Спецтехника ГАЗ-3309
Схема проезда
Нижний Новгород
8 800 350 15 10
Заказать звонок
+7 920-111-24-14
+7 920-111-24-38
- Газавтомир
- Каталог
- Выбор по шасси
Подскажем как решить ваши задачи при помощи техники ГАЗ. Расскажем о программах и субсидиях.
Отправить заявку
Перезвоните мне
Евротент, грузоподъёмность 4,5 т, объём кузова до 41 куб. м.
Модель снята с производства
Грузоподъёмность 4,5 т, объём кузова до 29 куб. м.
Модель снята с производства
Грузоподъёмность 4,5 т, объём кузова до 29 куб. м.
Модель снята с производства
Грузоподъёмность 4,5 т, объём кузова до 29 куб.
Модель снята с производства
Грузоподъёмность 4,5 т, объём кузова до 29 куб. м.
Модель снята с производства
Количество лотков от 160 до 250.
Модель снята с производства
Вахтовый автобус на шасси ГАЗ-3308 или ГАЗ-3309.
Модель снята с производства
С подъёмником коленного, телескопического или комбинированного типа.
Модель снята с производства
На шасси ГАЗ-3309 с двухместной или пятиместной кабиной.
Модель снята с производства
С подъёмником коленного, телескопического или комбинированного типа.
Модель снята с производства
Перевозит баллоны с газом: 40 шт. объёмом 50 л или 80 шт. объёмом 27 литров.
Модель снята с производства
С электрической лебедкой и/или КМУ.
Модель снята с производства
КО-440–2 с боковой загрузкой и КО-440 с задней загрузкой, на шасси ГАЗ-3309.
Цена от 0 ₽
Дезинфекционное устройство Комарова на шасси ГАЗ-3309.
Модель снята с производства
Мусоровоз с крюковым погрузчиком КМ-10 для съёмных контейнеров.
Модель снята с производства
Ассенизатор ГАЗ-3309 с объёмом бочки до 4,3 куб. м.
Модель снята с производства
С двухсекционной цистерной ёмкостью 4200 л.
Модель снята с производства
На базе ГАЗ-3308 с двухместной или пятиместной кабиной.
Модель снята с производства
C трёхсторонней разгрузкой на базе ГАЗ-3309.
Модель снята с производства
Закабинный спальный отсек и любая надстройка.
Модель снята с производства
Со стальной одно- или двухсекционной цистерной объёмом 4900 литров.
Модель снята с производства
Борт, стандартная база, пятиместная кабина, задний привод, дизель.
Модель снята с производства
Автомобиль ГАЗ-3309 выпускался с 1994 по 2020 год. Он относится к семейству среднетоннажных грузовиков. Основные его достоинства — простота в обслуживании, грузоподъемность, хорошие ходовые характеристики и, один из главных показателей, привлекательное соотношение цены и качества.
Возможности шасси
Грузоподъёмность ГАЗ-3309, в зависимости от модификации, достигает 4500 кг, большие колёса с протектором созданы для удобства езды по грунтовым дорогам, длина кузова в стандартном исполнении равна 3,6 м, возможности удлинения — 5, 6 и 7 м. Максимальный объём на фургонах 41 м3.
Модификации
На сегодняшний день ГАЗ-3309 оснащается дизельным двигателем производства Ярославского моторного завода. Новый силовой агрегат с мощностью 150 л. с. и крутящим моментом 450 Нм имеет низкий расход топлива (14–18 л на 100 км) и ресурс 700 000 км.
Применение
У этой модели есть своя многолетняя история успеха работы в разных сферах: строительство, сельское хозяйство, снабжение. Мощная рамная конструкция и большая грузоподъемность позволяют изготавливать на шасси ГАЗ-3309 разного рода спецтехнику: самосвалы, гидроподъемники, автоэвакуаторы, цистерны, мусоровозы, передвижные автомастерские, фургоны, лаборатории и коммунальную технику.
Газ 53 самосвал размеры кузова – Размеры самосвального кузова газ 53 самосвал – дизель, Газон, САЗ, Земляк 4х4, 2507, цена, габариты, технические характеристики, бортовой, на базе, размеры кузова, ско
О сферах применения и модификациях ГАЗ-53
На своих, не особенно могучих, плечах ГАЗ-53 тем не менее «катал» не менее половины всей экономики Страны Советов. Трудно подобрать, где НЕ использовался этот вездесущий грузовик. От «походки» для аварийных бригад и «автозака» для преступников до мобильных топливозаправщиков и седельных тягачей, таскавших контейнеры – что только не устанавливали на шасси ГАЗ-53!
Повсеместное распространение получили эти дешёвые, простые и неприхотливые грузовики в сельском хозяйстве. В 70-е/начале 80-х годов ХХ века в среднестатистическом советском колхозе автопарк грузовых машин на 80% состоял именно из ГАЗ-53. Лишь во второй половине 80-х это соотношение начало изменяться в сторону увеличения доли ЗИЛ-130, который, кстати сказать, в советские времена стоил не намного дороже, чем ГАЗон.
ГАЗ-53 60-х и 80-х годов и внешне заметно отличаются друг от друга, и в технологичном смысле это два довольно разных грузовика. Совершенно разные у них не только двигатели, но и многие другие элементы конструкции.
Ведь за годы выпуска ГАЗ-53 пережил три крупных и множество мелких модернизаций и доработок. Горьковский автозавод старался своевременно реагировать на «сигналы с мест» и устранять выявленные в ходе эксплуатации проблемы.
Так, уже в первые годы распространения новой модели грузовика по стране стало очевидным, что мосты от предыдущего поколения – ГАЗ-51, на 53-й уже не годятся, и 82-сильный двигатель от 51-го ГАЗона, хоть и форсированный, не отвечает возросшим потребностям новой машины. В течение 1964-го/65-го годов было налажено серийное производство ГАЗ-53, оснащённого, вместо рядного шестицилиндрового «движка», V-образной «восьмёркой» (115-сильным мотором ЗМЗ-53), а также доработанными и усиленными мостами.
Интересный, полузабытый факт: облицовка и, соответственно, внешний вид ГАЗ-53 первых выпусков очень заметно отличались от привычного нам облика машины. К примеру, фары находились над указателями поворота. Однако до наших дней, к сожалению, не дожил ни один оригинальный ГАЗон того самого первого поколения. Зато он остался запечатлённым на киноплёнке в некоторых известных фильмах того времени, в частности «Весёлые хлопоты» (1964), «Иностранка» (1965), «Берегись автомобиля» (1966), «Три тополя на Плющихе» (1967).
ГАЗ-53Ф (1961—1967)
Кстати, с ГАЗ-53 уже привычного всем облика связан любопытный кино-курьёз. В знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя», в эпизоде, когда члены банды везут Володю Шарапова в хлебном фургоне ГАЗ-АА по ночной Москве, в некоторые кадры некстати затесался зелёный ГАЗ-53. (Действие фильма происходит в 1946-м году).
«ГАЗ-53А» (1965–1983)
Три основные, базовые модификации грузовика сходили с конвейера под следующими заводскими индексами:
- ГАЗ-53Ф (1961—1967) – бортовой грузовик и универсальное шасси с форсированным рядным 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-51 мощностью 82 л.с.
