Характеристики Т-70. Обзор трактора Т-70 КТЗ
- 1. Двигатель
- 2. Масса Т-70 КТЗ
- 3. Технические характеристики Т-70 КТЗ
- 4. Кабина, органы управления
- 5. Техническое обслуживание
- 6. Аналоги
- 7. Видео
Источник фото: tractor-ktz.ruФото КТЗ Т-70
Предприятие, на котором выпускался трактор, носило название Кишиневский тракторный завод. Окончание производства Т-70 было связано с тяжелым положением на заводе. В 2011 году на базе КТЗ был создан промышленный парк TRACOM.
Тракторы Т-70 изготавливались в нескольких модификациях: Т-70А, Т-70С, Т-70В и Т-70СМ. Все они относились к сельскохозяйственной технике класса 2 т и являлись универсально-пропашными. Отличались модели годами производства и основной специализацией: например, если Т-70В был разработан для возделывания виноградников, то Т-70С больше предназначался для полей с сахарной свеклой. Но использование машин было возможно и на работах общего назначения.
При проектировании молдавского трактора за основу была взята конструкция белорусского МТЗ-80. Далее подробнее расскажем про свекловодческую модификацию Т-70С.
Двигатель
«Сердце» Т-70 — двигатель Д-240 или Д-240Л (как и на аналоге родом из БССР). Тип дизельного агрегата: 4-цилиндровый 4-тактный с непосредственным впрыском топлива. Тип охлаждения — жидкостное. Литера «Л» в названии мотора означает, что его запуск осуществлялся с помощью пускового двигателя с электростартером. Для прогрева двигателя устанавливался предпусковой подогреватель П16Е.
Номинальная мощность при 2 100 об/мин | 70 — 75 л.с. |
Запас крутящего момента, не менее | 12% |
Диаметр цилиндра | 110 мм |
Ход поршня | 125 мм |
Рабочий объем цилиндров | 4,75 л |
Масса двигателя | 490 кг |
Емкость топливного бака | 160 л |
Масса Т-70 КТЗ
Конструктивный вес трактора составлял 4 тонны. Номинальное тяговое усилие достигало 2 кгс, а значение удельного давления на почву — 0,7 кгс/кв.см.
Источник фото: tractor-ktz.ruМасса КТЗ Т-70 — 4 тонны
Технические характеристики Т-70 КТЗ
Кратко расскажем об отдельных компонентах трактора. Коробка передач — механическая. Число передач вперед — восемь (максимальное значение скорости — 11,4 км/ч), назад — две (4,9 км/ч). Муфта главного сцепления являлась фрикционной, сухой, постоянно замкнутой. Соединение с первичным валом КПП выполнялось посредством зубчатой муфты. Для управления муфтой сцепления была предусмотрена педаль, а для снижения усилия, прилагаемого к педали, — гидроусилитель.
Тип тормозов: сухие, ленточные, плавающего типа (расположены по одному с обоих бортов). Механизм поворота трактора (сухие многодисковые муфты фрикционного типа) устанавливался на шлицах заднего вала. Тормоза задействуются при помощи педалей, а муфты поворота — посредством рычагов.
Гусеничные тележки производились из полых лонжеронов прямоугольного сечения. Количество опорных катков — по пять на каждой тележке, их смазка выполнялась централизованно. Ширина звена гусеничных цепей — 200-300 мм (в зависимости от работ, на которых предполагалось использовать трактор).
Колея | 1 350 мм |
База | 1 895 мм |
Дорожный просвет | 460 мм |
Кабина, органы управления
Т-70 комплектовался металлической закрытой кабиной, в которой устанавливались два сиденья (одно из них являлось регулируемым). Для комфорта оператора присутствовал воздухоохладитель, отопитель, зеркало заднего вида. Также имелся стеклоочиститель.
Источник фото: tractor-ktz.ruФото КТЗ Т-70
Задний ВОМ (вал отбора мощности) имел независимый и синхронный приводы. Первый позволял получать две скорости вращения (540 или 1 000 об/мин). При использовании синхронного привода значение данного показателя составляло 5,34 оборота на 1 м пути. Гидросистема являлась раздельно-агрегатной. В задней части корпуса имелся механизм для присоединения навесного и полунавесного с/х оборудования.
Техническое обслуживание
В звеньях гусеничных цепей запрессовывались сменные втулки. При износе их возможно как перепрессовывать, так и поворачивать на 180 градусов.
Аналоги
К аналогам данной машины можно отнести следующие модели: New Holland T4.95N, Valtra A114 HiTech, Valtra A114 Classic, Valtra A104 HiTech, Valtra A104 Classic, McCormick T 105 (T3) M, McCormick T 100 (T3) M, Zetor Proxima 70, Zetor Proxima 80, Ursus C-3120 HL.
Видео
Видео с канала ANDREJ1975LEXXX
устройство, технические характеристики, фото и видео
Гусеничные тракторы имеют более сложное устройство в сравнении с колесной вариацией транспортного средства. При этом их надежность и максимально возможный ресурс определяются ходовой частью. Движение гусениц и сцепление с поверхностью грунта постепенно преобразуется в движение трактора. Ходовая часть в данном контексте используется для создания тягового усилия.
