Содержание

General Dynamics F-16 Fighting Falcon

Дженерал Дайнэмикс F-16 «Файтинг Фалкон» (англ. General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно — Сражающийся сокол) — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения[8], разработанный компанией General Dynamics. В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin).

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на февраль 2012 года построено свыше 4500 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 25 стран. Последние из 2231 F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году.[9]. Модернизированный F-16 будет производиться на экспорт как минимум до 2013 года.[6][10]

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Модификации
    • 2.
      1 Перспективные программы
    • 2.2 «Night Falcon» и серия «блок 50»
    • 2.3 Истребитель-перехватчик ПВО
    • 2.4 QF-16
    • 2.5 F-16V
  • 3 На вооружении
    • 3.1 Состоит на вооружении
    • 3.2 Состоял на вооружении
  • 4 Боевое применение
    • 4.1 Израиль
    • 4.2 Венесуэла
    • 4.3 НАТО
    • 4.4 США
    • 4.5 Пакистан
    • 4.6 Турция
    • 4.7 Официальная статистика воздушных побед и поражений
  • 5 Тактико-технические характеристики
  • 6 Потери
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература и источники
  • 10 Ссылки

Разработка

Прототип машины, под обозначением YF-16 (№ 72-01567), впервые поднялся в воздух 21 января 1974 года, когда во время пробежки по аэродрому пилот был вынужден взлететь, чтобы избежать аварийной ситуации. Первый полёт по программе испытаний состоялся 2 февраля того же года[11]. В 1975 году появился F-16A, а в 1977 году — двухместный F-16B.

Модификации

Норвежский F-16A в небе над Балканами

Основные источники: [13], [12], [14], [15] , [16]

Block 1

Первый полёт август 1978 года. Базовая модификация

Block 5 Произведено 197 самолётов.

Block 10 312 построено до 1980

Block 15 Ноябрь 1981. Установлено новое хвостовое оперение. Радар AN/APG-66. Ракеты AIM-7, введена возможность подвески 1000 фунтовых бомб на подкрыльевых точках подвески. В кабине пилота установлен кондиционер. Произведено 983 за 14 лет.

Block 15OCU (Operational Capability Upgrade) Модернизация 1987 года, всего прошли 217 самолётов, установлен двигатель F100-PW-220, вооружение: AGM-119 и AGM-65, AIM-120 AMRAAM. Установлен радиовысотомер. СИП AN/ALQ-131. Максимальный вес 17 000 кг.

Block 20 Модернизация 150 F-16OCU

Block 25 19 июня 1984 года. Установлены двигатели F100-PW-200E, радар AN/APG-68, способен работать в режиме воздух-земля. Реализован принцип стеклянной кабины. Вооружение: AIM-120, AGM-65. Помехозащищённая КВ станция. Максимальная масса 19640 кг. Станция помех AN/ALQ-165.

Block 30/32 1985—1989 год. Построено 733. Установлен новый двигатель, нанесен РПМ на корпус, для снижения ЭПР. Вооружение: AIM-120, добавлена AGM-88

Block 40/42 1989—1995, для Египта производство возобновлено в 1999. Произведено 615 шт. Установлен радар APG-68V5, межремонтный ресурс 100 часов. GPS навигация, ловушки ALE-47, введена ЭДСУ. Максимальный вес возрос до 19200 кг. Вооружение AGM-88 HARM II были добавлены в 1989 году, GBU-10, GBU-12, GBU-24, GBU-15, AIM-120

Block 50/52 Установлен двигатель с тягой 12,9 КН. Производится с 1990 по наст. время. Радар AN/APG-68V5, на последних вверсиях V7 и V8, добавлена ракета AGM-84, AGM-154, до 4 ракет AGM-88. Произведено более 830.

Block 52+ Установлен радар V9, с возможностью картографирования, установлены дополнительные баки на фюзеляже.

Block 60 Установлена ОЛС, так же дополнительные баки, контейнер AN/ASQ-28, уменьшена ЭПР, радар с АФАР AN/APG-80, СИП ALQ-165, двигатель F110-GE-132 с тягой 19000 фунтов сухой и 32500 на форсаже. Вес пустого 9900 кг, нормальная взлётная масса 13 000 кг, максимальная 20 700 кг. произведено 80 для ОАЭ.

Перспективные программы

F-16CG

Программы дальнейшего совершенствования F-16 включают CCV (самолёты с конфигурацией, определяемой системой управления) и AFTI — экспериментальная машина с тройной цифровой системой управления полётом и большими подфюзеляжными гребнями. F-16XL бесхвостовой схемы, мог иметь мощное вооружение, большую дальность полёта и лучшую маневренность по сравнению с исходным F-16.

Первый полёт нового самолёта состоялся в июле 1982 года, однако лётные испытания по этой программе были свёрнуты в конце 1980-х гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолёта были переданы NASA для исследовательских целей.

«Night Falcon» и серия «блок 50»

С декабря 1988 года начался выпуск серии «Блок 40/42» «Night Falcon», с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. «Night Falcon» может нести УР AGM-88B. С увеличением количества оборудования повысился взлётный вес самолёта, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 года стали выпускаться серии «блок 50» и «блок 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещённый с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей и ИК-ловушек. Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.

Истребитель-перехватчик ПВО

С октября 1986 года ВВС США приступили к модернизации 270 машин F-16A/B по программе ADF по переоборудованию самолётов в истребители-перехватчики ПВО. Эти машины получили усовершенствованную РЛС, способную отслеживать мелкие цели, и ПУ для ракет AIM-7 «Sparrow», способных поражать объекты за пределами визуальной видимости. F-16 ПВО могут нести 6 УР AIM-120, AIM-7 или AIM-9 класса «воздух-воздух».

QF-16

В 2010 году ВВС США заключили контракт с Boeing стоимостью $69 млн на серийную конверсию в самолёты-мишени 126 истребителей F-16 выработавших свой ресурс.[17] Беспилотные QF-16 должны заменить парк устаревших и близких к исчерпанию машин QF-4.[17]

F-16V

Американская компания Lockheed Martin объявила о разработке новой версии истребителя F-16 Fighting Falcon — F-16V. V в индексе самолёта обозначает Viper, «гадюка». Новая версия самолёта получит радар с активной фазированной решёткой, новый бортовой компьютер и некоторые доработки в кабине пилота. По оценке компании, до версии Viper может быть модернизирован практически любой истребитель F-16.[18]

На вооружении

Операторы F-16 с 2010 года

Состоит на вооружении

  •  Бахрейн — 16 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год[19][20]
  •  Бельгия — 50 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год[21]
  •  Венесуэла — 17 F-16A и 4 F-16B, по состоянию на 2012 год[22]
  •  Греция — 115 F-16C и 41 F-16D, по состоянию на 2012 год[23][24]
  •  Дания — 43 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год[25][26]
  •  Египет — 156 F-16A/С и 47 F-16B/D, по состоянию на 2012 год[27][28]
  •  Израиль — 78 F-16A, 24 F-16B, 78 F-16C, 48 F-16D и 101 F-16I, по состоянию на 2012 год[29][30]
  •  Индонезия — 7 F-16A, 3 F-16B и 24 F-16C, по состоянию на 2012 год
    [31]
    В рамках программы Peace Bima-Sena Индонезии было поставлено 12 F-16A/B Block 15OCU (в том числе восемь F-16A и четыре F-16B) в 1989—1990 годах. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 1992 и 1997 годах).
  •  Иордания — 35 F-16A/AM и 13 F-16B/BM, по состоянию на 2012 год[32][33]
  •  Нидерланды — 79 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год[34][35]
  •  Норвегия — 47 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год[36]
  •  ОАЭ — 53 F-16Е и 25 F-16F, по состоянию на 2012 год[37]
  •  Оман — 8 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год[38]
  •  Пакистан — 66 F-16А/В/С/D, по состоянию на 2012 год[39][40]
  •  Польша — 48 F-16C «блок-52M», по состоянию на 2011 год[41]
  •  Португалия — 28 F-16AM и 6 F-16BM, по состоянию на 2012 год[42]ВВС Португалии получили в общей сложности 45 самолётов (включая 38 F-16A и 7 F-16B). Было закуплено две партии: в рамках программы Peace Atlantis I в 1994 году поставлены 20 F-16A/B Block 15OCU и в рамках программы Peace Atlantis II в 1999 году поставлены 25 F-16A/B Block 15, ранее состоявшие на вооружении ВВС США (из них пять машин предназначались для разбора на запчасти). Самолёты, закупленные в 1999 году, постепенно проходят модернизацию до стандарта MLU. Первый модернизированный самолёт поступил в 301-ю эскадрилью в 2003 году. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 2002 и 2008 годах). F-16 состоят на вооружении двух эскадрилий, базирующихся на авиабазе Монте-Реал — 201-й «Falcões» и 301-й «Jaguares».
  •  Республика Корея — 118 F-16C и 47 F-16D, по состоянию на 2012 год
    [43]
    [44] Производится по лицензии.
  •  Сингапур — 32 F-16C и 43 F-16D, по состоянию на 2012 год[45]
  •  Таиланд — 43 F-16A/ADF и 15 F-16В, по состоянию на 2012 год[46][47]
  • Тайвань — 117 F-16A и 28 F-16В, по состоянию на 2012 год[48][49]
  •  Турция — 195 F-16C и 42 F-16D, по состоянию на 2012 год[50][51] Производится по лицензии. 23 мая 2011 года ВВС Турции получили первый F-16 «блок-50» местной сборки. До декабря 2012 года турецкой компанией Turkish Aerospace Industries будет произведено 50 F-16 «блок-50». [52].
  •  Чили — 31 F-16A/C и 11 F-16B/D, по состоянию на 2012 год[53]
  •  Марокко — 18 F-16C «блок-52» и 6 F-16D «блок-52», по состоянию на август 2012 года.[54] F-16 ВВС Марокко оснащены двигателями F100-PW-229 EEP (Engine Enhancement Package) компании «Пратт энд Уитни» и РЛС AN/APG-68(V)9. В 2007 году ВВС Марокко заказали 24 F-16C/D «блок-52» на общую сумму $2,4 млрд.
    [55]
  •  США[56]:
    • ВВС США — 1018 F-16C/D, по состоянию на 2012 год[57]
    • ВМС США — 14 F-16А/В, по состоянию на 2012 год[58]
    • ВВС Национальной гвардии США[59]

