история создания, технические характеристики и модификации
Работа над созданием полноприводного грузовика ГАЗ -66, который должен был заменить выпускавшийся на Горьковском автозаводе 2-х тонный ГАЗ-66, началась в начале 60 –х годов.
На начальном этапе разработки конструкторскую группу возглавлял Р.Заворотный, позже ведущим конструктором был назначен О.Образцов. Координировал работу по созданиию автомобиля А.Д.Просвирин. При проектировании автомобиля широко использовался опыт созданного в 1958 году грузовика ГАЗ-62 с расположением кабины над силовым агрегатом.
ГАЗ-62 ставший основой для разработки следующей модели
Автомобиль выделялся на фоне существующих моделей многими нестандартными решениями. На ГАЗ -66 впервые в СССР устанавливался 8 – и цилиндровый V – образный двигатель. Расположение водительской кабины над силовым агрегатом позволило добиться увеличения площади грузовой платформы при сохранении минимальной длины автомобиля.
Вертикальное размещение за кабиной запасного колеса позволило опустить основание грузовой платформы. Другими особенностями конструкции грузовика были гипоидная передача, тормозная система с гидровакуумным усилителем, гидроусилитель руля, цельнометаллическая конструкция грузовой платформы, омыватели ветрового стекла.
Серийное производстов ГАЗ-66 началось в 1964 году
Опытная партия грузовиков появилась к ноябрю 1963 года, а с 1 июля 1964 года с конвейера ГАЗа начали сходить серийные автомобили. ГАЗ-66 –автомобиль – долгожитель, сходивший с конвейера завода в разных модификациях 35 лет. Он неоднократно отмечался различными медалями и наградами на автомобильных выставках. Среди его наград – Золотая медаль Лейпцигской ярмарки 1967 года, золотая медаль московской сельскохозяйственной выставки 1966 года. В 1969 году, первым из советских автомобилей, он удостоился права носить на борту Государственный знак качества.
Конструкция ГАЗ-66
ГАЗ – 66 имеет рамную конструкцию. Высокая проходимость автомобиля обеспечивается за счет полноприводной конструкции , коротких свесов и односкатных шин. С 1968 года на грузовике применяется система централизованного регулирования давления в шинах. Цельнометаллический кузов оснащен решетчатыми бортами и откидывающимся задним бортом. Вдоль бортов установлены откидные скамейки, предусмотрена возможность установки тентового покрытия на пяти дугах.
Габариты ГАЗ-66
Цельнометаллическая двухместная кабина установлена над силовым агрегатом, оснащена отопительной системой и омывателем ветрового стекла. При необходимости, в кабине можно установить подвесное спальное место. Доступ к двигателю осуществляется посредством откидывания кабины вперед. Большая часть грузовиков укомплектована 8-цилиндровым бензиновым V –образным двигателем ЗМЗ -66. Для запуска двигателя при отрицательных температурах применяется предпусковой подогреватель ПЖБ -12.
Двигатель ГАЗ-66
ГАЗ -66 оснащен четырехступенчатой коробкой передач с синхронизацией на 3 и 4 передачах, однодисковым сцеплением с гидроприводом, двухступенчатой раздаточной коробкой, одинарной гипоидной главной передачей.
Отключаемый передний мост комплектуется шаровыми шарнирами равных угловых скоростей. Колеса на рессорной зависимой подвеске оснащаются гидравлическими амортизаторами. Для повышения удобства управления автомобилем рулевой механизм снабжается гидроусилителем.
Рабочая тормозная система автомобиля – барабанная , с гидроприводом и вакуумным усилителем. Стояночный тормоз –барабанный на все колеса, трансмиссионный. Некоторые модификации грузовиков оснащались лебедкой с приводом от силового агрегата.
Модификации и военное применение
ГАЗ-66 –универсальный грузовик, предназначенный для перевозки грузов и людей по всем видам дорожных покрытий, а также по бездорожью. Благодаря удачной конструкции, на основе базовой модели было создано множество модификаций, как универсальных, так и специализированных.