Содержание
- 1 Трактор КТЗ Т-70
- 1.1 Назначение
- 1.2 Преимущества и недостатки
- 2 Устройство
- 2.1 Двигатель
- 2.2 Рулевое управление
- 2.3 Трансмиссия
- 2.4 Гидравлика
- 2.5 Кабина
- 3 Технические характеристики
Трактор КТЗ Т-70
Универсальный трактор на гусеничном ходу Т-70 создан Кишиневским тракторным заводом в 1974 году. Данное промышленное предприятие было основано ещё в 1945 году, но вот первый трактор сошел с конвейера только в 1962 году. Это был трактор Т-50 В.
Спустя год после официального дебюта базовой вариации трактора была выпущена модификация транспортного средства, ориентированная для проведения работ в садоводстве. В данном контексте речь идет о генерации модели Т-70 С. Немного позже выпускались и другие вариации Т-70, предназначенные для выполнения различного рода работ.
Базовая версия гусеничного трактора Т-70 была создана на основе морально устаревшего МТЗ-80. При этом технические характеристики претерпели существенных изменений, что смогло положительно сказаться на улучшении общего эксплуатационного потенциала Т-70.
В процессе модернизации устаревшие детали были удалены, а колесный ход заменили на гусеничный. Вследствие этого производителям удалось несколько расширить возможности этой специализированной техники и сделать её более востребованной на рынке.
Назначение
Базовая вариация трактора используется для возделывания пропашных культур. Установка полунавесного и прицепного оборудования позволяет осуществлять целый комплекс работ по обработке сахарной свеклы или винограда. Кроме этого, Т-70 может использоваться в целях проведения работ общественного значения. Также следует заметить, что данная модель трактора входила в технический состав экспедиции на Северный полюс в 1978-1980 годах.
При возделывании и уборке сахарной свеклы, а также других культур пропашного типа на трактор устанавливают гусеничные цепи шириной 200 мм. Главная конструктивная особенность данных элементов заключается в том, что в звеньях запрессованы сменные разрезные втулки. При условии их износа можно провести работы по перепрессовке или даже повернуть составляющие части гусениц на 180 градусов.
В случае необходимости ширина гусеничной цепи может быть увеличена до 300 мм. Такого результата можно добиться посредством установки нового полотна. Необходимость в его использовании возникает во время проведения работы общественного значения.
Трактор Т-70 оборудован раздельно-агрегатной гидравлической системой и механизмом задней навески с автоматической сцепкой. Наличие данного элемента позволяет осуществлять простое присоединение сельскохозяйственных машин навесного и полунавесного типа. Процесс установки производится за счет использования прицепного устройства, которое монтируется на задние кольца продольных тяг механизма навески. На трактор Т-70 может устанавливаться более пятидесяти различных видов прицепных и навесных механизмов.
Преимущества и недостатки
Трактор Т-70 имеет целый ряд преимуществ. Большинство из них обусловлены конструктивными особенностями машины.
Среди достоинств данной модели следует отметить такие моменты:
- большая сила тяги;
- высокая проходимость;
- возможность работы на склоне;
- экономичность при эксплуатации;
- высокий функциональный потенциал.
Большинство пропашных культур возделывается на черноземах, суглинистых и глинистых почвах. Такой грунт склонен к уплотнению. В процессе обработке колесные тракторы оказывают высокое давление на почву, что может приводить к нарушению её структуры и дальнейшей деградации. Гусеничное шасси Т-70 оказывает минимальное давление на грунт, поэтому при обработке земли такие трактором можно говорить о высокой урожайности.
При обработке свеклы очень важна прямолинейность рядов. И если при обработке колесными тракторами разрешение этого вопроса требует максимальной концентрации внимания от водителя, то в случае с Т-70 все намного проще.
Экономичность эксплуатации Т-70 определяется тем, что для перемещения одной тонны собственного веса гусеничному трактору понадобиться в два раза меньшее усилие, чем колесной машине. Данная особенность позволяет экономить при выполнении полевых работы до 19% топлива ежедневно.
Что касается недостатков, то они также определяются конструкцией модели. При условии выхода из строя отдельного элемента процедура ремонта будет сопрягаться с определенными трудностями.
Здесь же следует заметить, что движение гусеничного трактора по твердому покрытию максимально ограничено. Ходовая часть Т-70 при этом позволяет прочувствовать водителю под собой каждую неровность. И даже подрессоренное сиденье не способствует разрешению этого вопроса.
Устройство
В качестве несущей основы трактора выступают лонжеронная полурама. Гусеничная часть при этом представлена в виде гусеничного движителя. Он состоит из натяжного механизма, балансиров и поддерживающих роликов. Сюда же следует добавить ведущую звездочку и гусеничную цепь.