Состоял на вооружении

  •  Италия — 34 F-16 в лизинге с марта 2001 по июнь 2012 год по программе «Мирный Цезарь»[60]

Боевое применение

Первый случай боевого применения F-16 зафиксирован 26 апреля 1981 года в Ливане.

Израиль

Отметки на фюзеляже израильского F-16 говорят о 7 воздушных победах и участии в налёте на иракский ядерный реактор

Гражданская война в Ливане

26 апреля 1981 года в период обострения ситуации в Ливане израильские истребители F-16 участвовали в налёте на лагеря палестинских боевиков.

28 апреля были одержаны первые воздушные победы — самолётами 117-ой эскадрильи сбиты два вертолёта Ми-8 из состава сирийского воинского контингента в Ливане. 14 июля того же года F-16 (пилот — Амир Нахуми, командир 110-ой эскадрильи) одержал первую воздушную победу над самолётом, сбив сирийский истребитель МиГ-21.[61]

Накануне и в ходе операции «Мир Галилее» летом 1982 года F-16 был одним из двух основных истребителей ВВС Израиля. Он широко применялся в воздушных боях с сирийской авиацией, главным образом самолётами МиГ-21, МиГ-23МС/МФ и МиГ-23БН. По израильским данным[источник не указан 1011 дней], всего в апреле—июне 1982 года пилотами F-16 было одержано 48 воздушных побед без единой потери. В дальнейшем самолёты этого типа продолжали привлекаться к рейдам на палестинские базы в Ливане; в ходе такого налёта 23 ноября 1989 года один самолёт был повреждён зенитным огнём, но впоследствии вернулся в строй.

[61]

По советским[источник не указан 1011 дней] и российским[источник не указан 1011 дней] данным, в ходе Ливанской войны в воздушных боях было сбито не менее 6 самолётов F-16, точных цифр их побед не приводится. При этом утверждается, что 5 F-16 были сбиты истребителями МиГ-23МФ, однако некоторые обстоятельства не позволяют убедительно подтвердить уничтожение израильских самолётов. Как следует из статьи В. Бабича (служившего военным советником в единственной сирийской эскадрилье МиГ-23МФ) «МиГ-23МФ в ливанской войне»,[62] все эти победы были засчитаны сирийским пилотам на основе их собственных докладов («По докладам лётчиков, сбито 5 самолётов противника…»). Вероятно, иных подтверждений одержанных побед (обломки самолётов, пленные пилоты, записи фотопулемётов) у сирийской стороны не имелось. Также В.Бабич никак не доказывает истинность своих утверждений (например ссылаясь на конкретные документы или официальные заявления уполномоченных лиц Сирии или СССР), по сути оставляя читателю только возможность верить или не верить ему на слово.[62]

См. также: Потери авиации в Ливанской войне (1982)
Налёт на иракский ядерный центр

7 июня 1981 года восемь израильских F-16 участвовали в налёте на иракский ядерный реактор Озирак под Багдадом. Они входили в ударную группу; прикрытие осуществляли шесть F-15. В результате налёта строящийся реактор был необратимо повреждён.

Вторая Интифада

С мая 2001 года F-16 ограниченно привлекались к ударам по целям на территории Палестинской автономии в ответ на террористические акции палестинский организаций.

Налёт на Сирию

5 октября 2003 года, в ответ на теракт в ресторане Хайфы, организованный группировкой «Исламский Джихад», израильские F-16 совершили налёт на базовый лагерь группировки в Сирии.[63]

Вторая Ливанская война

В 1990-е и 2000-е годы F-16 участвовали во множестве налётов на позиции группировки «Хизбалла» на юге Ливана. В июле—августе 2006 года они активно использовались во Второй Ливанской войне. Единственной потерей стал F-16I, разбившийся 19 июля по технической причине во время взлёта; оба члена экипажа выжили.[64]

Венесуэла

Путч 1992 года

В ходе неудавшейся попытки переворота в Венесуэле в ноябре 1992 года обе эскадрильи ВВС страны, вооружённые F-16, остались лояльны правительству. Они выполняли ударные задачи, а также сбили 3 самолёта мятежников.[65]

НАТО

Боснийская война

F-16 из состава ВВС нескольких стран НАТО принимали участие в патрулировании запретной для полётов зоны над Боснией, введённой в 1993 году. При этом имел место один воздушный бой (28 февраля 1994 года), в котором американским истребителям удалось уничтожить 5 штурмовиков боснийских сербов. В августе—сентябре 1995 года самолёты США, Дании и Нидерландов наносили удары по сербским позициям в рамках операции «Deliberate Force». За время операций над Боснией потерян один F-16 ВВС США — он был сбит с земли 2 июня 1995 года; пилот катапультировался и через несколько дней был эвакуирован.

Военная операция против Югославии

В ходе воздушной кампании 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО; в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами. За время кампании пилоты «Файтинг Фалконов» одержали две воздушные победы над истребителями МиГ-29, причём одна из них принадлежала лётчику Королевских ВВС Нидерландов. По официальным данным НАТО, потери составили один самолёт, который был сбит 2 мая зенитно-ракетным комплексом С-125; пилот катапультировался и был эвакуирован. Сербские и российские источники утверждают о более тяжёлых потерях (по одному из изданий — не менее 7 «достоверно сбитых» F-16.[66])

Военная операция в Афганистане

В воздушных операциях октября—декабря 2001 года принимали участие только американские F-16. В апреле 2002 года один из американских самолётов оказался вовлечён в инцидент «дружественного огня», атаковав канадское подразделение (погибли 4 канадских военнослужащих). С 2002 года на авиабазе Манас (Киргизия) дислоцировалась смешанная эскадрилья, состоявшая из F-16 ВВС Дании, Нидерландов и Норвегии. Единственная потеря произошла 31 августа 2006 года, когда в Афганистане потерпел катастрофу самолёт Королевских ВВС Нидерландов.

США

Война в Персидском заливе

F-16 был самым массовым боевым самолётом авиации Многонациональных сил (всего задействовано 249 единиц) и совершил наибольшее количество вылетов (около 13 450). Применялся в качестве ударного самолёта и для подавления РЛС противника («Дикие ласки»). Не было одержано ни одной воздушной победы, потери составили 3 машины в небоевых происшествиях накануне войны и 7 машин в ходе войны (как по боевым, так и по небоевым причинам)[источник не указан 509 дней]. Таким образом, относительный уровень потерь составил один самолёт на 1900 боевых вылетов; живучесть однодвигательного F-16 оказалась выше, чем двухдвигательных A-10 (6 потерь при 8100 вылетах), F-15E (2 потери при 2100 вылетах), «Торнадо» (8 потерь британских самолётов при 2000 вылетов).[источник не указан 1014 дней] Однако подобные прямые сравнения не совсем уместны, так как различные типы самолётов выполняли различные задачи, связанные с разным риском.

