Содержание

79 лет назад погиб главный линкор Гитлера «Бисмарк»

Меньше чем за месяц до вторжения в СССР, 27 мая 1941 года, Третий рейх понес свою самую серьезную потерю с начала Второй мировой. Британский флот буквально «всем миром» отправил на дно самый крупный и мощный линкор Гитлера «Бисмарк». Гигант не смог вернуться из своего первого и единственного похода, но успел покрыть себя славой. 42.TUT.BY рассказывает об этом событии.

Фото: wikipedia.org

Гибель и возрождение германского флота

Звездный час германского линейного флота был коротким и не особо славным. В конце XIX века немцы поняли, что хотят быть великой морской державой, стали строить едва ли не лучшие в мире корабли и готовить едва ли не лучших в мире моряков. Потом началась Первая мировая, и выяснилось, что против британского Гранд флита любое качество линкоров не особо важно — противник просто задавит числом кораблей и калибром пушек. А строили англичане намного, намного больше.

Вокруг Германии сомкнулась непробиваемая сеть морской блокады, и страну морили голодом — попытки прорваться силами флота ничего не давали. В результате уже в 1919 году грозный германский флот открытого моря по Версальскому договору сдали врагу, он отправился в Шотландию, где и самозатопился. Эпоха, когда Германия была второй по силе морской державой, навсегда ушла в прошлое.

Придя к власти в 1930-х годах, Гитлер поставил среди прочих и цель возрождения военно-морского могущества Рейха. На тот момент линкорный флот Германии состоял из нуля кораблей (а новые по Версальским соглашениям строить было нельзя) — но и у остальных великих держав дела тоже шли не то чтобы хорошо.

Громадный Гранд флит, удушивший в Первую мировую блокадой кайзеровскую Германию, в основном «попилили на металл» — содержать десятки линкоров дряхлеющая Британская империя не могла. Другой потенциальный противник, Франция, и раньше не славился могучим линкорным флотом, СССР имел только три стареньких корабля, а Италия считалась другом.

Словом, шансы получить весомую по европейским меркам силу на море у немцев были. Тем более, что в 1935 году Гитлер сумел выторговать у британцев фактическую отмену версальских ограничений, и теперь Германия получила право построить флот в объеме 35% от английского.

Сначала немецкие верфи разродились двумя не самыми мощными линейными кораблями «Шарнхорст» и «Гнейзенау» — высокая скорость, сильное бронирование, слабое вооружение годятся, чтобы «потрошить» конвои, но не сражаться с себе подобными. Однако уже в 1936 году был заложен первый сверхлинкор будущего кригсмарине гитлеровского флота — им и стал «Бисмарк».

Фото: wikipedia.org

Корабль был одним из крупнейших в мире, с восемью 380-мм орудиями, водоизмещением за 50 тысяч тонн и мощным бронепоясом. Хотя в разное время пропагандисты и публицисты щедро одаривали «Бисмарк» эпитетами «сильнейший в мире», «линкор, равного которому не было» и тому подобным, на деле корабль был не таким уж сверхмощным и непобедимым.

Немцы понимали, что неспособны быстро построить флот, который сможет потягаться с британским — и вновь пытались компенсировать количество качеством. Так что «Бисмарк» должен был стать самым защищенным, самым вооруженным, да еще и способным на дальние рейды (то есть обладать всеми возможными достоинствами).

Так сделать не получилось: сильнейший германский линкор был своего рода компромиссом, в нем почти все было неплохо, но ничто — выдающимся. Однако, без вариантов, введение в строй «Бисмарка» выводило кригсмарине на качественно новый уровень. Ни один британский линкор не мог гарантированно победить его в бою один на один.

Рейдеры Гитлера

Спуск на воду линкора «Бисмарк». Фото: U.S. Naval Historical Center Photograph / wikimedia.org

На воду корабль спустили до войны, в феврале 1939 года. На оборудование, установку вооружения и испытания ушло еще два года — Германия успела провести ряд победоносных «блицкригов», разгромить Францию и проиграть битву за Британию.

В СССР вермахт на тот момент еще не вторгся — до поры до времени главная битва Рейха проходила в Атлантике.

Задача была проста: потопить столько торговых судов, везущих в Британию все необходимое, чтобы Лондон понял, каково это — голодать. И, соответственно, запросил мира.

Говоря о блокаде Британии, обычно вспоминают германские подлодки, наводившие ужас на союзных моряков. Однако и надводные корабли кригсмарине тоже помогали: так, зимой 1941 года упомянутые «Шарнхорст» и «Гнейзенау» сумели незамеченными выскочить на коммуникации в Атлантике. Флот Британии их прозевал, и линкоры потопили 22 судна.

«Бисмарк» планировалось использовать так же. То, что против трех линкоров кригсмарине у Британской империи имелось 15 линкоров и линейных крейсеров, не было настолько важным, как может показаться на первый взгляд. Часть Гранд флита находилась у берегов метрополии, часть — в Средиземном море, часть — на ремонте. Так что маленькая эскадра рейдеров (так назывались любые корабли, направленные на уничтожение торговли врага) могла встретиться лишь с некоторой частью вражеской армады — и, например, потопить ее. Из этой логики и исходило германское морское командование, снаряжая «Бисмарк» в его первый поход.

Так себе тайна

Строго говоря, в поход должна была пойти вообще вся линейная мощь кригсмарине — и «Бисмарк», и «Шарнхорст», и «Гнейзенау», и даже спешно доделываемый «Тирпиц». Четыре быстроходных современных линкора, пусть даже два из них с недостаточно мощной артиллерией — такое соединение могло создать Гранд флиту очень много проблем.

