Человек и линкор. Последний проход адмирала Максимилиана фон Шпее | История | Общество

Сергей Осипов

Примерное время чтения: 6 минут

4718

Адмирал фон Шпее, 1914 год. Public Domain

В XX в. генералы перестали выезжать на поля сражений впереди своих войск. А вот за адмиралами привычка стоять на мостике флагмана во время морского боя сохранилась. Немецкому флотоводцу Максу фон Шпее и его двум сыновьям она в 1914 г. стоила жизни.

Адмирал на удаленке

Граф Максимилиан Йоханнес Мария Хьюберт фон Шпее родился 22 июня 1861 г. Известен он благодаря обстоятельствам своей смерти через 53 года. В 17 лет он связал свою судьбу с военным флотом. Почти вся карьера Максимилиана прошла в германских колониях. Незадолго до Первой мировой войны он принял командование над Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой (г. Циндао, Китай). Она состояла из двух броненосных крейсеров — «Шарнхорст» и «Гнейзенау» — и четырех легких  крейсеров «Дрезден», «Эмден», «Лейпциг» и «Нюрнберг».

После начала боевых действий связь с Берлином прервалась. С этих пор фон Шпее сам определял, куда ему плыть. Оставаться на месте было опасно. Япония, выступившая на стороне Антанты, рано или поздно добралась бы до Циндао. Большая часть эскадры двинулась к берегам Чили. Эта страна хоть и держала нейтралитет, к немцам относилась хорошо. Оттуда, пополнив запасы угля и пресной воды, можно было прорываться домой.

Англия держала на Фолклендах оперативное соединение кораблей под командованием контр-адмирала сэра Кристофера Крэдока. Сил было маловато: устаревшие броненосные крейсера «Гуд Хоуп» и «Монмут», легкий крейсер «Глазго» и вспомогательный крейсер «Отранто». Тихоходный эскадренный броненосец «Канопус» пришлось оставить на Фолклендах. Тем не менее, в конце октября британцы вышли в море, чтобы перехватить немцев.

Эскадры встретились 1 ноября 1914 г. близ чилийского порта Коронель. «Гуд Хоуп» и «Монмут» были потоплены, все находившиеся на борту 1654 человека, включая адмирала Крэдока, погибли. «Глазго» и «Отранто» посчастливилось спастись. После победы немецкая община Чили преподнесла фон Шпее букет цветов. «Это букет на мою могилу» — сказал адмирал. Как в воду Атлантики глядел.

Операция возмездия

Утром 8 декабря эскадра Шпее подошла к английской базе Порт-Стэнли. Немцы ожидали встретить там один «Канопус», но жестоко просчитались. Буквально за сутки до них якоря на Фолклендских островах бросили новые линейные крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл» под командованием вице-адмирала Фредерика Стэрди.

Против них шансов у Шпее не было ни малейших. Изношенные машины «Шарнхорста» и «Гнейзенау» едва позволяли выжимать 20 узлов, а основное вооружение составляло шестнадцать 210-мм орудий главного калибра. Линейные крейсера Стэрди могли делать 26 узлов. Больших пушек у них было столько же, но — калибра 305 мм.

Когда англичане стали догонять фон Шпее, «Шарнхорст», на котором тот держал флаг, развернулся и пошел в последнюю самоубийственную атаку, чтобы дать возможность «Гнейзенау» уйти. Все зря: «Шарнхорст» затонул со всем экипажем, включая адмирала Шпее. Обстоятельства его смерти остались неизвестными. Вскоре погиб и «Гнейзенау» с младшим сыном адмирала Отто фон Шпее.

Гибель эскадры

9 декабря британский крейсер «Кент» настиг в океане немецкий крейсер «Нюрнберг». Гибель последнего описана в рапорте коммандера флота его величества Аллена: «Вскоре после того, как дистанция до „Нюрнберга“ начала явно сокращаться, в 17:00 он открыл огонь по „Кенту“ из двух ютовых орудий и левого кормового. Я ответил залпом из носовой башни на предельном возвышении, однако он лег недолетом. Первые несколько снарядов „Нюрнберга“ пролетели над „Кентом“ и упали за кормой, но „Нюрнберг“ быстро пристрелялся. Дистанция составляла 12000 ярдов (

