Турбореактивный авиационный двигатель ВК-1 (РД-45).

Турбореактивный авиационный двигатель ВК-1 (РД-45). aviator 2017-12-26T02:41:16+03:00

Турбореактивный авиационный двигатель ВК-1 (РД-45).

Разработчик: 0КБ-117 под руководством В.Я.Климова
Страна: СССР
Построен: 1947 г.

Разработка турбовинтового двигателя ВК-1 началась в 0КБ-117 под руководством В.Я.Климова летом 1946 года. Основан на британском двигателе Rolls Royce «Nene-II» (англ.), который был продан в СССР с условием не использовать на боевых самолётах. Этот шаг получил очень негативную оценку в западных военных кругах. В 1946 году, перед началом Холодной войны, британское лейбористское правительство во главе с Клементом Эттли, в стремлении поддержать дипломатические отношения с Советским Союзом, дало разрешение компании «Rolls Royce» на вывоз 40 турбореактивных двигателей Rolls Royce «Nene-II».

ОКБ Владимира Климова скопировало «Nene-II», присвоив клону название РД-45 и он стал первым советским крупносерийным турбореактивный двигателем. Выпускался московским заводом «Салют».

По конструкции РД-45 представляет собой одновальный турбореактивный двигатель с одноступенчатым центробежным двухсторонним компрессором, девятью индивидуальными трубчатыми камерами сгорания и одноступенчатой турбиной. От оригинала он отличался большей камерой сгорания и большей турбиной, также было изменено прохождение воздуха через двигатель. В этом двигателе использовался центробежный компрессор, а не более прогрессивный осевой, это требовало большего диаметра фюзеляжа, чем для двигателей с осевым компрессором. Изначально РД-45 вызвал много проблем, связанных с конструкцией и материалами, однако затем его конструкция была улучшена.

Была поставлена задача увеличить тягу двигателя на 30%. Усовершенствования выражались в увеличении камеры сгорания, лопаток турбины, в установке выходного устройства трубного вида и способствовали большему забору воздуха двигателя.

Одновременно был учтён опыт эксплуатации РД-45.

Эскизный проект был готов в 1947 году. Доводка двигателя проходила достаточно быстро. В начале 1949 года были завершены Государственные испытания и 14 мая вышло Постановление СМ СССР № 1889-699 о запуске ВК-1 в серийное производство на моторостроительных заводах в Москве, Перми и Уфе. За создание двигателя ВК-1 в 1949 году В.Я.Климову, С.П.Изотову и Н.Г.Костюку была присуждена Сталинская премия 1 степени.

ВК-1 представляет собой одновальный турбореактивный двигатель с одноступенчатым двухсторонним центробежным компрессором, 9 индивидуальными трубчатыми камерами сгорания и одноступенчатой турбиной. На модификации ВК-1Ф установлена форсажная камера.

Первоначально ресурс ВК-1 составлял 100 часов. Затем он был доведён до 150 часов, позже — до 200 часов. Серийное производство продолжалось до 1958 года. Выпускался по лицензии в Китае, Польше, Чехословакии. Всего изготовлено около 20000 двигателей семейства ВК-1. На базе ВК-1 были разработаны опытные двигатели ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7.

После снятия с самолётов, двигатель ВК-1 оказался востребованным ещё не одно десятилетие, но уже для наземного использования. С помощью ВК-1 аэродромные службы обдували полосу, применяли для удаления льда с взлётно-посадочных полос и рулёжных дорожек. В настоящие время этот авиадвигатель ещё можно встретить в некоторых аэропортах России. Отработавшие лётный ресурс двигатели применяются на тепловых машинах АИСТ-5ВМ, АИСТ-5ТМ, ТМ-59, ТМГ-3, ТМС-65, пожарной машине АГВТ-100(157).

Модификации:
ВК-1 — базовый. Устанавливался на самолётах Ла-176, Ла-200, МиГ-15бис, МиГ-15бис (ИШ), Як-50 (первый с таким названием).

ВК-1А — доработанный. Ресурс увеличен до 150 часов, а с 6 серии — до 200 часов. Устанавливался на самолётах Ил-28, МиГ-17, Ту-14.
ВК-1Ф — с форсажной камерой (первый в СССР). Тяга на форсаже составила 3380 кгс (форсаж длился до 3 минут). Выпускался в 1951-1958 годах. Устанавливался на самолёте МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ.
Lis-5 — польский вариант ВК-1Ф. Устанавливался на истребителе Lim-5 (копия МиГ-17Ф) и его модификациях.
WP-5 — китайский вариант ВК-1Ф. Выпускался с июня 1956 года. Устанавливался на истребителе J-5 (копия МиГ-17Ф) и его модификациях.
WP-5A — китайский вариант ВК-1А. Выпускался с 1957 года. Устанавливался на бомбардировщике H-5 (копия Ил-28).

Технические харктеристики:

Модификация: ВК-1
Длина, мм: 2640
Диаметр максимальный, мм: 1273

Масса сухая, кг: 872
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс·ч: 1,07
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 48,2
Степень повышения давления в компрессоре: 4,2
Температура газа перед турбиной, °C: 897
Взлётная тяга, кгс: 2700
Ресурс, час.: 200
Производитель: завод № 16, Казань; завод № 19, Пермь; завод № 24, Самара; завод № 26, Уфа; завод № 478, Запорожье; Shenyang Liming Aero Engine Co; WSK Rzeszow, Жешув; Motorlet/Walter, Прага.

Двигатель Rolls Royce «Nene-II».

Двигатель ВК-1.

Двигатель ВК-1 в разрезе.

Двигатель ВК-1 в разрезе.

Двигатель ВК-1 в учебном классе ХАИ.

Двигатель ВК-1 в музее авиамоторостроения г. Пермь.

Двигатель «Nene-II» на истребителе МиГ-15 (С-1).

Истребитель МиГ-15 с раскапотированным двигателем ВК-1. 

Истребитель МиГ-15 с раскапотированным двигателем ВК-1А.

Истребитель МиГ-17Ф с раскапотированным двигателем ВК-1Ф.

Раскапотированный двигатель ВК-1 на МиГ-15ИШ в музее ВВС Монино.

Раскапотированный двигатель ВК-1 на МиГ-15ИШ в музее ВВС Монино.

Раскапотированный двигатель ВК-1 на МиГ-15ИШ в музее ВВС Монино.

Тепловая Машина Специальной обработки ТМС-65 с двигателем ВК-1А.

Вторая жизнь двигателя ВК-1.

.

.

Список источников:
П. Изотов, Д.Изотов. Двигатели ВК: от ВК-1 до ВК-10.
А.Саркисов. На новом подъёме. Моторы Климова: 85 лет в строю. Крылья Родины № 8 за 2001 г.

Е.Арсеньев, Л.Крылов. Истребитель МиГ-15.

Сборная модель Двигатель ВК-1 (РД-45)

Категории …Коллекционные моделиИнструментКраска, химия, материалыМаскиКаталоги, Книги, ЖурналыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси

Производители …3D Karton3DF Express3DM78artA-ModelAA ModelsAberAbordageAbrexAbteilung502AcademyACEACMEAD-ModumAdvanced ModelingAFV clubAGMAHC ModelsAIM Fan ModelAiresAirFixAJ ModelAK InteractiveAKhobbyAlanAlangerAlclad IIAlex MiniaturesAlezanALFAlmost RealALRAltayaAmercomAmerican DioramaAmerican Heritage ModelsAMG ModelsAmigo ModelsAMKAMLAMMO MIGAmodelAmourAMPAMTAmusing HobbyAnsonAnswerAoshima (DISM)Apex RacingApplywood workshopARK modelsARM.

PNTArmada HobbyArmaHobbyARMOR35ArmoryArmour CollectionARS ModelArt ModelART-modelAscensioASK ModelsASQAT CollectionsATCAtlanticAtlasAudi MuseumAuhagenAurora HobbyAuthentic DecalsAuto PilenAuto WorldAutoArtAutobahn / BauerautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotime / AutograndAvanstyle (Frontiart)Avart ArhiveAVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиAvisAWMAZModelAzurBachmannBalaton ModellBangBare-Metal Foil Co.BauerBaumiBBRBburagoBegemotBest ModelBest of ShowBetexaBianteBingBisonDecalsBizarreBlu TackBM CreationsBM-ToysBobcat dealerBorder ModelBravo-6BrekinaBrengunBroncoBrooklin ModelsBrummBS DesignBuschby AKBy VolkCaesar miniaturesCALCapitanCar BadgeCararama / HongwellCarlineCarNelCartrixCBModelsCeleroCentauriaCenturyCentury DragonCentury WingsCHIEFF ModelsChina ModelsClassic 43Classic CarlectablesClassicbusClassy HobbyCLC ModelsClearPropCM ModelCMCCMFCMKCMRColibri DecalsCollector’s ClassicsCondorConradCopper State ModelsCorgiCrazy Classic TeamCrown PremiumsCult Scale ModelsCursorCYBER HOBBYD.
N.K.DaffiDANmodelsDark Dream StudioDarksideDas WerkDasModelDAYdiecastETCHDays-goneDeAgostiniDecal ShopDel PradoDenisssModelsDetailCarsDiamondLabelDiapetDickie SpielzeugDie-cast at homeDie-Cast superDifferent ScalesDinky ToysDiOlex ProductionDioparkDioramaTechDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDNADoctor DecalDong GuanDora WingsDorlopDragonDSPIAEDukaseDUPLI COLORDVCEaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdicolaEdison GiocattoliEdmon StudioEduardEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsEmekERAERTLESCIEsval ModelsEUREKA XXLEvergreen (USA)EVR-miniEWAExcelExotoEXPRESSO WINGSEXTRA MODELExtratechFalcon ModelsFallerFantasy WarriorFeelin_3dFengdaFigutecFine MoldsFinMilModelsFirst 43 ModelsFirst ResponseFirst to FightFLAGMANFlyFly Car ModelFlyHawk ModelForces of ValorFore HobbyFormat72Forward-68FoxtoysFranklin MintFranzisFreedom ModelsFriulmodelFrom JapanFrontiartFUGU_GARAGEFujimi MokeiFury ModelsGAMAGarageGarbuz modelsGartexGearboxGecko-ModelsGeminiJetsGems & CobwebsGIMGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGMU ModelGold Medal ModelsGoldvargGorky ModelsGP ReplicasGPMGreat Wall HobbyGreen Stuff WorldGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGTI CollectionGuiloyGuisvalGunTower ModelsHachetteHADmodelsHalinskiHarder_SteenbeckHartoy Inc.
HasbroHasegawaHat Plastic ModelsHaulerHedgeModelsHekiHellerHerpaHi-StoryHigh SpeedHighway 61HistoricHK ModelsHobby 2000Hobby BossHobby DesignHobby FanHobby MasterHobby ModelHobby PlanetHobbyCraftHomerHot WheelsHot Wheels EliteHPIHRN-ModelsHumbrolI Love Kiti-ScaleIBG ModelsICMICV (СПб)IGRAIlarioInno ModelsInterusIOM-KITISTISTPlusItaleriIVYIXOJ-CollectionJACOJada ToysJadiJASJB ModellautosJewel CasesJF CreationsJim ScaleJoalJohn Day ModelsJohnny LightningJolly ModelJouef EvolutionJoy CityJTKK-ModelKadenKajikaKangnamKartonowa KolekcjaKatoKaupang MiniaturesKAV modelsKDWKengFaiKEPmodelsKESS ModelKineticKing starKinsmartKitechKitty HawkKK ScaleKondorKorean modelsKOVAPKovozavody ProstejovKP ModelsKraft LabKremlin Vehicle parkKuivalainenKV DecolKV ModelsKyoshoK_S Precision MetalsL-ModelLa Mini MinieraLada ImageLaser HobbyLastochkaLaudoracing-ModelsLCD MODELSLe Mans MiniaturesLeadwarriorLenmodeLLeo ModelsLev ResinLeX modelsLIFE in SCALELife MiniaturesLifeColorLion-ToysLionRoarLittle dumpLiveResinLledoLooksmartLouis SurberLP ModelsLS CollectiblesLSModelLucky DiecastLucky ModelsLucky PlanLUSO-toysLuxcarLuxury CollectiblesLuxury die-castM-SmartM2 MachinesM4 MAC DistributionMacadamMACHETEMagic ModelsMaistoMajoretteMake UpMAKSIPROFManWahMaquetteMarklinMARSMars ModelsMarsh ModelsMARTINMaserati ModelsMASTERMaster BoxMaster ModelMaster ToolsMasterClubMasterCraftMatchboxMatrixMax-ModelsMaxi CarMAXI COLORMaxichampsMaxima ScaleMaxModelsMBH ModelsMCWMD-modelsMengMercuryMeritMetroMicro Scale DesignMIG productionsMIL CustomsMilestone MiniaturesMilitaryWheelsMini GTMINI MANMinialuxeMiniarmMiniArtMiniaturmodelleMinibaseMinichampsMiniClassicMinicraftMiniCraft Scale ModelsMiniHobbyModelsMiniTankMiniWarPaintMIRAMirage HobbyMirror-modelsMISTERCRAFTMiticaMMPModel BoxModel DepoModel PointModel-IconsModelCarGroupModelcollectModelerModelGunmodelkModellingMasterModelLuxModelProModelSvitModimioMODUS 90MolotowMondo MotorsMondseeMonogramMONTI SYSTEMMoonMoremMorrisonMosKitMotipMotor MaxMotoramaMotorartMotorheadMotoScaleModelsMPCMPMMR CollectionMr.
HobbyMTech (M4)Nacoral S.A.NEONeomegaNew PenguinNew RayNH DetailNickelNik-ModelsNittoNMDNochnonameNorevNorscotNorthStar ModelsNostalgieNVANZG ModelleOdeonOKB GrigorovOld CarsOLFAOlimp ModelsOlm DesignOne by One ProductionONYXOpus studioOrionORNST modelOtto MobileOvs-DecalsOxfordPacific88Palma43Panda HobbyPANTHEONPanzerstahlParagonPasDecalsPasModelsPaudi ModelsPavla ModelsPB Scale ModelsPegas-ModelsPegoPhoenix MintPikoPinKoPlatzPlusmodelPMSPocherPolistilPorsche MuseumPosterCarsPotato CarPremium ClassiXXsPremium CollectiblesPremium Scale ModelsPremiumXPrint ScaleProDecalsProgetto KPrommodel43Prop&JetProvence MoulagePSTPt ModelsQuartzoQuickboostQuinta StudioRacing Champions inc.Rare Car ModelsRARESINRAROGRastarRB ModelRBA CollectiblesRebel CustomRecord — M.R.F.Red BoxRed Iron ModelsRed LineRenn MiniaturesRenner WerbemittelReplicarsResKitRETRO LINERetro WingsRevaroRevellRextoysREXxRickoRietzeRiich ModelsRIORMZ HobbyRO MODELSRoad ChampsRoad KingsRob-TaurusRodenROSRossoRosso & FlyRoubloffRPG-modelRPMRS ModelsRTMRuppert KoppRusAirRussian collectionRye Field ModelS-ModelSABRESabreKitsSaicoSC Johnson (USA)Scale For SoulScaleGarageScaleMastersSchabakSchucoSEATSG-ModellingShelby CollectiblesShurikenSignatureSIKUSkale WingsSKIFSky-HighSmerSMMSnakeModelSochi 2014SolidoSophiArtSouth FrontSOVA-MSoviet ArmourSparkSpAsovSpecial HobbyStalingradStarlineStart Scale ModelsSTC STARTSTMStudio Perfect ModelSullen-ModelistSunnysideSunstarSuper ASuyataSwordSX-ArtS_BT-ModelT. R.L. ModelTakomTameo KITsTamiya (J)TANMODELTarmacTech4TecnomodelTeknoTemp modelsThunder ModelTic TocTiger ModelTin WizardTins’ ToysTiny ToysTippcoTMTmodelsTOGATomicaTop MarquesTop ModelTop Model CollectionTopSpeedToxso ModelTraxTriple 9TristarTrofeuTrumpeterTruxTSM ModelUCC CoffeeUltimate DiecastULTRA modelsUM Military TechnicsUM43UMIUnimaxUniversal HobbiesunoMAGUpRiseUT ModelsV.V.M / V.M.M.V43Vallejovanamingo-nnVanboVanguardsVAPSVectorVector-ModelsVeeHobbyVeremVery FireVespid ModelsVictoriaVintage Motor BrandsVIPcarVitesseVixenVM modelsVMmodelsVmodelsVOIIOVoyagerModelVrudikW-modelW.M.C. ModelsWar MasterWasanWaterlooWeiseWellyWEMWEMI ModelsWerk83White BoxWhite RoseWikingWilderWingsyWinModelsWIX CollectiblesWM KITWood HunterWSIXQ Xuntong ModelYat MingYVS-ModelsZ-ModelsZack AtakZebranoZedvalZip-maketZISSZZ ModellаRтБаZаАБ-МоделсАвто-бюроАвтоистория (АИСТ)Автомодель 43АвтопанорамаАвтопаркАГАТАиФАканАМформаАнтонюкартель УниверсалъАтелье Etch modelsАтомБурБеркутБригадирВитязьВМТДВойны и битвыВолжский инструментВосточный экспрессВЭС (Воронеж)Гараж на столеГРАНЬГрузы в кузовДекали BossДекали ModelLuxДекали SF-AutoДилерские модели БЕЛАЗДругойЕКБ-modelsЗвездаИмпериалъКазанская лабораторияКар СлайдКиммерияКОБРАКолхоZZ DivisionКомбригКомпаньонЛитература (книги)ЛОМО-АВММажор Моделсмастер Dimscaleмастер ВойтовичМастер ДровишкинМастер Захаровмастер Колёсовмастер ЛепендинМастер РогановМастер СкаляровМастерПигментМастерская Decordмастерская JRМастерская SECМастерская АВТОДОРМастерская ГоСТМастерская ЗнакМастерская КИТМастерская МЕЛМастерская РИГАМаэстро-моделсМикродизайнМикроМирМиниградМинимирМир МоделейМодел. лабМОДЕЛИСТМоделстройМодель-СервисМодельхимпродуктМоя модельМР СТУДИЯНаш АвтопромНаши ГрузовикиНаши ТанкиОгонекОтВинтаПАО КАМАЗПетроградъПетроградъ и S_BПламенный моторПланета ПатворковПобедаПрапорПрестиж КоллекцияПромтракторПТВ СибирьПУЗЫРЁВЪРетроЛабРусская миниатюраРучная работаСарлабСВ-МодельСделано в СССРСергеевСибртехСМУ-23.SСоветский Автобус (СОВА)СолдатикиСоюзМакетСПБМСТАРТ 43Студия КАНСтудия КолесоСтудия МАЛСтудия ОфицерТанкоградТАРАНТемэксТехнологТехноПаркТри А СтудиоТри БогатыряТРЭКСУральский СоколФарфоровая МануфактураФинокоХерсон-МоделсЦейхгаузЧЕТРАЭ.В.М.ЭкипажЭлеконЭскадраЮный коллекционер

Марки моделей …AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPHA TAURIALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAURUSAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBarreirosBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBUFFALOBUGATTIBUICKBussingBWTCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHEVRONCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDALLARADATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDerwaysDESOTODEUTZ DevonDIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWENVISIONFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOFWDGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGreyhoundGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIAMEIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALINVICTAIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINLYKANMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARMONMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAVERICKMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOM LEONCINOOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMRAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVASAVIEM SCAMMELSCANIASCIONScuderiaSEAGRAVESEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTolemanTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVan HoolVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWESTERN STARWHITEWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВИСВНИИТЭ-ПТВолжскийГорькийЕрАЗЗАЗЗИLЗИSЗИМЗИУИЖКАЗКамскийКИМКРАЗКубаньКурганскийЛАЗЛенинградЛикинскийЛуаЗМинскийМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловскийПЕТРОВИЧПУЗЫРЁВЪРАФРУССО-БАЛТСаранскийСемАРСМЗСТАРТТАРТУУАЗУралЗИSУральскийЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ

Типы товаров . ..ДекалиЗапчасти, аксессуарыЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобус / ФургонМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбусФигурки

Масштаб …1:11:21:31:41:51:61:81:91:101:121:141:161:181:201:211:221:241:251:261:271:281:291:301:321:331:341:351:361:371:381:391:401:421:431:441:451:461:471:481:501:511:521:531:541:551:561:571:601:641:681:691:721:751:761:801:831:871:901:951:961:1001:1031:1081:1101:1121:1201:1211:1251:1261:1301:1421:1441:1451:1481:1501:1601:2001:2201:2251:2501:2851:2881:3001:3501:3901:4001:4261:4501:5001:5301:5351:5501:5701:6001:7001:7201:8001:10001:11001:12001:12501:15001:20001:25001:27001:3000

СброситьНайти

ТРД РД-500, РД-45 — Полот

Краков 2020-10-28

В статье описаны ТРД РД-500 и РД-45, скопированные CCCP с британских разработок, а также серийно выпускаемые в Польше , по российской лицензии.

Двигатель РД-500. 2017 год. Фото Кароля Плачи Гетьмана

Описание к фотографии: Российский двигатель РД-500 на истребителе Як-23. Самолеты Як-23 находились на вооружении Войска Польского в 1950-х годах.

Двигатели РД-500, РД-45. 1947 год.

