Родился основоположник тактики парового броненосного флота, русский адмирал Григорий Иванович Бутаков

27 сентября (9 октября) 1820 г. в Риге в семье морского офицера родился Григорий Иванович Бутаков, российский военно-морской деятель, адмирал, основоположник тактики парового броненосного флота.

В 1831 г. Бутаков поступил в Морской кадетский корпус, после окончания которого служил на Балтийском флоте, а через год был направлен флаг-офицером к главному командиру Черноморского флота, адмиралу М. П. Лазареву.

За участие в боевых действиях у берегов Кавказа Григорий Иванович неоднократно удостаивался наград. В 1852 г. он стал командиром лучшего пароходофрегата Черноморского флота «Владимир», на котором в начале Крымской войны захватил турецкий пароход «Перваз-Бахри», а во время обороны Севастополя — пароход-фрегат «Херсонес». При обороне Севастополя Бутаков осуществлял общее командование несколькими пароходофрегатами, поддерживал корабельной артиллерией сухопутные войска.

По окончании войны контр-адмирал Бутаков был назначен главным командиром Черноморского флота и портов, а также военным губернатором Николаева и Севастополя. В 1860 г. он вернулся на службу в Балтийский флот, где командовал броненосной эскадрой, а с 1881 г. стал главным командиром Петербургского порта.

Обладая блестящей эрудицией, Бутаков придерживался передовых взглядов на развитие военно-морских сил и внёс значительный вклад в теорию и практику русского флота. Его усилиями была составлена первая систематическая лоция Чёрного моря, изданная в 1851 г.

В 1867 г. на своей эскадре Григорий Иванович учредил первую лабораторию минных опытов, которая занималась опытами по подведению гальванических мин под корабли и испытанием мин заграждения. В 1874 г. по его проекту броненосный фрегат «Петропавловск» был впервые оснащён противоминной артиллерией. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Бутаков разработал правила постановки мин на фарватерах, которые применил на практике при устройстве минной обороны Кронштадта.

Бутаков первым взялся за исследование тактики парового броненосного флота. Его сочинение «Новые основания пароходной тактики» (1863), переведённое на ряд иностранных языков, стало крупным вкладом в теорию военно-морского искусства, а разработанные им «Правила манёвра парового корабля» нашли признание и применение во всех флотах мира.

В 1882 г. после тяжёлой болезни Григорий Иванович Бутаков скончался от апоплексического удара и был похоронен в Севастополе в храме святого Владимира.

Лит.: Березин Е. В., Де-Ливрон А. К. Адмирал Григорий Иванович Бутаков. СПб., 1884; Бутаков Г. И. Новые основания пароходной тактики. СПб., 1863; Бутаков Г. И. Проект систематического собрания морских эволюций. СПб., 1881; Лурье А., Маринин А. Адмирал Г. И. Бутаков. М., 1954; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/bio/lurie_marinin/index.html; Максимов П. В. Основатель тактики броненосного флота // Морской сборник. 1970. № 9. С. 64-66; Фёдоров М. Р. Вклад адмирала Г.  И. Бутакова в кораблестроение и тактику парового флота // Судостроение. 1979. № 4. С. 62-64.

См. также в Президентской библиотеке:

Морской сборник : журнал Военно-морского флота. Т. 18, № 10 (октябрь). Отдел первый. СПб., 1855.

Индии — отказать: Фрегат «Адмирал Бутаков», вопреки планам, срочно отправлен в Крым

4 апреля 2019

Свободная пресса

Есть основания считать, что Москва очень серьезно отнеслась к недавно обнародованным планам США и НАТО резко усилить свое военное присутствие в Черном море. И заранее принимает ответные меры практически чрезвычайного характера. В руководстве Минобороны РФ принято решение нашу корабельную группировку в Севастополе срочно наращивать даже в ущерб другим российским флотам.

Фото: Свободная прессаСвободная пресса

Это, как ни странно, следует не из официальных сообщений высоких властных инстанций РФ. А из совершенно рядового, казалось бы, газетного интервью флотоводца относительно невысокого ранга — командира 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота контр-адмирала Олега Криворога. Это соединение, составляющее основу боевой мощи ЧФ, на днях отметило свой юбилей. По этому случаю контр-адмирал Криворог принялся рассказывать о планах по усилению своей дивизии. И среди прочего внезапно сказал вот что: «Ожидаем ввод в строй четвертого фрегата, «Адмирал Бутаков». Сейчас идет формирование его экипажа».