Ирак, 1992—1993

В конце 1992 года резко обострилась ситуация на юге Ирака, где были развёрнуты иракские средства ПВО, представлявшие угрозу для американских и британских самолётов, осуществлявших патрулирование южной неполётной зоны. В январе 1993 года американские F-16 участвовали в налёте на позиции ПВО. В ходе кризиса «Файтинг Фалконы» сбили два иракских самолёта, вторгшихся в неполётную зону — МиГ-25 и самолёт неустановленного типа (МиГ-23 или МиГ-29).[источник не указан 1014 дней]

Ирак, 1998—2003

В декабре 1998 года F-16 применялись в короткой военной операции против Ирака «Лиса пустыни». После неё «Файтинг Фалконы» продолжали патрулировать неполётные зоны над северной и южной частью Ирака и участвовали во множестве инцидентов, связанных с действиями иракской системы ПВО.

Иракская война

Как и ранее, американские F-16 применялись в роли ударных самолётов. В ходе вторжения коалиционных сил в Ирак (март—апрель 2003 года) они не имели потерь и воздушных побед в силу полного бездействия иракских ВВС. С началом партизанской войны авиация продолжала действовать, оказывая непосредственную поддержку войскам международной коалиции и нанося удары по выявленным группам боевиков, причём часть F-16 базировалась непосредственно на территории Ирака. 7 июня 2006 года в результате удара двух «Файтинг Фалконов» был убит лидер иракской ячейки организации Аль-Каида Абу Мусаб Аль-Заркави.

Пакистан

Афганская война

Пакистанские истребители с середины 1980-х годов активно действовали в районе афгано-пакистанской границы, охраняя воздушное пространство страны от периодических вторжений авиации СССР и Афганистана. В 1986—1989 годах истребители F-16 сбили несколько афганских Су-22, Ан-24 и Ан-26, а также один советский штурмовик Су-25, пилотировавшийся Александром Руцким (4 августа 1988 года). Заявлялось также о сбитии сразу двух истребителей МиГ-23 в одном бою, что, однако, не соответствует действительности. 29 апреля 1987 года один из F-16 был потерян при невыясненных обстоятельствах. ТАСС заявил, что самолёт были сбит ПВО Афганистана.

Турция

Турецко-курдский конфликт

Самолёты F-16 ВВС Турции периодически привлекаются к нанесению бомбовых ударов по позициям боевиков Курдской рабочей партии.

Греция

И турецкие, и греческие F-16 неоднократно участвовали в воздушных инцидентах между ВВС двух стран. Практически всегда такие инциденты происходили без открытия огня, однако 8 октября 1996 года это правило было нарушено: греческим истребителем Мираж 2000 был сбит турецкий F-16, один из членов экипажа которого погиб. Информация об этом случае скрывалась обеими сторонами и была признана турецким представителем только в 2003 году[67].

Официальная статистика воздушных побед и поражений

Согласно официальной информации ВВС США[68] и НАТО,[69] F-16 ВВС США и стран НАТО одержали в общей сложности 8 воздушных побед. Все победы были одержаны в Ираке и на Балканах.

Кроме того, согласно официальной информации ВВС Израиля,[70] израильскими F-16 было одержано около 40 воздушных побед над самолётами ВВС Сирии.

Таким образом общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из США, Израиля и стран НАТО составляет около 50 самолётов.

Ниже приведена таблица с перечнем воздушных побед F-16 согласно данным США и НАТО и без учёта побед ВВС Израиля.

Дата ТВД Пилот Принадлежность Противник Способ поражения
27.12.1992 Ирак NORTH, GARY L. США MIG-25 AIM-120
17.01.1993 Ирак STEVENSON, CRAIG D. США MIG-23 AIM-120
28.02.1994 Балканы ALLEN, STEPHEN L. США Jastreb-Galeb AIM-9
28.02.1994 Балканы WRIGHT, ROBERT G. США Jastreb-Galeb AIM-120
28.02.1994 Балканы WRIGHT, ROBERT G. США Jastreb-Galeb AIM-9
28. 02.1994 Балканы WRIGHT, ROBERT G. США Jastreb-Galeb AIM-9
24.03.1999 Балканы P.TANKINK Нидерланды MiG-29 AIM-120
04.05.1999 Балканы GECZY, MICHAEL H. США MiG-29 AIM-120

Исходя из данных, представленных в таблице, видно что ни один из уничтоженных самолётов не был уничтожен пушечным огнём, все самолёты были уничтожены ракетным оружием.

Согласно данным фирмы Дженерал Дайнэмикс, по состоянию на 1992 год ни один F-16 не был потерян в воздушном бою[71]. Согласно данным сотрудника Агентства исторических исследований ВВС США Дэниела Хаулмэна, в 1990-х годах (включая военную операцию против Югославии в 1999 году) самолёты F-16 ВВС США не имели потерь в воздушных боях[72].

Тактико-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации F-16C Block 50/52.

Источник данных: Jane’s [11]

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 15,03 м
  • Размах крыла: 9,45 м
    • с ракетами на концах крыла: 10,0 м
  • Высота: 5,09 м
  • Площадь крыла: 27,87 м²
  • Профиль крыла: NACA 64A-204
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,2
  • Стреловидность по передней кромке: 40°
  • База шасси: 4,0 м
  • Колея шасси: 2,36 м
  • Масса пустого:  
    • с двигателем F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками (англ.)русск.)
    • с двигателем F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками)
  • Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)
    • с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)
    • с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)
  • Максимальная взлётная масса: 21 772 кг
  • Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
    • с двигателем F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками)
    • с двигателем F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками)
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кг
  • Объём топливных баков: 3 986 л
    • Подвесные топливные баки: 1 × 1 136 л или 2 × 1 402 л
    • Конформные баки: 1 703 л
  • Силовая установка: 1 × ТРДДФ General Electric F110-GE-129 (Block 50)
    • Бесфорсажная тяга: 1 × н/д
    • Форсажная тяга: 1 × 13100,6 кгс
  • Силовая установка: 1 × ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
    • Бесфорсажная тяга: 1 × 7900,2 кгс
    • Форсажная тяга: 1 × 12900,4 кгс

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 2,0 Маха на высоте 12 200 м
  • Боевой радиус: (Block 50)
    • с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км
    • с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км
    • без конформными баков, 3 940 л в ПТБ, 2×AIM-120, 2×AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км
  • Перегоночная дальность: (Block 50)
    • с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км
    • без конформными баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км
  • Практический потолок: 15 240 м
  • Скороподъёмность: ~275 м/с
  • Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков) 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас — 511 снарядов)
  • Точки подвески: 9
  • Боевая нагрузка: (при +5,5 g)
    • под фюзеляжем: 1 000 кг
    • внутренние: 2 × 2 041 кг
    • центральные: 2 × 1 587 кг
    • внешние: 2 × 318 кг
    • на законцовках: 2 × 193 кг
    • дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг
  • Управляемые ракеты:  
    • ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, 6xAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2
    • ракеты «воздух-поверхность»: 6xAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2xAGM-84, 4xAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk. 3
  • Бомбы:  
    • корректируемые: 4xGBU-10, 6xGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM
    • корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
    • свободнопадающие: Mark 82, 8xMark 83, Mark 84
  • Пушечные контейнеры: 1 × GPU-5/A с 30-мм пушкой
  • БРЛС:
  • AN/APG-66
  • AN/APG-68
  • AN/APG-80

Потери

В период 2000—2012 гг. было потеряно в катастрофах 89 самолётов типа F-16 ВВС США.[73][нет в источнике 108 дней]

По данным А. Букова[неавторитетный источник?], всего за время эксплуатации типа было потеряно не менее 561 самолёта F-16, из них 317 в США[74] и 244 в других странах.[75][76][77][78]

