А.И. Кнышев о М.П. Симонове
Кнышев Алексей Иванович
Дважды лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени, главный конструктор самолета Су-27
М.П. Симонов относится к плеяде авиаконструкторов, продолживших дело основателей отечественной авиации, имена которых носят самолеты, разработанные и разрабатываемые в России: Туполева, Ильюшина, Мясищева, Яковлева, Сухого.
Михаил Петрович говорил, что с детских лет мечтал проектировать и строить самолеты. Осуществлению этой мечты он отдавал себя без остатка на протяжении всей своей жизни.
При его участии и под его руководством разработано более 20 типов боевых самолетов и их модификаций, которые строились серийно. В их число входят Су-24, Су-25, Су-27 и его многочисленные модификации для ВВС РФ и инозаказчиков, первый отечественный самолет палубного базирования Су-33, фронтовой бомбардировщик Су-34. И каждый из этих самолетов обладает характеристиками, которые были оценены авиационными специалистами всего мира как выдающиеся.
К сожалению, самые уникальные проекты боевых и гражданских самолетов М.П. Симонов так и не успел реализовать, и это – не его вина, а его трагедия: 90-е годы, развал авиационной промышленности, о новых разработках можно только мечтать!
Но и в это время он совершил невозможное – добился у руководства страны разрешения работать на экспорт, чем способствовал сохранению коллективов разработчиков самолетов и смежных предприятий, которые сегодня работают над созданием новой, более совершенной авиационной техники, реализуя при этом и его идеи.
В том, что российская авиация сегодня вновь выходит на передовые позиции в мире, большая заслуга М.П. Симонова.
Хорошие самолеты могут построить только хорошо подготовленные специалисты. М.П. Симонов считал, что их нужно готовить с детских лет. И всю свою жизнь, работая в разных должностях, занимался организацией авиамодельных кружков, планерных станций, аэроклубов, студенческих ОКБ. Под его руководством студентами Казанского авиационного института были разработаны и серийно строились несколько планеров, в том числе КАИ-12 «Приморец», который в течение нескольких десятилетий являлся основным учебным планером ДОСААФ. Молодыми конструкторами и студентами МАИ были спроектированы спортивные самолетыСу-26, Су-29 и Су-31, на которых с 1986 года российские спортсмены неизменно занимают первые места на чемпионатах Европы и Мира по высшему пилотажу. Интересен тот факт, что М.П. Симонов сам летал на всех типах планеров и спортивных самолетов, которые имелись в аэроклубах ДОСААФ. Он всячески содействовал привлечению к летному делу как можно больше молодежи.
Михаила Петровича с благодарностью называют своим учителем не одна сотня авиационных специалистов, получивших под его руководством первые знания об авиации, её законах.
Замечательный товарищ, друг, заботливый, но требовательный руководитель – таким он остался в памяти соратников, проработавших с ним долгие годы.
Блестящий авиаконструктор, ученый, получивший мировое признание: «человек-легенда авиакосмической промышленности», «человек века», «лучший авиаконструктор современности» — таких званий удостаивался он по версии международных изданий и организаций. Его имя увековечено в Галерее Славы национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне.
Герой Российской Федерации, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии, кавалер многих орденов и медалей – так оценила Родина заслуги М.П. Симонова в развитии отечественной авиации.
19 октября М.П. Симонову исполнилось бы 85 лет. Вот уже три года его нет среди нас. Но его идеи востребованы сегодня. Его жизнь, отношение к авиации всегда будут примером для авиационных специалистов, молодых энтузиастов, решивших посвятить свою жизнь развитию авиации.
Кнышев Алексей Иванович,
Дважды лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени, главный конструктор самолета Су-27
Михаил Петрович говорил, что с детских лет мечтал проектировать и строить самолеты. Осуществлению этой мечты он отдавал себя без остатка на протяжении всей своей жизни.
При его участии и под его руководством разработано более 20 типов боевых самолетов и их модификаций, которые строились серийно. В их число входят Су-24, Су-25, Су-27 и его многочисленные модификации для ВВС РФ и инозаказчиков, первый отечественный самолет палубного базирования Су-33, фронтовой бомбардировщик Су-34. И каждый из этих самолетов обладает характеристиками, которые были оценены авиационными специалистами всего мира как выдающиеся.