Видео дня

Почему на это стоит обратить особое внимание? Тут следует хотя бы вкратце вспомнить очень непростую историю строительства на калининградском заводе «Янтарь» упомянутого корабля, на вооружении которого будут стоять высокоточные крылатые ракеты «Калибр-НК».

Многоцелевой фрегат «Адмирал Бутаков» проекта 11356 — четвертый в серии из шести таких же очень удачных ракетных кораблей, строительство которой с целью обновления Черноморского флота было принято в 2010 году. Первые три фрегата («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров») давно несут службу в Севастополе. И практически не вылезают из Средиземного моря, где при их активном участии продолжается российская военная операция в Сирии.

Сведения о судьбе второй находящейся в планах Минобороны «тройки» кораблей проекта 11356 («Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов») в последние годы поступали самые противоречивые. Абсолютно точно было одно: работы на «Янтаре» на этих очень необходимых флоту «новостройках» с 2015 года приостановлены по причине отсутствия для них главных энергетических установок. Которые после известных событий в Крыму и в Донбассе вопреки давно подписанным и даже частично оплаченным контрактам (заранее Москва перечислила Киеву чуть менее 100 миллионов долларов) отказалась поставлять Украина. Но к моменту возникновения конфликта в Донбассе два силовых агрегата из трех для зависших в Калининграде «адмиралов» все же в городе Николаеве, на бывшем всесоюзном монополисте в области корабельного газотурбинного двигателестроения — предприятии «Зоря-Машпроект», украинцы успели изготовить. И с той поры обе дорогущие ГТУ пылятся где-то на заводском заднем дворе.

После 2015 года Россия не раз то публично и официально отказывалась от достройки оставшихся без двигателей фрегатов и заявляла о переговорах с Индией по продаже ей этих «полуфабрикатов», только впустую занимающих достроечные стенки. И тем мешающих работе калининградских судостроителей. То вдруг появлялись сведения, что лихорадочные работы на рыбинском НПО «ОДК-Сатурн» по импортозамещению в области создания в России собственных корабельных ГТУ продвигаются столь успешно, что есть надежда ракетных «адмиралов» все же довести до ума и передать заждавшемуся Черноморскому флоту.

В сентябре 2018 года показалось, что как минимум «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Исаков» от нас уплывают окончательно. По крайней мере, помощник президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин тогда заявил, что с Дели заключено соглашение по схеме «два плюс два» на общую сумму почти в миллиард долларов. Иначе говоря, пару фрегатов проекта 11356 мы доделаем в Калининграде и передадим индийским ВМС. А еще два таких же корабля завод «Янтарь» поможет им с нуля построить уже на берегах Индийского океана. Для одного тогда планировали использовать корпус «Адмирала Корнилова». Его, естественно, предварительно пришлось бы отбуксировать за тридевять земель — с холодной Балтики в теплые широты.

Почему речь шла о достройке в России всего двух, а не трех уже заложенных в Калининграде фрегатов? Именно потому, что «Зоре-Машпроекту» с 2015 года некуда девать именно два предназначавшихся было для России, но запрещенных Киевом к отправке в Калининград ГТУ. В случае, если корабли после достройки забирают не русские, а индийцы, Украина, как утверждают, готова снять эти ограничения. И переправить агрегаты через госграницу с «москалями», приобщившись к новому валютному ручейку.

Еще 13 декабря 2018 года представитель «Янтаря» сообщил агентству «Интерфакс-АВН», что речь три месяца назад шла о достройке в Калининграде для ВМС Индии именно «Адмирала Бутакова» и «Адмирала Исакова». Дословно цитата выглядит так: «На заводе начались работы, которые предшествуют возобновлению строительства для ВМС Индии двух фрегатов проекта 11356. Для этого будут использованы корпуса сторожевых кораблей, которые строились на ПСЗ для Черноморского флота. Речь идет об СКР «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», которые находятся в разной степени готовности».

Итак, три с небольшим месяца назад «Адмирала Бутакова» мы собирались отдавать индийцам. А сегодня резко передумали и оставляем себе. Поскольку, по сведениям контр-адмирала Криворога, уже формируем в Севастополе для него собственный экипаж. Что же так радикально поменяло судьбу корабля?

