Судостроение России: последние события судостроительных заводов

Карта судостроительных заводов


Регионы:


Санкт-Петербург и ЛО
Москва и МО
Нижегородская область
Республика Крым
Астраханская область
Архангельская область
Ярославская область
Костромская область
Калининградская область
Красноярский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Иркутская область

Последние события судостроительной отрасли


Летопись судостроительной отрасли


Апрель 2023

29 апреля

На АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького»  состоялась торжественная церемония спуска на воду скоростного пассажирского судна на подводных крыльях проекта 03830 «Метеор – 2020».

Построенному для Республики Татарстан судну присвоено имя Героя Советского Союза летчика-истребителя Михаила Девятаева.

Спуск на воду СПК «Михаил Девятаев» / Фото: АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького»

Подробности в материале: Состоялся спуск на воду судна проекта 03830 «Михаил Девятаев»!


28 апреля

На «Красном Сормово» состоялась церемония закладки головного пассажирского судна проекта 00840 смешанного река-море плавания. Лайнер является первым в серии из трех судов, которые верфь построит для отечественной судоходной компании. 

Нижегородское предприятие обязуется построить суда в срок до 2026 года. 

Планируется, что первое судно начнет навигацию в 2025 году, второе и третье – в 2026 году.

В рамках договора на строительство круизных лайнеров, КБ «Вымпел» уже приступило к разработке проектной документации. Разработка и согласование технического проекта будут закончены до сентября 2023 года. При этом параллельно будет вестись работа по разработке рабочей документации для обеспечения строительства головного судна.

Михаил Першин на закладке нового пассажирского судна. Проект Карелия / Фото: «Красное Сормово»

Подробности в материале: Завод «Красное Сормово» — среди первых судостроителей современного круизного флота России


27 апреля

На территории Красноярского района водных путей и судоходства сегодня спущено на воду промерное судно проекта

RDB 66.62 «Анатолий Шилов» для ФБУ «Администрация «Енисейречтранс«».

Строительство по заказу ФКУ «Речводпуть» ведет ЗАО «Нефтефлот

Напомним, в 2022  году было построено и передано эксплуатирующим организациям четыре судна проекта: «Вадим Викторовский» для Администрации Волго-Балта; «Галс» для Администрации Волго-Дона; «Василий Аршинов» для  Администрации Камводпути и «Рельеф» для  Администрации Волжского бассейна.

Следующие поставки судов данного проекта согласно госконтракту предусмотрены для администраций Амурского, Беломорско-Онежского и Обь-Иртышского бассейнов внутренних водных путей

Промерное судно проекта RDB 66.62 «Анатолий Шилов» / Фото: Корабел.ру

Подробности в материале: В Красноярске спущено на воду промерное судно проекта RDB 66.62 «Анатолий Шилов»


27 апреля

Средне-Невский судостроительный завод спустил на воду катамаран «Форт Кроншлот» проекта 04580. Катамаран начнёт курсировать между Санкт-Петербургом и Кронштадтом в навигацию 2023 года. Всего до 2025 г. планируется спустить на воду шесть судов этого проекта.

 

Подробности в материале: Катамаран проекта 04580 спущен на воду


27 апреля

На Череповецком судостроительном заводе сошла со стапелей шестая баржа. Напомним, что судостроительный завод — резидент территории опережающего социально-экономического развития. При поддержке правительства области завод получил региональные и федеральные налоговые льготы. На данный момент предприятие выпускает сухогрузные баржи и буксиры-толкачи для работы на внутренних водных путях Они могут формироваться в составы длинной до 130 метров и шириной до 18 метров, массой перевозимого груза до 3600 тонн.

Подробности в материале: На Череповецком судостроительном заводе сошла со стапелей шестая баржа




27 апреля

На Адмиралтейских верфях на воду спустили подводную лодку «Можайск«. Подлодка проекта 636.3, спроектированная специалистами АО «ЦКБ МТ «Рубин«, относится к третьему поколению дизель-электрических субмарин. 

Это пятая субмарина серии, состоящей из шести кораблей, которые строятся для Тихоокеанского флота России.

На данный момент службу проходят подлодки «Петропавловск-Камчатский», «Волхов», «Магадан», «Уфа».

Спуск дизель-электрической подводной лодки «Можайск» / Фото: пресс-служба ОСК

Подробности в материале: На воду спустили подводную лодку «Можайск»


25 апреля

В Иркутске спустили на воду новое судно проекта 3052 «Александр Оглоблин«. Судно предназначено для установки, снятия, транспортировки знаков навигационной обстановки и эпизодической буксировки барж-площадок водоизмещением не более 250 т.

