МФД-2018 — смотр достижений российского двигателестроения
С 4 по 6 апреля 2018 г. на ВДНХ в Москве проходил III Международный Форум Двигателестроения МФД-2018, на котором Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) представила новейшие разработки в области авиационных, морских и наземных двигателей, а также рассказала о ключевых достижениях российской двигателестроительной отрасли за 10 лет с момента образования Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
ОДК, интегрирующая в своем составе более 90 % активов отрасли, была сформирована во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 497 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 октября 2008 г. №1446-р с целью консолидации интеллектуального и производственного потенциала отечественного двигателестроения. Наиболее значимыми стратегическими целями ОДК являются: полное выполнение заданий государственного оборонного заказа и государственной программы вооружений; поддержание и развитие компетенций во всех основных сегментах: авиадвигателестроение, наземные и морские ГТД, ракетные двигатели; обеспечение достаточных ресурсов для реализации перспективных программ и проектов развития.
Председатель экспертного совета коллегии ВПК Михаила Ремизов: «Сегодня мы открываем III Международный форум двигателестроения. В наше быстрое время три раза – это уже традиция, но на самом деле форум имеет более давнюю предысторию, связанную с выставкой «Двигатели» АССАД, имеющую многолетнюю историю. В этом году форум выходит на новый уровень, потому что его взяла под крыло ОДК. Это знаменательно, учитывая то, какой юбилей мы отмечаем в этом году и в этом месяце — 10 лет создания ОДК. Думаю, что за эти 10 лет удалось сделать так, чтобы целое было больше чем сумма частей. Мы находимся в той фазе, когда от интеграции, консолидации, оздоровления активов, от антикризисной повестки можно переходить к повестке технологического и экономического развития.
Есть еще один юбилей — 110-летие со дня рождения выдающегося двигателестроителя Архипа Михайловича Люльки. Это один из столпов отечественного двигателестроения. Один из тех людей, благодаря которым наша страна вошла в высшую лигу промышленных держав. Я думаю, вы со мной согласитесь, что критерием членства в этой лиге во многом является способность делать двигатели в разных «категориях». Благодаря заделу, созданному этими людьми, мы по сей день сохраняем позиции в этой лиге. Сегодняшний форум и выставка – это хорошая возможность посмотреть, представить и обсудить достижения отечественного двигателестроения за последние годы.»
Генеральный директор ОДК Александр Артюхов: «От имени ОДК и от имени организаторов Международного форума двигателестроения я приветствую всех участников и гостей форума. Сегодня мы получаем немало авансов, с точки зрения наших успехов, потому что у нас целый ряд масштабных проектов находятся только на старте. И только результатами этой работы мы сможем подтвердить те позитивные ожидания, которые от нас ждут. Вместе с тем должен сказать, что ОДК 10 лет назад и ОДК сегодня – это две разные организации. За это время сделан большой масштабный шаг вперед.
Президента АССАД Виктор Чуйко: «Дорогие друзья, участники нашего форума, глубокоуважаемые гости, у нас III форум и XV конгрессно-выставочное мероприятие по авиационному двигателестроению. Я искренне желаю всем участникам с максимальной эффективностью провести время на форуме. Все три дня нашей работы вы будете открыты для контакта с руководителями ОДК. Я также с удовольствием приветствую иностранных участников нашего форума, которые активно хотят сотрудничать с предприятиями ОДК. Искренне желаю ОДК, ее руководству, всем работникам аппарата, директорам, присутствующим здесь, коллективам предприятий новых успехов, выполнения очень больших задач по продвижению российских технологии на мировой рынок.
В рамках мероприятия состоялись: форум «Двигатели будущего» с участием ведущих специалистов в авиационной отрасли, в том числе зарубежных экспертов, презентация двигателя ПД-14 для новейшего российского авиалайнера МС-21 и другие мероприятия. Экспозиция ОДК на МФД-2018 отразила все основные направления работы холдинга – от двигателей для боевой авиации до газотурбинных установок промышленного назначения.
Впервые на выставке был продемонстрирован натурный образец турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, разработанного санкт-петербургским АО «ОДК-Климов» и предназначенного для оснащения регионального авиалайнера Ил-114-300 и легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
Также состоялась презентация ПД-14 – базового турбовентиляторного двигателя, который создан в широкой кооперации предприятий ОДК для авиалайнера МС-21-300 с применением новейших технологий и материалов, в том числе, композитных. Двигатель не уступает находящимся в эксплуатации зарубежным аналогам, а по многим параметрам, в частности, выбросам в атмосферу, шумам и т.д., превосходит их. Процедура сертификации базового двигателя ПД-14 как по российским, так и по международным стандартам, идет в соответствии с установленными сроками. В 2018 г. планируется получение сертификата Росавиации, а в 2019 г. – EASA.
Также гражданское авиадвигателестроение было представлено силовой установкой SaM146, которой оснащаются самолеты Superjet 100 (SSJ100). Двигатель производится рыбинским ПАО «ОДК-Сатурн» на условиях равноправного партнерства с компанией Safran Aircraft Engines (Франция). SaM146 сертифицирован по нормам EASA и АР МАК и с 2011 года находится в коммерческой эксплуатации.
Направление боевой авиации открывает двигатель АЛ-41Ф-1С, производимый уфимским ПАО «ОДК-УМПО». Это турбореактивный двухконтурный двигатель поколения 4++ с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, глубокая модернизация двигателя АЛ-31Ф. От предшественника двигатель отличается увеличенным ресурсом и тягой в 14,5 тонны. АЛ-41Ф-1С позволяет самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
РД-33МК – турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой – модификация базового двигателя РД-33, подвергнутая серьезной конструкторской доработке. Двигатель предназначен для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а так же для новейшего многофункционального истребителя МиГ-35. В январе 2017 г. двигатели РД-33МК отработали без замечаний в ходе первого испытательного полета МиГ-35. При создании РД-33МК были сохранены все преимущества базовой платформы, при этом двигатель обладает повышенной тягой (на форсированных режимах повышена на 10%).
На МФД-2018 также был представлен разработанный АО «ОДК-Климов» новейший цифровой блок автоматического регулирования и контроля БАРК-88, предназначенный для модернизации систем управления двигателей семейства РД-33. Применение БАРК-88 в системе управления и контроля двигателями существенно повышает эксплуатационные возможности истребителя.
Ещё один двигатель АЛ-31ФН это турбореактивный двухконтурный, двухвальный двигатель со смешением потоков внутреннего и наружного контуров за турбиной, форсажной камерой и всережимным регулируемым сверхзвуковым реактивным соплом. Двигатель является модификацией двигателя АЛ–31Ф с нижним расположением коробок двигательных и самолетных агрегатов. Он предназначен для однодвигательных истребителей китайского производства. На МФД-2018 представлен вариант с реактивным соплом с управляемым вектором тяги. Данное сопло разработки московского АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» является дополнительной опцией для двигателя, позволяющей существенно повысить летно-технические характеристики самолета.