Но «Тирпиц» к весне 1941 года был явно не готов, на «Шарнхорсте» чинили котлы, а «Гнейзенау» не вовремя получил торпеду под ватерлинию и чинился — ввода всех троих в строй нужно было ждать. Поэтому взамен германское командование отправило «Бисмарка». Вместе с ним пошел и тяжелый крейсер «Принц Ойген» — но он был далеко не ровня линкору.

Выход двух кораблей в море в Готенхафене (сегодня Гдыня в Польше) состоялся 18 мая 1941 года и был окутан глубокой тайной. Секрет продержался пару дней, по дороге «Бисмарк» заметили наблюдатели норвежского Сопротивления, и к 22 мая британское Адмиралтейство точно знало, что главный линкор Гитлера вышел на охоту.

Британскому флоту предстояло быстро найти и потопить гиганта. Однако адмирал Гюнтер Лютьенс на борту «Бисмарка» собирался этому помешать — и нанести англичанам побольше урона. Насколько страшным будет этот урон, он явно не рассчитывал.

Ловить «Бисмарк» командующий британским флотом метрополии адмирал Джон Тови отправил уйму кораблей — около Исландии патрулировали флагман флота линейный крейсер «Худ» и новейший линкор «Принц Уэльский», в районе Шотландии оказался однотипный «Принцу» корабль «Король Георг V» и авианосец «Викториес», поддержку собирался оказать линейный крейсер «Рипалс».

Фото: wikipedia.org

Два линкора, два линейных крейсера и авианосец — этого, по идее, хватало, чтобы потопить любой одиночный линейный корабль. Оставалось лишь его засечь, и для этого пять крейсеров с радарами отправились патрулировать акваторию в самых вероятных районах — включая Датский пролив между Гренландией и Исландией.

Двум из них — «Норфолку» и «Суффолку» — повезло. 23 мая корабли локаторами обнаружили «Бисмарк» и «Принц Ойген», и завязался первый бой.

Ничего серьезного не произошло, у британцев не было шансов на победу, и после первых залпов крейсеры просто ушли. Но теперь благодаря радиосвязи британцы знали, где «Бисмарк».

Возможно, имело смысл собрать силы — но за это время германский линкор мог уйти. Поблизости были «Худ» и «Принц Уэльский» с несколькими эсминцами. Адмирал Ланселот Холланд на борту «Худа» рассудил, что два первоклассных корабля имеют больше шансов победить один, чем наоборот, после чего соединение отправилось топить врага.

Бой в Датском проливе

И «Худ», и «Принц Уэльский» поодиночке, пожалуй, уступали «Бисмарку». «Худ», вступивший в строй 20 с лишним лет назад, происходил из тех времен, когда еще приходилось делать выбор «или броня — или скорость». Строители поставили на скорость, и потому грандиозный корабль, флагман британского флота, не являлся даже линкором — это был линейный крейсер, пусть и модернизированный.

«Принц Уэльский» представлял собой уже последнее поколение линейных кораблей — современный линкор типа «Король Георг V» уступал «Бисмарку» только калибром орудий и скоростью, но превосходил в бронировании и количестве стволов. Против восьми 380-мм пушек немца британцы могли выставить 10 орудий калибром 356 мм и восемь — 381 мм. Превосходство вроде бы подавляющее — но «в честном бою». А бой получился немного иным.

Противники обнаружили друг друга в полшестого утра 24 мая. По приказу Холланда «Худ» рванул навстречу «Бисмарку» и «Принцу Ойгену». План был простым и эффективным — сблизиться с противником и забросать его тяжелыми снарядами.

Первый залп линейный крейсер дал в 5.52 и тут же получил ответ. 203-миллиметровый снаряд с «Принца Ойгена» удачно накрыл «Худ», попав в среднюю часть корабля. Уничтожить эту громадину сравнительно малокалиберный боеприпас не мог, но от взрыва загорелся один из складов боеприпасов. После этого, в 5.55, Холланд велел немного развернуть крейсер, чтобы все орудия могли сосредоточить огонь на «Бисмарке».

А дальше все решил слепой случай. Никакой длительной перестрелки, выхода из строя орудий, долгих пожаров — в 6 утра, едва «Худ» развернулся, с расстояния около 15 километров его накрыл всего один залп с «Бисмарка».

800-килограммовый снаряд угодил сверху в тонкую бронепалубу «Худа» и пробил ее как картон. Внизу же были главные артиллерийские погреба с сотнями тяжелых снарядов.

Гибель линейного крейсера «Худ». Фото: wikipedia.org

За экипажем «Худа» пришла смерть. Гигантский фонтан огня поднялся возле грот-мачты. Корабль длиной 267 метров порвало надвое, корма сразу же ушла под воду. Нос продержался чуть дольше, моряки даже успели сделать последний залп, героический и бесполезный.

Всего несколько минут — и флагман сильнейшего в мире флота исчез под водой. Из 1415 человек экипажа выжили трое. Адмирала Ланселота Холланда среди них не было.

Шокированным офицерам «Принца Уэльского» открылась жуткая картина: «Худа» больше нет, теперь драться предстоит в одиночку против двоих — 203-мм орудия «Принца Ойгена» сбрасывать со счетов никак не стоило.

Накрытие, накрытие, накрытие — в линкор попали семь снарядов. А собственные новенькие башни главного калибра в самый подходящий момент отказались работать как надо.

Так изобразил гибель «Худа» очевидец с «Принца Уэльского». Фото: wikipedia.org

К счастью, попаданий в силовую установку линкор не получил — прикрывшись дымовой завесой, «Принц Уэльский» попробовал удрать. В «Бисмарк» он попал ровно один раз.

