Гибель одного города: 10 страшных деталей картины «Герника» Пабло Пикассо

Истории

В Гернике Пикассо никогда не бывал, но гибель этого городка потрясла художника. И он создал полотно, ставшее самой известной антивоенной картиной в мире — так субъективные ассоциации оказались убедительнее документальной фотографии.

Пабло Пикассо «Герника», 1937 год

Картина «Герника»
Холст, масло 349 х 776,6 см
1937 год
Ныне хранится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде

«Полный технический успех!» — записал в дневнике начальник штаба немецкого легиона «Кондор», после того как 26 апреля 1937 года баскский городок Герника превратился в пылающие руины. В разгар ярмарочного дня Гернику разбомбили и расстреляли из пулеметов с самолетов. Так нацистская Германия поддержала правые силы Испании, которые во главе с генералом Франсиско Франко вели войну против республиканского правительства страны.

Испанец Пикассо уже давно жил во Франции. В начале 1937 года республиканские власти родной страны художника заказали ему большую картину для павильона Испании на Всемирной выставке в Париже, и Пикассо никак не мог определиться с сюжетом.

На следующий день после трагедии в Гернике о случившемся объявили по радио; через два дня в европейской прессе появились заметки о бомбардировке; через пять дней, 1 мая, художник, отказавшись от прежних задумок, погрузился в работу над картиной об уничтоженном городе. Делая эскизы, Пикассо не отходил от мольберта по 12–14 часов в сутки.

Огромное полотно поначалу разочаровало заказчиков. В качестве главной картины павильона «Гернику» даже хотели заменить творением Орасио Феррера де Моргадо «Мадрид 1937», написанным в более реалистичной манере. Впоследствии полотно Пикассо стало одним из самых известных антивоенных произведений в истории живописи.

1. Цвет. Пикассо использовал преимущественно черно-белую палитру — цвета фотографий из репортажей в газетах.

2. Бык. Ассоциируется с корридой и с Испанией в целом. Пикассо говорил, что бык в «Гернике» олицетворяет жестокость, но не фашизм. Вероятно, речь шла о жестокости как национальном обычае.

3. Мать. В Гернике погибли сотни мирных жителей. Женщина с умершим ребенком — не только трагический образ, но и отсылка к известному в искусстве сюжету: оплакивание Христа Девой Марией.

Этот образ был хорошо знаком многим испанцам с детства: каждый год на Страстной неделе торжественные процессии носили по улицам городов статую Богоматери Скорбящей.

4. Воин. Это расколотая античная статуя, на набросках к картине она в древнегреческом шлеме. Тема гибели на войне предметов искусства для Пикассо, почетного директора музея Прадо в Мадриде, была особенно актуальной: в 1936 году шедевры едва смогли вывезти оттуда, когда франкисты начали бомбить столицу.

5. Птица. Возможно, это голубь, жертвенная птица древности. Первого из «голубей мира» Пикассо создал 12 лет спустя для Всемирного конгресса сторонников мира.

6. Растение. Пробивающаяся среди руин жизнь, символ надежды. Так, в бомбежке уцелело Дерево Герники, потомок дуба, под которым короли клялись уважать права народа басков.

7. Пожар. Враг на картине отсутствует, видны только следы его деятельности. По мнению историка искусства Роланда Пенроуза, «такой подход является пророческой отсылкой к безличности современной войны, которая предоставляет своим жертвам все меньше шансов узнать… чья рука несет им смерть».

8. Женщина со светильником. Специалист по творчеству Пикассо Гарри Ратлидж предположил, что противопоставленный электрическому «солнцу» светильник — это керосиновая лампа, намек на древность и провинциальность баскского городка и «на беззащитность человечества».

9. Лошадь. Второе животное, участвующее в корриде и нередко погибающее на арене. Пикассо говорил, что лошадь на его картине «олицетворяет народ». Вероятно, поэтому морда гибнущего животного очертаниями напоминает человеческий череп. Искусствоведу Гейсу ван Хенсбергену «Герника» кажется абсурдной корридой с нарушенными правилами: лошадь ранена и быком, и копьем пикадора.

