пролив, порт и заморская территория
Находясь на самом юге Испании нельзя себе позволить не съездить в такое географически и исторически значимое место как Гибралтар. Еще недавно гражданам России туда было не так просто попасть. Туда не пускали даже с британской визой, нужна была виза для заморских территорий соединенного королевства. Но с этого года на срок до 30 дней в Гибралтар стали пускать по шенгенским мультивизам. Когда мы это узнали, нас было уже не остановить.
Вид на город Гибралтар со скалы Гибралтар. На дальнем берегу залива крупный порт и испанский город Альхесирас (Algeciras).
Как обычно, сначала мы всё проспали, потом долго собирались и в итоге приехали к Гибралтарской границе к 10 утра. Еще полтора часа мы простояли в очереди, планы на споттинг в аэропорту Гибралтара растворились. Последний нормальный борт ушел в сторону Соединенного Королевства как раз в тот момент, когда мы получали штампики в паспорт.
Гибралтар, как страна, как город, и как полуостров представляет собой одну большую скалу и перешеек соединяющий ее с материком. Прямо поперек этого перешейка, от берега до берега расположена взлетно-посадочная полоса гибралтарского аэропорта. Чтобы попасть в страну нужно сначала пройти границу, а потом пересечь эту полосу.
Перешеек соединяющий полуостров Гибралтар с континентальной Испанией. Обратите внимание, на перешейке нет никаких капитальных строений, да и плотность застройки сильно отличается от основной части Гибралтара. Об этом ниже.
Сверху Испания, снизу Гибралтар. Граница, аэропорт и единственная дорога.
Сегодня Гибралтар — это заморская территория Великобритании. Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании. На Гибралтар не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому в Гибралтаре нет НДС. C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Все ~30 тыс. граждан Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС. Гибралтар отошел к Великобритании по Утрехтскому мирному договору в 1713 году.
Перешеек, на котором находится аэропорт и часть Гибралтара до сих пор является спорной территорией. Дело в том, что Утрехтский договор не содержит карт или конкретных описаний территорий, полученных Британской короной, что позволяет каждой из сторон по своему интерпретировать его.
Граница крупным планом. Вид со скалы. Основная часть людей, в том числе и туристы, пересекают границу пешком. Это быстрее.
Переход через ВПП гибралтарского аэропорта закрыли. Готовится к вылету частный самолет. На заднем плане местный автобусный парк.
Последние пешеходы уходят, надо убрать за ними мусор.
Борт ушел. Один-два раза в день из аэропорта Гибралтара регулярные рейсы выполняет авиакомпании British Airways. Обычно это Airbus A319/A320 или Boeing 737. Также, в сезон летает easyJet.
Переход открыли. Помимо регулярных рейсов, в сезон может выполнятся до десяти чартерных рейсов в день. Это Monarch, Thomas Cook и т.п.
Испания не признает британского суверенитета над Гибралтаром, полагая, что Великобритании принадлежит только укреплённый периметр города, а на остальные территории договор не распространяется. Таким образом, с точки зрения Мадрида эта область была незаконно оккупирована Великобританией в 1815 году, когда на перешейке начали возводить британские казармы, что «противоречит принципам международного права». Позднее, в 1938 году, в то время как в Испании шла гражданская война Британия построила на спорных территориях аэропорт. Так как Испания считает Гибралтарский перешеек незаконно оккупированным, то в испанской официальной документации всегда используется термин «заграждение» вместо слова «граница».
A Victorian Post Box of standard 1887 UK design на Main street.
Тем не менее, спор не особо мешает соседству. Каждый день границу пересекают тысячи испанцев работающих в Гибралтаре. Не смотря на официальный английский, в Гибралтаре основным разговорным считается местный диалект испанского андалусийского.
Основные жилые районы и порт расположены на западном побережье полуострова, здесь скала имеет более пологий склон а рельеф морского дня позволяет намывать берег. На восточном берегу скала так резко обрывается в море, что там местами не поместилась даже дорога. Она проходит в тоннеле. Тем не менее, некоторое количество домиков там есть.
Жилые районы на западном побережье полуострова Гибралтар.
Восточное побережье полуострова Гибралтар.
Первым делом после прохождения границы мы двинулись к самой южной точке полуострова, посмотреть на Гибралтарский пролив. По приезду мы выяснили, что это место называется «Europa Point” и это вполне себе туристический аттракцион.
Минарет и береговая артиллерийская батарея (O’Harra’s Battery). Вид с «Europa Point».
С южной стороны скала не такая крутая. На ней есть что рассматривать.
Что-то действующее, что-то уже давно музей.
Представляю, что там творится внутри скалы.
В «Europa Point» есть отличная детская площадка. Ребенка оттуда пришлось вытаскивать за ногу.
За спиной Гибралтарский пролив и Африка.
Мемориал Сикорского. В 1943 году в Гибралтаре произошло крушение Б-24 Колоевских ВВС в которой погиб генерал Владислава Сикорский и его окружение. Генерал Сикорский был командующим польской армии и одновременно Премьер-министром польского правительства в изгнании. Катастрофу признали как несчастный случай, однако по поводу аварии сохраняются теории заговора.
«Europa Point» — единственное место в Гибралтаре, где нам без проблем удалось припарковать машину. Перемещаться по Гибралтару без машины затруднительно, далеко не везде есть пешеходная инфраструктура, да и расстояния немаленькие. А машину припарковать крайне проблематично, независимо от того, какую сумму вы готов выложить.
Мы потратили огромное количество времени в поисках парковки. Чтобы найти свободное место на платной парковке, нам пришлось несколько раз пересечь всю страну 🙂
Первое, что бросилось после пересечения границы, это разметка и знаки. Все надписи на английском, разметка британская. Отличие только одно, в Гибралтаре, как и в континентальной европе, правостороннее движение.
Регулируемый пешеходный переход.
Стало понятно, почему на юге Испании так много машин с британскими номерами. Оказывается, большая часть из них не британская, а гибралтарская. Внешне они точно такие же, только надпись GB заменена на GBZ.
