Как жил и за что умирал рыцарь

  • Наука
  • / История

10 марта 2017 г. | Автор: Екатерина Шапран

Как жил и за что умирал рыцарь

Красивые, стройные, благородные, отважные – так обычно мы представляем древних рыцарей, такими предстают перед нами их образы в кино и мультфильмах. Эх, как бы нам хотелось в это верить. Но мы, люди разумные, можем развеять мифы о средневековье. Как же было на самом деле? 

Всадник на коленях

Кто такой рыцарь? Как обычно, обратимся с этим вопросом к истории самого слова. Ближайший его родственник – польское «rусеrz», которое хитрые шляхтичи, в свою очередь, позаимствовали от немецкого «Ritter» – «всадник». Так что же, можно взгромоздиться на коня и считать себя рыцарем? Не всё так просто.

Современное английское «knight» родилось тоже из немецкого языка, но смысл там совсем в другом: германское «knecht» переводится буквально как «коленопреклонённый» (сравни с английским «knee» – «колено»).

Первоначально этим словом называли любых подданных, способных носить оружие. Если объединить два эти понятия, то выходит, рыцарь – это такой воин, который сражается во имя своего господина (сюзерена) и при этом может позволить себе делать это верхом (а значит, у вояки есть кое-какие земли и сбережения). В общем, не крестьянское это дело.

Если вы всё ещё не верите, что сам факт обладания конём был так важен, то как вам такое: французское слово “шевалье” переводится как “едущий на лошади”, а итальянское “кавалер” – одного корня со словами “кавалерия” и “кавалькада” и восходит аж к латинскому “caballarius” (“конюх”). В общем, не обижайтесь, дамы, но, чтобы сладить с вами, “рыцарь” должен сперва совладать с парой лошадей.

Бред на сивой кобыле!

Латы.

Каждый уважающий себя рыцарь всегда должен быть с головы до ног в сияющих латах, это все знают. Правда, почему-то никто не задумывается, каково было бы бедняге всю жизнь прожить в эдакой консервной банке. На самом деле, полное боевое облачение рыцари надевали лишь перед длительным боем или турниром, в другое время предпочитали носить кожаные доспехи или кольчугу.

Оружие. Конечно, меч и только меч! В крайнем случае, копьё. Если считаете, что топор, молот и булава –вооружение простых крестьян, спешим вас разочаровать: благородные сэры ими не брезговали, а охотно использовали в качестве дополнительного оружия. Да, главными кромсателями врагов всё же оставались мечи, но и они были вовсе не такие изящные, как показывает нам изобразительное искусство и кинематограф.

Причёска. Любая девчонка будет утверждать, что рыцарь может быть только красивым, мускулистым, высоким и светловолосым. На счёт мускул спорить не будем, но на остальные параметры мы просто должны раскрыть девчонкам глаза. Суровая правда кроется в том, что большинство найденных доспехов рассчитаны на рыцаря с ростом примерно 160 см. Для мужчины это рост ниже среднего. Лица благородных всадников несли на себе отметины оспы, в те времена это была одна из самых распространённых болезней. Ну а о состоянии белокурых локонов, какими в большинстве случаев представлены рыцари в искусстве, может сказать уровень средневековой гигиены.

Боевой конь. Нет-нет, не бойтесь, мы не отнимем верного четвероногого друга у нашего героя! Но не надо думать, что на ратном поле нога рыцаря никогда не касалась земли: из-за особенностей ландшафта или при штурме крепости лошадь могла оказаться обузой и привлекательной мишенью для вражеских лучников. К тому же, настоящий боевой скакун стоил целое состояние, и поэтому позволить его себе мог далеко не каждый рыцарь.

Немного математики для чёткости картины

XIV век, Англия, самый обычный чернорабочий Вилли, живущий в самой обычной крестьянской деревушке и мечтающий о том, чтобы быть самым обычным рыцарем Уильямом. Стоимость боевой лошади – около 60 фунтов, не считая расходов на ее кормление и уход. Доспехи, даже second-hand, обойдутся где-то в 30 фунтов. Всё бы ничего, да только примерный годовой доход юного Вилли – 2 фунта, и, чтобы отправить его на войну в составе элитных конных войск, понадобится доход с двух, а то и трёх десятков крестьянских дворов. Да и то, стать настоящим рыцарем, имея только доспехи и коня, можно было разве что в дремучем XI веке. А в просвещённом XIV для того, чтобы получить звание рыцаря, нужны были не только подобающие манеры (им специально обучали за довольно-таки серьёзную мзду), но и богатая родословная… Словом, сидеть нашему Вилли в своей деревне и не мечтать о другой жизни.

Рыцарь действительно печального образа

Были ли рыцари вправду отважны, великодушны, учтивы и щедры? Пожалуй, что да. Проблема в том, что вели себя так благородные сэры только с другими аристократами, а с крестьянами и простыми солдатами церемониться никто не собирался. Потому, завидев на дороге странствующего рыцаря, разумнее было бы убраться подобру-поздорову, чтобы доблестному всаднику не пришло в голову поразвлечься разбоем и грабежом. Занимались такими делами рыцари частенько: слишком уж быстро из-за бесконечных пиров и турниров заканчивалось золото, вот и приходилось грабить ближайшие деревеньки да монастыри. Или же по-тихому сматываться от кредиторов в какой-нибудь крестовый поход.

Кстати, о странствующем рыцаре. Частенько в каком-нибудь романе или саге можно прочесть, как в путешествии одинокий рыцарь вдруг начинает в дороге разговаривать со слугой или оруженосцем. Что это? Ошибка автора или шизофрения всадника? Всё дело в привычке той эпохи не считать «за людей» простолюдинов, и это значило, что наш «одинокий» рыцарь просто был единственным дворянином в походе. Все сопровождающие (воины, слуги, пажи и оруженосцы), сколько бы их ни было, назывались в общем «рыцарское копьё». Попробуй-ка пойми теперь, сколько на самом деле было человек в сражении, где бились, к примеру, два рыцаря и их копья. Такая вот головная боль для учёных-медиевистов (специалистов, изучающих Средневековье).

В отличие от Вилли…

А вот перед малышом Ричардом, которому только недавно исполнилось семь, открываются совсем другие перспективы – ведь он родился в уважаемой аристократической семье.

Только это вовсе не значит, что звание рыцаря достанется ему просто «по блату». Мальчика заберут у матери и отправят в замок к знакомому рыцарю в качестве пажа, где он будет прислуживать за столом, стелить постель, следить за состоянием боевого снаряжения милорда и помогать ему с омовением. Если повезёт, рыцарь попадётся добрый и справедливый, а можно оказаться и у такого, кто вытирает о волосы своего пажа жирные руки после еды или поколачивает палкой. В свободное от такой нелёгкой работы время Ричард будет учиться стрелять из лука, владеть мечом и копьём, бегать, плавать и ездить верхом (куда без этого!).

Воруй-убивай

Война – главное предназначение рыцаря и важная часть его заработка, и на ратном поле благородные всадники чувствовали себя порой как рыба в воде.

Во-первых, рыцарские доспехи хорошего качества давали воину +200 к броне и +1000 к самоуверенности.

Во-вторых, в веке эдак в XII-XIV тяжёлый кавалерист был самым ценным юнитом, а отряд таких рыцарей, скачущих на врага во весь опор, мог вызвать у супостатов панический страх и бегство с поля боя ещё до начала сражения.

Ну и в-третьих, в обычном европейском бою рыцарь мог не бояться смерти – ведь взять его в плен было гораздо выгоднее. Правда, сдаваться кому-то, кроме другого рыцаря, было большим позором, а потому невезучий всадник старался найти на поле боя кого-то поблагороднее с виду и уже ему достойно проиграть. Если же такового не оказывалось поблизости, была хитрая лазейка: можно было просто по-тихому самостоятельно посвятить в рыцари своего неблагородного пленителя, и дело с концом.

