Содержание

2019 Dodge Challenger SRT Hellcat Redeye: порождение дьявола

30 октября 1961 года СССР провёл испытание самого мощного и разрушительного оружия на земле – термоядерной бомбы RDS-220 (АН602) по прозвищу «Царь-бомба». Её взорвали на ядерном полигоне на Новой Земле, сбросив с бомбардировщика. Сила взрыва составила почти 60 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что многократно превысило мощность всех известных атомных бомб.

Другое прозвище «Царь-бомбы» — «Кузькина мать». Оно связано с выступлением Никиты Хрущёва годом ранее на сессии Генеральной Ассамблеи ООН и обещанием «показать Соединенным Штатам кузькину мать» и впоследствии стало идиомой, которая примерно переводится как «Мы вам покажем».

Когда в 2014 году 717-сильный Dodge Challenger SRT Hellcat был анонсирован, он задал новую планку отдачи двигателей для производителей масл-каров. В тот же момент 600 «лошадей» стали казаться чем-то вполне обычным. А сам автомобиль сразу же вызвал море эмоций как у критиков, так и у фанатов. Конечно можно привести много убедительных аргументов о соотношении мощности и веса, сцепления и других факторов, влияющих на динамику машины, но достигнутая в Challenger SRT Hellcat мощность говорила за себя красноречивее любой инженерной диссертации.

И продажи это лишь подтвердили – в первый год Dodge буквально не успевал строить разлетавшиеся как горячие пирожки «Хэлкэты». В настоящее время линейка Challenger продолжает расширяться, а её продажи растут с каждым годом, даже несмотря на то, что покупательский интерес сместился от купе и седанов к мощным кроссоверам.

Однако спустя несколько лет и 717 лошадиных сил стали для высокопроизводительных масл-каров казаться чем-то вполне нормальным. Компания Chevrolet объявила о выпуске 755-сильного Corvette ZR1, да и Dodge Challenger SRT Hellcat Demon 2018 года уже смог похвастать мощностью 852 лошадиных силы на специальном гоночном топливе.

Но из-за особого позиционирования, значительно более высокой цены и ограниченного тиража, «Демон» выглядел чем-то вроде разового эксперимента, а не новым трендом для масл-каров. Чтобы держать соперников в страхе, «Доджу» потребовалось вновь переписать правила игры в этом сегменте. Ему нужна была новая «Царь-бомба», превосходящая всех по мощности. И тогда они представили её в виде Challenger SRT Hellcat Redeye 2019 года.

Многие ошибочно воспринимают Redeye за «обычный» Hellcat. Внешне новую модель действительно не так уж много отличает от остальной линейки компрессорных «Челенджеров». Как и у Hellcat, все главные улучшения Redeye скрыты под металлом кузова.

«Как это было принято делать за последние 50 лет или около того в мире масл-каров, мы взяли самый большой двигатель, который у нас был, и установили его в лучший автомобиль, который у нас был и для этого подходил», — объяснил Кевин Хеллман, бренд-менеджер Dodge Challenger, представляя Redeye широкой публике в Портленде, штат Мэн. «Итак, перед вами дитя «Демона» и Hellcat».

В то время как последняя итерация двигателя 6.2 V8 компании Dodge имеет аналогичные архитектуру и объём как и у остальных компрессорных Hemi, её отдача достигает 808 лошадиных сил и 959 Нм крутящего момента. В частности благодаря 2,7-литровому двухвинтовому компрессору, превосходящему 2,4-литровый, который используется на стандартных моделях Hellcat и Jeep Grand Cherokee Trackhawk.

Хотя в реальности отдача новичка была снижена, она могла составить 819 «лошадей». В Dodge приписывают эту уступку в мощности слегка изменённой калибровке двигателя из-за нового дизайна капота с одним воздухозаборником и парой прорезей для отвода тепла по бокам. По словам инженеров SRT максимальная скорость Redeye в 327 км/ч потребовала, чтобы капот генерировал меньше подъёмной силы, чем у «Демона», разгонявшегося лишь до 270 км/ч. Это в частности стало причиной изменения формы капота, а также извлечения не всей имеющейся в двигателе мощности.

Но и 808 «лошадей» этой машине много, как я вскоре выяснил, вырулив с трассы Club Motorsports в Тамуорте, Нью-Хэмпшир и проехав более 100 км по обычным улицам и шоссе. За это время мне удалось в полной мере ощутить, как хорошо ведёт себя на дорогах общего пользования автомобиль с мощностью за 800 лошадиных сил. В конечном счете, я больше думал о том, как сдержать свою правую ногу, чем о грохочущем впереди под капотом Hemi. Хотя каждый раз перед тем, как перевести селектор в Drive, я инстинктивно ударял на акселератору, чтобы услышать этот хищный рык и улыбнуться в ответ.

