Афганская война | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Афганская война – военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА). В этом конфликте принимал участие ограниченный контингент советских войск.Конфликт проходил между правительственными войсками Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов, которые поддерживались НАТО, и в первую очередь США, которые активно вооружали врагов афганского режима.

Предпосылки Афганской войны

Сама война, длившаяся с 1979 по 1989 год, в историографии определяется присутствием на территории Афганистана ограниченного контингента Вооруженных сил СССР. Но началом всего конфликта надо считать 1973 год, когда в Афганистане был свергнут король Захир-шах. Власть перешла к режиму Мухаммеда Дауда, а в 1978 году произошла Саурская (Апрельская) революция, и новой властью стала Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая Демократическую Республику Афганистан. Афганистан начал строить социализм, но все строительство шло в крайне нестабильной внутренней обстановке.

Руководителем НДПА являлся Нур Мохаммад Тараки. Его реформы были крайне непопулярными в стране, где традиционно большинство составляли сельские жители. Всякое инакомыслие жестоко подавлялось. За время своего правления он арестовал тысячи людей, часть из которых были казнены.

Главным оппонентом социалистического правительства стали радикальные исламисты, объявившие ему священную войну (джихад). Были организованы отряды моджахедов, которые в дальнейшем стали главной противоборствующей силой – с ней и сражалась Советская армия.

Большинство населения Афганистана было неграмотным, и для исламистских агитаторов было несложно настраивать население против новой власти.

Начало войны

Сразу после прихода к власти правительство столкнулось с начавшимися вооруженными мятежами, организуемыми исламистами. Справиться с создавшейся ситуацией афганское руководство не смогло и обратилось за помощью к Москве.

Вопрос о помощи Афганистану был рассмотрен в Кремле 19 марта 1979 года. Леонид Брежнев и другие члены Политбюро выступили против вооруженного вмешательства. Но со временем ситуация у границ СССР ухудшалась, и мнение кардинально изменилось.

12 декабря 1979 года было принято постановление ЦК КПСС о вводе советских войск в Афганистан. Формально причиной стали неоднократные просьбы руководства Афганистана, а фактически эти действия должны были предотвратить угрозы иностранного военного вмешательства.

Необходимо помнить, что, помимо напряженных отношений с моджахедами, и в самом правительстве не было единства. Особо непримиримой стала внутрипартийная борьба, которая достигла своего апогея в сентябре 1979 года. Именно тогда лидер НДПА Нур Мохаммад Тараки был арестован и убит Хафизуллой Амином. Амин занял место Тараки и, продолжая бороться против исламистов, усилил репрессии и внутри правящей партии.

По данным советской разведки, Амин пытался договориться с Пакистаном и Китаем, что нашими специалистами считалось недопустимым. 27 декабря 1979 года отряд советских спецназовцев захватил президентский дворец, Амин и его сыновья были убиты. Новым лидером страны стал Бабрак Кармаль.

Ход войны

В результате наши солдаты оказались втянутыми в начавшуюся гражданскую войну и стали ее активными участниками.

Всю войну можно разделить на несколько этапов:

1-й этап: декабрь 1979 – февраль 1980 года. Введение в Афганистан 40-й советской армии генерала Бориса Громова, размещение по гарнизонам, организация охраны стратегических объектов и мест дислокации.

2-й этап: март 1980 – апрель 1985 года. Проведение активных широкомасштабных боевых действий. Реорганизация и укрепление вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 – декабрь 1986 года. Сокращение активных боевых действий и переход к поддержке действий афганских правительственных войск. Помощь оказывалась авиацией и саперными подразделениями. Организация противодействия доставке оружия и боеприпасов из-за рубежа. Были выведены на Родину шесть полков.

4-й этап: январь 1987 – февраль 1989 года. Помощь афганскому руководству в проведении политики национального примирения. Продолжение поддержки боевых действий, проводимых правительственными войсками. Подготовка к выводу советских войск.

В апреле 1988 года в Швейцарии между Афганистаном и Пакистаном было подписано соглашение об урегулировании ситуации вокруг ДРА. Советский Союз обязался вывести свои войска в течение девяти месяцев, а США и Пакистан должны были перестать поддерживать моджахедов. В апреле 1988 года, в соответствии с договором, советские войска были полностью выведены из Афганистана.

Потери в Афганской войне

На сегодняшний момент известно, что потери Советской армии составили 14 тысяч 427 человек, КГБ – 576 человек, МВД – 28 человек (погибшими и пропавшими без вести). Раненых и контуженных за время боевых действий было 53 тысячи человек.