Вся штука в том, что в 2018 году в России действительно заработала принципиально новая для нашей страны высокотехнологичная отрасль промышленности – производство собственных корабельных газотурбинных установок большой мощности. Миллиарды из гособоронбюджета потрачены не зря, Рыбинск, кажется, очень прилично справился с задачей импортозамещения. Двигатели для «Адмирала Бутакова» — и не только для него! – мы теперь сделаем сами.

Первые два отечественных газотурбинных двигателя М90ФР в интересах ВМФ были изготовлены «ОДК-Сатурн» еще в четвертом квартале 2018 года. Но почему же тогда даже в декабре минувшего года мы продолжали твердить о продаже всех трех недостроенных в Калининграде фрегатов в Индию?

Проблема в том, что эти очень сложные и громоздкие агрегаты – буквально штучный товар. Даже десятками выпускать их на одном заводе невозможно. А добрых вестей из Рыбинска с нетерпением ожидали не только в Калининграде, но еще и на «Северной верфи» в Питере. Потому что там давно и не очень успешно строятся еще более мощные фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков» (еще в 2012 году заложен «Адмирал Головко», а в 2013-м – «Адмирал Исаков»), а также головной корвет проекта 20386 «Дерзкий». Ни для одного из перечисленных кораблей к началу 2019 года двигателей не было.

Однако всем на флоте давно известно, что фрегаты проекта 22350 в приоритете у Минобороны по сравнению с их оказавшимися в схожей беде калининградскими собратьями. Посему все, что на первых порах способен дать кораблестроителям Рыбинск, в первую очередь пойдет в Санкт-Петербург, на «Северную верфь». Ибо фрегат «Адмирал Головко» военные моряки хотят получить раньше других заказов. И отправить его, скорее всего, на Северный флот. Вслед за «Адмиралом Горшковым» и заканчивающим программу государственных испытаний «Адмиралом Касатоновым». Туда же или на Тихий океан пойдет, наверное, в свое время и «Адмирал Исаков».

Как видим, в иной обстановке при таких раскладах до калининградских фрегатов у «ОДК-Сатурн» дело в любом случае дошло бы не скоро. Почему же тогда уже почти проданный за три моря «Адмирал Бутаков» для российского флота воскрес буквально как птица Феникс?

Полагаю, все дело в на глазах усложняющейся для России военно-политической обстановке, складывающейся в Черном и Средиземном морях. Новые боевые корабли там нам нужны как воздух. Если три имеющиеся в распоряжении черноморцев многоцелевых фрегата проекта 11356 гонять в нынешнем режиме – угробим как лучших лошадей на призовых скачках. Им нужна хоть какая-то передышка для планового ремонта и отдыха экипажей. Именно поэтому и вспомнили об «Адмирале Бутакове».

Однако как же в обстановке столь лютого дефицита выкроить для фрегата новые двигатели? Только забрав их у кого-то другого. Допустим, у стоящего на «Северной верфи» корвета «Дерзкий».

Для него, как сообщили, на «Северной верфи», поставка газотурбинного двигателя М90ФР из Рыбинска ожидалась в первой половине 2020 года. Не исключено – теперь это случится попозже. Так ведь, как свидетельствует опыт отечественного кораблестроения последних лет, и сам «Дерзкий» выйдет в море наверняка существенно позже намеченного 2021 года (по состоянию на февраль 2019 года его техническая готовность составляла всего 12%). Просто потому, что все головные корабли новых проектов мы никогда не сдаем в оговоренные с военными сроки.

И совершенно не обязательно очередные сбои со сдачей головного корвета проекта 22386 будут именно по электромеханической части. На нем хватает и других очень сложных и принципиально новых систем. А если так – не лучше ли и в самом деле предназначенные «Дерзкому» ГТД передать «Адмиралу Бутакову»? Строительство таких как он фрегатов давно и хорошо освоено. И потому вероятно пойдет как по маслу. А давно находящемуся в прицелах НАТО Севастополю четвертый фрегат с «Калибрами» нужен будет позарез.

А в это время

Появлению в России в кратчайшие сроки собственного корабельного газотурбинного двигателестроения, к вящему огорчению Киева, помогли именно украинские специалисты. А именно — из николаевского «Зоря-Машпроекта». Поскольку их собственное предприятие, четыре года назад лишившееся заказов из России, встало намертво, на родине эти люди остались и без работы, и без денег. Поэтому, естественно, потихоньку потянулись в Рыбинск, где им с радостью предложили и то, и другое.