  • 8 января 2002 самолёт бельгийских ВВС разбился[79]
  • 26 февраля 2002 года истребитель ВВС США разбился в Юж. Корее[80]
  • В апреле 2002 года F-16 ВВС Бельгии разбился в Нидерландах. Один пилот погиб[81]
  • 25 октября 2002 года в США столкнулись 2 истребителя[82]
  • 14 ноября 2002 разбился ещё один самолёт, пилот погиб
  • 28 сентября 2003 один самолёт упал в Бахрейне, пилот погиб[83]
  • 3 марта 2005 в Израиле упал F-16[84]
  • 9 сентября 2005 года разбился истребитель ВВС Бельгии, пилот погиб[81]
  • 30 января 2006 в Турции разбился F-16[85]
  • В апреле 2006 в штате Аризона разбился F-16 ВВС США, взорвался двигатель, пилот катапультировался.[86]
  • 16 октября 2006 истребитель ВВС Турции разбился на Юго-Востоке страны[87]
  • 26 ноября 2006 F-16 ВВС США разбился в Ираке[88]
  • 19 января 2007 в США разбился F-16[89]
  • 15 июля 2007 самолёт ВВС США разбился в Ираке[90]
  • 21 июля 2007 разбился KF-16 Южной Кореи, оба пилота погибли[91]
  • 15 марта 2008 в Аризоне разбился F-16C,пилот погиб[86]
  • 31 марта 2009 самолёт Южной кореи упал в жёлтое море[92]
  • 28 сентября 2010 года самолёт ВВС Иордании разбился во вторник, пилот погиб[93]
  • 18 октября 2010 потерпел крушение истребитель ВВС Таиланда[94]
  • 11 ноября 2010 упал самолёт F-16 в Израиле. [95]
  • 14 февраля 2011 2 F-16 ВВС Таиланда разбились[96]
  • 27 апреля 2011 F-16 ВВС ОАЭ разбился[97]
  • 21 марта 2012 истребитель ВВС США упал в Юж. Корее[98]
  • 22 июля 2012 истребитель ВВС США F-16 с авиабазы ВВС «Кадена» совершил аварийную посадку на воду в районе Северо-Курильской гряды в Тихом океане, пилот выжил[99]
  • 16 августа 2012 истребитель ВВС Бельгии потерпел крушение после столкновения с птицами. Лётчик катапультировался.[100]

См. также

  • Boeing F/A-18E/F Super Hornet
  • МиГ-35
  • Dassault Rafale
  • Eurofighter Typhoon
  • Saab JAS 39 Gripen
  • HAL Tejas
  • Chengdu J-10
  • FC-1 Xiaolong/JF-17 Thunder
  • AIDC F-CK-1

Примечания

  1. Robert H. Widmer, Designer of Military Aircraft, Dies at 95 New York Times By DOUGLAS MARTIN July 2, 2011
  2. 1 2 F-16 FIGHTING FALCON
  3. 1 2 Airframe Details for F-16 #78-0001 f-16. net
  4. F-16 Fighting Falcon
  5. «Локхид Мартин» рассчитывает продать на рынке до 2020 года до 100 истребителей F-16
  6. 1 2 LM F-16 Is Ready For The Future As World’s Most Advanced 4th Gen Fighter ASDNews Jul 21, 2010
  7. F-16D Block 52
  8. Сергей Птичкин «Пятёрка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  9. U.S. Air Force receives last F-16 f-16.net March 25, 2005
  10. F-16 ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ НАИБОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫМ ИСТРЕБИТЕЛЕМ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ «Военный Паритет» 22 июля 2010 г.
  11. 1 2 Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 706-712. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2
  12. F-16 Versions — F-16C/D :: F-16.net
  13. F-16 Versions — F-16A/B :: F-16. net
  14. F-16 Versions — F-16C/D :: F-16.net
  15. F-16 Versions — F-16C/D :: F-16.net
  16. F-16 Versions — F-16C/D :: F-16.net
  17. 1 2 Boeing: конверсия истребителей F-16 в беспилотные. rnd.cnews.ru (10.03.10). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 11 марта 2010.
  18. http://lenta.ru/news/2012/02/16/f16/ Lockheed Martin создаст новую версию истребителя F-16
  19. Order of Battle — Bahrain
  20. The Military Balance 2010. p.247
  21. Order of Battle — Belgium
  22. Order of Battle — Venezuela
  23. Order of Battle — Greece
  24. The Military Balance 2010. p.139
  25. Order of Battle — Denmark
  26. The Military Balance 2010. p.127
  27. Order of Battle — Egypt
  28. The Military Balance 2010. p.250
  29. Order of Battle — Israel
  30. The Military Balance 2010. p.256
  31. Order of Battle — Indonesia
  32. Order of Battle — Jordan
  33. The Military Balance 2010. p.258
  34. Order of Battle — Netherlands
  35. The Military Balance 2010. p.150
  36. Order of Battle — Norway
  37. Order of Battle — United Arab Emirates
  38. Order of Battle — Oman
  39. Пакистан получил последние истребители F-16
  40. Order of Battle — Pakistan
  41. Размещение истребителей F-16 ВВС США в Польше является элементом продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам России
  42. Order of Battle — Portugal
  43. Order of Battle — South Korea
  44. The Military Balance 2010. p.415
  45. Order of Battle — Singapore
  46. Order of Battle — Thailand
  47. The Military Balance 2010. p.431
  48. Order of Battle — Taiwan (Republic of China)
  49. The Military Balance 2010. p.429
  50. Order of Battle — Turkey
  51. The Military Balance 2010. p.166
  52. ВВС Турции получили первый «отечественный» F-16 и нацеливаются на F-35
  53. Order of Battle — Chile
  54. Компания «Локхид Мартин» завершила реализацию контракта на поставку истребителей F-16 ВВС Марокко
  55. ВВС Марокко официально приняли четыре истребителя F-16 «блок-52»
  56. http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Magazine%20Documents/2010/May%202010/0510facts_figs.pdf
  57. F-16 FIGHTING FALCON
  58. Order of Battle — United States of America
  59. AIR NATIONAL GUARD
  60. Италия вернула США все истребители F-16. Лента.ру (07.06.2012). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 7 июня 2012.
  61. 1 2 Олег Грановский. Потери ВВС Израиля в Ливане
  62. 1 2 Владимир Бабич. МиГ-23МФ в Ливанской войне
  63. Олег Грановский. Хронология событий в Ливане
  64. IDF fighter jet crashes during take-off in Negev; no injuries
  65. Tom Cooper, Juan Sosa. Venezuelan Coup Attempt, 1992
  66. В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. — М.: АСТ, Астрель, 2001. — С. 331.
  67. Deadly 1996 Aegean clash is confirmed
  68. Air Force Historical Research Agency — Aerial Victory Credits
  69. NATO Speech: Press Briefing SecGen SACEUR, 25 March 1999
  70. http://www.iaf.org.il/Templates/Aircraft/Aircraft.IN.aspx?lang=EN&lobbyID=69&folderID=78&docfolderID=186&docID=18188&currentPageNumber=4
  71. В. Ильин, М. Левин. Истребители. — М.: Виктория, Аст, 1996. — С. 175.
  72. Daniel L. Haulman. No Contest: Aerial combat in the 1990s
  73. USAF Accident Investigation Boards — USAF Class A Aerospace Mishaps
  74. Потери авиационной техники в ВС США
  75. Потери авиационной техники в ВС стран Европы
  76. Потери авиационной техники в ВС стран Индокитая и Азии
  77. Потери авиационной техники в ВС стран Латинской Америки
  78. Потери авиатехники в станах Ближнего Востока
  79. Разбился истребитель Ф-16 бельгийских ВВС, жертв нет | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  80. Американский истребитель Ф-16 разбился в Южной Корее, пилот катапультировался | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  81. 1 2 В Нидерландах разбился истребитель F-16 бельгийских ВВС, пилот погиб | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  82. На севере штата Юта разбился истребитель «F-16» | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  83. В Бахрейне разбился Ф-16 королевских ВВС | Общество | Лента новостей «РИА Новости»
  84. На севере Израиля разбился истребитель ВВС Ф-16 | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  85. В Турции разбился истребитель-бомбардировщик F-16 | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  86. 1 2 В США при крушении истребителя F-16C погиб пилот | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  87. На юго-востоке Турции разбился истребитель турецких ВВС | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  88. Пилота разбившегося в Ираке истребителя обнаружить не удалось | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  89. В США во время тренировочного полета разбился истребитель F-16 | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  90. Американский истребитель F-16 разбился в Ираке | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  91. Разбился истребитель ВВС Южной Кореи | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  92. Истребитель ВВС Южной Кореи разбился в Жёлтом море | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  93. Военный самолёт разбился в Иордании, пилот погиб | В мире | Лента новостей «РИА Новости»
  94. Истребитель F16 разбился на севере Таиланда | В мире | Лента новостей «РИА Новости»
  95. Истребитель ВВС Израиля разбился на юге страны | Оборона и безопасность | Лента новостей «РИА Новости»
  96. Два истребителя ВВС Таиланда разбились во время учений, пилоты живы | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  97. Истребитель F-16 ВВС ОАЭ разбился на итальянской военной базе | Ситуация в Ливии | РИА Новости
  98. Истребитель ВВС США F-16 разбился в Южной Корее, пилот выжил | В мире | Лента новостей «РИА Новости»
  99. Истребитель ВВС США F-16 разбился в Тихом океане, пилот выжил | В мире | Лента новостей «РИА Новости»
  100. Истребитель ВВС Бельгии разбился после столкновения с птицами|