Виктория Корабеловна и Денис Клемин, МТ-Групп» на спуске обстановочного судна проекта 3052 / Фото: Корабел.ру

Подробности в материале: Виктория Корабеловна стала крестной матерью судна проекта 3052


24 апреля

На Судостроительном комплексе «

Звезда» начались ходовые испытания танкера «Академик Губкин«, построенного по заказу АО «Роснефтефлот«. Это уже четвертое судно серии танкеров типа «Афрамакс» в портфеле заказов судоверфи, которое было спущено на воду.

Нефтеналивные суда типа «Афрамакс» предназначены для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов в неограниченном районе плавания. Длина танкера – 250 метров, ширина – 44 метра, дедвейт – 114 тыс. тонн, скорость – 14,6 узлов, ледовый класс – ICE-1А. Судно может перевозить до 130 тыс. кубометров сырья.

Всего в портфеле заказов ССК «Звезда» серия из 12 танкеров подобного класса, три из них — «Владимир Мономах», «Владимир Виноградов» и «Океанский проспект» — уже выполняют регулярные рейсы по перевозке сырой нефти.

Подробности в материале: «Зеленый» танкер «Академик Губкин» вышел на ходовые испытания


24 апреля

Костромская судоверфь начинает строительство двух трюмных барж, способных осуществлять перевозки крупных и нестандартных грузов как по морю, так и по внутренним водным путям.

Баржи востребованы на сегодняшнем рынке. Они будут участвовать в перевозке продовольственных продуктов, зерна в бассейнах Каспийского моря на Иран и Азово-Черноморском бассейне. Дополнительно мы планируем построить еще 10 таких плавучих средств. Кроме того, в этом году мы подпишем контракт на строительство на костромской верфи многофункционального сухогрузного судна, которое будет ходить через Беломоро-Балтийский канал на северный морской путь для перевозки грузов», — рассказал председатель совета директоров судоходной компании «Арк»  Николай Сочин.

Закладка килей двух новых барж / Фото: Пресс-служба правительства Костромской области

Подробности в материале: На Костромской верфи заложили кили двух новых барж


24 апреля

Вторую пару средних разведывательных кораблей проекта 03182Р планируют заложить на Зеленодольском судостроительном заводе во второй половине июля.

Новые НИС для ВМФ России строятся по измененному проекту малого морского танкера/снабженца проекта 03182, разработанного Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Корабль имеет ледовый класс Arc4. В кормовой части предусмотрена площадка для вертолета класса Ка-27.

Закладка НИС проекта 03182р / Фото: Корабел.ру

Подробности в материале: Летом на Зеленодольском судостроительном заводе заложат еще два корабля проекта 03182Р




21 апреля

на построенном для ВМФ морском буксире «Капитан Сергеев» проекта 23470 выполнены пусконаладочные работы и успешно проведены швартовные испытания.

Судно готово к следующему этапу — проведению заводских ходовых испытаний.

Напомним, что морской буксир начали строить на Ярославском судостроительном заводе в 2016 году, спустили на воду в мае 2021 года, а в сентябре 2022 года началась его буксировка внутренними водными путями на Черное море. 

Основной задачей судна проекта 23470, разработанного в ЦКБ «Балтсудпроект», будет выполнение морских буксировок судов и гидротехнических сооружений на чистой воде и во льдах.

Подробности в материале: Морской буксир «Капитан Сергеев» прошел швартовные испытания


20 апреля

Завод «

Красное Сормово» и «РУМО» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. В мероприятии приняли участие генеральный директор завода  Михаил Першин, советник генерального директора ОСК Михаил Калугин, генеральный директор  «ЦПС ОСК-Движение» Александр Наволоцкий, генеральный директор «РУМО» Олег Бессонов и генеральный директор «Судоэкспорта» Виктор Родин.

Соглашение будет способствовать решению задач по импортозамещению, снижению зависимости отраслей промышленности Российской Федерации от импорта, совершенствованию производства, модернизации и развитию технологической базы российских предприятий.

На заводе «РУМО» участникам соглашения продемонстрировали  работающий прототип дизельного двигателя внутреннего сгорания «РУМО-535», предназначенный для использования на судах класса «река-река» в качестве главного двигателя, основного или резервного электроагрегата.

На заводе РУМО / Фото: «Красное Сормово»

Подробности в материале: Новые суда класса «река-река» будут работать на российских двигателях


18 апреля

Генеральным директором АО «Адмиралтейские верфи» назначен Андрей Анатольевич Веселов. Решение об этом принято на Совете директоров Общества.

Андрей Веселов родился 13 сентября 1970 года в Ленинграде. В 1993 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «Судовое оборудование» с присвоением квалификации «инженер-механик». 