К сожалению, самые уникальные проекты боевых и гражданских самолетов М.П. Симонов так и не успел реализовать, и это – не его вина, а его трагедия: 90-е годы, развал авиационной промышленности, о новых разработках можно только мечтать!
Но и в это время он совершил невозможное – добился у руководства страны разрешения работать на экспорт, чем способствовал сохранению коллективов разработчиков самолетов и смежных предприятий, которые сегодня работают над созданием новой, более совершенной авиационной техники, реализуя при этом и его идеи.
В том, что российская авиация сегодня вновь выходит на передовые позиции в мире, большая заслуга М.П. Симонова.
Хорошие самолеты могут построить только хорошо подготовленные специалисты. М.П. Симонов считал, что их нужно готовить с детских лет. И всю свою жизнь, работая в разных должностях, занимался организацией авиамодельных кружков, планерных станций, аэроклубов, студенческих ОКБ. Под его руководством студентами Казанского авиационного института были разработаны и серийно строились несколько планеров, в том числе КАИ-12 «Приморец», который в течение нескольких десятилетий являлся основным учебным планером ДОСААФ. Молодыми конструкторами и студентами МАИ были спроектированы спортивные самолетыСу-26, Су-29 и Су-31, на которых с 1986 года российские спортсмены неизменно занимают первые места на чемпионатах Европы и Мира по высшему пилотажу. Интересен тот факт, что М.П. Симонов сам летал на всех типах планеров и спортивных самолетов, которые имелись в аэроклубах ДОСААФ. Он всячески содействовал привлечению к летному делу как можно больше молодежи.
Михаила Петровича с благодарностью называют своим учителем не одна сотня авиационных специалистов, получивших под его руководством первые знания об авиации, её законах. Замечательный товарищ, друг, заботливый, но требовательный руководитель – таким он остался в памяти соратников, проработавших с ним долгие годы.
Блестящий авиаконструктор, ученый, получивший мировое признание: «человек-легенда авиакосмической промышленности», «человек века», «лучший авиаконструктор современности» — таких званий удостаивался он по версии международных изданий и организаций. Его имя увековечено в Галерее Славы национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне.
Герой Российской Федерации, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии, кавалер многих орденов и медалей – так оценила Родина заслуги М.П. Симонова в развитии отечественной авиации.
19 октября М.П. Симонову исполнилось бы 85 лет. Вот уже три года его нет среди нас. Но его идеи востребованы сегодня. Его жизнь, отношение к авиации всегда будут примером для авиационных специалистов, молодых энтузиастов, решивших посвятить свою жизнь развитию авиации.
Главный конструктор Су-27 Алексей КНЫШЕВ: «Из-за модернизации самолета авария произойти не могла»
ПроисшествияЧППроисшествия: ЧП
Ирина КОЗЛИК, Ксения НОВОЖИЛОВА
2 сентября 2009 1:00
Учебно-боевой Су-27, на котором 30 августа разбились белорусские пилоты Александр Марфицкий и Александр Журавлевич незадолго до авиашоу в польском Радоме прошел модернизацию. [аудиозапись переговоров]
Делали ее белорусские специалисты на авиаремонтном заводе в Барановичах.
— Что модернизировали в самолете? — уточнили мы у директора завода Владимира Рыбина.
— Усовершенствовались его тактико-технические характеристики. Все связано с совершенствованием комплекса вооружения и его точностями. На технику пилотирования, пилотажные свойства, летно-технические характеристики самого самолета Су-27 это не влияет.
— А вес самолета изменился?
— Не существенно.
К российским создателям самолета белорусы во время модернизации за помощью не обращались.
Аудио: Аудиозапись переговоров пилотов СУ-27 с землей
— Нам объяснили, что на летных характеристиках не могла сказаться модернизация. Так ли это? — уточнили мы у главного конструктора Су-27 Алексея Кнышева.
— Это абсолютно точно. Модернизировали то, что касается вооружения и бортового оборудования. Но никак не управления самолета, навигации и прочего.
— Когда что-либо меняют в Су-27, положено обращаться к вам?