10. Лампа. Электрическую лампу, заменившую на картине солнце и уподобленную глазу, исследователи считают символом технического прогресса, в данном случае направленного на уничтожение людей.

ХУДОЖНИК


Пабло Пикассо

1881 — родился в испанском городе Малаге в семье художника.
1889–1890 — написал первую картину маслом, «Пикадор».
1904 — переселился во Францию.
1907 — создал поразившую современников картину «Авиньонские девицы», с которой наметился поворот к новому течению — кубизму, одним из основателей которого он считается.
1934 — в последний раз посетил Испанию.
1937 — создал сатирический цикл офортов «Мечты и ложь генерала Франко», деньги от продажи репродукций были переданы в поддержку испанских республиканцев.
1949 — создал первые варианты «голубя мира». Дочери, родившейся в том же году, Пикассо дал имя Палома — «голубка».
1973 — умер от отека легких на своей вилле в Мужене, Франция.

Фото: Timo Christ / Alamy / Legion Media, Fine Art Images / Legion-media, AFP / East News

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2017, частично обновлен в феврале 2023

Семен Мартынов


Теги

  • история
  • Культурный код

Сегодня читают

Тест: первое, что вы увидите на картинке, расскажет о вашей главной проблеме

Тест на внимательность, который ломает мозг: найдите пианино среди зебр

Птица в самой модной шляпе пришла на вечеринку, но ее никто не замечает, а вы найдете?

7 худших сочетаний алкоголя, которые приводят к тяжелейшему похмелью наутро

От этого теста можно сойти с ума: найдите слона на картинке

«Герника» Пабло Пикассо: всегда актуальная классика модернизма

Колоссальное произведение великого испанского художника Пабло Руиса-и-Пикассо прочно вошло в мировую культуру. Принятое со скепсисом во время первого показа на Всемирной выставке 1937 года в Париже, оно неизбежно возникает в памяти, когда на планете вновь происходят масштабные военные бедствия. Гобелен с изображением «Герники», помещенный в зале Совета Безопасности ООН, пришлось завесить во время выступления Колина Пауэлла, объявившего ввод войск США в Ирак, — столь велико воздействие искусства. Специально для DEL’ARTE Magazine искусствовед Евгений Наумов напомнит трагические причины, побудившие художника к созданию этой панорамы, и смыслы, заложенные в нем.

Трагедия Герники — маленького испанского городка, исторического и культурного центра Басконии — случилась 26 апреля 1937 года. Это был второй год Гражданской войны между Испанской Республикой и оппозиционными ей военными силами под предводительством генерала Франсиско Франко. Законно избранное правительство Народного фронта поддерживали международные коммунистические силы, в том числе СССР, а интернациональные добровольческие полки могли включать как граждан США, так и русских белоэмигрантов. На стороне националиста Франко выступали фашистская Испания и нацистская Германия. Именно последняя предоставила в распоряжение войск мятежников Легион «Кондор», состоявший из четырех эскадрилий бомбардировщиков. Всего за два часа с небольшим на Гернику было сброшено около 40 тонн бомб. Множество зданий было превращено в руины, около 200 человек погибли непосредственно во время налета и еще 600 скончались в больнице Бильбао — четверть всего населения города. Уже на следующий день мир узнал об этом злодеянии благодаря репортеру лондонской The Times Джону Стиру. Спустя два дня Пикассо прочел французский перевод статьи Стира в газете Ce soir, и тема картины для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже была определена, 1 мая художник преступил к работе.

