Полезные и познавательные статьи об оружии | «Красный Дракон»

Легендарный финский нож не только прославился в боевых действиях, но и оставил весьма заметный след в истории и культуре многих народов, в том числе, советского. Это оружие способствовало появлению целого культа почитателей и коллекционеров, число которых и сегодня весьма значительно. Что же представляет собой тот самый финский нож, и в чем причина столь огромной его популярности?

Сразу стоит сказать, что ножи из Финляндии создавались по ходу существования народного промысла, и все они имеют условное разделение на две основные группы: «пуукко» и «леуку». Именно традиционный нож «пукко» получил всеобщую любовь и обожание, а позже и привычное нам название «финка».

История традиционного финского ножа

Финский нож является целиком и полностью продуктом народного промысла, основной целью которого было создание функционального и надежного орудия труда и самозащиты из одних только подручных материалов.

Этим объясняются практически все конструкционные особенности финского ножа:

  • Рукоять изготовляется из цельного куска древесины, что обусловлено легкой доступностью материала (работа с деревом являлась одним из самых распространенных традиционных промыслов среди финнов, ввиду особенностей расположения страны и природных ресурсов).
  • Форма лезвия, оптимальная для строгания дерева (постепенный спуск с центра обуха до полного обнуления).
  • Толстый обух, порядка 4 мм, компенсировал недостаточную прочность металла, используемого в производстве клинка (познания в металлургии в то время были весьма посредственными).
  • Традиция затачивать лезвие о первый попавшийся камень обусловила отсутствие подводов к режущей кромке (заточить нож с подводами об камень практически невозможно, а вот спуск обуха в ноль такое вполне позволяет).
  • Форма рукоятки с «грибом» на конце, а также традиционный «лепесток» на нижней части ножен служили удобному использованию ножа (возможности доставать его из ножен даже в рукавицах).
  • Отсутствие гарды (служит помехой при выполнении бытовых дел).
  • Клинок, всаженный непосредственно в рукоять и защищенный от выпадения металлическим больстером или полоской стали (наиболее простой способ изготовления ножей, доступный ремесленникам).
  • Не широкий и не длинный клинок (оптимально сбалансированный для работы с мягкими материалами, приготовления еды).

В более поздние годы стали появляться художественно оформленные финские ножи, которые имели скорее символическое значение и служили подарком, чем выполняли какие-либо практические функции. Так, декоративными элементами оформлялась рукоять (чаще всего, резьбой по дереву), нередко на ней можно было встретить металлический выступ вместо «грибка», в виде головы животного. Появилась и сувенирная продукция, созданная в соответствии с традиционными цветами и мотивами национальных костюмов финнов.

Финский нож леуку

Традиционный финский нож леуку получил меньшую мировую известность, однако заслуживает столь же пристального внимания как образец таланта финских умельцев к конструированию практичных и добротных клинков.

Более тяжелый и мощный, чем пуукко, он больше подходит на роль топора, имеющего несколько более изящное исполнение, что позволяет отнести леуку к категории лагерных инструментов. Именно этим целям служит широкое изогнутое лезвие, имеющее толстый обух, который, как и у пуукко, спускается в ноль, без подвода к режущей кромке. Есть и другие конструктивные элементы леуку, которые сходны с традиционным финским ножом, что также обусловлено работой с древесиной, необходимостью обработки грубых деталей, выполнением рубки стволов.

Финский нож в России

Знакомство русских солдат с финским ножом произошло в 1939-40-е годы, в ходе известного советско-финского конфликта, который привел к развязыванию войны. Бойцы неприятеля практически во всех своих подразделениях имели в распоряжении традиционный финский нож пуукко, который использовался для бытовых целей, и в то же время мог служить спасению жизни своего владельца в рукопашном бою.

Этот нож не входил в снаряжение в качестве штатного оружия, однако практически каждый боец имел личный клинок, который широко применялся еще с мирных времен по хозяйству. Уже в те годы технологии, применяемые в производстве таких ножей, ушли далеко вперед. Среди боевого оружия финских солдат были найдены клинки с наборными рукоятками, в которых кожаные пластины чередовались с латунными. За время использования эти пластины деформировались по изгибу руки, тем самым улучшая эргономику эксплуатации ножа.

Русские солдаты, не имевшие в то время штатного боевого ножа, могли добыть смертоносный финский трофей только в бою, поэтому такое достижение считалось весьма значимым. Для российских конструкторов холодного оружия финский нож стал отправной точкой к созданию «финки НКВД», которая представляла собой слегка модернизированную модель традиционного клинка лесорубов. В отличие от европейского прототипа, русская модель обзавелась гардой.

Конструкция русской финки

Традиционная конструкция финского ножа подверглась определенным изменениям, попав в руки советских специалистов. Основные нововведения в НА-40 затронули длину и форму клинка, который стал более острым и длинным, а также обзавелся гардой, поскольку классический финский захват ножа был весьма непривычен для русского солдата. За ненадобностью был усечен «грибок», а сама рукоять оружия приобрела анатомическую форму. Более поздняя модификация, которая получила название финка НКВД, имела S-образный силуэт гарды и острый скос обуха. Особую ценность финка приобрела благодаря возможности нанесения проникающих ударов, что обусловило популярность ножа среди криминальных элементов.

Несмотря на широкие функциональные возможности, официальным боевым ножом финка не стала, однако входила в довольствие сотрудников НКВД и нередко служила в целях самообороны и для задержания преступных лиц при выполнении спецопераций. Именно в таких стычках русская модификация финского ножа попала в руки бандитов, где дала жизнь отдельному течению подпольного промысла, породившего легендарную «финку».

В период расцвета народного промысла в местах не столь отдаленных финка обзавелась наборными рукоятками, материалом для создания которых послужило оргстекло. Увлечение кустарным производством финских ножей достигло таких масштабов, что в целях безопасности был издан закон, запрещающий их самостоятельное изготовление. Установленный запрет действовал до 1996 года, однако и по сей день финский нож считается холодным оружием.

Современные финские ножи

Несмотря на большое разнообразие ножей, выпускаемых производителями всего мира, финский нож остается весьма популярным, тем более что развитие технологий благоприятным образом повлияло на эксплуатационные качества клинка.