В 2015 году ОДК завершила мероприятия по импортозамещению деталей и узлов двигателя АИ-222-25, которым оснащаются учебно-боевые самолеты Як-130. В настоящее время он изготавливается московским НПЦ газотурбостроения «Салют» полностью из российских комплектующих. Ранее примерно половина комплектующих поставлялась из-за рубежа.
АО «ОДК-Климов» разработана и успешно испытана новейшая модификация вертолетного турбовального двигателя ВК-2500 – двигатель ВК-2500ПС с улучшенными эксплуатационными характеристиками и использованием современной российской цифровой электронной системы управления и контроля. В двигателе реализованы решения, позволяющие управлять ресурсными характеристиками в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Базовое применение ВК-2500ПС – новейший гражданский вертолет Ми-171А2. Ранее ОДК обеспечила постановку двигателя ВК-2500 на производство в России.
«Вертолетное» направление продолжает представленный на форуме насос-регулятор НР-2500 (разработчик — пермское АО «ОДК-СТАР»).
Двигатель ТРДД-50АТ предназначенный для установки на беспилотные летательные аппараты специального назначения. Основными требованиями к подобным ГТД являются минимальные габариты и масса, высокая экономичность и надежность.
На МФД-2018 также был демонстририрован морской газотурбинный двигатель М70ФРУ разработки и производства ПАО «ОДК-Сатурн». ОДК в рамках программы импортозамещения на базе данного предприятия создала базу морского газотурбостроения. Успешно завершены три опытно-конструкторские работы (ОКР) по разработке и постанове на производство корабельных газотурбинных двигателей.
Конечно же невозможно было на столь представительном форуме не показать жидкостный ракетный двигатель НК-33, который был создан легендарным советским конструктором Николаем Кузнецовым для «лунного» космического проекта Н1. Он стал первым в мире в своем классе — двигателем, выполненным по замкнутой схеме, работающим на компонентах кислород-керосин, имеющим многоразовый запуск и многократное применение. Представленный на форуме НК-33А разработки и производства самарского предприятия ОДК ПАО «Кузнецов» отличается надежностью и совершенством технических параметров, демонстрирует максимальное отношение тяги к массе среди современных двигателей. За несколько дней до открытия форума, 29 марта 2018 г. двигатель НК-33А, обеспечил успешный старт ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в» с военного космодрома Плесецк (Архангельская область).
Промышленный двигатель ГТД-4РМ (ПАО «ОДК-Сатурн») входит в семейство газовых турбин для привода газовых компрессоров газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов в составе теплоэлектростанций малой и средней мощности (от 4 до 80 МВт и выше). Среди его преимуществ: высокая топливная эффективность
высокая надежность и безопасность эксплуатации.
Возможности ОДК на «промышленном» направлении демонстрирует и представленный макет компрессорной станции с газоперекачивающим агрегатом ГПА-25 — одной из последних разработок рыбинского АО «ОДК — Газовые турбины», головной компании ОДК по производству газотурбинных энергетических агрегатов и газоперекачивающих комплексов. ГПА-25 вобрал в себя самые совершенные и современные технологии газотурбинной и компрессорной отрасли. Агрегат имеет высокие технические показатели. В качестве привода центробежного компрессора в нем используются высокоэффективные двигатели ПС-90ГП-25, созданные на основе авиационного двигателя ПС-90А, различные модификации которого поднимают в воздух такие легендарные самолеты как Ил-96 и Ил-76.
Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.
Возвращение главной выставки российского двигателестроения – Виктор Чуйко о МФД-2022
С 26 по 28 октября 2022 года в павильоне 57 АО «ВДНХ» в Москве состоится 4-й Международный форум двигателестроения (МФД-2022), в рамках форума откроется «Научно-технический Конгресс по двигателестроению» (НТКД-2022). Девиз МФД-2022 – «Цифровая среда в авиационном двигателестроении». МФД проводится в юбилейный год для всего отечественного авиадвигателестроения – отрасли в этом году исполняется 110 лет. Выставка обещает познакомить участников и посетителей с ключевыми результатами работы российских двигателестроителей сразу за несколько лет – в связи с пандемией МФД не проводился с 2018 года.
В преддверии выставки «Крылья Родины» взяли интервью у Виктора Михайловича Чуйко, президента и основателя Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), профессора, действительного члена Академии наук Авиации и Воздухоплавания, заместителя министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению (1984-1991гг.), лауреата премии Совета министров СССР, премии правительства РФ.
— Виктор Михайлович, для начала позвольте поздравить Вас с замечательным юбилеем – 110-летием авиационного двигателестроения России. В этом году после перерыва, наконец, состоится долгожданное событие – Международный форум двигателестроения. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом событии и его значении для отрасли.
— Форум будет проводиться на основании Приказа Минпромторга РФ №2386 от 09 июня 2022 года «Об утверждении сводного плана участия Минпромторга России в выставочных и конгрессных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом в 2022 году», как и раньше, на ВДНХ в Москве. Организаторы – Минпромторг и наша ассоциация.
В мероприятиях форума и «Научно-технического конгресса по двигателестроению» примут участие ведущие специалисты авиационной, газовой промышленности, энергетики и представители других отраслей и организаций, смежных с авиадвигателестроением. На форуме планируется проведение круглых столов, презентаций предприятий, пресс-конференций и переговоров. Будет опубликован каталог на основании полученной от экспонентов информации.
Темами экспозиции МФД в этом году станут – авиационные и космические двигатели; двигатели для судов, двигатели для газо- и нефтеперекачивающих агрегатов, а также для энергетических установок; электродвигатели, ветродвигатели; микродвигатели для спортивного моделизма; цифровые технологии в двигателестроении; двойные технологии; компьютерные разработки; cтанкостроение; металлургия; топливо, масла, смазки; перспективные научные и инвестиционные проекты; ремонт и сервисное обслуживание; подшипники; оборудование для неразрушающего контроля; подготовка кадров. Как видите, тематика нашего форума очень широка и далеко не ограничивается одними силовыми установками для авиации.
В ходе научно-технического конгресса пройдут пленарное заседание и симпозиумы по наиболее актуальным для двигателестроения на его современном этапе развития темам: это и общие перспективы развития ВРД, комбинированных, гибридных и электрических силовых установок, и проблематика, связанная с прочностью, надежностью, новыми конструктивно-технологическими решениями двигателей, и индустриальные силовые установки, и авиационная химмотология, и юридическое обеспечение деятельности предприятий, и многое другое.
Мы рассчитываем на большой интерес к нашей выставке со стороны профессионального сообщества и со стороны просто всех тех, кто неравнодушен к двигателестроению. В 2018 году я сформулировал основную миссию форума следующим образом: «содействовать выполнению основной задачи отечественной авиационной промышленности: пересадить пассажира на российские самолеты с российскими двигателями». Стоит ли говорить, что сегодня, в сложившейся обстановке, это стало еще более актуальным.
В первый день Форума пройдет официальное его открытие в 11:00, а пленарное заседание научно-технического конгресса откроется в 14:00. Второй день будет посвящен встрече с авиакомпаниями, на которой будут представлены самолет МС-21 и двигатель ПД-14. Будут заслушаны предложения специалистов гражданской авиации по послепродажному обслуживанию двигателя ПД-14.