Так, автомобиль применяется на аэродромах для буксировки легких летательных аппаратов. В качестве тягача он используется и на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Широкое применение автомобиль нашел в воздушно – десантных войсках благодаря сбалансированности центра тяжести и компактности. Одинаковая нагрузка на переднюю и заднюю ось позволяют ему при десантировании опускаться на все колеса без завала кабины вперед.
Десантный вариант ГАЗ-66Б со складывающейся кабиной
В 80 –е годы конструкция автомобиля подверглась частичной модернизации. Мощность двигателя была увеличена, подверглась изменениям тормозная система, была установлена новая светотехника. Обновленная модель грузовика начала выпускаться с 1985 года. С 1993 года на некоторых модификациях начали устанавливать дизельный двигатель. Серийное производство автомобилей ГАЗ-66 полностью завершилось в 1999 году, однако, отдельные партии грузовиков ГАЗ-66 дизель, продолжали выпускать по специальным заказам и позже.
Всего за годы производства с конвейера завода сошло около миллиона экземпляров автомобилей этой модели. В настоящее время вместо ГАЗ -66, завод освоил выпуск капотных грузовиков «Садко».
Основные модификации
ГАЗ-66-01 | Базовая модель, годы производства 1964-1984 |
ГАЗ-66-02 | Грузовик, оснащенный лебедкой, производился с 1964 по 1984. |
ГАЗ-66-03 | Модификация, оснащенная помехозащищенным электрооборудованием, без системы централизованного регулирования давления в шинах, годы производства 1964-1968. |
ГАЗ-66-04 | Грузовик, оснащенный дополнительным помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984. |
ГАЗ-66-05 | Модификации грузовика оснащенного лебедкой и помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984. |
ГАЗ-66-11 | Модернизированный автомобиль с новым двигателем ЗМЗ 6606 (120л. |
ГАЗ-66-12 | Модернизированный вариант автомобиля с лебедкой, выпуск освоен в 1985 г. |
ГАЗ-66-14 | Модернизированный автомобиль с помехозащищенным электрооборудованием, выпуск освоен в 1985 г. |
ГАЗ-66-15 | Специальная модификация автомобиля с помехозащищенным электрооборудованием и лебедкой, выпуск освоен в 1985 г. |
ГАЗ-66-16 | Грузовик с деревянной платформой с двускатными задними шинами без системы регулирования давления в шинах и дополнительного бензобака, выпуск освоен в 1993 г. |
ГАЗ-66-21 | Грузовик с удлиненной деревянной платформой с усиленной рамой ,мостами и подвеской, выпуск освоен в 1993 г. |
ГАЗ-66-30 | Специальная платформа–шасси для самосвала САЗ 3531 |
ГАЗ-66-40 | Версия автомобиля с турбодизельным двигателем, годы производства 1993 -1999. |
ГАЗ-66-41 | Автомобиль с дизельным двигателем ГАЗ 544, с двускатными шинами. На грузовике отсутствует система централизованной регулировки давления шин и дополнительный бензобак, годы производства 1993 -1999. |
ГАЗ-66-81 | Экспортный вариант автомобиля для стран с умеренным климатом. |
ГАЗ-66-91 | Экспортный вариант автомобиля для стран с тропическим климатом. |
ГАЗ-66-92 | Автомобиль в северной компоновке, с дополнительной изоляцией и обогревателем, двойными стеклами, противотуманными фарами, аккумулятором увеличенной емкости. Выпуск освоен с 1987г. |
ГАЗ-66-96 | Платформа–шасси для вахтовых автобусов. |
ГАЗ-66Б | Десантный автомобиль оснащенный специальным десантным оборудованием и брезентовым верхом. |
ГАЗ-66П | Опытная модель легкого седельного тягача. |
