Ту-160 – характеристики бомбардировщика-ракетоносца

Фото: Depositphotos

1 мая ночью российские оккупанты атаковали Украину с самолетов стратегической авиации — девяти Ту-95 из района Оленегорск (Мурманская обл.) и двух Ту-160 из района Каспийского моря.

Что такое Ту-160: особенности и характеристики

Ту-160 является советским стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем с изменяемой геометрией крыла. 

Классифицируется как сверхзвуковой бомбардировщик, его считают самым мощным боевым самолетом в мире.

На данный момент такие бомбардировщики-ракетоносцы состоят на вооружении РФ, хотя после распада СССР часть парка Ту-160 была и в собственности Украины.

Первый свой полет Ту-160 совершил 18 декабря 1981 года.

Он может развивать скорость до 2200 км/ч на высоте, и до 1030 км/ч – у земли. Крейсерская скорость – 850 км/ч.

Максимальная дальность полета Ту-160 без дозаправки – 13 950 км, практическая – до 12 300 км.

Продолжительность полета – до 25 часов.

Вооружение, которое используется на Ту-160, это стратегические крылатые ракеты Х-55 СМ,  предназначенные для поражения стационарных целей с заранее заданными запрограммированными координатами, ввод которых в память ракеты осуществляется перед вылетом бомбардировщика.

Ракеты размещают на двух барабанных пусковых установках МКУ-6-5У по шесть штук, в два грузовых отсека самолета.

В случае поражения целей на меньшей дальности на вооружение берут аэробаллистические ракеты Х-15 С: 24 ракеты, по 12 на каждой МКУ.

После специального переоборудования самолет могут оснащать в том числе свободнопадающими бомбами до 40 000 кг различного калибра, включая ядерные, разовые бомбовые кассеты, морские мины и другое вооружение.

Предназначение Ту-160

Такие самолеты предназначаются для поражения наиболее важных целей ядерным и обычным оружием. Также их используют при обстрелах удаленных военно-географических районов и глубокого тыла континентальных театровоенных действий.

Ту-160 в России

Одной из крупнейших известных авиабаз России, где базируются стратегические бомбардировщики Ту-160, является Энгельс-2.

Эта стратегическая авиабаза расположена неподалеку от Саратова. 

В российских медиа сообщали, что по состоянию на 2009 год там находилось не менее 16 Ту-160.

Также рашисты собирались выпустить еще два таких самолета в 2022 году.

Россияне использовали эти бомбардировщики, к примеру, против Сирии в 2015 году.

Ту-160 на вооружении Украины

Первая группа из двух Ту-160 поступила в 184-й Гвардейский Полтавско-Берлинский Краснознаменный ВБАП, базировавшийся в Прилуках Черниговской области, 25 апреля 1987 года. 

Один из этих самолетов принадлежал к опытной серии, второй был главным в военной серии.

К 1991 году на украинской авиабазе в Прилуках (Черниговщина) находилось 19 самолетов Ту-160, которые перешли к Воздушным силам Украины после распада СССР.

Однако стратегическая авиация не соответствовала военной доктрине Украины, а потому в 1999 году восемь Ту-160 украинские власти отдали россиянам “за газ”, еще девять утилизировали и один остался в Полтаве, в музее Дальней авиации.

Последний уцелевший украинский стратегический бомбардировщик Ту-160

Читайте также

Онлайн-карта боевых действий в Украине: где идут бои на 08.05.2023

авіація РФ, Война в Украине, вторгнення, Російська агресія

Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

что это за 40-летний «новейший» бомбардировщик РФ и почему он «лебединая песня» СССР — УНИАН

Ту-160 для Кремля уже более 40 лет остается новейшим стратегическим бомбардировщиком.

Ту-160 / Фото — ОАК

Для ударов крылатыми ракетами по гражданским домам РФ отправляет стратегические бомбардировщики Ту-160, совершающие пуски крылатых ракет Х-101 в тысячах километрах от границы с Украиной, из района Каспийского моря.

Эти самолеты являются последним, что удалось СССР и остаются единственными «новейшими» стратегической авиации РФ уже более 40 лет.

