщил летчик. — Недавно получили несколько машин. Облетываем. Ставим на крыло.

Экипаж погибшего «Ила» тоже ставил на крыло нашу авиацию. Отвоевывал небо пусть и у комфортных, но чужих лайнеров.

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №261(8612)

Поделиться

СледствиеАварии и катастрофыМосковская областьСтолицаВ регионах

3 часа от Ила

118 миль к северо-востоку от Ила:

Национальный парк Роки-Маунтин

Парк Эстес

127 миль к востоку от Ила:

Еда и вино Фраска

Жемчуг Street Mall

Боулдер

Нидерланды (Колорадо) )

Айдахо-Спрингс

Голден (Колорадо)

Амфитеатр Ред-Рокс

Моррисон

Маунт-Эванс

113 миль к юго-востоку от Силта:

Сал Айда (Колорадо)

111 миль к югу от Силта:

Теллурид

120 миль к юго-западу от Силта:

Моаб

Национальный парк Арчес




2 ч. 53 мин.: Вестминстер, Колорадо

2 ч. 51 мин.: Уит-Ридж, CO

2 часа 50 минут: Lakewood, CO

2 часа 50 минут: Vernal, UT

2 часа 50 минут: Grand Lake, CO

2 часа 47 минут: Arvada, CO

9000 4 2 ч. 47 мин.: Золотой , CO

2 часа 47 минут:  Winter Park, CO

2 часа 46 минут: Fraser, CO

2 часа 44 минуты: Jefferson, CO

2 часа 44 минуты: Ouray, CO


Это приблизительное время в пути в радиусе от Силта, штат Колорадо. Ищите места для отдыха в пределах досягаемости для однодневной поездки или отдыха на выходных. На всей территории есть много городов, поэтому, если вы ищете более близкие места, попробуйте меньший радиус, например, 2,5 часа. Если вы готовы ехать дальше, попробуйте 3,5 часа.

Не знаете, куда идти? Совершите однодневную поездку из Ила или, если у вас есть больше времени, вы можете исследовать поездки на выходные из Ила, но не забудьте также проверить дорожные условия вокруг Ил. Ищете небольшие города или поселки вокруг Силта, штат Колорадо? Получите полный список до 500 городов рядом с Илом.

Измените настройки:

Кемпинги для автодомов в 3 часах от Ила

120 миль к северо-востоку от Ила:

Кремлинг RMA — North Sand Hills — BLM

Палаточный лагерь на озере Чемберс

121 миля к востоку от Ила:

Camp Dick Campground

Реверенд-Ридж — Государственный парк Золотые Ворота

Фрейзер-Медоу — Государственный парк Золотые Ворота

Столл-Маунтин — Государственный парк Элевен-Майл

Ленивый Мальчик — Государственный парк Элевен-Майл

120 миль к югу от Силта:

Silverton Lakes RV Resort

Silver Summit RV Park And Jeep Rentals

Red Mountain Motel and RV Park

South Mineral Campground

121 миля к юго-западу от Silt:

Кемпинг Кенс Лейк

OK RV Park

Кемпинг Pack Creek

Кемпинг Goose Island




Государственные парки 3 часа от Силта

112 миль к северо-востоку от Силта:

Государственный лес штата Колорадо

Национальный парк Роки-Маунтин

128 миль к востоку от Силта:

Каньон Эльдорадо

Государственный парк Каньон Золотые Ворота

Национальный лес Пайк

126 миль к юго-востоку от Силта:

90 004 Национальный лес Сан-Исабель

Национальный лес Рио-Гранде

128 миль к югу от Ила:

Национальный лес Сан-Хуан

121 миля к юго-западу от Ила:

Центр посетителей национального парка Арчес

Национальный парк Арчес

202 мили к западу от Силта:

Национальный лес Манти-Ла Сал

114 миль к северо-западу от Силта:

Национальный заповедник дикой природы Орей

Государственный парк Стейнакер

Национальный заповедник дикой природы Браунс Парк




Другие города поблизости 3 часа на самолете

Здесь больше городов на круге полета радиусом 3 часа. Эти города намного дальше, чем те, что указаны выше, так как сейчас мы рассматриваем 3-часовой полет.

3 часа: Ливан, Огайо

3 часа: Тлалтенанго, Мексика

2 часа 59 минут: Пикуа, Огайо

3 часа: Спрингборо, Огайо

2 часа 58 минут: Дефаенс, Огайо

2 часа 59 минут: West Carrollton City, OH

2 часа 56 минут: Waverly, MI

3 часа: Loveland, OH

3 часа 1 минута: Cerritos, Mexico

2 часа 59 минут: Miamisburg, OH 9000 3

2 часа 59 минут: Энглвуд, Огайо

2 часа 59 минут: Франклин, Огайо

2 часа 59мин.: Мейсон, Огайо

2 часа 59 минут: Тротвуд, Огайо

3 часа 5 минут: Александр-Сити, Алабама




Города в радиусе

время (1 час) или расстояние (100 миль):

местонахождение (название города):


время в пути от Silt, CO

3 часа к северу от Ила
города в пределах 1 часа от Ила
1,5 часа от Ила
места в пределах 2 часов от меня в Иле
исследовать 2,5 часа от Ила
3-часовая карта радиуса от Ила
3,5 часа езды от Ила
места в пределах 4 часов от меня в Иле
в пределах 4,5 часов от меня в Иле
5 часов езды от меня в Иле
5,5 часов езды от Ила
в пределах 6 часов от Ила
7 часов езды от Ила
8 часов езды от Ила
9 часов от Ила

Расстояние от Ила, Колорадо

города в пределах 10 миль от меня в Иле
в пределах 20 миль от меня в Иле
В радиусе 30 миль от Ила
В 40 милях езды от Ила
расположены в 50 милях от Ила
В радиусе 100 миль от Ила
в пределах 150 миль от ила
200 миль от ила
расстояние 250 миль от ила
вождения 300 миль от ила
350 миль поездки, начиная с ила
400 миль езды от ила
езды 450 миль от ила
500 миль от Silt
однодневные поездки из Silt

Wisconsin Geological & Natural History Survey » Страница не найдена

Поиск

Больше результатов. ..

Общие фильтры

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Фильтровать по пользовательскому типу сообщений

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

  • Публикации

Поиск

Больше результатов. ..

Общие фильтры

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Фильтровать по пользовательскому типу сообщений

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Скрытый ярлык

Страница не найдена.