— Да. Но белорусы обошлись услугами одной московской фирмы, которая работает с частью наших наработок. В данном случае претензий по доработкам к ним нет, хотя с нами они не консультировались. Из-за модернизации авария произойти не могла.
— Сейчас работает комиссия по расследованию причин аварии. Ваших специалистов приглашали принять участие?
— Если есть какие-то претензии по технике, то принято приглашать. Но в данном случае проблемы в технике не будет. Хотя делать какие-либо выводы до результатов комиссии я не могу, это не корректно. Я все-таки главный конструктор самолета.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Поляки провожают белорусских летчиков как героев
Какие бы версии крушения Су-27 ни обсуждались нынче в Беларуси, зрители воздушного шоу уверены — белорусы пожертвовали собой, чтобы спасти жизни жителей польского села.
Сегодня в Варшаве состоится торжественная церемония прощания с нашими летчиками.
— На плацу аэродрома мы отдадим пилотам последние почести: для них прозвучат гимны и торжественные речи от представителей воздушных сил Польши и от войскового епископа, в их честь будут выставлены почетные караулы, — рассказал «КП» представитель Воздушных вооруженных сил Польши майор Мартин Рогус. — По польской традиции прощания под звуки гимна «Спи, коллега» гробы будут внесены на борт самолета. Отлет запланирован на 12.45. Около 14.00 самолет приземлится в Беларуси.
— Прощание с летчиками пройдет в четверг в Доме офицеров. Там будет все городское руководство, — сообщили в горисполкоме города Барановичи.
2 и 3 сентября в Барановичах объявлен траур.
КСТАТИ
Черные ящики самолета Су-27 были найдены сразу после катастрофы. С 1 сентября. В состав комиссии, которая расследует причины катастрофы, вошло больше 20 человек, в том числе белорусские эксперты.
— Пока работа комиссии не будет закончена, никаких комментариев о содержании черных ящиков и причинах катастрофы от комиссии не будет, — сказал «Комсомолке» шеф экспертной комиссии полковник Мирослав Гроховский.
Аудио запись переговоров с сайта www.vesti.ru
Читайте также:
Подробности катастрофы белорусского самолета в Польше
Дочь погибшего на авиашоу в Польше белорусского пилота: «ПАПА ГОВОРИЛ: «ПРИЛЕЧУ ДАЖЕ НА ОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ»
Видео:TVR.BY Размер:3,53МбПервый канал
Игорь Сикорский | натурализованный американский инженер
Игорь Сикорский
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 25 мая 1889 г. Киев Россия
- Умер:
- 26 октября 1972 г. (83 года) Коннектикут
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Игорь Сикорский , полностью Игорь Иван Сикорский , (род. 25 мая 1889 г., Киев, Российская империя [ныне Украина] — умер 26 октября 1972 г., Истон, Коннектикут, США), пионер в области авиастроения, который наиболее известен своей успешной разработкой вертолета.
Образование и начало карьеры
Отец Сикорского был врачом и профессором психологии. Его мать тоже была врачом, но никогда не занималась профессиональной практикой. Ее большой интерес к искусству, а также к жизни и творчеству Леонардо да Винчи, несомненно, стимулировал ранний интерес ее сына к экспериментам с моделями летательных аппаратов; когда ему было 12 лет, он сделал небольшой вертолет с резиновым двигателем, который мог подниматься в воздух.
В 1903 году Сикорский поступил в Военно-морскую академию в Санкт-Петербурге с намерением стать кадровым офицером, но его интерес к инженерному делу привел к его отставке со службы в 1906 году. После непродолжительного обучения инженерному делу в Париже он поступил в Киевский политехнический институт. Однако после достаточно успешного учебного года он пришел к выводу, что абстрактные науки и высшая математика в том виде, в каком они преподавались тогда, имеют мало отношения к решению практических задач, и оставил школу, предпочитая проводить время в собственной мастерской и лаборатории.
Путешествие по Европе летом 1908 года познакомило его с достижениями братьев Райт и группы европейских изобретателей, пытавшихся повторить их успехи в области полетов. Вернувшись в Киев, Сикорский пришел к выводу, что способ полета — «прямо вверх», как предложил Леонардо, концепция, которая требовала горизонтального ротора. При финансовой поддержке своей сестры Ольги он вернулся в Париж в январе 1909 года для дальнейшего обучения и покупки легкого двигателя.