ГАЗ-33 | Опытная модель трехосного грузовика. |
Технические характеристики ГАЗ-66
AUTO.RIA – GAZ 66 дизель
AUTO.RIA – GAZ 66 дизель — купить ГАЗ 66 дизельdebug 0507 header1
debug 0507 header2
debug 0507 header3
debug 0507 header4
Продать авто
1681037441. 959
1681037441.959
1681037441.959
Бу авто
GAZ
66
Дизельные авто
Все авто Б/у авто Новые авто Под пригон
Транспорт
Любой Легковые Мото Грузовики Прицепы Спецтехника Сельхозтехника Автобусы Водный транспорт Воздушный транспорт Автодома
Марка
Выбрать
Модель
Модель
Регион
Регион Киев Винница Днепр (Днепропетровск) Донецкая обл. Житомир Запорожье Ивано-Франковск Кропивницкий (Кировоград) Луганская обл. Луцк Львов Николаев Одесса Полтава Ровно Сумы Тернополь Ужгород Харьков Херсон Хмельницкий Черкассы Чернигов Черновцы
Топливо
Топливо Бензин Дизель Газ Газ / Бензин Гибрид Электро Другое Газ метан Газ пропан-бутан
Год
от 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990 1989 1988 1987 1986 1985 1984 1983 1982 1981 1980 1979 1978 1977 1976 1975 1974 1973 1972 1971 1970 1969 1968 1967 1966 1965 1964 1963 1962 1961 1960 1959 1958 1957 1956 1955 1954 1953 1952 1951 1950 1949 1948 1947 1946 1945 1944 1943 1942 1941 1940 1939 1938 1937 1936 1935 1934 1933 1932 1931 1930 1929 1928 1927 1926 1925 1924 1923 1922 1921 1920 1919 1918 1917 1916 1915 1914 1913 1912 1911 1910 1909 1908 1907 1906 1905 1904 1903 1902 1901 1900
до 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990 1989 1988 1987 1986 1985 1984 1983 1982 1981 1980 1979 1978 1977 1976 1975 1974 1973 1972 1971 1970 1969 1968 1967 1966 1965 1964 1963 1962 1961 1960 1959 1958 1957 1956 1955 1954 1953 1952 1951 1950 1949 1948 1947 1946 1945 1944 1943 1942 1941 1940 1939 1938 1937 1936 1935 1934 1933 1932 1931 1930 1929 1928 1927 1926 1925 1924 1923 1922 1921 1920 1919 1918 1917 1916 1915 1914 1913 1912 1911 1910 1909 1908 1907 1906 1905 1904 1903 1902 1901 1900
Цена, $
Только с видео
Расширенный поиск
Предложения о продаже дизельных ГАЗ 66
1681037444. 439
1681037444.439
Thu Apr 06 2023 14:50:44 GMT+0300 (Eastern European Summer Time)0
4 700 $ • 176 015 грн
- 100 тыс. км
- Новомосковск ( от )
- Дизель, 4.6 л.
- Ручная / Механика
Газ 66 із Чехословатським дизельним двигуном Zetor 8001 об’ємом 4,6 куб. Двигун у відмінному стані. Нові форсунки. Новий акумулятор. Все у робочому стані. Роздавання працює. Телефонуйте цікавтеся відповіді на запитання. …
1681037444.439
Fri Mar 31 2023 02:09:57 GMT+0300 (Eastern European Summer Time)0
3 800 $ • 143 944 грн
- 1000 тыс. км
- Яремче ( от )
- Дизель, 4.6 л.
- Ручная / Механика
831-14 KX Мы распознали гос.номер авто на фото и проверили его по реестрам МВД.
Продаётся газ66 с мотором т40 машина в хорошем состоянии все работает ездит каждый день. Подробности по телефону. …
1681037444.439
Wed Mar 29 2023 22:09:47 GMT+0300 (Eastern European Summer Time)0
14 700 $ • 556 836 грн
- 10 тыс. км
- Могилев-Подольский ( от )
- Ручная / Механика
Двигун Mercedes OM364LA Самоскид на 3 сторони Лебідка Кран маніпулятор гідрозахват Все вписано в техпаспорт Все працює Детальніше за номером телефону …
1681037444.439
Wed Mar 29 2023 23:01:11 GMT+0300 (Eastern European Summer Time)Перевірений VIN-код AUTO.RIA проверил VIN-код и сравнил информацию от продавца с данными реестров МВД. Проверить всю историю авто 0
7 950 $ • 301 146 грн
- 8000 тыс. км
- Хмельницкий ( от )
- Дизель, 4.6 л.
