Двигатели ТВ7-117 – статус программы
Генеральный конструктор ОДК-Климов Всеволод Александрович Елисеев о развитии семейства двигателей ТВ7-117, устанавливаемых на вертолеты Ми-38, пассажирские самолеты Ил-114-300, и военно-транспортные Ил-112В.
Семейство двигателей ТВ7-117, которое разработано и производится петербургским предприятием Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха ОДК-Климов, сейчас существует в трех модификациях. Первая модификация — ТВ7-117В для вертолета Ми-38. Этот двигатель уже сертифицирован. Сейчас мы занимаемся его улучшениями, получением одобрения главного изменения. Сейчас проводится работа по увеличению мощности на так называемом режиме ЧР — чрезвычайной мощности до 3750 л.с. Задача выполняется в этом году и, при получении одобрения, будет сделан существенный вклад в улучшение характеристик и параметров двигателя.
Двигатель ТВ7-117ВДвигатель серийный, сейчас изготавливается до 20 единиц в год. В будущем планируется наращивание выпуска до 30-40 единиц в год в соответствии с потребностями АО «Вертолеты России». Заказчики вертолетов Ми-38 и двигателей достаточно серьезные – это государственная авиация, СЛО «Россия», Министерство обороны, ФСО, ФСБ.
Сейчас начало серийного производства, вертолет вместе с двигателем проходит лидерную эксплуатацию по отдельным решениям, которые подписаны в Минпромторге. Задачи данного этапа – выявить и устранить возникающие замечания. В этой лидерной эксплуатации будет задействовано 20 двигателей. Они уже произведены и сейчас устанавливаются на вертолеты.
В двигателе применена стратегия управления ресурсами СУР-2 по техническому состоянию. Эта стратегия управления ресурсами по основным деталям, т.е. межремонтного ресурса, до первого ремонта у двигателя нет. Устанавливается ресурс только по основным деталям, разрушение которых может привести к катастрофическим последствиям. Минимальный ресурс сейчас составляет 2110 циклов, либо в пересчете на часы — до 1500 часов. У других основных деталей этот ресурс больше – до 5-6 тыс. часов.
По модификациям двигателей ТВ7-117СТ и СТ-01. Эта программа идет по двум проектам: пассажирский самолет Ил-114-300 и военно-транспортный самолет Ил-112В. Программы взаимоувязаны. У нас были оформлены решения по совмещению ОКР и по унификации силовых установок. Двигатели практически идентичны.
Двигатель ТВ7-117СТ на испытательном стенде ОДК-КлимовНо в техническом задании на тот или иной двигатель есть различные требования к режимам, к настройкам частоты вращения воздушного винта. Так, например, в военной версии двигателя применены режимы чрезвычайные, которых нет в гражданской версии: один 3500 л.с. многоразовый и один одноразовый 3600 л.с. Также различаются настройки по оборотам частоты свободной турбины. Если на гражданской версии обороты свободной турбины и винта — это 100% на всех режимах работы двигателя, то на военной версии это от 86% до 100%. Это особенности требований ТЗ, требования к объекту и основная разница в этом. Все остальные агрегаты, комплектующие, ресурсные показатели — они идентичны.
Изначально были предложены разные решения, но в итоге выбрана единая силовая установка. Гражданский и военный двигатели разделены индексом «01». Сейчас и по одному, и по второму самолету проходит этап летно-конструкторских испытаний. По плану графику, который мы согласовали с ПАО «Ил», планируется получение сертификата гражданского двигателя ТВ7-117СТ-01 в первом квартале 2022 года.
Понятно, что период летных испытаний — это достаточно серьезный сложный процесс. В ходе испытаний двигатель постоянно дорабатывается и совершенствуется. К примеру, в процессе первых полетов фиксировался перегрев масла в системе теплообменника новой конструкции. Для работоспособности двигателя это критичный момент. Случалось, в ходе испытаний пилотам даже приходилось отключать силовую установку. Специалисты выяснили, что новый теплообменник был отрегулирован таким образом, чтобы при достижении определенных параметров (высота или перепад давления) редукционный клапан перекрывался и происходило прекращение охлаждения масла в системе. Специалисты тщательно разобрались в причинах, доработали систему и решили эту проблему.