чуть менее 11 км — АиФ), но теперь его стрельба была замечательно точной…

Мы постепенно сближались, пока дистанция не сократилась до 7000 ярдов. „Нюрнберг“ повернул на 8 румбов влево, чтобы ввести в действие все орудия левого борта. Я тоже повернул влево и сумел привести его прямо на траверз. Дистанция сократилась до 6000 ярдов, и я открыл огонь из всех орудий правого борта. Примерно четверть часа мы шли немного сходящимися курсами, пока дистанция не уменьшилась до 3000 ярдов. Стрельба „Кента“ была превосходна. Наши снаряды рвались, попадая в „Нюрнберг“… Он практически остановился и в 18:35 прекратил огонь. Видя это, я приказал прекратить огонь… „Нюрнберг“ сильно сел кормой с креном на правый борт и начал тонуть. Я приказал подготовить к спуску все уцелевшие шлюпки и приготовился спасать уцелевших.

В 19:26 он лег на правый борт, перевернулся и затонул. Я видел маленькую группу людей на квартердеке, которые размахивали германским флагом. Я сделал все возможное, чтобы спасти как можно больше людей. 3 моих шлюпки были продырявлены снарядами и осколками, и плотникам было приказано отремонтировать наименее поврежденные. Примерно через 20 минут мы спустили 2 шлюпки. Хотя были подобраны 12 человек, только 7 остались в живых. Остальные скончались вскоре после того, как были подняты на борт (Младшего сына Шпее Отто среди спасенных не было)».

Высокая смертность среди переживших бой объясняется температурой воды (6 или 7 градусов). Отдав должное мужеству и профессионализму своих подчиненных, Аллен добавил: «Я хочу также выразить свое восхищение отважным и решительным поведением капитана, офицеров и матросов „Нюрнберга“ в бою, которое они демонстрировали до самого момента гибели их корабля. Они продолжали стрелять с большой меткостью и скоростью даже после того, как их корабль получил множество попаданий и загорелся».

В сражении у Фолклендских островов погибли более 2 тыс. германских моряков и всего 6 англичан. Были спасены и  попали в плен 212 немцев.

Впоследствии в честь адмирала фон Шпее немцы назовут один из своих «карманных линкоров». Его включат в состав флота Третьего Рейха, но он не запятнает себя участием в военных преступлениях — наоборот, топя суда в Атлантике, линкор прославится гуманным отношением к морякам перехватываемых кораблей и соблюдением, насколько это возможно, «правил джентльменской войны». Волею судеб корабль «Граф фон Шпее» погибнет примерно в тех же краях, что и сам адмирал фон Шпее, – и тоже в героическом бою. Но это уже другая история…

Первая мировая войнафлотМаксимилиан фон Шпее

Следующий материал

Новости СМИ2

Максимилиан фон Шпее



Максимилиан фон Шпее

1861-1914

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Максимилиан фон Шпее

Шпее (Spee) Максимилиан фон (22. 6.1861, Копенгаген,— 8.12.1914, ок. Фолклендских о-вов), германский вице-адмирал. На флоте с 1878. С 1908 нач-к штаба флота Северного м. Сторонник активных действий нем. Флота (в случае войны) против англ, торгового судоходства. С 1912 команд, эскадрой крейсеров в Тихом ок. (см. Шпее эскадра), к-рая в нач. 1-й мировой войны действовала на тихоок. коммуникациях англ, торгового флота. Ш. руководил походом эскадры к берегам Юж. Америки, где в бою у мыса Коронель она нанесла поражение англ, эскадре (см. Коронелъский бой). Погиб на флагманском крейсере «Шарнхорст» в Фолклендском бою 1914. 

Использованы материалы Советской военной энциклопедии


Шпее (Spee), Максимилиан фон (22.VI.1861 — 8.XII.1914), граф, — германский военно-морской деятель, адмирал. На флоте с 1878 года. С 1908 года — начальник штаба флота Северного моря. С 1913 года — командующий крейсерской эскадрой в Тихом океане. В начале Первой мировой войны 1914-1918 годов 1 ноября 1914 года эскадра Шпее нанесла поражение английской эскадре адмирала Крэдока в бою у мыса Коронель (Чили), но 8 декабре 1914 года была уничтожена английской эскадрой адмирала Ф.

Стэрди в бою у Фолклендских островов. Шпее погиб на крейсере «Шарнхорст».

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ — ЯШТУХ. 1976.