Оказалось, что «Europa Point» — не самое лучшее место для того чтобы посмотреть на Гибралтарский пролив. Во первых, пролив в этом месте гораздо шире чем в Тарифе, а во вторых, на пролив лучше смотреть сверху. Тем не менее, оттуда лучший обзор на суда стоящие на рейде и входящие в Альхесирасский/Гибралтарский залив. Оба соответствующих порта расположены в этом заливе.
Я попробовал посчитать крупные суда. Сбился на полутора сотнях.
Самое узкое место Гибралтарского пролива. Горы вдалеке, это Африка (там Танжир), горы ближе, это Испания (Альхесирас и Тарифа).
Паром из Испанского Альхесираса в Танжир (Марокко) или Сеуту (Испанский анклав на территории Марокко).
В Африке дождь 🙂
Порт Гибралтара. Все что за «водой» — Испания. Там справа Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, слева Альхесирас.
Посмотрим поближе. Independence of the Seas (Royal Caribbean) и MV Horizon (тот что поменьше, Pullmantur Cruises).
Тот что больше, балкер Orion Pride (Панама), тот что меньше, нефтяной танкер Clipper Bricco (Гибралтар).
Универсальный десантный корабль HMS Ocean (L12) королевского военно-морского флота Великобритании.
Он же, вид из города.
Движуха серьезная. Все это активно шевелится.
Происходящее на этой фотографии для меня осталось загадкой.
На том берегу, в Испанском городе Альхесирас, находится один из крупнейших в мире контейнерных терминалов.
Контейнеровоз идет откуда-то со стороны Барселоны, Генуи или Марселя.
Порт Гибралтара.
В сухих доках работа кипит.
Я так и не смог их сосчитать. Сразу все видно не было, а с разных мест ракурсы путали.
Ну и напоследок еще одно общее фото порта Гибралтара.
Сразу после «Europe Point» мы поехали в город. Около полутора часов мы крутились в поисках парковки, в итоге уехали из города, поднялись на скалу и посмотрели пару береговых артиллерийских батарей. На скале как и в городе припарковать машину тоже не так просто. Все дороги узкие, многие из-за этого односторонние. Есть несколько парковок, но далеко не у всех интересных мест. Если подниматься на скалу на весь день, то по ней лучше передвигаться пешком. Мы к закату хотели успеть еще в Испанский город Тарифа. Из-за этого мы не посетили ни одну пещеру, а их там много, и в основном ради них на скалу поднимаются туристы.
Гибралтарская скала является национальным парком и въезд туда платный. Причем платится не только за машину, но и за каждого пассажира отдельно. Как решается вопрос оплаты с пешеходами и поднимающимися на фуникулере мы не выяснили.
После посещение скалы мы вернулись в город и намотали еще несколько кругов в поисках парковки. В итоге, каким-то чудом мы нашли свободно место недалеко от аэропорта. Почти с тем же успехом можно было оставить машину перед границей, в Испании.
Сам по себе город не произвел ярких впечатлений. Милый компактный исторический городок с большим количеством фортов, не более того. Есть в Гибралтаре и современная часть города. Очень похоже на то, что она построена на намытой территории. На ней расположены гостиницы, многоквартирные дома и большой супермаркет Morrisons. Удивительно было увидеть такой большой супермаркет в такой маленькой стране. Не удивлюсь, если он занимает 1-2% территории Гибралтара 🙂
Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.
Главная улица в Гибралтаре пешеходная. Она так и называется, Main street.
То тут, то там, британские символы.
В целом ничего особенного. Тротуарный столбик с гербом.
The Convent — официальная резиденция губернатора Гибралтара.
Красная телефонная будка и городская стена. Это по прежнему официальная граница города Гибралтар.
Автобусная остановка.
На гуглоснимках на месте этого парка парковка. Вообще, мы поехали на машине только потому что по гуглосникам парковок было достаточно. Но по факту, почти все их закрыли или снесли.
Правила пользования парком. Предлагаю внедрить это правила в кремлевском парке Великого Новгорода.
Line Wall Promenade. Слева видна одна из закрытых парковок. Похоже власти Гибралтара решили сделать страну пешеходной.
Городская стена города Гибралтар.
Вне исторической части города активная стройка.
Вид со скалы на восток. Тут есть несколько пляжей и строятся гостиницы.
Британский футбол в воинской части.
А чуть дальше, за аэропортом, уже Испанский футбол.
Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.
Гибралтарский пролив. Взгляд на Африку из Европы
Малага – относительно небольшой и компактный город, на осмотр которого в принципе достаточно одного дня. В моём же случае поездка вмещала в себя практически три полных дня, поэтому целесообразно было не ограничиваться лишь Малагой, но и поездить по окрестностям. В Андалусии много интересных мест – и Гранада со своим знаменитым дворцово-парковым ансамблем Альгамбра (одним из наиболее ярких дошедших до нас памятников маврского периода), и столица области Севилья, и расположенный на обрыве ущелья городок Ронда, и ряд других городов. На юге Испании своя культура, своя атмосфера, которая очень сильно отличается и от Каталонии, и от Кастилии, где мне доводилось бывать до этого. Тем не менее, я решил съездить из Малаги не в один из других древних городов Андалусии, а совершить более необычную и интересную вылазку – мне давно хотелось посмотреть Гибралтарский пролив, узкую горловину, соединяющую Средиземное море (а, следовательно, и много других морей с ним связанных) с бескрайней Атлантикой; место, где Европа на расстоянии буквально вытянутой руки встречается с Африкой.
Наиболее классическим вариантом было бы съездить из Малаги в город Гибралтар – заморскую британскую территорию, с начала XVIII века занимающую огромную 400-метровую скалу в самой видной и стратегически важной точке Гибралтарского пролива. Впрочем, тут есть один нюанс: Гибралтар – это территория Великобритании, и для посещения его российским туристам нужна либо специальная Гибралтарская виза, либо виза Великобритании сроком действия более 12-месяцев. Моя британская виза закончилась в октябре, да и то она была шестимесячной, то есть в любом случае не подходила для Гибралтара, а заниматься новыми визовыми формальностями ради нескольких спонтанных часов в городе я естественно не стал. На въезде в Гибралтар есть погранконтроль – для обладателей европейских паспортов он, естественно, формальный; я читал в интернете, что и некоторым россиянам, сделав уверенное каменное лицо, удавалось туда проехать без местной визы (на въезде в Гибралтар местные погранцы тормозят для проверки примерно одну машину из четырех). Будучи законопослушным человеком, я для себя такой вариант даже не рассматривал – зато придумал другой интересный маршрут: на противоположном берегу того же самого залива, на котором стоит Гибралтар, находится крупный испанский городок Альхесирос – промышленный центр и крупный порт, откуда отправляются паромы в Марокко.