В настоящее время для изготовления лезвия применяется углеродистая сталь с содержанием углерода до 1,2 %. В качестве легирующих добавок используется хром, никель, что обеспечивает стойкость стали к механическим повреждениям и необходимую твердость клинка, которая составляет 58-62 hrs. Для более дешевых моделей могут использоваться стальные сплавы с содержанием углерода 0,6-0,8 %, однако это ведет к снижению показателя твердости до 55 hrs, что обусловливает хрупкость и низкое качество лезвия.

Параметры конструкции классического финского ножа также строго регламентированы, еще с древних времен (а история ножа насчитывает уже около 1000 лет) производство клинка происходило по специальным чертежам, что позволило сохранить форму и пропорции оружия практически неизменными. В наше время изменилась только длина лезвия, которая в прежние времена была традиционно небольшой – около 100 мм, а теперь составляет порядка 150 мм. Ширина клинка составляет всего 10-15 мм, при довольно ощутимой толщине, достигающей 5 мм и более. Как и в классическом варианте, обух утончается к низу и не имеет границ режущей кромки.

В отличие от большинства современных ножей, финский клинок не предполагает большого разнообразия формы лезвия, как правило, это классический «дроп-поинт», имеющий односторонний, весьма плавный скос к режущей кромке у самого острия. Оптимальной для такого ножа считается заточка клином, однако широкое распространение также получил сабельный вариант. В конструкции клинка предусмотрен тонкий желоб пониже обуха, для улучшения показателей жесткости лезвия.

Популярные производители финских ножей

Вряд ли кто-то сможет сделать финские ножи лучше, чем это делают сами финны. Несмотря на то, что в большинстве европейских стран налажено собственное производство клинков, созданных по знаменитому прототипу, популярность настоящих, традиционных ножей возможно только в Финляндии. Для столь небольшой страны наличие сразу нескольких известных мануфактур может говорить только о большой востребованности продукции.

В числе наиболее известных производителей финских ножей:

  • Rosselli. Развивающаяся компания, которая не столь давно вышла на мировой рынок, однако успела покорить качеством ножей традиционно ручной работы. Для изготовления своих клинков производитель применяет высокоуглеродистую сталь UHC, чем обеспечивает своей продукции непревзойденные характеристики прочности и стойкости к износу.
  • Ahti Knives выпускает традиционные клинки пуукко весьма ограниченными партиями, ведь все производство вручную выполняет семья потомственных кузнецов. В работе применяется стальной сплав 12С27 с высоким содержанием углерода. Для изготовления рукояти используется карельская береза, которая также с давних времен широко служила сырьем в создании финских ножей. Обработка древесины льняным маслом повышает сроки ее службы и исключает растрескивание поверхности рукоятки в ходе эксплуатации.

  • Iisaki Järvenpää. История бренда началась в 1879 году, когда юный умелец по имени Ярвенпаа оборудовал небольшой сарай для ручного производства финских ножей. Спустя менее 10 лет мастер уже изготовил свой первый нож для русского царя и с тех пор стал основным поставщиком традиционных ножей пуукко к царскому двору. В наше время фабрика по производству ножей остается верной принципам работы, принятым еще ее основателем. В изготовлении ножей применяется прочная углеродистая сталь марок W75 и 12С27, а также природные материалы высшего качества: срез карельской березы, кожа, капа, традиционная береста.
  • Tommi. Современная мануфактура, названная именем одного из ведущих сотрудников известной фабрики Fiskars – Thomas Woodward. Впрочем, организацию производства выполнил его ученик, вскоре доказавший на практике, что время мастера не было потрачено впустую. Ножи, разработанные Каlle Keränen, получили широкое признание, в том числе, президентом страны, не только за отличное качество, но и за яркое исполнение.

  • Marttiini Oy. Одна из крупнейших фабрик по производству финских ножей начала свою историю в 1902 году, когда трудолюбивый и предприимчивый кузнец по имени Янне Марттиини занялся разработкой и изготовлением пуукко. Помимо отличного качества клинков, процветанию вновь созданной мастерской способствовала активность основателя, который не терял времени даром и активно продвигал свою продукцию среди жителей деревни и за ее пределами. Уже через несколько лет Янне существенно расширил производство, выполняя военный заказ, а затем был налажен экспорт финских ножей в США.

Стоит отметить и небольшие частные производства, широко распространенные в Финляндии. Наряду со стандартными пуукко, мастера соревнуются в изысках, предлагая покупателям недорогие, но весьма интересные модели ножей с художественной резьбой, в декоративных чехлах из натуральной кожи. Заслуживают внимания и оригинальные решения – один из именитых финских мастеров Aarno Korpikannel решил создавать ножны для клинков из шкуры лосося, и что удивительно, этот необычный материал демонстрирует весьма недурные практические качества.

Российское производство финских ножей

С момента как российские конструкторы приняли финский нож в качестве прототипа для ножей НА-40, прошло более 70 лет. За это время было создано немало функциональный клинков для различных подразделений сначала советской, а потом и российской армии и различных силовых структур.

Не стоит на месте производство финских ножей и сегодня, тем более что за эти годы накопился внушительный опыт их изготовления. Купить можно как инновационные модели, так и подарочные клинки, выполненные в стиле наиболее популярных прежде разновидностей финского ножа, в декоративном исполнении. Несмотря на разнообразие материалов, вариантов изготовления лезвий и рукояток, финка остается узнаваемой в любом своем обличии.

