Авиационная ракета Х-66 | Ракетная техника
- Ракетная техника
- Каталог
- Авиационная ракета Х-66
С увеличением скорости и высоты полёта самолётов фронтовой авиации точность применения традиционного оружия резко снизилась. Одновременно шло совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск. Всё это привело к необходимости разработки нового вида вооружения — управляемых авиационных ракет.
Первой тактической ракетой должна была стать Х-23 с радиокомандным наведением, но её разработка в ОКБ-134 затянулась из-за проблем с системой наведения. Тогда весной 1966 года КБ завода №455 (позже ОКБ «Звезда») выступило с предложением создать ракету для фронтовой авиации на основе уже отработанного способа наведения по радиолокационному лучу. Проектирование Х-66 («изделие 66») велось под руководством Ю.Н.Королёва и Г.И.Хохлова. Официально работы были начаты по приказу министра авиационной промышленности П.В. Дементьева от 12.03.1966.
Исключительная успешность, а также небольшие сроки разработки и испытаний ракеты Х-66 определялись ее широкой преемственностью по отношению к разработанной ранее технике — вновь создаваемыми основными элементами ракеты были только корпуса отсеков и боевая часть. Были использованы некоторые узлы от ранее созданных ракет: бортовая радиокомандная аппаратура и узел подвески от РС-2УС, двигатель от Р-8. Уже в 1966 году было создано две телеметрические и восемь боевых ракет. В 1967 г. МиГ-21ПФ №9400415 был переоборудован для летных испытаний начатых после осуществления трех пусков с использованием наземной пусковой установки. На этапе А завершенном в середине года с самолета было выполнено семь автономных пусков с пикирования и в горизонт. Начиная с сентября 1967 года, в рамках совместных летных испытаний, было осуществлено 25 запусков по наземным целям. Во время отработки устранили плохую стабилизацию по крену и ненадежность работы взрывателя. Испытания осуществляли летчики Г.Ф. Фастовец, Г.
В 1968 году изготовили несколько десятков Х-66, а в последующие выпуск «изделия 66» на калининградском заводе увеличился на порядок. В дальнейшем разрабатывавшиеся КБ «Звезда» ракеты осваивались в серийном производстве на КМЗ «Стрела». Это способствовало оперативному устранению нестыковок возникавших между проектной и технологической документацией, активной «обратной связи» между производством и конструкторским коллективом. Такое взаимодействие способствовало дальнейшему совершенствованию ракеты после официального принятия ее на вооружение.
Отличные результаты стрельб позволили рекомендовать данную ракету к принятию на вооружение. Это было сделано по Постановлению Правительства от 14 мая 1968 года и в соответствии с приказом главы Минобороны от 20 июня. Максимальная дальность ракеты, согласно этих официальных документов, достигала 8 километров при предельном отклонении от 2,5 до 5 метров. Вероятность поражения цели при залповом выстреле двух ракет оценивалась в 0,36—0,7.
Опытные летчики, используя ракеты Х-66, уверенно поражали цели. Например, во время демонстрации новой техники правительственной комиссии В.Г. Плюшкин первой ракетой поразил цель — кабину РЛС.
Х-66 применялась на самолётах МиГ-21ПФМ, МиГ-21ПФС, в дальнейшем на её базе была разработана ракета Х-23.
Состав:
Ракета Х-66 выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей (см. проекции) и включает следующие функциональные системы:
- планер. Выполнен из алюминиевых (25,5%) и магниевых (24,7%) сплавов, кроме корпусов двигателя и боевой части, выполненных из стали (43%), покрыт антикоррозийным покрытием и технологически разделен на шесть отсеков, четыре консоли крыла, каждая из которых имеет элерон, четыре руля и гаргрот;
- двигатель ПРД-204 (изделие З96-Пс64) — однокамерный однорежимный твердотопливный ракетный двигатель с вкладным пороховым зарядом. ПРД-204, был разработан на базе ПРД-25 ракеты К-8М класса «воздух—воздух». Основным отличием двигателя Х-66 от прототипа было применение двухсоплового блока вместо центрального сопла. Применение данной схемы было обусловлено размещением в хвосте ракет блока радиооборудования. Двигатель снаряжался цилиндрическим зарядом нитроглицеринового пороха НМФ-2 весом 62кг. Длина заряда составляла 870мм, внешний диаметр 244мм, диаметр центрального канала 44мм. Заряд не бронировался. Горение проходило по внутренней и наружной цилиндрическим поверхностям и с торцов. Двигатель ПРД-204 имел суммарный импульс 10850кгс, максимальную тягу 3500кг, время работы 4,0…6,7 с, массу снаряженную 118кг.
- осколочно-фугасно-кумулятивную боевую часть Ф-66, состоящую из стального корпуса, в котором размещено снаряжение (взрывчатое вещество ТГ40) и имеется гнездо для взрывателя. Обеспечивает пробивание гомогенной брони толщиной до 250мм и поражение по типу «С» кабины РЛС в радиусе до 10 м;
- взрывательное устройство ЭВУ-Н-29, состоящее из взрывателя ЭВУ-Н-29, в литом корпусе которого размещены узел дальнего взведения и элементы электроцепи, и реакционного контакта. Обеспечивает подрыв боевой части при встрече ракеты с преградой не ранее чем через 4…8 с после пуска;
- аппаратуру управления и стабилизации. Она состоит из двух датчиков линейных ускорений ДА-11, двух рулевых блоков для управления по тангажу и курсу ДА-2СА и ДА-ЗСА, каждый из которых включал управляющий магнит, двухстепенной демпфирующий гироскоп, сопло с приемником воздушного давления и рулевую пневмомашинку, и одного блока крена ДА-1, содержащего интегрирующий гироскоп с арретиром, сопло и рулевую пневмомашинку с приемником воздушного давления;
- аппаратуру наведения 5И-1-Б, состоящую из штыревой антенны, высокочастотной части приемного устройства, приемника и блока управления и обеспечивающую прием радиосигналов с бортовой РЛС носителя и сигналов датчиков линейных ускорений ДА-11 и преобразование их в управляющие токи распределенные по каналам управления;
- воздушную систему, состоящую из пневмоблока, трубопроводов для подвода воздуха к блоку крена для раззаретирования гироскопа и обеспечения работа рулевой машинки, а также раззаретирования датчиков ускорений, коллектора и трубопроводов для подвода воздуха в рабочие цилиндры рулевых блоков раскрутки демпфирующих гироскопов, раззаретирования рулей;
- электросистему, состоящую из аккумуляторной батареи 949Ф, электрооборудования и электросети.
Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, а также технологическую взамозаменяемость ее агрегатов и отсеков, что достигается размещение аппаратуры в виде отдельных блоков:
- 1-й отсек представляет собой реакционный контакт электровзрывательного устройства, выполненный в виде двух изолированных один от другого конусов;
- 2-й отсек выполнен из двух частей, в которых установлены рулевые блоки ДА-2С и ДА-ЗС (или ДА-2СА и ДА-ЗСА), предохранительный механизм с чекой, бортовой источник электропитания. На корпусе отсека крепятся рули;
- 3-й отсек представляет собой боевую часть, с заднего торца которой установлен взрыватель;
- 4-й отсек — пороховой ракетный двигатель. На корпусе отсека размещены контакты запуска двигателя и узлы подвески под носитель;
- 5-й отсек — место размещения блока крена ДА-1 А, двух датчиков линейных ускорений, пневмоблока, элементов электрооборудования. На корпусе отсека находятся узлы крепления консолей крыла, а вверху имеются бортовой и контрольный электроразъемы;
- 6-й отсек — место размещения аппаратуры наведения.
Основными целями ракеты Х-66 являлись ракетные установки, кабины РЛС, бронемашины, железнодорожные эшелоны и малотоннажные корабли. После обнаружения цели летчик пикировал на нее, прицеливаясь по коллиматорному прицелу ПКИ с неподвижной маркой, при этом луч РЛС РП-21М был «закреплен» и совпадал с прицельной маркой. Пуск ракет возможен с пикирования под углом 10…30° как одиночно, так и залпом.
После нажатия боевой кнопки включается часовой механизм программного регулирования усиления по дальности и мощности поступающего на борт радиосигнала, происходит запуск двигателя, ракета сходит с направляющей и летит автономно, стабилизируясь вокруг продольной оси. Примерно через 1,5 с после схода с пускового устройства Х-66 входит в луч бортовой РЛС носителя и аппаратура наведения начинает вырабатывать сигналы для удержания ее на равносигнальной линии радиолуча. Аппаратура радиоуправления Х-66 представляла собой два независимых идентичных канала, обеспечивавших выработку сигналов управления ее движением в двух перпендикулярных плоскостях.
Единственным носителем ракеты Х-66 был самолет МиГ-21ПФМ, который мог брать две ракеты, размещавшиеся на правой и левой подкрыльевых точках подвески на пусковых устройствах АПУ-68У. На точность наведения влияли как сам способ наведения, зависящий от дальности, так и состав оборудования носителя, не имевшего САУ, позволяющей демпфировать собственные колебания самолета и, следовательно, радиолуча. Центральная марка прицела на предельных дальностях закрывала малоразмерную цель, мешая прицеливанию.
Х-66 стала первой серийной отечественной авиационной ракетой, предназначенной для поражения наземных целей. Её отличала невысокая точность попадания и возможность применения лишь при хорошей видимости цели. Пуск и наведение ракеты Х-66 усложняли пилотирование самолёта и сковывали манёвр (маневрирование могло привести к уходу ракеты из узкого радиолуча и потере управления).
Серийное производство ракеты началось на Калининградском машиностроительном заводе в 1968 г., и к 1972 г. было выпущено 1175 ракет данного типа. После 1972 г. в процессе серийного производства на Х-66 стали устанавливать:
- двигатель ПРД-228 (изделие 393-11) с ракеты Х-23, имевший по сравнению с ПРД-204 более высокие энергетические и эксплуатационные характеристики. Он допускал 50 взлетов-посадок вместо 5, мог использоваться в тропических условиях и при кинетическом нагреве ±150 °С;
- ампульный пневмоблок (с ракеты Х-23) вместо пневмоблока, что привело к доработкам в воздушной системе ракеты;
- блок питания МБП-66 (включает две термохимические батареи 9Б16) вместо батареи 949Ф, что вызвало изменения в электрооборудовании и электросхеме ракеты и позволило повысить дальность прицельного пуска до 10 км и время управляемого полета до 19с.
Как отмечалось выше, наведение Х-66 обеспечивалось длительным (до 20 секунд) удержанием прицела а, следовательно, и фюзеляжа самолета в направлении цели. При маловысотном полете необходимом для поражения цели самолет подвергается значительным возмущениям, которые существенно снижали точность Х-66. В связи с этим в 1972— 1976 годах для самолета МиГ-21ПФМ была разработана модификация радиолокатора РП-21МИ с системой демпфирования луча РЛС. По результатам испытаний, которые подтвердили повышение точности ракет в 1,8—2 раза, ее рекомендовали в серию, однако Х-66 в это время снималась с производства, а позднее и с вооружения.
Другая разработка, которая должна была расширить область применения ракет Х-66, также запоздала с реализацией. Данная ракета применялась исключительно с самолетов МиГ-21, однако в качестве основы фронтовой авиации в то время рассматривались самолеты Су-7, а в дальнейшем — МиГ-23 и Су-17. В связи с этим в 1973 году была разработана контейнерная система «Луч», обеспечившая применение ракет Х-66 с любых носителей. В следующем году «Луч» прошел испытания на самолете МиГ-23М №608. Однако к этому моменту была завершена разработка радиокомандной ракеты Х-23, отрабатывалась Х-25 наводимая по лазерному лучу, а ракета Х-66 рассматривалась как неперспективная.
Характеристики:
выпуска 1969г. | выпуска 1974г. | |
Габариты, мм: длина диаметр фюзеляжа размах оперения | 3631 275 811 | |
Стартовая масса, кг | 278 | |
Масса боевой части, кг | 103 | |
Скорость полета, м/c: максимальная средняя (на дальности, км) минимальная конечная | 700 430-600 (6) 300 | 700 420-570 (8) 300 |
Дальность пуска, км: максимальная минимальная | 6 3 | 10 3 |
Время управляемого полёта, с | до 15 | до 25 |
Располагаемая перегрузка, g | 11 | |
Точность (Екно), м | 8. 2 | |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч | 560-1100 | |
Диапазон высот применения, м | 50-5000 |
Источники:
- Карпенко А.В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. — 2000. — №1. — С. 18.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». — М.: «Экспринт», 2005. — С. 5-6.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля» // М-Хобби. — 2002. — № 3. — С. 32-36.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 338
- Ангельский Р. Звезда сияла в Королеве, «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра», 2005.- №5
Классификация:
Дальность:
10 км.
Год разработки:
1968
Аналоги по назначению и базированию:
С увеличением скорости и высоты полёта самолётов фронтовой авиации точность применения традиционного оружия резко снизилась. Одновременно шло совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск. Всё это привело к необходимости разработки нового вида вооружения — управляемых авиационных ракет. В СССР работы по созданию такого оружия начались с некоторым опозданием после отставки Н.С.Хрущова в 1964 году. Первой тактической ракетой должна была стать Х-23 с радиокомандным наведением, но её разработка в ОКБ-134 затянулась из-за проблем с системой наведения. Тогда весной 1966 года КБ завода №455 (позже ОКБ «Звезда») выступило с предложением создать ракету для фронтовой авиации на основе уже отработанного способа наведения по радиолокационному лучу. Проектирование Х-66 («изделие 66») велось под руководством Ю.Н.Королёва и Г.И.Хохлова. Для сокращения сроков проектирования были использованы некоторые узлы от ранее созданных ракет: бортовая радиокомандная аппаратура и узел подвески от РС-2УС, двигатель от Р-8. В сентябре того же года начались испытания ракеты на самолёте МиГ-21. После устранения выявленных недостатков завод №455 приступил к серийному производству. Ракета принята на вооружение в 1968 году. Х-66 построена по нормальной аэродинамической схеме. Боевая часть комбинированная: состояла из кумулятивной головки и осколочно-фугасной основной части. Силовая установка состояла из ракетного твердотопливного двигателя с двухсопловым блоком. Привод рулевых машинок рулей и элеронов осуществлялся от баллона со сжатым воздухом (заполнялся на заводе-изготовителе до 400 ата). Электропитание систем осуществлялось от ампульной батареи, электролит в которую поступал в момент пуска ракеты. Применялась с подкрыльевых пусковых устроств АПУ-68У. Система наведения радиокомандная по радиолучу по методу трёх точек. Для наведения ракеты использовалась самолётная станция наведения РП-21 (РП-21М). Х-66 могла применяться только с пикирования. После пуска ракеты маршевый двигатель сначала разгонял её до 440 м/с, а затем переходит на маршевый режим (форма пороховой шашки двигателя была подобрана так, что по мере выгорания топлива поверхность горения уменьшалась). Гироскопы системы управления сначала стабилизировали ракету по крену движениями элеронов. Затем система управления переходила в режим наведения, парируя рулями отклонения от радиолуча по сигналам измерительных потениометров (траектория полёта была практически прямой). Предусматривалась возможность пуска двух ракет залпом (во избежание столкновения с направляющих они сходили с интервалом 0,4-0,6 с). Х-66 стала первой серийной отечественной авиационной ракетой, предназначенной для поражения наземных целей. Её отличала невысокая точность попадания и возможность применения лишь при хорошей видимости цели. Её пуск и наведение усложняли пилотирование самолёта и сковывали манёвр (маневрирование могло привести к уходу ракеты из узкого радиолуча и потере управления ею). Х-66 применялась на самолётах МиГ-21ПФМ, МиГ-21ПФС. На её базе разработана ракета Х-23. Технические характеристики
Литература
|
2,75-дюймовые ракеты воздушного базирования
2,75-дюймовые ракеты воздушного базирования Справочник военных ракет и ракет США Приложение 4: Транспортные средства без обозначений |
2,75-дюймовые ракеты |
|
Copyright © 2003-2006 Андреас Парш |
Неуправляемые ракеты воздушного базирования диаметром 2,75 дюйма (70 мм) были первоначально разработаны в конце 19 века. 40-е годы по NOTS (испытание военно-морских боеприпасов Станция) на Чайна-Лейк. Ракеты предполагалось использовать в качестве более мощных дополнений и/или замен пушек как в воздухе, так и в воздухе. применения «воздух-земля». На сегодняшний день изготовлено много миллионов реактивных снарядов, и последние версии до сих пор широко используются вооруженными силами. все вооруженные силы США.
Обозначение Примечание: Официальные обозначения не присвоены до полноразмерных 2,75-дюймовых ракет. Вместо этого тип ракеты обычно определяется по обозначению узла двигателя, который является основным корпусом ракеты и включает в себя сопло и стабилизаторы. Различные боеголовки обычно можно использовать со всеми доступными двигателей и, по-видимому, часто устанавливаются на ракеты в полевых условиях незадолго до фактического использования. Поэтому было видимо сочли ненужным присваивать обозначения каждой конкретной комбинации ракеты и полезной нагрузки. На самом деле, оригинальное издание текущая система обозначений для ракет и ракет явно исключена неуправляемые ракеты прямой видимости из системы.
МК 4 Майти Маус , МК 402,75-дюймовая ракета FFAR (Folding-Fin Aircraft Rocket) была первоначально разработана NOTS как оружие класса «воздух-воздух», предназначенное для использования перехватчики против тяжелых бомбардировщиков. Залп ракет считался гораздо более эффективным, чем поток пушечных снарядов. Первоначальной моделью ракеты была MK 4 , которая была стабилизирована вращением и имела четыре откидных стабилизатора вокруг сопла. Установлен с осколочно-фугасной боевой частью массой 2,7 кг широко применялся в 1950-е годы как ракета класса «воздух-воздух» Mighty Mouse на перехватчиках ВВС США. как у F-86D Sabre , F-89J Scorpion , F-94C Starfire и F-102A Delta Dagger . Общая длина MK 4 Mighty Mouse был 1,2 м (4 фута) и весил 8,4 кг (18,5 фунта). Максимальная дальность была около 6000 м (6500 ярдов), но эффективная дальность была больше похожа на 3400 м (3700 ярдов). Точность ракеты была относительно низкой, поскольку ее скорость и скорость вращения были слишком низкими, чтобы эффективно противостоять гравитационному падению, боковому ветру и рассеиванию.
Фото: via Ordway/Wakeford Вскоре 2,75-дюймовая ракета была адаптирована для использования в классе «воздух-земля», и были разработаны различные боеголовки. К ним относятся более тяжелые Осколочно-фугасные M151 и M229 HE, флешета WDU-4 / A и различные дымовые боеголовки для маркировки цели и / или зажигательного воздействия. (список 2,75-дюймовых ракетных боеголовок см. в таблице в разделе MK 66 ниже). 2,75-дюймовая ракета также был принят Армия и Корпус морской пехоты США в качестве основного оружия для своих вооруженных вертолетов. Для лучшей производительности при запуске с этих медленных платформ, 9Разработан мотор 0006 MK 40 . Имеет модифицированную насадку для большего вращения и, следовательно, более высокой точности. За исключением специализированных установок на ранних скоростных перехватчиках, почти исключительно использовались ракеты MK 4/40. из многотрубных пусковых установок. Было использовано большое разнообразие этих стручков, и наиболее важными из них были:
Серия LAU обычно использовалась самолетами с неподвижным крылом ВВС и ВМФ, а пусковые установки серии M использовались на армейских вертолетах. Большинство (возможно, все) этих контейнеров можно было использовать с ракетами MK 4 или MK 40.
|