Авиационная ракета Х-66 | Ракетная техника
- Ракетная техника
- Каталог
- Авиационная ракета Х-66
С увеличением скорости и высоты полёта самолётов фронтовой авиации точность применения традиционного оружия резко снизилась. Одновременно шло совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск. Всё это привело к необходимости разработки нового вида вооружения — управляемых авиационных ракет.
Первой тактической ракетой должна была стать Х-23 с радиокомандным наведением, но её разработка в ОКБ-134 затянулась из-за проблем с системой наведения. Тогда весной 1966 года КБ завода №455 (позже ОКБ «Звезда») выступило с предложением создать ракету для фронтовой авиации на основе уже отработанного способа наведения по радиолокационному лучу. Проектирование Х-66 («изделие 66») велось под руководством Ю.Н.Королёва и Г.И.Хохлова. Официально работы были начаты по приказу министра авиационной промышленности П.В. Дементьева от 12.03.1966.
Исключительная успешность, а также небольшие сроки разработки и испытаний ракеты Х-66 определялись ее широкой преемственностью по отношению к разработанной ранее технике — вновь создаваемыми основными элементами ракеты были только корпуса отсеков и боевая часть. Были использованы некоторые узлы от ранее созданных ракет: бортовая радиокомандная аппаратура и узел подвески от РС-2УС, двигатель от Р-8. Уже в 1966 году было создано две телеметрические и восемь боевых ракет. В 1967 г. МиГ-21ПФ №9400415 был переоборудован для летных испытаний начатых после осуществления трех пусков с использованием наземной пусковой установки. На этапе А завершенном в середине года с самолета было выполнено семь автономных пусков с пикирования и в горизонт. Начиная с сентября 1967 года, в рамках совместных летных испытаний, было осуществлено 25 запусков по наземным целям. Во время отработки устранили плохую стабилизацию по крену и ненадежность работы взрывателя. Испытания осуществляли летчики Г.Ф. Фастовец, Г.
В 1968 году изготовили несколько десятков Х-66, а в последующие выпуск «изделия 66» на калининградском заводе увеличился на порядок. В дальнейшем разрабатывавшиеся КБ «Звезда» ракеты осваивались в серийном производстве на КМЗ «Стрела». Это способствовало оперативному устранению нестыковок возникавших между проектной и технологической документацией, активной «обратной связи» между производством и конструкторским коллективом. Такое взаимодействие способствовало дальнейшему совершенствованию ракеты после официального принятия ее на вооружение.
Отличные результаты стрельб позволили рекомендовать данную ракету к принятию на вооружение. Это было сделано по Постановлению Правительства от 14 мая 1968 года и в соответствии с приказом главы Минобороны от 20 июня. Максимальная дальность ракеты, согласно этих официальных документов, достигала 8 километров при предельном отклонении от 2,5 до 5 метров. Вероятность поражения цели при залповом выстреле двух ракет оценивалась в 0,36—0,7.
Опытные летчики, используя ракеты Х-66, уверенно поражали цели. Например, во время демонстрации новой техники правительственной комиссии В.Г. Плюшкин первой ракетой поразил цель — кабину РЛС.
Х-66 применялась на самолётах МиГ-21ПФМ, МиГ-21ПФС, в дальнейшем на её базе была разработана ракета Х-23.
Состав:
Ракета Х-66 выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей (см. проекции) и включает следующие функциональные системы:
- планер. Выполнен из алюминиевых (25,5%) и магниевых (24,7%) сплавов, кроме корпусов двигателя и боевой части, выполненных из стали (43%), покрыт антикоррозийным покрытием и технологически разделен на шесть отсеков, четыре консоли крыла, каждая из которых имеет элерон, четыре руля и гаргрот;
- двигатель ПРД-204 (изделие З96-Пс64) — однокамерный однорежимный твердотопливный ракетный двигатель с вкладным пороховым зарядом.