Девиз форума – «Цифровая среда в авиадвигателестроении». Трудно переоценить роль цифровых технологий. Уже сегодня их постоянное развитие позволило повысить качество и производительность работ в 4-6 раз. Дальнейшее развитие этих технологий будет способствовать повышению эффективности и качеству создания, изготовления и послепродажного обслуживания двигателей.
— Чем запомнился предыдущий Международный форум двигателестроения, который прошел в Москве в 2018 году?
— Форум был масштабный. Были представлены ключевые направления развития современного двигателестроения, а также смежных отраслей. Речь идет как о самих двигателях, так и о технологических решениях в целом. Можно было сделать полный срез актуальных отраслевых тенденций. МФД-2018 проводился под эгидой сразу двух юбилейных дат: 110-летия со дня рождения выдающегося конструктора и создателя первого отечественного реактивного двигателя Архипа Люльки и 10-летия образования Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
ОДК разместила свою масштабную экспозицию в центре выставочного павильона и показала свои новейшие разработки в области авиационных, морских и наземных двигателей, а также в рамках выставки рассказала о ключевых достижениях за 10 лет со времени образования холдинга. Экспозиция ОДК отражала все основные направления ее работы — от двигателей для гражданской и боевой авиации до газотурбинных установок промышленного назначения. Впервые на выставке ОДК показала натурный образец турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ. Следует отметить, что это был именно тот самый образец, который использовался в ходе наземных испытаний. Помимо этого ОДК, в частности, продемонстрировала на МФД турбовентиляторный двигатель для авиалайнера МС-21-300 ПД-14, турбореактивный двигатель поколения 4++ для истребителя Су-35 АЛ-41Ф-1С, вертолетный двигатель ВК-2500ПС, двигатели для морского применения, для космоса, для транспорта газа и энергетики.
ЦИАМ представил гостям ряд экспонатов, демонстрирующих результаты работ по перспективным направлениям развития авиадвигателестроения, например, макет гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД). Широкий спектр разработок представили НПО «Наука» и «НПП «Аэросила»: вспомогательные и малоразмерные газотурбинные двигатели, воздушные винты, теплообменники, турбохолодильники, регуляторы избыточного давления и радиаторы. Всероссийский институт легких сплавов совместно с ОДК показал заготовки дисков и вала для перспективных авиационных и морских газотурбинных двигателей.
— Как бы Вы оценили нынешнее состояние отечественной двигателестроительной отрасли?
— Если говорить языком цифр, то активность отрасли только возрастает. Так, за 2021 год объем работ, выполненных на основных предприятиях двигателе- и агрегатостроения – членах АССАД, увеличился к уровню 2020 года на 7,6%. Можно отметить и рост общей численности работников. Двигателестроение сегодня – это не только создание и производство двигателей и агрегатов, но и непрерывная работа по формированию научно-технического и технологического заделов в институтах и ОКБ отрасли, модернизации основных фондов предприятий. Значительную позитивную роль сыграло создание в 2008 году Объединенной двигателестроительной корпорации в составе Ростеха. Это консолидировало отрасль, дало новый стимул, открыло много новых дорог.
Продолжаются испытания новейшего российского авиалайнера МС-21 с отечественным двигателем нового поколения ПД-14, в создании которого приняло участие более 50% предприятий — членов нашей ассоциации. Другие ключевые направления работы Объединенной двигателестроительной корпорации – это создание двигателя большой тяги ПД-35, двигателя ПД-8 для новой версии авиалайнера «Суперджет 100». Продолжаются работы по созданию и совершенствованию других двигателей.
Создание двигателя ПД-8 имеет большое значение, в первую очередь, с точки зрения импортозамещения – ведь от этого проекта во многом зависит будущее и программы «Суперджет 100». В конструкции двигателя используются только отечественные материалы и комплектующие изделия. При проектировании и производстве применяются отработанные в ходе других проектов конструктивные решения, материалы и технологии, что значительно уменьшает стоимость разработки и технические риски успешной реализации проекта.
Если говорить о вертолетном направлении, то тут два магистральных проекта – это ВК-650В и ВК-1600В. Россия должна получить отечественные вертолетные турбовальные двигатели в новой для себя размерности, что также крайне важно для импортозамещения. Оба проекта – высоко инновационные. Так, ВК-1600В – это первый в российской истории вертолетный двигатель, спроектированный только с использованием 3D-моделирования.
При этом газотурбинное двигателестроение сегодня – это далеко не только авиационные двигатели. В рамках деятельности тех же предприятий развиваются сегменты газотурбинных установок промышленного назначения, двигателей морского применения, ракетных двигателей для космических программ.
— Каковы основные направления технологического развития отечественного двигателестроения?
Можно выделить использование при создании перспективных двигателей полимерных композиционных материалов, аддитивных технологий, высокотемпературных материалов, применение новых конструктивных схем, применение технологий «более электрических» двигателей, а также, конечно же, цифровые технологии, которые способны сократить трудозатраты на всех этапах жизненного цикла авиационного двигателя – от проектирования до эксплуатации.
Именно вопросам применения цифровых технологий в двигателестроении было посвящено заседание научно-технического совета АССАД, которое состоялось в июне 2022 года в НПП «Мера» в Мытищах. Наш НТС, в частности, решил с целью повышения эффективности и качества испытаний авиадвигателей рекомендовать предприятиям авиационного двигателестроения и их партнерам внедрение цифровой среды при проведении испытаний. Для повышения доступности оценки проектных решений было рекомендовано применение технологий виртуальной реальности (VR-технологий).
— Недавно Международная ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» приняла перспективную программу своей деятельности на 2022-2026 гг. Каковы ее основные задачи?
— Главная цель – это развитие обмена передовыми научно-техническими достижениями в области создания новых двигателей, материалов, технологических процессов, методов обеспечения ресурса, качественного ремонта и эксплуатационной эффективности силовых установок. АССАД занимается как увязыванием взаимных интересов входящих в нее организаций, созданием благоприятного климата для взаимовыгодных кооперационных связей между опытно-конструкторскими, серийными и ремонтными предприятиями, так и аналитическими вопросами возможности применения их сил. Мы будем делать все что, в наших силах, чтобы способствовать дальнейшему улучшению деятельности предприятий и развития двигателестроительной отрасли в целом.
Мы будем осуществлять систематический анализ технико-экономических показателей предприятий, уровня надежности эксплуатируемых двигателей, будем участвовать в разработке и внедрении мероприятий, повышающих надежность авиатехники, безопасность полетов и экономическую эффективность при эксплуатации двигателей (совместно с НИИ промышленности и заказчика, предприятиями).
Важным направлением деятельности АССАД является проведение научно-технических советов. Развитию науки ассоциация всегда предавала принципиальное значение, ведь без постоянного совершенствования направлений и теоретических разработок нельзя создавать конкурентоспособные авиационные двигатели.