Внутренняя поверхность цепей оснащается специальными беговыми дорожками. Именно по ним перемещаются опорные катки и реборды. Подвеска трактора обеспечивает плавность хода и соединяет гусеничный движитель с основной рамой. В передней части лонжероны соединены между собой поперечным брусом. Сзади роль соединителя выполняет корпус заднего моста.1 — двигатель; 2 — кабина; 3 — топливный бак; 4 — рычаги навесного устройства; 5 — вал отбора мощности; 6 — прицепная скоба; 7 — ведущее колесо; 8 — центральная передача; 9 — гусеница; 10 — коробка передач; 11 — опорное колесо; 12 — муфта сцепления; 13 — направляющее колесо.
Двигатель
В конструктивном плане двигатель трактора Т-70 не слишком сложный. Он отличается предельной компактностью и низкой требовательностью к качеству горюче-смазочных материалов.
Небольшое количество цилиндров обусловлено низкой частотой вращения и необходимостью получения большего крутящего момента.
При работе силовой агрегат повергается достаточно высоким тепловым нагрузкам, вследствие чего возникает необходимость в качественном охлаждении масла. С этой целью в системе смазки устанавливаются специальные радиаторы масляного типа.
Рулевое управление
Поворотный механизм трактора Т-70 сделан в виде многодисковых муфт, которые устанавливаются на шлицах вала моста. Ленточный тормозной механизм при этом имеет плавающее исполнение. Данная конструктивная особенность позволяет производить процесс торможения при движении вперед и назад. Управление поворотными механизмами осуществляется из кабины посредством использования двух рычагов. Для облегчения усилия воздействия на поворотные рычаги механизмы дополнительно оснащаются гидравлическими усилителями.
Качество управляемости гусеницами напрямую связано с состоянием муфт поворота и тормозов. Вследствие большого износа фрикционных накладок уменьшается сила сжатия и площадь соприкосновения дисков. Это влечет за собой снижение силы трения между дисками, поэтому муфты начинают пробуксовывать. Также при условии наличия слишком свободного хода рычагов диски могут полностью разъединяться, вследствие чего повернуть машину будет очень сложно.
Трансмиссия
Трансмиссия трактора имеет механическое исполнение. Главная фрикционная муфта сцепления позволяет максимально плавно соединять данную часть с комплектующей силовой установкой. Механическая коробка переключения передач имеет восемь скоростей переднего хода и две — заднего. Трансмиссия соединена зубчатой муфтой с начальным валом коробки передач. Управление данным элементом осуществляется посредством нажатия педали. При этом снижение усилия достигается наличием гидравлического усилителя.
Коробка переключения передач имеет шестерни постоянного зацепления. Несмотря на определенную сложность данной конструкции, водитель может переключать передачи в движении. Шлицевые муфты с синхронизаторами обеспечивают безударное переключение передач.
Гидравлика
Отдельные элементы гидравлической системы соединены между собой посредством использования маслопроводов высокого и низкого давления. Трактор Т-70 оборудован гидравликой раздельно-агрегатного типа. Сюда же следует добавить автосцепку, а также задний и передний механизм навески. Последний имеет специальный упор, позволяющий ограничивать поворот подъёмных механизмов.
Гидравлическая система трактора оснащается специальным баком для рабочей жидкости, в качестве которой выступает минеральное или трансмиссионное масло.
Также здесь установлен насос высокого давления, распределитель и силовые цилиндры. Во время работы насос забирает из бака жидкость и под давлением подает его к распределителю. С его помощью трансмиссионное масло попадает в силовой цилиндр, вследствие чего осуществляет поднятие оборудования. При условии, если подъём не производится, то жидкость направляется обратно в бак.
Кабина
Трактор Т-70 комплектуется металлической кабиной закрытого типа. Внутри неё расположены два сиденья, одно из которых можно регулировать в соответствии с антропометрическими данными водителя. Производителями была предусмотрена установка охладителя воздуха и отопительной системы.
В кабине установлено зеркало заднего вида для максимального контроля всей ситуации при вождении. Наличие специальных козырьков позволяет надежно защитить водителя от солнца. Также внутри предусмотрена аптечка, термос и крючки для одежды.
Технические характеристики
Комплектующая силовая установка трактора способна вырабатывать номинальную мощность, эквивалентную 78 л. с. Топливный бак Т-70 способен вместит до 160 л.
При общей конструктивной массе 4000 кг трактор имеет номинальное тяговое усилие в 2000 кг. Во время работы он способен оказывать давление на почву, эквивалентное 0,7 кгс/см2. Клиренс Т-70 равен 460 мм, что позволяет ему беспрепятственно преодолевать наиболее сложные участки и работать в самых сложных условиях. Максимальная скорость переднего хода трактора держится на уровне 11,35 км/ч. При движении в обратном направление Т-70 разгоняется до 4,86 км/ч.