- ГАЗ-53А (с июня 1965 года по 1983 год) – бортовой грузовик, самосвал и универсальное шасси с двигателем ЗМЗ-53 – V-образным 8-ми цилиндровым, мощностью в 115 л.с.
- ГАЗ-53-12 (с 1983 года по январь 1993 года) – бортовой грузовик, самосвал и универсальное шасси с восьмицилиндровым V-образным мотором ЗМЗ-53-11 мощностью в 120 л. с.
Соответственно мощности, различается и грузоподъёмность трёх поколений 53-го ГАЗона. ГАЗ-53Ф был заявлен 4-х тонником, хотя фактически он брал на борт лишь 3 тонны, а 4 т. было для него почти непосильным грузом. Реальным четырёхтонником стал ГАЗ-53А. Мощность мотора ГАЗ-53-12 уже позволяла ему свободно везти не только заявленные производителем 4,5 тонны, но и 5 тонн «с копейками».
ГАЗ-53-12 (1983-1993)
Кроме базовых, существуют сделанные на их основе десятки модификаций и версий ГАЗ-53, предназначенных для использования в специализированных целях. Среди них –
- Армейская модификация ГАЗ-53Н с дополнительным топливным баком на 105 л, предпусковым подогревателем и комплектом дополнительного оснащения.
- Получившие широкое распространение автобусы КАвЗ-685 и «Кубань» на базе ГАЗ-53. Они выпускались на шасси ГАЗ-53-40, оснащённом более мягкими рессорами и телескопическими амортизаторами, топливным баком от ГАЗ-66, изменёнными тормозной системой и электрооборудованием.
- ГАЗ-53-02 – самосвал.
- Специальное шасси, разработанное под самосвал ГАЗ-САЗ (САЗ-3503).
- ГАЗ-53-05 – седельный тягач (ширококго распространения не получил, т.к. любой из трёх двигателей 53-го ГАЗона был слабоват для подобных «упражнений»).
- ГАЗ-53-19 и ГАЗ-53-27 – разработанные в 1984-м году версии, работающие на сжиженном газе; с двигателями в 105 и 100 л.с. соответственно.
Грузовые автомобили ГАЗ-53 экспортировались практически во все страны социализма, а из капиталистических стран – в Финляндию и Бельгию.
Серьёзные сборочные производства этих грузовиков, из советских машинокомплектов, были организованы в Болгарии и на Кубе. Причём болгарское предприятие «Мадара» выпускало ГАЗ-53 на протяжении 1967-1991 годов, доведя в 80-х объём производства до 3000 автомашин в год. А уже с начала 70-х годов – оснащало их двигателями болгарского производства.
Экспортные версии грузовика выпускались с заводскими индексами ГАЗ-53-70 и ГАЗ-53-50 (специально для тропиков). Как уже было отмечено, количество специализированных версий на базе шасси ГАЗ-53 с трудом поддаётся исчислению. Это и передвижные ремонтные мастерские, и пожарные машины, и автокраны, и автолестницы, и мусоровозы, и краны-манипуляторы, и бензовозы-топливзаправщики, и т.д. и т.п.
Область применения автомобиля ГАЗ-53
ГАЗ-53 — история модели
Грузовик ГАЗ-53 выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1959 по 1993 год. Для народного хозяйства страны, стран социалистического лагеря, Бельгии и Финляндии было изготовлено более 4 млн экземпляров.
Грузовик отличает дружелюбный вид, если таковой бывает у автомобилей, приятная жизнерадостная расцветка. Трудяга был задействован на стройках, промышленных, коммунальных предприятиях. В 80-е годы прошлого века в сельском хозяйстве четыре из пяти автомобилей были этой модели.
Об истории легендарного грузовика и его особенностях
В отличие от всех ранее разработанных грузовиков Страны Советов, ГАЗ-53 с изначально создавался сугубо для нужд народного хозяйства. В случае войны его не планировалось мобилизовывать в войска и использовать для транспортировки орудий, перевозки боеприпасов, раненых и т.п. армейских нужд. В связи с этим, ГАЗ-53 с полным правом можно назвать первым отечественным грузовиком «НЕ двойного назначения».
Этим объясняются и «весёленькие» расцветки легендарного автомобиля. Если ранее все грузовики Советского Союза красили только в тёмно-зелёный защитный цвет, то 53-й с самого начала отличался весьма разнообразной цветовой гаммой: кабины его окрашивались в голубой, серый, синий, бежевый, красный, зелёный, жёлтый, оранжевый и некоторые другие цвета.
Прямым «родственником» и «предком» ГАЗ-53 был другой всесоюзный трудяга – грузовик ГАЗ-51. Разработку грузовой автомашины нового поколения возглавлял главный конструктор Горьковского автозавода Александр Дмитриевич Просвирнин (1914-2005). Он, кстати, в 1946-1947 гг. участвовал и в разработке ГАЗ-51, тогда ещё в роли рядового конструктора.
В течение лета/осени 1961 года опытную партию грузовиков ГАЗ-53Ф подвергли серьёзным испытаниям, основным из которых стал автопробег по маршруту Москва – Ташкент – Москва, общей протяженностью в десять тысяч километров. Грузовики в интенсивном режиме прогоняли по просёлочным дорогам и настоящим пустыням, степным пескам, заболоченным почвам и горным местностям. Кульминацией маршрута в Средней Азии стал перевал Шахристан, в Таджикистане, расположенный на высоте более 3,2 тысяч метров над уровнем моря.
Одновременно с этим 2 ГАЗ-53Ф нещадно эксплуатировались в Подмосковье, в условиях бездорожья сельской местности, а еще 4 гоняли по шоссе Москва – Горький туда и обратно, пока на их спидометре не была достигнута цифра 15 000 км., проверяя надёжность на магистральных линиях. В общей сложности, каждая из автомашин выполнила по 18 рейсов.
Кстати, добрых слов заслуживает также «родной брат», 53-го ГАЗона – ГАЗ-52. Тоже бестселлер, выпущенный тиражом более чем в 1 миллион единиц. Это практически его «близнец». Поскольку единственным достоверным различием между данными моделями является модель установленного двигателя: на 52-м – шетицилиндровый рядный, на 53-м – более мощный восьмицилиндровый V-образный.
Между прочим, по наблюдениям опытных водителей ГАЗонов, 52-й отличался несколько лучшей проходимостью в условиях сильного бездорожья или глубокого снега. Более мощный и оборотистый ГАЗ-53 скорее зарывался в грязь, снег или песок там, где 52-й потихоньку проезжал на своей тяге.
Внешне отличить ГАЗ-52 от ГАЗ-53 можно было и по колесным дискам: ГАЗ-52 и модификации имели диски меньшего размера, с 6-ю вентиляционными отверстиями и более узкой резиной. На ГАЗ-53 более широкие (и, соответственно, более «грузоподъемные») шины; колёсные диски большего диаметра, с тремя отверстиями, размещёнными под углом в 120 градусов. Тем не менее, колёсные диски на 52-м и 53-м ГАЗонах являются взаимозаменяемыми.