Шпее (Spee) Максимилиан фон (22.6.1861, Копенгаген, Дания — 8.12.1914), граф, герм, вице-адмирал. В 1878 вступил в ВМФ. В 1887-88 командовал портом в Камеруне. С 1910 младший флагман разведывательных судов Большого флота открытого моря. В 1912 директор Общего департамента Имперского морского управления. С конца 1912 командовал Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой, предназначенной для защиты колоний. В случае войны эскадра должна была действовать на океанских сообщениях противника. Базой эскадры определен арендованный у Китая порт Циндао в бухте Киаочао. В состав сил Шпее входили броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», легкие крейсера «Эмден», «Нюрнберг» и «Лейпциг», миноносец. Его экипажи имели хорошую подготовку, но корабли были уже устаревшими.

После начала войны 13.8.1914 Шпее собрал совещание, после которого отдал приказ «Эмдену» развернуть военные действия на коммуникации союзников в Индийском океане, а остальным силам двигаться к побережью Чили. 12 окт. эскадра прибыла к острову Пасхи, где к ней присоединился крейсер «Дрезден». 1 ноября у чилийского порта Коронель разгромил крейсерскую эскадру контр-адмирала X. Крэдока, потопив броненосные крейсера «Гуд Хоуп» и «Монмут»; легкий крейсер «Глазго» и вспомогательный крейсер «Отранто» спаслись бегством. Герм, корабли получили 4 попадания, в бою было ранено только 2 матроса. После этого, для борьбы с Шпее направлена эскадра под командованием Ф. Стурди в составе 2 линейных кораблей («Инвинсибл» и «Инфлексибл»), 3 броненосных («Карнарвон», «Кент», «Корнуол»), 2 легких и 2 вспомогательных крейсера. 8 дек. Стурди, имея абсолютное преимущество в силах, настиг Шпее у Фолклендских островов. Около 13 ч «Инвинсибл» начал обстрел «Лейпцига». Шпее принял решение принять бой двумя тихоходными броненосными крейсерами, у которых не было шансов уйти от погони. Он отдал приказ легким крейсерам рассредоточиться и уходить. Стурди, опасаясь артиллеристов Шпее, вел огонь с дальней дистанции и к 14 ч вообще вышел за дальность огня. Затем, приблизившись на расстояние 11 км, он начал расстреливать «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Попытки X. пожертвовав «Шарнхорстом» спасти «Гнейзенау» успеха не имели и оба корабля погибли. В «Инвинсибл» попало 22 снаряда, в «Инфлексибл» — 3, англичане потеряли 5 чел. (в т.ч. одного убитым). Англ. крейсера догнали и потопили легкие крейсера «Лейпциг» и «Нюрнберг». Легкий крейсер «Дрезден» и госпитальное судно «Зейдлиц» ушли, но уже 14.3.1915 «Дрезден» был потоплен у берегов Чили. Потери эскадры составили св. 2,1 тыс. чел., сам Шпее и двое его сыновей погибли на флагманском крейсере «Шарнхорст».

Использован материал из кн. : Залесский К.А. Кто был кто в первой мировой войне. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003


Далее читайте:

Первая мировая война (хронологическая таблица).

Участники первой мировой войны (указатель имен).

Исторические лица Германии (указатель имен).

Германия в XX веке (хронологическая таблица).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

DFB

Немецкий адмирал, родился в Копенгагене 22 июня 1861 года.

Он был младшим из пяти сыновей рейхсграфа Рудольфа фон Шпее из католической прусской семьи, а его мать Фернанда Тутейн была датчанкой. Он поступил в Императорский флот Германии в возрасте 16 лет в качестве кадета и после этого неумолимо поднимался по служебной лестнице по мере того, как немецкий флот расширялся, чтобы справиться с проблемами территориальной экспансии Рейха в Африке и на Дальнем Востоке. Высокий, с военной выправкой, фон Шпее был властным человеком, голубоглазым, с волнистыми волосами, густыми бровями и бородой.

324 Последнее фото? Адмирал фон Шпее…

В 1889 году он женился на баронессе Маргарите, дочери барона фон дер Остен Сакен из дома Вангенов, и у них было трое детей, два сына, Отто и Генрих, и дочь Хуберта.

