И Гитлер в тигровой рваной шкуре… / НГ-Политика / Независимая газета

Тэги: война, великая отечественная война, кукрыниксы, карикатура, гитлер, кутузов, отечественная война, 1812 год, геббельс, геринг

Карикатура © РИА Новости

Так рисовали Сталина в годы Второй мировой войны в Германии. Карикатура из журнала Lustige Blatter. 1941 

Карикатура – чрезвычайно эффективное и действенное средство военной пропаганды. Во фронтовых условиях хорошая шутка снимает напряжение и поднимает настроение, бодрит и повышает боевой дух. Кто смеется над врагом, тот его не боится.

В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало чрезвычайно популярным. Не будем забывать, что грамотность в ту пору была отнюдь не стопроцентной, а рисунок понятен каждому. Язык карикатуры интернационален, она легко перешагивает границы и гуляет по свету.

Наполеоновские войны вызвали взрыв сатирических рисунков. Английские карикатуристы Джеймс Гилрей, Томас Роулендсон и другие создали не менее тысячи картинок, высмеивающих Наполеона и его политику. Они создали его комический, но узнаваемый образ: хилая фигура с длинными руками, на тонких ногах, в огромных сапогах, большой нос.

В России до 1812 года карикатур на Наполеона не могло быть, поскольку император Александр I заключил с ним союз. Но зато в первые месяцы войны при штабе Михаила Илларионовича Кутузова была создана специальная типография, специально предназначенная для пропагандистской работы среди населения и армии. Здесь появился новый вид карикатуры – «летучие листы». Иногда эти сатирические картинки называют лубочными. Подобно традиционному лубку они вешались на стену для всеобщего обозрения. Всего было создано около 200 таких произведений, высмеивающих Наполеона и его армию. И прославлявших русского солдата, ополченца, партизана-крестьянина.

Авторами самых знаменитых карикатур на тему Отечественной войны 1812 года стали Алексей Гаврилович Венецианов, Иван Иванович Теребенёв и Иван Алексеевич Иванов. Им принадлежит большая часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками. В них осмеивается Наполеон, его сподвижники и «доблестная» армия.

Популярность этих картин была невероятна. Их неоднократно воспроизводили и переиздавали в виде альбомов, даже когда война давно закончилась. В 1815 году вышла книга «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известная как «Теребенёвская азбука». Она содержала 34 рисунка с двустишиями, начинавшимися на определенную букву алфавита. На странице с буквой В голодные французы раздирают ворону. Под картинкой надпись: «Ворона как вкусна, нельзя ли ножку дать. А мне из котлика хоть жижи полизать».

Продавались сатирические листы, раскрашенные вручную, за деньги и стоили дорого – от рубля до трех. Так что народ их видел только на стенах трактиров и других заведений, где их вывешивали хозяева для всеобщего обозрения и привлечения клиентуры. Некоторые сатирические сцены впоследствии воспроизводились на стеклянной и фарфоровой посуде.

В русско-японскую войну 1904–1905 годов сатирические плакаты печатались уже массово и расходились по всей империи. На них задорные матросы, солдаты и казаки мутузили мелких японцев, скалящих крупные белые зубы. Хотя победили в конечном счете именно японцы.

Во время Первой мировой войны 1914–1918 годов карикатура пережила небывалый подъем во всех воюющих странах. К военной силе и экономическому давлению прибавилась «третья сила» – тотальная пропаганда. Выросли тиражи сатирических журналов, газеты не выходили без карикатур, отдельные листы, наборы открыток, почтовые конверты – все использовалось для печатанья сатиры.

На этом поприще хорошо постарались все воюющие стороны. Но если раньше сатира создавалась, так сказать, для внутреннего употребления, то теперь она стала еще и средством пропаганды в рядах противника. Листовки и открытки, забрасываемые во вражеские окопы, должны были подрывать дух, разобщать союзников, побуждать к дезертирству и сдаче в плен.

Французам немецкие агитаторы подкидывали открытки с эротическими сюжетами. Часто с таким: французский солдат погибает в грязных окопах, а на заднем плане его жену тискает английский боец.

Немецкие карикатуристы изображали русских солдат как толпу диких гуннов, которых гонят в бой плетью пьяные офицеры. На русских плакатах российский воин-богатырь одним взмахом сабли сносит головы дюжине плюгавых «колбасников».

Естественно, Вторая мировая война тоже стала временем расцвета военной сатиры. В то время как почти все журналы в стране были закрыты, популярный «Крокодил» продолжал выходить и распространяться не только в тылу, но и на фронте.

Политуправление Западного фронта с июля 1941 года издавало журнал «Фронтовой юмор». В редакционном обращении к читателям говорилось: «Фронтовой юмор» призван бодрить наших славных воинов, повышать их боевой дух, вселять в них жизнерадостность, смелость и уверенность в победе над фашистскими варварами». В 1941 году вышло четыре номера, в 1942 – 17, в 1943 – 12, в 1944 – 12, в 1945 – 6 номеров. Печатался на 8–16 страницах.

В начале войны раздавались голоса против всяких смешных, карикатурных изображений врага: легкомысленно, вредно, демобилизует. Уместны только гневные, суровые плакатные образы, показывающие зверства захватчиков, призывающие к мести, к уничтожению фашистов. И такие плакаты были созданы. Но и от осмеяния врага художники не отказались.

Когда на Курской дуге немцы пустили в бой новые тяжелые танки, у советских солдат появилась так называемая тигробоязнь. И тогда одновременно в центральных и фронтовых газетах появились карикатуры, где Гитлер изображался на битом тигре или в рваной тигровой шкуре. Так создавалось моральное превосходство над врагом.