Если нет войны, надо устроить побоище самостоятельно, чтобы воины не растолстели и не потеряли сноровки. Для Средневековья рыцарские турниры были чем-то вроде наших военных парадов на 9 мая – наглядной демонстрацией военной силы государства, и своим, и чужим. Бои проходили на четырехугольной арене (а вовсе не круглой, как любят показывать в фильмах!) – ристалище. Те самые, известные нам по массовой культуре, столкновения рыцарей “один на один”, на самом деле, чаще только открывали турниры, и сражались таким образом самые молодые, только что посвящённые в рыцари воины.

А вот главным номером любого турнира была массовая “стенка на стенку”, имитация сражения двух армий. От увечий и последующего заражения крови умирало немало молодых всадников, а окончательно эти праздники убийства запретили в XVI веке, когда на турнире погиб французский король Генрих II. Ну, это была официальная причина, а на самом деле к тому времени кавалерия просто уступила свою пальму первенства огнестрельному оружию.

А что там с нашим Ричардом?

Ему уже 15 лет, а значит, пажеская жизнь позади, он – оруженосец! Теперь он может… делать всё то же самое, что и паж – стелить постель, прислуживать за столом, ухаживать за лошадьми, но зато не только в замке милорда, но и на поле боя. На турниры оруженосец тоже ездил со своим господином, и даже мог поучаствовать в специальных боях против других оруженосцев. Особо отличившихся в таких боях посвящали в рыцари прямо на месте и разрешали принять участие в турнире, а всем остальным приходилось ждать заветного звания до 18-20 лет.

Тэги:

историясредневековьерыцарь

Как формировалось рыцарство. Идеальный образ рыцаря.Рыцарский этнос и образ жизни

История создания… Как формировалось рыцарство. Идеальный образ рыцаря.Рыцарский этнос и образ жизни

     Как историческое явление рыцарство представляло собой особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело.

     Рыцарство – (от немецкого Ritter – конник) – военно-землевладельческое сословие в средневековой Западной Европе.

     Рыцарство как понятие в широком смысле включает в себя всех светских феодалов-воинов, нобилитет.
Понятие рыцарства традиционно связывается с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, относились все светские феодалы-воины.
     Рыцарями не рождались, а становились через обряд посвящения в рыцари. При этом для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
     Формирование рыцарства происходило в период раннего средневековья (VII-VIII века), когда получили широкое распространение различные формы феодального землевладения: сначала пожизненные, а позже наследственные.
     От своих сеньоров при условии несения в их войске конной военной службы рыцари получали земельные феоды.
     Именно феоды и были основным источником дохода феодала. Поместье содержалось за счет труда крестьян, находившихся в полной власти своего господина и обеспечивавших его всем необходимым для жизни.
    

     Рыцари в основном жили в замках, которые строились на холмах или неприступных скалах, господствуя над окружающей местностью. Замки обычно представляли собой массив широких круглых или четырехугольных башен, окруженных зубчатыми стенами с бойницами для стрельбы. Часто за первой внешней стеной была расположена еще более высокая внутренняя стена. Над замковыми постройками возвышался донжон – главная башня, где обычно и жил хозяин замка с семьей.
     В замке комнаты не были расположены в соответствии со строгой планировкой. Нередко большие залы с огромными каминами соседствовали с маленькими мрачными комнатами.
     Обязательными атрибутами замков были подвалы, в которых не только хранились запасы продовольствия и находились колодцы с водой, но и содержались пленные и провинившиеся крестьяне.
     Замки снабжали подъемными мостами, окружали рвами с водой, обустраивали подземные ходы и винтовые лестницы. Феодалы, обладая такими мощными укреплениями, могли успешно сдержать бунт восставших крестьян и отразить нападение воинственных соседей.
     К XI веку рыцарство сложилось как особый слой средневекового общества. В эпоху классического Средневековья и позднее рыцарство превратилось в особое военно-аристократическое сословие, в военную аристократию, касту.
     С утверждением земельно-собственнических отношений шло формирование рыцарства как военно-феодального сословия, расцвет которого пришелся на XI-XIV века. Военное дело представляло собой главную социальную функцию рыцарства.
     Военная профессия обусловливала права и привилегии, а также определяла особые сословные воззрения, традиции, этические нормы и культурные ценности.
     К основной военной обязанности рыцарей относилась защита чести и достоинства сюзерена, а также земель от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения.
      Рыцарское войско было могущественной силой. Вооружение рыцарей и тактика их боя соответствовали существовавшим в то время военным задачам и масштабам военных операций. Технический уровень был надлежащим к уровню своего времени. Рыцарская конница была малоуязвима для пеших воинов и крестьянского ополчения, поскольку защищалась металлическими военными доспехами,
     Не только феодальные войны закрепляли социальную роль рыцарства. Рыцарство, в условиях феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти, будучи скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их господства.
Рыцарство также влияло и на политические процессы эпохи, поскольку социальные интересы феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали тенденции к объединению, ограничивали феодальную вольницу.
     В процессе централизации раздробленных земель в единое государство рыцарство составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в борьбе за территориальное объединение страны и реальную власть в государстве.
     Участие в рыцарском войске требовало финансовой обеспеченности, поэтому земельное пожалованье было как вознаграждением за службу, так и источником материального дохода для несения этой службы, так как и боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарь приобретал на собственные средства.
    