- Ручная / Механика
Продам газ 66 дизель мотор ОМ 364 турбодизель. Коробка Зиловская не выбивает Самосвал 5 тонн берет спокойно Усиленные рессоры добавил подрисорники Колеса польские от бетеера протектор 80% Машина сделана для леса Кабина покоцана Мотор плохо заводится 24 вольта 2 аккумулятора 100 Повышенные пониженные не выбивают Новые карданы сбалансированы с завода Детали по телефону …
1681037444.439
Thu Apr 06 2023 15:19:51 GMT+0300 (Eastern European Summer Time)Перевірений VIN-код AUTO.RIA проверил VIN-код и сравнил информацию от продавца с данными реестров МВД. Проверить всю историю авто 0
7 500 $ • 281 175 грн
- 9669 тыс. км
- Верховина ( от )
- Дизель
- Ручная / Механика
Газ-66,Вахтовая,20+1мест,двигатель 4.0дизель с Мерседес-бенс Рекс и коробка также мерседеса,колеса бетееровские стоят,лебедка новая,все на ходу,в будке стоит печка,люки,все работает. …
1681037444. 439
Mon Apr 03 2023 16:10:08 GMT+0300 (Eastern European Summer Time)16 000 $ • 600 320 грн
- 100 тыс. км
- Львов ( от )
- Дизель, 4 л.
- Ручная / Механика
Буровая установка БКМ-302 на базе ГАЗ-66 Турбированный дизельный двигатель ОМ-364-А, 4,0л. Документы переработаны под дизельный двигатель На ходу, капиталовложений не нуждается …
1681037444.439
Wed Mar 29 2023 23:21:35 GMT+0300 (Eastern European Summer Time)0
8 200 $ • 310 616 грн
- 1200 тыс. км
- Рахов ( от )
- Дизель, 4.6 л.
- Ручная / Механика
Продам газ 66 переработанный под хамер двигатель д 240 дизель еще сделаю кузов могу поменять на другое авто 4х4 торг …
1681037444.439
Wed Mar 29 2023 23:15:41 GMT+0300 (Eastern European Summer Time)0
5 000 $ • 189 400 грн
- 100 тыс. км
- Лебедин ( от )
- Дизель
- Не указано
Автомобиль в хорошем рабочем состоянии. Двигатель дизель Д 240, редукторный стартер, КПП Зил(по консервации), понижении, передок, блокировка редукторов, все работает. АКБ 190.ампер. резина нормальная. кабина слабовата. Самосвал и двигатель вписаны в техпаспорт, я владелец. Возможен обмен! …
1681037444.439
{countResult} авто по параметрам:
Смотреть все {countResult} объявлений →
С ГАЗ 66 (дизель) также ищут
- Продажа авто
- Каталог авто
- Машины бу
- Характеристики авто
- GAZ
- GAZ 66
- Средняя цена на GAZ 66
- Фото GAZ 66
- Характеристики GAZ 66
Подбор GAZ 66 по характеристикам
- По стоимости
- GAZ 66 дешево
- Другие →
- GAZ 66 из Европы
- Ретро автомобили
- GAZ 66 объявления с фото
ВНИМАНИЕ!
В Вашем браузере отключен JavaScript.
Функциональность страниц может быть ограничена или вовсе не возможна.
Включите JavaScript,
это займет всего пару минут.
Включить
Внимание! Вы используете режим «Частный доступ».
Отключите режим приватного доступа, чтоб воспользоваться поиском б/у авто.
Как отключить?
рассказ про ГАЗ 66 дизель
- Дом
- Истории
- ГАЗ-66 дизель
Найдите в нашем каталоге
ГАЗ-66
Начиная с: €6,000
18 ноября 2020 г.