ПРД-204, был разработан на базе ПРД-25 ракеты К-8М класса «воздух—воздух». Основным отличием двигателя Х-66 от прототипа было применение двухсоплового блока вместо центрального сопла. Применение данной схемы было обусловлено размещением в хвосте ракет блока радиооборудования. Двигатель снаряжался цилиндрическим зарядом нитроглицеринового пороха НМФ-2 весом 62кг. Длина заряда составляла 870мм, внешний диаметр 244мм, диаметр центрального канала 44мм. Заряд не бронировался. Горение проходило по внутренней и наружной цилиндрическим поверхностям и с торцов. Двигатель ПРД-204 имел суммарный импульс 10850кгс, максимальную тягу 3500кг, время работы 4,0…6,7 с, массу снаряженную 118кг. - осколочно-фугасно-кумулятивную боевую часть Ф-66, состоящую из стального корпуса, в котором размещено снаряжение (взрывчатое вещество ТГ40) и имеется гнездо для взрывателя. Обеспечивает пробивание гомогенной брони толщиной до 250мм и поражение по типу «С» кабины РЛС в радиусе до 10 м;
- взрывательное устройство ЭВУ-Н-29, состоящее из взрывателя ЭВУ-Н-29, в литом корпусе которого размещены узел дальнего взведения и элементы электроцепи, и реакционного контакта.
Обеспечивает подрыв боевой части при встрече ракеты с преградой не ранее чем через 4…8 с после пуска; - аппаратуру управления и стабилизации. Она состоит из двух датчиков линейных ускорений ДА-11, двух рулевых блоков для управления по тангажу и курсу ДА-2СА и ДА-ЗСА, каждый из которых включал управляющий магнит, двухстепенной демпфирующий гироскоп, сопло с приемником воздушного давления и рулевую пневмомашинку, и одного блока крена ДА-1, содержащего интегрирующий гироскоп с арретиром, сопло и рулевую пневмомашинку с приемником воздушного давления;
- аппаратуру наведения 5И-1-Б, состоящую из штыревой антенны, высокочастотной части приемного устройства, приемника и блока управления и обеспечивающую прием радиосигналов с бортовой РЛС носителя и сигналов датчиков линейных ускорений ДА-11 и преобразование их в управляющие токи распределенные по каналам управления;
- воздушную систему, состоящую из пневмоблока, трубопроводов для подвода воздуха к блоку крена для раззаретирования гироскопа и обеспечения работа рулевой машинки, а также раззаретирования датчиков ускорений, коллектора и трубопроводов для подвода воздуха в рабочие цилиндры рулевых блоков раскрутки демпфирующих гироскопов, раззаретирования рулей;
- электросистему, состоящую из аккумуляторной батареи 949Ф, электрооборудования и электросети.

Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, а также технологическую взамозаменяемость ее агрегатов и отсеков, что достигается размещение аппаратуры в виде отдельных блоков:
- 1-й отсек представляет собой реакционный контакт электровзрывательного устройства, выполненный в виде двух изолированных один от другого конусов;
- 2-й отсек выполнен из двух частей, в которых установлены рулевые блоки ДА-2С и ДА-ЗС (или ДА-2СА и ДА-ЗСА), предохранительный механизм с чекой, бортовой источник электропитания. На корпусе отсека крепятся рули;
- 3-й отсек представляет собой боевую часть, с заднего торца которой установлен взрыватель;
- 4-й отсек — пороховой ракетный двигатель. На корпусе отсека размещены контакты запуска двигателя и узлы подвески под носитель;
- 5-й отсек — место размещения блока крена ДА-1 А, двух датчиков линейных ускорений, пневмоблока, элементов электрооборудования. На корпусе отсека находятся узлы крепления консолей крыла, а вверху имеются бортовой и контрольный электроразъемы;
- 6-й отсек — место размещения аппаратуры наведения.

Основными целями ракеты Х-66 являлись ракетные установки, кабины РЛС, бронемашины, железнодорожные эшелоны и малотоннажные корабли. После обнаружения цели летчик пикировал на нее, прицеливаясь по коллиматорному прицелу ПКИ с неподвижной маркой, при этом луч РЛС РП-21М был «закреплен» и совпадал с прицельной маркой. Пуск ракет возможен с пикирования под углом 10…30° как одиночно, так и залпом.
После нажатия боевой кнопки включается часовой механизм программного регулирования усиления по дальности и мощности поступающего на борт радиосигнала, происходит запуск двигателя, ракета сходит с направляющей и летит автономно, стабилизируясь вокруг продольной оси. Примерно через 1,5 с после схода с пускового устройства Х-66 входит в луч бортовой РЛС носителя и аппаратура наведения начинает вырабатывать сигналы для удержания ее на равносигнальной линии радиолуча. Аппаратура радиоуправления Х-66 представляла собой два независимых идентичных канала, обеспечивавших выработку сигналов управления ее движением в двух перпендикулярных плоскостях.