Геббельсовская пропаганда тоже активно использовала сатирические плакаты, которыми были увешены стены в Германии и оккупированных странах. И в огромном количестве разбрасывала с самолетов листовки, нередко с карикатурными сюжетами, призывающие сдаваться в плен. У немецкой сатиры были два любимых персонажа – зверообразный волосатый комиссар с огромным семитским носом и похожий на таракана Сталин.

Советские карикатуристы изображали Гитлера с вытянутой крысиной мордой, Геббельса – кривоногой обезьяной, Геринга – свиноподобным и т.д. Надо отметить, что советская сатира была куда более остроумной, разнообразной и едкой. Многие военные карикатуры Кукрыниксов, Бориса Ефимова и других художников до сих пор остаются непревзойденными образцами жанра.

Горечь, возмущение, тревога… Борис Ефимов — сатирическая хроника 1930-х

Информация о материале
Опубликовано: 17 января 2022
Просмотров: 8432

Заклинание выпущенного духа. 1938 год

«Политический карикатурист обязан уметь самостоятельно мыслить.» Борис Ефимов. Мне хочется рассказать.

В публикации использованы карикатуры Бориса Ефимова 1936–1940 годов. Редакция благодарит семью художника за предоставление сатирических рисунков из семейного архива.


Рис. 1. Звери на свободе. 1937 год

«Мне не приходилось встречать человека, равнодушного к сатирической графике — карикатуре или сатирическому рисунку. Напечатанная в газете или журнале, приклеенная к стене или вывешенная на стенде карикатура обязательно привлекает к себе внимание. Можно пропустить ту или иную заметку или корреспонденцию, не обратить внимание на фото, проглядеть статью, но не заметить карикатуру невозможно».

Борис Ефимов1Ефимов Б. Мне хочется рассказать. М., 1970. С. 203.

С этим наблюдением Бориса Ефимова нельзя не согласиться. Да и собственное творчество талантливого художника подтвердило справедливость его мысли.

Сатирические рисунки карикатуриста — особенно в предвоенные и военные годы — были остро востребованы временем и популярны у читателей. Они стали важной частью повседневности советских людей, своего рода дневниками политической злобы дня.

Серьёзнейшие проблемы международной политики, вскрытие тайных пружин её дипломатической и военной механики, точное, остроумное шаржирование внешности «действующих лиц» на подмостках европейской политической игры, неуклонно перерождающейся в мировую военную трагедию, — всё это во второй половине 1930-х годов стало основным содержанием творчества художника Бориса Ефимова. Один из ведущих советских карикатуристов, он создал яркую, событийно точную сатирическую хронику погружения Европы в пучину глобальной катастрофы Второй мировой войны.

Версальская система, предполагавшая изоляцию Советской России и игнорировавшая её интересы, не стала, да и не могла в силу этого стать гарантом международной безопасности и стабильности.

Более того, сам характер этой системы и принципы послевоенного раздела мира были чреваты новыми проблемами и конфликтами. К тому же психологическая усталость от войны, популярность в европейском обществе пацифистских настроений притупили реакцию западных держав на первые проявления германского реваншизма. Державы-победительницы стремились сохранить своё доминирование; Германия откровенно рвалась к реваншу и мировому господству. Но этот откровенный, вполне очевидный для наблюдателей конфликт в 1933–1939 годах породил противоречивую тактику «умиротворения агрессора» — порочную политику западных держав, смыслом которой были уступки и поэтапная сдача позиций в попытках разрешения международных споров с гитлеровской Германией. Имена британских и французских государственных деятелей во второй половине 1930-х годов стали звучать синонимами провального политического курса, ориентированного на то, чтобы за чужой счёт выторговывать у агрессора — нацистской Германии и фашистской Италии — сомнительный мир в Европе.

Рис. 2. Гитлер, зарисовка с натуры. 1933 год

В 1933 году, возвращаясь из командировки во Францию вместе с братом, Борис Ефимов на три дня заезжал в Берлин — запастись бумагой. В то время в СССР с нею был дефицит. Художник закупил в Германии и перья, и чернила, и бумагу с большим запасом. В ту поездку он проходил по Вильгельмштрассе и увидел множество эсэсовцев.

«…Из-за чугунной ограды рейхспрезидентского дворца вышла суетливая группа каких-то чинов, впереди которых, ни на кого не глядя, надвинув на глаза зелёную плюшевую шляпу, шагал Гитлер, уткнувши острый треугольный нос в клочкообразные усы. На нём был защитного цвета дождевик и широкие чёрные брюки. Увидев свою, столь знакомую модель, я невольно приостановился, глядя, как угрюмый рейхсканцлер усаживается в машину»,

 — вспоминал позже художник.

Все самые яростные карикатуры на фашистских главарей были созданы карикатуристом на закупленной в ту поездку немецкой бумаге, на этих запасах Борис Ефимов работал до 1946 года.

На деле же стремление западных держав сохранить «баланс сил» привело, напротив, к опасной разбалансировке международной ситуации, поставив человечество на грань новой катастрофы…

Братья Михаил Кольцов (слева) и Борис Ефимов (справа) на военных манёврах. Киев, 1936 год

Роковую роль сыграли и попытки противоборствующих сторон сглаживать свои межгосударственные противоречия за счёт СССР, точнее — путём ориентации агрессивных устремлений Германии на Восток. Ещё в феврале 1933 года в речи перед генералитетом Адольф Гитлер недвусмысленно обозначил перспективу своего политического курса:

«Как следует использовать политическое могущество, когда мы приобретём его? … Возможно, отвоёвывание новых рынков сбыта, возможно — и, пожалуй, это лучше — захват нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация».