Литература и источники

  • Ю. Алексеев. Американский тактический истребитель F-16 «Файтинг Фалкон» // «Зарубежное военное обозрение», № 8, 1986. стр.37-43

Ссылки

  • Телепередача «Военное дело» про F-16 на YouTube
  • Сайт, посвящённый истребителю F-16  (англ.)
  • Снимок из космоса 35.901189, 126.61958135°54′04.28″ с. ш. 126°37′10.49″ в. д. / 35.901189° с. ш. 126.619581° в. д. (G) (O) F-16 Восьмого истребительного крыла ВВС США в Южной Корее

Сборная модель Самолет F-16A/C FIGHTING FALCON

Категории …Коллекционные моделиИнструментКраска, химия, материалыМаскиКаталоги, Книги, ЖурналыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси

Производители . ..3DF Express78artA-ModelAA ModelsAberAbordageAbrexAbteilung502AcademyACEACMEAD-ModumAdvanced ModelingAFV clubAGMAHC ModelsAIM Fan ModelAiresAirFixAK InteractiveAKhobbyAlanAlangerAlclad IIAlex MiniaturesAlezanALFAlmost RealALRAltayaAmercomAmerican DioramaAmerican Heritage ModelsAMG ModelsAmigo ModelsAMKAMMO MIGAmodelAmourAMPAMTAmusing HobbyAnsonAoshima (DISM)Apex RacingApplywood workshopARK modelsARM.PNTArmada HobbyArmaHobbyARMOR35ArmoryArmour CollectionARS ModelArt ModelART-modelAscensioASK ModelsASQATCAtlasAudi MuseumAuhagenAurora HobbyAuthentic DecalsAuto PilenAuto WorldAutoArtAutobahn / BauerautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotime / AutograndAvanstyle (Frontiart)Avart ArhiveAVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиAvisAWMAZModelAzurBachmannBalaton ModellBangBare-Metal Foil Co.BauerBaumiBBRBburagoBegemotBest ModelBest of ShowBetexaBianteBingBizarreBM CreationsBM-ToysBobcat dealerBorder ModelBravo-6BrekinaBrengunBroncoBrooklin ModelsBrummBS DesignBuschby AKBy VolkCaesar miniaturesCar BadgeCararama / HongwellCarlineCarNelCartrixCBModelsCeleroCentauriaCenturyCentury DragonCentury WingsCHIEFF ModelsChina ModelsClassic 43Classic CarlectablesClassicbusClassy HobbyCLC ModelsClearPropCM ModelCMCCMFCMKCMRColibri DecalsCollector’s ClassicsConradCopper State ModelsCorgiCrazy Classic TeamCult Scale ModelsCursorCYBER HOBBYD. N.K.DaffiDANmodelsDarksideDas WerkDasModelDAYdiecastETCHDays-goneDeAgostiniDecal ShopDel PradoDenisssModelsDetailCarsDiapetDickie SpielzeugDie-Cast superDie-cast по-домашнемуDifferent ScalesDinky ToysDiOlex ProductionDioparkDioramaTechDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDNADoctor DecalDong GuanDora WingsDorlopDragonDSPIAEDUPLI COLORDVCEaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdison GiocattoliEdmon StudioEduardEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsERAERTLESCIEsval ModelsEUREKA XXLEvergreen (USA)EVR-miniExcelExotoEXPRESSO WINGSExtratechFalcon ModelsFallerFeelin_3dFigutecFine MoldsFirst 43 ModelsFirst ResponseFirst to FightFLAGMANFlyFly Car ModelFlyHawk ModelForces of ValorFormat72Forward-68FoxtoysFranklin MintFranzisFreedom ModelsFriulmodelFrom JapanFrontiartFUGU_GARAGEFujimi MokeiFury ModelsGAMAGarageGarbuz modelsGartexGearboxGecko-ModelsGeminiJetsGems & CobwebsGIMGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGMU ModelGold Medal ModelsGoldvargGorky ModelsGP ReplicasGreat Wall HobbyGreen Stuff WorldGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGTI CollectionGuiloyGuisvalGunTower ModelsHachetteHarder_SteenbeckHartoy Inc. HasbroHasegawaHat Plastic ModelsHedgeModelsHekiHellerHerpaHi-StoryHigh SpeedHighway 61HistoricHK ModelsHobby 2000Hobby BossHobby DesignHobby MasterHobby PlanetHobbyCraftHomerHot WheelsHot Wheels EliteHPIHumbroli-ScaleIBG ModelsICMICV (СПб)IGRAIlarioInno ModelsInterusIOM-KITISTISTPlusItaleriIVYIXOJ-CollectionJACOJada ToysJadiJASJB ModellautosJF CreationsJim ScaleJoalJohn Day ModelsJohnny LightningJolly ModelJouef EvolutionJoy CityJTKK-ModelKadenKajikaKangnamKatoKAV modelsKDWKengFaiKESS ModelKineticKing starKinsmartKitechKitty HawkKK ScaleKondorKorean modelsKOVAPKovozavody ProstejovKP ModelsKremlin Vehicle parkKuivalainenKV ModelsKyoshoK_S Precision MetalsLa Mini MinieraLada ImageLastochkaLaudoracing-ModelsLCD MODELSLe Mans MiniaturesLeadwarriorLenmodeLLeo ModelsLev ResinLeX modelsLIFE in SCALELife MiniaturesLion-ToysLionRoarLittle dumpLiveResinLledoLooksmartLouis SurberLP ModelsLS CollectiblesLucky DiecastLucky ModelsLucky PlanLUSO-toysLuxcarLuxury CollectiblesLuxury die-castM-SmartM2 MachinesM4 MAC DistributionMacadamMACHETEMagic ModelsMaistoMajoretteMake UpMAKSIPROFManWahMaquetteMarklinMARSMars ModelsMarsh ModelsMARTINMASTERMaster BoxMaster ModelMaster ToolsMasterClubMasterCraftMatchboxMatrixMax-ModelsMaxi CarMAXI COLORMaxichampsMaxima ScaleMaxModelsMBH ModelsMCWMD-modelsMengMercuryMeritMetroMicro Scale DesignMIG productionsMIL CustomsMilestone MiniaturesMilitaryWheelsMini GTMinialuxeMiniarmMiniArtMiniaturmodelleMinibaseMinichampsMiniClassicMinicraftMiniCraft Scale ModelsMiniHobbyModelsMiniTankMiniWarPaintMIRAMirage HobbyMirror-modelsMISTERCRAFTMiticaMMPModel BoxModel PointModel-IconsModelCarGroupModelcollectModelerModelGunmodelkModellingMasterModelLuxModelProModelSvitModimioMODUS 90MolotowMondo MotorsMondseeMonogramMONTI SYSTEMMoonMoremMorrisonMosKitMotipMotor MaxMotoramaMotorartMotorheadMotoScaleModelsMPCMPMMR CollectionMr. HobbyMTech (M4)Nacoral S.A.NEONeomegaNew PenguinNew RayNH DetailNickelNik-ModelsNittoNMDNochnonameNorevNorscotNorthStar ModelsNostalgieNVANZG ModelleOdeonOKB GrigorovOld CarsOLFAOlimp ModelsOne by One ProductionONYXOpus studioOrionORNST modelOtto MobileOvs-DecalsOxfordPacific88Palma43Panda HobbyPANTHEONPanzerstahlParagonPasDecalsPasModelsPaudi ModelsPavla ModelsPB Scale ModelsPegas-ModelsPegoPhoenix MintPikoPinKoPlatzPlusmodelPMSPolistilPorsche MuseumPotato CarPremium ClassiXXsPremium CollectiblesPremium Scale ModelsPremiumXPrint ScaleProDecalsProgetto KPrommodel43Prop&JetProvence MoulagePSTPt ModelsQuartzoQuickboostQuinta StudioRacing Champions inc.Rare Car ModelsRAROGRastarRB ModelRBA CollectiblesRebel CustomRecord — M.R.F.Red BoxRed Iron ModelsRed LineRenn MiniaturesRenner WerbemittelReplicarsResKitRetro WingsRevaroRevellRextoysREXxRickoriddikRietzeRiich ModelsRIORMZ HobbyRO MODELSRoad ChampsRoad KingsRob-TaurusRodenROSRossoRosso & FlyRoubloffRPG-modelRPMRS ModelsRTMRuppert KoppRusAirRussian collectionRye Field ModelS-ModelSABRESabreKitsSaicoSC Johnson (USA)ScaleGarageSchabakSchucoSEATSG-ModellingShelby CollectiblesShurikenSignatureSIKUSkale WingsSKIFSky-HighSmerSMMSnakeModelSochi 2014SolidoSophiArtSouth FrontSOVA-MSoviet ArmourSparkSpAsovSpecial HobbyStalingradStarlineStart Scale ModelsSTC STARTSTMStudio Perfect ModelSullen-ModelistSunnysideSunstarSuper ASuyataSwordSX-ArtS_BT-ModelT. R.L. ModelTakomTameo KITsTamiya (J)TANMODELTarmacTech4TecnomodelTeknoTemp modelsThunder ModelTic TocTiger ModelTin WizardTins’ ToysTippcoTMTmodelsTOGATomicaTop MarquesTop ModelTop Model CollectionTopSpeedToxso ModelTraxTriple 9TristarTrofeuTrumpeterTSM ModelUCC CoffeeUltimate DiecastULTRA modelsUM Military TechnicsUM43UMIUnimaxUniversal HobbiesunoMAGUpRiseUT ModelsV.V.M / V.M.M.V43Vallejovanamingo-nnVanboVanguardsVAPSVectorVector-ModelsVeeHobbyVeremVery FireVespid ModelsVictoriaVintage Motor BrandsVIPcarVitesseVixenVM modelsVMmodelsVmodelsVOIIOVoyagerModelVrudikW-modelW.M.C. ModelsWar MasterWasanWaterlooWeiseWellyWEMWEMI ModelsWerk83White BoxWhite RoseWikingWilderWingsyWinModelsWIX CollectiblesWM KITWSIXQ Xuntong ModelYat MingYVS-ModelsZ-ModelsZack AtakZebranoZedvalZip-maketZISSZZ ModellаRтБаZаАБ-МоделсАвто-бюроАвтоистория (АИСТ)АвтопанорамаАвтопаркАГАТАиФАканАМформаАнтонюкартель УниверсалъАтелье Etch modelsАтомБурБеркутБригадирВитязьВМТДВойны и битвыВолжский инструментВосточный экспрессВЭС (Воронеж)Гараж на столеГРАНЬГрузы в кузовДекали BossДекали ModelLuxДекали SF-AutoДилерские модели БЕЛАЗДругойЕКБ-modelsЗвездаИмпериалъКазанская лабораторияКиммерияКОБРАКолхоZZ DivisionКомбригКомпаньонЛитература (книги)ЛОМО-АВММажор Моделсмастер Dimscaleмастер ВойтовичМастер Дровишкинмастер Колёсовмастер ЛепендинМастер СкаляровМастерПигментМастерская Decordмастерская JRМастерская SECМастерская АВТОДОРМастерская ГоСТМастерская ЗнакМастерская КИТМастерская МЕЛМастерская РИГАМаэстро-моделсМикродизайнМикроМирМиниградМинимирМир МоделейМодел. лабМОДЕЛИСТМоделстройМодель-СервисМодельхимпродуктМоя модельМР СТУДИЯНаш АвтопромНаши ГрузовикиНаши ТанкиОгонекПАО КАМАЗПетроградъПетроградъ и S_BПламенный моторПланета ПатворковПобедаПрапорПрестиж КоллекцияПромтракторПТВ СибирьПУЗЫРЁВЪРетроЛабРусская миниатюраРучная работаСарлабСВ-МодельСделано в СССРСергеевСибртехСМУ-23.SСоветский Автобус (СОВА)СолдатикиСоюзМакетСПБМСТАРТ 43Студия КАНСтудия КолесоСтудия МАЛСтудия ОфицерТанкоградТАРАНТемэксТехнологТехноПаркТри А СтудиоТри БогатыряТРЭКСУральский СоколФарфоровая МануфактураФинокоХерсон-МоделсЦейхгаузЧЕТРАЭ.В.М.ЭкипажЭлеконЭскадраЮный коллекционер