Возможно, этот выстрел спас британский линкор. Снаряд попал не куда-нибудь, а в топливные баки — из «Бисмарка» начало медленно, но верно вытекать горючее, оставляя на воде отчетливый след, а скорость корабля упала. Потому преследовать и добивать «Принца Уэльского» немцы не стали. Победа над «Худом» была невероятной, сказочной удачей, но теперь пора было удирать — после потери флагмана у британцев оставалось еще полно линкоров.

Погоня за «Бисмарком»

Гюнтер Лютьенс отдал приказ возвращаться. Не в Норвегию — во Францию, где линкор можно было бы подремонтировать. Пока «Бисмарк» не оказался в безопасности, расслабляться было рано.

Тем более, что британцы, шокированные потерей флагмана, не опустили руки. Теперь уничтожение «Бисмарка» стало делом национальной чести для империи. Радары крейсеров по-прежнему «видели» линкор и наводили на него все возможные силы Гранд флита. Погоня началась.

Первыми по «Бисмарку» ударили торпедоносцы с «Викториеса». 24 мая девять стареньких бипланов «Суордфиш» сбросили свои торпеды — попала только одна. Критических повреждений линкор не получил, но, уворачиваясь от торпедных атак, потерял заплаты на пробоинах, полученных в Датском проливе. Одно из котельных отделений наполнилось водой.

На этом этапе линкор получил преимущество над противником: преследователи уже боялись подводных лодок кригсмарине: приходилось идти зигзагами, что снижало скорость. «Бисмарк» шел напрямик и рано утром 25 мая пропал с радаров англичан. Казалось, все — немец ушел. Найти громадину линкора на просторах Атлантики было почти невозможно.

И тут на помощь англичанам пришли «нейтральные» американцы. США на тот момент не участвовали в войне, но на чьей они стороне — понимали все. Сутки спустя, 26 мая, гидросамолет «Каталина» с американским пилотом на борту обнаружил «Бисмарк» и передал его координаты, вскоре корабль заметили еще два самолета. На момент обнаружения линкору оставалось меньше 1300 километров до французского Бреста — уже скоро он мог оказаться под «зонтиком» люфтваффе.

До ближайших британских кораблей («Соединения Н») было под 300 километров, и атаковать гиганта могли только все те же допотопные «Суордфиши». Авианосец «Арк Ройял» выпустил стайку из 15 таких торпедоносцев — шансы сделать что-то серьезное с кораблем и тем более потопить его у них были очень малые, можно было рассчитывать только на удачу.

Конец «Бисмарка»

И одному из «старичков» очень, очень повезло. Большая часть торпед, сброшенная «Суордфишами», в цель не попала — но одна все же ударила в нужное место.

У линкора заклинило рули. Теряющий скорость корабль теперь не мог нормально управляться — одинокого врага можно было догонять и уничтожать («Принц Ойген» давно ушел другим курсом).

«Арк Ройял» и «Суордфиши» над ним. Фото: wikipedia.org

Первыми огонь по линкору открыл вечером 26 мая крейсер «Шеффилд» — в бою он потерял 12 человек, но не добился никакого успеха. Затем поразить «Бисмарк» попыталась «мелюзга» — английские эсминцы «Казак», «Зулус», «Маори» и «Сикх» вместе с польским «Громом». И только утром 27 мая за линкором пришли настоящие враги.

К 8 утра «Бисмарк» догнали два линкора — «Король Георг V» (однотипный с «Принцем Уэльским») и «Родни». Последний имел смехотворную скорость, догнать «Бисмарк» в обычных условиях ему никогда бы не удалось — зато корабль нес мощнейшие в британском флоте 406-мм орудия.

А малая скорость перестала быть помехой: «Бисмарк» давал ничтожные 8 узлов (около 15 км/ч), так что догнать его мог кто угодно. Соотношение сил по главному калибру было почти такое же, как в Датском проливе — восемь пушек «Бисмарка» против 19 британских (плюс более мелкие орудия крейсеров). Но потерявший управление немецкий линкор превратился, по сути, в мишень.

В 8.47 стороны открыли огонь. Англичане пристреливались как в тире, противник же был почти неподвижен. 15 минут спустя один из британских кораблей уничтожил попаданием главный дальномерный пост «Бисмарка», после чего качество прицеливания орудий гиганта стало примерно нулевым. Через пять минут снаряды обездвижили одну из башен главного калибра немца. Через четыре минуты — еще одну. Последующие семнадцать минут оставили «Бисмарк» вообще без 380-мм артиллерии — ему оставалось «огрызаться» малыми пушками и погибать с честью.

Англичане добивали линкор долго, его броня оказалась все-таки весьма хорошей (впрочем, при неудовлетворительной защите орудий большого значения это не имело). Десятки снарядов попадали в горящий от носа до кормы корабль, но он не собирался сдаваться.

Погиб капитан корабля, погиб адмирал Лютьенс, а британцы все убивали и убивали «Бисмарк». Добить так и не смогли, искореженная громадина упорно держалась на воде, и «Родни» с «Георгом V» ушли, оставив «немца» крейсерам. Позже выяснилось, что и их торпедные залпы не достигли успеха — «Бисмарк» затопили свои же моряки. В 10.39 утра главный линкор Гитлера пошел ко дну.

Последствия единственного похода «Бисмарка» были колоссальными. Тактика охоты на коммуникациях с использованием линкоров была забыта, однотипный «Тирпиц» почти всю войну простоял в портах. Кригсмарине переориентировалось на подлодки.

С «Бисмарка» спасли всего 116 человек из экипажа в 2220 матросов и офицеров. И корабельного кота Оскара.

Пережив гибель корабля, Сэм (так переименовали котика) осенью того же года стал свидетелем гибели и «Казака», потопленного подлодкой. Сэма, уже получившего к имени приставку «Непотопляемый» перенесли на эсминец «Легион», а потом на авианосец «Арк Ройял» (тот самый, с которого вылетел «Суордфиш», заклинивший торпедой рули «Бисмарка»).