Горечь, возмущение, тревога нарастали в атмосфере эпохи, отражаясь в работах журналистов и газетчиков, обретая гротескные воплощения в актуальной политической карикатуре, отражавшей всю меру беспринципности политики «умиротворения агрессора».

В работах Бориса Ефимова прототипы карикатурных персонажей были реальны и хорошо узнаваемы современниками. Среди них доминировали конкретные западные политики как воплощение антисоветизма, из их действий складывалась тревожная реальность предвоенного мира, чреватого глобальным военным конфликтом. Злоба дня делала сатирические рисунки советского карикатуриста неотъемлемой частью информационно-пропагандистского пространства, в котором политика западных держав, шаг за шагом сдававших свои позиции под гитлеровским натиском, трактовалась как один из важнейших факторов угрозы Советскому Союзу, мирной жизни каждого советского читателя (Рис. 1, 3, 4, 5).

1930 ГОД

Когда художник молодой
Займется верховой ездой,
Он разъезжает по арене
На иноходце Чемберлене.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ

Рис. 3. Дружеский шарж на Бориса Ефимова его коллег — художников Кукрыниксов. 1930 год. Из семейного архива Бориса Ефимова


Рис. 4. Локализация войны. Покровители фашизма: — Только будьте осторожны — не заденьте западную половину. 1936 год

Рис. 5. У колыбели германского фашизма — «добрые феи» Адольфа Гитлера. 1933 год

Нельзя не отметить, что, помимо своей острой политической злободневности, сатирические работы художника были «обречены на успех» и по причине мастерского исполнения. Сам автор неоднократно подчёркивал, что карикатура не должна быть «изобразительным пересказом последних телеграмм»2Ефимов Б. Мне хочется рассказать. М., 1970. С. 204.. Её эстетическая ценность, точность и «упругость» рисунка, опора на художественные традиции, обращение к народной стихии юмора не менее важны для создания убедительных сатирических образов. Закономерно и то, что уровень мобилизационного потенциала создававшихся художником образов врага был очень высок, поскольку идейный посыл рисунков Бориса Ефимова не только исходил из актуальной ситуации, но и задействовал историческую память, политико-культурные стереотипы, особенности национальной психологии.

Начиная с 1936 года частота и сюжетная последовательность сатирических рисунков Бориса Ефимова приобрели ритм и напряжённость настоящей военно-документальной хроники. Два агрессора — фашистская Италия и нацистская Германия — как братья-близнецы, впрочем, не равные по силе, становятся главными объектами острой сатирической критики.

Рис. 6. Спецкор «Правды» Михаил Кольцов передаёт в Москву очередную корреспонденцию из Испании. 1936 год. Из семейного архива Бориса Ефимова

Провозглашение Италии империей после завоевания ею Эфиопии в 1936 году, размещение в том же году Германией своих войск в Рейнской области, отправка итальянских и германских войск в Испанию для поддержки франкистских сил, спровоцировавших в стране гражданскую войну, «увенчались» подписанием германо-итальянского соглашения, положившего начало «оси» Берлин — Рим. А вскоре последовал «Антикоминтерновский пакт» («Японо-германское соглашение по обороне от коммунизма») как договорная основа объединения агрессоров во главе с Германией, направленного прежде всего против СССР.

Все эти тревожные события сатирик встречает во всеоружии своих профессиональных талантов. Злым сарказмом и острой критикой полнятся его изображения Гитлера, Муссолини иФранко. В них наглядно демонстрируются не только их агрессивные устремления, но и определённая асимметрия союзнических отношений, в которых, к примеру, генерал Франко выступает в буквальном смысле «карманным» союзником фюрера (Рис. 7).Осмеивается и деградация римской имперской традиции: капитолийская волчица с ужасом обнаруживает, что вскармливает отныне не легендарных Ромула и Рема, а агрессивные планы итальянского фашизма в Европе и Африке (Рис. 8).

Рис. 7. Голос из заднего кармана. 1937 год

Рис. 8. Современные римские близнецы. 1936 год

На другом рисунке Муссолини на пару с Гитлером, сражаясь с испанскими республиканцами, головою Франко как тараном пытаются сокрушить ворота Мадрида (Рис. 9). А лорд Плимут, представитель Великобритании, председательствующий в Лондоне в комитете, созданном для урегулирования военных событий в Испании, в упор «не видит» проявлений германо-итальянской агрессии и говорит о присутствии в Испании на стороне диктатора Франко исключительно «добровольцев» (их бравый вид, боевая выкладка и флаги со свастиками убеждают читателей в преступном лицемерии английского государственного деятеля) (Рис. 10).

Рис. 9. Эй, ухнем! 1936 год

Рис. 10. Лорд Плимут. — Я не вижу никаких германских войск. Я вижу только добровольцев! 1937 год

Испанская тема в то время была особенно близка Борису Ефимову: в рядах республиканцев был его брат, Михаил Кольцов, талантливый писатель, корреспондент газеты «Правда», занимавшийся в Испании, как позднее выяснилось, не только корреспондентской работой, но и военно-политической3См. : Кольцов М. Испанский дневник. М., 1957. С. 501–502. (Рис. 6). Это он 7 июля 1937 года во фронтовом Мадриде на заседании Второго Международного конгресса писателей обратится к коллегам и соратникам с пламенной речью-предупреждением:

«Фашизм хватает мир за горло. Наступают решающие исторические часы. Писатели и все честные интеллигенты мира! Займите свои места, поднимите забрала, не прячьте своих лиц, скажите “да” или “нет”, “за” или “против”, Вы не укроетесь от ответа! Отвечайте же скорее!»4См.: Кольцов М. Испанский дневник. М., 1957. С. 504..