Наиболее популярные модели клинков на базе финки:

  • Койот. Изготавливается на основе дамасской стали, с применением граба в качестве основного материала для рукоятки, а также с использованием мельхиоровых вставок. Модель обладает твердостью в 61-61 hrs.
  • Тур. Слегка видоизмененная модель финского ножа, получившая название Тур, изготовлена из стали Х12МФ, имеющую твердость в 61 hrs. Особенностью модели является увеличенная длина клинка, которая составляет порядка 145 мм. Материалом для рукояти служит граб, а ее наконечник украшает декоративная голова волка.
  • Лаппи. Модель максимально приближена к традиционному финскому ножу, для производства рукояти так же используется карельская береза, а длина клинка составляет классические 120 мм. Для изготовления применяется сталь 95×18, которая обеспечивает повышенную стойкость к коррозии.
  • Клык. Универсальный нож из стали REX121 создан для успешного выполнения самого широкого списка хозяйственных дел. Как и его предшественник, финский нож, модель Клык имеет компактные размеры, удобную рукоять из карбона. Твердость клинка достигает рекордных 65 hrs, что обещает перспективу исключительной надежности клинка.
  • Шмель. Туристический нож на базе финки отличается большей шириной клинка, а также весьма плавным скосом обуха к режущей кромке. Для изготовления модели применяется сталь D2, показатели твердости которой составляют 60 hrs. Для изготовления рукояти применяется граб.
  • Сокол. Кованый нож кизлярского производства сохраняет сходство с финским прародителем, обретая, тем не менее, собственную индивидуальность, благодаря работе мастеров. Рукоять из черного граба имеет анатомическую форму и классический наконечник с «грибом». Для изготовления модели используется сталь Х12МФ, обеспечивающая клинку твердость в пределах 61 hrs.
  • Лиман. Универсальный клинок производитель относит к разряду туристических ножей, и его технические характеристики вполне соответствуют назначению. Изготовленная из полулегированной стали D2, модель устойчива к износу и ржавлению, а также к механическим нагрузкам благодаря все той же эргономичной конструкций финского ножа.
  • Капля. Созданный в лучших традициях финских мастеров, отечественный нож изготовлен из стали D2, имеет тщательно отполированную деревянную рукоять овальной формы, со срезанным «грибом». По своим параметрам конструкция ножа максимально приближена к финскому клинку: длина лезвия 115 мм, ширина 23 мм, толщина обуха 3 мм.
  • Скандинавский. Производители этого ножа не скрывали источник своего вдохновения. Модель имеет плавную рукоять анатомической формы, с классическим «грибом» на конце. Для изготовления лезвия использован стальной сплав У8, обеспечивающий клинку твердость 58 hrs.

Разумеется, это далеко не полный список универсальных ножей российских производителей, которые в своей работе вдохновились творениями скандинавских умельцев. Отечественные мастера постарались создать на неизменной базе довольно разнообразные по свойствам изделия, экспериментируя с материалами и дизайном. Продукция российских брендов вполне может конкурировать с создателями финского ножа! Впрочем, ставшая родной сердцу финка всегда будет узнаваема в любом обличии, что говорит об устойчивости традиций, создавших это произведение оружейного искусства.

Применение финского ножа

Область применения современных финских ножей весьма широка и включает в себя практически все известные виды хозяйственной деятельности, начиная от заготовки веников и заканчивая разделкой рыбы и дичи.

Износостойкости и эффективности клинка в работе способствуют отличные характеристики прочности лезвия, тем более что современные стальные сплавы гарантируют ему способность долго сохранять остроту. Разработанный специально для практических целей, финский нож удобно ложится в руку, позволяя совершать самый широкий спектр манипуляций без лишней нагрузки на кисть. Безупречная заточка, сбалансированный обух, комфортная рукоять, не скользящая в руке – кажется, финский нож состоит из одних преимуществ, недаром его приняли в качестве эргономичного прототипа многие производители клинков.

Торговые марки обеспечивают своим изделиям лучшие параметры износостойкости и прочности, так что остро заточенное лезвие финского ножа способно успешно справиться с деревянной заготовкой, толстой веревкой, кожей, а также мягкими металлами. Стойкость к разрушению обеспечивается большой толщиной обуха, пластичностью стальных сплавов, используемых при изготовлении клинка.

Тысячелетняя история ножа со всей достоверностью указывает на точно выверенную геометрию, оптимальное сочетание формы и толщины лезвия, удобство рукояти, которую и сегодня с большим удовольствием чувствуют в своей руке ценители добротно сделанных вещей.

Чертеж финского ножа с рукоятью типа «бочка».

?

Предыдущая статья | Следующая статья

Сегодня мы продолжаем тему финского ножа, поговорим о ноже с одной из простых рукоятей — «бочкой». Данная рукоять симметричная по форме, имеет более широкую среднюю чуть и узкие концы. Это позволяет ножу очень удобно лежать в руке практически при любом хвате.

Форма данного клинка тоже одна из классических — треугольник, например такую форму имеют клинки Томми, знаменитого финского мастера Hankala. Если вам интересна данная форма клинка, можно взять несколько альтернативных вариантов: Lauri 80 Stainless и Carbon, Polar Wittler Stainless и Carbon, Tuominnen 80 и 95, Молотобоец «Томми». Последние три являются классическими Томми, клинок имеет в сечении ромб. Для простоты монтажа лучше всего взять кость или рог, достаточно твердые, чтобы можно было расклепать хвостовик.

Скачать чертеж в более высоком разрешении (1800х1200 px)

Такой нож хорошо подойдет в качестве грибного или просто подсобного ножа в обиходе, благодаря тонким спускам и узкому кончику он позволяет выполнять большинство работ где может быть задействован нож. Данный нож имеет небольшие размеры, может быть сделан в легком исполнении и носиться как шейник, так и поясной.

Для изготовления понадобится:
— Lauri 80 Stainless и Carbon, Polar Wittler Stainless и Carbon, Tuominnen 80 и 95, Молотобоец «Томми»

— стабилизированная или простая карельская береза
— стабилизированная берцовая кость мамонта
— черная фибра толщиной 0. 4-0.8 мм
— мастика для дерева (финишная обработка)

Специально для подписчиков нашего блога в ЖЖ и друзей с Facebook и ВКонтакте при покупке набора с клиноком «Lauri 80» вы получите скидку 10%


sarmik
Sarmik.ru
Sarmik.ru магазин ножей

Ноябрь 2015
ВсПнВтСрЧтПтСб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

  • Facebook
  • VKontakte
  • Twitter
  • Guns. ru
  • Ножи из дамасской стали
  • Складные ножи
  • Olamic Cutlery
  • Подарочные сертификаты
  • Молотобоец
  • Кастомизированные складные ножи
  • Spyderco
  • Клинки
  • G-10
  • Карбонфибра
  • C-Tek
  • Паракорд
  • Vishudha Dematerialized : (без темы) [+0]

Разработано LiveJournal.com

Неделя 16 – Как сделать традиционный финский нож Пуукко

Я с нетерпением ждал этой недели с самого начала программы. Развивая наши знания о мастерстве и традиционной финской культуре, мы разработали, выковали и изготовили нож, олицетворяющий финскую культуру, — Puukko .

