Содержание

эволюция ракетно-ядерной «гонки вооружений» между США и СССР

Первый этап «Холодной войны» в 1946-1962 годах характеризуется эскалацией угрозы Третьей мировой войны между США и СССР с применением ядерного оружия. При этом, ядерное оружие воспринималось не как оружие массового поражения с необратимыми экологическими последствиями для человечества и планеты, но как обычное наступательное вооружение повышенной мощности.

В начале «Холодной войны» в мировой геополитике образовалась двухполюсная (биполярная) система международных отношений: США во главе капиталистического мира и военного блока НАТО и СССР во главе социалистического мира и военного блока ОВД (Организация Варшавского договора). Противостояние военных блоков США (НАТО с 1949 г.) и СССР (ОВД в 1955-1991 гг.) привело к «Холодной войне» и ядерной «гонке вооружений» между ними в 1946-1991 гг.

Несмотря на неоднократные угрозы начала Третьей мировой войны с применением ядерного оружия со стороны США-НАТО (планы «Тоталити», «Чариотир», «Дропшот» и другие), Советский Союз смог в 1949 году создать собственное ядерное оружие и ликвидировать атомную монополию США. Однако, располагая средствами передового базирования стратегических ядерных сил в западноевропейских странах НАТО, США имели первоначальное преимущество над СССР в «ядерной гонке» «Холодной войны». Но, создав межконтинентальные баллистические ракеты и термоядерное оружие, СССР смог создать потенциал ответно-встречного ядерного удара в случае ответа на массированный ядерный удар США-НАТО. При этом, во время второго Берлинского и Карибского кризисов США располагали возможностью применения против СССР трех тысяч ядерных боезарядов (3000 боезарядов), что было в 10 раз больше, чем аналогичная возможность со стороны Советского Союза (300 боезарядов).

Однако, возможность нанесения неприемлемого ущерба в случае ответно-встречного ядерного удара с советской стороны, обусловили американскую сторону пойти на начало процесса ядерного разоружения и сворачивание планов Третьей мировой ядерной войны.

Второй этап «Холодной войны» в 1963-1979 годах характеризуется «разрядкой» советско-американских отношений и началом процесса ядерного разоружения с целью недопущения Третьей мировой войны между США и СССР. Данное понимание пришло не только благодаря осознанию американской стороны неизбежности ответно-встречного удара СССР в ответ на первый ядерный удар США, но и взаимному осознанию апокалиптического характера применения ядерного и термоядерного оружия для человечества и экологии планеты в целом. Поэтому в 1963 году в Москве был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия на полигонах США и СССР в трех сферах: в атмосфере, околокосмическом пространстве и под водой (испытания под землей и на земле продолжались).

График. Эволюция ракетно-ядерной «гонки вооружений» между США и СССР

Источник: учебное пособие «Холодная война»

К началу 1970-х годов СССР достиг паритета стратегических ядерных сил с США, а в 1977 году — превзошел по количеству ядерных боезарядов на стратегических носителях. Такое советское превосходство было необходимо в силу развертывания американских средств передового базирования в западноевропейских странах НАТО (что смещало в случае начала Третьей мировой войны главный театр военных действий в центр Европы).

Но, главным достижением примерного равенства советско-американских ядерных сил в период «разрядки» было то, что стратегический паритет США-НАТО и СССР-ОВД обеспечивал баланс сил и стратегию ядерного сдерживания ввиду угрозы взаимно-гарантированного уничтожения в случае начала Третьей мировой ядерной войны (следовательно, необходимости ядерного разоружения с целью недопущения такой войны).

К сожалению, в процессе подписания договоров по взаимному ограничению ядерных вооружений, советская сторона не смогла достичь согласия американской стороны относительно средств передового базирования НАТО. Последнее, несомненно, создавало преимущество для США-НАТО в случае нанесения первого удара. Учитывая это, СССР продолжал усовершенствование «ядерной триады» стратегических ядерных сил: межконтинентальных баллистических ракет (МБР), ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) и стратегических бомбардировщиков.

Третий этап «Холодной войны» в 1979-1991 годах характеризуется резкой эскалацией угрозы так называемой «ограниченной» ядерной войны в Европе в силу того, что американские средства передового базирования в странах НАТО получили на вооружение тактические ядерные боезаряды на ракетах средней и малой дальности. Ограниченная ядерная мощность таких средств не умаляет их стратегического характера в случае нанесения первого обезоруживающего удара в контексте совокупного наступательного потенциала.

В ответ на такую новую угрозу, СССР смог достичь абсолютного приоритета в сфере межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (ракета Р-36М2 «Воевода», именуемая в США — «Сатана»). Кроме того, неоконсервативные лидеры США продолжали действия по нарушению договора по противоракетной обороне от 1972 года, приняв в 1983 году программу по милитаризации околокосмического пространства — «Звездные войны». Советским ответом на данную программу была разработка военно-космической программы «Воздушный старт» (старт космического корабля «Буран» и воздушной модификации ракеты «Воевода» с борта военно-транспортного самолета АН-225 «Мрия»).