Пабло Пикассо. Эскиз к «Гернике», 1937

«Герника» появлялась постепенно и с трудом. Первые эскизы, чьи образы походили на «тавромахии», картины традиционной испанской корриды, представляли воина Республики в виде поверженного пикадора. Из прободной раны агонизирующей лошади вырывается небольшой Пегас как символ надежды. Из верхнего этажа здания на заднем плане выглядывает женская фигура с горящей свечой в руке, ее лицо не выражает никаких эмоций, она окидывает ночную улицу взглядом, пытаясь понять, что происходит. Такое обозначение локации и времени дает зрителю понять, что перед ним не обычный бой быков, который проходит на арене и днем. Морда быка и лицо воина также бесстрастны, последний умиротворенно закрыл глаза, зверь же бессмысленно смотрит в сторону, и поза его спокойна. Только лошадь буквально кричит, запрокинув голову к небу. Эта группа ляжет в основу окончательной композиции картины, художник добавит к ним еще три женские фигуры и значительно увеличит ширину полотна.

Дора Маар. Этап работы над картиной «Герника»

Благодаря фотографиям процесса создания «Герники», сделанным Дорой Маар, исследователи могут видеть, как Пикассо постепенно отказывался от символов надежды. В первую очередь художник не стал переносить на холст крылатого жеребенка, однако, он добавил фигуре воина поднятую вверх и сжатую в кулак руку. Вероятно, автор хотел показать, что сопротивление не сломлено и законная власть укрепится в Испании, также некоторые исследователи трактуют воздетый кулак как коммунистическое приветствие. Постепенно эта деталь усложнялась: сначала в кулаке появился букет из цветов и колосьев, а на его фоне Пикассо изобразил пылающее солнце. В финальном же варианте никакой запрокинутой руки не осталось, а круг солнца заменил грубый овал металлического абажура электрической лампы.

Франсиско Гойя. «Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814

Не в первый раз искусственный свет делается соучастником преступления против человечества. На картине Франсиско Гойи «Третье мая 1808 года в Мадриде» показана казнь оккупационными войсками Наполеона испанских повстанцев. Так как действие происходит ночью, расстрельной бригаде приходится использовать кубический фонарь, создающий луч света, направленный в сторону испуганных пленных, скучившихся у стены. Только один из них — мужчина в белой рубашке — мужественно вскинул руки навстречу неминуемой смерти. Персонажи «Герники» также предстают светлыми силуэтами на темном фоне. Пикассо, безусловно, знал эту картину и, вероятно, как и Гойя хотел вложить в свое произведение тот же заряд испанского свободолюбия, но все же заменил животворное сияние южного солнца источником холодного электрического света, так похожим на всевидящее око Господа, безразличное к разворачивающейся перед его взором трагедией. Можно встретить мнение, что лампа символизирует поисковый прожектор бомбардировщиков, однако художник на все вопросы отвечал, что лампа — это просто лампа, а бык — просто бык.

Может ли бык быть просто быком? Это могучее бесстрашное животное, символ и гордость Испании, стоит в стороне от разворачивающегося бедствия и смотрит прямо на зрителя. Что же выражает эта морда, так похожая на лицо: страх, тупое непонимание, безразличие? В отличие от первоначального рисунка Пикассо сместил фигуру животного в сторону, и теперь он не стоит на поверженном воине, а прикрывает своим телом спину рыдающей женщины с ребенком на коленях. Может быть он пытается защитить ее? Некоторые исследователи, наоборот, склоняются к тому, что бык в «Гернике» — это агрессор, который не понимает, что творит, равнодушный к человеческой трагедии, разворачивающейся вокруг него. В пользу такой трактовки говорит то, что к быку обращены лицо женщины и морда умирающей лошади. Внимательный зритель также обнаружит на полотне Пикассо и другие символы: свечу, птицу в клетке, стигматы на запястьях воина. Автор не оставил ключа к пониманию этих образов, и каждый может видеть в них что-то свое, наиболее подходящее к личному восприятию всей картины.

Пабло Пикассо. «Герника», 1937

Именно эта открытость разнообразным трактовкам и делает «Гернику» актуальной даже в начале XXI века. Как реальная катастрофа предстает перед человеческим взором хаосом и бессмыслицей, так и картина Пикассо представляет зрителю панораму разъединенных и искаженных форм, где замкнутое пространство комнаты с электрической лампой замещает простор улицы, доведенные до исступления люди похожи на животных, а животные проявляют человеческую разумность. Катастрофа переворачивает мир, разрушает привычные связи, низвергает упорядоченную реальность в хаос. Зритель, очевидец может попытаться связать разрозненные фрагменты в целостную картину, возможно, это убережет его разум от хтонического ужаса, но вряд ли создаст реалистичную картину мира.