A puukko  это небольшой традиционный финский поясной нож, характеризующийся небольшим изогнутым лезвием с плоской спинкой, обычно длиной с ладонь пользователя, около 90 – 120 мм. Это обеспечивает большую ловкость и контроль при использовании ножа, так как большой палец другой руки можно использовать для нажатия на верхнюю часть лезвия. Эти типы ножей действительно универсальны и используются для резьбы по дереву, снятия шкуры с животных, удаления чешуи и потрошения рыбы, перемешивания супа, снятия кастрюли с огня, работы в саду… Этот список можно продолжить, вы называете его, и он использовался для это.

Нож хранится в кожаных ножнах, которые крепятся к ремню, легко доступны и готовы к использованию в одно мгновение. Однако ношение острого предмета, который можно было использовать в качестве оружия, было запрещено в Финляндии в 1977. С тех пор пуукко немного потерял свою заметность в общественных местах. Но в сельской местности, где связь с внешним миром сильнее и использование ножа по-прежнему необходимо, можно увидеть лезвие на ремнях у лесников, поводырей на собачьих упряжках, охотников и рыбаков. Пока я пишу это, я в настоящее время стажируюсь на ферме хаски, и один из парней постоянно носит 2 ножа на поясе. Настоящий фин!

Традиционный puukkos Крупносерийное производство включает Marttiini и Iisakki Järvenpää Oy. Красивые ножи, на которые стоит обратить внимание, если вы интересуетесь ножами или превосходным мастерством. Шведский нож Mora также считается 9-м.0005 puukko в Финляндии. Они дешевы с лезвием превосходного качества. В Финляндии также есть множество небольших производителей ножей, которые производят ножи по индивидуальному заказу, выкованные традиционными способами. Этот процесс ковки отсутствует в серийно выпускаемых ножах вышеуказанных компаний. Бывший студент курса, который я сейчас прохожу, производит такие ножи. Японец, живущий в Финляндии, его ножи представляют собой сплав двух культур, тесно связанных с лезвием. Посмотрите его канал на YouTube, чтобы понять, чем он занимается.

Мы начали с лекции нашего наставника Микко о ножах, которая рассказала нам об истории и некоторых дизайнерских идеях. Мы нацарапали наши рисунки на бумаге, которая служила шаблоном для ножа на протяжении всей конструкции. Как уже говорилось, идеальная длина лезвия для пуукко примерно равна длине вашей ладони, а рукоятка часто имеет такой же размер. Используя один из традиционных старинных ножей Микко в качестве ориентира и свою руку в качестве приблизительного суждения, я нарисовал что-то похожее на классический но с более толстой и круглой ручкой.

Ковка клинка

Одетые в плохо сидящие комбинезоны, мы собрались в подделке, выглядя как взволнованная кучка деревенских автомехаников. Сначала Микко показал нам, как выковать клинок. Подобно мастеру-кузнецу, он без особых усилий манипулировал стальной полосой, нагревая и ударяя молотком, и, наконец, превращая ее в сверкающее лезвие. Я мог бы говорить за себя по этому поводу, но я понятия не имел, как я собираюсь повторить то, что он только что сделал. Когда кто-то делает сложный процесс таким простым, вы понимаете, что это будет сложно!

Идея состоит в том, чтобы максимально точно придать форму лезвию с помощью молотка. Ковка — это когда вы нагреваете металл до ярко-оранжевого свечения, около 900 ° C, а затем ударяете большим молотком, чтобы постепенно придать ему желаемую форму. Нам сказали обращаться с металлом так, как если бы это был пластилин, и единственная разница заключалась в том, что мы использовали инструменты большего размера. Акцент здесь на том, что, как и с мягкой замазкой, вы должны быть осторожны при работе с лезвием, так как вы можете легко расплавить или деформировать металл.

Зачем молоток, если можно просто вырезать форму лезвия и идти дальше? Что ж, когда вы бьете молотом, вы сжимаете молекулы стали в желаемую форму, делая лезвие прочнее, чем если бы вы их отрезали. По-видимому, между кузнецами ведется много споров о поисках идеального клинка. Некоторые утверждают, что идеальное лезвие — это лезвие, форму которого вообще не нужно менять после ковки. Другие не согласны, полагая, что это не имеет большого значения, просто его труднее достичь и на это уходит больше времени. Я просто счастлив, если он будет отдаленно напоминать нож.

Крупные ножевые компании, упомянутые выше, на самом деле просто режут и обтачивают металл, не прибегая к кузнечному делу. Это связано с тем, что качество металла, доступного в настоящее время, очень высокое, и его можно обрабатывать таким образом, не снижая прочности лезвия. И из-за огромного количества ножей, которые они производят, кузнечное дело каждого из них было бы трудоемким и дорогостоящим процессом.

Создание Тан

Мы начали с разведения огня. Сначала добавьте небольшой слой древесного угля над сильфоном. Сильфон нагнетает воздух в огонь, позволяя контролировать жар. Разожгите огонь поверх этого, сначала добавив древесный уголь по краям, дав ему нагреться, прежде чем вы начнете его жечь (иначе он плюется). После того, как уголь нагреется, добавьте его в огонь и включите мех, чтобы создать раскаленный докрасна светящийся огонь. Продолжайте добавлять уголь таким же образом, когда это необходимо.

Затем мы получили кусок стали, достаточно длинный, чтобы безопасно держаться за один конец. После нагрева металла в центре мы сделали вмятину, поместив его на край наковальни и просто ударив по нему несколько раз. Первым этапом было изготовление хвостовика. Что, черт возьми, за запах, я слышал, ты спрашиваешь!? Это кусок металла, содержащийся в рукояти, и для этого типа ножа важно создать прочную рукоятку, которая останется жесткой на протяжении всего срока службы ножа. Так что после грубой вмятины в середине металла пришло время танцевать. Мне даже не стыдно за этот ужасный каламбур. Далее последовал процесс нагревания металла до ярко-оранжевого цвета (около 900°C), а затем молотком, чтобы медленно сформировать из металла длинный тонкий конический конец.