Военный кемпер ГАЗ-66 с дизельным двигателем и полностью синхронизированной трансмиссией от Unimog OM 364 (Мерседес, 3758 куб.см, 4 цилиндра). 5 новых шин, капитальный ремонт двигателя (новые шланги и т.д.), без лебедки (в связи с заменой двигателя), ремонт CTIS. Более высокое укрытие отпескоструено и перекрашено снаружи и изнутри.
Галерея
- jpg»> jpg»> jpg»>
ГАЗ-66: ОКР «Билечик» и дизели
В поисках подходящего дизеля
Автомобиль ГАЗ-66 Дизельный двигатель позволил бы, во-первых, значительно повысить экономичность грузовика, а во-вторых, обеспечить более высокую тяговую мощность. Надо сказать, что идея «универсального» оснащения отечественных грузовиков дизелями пришла к пользователю одновременно с принятием на вооружение ГАЗ-66 в 60-х годах. Однако в это время в Советском Союзе было создано несколько крупных моторостроительных предприятий (например, ЗМЗ), которые были предназначены в первую очередь для производства бензиновых двигателей. Срок годности таких заводов составлял не менее 10 лет, что, безусловно, отодвигало сроки детализации легких и средних грузовиков. Второй проблемой было отсутствие современного производственного оборудования для серийной сборки дизелей и их комплектующих, в частности топливных насосов высокого давления. Андрей Липгарт, легендарный конструктор и отечественный вездеход 19№ 67 призывал к закупке лицензий на современные дизельные двигатели за рубежом. Во многом это связано с невозможностью рационального создания малогабаритных дизелей, но даже их разработки. Примечателен пример Макатония, конструкторы которого на протяжении десятилетий пытались создать дизель на базе карбюраторного ЗИЛ-130.
Опытный ГАЗ-3301 в Рязани
В итоге пришел к выводу, что на базе бензинового двигателя создать унифицированный его с дизелем не представляется возможным: все равно и допуски должны быть намного меньше, и нагрузка на двигателя в дизельном двигателе намного выше. Доходило до того, что зиловцам приходилось экспортировать модификации для закупки дизелей у Leyland и Perkins. У Газа ситуация была лучше: в 1967, на «Трак» уже установили опытный УС-0118 мощностью 100 л.с. Но об опыте Запада в области автомобилестроения не забыли, внимание инженеров привлекли немецкие дизели Deutz на воздушной подушке. охлажденный. Было даже несколько поездок в Германию на фирме Klockner-Humboldt-Deutz AG в г. Ульм с целью обмена опытом.
Экспериментальный дизель ГАЗ-66 воздушного охлаждения фирмы Klockner-Humboldt-Deutz AG
Ставка: ГАЗ-66 с эмблемой «Магирус»
В частности, было решено для моторных УС использовать так называемый рабочий процесс Pisinger (который был реализован в Deutz) с объемно-пленочным смесеобразованием. Преимуществом его был уверенный холодный пуск, малодымность и, что очень важно, возможность работы на смеси бензина с дизельным топливом. Купить у немцев лицензию на дизельный Deutz Fh513 по разным причинам не удалось, и советским инженерам приходится переосмысливать немецкую конструкцию. С 1972 было построено несколько опытных моторов в разных вариациях. Одной из нерешаемых проблем было качество изготовления топливной аппаратуры. В итоге для опытных двигателей пришлось покупать инжекторные Bosch, отечественные аналоги оказались бесполезными. Потом боролись с дымностью двигателей, с чем удалось справиться, но со временем подскочил расход топлива. США в своих экспериментах не ограничились автомобилями 66-й серии – производившиеся в середине 70-х годов моторы ставили и на гражданские заднеприводные грузовики.