Смешанный язык аналитического кубизма и сюрреализма, разработанный Пабло Пикассо, идеально подходил для того, чтобы запечатлеть энтропию, распад и хаос разбомбленного города. Разворачивание и смешение плоскостей, из которых состоят предметы, благодаря чему в кубистических картинах удавалось создать ощущение множественных точек зрения, теперь буквально изображает развороченные стены горящих домов и искалеченные тела. Легкая текучая линия, характерная для «автоматического рисунка», любимого сюрреалистами, создает впечатление быстрого взгляда, схватывающего образы «такими, какими они, наверно, и видятся, прежде чем показать себя», как писал Франц Кафка. На картине Пикассо как на фотоснимке запечатлелось одно мгновение реальности, выраженной только в ярких пятнах холодного белого света и теневых провалах. Мгновение, схваченное еще до того, как наше сознание включилось в обработку сигналов от зрительного нерва. Неопровержимое свидетельство бессилия нашего разума перед задачей осознания катастрофы.

Диего Веласкес. «Сдача Бреды», 1634-1635

Война XX века превратилась из благородного искусства полководцев в битву экономических систем, целью которой становилось уничтожение мобилизационного и производственного потенциала противника. Однако сопутствующие потери среди гражданского населения, разрушение жилых домов, убийство женщин, детей и стариков всегда будут представать абсурдными. Возможно, война никогда не была чем-то разумным и благородным. Ведь отражением триумфа гуманизма, запечатленного Диего Веласкесом на картине «Сдача Бреды», становится «Избиение младенцев» Питера Брейгеля. Воины-наемники совершают очередной карательный рейд в Нидерландах, они выламывают двери домов, грабят, убивают. Простые обитатели голландской деревни не могут противостоять вооруженным и закованным в латы профессионалам, как и жители Герники, не могли дать отпор передовым силам Люфтваффе. Сторонники Народного фронта, испанские повстанцы начала XIX века, борющиеся за независимость от Испании голландцы хотели одного — чтобы их интересы представляло избранное ими правительство, а не тот, кто стремится получить власть по праву сильного.

Питер Брейгель Старший. «Избиение младенцев», между 1565 и 1567 годом

Работа над «Герникой» была окончена в течении месяца. Пикассо проводил перед огромным холстом 3,5 на 8 метров по 10-12 часов в день. Даже когда картина была закончена, и художник представил ее своим друзьям, неудержимый темперамент сподвиг его добавить в свою монохромную работу немного цвета. Маэстро нарезал несколько фигур из красной бумаги и начал приклеивать их то к одному участку картины, то к другому, спрашивая доверенных зрителей, что они думают.

«Мы ответили молчаливым нет, — вспоминал поэт Хосе Бергамин. — За нас ответили чистый белый, серый и черный цвета “Герники”. Постепенно эксперимент свелся к одному-единственному обрывку бумаги, красной кровавой слезе. Пикассо приставлял ее к глазам разных фигур на картине. С упрямством и какой-то детской проказливостью он не хотел совсем отказываться от этой идеи. Наконец слеза исчезла. А “Герника” — белая, серая и черная — навеки останется бессмертным свидетельством искусства. Художник здесь возвещает свою самую чистую, самую неприкрытую и поэтическую правду».