Какие направления можно еще выделить? Независимая экспертная оценка стоимости авиационных двигателей и другой продукции, выпускаемой предприятиями — членами АССАД. Участие вместе с предприятиями в разработке предложений по совершенствованию законодательных и иных правовых актов, связанных с вопросами развития авиадвигателестроения. Взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти в интересах развития предприятий – членов АССАД. Содействие модернизации основных фондов предприятий, включая стендовую испытательную базу.
Конечно же, будем продолжать укреплять деловые связи с Госкорпорацией Ростех, с Объединенной двигателестроительной корпорацией, с которой у нас подписано Соглашение о взаимодействии.
Мы издаем и будем издавать сборники «Созвездие», сводные каталоги АССАД.
Возвращаясь к теме предстоящего Международного Форума Двигателестроения, отмечу, что наша программа на 2022-2026 гг. как раз выделяет в качестве отдельного направления организацию выставок и научно-технических конгрессов, участие в международных салонах и выставках.
Я уверен, что и октябрьская выставка, и конгресс будут успешными, что будет дан старт новым партнерствам и проектам, а интерес общества к двигателестроению еще вырастет. Приглашаю всех на «Международный форум двигателестроения» и «Научно-технический Конгресс по двигателестроению»!
Статья проиллюстрирована фото с Международного форума двигателестроения (МФД-2018).
Автор фото: Альберт Янкевич, Игорь Егоров
Новости: ПД-14 — главный проект российского двигателестроения — Эксперт — Новости экономики и политики. Новости сегодня. (11 июня 2018)
Авиация Модернизация ОДК
11 июня 2018, 00:00
Урал
«ОДК-Пермские моторы» — крупнейшее предприятие авиационной промышленности, один из лидеров российского двигателестроения. В настоящее время на заводе реализуется ряд важнейших для авиационной отрасли проектов. Проект номер один — это освоение производства авиационного двигателя пятого поколения ПД-14. Он создается в широкой кооперации предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации, головным разработчиком является АО «ОДК-Авиадвигатель», головным серийным производителем — АО «ОДК-Пермские моторы».
К серийным двигателям
В настоящее время в производстве находятся три двигателя ПД-14 — они будут поставлены в конце 2018 года корпорации «Иркут» для проведения летных испытаний. По словам управляющего директора АО «ОДК-Пермские моторы», руководителя Пермского регионального отделения Союза машиностроителей России Сергея Попова, «ПД-14 под крылом нового российского лайнера МС-21 мы должны увидеть во втором квартале 2019 года. В конце 2018 года — отгрузка, затем — проверка и отладка систем, проверка совместимости двигателя и самолета, и уже потом — первый полет».
На предприятии продолжается сертификация производства двигателей ПД-14 в соответствии с правилами Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) часть 21 «Сертификация воздушных судов, их компонентов и комплектующих изделий, организаций по разработке и производству». В начале июня представители EASA сообщили, что одобрен один из главных документов — «Описание производственной организации», который разрабатывался специалистами АО «ОДК-ПМ» с момента подачи заявки (май 2017 года). Работа велась в режиме диалога с EASA: каждый раздел обсуждался, вносились коррективы и устранялись замечания.
По словам Сергея Антропова, директора по качеству АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», этот документ полностью соответствует европейским авиационным правилам. В нем подробно описаны производственные мощности предприятия, система менеджмента качества при изготовлении двигателей, процедуры управления персоналом, конструкторскими данными, документацией, а также определена ответственность руководителей по каждому направлению. Следующим этапом сертификации станут аудиты, в рамках которых состоится проверка всех изложенных процедур. После устранения всех несоответствий по итогам аудитов EASA сертификация будет завершена. Ожидается, что это произойдет в конце 2020-го — начале 2021 года.
В приоритете — качественный сервис
В 2017 году на «Пермских моторах» построен уникальный стенд, благодаря адаптерной системе которого на нем возможны испытания разных типов авиационных двигателей — и ПС-90А, и ПД-14. Сейчас заканчиваются мероприятия по аттестации стенда, и этим летом здесь будет испытан первый серийный ПД-14, который предназначен для летных испытаний в составе МС-21.
Несмотря на то, что двигатель еще только готовится к «серии», потенциальные заказчики уже сейчас интересуются его возможностями, техническими и конструктивными особенностями, организацией послепродажного обслуживания. Весной этого года на Загородной испытательной станции (ЗИС) состоялась презентация программы двигателя ПД-14 для представителей Объединенной двигателестроительной корпорации, Корпорации «Иркут», авиакомпаний «Ред Вингс», «Аэрофлот», «С7», «Ижавиа», а также фирм, специализирующихся на лизинге авиатехники.
Сергей Попов, отвечая на вопросы, отметил: «Проект ПД-14, помимо создания его в железе, включает в себя важнейший элемент — обеспечение послепродажного обслуживания. Безусловно, нам предстоит огромный пласт работы — создание центра поддержки заказчика, который будет работать 24 часа в сутки, 365 дней в году, открытие сети полевых представительств, станций обслуживания двигателей по всей стране, организация ремонтного производства, обеспечение замены модулей в эксплуатации. Это и новые технологии ремонта, которые позволят значительно снизить его себестоимость и соответственно снизят затраты на эксплуатацию мотора. Сейчас прорабатывается проект открытия на заводе учебного центра, где будут представлены все типы выпускаемых нами двигателей — семейство ПС-90А, ПД-14, установки промышленного применения; здесь представители эксплуатирующих организаций смогут изучить конструкцию двигателя, получить знания, проконсультироваться по поводу особенностей эксплуатации того или иного мотора.
Мы уверены в том, что создаем качественный продукт, сопоставимый с зарубежными аналогами по своим техническим характеристикам, эксплуатационным свойствам. Очень важно не подвести эксплуатацию, обеспечить качественный сервис. И самое главное — у нас нет права на ошибку, все должно получиться с первого раза».
По итогам конференции участники высказали общее мнение о том, что выбор в пользу самолета с российским ПД-14 очевиден как с точки зрения цены двигателя, так и в части стоимости и доступности его обслуживания. Кроме того, безусловным плюсом ПД-14 является близость производителя к эксплуатирующим авиакомпаниям.
«ОДК-» подведет итоги десятилетия на двигателестроительном форуме
Рубрика: Россия, Мир, Промышленность
Международный форум двигателестроения (МФД-2018) пройдет 4-6 апреля в Москве на ВДНХ. Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) представит натурные образцы и модели новейших двигателей для авиации, флота, космонавтики, газотранспортных сетей и энергетики. В частности, ОДК впервые продемонстрирует новый двигатель ТВ7-117СТ для военно-транспортных самолетов Ил-122В и лайнеров Ил-114-300, сообщил 9 декабря представитель ОДК. 0008 Мил.Пресс Сегодня .
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
МФД-2018 приурочен к 10-летию ОДК. В связи с этим на форуме будут подведены итоги работы компаний и представлены достижения Объединенной двигателестроительной корпорации. В мероприятии примут участие первые лица ОДК и руководители всех ключевых дочерних обществ: ОДК-Сатурн, ОДК-УМПО, ОДК-Климов, НПЦ «Газотурбопроизводство Салют», ОДК-Пермские моторы, ОДК-Авиадвигатель, Кузнецов и др. ожидаемо также.