Источник: shared.com

Увы, 14 ноября 1941 года торпеда досталась и этому кораблю — «Арк Ройял» затонул. Сэма спасли моряки того же эсминца «Легион», но больше передавать на корабль не стали — «списали» на берег. Кот счастливо пережил войну и дожил до 1955 года. А «Легион» погиб в 1942 году.

Лежащий на дне Атлантики «Бисмарк» океанографы нашли только в 1989 году.

Немецкий линкор «Бисмарк» — корабль Второй мировой войны

После прихода к власти Гитлера Германия тайно приступила к строительству больших кораблей. В конце тридцатых годов был разработан так называемый план «Z», в соответствии с которым немцы собирались построить восемь линкоров, пять тяжелых крейсеров, четыре авианосца и 12 крейсеров меньшего тоннажа. «Гвоздями» программы предстояло стать линкорам «Бисмарк» и «Тирпиц». Англо-германское соглашение по морским вооружениям от 1935 г. позволяло Германии построить два 35 000-тонных линкора, но по своему водоизмещению «Бисмарк» и «Тирпиц» превышали установленный лимит.

Немецкий линкор «Бисмарк» — видео

Конструктивно «Бисмарк» в значительной степени базировался на немецких линкорах типа «Баден» времен Первой мировой войны, что сказалось на процессе создания кораблей новых проектов. Так, некоторые жизненно важные узлы, такие как рули, рулевое управление, радиостанция и другие средства коммуникации, были практически лишены броневой защиты. Оставляли желать лучшего снаряды артиллерии самого «Бисмарка», многие из которых не взрывались. Между тем линкор задумывался как рейдер, в задачи которого не входили столкновения с судами КВМФ в обычном морском бою. Для тех же целей, ради которых он создавался, он подходил идеально. Он был сработан на славу, хорошо вооружен, оснащен современными приборами управления огнем и мог брать на борт шесть гидросамолетов-разведчиков «Арадо» Ar 196.

Его 15-дюйм. (381-мм) артиллерия главного калибра соответствовала вооружению современных французских и итальянских линкоров. «Бисмарк» был заложен 1 июня 1936 г., спущен на воду 14 февраля 1939 г. и 24 августа 1940 г. вступил в строй и в последующем сыграл заметную роль во Второй мировой войне.
К маю 1941 г. он вместе с крейсером «Принц Евгений» уже действовал в Северной Атлантике, однако первому его плаванию было суждено сделаться и последним. Линкор не успел еще выследить ни одного конвоя союзников, когда самого его обнаружили разведчики КВМФ. Преследуемый судами Флота метрополии, он благодаря искусству своих орудийных наводчиков потопил британский тяжелый крейсер «Худ». Взлетевший на воздух после залпа орудий «Бисмарка», «Худ» стал одной из крупнейших потерь, понесенных Британским флотом во время Второй мировой войны — спаслось лишь трое из 1500 членов команды.

«Бисмарк» попытался достигнуть берегов Франции, но был вновь обнаружен и подвергся торпедной атаке самолетов «Суордфиш» с борта британского авианосца «Арк Ройал». В результате налета торпеды поразили корабль в одно из самых уязвимых мест. После чего его, уже с поврежденными рулями, атаковали британские линкоры «Король Георг V» и «Родни». В конечном счете 27 мая 1941 г. немецкий линкор пошел ко дну, торпедированный британским крейсером «Дорсетшир». Потеря «Бисмарка» произвела огромное впечатление на руководство Германии. Сравнительно небольшой надводный флот страны был отведен в более безопасные воды и в дальнейшем не играл уже существенной роли в войне на море.

Тактико-технические характеристики линкора «Бисмарк»

Водоизмещение стандартное 41 700 т; полное 50 900 т
Главные размерения длина (общая) 248 м; ширина (на уровне ватерлинии) 35,99 м;
осадка 8,68 м
Энергетическая установка 12 котлов типа Вагнер, три турбины типа Блём-унд-Фосс
суммарной мощностью 138 000 л. с., вращающие три
гребных винта
Максимальная скорость 29 уз.
Бронирование толщина бортового пояса от 317 мм до 266 мм; палубы 50 мм;
бронированной палубы от 119 мм до 89 мм; торпедной
установки 44 мм; башен орудий главного калибра от
368 мм до 178 мм; башен противоминных орудий
от 102 мм до 38 мм
Вооружение восемь 15-дюйм. (381-мм) орудий главного калибра,
12 — 6-дюйм. (152-мм) и 16 — 4,1-дюйм. (105-мм)
универсальных орудий, 15 — 37-мм и 12 — 20-мм
зенитных автоматических орудий, от четырех до
шести самолетов
Команда 2092 человека

Фото затонувшего немецкого линкора «Бисмарк» на дне океана

Добавить комментарий

Гонцы, принёсшие дурную весть | Warspot.ru

Поход немецкой эскадры адмирала Гюнтера Лютьенса (Günther Lütjens) в Атлантику в мае 1941 года, несмотря на первоначальные успехи, закончился катастрофой и гибелью самого грозного корабля кригсмарине — линкора «Бисмарк». Из 2300 членов команды выжили только 115 человек. Их свидетельства впоследствии и стали главным источником информации о последних днях линкора, так как все корабельные документы ушли на дно. Немецкое командование узнало подробности гибели «Бисмарка» от трёх выживших матросов, которых подобрала на месте боя подводная лодка. Их рассказ дошёл до наших дней через командира лодки, зафиксировавшего показания в журнале боевых действий. О чём поведали уцелевшие?

Спасти «Бисмарк»!