Марки моделей …AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPHA TAURIALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAURUSAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBarreirosBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBUFFALOBUGATTIBUICKBussingBWTCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDALLARADATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDerwaysDESOTODEUTZ DevonDIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWENVISIONFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOFWDGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGreyhoundGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIAMEIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALINVICTAIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINLYKANMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARMONMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAVERICKMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOM LEONCINOOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMRAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVASAVIEM SCAMMELSCANIASCIONScuderiaSEAGRAVESEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTolemanTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVan HoolVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWESTERN STARWHITEWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВИСВНИИТЭ-ПТВолжскийГорькийЕрАЗЗАЗЗИLЗИSЗИМЗИУИЖКАЗКамскийКИМКРАЗКубаньКурганскийЛАЗЛенинградЛикинскийЛуаЗМинскийМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловскийПЕТРОВИЧПУЗЫРЁВЪРАФРУССО-БАЛТСаранскийСемАРСМЗСТАРТТАРТУУАЗУралЗИSУральскийЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ

Типы товаров . ..ДекалиЗапчасти, аксессуарыЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобус / ФургонМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбусФигурки

Масштаб …1:11:21:31:41:51:61:81:91:101:121:141:161:181:201:211:221:241:251:261:271:281:291:301:321:331:341:351:361:371:381:391:401:421:431:441:451:461:471:481:501:511:521:531:541:551:561:571:601:641:681:691:721:751:761:801:831:871:901:951:961:1001:1031:1081:1101:1121:1201:1211:1251:1261:1301:1421:1441:1451:1481:1501:1601:2001:2201:2251:2501:2851:2881:3001:3501:3901:4001:4261:4501:5001:5301:5351:5501:5701:6001:7001:7201:8001:10001:11001:12001:12501:15001:20001:25001:27001:3000

СброситьНайти

F-16 Fighting Falcon (США) » МРОО «Вымпел-В»

F-16 Fighting Falcon — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения.

Первый полёт нового самолёта состоялся в июле 1982 года, однако лётные испытания по этой программе были свёрнуты в конце 1980-х гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолёта были переданы NASA для исследовательских целей.

В период 2000—2012 гг. было потеряно в катастрофах 89 самолётов типа F-16 ВВС США.

Модификации:
F-16А — одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время суток. Первый серийный вариант F-16. Производство завершено в марте 1985 г. Выпускается только для иностранных заказчиков.
F-16В — двухместный учебно-боевой вариант F-16А. Производство для ВВС США прекращено в 1985 г.
F-16C — одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с июля 1984 года.
F-16D — двухместный учебно-боевой вариант F-16C. Поставляется ВВС США с сентября 1984 г.
F-16ADF — истребитель ПВО для национальной гвардии ВВС США. В этот вариант в 1989—1992 гг. модифицированы 279 ранее построенных F-16A и F-16B.
RF-16C (F-16R) — разведывательный вариант с контейнерной системой ATARS.

Самолеты F-16 американских ВВС дислоцированы во многих странах мира. К середине 1992 года выпущено более 2900 самолетов. F-16 выпускается фирмой Дженерал Дайнэмикс, а также по лицензии фирмами ТАI — Турция, SABCA — Бельгия и «Фоккер» — Нидерланды.