Особенности создания Ту-160

Разработку будущего Ту-160 начали вести еще в конце 60-х, когда в СССР осознали тотальное отставание в стратегической авиации, которая за время правления Хрущева находилась в упадке. В то же время в США активно шла разработка экспериментального бомбардировщика XB-70 Valkyrie, который разрабатывался исходя из концепции скоростного прорыва противовоздушной обороны и достигал рекордных скоростей в 3250 км/ч.

Видео дня

В СССР захотели что-то подобное, но уже в 1969 году проект XB-70 Valkyrie был закрыт как бесперспективный и в США перешли к концепции маловысотного прорыва. Но пока об этом узнавали в Москве, в 1972 году одновременно три конструкторских бюро — «Туполева», «Мясищева» и «Сухого» уже представили свои проекты. Все построенные по уже бесперспективной концепции максимальной скорости, при этом Туполев показал переработанный пассажирский лайнер Ту-144.

Ту-160 / Фото — ОАК

Где-то в этом промежутке СССР становится известно о разработке в США бомбардировщика B-1 с крылом переменной стреловидностью, который уже создавался исходя из концепции маловысотного прорыва ПВО противника и совершил свой первый полет в 1974 году. По «странному стечению обстоятельств» именно в этом году в Кремле формируют новую задачу на создание самолета, которое, очевидно, звучало «сделайте как в США».

И все наработки конструкторских бюро передают в КБ «Туполев», которое начинает комбинировать из существующих решений, систем и агрегатов от боевых Ту-22М и Ту-95МС, а также пассажирского Ту-144 новый самолет.

Ту-160 / Фото — ОАК

К примеру, навигационно-прицельный комплекс «Обзор» забрали из Ту-95МС. Вся система изменения стреловидности в целом повторялась по схеме и техническому решению Ту-22М. Двигатели НК-32 – модернизированные НК-22 от него же. А с пассажирского лайнера позаимствовали элементы интегральной аэродинамической компоновки.

Несмотря на откровенное калькирование американского B-1 и использование уже разработанных решений, Ту-160 смог впервые подняться в небо только 18 декабря 1981 года. За это время программа создания B-1 в 1977 году уже успела закрыться и открыться заново за полгода до первого полета Ту-160.

Такие американские «качели» объясняются достаточно банально — в конце 70-х при президенте Картере посчитали, что с задачей прорыва ПВО справятся и дальнобойные крылатые ракеты. Тем более что стоимость одного B-1 была эквивалентна 200 ракетам. А главное – начались первые шаги по созданию стелс-бомбардировщика, будущего B-2. Но пришедший к власти Рейган возобновил разработку самолета в апреле 1981 года, что было одним из обещаний в предвыборной кампании.

Читайте также:

И пока СССР «ставил на крыло» Ту-160, а первые два бомбардировщика попали в строевую воинскую часть только в 1987 году, в США уже завершали производство последних партий из 100 заказанных B-1, а стелс B-2 уже пять лет как летал.

За четыре года до развала СССР смог сделать только два десятка Ту-160, доработка которых продолжалась уже во время серийного производства. Для понимания, в ходе эксплуатации «оказалось», что в самолете, который может с дозаправками в воздухе находиться сутки, нет туалета. А катапультные кресла К-36 от истребителей не предназначены для столь долгих полетов. Отдельные сюрпризы ждали и на земле, в частности, сначала подготовка самолета к вылету потребовала до трех суток, а если на земле сложить крылья — Ту-160 заваливается на хвост. Некоторые из этих недостатков были решены, в том числе установлен туалет, с другими – смирились.

Ту-160 / Фото — ОАК

Ту-160 в РФ

После того, как Украина передала в 1999 году восемь Ту-160 «за газ», и несколько итераций «восстановления производства», сборки самолетов, которые уже были на стапелях по состоянию на 1991 год, у Кремля в строю только 18 этих стратегических бомбардировщиков.

Попытки модернизировать их предпринимались несколько раз, но даже провести обновления всех бортов РФ не смогла. По состоянию на 2021 год только 5-7 машин получили новый навигационно-прицельный комплекс и способность запускать новые крылатые ракеты Х-101.