На Международной выставке 1937 года, той самой, где Советский Союз показал скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница», картина Пикассо вызвала неоднозначные отзывы: многие современники считали ее по меньшей мере спорной. После закрытия испанского павильона «Герника» была передана в Великобританию, а затем — в Нью-Йорк. Параллельно этому в Европе уже разгоралась Вторая Мировая война. И чем ужасающей были военные сводки, долетающие до Америки, тем больший интерес вызывала картина. Так к 1945 году «Герника» оказалась признанным шедевром, одним из итогов довоенного модернизма. И сегодня она поражает зрителя, готового открыть свое сознание ее страшной истине: в войне нет ничего эстетичного или благородного, только ужас, разрушения и гибель. Но невыраженная надежда остается в наших сердцах. И хотя кажется, что для нее нет повода ни в реальности, ни на картине великого испанца, однако, мы помним, что режим Франко завершился, агрессия нацистского блока была подавлена силами СССР и союзников, и «Герника» заняла свое законное место в мадридском Музее королевы Софии.

10 фактов о Гернике Пабло Пикассо

Вероятно, самая известная работа Пикассо, Герника , безусловно, его самое мощное политическое заявление, нарисованное как немедленная реакция на опустошительные случайные бомбардировки нацистами баскского города Герника во время Гражданская война в Испании.

Герника показывает трагедии войны и страдания, которые она причиняет людям, особенно невинным гражданское население. Это произведение приобрело статус монументального, став вечным напоминанием о трагедиях войны, антивоенный символ и воплощение мира. По завершении Герника была показана всему миру в кратком виде. турне, став известным и получившим широкую известность. Этот тур помог привлечь внимание всего мира к Гражданской войне в Испании. внимание.

Это произведение рассматривается как объединение пасторального и эпического стилей. Отказ от цвета усиливает драму, создавая репортаж. качество как на фоторепортаже. Герника сине-черно-белая, 3,5 метра (11 футов) в высоту и 7,8 метра (25,6 футов) в ширину, размером с фреску. холст написан маслом. Эту картину можно увидеть в Музее королевы Софии в Мадриде.

Интерпретации Герники сильно различаются и противоречат друг другу. Это распространяется, например, на фреску два доминирующих элемента: бык и лошадь. Историк искусства Патрисия Фейлинг сказала: «Бык и лошадь важные персонажи испанской культуры. Сам Пикассо, безусловно, использовал этих персонажей, чтобы играть множество разных роли со временем. Это сделало задачу толкования конкретного значения быка и лошади очень сложной. жесткий. Их отношения — своего рода балет, который по-разному задумывался на протяжении всей карьеры Пикассо».

Некоторые критики предостерегают от доверия политическому посланию Герники. Например, разъяренный бык, крупный Мотив разрушения здесь ранее фигурировал, будь то бык или Минотавр, как эго Пикассо. Однако в этом например, бык, вероятно, представляет натиск фашизма. Пикассо сказал, что это означает жестокость и темноту, предположительно напоминает его пророческий. Он также заявил, что лошадь представляет жителей Герники.

Музейное фото Гурницы

Герника — город в провинции Бискайя в Стране Басков.

Во время гражданской войны в Испании он считался северным бастионом республиканского движения сопротивления и эпицентром баскской культуры, что добавляло ему значения. как цель.

Республиканские силы состояли из различных фракций (коммунистов, социалистов, анархистов и многих других) с совершенно разными подходами к правительству и конечными целями, но общей оппозицией националистам. Националисты, во главе с генералом Франсиско Франко также были разделены на фракции, но в меньшей степени. Они стремились вернуться к золотым дням Испании, основанным на законе, порядке и традиционных католических семейных ценностях.

Около 16:30 в понедельник, 26 апреля 1937 года, военные самолеты немецкого легиона «Кондор» под командованием полковника Вольфрама фон Рихтгофена около двух часов бомбили Гернику. Германия, возглавляемая в то время Гитлером, оказывала материальную поддержку Националисты и использовали войну как возможность испытать новое оружие и тактику. Позже интенсивная воздушная бомбардировка стала решающим предварительным шагом в тактике блицкрига.

Фотография Пикассо, работающего над Гурникой.

Герника — икона современного искусства, Мона Лиза нашего времени. Как Леонардо да Винчи пробудил ренессансный идеал безмятежности и самообладание,

Герника следует рассматривать как комментарий Пикассо о том, что искусство действительно может способствовать самоутверждению, которое освобождает каждого человека и защищает личность от подавляющих сил, таких как политическая преступность, война и смерть.