Свой второй поход немецкая субмарина U 74 капитан-лейтенанта Айтеля-Фридриха Кентрата (Eitel-Friedrich Kentrat) начала весьма неудачно. Выйдя из Сен-Назера 8 мая 1941 года, уже спустя две недели Кентрат был вынужден прекратить охоту на конвои. 21 мая его субмарина в составе группы «Вест» пыталась атаковать конвой HX-126 южнее Гренландии, но была контратакована английскими кораблями ПЛО. Повреждения, полученные от глубинных бомб, вынудили Кентрата прервать поход и начать возвращение во Францию.

Немецкий линкор «Бисмарк» во время учений на Балтике, апрель 1941 года. Снимок сделан с крейсера «Принц Ойген». http://www.kbismarck.com

Пока U 74 находилась на пути в Бискайский залив, британский флот пытался ликвидировать одну из самых серьёзных угроз за время войны в Атлантике – немецкий линкор «Бисмарк» (Bismarck). Последний 24 мая 1941 года разгромил в бою английскую эскадру вице-адмирала Ланселота Холланда (Lancelot Holland), уничтожив линейный крейсер «Худ» (HMS Hood) и повредив линкор «Принс оф Уэллс» (HMS Prince of Wales).

Но для «Бисмарка» тоже не всё шло гладко. Оценив повреждения, полученные в сражении с англичанами, командующий немецкой эскадрой адмирал Гюнтер Лютьенс приказал тяжёлому крейсеру «Принц Ойген» (Prinz Eugen) продолжить поход самостоятельно, тогда как «Бисмарк» должен был взять курс на Францию. Сделать это было непросто, так как на поиск и уничтожение немецкого линкора британское Адмиралтейство бросило все силы.

Командующий подводными силами Карл Дёниц (Karl Dönitz), зная о преследовании «Бисмарка» кораблями противника, среагировал мгновенно. Созвонившись с командованием группы ВМС «Запад», он предоставил в распоряжение Лютьенса все лодки, находившиеся в Северной Атлантике. На подходах к Бискайскому заливу «Бисмарк» должны были подстраховать U 48, U 97, U 98. Они получили приказ атаковать противника по требованию командования группы «Запад».

Гордость британского флота линейный крейсер «Худ». Потоплен в бою с «Бисмарком» и «Принцем Ойгеном» в Датском проливе 24 мая 1941 года.
http://korabley.net

Однако, после того, как линкор был повреждён торпедоносцами с британского авианосца «Арк Ройял» (HMS Ark Royal), к защите потерявшего способность управляться «Бисмарка» Дёниц смог привлечь только ограниченное количество лодок, находившихся в соседних квадратах. Ими оказались U 73, а также расстрелявшая все торпеды U 556 и повреждённая U 74. Они ничем не смогли помочь флагману немецкого флота.

В полдень 25 мая Кентрат получил приказ прекратить отход и следовать на новую позицию. В полночь 27 мая U 74 прибыла в указанный квадрат, где была слышна стрельба и виднелись вспышки осветительных снарядов: «Бисмарк» отбивал нападение эсминцев 4-й флотилии кэптена Филиппа Вайана (Philip Vian).

В 4:30 Кентрат заметил на расстоянии 8000–10 000 метров силуэты больших кораблей, которые принял за английские. Но атаковать их U 74 не могла из-за плохой погоды: мощные волны обрушивались на её мостик, делая невозможным нахождение в надводном положении. С 9:00 до 9:40 Кентрат слышал артиллерийскую стрельбу и взрывы тяжёлых снарядов и справедливо предположил, что стал свидетелем последнего боя «Бисмарка».

За два часа до этого адмирал Лютьенс отправил в штаб радиограмму с просьбой прислать подлодку, чтобы принять с «Бисмарка» его журнал боевых действий. Дёниц приказал это сделать U 556 капитан-лейтенанта Герберта Вольфарта (Herbert Wohlfarth), но последний смог принять радиограмму с приказом только в 11:29, когда «Бисмарк» уже был на дне. Не зная об этом, Вольфарт, у которого было на исходе топливо, передал поручение на U 74, находившуюся рядом с местом последнего боя линкора.

Линкор «Бисмарк» утром 24 мая 1941 года поле боя в Датском проливе.
http://www.kbismarck.com

Кентрат доложил начальству, что выполнение задачи невозможно, также сообщив Дёницу о своих наблюдениях вероятного потопления «Бисмарка». После этого U 74 начала поиск выживших. Несмотря на то что погода не улучшилась, к вечеру удалось обнаружить надувную лодку с тремя членами экипажа погибшего линкора. Это были зенитчики матросы-ефрейторы Георг Херцог (Georg Herzog), Герберт Мантхей (Herbert Manthey) и Отто Хёнтцш (Otto Höntzsch).

Заметив подлодку, матросы покинули своё пристанище, чтобы вплавь добраться до неё: желание выжить было сильнее страха перед бурным морем. Всех троих благополучно подняли на борт U 74, несмотря на то что один из них практически не умел плавать. Дальнейшие поиски выживших ни к чему не привели — вокруг попадались только трупы и обломки.

Трое в лодке

Как оказалось, к концу боя «Бисмарка» с британской эскадрой утром 27 мая Херцог, Мантхей и Хёнтцш вместе с другими членами экипажа, как за щитом, прятались от прилетавших английских снарядов за башней D главного калибра. Они пытались спустить на воду спасательные средства, но близкий разрыв снаряда снёс большинство плотиков и лодок за борт вместе с частью людей. Уцелевшим удалось подготовить к спуску ещё одну лодку, которой они и воспользовались после того, как последняя башня «Бисмарка» замолчала.

Среди прочих в лодке был военный корреспондент со всеми своими плёнками, но, когда её перевернуло волнами, сначала пропали плёнки, а затем и он сам. Около полудня невдалеке пролетел «Кондор», но лодку явно не заметил. К вечеру, когда люди уже потеряли всякую надежду на спасение (в лодке не было запасов пищи и воды), внезапно появилась U 74.

Тонущий «Бисмарк». Линкор садится в воду кормой. Фото сделано с британского крейсера «Дорсетшир» в 10:36–10:38 27 мая 1941 года.
http://www.kbismarck.com

Дав спасённым отдохнуть и отойти от шока, Кентрат допросил их относительно подробностей похода и гибели «Бисмарка», зафиксировав показания на бумаге. Благодаря сохранившемуся журналу боевых действий U 74 имеется возможность ознакомиться с этим документом, который, вероятно, впервые публикуется на русском языке (перевод В. Нагирняка и Е. Скибинского):

«Подробности похода линкора «Бисмарк».

1941 год. Поход вместе с «Принцем Ойгеном» из Балтики через Каттегат, Скагеррак, Берген к Датскому проливу. На борту распространился слух, что выход обоих кораблей был замечен шведским или датским пароходом.

22.05.41. 17:00. Тяжёлый крейсер замечен и отогнан; сохраняет контакт ночью.

23.05.41. В 05:00 замечены дымы трёх кораблей: «Худ», «Кинг Джордж» и один тяжёлый крейсер. В 05:05 открыт огонь. По-видимому, носовые башни вели огонь по «Худу», кормовые башни по «Кинг Джорджу». В 05:13 «Худ» потоплен после примерно трёх залпов. Командование кораблём объявило: вражеские тяжёлые крейсера обстреливают друг друга. Во время боя было выпущено приблизительно 86 снарядов калибра 380 мм. Замечено два пожара на «Кинг Джордже».

Попадания в «Бисмарк»:

1. Пробоина в батарейной палубе, выходное отверстие в твиндеке. Судя по всему, снаряд не взорвался. Отсеки XXI и XXII под водой. Полубак погружён по рейлинг.

2. Снаряд пробил катер насквозь и ушёл в воду (не повредив корпус корабля. — Прим. автора).

3. Возможное попадание снаряда в районе XIII–XVII отсеков.

По-видимому, ещё одно попадание под переднюю левую 150-мм [башню] (топливный бункер). Очевидно, электрические генераторы №1 и №2 вышли из строя из-за попадания.

«Худ», по-видимому, дал три залпа во время этого боя. Вероятно, попадания в «Бисмарк» были с «Худа» или с тяжёлого крейсера. Мазут был перекачан в нос. Пробоины в полубаке были заделаны обер-лейтенант-инженером Рихтером. Ночью ход на 24 узлах. Второй дым явно виден, но корабль не определён.

24.05.41. 12:00. Обращение командующего флотом (контакт с «Кинг Джорджем») 13:00 Наблюдение с самолётов (летающая лодка «Каталина», «Суордфиш»). 23:00 нападение трёх эскадрилий торпедоносцев (возможно, одна эскадрилья бомбардировщиков).

24.05.41. Погода пасмурная. Объявление по громкой связи: сбито пять торпедоносцев, по кораблю выпущено 16 торпед, один самолёт сбит огнём башни «А», одна торпеда, по-видимому, уничтожена огнём средней артиллерии. Самолёты сбрасывали [торпеды] очень близко (100 метров). Одно попадание напротив катапульты, взрыв в броневом поясе. Обер-боцман убит. Согласно остальным объявлениям – других повреждений нет. После атаки самолётов виден «Кинг Джордж», короткая перестрелка. Старший офицер объявил о награждении Рыцарским крестом корветтен-капитана Шнайдера, капитан-лейтенантов Кнаппе и Михача.

25.05.41. Без происшествий.

26.05.41. Самолёт удерживает контакт. Из радиоперехвата следует вероятный подъём в воздух палубной авиации. 20:30 Воздушная тревога. Самолёты окружают корабль. По громкой связи сообщается о 22 сброшенных торпедах и о семи сбитых самолётах. Попадания в «Бисмарк»: один или два сильных взрыва в корме (рулевой привод). Руль заклинило в положении «право на борт». Корабль описывает циркуляцию на 24 узлах. Одно вероятное попадание в отсек VIII или VII. Рулевой механизм исправлен за полчаса, можно дать 17–24 узла. После атаки корабль сидит глубже. Продолжаем поход на 24 узлах.

23:00. Тревога. Атака эсминцев. Атака отбита огнём всех калибров. Всего один след торпеды? Эсминцы стреляли осветительными снарядами, один из них упал на полубак (без возгорания). По громкой связи сообщается об одном потопленном эсминце, ещё один горит и один вероятно горит. Атака самолётов (пикировщики) отбита. В течение ночи корабль шёл зигзагом полным ходом в дождевых шквалах.

27.05.41 Получасовая пауза после атаки эсминцев. 06:30. Тревога. Всем офицерам, не занятым на вахте, собраться в штурманской рубке. Сообщение по громкой связи о замеченном «Кинг Джордже» с крейсерами и эсминцами. Через пять минут после сообщения корабль останавливается, из трубы идёт белый дым вследствие открытых предохранительных клапанов. Открыт огонь из главной и средней артиллерии. Неприятель медленно пристреливается. Судя по всему, корабль в полном окружении, он ведёт стрельбу по всему горизонту. Много попаданий в надстройку. Серьёзное попадание в корму по левому борту, корма проваливается, прислуга покидает башню «Д», у которой стволы орудий уходят в воду. Пожаров нет. Постепенно умолкает средняя артиллерия. Эсминцы подходят очень близко (можно узнавать людей) и ведут огонь. Другие корабли также пристреливаются. Кажется, по телефонной сети ПВО передают команду: «Отключить телефоны, надеть пояса». На верхней палубе подготовлены надувные лодки. 07:30–08:00. Вместе с лодками солдаты прыгают за борт. Башни всё ещё стреляют (вероятно, имеется в виду стрельба орудий главного калибра вражеского корабля. — Прим. автора). Корабль быстро исчезает из виду, продолжая вести огонь. Его потопление не замечено. Серые облака и дым.