Формование лезвия

Когда хвостовик был готов, пришло время перейти к лезвию. Это сложно, потому что вы должны работать в обратном направлении. Сначала вы разрезаете металл по длине путем нагревания, кладете его на остроконечную насадку, которая подходит к наковальне, затем используете технику удара и надежды, описанную ранее, и, наконец, ломаете его с помощью плоскогубцев. Угол этого среза должен быть противоположен углу последнего лезвия.

Следующую часть сложно объяснить, но в основном вы работаете в обратном порядке. Вы забиваете металл с противоположной стороны разреза, медленно толкая наклонную сторону вверх, становясь плоской вершиной ножа. На этом этапе вы также создаете скос ножа, поэтому во время удара молотком вы должны располагать металл под углом. Звучит довольно сложно, надеюсь, изображения ниже помогут лучше объяснить этот процесс.

На этом этапе все шло на удивление хорошо, кромка лезвия загибалась вверх, начинал проявляться скос лезвия, а форма ножа начинала напоминать дизайн. Затем Миксу, один из моих одноклассников, начал делать несколько фотографий. Это выглядело эффектно, когда мехи были подняты, заставляя тысячи горящих горячих оранжевых искр со свистом вылетать из огня, устремляясь в дымоход наверху. Во время позирования для фото я включил мех, из которого вылетело множество искр и резко разогрелось пламя. Я по глупости оставил свой нож, пока делал это, расплавил конец! Ой! Хорошее фото однако! (Добавлю, как только получу). В этот момент был конец дня, и я решил решить эту проблему на следующее утро со свежим взглядом.

Мы все, пошатываясь, выбрались из подделки, уставшие от долгого жаркого дня, капли пота капали с наших закопченных лиц, мы походили на разношерстную команду викторианских трубочистов.

Хотя мастер-кузнец не был бы доволен моей починкой, на следующий день мне пришлось выточить нож до нужной формы, что спасло меня от ковки нового! После небольших переделок по выпрямлению хвостовика пришло время сделать первый этап закалки — отжиг . Здесь вы нагреваете весь металл до 600 °C, а затем даете ему остыть естественным образом.   После того, как нож остыл, скошенные края ножа были отшлифованы, чтобы сформировать блестящую часть лезвия.

Ключ к успеху в кузнечном деле — это не торопиться и расслабиться. В начале вы не можете понять, как выковать такой клинок. Но постепенно, в результате непрерывного процесса нагрева и формовки, а также обработки металла, как пластилина, медленно рождается лезвие.

Создание ручки

Следующим шагом было изготовление ручки. Puukkos традиционно используют березу для рукояти. Я использовал курчавую березу, подвид березы повислой, у которой есть яркие цветные прожилки, извивающиеся по волокну. Форма будет цилиндрической, с более толстой частью посередине для сцепления. Под лезвием должна была быть круглая латунная пробка, основная часть из вьющейся березы, небольшая часть рога, а затем монета в британском фунте стерлингов в качестве наконечника. Типичный финский нож с британским уклоном. Сначала нож необходимо дополнительно подготовить для рукояти, отпилив верхнюю и нижнюю часть хвостовика, см. рис.

Мы начали с того, что обрезали фигурную березу примерно по размеру, а затем сделали отверстие для хвостовика, позволяющее ему проходить сквозь древесину. Сначала вы рисуете вокруг хвостовика, отмечая область, которую нужно просверлить. Затем следует довольно неуклюжий процесс сверления. Первые несколько отверстий просверливаются точно по вашим отметкам, а затем вы должны использовать электрическую ручную дрель, чтобы перемещать сверло вверх и вниз, чтобы соединить отверстия, создавая форму хвостовика внутри. Требуется некоторое время, прежде чем он действительно подходит, вам нужна хорошая плотная посадка, чтобы ручка была прочной.

Детализация рукоятки

Когда все было готово, пришло время создать круглую латунную пробку, которая будет проходить под лезвием. Сначала в этой пластине были просверлены отверстия, а затем было вырезано квадратное отверстие, позволяющее лезвию проходить сквозь него. Затем был создан круг с помощью шлифовального станка и удерживания плоскогубцами с крутящим моментом, чтобы не обжечь пальцы. Непростая задача, и создание круга заняло больше времени, чем ожидалось. Я провалил первую попытку, поэтому пришлось делать еще одну. Я потратил почти целый день, делая крошечный круг из латуни! Я чуть не заплакал.

То же самое было повторено с рогом, который будет на конце рукояти. Его отшлифовали до цилиндрической формы, а затем просверлили отверстие, через которое мог пройти хвостовик. Еще одно отверстие большего диаметра также было утоплено в роге наполовину, что позволило спрятать шайбу внутри рога. Это необходимо, когда вы приклепываете хвостовик к концу ножа, укрепляя его. Я также отшлифовал край монеты фунта, который шел на конце ручки, чтобы придать ей более блестящий вид.

Закалка и отпуск лезвия

2 этап процесса закалки – закалка . Лезвие было закалено с помощью паяльной лампы, при этом весь кусок металла сначала нагревался, а затем фокусировался на фаске лезвия. После того, как раскален докрасна, я думаю около 800°C, металл погружается в масло. Масло охлаждает металл медленнее, чем при использовании воды, но означает, что конечный результат менее хрупок. Затем сталь очищают, удаляя закалочную жидкость и подготавливая сталь к отпуску.

3 этап процесса закалки – t закалка . Затем лезвие снова нагревают, на этот раз до 200°C в печи в течение 20/30 минут (в зависимости от размера лезвия). Это устраняет хрупкость, возникающую в процессе закалки . Во время процесса отпуска нагретая сталь имеет цвет оксида на поверхности в зависимости от того, насколько она горячая. Цвета начинаются с светло-соломенного при температуре около 200°C до фиолетовый при температуре около 300°C. Так что следите за цветом металла при закалке в бытовой печи, так как температуры часто немного неточны.

