Авиационная ракета Х-66 | Ракетная техника

  1. Ракетная техника
  2. Каталог
  3. Авиационная ракета Х-66

С увеличением скорости и высоты полёта самолётов фронтовой авиации точность применения традиционного оружия резко снизилась. Одновременно шло совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск. Всё это привело к необходимости разработки нового вида вооружения — управляемых авиационных ракет.

Первой тактической ракетой должна была стать Х-23 с радиокомандным наведением, но её разработка в ОКБ-134 затянулась из-за проблем с системой наведения. Тогда весной 1966 года КБ завода №455 (позже ОКБ «Звезда») выступило с предложением создать ракету для фронтовой авиации на основе уже отработанного способа наведения по радиолокационному лучу. Проектирование Х-66 («изделие 66») велось под руководством Ю.Н.Королёва и Г.И.Хохлова. Официально работы были начаты по приказу министра авиационной промышленности П.В. Дементьева от 12.03.1966.

Исключительная успешность, а также небольшие сроки разработки и испытаний ракеты Х-66 определялись ее широкой преемственностью по отношению к разработанной ранее технике — вновь создаваемыми основными элементами ракеты были только корпуса отсеков и боевая часть. Были использованы некоторые узлы от ранее созданных ракет: бортовая радиокомандная аппаратура и узел подвески от РС-2УС, двигатель от Р-8. Уже в 1966 году было создано две телеметрические и восемь боевых ракет. В 1967 г. МиГ-21ПФ №9400415 был переоборудован для летных испытаний начатых после осуществления трех пусков с использованием наземной пусковой установки. На этапе А завершенном в середине года с самолета было выполнено семь автономных пусков с пикирования и в горизонт. Начиная с сентября 1967 года, в рамках совместных летных испытаний, было осуществлено 25 запусков по наземным целям. Во время отработки устранили плохую стабилизацию по крену и ненадежность работы взрывателя. Испытания осуществляли летчики Г.Ф. Фастовец, Г.

А. Горовой, М.М. Комаров и др.

В 1968 году изготовили несколько десятков Х-66, а в последующие выпуск «изделия 66» на калининградском заводе увеличился на порядок. В дальнейшем разрабатывавшиеся КБ «Звезда» ракеты осваивались в серийном производстве на КМЗ «Стрела». Это способствовало оперативному устранению нестыковок возникавших между проектной и технологической документацией, активной «обратной связи» между производством и конструкторским коллективом. Такое взаимодействие способствовало дальнейшему совершенствованию ракеты после официального принятия ее на вооружение.

Отличные результаты стрельб позволили рекомендовать данную ракету к принятию на вооружение. Это было сделано по Постановлению Правительства от 14 мая 1968 года и в соответствии с приказом главы Минобороны от 20 июня. Максимальная дальность ракеты, согласно этих официальных документов, достигала 8 километров при предельном отклонении от 2,5 до 5 метров. Вероятность поражения цели при залповом выстреле двух ракет оценивалась в 0,36—0,7.

МиГ-21 комплектовался четырьмя ракетами Х-66. Их пуск осуществлялся с интервалом 0,4—0,6 с.

Опытные летчики, используя ракеты Х-66, уверенно поражали цели. Например, во время демонстрации новой техники правительственной комиссии В.Г. Плюшкин первой ракетой поразил цель — кабину РЛС.

Х-66 применялась на самолётах МиГ-21ПФМ, МиГ-21ПФС, в дальнейшем на её базе была разработана ракета Х-23.

Состав: 

Ракета Х-66 выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей (см. проекции) и включает следующие функциональные системы:

  • планер. Выполнен из алюминиевых (25,5%) и магниевых (24,7%) сплавов, кроме корпусов двигателя и боевой части, выполненных из стали (43%), покрыт антикоррозийным покрытием и технологически разделен на шесть отсеков, четыре консоли крыла, каждая из которых имеет элерон, четыре руля и гаргрот;
  • двигатель ПРД-204 (изделие З96-Пс64) — однокамерный однорежимный твердотопливный ракетный двигатель с вкладным пороховым зарядом.   ПРД-204, был разработан на базе ПРД-25 ракеты К-8М класса «воздух—воздух». Основным отличием двигателя Х-66 от прототипа было применение двухсоплового блока вместо центрального сопла. Применение данной схемы было обусловлено размещением в хвосте ракет блока радиооборудования. Двигатель снаряжался цилиндрическим зарядом нитроглицеринового пороха НМФ-2 весом 62кг. Длина заряда составляла 870мм, внешний диаметр 244мм, диаметр центрального канала 44мм. Заряд не бронировался. Горение проходило по внутренней и наружной цилиндрическим поверхностям и с торцов. Двигатель ПРД-204 имел суммарный импульс 10850кгс, максимальную тягу 3500кг, время работы 4,0…6,7 с, массу снаряженную 118кг.
  • осколочно-фугасно-кумулятивную боевую часть Ф-66, состоящую из стального корпуса, в котором размещено снаряжение (взрывчатое вещество ТГ40) и имеется гнездо для взрывателя. Обеспечивает пробивание гомогенной брони толщиной до 250мм и поражение по типу «С» кабины РЛС в радиусе до 10 м; 
  • взрывательное устройство ЭВУ-Н-29, состоящее из взрывателя ЭВУ-Н-29, в литом корпусе которого размещены узел дальнего взведения и элементы электроцепи, и реакционного контакта. Обеспечивает подрыв боевой части при встрече ракеты с преградой не ранее чем через 4…8 с после пуска; 
  • аппаратуру управления и стабилизации. Она состоит из двух датчиков линейных ускорений ДА-11, двух рулевых блоков для управления по тангажу и курсу ДА-2СА и ДА-ЗСА, каждый из которых включал управляющий магнит, двухстепенной демпфирующий гироскоп, сопло с приемником воздушного давления и рулевую пневмомашинку, и одного блока крена ДА-1, содержащего интегрирующий гироскоп с арретиром, сопло и рулевую пневмомашинку с приемником воздушного давления; 
  • аппаратуру наведения 5И-1-Б, состоящую из штыревой антенны, высокочастотной части приемного устройства, приемника и блока управления и обеспечивающую прием радиосигналов с бортовой РЛС носителя и сигналов датчиков линейных ускорений ДА-11 и преобразование их в управляющие токи распределенные по каналам управления; 
  • воздушную систему, состоящую из пневмоблока, трубопроводов для подвода воздуха к блоку крена для раззаретирования гироскопа и обеспечения работа рулевой машинки, а также раззаретирования датчиков ускорений, коллектора и трубопроводов для подвода воздуха в рабочие цилиндры рулевых блоков раскрутки демпфирующих гироскопов, раззаретирования рулей; 
  • электросистему, состоящую из аккумуляторной батареи 949Ф, электрооборудования и электросети.

Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, а также технологическую взамозаменяемость ее агрегатов и отсеков, что достигается размещение аппаратуры в виде отдельных блоков: 

  • 1-й отсек представляет собой реакционный контакт электровзрывательного устройства, выполненный в виде двух изолированных один от другого конусов; 
  • 2-й отсек выполнен из двух частей, в которых установлены рулевые блоки ДА-2С и ДА-ЗС (или ДА-2СА и ДА-ЗСА), предохранительный механизм с чекой, бортовой источник электропитания. На корпусе отсека крепятся рули; 
  • 3-й отсек представляет собой боевую часть, с заднего торца которой установлен взрыватель; 
  • 4-й отсек — пороховой ракетный двигатель. На корпусе отсека размещены контакты запуска двигателя и узлы подвески под носитель; 
  • 5-й отсек — место размещения блока крена ДА-1 А, двух датчиков линейных ускорений, пневмоблока, элементов электрооборудования. На корпусе отсека находятся узлы крепления консолей крыла, а вверху имеются бортовой и контрольный электроразъемы; 
  • 6-й отсек — место размещения аппаратуры наведения.

Основными целями ракеты Х-66 являлись ракетные установки, кабины РЛС, бронемашины, железнодорожные эшелоны и малотоннажные корабли. После обнаружения цели летчик пикировал на нее, прицеливаясь по коллиматорному прицелу ПКИ с неподвижной маркой, при этом луч РЛС РП-21М был «закреплен» и совпадал с прицельной маркой. Пуск ракет возможен с пикирования под углом 10…30° как одиночно, так и залпом.

После нажатия боевой кнопки включается часовой механизм программного регулирования усиления по дальности и мощности поступающего на борт радиосигнала, происходит запуск двигателя, ракета сходит с направляющей и летит автономно, стабилизируясь вокруг продольной оси. Примерно через 1,5 с после схода с пускового устройства Х-66 входит в луч бортовой РЛС носителя и аппаратура наведения начинает вырабатывать сигналы для удержания ее на равносигнальной линии радиолуча. Аппаратура радиоуправления Х-66 представляла собой два независимых идентичных канала, обеспечивавших выработку сигналов управления ее движением в двух перпендикулярных плоскостях.

Бортовая аппаратура ракеты осуществляла управление и стабилизацию в плоскостях управления и стабилизацию по крену.В конце активного участка полета происходит полное взведение взрывателя и ракета полностью готова к подрыву, который происходит при ее встрече с преградой. До этого момента летчик должен удерживать марку прицела на цели.

Единственным носителем ракеты Х-66 был самолет МиГ-21ПФМ, который мог брать две ракеты, размещавшиеся на правой и левой подкрыльевых точках подвески на пусковых устройствах АПУ-68У. На точность наведения влияли как сам способ наведения, зависящий от дальности, так и состав оборудования носителя, не имевшего САУ, позволяющей демпфировать собственные колебания самолета и, следовательно, радиолуча. Центральная марка прицела на предельных дальностях закрывала малоразмерную цель, мешая прицеливанию. 

Х-66 стала первой серийной отечественной авиационной ракетой, предназначенной для поражения наземных целей. Её отличала невысокая точность попадания и возможность применения лишь при хорошей видимости цели.  Пуск и наведение ракеты Х-66 усложняли пилотирование самолёта и сковывали манёвр (маневрирование могло привести к уходу ракеты из узкого радиолуча и потере управления).

Серийное производство ракеты началось на Калининградском машиностроительном заводе в 1968 г., и к 1972 г. было выпущено 1175 ракет данного типа. После 1972 г. в процессе серийного производства на Х-66 стали устанавливать:

  • двигатель ПРД-228 (изделие 393-11) с ракеты Х-23, имевший по сравнению с ПРД-204 более высокие энергетические и эксплуатационные характеристики. Он допускал 50 взлетов-посадок вместо 5, мог использоваться в тропических условиях и при кинетическом нагреве ±150 °С;
  • ампульный пневмоблок (с ракеты Х-23) вместо пневмоблока, что привело к доработкам в воздушной системе ракеты;
  • блок питания МБП-66 (включает две термохимические батареи 9Б16) вместо батареи 949Ф, что вызвало изменения в электрооборудовании и электросхеме ракеты и позволило повысить дальность прицельного пуска до 10 км и время управляемого полета до 19с.

Как отмечалось выше, наведение Х-66 обеспечивалось длительным (до 20 секунд) удержанием прицела а, следовательно, и фюзеляжа самолета в направлении цели. При маловысотном полете необходимом для поражения цели самолет подвергается значительным возмущениям, которые существенно снижали точность Х-66. В связи с этим в 1972— 1976 годах для самолета МиГ-21ПФМ была разработана модификация радиолокатора РП-21МИ с системой демпфирования луча РЛС. По результатам испытаний, которые подтвердили повышение точности ракет в 1,8—2 раза, ее рекомендовали в серию, однако Х-66 в это время снималась с производства, а позднее и с вооружения.

Другая разработка, которая должна была расширить область применения ракет Х-66, также запоздала с реализацией. Данная ракета применялась исключительно с самолетов МиГ-21, однако в качестве основы фронтовой авиации в то время рассматривались самолеты Су-7, а в дальнейшем — МиГ-23 и Су-17. В связи с этим в 1973 году была разработана контейнерная система «Луч», обеспечившая применение ракет Х-66 с любых носителей. В следующем году «Луч» прошел испытания на самолете МиГ-23М №608. Однако к этому моменту была завершена разработка радиокомандной ракеты Х-23, отрабатывалась Х-25 наводимая по лазерному лучу, а ракета Х-66 рассматривалась как неперспективная.

Характеристики: 

  выпуска 1969г. выпуска 1974г.
Габариты, мм:
                  длина
                  диаметр фюзеляжа
                  размах оперения

3631
275
811
Стартовая масса, кг 278
Масса боевой части, кг 103
Скорость полета, м/c:
                 максимальная
                 средняя (на дальности, км)
                 минимальная конечная

700
430-600 (6)
300

700
420-570 (8)
300
Дальность пуска, км:
                 максимальная
                 минимальная

6
3

10
3
Время управляемого полёта, с до 15 до 25
Располагаемая перегрузка, g 11
Точность (Екно), м 8. 2
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 560-1100
Диапазон высот применения, м 50-5000

Источники: 

  • Карпенко А.В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. — 2000. — №1. — С. 18.
  • Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». — М.: «Экспринт», 2005. — С. 5-6.
  • Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля» // М-Хобби. — 2002. — № 3. — С. 32-36.
  • Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 338
  • Ангельский Р. Звезда сияла в Королеве, «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра», 2005.- №5

Классификация:

Дальность:

10 км.

Год разработки:

1968

Аналоги по назначению и базированию:

Х-66

С увеличением скорости и высоты полёта самолётов фронтовой авиации точность применения традиционного оружия резко снизилась. Одновременно шло совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск. Всё это привело к необходимости разработки нового вида вооружения — управляемых авиационных ракет. В СССР работы по созданию такого оружия начались с некоторым опозданием после отставки Н.С.Хрущова в 1964 году.

Первой тактической ракетой должна была стать Х-23 с радиокомандным наведением, но её разработка в ОКБ-134 затянулась из-за проблем с системой наведения. Тогда весной 1966 года КБ завода №455 (позже ОКБ «Звезда») выступило с предложением создать ракету для фронтовой авиации на основе уже отработанного способа наведения по радиолокационному лучу. Проектирование Х-66 («изделие 66») велось под руководством Ю.Н.Королёва и Г.И.Хохлова. Для сокращения сроков проектирования были использованы некоторые узлы от ранее созданных ракет: бортовая радиокомандная аппаратура и узел подвески от РС-2УС, двигатель от Р-8. В сентябре того же года начались испытания ракеты на самолёте МиГ-21. После устранения выявленных недостатков завод №455 приступил к серийному производству. Ракета принята на вооружение в 1968 году.

Х-66 построена по нормальной аэродинамической схеме. Боевая часть комбинированная: состояла из кумулятивной головки и осколочно-фугасной основной части. Силовая установка состояла из ракетного твердотопливного двигателя с двухсопловым блоком. Привод рулевых машинок рулей и элеронов осуществлялся от баллона со сжатым воздухом (заполнялся на заводе-изготовителе до 400 ата). Электропитание систем осуществлялось от ампульной батареи, электролит в которую поступал в момент пуска ракеты. Применялась с подкрыльевых пусковых устроств АПУ-68У. Система наведения радиокомандная по радиолучу по методу трёх точек. Для наведения ракеты использовалась самолётная станция наведения РП-21 (РП-21М).

Х-66 могла применяться только с пикирования. После пуска ракеты маршевый двигатель сначала разгонял её до 440 м/с, а затем переходит на маршевый режим (форма пороховой шашки двигателя была подобрана так, что по мере выгорания топлива поверхность горения уменьшалась). Гироскопы системы управления сначала стабилизировали ракету по крену движениями элеронов. Затем система управления переходила в режим наведения, парируя рулями отклонения от радиолуча по сигналам измерительных потениометров (траектория полёта была практически прямой). Предусматривалась возможность пуска двух ракет залпом (во избежание столкновения с направляющих они сходили с интервалом 0,4-0,6 с).

Х-66 стала первой серийной отечественной авиационной ракетой, предназначенной для поражения наземных целей. Её отличала невысокая точность попадания и возможность применения лишь при хорошей видимости цели. Её пуск и наведение усложняли пилотирование самолёта и сковывали манёвр (маневрирование могло привести к уходу ракеты из узкого радиолуча и потере управления ею).

Х-66 применялась на самолётах МиГ-21ПФМ, МиГ-21ПФС. На её базе разработана ракета Х-23.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения

3631
275
811
Стартовая масса, кг278
Масса боевой части, кг103
Скорость максимальная, км/ч2340
Дальность пуска, км:

максимальная
минимальная

8-10
3
Время управляемого полёта, с20
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч550-1500
Диапазон высот применения, м100-5000

Литература

  1. Карпенко А. В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. — 2000. — №1. — С. 18.
  2. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». — М.: «Экспринт», 2005. — С. 5-6.
  3. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля» // М-Хобби. — 2002. — № 3. — С. 32-36.
  4. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 338.

2,75-дюймовые ракеты воздушного базирования

2,75-дюймовые ракеты воздушного базирования
Справочник военных ракет и ракет США
Приложение 4: Транспортные средства без обозначений
2,75-дюймовые ракеты
 
Copyright © 2003-2006 Андреас Парш

Неуправляемые ракеты воздушного базирования диаметром 2,75 дюйма (70 мм) были первоначально разработаны в конце 19 века. 40-е годы по NOTS (испытание военно-морских боеприпасов Станция) на Чайна-Лейк. Ракеты предполагалось использовать в качестве более мощных дополнений и/или замен пушек как в воздухе, так и в воздухе. применения «воздух-земля». На сегодняшний день изготовлено много миллионов реактивных снарядов, и последние версии до сих пор широко используются вооруженными силами. все вооруженные силы США.

Обозначение Примечание: Официальные обозначения не присвоены до полноразмерных 2,75-дюймовых ракет. Вместо этого тип ракеты обычно определяется по обозначению узла двигателя, который является основным корпусом ракеты и включает в себя сопло и стабилизаторы. Различные боеголовки обычно можно использовать со всеми доступными двигателей и, по-видимому, часто устанавливаются на ракеты в полевых условиях незадолго до фактического использования. Поэтому было видимо сочли ненужным присваивать обозначения каждой конкретной комбинации ракеты и полезной нагрузки. На самом деле, оригинальное издание текущая система обозначений для ракет и ракет явно исключена неуправляемые ракеты прямой видимости из системы.

МК 4 Майти Маус , МК 40

2,75-дюймовая ракета FFAR (Folding-Fin Aircraft Rocket) была первоначально разработана NOTS как оружие класса «воздух-воздух», предназначенное для использования перехватчики против тяжелых бомбардировщиков. Залп ракет считался гораздо более эффективным, чем поток пушечных снарядов. Первоначальной моделью ракеты была MK 4 , которая была стабилизирована вращением и имела четыре откидных стабилизатора вокруг сопла. Установлен с осколочно-фугасной боевой частью массой 2,7 кг широко применялся в 1950-е годы как ракета класса «воздух-воздух» Mighty Mouse на перехватчиках ВВС США. как у F-86D Sabre , F-89J Scorpion , F-94C Starfire и F-102A Delta Dagger . Общая длина MK 4 Mighty Mouse был 1,2 м (4 фута) и весил 8,4 кг (18,5 фунта). Максимальная дальность была около 6000 м (6500 ярдов), но эффективная дальность была больше похожа на 3400 м (3700 ярдов). Точность ракеты была относительно низкой, поскольку ее скорость и скорость вращения были слишком низкими, чтобы эффективно противостоять гравитационному падению, боковому ветру и рассеиванию.