Единственным носителем ракеты Х-66 был самолет МиГ-21ПФМ, который мог брать две ракеты, размещавшиеся на правой и левой подкрыльевых точках подвески на пусковых устройствах АПУ-68У. На точность наведения влияли как сам способ наведения, зависящий от дальности, так и состав оборудования носителя, не имевшего САУ, позволяющей демпфировать собственные колебания самолета и, следовательно, радиолуча. Центральная марка прицела на предельных дальностях закрывала малоразмерную цель, мешая прицеливанию.
Х-66 стала первой серийной отечественной авиационной ракетой, предназначенной для поражения наземных целей. Её отличала невысокая точность попадания и возможность применения лишь при хорошей видимости цели.
Пуск и наведение ракеты Х-66 усложняли пилотирование самолёта и сковывали манёвр (маневрирование могло привести к уходу ракеты из узкого радиолуча и потере управления).
Серийное производство ракеты началось на Калининградском машиностроительном заводе в 1968 г., и к 1972 г. было выпущено 1175 ракет данного типа. После 1972 г. в процессе серийного производства на Х-66 стали устанавливать:
- двигатель ПРД-228 (изделие 393-11) с ракеты Х-23, имевший по сравнению с ПРД-204 более высокие энергетические и эксплуатационные характеристики. Он допускал 50 взлетов-посадок вместо 5, мог использоваться в тропических условиях и при кинетическом нагреве ±150 °С;
- ампульный пневмоблок (с ракеты Х-23) вместо пневмоблока, что привело к доработкам в воздушной системе ракеты;
- блок питания МБП-66 (включает две термохимические батареи 9Б16) вместо батареи 949Ф, что вызвало изменения в электрооборудовании и электросхеме ракеты и позволило повысить дальность прицельного пуска до 10 км и время управляемого полета до 19с.

Как отмечалось выше, наведение Х-66 обеспечивалось длительным (до 20 секунд) удержанием прицела а, следовательно, и фюзеляжа самолета в направлении цели. При маловысотном полете необходимом для поражения цели самолет подвергается значительным возмущениям, которые существенно снижали точность Х-66. В связи с этим в 1972— 1976 годах для самолета МиГ-21ПФМ была разработана модификация радиолокатора РП-21МИ с системой демпфирования луча РЛС. По результатам испытаний, которые подтвердили повышение точности ракет в 1,8—2 раза, ее рекомендовали в серию, однако Х-66 в это время снималась с производства, а позднее и с вооружения.
Другая разработка, которая должна была расширить область применения ракет Х-66, также запоздала с реализацией. Данная ракета применялась исключительно с самолетов МиГ-21, однако в качестве основы фронтовой авиации в то время рассматривались самолеты Су-7, а в дальнейшем — МиГ-23 и Су-17. В связи с этим в 1973 году была разработана контейнерная система «Луч», обеспечившая применение ракет Х-66 с любых носителей.
В следующем году «Луч» прошел испытания на самолете МиГ-23М №608. Однако к этому моменту была завершена разработка радиокомандной ракеты Х-23, отрабатывалась Х-25 наводимая по лазерному лучу, а ракета Х-66 рассматривалась как неперспективная.
Характеристики:
| выпуска 1969г. | выпуска 1974г. | |
| Габариты, мм: длина диаметр фюзеляжа размах оперения | 3631 275 811 | |
| Стартовая масса, кг | 278 | |
| Масса боевой части, кг | 103 | |
| Скорость полета, м/c: максимальная средняя (на дальности, км) минимальная конечная | 700 430-600 (6) 300 | 700 420-570 (8) 300 |
| Дальность пуска, км: максимальная минимальная | 6 3 | 10 3 |
| Время управляемого полёта, с | до 15 | до 25 |
| Располагаемая перегрузка, g | 11 | |
| Точность (Екно), м | 8. 2 | |
| Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч | 560-1100 | |
| Диапазон высот применения, м | 50-5000 | |
Источники:
- Карпенко А.В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. — 2000. — №1. — С. 18.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». — М.: «Экспринт», 2005. — С. 5-6.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля» // М-Хобби. — 2002. — № 3. — С. 32-36.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 338
- Ангельский Р. Звезда сияла в Королеве, «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра», 2005.- №5
Классификация:
Дальность:
10 км.