Технические характеристики трактора Т-70 в таблице:
Характеристики | Показатели |
Габариты: | |
— длина | 3330 мм |
— ширина | 1650 мм |
— высота | 2970 мм |
— база | 1895 мм |
— колея | 1350 мм |
— клиренс | 460 мм |
Общий вес | 4000 кг |
Давление на почву | 0,7 кгс/см2 |
Номинальное тяговое усилие | 2000 кгс |
Количество передач: | |
— передний ход | 8 |
— задний ход | 2 |
Трансмиссия | механическая |
Тип шасси | гусеничный |
Двигатель: | |
— мощность | 78 л. с. |
— количество цилиндров | 4 |
— удельный расход топлива | 190 г/кВт*ч |
— крутящий момент | 12 Нм |
Скоростные характеристики: | |
— максимальная скорость переднего хода | 11,35 км/ч |
— максимальная скорость заднего хода | 4,86 км/ч |
Т-70: обзор, характеристики, сравнение
Добавить к сравнению Автомобиль добавлен к сравнению Добавить конфигурацию автомобиля к сравнению В сравнение добавлена конфигурация автомобиля
Добавить к сравнению автомобиль в базовой комплектации Удалить автомобиль из сравнения Добавьте автомобиль в его текущей комплектации к сравнению Удалить автомобиль из сравнения
Разработан в октябре-ноябре 1941 года в ОКБ Горьковского автозавода под руководством Н. А. Астрова. Машина поступила на вооружение в январе 1942 года, серийно выпускалась до октября 1943 года, всего было выпущено 8231 машина. Некоторые машины использовались до конца войны.
Командир
Командир
Стрелок
Радист
Заряжающий
Водитель
Огневая мощь
мм Пробивание брони
0}»> л. с./мин Урон в минуту
0, «спецификация_дельта-хорошо»: $данные с Время сведения
0, «спецификация_дельта-хорошо»: $данные м Разброс на 100 м
0}»>
шт БоезапасМобильность
0}»> / 0}»> / т Ограничение веса/нагрузки
0}»> л.с. Мощность двигателя
0}»> л. с./т Удельная мощность
км/ч Максимальная скорость
0}»> град/с Скорость перемещения
0}»> град/с Скорость поворота башни Скорость поворота орудия
Живучесть
0}»> HP Очки жизни
/ / мм Броня корпуса
0}»> / 0}»> / 0}»> // мм Броня башни
0, «спецификация_дельта-хорошо»: $данные с Время ремонта подвески
Зрение
0}»> м Диапазон просмотра
0}»> м Диапазон сигналов
Характеристики указаны для машин со 100% обученным экипажем.
легкий танк Т-70
Поскольку советским инженерам и военному командованию было ясно, что Т-60 несет на поле боя неприемлемые потери, было принято решение о модернизации танка. Конструктор Николай Астров руководил работами вплоть до появления Т-70 в начале 1942 года. Мощность двигателя была увеличена до 140 л.с., а толщина лобовой брони доведена до 45 мм. У танка была 45-мм пушка, что более чем удвоило его огневую мощь, но за счет снижения точности и скорострельности. С другой стороны, более тяжелое орудие могло нанести больше урона на ближней дистанции сзади и спереди бронетехники противника.
Работа над новым танком заняла всего три месяца, во многом благодаря налаженной унификации военно-производственной базы страны. Всего к концу войны с конвейера сошло около 6300 Т-70, уступая только Т-34 (35000).
Легкий и проворный, Т-70 был тише, чем более крупные танки, и его внезапное появление в скоплениях часто сильно ранило противника. Но когда летом 1942 года Т-70 впервые увидели в бою, экипажи быстро осознали его низкую индивидуальную боеспособность. Он не мог бороться с наиболее часто встречающимися немецкими танками, PzKpfw III и PzKpfw IV, в лобовых боях, и был недостаточно бронирован, чтобы служить непосредственной поддержкой пехоты.
Немецкая противотанковая пушка калибра 7,5 см Pak 40 могла уничтожить Т-70 одним выстрелом с большого расстояния и практически под любым углом. Легкий танк Т-70 только недавно поступил на вооружение и до сих пор ничем себя не отличил, писал в рапорте высшему командованию в Москву в 1942 году знаменитый советский танкист генерал Михаил Катуков: — добавил он о прогрессе в устранении недостатков танков.
Однако время показало, что при наличии хорошо подготовленных экипажей Т-70 могли не только служить массовкой, но и играть ведущую роль в боях. Танк составил основу армий, окруживших 300-тысячную группировку немецких армий под Сталинградом зимой 1943, который хорошо подходил для нанесения быстрых клешневых ударов по противнику.
Хотя они не могли сравниться с немецкими тяжелыми танками, низкий профиль и маневренность Т-70 означали, что они могли появиться из ниоткуда. В Курской битве командир по имени Онуфриева умело обошел с фланга 54-тонный немецкий танк «Тигр» и поджег его двумя стремительными попаданиями в борт. Т-70 составили около 22 процентов советских танков в ключевом сражении, и легкие танки хорошо зарекомендовали себя. В одном случае 6 июля 19 г.43-го у села Похровка одинокий Т-70 под командованием лейтенанта Б.В. Павловича подбил три средних немецких танка и одну «Пантеру».