Технические характеристики
Экипаж: 1 пилот
Длина: 15,03 м
Размах крыла: 9,45 м
с ракетами на концах крыла: 10,0 м
Высота: 5,09 м
Площадь крыла: 27,87 м?
Профиль крыла: NACA 64A-204
Коэффициент удлинения крыла: 3,2
Стреловидность по передней кромке: 40°
База шасси: 4,0 м
Колея шасси: 2,36 м
Масса пустого:
с двигателем F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками (англ.)русск.)
с двигателем F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками)
Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)
с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)
с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)
Максимальная взлётная масса: 21 772 кг
Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
с двигателем F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками)
с двигателем F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками)
Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кг
Объём топливных баков: 3 986 л
Подвесные топливные баки: 1 ? 1 136 л или 2 ? 1 402 л
Конформные баки: 1 703 л
Силовая установка: 1 ? ТРДДФ General Electric F110-GE-129 (Block 50)
Бесфорсажная тяга: 1 ? н/д
Форсажная тяга: 1 ? 13100,6 кгс
Силовая установка: 1 ? ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
Бесфорсажная тяга: 1 ? 7900,2 кгс
Форсажная тяга: 1 ? 12900,4 кгс

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 2,0 Маха на высоте 12 200 м
Боевой радиус:
с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2?907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км
с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2?907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км
без конформными баков, 3 940 л в ПТБ, 2?AIM-120, 2?AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км
Перегоночная дальность:
с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км
без конформными баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км
Практический потолок: 15 240 м
Скороподъёмность: ~275 м/с
Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м? (при максимальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g

Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 ? 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас — 511 снарядов)
Точки подвески: 9
Боевая нагрузка: (при +5,5 g)
под фюзеляжем: 1 000 кг
внутренние: 2 ? 2 041 кг
центральные: 2 ? 1 587 кг
внешние: 2 ? 318 кг
на законцовках: 2 ? 193 кг
дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 ? 408 кг
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, 6xAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2
ракеты «воздух-поверхность»: 6xAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2xAGM-84, 4xAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk. 3
Бомбы:
корректируемые: 4xGBU-10, 6xGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM
корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
свободнопадающие: Mark 82, 8xMark 83, Mark 84
Пушечные контейнеры: 1 ? GPU-5/A с 30-мм пушкой
БРЛС:
AN/APG-66
AN/APG-68
AN/APG-80

Фотографии F-16

F-16 Боевой сокол | Локхид Мартин

2 мая 2011 года, во время патрулирования вблизи афганской провинции Нуристан, майор ВВС США Джон Колдуэлл выглянул из-под пузырящегося фонаря своего F-16 и не увидел ничего, кроме пустыни. Все казалось неподвижным и безмолвным. Бездействие. Нет движения. И вдруг вдалеке вспыхнула искра, что-то похожее на вспышку миномета, исходившую от близлежащего склона горы.

После этого все, казалось, двигалось с невероятной скоростью. Колдуэлл определил координаты взрыва, направил свой F-16 к маркеру и обнаружил группу из 9 человек. 0 повстанцев устроили засаду небольшой группе спецназа американских и союзных войск.

Он быстро спикировал, открыл обстрел из внутренней 20-мм пушки своего самолета, чтобы создать дистанцию ​​между повстанцами и группой, поднял свой самолет и вернулся назад, и мастерски сбросил бомбу JDAM со спутниковым наведением на нападавших, нейтрализация засады.

Это был момент мастерства и опыта, который принес Колдуэллу Крест за выдающиеся заслуги перед полетом и подчеркнул динамическое сочетание скорости и точности, которое принесло F-16 Fighting Falcon более распространенное пилотское прозвище — Гадюка.

Легкий истребитель мафии

Созданный в начале 1970-х небольшой, но громкой группой инженеров и военных аналитиков, известной как Lightweight Fighter Mafia, F-16 был разработан как альтернатива истребителям, которые становились все более тяжелыми и неманевренными.

Группа, работавшая в аэрокосмическом подразделении General Dynamics в Форт-Уэрте, штат Техас (которое Lockheed приобрела в 1993 году), разрабатывала новый тип истребителя для достижения амбициозных целей Lightweight Fighter Mafia. Они задались целью обменять избыточный вес и большую полезную нагрузку на скорость и маневренность, разработать простой и недорогой истребитель, который будет так быстро летать и так быстро разворачиваться, что противник не сможет поразить его ни ракетами, ни пулеметным огнем.

Начиная с 1975 года, группа разработчиков F-16 воплотила эти идеи в самый передовой боевой самолет своего времени, опираясь на новые технологии, которые никогда прежде не применялись в одном самолете. Его гладкий корпус со смешанным крылом обеспечивал дополнительную подъемную силу и управляемость; его критическая электродистанционная система сохраняла стабильность конструкции и повышала ее маневренность; а его слегка наклоненное назад катапультное кресло, боковая ручка управления, проекционный дисплей и куполообразный фонарь улучшили живучесть пилота, а также обзор и управление.

Он был изящным и быстрым, но к 1980-м годам F-16 получил задание выполнять больше задач, включая бомбардировку целей и непосредственную поддержку с воздуха. Итак, инженеры Форт-Уэрта добавили более мощное вооружение и системы наведения, не уменьшив непревзойденную маневренность F-16, превратив Falcon в настоящий многоцелевой самолет.

Разборки в пустыне

Новая универсальность F-16 была полностью продемонстрирована в 1999 г.1 во время операции «Буря в пустыне»; На F-16 было совершено больше вылетов, чем на любом другом самолете. Летчики бомбили аэродромы, военные производственные объекты и ракетные базы, а затем в напряженные месяцы, последовавшие за кампанией, сбили иракский МиГ-25.

С момента первого производственного заказа в 1975 году было произведено более 4500 самолетов F-16 для 26 стран мира. Хотя планируется оставаться на вооружении вооруженных сил США как минимум до 2025 года, когда F-35 пятого поколения возьмет на себя большую часть нагрузки Falcon, Lockheed Martin продолжает производить новые версии F-16 с невыполненными международными заказами из Марокко. , Турция и Ирак.

Источники и дополнительная литература

  • Associated Press. «Аль-Каида в иракском районе аль-Заркави« ликвидирована ». 16 июля 2012 г.
  • Бойн, Уолтер. За горизонтами: История Локхид . St. Martin’s Press: Нью-Йорк, 1998.
  • .
  • Каттита, Крисси. «Пилот F-16 награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед полетом». http://www.f-16.net/news_article4591.html, по состоянию на 16 июля 2012 г.
  • Эннис, Майкл. «Самолет, который Пентагон не смог остановить». Texas Monthly (июнь 1981 г.): 132–139.
  • Хех, Эрик. «Гарри Хиллакер: отец F-16». Код Один . http://www.codeonemagazine.com/article.html?item_id=37, по состоянию на 16 июля 2012 г.
  • .
  • Возможности
  • Товары
  • Сотрудники
  • Международный
  • Инвесторы
  • Поставщики
  • Свяжитесь с нами
  • Связи со СМИ
  • Мультимедиа
  • Социальные медиа
  • Раскрытие информации об уязвимостях
  • Карьера
  • Сообщество
  • Лидерство
  • отдел новостей
  • устойчивость
  • Кто мы есть

F-16 Боевой сокол | Military.

com
  • Дизайн F-16 Fighting Falcon

    При разработке F-16 были выбраны передовые достижения аэрокосмической науки и проверенные надежные системы других самолетов, таких как F-15 и F-111. Они были объединены, чтобы упростить самолет и уменьшить его размер, стоимость покупки, затраты на техническое обслуживание и вес. Легкий вес фюзеляжа достигается без снижения его прочности. С полной загрузкой внутреннего топлива F-16 может выдержать до девяти G — в девять раз больше силы тяжести, что превышает возможности других современных истребителей.

    Внутри F-16 Fighting Falcon

    Кабина и куполообразный фонарь обеспечивают пилоту беспрепятственный обзор вперед и вверх, а также значительно улучшают обзор сбоку и сзади. Угол наклона спинки сиденья был увеличен с обычных 13 градусов до 30 градусов, что повысило комфорт пилота и устойчивость к силе тяжести. Пилот отлично управляет полетом F-16 с помощью системы дистанционного управления. Электрические провода реле команд, заменяющие обычные кабели и рычаги управления. Для легкого и точного управления самолетом во время боевых маневров с высокой перегрузкой вместо обычного центрального джойстика используется боковой джойстик. Давление рукой на боковой джойстик посылает электрические сигналы на приводы поверхностей управления полетом, таких как элероны и руль направления.

    Системы авионики

    включают в себя высокоточные расширенные системы глобального позиционирования и инерциальные навигационные системы или EGI, в которых компьютеры предоставляют пилоту информацию о рулевом управлении. Самолет оснащен радиостанциями УВЧ и УКВ, а также системой посадки по приборам. Он также имеет систему предупреждения и модульные блоки противодействия, которые можно использовать против воздушных или надводных электронных угроз. В фюзеляже есть места для дополнительных систем авионики.

    История F-16 Fighting Falcon

    F-16A, одноместная модель, первый полет совершил 19 декабря.76. Первый действующий F-16A был доставлен в январе 1979 года в 388-й тактический истребительный авиаполк на авиабазе Хилл, штат Юта.