Альхесирос даже ближе, чем Гибралтар находится к самой узкой части Гибралтарского пролива, и туда каждые полчаса бегают автобусы из Малаги. Что ж – едем в Альхесирос. Пришел на Малагский автовокзал, взял билет, два часа пути (от Альхесироса до Малаги чуть более 100 километров) – и мы на берегу Гибралтарского пролива.
Надо сказать, посмотреть на Африку из Европы мне удалось не с первого раза. Едва мы прибыли в Альхесирос, как зарядил такой ливень, что о каких бы то ни было прогулках помышлять не приходилось.
1. На улице вода стеной – хорошо, что подвернулся удачный кабак, где можно было посидеть, обсохнуть и отведать равиоли с каким-то местным пивом.
2. Я заранее прикинул по карте, куда нужно идти, чтобы оказаться в самом узком месте Гибралтарского пролива, с которого как на ладони видна Африка. Это от центра Альхесироса километров пять по проселочной дороге. Дождь чуть-чуть приутих – что ж, можно выйти из кабака и продолжить прогулку. По пути нашлось красивое местечко, откуда открывались отличные виды на бухту, побережье Альхесироса и расположенный на высокой скале на другой стороне залива британский город Гибралтар.
3. Скала Гибралтара после дождя окутана большим белесым облаком.
4. Вдоль берега выстроилась «первая линия» домишек.
5. А в другую сторону уже видна Африка! Дальний берег – это Марокко. Судно на фото заворачивает направо и направляется в Гибралтарский пролив. Именно на ту проходящую вдоль берега дорогу, которую видно на фото, нам и надо держать путь. Погода скверная – вот-вот снова зарядит дождь, но не сидеть же на месте, когда Африка буквально манит из-за мыса: надо рискнуть, да и разнообразить поездку какой-нибудь немного экстремальной вылазкой интересно. 🙂
6. Что ж – сказано сделано: до того места навскидку минут сорок ходьбы. Примерно выбираем кратчайший путь – и вперед вдоль берега! 🙂
7. Несколько пасмурный пляжный пейзаж с пальмами. 🙂
8. Путеводители по Испании пишут, что на побережье Андалусии солнце светит в среднем более 310 дней в году. Надо признать, что мне выпала редкостная удача – я оказался в этом месте в один из редких оставшихся 55-ти. 🙂 Не прошло и трети пути, как с неба одна за другой начали падать крупные капли, и вскоре дождь снова зарядил что было сил – причем в этот раз окончательно и бесповоротно. 🙂
9. Кабака в этот раз поблизости не было – я оказался застигнутым ливнем посреди проселочной дороги: деваться некуда, промокнуть насквозь всё равно уже судьба, поэтому продолжаем путь: только вперед, и ни шагу назад. 🙂
10. Еще полчаса пути по дороге под проливным дождем – и мы на берегу Гибралтарского пролива в самом узком его месте. Вот и маяк – страж этих мест.
11. Впрочем, если в 310 солнечных дней года отсюда открываются фантастические панорамы морских просторов и высоких гор Марокко на противоположном берегу, то в оставшиеся 55 дней – вот такая картина: кругом вода — сверху, снизу, сбоку, вперед, назад, где-то в пелене дождя видны суда, идущие в Гибралтарский пролив, но почти тут же закрываемые дождевой завесой.
12. Впрочем, надо сказать, и в таких залитых дождем пейзажах есть своя прелесть, какая-то своя изюминка 🙂
13. Но это я сейчас так пишу, когда рассматриваю фотографии на экране компьютера. А тогда ощущения были совсем иные – вода была буквально везде, от макушки и до кончиков носков и в иных потаённых местах организма. А как дивно хлюпало в кроссовках! И лишь фотоаппарат чувствовал себя сухо и относительно комфортно в чехле – оказываясь в гуще дождевой вакханалии лишь в те моменты, когда я доставал его чтобы сделать очередной снимок: вот, например, этой полузаброшенной рыбацкой деревушки.
14. Еще сорок минут под холодным проливным дождем – и мы снова в Альхесиросе. На пару минут дождь притих – и снова где-то вдали показались скалы Африки и огни города Сеута – расположенного по ту сторону Гибралтарского пролива довольно крупного порта Марокко. Африка поманила десять минут, и снова скрылась в пелене проливного дождя.
15.
Два часа в холодном автобусе в промокшей одежде, и наконец, долгожданная гостиница Малаги. Быстрее отжимать одежду – и потом на час в спасительную горячую ванну. Да, первая попытка посмотреть на Африку из Европы оказалась весьма специфической – не могу сказать, чтобы совсем неудачной, но и повторять такой пятичасовой ледяной душ мне бы в будущем тоже не очень хотелось. Хотя и говорят, что для организма закалка полезна. Тем не менее, мне хотелось постоять на берегу Гибралтарского пролива несколько по-другому, поэтому на следующий день я снова сел в автобус и поехал в Альхесирос — в надежде на то, что в этот раз всё-таки будет один из обещанных 310-ти солнечных дней Андалусии. 🙂
16. И снова знакомая дорога, извилистым серпантином вьющаяся вдоль берега, и вновь на том берегу бухточки возвышается могучая скала Гибралтара, и вновь десятки судов на глади воды. Но на этот раз всё срослось – голубое небо, солнце и ни намека на вчерашнюю непогоду! Ура! Идем смотреть Африку и Гибралтарский пролив! 🙂
17. На берегу до наших дней сохранилось множество старых фортификаций. Неудивительно — район Гибралтарского пролива издавна является одним из стратегических мест Европы.
18.
19.
20. Выходим на берег Гибралтарского пролива в самом узком месте. До Африки здесь – всего около 20 километров. Фантастически смотрится маяк на фоне туманных гор Марокко!
21.
22.