Точные данные о погибших в войне афганцев неизвестны. По разным источникам, эти потери могли составить от 1 до 2 миллионов человек. От 850 тысяч до полутора миллионов человек стали беженцами и осели в основном в Пакистане и Иране.

После окончания войны

В Женевских переговорах моджахеды не принимали участия и не поддержали эти решения. В результате после вывода советских войск боевые действия не прекратились, а даже усилились.

Новый руководитель Афганистана Наджибулла без советской помощи едва сдерживал натиск моджахедов. Произошел раскол в его правительстве, многие его сподвижники перешли в ряды оппозиции. В марте 1992 года от Наджибуллы отошел генерал Дустум и его узбекская милиция. В апреле моджахеды захватили Кабул. Наджибулла длительное время скрывался в здании миссии ООН, но был схвачен талибами и повешен.

Противодействие Советскому Союзу со стороны США

Большую помощь в поддержке контрреволюции в Афганистане оказали Соединенные Штаты Америки. Именно они были инициаторами и организаторами многих международных протестов против Советского Союза.

Еще в 1980 году была организована Исламская конференция, на которой 34 министра иностранных дел требовали немедленного вывода советских войск из Афганистана. С подачи США Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию с протестом против советского вмешательства. Американский президент Д. Картер выступил за бойкот московской Олимпиады 1980 года.

США и арабские монархии Персидского залива организовали беспрецедентную помощь афганским боевикам. На их деньги моджахедов готовили в Пакистане и Китае. Активно участвовало в проведении операций против советских сил ЦРУ.

В течение всего периода боевых действий США поставляли моджахедам самое разное современное оружие (безоткатные орудия, зенитные ракеты «Стингер» и другое).

Афганская война

«Войска в Афганистан Советский Союз вводить не будет.
Появление наших солдат в вашей стране, товарищ президент,
наверняка восстановит большую часть афганского народа против революции…»

Ответ Л.И.Брежнева Мухаммеду Тарраки
на его просьбу в сентябре 1979 года
ввести советские войска в Афганистан

В 1973 году произошла Даудская (Саурская) революция, свергнувшая монархию в Афганистане. Первым президентом Афганистана стал Мухаммед Дауд Хан (двоюродный брат свергнутого короля), который опирался на Народно-демократическую партию Афганистана — НДПА. Эта партия образовалась в 1965 году и придерживалась прокоммунистической ориентации. В 1967 году в виду тактических разногласий в ней оформились два крыла: «Хальк» («Народ») во главе с Н.М. Тараки и «Парчан» («Знамя») во главе с Б. Кармалем, получившие свои названия по одноименным фракционным газетам.

Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года, то есть 2 238 дней. 25 декабря 1979 года в 7 часов утра в районе города Термеза два понтонно-мостовых полка начали наводить понтонный мост.

В 15.00 начался ввод советских войск в Афганистан в соответствии с приказом министра обороны СССР. Первыми переправились разведчики, а затем, под руководством генерала К. Кузьмина — 108-я мотострелковая дивизия. В это же время военно-транспортная авиация начала переброску по воздуху основных сил воздушно-десантной дивизии отдельного парашютно-десантного полка на аэродромы Кабула и Баграма.

До последней минуты десантники не были посвящены в планы высшего руководства. Для переброски личного состава потребовалось сорок семь часов, за которые было совершено 343 рейса. В Кабул и Баграм было доставлено 7 700 десантников и 894 единиц боевой техники.

27 декабря 103-я воздушно-десантная дивизия взяла под свой контроль здание ЦК НДПА, министерство обороны, МВД, министерство связи и другие важные объекты столицы Афганистана. Части 108-й мотострелковой дивизии к утру 28 декабря сосредоточились северо-восточнее Кабула.

На заседании Политбюро ЦК КПСС 27 декабря были рассмотрены мероприятия по пропагандистскому обеспечению ввода советских войск в Афганистан и передачи власти Б. Кармалю. Этим решением правда об афганской войне была надолго спрятана от советских людей.

Военную операцию по введению советских войск в Афганистан можно разделить на два этапа: 1) 27-28 декабря, 2) 29-31 декабря 1979 года.

На первом этапе 27 декабря штурмом был взят дворец Дар-уль-Аман, кабульское радио и другие важные объекты.