Около 01:00 было замечено много воды на батарейной палубе. В жилую палубу невозможно было попасть. Вентиляторы и водонепроницаемые переборки деформированы воздушной волной от стрельбы собственных 380-мм орудий, а также водой, попавшей внутрь корабля от ударов волн. Одну шлюпку, видимо, подобрал эсминец. Кажется, в машинных отделениях видели воду».

Выжившие как источник информации

30 мая 1941 года U 74 пришла в Лориан. Лодку на пирсе встретила делегация офицеров из группы командования ВМС «Запад», которая немедленно забрала спасшихся с «Бисмарка» моряков в штаб в Париже для выяснения всех подробностей похода и гибели линкора.

Таким образом, опрос, проведённый Кентратом на борту U 74, стал первым документом, свидетельствовавшим о гибели «Бисмарка». Несколько позже рассказ Херцога, Мантхея и Хёнтцша был дополнен показаниями ещё двух моряков с «Бисмарка», матросов-ефрейторов Отто Мауса (Otto Maus) и Вальтера Лоренцена (Walter Lorenzen). Оба были спасены 28 мая 1941 года немецким метеорологическим судном «Захсенвальд» (Sachsenwald).

Свидетельница последнего боя «Бисмарка» — немецкая субмарина U 74.
https://ww2gravestone.com

В отличие от немцев, англичане обладали куда большими знаниями о действиях эскадры Лютьенса в Атлантике. После гибели «Бисмарка» они подобрали 110 членов его экипажа, включая трёх офицеров, один из которых, капитан-лейтенант Буркхард фон Мюлленхайм-Рехберг (Burkhard von Müllenheim-Rechberg), после войны написал книгу об истории своего корабля. Пленные немецкие моряки прошли тщательную процедуру допросов, которые продолжались до августа 1941 года, после чего были отправлены в Канаду. Там они находились до 1946 года.

В завершение хотелось бы заметить, что с точки зрения послезнания знатоки истории «Бисмарка» могут подметить некоторые неточности в рассказе спасённых U 74 моряков. Это касается дат и времени событий, количества попаданий в корабль во время боя в Датском проливе и других деталей. Трудно было бы ожидать от трёх простых матросов, несколько дней постоянно находившихся на боевых постах и испытавших большое нервное и физическое напряжение, полной картины событий и твёрдой и ясной памяти. Этому также не способствовали последний бой, гибель корабля и 12 часов пребывания в бурном море.

Пленные моряки с «Бисмарка», спасённые английскими кораблями. Май 1941 года. http://www.kbismarck.com

Хотелось бы подчеркнуть, что о знаменитом немецком линкоре впоследствии было написано много книг и статей, авторы которых опирались в том числе на рассказы выживших членов команды «Бисмарка». Именно их слова были основным свидетельством со стороны немцев о том, что происходило с кораблём в последние дни его похода. Это в полной мере относится и к рассказу трёх моряков, подобранных U 74.

Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.


Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House, 1996.
  3. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  4. http://www.uboat.net.
  5. http://www.uboatarchive.net.
  6. http://historisches-marinearchiv.de.
  7. http://www.kbismarck.com.
  8. https://www.bismarck-class.dk.
  9. http://www.naval-history.net.

Линкор Бисмарк — история легендарного линкора третьего рейха

 

Лично я не знаю ни одного военного корабля в истории, который был бы так известен. В начале XX века крупнейшие мировые державы соревновались в строительстве более совершенных и все более крупных боевых кораблей.

 

Гражданской легендой, символом и поговоркой стал круизный лайнер «Титаник». А военной легендой довелось стать линкору «Бисмарк». В нем воплотились инженерная и индустриальная мощь Германии, а в сочетании с высочайшей выучкой и высоким моральным духом экипажа, он стал сильнейшим линкором своего времени. Поражает все — от сложности, до его противостояния чуть ли не всему английскому флоту, на то время сильнейшему в мире.

 

Более трехсот лет линкор господствовал на море. В начале второй мировой войны он представлял ядро любого военно-морского флота. Линкор достиг своего пика в развитии огневой мощи, размеров и скорости. Но пока война распространялась по мировому океану, ключевая роль в военно-морской стратегии оказалась под угрозой. Быстро развивающая техника обрела крылья, ожидалось драматическое противостояние, битва за контроль над морем. 

История постройки линкора Бисмарк

Адольф Гитлер возглавив новое нацистское правительство, решил усилить свой флот несмотря на ограничения установленные Версальским договором. Его интересовал и привлекал романтический ореол вокруг линкоров. Эти корабли выходили в океан, символизируя мощь государства. Он пообещал своим адмиралам, что у них будет будет самый мощный флот в мире. В начале 1939 года на воду были спущены два самых мощных линкора своего времени «Бисмарк» и «Тирпиц». Гитлер сам руководил их спуском. С такими линкорами Германия спустя двадцать лет снова вошла в ряды самых мощных морских держав. Но у Гитлера были более смелые планы относительно своего флота. Он хотел создать флот готовый на равных сражаться с британскими кораблями. Его план «Z» как его называли, предполагал постройку сверх линкора водоизмещением 144000 тонн, размеры в два раза превышали линкор «Ямато». Его скорость ожидалась 34 узла, а вооружение восемь 508 мм орудий. Если бы этот чудовищный корабль удалось построить, то любое сравнение было бы прекращено, а линкор открыл бы некую новую реальность. Но стремление диктатора создать флот, было реализовано частично. Вмешались события, которые сам инсценировал.