О технических характеристиках ГАЗ-53
Ознакомившись с фотографиями других автомобилей конца 50-х/начала 60-х годов, можно с полным правом утверждать, что для своего времени внешний вид кабины и её внутренний интерьер ГАЗ-53 выглядели очень прогрессивно.
Была выполнена цельная облицовка решётки радиатора, в которую были органично интегрированы фары и подфарники. Сиденья водителя и пассажира, по канонам тех лет, представляли собой единый «диван». Однако эргономика рабочего места была продумана лучше, чем в ГАЗ-51.
По своему классу ГАЗ-53 относится к семейству универсальных среднетоннажных грузовиков многоцелевого использования. Грузовик ГАЗ-53 имеет рамную конструкцию, привод колёс на задний мост.
Габаритные размеры
- Длина – 6,395 м; ширина – 2,380 м; высота (по кабине, без нагрузки) – 2,220 м
- База шасси – 3,700 м; колея передних колёс (по грунту) – 1,630 м; колея задних колёс – 1,690 м
- Дорожный просвет: 265 мм. При этом нижние точки, с полной нагрузкой составляют: 265 мм (картер ведущего заднего моста) и 347 мм (передняя ось).
- Размеры грузовой платформы: длина – 3,740 м; ширина – 2,170 м; высота бортов – 0,68 м.
- Радиус поворота по колее наружного переднего колеса – 8 м.
Эксплуатационные характеристики
- Колёсная формула: 4х2.
- Снаряжённая масса: 3,2 тонны.
- Грузоподъёмность: 4 тонны у ГАЗ-53Ф и ГАЗ-53А; 4,5 тонны – у ГАЗ-53-12.
- Размер шин: 8,25-20 дюймов.
- Максимально допустимый вес буксируемого прицепа: 4 тонны.
- Кабина ГАЗ-53 – металлическая, двухместная, двухдверная.
- Максимальная скорость с полной нагрузкой по горизонтальному шоссе: 90 км/ч.
- Ёмкость топливного бака: 90 л (в армейской модификации ГАЗ-53Н — 105 л).
- Расход топлива от 24-х литров бензина на 100 км.
Несколько слов о характеристиках версии ГАЗ-53-02 (самосвал). ГАЗон-самосвал производился с укороченной в задней части на 27 см рамой. Колёсная база при этом оставалась прежней. Был оборудован валом отбора мощности.
Платформа комплектовалась гидронасосом шестерёнчатого типа, который через систему управляющих клапанов обеспечивал работу трёхзвеньевого гидроцилиндра подъёма кузова. Ёмкость цельнометаллической кузовной платформы – 5 кубометров; подъём кузова и разгрузка предусмотрены как назад, так и вбок.
Двигатели ГАЗ-53
8-цилиндровые 4-х тактные бензиновые карбюраторные моторы ЗМЗ-53 и ЗМЗ-53-11 имеют V-образную компоновку цилиндров. Рабочий объём составляет 4 254 кубических сантиметра. Мощность, при 3200 об. в минуту, составляет: 115 (ЗМЗ-53) и 120 (ЗМЗ-511) лошадиных сил. Диаметр цилиндра – 92 мм; ход поршня – 80 мм. Среднее значение степени сжатия – 6,7. Максимальный крутящий момент при 2000-2500 об/мин составляет 29 кг/см. Цилиндры работают в следующем порядке: 1—5—4—2—6—3—7—8.
Блок цилиндров двигателя выполнен литьём из сплава «Ал-4», а после отливки загерметизирован термической обработкой и пропиткой синтетической смолой. Это классическая моноблочная конструкция V-образной формы с углом по осям цилиндров 90 градусов.
Полости блока и чугунные гильзы под поршни формируют рубашку водяного охлаждения двигателя. Предусмотрена возможность ремонтной замены гильз (5 групп с буквенными обозначениями). С торца блока резьбовыми шпильками закреплен картер механизма сцепления.
Поршни также разделяются на пять ремонтных групп по их диаметру (буквенной маркировкой), и на четыре группы по диаметру отверстий поршневых пальцев (цветовой маркировкой). Поршневая группа отлита из алюминиевого сплава «Ал-30». Поршень имеет классическую круглую форму с плоским днищем, по его диаметру прорезаны три канавки для маслосъёмных и компрессионных колец.
Головки блоков сделаны из сплава «Ал-4». Сёдла клапанов выполнены из чугуна, а направляющие втулки – из медно-графитовой керамики. Блок и головки цилиндров соединены резьбовыми шпильками через прокладки из асбо-картона, армированного сталью. Коленчатый вал отливается из чугуна, на нём формируются шейки шатунов, опоры и противовесы.
Коленвал прошёл через ряд обязательных динамических и статических балансировок. Осевое перемещение коленчатого вала исключают две шайбы, установленные по обе стороны от опоры первой шейки. Герметизируется в блоке с помощью масло-сгонных канавок, сальников и асбестовой набивки.
Механизм газораспределения, с верхней установкой клапанов, обеспечивает впуск в цилиндры топливо-воздушной рабочей смеси и выпуск отработанных газов.
Данное устройство состоит из: распределительных валов и шестерён, толкателей, коромысел, штанг, клапанов, направляющих втулок и пружин. Распределительный вал выкован из стали. Имеет 5 шеек опоры, кулачки, шестерёнчатый привод маслонасоса и распределителя зажигания.
Устройством для приготовления бензо-воздушной смеси является карбюратор марки К-126. Система зажигания – контактная. Свечи зажигания – А11-У.
Система смазки подаёт масло к контактирующим деталям мотора как под давлением, так и самотёком. Маслонасос – шестерёнчатый, с приводом от распределительного вала, масляный фильтр – полно-поточный, обслуживаемый.
Фильтр подготовки воздуха также обслуживаемый, инерционный, с оседанием загрязняющих частиц в масляной ванне. Система охлаждения – с водяной помпой, закрытого типа, жидкостная. Она состоит из водяной рубашки блока цилиндров, радиатора, помпы, термостата, жалюзи, вентилятора, его кожуха, пробки радиатора и соединительных шлангов. Ёмкость – 22 литра.
Двигатель третьей модификации 53-го ГАЗона – ЗМЗ-53-11 отличается от своего предшественника новыми головками цилиндров с повышенными параметрами сжатия; секционным маслонасосом, полно-поточным фильтрующим устройством, переведённой на закрытую схему вентиляцией картера.
Коробка передач, трансмиссия, тормозная система, ходовая часть, рулевое управление
Коробка передач состоит из четырёх передних «скоростей» и одной задней. По своей конструкции КПП ГАЗ-53 является трёх-ходовой, с синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах. Сцепление однодисковое, сухое.
Карданная передача – открытого типа, имеет карданы с игольчатыми подшипниками. Главная передача ведущих мостов – коническая, гипоидного типа, с передаточным числом 6,83. Дифференциал – шестерёнчатый, кулачковый, конический, повышенного трения.
Рессоры – 4 шт., продольные полуэллиптические, концы заделаны в резиновые опоры. Задняя подвеска имеет дополнительные рессоры. Амортизаторы – гидравлические, телескопические, двухстороннего действия.