Второй этап заключался в том, чтобы, перейдя государственную границу и совершив марш по маршрутам Термез — Кабул — Газни и Кушка — Герат — Кандагар, охватить кольцом наиболее важные административные центры страны. Выполняя эту задачу, первая мотострелковая дивизия (12 тысяч человек) двигалась в направлении Кушка — Кандагар, а другие силы через Термез, перевал Саланг — на Баграм и Кабул. Часть советских войск из Кабула направилась в Гардес.

До 1 января 1980 года было введено 50 тысяч военнослужащих, в том числе две воздушно-десантные и две мотострелковые дивизии. В январе 1980 года в Афганистан вошли еще две мотострелковые дивизии, и общая численность советских войск достигла 80 тысяч человек. В течение первой половины 1980 года советский военный контингент продолжал усиливаться, особенно за счет четырех полков боевой авиации, трех вертолетных и различных отдельных бригад и полков.

Начиная с зимы 1980/81 года оппозиция усилила диверсионно-террористическую деятельность. Вместо крупных формирований по 500-1000 человек начали действовать небольшие отряды по 30-40 человек и даже более мелкие группы, состоящие из 2-3 террористов. Объектами диверсий стали промышленные предприятия, транспорт, ирригационные и энергетические сооружения. В ходе этих действий оппозиции заметные потери стал нести советский военный контингент, который прежде всего и использовался для выполнения задач по охране государственных и других объектов ДРА.

Если в 1979 году потери личного состава составили 86 человек, то в 1980-м — 1484, в 1981 году — 1298, в 1982 году — 1948, в 1983 году — 1446, в 1984 году — 2343, в 1985 году — 1868, в 1986 году — 1333, в 1987 году — 1215, в 1988 году — 759, в 1989 году — 53 человека.

Почти сразу же после введения советских войск начали предприниматься попытки политического решения «афганской проблемы». Однако только в 1986 году руководство ДРА выдвинуло программу политики национального примирения. На этот новый курс прямое влияние оказала начавшаяся в СССР перестройка и новое политическое мышление советского руководства во главе с М.С. Горбачевым в области внешней политики. Политика национального примирения включала в себя: переговоры с вооруженной оппозицией; создание условий для возвращения на родину всех беженцев; политическую и военную амнистию всем афганцам, прекратившим борьбу против существующего правительства, и даже формирование коалиционного правительства. В результате этой новой политики к руководству НДПА пришли новые силы, а генеральным секретарем ЦК с мая 1986 года стал М. Наджибулла. 30 ноября 1987 года в соответствии с новой конституцией Афганистана на собрании представителей всех слоев населения Наджибулла был избран президентом страны.

После этого правительство ДРА разрешило беспрепятственное возвращение на родину всем беженцам, гарантировало права и свободы всем гражданам ДРА, прекратившим вооруженную борьбу, а к октябрю 1989 года подписало соглашения о прекращении боевых действий с 2/3 всех полевых командиров афганской оппозиции.

В конце 1988 — начале 1989 года были проведены встречи между представителями СССР и афганской оппозицией, а также с представителями пакистанского, иранского руководства и бывшим королем Афганистана М. Захир Шахом о прекращении войны, восстановлении мира в стране и формировании коалиционного правительства. В рамках этих переговоров СССР подтвердил, что выполнит полностью взятые на себя в Женеве 14 апреля 1988 года обязательства по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. К 15 февраля 1989 года был завершен вывод советских войск из Афганистана, за которым осуществлялся контроль наблюдателями ООН.

Использованы материалы  с сайта http://100top.ru/encyclopedia/


Карты:

Карта боевых действий в ходе третьей англо-афганской войны 1919 года.

Далее читайте:

История Афганистана (хронологическая таблица).

Ткаченко Петр Иванович — Слово о Мараварской роте, Москва, 2001 г.

Олег Науменков. Операция «Шторм — 333». («Бельские просторы»)).

Соглашение между Россией и Великобританией о разграничении афганских владений.

Русско-английское соглашение о нейтральной зоне в Средней Азии 1873 г.

Васильев Александр Спецназ Рагиб-бея.

Бойко В.С. Афганские альтернативы ХХ века: «Кабулистан» Бачаи Сакао (январь — октябрь 1929 г. Основные контуры внутренней и внешней политики).

 

Предварительный вердикт по стратегии в Афганистане

После ожесточенных слушаний в Конгрессе, состоявшихся на прошлой неделе, многие американцы, вероятно, задаются вопросом, как все могло пойти так плохо и как наша стратегия в Афганистане могла так сильно провалиться? Сам председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли назвал миссию «стратегическим провалом».