А анонсированное Кремлем масштабная модернизация всех Ту-160 к версии М2 и производство 50 новых – утонула в российской реальности и скатилась до 10 новых машин к 2027 году. И это еще до введения технологического эмбарго после вторжения в Украину.

В любом случае Ту-160 остается концептуально ненужным самолетом, который не может выполнить задачи ради которой создавался – маловысотный прорыв ПВО. А его единственное преимущество над еще «видевшим» Сталина Ту-95 лишь в количестве крылатых ракет, которые он может взять на борт — 12 против 6.

В то же время, он играет огромную роль бездонной бочки, в которую Кремль бросает миллиардные средства. Из известных цифр на создание новых десяти Ту-160 Кремль выделил около трех миллиардов долларов.

Характеристики Ту-160

  • Экипаж: 4 человека
  • Размах крыла максимальный: 55,7 м
  • Двигатели: 4х25 000 кгс
  • Максимальный взлетный вес: 275 000 кг
  • Максимальная скорость: 2200 км/ч
  • Практический потолок: 16 км

Туполев Ту-160 «Блэкджек»

МИЛАВИЯ > Самолет > Ту-160 Последнее обновление: 14 февраля 2016 г.

Роль: Стратегический бомбардировщик
Дизайн: Туполев
Производитель: Казанское авиационное производственное объединение (КАПО), Россия
Варианты: Ту-160 «Блэкджек-А»
Операторы: 90 006 Россия, (Украина), (СССР)

Туполев Ту-160 «Блэкджек» — сверхзвуковой межконтинентальный бомбардировщик, разработанный во время холодной войны. нести и запускать крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ). Ту-160 самый тяжелый и самый мощный боевых самолетов в современном мире. Самолет способен развивать максимальную скорость 2,05 Маха или 2200 км/ч. (1367 миль в час) и имеет максимальную дальность 13950 км (7533 морских миль).

Дизайн

Самолет имеет узкую длинную совмещенную конструкцию крыла с изменяемой геометрией крыла. Четверка НК-32 Форсажные ТРДД расположены попарно под средней частью крыла, каждый с воздухозаборниками переменной площади. Ходовая часть состоит из одной передней двухколесной опоры и двух шестиколесных тележек (три тандемные пары), которые расположены между пар двигателя. По осевой линии самолета между двумя шасси расположены два отсека вооружения, которые разделены несущей конструкцией крыла.

Крыло изменяемой геометрии имеет три положения. Стреловидность 20 градусов для посадки, 35 градусов для крейсерского полета и стреловидность 65 градусов для полета на высокой скорости. Внутренняя часть крыла образует вертикальную плоскость для курсовой устойчивости, когда крылья полностью откинуты назад. Когда крыло стреловидно вперед, эта часть ложится ровно, заполняя зазор между крылом и фюзеляжем и образуя самую внутреннюю часть закрылка.

Авионика

В носовой части самолета установлена ​​РЛС «Обзор-К», которая используется как для наземного, так и для воздушного наблюдения. Это также содержит еще один радар, «Сопка» («Холм»), который используется для слежения за местностью при полете на малой высоте. Верхняя центральная часть перед лобовым стеклом находится выдвижной зонд для дозаправки в воздухе. Под фронтом на фюзеляже имеется передний оптический бомбомётный и видеоприцел ОПБ-15Т. За прицелом находится переднее шасси. Четыре человека экипаж входит в кабину через передний отсек шасси. В герметичной кабине установлены четыре катапультных кресла, как у истребителя К-36ЛМ. Есть две ручки управления для командира пилота (спереди слева) и второй пилот (спереди справа).

Ту-160 имеет обычную кабину экипажа, разделенную центральной консолью с рычагами выбора тяги и закрылков для второго пилота. За пилотами — штурман-оператор наступательного вооружения (слева) и штурман-оператор радиоэлектронной борьбы и связи (справа). Позади экипажа есть коридор, ведущий на камбуз и туалет.