Самолет Ил-112В, фото: Армен ГаспарянЕсли говорить о самолете Ил-112В, нужно отметить, что сначала проект шел в авангарде – первый полет состоялся 30 марта 2019 года, после этого был достаточно длительный перерыв. И только в марте 2021 года состоялся второй, затем третий полет. Во втором и третьем полете двигатели отработали успешно. Сейчас в рамках летной программы проводится отработка самолетных систем, системы управления. В ближайшее время планируется провести еще 3-4 полета. По данной программе планируется завершить государственные стендовые испытания до 2023 года. Особенность работы и проведения ОКР по военной тематике в том, что для завершения цикла государственных стендовых испытаний требуется достаточно серьезный объем летно-конструкторских испытаний.
Эта программа рассчитана на 2 года при подключении к ней трех воздушных судов. Сейчас по программе летает борт №101, в следующем году планируется к ней подключить ещё два — №103 и №104. В стендовых испытаниях задействованы три испытательных стенда: в Омске, в Петербурге и в Гатчине. Все три стенда загружены. Проводятся специспытания, испытываются поставочные двигатели, а также проходят ресурсные испытания.
Двигатель ТВ7-117СТ-01 для регионального пассажирского самолета Ил-114-300, модификация которого применяется на транспортном Ил-112В, был продемонстрирован на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2021), который проходил с 20 по 25 июля в подмосковном Жуковском в выставочной экспозиции Объединенной двигателестроительной корпорации — павильон С1, в разделе «Двигатели для гражданской и транспортной авиации».
Также на стенде ОДК были представлены и другие перспективные разработки корпорации, такие как двигатель ВК-650В для эксплуатации в составе российских вертолетов легкого класса типа Ка-226Т, Ансат-У, VRT-500 и зарубежных вертолетов того же класса, двигатель ВК-1600В для перспективного многоцелевого вертолета Ка-62, двигатель ВК-2500П для боевого вертолета Ми-28НМ и другие. Об этих и других перспективных двигателях мы расскажем в наших последующих публикациях.
Публикации по теме: Перспективные и гибридные двигатели ОДК-Климов
Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.
Из-за авиадвигателя ТВ7-117 приостановлены программы создания нескольких самолетов
Аргументы Недели → Общество → № 23(818) 15-21 июня 2022 13+
14 июня 2022, 19:54 Владимир Леонов, Обозреватель отдела Промышленность
Ми-38 больше и комфортнее Ми-8. Изначально делался с американскими двигателями PW127TS и демонстрировал отличные характеПроблемы с силовой установкой вертолёта Ми-38 для страны не критичны – в серийном производстве стоит Ми-8/17 с отработанными и надёжными двигателями ТВ3-117 и ВК-2500, к слову, разработанными там же, на «Климове».
Но то, что «благодаря» двигателю ТВ7‑117 остановлены программы создания и производства лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112, пассажирского Ил‑114 и регионального ТВРС‑44 «Ладога», – печальный факт. Конечно, специальная военная операция и вал информации из зоны боевых действий позволяют чиновникам избегать неудобных вопросов, и всё же задавать их приходится. Например, какие турбовинтовые самолёты заменят пожилые Ан-26 в Вооружённых силах России? Что сможет предложить промышленность региональным авиакомпаниям? На организацию серийного производства российских самолётов различных классов «в нужном количестве» уйдёт три-пять лет, на днях заявил в интервью РБК вице-премьер Юрий Борисов (курирует в правительстве промышленность): «За это время мы должны использовать свой шанс массово нарастить производство моделей МС‑21, Superjet New и Ту-214, чтобы уже насытить рынок различным типажом самолётов ближнемагистральных и дальнемагистральных, – сказал он.