Ножные тормоза – колодочные, на 4 колеса. Привод тормозов – ножной, гидравлический, с гидро-вакуумным усилителем. Ручной тормоз – центральный, барабанного типа, установлен на ведомом валу коробки передач. Тип рулевого механизма ГАЗ-53 – это глобоидальный червяк с 3х-гребневым роликом.
Электрооборудование ГАЗ-53
В грузовике ГАЗ-53 используется однопроводная система проводки с соединением минусовой клеммы с массой. Напряжение в сети составляет 12 Вольт. Марка «родной» аккумуляторной батареи 6-СТ-68-ЭМ («6» — число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, «СТ» — батарея стартерная, «68» — емкость батареи А/ч, «ЭМ» — материал батареи «мипласт»).
Марка генератора, мощностью 350 Вт – Г130-Г; реле-регулятора – РР130. В систему электрооборудования грузовика ГАЗ-53 также входят катушка зажигания Б13, с дополнительным сопротивлением; прерыватель-распределитель Р13-В; одноцилиндровый компрессор с воздушным охлаждением; электростартер СТ130-Б с дистанционным включением.
Кабина ГАЗ-53
«Комфортабельная 2х-местная кабина закрытого типа, удобное расположение органов управления и приборов, хорошая обзорность, надёжные тормоза, наличие мощного света обеспечивают лёгкость управления автомобилем и безопасность движения на высоких скоростях в любое время суток», — так описывал ГАЗ-53 информационный альбом «ВнешТоргИздата» в 1968-м году.
Что ж, как, говорится, с чем сравнивать. С позиций нашего времени в кабине ГАЗ-53 – более чем аскетичная и спартанская.
Однако, по сравнению с тем же ГАЗ-51, в котором отсутствовали синхронизаторы в коробке передач, перед включением сцепление надо было выжимать 2–3 раза, а кабина была тесной и плохо отапливаемой, 53-й был просто вершиной комфорта!
На двухместном общем сиденье-диване, обтянутом искусственной кожей, при желании легко могли поместиться и три человека. Единственный момент: тот, кому доставалось место в середине, мог немного мешать водителю, задевая рычаг переключения передач ногами. Широкий простор в кабине был и для «творчества» любителей тюнинга: водители советской эпохи украшали свои кабины ГАЗ-53, кто как мог.
Были и умельцы, мастерившие самодельные утепление и шумоизоляцию кабины: набивали её пенопластом, обшивали войлоком, добиваясь поразительной тишины и комфорта на своём рабочем месте.
Характеристика электрической части автомобиля ГАЗ-53
Электрическая система ГАЗ-53 максимально простая. Она не включает в себя ничего лишнего. Для ее функционирования используется напряжение 12 вольт. Электросистема автомобиля ГАЗ-53 состоит из следующих элементов:
- Аккумуляторная батарея емкостью 75 A/час.
- Электропроводка автомобиля.
- Измерительные приборы в кабине транспортного средства.
- Стартер.
- Генератор.
- Система зажигания, состоящая из трамблера, катушки и коммутатора.
- Электродвигатель отопительной системы.
- Система освещения и подсветки, включающая в себя две фары, габаритные огни, два поворотника, задние фонари и плафон в салоне.
Органы управления ГАЗ-53
Отзывы водителей и владельцев ГАЗ-53
Кстати, что говорят люди, которым довелось работать на основном среднетоннажном грузовике союзных республик и стран социализма? Какие достоинства и недостатки они выделят в этой машине?
Из плюсов на первом месте – простота в конструкции и непосредственной эксплуатации машины. На втором – удивительная ремонтопригодность. Для устранения любой мелкой или крупной поломки не требуется наличия каких-то специальных приспособлений, оборудования и инструментов; не нужно быть квалифицированным специалистом. Чтобы полностью перебрать двигатель и КПП, достаточно будет пары дней.
Другой несомненный плюс – стойкость машины при её «убойной» эксплуатации в экстремальных условиях. Чрезвычайно крепкая ходовая часть: всё вокруг может «сгнить» и рассыпаться от старости, а ГАЗоновские ступицы и мосты останутся.
«Задний мост – деталь, которая вообще никогда не подвергалась ремонту, и масла там никто и никогда не менял с 1984-го года, – делится впечатлениями владелец ГАЗ-53, который и по сей день использует его (уже переведённого на газ) в своём хозяйстве, – коррозии практически нет, всё целое».
Действительно, о качестве металла ГАЗонов, выпущенных в 80-х годах, можно говорить только в превосходной степени. На грузовиках следующего поколения металл был уже намного хуже, гораздо более подверженный воздействию коррозии и менее долговечный.
Вообще, средний срок активной эксплуатации грузовика мог быть различным – в зависимости от условий, в которых ему приходилось работать и общего пробега. В колхозах, где «служила», возможно, самая значительная часть 53-х, грузовик работал до своего списания в среднем 12 лет.
Возможности двигателя ГАЗ-53 были весьма ограниченными, и больше положенных по паспорту 4-4,5 тонн он действительно не мог нормально везти. Хотя перегружать его, естественно, пытались часто, везде и повсеместно.
Например, с наращенными бортами грузили зерно с комбайна до семи тонн за раз (вместо четырёх с половиной). Но мощности мотора с великим трудом хватало для того, чтобы справиться с высокой нагрузкой. Гружёный «по полной» или «с припуском» ГАЗон тянет очень плохо, даже в не очень крутую горку нужно «карабкаться» на первой передаче, также мотор начинает перегреваться.
В условиях нещадной эксплуатации двигатели ГАЗ-53 работали всего по 100-150 тысяч километров до первого капитального ремонта; там, где условия были более благоприятные – и по 400 тысяч. Капремонт мотора можно было делать не менее трёх раз.
Слабое место в конструкции ГАЗона – диск сцепления, шлицов хватает всего на один сезон интенсивной работы. Опорный подшипник в коленчатом вале также больше сезона не всегда выдерживал; отмечают и проблемы с выжимным подшипником.
Рулевое управление – механическое, тугое, иногда «бьющее по рукам». Но ни о каких усилителях в те времена ещё и речи не было. Другой минус – большой расход топлива – в советскую эпоху также был несущественным.
Сейчас это уже трудно представить, но тогда бензин стоил дешевле минералки: в 70-х годах 6-8 копеек за литр; в 80-х уже дороже, однако и тогда абсолютный максимум стоимости бензина составлял 30 копеек за литр. Поэтому ГАЗ-53, переведённые с бензина на газ стали уже «детищем перестройки».
Сколько кубов дров в газ 53 ?
Определить объем дров, аккуратно уложенных на хранение – довольно просто. Гораздо сложнее выяснить, сколько кубометров в машине, которую вам привезли. Рассмотрим, для примера, сколько кубов дров в ГАЗ 53.
Для начала, мы должны выяснить полный объем кузова автомобиля. Стандартный Газон имеет объем кузова примерно 4,8 кубометров. Если вы видите, что дрова нагружены без горки, то их объем явно не может быть выше.
Есть модификации кузова с силосными (наращенными) бортами, чей объем увеличен в 1,5 – 2 раза.