Заточка с помощью точильного камня

После закалки лезвие затачивается с помощью точильного камня. Большой, влажный, цилиндрический камень, который вращается. Вы нажимаете скошенный край лезвия на точильный камень, скользя лезвием поперек, затачивая всю длину лезвия. Вы делаете это с обеих сторон ножа, сохраняя ровный скос с обеих сторон, пока не получите острый край. Сложный процесс, в результате которого я отшлифовал кончики 4 пальцев! Ой.

Придание формы рукояти

Затем рукоятка была отшлифована почти до окончательного размера, так как после приклеивания к лезвию шлифовать ее будет гораздо сложнее. Сначала это было сделано с помощью ленточной шлифовальной машины, чтобы получить приблизительный размер, а затем с помощью рашпиля, который представляет собой разновидность ручного напильника. Для сложных задач отдавайте предпочтение ручным инструментам, а не станкам, так как прогресс более постепенный, и ошибки можно устранить. Если вы сделаете ошибку на машине, вы можете испортить ручку одним движением.

Склеивание ножа вместе

Все части ножа (кроме монеты фунта на конце) затем были склеены вместе и плотно закреплены на месте с помощью тисков. Мы использовали аралдит с 5-минутным временем отверждения, что позволило нам внести небольшие коррективы во время помещения в тиски, где мы оставили его на несколько часов для отверждения.

Клепка конца ножа

Затем шайба была помещена в потайное отверстие в роге. Выступающий хвостик был слегка подпилен, а затем ударен закругленным концом молотка, чтобы образовалась заклепка, еще больше укрепившая нож. Медленный и невыносимый процесс, когда я думал, что сломаю рог.

Окончательная шлифовка и смазка

Нож был почти готов, но неделя прошла, а мне все еще нужно было отшлифовать до окончательного размера, добавить монету в фунт, мелко отшлифовать, а затем отшлифовать и смазать маслом. Я сделал это по вечерам на прошлой неделе, находясь на рабочем месте. Я отшлифовал ручку до окончательного размера, стараясь не повредить латунь под лезвием. На этот раз используйте более тонкий рашпиль, а затем постепенно используйте все более мелкую наждачную бумагу. В конце, когда окончательная шлифовка была завершена, я слегка увлажнил ручку и дал ей высохнуть. Это приводит к тому, что волокна поднимаются, поэтому вы снова шлифуете ручку, чтобы сделать ее еще более гладкой, и повторяете этот процесс несколько раз. Затем я смазал ручку несколькими слоями льняного масла (pellavaöljy). Будьте осторожны при утилизации салфетки или ткани, которую вы использовали для масла, так как льняное масло может самопроизвольно воспламениться!

Рукоятка огромна для такого типа ножей, что делает строгание строганием руки очень болезненной. Он больше подходит для снятия шкуры с животного или потрошения рыбы, где этот процесс менее сложен. В любом случае, с такой толстой ручкой вам нужно быть либо гигантом, либо настоящим зверем, чтобы использовать его. Но, возможно, на рынке есть пробел для такого типа ножей. Кто знает, когда вы увидите Fat Belied Puukko в ближайшем к вам магазине…

Нравится:

Нравится Загрузка…

Май | 2012 | nordiska knivar

Опубликовано 31 мая 2012 г. | 3 комментария

Я пытаюсь определить и проиллюстрировать различные традиционные формы финского puukko, и Saku Honkilahti был достаточно любезен, чтобы поделиться некоторой информацией о Kokemäen. Саку — пууккосеппа, и я рад сообщить, что у меня есть один из его пуукко с красивой березовой ручкой. Чтобы увидеть его работы, посетите его веб-сайт по адресу:     http://www.netikka.net/sakunsivu/  Спасибо за помощь, Саку!

«Тот факт, кто на самом деле разработал или изобрел Kokemäenjoki puukko или даже когда, неизвестен. Нож Kokemäenjoki очень прост, функционален и незамысловат, без украшений. Он всегда был в первую очередь инструментом, а не оружием.

Kokemäen puukko, как правило, обрабатывается древесиной, обычно вьющейся или огненной березой, что имеет четкую причину. На рукоятке нет наконечников, поэтому сама древесина должна быть прочной и жесткой. Нормальный размер в рукоять ножа, длина всех финских пуукко обычно 100+ мм, ширина мужской руки. Поперечное сечение овальное, лезвие сужается как вперед, так и назад. Высота ручки не более 30 мм, а толщина 20 мм.

Вторая особенность заключается в том, что хвостовик лезвия не проходит насквозь, это называется хвостовиком палки. Поскольку рукоятка должна сидеть очень плотно, ее традиционно вставляют в рукоятку прижиганием, поэтому ее не просверливают.

Третья особенность — «зазор» между лезвием и рукоятью. Одним из объяснений может быть то, что шов можно содержать в чистоте. Другое объяснение конструкции состоит в том, что она позволяет позже затянуть лезвие. В-третьих, окончательное шлифование проще. Правда в том, что никто больше не знает.

Вершина лезвия овальной формы. Рукоятки имеют в основном масляную отделку. Лезвие представляет собой типичную финскую форму лезвия пуукко: вертикальное, без выступа на острие, прямо заточенное и обычно немного длиннее рукояти на 100–130 мм, а также ниже примерно на 15–20 мм в высоту. В руке Kokemäen puukko должен чувствовать себя естественно и живо, а не неуклюже.

Ножны Kokemäen – самая эффектная часть. В целом, это коричневая кожа и дизайн со слегка заостренным выступом. Верхняя часть ножен длинная, ножи должны плотно сидеть в ножнах. Петля для подвешивания представляет собой простую кожаную петлю или иногда металлическую цепочку.

Вот некоторые известные пууккосеппа, изготавливавшие кокемяен:

Аксели Экман (25.02.1883 – 20.06.1950) был единственным профессиональным ножеделом, который зарабатывал себе на жизнь изготовлением кокемяенских пуукко. Он также был сапожником и хорошо известен своими первоклассными ножнами. Клинки он делал в основном из старых напильников. Рядом с его мастерской также жил кузнец Пелтонен, который делал для него клинки, пока они не пришли к спору в 1942 году, когда Экман выиграл знаменитый ножевой конкурс, но вообще не упомянул своего кузнеца. Производство Экмана достигло своего пика с 1920-е и даже 1940-50-е годы, когда его пуукко продавали в местных хозяйственных магазинах и т. д. У них была очень хорошая репутация.