Некоторые также призывают к созданию комиссии для изучения проблемы. Это было бы разумно, но стоит попытаться набросать набросок исторического вердикта прямо сейчас, пока наше внимание все еще сосредоточено на этом вопросе. Беглый обзор истории показывает некоторые ключевые ошибки, да, но также и неотъемлемую сложность попыток построить функционирующее афганское правительство и армию из того, что двадцать два     года предыдущего конфликта сделали, чтобы разрушить это общество. Возможно, нам не следует быть столь строгими к себе. Тем не менее, есть важные уроки, которые нужно усвоить.

Рассмотрим основные этапы войны. Во время терактов 11 сентября у Министерства обороны не было военного плана боевых действий в Афганистане. Импровизация стала руководящим принципом, поскольку в начале октября начались воздушные атаки на позиции талибов. Вскоре на место прибыли группы специального назначения и ЦРУ — всего несколько сотен американских сотрудников — работавшие с Северным альянсом Афганистана, в котором доминируют таджики.

Несколько сотен морских пехотинцев также вылетели в южный Афганистан. Вместе, в замечательной военной операции, эти американцы помогли Северному Альянсу свергнуть талибов осенью 2001 года. Это был несовершенный шедевр, поскольку Усама бен Ладен и его соратники ушли в Пакистан. Но с точки зрения военного новаторства и храбрости это все равно был шедевр.

Вторая отдельная глава разыгралась в течение следующих полудюжины лет или около того, когда силы США и НАТО предприняли очень скромные усилия, чтобы помочь Афганистану сформировать правительство, а также силы безопасности, используя подход, который иногда называют «легким следом». На этом этапе Вашингтон был озабочен Ираком, как и некоторые союзники по НАТО; никто в альянсе на самом деле не уделял приоритетного внимания Афганистану, и роль США там была сосредоточена на борьбе с терроризмом, поскольку Аль-Каида все еще существовала в разных местах и ​​​​в разных местах. Да, мы должны были сделать больше для строительства афганского государства во время этого золотого окна, когда сопротивление талибов было меньше.

Но во многом причина, по которой мы решили не пытаться делать слишком много в Афганистане, заключается в том, что, как многие говорят сегодня, это не было многообещающим местом для попыток государственного строительства, учитывая все его проблемы. Таким образом, подход с легким следом был ошибкой, но отчасти объяснимой.

К концу президентства Буша началась третья основная фаза военных действий под руководством США. Президент Джордж Буш и министр обороны Роберт Гейтс, обеспокоенные многочисленными признаками усиления Талибана, которому помогал, подстрекал и укрывал его Пакистан, а также воодушевленные успехом наступления в Ираке, начали постепенное наращивание сил в Афганистане в 2008 году. , хотя оба основных кандидата в президенты США выступали за то же самое. После избрания президент Барак Обама провел большое наращивание сил в Афганистане; Во время его наблюдения численность американских сил там увеличилась примерно втрое, а это означает, что наращивание войск в Афганистане было еще более драматическим изменением по сравнению с более ранними уровнями сил, чем наращивание сил в Ираке.

Увы, по большинству показателей кратковременный всплеск сработал не так хорошо. В лучшем случае это замедлило движение талибов и вернуло часть юга страны, например провинцию Кандагар, но только частично и только на ограниченное время. Доступность качественных афганских войск была ограничена (мы пытались удвоить численность армии и полиции в период с 2009 по 2011 год, пугающие темпы), а роль Пакистана в предоставлении убежища повстанцам оставалась глубоко контрпродуктивной для миссии. Коррупция в афганском правительстве в некотором смысле усилилась, поскольку мы вливали ресурсы в обедневшую страну быстрее, чем она могла их поглотить. Да, на этом этапе мы, вероятно, попытались сделать слишком много и слишком быстро, но к этому моменту возродившиеся талибы представляли серьезную угрозу, и мы пытались наверстать упущенное.

Связанные книги

К 2012 и 2013 годам всплеск закончился, и наметилась четвертая фаза американского участия в Афганистане. Роли Америки и НАТО сокращались, и к концу 2014 года миссия соответственно сменила название с Международных сил содействия безопасности на операцию «Решительная поддержка». В течение следующих полудюжины лет Соединенные Штаты и НАТО предоставляли авиацию, разведку, обучение, оборудование, наставничество и некоторую ограниченную помощь на местах с помощью сил специального назначения, а также специальных консультативных групп. Но наши основные наземные боевые силы ушли, а общая численность войск США составляла около 9 человек.0 процентов меньше, чем во время всплеска. Усилия по экономическому развитию и государственному строительству продолжались, хотя и с меньшим присутствием на местах и ​​в целом с меньшими ожиданиями. Афганское правительство постепенно уступало позиции талибам, но, по оценкам США в 2018/2019 годах, по-прежнему контролировало города страны и около 60 процентов ее населения.