На Ту-160 установлены системы самообороны «Байкал», большинство из которых расположены в хвостовом обтекателе типа «морковь». Эти системы включают инфракрасный датчик пуска ракет «Мак» (Мак), приемник радиолокационного предупреждения, электронный глушитель и батарея дозаторов мякины / сигнальных ракет АПП-50. В нижней части хвостового конуса находятся тормозные желоба. Направленное управление обеспечивается полностью движущимся плавником.

Оружие

Оружие, размещенное в оружейных отсеках, состоит из шести (максимум 12) крылатых ракет Х-55СМ «Радуга» (НАТО AS-15B «Кент»), которые Запускаются из двух шестизарядных револьверных пусковых установок МКУ6-5У, расположенных в носовой части каждого отсека.

Х-55СМ с ядерной боевой частью является развитием дозвуковой крылатой ракеты Х-55. Для наведения Х-55СМ Ту-160 оборудован навигационно-ударным комплексом «Спрут-СМ» («Спрут»), который автоматически выравнивает оси координации как самолетов, так и оружия. Он также генерирует цифровую карту местности, которая передается с самолета. к ракете перед пуском. В качестве альтернативы Ту-160 может быть оснащен до 24 ракетами малой дальности (SRAM) Радуга Х-15 (НАТО AS-16 «Откат»). или противорадиолокационные ракеты Х-15П, которые запускаются с четырех вращающихся барабанов МКУ6-1У. Однако, как сообщается, возможности Х-15 не были реализованы ни на одном серийном самолете.

Версии

Хотя есть некоторые различия между первым прототипом, разработкой и серийным самолетом, только один вариант Ту-160 поступил в производство. Кодовое название НАТО для этого варианта — «Блэкджек-А».

Обновление середины жизни

ВВС России планируют ограниченную модернизацию парка Ту-160. Первый этап модернизации коснется самолета крылатыми ракетами Х-101 и Х-555 с обычным вооружением и новой системой управления огнем этих ракет, получившей название «Сигма». Х-101 использует оптико-электронную систему самонаведения, а Ту-160 сможет нести до 12 таких ракет. Х-555 представляет собой переработанный Х-55СМ с использованием системы самонаведения Х-101 и заменой ядерной боевой части на обычную. Второй этап модернизация будет включать в себя модернизированное оборудование для миссий и новый поисково-атакующий радар. Помимо Х-101, это позволит Ту-160 быть оснащен стратегической ракетой Х-102, дозвуковой Х-СД средней дальности и сверхзвуковым оружием средней дальности, предположительно обозначенным как Х-41. Другие модернизированные системы включают системы навигации, связи и самообороны. Модернизацию будет проводить КАПО в Казани и продлит срок службы Ту-160 как минимум до 2020-2025 гг.

    Источники:
  • Дональд, Д. (редактор), (2003). Туполев Бомбардировщики , стр. 126-157, AIRtime Publishing Inc., США.


Ту-160 «Блэкджек-А» или «Белый лебедь»


Четыре НК-32 попарно под крылом


Пилоты Ту-160 на предполетной проверке


Испытательный пуск крылатой ракеты Х-55СМ


Крыло на уровне 65, показывающее вертикальные плоскости


Развертывание тормозных желобов


Ту-160 на закате


Сопоставимый самолет

Первая публикация: 15 мая 2004 г.
Последняя редакция: —
Последнее изменение: 14 февраля 2016 г.