Год разработки:
1968
Аналоги по назначению и базированию:
С увеличением скорости и высоты полёта самолётов фронтовой
авиации точность применения традиционного оружия резко снизилась. Первой тактической ракетой должна была стать Х-23 с
радиокомандным наведением, но её разработка в ОКБ-134 затянулась из-за проблем
с системой наведения. Тогда весной 1966 года КБ завода №455 (позже ОКБ «Звезда»)
выступило с предложением создать ракету для фронтовой авиации на основе уже
отработанного способа наведения по радиолокационному лучу. Проектирование Х-66
(«изделие 66») велось под руководством Ю.Н.Королёва и Г.И.Хохлова. Для сокращения
сроков проектирования были использованы некоторые узлы от ранее созданных ракет:
бортовая радиокомандная аппаратура и узел подвески от РС-2УС, двигатель от Р-8.
В сентябре того же года начались испытания ракеты на самолёте МиГ-21.
После устранения выявленных недостатков завод №455 приступил к серийному
производству. Х-66 построена по нормальной аэродинамической схеме. Боевая часть комбинированная: состояла из кумулятивной головки и осколочно-фугасной основной части. Силовая установка состояла из ракетного твердотопливного двигателя с двухсопловым блоком. Привод рулевых машинок рулей и элеронов осуществлялся от баллона со сжатым воздухом (заполнялся на заводе-изготовителе до 400 ата). Электропитание систем осуществлялось от ампульной батареи, электролит в которую поступал в момент пуска ракеты. Применялась с подкрыльевых пусковых устроств АПУ-68У. Система наведения радиокомандная по радиолучу по методу трёх точек. Для наведения ракеты использовалась самолётная станция наведения РП-21 (РП-21М). Х-66 могла применяться только с пикирования. После пуска ракеты маршевый
двигатель сначала разгонял её до 440 м/с, а затем переходит на маршевый режим
(форма пороховой шашки двигателя была подобрана так, что по мере выгорания
топлива поверхность горения уменьшалась). Х-66 стала первой серийной отечественной авиационной ракетой, предназначенной для поражения наземных целей. Её отличала невысокая точность попадания и возможность применения лишь при хорошей видимости цели. Её пуск и наведение усложняли пилотирование самолёта и сковывали манёвр (маневрирование могло привести к уходу ракеты из узкого радиолуча и потере управления ею). Х-66 применялась на самолётах МиГ-21ПФМ, МиГ-21ПФС. На её базе разработана ракета Х-23. Технические характеристики
Литература
|
2,75-дюймовые ракеты воздушного базирования
2,75-дюймовые ракеты воздушного базирования| Справочник военных ракет и ракет США Приложение 4: Транспортные средства без обозначений |
| 2,75-дюймовые ракеты |
| |
| Copyright © 2003-2006 Андреас Парш |
Неуправляемые ракеты воздушного базирования диаметром 2,75 дюйма (70 мм) были первоначально разработаны в конце 19 века.
40-е годы по NOTS (испытание военно-морских боеприпасов
Станция) на Чайна-Лейк. Ракеты предполагалось использовать в качестве более мощных дополнений и/или замен пушек как в воздухе, так и в воздухе.
применения «воздух-земля». На сегодняшний день изготовлено много миллионов реактивных снарядов, и последние версии до сих пор широко используются вооруженными силами.
все вооруженные силы США.
Обозначение Примечание: Официальные обозначения не присвоены
до полноразмерных 2,75-дюймовых ракет. Вместо этого тип ракеты обычно определяется по обозначению узла двигателя,
который является основным корпусом ракеты и включает в себя сопло и стабилизаторы. Различные боеголовки обычно можно использовать со всеми доступными
двигателей и, по-видимому, часто устанавливаются на ракеты в полевых условиях незадолго до фактического использования. Поэтому было видимо
сочли ненужным присваивать обозначения каждой конкретной комбинации ракеты и полезной нагрузки. На самом деле, оригинальное издание
текущая система обозначений для ракет и ракет явно исключена
неуправляемые ракеты прямой видимости из системы.
2,75-дюймовая ракета FFAR (Folding-Fin Aircraft Rocket) была первоначально разработана NOTS как оружие класса «воздух-воздух», предназначенное для использования
перехватчики против тяжелых бомбардировщиков. Залп ракет считался гораздо более эффективным, чем поток пушечных снарядов.
Первоначальной моделью ракеты была MK 4 , которая была стабилизирована вращением и имела четыре откидных стабилизатора вокруг сопла. Установлен
с осколочно-фугасной боевой частью массой 2,7 кг широко применялся в 1950-е годы как ракета класса «воздух-воздух» Mighty Mouse на перехватчиках ВВС США.
как у F-86D Sabre , F-89J Scorpion , F-94C Starfire и F-102A Delta Dagger . Общая длина
MK 4 Mighty Mouse был 1,2 м (4 фута) и весил 8,4 кг (18,5 фунта). Максимальная дальность была около 6000 м (6500 ярдов), но
эффективная дальность была больше похожа на 3400 м (3700 ярдов). Точность ракеты была относительно низкой, поскольку ее скорость и скорость вращения
были слишком низкими, чтобы эффективно противостоять гравитационному падению, боковому ветру и рассеиванию.
| Фото: via Ordway/Wakeford Вскоре 2,75-дюймовая ракета была адаптирована для использования в классе «воздух-земля», и были разработаны различные боеголовки. К ним относятся более тяжелые Осколочно-фугасные M151 и M229 HE, флешета WDU-4 / A и различные дымовые боеголовки для маркировки цели и / или зажигательного воздействия. (список 2,75-дюймовых ракетных боеголовок см. в таблице в разделе MK 66 ниже). 2,75-дюймовая ракета также был принят Армия и Корпус морской пехоты США в качестве основного оружия для своих вооруженных вертолетов. Для лучшей производительности при запуске с этих медленных платформ, 9Разработан мотор 0006 MK 40 . Имеет модифицированную насадку для большего вращения и, следовательно, более высокой точности. За исключением специализированных установок на ранних скоростных перехватчиках, почти исключительно использовались ракеты MK 4/40. из многотрубных пусковых установок. Было использовано большое разнообразие этих стручков, и наиболее важными из них были:
![]() Серия LAU обычно использовалась самолетами с неподвижным крылом ВВС и ВМФ, а пусковые установки серии M использовались на армейских вертолетах. Большинство (возможно, все) этих контейнеров можно было использовать с ракетами MK 4 или MK 40.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

ПРД-204, был разработан на базе ПРД-25 ракеты К-8М класса «воздух—воздух». Основным отличием двигателя Х-66 от прототипа было применение двухсоплового блока вместо центрального сопла. Применение данной схемы было обусловлено размещением в хвосте ракет блока радиооборудования. Двигатель снаряжался цилиндрическим зарядом нитроглицеринового пороха НМФ-2 весом 62кг. Длина заряда составляла 870мм, внешний диаметр 244мм, диаметр центрального канала 44мм. Заряд не бронировался. Горение проходило по внутренней и наружной цилиндрическим поверхностям и с торцов. Двигатель ПРД-204 имел суммарный импульс 10850кгс, максимальную тягу 3500кг, время работы 4,0…6,7 с, массу снаряженную 118кг.
Обеспечивает подрыв боевой части при встрече ракеты с преградой не ранее чем через 4…8 с после пуска; 


2
Одновременно
шло совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск. Всё
это привело к необходимости разработки нового вида вооружения — управляемых
авиационных ракет. В СССР работы по созданию такого оружия начались с некоторым
опозданием после отставки Н.С.Хрущова в 1964 году.
Ракета принята на вооружение в 1968 году.
Гироскопы системы управления сначала
стабилизировали ракету по крену движениями элеронов. Затем система управления
переходила в режим наведения, парируя рулями отклонения от радиолуча по сигналам
измерительных потениометров (траектория полёта была практически прямой).
Предусматривалась возможность пуска двух ракет залпом (во избежание столкновения
с направляющих они сходили с интервалом 0,4-0,6 с).
В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. — 2000. — №1. — С. 18.
Поэтому MK 66 иногда называют
WAFAR (Воздушная ракета с обтекаемым оперением) вместо FFAR. MK 66 имеет более высокую тягу и скорость вращения, чем MK 4/40,
увеличение эффективной дальности и точности. Оригинал 9Версия 0006 MK 66 MOD 0 была готова в 1972 году, но серийно не производилась.
Первыми серийными версиями были MK 66 MOD 1 для армии США, а затем MK 66 MOD 2 для ВВС США и США.
Военно-морской. MOD 2 (разработка и серийное производство с 1981 г. и январь 1986 г. соответственно) сделал двигатель HERO
(Опасность электромагнитного излучения боеприпасов) безопасно. Безопасность HERO предотвращает случайное зажигание двигателя из-за паразитных электромагнитных помех.
поля, подобные тем, которые излучает радар. MK 66 MOD 3 — безопасная версия HERO MOD 1 для армии.
Разработка текущего MK 66 MOD 4 , предназначенного для использования всеми вооруженными силами, началась в 1991 году.
Декабрь 1999 г., и в настоящее время является стандартным двигателем для 70-мм ракет воздушного базирования США.
Имеет внутренние изменения, в том числе новый инициатор
и воспламенитель для дальнейшего повышения безопасности HERO.
Обе пусковые установки тепловые
защищены и поддерживают стрельбу в одиночном и пульсирующем режимах. Контейнеры ВВС США для MK 66 — это 7-зарядные LAU-131/A и 19-зарядные LAU-130/A,
а текущие 70-мм LWL (легкие пусковые установки) армии США — это M260 (7 патронов) и M261 (19 снарядов). Все остальные 2,75-дюймовые ракетные блоки
фактически больше не используются, предположительно, потому, что они несовместимы с двигателем MK 66.
в настоящее время используется ВМС США:
0 cm (55.13 in)
Армии требовалось небольшое и точное оружие против незащищенных точечных целей, особенно в условиях окружающей среды.
с высоким риском побочного ущерба, например, в городских боях.
Чтобы выполнить APKWS , управляемая разработка ракеты Hydra 70 (также известной как LCPK (Low Cost Precision
Kill) 2,75-дюймовая ракета). Эта ракета будет использовать двигатель MK 66 с новым блоком боевой части/наведения и будет
следовательно, быть мгновенно совместимым со всеми существующими 70-мм ракетными установками, имеющимися на вооружении США.
, но из-за значительных задержек из-за отсутствия финансирования эта дата была перенесена.
далее в будущее несколько раз. В сентябре 2002 года программа APKWS была пересмотрена, чтобы охватить весь спектр ракет MK 66,
а потому и включены все неуправляемые ракеты 9-го0005 Hydra 70 семейство. Первый
оперативной управляемой ракетой APKWS должен был быть вариант M151 (также известный как APKWS Block I), но секция наведения была
ожидается, что она будет совместима и с другими боеголовками.
для доработки, испытаний и начального производства ракеты APKWS II . Проект BAE представляет собой ракету с лазерным наведением, использующую
так называемая полуактивная лазерная головка с распределенной апертурой (DASALS). Внешне он похож на оригинал General Dynamics. Дизайн APKWS .
Еще одна проблема с текущим двигателем MK 66 заключается в том, что
вторичное сгорание выхлопных газов, что привело к ограничению стрельбы на АН-64 Вертолет Apache для предотвращения
скачки двигателя. Двигатель MK 66 MOD 6 (информация о MOD 5 отсутствует) включает внутренние изменения, которые
значительно уменьшить эту проблему. MOD 6 прошел испытания, и его планировалось запустить в производство в 2004 году.
*
, 19.88
(Пламенное штурмовое наплечное оружие). M202A1 — переносная ракетная установка, разработанная для
заменить обычные огнеметы в армии США. М74 размещалась в одноразовых обоймах по четыре ракеты в каждой.
M202A1 мог запускать от одной до четырех ракет в полуавтоматическом режиме с интервалом в одну секунду. Максимальная дальность полета M74 составляла около 750 м (820 ярдов),
но эффективная дальность сильно зависела от фактического характера и размера цели. Минимальная безопасная дальность составляла 20 м (22 ярда) из-за
радиус разбрызгивания ДТС при ударе. Из M202A1 можно было стрелять из положения стоя, с колена или лежа, но он имел значительный
опасная зона за оператором (около 15х15 м) из-за ответного удара ракеты.