Кстати, автоматическими коробками передач будут оснащаться все Redeye, которые выпустит Dodge. И хотя в остальной линейке «Челенджеров» c V8 есть альтернативный вариант трансмиссии – 6-ступенчатая механическая (в том числе и на стандартном Hellcat) – Redeye её не получит. Как владелец Challenger Hellcat с механикой скажу вам, что это облом. А впрочем, ничего удивительного. Когда в прошлом году мой новенький сделанный на заказ масл-кар прибыл в автосалон, продавец признался, что это первый Hellcat с механикой, который он когда-либо видел.

Redeye будет оснащаться только автоматической коробкой передач.

Тем не менее, восьмиступенчатый автомат TorqueFlite 8HP90 является одним из лучших среди себе подобных. Эта коробка передач от фирмы ZF — умная штука, хорошо подходящая для этой машины. Она обеспечивает быстрый отклик и почти мгновенные переключения как при езде «на все деньги», так и в расслабленном фланировании по городским улочкам.

И если честно, 717 лошадиных сил — это не так уж много для машины с тремя педалями, чтобы получить массу удовольствия и весело провести время за рулём. Но прибавка к ним почти сотни «лошадей» это уже чересчур. При такой мощности даже с автоматической коробкой передач управление автомобилем требует максимальной концентрации, ведь на скоростях до 110 км/ч достаточно лишь придавить педаль газа, чтобы сорвать задние колёса в пробуксовку.

Но это не значит, что Redeye — непокорный зверь. Благодаря изменению настроек рулевого управления, переключения передач, жесткости подвески и других характеристик вождения, Redeye может мгновенно меняться и быть как фантастическим купе для путешествий, так и бескомпромиссным сжигателем покрышек буквально по нажатию кнопки.

Со второй половиной этой двойственной личности я познакомился, как только приехал на автодром Club Motorsports. На ошеломительном треке, словно вырезанном в скале, и выглядящем как настоящая гоночная трасса протяжённостью 4 км с 15 поворотами шириной до 12 м и с перепадом высот 76 м Redeye проявил свои сильные стороны.

Challenger, построенный на модифицированной платформе седана, в сравнении с такими пони-карами как Ford Mustang и Chevrolet Camaro физически огромен, а его центр тяжести расположен относительно высоко. Но SRT продолжает доказывать, что хорошая инженерия может творить чудеса, даже на 800-сильном масл-каре весом более 2 т.

Несмотря на распределение веса между передней и задней осями в соотношении примерно 57/43 Redeye может вести себя довольно нейтрально если им правильно управлять. Как и у любой сверхмощной заднеприводной машины, задние колёса будут стремиться обогнать передние, если вы переборщите с газом на выходе из поворота. И передок будет давить насколько позволяют характеристики шин когда вы заныриваете в поворот. Но это купе может и танцевать с правильным партнером, если поиграть рулём и педалью газа.

При всей избыточности размеров и мощности, я ни разу не почувствовал никакого вмешательства со стороны систем контроля тяги и устойчивости, которые активировали инструкторы перед тем, как я выезжал на трек, чтобы нащупать динамические пределы Redeye. Конечно, этот автомобиль обойдётся вам не дёшево, если вы решите поучаствовать на нём в трек днях. Но если вы такой же фанат скорости и драйва, как я, то это определённо стоит того, чтобы получить больше возможностей и удовольствия, чем доступны для остальных владельцев пони-каров.

Если говорить о кошельках потенциальных покупателей нового Redeye, то лучше бы им быть потолще. Хотя базовый Challenger SRT Hellcat 2019 года стал примерно на $5000 дешевле, чем модель 2018 года из-за того, что часть оснащения прежде доступная по умолчанию была переведена в разряд опций. Например, кожаный салон, вентилируемые сиденья и продвинутая акустика. Цены на Redeye в стандартной комплектации стартуют с $69 950, в то время как широкий обвес кузова добавит к стоимости ещё $6000.