1. Герника , самая важная политическая картина Пикассо, осталась актуальной как произведение искусства и как символ протеста, и она сохранила память о кошмаре баскского города. Когда Пикассо жил в оккупированном нацистами Париже во время Второй мировой войны один немецкий офицер якобы спросил его, увидев фотографию Герники в его квартире: «Вы это сделали?» Пикассо ответил: «Нет, ты это сделал».

2. Герника была написана по заказу. После бомбардировки Герники Пикассо узнал о том, что происходило в стране его происхождения. В то время он работал над росписью для парижской выставки, которая должна была состояться в летом 1937 года по заказу испанского республиканского правительства. Он отказался от своей первоначальной идеи и 1 мая 1937 года приступил к Гернике. Это захватило его воображение в отличие от его предыдущей идеи, над которой он работал. несколько бесстрастно, на пару месяцев. Интересно, однако, отметить, что во время презентации на Парижской выставке тем летом она не привлекла особого внимания. Позже он обретет свою силу как мощный символ разрушения.

войны за невинные жизни.

3. Возможно, потому что Пикассо узнал о бомбардировке Герники, прочитав статью в газете, на картине появляется намек на порванную газетную бумагу. Это удваивается как кольчуга лошади.

4. Патриотизм и чувство справедливости Пикассо перевесили физическое местоположение. Он не был в Испании, стране своего рождения, в течение нескольких лет, когда нацисты бомбили испанский город Герника в 1937 году. В то время он жил в Париже, и никогда не вернулся на родину, чтобы жить. Тем не менее нападение, в результате которого погибли в основном женщины и дети, потрясло артиста до глубины души.

5. В 1974 году антивоенный активист и художник Тони Шафрази в знак протеста испортил фреску красной аэрозольной краской. В то время он был выставлен в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Кураторы тут же почистили живописи, а Шафрази попал в тюрьму по обвинению в хулиганстве.

6. Пикассо был непреклонен в том, что Герника останется в Метрополитене до тех пор, пока Испания не восстановит демократическую республику.

Только в 1981 году, после смерти художника и Франко, что испанским переговорщикам наконец удалось вернуть фреску домой.

7. Во время создания «Герники» Пикассо позволил фотографу вести хронику ее развития. Историки считают, что получившиеся в результате черно-белые фотографии вдохновили художника пересмотреть свои ранние цветные версии произведения искусства, сделав их более яркими. более эффектная палитра.

8. Мало того, что художник использовал отсутствие цвета, чтобы передать резкость последствий бомбежки, он также специально заказал домашнюю краску, которая имела минимальное количество блеска. Матовое покрытие, в дополнение к оттенкам серого, белого и иссиня-черный, задал откровенный, но неприукрашенный тон для произведения искусства.

9. Фреска содержит несколько скрытых изображений. Один из них представляет собой череп, который наложен на тело лошади. Другой — бык, образованный из согнутой ноги лошади. Три кинжала заменяют языки во рту лошади, быка и кричащая женщина.

10. Два знаковых изображения художника, Минотавр и Арлекин, фигурируют в Гернике. Минотавр, который символизирует иррациональное мощность, преобладает левая сторона работы. Арлекин, частично скрытый компонент слева от центра, плачет ромбовидной слезой. Арлекин традиционно символизирует двойственность. В иконографии искусства Пикассо это мистический символ, обладающий властью над жизнью и смертью. Возможно, художник вставил арлекина в противовес смерти, которые он изобразил на фреске.

Пабло Пикассо, «Герника» – Smarthistory

Как сегодня лучше всего протестовать против войны? Как вы могли бы повлиять на наибольшее количество людей? В 1937 году Пабло Пикассо выразил свое возмущение войной с помощью Герники , его огромной картины размером с фреску, представленной миллионам посетителей на Всемирной выставке в Париже. С тех пор она стала самым сильным обвинением двадцатого века против войны, картина, которая до сих пор кажется чрезвычайно актуальной.