     Рыцарские доспехи состояли из огромного количества деталей, число которых могло доходить до двухсот. Вес военного снаряжения также был приличным – до 50 кг.
     Будущих воинов-рыцарей обучали по специальной системе рыцарского обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики росли в семье до 7 лет, затем до 14 лет воспитывались в качестве пажа при дворе сеньора. Следующий этап – оруженосец, и, наконец, совершалась церемония посвящения их в рыцари.
     Рыцарь традиционно должен был знать основные правила рыцарского «кодекса»: разбираться в вопросах религии и правилах придворного этикета. Кроме того, рыцарь обязан был и владеть рыцарскими добродетелями: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
     Посвящение в рыцари представляло собой серьезную церемонию и  символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям.
     Рыцарь, посвящающий в звание, согласно европейскому обычаю,  ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, при этом произносил формулу посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал посвящаемому меч – символ рыцарского достоинства – и щит с изображением герба и девиза.
     Посвященный должен был дать клятву верности, а также обязательство соблюдать кодекс чести.
     Ритуал посвящения в рыцари завершался демонстрацией воинской выучки и храбрости – рыцарским турниром (поединком). 
     Рыцарские традиции, основывавшиеся на принципе верности сюзерену и долгу, а также иные этические нормы складывались веками.
     К рыцарским достоинствам традиционно относились презрение к опасности и воинская отвага, благородное отношение к женщине, гордость, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. А скаредность и скупость осуждались, не прощалось, разумеется, предательство.
     Война, охота и рыцарские турниры были основными занятиями рыцарства. Практически не занимался рыцарь и ведением хозяйства.
     Жена рыцаря до крестовых походов занимала незначительное место в жизни рыцаря, проводя большую часть времени на своей половине и редко показываясь перед обитателями замка.
     Но уже к XII веку идеал грубого, малообразованного рыцаря сменился другим: в рыцарях стали ценить обходительность, любезность, галантность, вкус к изящному, образованность, хорошие манеры.
     В XII столетии появились культ Дамы и куртуазная любовь, в результате чего рыцарей во Франции стали называть шевалье, в Германии – Риттерами, а в Испании – кабальерос.
     Но идеал не всегда был в согласии с реальностью.
     Отдельно следует упомянуть рыцарские походы в чужие земли, например, в Иерусалим или Константинополь. Во время таких крестовых походов рыцарские «подвиги» зачастую приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.
     В то же время крестовые походы способствовали становлению идей, морали рыцарства, обычаев, взаимодействию восточных и западных традиций.
     Для защиты и расширения владений крестоносцев в ходе крестовых походов возникли особые организации западноевропейских феодалов – духовно-рыцарские ордены.
     К ним относятся: орден Тамплиеров (1118), орден Иоаннитов (1113), Тевтонский орден (1128). Позже в Испании образовались ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара, а в Прибалтике – ордены Меченосцев и Ливонский.
     Членами орденов давались различные  монашеские обеты – нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение. Нередкр рыцари носили схожие с монашескими одеяния, а под ними – военные доспехи.
     Каждый орден имел свою отличительную одежду. Так, у тамплиеров это был белый плащ с красным крестом.
     Ордены рыцарей организационно строились на основе строгой иерархии, возглавляемой выборным магистром, который утверждался папой римским. При магистре с законодательными функциями действовал капитул (совет).
     С рыцарством извечно связана тема поиска и обретения Святого Грааля. Традиции Грааля освещают альтернативный путь к спасению, символ внутреннего поиска человеческого совершенства и единства с Богом.
     Святой Грааль в разное время отождествлялся с разными объектами – чашей, кубком, драгоценным камнем, птицей Феникс, даже сосудом, в котором хранилась Туринская плащаница, однако общим предметом поиска Грааля фактически оказывается даже не сам объект, а те эффекты, которые с ним связаны, и тот способ, который изменяет самого человека – его сердце, ум и душу.
     Со Святым Граалем появляется и Братство Грааля, в которое могут попасть лишь чистые сердцем – те, кто проявил великую преданность Вышнему смирением своего сердца, послушанием, самоотверженностью, стремлением помогать слабым, сражаться за добро, и, наконец, кто всю свою жизнь боролся во имя защиты священного достоинства Грааля.
     В континентальной Европе с понятием Грааля связан самый обширный корпус мифов и легенд. Хотя наследие Грааля строится на древних реликвиях раннего христианства, сама христианская церковь никогда не признавала данного факта. Несмотря на свое в равной степени романтическое и религиозное происхождение, учение Грааля остается не провозглашенной ересью. Вслед за учреждением папой Григорием IX в 1231 году католической инквизиции церковь осудила учение о Граале и все касающиеся его материалы были изъяты из общего пользования.
     Рыцарские нравы получили ярчайшее отражение в сфере духовной культуры и открыли занимательную страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем.
     Средневековая литература смогла вопреки христианскому аскетизму опоэтизировать земные радости, прославить подвиги рыцарей, при этом не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их.
     Примером тому можно назвать эпос высокого патриотического звучания – французскую «Песнь о Роланде», испанскую «Песнь о моем Сиде», а также предметы рыцарской поэзии – лирику трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии. Сюда же относится и рыцарский роман, например, история любви Тристана и Изольды, представлявшие собой так называемую «куртуазную литературу» с обязательным культом дамы.
     Уже с XV века рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств в Европе. Закат славы французского рыцарства начался с «битвы шпор», имевшей место 11 июля 1302 года, когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу.

     В дальнейшем неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась в Столетней войне, когда рыцари потерпели ряд тяжелейших поражений от английской армии. Разумеется, выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие, рыцарство оказалось не способным.
     Разложение феодализма и зарождение капиталистических отношений вскоре привели к исчезновению его с исторической арены. Поэтому в XVI-XVII веках рыцарство окончательно утратило специфику особого сословия и вошло в состав дворянства.
     Дворянская этика последующих веков с учетом благородных принципов верности долгу и достойного служения отечеству, что очевидно, стала нести в себе влияние рыцарской эпохи. Представители старых рыцарских родов, воспитанные на военных традициях предков, составили в дальнейшем офицерский корпус армий абсолютистского времени. Они отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Кто такие европейские рыцари. Рыцари



Рыцарь

Ры́царь

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) кого? ры́царя , кому? ры́царю , (вижу) кого? ры́царя , кем? ры́царем , о ком? о ры́царе ; мн. кто? ры́цари , (нет) кого? ры́царей , кому? ры́царям , (вижу) кого? ры́царей , кем? ры́царями , о ком? о ры́царях

воин

1. В Западной Европе в средние века рыцарем называли служащего на военной службе дворянина, феодала.

Доблестный, отважный, могучий рыцарь. | Бедный, странствующий рыцарь. | Железный рыцарь. | Мальтийский рыцарь. | Турнир рыцарей. | Шлем, латы, кольчуга рыцаря. | Возвести кого-либо в рыцари. | Рыцарь приветствует противника.

2. Рыцарем называли монаха, который жил в монастырях-крепостях, а также участника крестовых походов.

Рыцари-храмовники. | Рыцари-госпитальеры предпочитали иметь на мечах вставки из красного камня.

благородный человек, деятель

3. Рыцарем называют человека, который имеет благородные манеры.

Преданный, воплощенный рыцарь. | Вы храбрый, сильный, великодушный рыцарь. | Вы настоящий рыцарь!

4. Рыцарем называют человека, который преданно служит кому-либо, чему-либо, увлечённо занимается чем-либо одним.

Рыцарь науки, просвещения. | Рыцарь правды и справедливости. | Он — рыцарь порядка и свободы.

5. Рыцарем без страха и упрёка называют человека большого мужества, безупречного во всех отношениях.

6. Рыцарем печального образа называют наивного, романтического мечтателя.

7. Рыцарем на час называют человека, который способен лишь на кратковременные благородные порывы.

8. Скупым рыцарем называют человека, который тщательно оберегает своё богатство, наслаждается им.

ры́царский прил.

Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое «рыцарь» в других словарях:

    — (нем. Ritter). В средние века, конный латник, витязь высшего сословия: в рыцари посвящали после победы на ноле сражения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЫЦАРЬ средневековой воин благородного… … Словарь иностранных слов русского языка

    Рыцаря, м. [от нем. Ritter, букв. всадник]. 1. В феодальной Европе лицо, принадлежавшее к военно–дворянскому сословию (истор.). Маркс в “Хронологических выписках” писал, что Александр Невский, выступив против немецких рыцарей и разбив их на льду… … Толковый словарь Ушакова

    См. мещанин… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рыцарь аристократ, мещанин; воин, идеал, джентльмен, кавалер, крестоносец, паладин, миннезингер, идальго, кабальеро … Словарь синонимов

    — (нем. Ritter первоначально всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда в… … Большой Энциклопедический словарь

    РЫЦАРЬ, я, муж. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон Кихоте, герое… … Толковый словарь Ожегова

    Муж. вообще, конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело; конный латник дворянского сословия; | член рыцарского ордена, братства; | * честный и твердый ратователь за какое либо дело, самоотверженный заступник. Он рыцарь в душе … Толковый словарь Даля

    — (иноск. иронич.) аферистъ, пройдоха, ловкій плутъ, искатель наживы; страствый приверженецъ, любитель чего либо. Ср. «Рыцари зеленаго поля» (иноск.) любители карточной игры. Ср. Серебряная плоская ваза… была переполнена визитными карточками… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    РЫЦАРЬ — (нем. Ritter от старонем. riter всадник), в феодал. Европе тяжело вооруженный кон. воин, принадлежащий к военно дворянскому сословию рыцарству. Металлич. доспехи, защищавшие Р. и их массивных неповоротливых коней от холодного оружия, не могли… … Справочник по коневодству

    РЫЦАРЬ — мастер, дух, Логос, управляющий своим конем, т. е. материей. Рыцарская символика, включающая коня как знак материальности и всадника как принцип духовности, соотносится с алхимической символикой, представляющей собой системы спиритуализации.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Белый рыцарь. Жарг. бизн. Альтернативный контрагент, покупающий предприятие по просьбе руководства вместо враждебно настроенного покупателя. БС, 17. Рыцарь Арктики. Публ. Высок. И. Д. Папанин, полярный исследователь, руководитель первой советской … Большой словарь русских поговорок

    Рыцарь — в гендерной системе особый тип маскулинности, обладающий рыцарским этосом. Само понятие рыцарь приходит к нам из Средних веков и из социальной истории: рыцарем являлся тот мужчина, который был возведен в рыцарское достоинство своим сюзереном,… … Термины гендерных исследований

Рыцари — аристократия средневековья. В конце X века появился данный титул. Честь, свободолюбие, мужество, верность, отвага – такими были рыцарские доблести.