Мало того. Насколько можно судить, бывшие николаевцы на берега Волги перебирались не с пустыми руками. С собою они всеми правдами и неправдами привозили техническую документацию. И даже некоторые образцы своей продукции. В результате уже в мае 2015 года глава Объединенной двигателестроительной корпорации РФ Владислав Масалов заявил информационному агентству ТАСС, что «ОДК-Сатурн» для начала собственного производства ГТД располагает полным комплектом технической документации.

Очень вероятно, что бегство квалифицированных инженеров, конструкторов и рабочих из украинского Николаева в российский Рыбинск продолжается. Во всяком случае, в соседней стране недавно объявили, что по данным ее госаудитслужбы, только за последний год численность персонала бывшего флагмана советского двигателестроения сократилась на 869 человек. Не все уволенные, безусловно, уехали работать в Россию. Но что некоторые выбрали именно этот маршрут – весьма похоже.

О том, что утечка военно-технических секретов из Украины в Россию продолжается, свидетельствует и такой факт. По сообщениям киевских СМИ, в 2017 году Служба безопасности Украины пресекла очередную попытку вывоза с предприятия «Зоря-Машпроект» продукции военного назначения. Был задержан один из инженеров этого завода, пытавшийся вывезти в Российскую Федерацию три агрегата, предназначенных для контроля температуры газа в ГТД и 86 сопел к его форсункам.

Проблемы ВПК: Союзники: Москва разоружила Белорусский фронт Лукашенко

Военные новости: Российские РВСН начали масштабные учения

Войска,Армия,Владислав Масалов,Владимир Кожин,Министерство обороны,Завод «Янтарь»,Северная верфь,РВСН,Объединенная двигателестроительная корпорация,НАТО,СБУ,ИТАР-ТАСС,

Фрегат класса «Адмирал Григорович» | Military-Today.com

Страна происхождения Россия
Поступил на службу 2016
Экипаж ~ 200 человек
Морская выносливость 30 дней
Размеры и рабочий объем
Длина 124,8 м
Луч 15,2 м
Проект 4. 2 м
Рабочий объем, стандарт 3 850 тонн
Рабочий объем, полная нагрузка 4 035 тонн
Движение и скорость
Скорость 30 узлов
Диапазон 9 000 км на 14 узлах
Двигатель Силовая установка COGAG с 2 маршевыми газовыми турбинами (16 900 л.с. вместе) и 2 х наддувных газовых турбины (44 000 л.с. вместе)
Airwing
Вертолеты 1 х Ка-27 или Ка-31
Вооружение
Артиллерия 1 х 100-мм пушка, 2 х 30-мм Каштан CIWS
Ракеты 1 x 8-элементная VLS для противокорабельной / наземной атаки «Калибр» крылатых ракет или ПКР «Оникс», 3 х 12-ячеечные ВЛС для ЗРК Штиль-1 в/ч
Торпеды 2 х спаренных 533-мм торпедных аппарата
Другое 1 х противолодочная реактивная установка РБУ-6000 в/ч

 

Это последний класс фрегатов, заказанных ВМФ России. Он упоминается как Кривак IV. класс на Западе. Он основан на Талвар Фрегаты класса, построенные в России для ВМС Индии. Так оно и есть модернизированный, но не совсем новый дизайн. Первый из класса «Адмирал Григорович» был введен в строй в 2016 году. службе на Черноморском флоте России. Адмирал Григорович был использовался в составе боевой группы России у берегов Сирии. Первоначально Всего ВМФ заказал шесть кораблей этого класса. для службы на Черноморском флоте. Однако в 2016 году сделка была подписали договор о продаже 5-го и 6-го кораблей этого класса по завершении строительства Индия. Это было вызвано проблемами с питанием двигателя. Так что на данный момент будущее последующие военные корабли неясны.

Функция фрегатов класса «Адмирал Григорович» — противовоздушная оборона, сопровождение другие боевые корабли и средства противолодочной обороны. Некоторый были предприняты меры по уменьшению радиолокационного сечения этих новых Русские военные корабли. Хоть эти фрегаты и не настоящие стелсы сосуды каким-либо образом. Также имеются боевые корабли класса «Адмирал Григорович». не такой мощный, как многие современные фрегаты общего назначения.