В 1930-е годы в СССР концепция легкого танка получила значительное развитие. Довоенная теория отечественного танкостроения предусматривала для них совсем иное место, чем в годы Второй мировой войны и после ее окончания: на них возлагались в первую очередь не разведывательные, а боевые задачи. Серия танков БТ, происходящая от опытного танка Christie M19.30, предназначались для быстрого наступления и проникновения вглубь территории противника. Т-26 (в свою очередь, развитие британского «Виккерса 6-тонного»), скорее, соответствовал английской концепции «пехотного танка», роль которого в бою сводилась к сопровождению наступающей пехоты и подавлению огня точки. Со временем, к 1939-1940 годам, военная доктрина была существенно пересмотрена в пользу средних и тяжелых танков,
Примерно в той же степени, что и бронемашины, они могли отвечать задачам разведки и разведки боем с учетом повышенной маневренности и большей обзорности. Аналогичной цели отвечал и специальный класс разведывательных плавающих танков. Легкие танки оставались вспомогательными задачами — охрана транспортных колонн, ограниченное участие в боевых действиях совместно с другой бронетехникой и пехотой и т. д. Наконец, легкие шасси могли стать основой высокоманевренных противотанковых САУ, машин ПВО и некоторых других видов бронетехники бронетранспортеры.
Перед войной на Ленинградском заводе экспериментального машиностроения был спроектирован легкий танк Т-50 массой 14 тонн. По бронезащите он практически соответствовал среднему Т-34. Дизельный двигатель В-4 позволял танку развивать скорость 35 км/ч. Благодаря прогрессивной конструкции ходовой части (двойные опорные катки с внутренней амортизацией, торсионная подвеска) и трансмиссии Т-50 отличался высокой маневренностью и проходимостью. Вооружение танка — 45-мм пушка 20К. Из-за технических сложностей танк был выпущен в небольшом количестве, и с 1942 легкие пехотные танки больше не проектировались, оставаясь тупиковым направлением развития.
Легкие плавающие танки строились в СССР с начала 1930-х годов. В серийном производстве находились две машины — Т-37А и Т-38 — с пулеметным вооружением, слабой защитой и довольно архаичным устройством ходовой части. Для замены их в 1939 году на заводе N 37 им. Орджоникидзе разработал совершенно оригинальный Т-40. Руководил проектированием Н. А. Астров — будущий создатель Т-70. Танк получил новый сварной корпус с рациональными углами наклона бронелистов, слегка усиленную броню и 70-сильный бензиновый двигатель. Вооружение оставалось чисто пулеметным (12,7-мм ДШК и 7,62-мм ДТ) и устанавливалось в граненой башне. Его выпуск составил 709единицы измерения. Боевой опыт начального периода Великой Отечественной войны доказал бесперспективность пулеметных танков; также была небольшая потребность в механизмах водного пути. Часть танков перевооружили 20-мм пушками.
По результатам боевой эксплуатации Т-40 в августе 1941 г. по инициативе Н. Астрова — в рекордно короткие сроки в 2,5 недели — был создан облегченный Т-60. Новая машина отличалась от Т-40 изначально отсутствием водоходного оборудования и усиленным бронированием (до 35 мм), защищающим экипаж от осколков и малокалиберных снарядов. Форма корпуса и башни была несколько упрощена для облегчения сборки. Дизель ГАЗ-11 впервые был оснащен предпусковым подогревателем, оказавшимся крайне полезным в холодную зиму 19-го года.41/42. Ходовая часть почти не изменилась с Т-40.
Основным вооружением танка была 20-мм автоматическая пушка ТНШ-20 (танковый вариант авиационной пушки ШВАК) со скорострельностью 800 выстрелов в минуту. Боекомплект состоял из бронебойных снарядов с сердечником Виктор, на дистанции 500 м пробивал 30-мм броню. На близких дистанциях Т-60 был опасен для бронетранспортеров Sd.Kfz 250 и Sd.Kfz 251, легких танков Pz I и Pz II, а при фланговом обстреле мог повредить даже средние Pz III и Pz IV.
Этот танк производился на Кировском заводе N 38, в Свердловске, Сталинграде и на ГАЗе, к весне 1942 года выпуск составил более 4800 единиц. Т-60 не без успеха участвовал в зимнем контрнаступлении под Москвой, но к лету 1942 года его характеристики уже считались неудовлетворительными. К тому времени защита немецких танков усилилась, и значительная их часть была перевооружена длинноствольными орудиями. И хотя специфика возложенных на Т-60 задач не предполагала обязательной возможности противодействия танкам, боевой опыт указывал на необходимость дальнейшего усиления защиты и вооружения. Kfz 250 и Sd.Kfz 251, легкие танки Pz I и Pz II, а при фланговом обстреле даже средние Pz III и Pz IV могли повредить танки.
Но уже поздней осенью 1941 г. Н. Астров начал работу (опять же в инициативном порядке) над значительно улучшенным вариантом Т-60. Испытания машины в КБ Горьковского автозавода продолжались до конца года. В конце декабря 1942 года для первого танка был изготовлен корпус и отлита башня конструкции В. Дедкова. Одновременно с литым разрабатывался и сварной вариант башни. В январе 1942 г. была начата сборка, которая по ряду причин завершилась только 14 февраля. В январе 1942 г.42 прототип был представлен И. В. Сталину. Затем танк отправили в Москву и показали там представителям Главного автобронетанкового управления. Военные отнеслись к новому танку достаточно прохладно, так как он лишь немного превосходил Т-60 по бронированию и имел увеличенную массу за счет установки 45-мм пушки, а мощность вооружения нивелировалась лишь на одно место для человека в башне, который должен выполнять обязанности командира, наводчика и заряжающего. Однако главный конструктор Н.А.Астров пообещал в короткие сроки устранить все недостатки.
Затем были проведены испытания прототипа танка Т-70 и контрольные стрельбы основного орудия. По сравнению с предшественником танк имел более высокую удельную мощность (15,2 л.с./т против 11 л.с./т), более мощное вооружение (45-мм пушка вместо 20-мм) и усиленную бронезащиту (45-мм броня вместо 20-35 мм). мм). По результатам испытаний новый танк решением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 6 марта 1942 г. был принят на вооружение Красной Армии. Через два дня вышло следующее постановление о выпуске танка с апреля на заводах № 37 и № 38, а также Горьковском автомобильном заводе. Однако новый танк требовал вдвое большей детализации по сравнению с предыдущим танком.
Танк был принят на вооружение под обозначением Т-70. С марта 1942 года по октябрь 1943 года ГАЗ совместно с предприятиями Свердловска и Кирова выпустил около 8200 Т-70 и Т-70М, ставших вторым по массе советским танком Великой Отечественной войны после Т-34.
Компоновка танка унаследована от Т-60. Отделение управления расположено за наклонным лобовым листом корпуса, в котором оборудован люк механика-водителя. Боевое отделение в средней части машины включало в себя забронированное пространство центра корпуса и башню, сдвинутую влево. Силовая установка танка переместилась на правый борт. Экипаж Т-70 — 2 человека: командир не только следил за полем боя, но и обслуживал вооружение.
Броневые листы корпуса соединялись сваркой. По броневой защите танк лишь немного уступал раннему Т-34. Наклонный лобовой лист имел толщину 45 мм и выдерживал обстрел легких немецких противотанковых орудий (PaK 35, PaK 37) и короткоствольных 75-мм KwK 37. Нижний лобовой лист тоньше. Бортовые бронелисты устанавливались вертикально, ниши в ограждениях отсутствовали. Кормовой лист корпуса имел обратный угол наклона. В комплект ЗИП и инструментов входили ящики с инструментами, укладываемые на упоры и сменный каток.
Первоначально на танки планировалась установка литой башни с плавными обводами (конструкция В. Дедкова), но в целях экономии времени и трудозатрат Т-70 изготовили со сварной шестигранной башней. По форме он напоминал башню Т-34 образца 1942/43 года. со значительно уменьшенными размерами. Как и на Т-60, в башне находилось рабочее место командира. Его лобовые зоны были защищены 45-мм броней, на бортовых и кормовых поверхностях ее толщина уменьшилась. В крышу встроена командирская башенка с несколькими смотровыми щелями. На боковые стенки демонтируются крюки для демонтажа башни.
В цилиндрической маске устанавливалась 45-мм пушка 20К образца 1938 года. Благодаря удачному расположению мальчик-укладка отличалась малой вероятностью детонации при попаданиях (за всю войну было отмечено менее 10 таких случаев). БС на ближней дистанции обеспечивал поражение всех легких, а боковым огнем — средних танков. Угол вертикального наведения орудия варьировался от -6 до +20 градусов. Слева от орудия установлен спаренный пулемет ДТ калибра 7,62 мм с 9Боекомплект 45 патронов.
Ходовая часть танка была развитием более раннего двигателя, испытанного на Т-40 и Т-60. В связи с увеличением веса добавлен пятый узел подвески. Одиночные опорные катки двояковыпуклой формы с внешней амортизацией (резиновые бандажи) на торсионной подвеске отливались из алюминиевого сплава. Заднее расположение ленивцев конструктивно ничем от них не отличается. Ведущее колесо — со съемным зубчатым венцом. Гусеничная цепь с двойным рядом шипов состояла из мелких штампованных траков зевочного зацепления шириной 260 (на Т-70М — 300) мм.
Два двигателя (ГАЗ-70-6004 и ГАЗ-70-6005, развитие дизеля ГАЗ-11) мощностью по 70 л. с. соединенные последовательно, составляли силовую установку танка ГАЗ-203. По шоссе он допускал скорость до 45 км/ч, по бездорожью скорость колебалась на уровне 20-30 км/ч. Радиаторы двигателей были выведены на корму и правый борт крыши корпуса. Запас топлива в 440 литров позволял пройти 250 км без дозаправки. Передняя трансмиссия включала главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатую коробку передач и бортовые фрикционы. На модификации Т-70 он претерпел некоторые доработки.
Т-70 состояли на вооружении танковых бригад и полков смешанной организации вместе с Т-34. В 1942 году Т-70 часто шли в бой в том же строю, что и более тяжелые машины, хотя их противотанковые возможности были очень малы. Но в 1943 году их окончательно вытеснили с первой линии: на вооружении панцерваффе появились тяжелые танки, а средние Pz IV в результате нескольких модернизаций превратились в действительно боеспособные машины.
Первыми новые танки получили 157-я и 162-я отдельные танковые бригады, сформированные в г. Муроме в первой половине 1919 г.42. в каждой из этих бригад было по 65 таких машин. Еще до начала боевых действий обе бригады были переформированы в более традиционную смешанную организацию штата. Боевое крещение новые танки получили в ходе боев на юго-западном направлении в июне-июле 1942 года, где понесли значительные потери. Уже в первых боях показали их низкие боевые качества, недостаток брони при использовании танков в качестве поддержки пехоты и слабое вооружение, не позволявшее вести борьбу с немецкими средними танками.
Однако в умелых руках танк Т-70 был грозным оружием. Так, 6 июля 1943 года в боях за село Поковка на Обоянском направлении экипаж танка под командованием лейтенанта В.В. Павлович из 49-й гвардейской танковой бригады смог подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру».
Танковые бригады в составе 32 танков Т-34 и 21 танка Т-70 могли входить в состав танковых и механизированных корпусов. Однако к весне 1944 года эта модель танка была исключена из штатов танковых частей Красной Армии, но в некоторых бригадах продолжала эксплуатироваться довольно продолжительное время.
Насыщенность поля боя противотанковой артиллерией заставила П. Ротмистрова отметить в отчете о боях под Курском: «Танки Т-70 просто не могли быть допущены к танковому бою, так как они более чем легко уничтожаются немецким танковым огнем .» По итогам боев лета 1943 года было принято решение о прекращении производства всех легких танков.
Снятие с производства Т-70 понятно не только рядом присущих ему крупных недостатков, но и общим снижением роли традиционных легких танков со сбалансированными характеристиками. Вооружение и защита совершенно не соответствовали боевой обстановке, а задачи разведки перекладывались на бронетехнику. Их техническая концепция и тактика применения нуждались в кардинальном переосмыслении, что и произошло к последнему году войны. Достаточно взглянуть на ряд послевоенных легких танков — советский ПТ-76, американский М41 и французский АМХ-13, чтобы убедиться в принципиальных отличиях конструкции по отношению к образцам военного времени и других функциях, для которых эти танки создавались.
Что же касается конкретных недостатков Т-70, то в первую очередь следует указать на малочисленность экипажа и загруженность командира, который одновременно являлся стрелком, наводчиком, заряжающим и радистом. Для решения этой проблемы конструкторы ГАЗа разработали вариант Т-70 с увеличенной двухместной башней. Увеличен угол возвышения орудия для стрельбы по некоторым воздушным целям и зданиям. Немного увеличилась бортовая броня — до 25 мм. Возросшая до 11,6 т масса требовала нового двигателя, и на ГАЗе подготовили силовую установку ГАЗ-80 — пара из двух форсированных до 85 л. с. дизельные двигатели. Танк, получивший индекс Т-80, изготавливался на заводе № 40 в городе Мытищи, и до того, как он был снят с производства вместе с Т-70, завод поставил в войска всего 81 машину. Двигатель отличался большой трудоемкостью и ненадежностью.
Второй недостаток Т-70 — недостаточная для своего класса подвижность. Так, американский легкий танк М3 имел двигатель мощностью 250 л.с., что позволяло ему развивать скорость до 58 км/ч. С другой стороны, шасси Т-70 обеспечивало гораздо большую плавность хода при меньшем шуме — в отличие от американской машины.
Последнее, что заслуживает упоминания, это недостаточная мощность оружия. Американские и английские 37-мм пушки не уступали 45-мм 20К из-за более высокого качества снарядов, а на легкий М24 (США) устанавливалась короткоствольная 75-мм пушка. Предпринимались попытки усилить вооружение Т-70, однако малые размеры башни не позволяли установить еще одну артиллерийскую систему. Все вышеперечисленное обусловило довольно ограниченное применение этих танков в завершающий период войны. На них возлагались второстепенные задачи, далеко не всегда связанные с разведкой. Довольно часто они эксплуатировались как командирские машины или мобильные подвижные радиопосты. В целом Т-70 не имел особых преимуществ перед британскими и американскими легкими танками, за исключением хорошей защиты, но явно превосходил немецкий Pz II, который к 1942 вообще сняли с линейных частей.
Недостаточная численность экипажа танка Т-70 (два человека: командир, наводчик-заряжающий и водитель) крайне затрудняла управление танком и ведение огня. Кроме того, в войсках требовалась машина для сопровождения пехоты при боях в городе с возможностью ведения огня по верхним этажам зданий. Все это послужило предпосылкой к созданию нового легкого танка Т-80 с экипажем из трех человек и большим углом возвышения 45-мм танковой пушки (до 65 градусов). Танк был создан в 1943 в конструкторском бюро завода ГАЗ и в том же году запущен в производство на заводе № 40 (г. Мытищи).
Основные модификации танка Т-70 и машин на его базе
- Т-70 — командирский танк с радиостанцией 9Р (1942 г.)