23. Движение судов в Гибралтарском проливе очень оживленное. Много тут и паромов, связывающих Европу с Африкой – паромы курсируют из Гибралтара, Альхесироса, Кадиса через пролив в Танджер и другие города Марокко на африканском берегу.
24. Между Европой и Африкой – фото на память.
25.
26. На небольшом пятачке на скалистом берегу дежурила группа энтузиастов с огромными фотоаппаратами – они снимают птиц, парящих над Гибралтарским проливом.
27.
28. Европа, Африка вдали и небольшая испанская деревушка на переднем плане.
29. Горы Африки и морской балкер, на широких просторах кажущийся крошечной лодкой. Африка тут совсем близко – добивает местная сотовая связь, и МТС радостно приветствует тебя в Марокко. 🙂
30. Еще некоторые панорамы Гибралтарского пролива и окрестностей.
31.
32.
33.
34. А нам пора назад, в Альхесирос – по извилистой дороге вдоль берега. Вчера здесь была стена дождя, а сейчас пять или шесть километров до города пройти исключительно приятно! 🙂
35. Маяк на берегу, далекий берег Марокко и скоростной паром, направляющийся в Альхесирос из Танджера.
36. Сегодня величественная скала британского Гибралтара предстает перед нами во всей красе!
37.
38. Какая фантастически прозрачная бирюзовая вода!
39.
40.
41.
42. На морских просторах куда ни глянь – десятки судов. Гибралтарский пролив – одна из самых оживленных морских дорог в мире!
43.
44. Продолжаем путь вдоль берега назад в Альхесирос. Сегодня отличная погода, можно никуда не торопиться. Кроме того, подобная прогулка – отличный способ подзагореть! 🙂
45.
46.
47. Сегодня песчаные пляжи Гибралтарского побережья выглядят действительно по-летнему. Надо будет сюда еще обязательно вернуться! 🙂
48. На сочных лугах вальяжно пасутся коровы…
49.
50. К морю течет сонная речушка.
51. Всё цветёт, всё распускается… Весна! 🙂
52. Лошадка на берегу словно специально позирует фотографу. 🙂
53. На этом и закончилась поездка – вернувшись в Малагу, я поехал в аэропорт, один из терминалов которого носит имя Пабло Пикассо. Тихий, спокойный терминал – ни намека на характерную для многих аэропортов суету и спешку.
Всё удалось – и Малагу посмотреть, и на Гибралтар съездить. Очень не хотелось уезжать – так тут тепло, хорошо, уютно, спокойно как-то. Как приятно дышать свежим весенним воздухом! Я специально до самого борта гулял на воздухе, чтобы надышаться на пару месяцев вперед. Впереди пять часов пути, и утреннее Шереметьево 25 марта встретит вынырнувший из облаков самолёт пургой, морозом и метелью. Но осталось подождать совсем немного: придёт время, и долгожданная весна придёт и в наши края! 🙂
<<< Прогулки по Малаге
Tags: Великобритания, Гибралтар, Гибралтарский пролив, Испания, Малага, Марокко
Туннель из Европы в Африку под Гибралтарским проливом:
PeritoИнтересыУрбан
УрбанИспанияГибралтар
Дата публикации 13.06.2018
Никита Николаев
текст
Туннель под Гибралтарским проливом всегда казался теоретически осуществимым, но одновременно чем-то невероятным. Так он и балансирует до сих пор в нашем сознании: с одной стороны, вполне реалистичный на чертежной доске и в романах Жюля Верна, с другой — будто дракон или единорог инженерного мира, такой понятный, но все же нереальный. Прямо как мост на Сахалин.
Пару недель назад, впрочем, какие-то движения в направлении реализации этого проекта снова начались. Андалузская газета Diario de Cádiz опубликовала статью о том, что испанская строительная группа SECEGSA и ее президент Рафаэль Гарсия-Монхе Фернандес не только считают концепт туннеля реалистичным, но и готовят предложения по его осуществлению, в частности уже подсчитан объем бурения и составлена предварительная смета работ.
Расшифровка аббревиатуры SECEGSA чуть ли не длиннее, чем сам планируемый туннель: Sociedad Española de Estudios para la Comunicación Fija a Través del Estrecho de Gibraltar, S.A. (АО «Испанское общество изучения постоянного сообщения через Гибралтарский пролив»). Исследования компании показали, что необходимый объем строительства — 38,67 километра, из них 27,75 — подводная часть. Если взглянуть на эти цифры здраво, то становится понятно, что а) такое строительство возможно и б) уже есть прецеденты.
Например, Евротоннель под Ла-Маншем длиннее гибралтарского почти в полтора раза, а туннель Сэйкан, соединяющий японские острова Хонсю и Хоккайдо, немного короче в подводной части, но превышает гибралтарский по общей протяженности. Получается, с инжиниринговой точки зрения туннель под Гибралтарским проливом — не заоблачные мечтания.
Но почему тогда его до сих пор не построили?
Первая и самая очевидная причина — финансирование. Кто заплатит за это строительство? По словам SECEGSA, и Испания, и Марокко заинтересованы в этом проекте, а принимая во внимание тот факт, что SECEGSA является государственной компанией, ей можно верить.
Однако ранее фигурировавшая в прессе цифра восемь миллиардов евро была отклонена как совсем далекая от истины, а это означает, что проекту потребуется более объемное финансирование со стороны Европейского союза и частных компаний, что, в свою очередь, заведет проект нового туннеля в кабинеты бюрократов, откуда он может никогда не вернуться. Только цена изготовления прототипа одной из восьми требуемых буровых машин оценивается в 32 миллиона евро.
Помимо финансовых, есть и географические проблемы. Хоть туннель и будет короче своих японских и англо-французских аналогов, озабоченность экспертов вызывает состояние придонного слоя между Испанией и Марокко. Изыскания морского дна по нитке кратчайшего маршрута определили две проблемные зоны протяженностью около четырех километров, где туннель должен пройти через слои пластичной глины. SECEGSA совместно с Цюрихским университетом и германской туннелепроходческой компанией Herrenknecht, заявляют, что эти препятствия преодолимы, но, скорее всего, они еще больше растянут и без того длительный проект.