Меж тем международная обстановка неуклонно накалялась вопреки ожиданиям европейских держав, игравших в уступки агрессору. «Пышным цветением на благоприятной почве» называет художник ситуацию, при которой Гитлер как опасный сорняк, взращённый на европейской почве, успешно паразитирует на «джентльменском терпении» Англии, всё ещё питающей надежду и иллюзии на усмирение «фашистской наглости» (Рис. 11).

Рис. 11. Пышное цветение на благоприятной почве. 1937 год

В итоге расклад сил и ролей на европейской арене парадоксальным образом меняется с точностью до наоборот, — делает свой справедливый вывод карикатурист. Если кому и удалось «усмирить» своего оппонента, так это фашистским режимам. На рисунке «Успехи дрессировки» мы видим, как некогда грозный «британский лев», став совсем ручным, покорно, хоть и не без грусти, кладёт голову в пасть дрессировщику — обезьяноподобному дуче Муссолини (Рис. 12).

Рис. 12. Успехи дрессировки. 1938 год

Тему «дрессировки» странами-агрессорами своих западных «оппонентов» продолжает рисунок, в котором тема «укрощения» Великобритании ещё более усугубляется: отныне «британский лев» в сопровождении лорда Галифакса (сторонник политики Чемберлена по удовлетворению требований «держав оси», министр иностранных дел Англии в 1938–1940 годах) оказывается впряжённым в колесницу победителей, в которой гордо разместились Гитлер и Муссолини (Рис. 13).

Рис. 13. Лев и ось. Тесно увязанные отношения. 1937 год

Зверино-хищные повадки и манеры с особой выразительностью изображались Борисом Ефимовым в отношении главных «разжигателей войны». Представлять врага в облике дикого, опасного животного — традиция сатирического жанра, популярная со времён Аристофана. Но под пером советского художника Гитлер и Муссолиниобретают такие убедительные звериные и зверские черты, что иначе как шакалом и гиеной читателю их уже трудно будет себе представить — образы особой, негативной выразительности стали устойчивыми символами фашизма в советской пропаганде на протяжении всей Великой Отечественной и Второй мировой войн. Ну, а пока, в преддверии военной угрозы, на рисунке «С высоты невмешательства» художник изображает «нацистского шакала» и «фашистскую гиену» как диких зверей, неосмотрительно выпущенных на свободу западными «миротворцами»». Теперь они опасливо взирают с ветки дерева (сомнительное убежище!) за тем, как хищники вольно рыщут в поисках очередной добычи. (Рис. 14)

Рис. 14. С высоты невмешательства. 1937 год

Что и говорить, «охота» удалась… В марте 1938 года Германия осуществила аншлюс Австрии. В сентябре того же года Мюнхенское соглашение Англии, Франции, Германии и Италии о передаче Германии Судетской области Чехословакии сработало как «приглашение» Гитлеру к дальнейшей агрессии. Ситуацию усугубило то, что в «дележе» Чехословакии приняли участие Польша (захватила Тешинскую область) и Венгрия (захватила Карпатскую Украину и южные районы Словакии). В апреле 1939 года жертвой итальянской агрессии стала Албания. А Германия вскоре захватила Клайпедскую область у Литвы. Тогда же между Германией и Италией был заключён так называемый «Стальной акт», недвусмысленно обязывавший стороны оказывать взаимную помощь в случае войны. СССР не мог расценить череду этих событий иначе, чем антисоветский сговор империалистических держав.

Вступление германских войск в Прагу. Март, 1939 год

Вступление германских войск в Клайпеду. Март, 1939 год

Истоки этой опасной геополитической коллизии Борис Ефимов со злой иронией изображает в рисунке «На большой дороге» как подлую выходку Англии и Франции: Чемберлен и Даладье в роли дорожных регулировщиков угодливо указывают верхушке нацистской Германии путь на СССР, в противоположную сторону от Западной Европы. (Рис. 15)

Рис. 15. Англо-французские «регулировщики». 1938 год

Что это было? Преступная наивность или политическая безнравственность? Умный и дальновидный художник без сомнений предрекает, что «духом войны», выпущенным на свободу державами Запада, невозможно управлять (Рис. 16).

Рис. 16. Заклинание выпущенного духа. 1938 год

Закономерным — и наглядным — итогом политики «умиротворения агрессора» и попыток купить мир за чужой счёт становится германский блицкриг в Европе, утверждает сатирик. Художник изображает его как гитлеровскую «аллею побед»: считаные дни потребовались захватчику для того, чтобы заставить многие европейские страны сдаться. Широко шагающий Гитлер и семенящий за ним Геббельс принимают парад капитуляций европейских стран, ставших первыми жертвами Второй мировой (Рис. 17).

Рис. 17. Блицкриг в Европе. Гитлеровская «аллея» побед. 1940 год

Как такое могло случиться? Причину подобных побед откровенно высказал глава штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта Альфред Йодль:

«Если мы ещё в 1939 году не потерпели поражение, то только потому, что около 110 французских и британских дивизий, стоявших во время нашей войны с Польшей на Западе против 25 немецких дивизий, абсолютно бездействовали» …

Тревожные предчувствия не обманули художника: европейские «поддавки» с фашизмом были «игрой в одни ворота». В июне 1941-го в творчестве Бориса Ефимова, как и в жизни всего советского народа, наступит новая эпоха — время героического, трагического и в итоге победного противостояния врагу, противостояния, не знавшего ни компромиссов, ни капитуляций. В свой очередной бой с фашизмом Борис Ефимов вступит во всеоружии своего профессионального мастерства.