Вернувшись в Киев в мае 1909 года, он начал строительство вертолета. Его провал выявил некоторые практические препятствия. В 1910 году была испытана вторая машина с более мощным двигателем, но она также не взлетела. Затем он принял важное решение:
«Я узнал достаточно, чтобы признать, что с существующим уровнем техники, двигателей, материалов и, прежде всего, с нехваткой денег и отсутствием опыта… я не был бы в состоянии произвести успешный вертолет в то время ».
На самом деле ему пришлось ждать 30 лет, прежде чем все условия были выполнены.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Пока что Сикорский решил заняться проектированием самолетов и начал строительство своего первого самолета. Биплан Сикорского S-1 был испытан в начале 1910 года, и, хотя его 15-сильный двигатель оказался недостаточным, модернизированный планер с более мощным двигателем (S-2) позволил ему совершить свой первый короткий полет. Вскоре последовали S-3, S-4 и S-5, каждый из которых был усовершенствованием своего предшественника и каждый добавлял ему опыта пилотирования. Наконец, к лету 1911 на С-5 с 50-сильным двигателем он мог находиться в воздухе более часа, достигать высоты 1500 футов (450 метров) и совершать короткие перелеты по пересеченной местности. Этот успех принес ему международную лицензию пилота номер 64.
Последующая серия С-6 сделала Sikorsky серьезным конкурентом на поставку самолетов в российскую армию. Характерно, что вскоре он сделал гигантский шаг: первый четырехмоторный самолет под названием «Ле Гранд», предшественник многих современных бомбардировщиков и коммерческих транспортных средств, он построил и успешно летал к 1913.
В период потрясений, последовавших за революцией в России и крахом Германии, Сикорский не видел особых возможностей для дальнейшего развития самолетов в Европе. Он решил начать все сначала в Соединенных Штатах и в марте 1919 года приземлился в Нью-Йорке в качестве иммигранта.
Работа в США
После нескольких неурожайных лет работы лектором и школьным учителем, пытаясь найти себе место в контрактной послевоенной авиационной промышленности, он и несколько сотрудников, некоторые из которых были бывшими русскими офицерами, основали собственную компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation. Они открыли магазин в старом амбаре на ферме недалеко от Рузвельт-Филд на Лонг-Айленде. Сикорский стал гражданином США в 1928. К 1929 году компания, ставшая подразделением Объединенной авиастроительной корпорации, занимала крупный современный завод в Бриджпорте, штат Коннектикут, и производила в значительных количествах двухмоторные амфибии С-38.
К концу 1930-х меняющиеся требования к военному и коммерческому воздушному транспорту привели к прекращению производства больших летающих лодок, и Сикорский вернулся к своей первой любви — вертолету. Он снова был вовлечен в «продвинутую пионерскую работу… где было крайне мало достоверной информации и не было никакого опыта пилотирования». Однако основная аэродинамическая теория и методы строительства, которых не было в 1910 году, теперь были доступны. В начале 1939 года, имея в своем распоряжении хорошо подготовленную инженерную группу, он приступил к постройке вертолета ВС-300. Как он позже сказал: «Было большое удовлетворение узнать, что в течение короткого периода времени хорошая инженерия в новом направлении дала обнадеживающие результаты». 14 сентября 1939, ВС-300 оторвался от земли в свой первый полет. Его дизайнер был за штурвалом; на протяжении всей своей карьеры Сикорский всегда настаивал на том, чтобы сделать первый пробный полет любой новой конструкции самостоятельно. 6 мая 1941 года на усовершенствованной машине он установил международный рекорд выносливости — 1 час 32,4 секунды.
Сомнительно, чтобы Сикорский в то время полностью предвидел замечательное развитие вертикально-подъемной машины в следующие 30 лет. Конечно, он не ожидал широкого использования вертолета в качестве боевого наступательного оружия. Он считал его полезным инструментом для промышленности и авиационной торговли, но в первую очередь как эффективное средство для спасения и помощи людям, пострадавшим от стихийных бедствий, таких как пожар, наводнение или голод. По его оценкам, вертолеты спасли более 50 000 жизней.