Заключительный этап, при президенте Джо Байдене, стал свидетелем краха афганского правительства, поскольку мы быстро ушли — и, возможно, в нарушение соглашения, достигнутого НАТО с афганским правительством еще на саммите альянса в Чикаго в 2012 году, когда мы обещал начать «десятилетие преобразований» в Афганистане, начиная с 2014 года. На мой взгляд, главная проблема здесь заключалась не в плохом планировании вывода, а в быстроте и окончательности самого вывода, объявленного в апреле и осуществленного выйдет к лету. Мы не были обязаны этого делать, потому что талибы уже нарушили правила от 29 февраля., 2020 г., соглашение, подписанное при президенте Дональде Трампе, учитывая их постоянные связи с Аль-Каидой, а также их коллективную неспособность серьезно отнестись к мирным переговорам с правительством Гани. Наше решение попахивало фатализмом, и афганцы, всегда прагматичные на поле боя, почуяли тонущий корабль. Вот почему армия и полиция предпочли не воевать.

Так что да, мы допустили ошибки. Мы слишком сильно меняли нашу стратегию и усилия на протяжении многих лет, поначалу в значительной степени игнорируя Афганистан, а затем набрасываясь, чтобы попытаться наверстать упущенное. В конечном счете, как только у нас, возможно, появилась устойчивая стратегия, мы очень быстро отключили ее — и без необходимости.

Эта тенденция йо-йо в нашей стратегии для Афганистана привела как минимум к еще двум производным проблемам. Во-первых, так и не приняв решительных, долгосрочных мер, которые были необходимы, мы не смогли создать адекватный кадровый резерв из американцев (в вооруженных силах, Государственном департаменте и агентствах по оказанию помощи), которые могли бы стать специалистами по Афганистану и отправиться в путь. обратно на предсказуемой основе два или три раза, между пребыванием дома. В результате личные отношения приходилось переделывать каждые двенадцать месяцев или около того в течение двадцатилетнего периода. (Да, многие американцы действительно неоднократно развертывали силы, но импровизированным и изменчивым образом, что не позволяло поддерживать долгосрочные рабочие отношения, необходимые с ключевыми афганцами.) Во-вторых, мы не смогли сосредоточиться на маргинализации наиболее коррумпированных игроков в Афганистане. Поначалу мы часто не знали, кто они такие, или не ожидали, что пробудем в Афганистане достаточно долго, чтобы ослабить их влияние. Затем, во время всплеска, мы думали, что некоторые из них нам слишком нужны для достижения краткосрочных успехов на поле боя, поэтому мы часто терпели их, ухудшая имидж правительства среди его людей и, таким образом, способствуя усилиям Талибана по вербовке.

Но главная задача заключалась в том, чтобы помочь спасти афганское общество и политическую систему, которые были сильно подорваны перед лицом мятежа, поддерживаемого соседней страной. Было бы трудно стабилизировать ситуацию независимо от стратегии; это была злая проблема. Подразумевается, что такого рода интенсивное предприятие по строительству и стабилизации государства следует предпринимать только в самых крайних случаях, потому что даже если все сделано хорошо, нет гарантии успеха и высока вероятность высоких затрат. Возможно, в Афганистане не было реального выбора, после 9-го/11 атакует, но этот урок нужно помнить на долгосрочную перспективу.

Последнее и более обнадеживающее замечание: несмотря на всю свою жесткую политику до сих пор, Талибан, кажется, не хочет провоцировать нас в военном отношении. Возможно, несмотря на нашу неудачу на одном уровне, они осознают, что Соединенные Штаты — грозный враг, который будет упорно сражаться, чтобы защитить свои интересы в области безопасности и союзников. Возможно, в более широком смысле, миссия все-таки не провалилась столь всеобъемлюще.

Замечания президента Байдена по Афганистану

Восточная комната

16:02 EDT

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Добрый день. Сегодня я хочу поговорить о разворачивающейся ситуации в Афганистане: о событиях, произошедших за последнюю неделю, и о шагах, которые мы предпринимаем для реагирования на быстро развивающиеся события.