Он был назначен командующим портом немецкого Камеруна в 1887/8 г. и был назначен флаг-лейтенантом Deutschland в 1897 г., служил на Дальнем Востоке до 1899 г. Он принимал участие с международными силами в подавлении восстания боксеров и видел его первое действие. Позже он стал заниматься разработкой оружия, прежде чем в 1919 году был назначен начальником штаба Северного морского командования.08. Произведен в контр-адмиралы в 1910 г., в 1912 г. назначен на заветную должность командира Восточно-Азиатской эскадры и произведен в вице-адмиралы.

Жизнь на Дальнем посту в довоенные годы была социально сложной, но фон Шпее не позволял этому отвлекать себя от своих основных обязанностей и поддерживал высокий уровень боеспособности своей эскадрильи за счет усиленной подготовки. Большое расстояние от дома требовало непрерывности службы, и это привело к высокому моральному духу и уверенности в себе, решающим факторам в его успешном переходе через Тихий океан после начала войны, когда его преследовали военно-морские силы пяти стран: Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. Японии и России. Фон Шпее выделил из своей эскадры один из крейсеров, 9-й.0011 Emden , чтобы проводить независимые атаки на союзные суда, в основном в Индийском океане, что он делал очень успешно, пока не был потоплен HMAS Sydney . Надо сказать, что инициатива исходила не от фон Шпее, а от капитана Emden , но тем не менее он принял утвердительное решение быстро, несмотря на желание сохранить свою эскадрилью в целости. Фундаментальной проблемой при перемещении морской эскадры на большие расстояния в те дни была добыча угля, и фон Шпее блестяще справился с этим, оставаясь в рамках международного права и тем не менее заставляя своих преследователей догадываться о его местонахождении.

413 лейтенант Отто фон Шпее (SMS Нюрнберг ) -…

Британская эскадра под командованием адмирала КРЭДОКА в составе его флагмана, старого крейсера HMS Good Hope , еще одного старого крейсера HMS Monmouth , современного легкого крейсера HMS Glasgow и вооруженного торгового крейсера HMS Otranto отплыла из Фолкленды, чтобы противостоять фон Шпее у побережья Чили в битве при Коронеле. Их якобы поддерживал престарелый линкор HMS 9.0011 Canopus , но он был медленным и ненадежным и не принимал участия в действии.

В односторонней битве Отранто выбыла из своего класса, и только Глазго сбежали, Доброй Надежды и Монмут оба были потоплены всеми руками. Известно, что Крэдок заявил в Доме правительства в Стэнли, что он не ожидал, что выживет в битве с немецкой эскадрой. Унижение от поражения пошатнуло уверенность в Королевском флоте дома и вызвало ликование в Германии.

414 Боевой адмирал

Были взаимные обвинения в адрес Крэдока, якобы игнорировавшего инструкции не предпринимать никаких действий, если они не подкреплены Канопус . Он был храбрым человеком и другом фон Шпее еще со времен их совместного пребывания на Дальнем Востоке, но он безнадежно уступал в дальности и скорости своих кораблей, а также в опыте и эффективности экипажей.

Немцы пользовались большой поддержкой в ​​Южной Америке, а фон Шпее и его эскадра праздновали в Вальпараисо. Однако фон Шпее сохранил свое достоинство и очень хорошо сознавал, что его собственное положение остается шатким. На одном мероприятии был предложен тост за проклятие британского флота, но фон Шпее, всегда осознававший перипетии войны и качество своих противников, не стал этого делать и ушел.

587

SMS Scharnhorst — флагман фон Шпее…

На Островах известие о поражении при Коронеле было встречено с тревогой. 6 ноября 1914 г. из Адмиралтейства была получена телеграмма, предупреждающая их об ожидании атаки немецкой эскадры и приказывающая им уничтожить все склады, которые могут быть полезны противнику. Губернатор был убежден, что фон Шпее разрушит Беспроводную станцию ​​и сожжет Стэнли.

Добровольцы были собраны и проинструктированы сопротивляться атаке, но оставаться вне досягаемости корабельных орудий, что казалось невыполнимой задачей. Женщины и дети, а также многие пожилые люди были эвакуированы, излишки складов убраны, документы и записи скрыты, а грузы перемещены в отдаленные районы. Островитяне чувствовали себя беззащитными с HMS Glasgow и HMS Canopus получили приказ отправиться в Монтевидео ждать подкрепления, хотя последнему было приказано вернуться в Стэнли в качестве оборонительного корабля.