В 1986 году СССР достиг пика «ядерной гонки» «Холодной войны», имея на вооружении 40 тысяч развернутых ядерных боезарядов (США достигали своего пика в 1962 году — более 30 тысяч). Таким образом, в процессе эволюции ракетно-ядерной «гонки вооружений» в годы «Холодной войны» СССР смог не только достичь паритета с США, но и превзойти потенциального противника по большинству основных показателей. Однако, осознавая апокалиптический характер возможной Третьей мировой войны, советская сторона предложила всеобщее ядерное разоружение с целью установления безъядерного мира к 2000 году («новое политическое мышление»). Американская сторона приняла данное предложение, но в последующих договорах по ядерному разоружению (договор РСМД и СНВ) проблема учета средств передового базирования США в западноевропейских странах НАТО вновь была не решена.

Вследствие межнациональных конфликтов и «бархатных» революций в странах ОВД на протяжении 1986-1991 годов, происходит распад СССР. США побеждают в «Холодной войне», но Российская Федерация, являясь правопреемницей Советского Союза, продолжает процесс ядерного разоружения.

Таким образом, учитывая, что «ядерную гонку» «Холодной войны» в 1945 году начинают США, но к 1991 году СССР превосходит потенциального противника по большинству тактико-технических характеристик стратегических ядерных сил — справедливо утверждать, что победителем в «ядерной гонке» «Холодной войны» в 1946-1991 годах является Советский Союз. В то время, как геополитическим победителем (в силу распада СССР в 1991 году) — США.

Резюмируя, важно понимать, что главнейшим достижением СССР в годы «Холодной войны» является тот факт, что Советский Союз, создав собственное ядерное и термоядерное оружие в ответ на угрозы со стороны США-НАТО, смог не допустить Третьей мировой войны в 1946-1962 годах (что привело к созданию стратегии ядерного сдерживания, которая является основанием для недопущения глобального конфликта и в настоящее время).

100. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ «холодной войны». Отечественная история: Шпаргалка

100. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ «холодной войны». Отечественная история: Шпаргалка

ВикиЧтение

Отечественная история: Шпаргалка
Автор неизвестен

Содержание

100. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ «холодной войны»

Под термином «холодная война» понимают противостояние между ведущими мировыми системами – капиталистической во главе с США и социалистической во главе с СССР, начавшееся после Второй мировой войны и закончившееся с распадом Организации Варшавского договора в 1991 г. Это противостояние неоднократно выливалось в вооруженные конфликты в различных частях света и могло привести к началу третьей мировой войны. Термин «разрядка» (прозвучавший впервые в речи Г.М. Маленкова в августе 1953 г.) означает ослабление мировой напряженности и стремление к установлению прочного мира между конфликтующими сторонами. На всем протяжении эпохи «холодной войны» такие попытки неоднократно предпринимались с разной степенью успеха.

На первом этапе «холодной войны» напряженность по линии Восток – Запад постоянно нарастала, достигнув своего апогея во время боевых действий в Корее (1950–1953). В это время противники активно разрабатывали планы уничтожения друг друга с помощью оружия массового поражения, а затем вступили в вооруженный конфликт в Азии. США поддерживали Южную Корею, а СССР и Китай – Северную. Некоторое ослабление напряженности, наступившее после перемирия в Корее и смерти И.В. Сталина, позволило решить ряд острых международных вопросов, в том числе об образовании независимой Австрийской республики (1955), а также провести несколько межгосударственных совещаний по вопросам сокращения вооружений. Мощным ускорителем процесса разрядки послужил так называемый «карибекий», или «ракетный», кризис 1962 г., когда СССР и США были как никогда близки к началу ядерной войны. На протяжении нескольких последующих лет обе стороны предприняли ряд мер по разоружению и запрещению ядерных испытаний на земле, на воде и в воздухе.

После некоторого ухудшения международной обстановки, связанной с войной США во Вьетнаме (1964–1973), процесс разрядки снова стал набирать силу. В 1972 г. между США и СССР был подписан договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). ряд других документов. В 1973–1976 гг. страны обменялись визитами руководителей, осуществили совместную космическую программу «Союз – Аполлон». Пиком разрядки стало проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписание в Хельсинки в 1975 г. Заключительного акта, узаконившего послевоенное положение в Европе и мире.

Основной причиной очередного витка международной напряженности стало введение советских войск в Афганистан (1979).

На смену периоду конструктивных отношений пришло время взаимных обвинений и введение различных ограничений на торговый, научный и культурный обмен между странами. Только с приходом к власти в СССР М.С. Горбачева (1985) были снова налажены контакты между ведущими державами, подписан ряд соглашений о сокращении вооружений. С распадом социалистического лагеря и его военной силы – Организации Варшавского договора – в 1991 г. был положен конец «холодной войне».

Основные этапы действий партизан

Основные этапы действий партизан Нередко встречающееся в серьезных и отличающихся глубиной научных работах неправильное понимание роли советского партизанского движения возникает от недостатка информации об этой стороне войны в СССР и обусловлено спецификой целей и

32. Основные этапы и причины Гражданской войны 1918–1921 гг

32.  Основные этапы и причины Гражданской войны 1918–1921 гг В России Гражданская война началась в ноябре 1917 г., сразу же после победы Октябрьского вооруженного восстания.В Гражданской войне выделяют следующие основные этапы:1) до мая 1918 г. – пролог войны;2) лето – октябрь

Этапы жизни и сопровождавшие их основные обряды

Этапы жизни и сопровождавшие их основные обряды В силу обстоятельств исландец, проводивший все свое время в рамках своей семьи или клана, обращал особое внимание на ритуалы, связанные с важнейшими событиями в жизни человека, то есть рождение, брак и похороны. Совершение

Основные этапы демонтажа

Основные этапы демонтажа Со второй половины 1950-х гг. и вплоть до конца 1991 г. происходил непрерывный процесс демонтажа сталинской экономики. Она стала утрачивать многие признаки, которые мы перечислили во введении,– плановый характер, высокую централизацию управления,

Основные этапы государственной истории

Основные этапы государственной истории Земледельческие племена, положившие начало египетской цивилизации (многим обязанной в своих особенностях реке Нилу), появились в Египте в IV тыс. до н. э. в ходе той же волны заселения Ближнего Востока, что и шумеры. Как и в Шумере,

5.3.1. Основные этапы развития ортокапитализма

5.3.1. Основные этапы развития ортокапитализма Многие обществоведы утверждают, что на Запале капитализма давно уже нет, что там возникло качественно иное общество — постиндустриальное, сервисное и т.п. Это совершенно неверно. Западное общество и было, и остается

ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАВОЕВАНИЯ (334-323 гг. до н. э.)

ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАВОЕВАНИЯ (334-323 гг. до н. э.) I. От Граника до падения Тира (май 334 — лето 332 г. до н. э.) За первые два года войны Александр дважды сталкивался с персами на поле боя: на берегу Граника (май 334 г. до н. э.) и в Иссе, в Киликии (ноябрь 333 г. до н. э.). В обеих битвах

5.

 Основные этапы развития эзотеризма

5. Основные этапы развития эзотеризма Согласно наиболее распространенному подходу эзотерические знания возникли миллионы лет назад, еще во времена предшествовавшей Атлантиде Лемурии, и сохранялись Великими Посвященными на протяжении неисчислимых веков, вплоть до

53 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРИЧИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918–1921 ГГ.)

53 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРИЧИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918–1921 ГГ.) В 1920-е гг. Россия пережила тягчайшее испытание Гражданской войной.Элементы Гражданской войны как масштабного противоборства между различными группами населения единого государства существовали в России и до

Д. Д. Лотарева. Комиссия по истории Великой Отечественной войны: история создания, основные этапы и результаты деятельности

Д. Д. Лотарева. Комиссия по истории Великой Отечественной войны: история создания, основные этапы и результаты деятельности Мы документы не собираем, мы должны брать только те, которые в архивах не откладываются. Мы записываем живых людей. И. И. Минц Из протокола

Основные этапы развития

Основные этапы развития В 383 году до н. э. прошёл второй буддийский Собор, который провёл царь Каласока в Вайшали. Он был он связан с конфликтом между ранними традиционными школами буддизма (Тхеравады) и более либеральными интерпретациями, известными как Махасангхика.В

Основные этапы развития

Основные этапы развития Даосизм в виде стабильной религиозной организации оформился только во II веке н. э. Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во второй половине II века

Глава I.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

Глава I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ I. Истоки Когда начался период, который мы называем средними веками, когда медленно начали складываться государство и национальная группа, которые можно назвать французскими, сельское хозяйство имело на нашей земле уже тысячелетнюю

фотографий: история холодной войны

В картинках: История холодной войны

Крымский курортный город Ялта стал местом исторической встречи британских, американских и советских лидеров — Уинстона Черчилля, Франклина Д. Рузвельта и Иосифа Сталина — в феврале 1945 года. Поскольку поражение нацистской Германии было неизбежным, союзники Большой тройки согласился совместно управлять послевоенной Германией, а Сталин пообещал честные и открытые выборы в Польше.

АП

Обновлено 12:45 по Гринвичу (2045 гонконгских тонн) 26 декабря 2021 г.

Окончание Второй мировой войны подготовило почву для Холодной войны — борьбы между коммунизмом и капитализмом, которая столкнула Восток с Западом и поставила мир на грань ядерной войны.

Пик напряженности пришелся на 1960-е годы. Это десятилетие, когда разыгрался кубинский ракетный кризис, Соединенные Штаты вступили во Вьетнамскую войну для борьбы с коммунистическими силами, а президент Джон Ф. Кеннеди отправил команду кубинских эмигрантов в кубинский залив Свиней, чтобы попытаться свергнуть лидера Фиделя Кастро.

Холодная война закончилась 30 лет назад с распадом Советского Союза в декабре 1991 года.

Взглянем на другие знаменательные события той эпохи в истории.

Решение Соединенных Штатов применить атомную бомбу против Японии в августе 1945 года положило конец Второй мировой войне. Сотни тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки погибли мгновенно или умерли от радиации после бомбардировок. Roger Viollet/Getty Images

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступает с речью в Вестминстерском колледже в Фултоне, штат Миссури, 5 19 марта. 46. ​​«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике через континент опустился железный занавес», — заявил он. Джордж Скаддинг/The LIFE Picture Collection/Shutterstock

24 июня 1948 года Советский Союз сделал заявку на контроль над Берлином, заблокировав все сухопутные пути к городу. Берлин был разделен на четыре сектора под контролем США, Великобритании, Франции и Советского Союза, но сам город полностью находился в оккупированной Советским Союзом восточной Германии. С июня 1948 г. по май 1949 г. самолеты США и Великобритании доставили жителям Западного Берлина 1,5 млн тонн грузов. После 200 000 полетов Советский Союз снял блокаду. Здесь оборванная группа берлинцев стоит среди руин здания возле аэродрома Темпельхоф, когда грузовой самолет C-47 доставляет в город еду. Уолтер Сандерс/The LIFE Picture Collection/Shutterstock

В августе 1949 года президент Гарри Трумэн подписал Североатлантический договор, положивший начало НАТО. Двумя годами ранее он запросил у Конгресса 400 миллионов долларов помощи для борьбы с коммунизмом в Греции и Турции. Доктрина Трумэна обязывала оказывать американскую экономическую и военную помощь любой стране, которой угрожает коммунизм. Corbis/Getty Images

Иосиф Сталин (слева) встречается с Мао Цзэдуном в Москве в декабре 1949 года. В июне 1949 года китайские коммунисты объявили о победе над националистическими силами Чан Кай-ши, которые позже бежали на Тайвань. 1 октября Мао Цзэдун провозгласил Китайскую Народную Республику. Два месяца спустя Мао отправился в Москву, чтобы встретиться со Сталиным и обсудить китайско-советский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Совфото/Universal Images Group/Getty Images

25 июня 1950 года северокорейские коммунистические силы вторглись в Южную Корею. Двумя днями позже президент Трумэн приказал войскам США оказать помощь южнокорейцам. Здесь морские пехотинцы США высаживаются в Инчхоне, когда бушует битва. Три года спустя было подписано соглашение о перемирии, и граница между Севером и Югом осталась примерно такой же, какой она была в 1950 году. Готовность Китая и Северной Кореи прекратить боевые действия отчасти объяснялась смертью Сталина в марте. Промежуточный архив / Getty Images

Школьники учатся защищаться в случае ядерной атаки, выполняя упражнение «пригнуться и укрыться» в своем классе, 1951 год. BettmannGetty Images

Тело Сталина в гробу после его смерти 5 марта 1953 года после перенесенного инсульта. Забальзамированное тело советского коммунистического лидера выставлялось на всеобщее обозрение до 1961 года. Serge Plantureux/Corbis/Getty Images

29 марта 1951 года Джулиус и Этель Розенберг были осуждены за продажу атомных секретов США Советскому Союзу. Розенберги были отправлены на электрический стул в 1953, несмотря на возмущение либералов, которые изображали их жертвами антикоммунистической охоты на ведьм. Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Осуждение Розенбергов способствовало росту маккартизма, антикоммунистической кампании, возглавляемой сенатором США Джозефом Маккарти из Висконсина в 1950-х годах. Почти 400 американцев, в том числе рядовые, знаменитости и некоторые из тех, кто носил форму американских военных, были допрошены на секретных слушаниях, где Маккарти и его сотрудники были обвинены в их предполагаемой причастности к коммунистической деятельности. В то время как Маккарти пользовался общественным вниманием и первоначально продвинулся по карьерной лестнице с началом слушаний, ситуация изменилась. Его резкое обращение с армейскими офицерами на секретных слушаниях ускорило его падение. Беттманн/Getty Images

4 октября 1957 года Советский Союз запустил Спутник, первый искусственный спутник на орбиту Земли. В 1958 году Соединенные Штаты создали НАСА, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, и космическая гонка была в самом разгаре. Sovfoto/Universal Images Group Editorial/Getty Images

В 1959 году левые силы Фиделя Кастро свергли правительство Фульхенсио Батисты на Кубе. Вскоре Кастро национализировал сахарную промышленность и подписал торговые соглашения с Советским Союзом. В следующем году его правительство конфисковало активы США на острове. Universal History Archive/Universal Images Group/Getty Images

Советский лидер Никита Хрущев выступает на саммите в Париже в 1960 году, который был прерван, когда американский высотный самолет-разведчик U-2 был сбит во время полета над Советским Союзом. MPI/AGetty Images

Пилот самолета-разведчика U-2 Фрэнсис Гэри Пауэрс позирует в летном шлеме среди других улик, связанных с судебным процессом над ним в Москве в 1960 году. в миссии по исследованию погоды. Sovfoto/Universal Images Group через Getty Images

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин облетел Землю на борту космического корабля «Восток-1». После прыжка с парашютом с корабля недалеко от российской деревни Смеловка Гагарин приземлился герой — и большой позор для Соединенных Штатов, уже уязвленных запуском советского первого в гонке спутника «Спутник-1» четырьмя годами ранее. Sovfoto/Universal Images Group/Shutterstock

Молодая женщина в сопровождении своего парня стоит у Берлинской стены, чтобы поговорить с матерью на стороне Восточного Берлина в 1962. Стена разделяла восточную и западную части города. США отклонили предложения советского лидера Никиты Хрущева сделать Берлин «свободным городом», доступ к которому контролировался Восточной Германией, и в августе 1961 года коммунистические власти начали строительство стены, чтобы предотвратить бегство восточных немцев в Западный Берлин. Bettmann/Getty Images

Репортеры фотографируют президента США Джона Ф. Кеннеди за своим столом после того, как он подписал эмбарго на поставки оружия Кубе в 1962 году. Эмбарго фактически изолировало Кубу. В 1961 января организованное США вторжение 1400 кубинских изгнанников потерпело поражение от сил Кастро в заливе Свиней. Президент Кеннеди взял на себя полную ответственность за катастрофу. В следующем году Советский Союз установил на Кубе ядерные ракеты, способные достичь большей части территории США. Кеннеди приказал морскую блокаду Кубы, пока Советы не уберут ракеты. Шесть дней спустя Советы соглашаются убрать ракеты, обезвредив одно из самых опасных столкновений холодной войны. Беттманн/Getty Images

Советский грузовой корабль «Физик Курчатов» покидает Кубу по пути в Россию в 1962 году, во время кубинского ракетного кризиса. На палубе шесть крытых брезентом ракетных транспортеров с ракетами. Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Американские войска были отправлены в Южный Вьетнам в 1965 году после того, как утверждалось, что патрульные катера Северного Вьетнама обстреляли военный корабль США «Мэддокс» в Тонкинском заливе. Война во Вьетнаме длилась почти десять лет и унесла жизни более 58 000 американцев. Тим Пейдж/Corbis/Getty Images

Ракетные установки на военном параде на Красной площади в Москве в 1967 году. Sovfoto/Universal Images Group/Shutterstock

Молодая чешка кричит: «Иван, иди домой!» солдатам, сидящим на танках на улицах Праги в 1968 году. 5 января 1968 года реформатор Александр Дубчек стал генеральным секретарем Коммунистической партии Чехословакии, пообещав «максимально широкую демократизацию» по мере того, как движение «Пражская весна» охватило всю страну. В августе лидеры СССР и Варшавского договора направили силы вторжения численностью 650 000 человек. Дубчек был арестован, и к власти вернулись сторонники жесткой линии. Беттманн/Getty Images

Астронавт Аполлона-11 Эдвин Э. «Базз» Олдрин-младший идет по поверхности Луны 20 июля 1969 года. Он и командир миссии Нил Армстронг стали первыми людьми, ступившими на Луну. Их миссия считалась американской победой в холодной войне и последующей космической гонке, что соответствовало цели президента Кеннеди, озвученной в 1961 году, «высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю» до конца десятилетия. NASA/AFP/Getty Images

Президент США Ричард Никсон обменивается рукопожатием с председателем Коммунистической партии Леонидом Брежневым на глазах у руководителей Кремля и помощников президента после подписания одного из нескольких соглашений, достигнутых в ходе их семидневного саммита в 1919 году.74. Bettmann/Getty Images

Афганские повстанцы на крыше подбитого российского бронетранспортера в Афганистане в феврале 1980 года. Советский Союз вторгся в Афганистан в 1979 году, когда коммунист Бабрак Кармаль захватил контроль над правительством. Поддерживаемые США мусульманские партизаны почти десятилетие вели дорогостоящую войну против Советов. Eric Marrapodi/CNN

Воздушные шары выпущены во время церемонии открытия летних Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе. После того, как США бойкотировали Московские летние игры в 1919 г.80, страны Восточного блока, включая Советский Союз и Восточную Германию, бойкотировали Игры 1984 года. Suzanne Vlamis/AP

Президент США Рейган в ознаменование 750-летия Берлина обращается к жителям Западного Берлина у подножия Бранденбургских ворот, недалеко от Берлинской стены, 12 июня 1987 года. Слова президента можно было услышать и с восточной (контролируемой коммунистами) стороны стены. «Снесите эту стену!» был знаменитый призыв Рейгана к Горбачеву разрушить Берлинскую стену. Многие считают, что речь Рейгана, произнесенная в тот день, подтвердила начало конца холодной войны и падение советского блока. Майк Сарджент/AFP/Getty Images

Президент Рейган и советский лидер Михаил Горбачев подписывают соглашение о контроле над вооружениями, запрещающее использование ядерных ракет средней дальности, декабрь 1987 года. Bettmann/Getty Archive

Демонстрант бьет по Берлинской стене в ноябре 1989 года. Горбачев отказался от доктрины Брежнева, которая обязалась использовать советскую силу для защиты своих интересов в Восточной Европе. В сентябре Венгрия открыла границу с Австрией, что позволило восточным немцам бежать на Запад. После массовых публичных демонстраций в Восточной Германии и Восточной Европе 9 ноября пала Берлинская стена.. Jacques Langevin/Sygma/Getty Images

Ликующие люди наступают на голову статуи Феликса Дзержинского, основателя и начальника советской тайной полиции, позже известной как КГБ, которая была свергнута перед штаб-квартирой КГБ в Москве в августе 23, 1991. КГБ несет ответственность за массовые аресты и казни. Александр Земляниченко/AP

Президент Российской Федерации Борис Ельцин (слева) и Президент СССР Горбачев просматривают документ во время посещения Съезда народных депутатов в Москве 19 сентября. 91. Отдыхая на Крымском полуострове, Горбачев был свергнут в результате переворота сторонниками жесткой линии коммунистов 19 августа 1991 года. Переворот вскоре пошатнулся, поскольку граждане вышли на улицы Москвы и других городов в поддержку Ельцина, который осудил переворот. . Ельцин был первым демократически избранным президентом России. Александр Земляниченко/AP

На этой фотографии с экрана телевизора Горбачев объявляет о своей отставке 25 декабря 1991 года, завершая почти семь лет своего правления и знаменуя собой конец Советского Союза. AFP/Getty Images

Российский флаг развевается над Кремлем вскоре после отставки Горбачева. Красный коммунистический флаг с золотым серпом и молотом, развевающийся над Кремлем, был спущен в заключительном акте, подчеркнув падение Советского Союза и окончание холодной войны. Ольга Шалыгина/AP

Холодная война – AP Central

Цель урока холодной войны – познакомить учащихся с ее причинами, важностью ядерного оружия для ее продолжительности, а также политическими и дипломатическими последствиями для Соединенных Штатов, Европы и СССР длительный период «холодной войны». Студенты должны изучить противоречивые стратегические и политические идеи, лежащие в основе конфликта между США и СССР, и рассмотреть последствия этого конфликта для Европы и остального мира. Вы также можете включить его социальные последствия для американского и/или европейского общества.

Цели

  1. Студенты смогут дать определение «холодной войне» и понять обстоятельства ее формирования и раннего развития как конфликта, вызванного конкурирующими интересами и целями для послевоенного мира.

  2. Учащиеся поймут, как продолжалась холодная война до 1991 года, изучив такие вопросы, как распространение ядерного оружия, гарантированное взаимное уничтожение (MAD), баланс сил и роль систем альянсов, таких как НАТО и Варшавский договор.

  3. Студенты будут изучать конкретные события холодной войны, чтобы применять общие идеи и наблюдать за влиянием холодной войны на российское, европейское и американское общество.

Примечание. Если нехватка времени велика, сосредоточение внимания на истоках холодной войны является эффективной стратегией для вовлечения учащихся в создание модели недоверия и стратегического соперничества между двумя сверхдержавами.

I. Начало холодной войны, 1945-1953 гг.

Цель этого раздела – познакомить учащихся с основными событиями конца Второй мировой войны, положившими начало холодной войне.

Упражнения

  1. Групповая работа

    Первые годы холодной войны можно хронологически разделить на три отдельных периода. Группы учащихся могут изучить эти периоды более подробно, создав временные рамки, изучив биографии основных лидеров или обсуждая основные события в классе:

    1945: Ялтинская и Потсдамская конференции, раздел Европы на Восток и Запад, взрыв первой атомной бомбы в Хиросиме, смерть президента Рузвельта, раздел Германии.

    1946-47: Речь о «железном занавесе», свержение восточноевропейских правительств, падение Китая, разработка плана Маршалла для Западной Европы.

    1948-52: Берлинский кризис, образование НАТО, взрыв первой советской атомной бомбы, война в Корее, «красная угроза» в США и сталинские чистки в СССР

    Учащиеся могут написать краткие отчеты или презентации об основных исторических личностях, концентрируясь на их целях в послевоенном мире и их взглядах на другие сверхдержавы по мере того, как союзы военного времени исчезали. Существует множество материалов о президентах Рузвельте и Трумэне, Иосифе Сталине и премьер-министре Великобритании Уинстоне Черчилле. Имеется также значительный материал о таких фигурах, как генерал Джордж Маршалл, Конрад Аденауэр (первый канцлер Федеративной Республики Германии), Дин Ачесон или премьер-министр Великобритании Клемент Эттли.

    Вы также можете разделить учащихся на небольшие группы, чтобы наметить или подготовить график основных событий для обсуждения в классе. Ялтинская и Потсдамская конференции, на которых победившие союзники сформулировали раздел Европы, — особенно хорошая тема, равно как и план Маршалла или образование Восточной и Западной Германии.
     

  2. Классное эссе

    В качестве альтернативы или в дополнение к приведенным выше упражнениям учащиеся могут подготовить короткое (на одну страницу) письменное эссе о том, как они определяют «холодную войну» или «баланс сил». Поощряйте их быть как можно более конкретными и подробными, используя в качестве примеров либо реальные события, либо гипотетические обстоятельства. Обсуждение в классе на основе студенческих идей может быть полезным. Сгруппируйте наблюдения и комментарии учащихся по широким категориям, включая такие примеры, как «мирное соперничество», «создание альянсов», «подготовка к возможной войне» и так далее. Или вы можете побудить студентов мыслить тематически, сгруппировав их наблюдения по таким категориям, как «политические аспекты», «экономические аспекты» или «военные аспекты».

II. Средняя холодная война, 1953-74

Студенты должны начать бороться с холодной войной по мере ее стабилизации, с целью анализа ее событий и общего значения.

A. Кризис и конкуренция

Продолжить обсуждение более позднего периода холодной войны, возможно, периодизируя его следующим образом:

1950-61: Стабилизация холодной войны: Суэцкий кризис, Венгерское восстание 1956 года и наращивание ядерных вооружений; разработка водородной бомбы; Спутник.

1961-74: повторяющиеся кризисы и конкуренция: Залив Свиней, Карибский кризис, Шестидневная война, Вьетнам, кризис Берлинской стены, «космическая гонка».

B. Почему продолжалась холодная война?

Одной из самых трудных для понимания студентами вещей о холодной войне является неразрешимый идеологический конфликт и различные интересы Соединенных Штатов и Советского Союза.

Упражнения

  1. Анализ документов

    Предложите учащимся разделиться на небольшие группы и изучить выбранные документы, которые раскрывают некоторые из центральных идей ранней или поздней холодной войны — речь о железном занавесе, ответ Сталина, дебаты во время Ялты или Потсдама или заявления Кастро во время Карибского кризиса — превосходны. исходный материал, как и выступления Никиты Хрущева и Джона Кеннеди.
     

  2. Статистический анализ

    Предложите учащимся использовать карту мира или доступную статистическую информацию, чтобы проиллюстрировать превосходство Соединенных Штатов после Второй мировой войны и стратегическую дилемму Советского Союза. Студенты могут особенно обсудить, где США и СССР разместили ядерное оружие.
     

  3. Устные доклады

    Продолжительность холодной войны дает учащимся идеальную возможность представить различные темы или события индивидуально или в группах. Берлинский кризис 1948, история 1961 года (Берлинская стена), Карибский кризис, Вьетнам и некоторые другие дают студентам возможность углубиться в причины упорства холодной войны. Презентации продолжительностью от 5 до 10 минут с периодами вопросов и ответов особенно полезны.
     

  4. Дебаты

    Вопрос о ядерном оружии является ключевым для привлечения студентов к одной из важнейших причин, по которым холодная война продолжалась без серьезного конфликта между Соединенными Штатами и СССР. Студенты могут обсудить использование атомной бомбы или почему она никогда не применялась после 19 лет.45. Они могли бы также рассмотреть, почему ядерное оружие было создано в таком количестве, концепцию «гарантированного взаимного уничтожения» и разрушительную силу ядерного оружия.

Задания

  1. Критический обзор книги

    Возможным заданием на уроке холодной войны является чтение учащимися одного из нескольких романов, написанных во время холодной войны, о ядерной войне и ее последствиях. Некоторые из них включены в раздел «Дополнительные ресурсы» ниже. Учащиеся могут обсудить авторскую оценку ядерной войны, ее ущерба или причин ядерной войны. Одна группа студентов читает роман, написанный в 1950-е по сравнению с написанным в 1960-х или 1970-х годах могут быть особенно поучительны, потому что студенты могут сопоставить развитие общественного мнения по поводу ядерной проблемы.
     

  2. Критический обзор фильмов

    Существует множество отличных и наводящих на размышления фильмов о ядерной войне, многие из которых доступны на видеокассетах или DVD. Фильмы могут вызвать дискуссию как о ядерном конфликте, так и о природе самой холодной войны. Некоторые предложения отмечены в разделе «Дополнительные ресурсы» ниже. Сатирические или серьезные, фильмы о ядерной войне затрагивают общественное мнение и трудный вопрос применения ядерного оружия так, как это могут сделать немногие другие источники. У вас не возникнет проблем с вовлечением студентов в фильм на разных уровнях, поскольку большинство фильмов либо основаны на определенном наборе предположений о ядерном конфликте (что применение ядерного оружия было принципиально иррациональным или самоубийственным), либо расспросить их. Студенты также могут обсудить ценность фильма как источника.

III. Конец холодной войны, 1974-91

Скорее всего, к концу курса студенты смогут исследовать причины отказа Советского Союза от своих позиций главного соперника США в 1989 году и его распада в 1991-93 годах.

Важные темы для освещения в этом разделе включают переговоры по ОСВ, встречу на высшем уровне в Рейкьявике 1986 года (Горбачев-Рейган) и восстание в Восточной Германии 1989 года.

Вопросы для обсуждения

Теперь учащиеся должны сделать некоторые выводы о том, почему возникла холодная война, как лидеры увековечили ее и чем она закончилась.

  1. По каким причинам Соединенные Штаты и Советский Союз не могли договориться о работоспособных послевоенных отношениях?

  2. Почему Советский Союз стремился к господству в Восточной Европе, включая строительство Берлинской стены?

  3. Что такое «Теория домино»? Что такое «сдерживание»? Почему и как Соединенные Штаты использовали стратегию сдерживания?

  4. Почему кризисы, подобные кубинскому ракетному кризису, войне во Вьетнаме или кризису Берлинской стены, не переросли в войну?

Дополнительные ресурсы

Фильмы


 

Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу . Режиссер Стэнли Кубрик. Columbia Pictures, 1964.
Один из двух фильмов о ядерной аварии, выпущенных в один и тот же год, представляет собой веселую и наводящую на размышления сатиру о случайной ядерной войне, вышедшей из-под контроля. Учащимся это покажется очень забавным, хотя они могут не узнать реальных персонажей, представленных Питером Селлерсом, Джорджем С. Скоттом и Слимом Пикенсом.

Отказоустойчивый . Режиссер Сидни Люмет. Columbia Pictures, 1964.
Второй фильм о ядерной аварии, выпущенный в 1964 году, представляет собой тревожный взгляд на возможные последствия «случайного» запуска ракеты по Советскому Союзу, приведшего к уничтожению «око за око», без предупреждение, Нью-Йорк.

Из России с любовью . Режиссер Теренс Янг. Объединенные художники, 1963.

Живешь только дважды . Режиссер Льюис Гилберт II. Юнайтед Артистс, 1967.
Эти два фильма о Джеймсе Бонде являются отличным источником для привлечения студентов к тому, как холодная война повлияла на представления о мужественности, надлежащей роли правительства и шпионаже. Они также являются чрезвычайно интересным способом исследовать, как один человек может справиться с миром или предположительно спасти его в эпоху ядерной опасности.

Маньчжурский кандидат . Режиссер Джон Франкенхаймер. United Artists, 1962.
Классический фильм о шпионаже и коммунистическом заговоре с целью получить контроль над правительством США. Бесценно благодаря точному (хотя, возможно, чрезмерному) исследованию паранойи времен холодной войны и сложности сохранения личных свобод перед лицом многолетнего соперничества с коммунистическими державами.

Военные игры . Режиссер Джон Бэдэм. МГМ, 1983.

Красный рассвет . Режиссер Джон Милиус. MGM, 1984.
Это не фильмы, которые исследуют холодную войну сложным или интеллектуальным способом. Скорее, они включены как представления или отражения холодной войны в массовой культуре. «Красный рассвет», особенно с его сюжетом, связанным с роспуском НАТО и последующим вторжением в Соединенные Штаты Никарагуа, Кубы и СССР, особенно интересен как иллюстрация опасений эпохи Рейгана перед советской агрессией. в свете экономической слабости Советского Союза.

Монографии


 

Клеменс, Дайан Шейвер. Ялта . New York: Oxford University Press, 1970.
Более старый отчет об истоках «холодной войны», но он продолжает оставаться солидным, легко читаемым анализом Ялтинской конференции и проблем ранней «холодной войны».

Гэддис, Джон Льюис. Соединенные Штаты и истоки холодной войны, 1941-47 гг. . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1972. 90 125 Возможно, лучшая книга Гэддиса. Студенты продолжат находить этот отчет о происхождении холодной войны ценным рассказом, написанным в основном с американской точки зрения.

Гарднер, Ллойд. Сферы влияния: Великие державы делят Европу от Мюнхена до Ялты . Чикаго: Иван Р. Ди, 1993.
Убедительный отчет об окончании Второй мировой войны и противоречивых планах на послевоенный период. Центральным элементом рассказа Гарднера является Ялтинская конференция, но важность книги в том, что она начинается со Второй мировой войны, поэтому предыстория соглашений и разногласий, положивших начало холодной войне, изложена хорошо. Имеет дело как с европейским, так и с американским и советским руководством.

Кеннеди-Пайп, Кэролайн. Россия и мир, 1917-1991 . London: Arnold, 1998. 90–125 Увеличивается количество книг, посвященных формированию советской внешней политики в период холодной войны, в которых уверенно рассматриваются цели и убеждения советского руководства от Сталина до Горбачева. Недавний отчет Кеннеди-Пайп легко читается и выделяется как краткий ресурс для студентов.

ЛаФебер, Уолтер. Америка, Россия и холодная война, 1945-2000 гг. . 9-е изд. Boston: McGraw-Hill, 2002. 90 125 Превосходный всесторонний отчет о холодной войне, включая ее идеологические основы и различные кризисы. Это, вероятно, слишком много, чтобы поручить студентам, но это бесценный справочный материал для отдельных событий. Кроме того, это отличный библиографический справочник.

Романы


 

Клэнси, Том. Восстание красной бури . New York: Putnam, 1986.
Написанная до падения СССР, эта халтура эпохи Рейгана является пересказом 19Художественный отчет 70-х годов о вероятном пути Третьей мировой войны — в Германии, НАТО и Варшавского договора, без применения ядерного оружия.

Фрэнк, Пат. Увы, Вавилон . Нью-Йорк: Bantam Books, 1960.
Этот роман конца 1950-х годов, написанный до эпохи БЕЗУМИЯ, представляет собой «а что, если?» история о небольшой группе флоридцев, оказавшихся в плену после ядерного конфликта между США и Советским Союзом.

Миллер, Уолтер. Песнь Лейбовицу . Нью-Йорк: Bantam Books, 19.59.
Постапокалиптический мир скрепляют долгие воспоминания о прошлом, сохраненные орденом монахов в пустыне Нью-Мексико. Это интригующий роман, в котором исследуются моральные, физические и политические последствия ядерного оружия и ядерной войны.

Шут, Невил. На пляже . Нью-Йорк: Уильям Морроу, 1957.
Трагическая история последних месяцев человечества на Земле. Ядерные осадки уничтожили остатки человечества в северном полушарии. Небольшое сообщество, оставшееся на южной оконечности Австралии, сталкивается с неизбежным распространением осадков на юг, ведущим к концу жизни на Земле.

Первичные источники


 

Судья, Эдвард и Джон Лэнгдон. Холодная война: история в документах . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Prentice-Hall, 1999.
Хорошо отредактированный источник речей американских президентов и советских премьеров; меморандумы о национальной безопасности, ядерной политике и зарубежных кризисах; и хороший центральный источник других первичных материалов по Китаю и Европе.

Веб-сайты


 

Учащиеся найдут следующие веб-сайты интересными и полезными источниками подтвержденных и фактических данных.

Архив национальной безопасности в Университете Джорджа Вашингтона
Через этот сайт студенты могут также ссылаться на конкретные сайты, посвященные кубинскому ракетному кризису и Вьетнаму, и загружать визуальные источники из цифрового архива национальной безопасности. Есть также ссылки на проект «Параллельная история» о НАТО и Варшавском договоре и проект «Международная история холодной войны».

Справочник по современной истории в Интернете в Университете Фордхэма
Этот уникальный центральный источник документов по современной истории предоставляет студентам множество первоисточников.