Активная профессиональная жизнь Сикорского охватила практически весь период практического полета человека, от братьев Райт до освоения космоса. Немногие в авиации могут похвастаться таким масштабом личного участия или личного вклада с таким широким спектром инновационных идей. Он только жаловался, что из всех его прошлых предсказаний те, о которых он пожалел, были «слишком консервативными».
В 1957 году Сикорский ушел в отставку с должности инженера-менеджера своей компании, но оставался консультантом до самой смерти. Сикорский получил множество почетных докторских степеней в области науки и техники, почетные стипендии ведущих научно-технических обществ США и Европы, а также высшие медали и награды в области авиации, в том числе Крест Святого Владимира из России, Премию Сильвануса Альберта Рида за 1942 Института авиационных наук в Нью-Йорке, Почетная грамота президента США в 1948 г., медаль и сертификат Дэниела Гуггенхайма в 1951 г., премия Элмера А. Сперри в 1964 г. и премия национальной обороны в 1971 г.
Книга Сикорского «Воспоминания и мысли пионера » (1964) содержит обзор его собственной карьеры и достижений и включает его взгляды на будущие тенденции развития авиации.
Игорь Сикорский: гениальный авиаинженер Из Киева
В марте 2018 года депутаты Киевсовета присвоили второе по величине аэропорту столицы новое имя. Вместо «Жуляны» теперь он носит имя известного авиаконструктора Игоря Сикорского. Для этого есть причина.
Сикорский родился и вырос в Киеве, где он увлекся проектированием самолетов и сконструировал свои первые машины. Учился и работал в Санкт-Петербурге. После того, как так называемая Великая Октябрьская революция 1917 года нарушила его работу, Сикорский поднял свою карьеру на новый уровень через Атлантику. В 1918 году он эмигрировал в США, где основал авиастроительную компанию Sikorsky Aircraft. Сегодня компания является мировым лидером в вертолетостроении.
Игорю посчастливилось пользоваться полной поддержкой родителей. Отец воспитывал его в соответствии со своей философией, ценя честолюбие, трудолюбие, верность стране и религиозность. Мать Сикорского занималась его художественным образованием.
Сначала Игорь учился в Киевской гимназии. Затем он переехал в Санкт-Петербург, столицу Российской империи, и поступил в Морской кадетский корпус. Он также некоторое время учился в технической школе Дювиньо де Ланос в Париже. В 1907-го Игорь Сикорский вернулся в Украину и поступил в Киевский политехнический институт, в котором был кружок механиков с «секции воздухоплавания». В июле 1909 года во дворе своего дома в Киеве двадцатилетний студент собрал первый в империи вертолет. Однако оторваться от земли ему не удалось из-за малой мощности двигателя. Вскоре появилась вторая модель вертолета Сикорского, и она смогла взлететь. В то время он достиг предела. Требовались более мощные двигатели, которых у авиаконструктора просто не было.
Сикорский понял, что немного опередил свое время, поэтому начал экспериментировать с моторными санями, предназначенными для передвижения по снегу и льду. Вскоре он переключился на проектирование самолетов, где сразу же добился значительных успехов. Первый самолет Сикорского назывался S-1 и не мог взлететь. А ведь его С-2 уже мог летать!
Сикорский настойчиво устранял недостатки и улучшал свои модели. Упорный труд студента окупился: С-5 побил четыре всероссийских рекорда, совершил показательные полеты и даже взял на борт пассажиров. Игорь Сикорский сразу стал известен.
Это был романтический золотой век первых пилотов и авиаконструкторов. Авиашкола киевского вундеркинда не знала недостатка в клиентах. Следующая модель Сикорского — S-6, оснащенная более мощным двигателем и трехместной кабиной, — установила мировой рекорд скорости полета с двумя пассажирами.