В салоне ОДК будут представлены образцы и модели авиадвигателя ТВ7-117СТ для военно-транспортных самолетов Ил-112В и авиалайнеров Ил-114-300; двигатели РД-33МК для истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-35; двигатели АЛ-41Ф-1С для истребителя Су-35; АИ-222-25 для учебно-боевых самолетов Як-130; АЛ-31ФН с управляемым соплом для одномоторных истребителей; и двигатель ВК-2500ПС для вертолетов Ми-171А2.
Кроме того, компания планирует представить двигатель ТРДД-50АТ для тактических крылатых ракет, двигатель НК-33 для кораблей-носителей и М70ФРУ для кораблей ВМФ. В гражданскую экспозицию ОДК войдут двигатель ПД-14 для авиалайнеров МС-21 и двигатель Сам146 для самолетов Sukhoi Superjet 100, промышленные агрегаты ГТД-4РМ для газотранспорта и компрессорные станции с ГПА-25. Также посетители стенда ОДК ознакомятся с автоматизированной системой управления двигателями РД-33 БАРК-38 и топливной установкой для вертолетных двигателей НР-2500.
В рамках МФД-2018 пройдет конгресс по двигателестроению, включающий пленарное заседание Международной ассоциации авиадвигателестроителей, форум «Двигатели будущего» с участием международных экспертов и конференцию по двигателям ПД-14. Для юных посетителей предусмотрены специальные мероприятия. Конструкторы ОДК проведут будущих инженеров по экспозиции, рассказав о перспективах двигателестроения.
«Поскольку наша компания специализируется на авиастроении, нам было бы полезно посетить форум. Мы рассматривали такой вариант», — сказал Анатолий Козлов, заместитель технического директора по самолетам Смоленского авиационного завода. «Прежде всего интересовали двигатели для легкой авиации, в частности, поршневые турбовинтовые силовые установки мощностью 400–700 л.с. и реактивные двигатели тягой 300–500 кг».
Предстоящий форум спонсируется и организуется Объединенной двигателестроительной корпорацией. Экспонент – Международная ассоциация производителей авиационных двигателей. МФД-2018 проводится один раз в два года. В 2018 году мероприятие пройдет в Москве, на ВДНХ (пав. 75, зал Б) с 4 по 6 апреля.
Похожие новости
Важно
ВИДЕО: Российский квадрокоптер с ручными гранатами и авиаразведчик с суперзумом на форуме «Армия-2019»
Важно
«Торнадо-Г» на полигоне и в формате 3D: НПО СПЛАВ на форуме «Армия-2019»
Важно
Умный снайперский прицелпредставили на форуме «Армия-2019»
Важно
Российский огнемет «Тосочка» выйдет на госиспытания до конца года
Важно
«Веерные» метательные гранаты: Россия показывает новые дроны
Важно
«Большой брат» из Tiger Rover появился на форуме «Армия-2019»
Последние новости
Омск П.
И. Барановский моторостроительный заводМоторостроительное предприятие им. ПИ. Баранова Омское моторостроительное предприятие я. ПИ. Баранова Адрес: ул. Хмельницкого, 283, г. 644021 Омск, Россия, Тел: +7 (3812) 33-00-62, Факс: +7 (3812) 57-18-89, Телекс: 133112 МАРС
Омское моторостроительное предприятие им. Баранова, основанное в 1916 году, является старейшим производителем авиационных двигателей в России и единственным в этом направлении от Урала до Тихого океана. Лидерами аэрокосмической отрасли в Омске являются моторостроительное производственное объединение имени Баранова, выпускающее двигатели для самолетов Сухого и трансмиссии для легковых автомобилей Москвич. Основная компетенция предприятия — авиационные двигатели, за последние десятилетия собрано и серийно выпускается более 20 различных типов.
Завод награжден тремя орденами — орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции. Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2007 года № 1039 возникновение ФГУП ОМО им. ПИ. Баранова» в ФГУП «Научно-производственный центр газотурбинных установок «Салют». С 4 марта 2011 года ОМО им. ПИ. Баранова» стал филиалом ФГУП «НПТ Газотурбинный «Салют». С 7 апреля 2015 года в связи с реорганизацией головной компании в форме акционирования филиал именуется: филиал Омское моторостроительное объединение им. ПИ. Баранова ОАО «Научно-технический центр газотурбинных установок «Салют».
В июле 2016 года филиал «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова» АО «Соль НПТ Газотурбиностроение» был принят в состав Общероссийского производственного объединения работодателей «Союз машиностроителей России». Сегодня филиал участвует в крупных проектах Объединенной двигателестроительной корпорации Госкорпорации Ростех по производству авиадвигателей. Филиал также производит и ремонтирует наземные газотурбинные электростанции ГТД-20.
Сегодня с конвейеров предприятия сходят следующие пять типов новейших авиадвигателей для гражданских и военных самолетов. Кроме того, компания имеет возможность выполнять задачи по техническому обслуживанию и ремонту.
Пять двигателей:
- ТРД РД-33
- АЛ-21-Ф3А для Су-17, для истребителя МиГ-29; истребители Су-22 и Су-24;
- Турбовинтовой двигатель ТВ7-117
- ВСУ-10 для ближнемагистрального 60-местного пассажирского самолета Ил-114, для самолетов типа аэробус Ил-86 и Ил-96-300;
- Турбовинтовой двигатель ТВД-20 для самолетов Ан-3, Ан-38 и других многоцелевых ближнемагистральных пассажирских и представительских самолетов
С 1 апреля 2004 г. Соединенные Штаты ввели новые санкции, связанные с распространением, в отношении 13 субъектов, два из которых являются российскими. Соединенные Штаты ввели новые санкции в отношении 13 организаций, которые, по их словам, поставляли запрещенные товары в Иран. Было установлено, что тринадцать организаций участвовали в деятельности, требующей введения мер в соответствии с разделом 3 Закона о нераспространении Ирана 2000 года, который предусматривает штрафы для организаций за передачу в Иран оборудования и технологий, контролируемых в соответствии с многосторонними списками экспортного контроля. (Режим контроля за ракетными технологиями, Австралийская группа, Конвенция о химическом оружии, Группа ядерных поставщиков, Вассенаарские договоренности) или иным образом способные внести существенный вклад в разработку оружия массового уничтожения (ОМУ), крылатых или баллистических ракет.
В соответствии с разделами 2 и 3 Закона о нераспространении Ирана от 2000 г. (Pub. L. 106-178) правительство США определило 19 марта 2004 г., что меры, предусмотренные в разделе 3 Закона, должны применяться к иностранным организациям, идентифицированным в отчете, представленном в соответствии с разделом 2(а) Закона. В число 13 субъектов входят пять китайских, два македонских, два российских и по одному из Беларуси, Северной Кореи, Тайваня и Объединенных Арабских Эмиратов.
Санкции, срок действия которых должен был истечь через два года, запрещают правительству США закупать у организаций или оказывать им помощь, а также продавать организациям предметы из Списка боеприпасов США, а также оборонные товары и услуги. Кроме того, не будут выдаваться экспортные лицензии на передачу этим субъектам подконтрольных товаров, а действие действующих лицензий будет приостановлено.