    F-16B, двухместная модель, имеет тандемные кабины примерно такого же размера, как и в модели А. Его куполообразный фонарь расширяется, чтобы покрыть вторую кабину. Чтобы освободить место для второй кабины, топливный бак в носовой части фюзеляжа и пространство для роста авионики были уменьшены. Во время обучения передняя кабина используется пилотом-курсантом с пилотом-инструктором в задней кабине.

    Все F-16, поставленные с ноября 1981 года, имеют встроенные конструктивные и проводные средства, а также системную архитектуру, которые позволяют расширить многоцелевую гибкость для выполнения задач точного удара, ночной атаки и перехвата за пределами видимости. Эта программа усовершенствования привела к созданию самолетов F-16C и F-16D, которые являются одноместными и двухместными аналогами F-16A/B и включают в себя новейшие технологии управления и отображения в кабине. Все действующие подразделения и многие подразделения ВВС Национальной гвардии и резерва ВВС переоборудовали на F-16C/D.

    Для чего был построен F-16 Fighting Falcon?

    Боевой сокол F-16 был построен в рамках необычного соглашения о создании консорциума между США и четырьмя странами НАТО: Бельгией, Данией, Нидерландами и Норвегией. Эти страны совместно с США произвели 348 самолетов F-16 для своих ВВС. Линии окончательной сборки планера располагались в Бельгии и Нидерландах. F-16 консорциума собираются из компонентов, произведенных во всех пяти странах. Бельгия также обеспечивает окончательную сборку двигателя F100, используемого в европейских F-16. Недавно к консорциуму присоединилась Португалия. Долгосрочные выгоды от этой программы будут заключаться в передаче технологий между странами, производящими F-16, и в создании самолета общего пользования для стран НАТО. Эта программа увеличивает поставки и доступность запасных частей в Европе и повышает боеготовность F-16.

    многоцелевых истребителя ВВС США F-16 были переброшены в Персидский залив в 1991 году для поддержки операции «Буря в пустыне», где было совершено больше боевых вылетов, чем с любым другим самолетом. Эти истребители применялись для нанесения ударов по аэродромам, военным производственным объектам, объектам размещения ракет «Скад» и множеству других целей.

    Во время операции Allied Force многоцелевые истребители F-16 Fighting Falcon ВВС США выполняли различные задачи, включая подавление противовоздушной обороны противника, наступательные противовоздушные операции, оборонительные противовоздушные операции, непосредственную поддержку с воздуха и передовые задачи авиадиспетчеров. Результаты миссии были выдающимися, поскольку эти истребители уничтожили радиолокационные станции, технику, танки, МиГи и здания.

    С 11 сентября 2001 г. боевой сокол F-16 является основным компонентом боевых сил, участвующих в Глобальной войне с терроризмом, совершив тысячи самолето-вылетов в поддержку операций «Благородный орел» (Оборона Родины), «Несокрушимая свобода» в Афганистане и Иракская свобода

    Избранные статьи — F-16 Fighting Falcon, F16 или Viper?

    Введение

    Вы когда-нибудь задумывались о происхождении названия «F-16 Fighting Falcon»? Или это F-16 Viper? А что не так с F16? В этой статье представлен краткий обзор официального обозначения и названий F-16 Fighting Falcon, а также некоторых часто используемых прозвищ.

    F-16 Fighting Falcon, не F16 Fighting Falcon

    Система обозначений трех служб США для самолетов определяет стандартные обозначения для моделей самолетов. В своей базовой форме он состоит из:

    • заглавная буква, обозначающая основную задачу (например, « F » для истребителя, «А» для штурмовика)
    • обязательное тире ‘
    • номер конструкции (например, 14, 15, 16 , 117, 130)

    В соответствии с этим стандартом F-16 — единственное правильное обозначение «Боевого сокола». К сожалению, (не авиационные) публикации нередко неправильно используют F16 Fighting Falcon или даже f16 Fighting Falcon.

    Название «Боевой сокол»

    ВВС США F-16A блок 10 № 79-0290 на церемонии присвоения имени на авиабазе Хилл, штат Юта, с большим значком «Боевой сокол» за кабиной. [Коллекция Джима и Джеффа Шохан]

    ВВС США официально назвали F-16 «Боевой сокол» 21 июля 19 года. 80, во время церемонии на авиабазе Хилл в штате Юта (где находится первая единица F-16). На церемонии F-16A № 79-0290 носил специальный логотип, нарисованный художниками из Солт-Лейк-Сити Мэттом и Марком Ваки.

    Четыре года назад, в 1976 году, Министерство ВВС организовало конкурс «Назови самолет» для F-16 на авиабазе Макдилл во Флориде. Победившая работа была представлена ​​TSgt. Джозеф А. Курделл, начальник цеха фотодатчиков 1-го TFW A&E sqn.

    11, 19 мая76, цгт. Курделл получил официальное письмо от Министерства ВВС, в котором его поздравили с подачей призовой работы в конкурсе «Назови самолет», что принесло ему бесплатный ужин в баре MacDill NCO Mess.

    Письмо из Департамента ВВС, уведомляющее Джозефа Курделла о том, что он выиграл конкурс «Назови этот самолет» для F-16 со своим предложением F-16 Fighting Falcon.

    Цгт. Джозеф Курделл объясняет, откуда он взял вдохновение для названия:

    «До службы на авиабазе Макдилл в Тампе, штат Флорида, и после короткого тура по Корее я преподавал в Школе фототехники на базе ВВС Лоури в Колорадо.

    Находясь поблизости от Военно-воздушной академии, мы с семьей часто бывали там, особенно во время футбольных сезонов. Как вы, наверное, знаете, сокол (вид птиц) является школьным талисманом, так что именно отсюда я взял идею, когда мне представилась возможность назвать самолет. »

    Название «Fighting Falcon» также помогло отличить F-16 от серии бизнес-джетов «Falcon» французского производителя Dassault.

    General Dynamics F-16 стал Lockheed Martin F-16

    В начале 90-х компания Lockheed приобрела Fort Worth Division корпорации General Dynamics, таким образом получив право производить и продавать F-16 Fighting Falcon.

    Затем в середине 90-х Lockheed объединилась с Martin Marietta, чтобы создать Lockheed Martin или Lockheed Martin Tactical Aircraft Systems (также известную как LMTAS). Вот почему General Dynamics F-16 стал Lockheed Martin F-16 или LMTAS F-16. В настоящее время он называется просто LM (Lockheed-Martin).

    Viper: неофициальное прозвище

    F-16 часто называют «Viper», это прозвище особенно популярно среди людей, связанных с F-16. До того, как «Боевой сокол» был выбран в качестве официального названия, пилоты авиабазы ​​Хилл, первой базы F-16, выступили с рядом предложений, включая «Гадюку». Подполковник Пэт «Гамс» Макаду, в отставке ВВС США, один из первых пилотов F-16 на авиабазе Хилл, вспоминает происхождение названия «F-16 Viper»:

    В конце взлетно-посадочной полосы F-16 действительно напоминал кобру или что-то в этом роде, приближаясь к вам. Однако я думаю, что Northrop уже взяла это имя для YF-17.

    Мы все проголосовали, и Viper занял очень высокое место. Кажется, по телевидению был сериал, в котором «колониальные гадюки» летали с Звездного крейсера «Галактика» (термин, позже использованный для «Орла»).

    В любом случае, генералы не хотели, чтобы самолет был назван в честь какой-то змеи!

    Сокол было хорошим названием, и оно соответствовало мотиву, созданному Орлом. Своего рода младший брат, но все же «Хищная птица». На самом деле, в конце 70-х у GD была отличная реклама под названием «Хищная птица», в которой Falcon использовался в качестве реальной модели.

    Даже когда официальное название F-16 Fighting Falcon стало называться Viper, оно стало неофициальным прозвищем F-16. Название «Viper» даже официально используется для награды Джо Билла Дрейдена «Semper Viper», которая присуждается за отличное летное мастерство пилотам F-16.

    Официальные международные названия

    Хотя «Fighting Falcon» было принято в качестве официального названия F-16 многими международными заказчиками, некоторые военно-воздушные силы имеют местные названия (конкретные варианты) F-16:

    • Netz : или «Ястреб» — используется ВВС Израиля для самолетов F-16A/B.
    • Barak : или «Молния» — используется ВВС Израиля для самолетов F-16C / D (блок 30 и 40).
    • Sufa : или «Шторм» — используется ВВС Израиля для самолетов F-16I.
    • KF-16 : Обозначение, используемое RoKAF для обозначения F-16 южнокорейского производства. Обратите внимание, что это обозначение не соответствует американской системе обозначений Tri-Service.