На «Адмиралтейских верфях» он последовательно занимал должности: строителя, старшего строителя, заместителя главного строителя надводных кораблей; заместителя главного инженера; заместителя генерального директора по военно-техническому сотрудничеству; главного инженера.

 

Андрей Веселов / Фото: «Адмиралтейские верфи», ОАО

Подробности в материале: Назначен генеральный директор «Адмиралтейских верфей»


18 апреля

Супертраулер «Механик Маслак» вышел на промысловые испытания. Ранее траулер проекта СТ-192 завершил переход от Адмиралтейских верфей до Владивостока, и прибыл в порт приписки.

Во время промысловых испытаний, специалисты гарантийной группы Адмиралтейских верфей, прибывшие из Санкт-Петербурга, проконтролируют эксплуатацию систем и механизмов траулера, а при необходимости устранят возможные неисправности.

Это второе судно в серии из 6-ти, которые «Адмиралтейские верфи» строят для «РРПК» в рамках программы инвестквот. Траулер будет работать в Дальневосточном рыбопромысловом бассейне, включая Берингово и Охотское моря. 

«Механик Маслак» / Фото: Пресс-служба «РРПК»

Подробности в материале: Начаты промысловые испытания траулера «Механик Маслак»


17 апреля

Андрей Бузинов назначен временно исполняющим обязанности генерального директора АО «Балтийский завод«. Соответствующий приказ был подписан на Совете директоров общества 17 апреля.

Андрей Владимирович Бузинов родился в 1980 году Белгороде. Окончил Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет по специальности «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)». Кандидат экономических наук.

Работал на различных предприятиях Санкт-Петербурга и Москвы, в том числе в качестве директора по производству – на Балтийском заводе. В 2017 году начал работать в АО «ОСК«, сейчас занимает в корпорации должность первого заместителя генерального директора.

Подробности в материале: Андрей Бузинов назначен врио генерального директора Балтийского завода




17 апреля

На верфи «Эмпериум» спустили на воду еще четыре электросудна, предназначенные для Москвы. Судостроители уже приступили к пуско-наладочным работам и тестовым испытаниям систем. 

После запуска инновационного вида водного транспорта в столице появится 21 речное электросудно, а также 23 плавучих причала с четырьмя береговыми зарядными станциями и два пункта отстоя флота с функцией зарядки судов.
 

Фото: Корабел.ру

Подробности в материале: Четыре новых электросудна готовятся к тестовым испытаниям


17 апреля

Руководители Комитета по природопользованию и СПб ГКУ «ПИЛАРН» посетили Костромской судомеханический завод, в ходе визита председатель комитета по природопользованию Александр Герман торжественно дал старт строительству специализированного катера-нефтесборщика. Катер модели КС-110.2-37 предназначен для оперативного реагирования на аварийные разливы нефтепродуктов, судно войдет в  состав природоохранного флота Санкт-Петербурга.

  

Закладка судна КС-110.2-37 / Фото: АО «КСМЗ»

Подробности в материале: В Костроме заложили судно КС-110.2-37 для Петербурга


15 апреля

На краболове «Омолон«, построенном на Хабаровском судостроительном заводе, поднят российский флаг.

Напомним, что первый хабаровский краболов в начале апреля передали заказчику — компании «Маг-Си Интернешнл«.

 

«Завод делал баржи, но мы всё-таки корабелы, и хотим выпускать профильную продукцию. Мы хотим выпускать суда. Когда буксир отходит, и ты идёшь своим ходом, это незабываемые впечатления», — делится эмоциями генеральный директор Хабаровского судостроительного завода Андрей Бекасов.

 

На Хабаровском судостроительном заводе строится ещё один краболов проекта 03141 – «Кедон«. Его планируют сдать летом 2023 года. А «Омолон» уже через месяц выйдет в море, на свой первый промысел.

Поднятие флага на краболове «Омолон» / Фото: Телеканал ТВ Центр

Подробности в материале: Поднят флаг на новейшем краболове «Омолон»


Показать еще

Путин пообещал строить больше кораблей для защиты страны :: Новости :: ТВ Центр

Президент передал ВМФ три новых корабля

Сегодня в состав Военно-Морского Флота России поступили сразу три корабля, которые не имеют аналогов в мире. Владимир Путин дал команду поднять на них флаги: Андреевские стяги и российские триколоры увенчали атомный подводный крейсер «Генералиссимус Суворов», малый ракетный корабль «Град» и морской тральщик «Анатолий Шлемов». Также президент руководил спуском на воду подводного ракетоносца Император Александр III.