Фото: via Ordway/Wakeford

Вскоре 2,75-дюймовая ракета была адаптирована для использования в классе «воздух-земля», и были разработаны различные боеголовки. К ним относятся более тяжелые Осколочно-фугасные M151 и M229 HE, флешета WDU-4 / A и различные дымовые боеголовки для маркировки цели и / или зажигательного воздействия. (список 2,75-дюймовых ракетных боеголовок см. в таблице в разделе MK 66 ниже). 2,75-дюймовая ракета также был принят Армия и Корпус морской пехоты США в качестве основного оружия для своих вооруженных вертолетов. Для лучшей производительности при запуске с этих медленных платформ, 9Разработан мотор 0006 MK 40 . Имеет модифицированную насадку для большего вращения и, следовательно, более высокой точности.

За исключением специализированных установок на ранних скоростных перехватчиках, почти исключительно использовались ракеты MK 4/40. из многотрубных пусковых установок. Было использовано большое разнообразие этих стручков, и наиболее важными из них были:

  • LAU-3/A: 19-ствольная пусковая установка
  • LAU-32/A: 7-ствольная пусковая установка
  • LAU-59/A: 7-трубная пусковая установка
  • ЛАУ-60/А: 19-трубчатая пусковая установка
  • LAU-61/A: 19-ствольная пусковая установка
  • LAU-68/A: 7-трубная пусковая установка
  • LAU-69/A: 19-ствольная пусковая установка
  • М158: 7-ствольная пусковая установка; M158A1 был идентичен LAU-68/A
  • .
  • М159: 19-ствольная пусковая установка; M159A1 был идентичен LAU-61/A
  • .
  • М200: 19-ствольная пусковая установка; M200A1 был идентичен LAU-69/A
  • .

Серия LAU обычно использовалась самолетами с неподвижным крылом ВВС и ВМФ, а пусковые установки серии M использовались на армейских вертолетах. Большинство (возможно, все) этих контейнеров можно было использовать с ракетами MK 4 или MK 40.

Фото: Армия США

General Dymanics (Lockheed Martin, BEI Defense)

MK 66 Hydra 70

Текущие 2,75-дюймовые (70 мм) ракеты известны как ракетная система Hydra 70 и используют ракетный двигатель MK 66 . Последний был разработан армией США как обычная замена MK 4 и MK 40 как для самолетов, так и для вертолетов. MK 66 длиннее MK 4/40, использует улучшенный бездымный метательный заряд и имеет совершенно новый узел оперения и сопла. Три ребра закругленного типа располагаются по окружности сопла ракеты. Поэтому MK 66 иногда называют WAFAR (Воздушная ракета с обтекаемым оперением) вместо FFAR. MK 66 имеет более высокую тягу и скорость вращения, чем MK 4/40, увеличение эффективной дальности и точности. Оригинал 9Версия 0006 MK 66 MOD 0 была готова в 1972 году, но серийно не производилась. Первыми серийными версиями были MK 66 MOD 1 для армии США, а затем MK 66 MOD 2 для ВВС США и США. Военно-морской. MOD 2 (разработка и серийное производство с 1981 г. и январь 1986 г. соответственно) сделал двигатель HERO (Опасность электромагнитного излучения боеприпасов) безопасно. Безопасность HERO предотвращает случайное зажигание двигателя из-за паразитных электромагнитных помех. поля, подобные тем, которые излучает радар. MK 66 MOD 3 — безопасная версия HERO MOD 1 для армии. Разработка текущего MK 66 MOD 4 , предназначенного для использования всеми вооруженными силами, началась в 1991 году. Декабрь 1999 г., и в настоящее время является стандартным двигателем для 70-мм ракет воздушного базирования США. Имеет внутренние изменения, в том числе новый инициатор и воспламенитель для дальнейшего повышения безопасности HERO.

Фото: Армия США Фото: General Dynamics
Гидра 70 ракета Гидра 70 система

Первоначальным производством ракет MK 66 занималась компания BEI Defense. В середине 1990-х был заключен контракт на последующее производство. компании Lockheed Martin Ordnance Systems, которая была продана General Dynamics в 1999 году. Текущий генеральный подрядчик по Hydra 70 ракетная система является подразделением GD Armament and Technical Products.

В настоящее время стандартными пусковыми установками ВМС США для ракет MK 66 являются 19-зарядные LAU-61C/A и 7-зарядные LAU-68D/A. Все более ранние версии (вплоть до LAU-61B/A и -68C/A) можно было использовать только со старыми моторами MK 4/MK 40. Обе пусковые установки тепловые защищены и поддерживают стрельбу в одиночном и пульсирующем режимах. Контейнеры ВВС США для MK 66 — это 7-зарядные LAU-131/A и 19-зарядные LAU-130/A, а текущие 70-мм LWL (легкие пусковые установки) армии США — это M260 (7 патронов) и M261 (19 снарядов). Все остальные 2,75-дюймовые ракетные блоки фактически больше не используются, предположительно, потому, что они несовместимы с двигателем MK 66.

Фото: Армия США

Для MK 66 доступен широкий выбор боеголовок, большинство из которых изначально были разработаны для FFAR MK 4/40. Ракета Hydra 70 . К ним относятся:

  • M151: 3,95 кг (8,7 фунта) противопехотная осколочная боеголовка
  • M156: Дымовая боеголовка с белым фосфором
  • М229: 7,3 кг (16,1 фунта) противопехотная осколочная боеголовка (удлиненная версия M151)
  • M247: кумулятивная противотанковая боеголовка
  • M255: боеголовка Flechette; содержит около 2500 стрелок весом 28 гран (1,8 г) (M255E1 имеет 1180 стрелок весом 60 гран (3,8 г))
  • M257: осветительная ракета поля боя с парашютным торможением
  • M259: дымовая боеголовка с белым фосфором
  • M261 : осколочно-фугасная боевая часть MPSM (многоцелевой суббоеприпас); содержит девять противопехотных / противотанковых бомб M73, которые выпускаются в воздухе и тормозятся, чтобы упасть вертикально на землю
  • M264: дымовая боеголовка с красным фосфором
  • M267: учебная боеголовка для M261; содержит три учебных суббоеприпаса M75
  • M274: учебная боеголовка для M151; содержит дымовой сигнатурный заряд
  • M278: ракета инфракрасного освещения с парашютным торможением
  • MK 67 MOD 0: Дымовая боеголовка с белым фосфором
  • MK 67 MOD 1: дымовая боеголовка с красным фосфором
  • WDU-4A/A: боеголовка Flechette; содержит около 2200 флешетов весом 20 гран (1,3 г)
  • WTU-1/B: Инертная учебная боеголовка
Чертеж: General Dynamics
Hydra 70 боеголовки

В следующей таблице приведены основные характеристики (длина, вес) ракет Hydra 70 с комбинациями боевой части и взрывателя. в настоящее время используется ВМС США:

9.915.911155.
Боеголовка Боеголовка Тип Опции взрывателя Длина Вес
M151 Antipersnel M423, M427, MK 352 138,2 см (54,39 дюйма) 10.400 (22,95 LB) (54,39 дюйма) 10,400 кг (22,95 LB)
M423, M427, MK 352 140,0 см (55,13 дюйма) 10,5 кг (23,25 фунта)
M257 Освещение (видимое) M442 186,1 см (73,25 дюйма) 11.1 kg (24.45 lb)
M278 Illumination (IR)
MK 67 MOD 0 Smoke (White Phosphorus) M423, M427, MK 352 140. 0 cm (55.13 in) 8,5 кг (18,75 фунта)
MK 67 MOD 1 Дым (красный фосфор) M427, MK 352 146,8 см (57,79 дюйма) 10.21.2BG (57,79 дюймов) 10,2KG (57,79 дюйма) 10.1001.5BG.0003 WDU-4A/A Flechette Model 113A 142.9 cm (56.25 in) 10.4 kg (22.95 lb)
WTU-1/B Practice (n/a) 140,4 см (55,30 дюйма) 10,5 кг (23,10 фунта)
Ракеты

Hydra 70 массово применялись во всех последних американских вооруженных конфликтах. Их можно уволить по существу все самолеты непосредственной поддержки, но в основном используются вооруженными вертолетами. Производство ракет MK 66 продолжается в General Dynamics под Программа APKWS (Усовершенствованная система высокоточного оружия). Новые разработки пусковой установки и двигателя для Hydra 70 кратко упомянуты в разделе о других разработках Hydra 70 .

Локхид/БЭИ

АРС

В 1991 году армия и флот США выпустили запрос предложений на ARS (усовершенствованная ракетная система), которая должна была представлять собой 2,75-дюймовую ракету. ракета для замены существующих ракет Hydra 70 и 5-дюймовых ракет Zuni . Требования ARS требовалось, чтобы ракета разгоняла боеголовку массой 4,5 кг (10 фунтов) до скорости не менее 1000 м / с (3280 футов в секунду) и эффективной дальности не менее 10000 м (11000 ярдов). Ракета должна была соответствовать стандартам ВМФ для нечувствительных боеприпасов. Несколько сменных типов боеголовок должны были использоваться вместе с программируемым взрывателем в полете.

Контракт на разработку был заключен с Lockheed Missiles and Space и BEI Defense в июле 1992 г. ожидаемое время для 1997. Однако программа ARS была отменена в 1995 году, после того как в 1994 году армия уже ушла.

General Dymanics

APKWS / BAE APKWS II

В 1996 году армия США сформулировала требование к APKWS (усовершенствованная система высокоточного оружия), чтобы сократить разрыв в возможности и стоимость между неуправляемыми ракетами Hydra 70 и сложными ракетами AGM-114 Hellfire противотанковая управляемая ракета. Армии требовалось небольшое и точное оружие против незащищенных точечных целей, особенно в условиях окружающей среды. с высоким риском побочного ущерба, например, в городских боях. Чтобы выполнить APKWS , управляемая разработка ракеты Hydra 70 (также известной как LCPK (Low Cost Precision Kill) 2,75-дюймовая ракета). Эта ракета будет использовать двигатель MK 66 с новым блоком боевой части/наведения и будет следовательно, быть мгновенно совместимым со всеми существующими 70-мм ракетными установками, имеющимися на вооружении США.

Первоначальный вариант APKWS компании General Dynamics должен был использовать боеголовку M151 в сочетании с недорогой полуактивной лазерной головкой самонаведения. и небольшие передние откидные крылья для управления полетом. Ожидалось, что оружие будет иметь точность лучше 1 м (3,3 фута) CEP.

Чертеж: General Dynamics
APKWS Боеголовка M151

Первоначально планировалось выставить APKWS в 2001/02 г. , но из-за значительных задержек из-за отсутствия финансирования эта дата была перенесена. далее в будущее несколько раз. В сентябре 2002 года программа APKWS была пересмотрена, чтобы охватить весь спектр ракет MK 66, а потому и включены все неуправляемые ракеты 9-го0005 Hydra 70 семейство. Первый оперативной управляемой ракетой APKWS должен был быть вариант M151 (также известный как APKWS Block I), но секция наведения была ожидается, что она будет совместима и с другими боеголовками.

В апреле 2005 года армия в конце концов отменила программу APKWS , управляемую General Dynamics, из-за плохих результатов испытаний. с тех пор конкурс был возобновлен под маркой APKWS II . Единственным ограничением было то, что оружие все равно должно базироваться на Hydra 70 /Ракета MK 66. Участниками программы APKWS II были Lockheed Martin, Raytheon и BAE Systems/Northrop. Команда Grumman/General Dynamics. В апреле 2006 года команда под руководством BAE была выбрана победителем армией США и получила трехлетний контракт. для доработки, испытаний и начального производства ракеты APKWS II . Проект BAE представляет собой ракету с лазерным наведением, использующую так называемая полуактивная лазерная головка с распределенной апертурой (DASALS). Внешне он похож на оригинал General Dynamics. Дизайн APKWS .

Фото: BAE/General Dynamics

Другое

Гидра 70 Разработки

Центр военно-воздушных боевых действий ВМС Отдела вооружений (NAWCWPNS) также разрабатывает систему наведения для Hydra 70/APKWS . в рамках программы LOGIR (недорогая ракета с управляемой визуализацией). LOGIR включает в себя набор инструкций для промежуточного курса (полученный из DAMASK (программа поиска боеприпасов для прямой атаки) и терминала самонаведения IIR (Imaging Infrared) с Гидра 70 ракетный двигатель. Кроме того, NAWCWPNS сотрудничает с DARPA (Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов) для тестирования новый так называемый «биомиметический» искатель для Hydra 70 .

Центр надводных боевых действий ВМС и армия США разрабатывают новую 70-мм ракетную установку под Программа SMARt (Smart Munition/Advanced Rocket). В новом лаунчере планируется интегрировать все функции для управления следующим поколением Ракеты APKWS (обнаружение цели, варианты взрывателя, последовательность стрельбы), а также для обеспечения цифрового интерфейса управления к несущему самолету. Текущий Пусковые блоки Hydra 70 предоставляют лишь ограниченные возможности для выбора вариантов стрельбы и взрывателя в полете. Ракетный блок SMARt заменит все типы 70-мм блоков, находящихся в настоящее время на вооружении вооруженных сил США.

В настоящее время ведутся исследования по определению средств увеличения дальности и точности неуправляемых ракет Hydra 70 . за счет усовершенствования мотора МК 66. Опции включают двигатель с двойной тягой (ускорение/поддержка) для увеличения диапазона и переработанный узел сопла/плавника для более высокого начального вращения и, следовательно, меньшего рассеивания. Еще одна проблема с текущим двигателем MK 66 заключается в том, что вторичное сгорание выхлопных газов, что привело к ограничению стрельбы на АН-64 Вертолет Apache для предотвращения скачки двигателя. Двигатель MK 66 MOD 6 (информация о MOD 5 отсутствует) включает внутренние изменения, которые значительно уменьшить эту проблему. MOD 6 прошел испытания, и его планировалось запустить в производство в 2004 году.

Технические характеристики

Примечание: Данные, предоставленные несколькими источниками, немного различаются. Поэтому приведенные ниже цифры могут быть неточными!

Данные для MK 4 , MK 66 :

3 (39,3 дюйма 3 (41,7 (39,3 дюйма) 3 (39,3 дюйма) (39,3 дюйма) (39,3 дюйма

23 SPEEP MM/S (200014. MM/S (200014. 200014 MM/S (200014. 200014 MM/S (200014 MM/S (200014 MM/S (200014 MM/S (200014 Mm/S (200014 MM/S (200014 MM/S (200014 MM. с (3280 кадр/с)
MK 4 MK 66
Длина (только мотор)* 99,8 см (39,3 дюйма) 105,9 CM (41,7 в) 105,9 CM (41,7 (41,7 (39,3 дюйма). * 5,0 кг (11,0 фунта) 6,2 кг (13,6 фунта)
Диаметр 70 мм (2,75 дюйма)
60014 M/S (200014.
Диапазон 6000 м (6500 ярдов) 10000 м (11000 ярдов)
Силовая установка Твердотопливная ракета; 3,3 кН (750 фунтов) за 1,3 с Твердотопливная ракета; 6,7 кН (1500 фунтов) за 1,1 с
Боеголовка (различные)
*Примечание: общая длина и вес зависят от боеголовки; см. основные разделы для данных.

Основные источники

[1] Кристофер Чант: «Всемирная энциклопедия современного воздушного оружия», Патрик Стивенс Лтд. , 19.88
[2] Норман Фридман: «World Naval Weapons Systems, 1997/98», Naval Institute Press, 1997
[3] Norman Friedman: «US Naval Weapons», Conway Maritime Press, 1983
[4] План системы обучения ВМС для Consolidated Rocket Systems (N88-NTSP-A-50-9801/A), август 2000 г. (ранее общедоступный, но теперь доступ ограничен только уполномоченными лицами )
[5] GlobalSecurity.org Website
[6] Aircav.com: Hydra 70 — 2,75-дюймовые ракеты
[7] Frederick I. Ordway III, Ronald C. Уэйкфорд: «Международное руководство по ракетам и космическим кораблям», McGraw-Hill, 19 лет.60
[8] Норман Дж. Боуман: «Справочник по ракетам и управляемым ракетам», Perastadion Press, 1963
[9] Эрик Хоули: Программа совместимости ракетных двигателей и вертолетов MK 66, Март 2003 г.
[10] «Выполняется дополнительная модернизация ракеты Hydra-70», статья в Jane’s International Defense Review, июль 2003 г.

Вернуться к Справочник военных ракет и ракет США, Приложение 4


Последнее обновление: 28 апреля 2006 г.

66-мм реактивный снаряд M74

66-мм реактивный снаряд M74
Справочник военных ракет и ракет США
Приложение 4: Транспортные средства без обозначений
М74
 
Авторское право © 2005 Андреас Парш

66-мм зажигательная ракета TPA (утолщенный пиротехнический агент) M74 была разработана в середине 1960-х годов. Это была производная из М72 9Ракета 0005 LAW , в которой использовались ракетный двигатель и оперение последней. Ракета М74 заменена противотанковая головка M72 с боеголовкой M235 и ударным взрывателем M434. M235 был заполнен ТЭА (триэтилалюминием), который самовозгорается при контакте с воздухом.

Чертеж: через сайт ORDATA
M74

XM74 патронов испытано с LAW , но ракета оперативно использовалась с M202A1 Flash. (Пламенное штурмовое наплечное оружие). M202A1 — переносная ракетная установка, разработанная для заменить обычные огнеметы в армии США. М74 размещалась в одноразовых обоймах по четыре ракеты в каждой. M202A1 мог запускать от одной до четырех ракет в полуавтоматическом режиме с интервалом в одну секунду. Максимальная дальность полета M74 составляла около 750 м (820 ярдов), но эффективная дальность сильно зависела от фактического характера и размера цели. Минимальная безопасная дальность составляла 20 м (22 ярда) из-за радиус разбрызгивания ДТС при ударе. Из M202A1 можно было стрелять из положения стоя, с колена или лежа, но он имел значительный опасная зона за оператором (около 15х15 м) из-за ответного удара ракеты.

В 1968/69 годах производная от M74 была разработана как 66-мм ракета для подавления беспорядков XM96 . Он заменил ТПА. боеголовка, наполненная газом CS (слезоточивый газ), и предназначалась для борьбы с беспорядками в Юго-Восточной Азии.

Рисунок: через сайт ORDATA
XM96

Технические характеристики

Примечание: Данные, предоставленные несколькими источниками, немного различаются.