Напомним, самолёт без силовой установки – просто красивая груда металла. И всего два пассажирских лайнера имеют под крылом отечественные работоспособные двигатели – Ту-214 летает с серийным ПС-90, давно ожидаемый МС‑21-300 сертифицируется с ПД-14. Военно-транспортный Ил-76МД-90А и дальнемагистральный широкофюзеляжный Ил-96 тоже оснащаются пермскими ПС-90, но тяжёлый транспортник поставляется в Минобороны, а о массовом производстве российского аэробуса можно только мечтать. Все остальные самолёты пока или летают с импортными двигателями, или стоят на земле. Например, пока нет отечественного двигателя для ЛМС‑901 «Байкал» Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), нет особого смысла проводить лётные испытания самолёта. Его подняли в воздух с турбовинтовым двигателем «Дженерал электрик», убедились, что летает, и летает хорошо. Но сертификация воздушного судна в независимости от размеров самолёта – дело очень дорогостоящее, и заниматься очковтирательством с лётными испытаниями варианта машины с «санкционной» силовой установкой – дело подсудное. А этот 9-местный самолёт крайне необходим на просторах страны, он призван заменить легендарный Ан-2.
Ил-112В задвигают в историю?
Первый зампред коллегии ВПК
– Работа по созданию в РФ двигателей ПД-14, ПД-35, ПД-8 будет браться под особый контроль?
– Проекты находятся под особым контролем со стороны правительства РФ, коллегии ВПК РФ, Минпромторга России и госкорпорации «Ростех», в состав которой входит АО «ОДК».
Ведётся активная работа по выполнению ОКР, сертификации подготовки к массовому серийному производству. Проекты финансируются через бюджет РФ, ФНБ, привлекаются кредиты.
До ГК «Ростех» уже доведены средства для дальнейшей разработки двигателя ПД‑35. Учитывая санкции, прорабатывается целесообразность перераспределения части этих средств на проекты ПД-8, ПД-14, ПС-90, ТВ7-117 для ускорения их запуска в производство и увеличения серийности.
Помимо прямого бюджетного финансирования для реализации проектов по созданию семейства этих двигателей требуются кредитные средства. Прорабатываются кредитные схемы с компенсацией процентных платежей, как в случае с ГК «Ростех» при привлечении синдицированного кредита под строительство новых ВС.
Учитывая критическую важность развития авиатранспортной отрасли России, полагаю, было бы правильным, чтобы участники программы развития авиатранспортной отрасли России находили возможность через СМИ доводить до общественности информацию о предварительных результатах работ по наиболее приоритетным проектам гражданского авиастроения.
– Можете поделиться информацией о проекте самолёта Ил-112В и двигателя для него?
– Работа комиссии (по катастрофе Ил‑112В в августе прошлого года.
Самолёты с остановленным сердцем
Слова Андрея Ельчанинова настораживают – «учесть опыт». То есть программа создания лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В остановлена? А заодно и пассажирского Ил-114-300 тоже? Двигатели у них практически одинаковые – ТВ7‑117СТ. Испытания Ил-114 на 64 пассажира прекращены сразу после прошлогодней катастрофы.
Про ТВРС-44 «Ладога» стоит сказать отдельно. Этот турбовинтовой региональный самолёт (ТВРС) предназначен для замены парка региональных самолётов вместимостью 30–50 мест советской постройки и их зарубежных аналогов. Высокоплан, то есть крыло расположено сверху фюзеляжа, как в антоновских машинах Ан-24 и Ан-26.
Это обеспечивает определённую «вездеходность», силовые установки и винты находятся на большом расстоянии от земли, что даёт возможность летать на грунтовые аэродромы. На самолёте планируется использовать два турбовинтовых двигателя (ТВД) ТВ7‑117СТ-02 мощностью 2400 л.с. каждый разработки «ОДК‑Климов». Это вариант всё того же двигателя ТВ7-117СТ‑01, который угробил Ил‑112 и «приземлил» Ил-114. Но поскольку самолёт «Ладога» имеет меньшую пассажировместимость и габариты по сравнению с Ил-114 и, соответственно, меньший взлётный вес, двигатели дефорсировали, что, по расчётам конструкторов, обеспечит их надёжную эксплуатацию. Очень хочется в это верить. Самолёт способен вывести из пике некогда мощный самарский завод «Авиакор», он вошёл в кооперацию с УЗГА по производству ТВРС-44. Генеральный директор «Авиакора» Алексей ГусевТВРС-44 делается не на пустом месте, за основу был взят чешский L-610, который спроектировали в конце 80-х по заказу «Аэрофлота» для замены Ан-24 на внутренних линиях. Главный конструктор самолёта Сергей Меренков, по данным «Аргументов недели», изрядно переработал конструкцию с учётом своего многолетнего опыта работы на фирме «Антонов». Самолёт планируют отправить в первый полёт в 2024 г., а приступить к серийному производству в 2025-м. Но будет ли готов двигатель?
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram
- авиация
- двигатель ТВ7-117
- Денис Мантуров
- Ил-112
- Ил-114
- ТВРС-44 «Ладога»
Новости МирТесен
Политика
Политика
Политика
В мире
Политика
В мире
Политика
Общество
Политика
Политика
Общество
В мире
Политика
Политика
Политика
Общество
Мнение
Политика
Политика
Политика
В мире
Политика
Турбовинтовые двигатели ТВ7-117 Климова
Турбовинтовые двигатели ТВ7-117 КлимоваРазработан турбовинтовой двигатель ТВ7-117 для пригородный самолет (45-65 пассажиров). По эффективности это один из лучшие мировые двигатели своего класса. Высокая экономия топлива обеспечивается высокие параметры термодинамического цикла (степень сжатия — 16, температура на входе в турбину — 1500К) и высоким КПД (компрессор КПД превышает 81%, КПД турбины компрессора превышает 88%, КПД свободной турбины превышает 92%, полная камера сгорания 0,99). Двигатель отличается большим запасом газодинамической устойчивости. Двигатель имеет модульную конструкцию и включает в себя 9 модули. При замене модулей дополнительная балансировка не требуется и это может быть выполнено в районе аэропорта. Двигатель использует два канала полнофункциональная электронная система управления; и гидромеханическое управление что обеспечивает завершение полета при отказе электроники. Независимый Бортовая система управления обеспечивает проверку параметров, отображение неисправности данные и рекомендации по устранению неисправности. Система также обеспечивает послеполетный осмотр двигателя. Двигатель отличается длительным сроком службы, обслуживание простота и высокая ремонтопригодность. В настоящее время две модификации этого разработаны двигатели: ТВ7-117С для Ил-114, ТВ7-117СД для Ан-140) и ТВ7-117СВ для МиГ-110). ДвигательТВ7-117 и его модификации сертифицированы для эксплуатации в странах СНГ с 1997. Другие детали конструкции:
|
Назад к Главные ворота |
Россия завершила первые летные испытания турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ
Новая силовая установка предназначена для регионального авиалайнера Ил-114-300 (Russian Aviation Insider)
Российская Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) завершила первый этап программы летных испытаний новейшей модификации турбовинтового двигателя Климов ТВ7-117 ТВ7-117СТ.
Силовая установка предназначена для турбовинтового регионального Ил-114-300, а также перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. В ходе испытаний проверялась работоспособность двигателя в реальных условиях эксплуатации на различных высотах и тягах, рассказали Russian Aviation Insider в пресс-службе ОДК.
Летные испытания ТВ7-117СТ на Ил-76ЛЛ начались в сентябре в подмосковном ЛИИ имени Громова в Жуковском. Производитель заявил тогда, что всего запланировано 20 полетов.
ТВ7-117СТ собирается исключительно из комплектующих российского производства. Он развивает максимальную взлетную тягу 3000 л.с. и аварийную 3600 л.с. Система управления двигателем FADEC управляет рабочими параметрами, включая шаг винта.
Сертификация ожидается в 2020 г., после чего в 2023 г. последуют первые поставки Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117СТ. ТВ7-117СМ, являющийся модернизированной версией базовой модели ТВ7-117С.
Подготовка к серийному производству Ил-114-300 уже идет.