 

 линкор «Бисмарк» спуск на воду 

 

Линкор «Бисмарк» был построен на верфи «Wilhelmshaven» в Гамбурге в феврале 1939 году. Его броня главного пояса составляла 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носа и кормы 80 мм, башни главного калибра от 180 до 360 мм, боевой рубки 350 мм. В мае 1940 года корабль успешно завершил испытания и учебные стрельбы. Линкор «Бисмарк» стал самым мощным кораблем страны. Он был лучшим в мире боевым кораблем этого класса, считают некоторые эксперты. В нем было ощущение невероятной мощи. 18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» вышел в свой первый поход. Командиру корабля был отдан приказ выйти в Северную Атлантику и топить торговые суда, которые следовали из США в Великобританию. Это первое плавание стало самым драматичным.

 

головные орудия линкора «Бисмарк»

История охоты на линкор Бисмарк

Через три дня британский самолет-разведчик обнаружил линкор «Бисмарк» на стоянке в одном из портов Норвегии. Британское Адмиралтейство незамедлительно организовало соединение боевых кораблей против германского боевого корабля. На следующее утро между Исландией и Гренландией линейные крейсера Королевского Британского флота «Hood» и «Prince of Wales» встретились с легендарным линкором. Крейсер «Hood» выпустил шесть залпов, прежде чем противник ответил. Для боевого корабля, впервые открывшего огонь по реальному противнику, орудия линкора «Бисмарк» на удивление оказались точными. По линейному крейсеру «Hood» пролетел быстрый язык пламени, и его разорвало на части. Весь экипаж в составе 1400 человек ушел под воду вместе со своим кораблем, в живых осталось только трое моряков. Британское правительство было повергнуто в ужас с приходом сообщения о гибели своего лучшего крейсера. Люди не верили, что гордость британского флота может потонуть. Дело было не в потере одного военного корабля, как будто вся империя потерпела поражение. Это привело в ярость Черчилля, и он распорядился об отправке боевых кораблей в составе четырех линейных крейсеров и двух авианосцев на потопление линкора «Бисмарк». Эскадра вышла в район предполагаемого нахождения германского корабля. Черчилль переживал, что если «Бисмарк» ускользнет, то немцы раструбят про слабость английской нации. Он не должен был уйти. Самолеты-торпедоносцы поднялись с палубы авианосца «Виктория». Вскоре они обнаружили линкор «Бисмарк», который шел курсом на юг. Выпущенные торпеды нанесли минимальные повреждения. Германский боевой корабль направлялся во Францию в порт Брест. Он потерял много топлива в морском бою с крейсером «Prince of Wales». Вскоре линкор «Бисмарк» сумел оторваться от двух преследователей и исчез с экранов радаров. Спустя тридцать часов гидросамолет «Католина» обнаружил тянущийся за линкором «Бисмарк» нефтяной след. Авианосец «Арк-Ройал» получил приказ провести торпедную атаку. Удачно выпущенные торпеды заклинили рули корабля в положении 17 градусов на левый борт. Линкор не мог маневрировать. Моряки делали все, чтобы идти в Брест, но каждый раз корабль становился носом против ветра, а оттуда уже приближался британский флот. Утром 27 мая 1941 года экипаж увидел британские корабли. Обрушился шквал огня. В 09:00 линкор «Бисмарк» получил столько попаданий, что первый помощник приказал покинуть корабль. Шел дождь, море было не спокойным, военные моряки прыгали за борт в надежде спастись. А по бортам германского корабля то и дело устремлялись все новые и новые снаряды и торпеды. Пылающий в огне линкор «Бисмарк» получил крен на правый борт. Быстро заполнившая внутренние помещения вода потянула его на дно. Из экипажа 2200 человек в живых осталось лишь 110 моряков.


Уничтожение самого мощного немецкого линкора потрясло Гитлера. Его война против британского торгового судоходства потерпела неудачу. В истории линкоров произошел поворот — из охотников они превратились в добычу, мишенью для авиации и подводных лодок. 

 

 линкор «Бисмарк» подлинное фото 

 

корма линкора «Бисмарк», 1940 год

 

 

картины с линкором Бисмарк

 

  

 

  

 

    сравните, типичный авианосец ВМС США с линкором «Бисмарк» — впечатляет

 

 

это уменьшенная модель линкора «Бисмарк», выполненная немецкими судомоделистами

 

На палубе линкора «Бисмарк» размещался гидроплан и кран, который поднимал аппарат с воды, а взлетал — «выстреливая» с палубы при помощи со специального устройства.

 

схема линкора «Бисмарк» 


   в сравнительной таблице, заметно, на сколько превосходил линкор «Бисмарк», боевые корабли других стран, по разным параметрам

 

 

линкор «Бисмарк» на дне

 

Технические характеристики линкора Бисмарк:


Длина — 251 м;
Ширина — 36 м;
Осадка — 10,6 м;
Водоизмещение — 53500 тонн;
Судовая силовая установка — 12 паровых котлов «Wagner» и три турбины «Blohm & Voss»;
Мощность — 150170 л.с.;
Скорость — 30,8 узла;
Дальность плавания — 10000 миль;
Экипаж:
Командный состав — 108 человек;
Личный состав — 2102 человека;
Вооружение:
Орудие 380 мм — 8;
Орудие 150 мм — 12;
Орудие 105 мм — 16;
Зенитное вооружение 37 мм — 16;
Зенитное вооружение 20 мм — 20;
Торпедных аппаратов 533 мм — 2Х4; 
Авиация:
Гидроплан «Arado 199» — 4;

 

посмотрите оригинальное видео легендарного морского сражения времен Второй мировой войны — линкор «Бисмарк» против крейсера «Худ»