Большинство отличительным орудием этих российских фрегатов является 8-ячеечный Система вертикального пуска (СПУ) для сверхзвукового корабля «Калибр» (SS-N-27 Sizzler) крылатые ракеты. Эти ракеты могут поражать корабли и наземные цели. Тот же ВЛС также может стрелять противокорабельным маршем Оникс (SS-N-26 Strobile) ракеты с дальностью до 600 км.

ПВО обеспечивается тремя 12-ячеечными ВЛС для ПВО Штиль-1 (СС-Н-12) ракеты. Таким образом, всего готово к применению 36 ракет. Эти ракеты имеют дальность 40 км. Защита последнего рва обеспечивается двумя каштанами. Системы оружия ближнего боя (CIWS). Каждая из этих артиллерийско-ракетных систем использует буксировку 30-мм поворотных пушек и восемь зенитных пушек малой дальности 9М311. оборонительные ракеты. Одни и те же ракеты используются на Зенитно-артиллерийский комплекс «Тунгуска» наземного базирования. Есть еще 100 мм А-190 двойное орудие, которое может поражать воздушные цели, надводные корабли и обстреливать наземные цели. Это орудие имеет максимальную дальность более 20 км и скорость стрельбы до до 80 выстрелов в минуту.

Есть два спаренных 533-мм торпедных аппарата для тяжелых торпед. Они могут использоваться для поражения боевых кораблей и подводных лодок противника. Также есть одиночная 12-ствольная противолодочная реактивная установка РБУ-6000 перед мост. Ракеты перезарядки хранятся под палубой.

Эти боевые корабли могут вместить один вертолет. Это может быть Противолодочный вертолет Ка-27 или Вертолет дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31.

Адмирал Боевые корабли класса Григорович имеют комбинированный газ или газ (COGAG). двигательная система. Для экономичного хода мощность обеспечивается двумя Газовые турбины ДС-71, развивающие по 8 450 л.с. каждая. Для высокой скорости эксплуатации находятся две дожимные газовые турбины ДТ-59, развивающие 22 000 шп каждый.

Мощность передается на 2 вала. Максимальная скорость 30 узлов (56 км/ч). Эти российские боевые корабли имеют дальность полета почти 9000 км (4 850 морских миль) на скорости 14 узлов (26 км/ч).

Строительство кораблей класса «Адмирал Григорович» остановлен из-за проблем с подачей двигателя. Первые корабли имеют украинские газовые турбины. Получается, что главный советский центр морского газотурбостроения дизайн и производство было в Украине. После краха г. Советский Союз, Россия импортировала эти двигатели из Украины. Однако после военной агрессии России в Украине в 2014 г. и присоединение Крыма, украинцы отказались поставлять России военную технику. К 2014 г. некоторые корабли «Адмирал Григорович» не имели двигателей. Это были запланированный оснащаться альтернативными российскими разработками, однако не могла будет завершена. В итоге в 2016 году была подписана сделка с Индией продать 5-й и 6-й корабль класса по завершении в ВМС Индии. Планировалось, что еще 2 корабля этого класса будет построен в Индии для ВМС Индии.

Однако в 2019 г.там двигателей для этих кораблей еще не было. Вместо ВМФ России заказал дешевле Корветы класса «Каракурт», которые возьмут на себя некоторые роли эти фрегаты.

Имя Заложено Запущен Введен в эксплуатацию Статус
Адмирал Григорович (745) 2010 2014 2016

активен, в служба

Адмирал Эссен (751) 2011
2014
2016

активен, в служба

Адмирал Макаров 2012 2015 2017

активен, в служба

Адмирал Бутаков 2013 2016 ?

под строительство, продано в Индию

Адмирал Истомин 2013 2017 ?

под строительство, продано в Индию

Адмирал Корнилова 2013 (?) 2017 ?

под строительство

Российский судостроительный завод «Янтарь» достроит индийский фрегат проекта 11356 «Тушил» в 2023 году

Фрегат «Тушил» перед спуском на воду в октябре 2021 года.

Генеральный директор российского судостроительного завода «Янтарь» сообщил, что первый индийский фрегат проекта 11356, будущий INS Tushil, планируется завершить в 2023 году9.0273