838

Гибель «Шарнхорста 8″…

Удивительно, но фон Шпее не отплыл сразу из Тихого океана, несмотря на его правильное предположение, что мощные британские силы будут посланы, чтобы отомстить за поражение Коронеля. Он пополнил свои угольные бункеры для долгого пути домой, но столкнулся с суровой погодой вокруг мыса Горн, что привело к потере запасов угля на палубе, а также к повреждению его кораблей. Он считал удачей, что они столкнулись с четырехмачтовым британским барком 9.0011 Drummuir был загружен углем, но последовавшая за этим задержка с поиском подходящей гавани для передачи груза и возмещения ущерба, нанесенного штормом, оказалась решающей в предстоящей битве.

Фон Шпее посоветовался со своими старшими офицерами, следует ли двигаться прямо к району Ривер Плейт или отклониться к Фолклендским островам, чтобы уничтожить там британскую военно-морскую базу. Хотя большинство выступало за обход Фолклендов, фон Шпее выступил против них, полагая, что разрушение ее единственной базы в этом районе подорвет военно-морскую мощь Великобритании и повысит его собственные шансы добраться до своей базы.

1296

HMS Канопус

На самом деле, мощная британская эскадра под командованием вице-адмирала СТУРДИ прибыла в Порт-Стэнли 7 декабря 1914 года и на следующее утро собирала уголь, когда был замечен авангард эскадры фон Шпее. По иронии судьбы именно Canopus произвел первые выстрелы в битве за Фолклендские острова, в которой Королевский флот полностью отомстил за поражение при Коронеле. Четыре немецких военных корабля были потоплены, спасся только 9-й.0011 Дрезден , который в конечном итоге был обнаружен и уничтожен у западного побережья Южной Америки. Фон Шпее оказал храброе и доблестное сопротивление, но был безнадежно вооружен, и исход был неизбежен, хотя он и предпринял безуспешную попытку спасти свои легкие крейсера, пожертвовав двумя своими броненосными крейсерами.

Фон Шпее погиб в битве, которую он предвидел, заметив, когда ему подарили цветы после победы при Коронеле, что они будут хорошо лежать на его могиле. Двое его сыновей также погибли в бою, один Gneisenau и один на Nurnberg . Оба сражения велись с большим мужеством и честью с обеих сторон, но с тяжелыми потерями, многие из которых стали результатом соблюдения военно-морских традиций, таких как продолжение нападения на подбитые суда, потому что они не могли или не хотели поднимать свои флаги. Это выпадает на долю немногих лидеров. завоевать уважение обеих сторон в бою. Немногим более чем за пять недель адмирал граф фон Шпее, командующий германской восточноазиатской эскадрой, нанес Королевскому флоту первое поражение за столетие в битве при Коронеле, а затем в битве у Фолклендских островов 8 декабря 1919 г.14, потерпел сокрушительное поражение и погиб. Скромный и благородный в победе, в поражении он проявил качества великого лидера с храбростью, тактической осведомленностью и безоговорочной поддержкой и верностью своих людей, в то же время заслужив уважение и восхищение своих противников .

1405

Гидролокационное изображение обломков корабля …

Почти ровно двадцать пять лет спустя немецкий карманный линкор, названный в честь фон Шпее, Admiral Graf Spee , был потоплен после боя у Монтевидео 17 декабря 1939 года британской флотилией под командованием коммодора ХАРВУДА. Фон Шпее изображен на марке Фолклендских островов, выпущенной в ознаменование этих сражений в 1989 году.

Редакционный комментарий ; В декабре 2019 года Фонд морского наследия Фолклендов объявил, что обломки SMS Scharnhorst находились в 98 морских милях к юго-востоку от Фолклендских островов на глубине 1610 метров. Экспедицию возглавил уроженец Фолклендских островов морской археолог Менсум Баунд.

1654

Великая внучатая племянница фон Шпее — …

См. изображение 334

См. изображение 102

Май 2019 г. Добавлены дополнительные фотографии
Июнь 2019 Ссылка добавлена
Июнь 2019 Добавлена ​​дополнительная фотография
Август 2019 г. Добавлена ​​внешняя ссылка; фотографии обновлены
Октябрь 2019 г. Добавлено пять ссылок; добавлена ​​дополнительная иллюстрация
Декабрь 2019 г. Добавлена ​​одна дополнительная внешняя ссылка
Февраль 2020 г. Добавлена ​​еще одна фотография; добавлен редакционный комментарий 901:23 Март 2020 г.