Есть и другие трудности. Согласно текущему предлагаемому проекту, угол, по которому туннель входит в земную поверхность, составляет 3 %, тогда как для скоростного железнодорожного сообщения максимально допустимым уклоном считается 1,2 %, то есть для постройки здесь скоростной железнодорожной линии потребуется удлинить туннель.
А кому вообще нужен этот туннель?
Гибралтарский пролив успешно обслуживают паромные линии из Альхесираса в «Танжер-Средиземноморский», новый порт грузовместимостью восемь миллионов контейнеров, построенный марокканским правительством в 40 километрах к востоку от Танжера. Как подводное железнодорожное сообщение будет сочетаться с этими инвестициями в грузовые порты и не станет ли оно обременительным еще до своего запуска?
Все это, конечно, может перевесить реализацию давней мечты о непрерывном путешествии с континента на континент. На самом деле таких возможностей практически не существует до сих пор, если не считать моста через Босфорский пролив, соединяющего европейскую и азиатскую части Стамбула (плюс ветка метро и подземный тоннель).
По политическим и географическим причинам либо нельзя, либо очень трудно пересечь границу между сектором Газа и Египтом, чтобы попасть из Азии в Африку. Аналогично трудно преодолеть Дарьенский пробел между Панамой и Колумбией — Панамериканское шоссе только по названию соединяет Северную Америку с Южной, ведь никакой возможности пересечь Панамский перешеек на автомобиле нет из-за крупного участка, покрытого джунглями и болотами, его наиболее рационально преодолеть по воде.
Конечно, туннель, если он будет построен, позволит беспрепятственно путешествовать по Марокко: Танжер, Рабат, Марракеш, Фес, Касабланка станут доступны без отрыва от земли.
Касабланка, фото: Анастасия КолесниковаПочитать по теме: Страна золотых закатов: путешествие по Марокко
Давняя мечта: ты садишься в поезд и исчезаешь под кожей планеты, чтобы появиться на другой стороне, на другом континенте, в совершенно другой вселенной. Но непонятно, как может продолжиться такой маршрут.
УрбанИспанияГибралтар
Дата публикации 13.06.2018
Никита Николаев
текст
10 интересных фактов о Гибралтарском проливе
До открытия Америки на Западе было распространено мнение, что Европа является краем мира. Помимо северных скандинавских стран и стран Южной Африки, существовала уникальная географическая особенность, которая также обозначала границу. Это была Гибралтарская скала, также известная как Геркулесовы столбы.
Вошедшие в греческую мифологию проливы, протекающие рядом со Скалой, играли важную роль в человеческой цивилизации до 500 г. до н.э.
Считающийся одним из самых загруженных и многолюдных водных путей в мире, он оказывает прямое влияние на мировую торговлю. Проливы соединяют Атлантический океан на западе со Средиземным морем на востоке.
За океаном лежит Америка, в то время как на побережье Моря живут многочисленные народы. Марокко на юге и Испания на севере окружают большинство проливов.
Помимо того, что проливы являются важным судоходным и торговым путем, они могут многое предложить. С его многовековой историей связано множество интересных фактов. Есть туристические места и известные достопримечательности, в том числе внушительный мыс — Гибралтарская скала, выступающая на сотни метров из-под земли.
В этой статье мы рассмотрим 10 главных фактов о проливах, которые вы должны знать. От странной этимологии до географического и экономического значения, это ваш путеводитель по всему, что связано с Гибралтарским проливом.
1. Слово «Гибралтар» происходит от арабской фразы «Jabal al Tariq».
На арабском языке мир «Джебель» или «Джебель» означает гору. Тарик относится к берберскому командиру из Северной Африки, который когда-то возглавлял большую военную экспедицию к проливам. Командир Тарик ибн Зияд пересек проливы к мысу в начале 8 века нашей эры, и с тех пор он известен как «Джебель аль-Тарик» или «Гора Тарика».
Гибралтар — это испанское происхождение арабской фразы, учитывая, что этот регион находится недалеко от материковой части Испании. Правитель Сеуты, которая теперь является автономной территорией Испании, организовал переправу берберской армии из их североафриканских королевств в Испанию.
Для их переправы использовался большой флот судов, и это стало одним из первых исторически зарегистрированных переходов через пролив. Высадившись на берег, они закрепились у подножия большой скалы, и она была названа в честь полководца, который привел их туда. Позже Тарик и другой берберский лидер Муса ибн Нусайр захватили большую часть Испании с почти 20 000 солдат.
Порт Тарифа к западу от Гибралтара назван не в честь Тарика ибн Зияда, а в честь другого мусульманского лидера по имени Тариф, высадившегося на побережье несколькими годами ранее.
2. Несмотря на близость к Испании, Гибралтар является территорией Великобритании.При просмотре карты Гибралтара легко принять его за испанский город. Однако Гибралтар фактически является особой заморской территорией Великобритании. Хотя часть Испании, он был передан Великобритании после Войны за испанское наследство. Мирный договор, подписанный в голландском городе Утрехте (известный как Утрехтский договор), предоставил Великобритании постоянные права на управление Гибралтаром. Однако испанцы предпринимали многочисленные попытки вернуть себе этот регион, включая вооруженные завоевания в 18 и 19 веках.вв.
Испания утверждает, что желает воссоединить Гибралтар с остальной частью материка, и в последнее время неоднократно поднимала этот вопрос перед Организацией Объединенных Наций. Однако Великобритания неуклонно опровергала претензии Испании. В Гибралтаре были проведены многочисленные референдумы и общественные голосования, чтобы позволить людям самим выбрать страну, к которой они хотели бы присоединиться. В них было подавляющее большинство голосов за то, чтобы остаться с Великобританией, причем последний референдум был 9.8% за пребывание в Великобритании.
Сегодня этот вопрос приобрел большую актуальность в связи с растущим значением проливов для торговли, доходов и доходов, а также военного значения. ООН признает Гибралтар несамоуправляющейся территорией. Тупиковая ситуация продолжалась в течение предыдущих 3 столетий, хотя в последнее время не было вооруженных стычек. Согласно позиции Великобритании по этому вопросу и международному морскому праву, Великобритания не может напрямую контролировать проход судов через проливы, за исключением случаев нелегального транспорта или контрабанды. Несмотря на то, что они используются на законных основаниях, нет никаких ограничений на использование проливов другими странами, военно-морскими силами или торговыми судами.