Журнал обновлений:
07.08.11 Обновленный макет 091

Самолет США Русский Самолет Европейский самолет Остальной мир A-10 Thunderbolt II
AC-130 Spectre/Spooky Gunship
B-1B Lancer
B-2 Spirit
B-52 Stratofortress
F-4 Phantom II
F-5 Freedom Fighter/Tiger II
F-8 Crusader (F8U)
F-14 Tomcat
F-15 Eagle
F -16 Fighting Falcon
F/A-18 Hornet
F-22 Raptor
F-35 Joint Strike Fighter (JSF)
F-117 Nighthawk
МиГ-21 Fishbed
МиГ-23 Flogger
МиГ-25 Foxbat
МиГ-27 Flogger
МиГ-29 Fulcrum
МиГ-31 Foxhound
Су-15 Flagon
Су-24 Fencer
Су-25 Frogfoot
Су-27 Flanker Family
Су-30 Многоцелевой Flanker
Су-33 Navy Flanker
Су-34 (Су-32) Бомбардировщик Flanker
Су-27М (Су-35) Super Flanker
Су-35 Поколение 4++ Фланкер
Су-37 Терминатор
Ту-22 Блиндер
Ту-22М Бэкфайр
Ту-160 Блэкджек
Aero L-159 ALCA
AMX International AMX
Dassault/Dornier Alpha Jet
Dassault Mirage III
Dassault Mirage F1
Dassault Mirage 2000
Dassault Rafale
Eurofighter Typhoon
Panavia Tornado
Saab J 35 Draken
Saab 37 Viggen
Saab JAS 39 Gripen
SEPECAT Jaguar
ADA/HAL Tejas LCA
AIDC F-CK-1 Ching-Kuo (IDF)
Chengdu FC-1/JF-17 Thunder
Chengdu J-10
FMA IA 58 Pucará
IAI Kfir (F-21 Lion)
Mitsubishi F-1
Наньчан Q-5/A-5 Фантань

Туполев Ту-160 «Блэкджек» История

В 1965 году Никита Хрущев, недооценивший военно-воздушные силы и остановивший многие разработки авиации. программы, ушел из активной политической жизни. Также в 1965, Соединенные Штаты сформулировали спецификацию для нового Усовершенствованный пилотируемый стратегический самолет (AMSA), которым будет B-1. Это вместе с уже продолжающимся разработка бомбардировщиков ХВ-70 «Валькирия» побудила советское правительство уточнить требования к стратегическому бомбардировщик. 28 ноября 1967 года начался конкурс на новый стратегический бомбардировщик. Технические параметры были высокими. Самолет должен был развивать дальность от 11 000 до 13 000 км (от 5 970 до 7 020 миль) и крейсерскую скорость от 3200 до 3500 км/ч. Максимальная дальность полета на дозвуковой скорости должна была составлять от 16 000 до 18 000 км (от 8 640 до 9 км).,720 нм) на большой высоте. Основное вооружение должны были быть ядерные ракеты, в том числе тяжелые Х-45 и малые Х-2000.

Сухой представил вариант Т-4 с изменяемой геометрией крыла, получивший название Т-4М. Из-за расположения двигателей, оружие придется носить снаружи. Сухой отказался от проекта и начал новую программу под названием Т-4МС. хотя ничего общего с исходным Т-4 не имел. Т-4МС был бы способен удовлетворить требования и нести две ракеты Х-45 внутри бомбоотсека, а также две Х-45 снаружи.

Конструкторское бюро Мясищева было расформировано, когда в 1960 г. прекратились работы по проекту М-50 «Баундер». В октябре 1966 г. он был восстановлен под названием ЭМЗ — Экспериментальный машиностроительный завод. Мясищев работал над четырьмя различными проектами под обозначением М-20 в 1967-1968 годах.

Туполев, который формально назывался Московский машиностроительный завод «Опыт», присоединился к Сухому и Мясищеву в в поисках сверхзвукового стратегического бомбардировщика. У конструкторской группы Туполева были наилучшие шансы, из-за опыта КБ с бомбардировщиками 19 века.30 с. В отличие от других, Туполев начал проектирование, не ориентируясь на технические характеристики. дано правительством. Туполев считал, что бомбардировщик со скоростью от 3,0 до 3,2 Маха по сравнению с 2,3 Маха не компенсирует стоимость. конструкции и технологии. В начале 1970-х годов Туполев подготовил серию летательных аппаратов, получивших обозначение 160М, которые были основаны на современном сверхзвуковом авиалайнере Ту-144 с треугольным крылом.

В 1972 году ВВС выбрали Сухого победителем, однако оказалось, что проект с такими характеристиками не был реализован. возможный. Поэтому было принято решение начать второй этап конкурса. Максимальная скорость была снижена до 2,3 Маха, что позволило Проект летающего крыла Туполева 160М для участия в конкурсе. Мясищев пришел с М-18, основанным на конструкции М-20, которая имел крыло изменяемой геометрии. Сухой отказался от конкурса и решил сосредоточиться на истребительной авиации.