Вот он самый долгожданный момент для команды малого ракетного корабля «Град», который был принят в ряды российского военно-морского флота. Те же чувства сегодня испытали и экипажи ещё двух судов. Морского тральщика «Анатолий Шлемов» и атомного подводного крейсера «Генералиссимус Суворов». За торжественной церемонией поднятия флагов на всех этих кораблях по видеосвязи вместе с министром обороны наблюдал и верховный главнокомандующий.

«Хочу поздравить всех военных моряков и корабелов России с этим знаменательным, этапным для флота событием, поблагодарить коллективы «Севмаша», Зеленодольского и Средне-Невского судостроительных заводов за добросовестный труд, за своевременное и качественное выполнение заданий. Конструкторы, инженеры, рабочие этих предприятий вновь на деле доказали свой высокий профессионализм. Особо отмечу вклад в создание атомного подводного флота предприятий Объединённой судостроительной корпорации – конструкторского бюро «Рубин» и завода «Севмаш». Новейшие атомные ракетоносцы, которые там проектируются, строятся по многим характеристикам не имеют аналогов в мире», — сказал Владимир Путин.

Новые подводные и надводные корабли обладают современными системами навигации, связи и гидроакустики. Оснащены высокоточным оружием и роботизированными комплексами, уже зарекомендовавшими себя в реальных боевых условиях. К примеру, класс малых ракетных кораблей, к которым относится тот же «Град», вооруженный ракетами «Калибр» и «Оникс», отлично показал себя в ходе выполнения задач в Сирии. А также во время специальной военной операции на Украине. Лучшим в своем классе является и морской тральщик «Анатолий Шлемов». В перспективе планируется построить ещё десять таких кораблей.

А на этих кадрах (см. видео) зафиксирован учебный пуск новейшей российской баллистической ракеты «Булава». Именно ими оснащен атомный подводный крейсер «Генералиссимус Суворов». Эта подлодка относится к классу «Борей». В рамках действующей госпрограммы будут построены ещё четыре таких же ракетоносца, что обеспечит безопасность России на десятилетия вперед. Один из таких кораблей, носящий имя императора «Александра 3-го», уже следующим летом приступит к испытаниям. А сегодня его торжественно спустили на воду.

Сергей Шойгу: «Товарищ верховный главнокомандующий вооруженными силами России. Атомный подводный крейсер Александр III к спуску на воду готов. Разрешите начать движение?»

Путин: «Разрешаю!»

Шойгу: «Стапель на ход!»

Перед этим моментом капитан корабля Олег Гришаев по традиции на удачу разбил о борт ракетоносца бутылку шампанского. В ближайшие годы то же самое предстоит сделать и многим другим командирам, потому как развитие флота для государства, подчеркнул президент, по-прежнему в числе приоритетных задач.

«Подчеркну: мы будем повышать темпы и объёмы строительства кораблей разных проектов, оснащать их самыми современными средствами вооружения, вести оперативную и боевую подготовку моряков с учётом опыта, полученного, в том числе в ходе специальной военной операции, словом, делать всё необходимое, чтобы надёжно обеспечить безопасность России, защиту наших национальных интересов в Мировом океане», — сказал Путин.

В завершение президент ещё раз поблагодарил всех, кто разрабатывал и строил новые корабли. И пожелал удачи их экипажам, выразив уверенность в том, что моряки с честью будут выполнять долг.

Александр Панюшкин, «ТВ Центр».

Все самое интересное — в нашем канале «Дзен»

ОСОБЕННОСТЬ | Судостроительная отрасль России: устойчивый рост на протяжении трех десятилетий

Во времена расцвета бывшего Советского Союза верфи были разбросаны по разным социалистическим республикам. После распада Советского Союза Россия лишилась доступа ко многим судостроительным и судоремонтным предприятиям, а позже в 90-е годы страна лишилась многих компетенций в области судостроения. Однако в настоящее время можно говорить о возрождении российского судостроения. Благодаря мерам государственной поддержки полным ходом идет строительство судов различного класса и назначения, и большие надежды возлагаются на Приморский судостроительный комплекс «Звезда».

Однако остаются серьезные проблемы. Среди них необходимость увеличения местного содержания в производстве морской комплектующей техники, подготовка кадров, модернизация местных верфей.

Строительство флота: состояние и перспективы

В последние годы российскими властями принимаются меры, направленные на обновление торгового флота страны и развитие отечественного судостроения. Результаты такой экономической политики уже налицо: местные верфи снабжаются заказами на новостройки, которые, хотя и с некоторым опозданием, выполняются.

В настоящее время строятся 232 судна класса Российского морского регистра судоходства (РС) как в России, так и за рубежом, с возможностью достройки еще 122 судов. Всего в 2020 году российские верфи сдали 116 судов новой постройки, из них 74 предназначены для внутреннего судоходства, в том числе 42 судна класса РС. В настоящее время строятся еще 260 судов (192 внутренних и 68 морских судов).

Несмотря на завершение в 2020 году ряда крупных новостроек, приносивших основную часть операционной выручки верфей, большинство реализованных проектов имели низкую стоимость контрактов. Строительство таких судов, как баржи (11 ед.), понтонные причалы (10 ед.), понтоны и наплавные мосты (5 ед.) не дает существенного вклада в доходы гражданского судостроения, тем не менее в конечном итоге помогает поддерживать экономическое и социальное развитие целых регионов. в пределах Российской Федерации.

Экспортные поставки судостроительной отрасли России на конец 2020 года составили 734,2 млн долларов США, увеличившись на 40,7% по сравнению с 2019 годом. Это примечательно, учитывая увеличение поставок, несмотря на начало пандемии Covid-19. Суда и плавучие средства российской постройки, экспортированные в 2020 году, были в основном направлены на рынки ЕС, на долю которых приходится 53,5% (392 млн долларов США в объемах экспорта, из которых 188 млн долларов США включают поставки клиентам в Норвегии и 9 долларов США). 1 млн в Германию). Кроме того, большой объем был экспортирован в Республику Корея (126 млн долларов США). Вице-президент Российского экспортного центра (входит в группу ВЭБ.РФ) сообщил, что общий объем экспорта судов и плавсредств при поддержке РЭЦ в 2020 году достиг 2,6 млн долларов США.

Завершение строительства самого большого и мощного в мире атомного ледокола «Арктика» и самого мощного в мире дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» вошло в число наиболее выдающихся достижений российского судостроения в 2020 году. Впервые в Тридцать лет назад российская верфь поставила крупнотоннажный траулер — 86-метровый Баренцево Море и первый танкер серии ЭКО 280-тонный Георгий Москалев , предназначенный для эксплуатации на внутренних водных путях страны. Также судостроительный комплекс «Звезда» дебютировал в дальневосточном морском сообщении с поставкой первого в стране танкера класса «Афрамакс» «Владимир Мономах» , тем самым продемонстрировав, что российские судостроительные предприятия способны выполнять крупнотоннажные коммерческие проекты, предполагающие сборку крупнотоннажных судов. -сборные секции. В прошлом году Мустай Карим , первый круизный лайнер, построенный в России в современную эпоху, вышел в свой первый рейс.

Мустай Карим , первый речной круизный теплоход проекта ПВ300, построенный в России (Фото: Ирина Панфилова)

Российские верфи продолжают строить атомные ледоколы, не имеющие аналогов в мире и являющиеся одними из самых высокотехнологичных судов отечественного производства компоненты. Например, на ледоколе 9 установлен новый ядерный реактор российского производства РИТМ-200.0017 Арктика . В целом уровень отечественных морских комплектующих, применяемых в ледоколах серии ЛК-60, достигает почти 92%. В настоящее время строятся еще четыре ледокола ЛК-60. В дальнейшем планируется расширить серию еще двумя кораблями. Также будет расширен ледокольный флот в целом за счет ввода четырех судов средней мощности, которые будут работать на СПГ.

Однако самым масштабным и значимым проектом является строительство еще более мощного атомного ледокола, получившего имя Россия . Ледокол будет иметь беспрецедентную установленную мощность 120 МВт и сможет преодолевать льды практически любой толщины на арктических судоходных путях, в том числе высокоширотных. Без сомнения, ледокол станет символом гордости российского судостроения. Судно будет предназначено для обеспечения бесперебойной круглогодичной навигации торгового флота страны по Северному морскому пути. Проект станет основой для нового поколения российских ледоколов.

В июне 2020 года «Звезда» провела церемонию резки стали для этого ледокола. В настоящее время на верфи изготавливаются огромные секции корпуса будущего судна, строительство которого планируется завершить в 2027 году.

Большой сегмент российского судостроения занимается строительством рыболовных судов. Благодаря первому этапу госпрограммы предоставления инвестиционных квот на вылов биоресурсов в обмен на строительство нового флота на российских верфях заключены контракты на новостройку на строительство 55 рыболовных и 41 краболовного судов. Правительство в настоящее время рассматривает возможность реализации второго этапа предоставления инвестиционных квот на один киль, который будет направлен на продолжение обновления флота Дальневосточного бассейна.

Адмиралтейские верфи Объединенной судостроительной корпорации в настоящее время строят десять заводских траулеров для Русской рыбопромысловой компании. (Фото: Объединенная судостроительная корпорация)

В рамках второго этапа будет построено не менее 30 рыболовных судов, в том числе 15 крупнотоннажных, а также коммерческих транспортных судов. Это позволит модернизировать рыбопромысловый флот Дальневосточного бассейна на 65–70%. Хотя суда российского рыбопромыслового флота строятся по проектам, разработанным зарубежными военно-морскими архитектурными и морскими инженерными фирмами, эти проекты приходится дорабатывать под конкретные требования класса РС. В то же время ведется работа по совершенствованию мер безопасности на всем рыбопромысловом флоте.

Росморречфлот продолжает ввод в эксплуатацию сложных многофункциональных аварийно-спасательных (ПОС) судов. В 2020 году Невский судостроительный завод сдал 80-метровое мелкосидящее многоцелевое спасательное судно проекта «Бейсуг » общей установленной мощностью 5,2 МВт класса Arc 5. Судно проекта MPSV12 спроектировано Морским инженерным бюро (МББ).

Судоходству страны также приходится заниматься обновлением флота внутреннего судоходства, а также флота смешанных судов река-море. В этом сегменте судовладельцам также предоставляются различные меры государственной поддержки. Драйверами российского судостроения по количеству сданных судов в 2020 году остаются сухогрузы (сдано 17 единиц), баржи и специализированные суда обеспечения. Компания (ГТЛК) сдала десять сухогрузов по проекту RSD59, разработанному МЭБ.различным клиентам. К началу 2021 года завод построил и сдал 22 сухогруза этой же серии. «Красное Сормово» — лидер среди отечественных судостроителей по количеству построенных судов проекта RSD59.

Кроме того, в 2020 году Окская верфь достроила и сдала семь судов проекта RSD59. Еще 15 однотипных судов находятся в стадии строительства.

Невский судостроительный завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) тем временем завершает строительство третьего корабля проекта RSD59корабль, Пола Гали . Текущий портфель заказов завода включает пять судов проекта RSD59. Два уже доставлены и сейчас находятся в рабочем состоянии.

Прошлый год был знаменательным и для новостроек пассажирских судов. Местная речная круизная компания «Водоход» приняла судно проекта PV300 под номером Mustai Karim , доказав, что такие суда могут быть построены и в России. Четырехпалубный корабль может вместить до 300 пассажиров и его можно сравнить с плавучим пятизвездочным отелем. В августе 2020 года корабль вышел в свой первый рейс.

Еще одна история успеха российского судостроения – завершение на Невском судоремонтном заводе парома Ro-Pax 4-го класса проекта PV22 Ice Arc «Адмирал Невельской». Корабль будет курсировать по паромному маршруту между Сахалином и Курилами. Адмирал Невельской был заложен в марте 2019 года и завершен в срок и в рамках сметы. В апреле того же года был заложен второй корабль ПВ22 проекта «Павел Леонов» .

Россия также занималась разработкой высокоскоростных пассажирских судов на подводных крыльях после распада Советского Союза. В настоящее время в этом сегменте разрабатывают речные и морские суда две фирмы морского машиностроения: Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях Алексеева и Зеленодольский «Морской Техник». Серийные суда на подводных крыльях строятся на верфях в Чкаловске («Валдай-45Р», «Метеор-120Р») и Рыбинске («Вымпел», «Комета-120М»). Зеленодольская фирма планирует разработать новую серию судов на подводных крыльях проекта «Метеор-2020», а производство судов на подводных крыльях класса «Олимпия» будет передано на Хабаровский судостроительный завод (КСЗ). Всего на сегодняшний день построено одиннадцать судов проекта «Валдай-45Р».

3 августа 2021 года состоялась церемония спуска на воду первого из четырех кораблей проекта «Метеор-120Р». Суда заказала лизинговая компания «Машпромлизинг». Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) приняла решение инвестировать 6,4 млрд рублей (89 млн долларов США), заработанных по итогам 2020 года, в льготный лизинг пассажирских судов. В список проектов также входят суда на подводных крыльях, а именно пара судов «Валдай-45Р», заказанных для Якутии, и четыре судна проекта «Метеор-120Р».

В настоящее время в портфеле заказов ГТЛК шесть скоростных кораблей: два «Комета» и четыре «Валдай». При государственной поддержке ГТЛК готова инвестировать более 300 млрд рублей (4,17 млрд долларов США) в строительство более 300 гражданских судов различного назначения. В список вошли более 180 пассажирских судов, в том числе скоростных.

Кроме того, в России начато строительство малых жестких надувных лодок (РИБ) для обеспечения поисково-спасательных операций и быстроходных разъездных катеров. На российском рынке также наблюдается возрождение личных прогулочных яхт и плавучих домов. Сегмент после 2008 года сузился почти до нуля.

Ледостойкая самоходная платформа проекта 00903 «Северный полюс» спущена на воду на объектах Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге в декабре 2020 года (Фото: Объединенная судостроительная корпорация)

Суда специализированного технического флота пользуются большим спросом и предполагается, что в период с 2025 по 2030 год России потребуется более 800 таких судов. В их число войдут 62 земснаряда производительностью от 250 до 700 куб. бункеровочные баржи, 30 сторожевых кораблей, 28 разъездных шлюпок, 12 плавучих доков, восемь лодок поддержки водолазов и пять нефтеналивных барж. Росморречфлот подтвердил, что средний возраст судов технического флота приближается к 38,6 годам: судов до 30 лет — 19.процентов от общего числа, в то время как лица до 40 лет составляют 36,8 процента, лица до 50 лет составляют 28,8 процента, а лица старше 50 лет — 15 процентов от общего числа.

Говоря о строительстве специализированных судов, следует отметить строительство четырех земснарядов на судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области. Росморречфлот планировал увеличить эту серию земснарядов до 20 судов для постепенного обновления стареющего флота, работающего в различных его бассейновых управлениях.

Несмотря на вызовы, поставленные перед 2020 годом, год действительно стал выдающимся с точки зрения ввода в строй уникальных судов в России.

Строительство и модернизация верфей

На судостроительный комплекс «Звезда» промышленность возлагает большие надежды. Современная верфь способна строить крупнотоннажные суда, которые раньше не могли быть построены в России из-за отсутствия необходимых мощностей. В прошлом году «Звезда» передала местному владельцу «Роснефтефлота» «Владимир Мономах» , первый нефтяной танкер класса «Афрамакс» российской постройки. В январе 2021 года 250-метровый танкер ледового класса 1А дедвейтом 114 000 тонн отправился в свой первый рейс. На сегодняшний день в портфеле заказов судостроителя на новостройки 12 танкеров типа «Афрамакс», 10 из которых заказаны «Роснефтефлотом».

Автопоезда проекта RST54 способны перевозить как сухие, так и наливные грузы. (Фото: Павел Емельянов)

Текущий портфель заказов «Звезды» включает более 50 судов. К ним относятся суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, морские буровые установки, атомные ледоколы, суда ледового класса, крупнотоннажные суда, в том числе газовозы СПГ и СУГ, специализированные суда и другие типы судов, ранее не выпускавшиеся в Россия из-за отсутствия пусковых и гидравлических средств.

Соседние верфи стараются не отставать от «Звезды». В январе 2020 года Амурский судостроительный завод, одно из крупнейших судостроительных предприятий Дальневосточного региона, передал «Газпрому» новую полупогружную буровую установку — судно пр. «Остап Шеремета » проекта 22420. Судно заложено 16 февраля 2011 г. и выведено из сборочного цеха 11 июня 2014 г.

В ближайших планах завода — подписание контрактов на строительство 10 танкеров для «Восток Ойл» в октябре 2021 года. Суда будут арктическими челночными танкерами, каждый из которых будет иметь обозначение ледового класса Arc7 и дедвейт 120 000 тонн. В целом особенностью российского морского судостроения является то, что практически все суда строятся ледового класса.

В настоящее время в России реализуется несколько инвестиционных проектов, направленных на строительство новых судостроительных мощностей, а также техническое перевооружение и модернизацию существующих. Продолжается расширение мощностей ССК «Звезда», модернизация ССЗ «Северная верфь», создание современного судостроительно-судоремонтного комплекса в поселке Жатай в Якутии, создание современного «умного судоверфь» на Онежском судостроительном заводе и реабилитация действующего Дальневосточного завода «Звезды». В рамках Стратегии развития судостроительной отрасли до 2035 года Правительство РФ реализовало ряд мер государственной поддержки перехода на отечественное программное обеспечение. Это позволит создать условия для внедрения к 2024 году в судостроение отечественных САПР-технологий на уровне не менее 75 %, систем инженерных расчетов не менее 50 %, систем управления данными о продукции9. 0003

Наконец, стоит отметить, что верфи, специализирующиеся на ремонте морских судов и судов смешанного класса, сейчас в России находятся в сложном положении, хотя и способны поддерживать свою финансово-экономическую устойчивость в основном за счет содержания и постановки в док государственных судов, принадлежащих Министерству обороны. Операторы коммерческого морского флота и флота смешанного класса предпочитают размещать заказы на ремонт на иностранных верфях из-за более низких затрат и, что более важно, более быстрого выполнения работ. Российскому судоремонтному сектору все еще предстоит преодолеть довольно высокие финансовые барьеры в результате существующих таможенных и налоговых правил.

Статья предоставлена ​​IAA PortNews специально для BairdMaritime.com

Щелкните здесь, чтобы получить дополнительные обзоры судов, статьи и новости в рамках Недели России в этом месяце.




Виталий Чернов

Виталий Чернов — главный редактор ИАА «ПортНьюс».

Теги: Адмиралтейские верфи Адмиралтейства Невельского Афрамакс Алексеева Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях Арктика Баренцево Подробнее Бейсуг коронавирус Евросоюз FBW новостройка FBW в стадии строительства Георгий Москалев Германия Хабаровский верфь Комета класс Красное Сормово Курильские острова Судостроительный завод Лотос Морское инженерное бюро Машпромлизинг Мустай Карим Невский верфь Норвегия Окская верфь O стук Шеремета Павел Леонов Пола Гали Проект 22420 Проект MPSV12 Проект PV22 Проект PV300 Проект RSD59Росморречфлот Роснефтефлот Россия Россия Российский Морской Регистр Судоходства Минобороны России Морская Техника ВМФ Северная Верфь Южно-Корейская Государственная Транспортная Лизинговая Компания SW новостройка Объединенная Судостроительная Корпорация Класс Валдай Виктор Черномырдин Владимир Мономах Водоход Вымпел Судостроение WBW новостройка Строящийся WBW Судостроительный Комплекс Звезда

Россия Делает большую игру, чтобы построить больше боевых кораблей и подводных лодок

На этой неделе российские верфи проведут единый день закладки новых кораблей и подводных лодок, сообщили государственные СМИ, освещая усилия по модернизации флота ВМФ России.

«16 июля корабелы заложат модернизированные два фрегата проекта 22350, две многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885М «Ясень-М» и впервые в истории ВМФ России два многоцелевых корабля проекта 23900. десантных кораблей», — сообщил ТАСС источник в российском оборонно-промышленном комплексе.

В пресс-службе «Северной верфи» отказались комментировать информацию источника .

Модернизированные фрегаты проекта 22350 будут построены на Северной верфи в Санкт-Петербурге и входят в состав Объединенной судостроительной корпорации. Государственные СМИ также объявили, что суда будут предварительно называться «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» — в честь двух известных офицеров ВМФ Советского Союза.

В настоящее время на «Северной верфи» в различных стадиях строительства находится четыре фрегата проекта 22350, а также модернизированный проект 22350. Среди них адмирал Касатонов, названный в честь советского офицера, который в течение своей карьеры командовал Балтийским флотом, Черноморским флотом и Северным флотом, прежде чем стать заместителем главнокомандующего ВМФ СССР. Этот корабль был заложен в конце 2009 года и спущен на воду в 2014 году, в настоящее время проходит ходовые испытания и готовится к поступлению в состав ВМФ России.

Эти последние усилия по укреплению «голубого» флота ВМФ России были предприняты всего через несколько месяцев после того, как Министерство обороны России приостановило разработку атомного крейсера проекта 23560 и, в частности, фрегата проекта 22350М. Фрегат проекта 22350М представляет собой эволюцию фрегата проекта 22350, который примерно в два раза меньше американских эсминцев класса Arleigh Burke, но лишь немногим менее тяжеловооружен.

Усилия подводных лодок 

Помимо двух новых фрегатов, ВМФ России заложил две многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885М «Ясень-М» на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске, который сейчас также входит в состав Объединенная судостроительная корпорация. Контракт на строительство подводных лодок подписали на Армейском 2019 годуМеждународная выставка вооружений прошлым летом.

Линия «Ясень-М» представляет собой пакет модернизации, призванный компенсировать шестнадцатилетний разрыв между первым сданным в эксплуатацию кораблем «Ясень» и строящимися в настоящее время подводными лодками. Ожидается, что линейка «Ясень-М» будет занимать ту же лигу характеристик, что и быстроходные подводные лодки класса «Вирджиния» — .

Новые десантные корабли

ТАСС также сообщил, что многоцелевые десантные корабли будут заложены на судостроительном заводе «Залив» в Керчи, а первая церемония закладки киля была запланирована на 29 июняоно было перенесено на более поздний срок. Ожидается, что десантные корабли проекта 23900 будут иметь водоизмещение двадцать пять тысяч тонн и длину около 220 метров. Боевые корабли этого класса также смогут нести более двадцати тяжелых вертолетов и смогут перевозить до девятисот российских морских пехотинцев.

Это совершенно новый для России тип корабля, так как ни для Советского Союза, ни для Российской Федерации боевые корабли этого класса не строились.