Пабло Пикассо, Герника , 1937, холст, масло, 349 x 776 см (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía)

Антивоенная икона одиннадцать футов в высоту и двадцать пять футов в ширину. Герника — это не картина, которую вы наблюдаете с пространственной отстраненностью; кажется, что он обвивается вокруг вас, погружая вас в свои невероятные фигуры и действия. И хотя размер и множество фигур отсылают к давней традиции европейских исторических картин, эта картина отличается тем, что она бросает вызов понятию войны как героического, а не принимает его. Так почему Пикассо нарисовал его?

Открытка Международной выставки, Париж, 1937 г. (из серии 20 отрывных карточек, под редакцией Г. Чипо)

Комиссия

В 1936 г. Пикассо (который был испанцем) попросил новоизбранный испанский республиканец Правительство нарисует картину для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Официальной темой выставки стал праздник современных технологий. Тем не менее Пикассо написал откровенно политическую картину, предмет, к которому до того времени он не проявлял особого интереса. Что случилось, чтобы вдохновить его?

Автор неизвестен, Герника в руинах, 1937, фотография, Bild 183-h35224 (Федеральный архив Германии, CC-BY-SA 3. 0)

Преступления против человечности: акт войны

В 1936 году началась гражданская война в Испании между демократическим республиканским правительством и фашистскими силами во главе с генералом Франсиско Франко, пытавшимися их свергнуть. Картина Пикассо основана на событиях 27 апреля 1937 года, когда мощная немецкая авиация Гитлера, действовавшая в поддержку Франко, бомбила деревню Герника на севере Испании, город, не имевший стратегического военного значения. Это была первая в истории массированная воздушная бомбардировка гражданского населения. Это была хладнокровная учебная миссия, предназначенная для проверки новой тактики бомбардировки, чтобы запугать и терроризировать сопротивление. Более трех часов двадцать пять бомбардировщиков сбросили на деревню 100 000 фунтов фугасных и зажигательных бомб, превратив ее в руины. Еще двадцать истребителей обстреляли и убили беззащитных мирных жителей, пытавшихся бежать. Разрушения были ужасающими: три дня горели пожары, семьдесят процентов города было уничтожено. Треть населения, 1600 мирных жителей, были ранены или убиты.

Пикассо слышит новость

1 мая 1937 года весть о злодеянии достигла Парижа. Сообщения очевидцев заполонили первые полосы местных и международных газет. Пикассо, симпатизировавший республиканскому правительству своей родины, был в ужасе от сообщений о разрушениях и смертях. Герника — это его визуальный ответ, его мемориал жестокой резне. После сотен набросков картина была написана менее чем за месяц, а затем доставлена ​​в испанский павильон ярмарки, где стала центральной достопримечательностью. Сопровождались документальными фильмами, кинохроникой и графическими фотографиями зверств фашистов в гражданской войне. Вместо типичного празднования технологий, которое люди ожидали увидеть на всемирной выставке, весь испанский павильон потряс мир, заставив его противостоять страданиям испанского народа.

Позднее, в 1940-х годах, когда Париж был оккупирован немцами, мастерскую Пикассо посетил нацистский офицер. «Ты сделал это?» Говорят, он спросил Пикассо, стоя перед фотографией картины. «Нет, — ответил Пикассо, — ты это сделал».

Путешественник по миру

Когда ярмарка закончилась, республиканские силы Испании отправили Гернику в международное турне, чтобы привлечь внимание к войне и собрать средства для испанских беженцев. Он путешествовал по миру 19лет, а затем был передан на хранение в Музей современного искусства в Нью-Йорке. Пикассо отказывался позволить ей вернуться в Испанию до тех пор, пока в стране не «насладятся общественные свободы и демократические институты», что, наконец, произошло в 1981 году. Сегодня картина постоянно находится в Королеве Софии, национальном музее современного искусства Испании в Мадриде.

Пабло Пикассо, Герника, 1937, холст, масло, 349 см x 776 см (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía)

Что мы видим?