Текст: Татьяна Филиппова
Татьяна Киреева-Адлер

  • КарикаТур в историю

Вторая мировая война — указывая своими ручками: Херблок и его коллеги-карикатуристы сталкиваются с проблемами | Выставки

Главная | Обзор выставки | Предметы выставки | Узнать больше | Общественные программы | Благодарности

Разделы: Вторая мировая война | Красная тревога | холодная война | Вьетнам | Никсон | Ближний Восток

Херблок (1909–2001). «Они еще там, босс!» 1941 г. Опубликовано Ассоциацией газетных предприятий, апрель 1941 г. Тушь, мелок и непрозрачный белый рисунок. Коллекция Герберта Л. Блока, Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (002.01.00)
LC-DIG-hlb-00297 © Фонд Херба Блока

До того, как Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну в декабре 1941 года, мнения карикатуристов, как и остальных жителей Соединенных Штатов, разделились по вопросу об американской интервенции. Хотя общественное мнение изначально склонялось к изоляционистской позиции в ответ на войну в Европе, к концу 1941 года 70 процентов американцев считали, что победить Германию важнее, чем не участвовать в войне. После того, как Япония бомбила Перл-Харбор, большинство американцев перестали быть двойственными и бросились воевать. Херблок работал в консервативной Ассоциации газетных предприятий с 19с 33 по 1943 год и вызвал гнев своего редактора тем, что все чаще рисовал карикатуры в пользу интервенции в Европе. Однако в тот же период многие из его коллег-карикатуристов не принимали во внимание Гитлера или предпочли сосредоточиться на национальной обороне.

HERBLOCK,

Ассоциация газетных предприятий

Хотя Соединенные Штаты официально не объявляли войну до 8 декабря 1941 года, они все чаще участвовали в военных действиях союзников. Херблок был одним из первых сторонников защиты от немецкой агрессии. Хотя голландское правительство сдалось немецкой армии 16 мая 19 г.40, американцы с разрешения британского и голландского правительств в изгнании оккупировали Голландскую Гвиану, южноамериканскую страну, теперь известную как Суринам, начиная с 23 ноября 1941 года. использование в производстве алюминиевых самолетов.

Увеличить

Герблок (1909–2001). « Посмотрите — американцы на вашей территории », 1941 г. Опубликовано Ассоциацией газетных предприятий, 27 ноября 1941 г. Тушь, мелок и непрозрачный белый рисунок. Коллекция Герберта Л. Блока, Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (001.00.00)
LC-DIG-hlb-01041 © Фонд Herb Block Foundation

Добавить этот элемент в закладки: //www. loc.gov/exhibits/pointing-their-pens-editorial-cartoons/world-war-ii.html#obj001

HERBLOCK ,

Ассоциация газетных предприятий

Закон о ленд-лизе, подписанный 11 марта 1941 года, был отмечен Херблоком, поскольку первые корабли и самолеты направились в Европу, а фабрики увеличили производство для удовлетворения потребностей того, что карикатурист назвал «борьба за цивилизацию». Президент Рузвельт и министр финансов Генри Моргентау-младший запросили у Конгресса дополнительные 3,5 миллиарда долларов (в виде налоговых поступлений), чтобы направить военные поставки в Европу, чтобы помочь союзникам победить державы Оси.

Увеличить

Герблок (1909–2001). Борьба за цивилизацию , 1941 год. Опубликовано Ассоциацией газетных предприятий 18 апреля 1941 года. Тушь, мелок и непрозрачный белый рисунок. Коллекция Герберта Л. Блока, Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (002.00.00)
LC-DIG-hlb-00584 © Фонд Херба Блока

Добавить этот элемент в закладки: //www. loc.gov/exhibits/pointing-their -pens-edition-cartoons/world-war-ii.html#obj002

ДЖЕРРИ КОСТЕЛЛО, 9 лет0009 Albany Knickerbocker News

За день до того, как Чехословакия капитулировала перед немецкой армией, Джерри Костелло нарисовал изможденных голодающих немцев, поскольку производство превзошло сельскохозяйственный труд. Хотя министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс признал 5 марта 1939 года, что его страна едва способна прокормить свой народ, его цель состояла в том, чтобы побудить немецкий народ работать на самообеспечение, а не подрывать военные действия. Костелло провел сорок лет своей сорокасемилетней карьеры карикатуриста в Albany Knickerbocker News , с 1922 по 1962 год.

Увеличить

Джерри Костелло (1897–1971). Feeling the Pinch , 1939 год. Опубликовано в Albany Knickerbocker News 14 марта 1939 года. Тушь, мелок и непрозрачный белый рисунок. Art Wood Collection of Cartoon and Caricature, Отдел гравюр и фотографий, Библиотека Конгресса (003. 00.00)
LC-DIG-ppmsca-38552 © Times Union, Albany, NY

Добавьте этот элемент в закладки: //www.loc.gov/ экспонаты/указывающие-их-ручками-редакционные-мультфильмы/world-war-ii.html#obj003

ЭДВИН МАРКУС,

New York Times

Адольф Гитлер и его Национал-социалистическая партия установили контроль над Рейхстагом в 1933 году, где они установили свое порочное правление декретом и безжалостно управляли Третьим рейхом. Когда нацисты начали нападать на евреев и коммунистов, пресса широко охарактеризовала тогдашнего главу гестапо Германа Геринга как реальную власть и заявила, что «канцлер Гитлер — просто витрина». Эдвин Маркус, New York Times карикатурист в течение пятидесяти лет, между 1908 и 1958, ошибочно предположили, что Гитлер не обладал личностью, необходимой для руководства немецким народом.

Увеличить

Эдвин Маркус (1885–1961). The Misfit , 1933 год. Опубликовано в New York Times 26 марта 1933 года. Тушь, графит и непрозрачный белый рисунок. Подарок Эдвина Маркуса, Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (004.00.00)
LC-DIG-acd-2a10517 © С разрешения семьи Маркус

Добавьте этот элемент в закладки: //www.loc.gov/exhibits/pointing -their-pen-edial-cartoons/world-war-ii.html#obj004

CLIFFORD BERRYMAN,

Washington Star

Используя небольшой самолет в качестве метафоры национальной обороны, Washington Star карикатурист Клиффорд Берриман предложил усилить программу национальной обороны, пересмотрев Закон о нейтралитете 1939 года. Президент Рузвельт утверждал, что вооружение судоходных торговцев имело решающее значение для поддержки его программы ленд-лиза, по которой американское оружие и другие товары поставлялись европейским союзникам. За свою пятидесятипятилетнюю карьеру карикатуриста в Вашингтоне, округ Колумбия, Берриман получил Пулитцеровскую премию за свое искусство.

Увеличить

Клиффорд Берриман (1869–1949). Он будет летать лучше, когда другое крыло будет включено , 1941 год. Опубликовано в Washington Star , 13 октября 1941 года. Индийская тушь поверх графитового рисунка. Подарок Клиффорда Берримана, Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (005.00.00)
LC-DIG-acd-2a05836

Добавить этот элемент в закладки: //www.loc.gov/exhibits/pointing-their-pen-editorial- Cartoons/world-war-ii.html#obj005

HERBLOCK,

Ассоциация газетных предприятий

Дядя Сэм авторитетно превращает «планы» военного производства в «самолеты» в этом патриотическом мультфильме Герблока, призывающем американцев увеличить военные поставки в Европу. Летом 1941 года производственный спрос как на британском, так и на американском рынках превышал предложение. Работники, которым предстоял более продолжительный рабочий день и более тяжелая работа, объявили забастовку, требуя повышения заработной платы. Херблок поощрял их производственные усилия в поддержку войны, предлагая своим читателям, что это их патриотический долг.

Увеличить

Герблок (1909–2001). Make It a Reality , 1941 г. Опубликовано Ассоциацией газетных предприятий, июнь 1941 г. Тушь, мелок и непрозрачный белый рисунок. Коллекция Герберта Л. Блока, отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (001.01.00)
LC-DIG-hlb-01291 © Herb Block Foundation

Добавить этот пункт в закладки: //www.loc.gov/exhibits/pointing-their -pens-edition-cartoons/world-war-ii.html#obj001_01

HERBLOCK,

Ассоциация газетных предприятий

Поддерживая призыв президента Рузвельта к увеличению военного производства, Херблок изобразил американского рабочего рядом с британским моряком, работающими вместе, чтобы победить Адольфа Гитлера и нацистскую Германию. Президент заставил американцев работать усерднее и производить больше товаров для нужд войны. В апреле 1941 года державы Оси не боялись союзников. Германия вынудила Югославию и Грецию к капитуляции, взорвала несколько британских городов и начала наступление на Советский Союз, на который она напала 19 июня. 41.

Увеличить

Герблок (1909–2001). «Они еще там, босс!» 1941 г. Опубликовано Ассоциацией газетных предприятий, апрель 1941 г. Тушь, мелок и непрозрачный белый рисунок. Коллекция Герберта Л. Блока, Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса (002.01.00)
LC-DIG-hlb-00297 © Фонд Херба Блока

Добавить этот пункт в закладки: //www.loc.gov/exhibits/pointing-their -ручки-редакторы-мультфильмы/world-war-ii.html#obj002_01

ХЬЮ ХАТТОН,

Philadelphia Inquirer

В 1939 году, чувствуя, что с Америкой обращаются как с изгоем за ее роль в финансировании Первой мировой войны, Хью Хаттон изобразил дядю Сэма, сопротивляющегося участию во Второй мировой войне. Использование Хаттоном персонажа Шейлока из шекспировского «Венецианского купца » отражало распространенное как в Европе, так и в Соединенных Штатах мнение о том, что американцы извлекли большую выгоду из Первой мировой войны. Хаттон нарисовал для Philadelphia Inquirer из 1934 до выхода на пенсию в 1969 году.

Увеличить

Хью Хаттон (1896–1976). Art Treasure , 1939. Опубликовано в Philadelphia Inquirer , 3 октября 1939. Мел поверх синего карандашного рисунка. Art Wood Collection of Cartoon and Caricature, Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса (003.01.00)
LC-DIG-ppmsca-38553

Добавить этот элемент в закладки: //www.loc.gov/exhibits/pointing-their-pen -edition-cartoons/world-war-ii.html#obj003_01

ДЖЕЙМС БЕРРИМАН, 9 лет0009 Washington Star

В то время как сенатор Хирам Джонсон, республиканец от Калифорнии, и сенатор Том Конналли, демократ от Техаса, одевают Конгресс как ангела, защищающего мир, раздраженный дядя Сэм считает, что им лучше заняться внутренним законодательством. Возможно, это было опубликовано примерно в то же время, когда был принят Закон о нейтралитете 1939 года, против которого выступал Джонсон и который поддерживал Конналли. Джеймс Берриман пошел по стопам своего отца и стал лауреатом Пулитцеровской премии. 0009 Вашингтон Стар .