Рядные шестицилиндровые дизели Deutz под кабиной «Шишиги»
В 1974 году в Горьком принято решение о проведении серии испытаний немецких двигателей Deutz на полигоне грузовых автомобилей ГАЗ-66, -53А, и -52. Также в СССР испытывали более мощные дизели этой немецкой марки на карбюраторном «Урале». Результаты этих испытаний стали одним из аргументов в пользу закупки крупных партий знаменитого «Магируса» для нужд строителей Байкало-Амурской магистрали. Так как процесс разработки собственного дизеля УС-0118 откровенно забуксовал, было принято решение приобрести еще лицензию на рядный серийный двигатель FL9.12 для автомобилей Газ V образный FL413 для «Урал». Позже в Горьком немецкому мотору переименуют в ГАЗ-542.10, растачат цилиндр до 105 мм, увеличат мощность до 125 л.с. и даже в 1978 году запустят в опытную серию.
Вот и пришло время познакомиться с новинкой того времени – перспективным грузовиком ГАЗ-3301, призванным заменить морально устаревшую «Шишигу». Парадокс машины в том, что она не была прямым аналогом ГАЗ-66, как на тонну увеличилась грузоподъемность, так и масса автомобиля на целую тонну. В итоге разрыв между легкими грузовиками УАЗ-451/451 и ГАЗ-3301 только увеличился, а ниша в армии так и осталась незанятой. 9В цикле 0018
упоминается о будущем грузовике ГАЗ-62, который можно считать одним из предшественников «Шишиги». Этот грузовик, изначально предназначенный для Воздушно-десантных войск, мог брать на борт 1100 кг и был принят на вооружение. По своим характеристикам машина лишь немного уступала немецкому однокласснику Unimog S404, но в какой-то момент она вдруг не понравилась военному руководству СССР. Как это произошло? Дело в том, что с 1960 по 1964 год командующим сухопутными войсками был прославленный маршал Василий Иванович Чуйков, которого ГАЗ-62 на одной из выставок решительно не привлекали. Когда Чуйков спросил о возможности замены этой «недотыкомки», ему рассказали о готовящемся выпуске дуктанса ГАЗ-66. Что было дальше:
«Может ли автомобиль грузоподъемностью 2 тонны перевозить 1,1 тонны груза?» «Возможно», — ответили инженеры. — «Вот и поторопитесь с разработкой ГАЗ-66!» — отрезал маршал. — «А эта «недотыкомка» сразу сходит с конвейера!»
Автомобиль, естественно, сразу сняли с завода, а вместе с ним и перспективную монопроводу «полуторку» ГАЗ-56, основу которой составляют агрегаты «недотыкомка».
А вот и новый ГАЗ-3301 еще больше расширил нишу в стройном ряду колесной военной техники Советской Армии. Этого требовало Министерство обороны: габариты и масса буксируемого орудия постепенно увеличивались (в среднем до 3 тонн), и «Шишиги» уже не хватало.
ГАЗ-3301 и проект «Биледжик»
Бескапотники ГАЗ-3301 грузоподъемностью 2,5 т прошли приемочные испытания в 1983-1987 гг. и отличались от своего предшественника ГАЗ-66 увеличенным до 335 мм дорожным просветом и несколько удлиненным грузовая платформа с ровным полом. Кроме того, важным отличием был назван 125-сильный дизельный двигатель, способный переваривать не только чистое дизельное топливо, но и различные смеси. Можно заливать смесь бензина И-76 и дизельного топлива в соотношении 70% на 30%, а также более высокооктановый бензин АИ-9.3 разбавляли дизельным топливом один к одному. В среднем машина расходовала всего 16 литров топлива на 100 км, что стало поистине революционным прорывом для «Шишиги» — это обеспечило запас хода в 1300 км. Невероятно одновременно с базовой моделью в серию пошел и вариант с утепленной кабиной.