ВВС выбрали М-18 из-за его конструкции крыла с изменяемой геометрией, и эта конструкция была поддержана ЦАГИ (крупный и мощный советский научно-технический институт) и Научно-технический совет при Министерство авиационной промышленности. Туполевский «летающее крыло» был однорежимным самолетом, и ВВС требовали бомбардировщик, следующий сложному профилю полета, а также иметь возможность приземляться на «меньшем» аэродроме.

Проект-победитель Мясищева был разработан КБ Туполева, потому что коллектив первого был слишком мал. В 1973 первый проект Ту-160 был подготовлен Туполевым на основе проекта изменяемой геометрии М-18. Дизайн был постепенно совершенствовались, и Туполев начал отбор авиационных систем совместно с научными и государственными научно-исследовательских институтов. Сначала был выбран двигатель НК-25 Ту-22М3, но потребовался большой расход топлива. новая разработка. В 1980 году первый Нк-32 был испытан на Ту-142, а производство началось в 1983 году.

Алексей Туполев (сын Андрея Туполева, основателя конструкторского бюро) руководил программой проектирования Ту-160 на начальном этапе период, в 1975 Валентин Близнюк был назначен главным конструктором и продолжает руководить программой по сей день. В 1977 году Эскизный проект и натурный макет переданы на согласование в госкомиссию. На этом этапе самолет будет нести две ракеты Х-45. Во время переговоров по Договору об ограничении стратегических наступательных вооружений II (ОСВ-2) в конце В 1970-х годах на Западе впервые были раскрыты планы нового стратегического бомбардировщика и название Ту-160.

Когда Советы узнали об американской крылатой ракете AGM-86 ALCM-B, потребность в Х-45 в качестве основного вооружения для От Ту-160 отказались и разработали стратегическую (ядерную) версию крылатой ракеты Х-55. Ту-160 вооружение теперь будет состоять из 12 ракет Х-55СМ, альтернативой может быть от 12 до 24 ракет Х-15. Хотя было достаточно время для проектирования отсеков для оружия после того, как планы по Х-45 были отброшены, конструкция Ту-160 сохранила свои длинные отсеки для оружия. Х-55СМ и Х-15 намного короче, и их можно запускать только с открытыми передними более длинными дверцами (каждый оружейный отсек имеет четыре дверцы). Один Причиной может быть возможность размещения ракет «Метеорит-А» на Ту-160, но эти ракеты не прошли испытания.

Первоначально для Ту-160 предлагалась традиционная система самообороны, включающая хвостовую турель с 30-мм пушкой ГСг-6-30. Однако проектировщик заменил планы позже при разработке системы «Байкал». Также в планах Р-77 средней дальности были брошены ракеты класса «воздух-воздух».

Программа была принята в 1977 году, и Туполев начал производство трех прототипов. Хотя самолеты собирались у Туполева мастерской в ​​Москве, узлы производились на других заводах. Однако первый опытный образец 70-01, предназначенный для полета отработка основных летных характеристик прошла с некомплектным оборудованием. Опытный образец 70-02 был построен для статических испытаний. Прототип 70-03 был практически аналог серийного самолета. 70-01 достроен в Жуковском 19 января.81. 14 ноября самолет впервые вырулил на взлетно-посадочную полосу после нескольких месяцев тестирования. 25 ноября 1981 г. самолет был сфотографирован рядом с двумя Ту-144 пассажиром, приземляющимся на соседнем аэродроме. была первая фотография Ту-160, показанная миру.

В пятницу 18 декабря 1981 г. Ту-160 70-01 совершил первый полет. Через три месяца был совершен первый сверхзвуковой полет. И во время одного из испытательных полетов была достигнута максимальная скорость 2200 км/ч. 70-01 можно отличить от других Ту-160 наличием длинный зонд на кончике носа. Внутри больше различий в оборудовании и конструктивных элементах. Работа над новыми материалами и инженерные методы, привели к отсрочке опытного образца 70-03, который не поднимался в воздух до 6 октября 19 г.84.

Серийное производство было начато на Ульяновском заводе, но вскоре было заменено на КАПО (Казанское авиационное производственное объединение) в г. в пользу производства Ан-124. Первый серийный Ту-160 вылетел из Казани 10 октября 1984 года. Первый самолет, поступивший на вооружение. вылетел из Казани 15 августа 1986 года.

23 апреля 1987 года этот самолет, а также второй экземпляр были доставлены в 184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный полк, базировавшийся в Аэродром Прилуки на Украине. Эскадрилья ранее эксплуатировала Ту-16 «Бэджер», поэтому получила небольшое количество Ту-22М3 «Бэкфайр-С» для подготовки экипажей на высоких сверхзвуковых бомбардировщиках с крылом изменяемой геометрии. Позже Ту-134УБЛ посвятили Учебно-тренировочный самолет Ту-160 заменил Ту-22М. В конце 1991, в 184-м полку было две эскадрильи и всего было 19 Ту-160. доставленный.

Впервые Ту-160 был продемонстрирован публике 20 августа 1989 года, когда пролетал над аэродромом Тушино в Москве. Первая площадка Презентация состоялась в августе 1992 года на МосАэрошоу в Жуковском. Его международный дебют состоялся на Парижском авиасалоне в июне 1995 года. где он был представлен как космический носитель космического корабля «Бурлак» с макетом «Бурлака» под брюхом.

После распада Советского Союза украинский парламент взял под свой контроль все воинские части, базирующиеся в его стране. На 184-й бомбардировочный полк это поначалу не повлияло. Но в 1992 25% пилотов и личного состава принесли присягу Украина. На авиабазе Энгельс в России был сформирован первый российский полк Ту-160. У России осталось всего три Ту-160 в Казани. фабрика. 16 февраля первые прибыли на авиабазу Энгельс, но из-за отсутствия пилотов только 29 июля 1992 г., когда первый Ту-160 взлетел из Энгельса. Производство в Казани продолжалось недолго, пока у ВВС не кончились деньги и в июне 1994 года шестой и последний Ту-160 ушел с завода в Энгельс. В Казани остались четыре недостроенных планера.

Украинские 19 Ту-160 из 184-го полка совершили лишь небольшое количество боевых вылетов под украинским флагом, прежде чем были остановлены из-за отсутствие технической поддержки со стороны Туполева и производителей, нехватка топлива. Также на Украине не было областей подходит для тренировок со стратегическими ракетами. Украина не могла содержать самолеты и не нуждалась в них. Переговоры с Россией начались в 1991 году серьезные поставки самолетов. Когда в 1998 году договоренность достигнута не была, Украина решила утилизировать самолет. Первый Ту-160 разделали 19 ноября.98.

В апреле 1999 г. Россия предложила выкупить восемь Ту-160 и три Ту-95МС «Медведи», также находившихся в лучшем техническом состоянии. как 575 ракет Х-55 и Х-55СМ, документация и наземное оборудование. 6 октября 1999 г. было подписано соглашение, и в общей сложности 285 миллионов долларов США было вычтено из непогашенных платежей Украины России за поставку природного газа. 5 ноября первый два бомбардировщика Ту-160 и Ту-95МС приземлились на авиабазе Энгельс. Последние два Ту-160 «Блэкджек» прибыли в Энгельс 21 февраля 2000 года. Из 11 самолетов Ту-160, оставшихся на Украине, один служит надвратным памятником (26 красных), а остальные 10 были разрезаны. Последний Украинский Ту-160 был распилен в 2001 году.

Все самолеты прошли капитальный ремонт на Казанском заводе в течение 2001 года. 5 мая 2000 года еще один самолет, который был почти готов до производство прекращено, завершено и введено в эксплуатацию в Энгельсе под номером «07». 121-й гвардейский тяжелый бомбардировочный полк имел в своем составе 15 Ту-160 «Блэкджек». после всего восемь украинских Ту-160 были возвращены в строй.

Общее количество построенных Ту-160 Блэкджек на конец 2000 г. составило 35, в том числе 3 опытных образца, построенных в Москве, и 32 серийных.