3. Гибралтарская скала и вершина Северной Африки вместе образуют «Геркулесовы столбы». Миф гласит, что во время 12 подвигов Геракл пробился через гору Атлас, чтобы создать проливы. Столпом на европейском побережье является Гибралтарская скала, в то время как противоположный столб до сих пор является предметом споров. Гибралтарская скала известна как Кальпе Монс, а противоположная вершина известна как Абила Монс. Есть 2 основные горы, которые исторически считались вторым столпом — Монте-Ачо (в Сеуте) и Джебель-Муса (Марокко).
Это место также было особенным для греков, поскольку они считали его местом, где Титан Атлас поддерживал вес неба на своих плечах. Говорят, что когда Геракл перешел границу, он написал на столбах: «Non-Plus Ultra», что означает «ничего дальше». На испанском гербе есть эта надпись, хотя теперь она была изменена на «Плюс Ультра» после открытия Америки. Он имел важное значение в греческой мифологии, поскольку греки возносили здесь молитвы Гераклу. Рок также является известным туристическим направлением, и многие люди стекаются в Гибралтар из-за всего, что он предлагает.
Воды Средиземного моря и Атлантического океана очень разные. Море имеет очень высокое содержание соли, в то время как океан представляет собой более мягкую среду для выживания различных существ. Точная точка, в которой встречаются эти два водоема, известна как «Точка Европы» или «Пунта-де-Европа». Европа — самая южная точка Пиренейского полуострова, расположенная в Гибралтаре. Другая точка в Пунта-де-Тарифа расположена дальше на запад и проходит параллельно мысу Европа.
Этот район является известным туристическим местом с известными зданиями, такими как батарея Хардинга, мечеть Ибрагима аль-Ибрагима, маяк Европы и мемориал Сикорского. Батарея Хардинга была британским укреплением, которое было построено в 19 веке и могло запускать ракеты через проливы. Мечеть Ибрагима была построена в качестве подарка от короля Саудовской Аравии Его Превосходительства Фахда бин Абдель Азиза Аль Сауда в 1997 году. Она обслуживает несколько мусульман в регионе. Маяк Европы — известное место, откуда в ясный день можно увидеть Марокко. Наконец, Мемориал Сикорскому был построен в память о жертвах авиакатастрофы B-24, унесшей жизнь командира Владислава Сикорского (премьер-министра Польши в изгнании), когда он разбился в Гибралтаре.
Гибралтар был местом бесчисленных войн со 2-го века нашей эры. Начиная с вторжений берберов, давших этому району уникальное название, и заканчивая многочисленными попытками испанцев вернуть Гибралтар своим владениям, этот район сыграл важную роль в битве. Одной из основных причин этого является расположение проливов. Это проход между Атлантическим океаном и Средиземным морем, один из самых загруженных судоходных маршрутов по всему миру. По этой причине страна, контролирующая Гибралтар, сможет блокировать и препятствовать проходу кораблей в случае войны. Действующие законы британского правительства разрешают плавание любому судну, если оно зарегистрировано, не перевозит незаконный груз или пассажиров и соблюдает морские правила.
Сухопутные сражения за завоевание Гибралтара оставили в этом районе многочисленные неизгладимые черты. От батареи Хардинга на мысе Европа до лабиринта туннелей под землей, есть несколько достопримечательностей для любителей истории. Эти туннели были построены англичанами во время Войны за независимость США. Когда французские и испанские войска штурмовали окрестности, британцы вонзили в землю свои дальнобойные пушки. Это привело к образованию серии туннелей, которые можно было использовать для тайной и безопасной переброски сообщений и войск по острову. Посетители острова сегодня могут совершить экскурсию по большинству участков туннеля, открытых для просмотра.
6. Есть регулярные межконтинентальные паромы и услуги Гибралтарский пролив известен как ближайшая морская связь между африканским и европейским континентами. Всего через 13 километров в самом узком месте можно увидеть другой конец пролива в ясный день. Более того, в некоторых местах он имеет небольшую глубину и по нему легко ориентироваться. Хотя морская торговля осуществляется через Средиземное море и Атлантический океан, она также позволяет путешествовать по ширине пролива.
Существует множество паромных переправ, которые регулярно курсируют между различными портами на каждом побережье, и путь до совершенно другого континента занимает всего несколько часов. Одними из крупнейших портов на европейском побережье являются Тарифа (Испания) и сам Гибралтар (Англия). Основные порты на африканском побережье находятся в Марокко, пунктом назначения которых является Танжер. Самый короткий маршрут Гибралтар-Танжер, который можно пройти за 30 минут.
Одна из основных проблем и моментов, на которые следует обратить внимание при переходе, заключается в том, что этот маршрут является основным морским путем, по которому проходят суда всех размеров и типов. Крупнейшие танкеры в мире часто плывут по этому маршруту, и небольшим судам может быть сложно безопасно двигаться рядом с ними или поперек их пути. По этой причине существуют определенные окна, в пределах которых лодки должны выйти из дока с одного конца и добраться до другого конца. Он спланирован так, чтобы правильно совпадать с периодом, когда по проливам нет движения других судов.
7. Планируется строительство подводного межконтинентального туннеля
Гибралтар на побережье Европы является одной из ближайших точек соприкосновения африканского и европейского континентов. В самом узком месте его ширина составляет всего 8 миль (или 13 километров). Между обеими точками курсирует несколько паромов и морских служб. Однако есть план строительства подводного туннеля, который напрямую свяжет оба континента. План начался в 1979 году, когда правительства Испании и Марокко провели первоначальное технико-экономическое обоснование плана. План состоял в том, чтобы построить подводный туннель, который можно было бы либо пробурить в подземных породах, либо проложить туннель на морском дне.
Однако материал, из которого образовалось дно проливов, было чрезвычайно трудно пробурить, а прокладка подводного туннеля была бы слишком дорогой, чтобы ее рассматривать. Геология и состояние океана сильно отличаются от туннеля под Ла-Маншем, соединяющего Великобританию и Францию. По оценкам, только на начальных этапах затраты превышают 5 миллиардов евро. В предложении планируется иметь автомобильные и железнодорожные пути, которые будут напрямую связаны с основными автомагистралями каждого континента.
В настоящее время проект находится на стадии планирования. Текущий проект заключается в установке 23-километрового моста через проливы. Были различные предложения по проектированию и заключению контрактов на эти мосты, но окончательного решения так и не было принято. Интерес к проекту возобновился в 2018 году после очередного раунда обсуждений в ЕС. Сегодня этот план известен как проект Euromed Transport.
8. Гибралтар — один из самых многолюдных проливов в мире Являясь связующим звеном между Атлантикой и Средиземным морем, Гибралтар считается одним из самых загруженных водных путей в мире. Крупное судно проходит через пролив каждые пять минут, а бесчисленное множество небольших лодок и яхт проходят через них часто. Здесь крупное судно — это любое судно, которое может перевозить более 10 000 DWT груза или эквивалентное количество пассажиров.
Основной причиной такой тесноты является географическое и экономическое значение его местоположения. С географической точки зрения доступ к важным торговым районам вдоль Средиземного моря и внутренних европейских и азиатских стран осуществляется через проливы. Если бы он был заблокирован, мировая морская торговля остановилась бы. Альтернативные маршруты отклоняются и занимают слишком много времени, в то время как другие маршруты могут быть небезопасными из-за погодных условий или пиратства. Поскольку это нежизнеспособные варианты, проливы по-прежнему очень загружены в течение всего года. С экономической точки зрения проливы напрямую обеспечивают доступ к нескольким странам, которые играют важную роль в торговле. Они также позволяют этим странам напрямую торговать с Америкой вместо того, чтобы использовать порты в других странах.
9. Океанские течения приносят различные виды морской жизни Гибралтарские проливы отмечают смешивание вод Средиземного моря и Атлантического океана. Они различаются по природным характеристикам, таким как плотность, соленость и т. д. Поскольку море, как правило, намного более соленое, чем воды океана, вода в Средиземном море очень соленая и плотная. Итак, когда вода из Атлантики попадает в проливы, они толкают морскую воду еще ниже. Существует почти четкое различие между двумя водами, поскольку они образуют границу химического перехода, известную как галоклин.
Галоклин представляет собой защищенный градиент между двумя различными солевыми зонами, который предотвращает переход существ из-за резких колебаний солевого раствора. Таким образом, большое количество морской фауны может жить вдали от поверхности, оставаясь в более плотной области нижнего галоклина. По мере того, как течения из Атлантики впадают в Средиземное море, в море также заносятся различные виды китов и дельфинов. Гибралтар известен тем, что является зоной наблюдения за редкими видами китов, которые находятся в этом районе в определенные периоды года. Другая причина такой разнообразной морской жизни — внутренняя циркуляция. Из-за быстрого течения океана в устье проливов создаются внутренние волны, образующие своего рода рециркуляционное течение, которое приносит в Гибралтар разные виды из других регионов.
Несмотря на мифы о Геракле, расколовшем легендарную гору Атлас на две части, чтобы сформировать Гибралтарский пролив, фактическая геология образования проливов не менее увлекательна. Часть Средиземного моря вблизи проливов образовалась в результате двух метеоритных ударов, в результате которых в этом регионе образовался глубокий, но постепенный кратер. Он охватывает радиус около 80 километров от центра удара и имеет максимальную глубину в 2 километра в некоторых регионах.
Проплывая по этому участку, можно различить плавный уклон проливов и даже некоторую рябь морского дна, образованную сейсмическими ударными волнами от ударов кратера.
Это место удара образовало приподнятую часть суши на западном фронте, которая граничила с Атлантическим океаном. Он был крутым, но невысоким, недалеко от современного перехода между Танжером и Гибралтаром. Со временем текущая вода постепенно размывала и изнашивала этот узкий выступ, пока он не стал ниже среднего уровня моря.
По мере того, как вода изливалась в кратер, она также собирала отложения и обломки, достигая нынешнего уровня плотности и солености. Нынешний размер Средиземного моря обусловлен действием проточной воды на протяжении десятков тысяч лет. Циркуляция внутренних волн, о которой мы говорили выше, сыграла важную роль в формировании береговых линий различных народов, проживающих на побережье Средиземного моря.
Вы также можете прочитать:
- 5 фактов о Магеллановом проливе, которые вы должны знать
- 6 фактов о проливе Босфор, которые вы должны знать
- 10 важных фактов о Панамских каналах, которые должен знать каждый
- Суэцкий канал: рукотворное чудо, соединяющее Средиземное и Красное моря
- Коринфский канал: узкий искусственный судоходный канал
- 10 фактов о Северо-Западном проходе
Отказ от ответственности: Мнения авторов, выраженные в этой статье, не обязательно отражают взгляды Marine Insight. Данные и диаграммы, если они используются в статье, были получены из доступной информации и не были подтверждены каким-либо установленным законом органом. Автор и компания Marine Insight не претендуют на точность и не несут за это никакой ответственности. Взгляды представляют собой только мнения и не представляют собой каких-либо руководящих указаний или рекомендаций относительно какого-либо курса действий, которым должен следовать читатель.
Статья или изображения не могут быть воспроизведены, скопированы, переданы или использованы в любой форме без разрешения автора и Marine Insight.
Аджай Менон является выпускником Индийского технологического института в Харагпуре по специальности «Океанская инженерия и военно-морская архитектура». Помимо писательства, в свободное время он играет в шахматы и играет на клавишных.
Читать другие статьи этого автора
Гибралтарский пролив в 3D
Эта страница содержит заархивированный контент и больше не обновляется.
На этом аксонометрическом изображении показан Гибралтарский пролив, который является входом в Средиземное море из Атлантического океана. Европа (Испания) слева. Африка (Марокко) справа. Гибралтарская скала, находящаяся под управлением Великобритании, представляет собой полуостров сзади слева.
Гибралтарский пролив — единственная естественная брешь в топографических барьерах, отделяющих Средиземное море от мирового океана. Море имеет длину около 3700 километров (2300 миль) и занимает площадь около 2,5 миллионов квадратных километров (1 миллион квадратных миль), а ширина пролива составляет всего около 13 километров (8 миль). Образцы отложений со дна Средиземного моря, которые включают эвапоритовые минералы, почвы и ископаемые растения, показывают, что около 5 миллионов лет назад пролив был топографически заблокирован, и море испарилось в глубокий бассейн, намного более низкий по высоте, чем океаны. Последующие изменения в мировом гидрологическом цикле, в том числе влияние на соленость океана, вероятно, привели к большему образованию льда в полярных регионах и большему отражению солнечного света обратно в космос, что привело к более прохладному глобальному климату в то время.
Это изображение было получено из спутникового снимка Landsat, наложенного на модель рельефа, созданную в ходе миссии Shuttle Radar Topography Mission (SRTM). Вид смотрит на восток с 3-кратным увеличением по вертикали для усиления топографической выразительности. Естественные цвета сцены (зеленая растительность, голубая вода, коричневая почва, белые пляжи) усиливаются при обработке изображения. Сцена включает в себя некоторую инфракрасную отражательную способность (зеленую), чтобы выделить узор растительности, а также затенение модели рельефа, чтобы еще больше выделить топографические особенности.
Landsat предоставляет изображения Земли в видимом и инфракрасном диапазонах с 1972 года. Данные о высоте SRTM соответствуют 30-метровому разрешению большинства изображений Landsat и существенно помогут в анализе большого архива изображений Landsat.
Данные о высоте, использованные на этом снимке, были получены в ходе миссии Shuttle Radar Topography Mission (SRTM) на борту космического корабля Shuttle Endeavour, запущенного 11 февраля 2000 г. SRTM использовал тот же радиолокационный прибор, что и космический радар для обработки изображений C/X-диапазона. Радар с синтезированной апертурой (SIR-C/X-SAR), который дважды летал на космическом корабле «Индевор» в 1994. SRTM был разработан для сбора трехмерных измерений поверхности Земли. Для сбора трехмерных данных инженеры добавили мачту длиной 60 метров (200 футов), установили дополнительные антенны C-диапазона и X-диапазона, а также улучшили устройства слежения и навигации. Миссия представляет собой совместный проект Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Национального агентства изображений и картографии (NIMA) Министерства обороны США (DoD), а также космических агентств Германии и Италии. Он управляется Лабораторией реактивного движения НАСА в Пасадене, Калифорния, для Предприятия наук о Земле НАСА.
- View Size: 46 километров (28 миль) в ширину, 106 километров (66 миль) расстояние
- Местонахождение: 36 градусов северной широты, 5,5 градусов западной долготы
- Ориентация: Взгляд на восток, 15 градусов вниз от горизонтали, 3-кратное увеличение по вертикали
- Данные изображения: Полосы Landsat 1, 2+4, 3 обозначены синим, зеленым и красным соответственно
- Исходное разрешение данных: 30 метров (99 футов)
- Дата приобретения: февраль 2000 г. (SRTM), 6 июля 1987 г. (Landsat)
Изображение предоставлено командой SRTM, NASA JPL
Изображение дня от 1 ноября 2003 г.
Изображение дня Земельные участки Вода
Посмотреть другие изображения дня:
31 октября 2003 г.
2 ноября 2003 г.
к нашим информационным бюллетенямПобережье Омана
Изображение дня Земельные участки
Перспективный вид SRTM с наложением Landsat: Бхудж, Индия
Изображение дня Земельные участки
Лос-Анджелес
Изображение дня Земельные участки
Базальтовые скалы, Патагония, Аргентина
Изображение дня Земельные участки
к нашим информационным бюллетеням
Гибралтарский пролив — WorldAtlas
Пролив определяется как узкий водоем, граничащий с сушей, который соединяет два более крупных водоема. Проливы могут образоваться за счет движения тектонических плит или разлома перешейка. Гибралтарский пролив — это узкий водный проход, соединяющий Атлантический океан со Средиземным морем, а также один из самых загруженных водных путей в мире.
Гибралтарский пролив, также называемый по-испански Estrecho de Gibraltar, стратегически расположен между южной частью европейского континента и северо-западной частью африканского континента. Пролив граничит с Испанией и британской заморской территорией Гибралтар на севере; и африканской страной Марокко и испанским эксклавом Сеута на юге.
Гибралтарский пролив имеет длину около 58 км и ширину около 13 км в самом узком месте между мысом Сирес в Марокко и мысом Марроки в Испании. Западный конец пролива, расположенный между мысом Трафальгар в Испании и мысом Спартель в Марокко, имеет ширину около 43 км. Восточная оконечность пролива, расположенная между Гибралтарской скалой на севере и горой Хачо или Джебель-Мусса на юге, имеет ширину около 23 км. Эти две особенности суши в восточной оконечности пролива известны как Геракловы столбы. Глубина Гибралтарского пролива колеблется от 300 до 900 м и образует значительный разрыв между высоким плато Испании и Атласскими горами Северной Африки. Геологические исследования показали, что пролив образовался из-за движения Африканской плиты на север к Европейской плите.
Значительное количество воды также обменивается через Гибралтарский пролив. Атлантический океан и Средиземное море имеют разный уровень солености, и поэтому сильно соленые воды Средиземного моря текут наружу и под течения Атлантического океана, тогда как менее соленые атлантические воды текут внутрь и поверх течения Средиземного моря.
Краткая история Танжер, известный марокканский город, расположенный в Гибралтарском проливе.
Несколько археологических исследований показали, что неандертальцы жили в районе пролива около 125 000 лет назад. Свидетельства того, что здесь жили Homo Sapiens, датируются 40 000 лет назад.
Учитывая небольшое расстояние между Европой и Африкой, Гибралтарский пролив на протяжении всей истории использовался многими народами, включая карфагенян, римлян, вандалов, мавров и берберов. Гибралтарский пролив служил жизненно важным навигационным маршрутом и поэтому использовался ранними мореплавателями для доступа к Средиземному морю из Атлантического океана и наоборот. На протяжении многих лет различные страны пытались силой получить контроль над проливом и Гибралтарской скалой.
Гибралтарский пролив служит узким местом для кораблей, которые входят или выходят из Средиземного моря. Тем не менее, он также служит жизненно важным судоходным маршрутом для стран Северной Африки, Южной Европы и Западной Азии.