ГАЗ-3301
Ранний прототип ГАЗ-3301 с кузовом от классической «Шишиги»
Кабина представляла собой во многом упрощенный вариант конструкции ГАЗ-66 со всеми врожденными недостатками: теснота, неудобное расположение рычага переключения передач и необходимость откидывания кабины для обслуживания двигателя и силового агрегата. К тому же, очевидно, никто не учел печальный опыт афганского конфликта, когда бескапотный ГАЗ-66 плохо показал себя в минной войне. Удалось даже разработать модель герметичного кузова К-3301 из армированного пенополистирола и его низкопрофильный вариант. А вот принятый на вооружение ГАЗ-3301 вступил в силу в 1987 г. не произошло в 88 г., а в 89 г. не было готово производство двигателей, а в 1990 г. от преемника «Шишиги» отказалось Минобороны по банальной причине отсутствия финансирования. Хотя до сих пор существует версия, что до сих пор распространено в сознании армейского руководства осознание бесперспективности дальнейшего развития «Шишиги». А 18 августа 1992 года конвейер Горьковского автозавода впервые за 60 лет остановился…
Примечательно, что с 1985 года на ГАЗ было выпущено третье поколение ГАЗ-66-11, которое стало последним для легендарной «Шишиги». На машину установил модернизированный ЗМЗ-66-06 мощностью 120 л.с., а также новую лебедку и экранированное оборудование. Это был карбюраторный ЗМЗ-513.10 мощностью 125 л.с. — так получилась версия ГАЗ-66-12 с новыми шинами и грузоподъемностью до 2,3 тонны. В варианте ГАЗ-66-16 грузоподъемность увеличена до 3,5 т за счет задних фронтонов колес. Последняя модель 19 года.90 даже испытывали в 21-м НИИИ, но тогда до изготовления опытных образцов дело не дошло.
С распадом СССР заказы на полноприводные военные грузовики упали до минимума, заводу пришлось изобретать различные гражданские версии. Однако, как известно, спасти Горьковский автозавод не стали мирные «Шишиги», а подоспевшая вовремя полуторка «Газель», ставшая символом возрождения отечественного автопрома.
Дизель ГАЗ-66-41. На этот автомобиль был установлен безнаддувный дизель ГАЗ-544.10 мощностью всего 85 л.с. Отметим новый кузов с ровным полом. Он достался от ГАЗ-3301
Последней попыткой возродить устаревший и морально устаревший ГАЗ-66 стал проект под обозначением «Билечик», в рамках которого Минобороны в 1991 году профинансировало установку на машину упомянутого дизеля воздушного охлаждения. Зато количество цилиндров у него уменьшили с шести до четырех – все равно «Шишига» была на целую тонну легче перспективного и мертворожденного ГАЗ-3301. Новый мотор в безнадежном исполнении получил наименование ГАЗ-544.10 и развивал весьма скромные 85 л.с. Но «Шишига» с силовой установкой превратилась в тихоходный трактор, поэтому я разработал турбину мощностью 130 л.с. и поставил ее на прототип грузовика с наименованием ГАЗ-66-11Д или ГАЗ-66-16Д (в разных источниках пишут по-разному). «Шишига» из проекта «Билечик» могла похвастаться сиденьем от «Волги» ГАЗ-24-10, рулевой колонкой ГАЗ-3307, которые в совокупности несколько улучшили ужасающую эргономику водительского места. Позже было собрано несколько машин с двигателями разной степени мощности, которые прошли предварительные испытания на базе 21 XIII. К 19 марта92, требования к машине в большей части были выполнены, и предсерийный грузовик получил окончательное наименование ГАЗ-66-40. Через два года были построены первые три автомобиля уже с пятиступенчатой коробкой передач, усиленными раздаточной коробкой. Но на испытаниях все шло плохо – ненадежными оказались и новые дизеля, и новая коробка.
Устранение замечаний заняло много времени, и только в феврале 1995 года стартовали госиспытания, но плохие моторы ГАЗ-5441.10 снова заглючили – из-под ГБЦ вырвались газы, нещадно текло масло и разрушало клапаны. Также регулярно выбивалась трансмиссия, чрезмерный износ шин и кабина грузовика была дырявой — дождевая вода беспрепятственно просачивалась внутрь. Здесь в полной мере сказалось очень низкоуровневое сборочное оборудование на Горьковском автозаводе в 90-х годов, а также бракованные комплектующие от субподрядчиков.