Моя группа национальной безопасности и я внимательно следим за ситуацией на местах в Афганистане и быстро действуем, чтобы выполнить планы, которые мы разработали, чтобы реагировать на все группы населения, включая — и непредвиденные обстоятельства — включая быстрый крах, который мы наблюдаем сейчас.

Чуть позже я расскажу подробнее о конкретных шагах, которые мы предпринимаем, но я хочу напомнить всем, как мы сюда попали и каковы интересы Америки в Афганистане.

Мы отправились в Афганистан почти 20 лет назад с четкими целями: поймать тех, кто напал на нас 11 сентября 2001 года, и убедиться, что Аль-Каида не сможет использовать Афганистан в качестве базы для повторного нападения на нас.

Мы сделали это. Мы сильно деградировали «Аль-Каиду» в Афганистане. Мы никогда не прекращали охоту на Усаму бен Ладена, и мы его поймали. Это было десятилетие назад.

Наша миссия в Афганистане никогда не должна была быть построена на национальном уровне. Никогда не предполагалось создание единой централизованной демократии.

Нашим единственным жизненно важным национальным интересом в Афганистане сегодня остается то же, что и всегда: предотвращение террористической атаки на территории Америки.

Много лет я утверждал, что наша миссия должна быть узконаправлена ​​на борьбу с терроризмом, а не на борьбу с повстанцами или государственное строительство. Вот почему я выступал против всплеска, когда он был предложен в 2009 году.когда я был вице-президентом.

И именно поэтому, как президент, я непреклонен в том, что мы должны сосредоточиться на угрозах, с которыми мы сталкиваемся сегодня в 2021 году, а не на угрозах вчерашнего дня.

Сегодня террористическая угроза распространилась далеко за пределы Афганистана: «Аль-Шабааб» в Сомали, «Аль-Каида» на Аравийском полуострове, «Ан-Нусра» в Сирии, ИГИЛ пытается создать халифат в Сирии и Ираке и создает филиалы во многих странах Африки и Азия. Эти угрозы требуют нашего внимания и наших ресурсов.

Мы проводим эффективные контртеррористические операции против террористических групп во многих странах, где у нас нет постоянного военного присутствия.

При необходимости сделаем то же самое в Афганистане. Мы разработали загоризонтные средства борьбы с терроризмом, которые позволят нам пристально следить за любыми прямыми угрозами Соединенным Штатам в регионе и действовать быстро и решительно, если это необходимо.

Когда я вступил в должность, я унаследовал сделку, которую президент Трамп заключил с талибами. По его соглашению американские войска должны быть выведены из Афганистана к 1 мая 2021 года — чуть более чем через три месяца после моего вступления в должность.

Силы США уже сократились во время администрации Трампа с примерно 15 500 американских военнослужащих до 2 500 военнослужащих в стране, а талибы были самыми сильными в военном отношении с 2001 года. выполнить это соглашение или быть готовым вернуться к борьбе с талибами в середине весеннего сезона боевых действий.

После 1 мая не было бы прекращения огня.  После 1 мая не было соглашения о защите наших сил.  Статус-кво стабильности не было бы без потерь американцев после 1 мая.

Была только холодная реальность: либо выполнение соглашения о выводе наших войск, либо эскалация конфликта и отправка еще тысяч американских солдат обратно в боевые действия в Афганистане, что привело к третьему десятилетию конфликта.

Я полностью поддерживаю свое решение. Спустя 20 лет я на собственном горьком опыте понял, что никогда не бывает подходящего времени для вывода американских войск.

Вот почему мы все еще были там. Мы четко осознавали риски. Мы планировали все непредвиденные обстоятельства.

Но я всегда обещал американскому народу, что буду с вами откровенен. Правда в том, что все произошло быстрее, чем мы ожидали.

Так что же случилось? Политические лидеры Афганистана сдались и бежали из страны. Афганские военные разваливались, иногда даже не пытаясь воевать.

Во всяком случае, события прошлой недели подтвердили, что прекращение военного вмешательства США в Афганистане сейчас было правильным решением.

Американские войска не могут и не должны участвовать в войне и погибать в войне, которую афганские силы не желают вести за себя. Мы потратили более триллиона долларов. Мы обучили и оснастили афганские вооруженные силы численностью около 300 000 человек — невероятно хорошо оснащенные — силы, превышающие численность вооруженных сил многих наших союзников по НАТО.