Двумя российскими организациями были Омское моторостроительное объединение им. Баранова, ремонтный завод и Вадим В. Воробей, российский профессор технических наук, работающий в Московском авиационном институте. Баранов производит пять типов двигателей для боевых самолетов (Су-17, Су-24, МиГ-29) и гражданских самолетов (Ил-96-300, Ил-86, Ил-114, АН-3, АН-38). Хотя генеральный директор Баранова признал, что завод имел контакты с Ираном, он утверждает, что это сотрудничество не выходило за рамки российского законодательства.
ОКБ-29 ОКБ 29 644021, Россия, г. Омск, Улица: Б.Хмельницкого, 283. Телефон: (3812) 36-07-04 Телефон/факс: (3812) 34-04-46 www.omkb.ru
Авиадвигатели Ш-82, Ш-82В разработки Пермского конструкторского бюро (ОКБ-19) производятся Омским моторостроительным предприятием им. П.И. Баранова. На Омском моторостроительном заводе им. П.И. Баранова создан филиал Опытно-конструкторского бюро-19 (ОКБ-19) по совершенствованию двигателей Ш-82 и Ш-82В. Руководителем филиала стал Валентин Андреевич Глушенков. Коллектив филиала провел технический контроль серийного производства двигателей Ш-82 и Ш-82В на Омском моторостроительном заводе им. П.И. Баранова, повысив их надежность и ресурс.
На базе ОКБ-19 Приказом Минавиапрома № 544 от 15.10.56 создано Государственное союзное опытно-конструкторское бюро-29 (ОКБ-29). Продолжена разработка поршневых двигателей АШ-82Т и Ш-82В, разработка малогабаритных газотурбинных двигателей. На самолет Ил-14 устанавливались два двигателя АШ-82Т, на вертолет Ми-4 — двигатель АШ-82В. Оба самолета были одними из лучших в своем классе. В ходе серийного производства двигателей их гарантийный ресурс усилиями сотрудников ОКБ был увеличен до 1500 часов для Яш-82Т и 1200 часов для Яш-82В.
Первой совместной разработкой с Центральным институтом авиационного двигателестроения (ЦИАЭП) стал газотурбинный двигатель ГТД-1 мощностью 300 л. с. Эта работа позволила специалистам Омского конструкторского бюро двигателей (ОККБ) получить необходимый опыт производства газотурбинных двигателей. Успешно проведены первые 100-часовые длительные испытания двигателя ГТД-1. В качестве силовой установки предполагалось использовать ГТД-1.
В 1960 году состоялись первые испытания ГТД-3 и первый полет вертолета морского базирования Ка-25 с ГТД-3. Разработка двигателя и редуктора началась в OEDB 19 ноября.57. В конструкцию двигателя внедрены оригинальные разработки, неизвестные в отечественном авиадвигателестроении, такие как аксиально-центробежный компрессор. После проведения первых летных испытаний обнаружилась необходимость форсировки двигателя до мощности 900 л.с. Успехом стала разработка в 1964 году силовой установки ГТД-3Ф для палубного вертолета Ка-25, состоящей из двух ГТД-3М по 900 л.с. и редуктора мощности несущих винтов РВ-3М. Эти двигатели выпускались серийно более 20 лет на Омском моторостроительном объединении им. Баранов.
Эксплуатация вертолетов в морских условиях показала повышенную коррозию лопаток компрессора. Усилиями специалистов ОКБ данная проблема была решена путем внедрения лопаток, изготовленных из титанового сплава. В 1973 году начат серийный выпуск двигателей ГТД-3М мощностью 1100 л.с. Гарантийный срок службы двигателей рассчитан до 500 ч. Серийно двигатель выпускался до 1985 года. Противолодочными вертолетами Ка-25 был оснащен противолодочный крейсер «Москва».
Испытания танка Объект 167 с двигателем ГТД-3ТУ проводились в 1963 году.
В 1967 году Производственное объединение имени П.И. Баранов приступил к серийному производству двигателя ГТД-5М. На основе опыта, полученного при разработке ГТД-1, специалисты ОЭКБ приступили к разработке нового газотурбинного двигателя малой мощности ГТД-5 (ГТД-40), выполненного по одновальной схеме и предназначенного для привода радиочастотный генератор С-20 мощностью 20 кВт на изделии 2П24. В дальнейшем для привода генератора С-40 мощностью 40 кВт на изделии Куб 2П25 реализована разработка двигателя ГТД-5М. Работы по доводке двигателя продолжались до 80-х годов. В 1980 на двигатель установлен гарантийный срок службы 2250 часов, а нормированный ресурс — 3250 часов. Серийное производство двигателей продолжалось до 1991 года.
В 1968 году по предложению Министерства конструкторское бюро ОКБ приступило к разработке двигателя ТВД-10М для морских катеров СКАТ. В начале 1970-х годов был разработан эскизный проект двигателя ТВД-10М. Двигателем следующего поколения в той же категории мощности стал турбовинтовой двигатель ТВД-10 мощностью 940 л.70 на самолет Бе-30 для местных авиалиний.
Заложенный при разработке двигателя ТВД-10 высокий технический уровень конструкторских решений позволил создать ряд его модификаций: ВД-10 — для автомобилей на воздушной подушке; ТВД-10Б — для самолета Ан-28, эксплуатируемого на местных авиалиниях; ТВД-20 — для одномоторного сельскохозяйственного самолета Ан-3, а также модификация этого двигателя для самолета Ан-38. Вспомогательная силовая установка ВСУ-10 — для аэробусов Ил-86 и Ил-96-300.
В 1971 году Государственной комиссией был подписан Акт об успешном проведении длительных испытаний двигателя ТВД-10М. Серийное изготовление и капитальный ремонт двигателей ТВД-10М производил ОЭКБ. Двигатели нашего производства долгое время успешно эксплуатировались на вездеходных катерах ВМФ.
В 1974 г. по совместному Решению Министерства авиационной промышленности (МАИ) — Министерства гражданской авиации (МСГА) была произведена модернизация самолета серии Ан-2 в Ан-3 путем замены поршневого двигателя АШ-62ИР на ТВД. -20 турбовинтовой двигатель. В 1975 по договору с Авиационным научно-техническим комплексом им. О.К. Антонова начаты работы по созданию двигателя ТВД-10Б для самолета Ан-28 для местных авиалиний.
В 1976 году ОЭКБ была поручена разработка вспомогательной силовой установки для аэробуса Ил-86. Конструкторские отделы в 1977-1978 гг. выпускают конструкторскую документацию на двигатель ВСУ-10. Вспомогательная силовая установка является производной от двигателя ТВД-20. Изготовлены узлы и смонтированы стенды для испытаний механизма перепуска воздуха и торцевых уплотнений. Начато изготовление основного оборудования и опытных узлов двигателя. В декабре 1980 двигатель ВСУ-10 прошел госиспытания, но в 1981 году еще были проведены емкие проверочные и длительные испытания на четырех стендах в ОЭКБ и ОЭПА им. Баранова в проведении Госиспытаний двигателя. По результатам большой проделанной работы в январе 1982 г. Акт по результатам Государственных 300-часовых стендовых испытаний вспомогательного газотурбинного двигателя ВСУ-10, предназначенного для пуска двигателя и питания бортовых систем электроэнергией и сжатого воздуха на самолете ИЛ-86.