Изначально, рыцарями становились мужчины, чье материальное благополучие могло вызывать только зависть. Облачение рыцарей представляли тяжелые доспехи. Стоимость доспехов составляла 45 коров либо 15 кобылиц. Не каждое хозяйство могло похвастаться таким достатком.

Имелись у рыцарей оруженосцы, коими являлись или их сыновья, или люди из низших слоев «знати». Разница в том, что дети рыцарей в последующем проходили обряд посвящения и становились ровней своему отцу, в то время как несвободные(те, кто не могут получить звание рыцарей и, соответственно, считаться свободными), теми и оставались, то есть перспектив развития не было.

У каждого рыцаря был конь — его верный спутник в сражениях, который служил не только способом передвижения, но и военной мощью. В начале XI века, хороших лучников было очень мало, оружие у пехоты достаточно примитивное, об огнестрельном и вовсе никто не слышал, поэтому противодействовать хорошо оснащенным господам оказалось достаточно сложно. Существуют военные построения, где рыцарей ставили во главе колонны, чтобы пехота вражеских войск получала урон от лошадей.

Рыцарями признавались официально после ритуала посвящения. В него входило благословение меча католической церковью и опоясывание им будущего защитника короля. Есть понятие colee — удар по задней части шеи, также являющийся один из этапов посвящения.

Титул можно было легко потерять за измену государственную, несоблюдение заповедей рыцаря, которые гласили: «быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать слово».

При лишении звания возможно простое снятие титула или казнь палачом. В последнем случае это поддавалось народному осмеянию. Сын «раститулованного рыцаря» стать одним из привилегированного общества не мог более.

Некоторые рыцари(предатели господ) в своих замках устраивали гнезда, чье предназначение было в грабежах мимо проезжающих или соседей.

История рыцарей многогранна и интересна. Турниры, крестовые походы и многое другое из их культуры представляет немалый интерес для общественности по сей день.

Доклад 2

Рыцарство – это почетный титул, выдаваемый только дворянам. В качестве военного сословия рыцарство образовалось в 8 столетий у франков, при переходе с пешего войска к конной армии. Под влиянием поэзии и церкви в понятии «рыцарство» сформировался в нравственный идеал настоящего воина. При Крестовых походах рыцарство стало наследственной аристократией. Благодаря усилению государственной власти и созданию войск, феодальное рыцарство в эпоху Средневековья преобразовалось в политическое сословие.

В Средневековье рыцари олицетворяли несокрушимую и могущественную силу. Благодаря оружиям воины были непобедимыми. Рубашка, изготовленная из металла с капюшоном и рукавами, в длину достигала до колен, при этом плотно облегала тело. Ноги воинов закрывали длинные чулки из кольчуги со шпорами. Поверх капюшона рыцари надевали остроконечный шлем. Железный головной убор защищал воина от удара во время сражений. Обрамление на шлеме защищало лицо воина. Для отражения вражеских нападений и ударов воины пользовались щитом из дерева, покрытым кожей. Кроме щита на поясе был прикреплен широкий меч с тонкой рукояткой. Рыцарство требовало финансовой обеспеченности. За службу воинам выдавалось земельное жалование. Снаряжения и оружия рыцарь покупал за собственные средства. Снаряжения имели до 200 деталей. Общая масса доспехов могла достигать до 50кг. Подготовка рыцарей включала обучение и воспитание. До 7 лет мальчики жили в своей семье. Дальше начиналось воспитание будущих рыцарей. Обучение не было основано на изучении науки. Не все воины Средневековья могли читать и писать.

Не всякий дворянин мог стать рыцарем. За некоторые заслуги простолюдины могли стать воинами. При посвящении рыцари входили в определенное сословие с приобщением к долгу и правам. Во время обряда посвящения посвященный приносит клятву преданности соблюдения кодекса чести. К рыцарским добродетелям относились презрение к опасности, воинская отвага, уважение к женщине, гордость. Скаредность и жадность, предательство рыцаря не прощались.

Походы и рыцарские подвиги приносили только бесчестье и разорение простого народа. Захват добычи во время войны, жестокое обращение с крестьянами, грабеж купцов считались основным видом дохода рыцарей. В Средневековье рыцарство сформировало международный орден. Несмотря на титул и богатство, члены ордена считались равными.

  • Жизнь и творчество Аркадия Аверченко

    Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель сатиры и юмора, родился в Севастополе, 15 марта 1880 года. Отец Аркадия, Тимофей Петрович, являлся продолжателем купеческого рода, а мама, Сусанна Павловна, была дочерью отставного офицера.

    Глина представляет собой ископаемое, которое образуется из твердых горных пород. Части таких пород постепенно разрушаются, а затем выветриваются, превращаясь в маленькие частицы примерно

Первые рыцари появились ещё в варварских государствах: известны предания о короле кельтов Артуре, жившем в VI веке, и его рыцарях круглого стола. Но именно с расцветом феодальных отношений к X-XI в. они превращаются в некое привилегированное сословие — касту рыцарей. Посвящение в рыцари уже требует благородного происхождения, подтвержденного грамотами, соответствующего воспитания, закалки, тренировки и способности обеспечить себя рыцарской амуницией и экипировкой. Основную массу рыцарей составляли средние и мелкие феодалы, обязанные за пожалованную им землю давать клятву верности сеньору и служить ему верой и правдой. Рыцари являлись ударной силой феодального воинства, против которой не могло устоять ни пешее войско, набираемое из крестьян, ни легковооруженная конница.

Отряды рыцарей легко сминали врага, неспособного соперничать с тяжеловооруженными, хорошо натренированными и проникнутыми чувством собственного величия и исключительности рыцарями. Однако и им были присущи недостатки, которыми умело пользовались их противники. Никакой воинской дисциплины и порядка рыцарь не признавал, ибо каждый из них был индивидуальным профессиональным бойцом с чрезвычайно высоким чувством собственного достоинства, считающим себя равным в воинском деле любому представителю своего сословия, не исключая и короля. В бою он рассчитывал только на свои силы и искусство, всячески демонстрируя свою храбрость и мужество.

Главным для рыцаря было умение выделиться, стать первым среди равных, проявив исключительную доблесть, ловкость, искусство владеть оружием и конём, а также добротность своих доспехов и стати коня. Именно личная доблесть и воинское мастерство становилось во многом основой репутации рыцаря, и всякое сомнение в них рассматривалось как страшное оскорбление его чести и достоинства, подлежащее отмщению в поединке. Эта рыцарская горячность и склонность к своеволию, неспособность к дисциплине ослабляли воинский потенциал рыцарского войска, что потребовало от церкви и государства для осуществления своих завоевательных походов создать духовно-рыцарские ордена с уставом и дисциплиной. Такие ордена появились в XII-XIV в., однако судьба их оказалась весьма различной. Будучи созданы вокруг идеи обеспечения защиты и оказания помощи христианским паломникам, путешествующим к «святым местам» в Палестину, они очень скоро превратились в самостоятельную военно-политическую силу. Одни из них, как орден тамплиеров (храмовников), набравшись сил под покровительством католической церкви и европейских правителей, вступили с теми в открытое противостояние, продолжавшееся несколько столетий и закончившееся их разгромом.