Один из богато оснащённых автомобилей, которым я управлял на тест-драйве стоил $85 810, а другой – более $91 000. Это намного больше $60 000, которые просили за дебютировавший 4 года назад Challenger SRT Hellcat. На самом деле разницу можно объяснить возросшей мощностью, лучшим сцеплением и характеристиками. А в случае с навороченными тестовыми экземплярами ещё и богатым оснащением с дополнительными улучшениями и настройками. Но, тем не менее, я не могу не задаться вопросом, а не начинает ли Dodge отклоняться от простой формулы, которая оказалась столь успешной – мощный суперкар по карману синему воротничку?

Форсаж 9: все про машины из новой части знаменитой франшизы

На экраны вышел новый фильм о взрывах, семье и прекрасном BMW 7 серии E38. Он называется «Форсаж 9» и, на самом деле, E38 появляется в нем всего на минуту или около того.

Но все равно. «Форсаж 9». Очередная серия знаменитой франшизы, украшенная Pontiac Fiero с реактивным двигателем. Но помимо этого, как обычно, в фильме есть машины. Много машин.

Сложно поверить, но «Форсаж 9» — это девятая часть серии, которая началась почти 20 лет назад с фильма 2001 года «Форсаж». Фильма, который открыл дверь в жизни Доминику Торетто и его очаровательной банде петролхэдов, склонных к преступлениям и бессмысленному уничтожению.

Тем не менее, несмотря на все глупые шутки, мультяшные трюки и автомобили, которые сбрасывают с самолетов на парашютах, эти автомобили создаются с той же страстью и мастерством, что и настоящие гоночные автомобили. И, таким образом, движущей силой этой многомиллиардной франшизы — этого фильма-гиганта с буквальным джаггернаутом — является Деннис МакКарти: автомобильный координатор франшизы «Форсаж» и человек, ответственный за создание машин, которые вы видите на большом экране.

Мы поговорили с ним, чтобы разобраться в секретах звездных автомобилей…

Как и в большинстве фильмов «Форсаж», у всех трюковых автомобилей одинаковая трансмиссия.

«Мы добиваемся равномерной мощности при помощи LS3 (V8)» — рассказывает МакКарти о силовых агрегатах автомобилей. — «Что касается стандартизации, это наша базовая позиция по этим вопросам».

«У каждой машины мощность — 530 лошадиных сил. Это отличный показатель», — добавляет он, говоря о мощности каждой машины, — «Они отлично работают».

Но команда построила два дополнительных специальных автомобиля: Dodge Charger с двигателем Hellcat, расположенным посередине.

«Я был в Вегасе на выставке SEMA и встретил хороших друзей из SpeedCore», — говорит МакКарти, — «Они создавали широкий Charger в стиле бутылки из-под Coca-Cola. Они показали мне рабочие материалы. Мы всегда ищем что-то новое. После такого количества фильмов все сложнее становится сохранять оригинальность».

«А среднемоторные автомобили — это то, чем я всегда хотел заниматься. Я отдаю предпочтение именно этой концепции в случае Ford GT40. Мне очень нравится ощущение шестидесятых, ощущение Ле-Мана», — добавляет он, — «Всегда есть машина, в которую мы вкладываем больше всего усилий, и в этот раз ей стал Charger. На самом деле это двигатель Hellcat со звуком Demon».

МакКарти хотел построить все машины по подобию Hellcat.

«Когда нам нужна большая мощность, у нас есть автомобили Hellcat. Поверьте, я бы с удовольствием построил их все по такому принципу, однако эти автомобили, вероятно, являются одними из самых трудозатратных в производстве из всех, которые мы когда-либо создавали для фильма».

«Изначально мы планировали построить три, но не было никакой возможности. Мы сделали всего два, погрузили на трейлер и отправили по назначению», — сказал он.

Каждый из них получил мощность более 800 лошадиных сил.

Этот массивный Hellcat V8, установленный посередине, сочетается с механической коробкой передач Lamborghini Gallardo. «Все, из чего собран автомобиль, сделано под заказ», — говорит МакКарти, — «От оригинального Charger осталось очень мало — только крыша. SpeedCore создали все панели из карбона. Колесная база увеличена и, очевидно, стала немного шире».

«Это мой самый любимый Charger», — добавляет он.

Он считает, что Carger — настоящий гоночный автомобиль.

«Я хочу поехать на этой машине на трек-день», — говорит с улыбкой МакКарти, — «Поиграть с подвеской, стабилизаторами поперечной устойчивости и посмотреть, на что она действительно способна, поэтому что это очень классная платформа».

«Это настоящий гоночный автомобиль. Ему просто нужен день-другой для настройки. Я предполагаю, что эта машина — номер один, но никто об этом не знает, потому что мы не выжимали из нее максимум. Я сказал своим ребятам, что эти две машины должны вернуться со съемок живыми», — добавил он.