Мы дали им все необходимые инструменты. Мы платили им зарплату, обеспечивали содержание их ВВС — чего нет у талибов. У талибов нет ВВС. Мы оказывали непосредственную поддержку с воздуха.

Мы дали им все шансы определить свое будущее. Чего мы не могли дать им, так это воли бороться за это будущее.

Есть несколько очень храбрых и боеспособных афганских спецподразделений и солдат, но если Афганистан не сможет оказать реальное сопротивление талибам сейчас, нет никаких шансов, что 1 год — еще 1 год, еще 5 лет или еще 20 лет американских военных ботинок на земле имело бы какое-то значение.

И вот во что я верю до глубины души: неправильно приказывать американским войскам наступать, когда собственные вооруженные силы Афганистана этого не делают. Если бы политические лидеры Афганистана не смогли собраться вместе на благо своего народа, не смогли бы вести переговоры о будущем своей страны, когда дела шли наперекосяк, они бы никогда не сделали этого, пока американские войска оставались в Афганистане, неся на себе основную тяжесть войны. борьба за них.

А наши истинные стратегические конкуренты — Китай и Россия — больше всего на свете хотели бы, чтобы Соединенные Штаты продолжали бесконечно направлять миллиарды долларов ресурсов и внимания на стабилизацию Афганистана.

Когда я принимал президента Гани и председателя Абдуллу в Белом доме в июне и снова, когда я говорил по телефону с Гани в июле, у нас был очень откровенный разговор. Мы говорили о том, как Афганистан должен подготовиться к ведению гражданских войн после ухода американских военных, чтобы очистить правительство от коррупции, чтобы оно могло функционировать на благо афганского народа. Мы много говорили о необходимости политического единства афганских лидеров.

Ничего из этого им не удалось.

Я также призывал их заниматься дипломатией, добиваться политического урегулирования с талибами. Этот совет был категорически отвергнут. Г-н Гани настаивал на том, что афганские силы будут сражаться, но, очевидно, он ошибался.

Итак, мне остается еще раз спросить тех, кто утверждает, что мы должны остаться: сколько еще поколений дочерей и сыновей Америки вы хотите, чтобы я послал воевать с афганцами — гражданскую войну в Афганистане, когда афганских войск не будет? Сколько еще жизней — американских жизней — это стоит? Сколько бесконечных рядов надгробий на Арлингтонском национальном кладбище?

Я четок в своем ответе: я не буду повторять ошибки, которые мы совершили в прошлом, — ошибку, состоящую в том, чтобы оставаться и бесконечно сражаться в конфликте, который не отвечает национальным интересам Соединенных Штатов, удваивая ставку на гражданская война в чужой стране, попытка переделать страну посредством бесконечного развертывания военных сил США.

Мы не можем продолжать повторять эти ошибки, потому что у нас есть важные жизненные интересы в мире, которые мы не можем позволить себе игнорировать.

Я также хочу признать, насколько это болезненно для многих из нас. Сцены, которые мы наблюдаем в Афганистане, мучительны, особенно для наших ветеранов, наших дипломатов, гуманитарных работников, для всех, кто провел время на местах, работая в поддержку афганского народа.

Для тех, кто потерял близких в Афганистане и для американцев, которые воевали и служили в стране — служить нашей стране в Афганистане — это глубоко, глубоко личное.

Это и для меня тоже. Я работал над этими вопросами так же долго, как и все остальные. Во время этой войны я был во всем Афганистане — пока шла война — от Кабула до Кандагара и долины Кунар.

Я ездил туда четыре раза. Я встречался с людьми. Я разговаривал с лидерами. Я провел время с нашими войсками. И я не понаслышке понял, что можно, а что нельзя в Афганистане.

Итак, теперь мы fercus [так в оригинале] — сосредоточены на том, что возможно.

Мы будем продолжать поддерживать афганский народ. Мы будем вести за собой нашу дипломатию, наше международное влияние и нашу гуманитарную помощь.

Мы будем продолжать настаивать на региональной дипломатии и взаимодействии для предотвращения насилия и нестабильности.

Мы продолжим отстаивать основные права афганского народа — женщин и девочек — так же, как мы выступаем во всем мире.

Я ясно дал понять, что права человека должны быть в центре нашей внешней политики, а не на периферии. Но способ сделать это не через бесконечные военные развертывания; это с нашей дипломатией, нашими экономическими инструментами и сплочением мира, чтобы присоединиться к нам.

Теперь позвольте мне рассказать о текущей миссии в Афганистане. Меня попросили санкционировать — и я это сделал — 6000 военнослужащих США для развертывания в Афганистане с целью оказания помощи в выводе гражданского персонала США и союзников из Афганистана, а также для эвакуации наших афганских союзников и уязвимых афганцев в безопасное место за пределами Афганистана.

Наши войска работают над обеспечением безопасности аэродрома и обеспечением бесперебойной работы как гражданских, так и военных самолетов. Мы берем на себя управление воздушным движением.

Мы благополучно закрыли наше посольство и перевели наших дипломатов. Наше дип-… наше дипломатическое присутствие теперь закреплено и в аэропорту.

В ближайшие дни мы намерены вывезти тысячи американских граждан, которые жили и работали в Афганистане.

Мы также продолжим поддерживать безопасный отъезд гражданского персонала — гражданского персонала наших союзников, который все еще служит в Афганистане.

Операция Allies Refugee [Refuge], о которой я объявил еще в июле, уже перевезла 2000 афганцев, имеющих право на получение специальных иммиграционных виз, и их семьи в Соединенные Штаты.

В ближайшие дни вооруженные силы США окажут помощь в перемещении большего числа афганцев, имеющих право на SIV, и их семей из Афганистана.

Мы также расширяем доступ беженцев, чтобы охватить других уязвимых афганцев, которые работали в нашем посольстве: неправительственные агентства США — или неправительственные организации США; и афганцы, которые в противном случае подвергаются большому риску; и американских информационных агентств.

Я знаю, что есть опасения, почему мы раньше не начали эвакуацию афганцев — мирных жителей. Частично ответ заключается в том, что некоторые афганцы не хотели уезжать раньше, все еще надеясь на свою страну. Отчасти это было связано с тем, что афганское правительство и его сторонники отговаривали нас от организации массового исхода, чтобы не спровоцировать, как они говорили, «кризис доверия».

Американские войска выполняют эту миссию так же профессионально и эффективно, как всегда, но не без рисков.

Выполняя этот отход, мы дали понять талибам: если они нападут на наш персонал или сорвут нашу операцию, присутствие США будет быстрым, а ответ будет быстрым и сильным. Мы защитим наш народ разрушительной силой, если это будет необходимо.

Наша текущая военная миссия будет короткой по времени, ограниченной по масштабу и сосредоточенной на своих целях: как можно быстрее доставить наших людей и наших союзников в безопасное место.

И как только мы выполним эту миссию, мы завершим вывод войск. Мы закончим самую долгую войну Америки после 20 долгих лет кровопролития.

События, которые мы наблюдаем сейчас, являются прискорбным доказательством того, что никакая военная сила никогда не создаст стабильный, единый и безопасный Афганистан, известный в истории как «кладбище империй».

То, что происходит сейчас, могло так же легко произойти 5 лет назад или 15 лет в будущем. Мы должны быть честными: наша миссия в Афганистане допустила много ошибок — сделала много ошибок за последние два десятилетия.

Теперь я четвертый американский президент, руководивший войной в Афганистане — два демократа и два республиканца. Я не буду ответственно перекладывать эту ответственность на пятого Президента.

Я не буду вводить американский народ в заблуждение, утверждая, что всего лишь немного больше времени в Афганистане решит все проблемы. Я также не буду уклоняться от своей доли ответственности за то, где мы находимся сегодня и как мы должны двигаться вперед отсюда.

Я президент Соединенных Штатов Америки, и ответственность ложится на меня.

Я глубоко опечален фактами, с которыми мы столкнулись. Но я не жалею о своем решении прекратить боевые действия Америки в Афганистане и сосредоточить внимание на наших контртеррористических миссиях там и в других частях мира.

Наша миссия по уменьшению террористической угрозы Аль-Каиды в Афганистане и ликвидации Усамы бен Ладена увенчалась успехом.

Наших многолетних усилий, направленных на то, чтобы преодолеть многовековую историю и навсегда изменить и переделать Афганистан, не было, и я писал и верил, что никогда не может быть.

Я не могу и не буду просить наши войска бесконечно воевать в другой — в чужой стране, в гражданской войне, неся потери, получая смертельные ранения, оставляя разбитые горем и потерями семьи.

Это не в интересах нашей национальной безопасности. Это не то, чего хочет американский народ. Это не то, чего заслуживают наши войска, которые так много пожертвовали за последние два десятилетия.

Когда я баллотировался в президенты, я дал обещание американскому народу положить конец военному вмешательству Америки в Афганистан.