Другие, как орден госпитальеров, дожили до Нового времени, утратив свое значение и превратившись в разновидность закрытого аристократического сообщества, занимающегося духовно-благотворительной деятельностью — в настоящее время это Мальтийский орден. Третьи, как Тевтонский и Ливонский ордены, очень быстро оставили палестинских паломников и занялись «богоугодной деятельностью» на северо-востоке Священной Римской империи — стали огнём и мечом нести язычникам слово Божье, основав на территории современной Прибалтики государство Тевтонского ордена и участвуя в военных набегах на земли восточных славян. Тевтонский орден в качестве закрытой элитарной организации аристократов существует в Германии и поныне. Духовную жизнь становящегося средневекового общества во многом определяла христианская религия и церковь, стремившаяся вытеснить или преобразовать языческие верования германских народов и утвердить свои представления о Боге, сотворении мира и человека, о его призвании и будущем спасении.

Возникнув в дальней провинции Римской империи, Палестине, среди беднейших и подвергавшихся угнетению слоев населения, христианство за короткий промежуток времени превратилось из гонимой и презираемой римлянами секты в господствующую религию Священной римской империи. Это стало возможно вследствие ее универсального характера, как нельзя лучше соответствующего вызову времени — объяснить все бедствия и страдания в человеческой жизни, все её тяготы и несправедливость, и дать человеку надежду на будущее избавление и спасение. Это спасение для вечной жизни не требовало от человека ничего, кроме веры, которая в условиях полной безысходности и трагизма человеческого бытия и так являлась единственной надеждой на некое чудесное избавление.


Какая же девушка не мечтает о прекрасном рыцаре? И я не исключение. Я представляла, как сильный, храбрый и мужественный принц на коне приедет к моему дому и сделает дамой своего сердца. И мой рыцарь меня нашел, правда, коня не было. Но разве это важно?

Кто такие рыцари

При слове рыцарь все представляют отважного всадника с мечом в руке. И это действительно так, хотя настоящие рыцари были далеки от идеала . Рыцарство начало образовываться примерно в VIII веке в эпоху Карла Великого . Это были герои своего времени, но рыцарем мог стать только человек знатного рода. Идеализированный рыцарский кодекс звучал так:

  • обороняй убогих и немощных;
  • будь всегда готов к бою;
  • помогай тем, кто не может себя защитить;
  • не ломай обещания;
  • Родина важнее жизни.

Но на самом деле все было не так красиво. Рыцари владели замками и прилегающими территориями и сами устанавливали законы . Они постоянно вели войны с соседями и иногда были ничем не лучше грабителей и воров. Кодекс чести требовал, чтобы рыцарь постоянно совершал подвиги. Но крестовые походы происходили не так часто, поэтому хорошей заменой стали турниры . Здесь рыцари показывали свои умения.


У каждого рыцаря был свой девиз и дама сердца , необязательно свободная. Впоследствии рыцарство начало крепнуть и стало неконтролируемой силой . Но разгром ордена тамплиеров практически уничтожил эту элитную военную силу, и рыцарство потеряло свою былую мощь.

Украинские рыцари

Видимо никто не будет спорить, что казаки — очень интересное явление не только в украинской, но и в мировой истории. Это были талантливые воины , защищавшие не только свои земли, но и земли других стран. Их главный закон — честь и справедливость . Казаки любили развлечения и горилку. Но пьянство во время походов каралось смертью.


На Сечи жили не только украинцы, но и поляки, белорусы, молдаване и русские. Казаки путешествовали по миру , интересовались культурой других стран и заимствовали различные боевые приемы. Казаки , как и европейские рыцари, имели свой кодекс . Главными принципами в нем была любовь к Родине, забота о женщинах, детях, пожилых людях, благородство, благотворительность и свобода.


А еще среди казаков жили так называемые характерники , которые, как говорят, владели магическими способностями . Их не брала ни пуля, ни сабля, ни огонь. Они могли дышать под водой, видеть будущее и превращаться в животных. Кто знает, правда это или вымысел. Но то, что к азаки были настоящими рыцарями не подлежит сомнению.

Интересный рассказ о рыцарях, о рыцарских качествах и традициях рыцарского движения. История возникновения рыцарей

Этический кодекс современного молодого человека формировался не одно столетие. Постепенно вырабатывались нормы и правила поведения мужчины, складывалось представление об определенных чертах характера, которые надлежит развивать в себе с детства, и о недопустимых недостатках, от которых нужно стойко избавляться, упрочивалось мнение о необходимых моральных качествах и нравственных устоях сильного пола.

Формирование этого кодекса началось в период перехода от античного мира к Средневековью, на рубеже VI—VII вв. н. э., когда обширная территория некогда могущественной Римской империи подверглась нападению варварской конницы готов с севера и вместе с огромной армией пала власть сурового и беспощадного римского закона, уступив место анархии и произволу. В этих условиях только воин, сильный и бесстрашный человек, способный преодолевать на своем верном боевом коне огромные расстояния, облаченный в блестевшие на солнце доспехи (кстати, весившие не один десяток килограммов), мог навести порядок, наказать обидчиков и покарать провинившихся. Не удивительно, что такой человек внушал благоговейный трепет нищему крестьянину средневековой Европы, нередко подвергавшемуся жестоким притеснениям со стороны местных феодалов.

Первые обряды торжественного посвящения в воины существовали уже в эпоху Карла Великого (VIII в. н. э.), хотя само понятие рыцарства, неразрывно связанное с определенным, уже сложившимся к тому времени обрядом посвящения, возникло значительно позже — в XI в.

❧ В эпоху Карла Великого молодого человека, решившего избрать славный путь воина, в торжественной обстановке перепоясывали мечом и облачали в воинские доспехи, с этого момента он становился не только защитником страны, но и хранителем веры и королевского закона.

С большим воодушевлением молодые рыцари вели борьбу с бесчинствами, многочисленными грабежами и разбойными нападениями, творимыми местными баронами, восстанавливали законность королевского права.

В рыцарях превыше всего ценились качества истинного воина: мужество, храбрость, способность противостоять невзгодам в тяжелых походах, умение принимать решение и даже в самом пылу сражения оставаться хладнокровным и рассудительным. Но не менее значимы были верность своему сюзерену и умение держать слово: договоры чаще всего скреплялись только нерушимой клятвой, предать которую значило стать клятвопреступником и изгоем в рыцарском обществе.

Первый крестовый поход произошел в 1095 г., инициатором его являлся Папа Римский Урбан II, который желал освобождения города Иерусалима от мусульман и провозглашения на Святой земле (ныне Палестина) христианства.

На начальном этапе своего формирования рыцарство противостояло анархии, беззаконию, притеснениям, чинимым в раздробленной и пораженной тяжелым недугом междоусобиц Европе. Но постепенно возраставшая сила рыцарей сама по себе требовала управления, становилась неподвластной, они стали осознавать свою избранность. И тогда католическая церковь решила повернуть эту силу во благо религии, объявила рыцарей истинными покровителями веры, чье призвание — защита всех бесправно униженных, несчастных, оскорбленных, осиротевших. За славные подвиги во имя веры, за благочестие рыцарям была гарантирована счастливая загробная жизнь, а на земле обряд посвящения наполнялся многочисленными сакральными смыслами и приобретал все большую внешнюю пышность, что накладывало на каждого члена образовывавшихся рыцарских орденов покров таинственности и загадочности.

Рыцарям XI века уже было недостаточно обладать простой грубой силой, решимостью, смелостью и верностью, от них требовалось умение усмирять свой дух волей, подчинять свою жизнь служению великой цели, чаще всего — религиозного характера.

Один за другим устраивались Крестовые походы в защиту Гроба Господня, в которых воины долгие месяцы сражались бок о бок с другими против сарацин. Борьба в тяжелых условиях пустыни, под палящими лучами солнца, при частых пыльных бурях, в совершенно непривычной для молодых юношей обстановке требовала неимоверной выдержки и крепкой мужской дружбы. Со временем поддерживавшие друг друга рыцари начали организовывать свои монашеские ордена, самым знаменитым из которых стал орден тамплиеров.

❧ Рыцарский орден тамплиеров (существовал с 1119 по 1312 г.) считается самым первым среди религиозных военных орденов. Эта организация была очень богата и влиятельна и даже выполняла функции банка, хотя основной ее деятельностью являлась защита христиан на Востоке после Крестовых походов.

Постепенно рыцари перестают быть просто воинами и становятся настоящей элитой светского общества средневековой Европы, у них вырабатывается полноценный свод правил и норм поведения, кодекс взаимоотношений с прекрасным полом. Надо сказать, что образование, умение красиво говорить и слагать стихи не ценились среди мужественных и очерствевших в постоянных походах рыцарей. Для этого существовали трубадуры — свободные певцы, которые сопровождали воинов и слагали о них романтические поэмы, полные красивых преувеличений. Благодаря таким песням слава рыцарей росла, а желавших примкнуть к отважным сердцем воинам становилось все больше.

Кодекс чести истинного рыцаря требовал, чтобы воин постоянно совершал подвиги, но Крестовые походы совершались далеко не каждый год. Для демонстрации своего умения рыцари устраивали турниры, на которые собирался весь цвет рыцарства. В бою демонстрировались умение мастерски владеть оружием, ловкость, храбрость, находчивость и, разумеется, удачливость.

Турниры чередовались с веселыми пирами, прославлявшими силу и смелость.

Рыцарская любовь так же отличалась от чувств обычного человека, как и сам рыцарь был не похож на крестьянина, и, несомненно, подчинялась суровым законам кодекса чести. Прежде всего любовь рыцаря не имела ничего общего с грубой страстью, она была очищена высоким религиозным чувством, полна беззаветной верности и совершенно не предполагала взаимности.

Дама могла быть замужней или между влюбленными могли стоять другие столь же непреодолимые препятствия — это не гасило чувств, а напротив, придавало им новую окраску.

В любви рыцаря ценились великодушие, самоотречение, обеспечение постоянной защиты и покровительства выбранной даме сердца, а также непреодолимое желание прославить ее имя по всей земле, где ступала нога воина.

У каждого рыцаря были свой девиз, нанесенный на щит. Конь и оруженосец, а кроме всего этого, у него должна была быть своя дама сердца, — девушка, во имя которой рыцарь проявлял свою доблесть.

Разумеется, незамужняя дама могла стать со временем женой рыцаря, но ее свобода от других обязательств не была для него непременным условием.

Самыми страшными пороками рыцаря были ложь, неумение держать свое слово, лицемерие и вероломство.

Соответственно высоко ценились противоположные качества — правдивость при любых обстоятельствах, крепкое и нерушимое слово, уважительное отношение к своим товарищам и почтительное обращение с дамами, откровенность и благородство.

За верную службу рыцари получали много привилегий: они могли сидеть в присутствии короля, им давались титулы и земельные наделы. Только рыцари могли иметь на вооружении копья, грудь воина защищала двойная кольчуга — все это было недоступно остальным сословиям.

Со временем рыцари начали осознавать полноту своей власти, а интенсивный рост числа монашеских воинствующих орденов сделал рыцарство опасной и неподдающейся контролю силой, угрожавшей укреплявшейся королевской власти. Удар, нанесенный ордену тамплиеров, а затем и остальным главным оплотам рыцарства, надломил эту силу, и постепенно социальная прослойка элитарного войска сошла на нет, оставив о себе только многочисленные песни и полные волшебных чудес и славных подвигов легенды.

Само же понятие «рыцарь» трансформировалось из обозначения социального слоя в синоним благородного и великодушного человека, встающего на защиту всех слабых и обиженных.

Рыцари снаружи спальни. Какие еще комнаты были в средневековом замке?

Во времена Кртьена де Труа комнаты, где владелец замка, его Семья и его рыцари жили, ели и спали в крепости (называемой Donjon), прямоугольная башня внутри стен замка. Это имелось в виду быть самым сильным и безопасным местом.

<< Замок Фалез в Нормандии во Франции

Это прямоугольная крепость в замке Фалез в Нормандии во Франции ( круглая башня была добавлена ​​через несколько сотен лет). Позже раунд держит начали строить потому что прямоугольные можно было атаковать по углам, которые были их самыми слабыми сторонами.

Прежде чем мы посмотрим на комнаты внутри, давайте посмотрим, как разные части замок подходит друг к другу.


маркированная схема планировки средневекового замка

Стены

Это стены замка Фалез (вверху). Замок был построен по инициативе Герцог Нормандии в 11 веке. Здесь родился Вильгельм Завоеватель. 1027. Еще один образец норманнского зодчества — Белая башня Лондонский Тауэр


Лондонский Тауэр

Как и большинство замков, Фалез стоит на холме, поэтому врагам придется атаковать. в гору, и люди в замке увидят их задолго до того, как они прибыли.

Стены замка очень толстые. Некоторые замки имели стены в пять-шесть метров. толстый. Круглые части, которые вы можете видеть торчащими, называются бастионами. Лучники защита замка могла стрелять из них стрелами в людей, атакующих стены. Стрелы также могли быть выпущены через узкие щели в стенах, называемые «убийством». отверстия’. Так часто делали зубчатые стены замков

, чтобы защитники могли увернуться за ними, стреляя по атакующей армии.

Атакующие могут использовать огромные катапульты, тараны или своего рода гигантские арбалет называется арбалет. Они карабкались по лестницам (специальным лестницам могли подбрасывать и цепляться за стены), держа щиты над им головы, в то время как защитники бросали на них камни или поливали кипящим маслом. Смесь кипящей овсянки, похожая на смертельную кашу, прилипла к также использовались атакующие солдаты.


Солдаты защищают замок .

Стены большинства замков были окружены рвами или заполненными водой рвами. нападающим труднее пробиться. Иногда злоумышленники рыли туннели под ров и стены так, чтобы часть стен рухнула в воду.

Другим способом попасть в замок было использование «осадной башни». Злоумышленники наверху башни переходили бы к стенам замка, используя свои собственный деревянный мост.

Иногда атакующая армия просто окружала замок и ждала тех, внутри кончиться еда и сдаться — но так как во всех замках был запас готовой еды, эти осады часто длились до двух лет.

Внутри стен

Внешняя стена замка называлась Бейли. Внутри Бейли были здания где жил владыка замка со скотом, лошадьми и слугами. Некоторые из солдаты, необходимые для защиты замка, могли жить в части сторожки (известной как Барбакан).

Барбакан


Барбакан в замке Харлех в Уэльсе

Это изображение Барбакана в замке Харлех в Уэльсе. Если вы пришли к замку как другу, а не врагу, вам будет позволено пересечь ров по разводному мосту и прибыть в Барбакан. Если Портер позволит вам пройти, вы оставите свое оружие и попадете в сам замок.

Однако, если замок подвергнется нападению, защитники поднимут разводной мост и опустите решетку (внизу).

Они также могут убрать часть лестницы внутри замка, оставив длинную

Донжон

В средневековых замках большая часть жизни лорда и его последователей проходила в Донжон. Наше слово «темница» происходит от донжона, потому что место для хранения Заключенные тоже были здесь, хотя и внизу, в самых темных и сырых местах. Имелись также помещения для хранения продуктов. Эти комнаты должны были быть заполнены еды, чтобы хватило на долгое время в случае осады. Обычно был ну, чтобы люди в замке могли получить пресную воду. Были кухни для приготовление повседневных блюд и кладовые, где хранились продукты для повседневного использования. Большой зал и спальни тоже были там. Донжон может быть таким же высотой 70 метров, со сторожевой башней, где часовые следили за любым нападением и с вершины развевался господский флаг.

На что были похожи эти комнаты?

Большой зал

Самым важным помещением в замке был Большой зал. Здесь все домочадцы садились есть за столами, накрытыми для каждого приема пищи. Именно здесь устраивались пиршества по особым дням или когда были гости. Король Праздник Пятидесятницы Артура проходит в таком зале.

Лорд вел почти все дела замка в этом Зале, давая распоряжения об управлении его имуществом, слушая отчеты своего судебного пристава или его надзиратель (люди, которые управляли для него делами на его земле), выслушивая жалобы от одного крестьянина о другом.


Большой зал замка Хедингем в Эссексе

В середине зала зажгли огонь. Дым нашел выход из дыры в крыше. Даже при пожаре в большой каменной комнате было бы очень холодно. зимой и люди, одетые в шерсть и меха, чтобы согреться. Пол часто был покрытая камышом и соломой (которую меняли, когда она сильно пачкалась). Там было мало света, так как окна должны были быть маленькими и высокими на случай нападения, и в них была промасленная ткань или пергамент, а не стекло. Большинство людей в Средневековье ложилось спать, когда стемнело, и вставало, когда рассвело. утро. Свечи были слишком дороги (особенно восковые) даже для лорды многих замков. Они использовали сальные свечи (сделанные из овечьего жира). или козлы), зажженные факелы или светильники, сжигающие рыбий жир, чтобы осветить их Великие Залы.

Для украшения балки Зала часто раскрашивали узорами. Знаки зодиака были любимым дизайном. На стенах висели гобелены (они делали и немного теплее). Там были деревянные столы и скамьи с подушками или вышитые полотна. Имелись также большие резные деревянные сундуки со сложными замки с важными документами, бельем или ценными предметами, чтобы сохранить их от воров и от мышей.

Спальня

Мыши были проблемой и для одежды, а в спальне стоял столб для вешать одежду на ночь, чтобы мыши не грызли ее. Люди не в постели носите что угодно, кроме разве что ночного колпака (ночные рубашки не носили до тех пор, пока XIV век), а спали полусидя вот так (справа)

Кухня

Пищу жарили или варили в котлах на огне на очаге из большие блоки камня. Посуду мыли в ванне на каменном полу. рядом, поблизости.

Найденная бронзовая сковорода (называемая сковородой) археологами в замке в Норфолке.

Богатый рыцарь, его семья и гости хорошо поели. В отличие от большинства людей, они было много мяса: оленина (олень), гусь, кролик и заяц. По пятницам и святым В дни, когда мясо было запрещено церковью, ели рыбу или угрей. Если там должен был быть особый праздник, люди, работающие на кухнях, занят приготовлением кабана, или жареного лебедя, или даже жареного павлина, подается с все его перья как украшение. Другими птицами, которыми наслаждались в средние века, были голуби, жаворонки, дрозды и лазоревки. Некоторые из них будут пойманы лордом замка и его друзей во время охоты со своими ястребами.

Туалеты

Где люди ходили в туалет, когда жили в замке? Много замков каменные туалеты были построены над отверстиями во внешних стенах. Они опустели в яма далеко внизу. Тевтонские рыцари (воины-монахи Центральной Европы) живут в замке Мальборк в Польше убивали своих врагов, приглашая их быть гостями в замке, а затем швырять их в унитаз.


Замок Мальборк.

Ванные комнаты

В средневековых замках не было ванных комнат с проточной водой, но люди люблю купаться. В некоторых замках рядом с кухней была комната, где женщины купались группами.


Люди, купающиеся в общественной бане деревянная ванна. Он сидел в нем на низкой табуретке. Вода может иметь аромат или розовые листья, посыпанные им. Мыло делали из овечьего жира с золой и содой. зубы можно чистить, соскребая их веточкой орешника и протирая их шерстяной тканью.

Средневековые рыцари и замки


Средневековые рыцари и замки были тесно связаны друг с другом в средние века.

Это было связано не только с тем, что различные ордена средневековых рыцарей строили свои замки, но и с тем, что у средневековых рыцарей были определенные обязанности и обязанности, которые они выполняли для дворян в своих замках. У средневековых рыцарей были четко определенные роли, которые они играли во время войны и мира.

История рыцарей и замков

Представления о средневековых рыцарях и замках не были хорошо сформированы в раннее средневековье. Именно в период высокого и позднего средневековья по всей Европе появились средневековые рыцари и замки, которые стали играть более важную роль в средневековой жизни.

Это было особенно верно после норманнского завоевания Англии в 1066 году, когда феодализм был введен в Англию, а концепция рыцарей и замков стала более доминирующей в повседневной жизни из-за этой новой системы нормандского правления.

Нормандское завоевание

Известность средневекового рыцаря и его связь со средневековыми замками в умах людей также приобрели большую силу во время и после крестовых походов.

Роль рыцарей в средневековом замке

В замке средневековые рыцари должны были выполнять различные важные роли. Самое главное, средневековые рыцари должны были служить своему господину и сражаться за него, как это предусмотрено Рыцарским кодексом рыцарства.

Рыцарский кодекс *Средневековый рыцарь

Средневековые рыцари и замки также имеют важные отношения в том, что различные ордена средневековых рыцарей построили свои собственные замки в позднем средневековье. Одним из лучших примеров таких замков является замок Мальборк в Германии, построенный тевтонскими рыцарями.

Средневековая Германия Флаг Тевтонского ордена

Обязанности рыцарей Обязанности замка

Обязанности средневековых рыцарей в основном были связаны с обороной. Рыцарям будет поручена защита средневекового замка, и они должны будут храбро и мужественно сражаться, чтобы защитить замок, когда это потребуется. Точно так же долгом средневекового рыцаря было служить своему господину и прийти ему на помощь в случае войны.

В мирное время на рыцаря может быть возложена обязанность заботиться о земле и людях. Таким образом, средневековые рыцари и замки были тесно связаны друг с другом.

Рыцари атакуют и защищают замок

Жили ли рыцари в замках?

Средневековым рыцарям иногда даровали за их заслуги замки, но это случалось нечасто. Обычно рыцари жили с лордами в их замках. Средневековые рыцари получали жилье, оружие, еду и другие привилегии в обмен на свои военные услуги и защиту.

Рыцари, получившие вотчину от короля или высокопоставленной знати, назывались вассалами. В замках жили и средневековые рыцарские ордена, построившие собственные замки. Однако иногда рыцари также жили в небольших коттеджах в деревне.

Рыцари и замки Краткий обзор

Средневековые рыцари и замки и их взаимосвязь являются одними из увлекательных аспектов средневековья и тесно связаны между собой. Защита замка и его жителей была обязанностью средневековых рыцарей, проживающих в замке. Помимо этой обязанности, рыцари также должны были сопровождать своего лорда на войне и храбро сражаться.

В мирное время средневековые рыцари присматривали за землей лорда и жителями деревни, а также сражались во время событий, которые устраивались в течение года, таких как средневековые турниры.


Жизнь в замке | Английское наследие

Замки

Когда-то замки были полны жизни, суеты и шума и битком набиты лордами, рыцарями, слугами, солдатами и артистами. Во время войны и осады они были захватывающими и опасными местами, но они были не только крепостями, но и домами.

Узнайте больше о людях, которые жили и работали в замках, от Лорда и Госпожи до несчастного слуги, которому пришлось чистить выгребную яму.

  • Лорд и Хозяйка замка
  • Солдаты
  • Слуги
  • Повар
  • Шут
  • Гонг-фермер

Лорд и дама начала XIV века пируют в сопровождении музыкантов. Справа стюард прогоняет прокаженного нищего. © Совет Британской библиотеки

ВЛАДЫКА И ЛЕДИ ЗАМКА

Самым важным человеком в замке был владелец — король, лорд, рыцарь или леди. Но они не жили там все время. Короли Англии владели десятками замков и никогда не смогли бы посетить их все.

Графиня Жоан де Валанс, вдова, часто путешествовала между своими четырьмя замками и многочисленными поместьями, но замок Гудрич, кажется, был фаворитом. Было большое волнение (и быстрая уборка) в 1296, когда она прибыла туда с длинной процессией телег и фургонов, более 50 лошадей и 194 сопровождающих.

Владельцы замка всегда имели личные «апартаменты» или, по крайней мере, спальню с примыкающим к ней туалетом и комнату, где они принимали посетителей. Часто была и частная часовня. Обычно они находились в самой безопасной части замка, и туда допускались только доверенные слуги или почетные гости.

В некоторых замках барские гостиные располагались в совершенно отдельном здании; замок в замке, который можно было бы защитить, даже если бы остальная часть крепости пала. В Великой башне графов Нортумберлендских в замке Уоркуорт были собственные винные погреба, кухни, холл, часовня и спальни.

Чтобы получить лучший опыт дворянской жизни в замке, отправляйтесь в королевский дворец Генриха II в крепости Дуврского замка, красочно воссозданный в том виде, в каком он выглядел примерно в 1185 году.

Узнайте больше о жителях замка Гудрич

Осада замка 15-го века, на которой солдаты используют лестницы, длинные луки, арбалет и ранние пушки. © Национальная библиотека Франции. © Национальная библиотека Франции

СОЛДАТЫ

Замки бесполезны без солдат, которые их защищают. В мирное время небольшой замок мог иметь гарнизон всего из дюжины солдат или даже меньше. Этого было достаточно, чтобы открыть ворота, привести в действие решетку и подъемный мост и патрулировать стены от бродячих грабителей, которые пытались проникнуть внутрь. Ими командовал констебль или кастелян, который заменял владельца и жил в своих комнатах. (в Дуврском замке есть ворота констебля). Солдаты спали в общежитии.

Но когда угрожает нападение, вы отправляете в замок как можно больше солдат. Во время великой осады Дуврского замка в 1216 году 140 рыцарей и, возможно, тысяча сержантов (средневековое название любого полностью экипированного солдата) защищали крепость от французов.

Для рукопашного боя (в Дувре этого было предостаточно) они использовали мечи, копья и топоры, длинные луки и стрелы, чтобы держать врага на расстоянии. Во многих замках в стенах были высокие крестообразные петли, из которых стреляли мужчины из длинных луков, а петли меньшего размера — для смертоносных арбалетов.

Во время длительных осад (например, при замке Кенилворт в 1266 году) лучшим оружием врага был голод. Защитники ели лошадей, собак, кошек, крыс и даже их кожаные ремни, прежде чем наконец сдаться. Убийство сдавшихся солдат считалось неспортивным, но это имело место.

Слуги на кухне жарят мясо на вертеле на открытом огне. Из Псалтири Латтрелла XIV века. © Совет Британской библиотеки

СЛУГИ

Поскольку вся работа по дому выполнялась вручную, в замках было полно слуг, особенно когда хозяин был дома. У графини Джоан де Валанс в замке Гудрич было почти 100 слуг, и трудно представить, как они все набились в этом совсем маленьком замке.

Самыми роскошными слугами были пажи и девицы или дети богатых семей, обучавшиеся хорошим манерам, работая в дворянском доме. Это было похоже на то, что его отправили в школу-интернат. Средневековые книги говорили им, как себя вести; не сморкайтесь в скатерть, не плюйте на пол, когда кто-то смотрит, и «всегда остерегайтесь пушечных выстрелов». Они спали на перинах, хотя им приходилось их делить.

Обычные слуги варьировались от важного стюарда, дворецкого (отвечающего за выпивку) и старшего конюха до горячего и жирного мальчика, который крутил вертел для жарки мяса на огне, и, конечно же, «гонга-фермера».

Низшие слуги спали в любом месте замка, которое они могли найти, и летом начинали работу в 5:30 утра, продолжая примерно до 7 вечера. У них было мало выходных и маленькая зарплата, но им выдавали униформу (так называемые ливреи) в цветах их лорда и регулярное питание круглый год. Даже барские объедки были намного вкуснее крестьянской еды. Так что быть замковым слугой было востребованной работой.

Повар снимает жир с котлов, которые готовят на огне. Справа слуга рубит мясо, а другой толкет специи в ступке. Из Псалтири Латтрелла. © Совет Британской библиотеки

ПОВАР

Повара были одними из самых занятых слуг замка. В замке Гудрич повар графини Джоан «Исаак с кухни» должен был кормить до 200 человек два раза в день. Он приготовил много мяса, которое мы сегодня не едим, включая лебедей, павлинов, жаворонков и цапель, а также говядину, свинину, баранину, кроликов и оленей, пойманных собаками графини Джоан.

По пятницам и многим другим дням в течение года люди вместо этого ели рыбу; а повара замка Гудрич за три месяца съели 24 000 сельдей, а также устриц и лосося. Зимой без холодильника было мало свежих продуктов. Помощник Исаака Ричард Блюдцетворец оживлял блюда из соленого мяса или рыбы острыми соусами, используя дорогие иностранные специи, которые демонстрировали посетителям, насколько богата была графиня Жанна. Иоанн Пекарь каждый день был занят выпечкой хлеба, от тонких белых пшеничных булочек для женского стола до грубых батонов из ячменя, овса или даже гороха и бобов для слуг (и лошадей).

Средневековые кухни (такие, как та, которую вы все еще можете исследовать в Старом зале Гейнсборо) были жаркими и шумными местами, с массивными каминами для жарки мяса на вертеле и множеством печей и котлов для варки. Жиры от приготовления пищи использовались снова и снова или превращались в свечи; кухня запиралась на ночь, чтобы слуги не воровали жир для вкусного угощения.

Придворный шут. По миниатюре из французской Библии 15 века. Из книги «Наука и литература в средние века» Поля Лакруа, опубликованной в Лондоне в 1878 г. © Alamy Фото.

ШУТ

В замках все развлечения проводились в прямом эфире, а на больших пирах ожидалось, что знатные хозяева будут приглашать менестрелей, жонглеров и акробатов. На праздновании посвящения в рыцари молодого Эдуарда II в 1306 году их были сотни, включая танцовщицу-акробата Матильду Македжой и «Реджинальда Лжеца». А долгими темными вечерами странствующий арфист или даже хороший рассказчик (первоначальное значение слова «шут») всегда находил еду и прием в замке.

Шуты, или шуты, были чем-то особенным, нанятым на полный рабочий день королем или лордом. (У Генриха II был один по имени «Роланд Музыкальный Фартер», который «выступал» каждое Рождество в обмен на дар земли). Иногда у них были настоящие проблемы с психическим здоровьем или телесные проблемы, которые средневековые люди считали забавными (у нас, конечно, нет).

Обычно носили яркое дурацкое одеяние, например, капюшон с ослиными ушами. Но на самом деле они должны были быть мудрыми и сообразительными, и часто они были так обласканы своими хозяевами, что могли отделаться насмешками над баронами или даже над монархами, говоря правду в шутливой форме. Однако Трибуле, французский дурак, зашел слишком далеко; он был приговорен к казни, но ему было позволено выбрать, как он умрет. «От старости», — ответил он, и был помилован.

Лорд использует довольно шикарный «гонг», поскольку слуга предлагает ему тканевую «туалетную бумагу». Миски и полотенце слуги предназначены для мытья рук. Реконструкция туалета в Старом Саруме. Реконструкция туалета в Старом Саруме. © Фотобиблиотека исторической Англии. Предоставлено Питеру Данну, Отдел графики английского наследия исторической Англии.

ГОНГ-ФЕРМЕР

В средние века не было туалетов для смыва. Вместо этого вы садились на каменную или деревянную доску с дыркой, и какашки (или гонг, как его называли) падали сквозь них. В замках туалеты (также называемые гонгами) часто нависали над внешней стеной, и какашки падали либо в ров (если он был), либо в яму за стеной, либо просто на землю.

Как и в замке Певерил, вы часто найдете туалеты, расположенные высоко на стене; намного выше запаха и в безопасности от злоумышленников, которые могут использовать дыру, чтобы проникнуть в замок.