В 1979 году самолет Ан-28 с двигателями ТВД-10Б принял участие в Парижском авиасалоне.
В 1992 году ОЭКБ произведен капитальный ремонт двигателей ТВД-10Б, который продолжается по настоящее время. В 1994 г. ведутся работы по применению двигателя ТВД-10Б на одномоторном самолете «Гратч» разработки «МиГ». За это время ОЭКБ изготовило и поставило Заказчику шесть двигателей. В период с 1997 по 1998 годы специалисты ОЭКБ выполнили большой объем работ по переоборудованию Ан-2. ОЭКБ передал Производственному объединению «Полет» силовую установку самолета Ан-32 для использования узлов этой установки (моторарма, воздухозаборник самолета, маслосистема и т.д.) в оснащение первого самолета. Для выполнения наладки и проверки систем на работающем двигателе поставлен действующий макет двигателя ТВД-20.
Сертификат типа № С-177-Д с Дополнениями № С-177-Д/Д-01; /Д-02; /Д-03; /Д-04; /Д-05 выпускался для вышеуказанных модификаций двигателя. Ведутся работы по отработке модификаций двигателя ТВД-20-01Б, связанных с установкой электронного блока БУК-20-3 на самолете Ан-32. Конструкторский отдел выполняет большой объем работ по выпуску и передаче на Омское моторостроительное производственное объединение имени П.И. Баранова ремонтной документации на двигатель ТВД-20.
Одним из достижений ОЭКБ является разработка турбовального двигателя ТВ-О-100 для вертолета Ка-126 и унифицированной подвесной машины заправки топливом для авиатопливоприцепов. ОЭКБ провела работы по созданию вспомогательного газотурбинного двигателя ВГТД-43 нового поколения с параметрами на уровне лучших зарубежных аналогов. ВГТД-43 предназначена для установки на среднемагистральные самолеты типа Ту-204.
Коллектив конструкторского бюро имеет опыт проектирования наземных газотурбинных установок, турбостартеров и воздушных турбин. Специалисты ОЭКБ занимаются также разработкой приборов, установок, приспособлений для совершенствования производственных и экспериментальных баз, различных испытательных стендов и комплексных систем, в частности, индукционных тормозов с потребляемой мощностью до 1000 л.с. В настоящее время ОЭКБ является ведущим органом по разработке малогабаритных газотурбинных двигателей. Конструкторская, лабораторная, производственная и испытательная базы ОЭКБ обеспечивают необходимый технический уровень продукции на всех этапах от проектных работ до сертификации, изготовления и ремонта.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. org |
Введите свой адрес электронной почты |
Российские морские газотурбинные двигатели
Россия решила проблему замены украинских двигателей на фрегатах. Генеральный директор Санкт-Петербургской верфи «Северная верфь» (входит в ОСК) Игорь Пономарев 05 февраля 2020 года сообщил о спуске на воду первого фрегата с отечественными двигателями. Как пояснил Пономарев, первый фрегат проекта 22350 под названием «Адмирал Головко» был успешно оснащен российской силовой установкой, которая разрабатывалась в рамках импортозамещения, поскольку раньше на таких кораблях использовались украинские двигатели, которые перестали поставляться в Россию после 2014 года. , сообщает ТАСС. Теперь, когда проблема замены украинских двигателей на российские решена, по словам Пономарева, «фрегат «Адмирал Головко» будет спущен на воду до первого июля». При этом в пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) подтвердили, что «газотурбинный двигатель для фрегата «Адмирал Головко» изготовлен и доставлен на Северную верфь». Сейчас в ПАО «Звезда» испытывают редуктор. После этого испытают всю силовую установку корабля: газотурбинные и дизельные двигатели и коробку передач.
Российские корабельные газотурбинные двигатели (ГТД) смогли заменить продукцию, которую Украина отказалась поставлять в условиях антироссийских санкций. Аналитики отмечают, что производство газотурбинных двигателей является чрезвычайно перспективным направлением оборонной промышленности. По мнению специалистов, эти двигатели могут быть установлены практически на все типы боевых кораблей. О том, что в России разрабатывается морская ГТУ пятого поколения для нужд ВМФ, сообщил директор НПО «Сатурн» Виктор Поляков.
В СССР газотурбостроение развивалось на Украине, а с распадом СССР эти компетенции там и остались. После событий 2014 года российско-украинское сотрудничество в газотурбинной сфере сначала сократилось, а затем сошло на нет. В качестве форсажных двигателей на первых двух фрегатах проекта 22350 — «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» — использовались газотурбинные установки украинского предприятия «Зоря-Машпроект».
На Западе семейство морских газотурбинных установок General Electric LM2500 широко используется на военных кораблях. LM2500 — наиболее широко применяемая газовая турбина GE, используемая 33 военно-морскими силами по всему миру. Возможные области применения LM2500 включают патрульные катера, корветы, фрегаты, эсминцы, крейсера, грузовые/вспомогательные корабли и авианосцы мощностью от 33 600 л.с. (л.с.) (25,06 МВт) до 47 370 л.с. +G4 версия. Судовая газотурбинная установка Rolls-Royce MT30, по данным из открытых источников, развивает от 25 до 40 МВт и устанавливается, например, на новые британские авианосцы типа Queen Elizabeth и эсминцы типа Zumwalt. Заявленная длительная мощность Rolls-Royce MT30 составляет около 36 МВт. MT30 — самая мощная в мире действующая морская газовая турбина. Он подходит для кораблей, для которых важна высокая мощность в минимальном пространстве. При этом, по заявлению производителя, в течение жизненного цикла требует минимального обслуживания.
Этим государствам удается избежать изматывающего и дорогостоящего процесса разработки собственных силовых установок, их испытаний, налаживания опытного и серийного производства. В то же время Россия, имея явно ограниченный доступ на мировой рынок, была лишена этой возможности, а потому должна была практически в одиночку решать целый комплекс технических задач, которые на Западе были бы распределены между разными странами и компаниями. Однако в этом потенциальная сила отечественного оборонного комплекса: он имел возможность в конечном итоге обрести полную независимость от иностранных поставщиков, в то время как западным государствам требовалось опираться на международную кооперацию.
Газовая турбина — это тип двигателя внутреннего сгорания. Он имеет передний компрессор вращения, соединенный с нижней по потоку турбиной и зазором камеры сгорания. Основная работа газовой турбины аналогична работе паровой энергетической установки, за исключением того, что вместо воды используется воздух. Новый атмосферный воздух проходит через компрессор, который доводит его до более высокого давления. Затем энергия добавляется путем распыления топлива в воздух и его воспламенения, так что при сгорании образуется высокотемпературный поток. Этот высокотемпературный газ высокого давления поступает в турбину, где он расширяется до давления выхлопа, обеспечивая при этом рабочие характеристики шахты. Работа вала турбины используется для привода компрессора и других устройств, таких как электрический генератор, которые могут быть подключены к валу.