Помимо объема кузова, на то, сколько кубов дров в газоне, влияет метод укладки. Точнее наличие укладки: если дрова аккуратно уложены, то они занимают почти весь объем кузова, если же они свалены навалом, то между ними остается много свободного пространства. Существует специальный коэффициент для пересчета объема навала в объем складочных кубометров. Коэффициент зависит от длины полена. Например, для полена в четверть метра поправочный коэффициент равен 0,8, а для полена в 3 четверти метра – уже 0,73.
Это означает, что 4 кубометра дров средней длины в 25 см, привезенных навалом, после укладки превратится в 3,2 куба.
Можно ли уместить в ГАЗ 53 6 куб дров?
Как мы уже говорили, если у автомобиля наращенные борта или если загружать кузов с изрядной горкой, то можно. Более вероятным это становится, если дрова загружаются методом укладки, а не навалом. В последнем случае, даже в 8-микубовом кузове может оказаться 2-3 кубометра дров.
Рассмотрим, сколько кубов дров в ГАЗ 66. Объем кузова этого автомобиля может быть различным в зависимости от типа, но, в среднем, это 3 – 4 куба, без наращенных бортов. Таков и максимальный объем перевозимых дров, с учетом нормальной укладки по борта.
Итак, для оценки привезенного объема дров вам необходимо знать объем кузова и метод укладки дров. Ситуация несколько осложняется при погрузке «с горкой», но и ее объем можно посчитать, разделив дрова на 2 условные геометрические фигуры:
- Параллелепипед кузова по борта;
- Отдельно горка. Для удобства подсчета можно даже разровнять горку, сделав ее более пологой.
Сложив объем обеих фигур (получается путем перемножения длины, высоты и ширины) – получим примерный объем дров.
samanka.ru
Объем газа: уравнение, законы и единицы измерения
Газ — это единственное состояние материи, которое не имеет определенной формы и объема. Молекулы газа могут расширяться, чтобы заполнить любой контейнер, в котором они находятся. Как же тогда рассчитать объем газа, если его нельзя зафиксировать? В этой статье рассматривается объем газа и его свойства. Мы также обсудим другие свойства, на которые влияет изменение объема газа. Наконец, мы рассмотрим примеры, где мы будем вычислять объем газа. Приятного обучения!
Определение объема газа
Рис. 1: Объем газа принимает форму сосуда, в котором хранится газ. контейнер. Их молекулы рассредоточены и перемещаются беспорядочно , и это свойство позволяет газам расширяться и сжиматься, когда газ выталкивается в контейнеры разных размеров и форм.
Объем газа можно определить как объем контейнера, в котором он содержится. 93\).
Приведенное выше уравнение справедливо только при комнатной температуре и атмосферном давлении. Но что, если давление и температура также меняются? На объем газа влияют изменения давления и температуры . Давайте посмотрим на их отношения.
Теперь давайте изучим влияние изменения давления на объем газа.
Зависимость между давлением и объемом газа
Рис. 3: По мере уменьшения объема газа давление увеличивается. Это связано с тем, что увеличивается частота и влияние столкновений между молекулами газа и стенками сосуда.
Теперь рассмотрим фиксированное количество газа, поддерживаемого при постоянной температуре. Уменьшение объема газа заставит молекулы газа двигаться ближе друг к другу. Это увеличит столкновения между молекулами и стенками контейнера. Это приводит к увеличению давления газа. Давайте посмотрим на математическое уравнение для этого отношения, называемое Законом Бойля.
Формула, описывающая объем газа
Закон Бойля дает соотношение между давлением и объемом газа при постоянной температуре. 93\) . Проще говоря, закон Бойля звучит так:
\[\text{давление}\times \text{объем}=\text{константа}.\]
Приведенное выше уравнение верно, только если температура и количество газа постоянны. Его также можно использовать при сравнении одного и того же газа в разных условиях, 1 и 2:
\[p_1v_1=p_2V_2,\]
или прописью:
\[\text{начальное давление}\times \text{начальное volume}=\text{конечное давление}\times \text{конечный объем}.\]
Подводя итог, можно сказать, что для фиксированного количества газа (в молях) при постоянной температуре произведение давления на объем постоянно.
Чтобы дать вам более полное представление о факторах, влияющих на объем газов, мы рассмотрим изменение температуры газа во время этого глубокого погружения. Мы говорили о том, как молекулы газа хаотично движутся в сосуде, в котором они находятся: эти молекулы сталкиваются друг с другом и со стенками сосуда.
Рис. 4: При нагревании газа при постоянном давлении его объем увеличивается. Это связано с тем, что средняя скорость частиц газа увеличивается и заставляет газ расширяться.
Теперь рассмотрим фиксированное количество газа, находящегося в закрытом контейнере при постоянном давлении . По мере повышения температуры газа средняя энергия молекул увеличивается, увеличивая их среднюю скорость. Это приводит к расширению газа. Жак Шарль сформулировал закон, связывающий объем и температуру газа следующим образом.
Объем фиксированного количества газа при постоянном давлении прямо пропорционален его температуре.
Это соотношение может быть описано математически как 93\). Этот ответ имеет смысл, потому что после увеличения давления мы ожидаем уменьшения объема.
На этом мы подошли к концу статьи. Давайте посмотрим, что мы уже узнали.
Объем газа – основные выводы
- Газы не имеют определенной формы или объема, пока они не рассматриваются как содержащиеся в закрытом контейнере.
- Объем, занимаемый одним молем любого газа при комнатной температуре и атмосферном давлении, равен \(24\,\,\mathrm{дм}^3\). 3/\text{моль}\).
- Объем газа можно рассчитать, используя \(\text{объем}=\text{моль}\times \text{молярный объем},\), где моль — это символ, используемый для обозначения количества молей газа. .
- Объем и давление газа влияют друг на друга. Закон Бойля гласит, что при постоянной температуре и постоянном количестве газа произведение объема и давления постоянно.
- Закон Бойля можно математически сформулировать как \(p_1V_1=p_2V_2\).
Каталожные номера
- Рис. 3. Закон Бойля (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:2314_Boyles_Law.jpg) OpenStax College (https://openstax.org/) лицензирован CC BY 3.0 (https:/ /creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en)
Законы о газе
8.4 Газовые законы
Цель обучения
- Прогнозировать свойства газов с помощью газовых законов.
Опыт показал, что несколько свойств газа могут быть связаны друг с другом при определенных условиях. Свойства давления ( P ), объем ( V ), температура ( T , в кельвинах) и количество материала, выраженное в молях ( n ). Мы обнаружили, что образец газа не может иметь случайных значений этих свойств. Вместо этого будут иметь место только определенные значения, продиктованные некоторыми простыми математическими соотношениями.
Закон Бойля
Первое простое соотношение, называемое газовым законом. Простая математическая формула, которая связывает два или более свойства газа, находится между давлением газа и его объемом. Если количество газа в образце и его температура поддерживаются постоянными, то при увеличении давления газа объем газа пропорционально уменьшается. Математически это записывается как
P∝1V
, где символ «∝» означает «пропорционально». Это одна из форм закона Бойля. Газовый закон, который связывает давление и объем, который связывает давление газа с его объемом.
Более полезная форма закона Бойля связана с изменением состояния газа. Для данного количества газа при постоянной температуре, если мы знаем начальное давление и объем пробы газа, а давление или объем изменяются, мы можем рассчитать, каким будет новый объем или давление. Эта форма закона Бойля записывается
P i V i = P f V f
where the subscript i refers to initial conditions and the subscript f refers to final conditions.
Чтобы использовать P i V i = P f V f , вам нужно знать любую четвертую переменную алгебраически, чтобы вычислить любую из трех переменных. Кроме того, величины давления должны иметь те же единицы измерения, что и две величины объема. Если две одинаковые переменные не имеют одинаковых переменных, одно значение должно быть преобразовано в единицу измерения другого значения.
Пример 4
Что произойдет с объемом газа, если его давление увеличить? Предположим, что все остальные условия остаются прежними.
Решение
Если давление газа увеличивается, объем в ответ уменьшается.
Упражнение для развития навыков
Что произойдет с давлением газа, если его объем увеличить? Предположим, что все остальные условия остаются прежними.
Пример 5
Если образец газа имеет начальное давление 1,56 атм и начальный объем 7,02 л, каков будет конечный объем, если давление уменьшить до 0,987 атм? Предположим, что количество и температура газа остаются постоянными.
Решение
Ключевым моментом в подобных задачах является умение определить, какие величины представляют какие переменные из соответствующего уравнения. По формулировке вопроса вы должны быть в состоянии сказать, что 1,56 атм — это P i , 7,02 л — это V i , а 0,987 атм — это P f . Нам нужен последний том — V f . Следовательно, подставив эти значения в P i V i = P f V f
(1,56 атм)(7,02 л) = (0,987 атм) × В f
Выражение содержит атмосферы в обеих частях уравнения, поэтому они сокращаются алгебраически:
(1,56)(7,02 л) = (0,987) × В f
Теперь мы разделим обе части выражения на 0,987, чтобы выделить В f , искомую величину:
(1,5161) (7,02 л)0,987=Vf
Выполняя умножение и деление, получаем значение V f , что равно 11,1 л. Объем увеличивается. Это должно иметь смысл, потому что давление уменьшается, поэтому давление и объем обратно пропорциональны.
Упражнение для развития навыков
Если образец газа имеет начальное давление 3,66 атм и начальный объем 11,8 л, каково конечное давление, если объем уменьшить до 5,09 л? Предположим, что количество и температура газа остаются постоянными.
Если единицы измерения схожих величин не совпадают, одну из них необходимо преобразовать в единицы другой величины, чтобы расчет работал правильно. Неважно, какое количество переведено в другую единицу; единственное, что имеет значение, это то, что преобразование и последующая алгебра выполняются правильно. Следующий пример иллюстрирует этот процесс.
Пример 6
Если образец газа имеет начальное давление 1,56 атм и начальный объем 7,02 л, каков конечный объем, если давление изменить до 1775 торр? Имеет ли ответ смысл? Предположим, что количество и температура газа остаются постоянными.
Раствор
Этот пример аналогичен примеру 5, за исключением того, что конечное давление выражается в торр. Чтобы математические расчеты выполнялись правильно, одно из значений давления должно быть преобразовано в другую единицу измерения. Изменим начальное давление на торр:
1,56 атм × 760 торр1 атм=1190 торр
Теперь мы можем использовать закон Бойля:
(1190 торр)(7,02 л) = (1775 торр) ×
Торр алгебраически сокращает обе части уравнения, оставляя
(1,190)(7,02 л) = (1,775) × В f
Теперь мы разделим обе части уравнения на 1,775, чтобы выделить В f с одной стороны. Решение для конечного тома,
Vf=(1190)(7,02 л)1,775=4,71 л
Поскольку давление увеличивается, объем уменьшается.
Примечание
Ответ для окончательного объема по существу такой же, если мы переведем 1775 торр в атмосферу: 1775 торр × 1 атм 760 торр = 2,336 атм. Используя закон Бойля: (1,56 атм)(7,02 л) = (2,335 атм) × В f ; Vf=(1,56 атм)(7,02 л)2,336 атм=4,69 л.
Упражнение для развития навыков
Если образец газа имеет начальное давление 375 торр и начальный объем 7,02 л, каково будет конечное давление, если объем изменить до 4577 мл? Имеет ли ответ смысл? Предположим, что количество и температура газа остаются постоянными.
Для вашего здоровья: Дыхание
Дыхание, безусловно, является важным вкладом в ваше здоровье! Без дыхания мы не смогли бы выжить. Любопытно, что сам акт дыхания — это не более чем применение закона Бойля.
Легкие представляют собой набор постоянно сужающихся трубочек, которые заканчиваются множеством крошечных мешочков, называемых альвеолами. Именно в альвеолах кислород из воздуха переходит в кровоток, а углекислый газ из кровотока переходит в легкие для выдоха. Чтобы воздух входил в легкие и выходил из них, давление внутри легких должно изменяться, заставляя легкие изменять объем, как и предсказывает закон Бойля.
Изменение давления вызывается диафрагмой, мышцей, покрывающей нижнюю часть легких. Когда диафрагма опускается, она увеличивает размер наших легких. Когда это происходит, давление воздуха в наших легких немного снижается. Это заставляет новый воздух устремляться внутрь, и мы вдыхаем. Падение давления незначительное — всего 3 торр, или около 0,4% атмосферы. Мы вдыхаем всего 0,5–1,0 л воздуха за один вдох.
Выдох воздуха требует расслабления диафрагмы, которая давит на легкие и немного уменьшает объем легких. При этом немного повышается давление воздуха в легких, и воздух вытесняется наружу; мы выдыхаем. Для выдоха требуется всего 1–2 торр дополнительного давления. Таким образом, с каждым вдохом наши собственные тела выполняют экспериментальную проверку закона Бойля.
Закон Чарльза
Другой простой газовый закон связывает объем газа с его температурой. Эксперименты показывают, что при повышении температуры образца газа его объем увеличивается, пока давление и количество газа остаются постоянными. Математически это можно записать так:
. В ∝ Т
Здесь необходимо уточнить понятие температуры. Хотя шкала Кельвина является предпочтительной температурной шкалой, шкала Цельсия также является распространенной температурной шкалой, используемой в науке. Шкала Цельсия основана на точках плавления и кипения воды и на самом деле является общей температурной шкалой, используемой в большинстве стран мира (за исключением Соединенных Штатов, где до сих пор используется шкала Фаренгейта). Значение температуры в градусах Цельсия напрямую связано с ее значением в Кельвинах простым выражением:
Температура Кельвина = температура Цельсия + 273
Таким образом, можно легко преобразовать одну температурную шкалу в другую.
Примечание
Шкала Кельвина иногда называется абсолютной шкалой, потому что нулевая точка на шкале Кельвина находится при абсолютном нуле, самой низкой возможной температуре. На других температурных шкалах абсолютный ноль равен −260°C или −459°F.