Добавьте этот элемент в закладки: //www.loc.gov/exhibits/pointing-their-pens-editorial-cartoons/world-war-ii.html#obj004_01

JERRY COSTELLO,

Albany Knickerbocker News

По мере того как Европа рухнула к войне изоляционисты осудили попытку президента Рузвельта изменить законодательство о нейтралитете. В 1939 году Рузвельт, желая лучше вооружить союзников против германской агрессии, обратился к Конгрессу с просьбой отменить эмбарго на поставки оружия в положении о «наличных деньгах» Закона о нейтралитете от 1937. Джерри Костелло показал, как дядя Сэм вытаскивает Рузвельта из края войны и использует закон в качестве якоря. Костелло провел сорок лет своей сорокасемилетней карьеры карикатуриста в Albany Knickerbocker News с 1922 по 1962 год.

Увеличить

Джерри Костелло (1897–1971). The Restraining Hand Needed , 1939. Опубликовано в Albany Knickerbocker News , 7 июля 1939. Тушь, графит и непрозрачный белый рисунок. Art Wood Collection of Cartoon and Caricature, Отдел гравюр и фотографий, Библиотека Конгресса (005.01.00)
LC-DIG-ppmsca-38554 © Times Union, Albany, NY

Добавьте этот элемент в закладки: //www.loc.gov/exhibits/pointing-their-pens-editorial-cartoons/world-war-ii.html#obj005_01

Наверх

Главная | Обзор выставки | Предметы выставки | Узнать больше | Общественные программы | Благодарности

Разделы: Вторая мировая война | Красная тревога | холодная война | Вьетнам | Никсон | Ближний Восток

Коллекция мультфильмов Адольфа Гитлера

У Адольфа Гитлера, как утверждается, было много тайных пороков, от фантастических (черное кожаное белье, украшенное гербом со свастикой) до обыденных (кремовые пирожные), но одним из его меньших пороков было коллекционирование мультфильмов. себя и к 1933 у него была коллекция из нескольких сотен, даже запрашивая оригиналы у таких известных художников, как Дэвид Лоу.

В 1932 году Гитлер показал особенно язвительную карикатуру своему другу Эрнсту «Путци» Ханфштенгу1, своему пресс-секретарю по иностранным делам, отметив, что с нетерпением ждет того времени, когда он сможет запретить подобные работы. У Ганфштенгля, получившего образование в Гарварде, была идея получше: повернуть карикатуры обратно на карикатуристов; используйте карикатуры, нападающие на Гитлера, чтобы поддержать его, указав на «ошибки» в предположениях карикатуристов. Результатом стала очень необычная — и очень успешная — книга: «Гитлер в карикатурах мира / Факты против чернил». Книга была опубликована малоизвестным издательством Verlag Braune Bücher Berlin Carl Rentsch, что свидетельствует о слабой попытке сделать книгу «неофициальной» и, следовательно, «независимым» анализом.

Tat gegen Tinte, как его обычно называли, представлял собой 175-страничную книгу, в которой семьдесят одна крупная карикатура представлена ​​в хронологическом порядке (1924–1933 гг.) конец) с комментариями Ганфштенгля на левых страницах, в которых он противопоставляет «Тинте» (Чернила) тому, что он считает «Тат» (Действия или Факты). Некоторые карикатуры поражают своим несоответствием: на одной из «Симплициссимуса» от 16 января 1928 года Гитлер похож на карикатуру Гарольда Макмиллана 1960-х годов. Некоторые, особенно из «Правды», грубы до крайности; другие могли бы стоять сами по себе как произведения искусства, в частности, некоторые работы в Der Wahre Jacob и работа неизвестного художника в сборнике, чья простая карикатура [рис. 1] сплавляет стили Уиндема Льюиса и Модильяни с ужасающим эффектом.

В чем же тогда заключалась цель Тат гэгэн Тинтэ? Ханфштенгль сказал в своей автобиографии, что книга была написана по согласованию с Гитлером, чтобы опровергнуть «ложь», распространяемую карикатурами. Именно это Ганфштенгль и пытался сделать своим комментарием; однако, оглядываясь назад, книга раскрывает свою композицию. До 1932 года большинство карикатур было из немецких журналов; после прихода к власти нацистов, в январе 1933 года, состав меняется. Из тридцати шести карикатур, датированных 1933, только два немца, один австриец, остальные иностранцы. Одну из причин этого можно найти в списке журналов, приведенном в конце книги, где фраза «erscheint nicht mehr» (больше не появляется) добавлена ​​ко многим немецким газетам.

Выбор карикатур в некоторой степени раскрывает неуверенность Гитлера, и в этом контексте важно помнить, что эта книга была написана для немецкой аудитории; насколько известно автору, иностранный перевод не публиковался. Четырнадцать (20%) карикатур, отобранных для опровержения Ганфштенгля, ясно отвечают на популярный в то время вопрос: кто на самом деле контролирует Гитлера? Из них половина касается обвинений в том, что Гитлер был орудием изгнанного кайзера через своего сына Августа Вильгельма (Ауви), видного члена нацистской партии. В то время как мало кто задавал такие вопросы к 1933, кажется, что это по-прежнему беспокоило Гитлера. Столь же заметными являются карикатуры, отражающие насильственную роль, которую сыграла нацистская партия в приходе Гитлера к власти. Обвинения в милитаризме являются следующей наиболее распространенной категорией, с одиннадцатью (15%) карикатурами, в основном опубликованными после января 1933 года и в основном из иностранной прессы. Можно задаться вопросом, почему. Милитаризм Гитлера, как он представлялся тогда немецкой публике, ограничивался отказом от Версальского договора, перевооружением и представлением новой Германии как вооруженного бастиона против «большевизма». Все они были популярны среди среднего немца. Боялся ли Гитлер, что иностранная пресса может видеть за маской?

Только семь карикатур посвящены еврейской проблематике. Все они появились в 1933 году, а первые два датированы 23 марта, как раз перед «Днем еврейского бойкота», который нацисты провозгласили 1 апреля, когда они призвали «настоящих» немцев бойкотировать предприятия, принадлежащие евреям. Самый острый из них — J’accuse!, лондонский журнал, посвященный разоблачению расовой ненависти. [Рисунок 2] По словам Ханфштенгля, «День еврейского бойкота» был ответом на бойкот немецких товаров иностранными еврейскими организациями, особенно в США, и задумывался не как игра дураков, а как серьезное предупреждение. Это просто повторение линии партии, как и его заявление о том, что евреи в Германии оказывают влияние, несоизмеримое с их численностью. Что на первый взгляд необычно, так это то, что Ханфштенгль цитирует британскую Daily Mail в поддержку своих аргументов. Однако эта газета была сторонником нацизма и должна была оставаться таковой еще несколько лет, и Ганфштенгль несколько раз использовал ее в поддержку своих аргументов. Такое использование иностранной прессы в поддержку своих аргументов, по-видимому, является пределом изощренности Ганфштенгля. Невозможно судить, насколько это было эффективно.

В своем списке газет в конце книги Ганфштенгль тщательно отмечает, какие журналы являются частью «еврейской прессы», и в своих комментариях он использует любую возможность, чтобы напасть на это мифическое тело. На рис. 3 показана карикатура из неназванного журнала на французском языке — из Каира, из всех мест — с подписью на французском языке: «Если иностранцы обвинят в варварстве, мы дадим еще один винт!» Ответ Ханфштенгля стоит процитировать полностью:

Здесь еврейская пресса утверждает, что Гитлер создал в Германии «еврейскую прессу» и пытает евреев, чтобы они уехали.

По поводу такого рода гнусной лжи сама Daily Mail заявила в Лондоне 10 июля 1933 года: «Самая злобная клевета на национал-социализм более открыто обнаруживается в кругах (британской) публики и (британской) прессы, чем при советской власти, которую больше всего хвалят».

Дело в том, что вплоть до захвата власти Гитлером в Германии была сильная еврейская пресса (Моссе, Ульштейн и др.), с помощью которой евреи угнетали и истязали немцев на протяжении многих десятилетий как морально, так и политически. Только при Гитлере каждая еврейская пресса в Германии была уничтожена.

Ханфштенгль снова обращается за поддержкой к Daily Mail. Другой типичный ответ сопровождал анонимную карикатуру под названием «Первая победа» [Рисунок 4], которая первоначально появилась в Candide в Париже и была воспроизведена в J’accuse! летом 1933 года. По словам Ханфштенгля, обвинения в том, что евреев убивают в Германии, являются ложными слухами, распространяемыми «немецкими национал-предателями-марксистами внутри и за пределами Германии». Он продолжает: «Антисемитизм национал-социалистического движения в Германии — это совершенно бескровная защита невыносимого иностранного элемента. Если евреи «теряют голову» в Германии, то в лучшем случае от нервозности и нечистой совести».

Наконец, одна из жемчужин коллекции — газета Liberale Wegwijzer, Роттердам, датированная 30 июня и озаглавленная «Кошмар Гитлера». [Рисунок 5] И что заставляет храброго фюрера просыпаться в холодном поту среди моря призраков? Незадолго до появления карикатуры польский еврей, носивший фамилию Гитлера, при широком освещении в прессе официально изменил свое имя на Хиллер. У прессы был полевой день: Гитлер — еврейское имя!; Гитлер не был «чистым арийцем»! и т. д. Последующие историки тщательно исследовали это и подобные утверждения, и нет ни малейшего документального свидетельства, позволяющего предположить, что у Гитлера были еврейские предки — хотя это не доказывает, что это не так. И снова комментарий Ханфштенгля далеко не изощрен:

«История о том, что [Гитлер] — еврейское имя, явно выдумана. Если бы это было правдой, то немецкие евреи только приветствовали бы привлечение внимания к этому факту … [потому что, когда] кто-то становится известным, они в каждом случае нагло заявляют, что заинтересованное лицо является евреем: напр. Вагнер, Брамс».

Можно только предположить, что Ханфштенгль бредил.

Оно того стоило? С точки зрения пропаганды, наверное, нет. Ошибка Ханфштенгля заключалась в том, что он противопоставлял слова образам. Его прозе в оригинальном немецком языке не хватает остроумия и остроты многих карикатур, а его ответы по большей части являются предсказуемыми повторениями партийной пропаганды. Только самый несгибаемый нацист купил бы такую ​​книгу, чтобы прочитать текст; большинство купило его для картин. Скорее всего, он относился к нему как к ежегодному сборнику карикатур на Джайлза: что-то забавное, чтобы скоротать день Рождества после плотного обеда. Однако для Ханфштенгля это, безусловно, того стоило: это принесло ему много денег.