Газовые турбины предлагают мощный двигатель в очень маленьком и легком корпусе. Газовые турбины используются на многих военных кораблях, где они рассчитаны на их высокое отношение мощности к весу и, как следствие, ускорение их кораблей и способность быстро набирать мощность. Газовая турбина не должна была заменить дизельный двигатель в качестве силовой установки для крупных кораблей. При постоянных рабочих скоростях дизельному двигателю просто не было равных в жизненно важной области экономии топлива. Газовая турбина действительно имела больший успех там, где боевым кораблям требуются внезапные и быстрые изменения скорости. Судовая газовая турбина работает в агрессивной атмосфере из-за присутствия морской соли в воздухе и топливе и использования более дешевого топлива.
Больше всего пострадал ВМФ России, когда Украина прекратила поставки газовых турбин российскому флоту, и были задержки с вводом в строй новейших фрегатов. Некоторые русские утверждали, что на самом деле это было одной из целей США — остановить развитие ВМФ России. Ответ был относительно быстрым. В апреле 2017 года В.Путин в Рыбинске запустил производство судовых ГТД на НПО «Сатурн» (ГТА М-35Р-1 с двигателем М-70ФРУ-2 для шельфовых программ). Обычно запуском нефтегазовых объектов занимается В.Путин, причем по видеосвязи, поэтому рыбинский запуск запомнился.
С вводом в строй в апреле 2017 года новой разработки ГТУ в Рыбинске стало возможным предусмотреть серийное строительство новых фрегатов, а также проектирование перспективных кораблей с ГТУ. Э70/8РД — морской двухтопливный газотурбинный двигатель для использования в составе силовых установок судов, привода электрогенераторов и газоперекачивающих агрегатов в составе морских и береговых промышленных объектов малой и средней мощности (от 8 МВт и выше).
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в Госкорпорацию Ростех) ввела в эксплуатацию первый в России сборочно-испытательный комплекс газотурбинных двигателей и агрегатов (ГТД и ГТД) для морских программ на базе Рыбинского НПО «Сатурн». В рамках визита на предприятие Президент России Владимир Путин дал старт испытаниям ГТА М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2.
Развитие российской базы морского газотурбостроения осуществляется в рамках программы импортозамещения: обладая компетенциями в области разработки судовых двигателей и имея опытные образцы в этой линейке перспективных изделий по данной тематике, ОДК еще не выпускала мощности серийно подразделения ВМФ России.
Одной из важнейших задач при реализации проекта, помимо опытно-конструкторских работ, технологического перевооружения и подготовки производства, было создание испытательной базы, позволяющей проводить все виды испытаний корабельных агрегатов с имитацией реальной эксплуатации. условия. Ориентировочная стоимость строительства монтажно-испытательного комплекса составляет около 6,7 млрд рублей.
Монтажно-испытательный комплекс базируется на двух стендах: первый — мощностью до 15 МВт, второй — до 40 МВт. Технологические решения, заложенные в конструкцию установки, позволяют проводить испытания судовых агрегатов более 20 различных конфигураций. При этом возможно испытание как всей энергетической установки, так и ее составных частей (например, дизель-газотурбинная установка включает в себя дизельный двигатель, газотурбинный двигатель, корабельный редуктор, локальные системы управления). Одной из особенностей уникального комплекса является максимальная автоматизация рабочих процессов, в частности, системы сбора измерительной информации.
Сегодня предприятия Ростеха обладают всеми компетенциями в области разработки судовых двигателей и имеют опытные образцы в этой линейке перспективной продукции. Открытие комплекса позволит к 2018 году наладить серийное производство и сервисное обслуживание силовых установок для ВМФ РФ, сообщил 25 апреля 2017 года генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
В настоящий момент на новом объекте стартовали показательные испытания агрегата М35Р-1, предназначенного для использования в составе самого большого в мире корабля на воздушной подушке в качестве привода гребного винта. В состав агрегата входят двигатель М70ФРУ-2, коробка передач, соединяющие их трансмиссии и система управления. Особенностью М70ФРУ-2 являются повышенные эксплуатационные показатели (КПД) и межремонтный ресурс по сравнению с ранее применявшимися аналогами. И агрегат, и двигатель разработаны НПО «Сатурн».
Реализация программы импортозамещения, которая в той или иной степени коснулась всех продуктовых линеек ОДК, — серьезная задача для нашего холдинга, — заявил генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов. Выполняя комплекс работ по морской тематике, мы освоили новую важную компетенцию в части проведения всего комплекса испытаний судовых двигателей и агрегатов на их основе, что позволит обеспечить потребности ВМФ России в корабельных энергетических установках».
В рамках создания российской базы морского газотурбостроения ведутся опытно-конструкторские работы, которые позволят в 2018 году перейти на серийное производство двигателей М70ФРУ, М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р («реверс»), М90ФР , агрегаты М35Р и М70, а также агрегаты на базе перспективных изделий с модернизированными редукторными системами и системами управления.
Мы совершили большой прорыв в создании полностью импортонезависимого российского производства судовых газотурбинных электростанций и понимаем важность и ответственность нашей работы в решении государственных задач, — отметил заместитель генерального директора, управляющий директор ПАО «НПО «Сатурн» Виктор Поляков. . Коллектив предприятия сегодня осваивает самые передовые технологии для использования при создании судовых газотурбинных двигателей, а также ведет работу по формированию научно-технического задела для разработки перспективных судовых двигателей и агрегатов.
Совместно с НПО «Сатурн» морские программы входят в состав ОДК НПЦ газотурбостроения АО «Салют», АО «ОДК-СТАР», а также ряда других предприятий и отраслевых институтов — ФГУП ЦИАМ, АО «Завод «Фиолент», АО «УНПП «Молния» и др.
ПАО «ОДК-Сатурн» представило четыре экспоната в рамках девятого Международного военно-морского салона (МВМС-2019), прошедшего в Санкт-Петербурге 11 июля 2019 года. Как сообщает корреспондент Судостроения.инфо, макет газотурбинного электродвигателя генератор мощностью 8 МВт, а также макеты двух газотурбинных двигателей морской конструкции М70ФРУ мощностью 8 МВт и М90FR мощностью 20 МВт размещены на стенде компании. Кроме того, рыбинские моторостроители представляют макет сборочно-испытательного комплекса судовых ГТД и ГТУ им. Ф. Ушакова, введенный в эксплуатацию в декабре 2017 года. В «ОДК-Сатурн» отметили, что двигатели М70ФРУ и М90ФР являются базовыми ГТД двигатели четвертого поколения отечественной корабельной мощности.
«ОДК-Сатурн» изготовила газовые турбины для строящихся на Северной верфи фрегатов проекта 22350. Как сообщает пресс-служба ОДК-Сатурн, в мае 2018 года ВМФ России получит первые в 2019 году серийные отечественные ГТД.. Как сообщает пресс-служба военного ведомства, об этом заявил заместитель министра обороны Алексей Криворучко во время посещения верфи 12 февраля 2019 года.