- Т-70М — танк с улучшенной ходовой частью (1942 г.)
- Т-70 — танк с литой башней (опытный образец, 1942 г.)
- Т-90 — легкий танк со спаренной установкой пулеметов ДШК (1943 г.)
- СУ-76 — полностью бронированная САУ (выпущено 360 машин, 1943)
- СУ-76М — полуоткрытая САУ (выпущено 13932 машины, 1943-1945)
- ЗСУ-37 — зенитная самоходная установка (выпущено 70 машин, 1945-1948 гг.)
На базе танка выпускались зенитные и противотанковые самоходные установки. В наибольшем объеме выпускались самоходные установки СУ-76М. Основной бронекорпус, в котором вместо башни размещались бронестены толщиной 3515 мм, располагался на базовом шасси, удлинявшемся до 6 опорных узлов шасси. Крыша и корма ничем не были защищены. Вооружение — 76,2-мм пушка ЗИС-3. Несмотря на массовость производства (более 14 000 единиц), СУ-76 можно считать наименее удачным советским проектом истребителя танков. Причины тому — слабая бронезащита при устаревших обводах корпуса и низкое бронебойное действие 76,2-мм БС. СУ-76 годилась в основном для сопровождения пехоты и борьбы с легкой бронетехникой. Тем не менее, шасси Т-70 послужило базой для еще нескольких боеспособных легких САУ, из которых следует особо отметить ГАЗ-75: при массе всего 18 тонн машина была защищена 75-90-мм лобовой брони и вооружен 85-мм пушкой ЗИС-С-53. К сожалению, эта САУ была создана слишком поздно, чтобы ее можно было поставить на конвейер.
До конца войны было создано несколько опытных образцов легкой самоходной установки ПВО. Зенитный танк Т-90, спроектированный в 1943 году, предназначался для борьбы со штурмовиками в боевых порядках и на марше. В открытой сверху башне кругового вращения устанавливались два крупнокалиберных пулемета ДШК. Из-за недостаточной дальности и мощности орудия Т-90 не был принят на вооружение. Более рациональный вариант зенитной САУ, ЗСУ-37 с 37-мм автоматической пушкой, выпускался в 1945 г., но в боях не участвовал.
Захваченные немцами Т-70 практически не действовали по прямому назначению, а переделывались в тягачи для легких полевых орудий. В небольших количествах эти танки поставлялись в Армию Польского и Чехословацкого танковых корпусов.
В целом Т-70 достаточно спорный. Он не совсем отвечал своим задачам, но во многом не уступал своим сверстникам. Вину за значительную часть его недостатков нельзя возлагать на конструкторов, а причины этого следует искать как в состоянии советской промышленности в начале, так и в общем кризисе концепции легкого танка, нашедшей не так много мест в бою. С другой стороны, танк выпускался и действовал в самые тяжелые моменты войны, когда производство полноценных боевых машин не удовлетворяло потребности армии в бронетехнике. И трудно точно определить, сколько пользы Т-70 принесли в тяжелые 19-е годы42-1943.
Осенью 1943 года заводы, выпускавшие танк, перешли к серийному выпуску самоходки СУ-76М, созданной на базе Т-70М. Остальные танки Т-70 использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах в качестве командирских машин и принимали участие в боевых действиях до окончания войн.
В то время как они стали известны врагу как саранча, советские экипажи знали танк гораздо более ласково как Малыш.
В России оставшиеся Т-70 выставлены в Музее бронетанкового искусства в Кубинке (в ходовом состоянии), Центральном музее Вооруженных Сил и некоторых других. Несколько машин были установлены на территории бывшего СССР в качестве памятников.
Т-50 | Т-60 | Т-70 | Т-70м | Т-80 | |
Боевая масса, т | 13,8 | 6. 4 | 9.2 | 9,8 | 11,8 |
Экипаж, тел. | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Длина корпуса, мм | 5300 | 4100 | 4285 | 4285 | 4285 |
ширина, мм | 2470 | 2302 | 2348 | 2430 | 2500 |
Высота, мм | 2165 | 1735 | 2035 | 2035 | 2175 |
Зазор, мм | 350 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Оружие | |||||
Пистолет | 45-мм 20к 38 | 20-мм Нш | 45-К-М 20км обр 42 г. | 45-мм 20км обр. 42 г. | 45-мм 20км обр. 42 г. |
Пулемет | 2 х 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ |
Боеприпасы | |||||
Корпуса | 150 | 754 | 90 | 90 | 94 |
Раунды | 4095 | 1008 | 945 | 945 | 1008 |
Броня, мм: | |||||
Налобник | 37 | 35 | 35 | 22 | 20 |
Доска корпуса | 37 | 15 | 15 | 13 | 13 |
Крыша | 20 | 10 | 10 | 13 | 13 |
Башня | 37 | 25 | 25 | 15 | 15 |
Пушка-маска | 65 | 65 | 5 | ||
Мобильность | |||||
Двигатель | Б-4 | ГАЗ-202 | ГАЗ-203 | ГАЗ-203 | ГАЗ-80 |
Мощность, л. |