В парке «Форсаж 9» есть и Jaguar Project 8!

«Я читал об этой машине некоторое время назад, и она мне просто очень понравилась», — говорит МакКарти о Jaguar с V8, — «Я думал, что это один из самых крутых Jaguar на свете, и мне просто нужно было его достать. Многие люди не знают, что это такое или знакомы с ним со слов, так что я надеюсь, теперь они узнают его лучше».

В «Форсаж 9» также принимает участие Noble M600!

«Та же история, что и с Project 8», — говорит он, отмечая что редкость и уникальность автомобиля помогли ему занять место на большом экране. «Это то, что мы любим делать — искать автомобили, которые не являются слишком популярными. Кроме того, это британский автомобиль, который стал ключевым, потому что предназначен для матери Шоу .

«А у моего друга Алекса Кинга отличные связи в Noble», — добавляет он.

Его хороший друг Алекс Кинг также создавал монстров из Mercedes Unimog.

В «Форсаже 9» появляются два основных автомобиля-злодея: что-то под названием Armory Truck и что-то еще под названием Armadillo. Первый — огромный. Второй — здоровый. «Это безумие», — говорит МакКарти о Armadillo (на фото). «Он был построен из Unimog, с полностью заводской трансмиссией».

«Я думаю, что он определенно станет самым большим автомобилем франшизы «Форсаж» на сегодняшний день».

МакКарти построил бы их и из больших американских грузовикиов, если бы было нужно.

Кинг построил Armadillo и Armory Truck (на фото) в Великобритании. «Unimog, по-видимому, очень распространены в Лондоне!», — он смеется, отмечая, что Лондон действительно известен во всем мире тем, что на улицах встречается действительно много больших универсальных машин Mercedes.

«Если бы мы построили их здесь, в Штатах, это был бы не Unimog. Мы бы взяли Freightliner, Peterbilt или что-то в этом роде. Но… Лондон. И мы взяли верный Unimog».

Многие вещи были неразрывно связан с Лондоном, но ни одна из них не была столь обширной.

А еще есть множество BMW 5 серии E60 в роли полицейских машин.

Мы спросили, почему 5 серия E60 так много в «Форсаж 9»? «Потому что они были в нужном количестве и весьма недороги. Это просто классные машины и они отлично подходят для наших задач. Каскадеры их просто обожают. Это машина, которой вы можете управлять так, как она есть, без значительных доработок. Достаточно взломать компьютер, чтобы избавиться от ABS и трекшн-контроля, поставить гидравлический ручник и все готово».

«У него отличная управляемость, отличная платформа», — добавляет он, — «А моя жена водит новенькую M5. Так что…»

А еще есть камео E38 7 Series.

МакКарти просто улыбается при упоминание об этой машине. «Это просто великолепная машина. Было здорово провести с ней почти месяц».

Было потрачено очень много дисков и шин.

Рискуя показаться наивными, задаем вопрос про шины.

«Это потрясающе», — смеется он, когда мы спросили его, сколько дисков и шин израсходовали на съемках «Форсаж 9». — «Я не вел подсчет этих расходов. Но, например, если мы отправляем на съемки Supra, то с ней едет тройной запас дисков и шин».

«Это действительно лишь малая часть наших забот. Он просто испаряются как дым. Компания Continental, так же, как и General Tire, всегда активно поддерживала франшизу. В противном случае, эти расходы составили бы большую часть нашего бюджета. Так что помощь с шинами всегда приветствуется», — смеется он.

Во время съемок «Форсаж 9» было уничтожено около 350 автомобилей.

«Я думаю, что во всех фильмах, читая сценарий, вы говорите «вау», — говорит МакКарти, — «Кажется, что с каждой новой серией фильм становится все более экстремальным. Итак, ты всегда думаешь: «Чувак, как ты это сможешь осуществить?» Но всегда как-то получается».

Получается, но не раньше, чем целая армия автомобилей будет превращена в металлолом ради ценных минут экранного времени. Сколько машин ушло на съемки «Форсаж 9»? «Мы уничтожили где-то около 350 машин», — очень, очень сухо отвечает МакКарти, — «Это всегда получается очень и очень дорого».

Но в пятой части «Форсажа» уничтожили больше.

«Этот фильм был не так сложен, как другие», — признает МакКарти, — «Прежде всего потому, что сцены были более изолированными. Действие первой части происходило в джунглях, в отличие от «Форсаж 5″, где приходилось гонять по городу и разносить все вокруг».