Эту картину нелегко расшифровать. Повсюду кажется смерть и умирание. Когда наши глаза приспосабливаются к лихорадочному действию, начинают появляться фигуры. Крайний слева — женщина, запрокинувшая голову, кричащая от боли и горя и держащая в руках безжизненное тело своего мертвого ребенка. Это один из самых разрушительных и незабываемых образов в живописи. Справа от нее голова и часть тела большого белого быка, единственная невредимая и спокойная фигура среди хаоса. Под ней мертвый или раненый мужчина с отрубленной рукой и изуродованной рукой сжимает сломанный меч. Видны только его голова и руки; остальная часть его тела скрыта перекрывающимися и разбросанными частями других фигур. В центре стоит испуганный конь с открытым ртом, кричащим от боли, бок пронзен копьем. Справа еще три женщины. Один врывается внутрь, глядя на яркую лампочку в верхней части сцены. Другая высовывается из окна горящего дома, ее длинная вытянутая рука держит лампу, а третья женщина оказывается запертой в горящем здании, крича от страха и ужаса. Все их лица искажены в агонии. Глаза вывихнуты, рты открыты, языки имеют форму кинжалов.

Цвет

Пабло Пикассо, (фрагмент) Герника , 1937, холст, масло, 349 x 776 см (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía)

Пикассо решил рисовать Герника в строгой монохромной палитре серого, черного и белого цветов. Это может отражать его первоначальную встречу с оригинальными газетными отчетами и черно-белыми фотографиями; или, возможно, это подсказало Пикассо объективную фактичность рассказа очевидца. Документальность еще больше подчеркивает фактурный рисунок в центре картины, создающий иллюзию газетной бумаги. Резкое чередование черно-белых контрастов на поверхности картины также создает драматическую напряженность, визуальную кинетическую энергию зубчатого движения.

Визуальная сложность

На первый взгляд композиция Герники кажется запутанной и хаотичной; зритель оказывается в эпицентре бурных действий. Все, кажется, в потоке. Пространство сжато и неоднозначно со смещающимися перспективами и множественными точками зрения, характерными для раннего кубистского стиля Пикассо. Изображения накладываются друг на друга и пересекаются, затемняя формы и затрудняя различение их границ. Тела искажены и полуабстрактны, формы прерывны и фрагментарны. Все кажется перемешанным, а острые угловатые линии словно пронзают и расщепляют расчлененные тела. Однако на самом деле существует преобладающий визуальный порядок. Пикассо уравновешивает композицию, объединяя фигуры в три вертикальные группы, движущиеся слева направо, в то время как центральные фигуры стабилизируются в большом треугольнике света.

Пабло Пикассо, (деталь) Герника , 1937, холст, масло, 349 x 776 см (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía)

Символизм

Споры ведутся почти бесконечно о значении изображений в Герника . На вопрос о его возможном символизме Пикассо сказал, что это просто обращение к людям по поводу убитых людей и животных.

В панели, над которой я работаю и которую я называю Герника , я ясно выражаю свое отвращение к военной касте, погрузившей Испанию в океан боли и смерти.


Лошадь и бык — это изображения, которые Пикассо использовал на протяжении всей своей карьеры, являясь частью ритуала жизни и смерти испанских боев быков, которые он впервые увидел в детстве. Некоторые ученые интерпретируют лошадь и быка как символ смертельной битвы между республиканскими бойцами (лошадь) и фашистской армией Франко (бык). Пикассо сказал только, что бык олицетворяет жестокость и тьму, добавив: «Художник не должен определять символы. В противном случае было бы лучше, если бы он написал их так много слов. Публика, смотрящая на картину, должна интерпретировать символы так, как они их понимают».

В конце концов, картина, похоже, не имеет какого-то исключительного значения. Возможно, именно эта двусмысленность, отсутствие исторической конкретики или тот факт, что жестокие войны продолжаются, делают Гернику такой же вневременной и общепризнанной сегодня, какой она была в 1937 году.


Дополнительные ресурсы Эта картина в Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía.