Нормандское завоевание Англии (Часть 1. Общая предыстория) — Офтоп на DTF
Начало и общая предыстория
5058 просмотров
Почти все слышали про некое Нормандское завоевание Англии, совершенное герцогом Нормандии с говорящим названием Вильгельм Завоеватель. Многие даже знают, что произошло оно в 1066 году и ключевой была битва при Гастингсе, в которой рыцарская конница Вильгельма оказалась сильнее пехоты англичан. И обычно познания по теме заканчиваются, что и понятно — запомнить бы про свои Бородино, Куликовскую битву и Ледовое побоище. На что можно было бы рассказать, что нормандское завоевание — одна из поворотных точек средневековой истории, событие, определившее жизнь страны, долгое время определявшей жизнь других стран в Европе и не только, или еще как-нибудь понадувать щеки. Но суть в том, что это просто дико интересная история сама по себе и поэтому я хочу вам её обстоятельно рассказать.
В качестве дисклеймера — я хоть и имею к теме некоторое косвенное отношение, но не историк и конечно на мои статьи можно ссылаться примерно с той же уверенностью, с которой можно ссылаться на статьи в Википедии.
Чтобы рассказать историю интересно, а не как в учебнике истории за восьмой класс, требуется достаточно много информации. Если запихать всю эту информацию в один пост, то целиком его осилят только особо упоротые, а мы такого не хотим. Поэтому рассказ будет разбит на три поста. В первом самая общая предыстория, во втором события почти непосредственно перед завоеванием и в третьем про само завоевание. Все три поста уже были опубликованы на пикабу, но с тех пор я кое что поправил, так что эта версия будет несколько лучше. Это первый пост с предысторией.
Для того, чтобы иметь представление об обстановке, в которой происходило нормандское завоевание, надо для начала обрисовать предысторию с трех сторон: английской, скандинавской и нормандской.
Англия
Итак, давным-давно в Британии жили дикие кельты. Разглядывали Стоунхендж и придавались рунической магии. Их идиллические песнопения с человеческими жертвоприношениями и друидическими прорицаниями были потревожены в районе середины первого века до нашей эры пришедшими к ним разносчиками передовой на тот момент цивилизации, римлянами.
Собственно, Британию завоевал сам Цезарь. В смысле, первый до неё доплыл со своими легионами и обосновался там немного. Потом Британию потихоньку дозавоевывали следующие императоры. Калигула, например, привел легионы к проливу, велел атаковать воду, а затем собирать ракушки, которые по возвращении из славного похода демонстрировал в капитолии как военные трофеи. Правда, не все императоры были столь же экстравагантны. Наиболее значительные завоевания совершил Клавдий, который следующий после Калигулы, а Адриан (средний из пяти хороших императоров второго века нашей эры) для укрепления дисциплины среди местного населения построил знаменитую стену, названную впоследствии в его честь. Эта стена — прообраз стены из Игры престолов.
Падение западной Римской империи на Британии отразилось чуть ли не сильнее, чем на любой другой провинции. Британия была вполне нормальной римской колонией с виллами и гетерами, пока все не покатилось к чертям. В один прекрасный момент (в районе V в. н.э.) очередной не в меру энергичный римский генерал, решивший поучаствовать в участившихся в те времена соревнованиях на тему того, кто будет императором следующие несколько месяцев, взял последние легионы, расквартированные в Британии и отправился захватывать власть. Соревнования он не выиграл и легионы на место не вернул. Местное население осталось без защиты и без денег, так как армия была основным потребителем местного производства и вообще двигателем экономики. Это достаточно быстро заметили англы и саксы. И юты с фризами, про которых обычно не вспоминают, и еще скотты, контринтуитивно приплывшие из Ирландии, правда, несколько раньше. Все, кроме последних — германские племена. Они оперативно понаехали в Британию, а так как римская армия на остров больше так и не вернулась, коренным британцам пришлось как-то уживаться.
Самые коренные (собственно, сами бритты), только недавно смирившиеся с соседством римлян, помимо угнетения принесших какой-никакой порядок и ништяки, с патлатыми германскими варварами уживаться не захотели, поэтому сначала были вытеснены в Уэльс, а потом и на континент, где осели на полуострове, который по их названию стал зваться Бретань. Так населенная в основном кельтами римская провинция Британия стала населенным в основном германцами островом Англия.Пропагандистским национальным героем того времени, кстати, был легендарный король Артур. Легендарным он был и в том смысле, что про него слагали легенды и в том, что, скорее всего, на самом деле не существовал. По преданиям Артур правил неким британским королевством Логрес и вместе со своими рыцарями круглого стола разгромил саксонских завоевателей. Каким образом это привело к англосаксонскому завоеванию Британии и эвакуации оставшихся бриттов на континент не очень понятно, но средневековая пропаганда не гналась за правдоподобием. Таким образом, Артур во-первых, внезапно кельт, а не англичанин и с англичанами (англосаксами) как раз боролся. А во-вторых, если и существовал, то во времена, когда до возникновения рыцарства в сегодняшнем его понимании оставалось еще несколько веков и был практически современником, например, Атиллы.
Англы, саксы, юты и немного фризов, разгромленные Артуром, тем не менее заселили всю южную часть острова и образовали семь или восемь королевств — так называемую Гептархию. Прототип семи королевств из той же Игры престолов. В Гептархию входили: Кент, Восточная Англия (разделившаяся на Норфолк и Саффолк), Нортумбрия, Мерсия, Уэссекс, Суссекс и Эссекс. Носсекса, почему-то не получилось. Вот так вот это выглядело:
Где-то с 9 века нашей эры все эти королевства начали все больше попадать под влияние Уэссекса. Историки первым королем всей Англии иногда считают короля Эгберта (король Уэссекса 802-839 гг.).А сам себя начал первым начал называть королем всей Англии его внук Альфред Великий (король с 849 по 899 или 901 гг. ) Это те, которые в сериале Викинги. Запоминать этих джентльменов особой необходимости нет, к нормандскому завоеванию они имеют отношение только в том смысле, что объединили то, что Вильгельм позднее завоевал. Тут на всякий случай для тех, кто прогуливал в школе уроки английского и даже ради интереса не заглядывал в Happy English, надо оговориться. Англия, ни тогда ни сейчас — не весь остров. Англия — только та часть острова, которая не Уэльс и не Шотландия. На карте выше видно — Уэльс слева от Мерсии торчит в сторону Ирландии, а Шотландия — грубо говоря то, что на севере выше 56 параллели. В Уэльсе исторически жили остатки кельтов, в Шотландии, как было выше сказано, скотты, приплывшие из Ирландии. Тоже впрочем кельтского происхождения. В общем Англия более-менее совпадает с тем, что ранее было англосаксонской Гептархией, а еще ранее римской колонией.
Кстати, примерно в это время, с конца 8 века, на Англию начали постоянно нападать активизировавшиеся викинги. Временно они даже захватили Нортумбрию, часть Мерсии и Восточную Англию.
Эти захваченные земли назывались Дэнло или Данелаг (Danelaw или Danenlagen) — область датского права в общем. Собственно, в процессе борьбы с викингами правители Уэссекса и объединили Англию под своим влиянием. Альфред остановил завоевания и заключил перемирие, его наследники Эдуард Старший и Этельстан завоевали все обратно. Правда, разница в этническом составе и законах между Дэнло и остальной частью Англии никуда не девалась вплоть до нормандского завоевания, а в некоторых местах сохранялась и позже.Викинги
Здесь будет уместно сделать небольшое отступление про скандинавов вообще и викингов в частности. Так как в этой части истории Англии викинги принимали очень активное участие. И вообще, в то время Англия с Ирландией воспринимались как часть скандинавского мира в гораздо большей степени чем как часть западной Европы.
Все знают, что рогатых шлемов викинги на самом деле не носили. Рога тяжелые, неудобные и цепляются за ветки. Но есть другое заблуждение о викингах, которое надо бы исправить.
Викинги же на самом деле ближе всего к пиратам — основной их деятельностью были рейды, в рамках которых они могли нападать на корабли купцов и прибрежные поселения, а могли и внезапно подниматься по достаточно мелким рекам вглубь территории и нападать на поселения, которые в силу географического положения никак не могли ожидать нападения морских разбойников.
Благо конструкция плоскодонных кораблей викингов позволяла такие маневры. Помимо пиратства викинги, бывало, служили в качестве наемников, особенно у иностранных правителей. Но тут уже линия между разбойничающей шайкой викингов, которую за деньги натравливают на вражеские поселения и отрядом норвежских наёмников, сражающихся на поле боя в стене щитов рядом с регулярными частями, несколько размывается.Судя по всему, занятие это было для тех, кто таким промышлял, не постоянным, а скорее сезонным. После рейда викинг мог вернуться на ферму к жене, родителям или где его там еще могли ждать, и какое-то время тратить захваченное в рейде. А мог и остепениться, купить собственную ферму и сделать вид, что он уважаемый земледелец. Но наверняка были и ребята, которые постоянно находились в состоянии рейда. Такие обычно долго не жили.
Сама по себе скандинавская история того периода, собственно, и породившая викингов достаточно интересна. Там много Прекрасноволосых, Синезубых, Вилобородых персонажей и прочих Брюхотрясов. Про каждого есть либо сага либо эдда. К ней мы еще вернемся ближе к самому завоеванию, потому что тогда это будет важно. А пока завершим краткий обзор предыстории описанием того, кто такие нормандцы, которые и производили завоевание.
Норман(н)(дц)ы
Договоримся сразу: норманны — собирательное название скандинавов вообще и викингов в частности. Дословно — люди с севера. Нормандия — территория, отданная норманнам, то есть, земля северных людей. Нормандцы — ребята из нормандии. Норманны и нормандцы — пересекающиеся множества, но ни одно в другое не входит — не все норманны жили в Нормандии, не все нормандцы этнически были скандинавами. Так как для названия норманнов есть куча других слов — скандинавы, викинги, норвежцы, датчане, шведы, даны и т.д., а для названия жителей Нормандии нет, то нормандцев я буду называть нормандцами, а термин норманны не буду использовать вообще во избежание путаницы.
Вообще нормандцы, внезапно, тоже викинги. Эти ребята грабили, убивали и поклонялись Одину не только в Англии, но и много где еще, в том числе и во Франции. Пару раз осаждали Париж и один раз даже, вроде как, его взяли и немного разграбили. Местным королям это в итоге надоело и в 911 году очередной Карл нашел среди лидеров викингов показавшегося ему наиболее договороспособным некоего Ролло (Роллон, Роберт I) и выделил ему в управление кусок территории вокруг устья Сены. А дальше сказал договариваться со своими бородатыми друзьями как хочет, но чтобы больше викинги по Сене не поднимались. Территорию эту, чуть позже ставшую герцогством стали называть Нормандия, то есть земля северян. По большому счету Нормандия в начале своего существования была похожа на области Дэнло в Англии.
В районе 1000 года в Нормандии правил Ричард II Добрый, правнук Ролло-Роберта. Сначала все местные галантные христианские принцы воспринимали его как немытого полуварвара, друга немытых варваров. И не без оснований — он давал пристанище викингам, грабившим Англию (без особого удовольствия давал, но тем не менее) и использовал их как наемников в своих делишках. Но потом понял, что с общественным мнением надо как-то работать. Для начала выдал сестру замуж за короля Англии, обеспечив видимость легитимности своему внуку Вильгельму, будущему завоевателю. А чтобы закрепить эффект дал своему придворному историку задание облагородить родословную и себе и всем своим предкам. Это сработало и с тех пор герцоги Нормандии тоже стали галантными и респектабельными. Впрочем, не без некоторой северной пикантности и колорита. Имели, например, официальных любовниц, которых называли «датскими женами», и делали вид, что это древняя уважаемая традиция. Помимо этого Ричард и правда был няшка и вполне вероятно заслужил бы свое прозвище и без обеления репутации.
Вообще нормандцы — достаточно интересный кусок истории средневековья. На протяжении 200-300 лет начиная с 911 года они, не остановившись на Нормандии, завоевывали и основывали королевства, участвовали в крестовых походах и вообще были очень активны и заметны в Европе. Вот, например, карта их владений в 1130 году:
Помимо, собственно, графства Нормандия, им принадлежал кусок Англии (после завоевания Вильгельма). Королевство Сицилия — то, что посередине вместе с куском Италии и побережьем Африки и столицей в Палермо было завоевано нормандцами на несколько лет раньше Англии — в 1061 году. Тут основные персонажи Роберт Гвискар и его брат и племянник Роджеры I и II. Какое-то время даже Папа Римский использовал это их королевство как противовес Священной Римской империи. В итоге Священная Римская империя, конечно, перевесила, но свой след нормандцы оставили. Княжество Антиохия отвоевал у мусульман во время первого крестового похода сын Роберта Гвискара Боэмунд I. Это княжество тоже продержалось недолго, как впрочем все государства, основанные крестоносцами. Вообще норманны, конечно, были крутые и активные, но чаще всего это были просто какой-нибудь сильный лидер с горсткой прибившихся к нему авантюристов, и во всех местах, которые они завоевывали, они были в меньшинстве и скоро растворялись в массе своих подданных. Зато почти про каждого можно написать хороший рыцарский роман, так как они как раз самые стереотипные средневековые рыцари.
Итак, в конце первого тысячелетия Англия объединена Уэссекскими правителями под эгидой борьбы с понаехавшими скандинавами. Понаехавшие в Англию скандинавы тем не менее все еще живут на бывших территориях Дэнло в значительных количествах и сохраняют некоторую самобытность. В самой Скандинавии авантюристичные правители посматривают на Англию, где обижают их соплеменников, с интересом. А в Нормандии породнились с английской королевской семьей энергичные герцоги с виду уже почти не отличимые от импозантных французов, но в душе сохранившие неистовые бороды своих скандинавских предков.
Итак, общая предыстория обрисована, можно переходить к частной. Пост с ней, надеюсь, будет через день-другой.
Читать онлайн «Норманны. Покорители Северной Атлантики», Гвин Джонс – Литрес
Предисловие
Эта книга рассказывает о путешествиях древних норманнских мореплавателей далеко на запад от материковой Скандинавии, через северную часть Атлантического океана, к новым, пригодным для обитания землям. Она повествует об открытии и изучении территорий Исландии, Гренландии и восточного побережья Северной Америки, а также о попытках заселения этих земель. Это история больших надежд и высоких устремлений.
В Исландии норманны проявили безграничную выдержку и стойкость, не оставшуюся без вознаграждения; в Гренландии – решимость после целой полосы неудач; а в Северной Америке предприняли рискованное вторжение, а затем вынуждены были отступить. Во всех трех странах норманны балансировали фактически на грани выживания. В двух случаях их попытка закрепиться на новой территории окончилась неудачей. И все же нам следует осторожнее употреблять слово «неудача». Путешествия в Винланд продемонстрировали то, что мы сейчас считаем само собой разумеющимся: пара сотен европейцев, располагая самым скудным снаряжением и оружием, мало в чем превосходящим оружие аборигенов, не могла покорить в начале XI столетия огромный континент. И все же они достигли его и позднее продолжали посещать эти земли (пусть и нерегулярно) в течение многих столетий. Это, без сомнения, свидетельствует об огромном потенциале и отваге норманнов. Да и заселение исландцами юго-западного побережья Гренландии и проживание их здесь в течение пяти столетий, пока последние жители колонии не погибли самым таинственным образом, можно счесть неудачей лишь в том смысле, в каком неудачей является путешествие Скотта к Южному полюсу, стоившее ему стольких человеческих жизней. Что же касается Исландии, то, принимая во внимание ее ярко выраженную материальную культуру и самобытную литературу, мы можем говорить о несомненном успехе, оправдавшем все труды и старания первых колонизаторов.
Все путешествия норманнов на запад и заселение ими новых земель описаны в специальных трудах, которые посвящены либо стране в целом, либо некоторым отдельным аспектам ее истории. Исландия, Гренландия и Винланд могут фигурировать в качестве отдельных глав или параграфов в повествовании, охватывающем эпоху викингов в целом. Новейшие научные открытия и переводы наиболее важных средневековых документов являются главным источником наших знаний по проблеме открытия и заселения норманнами территорий в северозападной части Атлантики. Археология, история, география и другие соподчиненные им науки помогают нам полнее воссоздать общую картину событий.
Данная книга появилась в результате значительно возросшего интереса к эпохе викингов и к их героическим деяниям. В результате появились такие англоязычные работы, как «Викинги» Иоанна Брендстеда, «Викинги» Хольгера Арбмена и «Эпоха викингов» П.Х. Сойера. Интерес ученых и общественности в целом к атлантическим путешествиям и колонизации новых земель был вызван прежде всего тремя событиями: во-первых, путешествием к Винланду в 1956 году Йоргена Мельдгарда и исследовательскими работами Хельге Ингстада, который занимался поиском норманнских стоянок на Ньюфаундленде и Лабрадоре. Точная протяженность и продолжительность путешествий викингов на юг, к Винланду, еще долго будет оставаться объектом загадок и предположений, но уже сейчас становится очевидным, что именно северная часть Ньюфаундленда называлась в норманнской географической традиции Винландский мыс.
Вторым событием, вызвавшим интерес у широкой общественности к путешествиям норманнов, стало открытие церкви Тьодхильд неподалеку от фермы Эйрика Рыжего в Браттахлиде (Гренландия) осенью 1961 года, а также ее частичные раскопки летом 1962 года. Нет нужды подчеркивать то значение, которое имеет для археологов и историков обнаружение христианской церкви далеко на западе от исландских берегов. Эта находка стала важным подтверждением той информации, которая содержится в одной из частей «Сказания об Эйрике Рыжем», а также гренландско-винландской традиции в целом.
Третьим событием, напомнившим нам о походах викингов, стал подъем в 1962 году из вод фьорда Роскильда в Дании пяти норманнских кораблей, чьи черные, пропитанные водой шпангоуты стали для нас первым наглядным образцом различных видов кнеррир, своего рода океанских кораблей, доставлявших норманнских мореходов к знакомым и незнакомым берегам островных земель Севера.
Благодаря любезности датских ученых я смог лично осмотреть развалины церкви Тьодхильд и поднятые со дна моря корабли. Что касается области, известной как Винландский мыс, то о ней я много и плодотворно беседовал с Йоргеном Мельдгардом из Национального музея Дании, а также с исландцами Кристианом Эльдьярном и Торхаллуром Вильмундарсоном, которые участвовали в раскопках, проводившихся Хельге Ингстадом в 1962 году в районе Священного залива острова Ньюфаундленд.
При изложении фактов и переводе документов я пользовался ставшими уже привычными англизированными формами топонимов и имен: Гудбранд, Торхалл, Рейкьявик. При обращении к более поздним эпохам я использовал современные формы: Гудбрандур, Торхаллур… Разумеется, последовательность в употреблении терминологии – вещь сама по себе замечательная, но малодостижимая для всех, за исключением специалистов, которые в любом случае будут обращаться за информацией к оригинальным текстам. Что же касается переводов, то я искренне надеюсь, что они не только донесут до читателя суть вопроса, но и пробудят в нем живейший интерес к тем произведениям, которые я попытался перевести.
В заключение не могу не выразить своей признательности тем, кто так или иначе помог мне в работе над этой книгой, – своим гостеприимством, предоставлением мне опубликованной и неопубликованной информации, а также денежных сумм, необходимых для проведения ряда исследований. Я выражаю мою благодарность таким учреждениям, как Уэльский университет, направивший меня в научную командировку в Исландию в 1961 году; Национальному музею Дании и его директору. И наконец, самую большую благодарность я обращаю к моей жене Элис – за ее поддержку, мудрые советы и практическую помощь во время работы над этой книгой.
Теин Джонс
Часть первая
История
Глава 1
Исландия
До прибытия норманнов
Мы не знаем, кто первым увидел берега Исландии и что занесло его в эти края – желание расширить торговые горизонты, божественное вдохновение или же просто мощный ураган… Но он был храбрым человеком, а может быть, просто невезучим, и произошло это знаменательное событие несчетное количество лет назад.
Норманны впервые совершили плавание вокруг острова в 860 году (как известно из летописей). Лодки ирландских отшельников достигли его юго-восточного побережья в конце VIII столетия. Но вполне возможно, что история Исландии начинается задолго до этого времени. За последние тридцать лет мы узнали, что жажда познания заставляла древних мореходов пускаться в такие путешествия, которые показались бы совершенно немыслимыми историкам XIX столетия. И это утверждение справедливо как для Северного полушария, так и для Южного – для Атлантического и Тихого океанов. За 2500 лет до нашей эры, а может быть, и еще раньше, именно море было главным связующим звеном между людьми, так что, например, погребальный ритуал людей эпохи мегалита, проживавших на территории Испании, Португалии и Франции, распространился по морю на западные острова и полуострова, а оттуда – на север через Ирландское море и Пентландский залив. С тех пор западные морские пути нередко посещались различными кораблями. Жажда выгоды или политика неизменно влекли людей по однажды проторенным маршрутам, как то было с финикийцами, плававшими в Африку, и бристольскими купцами, которые вели в XV веке незаконную торговлю с Гренландией. Сведения об этих странах и ведущих к ним путях не выветрились из людской памяти. Кто-то знал, а кто-то предполагал, что где-то далеко в океанских просторах лежит обетованная земля, страна Вечной Молодости, желанное пристанище, место, богатое промысловой рыбой. Поэтому нет ничего невозможного в том, что греческий астроном, математик и географ Пифей приобрел во время своего пребывания в Британии немало сведений о мифической стране под названием Туле.
К сожалению, до нас не дошли сочинения самого Пифея, в которых тот рассказал о своем путешествии к Британским островам и дальше на север (330–300 гг. до н. э.). Взамен этого мы должны довольствоваться отрывками сведений, нередко противоречащих друг другу. Эта информация поступила к нам от всевозможных посредников, которые, в свою очередь, черпали сведения у поздних греческих географов. Именно таким невероятным путем до нас впервые дошло название Туле. Не стоит, однако, думать, что под Туле Пифей имел в виду страну, ныне известную как Исландия. Туле находился в 6 милях плавания к северу от Британии (Страбон и Плиний), а проплыв еще один день на север, можно было встретить замерзший океан (Плиний). Во время летнего солнцестояния солнце там можно было видеть в течение всех суток (Клеомед), а если и наступала ночь, то очень короткая: в одних местах она длилась два часа, в других – три (Гемин). Все это, безусловно, характерно для Исландии. Но Пифей говорит о Туле как о стране, населенной варварами, и сообщает о них весьма достоверные сведения. Так, по словам Пифея, у варваров очень мало домашних животных, а питаются они в основном просом, кореньями, а также небольшим количеством фруктов. Те, у кого есть зерно и мед, делают из них напиток. После того как зерно сжато, его складывают в большие крытые помещения и там молотят, поскольку холодный климат и обильные дожди не позволяют этого делать на открытом воздухе. Современным археологам ничего неизвестно о подобных поселениях в Исландии, да и то немногое, что мы знаем о похолодании в Северном полушарии во времена Пифея, делает сближение мифической Туле с Исландией еще менее вероятной. Гораздо больше оснований считать таким «крайним севером» западное побережье Норвегии. Не исключена также вероятность того, что это были Шетландские или даже Оркнейские острова. Если верить Страбону, Пифей утверждал, что в этих широтах земля, море и воздух состоят не из различных элементов, но вследствие замерзания являют собою некое смешение всех трех материй, из-за чего по морю невозможно плавать на кораблях. Это Пифей видел собственными глазами. Но что именно он видел – густой туман и рыхлый губчатый лед (так называемую шугу) или же просто некоторый фантом, порожденный воздействием на человеческое воображение сумеречного субарктического дня, – этого нам не дано знать. На этом наши сведения о стране Туле обрываются, и Исландия так и не входит в исторические летописи того времени.
Но если не финикийцы и не греки, то, возможно, римляне достигли первыми берегов Исландии. Наиболее вероятным периодом для подобных открытий был период контроля Каравзия над Британией – либо как наместника Нижних земель, либо как властителя Британии (около 286–293 гг. н. э.). Но мы не располагаем никакими литературными свидетельствами относительно такого открытия, а археологические находки слишком скудны и недостоверны: всего лишь три римские медные монеты периода 270–305 годов н. э. (эти даты охватывают период правления императоров, изображенных на монетах). Две из них были найдены у Брагдарвеллира в Хамарсфьорде, а еще одна – в округе Гвальнес в Лоне (все три – в юго-восточном углу острова). И именно эта область являлась наиболее вероятной пристанью для приплывавших с юга кораблей. Но вряд ли мы можем утверждать, что столь мелкие монеты (к тому же в таком ничтожном количестве) были привезены в Исландию своими первоначальными владельцами – будь то римляне или шотландцы. Скорее всего, их завезли на остров норманны, прихватившие их где-то за границей: либо как часть добычи, либо как сувенир на память или же по какой-либо иной, столь же достоверной причине. Во всяком случае, если какой-либо римский корабль и заплывал так далеко на север – намеренно или волей случая, – не существует никаких свидетельств о его возвращении, и эти три монеты – единственная память о таком путешествии и (если мы взвесим опасности океана и суровость исландского климата) о команде этого корабля.
Тем временем многочисленные корабли продолжали бороздить морские пути на западе. На смену людям эпохи мегалита пришли кельтские завоеватели бронзового века, путешествовавшие как по морю, так и по суше. В течение следующего тысячелетия существовал непрерывный торговый и культурный обмен между континентами и островами западной Британии, пока, наконец, в начале эпохи раннего христианства миссионерский пыл кельтских святых не соединил в единое культурное целое Ирландию и Британию, Корнуолл, Уэльс и Стратклайд. В V и VI веках н. э. лишь благодаря этим западным путям народы Британии и Ирландии могли поддерживать связь с остатками римской цивилизации в Галлии и Западном Средиземноморье. Мореходство процветало во все века, так что когда ирландские святые и пилигримы начали подыскивать еще более уединенные и удаленные острова, то в их распоряжении оказались превосходно снаряженные корабли и практически неисчерпаемый опыт морских путешествий. Лодки ирландцев были сделаны из дерева, которое обтягивалось шкурами (кориа). Среди них были и совсем маленькие, сооруженные из двух с половиной шкур. Именно на подобной лодке три ирландских пилигрима прибыли в 891 году в Англию с визитом к королю Альфреду. Другие суда были гораздо больших размеров, так что на каждом могло уместиться по меньшей мере два десятка человек с личным имуществом и провизией. На таких кораблях ирландцы из монастырей Арана, Бангора, Клонферта и Клонмэкнойса на веслах и под парусами доплывали до британского побережья, а оттуда направляли свои суда в Северную Атлантику. Между Шотландией и Оркнейскими островами лежит узкий пролив, который нередко посещают штормовые ветры и ураганы. Все эти опасности нимало не смущали ирландских мореплавателей, хотя порой бурное море разбивало их корабли в щепки. От Оркнейских островов до Шетландских им надо было проплыть 50 миль и еще 200 миль – от Шетландских до Фарерских островов. Отсюда до Исландии оставалось еще около 240 миль, тогда как по прямой – от мыса Малин на севере Ирландии – им пришлось бы преодолеть не менее 600 миль. И все же дальнейшее проникновение на север было неизбежным, особенно если учесть известный эффект северной фата морганы, легко сокращающей то расстояние, на котором обнадеженному путешественнику становится видна земля. Не так-то легко бывает отделить истину от вымысла в жизнеописаниях кельтских святых, тем более если эти святые – ирландцы. И это не может не вызывать у нас сожаления, поскольку в их «Имраме» (историях путешествий) встречаются описания, по-видимому отражающие опыт пребывания в северных широтах, – как, например, киты, выпускающие фонтаны воды, и извержения вулканов. Никакие испытания не были чрезмерны для тех, кто искал уединенного пристанища, хотя тем, кто в конце концов нашел его – в пещерах и хижинах отдаленных островов, – оставались лишь молитва, одиночество и суровая аскеза.
Неумолчный вопль, возносящийся к облачным небесам,
Искренняя и благочестивая исповедь, потоки истовых слез.
Холодная и жесткая постель, подобная ложу осужденного,
Краткий тревожный сон и горькие рыдания до рассвета…
Один в своей маленькой хижине, совершенно один,
Сам я пришел в этот мир и сам уйду из него.
Другие стихи звучат более оптимистично – как, например, строки из анонимной поэмы XII столетия, найденной в хижине отшельника на острове Святого Колумбы:
Как радостно мне находиться в глубине острова,
С вершины скалы мне виден безбрежный моря простор.
Там я могу наблюдать пестрые стаи птиц
Над океаном и видеть могучих китов – величайшее
из чудес.
Я могу наблюдать за сменой его приливов и отливов;
И теперь меня могли бы называть «человек, навсегда
покинувший Ирландию».
Для большинства этих преданных Богу людей «путешествовать во имя Христа» означало невозможность возвращения домой. Во имя Господа они принимали голодную или насильственную смерть, а также все опасности, подстерегающие их на земле и на море. Быть паломником означало полное и безоговорочное самоотречение[1].
Наиболее известная из ирландских «Имрама» и ближе всего связанная с историей Исландии – это легенда, повествующая о путешествиях Святого Брендана.
Однажды святой и его спутники во время плавания по морю увидели к северу от себя высокую гору, вершина которой была окутана клубами дыма. Когда же их корабль поднесло еще ближе к острову, они обнаружили берег столь высокий и крутой, что едва смогли разглядеть его верхний край. И эта похожая на стену скала пылала, как угли. На берегу они, по воле обитавших здесь духов зла, потеряли одного из своих товарищей. Когда же наконец, благодаря божественному соизволению, они смогли отплыть прочь, то, оглянувшись назад, увидели, что гора теперь была свободна от дыма – она то выплевывала пламя к небесам, то втягивала его назад, и вся поверхность горы от вершины до самого моря была подобна пылающей стене огня. Все это описание напоминает извержение вулкана возле южного побережья гористого острова.
Но и в Средиземноморье было немало своих вулканов, описания которых нередко встречаются в классической литературе, так что мы все-таки не можем быть до конца уверены в подлинности описанного в «Имраме». По сути, для того, чтобы быть полностью уверенными в том, что ирландские монахи не только знали об Исландии, но и жили там за шестьдесят – семьдесят лет до прихода норманнов, нам следует обратиться не к чудесным историям об ирландских святых, и даже не к свидетельству Беды[2] (текст которого сильно напоминает историю Пифея), повествующего о том, что в шести днях плавания к северу от Британии находится остров под названием Туле, где в течение нескольких летних дней солнце не опускается за горизонт. Прежде всего нам стоило бы обратить внимание на трезвое свидетельство ирландского монаха Дикуила, написавшего в 825 году н. э. Liber de Mensura Orbis Terrae. В этой книге он излагает информацию об островах, лежащих к северу от Британии, которую ему сообщили священники, опиравшиеся отнюдь не на слухи, а на точные и непосредственные знания.
«Вокруг нашего острова Ирландия [говорит Дикуил] лежит множество островов; одни из них – маленькие, другие – совсем крошечные. Напротив побережья Британии также находятся многочисленные острова: есть среди них большие, есть маленькие, а есть и средние. Часть островов лежит к югу от Британии, а часть – к западу. Но больше всего островов находится в северном и северо-западном направлении. На одном из таких островов я жил, другие посещал, третьи видел, а о четвертых читал…
Прошло уже тридцать лет с тех пор, как священники [clerici], жившие на этом острове [то есть Туле] с первых чисел февраля до начала августа, рассказали мне, что не только во время летнего солнцестояния, но также в течение целого ряда дней до и после него солнце садится по вечерам как бы за небольшой холм, так что полной темноты тогда практически не бывает. Но что бы человек ни пожелал сделать (даже вытрясти вшей из своей рубахи), он легко может выполнить это – совсем как при дневном свете. А если в это время подняться на высокую гору, то солнце так и не скроется из ваших глаз…
Ошибаются те, кто пишет, что море вокруг острова сковано льдом и что от весеннего до осеннего равноденствия там один нескончаемый день, и наоборот – постоянная ночь от осеннего до весеннего равноденствия. Те, кто отправился туда в период сильнейших холодов, без труда доплыли до самого острова и затем жили там, наслаждаясь обычной сменой дня и ночи – за исключением периода летнего солнцестояния. Но проплыв всего один день на север от острова, они обнаружили замерзшее море»[3].
Принимали ли эти священники участие в первом путешествии к острову, как то было во времена Пифея и Плиния? Или же они являлись той частью отшельников, которая искала уединения на Туле, по свидетельству автора De Ratione Temporum (если только мы согласимся с мнением, что Туле Беды и Дикуила – это одно и то же место)? Как много их было, этих отшельников? И как нам следует отнестись к точной датировке их пребывания на острове с первого дня ирландской весны до первого дня ирландской осени? Но какими бы ни были наши ответы, они вряд ли смогут поколебать уверенность в том, что к концу VIII столетия ирландцы (в том числе ирландские священники) достигли берегов Исландии, где они проводили более теплое время года и наблюдали такое явление, как полуночное солнце. И этого вывода будет вполне достаточно для констатации самого факта существования донорманнского этапа исландской истории.
Теперь нам следует обратиться к исландским и норвежским источникам информации: «Ислендингабок» и «Ланднамабок», равно как и к «Истории Норвегии» Теодрикуса, которые сообщают, что, когда первые норманнские путешественники прибыли в Исландию, там уже проживали ирландские поселенцы – христиане, отвергшие соседство с язычниками и потому покинувшие остров. После них остались ирландские книги (точнее сказать, религиозные книги на латинском языке, написанные при помощи ирландского алфавита), колокола и прочие культовые предметы, по которым были установлены их национальность и характер их веры. Среди ирландских поселенцев были «папар» (единственное число «папи», ирландское «паб(б)а», «поб(б)а – от лат. «папа») – монахи и отшельники. Исходя из ряда названий исландских территорий, можно сделать вывод, что поселения этих людей располагались на большей части юго-восточного побережья Исландии – особенно между островами Папей и Папос в Лоне. Гораздо западнее этих мест, за ледяными отрогами Ватнайокула и безжизненными песками Скейдары, в живописной и плодородной области Сиды, в местечке под названием Киркьюбер, находился монастырь ирландских христиан. Столь велика была святость этого места, что никому из язычников не разрешалось селиться там. Первым здесь обосновался Кетиль, прозванный соплеменниками Безумным за то, что он был христианином. Кетиль был норманном с Гебридских островов и внуком великого Кетиля Плосконосого. Позднее Хильдир Эйстейнссон решил доказать, что и язычник может жить в Киркью-бере, но как только он пересек границу заповедного места, на него обрушился Божий гнев и он замертво упал на землю.
Нам ничего неизвестно о хозяйстве этих монахов. Те пещеры, кельи, дома и коровники, которые прежде считались их имуществом, были построены (как это выяснилось в последнее время) в более поздние века. Ничего неизвестно и о том, преуспели ли эти монахи в выращивании каких-либо злаков, но вполне вероятно, что с Фарерских островов они привозили в Исландию домашний скот, чтобы обеспечить себя молоком и шерстью.
Разумеется, все они занимались ловлей рыбы, и их было очень мало – не более ста человек на всю территорию. Но сказав это немногое, мы фактически охватили все, что известно нам о жизни ирландских монахов на острове. Мы так и не знаем, как завершилось это недолговременное христианское проникновение на Север. Были ли эти монахи отшельниками, или же название «Пап(п)и-ли» указывает на наличие целого монастыря? Постигла ли их всех одна и та же участь, и какой именно она была? «Позднее они ушли прочь (Þeir fóru siðan á braut)» – лаконичная, ничего не проясняющая эпитафия. И как они решились оставить на острове ценные книги, свою церковь, ручные колокола и прочее имущество? Либо их уход был внезапным, и они покинули остров так же, как и прибыли сюда: в тех же самых лодках, которые некогда доставили их в Исландию; либо же все эти предметы попали в руки норманнов после бегства ирландских поселенцев в глубины острова, изобилующего скалами, льдом и смертельно опасными потоками лавы. Но вряд ли у кого-то монахи и ирландцы ассоциируются с бегством от опасности. В любом случае дни этой маленькой общины, все члены которой дали обет целомудрия и воздержания, были изначально сочтены.
Лишь одним-единственным способом они и им подобные могли оказать влияние на историю Исландии. Ирландские монахи открыли Фарерские острова около 700 года н. э. и жили там примерно до 820 года. В это время на острова прибыл первый норманнский поселенец Грим Камбан, который, вероятно, вытеснил ирландцев из Судеро. С тех пор его прозвище связывают с ирландским «камм» – кривой или согнутый. Вопреки свидетельству Фарерской саги Грим Камбан, скорее всего, прибыл туда не прямо из Норвегии, а добирался через Ирландию или Гебридские острова. Не исключено также, что и сам он был христианином. Приплывшие вслед за ним норманнские пираты очень быстро установили контроль над всеми островами. Но, несмотря на утверждение Дикуила, что с тех пор с Фарерских островов исчезли все отшельники, некоторые из них, видимо, оставались там еще какое-то время. И те знания, которыми они располагали, заставили многих задуматься об Исландии. Равным образом известия об исландских отшельниках должны были распространиться по территории Ирландии и Шотландии, Оркнейских и Шетландских островов, а также по самым отдаленным районам Гебридских островов. Так что норманнские иммигранты, торговцы, пираты и искатели приключений – все, кто известен нам под общим названием «викинги», – могли обрести все необходимые сведения о новой земле, чтобы отправиться на ее поиски в эту часть Северной Атлантики.
Норманны: факты и информация для детей
Содержание
Кем были норманны?Норманны, что означает « северян », были викингами в 10 м веке, которые грабили и поселились в северной и северо-западной частях Франции.
В то время территория, которая сейчас называется Францией в континентальной Европе, первоначально называлась Франкским королевством (или Францией).
В конце 9 -й века викинги начали переселяться в нижние районы Франции, чтобы грабить и заселять. У них была крепость именно в низовьях реки Сены. Викинги водили корабли по Сене и периодически останавливались и совершали набеги на города или церкви.
Когда они двинулись на юг, король Франкского королевства Карл III (также известный как Карл Простой) испугался, что викинги настигнут Францию. Король был еще больше напуган, когда викинги начали атаку на Париж и Шарт.
Чтобы прекратить грабежи и войны, король заключил мирный договор с вождем викингов по имени Ролло. Договор был назван договором в Сен-Клер-сюр-Эпт. В рамках договора, подписанного в 911 году нашей эры, король Карл III согласился передать землю Ролло, чтобы установить мир между викингами и остальной Францией.
После заключения договора викингам было разрешено мирно жить на севере Франции, если они не причиняли беспокойства и не грабили деревни в остальной части Франкского королевства.
В 11 9В 0011-м -м веке викинги снова предприняли попытку завоевать земли. Викинги начали походы в южные районы Италии и Сицилии. Некоторые из викингов, отправленных в эти южные пределы, стали наемниками или солдатами против Византийской империи.
Однако норманнами обычно считают скандинавских викингов, поселившихся в Северной Франции.
На гобелене из Байе изображено норманнское завоевание. Откуда были норманны?Норманны, которые изначально были викингами, в основном пришли из скандинавских областей. Норманны пришли из Дании, Норвегии и Исландии. Некоторые норманны, возможно, сначала посетили Британские острова, а затем перебрались на французское побережье, но они называли части Скандинавии своей первоначальной родиной.
Норманнское завоевание (вторжение) АнглииНорманнское завоевание было вторжением, возникшим в результате путаницы в отношении того, кто имел право претендовать на английский престол в начале 11 го века. В 1066 году в Англии умер король Эдуард Исповедник. У него не было наследников, поэтому нужно было принять решение о том, кто претендует на трон.
На трон претендовал Гарольд Годвинсон, граф Эссекс в Англии. Требование было поддержано англосаксонскими советами и богатыми аристократами. С другой стороны, герцог Вильгельм Нормандский не согласился с утверждением Гарольда. Герцог Вильгельм утверждал, что трон был обещан ему
На севере брат короля Гарольда объединился с королем Норвегии по имени Гарольд Хардрада и вторгся на английские берега. Король Гарольд выиграл битву за Англию, но королю Гарольду и викингам быстро угрожала армия герцога Вильгельма, вторгшаяся в южную Англию.
Войска короля Гарольда и герцога Вильгельма сражались друг с другом в знаменитой битве при Гастингсе. Поскольку армия короля Гарольда была уставшей, слабой и малочисленной после предыдущей битвы, они столкнулись со значительными трудностями при встрече с норманнской армией.
В битве при Гастингсе был убит король Гарольд. Нормандскому лучнику удалось выстрелить королю Гарольду в глаз стрелой, убив его. После еще нескольких сражений герцог Вильгельм Нормандский вместе со следующими за ним норманнами захватил Англию. Именно в битве при Гастинге норманны успешно вторглись в Англию.
На Рождество 1066 года герцог Вильгельм был коронован королем Англии. Норманны, которые теперь были французскими викингами, изменили архитектурный ландшафт Англии, а также религиозную среду.
Подробнее о нормандском завоевании
Норманны и саксыНорманны и саксы начали объединять культуры после норманнского завоевания в 1066 году. Саксы находились под влиянием британской культуры, а норманны — французской культуры и культур континентальной Европы. Эти различные культурные традиции слились и смешались после завоевания.
Культура англов и саксов очень ценит воинов и истории о воинах. Они придавали большое значение чести и битве. Они также верили в кровную месть или пролитие крови для урегулирования споров.
Норманны твердо верили в социальные структуры и структуры аристократии. Они говорили по-нормандски по-французски и наслаждались культурой, связанной с литературой и воображением. Слившись, литература Англии превратилась в мифы, такие как король Артур, в которых истории о герое сочетались с норманнской заботой об аристократии и социальном статусе.
Норманны также создали правительственные структуры, что дало городам возможность издавать хартии. Норманны также принесли религию, которая позволила церкви стимулировать развитие сельского хозяйства и искусства.
Норманны объединили свою культуру с культурой англов и саксов, чтобы создать англо-нормандскую культуру в Англии.
Норманны против викинговКто-то может подумать, что викинги и норманны — один и тот же народ, но это не совсем так. Норманны когда-то были викингами, но исторически они отделились от своих братьев-викингов во время исследований и миграций.
Викинги из Скандинавии, значит, норманны тоже из Скандинавии. Однако разница между двумя группами заключается в том, где они поселились. Викинги поселились на Британских островах, в то время как норманны были викингами, которые либо прошли мимо, либо через Британские острова, чтобы поселиться в северной Франции.
Поскольку норманны находились под влиянием культур континента, их культура сильно отличалась от культуры викингов, на которых повлияла британская культура. Норманны говорили по-французски, а викинги в Англии — нет. У них также были разные религии.
Какая у них религия?Когда викинги впервые прибыли из Дании, Исландии и Норвегии, их считали языческими пиратами. Однако, как только они поселились на севере Франции, они начали говорить на одном из видов французского языка и обратились к христианской вере на континенте.
Многим ученым и сторонникам религии было предложено поселиться в Нормандии для распространения христианского учения. Религия росла, и норманны создали множество известных монастырей. Фактически, норманны начали совершать паломничества в Святую Землю.
После вторжения норманны укрепили римский католицизм, и новый король Англии получил от Папы благословение на правление.
Интересные факты и информация о норманнах- Норманны были великими художниками, и они были известны своим умением обращаться с металлом, камнем и архитектурой.
- Гобелен из Байе — знаменитый норманнский гобелен длиной почти 70 метров, на котором изображены все события, приведшие к норманнскому вторжению .
- Норманны изначально носили простую и простую одежду, но по мере того, как становились богаче, они носили более сложную одежду.
- Норманны по-прежнему жаждали войны, битвы и чести. Поэтому они путешествовали как наемники, разводили лошадей и разрабатывали методы ведения войны.
- Норманны были первыми строителями замков в Европе и Англии.
- Ричард Львиное Сердце был герцогом Нормандии, прежде чем стать королем Англии
- «Книга судного дня» — это большой обзор, в котором отмечаются самые ранние публичные и юридические документы Англии. Это самая старая из сохранившихся публичных записей, и ее создали норманны.
- Норманны несут ответственность за многие великие соборы в Англии, такие как Даремский собор.
Цитируйте эту статью как: «Норманны: факты и информация для детей», в History for Kids , 27 апреля 2023 г. , https://historyforkids.org/the-normans-facts-information-for-kids/ .
Нормандское завоевание не сильно изменило жизнь обычных людей
Капусты и королей —
Недавнее исследование показывает, что после 1066 года английская еда была такой же ужасной, но сытной, как и раньше.
Киона Н. Смит —
Автор: неизвестные швеи, общественное достояние
Когда Вильгельм Завоеватель выиграл битву при Гастингсе, он стал королем Англии в 1066 году. Это изменило политический ландшафт Европы и ход мировой истории. Для английской аристократии и религиозных лидеров мир перевернулся с ног на голову, когда Вильгельм заменил их своими избранными норманнами. Но каково было обычным людям в Англии? Недавнее исследование показывает, что для них мало что изменилось при новом режиме.
Обычно мы видим норманнское завоевание с возвышенной и часто рискованной точки зрения знати и духовенства. Примерно 2 миллиона (по данным переписи 1086 года) обычных людей, переживших потрясения, не оставили после себя никаких письменных записей, в которых говорилось бы о том, что они чувствовали или что пережили. Чтобы понять, какой была их жизнь во время норманнского завоевания и в годы политических, экономических и социальных потрясений, последовавших за ним, археологам приходится обращаться к другим свидетельствам.
Для нового исследования Элизабет Крейг-Аткинс (Шеффилдский университет), Ричард Мэджвик (Кардиффский университет) и их коллеги собрали часть истории из костей и зубов средневековых британцев, а также останков животных и микроскопических остатков. осталось в варке глиняной посуды. Вместе эти ряды доказательств показали, что и насколько хорошо люди ели в годы по обе стороны от норманнского завоевания. Результаты показывают, что во время завоевания и последовавших за этим спорадических боев запасы продовольствия стали немного скудными, но некоторые аспекты жизни не сильно изменились после этого.
«Несмотря на происходившие огромные политические и экономические изменения, наш анализ показывает, что завоевание могло иметь ограниченное влияние на рацион и здоровье большинства людей, — сказал Крейг-Аткинс.
Короли приходят и уходят; капуста вечна
Если вы хотите узнать о жизни древних людей, иногда лучше сразу обратиться к первоисточнику. Итак, Крейг-Аткинс и ее коллеги исследовали кости 36 человек, живших вокруг Оксфорда в века до и после норманнского завоевания, с 900 до 1300 г. н.э.
Недоедание иногда доходит до костей: у детей, которые не получают достаточного количества витамина D в течение длительного периода времени, растущие кости становятся слабыми и деформируются в ненормальные формы, состояние, называемое рахитом. При отсутствии лечения цинга, дефицит витамина С, от которого веками страдали моряки, в конечном итоге может вызвать остеопороз в одних местах и необычный рост костей в других. Железодефицитная анемия может сделать кости вокруг глазницы пористыми и хрупкими.
РекламаКонечно, болезни от недоедания не всегда оставляют следы на скелетах своих жертв. Кости имеют свойство выявлять только самые тяжелые, длительные случаи. Плохая зима, вероятно, не оставит вас с поражением костей от цинги, но плохие несколько лет могут. Возможно, по этой причине скелетные признаки таких заболеваний, как цинга и рахит, редко встречались у людей из раннесредневекового Оксфорда как до, так и после 1066 года. на британском побережье, по крайней мере, с точки зрения подачи еды на стол.
Это, в свою очередь, означает, что люди, вероятно, не столкнулись с экономической депрессией, перемещением из своих домов или другими социальными, экономическими и политическими бедствиями, которые могут затруднить получение достаточного количества еды. Другими словами, в конце 11 9011 века простые люди могли быть намного более защищенными, чем английская знать и духовенство.
Но, наверное, многие почувствовали короткий щипок. Крейг-Аткинс и ее коллеги нашли доказательства этого в зубах людей, которые были маленькими детьми во время перехода к норманнскому правлению. Даже кратковременное недоедание или серьезное заболевание могут нарушить развитие зубов ребенка; слой эмали, который откладывается во время этого разрушения, тоньше, чем обычно, вызывая так называемую линейную гипоплазию эмали. Его присутствие предполагает некоторые краткосрочные колебания в снабжении англичан продовольствием, которое, по-видимому, улучшилось после того, как ситуация стабилизировалась.
«Конечно, есть доказательства того, что у людей были периоды, когда еды не хватало, — сказал Крейг-Аткинс. «Но после этого интенсификация сельского хозяйства означала, что у людей в целом было более стабильное снабжение продовольствием и последовательная диета».
Приносить домой больше бекона, меньше молочных продуктов
Более пристальный взгляд — на молекулярном уровне — средневековых скелетов проливает свет на эти привычки в еде. Например, азот-15 имеет тенденцию передаваться от растений к травоядным хищникам в большей степени, чем более легкий изотоп азот-14, поэтому относительное количество этих двух изотопов в костях человека может указывать на то, какая часть его рациона приходится на мясо, а не на мясо. растения.
Соотношение стабильных изотопов в костях людей, живших в средневековом Оксфорде, свидетельствовало о том, что после завоевания в рацион людей входили мясо и овощи примерно в тех же пропорциях, что и до него. Это означает, что стандартная средневековая английская диета, состоящая из злаков, овощей, таких как капуста, и мяса, такого как говядина и баранина, вероятно, не сильно изменилась — ни в ее содержании, ни в размерах порций в среднем еде. Но Крейг-Аткинс и ее коллеги предполагают, что завоевание могло внести некоторые более тонкие изменения в сельское хозяйство Англии и, следовательно, в рацион питания людей.
РекламаКроме кости, нет более откровенного взгляда на повседневную жизнь человека, чем его грязная посуда, даже через тысячу или более лет спустя. Жирные кислоты, сохранившиеся в глине, могут помочь археологам определить, было ли в горшке молоко, кисломолочные продукты или мясо, а также от овец, свиней или крупного рогатого скота. Когда Крейг-Аткинс и ее коллеги исследовали фрагменты средневековой керамической посуды со всего Оксфорда, они заметили несколько изменений после смены режима в 1066 году.
Капуста и мясо овец или коз оставались основными продуктами питания людей, но археологи обнаружили гораздо больше свидетельств молочных жиров до завоевания, чем после. А после завоевания жирные кислоты из свинины гораздо чаще оказывались в оксфордской керамике. Поэтому исследователи обратились к костям животных, чтобы понять, почему потребление свинины могло увеличиться после норманнского завоевания.
Крейг-Аткинс и ее коллеги провели такой же анализ стабильных изотопов на свиных костях, как и на человеческих костях. Но в то время как общий рацион людей не сильно изменился после 1066 года, жизнь свиней, по-видимому, была совсем другой. Свиньи после норманнского завоевания, похоже, ели больше животного белка, и их диеты не так сильно различались от одной свиньи к другой, как раньше. Это говорит о том, что свиноводство стало более стандартизированной практикой, а также стало более интенсивным, что сделало свинину гораздо более доступной, чем раньше.
Но это было самым заметным изменением.