Выражение, связывающее объем газа с его температурой, вызывает следующий вопрос: к какой шкале температур относится объем газа? Ответ заключается в том, что объемы газа напрямую связаны с кельвинов температура . Поэтому температуру пробы газа всегда следует выражать (или преобразовывать) в температуру Кельвина.
Пример 7
Что произойдет с объемом газа, если его температуру уменьшить? Предположим, что все остальные условия остаются постоянными.
Решение
Если температура пробы газа уменьшается, объем также уменьшается.
Упражнение для развития навыков
Что произойдет с температурой газа, если увеличить его объем? Предположим, что все остальные условия остаются постоянными.
Как и в случае с законом Бойля, зависимость между объемом и температурой может быть выражена через начальное и конечное значения объема и температуры следующим образом: i — начальный объем и температура, а V f и T f — конечный объем и температура. Это закон Шарля Газовый закон, который связывает объем и абсолютную температуру. Ограничение на его использование состоит в том, что давление газа и количество газа должны оставаться постоянными. (Закон Шарля иногда называют законом Гей-Люссака по имени ученого, продвигавшего работу Шарля.)
Пример 8
Образец газа при 20°C имеет начальный объем 20,0 л. Каков его объем, если температуру изменить до 60°C? Имеет ли ответ смысл? Предположим, что давление и количество газа остаются постоянными.
Решение
Хотя температуры даны в градусах Цельсия, мы должны перевести их в кельвины, прежде чем сможем использовать закон Шарля. Таким образом,
20°С + 273 = 293 К = Т i 60°С + 273 = 333 К = T f
Теперь мы можем подставить эти значения в закон Шарля вместе с начальным объемом 20,0 л:
20,0 L293 K=Vf333 K
видим, что наши единицы измерения температуры сократятся:
(333 K)(20,0 L)293 K=Vf
Решение для конечного объема:
Упражнение для развития навыков
Образец газа при 35°C имеет начальный объем 5,06 л. Каков его объем, если температуру изменить до -35°C? Имеет ли ответ смысл? Предположим, что давление и количество газа остаются постоянными.
Закон о комбинированном газе
Можно составить и другие законы о газе, но мы сосредоточимся только на двух. Комбинированный газовый законГазовый закон, связывающий давление, объем и абсолютную температуру. объединяет законы Бойля и Шарля, чтобы связать изменения давления, объема и температуры пробы газа:
PiViTi=PfVfTf
Чтобы применить этот газовый закон, количество газа должно оставаться постоянным. Как и в других газовых законах, температура должна быть выражена в кельвинах, а единицы измерения подобных величин должны быть одинаковыми. Из-за зависимости от трех величин одновременно трудно сказать заранее, что произойдет с одним свойством пробы газа при изменении двух других свойств. Лучший способ узнать это математически.
Пример 9
Образец газа имеет P i = 1,50 атм, В i = 10,5 л и T i = 300 K. Чему равен конечный объем, если P = 0 P 0,750 атм и Тл f = 350 К?
Решение
Используя комбинированный газовый закон, подставьте пять величин:
(1,50 атм)(10,5 л)300 К=(0,750 атм)(Vf)350 К
Алгебраически преобразуем это выражение, чтобы выделить В f с одной стороны уравнения:
Vf=(1,50 атм)(10,5 л)(350 К)(300 К)(0,750 атм)=24,5 л
Обратите внимание, что все единицы измерения отменяются, кроме единицы для объем.
Упражнение для развития навыков
Образец газа имеет P i = 0,768 атм, В i = 10,5 л и T i = 100 К. Чему равно конечное давление, если 7,85 л и т f = 250 К?
Пример 10
Баллон с образцом газа имеет температуру 22°C и давление 1,09 атм в аэропорту Кливленда. Баллон имеет объем 1070 мл. Воздушный шар доставляется самолетом в Денвер, где температура составляет 11°C, а давление 655 торр. Каков новый объем воздушного шара?
Решение
Первая задача состоит в том, чтобы преобразовать все величины в правильные и согласованные единицы измерения. Температуры должны быть выражены в кельвинах, а единицы измерения давления отличаются, поэтому необходимо преобразовать одну из величин. Переведем атмосферы в торр:
22°С + 273 = 295 К = Т i 11°C + 273 = 284 K = T f 1,09 атм × 760 торр1 атм=828 торр = Pi
Теперь мы можем подставить величины в комбинированный закон: 295 K=(655 торр)×Vf284 K
Чтобы найти В f , мы умножаем 284 К в знаменателе правой части на числитель слева и делим 655 торр в числителе правую часть в знаменатель слева:
(828 торр)(1 070 мл)(284 K)(295 K)(655 торр)=Vf
Обратите внимание, что торр и кельвины сокращаются, поскольку они находятся как в числителе, так и в знаменателе. Единственная оставшаяся единица — это миллилитры, которые являются единицей объема. Итак, В f = 1300 мл. Общее изменение заключается в том, что объем баллона увеличился на 230 мл.
Упражнение для развития навыков
Аэростат, используемый для подъема метеорологических приборов в атмосферу, содержит газ объемом 1150 л на земле при давлении 0,977 атм и температура 18°С. Наверху этот газ имеет давление 6,88 Торр и температуру -15°C. Каков новый объем газа?
Закон об идеальном газе
До сих пор газовые законы, которые мы использовали, были сосредоточены на изменении одного или нескольких свойств газа, таких как его объем, давление или температура. Существует один газовый закон, который связывает все независимые свойства газа при любых конкретных условиях, а не изменение условий. Этот газовый закон называется законом идеального газа. Газовый закон, который связывает объем, давление, температуру и количество газа. Формула этого закона выглядит следующим образом:
PV = nRT
В этом уравнении P — давление, V — объем, n — количество молей, а T — температура. R называется константой закона идеального газаПостоянная появляется в законе идеального газа. и представляет собой константу пропорциональности, которая связывает значения давления, объема, количества и температуры пробы газа. Переменные в этом уравнении не имеют индексов i и f для указания начального состояния и конечного состояния. Закон идеального газа связывает четыре независимых свойства газа при любых условиях.
Значение R зависит от того, какие единицы используются для выражения других величин. Если объем выражается в литрах, а давление в атмосферах, то правильное значение R будет следующим:
R=0,08205 л⋅атммоль⋅K
Это может показаться странной единицей, но это то, что требуется для единицы для работы алгебраически.
Пример 11
Каков объем в литрах 1,45 моль газа N 2 при 298 К и 3,995 атм?
Раствор
Используя закон идеального газа, где P = 3,995 атм, n = 1,45 и T = 298,
(3,995 атм) × л⋅5 моль K)(298 K)
В правой части моли и кельвины сокращаются. Кроме того, поскольку атмосферы появляются в числителе с обеих сторон уравнения, они также сокращаются. Единственная оставшаяся единица — литры, единица объема. Так
3,995 × В = (1,45)(0,08205)(298) л
Разделив обе части уравнения на 3,995 и оценив, получим В = 8,87 л. Заметим, что условия газа не меняются. Скорее, закон идеального газа позволяет нам определить, каким должно быть четвертое свойство газа (здесь — объем) , если известны три других свойства (здесь — количество, давление и температура).
Упражнение для развития навыков
Каково давление образца газа CO 2 , если 0,557 моль содержится в сосуде объемом 20,0 л при температуре 451 К?
Для удобства ученые выбрали 273 K (0°C) и давление 1,00 атм в качестве набора стандартных условий для газов. Эта комбинация условий называется стандартной температурой и давлением (СТД) 273 К (0°С) и давлением 1,00 атм. При этих условиях 1 моль любого газа имеет примерно одинаковый объем. Мы можем использовать закон идеального газа, чтобы определить объем 1 моль газа при нормальных условиях:
(1,00 атм)×V=(1,00 моль)(0,08205 л⋅атммоль⋅K)(273 K)
Этот объем равен 22,4 л. Поскольку этот объем не зависит от типа газа, идея о том, что 1 моль газа имеет объем 22,4 л при СТП, что делает удобный коэффициент пересчета:
1 моль газа = 22,4 л (при нормальных условиях)
Пример 12
Циклопропан (C 3 H 6 ) представляет собой газ, который ранее использовался в качестве анестетика. Сколько молей газа содержится в образце объемом 100,0 л, если газ находится в нормальных условиях?
Решение
Мы можем выполнить простое одношаговое преобразование, связывающее моли и литры:
100,0 л C3H6×1 моль22,4 л=4,46 моль C3H6
В 100,0 л содержится почти 4,5 моль газа.
Примечание
Из-за своей воспламеняемости циклопропан больше не используется в качестве анестезирующего газа.
Упражнение для развития навыков
Фреон — это торговое название серии фтор- и хлорсодержащих газов, которые ранее использовались в холодильных системах. Какой объем имеет 8,75 моль фреона на СТП?
Примечание
Многие газы, известные как фреоны, больше не используются, поскольку их присутствие в атмосфере разрушает озоновый слой, который защищает нас от ультрафиолетового излучения солнца.
Сфера деятельности: Респираторный терапевт
Некоторые заболевания, такие как эмфизема легких, рак легких и тяжелая форма астмы, в первую очередь поражают легкие. Респираторные терапевты помогают пациентам с проблемами дыхания. Они могут оценить, помочь диагностировать и лечить нарушения дыхания и даже помочь оказать неотложную помощь при острых заболеваниях, когда дыхание нарушено.
Большинство респираторных терапевтов должны закончить как минимум два года обучения в колледже и получить степень младшего специалиста, хотя терапевты могут взять на себя больше ответственности, если у них есть высшее образование. Терапевты также должны сдать государственные или национальные сертификационные экзамены. После сертификации респираторные терапевты могут работать в больницах, кабинетах врачей, домах престарелых или на дому у пациентов. Терапевты работают с таким оборудованием, как кислородные баллоны и респираторы, иногда могут выдавать лекарства, облегчающие дыхание, проводить тесты и обучать пациентов дыхательным упражнениям и другим видам терапии.
Поскольку респираторные терапевты работают непосредственно с пациентами, умение хорошо работать с другими является обязательным условием для этой карьеры. Это важная работа, потому что она связана с одной из самых важных функций организма.
Упражнения по обзору концепции
Какие свойства помогают нам предсказать газовые законы?
Чем закон идеального газа отличается от других газовых законов?
Ответы
Газовые законы связывают четыре свойства: давление, объем, температуру и количество молей.
Закон идеального газа не требует изменения свойств газа.
Key Takeaway
- Физические свойства газов можно предсказать с помощью математических формул, известных как газовые законы.
Упражнения
Какие условия пробы газа должны оставаться постоянными, чтобы можно было использовать закон Бойля?
Какие условия пробы газа должны оставаться постоянными, чтобы можно было использовать закон Шарля?
Имеет ли значение идентичность газа при использовании закона Бойля? Почему или почему нет?
Имеет ли значение идентичность газа при использовании закона Чарльза? Почему или почему нет?
Образец газообразного азота помещен в баллон объемом 1,88 л и давлением 1,334 атм. Каков будет объем баллона, если давление изменить до 0,662 атм? Предположим, что температура и количество газа остаются постоянными.
Образец газообразного гелия в поршне имеет объем 86,4 мл при давлении 447 торр. Каков будет объем гелия, если давление на поршень увеличить до 1240 торр? Предположим, что температура и количество газа остаются постоянными.
Если газ имеет начальное давление 24 650 Па и начальный объем 376 мл, каков конечный объем, если давление газа изменить до 775 торр? Предположим, что количество и температура газа остаются постоянными.
Образец газа имеет начальный объем 0,9550 л и начальное давление 564,5 торр. Каким будет конечное давление газа, если объем изменить на 587,0 мл? Предположим, что количество и температура газа остаются постоянными.
Человек вдыхает около 1,00 л воздуха. Если начальная температура воздуха составляет 18°C, а воздух нагревается до 37°C, каков новый объем воздуха? Предположим, что давление и количество газа остаются постоянными.
При нормальном вдохе человек вдыхает около 1,00 л. Если начальная температура воздуха составляет -10°C, а воздух нагревается до 37°C, каков новый объем воздуха? Предположим, что давление и количество газа остаются постоянными.
Смесь воздуха и паров газа в автомобильном цилиндре имеет начальную температуру 450 К и объем 12,7 см 3 . Газовая смесь нагревается до 565°С. Если давление и количество остаются постоянными, каков конечный объем газа в кубических сантиметрах?
Учитывая следующие условия для газа: В I = 0,665 л, T I = 23,6 ° C, V F = 1. 034 L. Цельсия и кельвина?
Предполагая, что количество остается прежним, каким должен быть конечный объем газа, который имеет начальный объем 387 мл, начальное давление 456 торр, начальную температуру 65,0°C, конечное давление 1,00 атм и конечная температура 300 К?
При нажатии на сопло баллончика 0,15 мл газа расширяется до 0,44 мл, а его давление падает с 788 торр до 1,00 атм. Чему равна конечная температура газа, если начальная температура газа 22,0°С?
Используйте закон идеального газа, чтобы показать, что 1 моль газа при нормальных условиях имеет объем около 22,4 л.
Используйте стандартный коэффициент пересчета, чтобы определить значение постоянной закона идеального газа R , выраженное в л·торр/моль·К.
Сколько молей газа содержится в образце объемом 27,6 л при 298 К и давление 1,44 атм?
Сколько молей газа содержится в пробе объемом 0,066 л при температуре 298 К и давлении 0,154 атм?
Образец газообразного диоксида углерода массой 0,334 моль помещается в объем 20,0 л и находится под давлением 0,555 атм. Какова температура углекислого газа в кельвинах и градусах Цельсия?
Чему должно быть В для пробы газа, если н = 4,55 моль, Р = 7,32 атм и Т = 285 К?
Каково давление 0,0456 моль газообразного Ne, содержащегося в объеме 7,50 л при 29°C?
Каково давление 1,00 моль газообразного аргона, имеющего объем 843,0 мл и температуру -86,0°C?
Ответы
температура и количество газа
Идентичность не имеет значения, потому что переменные закона Бойля не идентифицируют газ.
3,89 л
92,1 мл
1,07 л
23,7 см 3
206 мл
Закон идеального газа подтверждает, что 22,4 л равняется 1 моль.