Такой успех не мог остаться незамеченным. В 1912 году авиаконструктора пригласили в столицу империи на должность главного инженера морской авиации. Он также стал инженером авиационного отдела «Русско-Балтийского вагонного завода». Всего за год Сикорский построил на этом заводе много успешных специализированных самолетов. В их числе первый учебно-тренировочный самолет, первый серийный самолет в России и самолет-разведчик С-10 для военных нужд. Самолет получил множество призов на международных выставках и авиасалонах. А изобретателю было всего двадцать три…
В 1912 году Сикорскому пришла в голову идея создать большой грузовой самолет с большой дальностью полета. Естественно, он должен был иметь несколько двигателей. В марте 1913 года мир увидел первый четырехмоторный воздушный гигант С-9 «Гранд». После небольших доработок он стал «Русским витязем». Это был настоящий прорыв в мире авиастроения. Сам император Николай II пожелал увидеть «Русский витязь». Вскоре после этого пораженный русский царь прислал Игорю Сикорскому памятный подарок — золотые часы.
Этот самолет положил начало новой отрасли авиации: тяжелому авиастроению. Он стал прототипом для всех последующих пассажирских авиалайнеров, тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов.
Сикорский на этом не остановился. Его следующий самолет, знаменитый «Илья Муромец», стал первым в мире пассажирским самолетом. Сикорский летал на нем из Санкт-Петербурга в родной Киев и обратно. Впервые в истории авиации самолет был оборудован комфортным пассажирским салоном, отделенным от пилотской кабины, спальнями и даже ванной и туалетом. «Муромец» имел отопление и электрическое освещение. Кроме того, в годы Первой мировой войны «Муромцы» эффективно использовались в качестве тяжелых бомбардировщиков и дальних разведчиков. Между 1914 и 1917 года Сикорский также построил около пяти различных моделей самолетов для военных нужд. В возрасте двадцати восьми лет он стал национальным героем. Затем в Российской империи разразилась Октябрьская революция. Авиаинженер не скрывал своего отрицательного отношения к ней. Узнав, что коммунисты хотят расстрелять и его, и директора завода, выпускавшего «Русский витязь», он в 1918 году навсегда покинул Россию и Украину. Сначала он эмигрировал во Францию, приняв приглашение французского правительства продолжить создание многомоторных двигателей. самолеты. Однако вскоре этот проект был заморожен. Затем авиаконструктор переехал в США. Вначале Сикорскому пришлось работать учителем вечерней школы в Нью-Йорке. И все же он очень хотел возобновить свою работу в авиации. И постепенно дела пошли на поправку.
Это стало возможным благодаря помощи его друзей-эмигрантов. В 1924 января известный пианист Сергей Рахманинов одолжил Игорю Сикорскому 5000 долларов, которые авиаинженер потом вернул с процентами. Собрав на новой родине команду выходцев из России, он арендовал помещения и оборудование, основал «Sikorsky Aero Engineering Corporation» и продолжил заниматься любимым делом.
Появились первые заказы. В США Сикорский снова женился и имел четырех сыновей. К нему из России приехала его дочь от первого брака. Изучив американский авиационный рынок, в 1929 января Игорь Сикорский решил построить самолет-амфибию, способный взлетать как с взлетно-посадочной полосы, так и с воды. И ему это удалось: С-38 имел огромный успех. Американские газеты писали, что самолет достиг «там, где раньше могли только индийские пироги и охотничьи лодки». О надежности и безопасности самолета-амфибии ходили легенды. В основе создания всемирно известной авиакомпании «Пан Америка» лежали самолеты-амфибии и «летающие лодки» Сикорского. Компания заказала многомоторные пассажирские лайнеры С-42, предназначенные для регулярных трансокеанских перелетов. Как ни странно, эти самолеты закупало даже советское правительство, хотя в СССР Сикорского считали предателем. С-42 даже снимали в известном советском фильме «Волга, Волга», символизирующем успехи советского социализма. И все же Сикорский не переставал мечтать о самолете, способном взлетать вертикально и зависать в воздухе: вертолете. Несмотря на свои неудачные эксперименты в Киеве, он все еще верил в эту идею. Авиаинженер принялся за работу и 19 сентября39 под его руководством поднялся в воздух первый экспериментальный вертолет Sikorsky. Его дизайн до сих пор считается классическим. После доработок и испытаний в 1942 году двухместный вертолет С-47 (Р-4) пошел в серийное производство. Он стал первым военным вертолетом, принявшим участие во Второй мировой войне. А вертолеты Sikorsky Aero Engineering Corporation, использовавшиеся во время войны в Корее, открыли новую главу в военной авиации.