«Но наличие цивилизации сделало фильм более захватывающим. В третьей части разрушений много больше, что-то вроде нашего обычного фестиваля тотального дестроя. Так что в девятой части франшизы рекорда мы не поставили», — добавляет он.

На фото выше — кадр из «Форсаж 5».

Они наняли много каскадеров.

«Это всегда отличная команда», — говорит МакКарти. В списке пилотов-звезд: герой Пайкс-Пик Рис Миллен, Джей Линч, Стив Келсо, Майк Райан, Кайл Паделфорд, Генри Кинги, Генри Кинги-младший, Бобби Талберт, Кристал Хукс (трюки на мотоциклах) и Рич Рутерфорд.

«Эти парни лучшие в своем деле, иначе мы зря потратили время».

Он все еще хочет снять в «Форсаже» машины Hennessey.

Top Gear напоминает Деннису, что в прошлый раз, когда мы общались, он очень хотел, чтобы машина Hennessey была в фильме «Форсаж». «Это правда! Мы почти справились с этим в какой-то момент. Я забыл, в каком фильме, но мы обсуждали, хотели получить машину и почти уже договорились».

«Я хотел бы снова обратиться к этим парням. Все, что они строят, очевидно, невероятно быстрое. Может быть, для «Форсаж 10″ мы получим какую-нибудь их машину. Я рад, что вы мне напомнили об этом».

На фото: Деннис МакКарти.

Это Pontiac Fiero. И он выполняют ровно ту функцию, какую вы от него ждете в девятой части «Форсаж».

«Я думаю, это забавно», — смеется МакКарти над участием в фильме Fiero. Он подчеркивает, что идею снять Fiero подкинул режиссер фильма Джастин Лин. «С точки зрения комедии трудно превзойти Pontiac Fiero».

«Это странный выбор, но отличное развлечение», — добавляет он.

В полушаге от Hellcat | Warspot.ru

В конце 1941 года в США начали проектировать лёгкий истребитель танков, базой для которого стал Light Tank M3. Работы, увенчавшиеся созданием оснащённых 76-мм пушкой T56/Т57 GMC, в конце концов, зашли в тупик. Выяснилось, что база лёгких танков семейства M3 слабо подходит для подобных машин. Впрочем, к моменту выхода T56 GMC на испытания по Абердинскому полигону уже ездил совсем другой истребитель танков — Т49 GMC. И хотя ему тоже не довелось пойти в серию, дальнейшее развитие его конструкции привело к созданию одного из самых известных американских истребителей танков военного времени.

Тенденция к росту

В мае 1941 года фирма Marmon-Herrington Company, Inc. получила задание на разработку авиадесантного танка. Уже в августе был готов полноразмерный макет боевой машины, получивший обозначение Light Tank T9.

Дальнейшее развитие этого проекта привело к созданию авиадесантного танка M22, известного также под английским обозначением Locust. Это был единственный авиадесантный танк специальной разработки, который в годы Второй мировой войны был применён по назначению.

Лёгкий, низкий и достаточно длинный, Light Tank T9 заинтересовал военных в качестве базы для создания лёгкого истребителя танков. В отличие от базы Light Tank T3, в данном случае речь не шла об использовании орудия большого калибра. На дворе стояла вторая половина 1941 года, и на тот момент огневой мощи 37-мм танковой пушки M5 хватало для того, чтобы бороться с большинством танков противника. О том, что в СССР уже производятся Т-34 и КВ-1, а немецкие инженеры вовсю работают над танками с толстым противоснарядным бронированием, американские военные ещё не знали.

Осенью 1941 года была запущена программа по разработке лёгкого истребителя танков, получившего обозначение 37 mm Gun Motor Carriage T42. Эскизный проект новой самоходной установки был готов к 27 октября.

Исходная концепция истребителя танков мало отличалась от базового Light Tank T9. В основном разница заключалась в более просторной башне, открытой сверху. В башне находилась всё та же спарка из 37-мм пушки M5 и пулемёта Browning M1919, ещё один пулемёт находился в корпусе.

Подобный концепт, впрочем, долго не прожил. Расчёты показывали, что для постройки подобная схема не подходит. Новая башня требовала удлинения корпуса, да и длину опоры ходовой части стоило увеличить для повышения продольной устойчивости. 7 ноября 1941 года был подготовлен документ, в котором расписывались возможные пути улучшения конструкции T42 GMC. Длину корпуса и опорной поверхности гусениц предлагалось увеличить на 30 см, а клиренс — с 28 до 35,5 см. Кроме того, предполагалось переделать подвеску.

37 mm Gun Motor Carriage T42 по состоянию на начало декабря 1941 года

Переработанный проект T42 Gun Motor Carriage был подготовлен к 11 декабря 1941 года. Длина его корпуса выросла до 3917 мм, а опорные катки, согласно рекомендации, получили индивидуальную пружинную подвеску. Башню практически без изменений взяли от колёсного истребителя танков T22 Gun Motor Carriage, позже превратившегося в средний бронеавтомобиль M8. Впрочем, даже с такими переделками американские военные всё равно не видели в T42 GMC стабильной платформы для противотанковой пушки. Подготовленный по итогам изучения документ с рекомендациями по улучшению машины ещё сильнее изменил её облик.

Финальная конфигурация T42 GMC заметно отличалась от исходного проекта

Первый эскизный проект модифицированного T42 GMC был подготовлен к 29 декабря 1941 года, а 5 января Marmon-Herrington представила улучшенную версию. Носовая и кормовая части корпуса остались без изменений, а вот общая длина выросла до 4715 мм. Корпус перспективной самоходной установки превысил по длине Light Tank M3, став более стабильной платформой. Несколько переделали и башню, хотя в целом она осталась аналогичной той, что ставилась на T22 GMC.

Гораздо более существенным переделкам подверглась ходовая часть. Гладеон Барнс нанёс ответный удар Гарри Ноксу, «продавив», причём вполне обоснованно, свою разработку. В документах указывается, что танк получил подвеску Кристи, но это не совсем так. Для самоходной установки предполагалось использовать подвеску, которую Барнс разработал в 1933 году для Combat Car T4 и Converible Medium Tank T4. Представляла она собой переделанную подвеску Кристи, причём получилась более компактной и эффективной по сравнению с последней. Также T42 GMC получила по 4 опорных катка диаметром почти 840 мм с каждого борта. Переделаны оказались и ведущие колёса. Одним словом, от исходного Light Tank T9 в новой машине осталось немного – частично корпус, а также двигатель.

Согласно расчётам, боевая масса T42 GMC должна была составить около 6,5 тонн. Она должна была иметь броню толщиной 22 мм в лобовой части корпуса и башни, борта и корма имели толщину 9,5 мм. Такая тонкая броня стала платой за высокую манёвренность.

Всё по-новой

Столь радикальные переделки исходного проекта 37 mm Gun Motor Carriage T42 привели к тому, что дальнейшая работа по нему компании Marmon-Herrington стала терять смысл. Небольшая фирма из Индианаполиса и так была по горло занята работами по Light Tank T9, который, в соответствии с требованиям военных, стали серьёзно переделывать. Логичным решением стала передача в марте 1942 года работ по T42 GMC другому подрядчику – Buick, одному из подразделений автомобильного гиганта General Motors. К тому моменту Buick полностью свернул производство автомобилей и сконцентрировался на военных заказах. Его основное производство переориентировалось на выпуск авиационных двигателей. Впрочем, конвейер можно было догрузить и другой продукцией.

Проект 76 mm Gun Motor Carriage T50 на шасси T49. По нему можно понять, как исходно выглядел корпус T49 GMC разработки Buick

1 апреля, когда конструкторское бюро Buick только приступало к работам по созданию собственной версии T42 GMC, Комитет по вооружению внёс очередную радикальную правку в требования. 37-мм пушка M5 отныне не считалась достаточным вооружением для лёгкого истребителя танков. Такой неутешительный вывод был сделан по итогам анализа использования американских танков британской армией в Северной Африке, а также сведений о новых танках, полученным разведкой. Для решения проблемы было предложено установить в T42 GMC английскую 6-фунтовую (57-мм) пушку QF Mk.III. Установка такой пушки с зимы 1942 года прорабатывалась для лёгкого танка Light Tank T7E2.

Полноразмерный макет 57 mm Gun Motor Carriage T49, июнь 1942 года

Новая пушка, одобренная Барнсом, стала причиной того, что в текущем виде T42 GMC оказался неприемлемым. Использование более мощного орудия означало значительное увеличение массы самоходной установки, а это, в свою очередь, требовало усиления шасси и применения более мощной силовой установки. САУ T42 GMC ушла в небытие. Вместо неё Buick получила контракт на разработку и изготовление двух образцов самоходной установки 57 mm Gun Motor Carriage T49. Кстати, в документах её изредка называли Christie GMC, что может сбить исследователей с толку.

Постройка опытного образца T49 GMC на Buick. В машине находится капитан Аллертон Кушман, курировавший работы по линии Истребительного командования

В мае-июне 1942 года обсуждался альтернативный вариант 76 mm Gun Motor Carriage T50, в основе которого использовалась конструкция T49 GMC.

Башню в этом истребителе танков убирали, а вместо неё устанавливали 76-мм зенитную пушку с горизонтальным сектором обстрела по 15 градусов в каждую сторону. Благодаря этому проекту можно проследить эволюцию T49 GMC.

В то время, как её ходовая часть оставалась копией ходовой T42 GMC, корпус был уже значительно переделан. В документах это не указывается, но силовая установка, скорее всего, тоже уже была другой. Внимательно рассмотрев проект, Комитет по вооружениям от него отказался. В текущем состоянии самоходная установка имела высокий центр тяжести, а это негативно сказывалось на стабильности платформы. Не устраивало военных и то, что установка совсем не имела щитового прикрытия. Кроме того, ограниченный сектор обстрела негативно сказывался на манёвренности огня.

Опытный образец T49 GMC после установки на него орудия

Значительные правки, которые вносились в конструкцию самоходной установки, привели к тому, что макет, продемонстрированный Buick в июне 1942 года, не имел ничего общего с исходным T49 GMC. Длина корпуса увеличилась до 5280 мм, что вызвало увеличение числа опорных катков до пяти. Башню разработали с нуля, да и корпус по своей конструкции был полностью новой разработкой. Число членов экипажа довели до пяти человек. Даже подвеска оказалась другой: в её основе по-прежнему лежала система Кристи, но при этом свечи были выедены наружу. Такое решение позволило частично избавиться от одной из проблем подвески Кристи – большого занимаемого объёма пространства в корпусе.

Первоначально военные встретили разработку Buick в штыки. Был составлен список необходимых изменений. Предлагалось переделать место механика-водителя по образцу бронемашины M8, убрать курсовой пулемёт, переделать систему связи, сделать башню открытой и сократить экипаж до 4 человек. Тем не менее, уже в середине июня 1942 года было дано добро на изготовление T49 GMC практически в той же конфигурации, что и представленный макет.

Наглядное сравнение. САУ T49 GMC была ниже не только Medium Tank M4, но и средних истребителей танков

Опытный образец 57 mm Gun Motor Carriage T49 был готов в июле 1942 года. Разработкой орудийной установки для него занимался арсенал Рок-Айленд, и к моменту постройки опытной машины система не была готова. По этой причине САУ с регистрационным номером USA 6029910 в первый испытательный пробег пошла без орудийной установки.

Боевая масса машины составила 14,4 тонны, то есть более чем в 2 раза превысила массу T42 GMC. Для компенсации увеличившегося веса на машину была установлена спарка моторов Buick Series 60. Каждый из этих 8-цилиндровых рядных моторов объёмом 5,24 литра имел мощность 165 лошадиных сил. Ранее они под тем же обозначением использовались на легковых автомобилях. Благодаря использованию автомобильных двигателей потенциальный запуск T49 GMC в серию не представлял проблем.

T49 GMC в ходе испытаний

Суммарной мощности моторов в теории хватало, чтобы разогнаться до 55–60 миль в час (88–96 км/ч). Испытания, впрочем, показали более скромную максимальную скорость — 53 мили в час (84,8 км/ч), что, тем не менее, являлось выдающимся показателем. В то время развить такую скорость не был способен ни один гусеничный танк. Картину портили проблемы с потерей мощности в гидротрансформаторе, что снижало скорость до ещё более низких показателей – 38 миль в час (60,8 км/ч). Проблему предполагалось устранить путём установки гидравлической трансмиссии.

Силовая установка, применявшаяся на истребителях танков T49 и T67

Несмотря на обнаруженные проблемы, самоходная установка получилась не в пример удачнее T56 GMC. Установка полностью вращающейся башни обеспечивала высокую маневрённость огня орудийной установки. Отлично показала себя и модифицированная подвеска Кристи. К слову, отчёт по T49 лишний раз убеждает в предвзятости американский военных к якобы плохой свечной подвеске. Отчёт по испытаниям T49 GMC прямо говорит о том, что такая подвеска работала лучше, чем альтернативная система Нокса.

Ходовые испытания показали, что старт САУ дается хуже, чем Light Tank M5, но дальше T49 GMC вырывался вперёд, заметно обгоняя лёгкий танк на финише. Одним словом, машина получилась перспективной.

Почти принятый

В тот момент, когда T49 GMC проходил испытания, Истребительное командование (Tank Destroyer Command) задумалось о целесообразности использования 57-мм пушки M1. Разница в бронепробитии с 37-мм орудием была минимальной, чего, впрочем, не скажешь о могуществе снаряда. Итогом дебатов стало решение о постройке второго образца T49 GMC с установкой в него 75-мм пушки M2A3. Согласно первоначальному решению, машина должна была строиться со штатной башней, поскольку орудийная установка вполне в неё вписывалась. Чуть позже от этой идеи отказались, поскольку закрытая башня создавала проблемы с выводом пороховых газов при стрельбе.

Окончательное решение по переделке T49 GMC было принято Комитетом по Вооружению 10 октября 1942 года. Согласно ему, 75-мм пушка M2A3 устанавливалась в открытую сверху башню, «позаимствованную» у колёсного истребителя танков T66 CMC. С нуля строили только вторую машину, а в качестве базы для пилотного образца использовали опытный T49 GMC, отправленный с Абердинского полигона обратно на Buick. В ходе переделки курсовой пулемёт из корпуса убрали, как и предписывали требования июня 1942 года. Что же касается опытного образца машины, получившей обозначение 75 mm Gun Motor Carriage T67, то его закончили в ноябре 1942 года. Технически обе машины были идентичны. Увы, в оригинальной конфигурации их фотографий не сохранилось.

76 mm Gun Motor Carriage T67 на Абердинском полигоне

T67 GMC поступила на Абердинский полигон в ноябре 1942 года. Несмотря на немного увеличившуюся массу, её характеристики остались примерно на том же уровне, что и у T49 GMC. Испытания стрельбой, проведённые на полигоне, показали, что направление, заданное Истребительным командованием, оказалось верным. Сделанное «с запасом» шасси позволило установить более мощную пушку с удовлетворяющими данными по точности огня.

Успешное проведение огневых испытаний заставило задуматься о том, что платформа T67 GMC может быть вполне пригодна и для более мощного орудия. Таковым было 76-мм танковое орудие M1, имевшее баллистику зенитной пушки. Его установили уже к концу ноября 1942 года, и дошедшие до наших дней фотографии T67 GMC показывают машину именно в такой конфигурации. Для компенсации ещё больше увеличившейся боевой массы подвеску на истребителе танков усилили. Испытания показали, что установка ещё более мощного орудия мало сказалась на точности стрельбы и динамических характеристиках. Эти результаты стали смертным приговором для установки T56/T57 GMC, которая по условиям работы была сущим кошмаром для своего экипажа. В отличие от этой САУ, T67 GMC обеспечивала удовлетворительный комфорт 5 членам экипажа и не вызывала никаких вопросов относительно своей роли на поле боя.

За исключением ликвидированного курсового пулемёта, корпуса T49 и T67 были практически идентичны

Всё описанное выше красноречиво говорит о том, что T67 GMC с установкой 76-мм пушки M1 вполне могла пойти в серию с минимальными изменениями. Тем не менее, конец истории этого истребителя танков оказался печальным – в серию он не пошёл. Официальная версия гласит, что из-за проблем с трансмиссией машину решили переделывать, заодно поменяв и мотор. Фактически же появившаяся в результате переделки T70 GMC, принятая на вооружение как M18 GMC, он же Hellcat, была во многом другой машиной. Концептуально повторяя T67 GMC, эта машина имела другие корпус, башню, подвеску, и мотор, а новая трансмиссия вместе с ведущими колёсами на ней перекочевала вперёд. Сложно согласиться, что одна лишь доработка трансмиссии состоит из всех этих значительных переделок.

На фото сбоку хорошо видны элементы свечной подвески типа Кристи. T67 GMC стала последней изготовленной в металле американской боевой машиной, на которой она применялась

Не исключено, что одной из целей произошедшей модернизации была унификация будущей T70 по двигателю с M4 Medium Tank. И там, и там устанавливался двигатель Continental R-975, правда, немного разных модификаций. Новый мотор оказался почти на четверть мощнее спарки Buick Series 60, позволил немного расширить боевое отделение и сдвинуть башню чуть назад. С другой стороны, ценой всех этих переделок оказалась примерно половина года, потерянная на переделку и испытания. При этом какой-то принципиальной разницы между T67 и T70 не было. В условиях войны, когда противник постоянно совершенствует свою технику, полгода – это очень много.


Источники и литература:
  • NARA
  • Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
  • Фотоархив автора

2022 Dodge Challenger SRT Hellcat Обзор, цены и характеристики