Ильмари Куула (28.09.1903 – 23.10.1983) сделал карьеру гурада в Художественном музее Cedercreutz, где проработал 45 лет, ст. 1933 – 1978. Также его брат Аарне Куула (18.11.1911 – 19.08.1985) делал Kokemäen puukkos, в основном по заказу и хобби, и ни один из них не зарабатывал на жизнь изготовлением ножей.

Кейкки Марьянен (21.10.1918 – 31.01.1989) изготовил более мелкие ножи Kokemäenjoki puukko, несколько сотен штук. Его ножны обычно имеют его монограмму, стилизованную букву М. Второй особенностью является то, что лезвия имеют вогнутую заточку. Рукоятки его ножей обычно окрашены.

Сегодня есть два профессиональных мастера: Пекка Туоминен и Микко Инкеройнен, а также такие любители, как я, Яни Рюйнянен и Эйно Хелл».

Саку Хонклахти

Опубликовано 28 мая 2012 г. | 3 комментария

Игорь Баруткин живет в саамской деревне Ловозеро под Мурманском на самом севере России: «Очень интересные и красивые места. Озера, Хибинские горы, тундра… Посмотрите в гугле 🙂 Раньше я часто ездил на север Финляндии и в Норвегию и бывал в Экмокке. Сейчас нет времени пока. Саамские ножи и посуда, это мой хлеб, моя работа. Мой образ жизни».

Игорь — ученик Джона Оле Андерсона и практик дуоджи, саамского традиционного образа жизни. Слово дуоджи также используется для обозначения подлинного саамского ремесла. Это относится в первую очередь к самому ремеслу и, во вторую очередь, к образу жизни саамов. Игоря можно найти на Facebook по адресу https://www.facebook.com/profile.php?id=100002077936834 Взгляните на его работы!

С сайта http://www.sameslojdstiftelsen.com:

«Нож — универсальный инструмент. У саамов часто на поясе висит несколько ножей. У ножей разные функции. Большой нож используется вместо топора, повседневный нож для всех видов повседневных нужд, нож для маркировки телят является специальным и используется для вырезания отметин на ушах телят северного оленя.

Форма ножен ножа зависит от естественной формы рога северного оленя, и в основном можно выделить две типичные формы: одну с длинным плавным изгибом и одну с более выраженным изгибом. Ножны с более выраженным изгибом чаще встречаются на севере. Рукоять ножа изготавливается из мазурской березы и рога северного оленя или полностью из рога северного оленя. Рукоятка часто имеет кору между частями рога, которая обеспечивает хорошую фиксацию и не дает рукояти скользить в руке человека. Ручка заканчивается наверху набалдашником. Выступ больше в северных саамских районах, в то время как он не так выражен в центральных и южных саамских районах. В северных саамских районах ручка часто не гравируется, в то время как гравировка на ручке распространена в центральных и южных саамских районах.

Ножи производятся в основном в трех различных вариантах: 1) ножны и рукоять полностью из рога северного оленя; 2) ножны изготовлены из рога северного оленя, кожаный чехол из сыромятной кожи и рукоять из дерева или рога северного оленя или комбинации рога и дерева; 3) ножны из дерева и рукоять из дерева или рога северного оленя или из сочетания рога и дерева. Существуют также другие разновидности ножей с ножнами из кожи и ножи, имеющие только защиту лезвия из дерева, коры или рога северного оленя. Нож с ножнами и рукоятью, полностью изготовленный из рога северного оленя, считается художественно-ремесленной разновидностью саамских ножей, а остальные разновидности считаются повседневными ножами. Все ножны имеют плетеный шнур из оленьей шерсти, чтобы висеть на ремне.

Для северосаамской гравюры характерны геометрические мотивы звезды, цветка или сердца в сочетании с изогнутыми линиями, окантовкой и штриховкой. Окантовка состоит из различных гравировок, иногда из сочетания различных геометрических надрезов, сделанных острым концом ножа, а иногда в сочетании с изогнутыми линиями. Особенно характерен кант в виде скрученного шнура.

Для южных саамских районов характерны плетеные узоры. Плетеный узор создается как линиями, так и комбинацией узоров, выполненных острием острого ножа. Дизайн часто покрывает всю рукоять или ножны. Выпушка очень строгая и завершается крестообразными ножевыми насечками как в простом, так и в двойном ряду. В центральном саамском районе встречаются те же плетеные узоры, что и на юге, заштрихованные кривые, но еще более простые звездообразные и крестообразные узоры, которые сообщают связь с узорами в северных саамских районах. Линии звездного рисунка часто заканчиваются надрезами острым ножом. В производстве ножей традиционный дизайн и комбинации рисунков совсем недавно изменились на более общий саамский дизайн и узор».

Игорь делает одни из самых красивых ножей, которые вы когда-либо видели, вот некоторые из моих любимых:

Опубликовано 26 мая 2012 г. | Оставить комментарий

Мне нравится традиционный пуукко, и я хочу показать вам, что создали два талантливых пууккосеппа, придав им форму. Я думаю, вам понравятся эти два.

Первый принадлежит Виллему О’Келли (также известному как «Дымовой столб» на различных ножевых форумах) из Южной Африки:

Дом Нельсона Манделы и марка/торговая марка моего производителя – K’roo – именно так произносится Karoo на местном уровне. У меня нет веб-сайта специально для моих ножей (знаю, знаю, я с этим справлюсь!), но у меня есть сайт для стрелков с дульнозарядным устройством, и есть форум по холодному оружию, на котором содержится довольно немного моей работы — www. whitesmoke.co.za».

«Моя задача от клиента и, следовательно, мой подход состоял в том, чтобы построить Puukko с африканским «ароматом», так сказать. Результат показан на следующих фотографиях. Клинок я сделал из HSS 18 из старого лезвия рубанка, «больстер» латунный, с чередующимися друг с другом кожаными прокладками, бивнем бородавочника и африканским черным деревом. Я заклепал и утопил хвостовик и добавил ложный конец из клыка бородавочника».

Виллем прекрасно работает и делает всевозможные ножи, некоторые из которых можно увидеть в этой теме:

http://www.allaboutpocketknives.com/knife_forum/viewtopic.php?f=34&t=28404&start=15

Второй — «хоккейный пуукко». Вот отличный пример финского изготовления пуукко. Возьмите какой-нибудь перерабатываемый материал и превратите его в красивый пуукко и ножны. Это Сами Ланисипалтта. По его словам:

«Вот мой последний пуукко. Это заняло год и четыре месяца с моего предыдущего пуукко (занятость другими делами).
Серийный номер: 09
Ручка: Сделано в Чехии (хоккейная шайба)
Больстеры: алюминий
Лезвие: кольцо подшипника ручной ковки, 18,5°
Ножны: кожа 2,3 мм (окрашены в черный цвет Narvi)
Размеры: лезвие: 72 мм, рукоять: 85 мм и ножны: 150 мм ( для очень маленькой руки)

Сайт Сами: http://www.lansipaltta.fi/en/

Более подробную информацию (извините еще раз на финском) об этом ноже можно найти в моем блоге
http://lansipaltta.blogspot .com/2012/04 … tehty.html ”

Взгляните на его блог, человек потрясающий.

Опубликовано 19 мая 2012 г. | 1 комментарий

Härmän puukko – очень своеобразный пуукко из Остроботнического региона Финляндии. Эти ножи производились семьей Раннанярви на протяжении многих лет, начиная с Эркки Раннанярви (1838-1925) и заканчивая Антти Раннанярви (р. 1951) в наши дни. Они кажутся довольно редкими и редко встречаются за пределами Финляндии, за исключением некоторых, которые были сделаны для магазина в США несколько лет назад.

Вот некоторая информация, написанная Туулой Раннанъярви-Лаукканен, найденная на веб-сайте музея:

«Нож в ножнах, или пуукко, является элементом финской материальной культуры и наследия. Для финнов это был как важный инструмент общего назначения, так и личное оружие. В настоящее время старые декоративные виды пуукко в основном представляют собой подарки и предметы коллекционирования. Ножи в основном изготавливаются на промышленной основе, но несколько семей ножеделов сохранили традиционные ремесленные навыки до наших дней.

Нож Härmä puukko относится к южно-остроботнскому типу, история которого восходит к середине XIX в.века до 2000-х годов. Мастера-ножовщики из семьи Раннанярви изготавливают ножи Härmä вручную на протяжении четырех поколений. Базовая конструкция имеет ножны из двух частей, в которых находится большой нож (изопуукко) и меньший (пиккупуукко). Нож Härmä выпускался четырех размеров: Pikkupuukko (маленький нож), Naistenpuukko (женский нож), Normaalipuukko (обычный нож) и Anssin Jukka (названный в честь легендарного народного героя).

Нож Härmä с наконечником имел гармоничный дизайн, в котором кожаные ножны и деревянная рукоять были богато украшены наконечниками. На латунные наконечники нанесено множество гравировок и орнаментальных узоров, вложенных в ножны. Ножны и рукояти также были окрашены в черный и красный цвета. Орнаментальный вид ножа Härmä свидетельствует как об уважении к ножу пуукко, так и о высокой оценке мастерства его создателей. Изготовление ножа требовало много времени, и особое внимание уделялось качеству изготовления. . В семье Раннанярви навыки изготовления ножей передавались по традиции из поколения в поколение. Каждый мастер-изготовитель ножей в той или иной степени усовершенствовал конструкцию, сохранив при этом основные черты традиционных методов.

Финский нож в ножнах и его использование традиционно ассоциировались с обычаями общин. Он стал чуть ли не национальным символом во время Второй мировой войны, когда процветала ножевая промышленность. Нож пуукко из Южной Остроботнии является важным элементом местной истории. Нож Härmä был связан с историей häjyt (возмутителей спокойствия) Härmä, ножевыми боями и расцветом разбойников с ножами примерно в середине 19 века. Нож с рукоятью с наконечником упоминается, например, во многих народных песнях о легендарной девятке.0005 häjyt , Эркки Раннанярви, создатель первого ножа Härmä puukko, был двоюродным братом Антти Раннанярви, известного преступника и нарушителя спокойствия того времени. За свою историю нож Härmä превратился из универсального ножа в подарок и предмет коллекционирования. Его репутация частично поддерживалась символическими ценностями, которые ему придавали. Нож Härmä считался оружием häjyt , а также символом родного региона и духа Härmä. ножа Хярмя».

Пуукко, изображенные на фотографиях, были подарком мне из коллекции Билла Лекуйера и, скорее всего, были сделаны Йоханнесом (Юха) Раннанъярви (1873-1931). Нынешнее производство Härmän puukos Антти Раннанярви можно увидеть по адресу  http://netti.nic.fi/~1maukka/rannanjarvi/antin2/index2. htm

Онни Раннанярви (1909–1971) из Юлихармя, делающий нож пуукко в 1946 году. Фото : Национальный совет древностей.

Опубликовано 17 мая 2012 г. | 4 комментария

Добро пожаловать в Nordiska Knivar, мой сборник вырезок о скандинавских ножах. Я буду публиковать фотографии и информацию о традиционных ножах и производителях ножей, особенно о пуукко из Финляндии. Я хотел бы начать с этого прекрасного пуукко с эбонитовой ручкой от Йоонаса Каллиониеми.

По словам Йоонаса, эбонит использовался для рукоятей в начале 1900-х годов: «Рукоятка сделана из эбонита. После некоторого чтения я узнал, что эбонит действительно использовался для рукоятей пуукко около ста лет назад, но по какой-то причине никто не продолжает использовать этот прекрасный материал. По сути, это твердая резина, она прочно держится, как резина, устойчива ко всем видам окружающей среды и не «живет», как деревянные ручки. Он изготовлен из натурального каучука, льняного масла и серы и полностью безопасен для пищевых продуктов.