Количество новых конструкций ТРД CCCP в период 1946-1947 гг. было большим. Однако все они имели главный недостаток — крайне малое время полета, а значит, малую дальность полета. Даже для фронтовых самолетов эти параметры было трудно принять. В Великобритании и США показатели были намного лучше. Поэтому в марте 1947 года были предъявлены новые требования ВВС. Большая высота со скоростью звука (1000 км/ч), сильное вооружение, продолжительность полета около 1 часа, дальность полета 1200 км, герметичная кабина, применение воздушных тормозов, использование шасси с передним колесом. Прежде всего, для удовлетворения этих требований требовался новый двигатель. Серийно выпускаемые двигатели РД-10 и РД-20 не могли управлять новыми конструкциями. Неудачным оказался и двигатель Lulk TR-1.

За ситуацией в мировой разработке турбореактивных двигателей внимательно следила советская разведка. Вся информация досталась Артему Ивановичу Микояну, известному в то время авиаконструктору и любимцу Сталина после Яковлева. Нет. Артем Микоян приходился братом Анастасу Микояну, члену политбюро, который был правой рукой Сталина, а затем верным подданным Хрущева. В 1946 году компания Rolls-Royce выставила на продажу свои двигатели Derwent V и Nene I/II. 17 июня 1946, вышло решение Совета Министров CCCP, разрешающее закупку этих двигателей в Великобритании. Затем делегация была отправлена ​​в Великобританию. В нее входили: Микоян Артем Иванович — авиаконструктор, Климов Владимир Яковлевич — конструктор двигателей, Кишкин С. Т. — технолог-металлург. Делегация находилась в Англии с 3 декабря 1946 г. по 22 декабря 1946 г. (Владимир Климов пробыл там до 1 февраля 1947 г.). Многого не ждали. Отношения с недавними союзниками ухудшились. Однако англичане хотели продавать двигатели. Россияне посетили следующие заводы: Bristol, de Havilland, English Electric, Gloster, Metropolitan-Vickers, Rolls-Royce и Vickers-Armstrong. Подробный отчет был представлен в политбюро ЦК Коммунистической партии Советского Союза, сокращенно Политбюро ЦК КПСС, или «Политбюро», 10 января 19 г.47. Содержит информацию о больших финансовых средствах, вложенных в разработку ТРД. Был представлен успех жаростойкого суперсплава Nimonic-80. Особое внимание было уделено надежности и долговечности двигателей Derwent V и Nene I. Особое внимание уделялось простоте эксплуатации и ремонта. Также было зафиксировано, что немецкие достижения были гораздо скромнее нынешних британских успехов.

РД-500.

В такой ситуации эти двигатели приходилось покупать любой ценой, либо получать в других странах и потом копировать. В партийных материалах не скрывалось, что двигатели планировалось копировать без покупки лицензии. Договор купли-продажи утвержден CCCP 11 марта 19 г.47. 21 марта 1947 года первые 10 двигателей Derwent V отправились из Англии в Мурманск. Очередная поставка: 20 двигателей Derwent V (линия 15,6 кН, межремонтный ресурс 125 часов) и 15 Nene I (линия 22,3 кН) достигли Мурманска в ноябре 1947 г. По другим данным, было закуплено 30 двигателей Derwent V и 25 двигателей Nene I/II. .

Гораздо раньше, 15 февраля 1947 года, было принято секретное решение о копировании двигателей Derwent V и Nene I/II. Лицензии русским не продали, но добытая разведкой документация двигателей попала в их руки. То, что эти двигатели были скопированы без лицензии, обнаружилось в 1958, во время визита в Пекин летчика Уитни Стрейта, который осматривал там самолет МиГ-15. Он тогда был в совете директоров концерна Roll-Royce. Он решил подать в суд на правительство CCCP, требуя компенсации за нарушение в размере 200 миллионов фунтов стерлингов, чего так и не произошло.

Просматривая актуальные англоязычные интернет-форумы, можно заметить критику этой продажи со стороны послевоенного правительства Великобритании. Считается, что на разработку двигателя размером с Rolls-Royce Nene у CCCP уйдет не менее пяти лет, и поэтому истребителя МиГ-15 не будет. Их первый двигатель Lulk TR-1 оказался неудачным. Однако здесь следует упомянуть, что закупленные двигатели в то время использовались в авиации ряда стран. Их не было, поэтому они секретные. Продажа была жестом доброй воли для невоенного использования, что мы лично считаем британской наивностью. Великобритания больше никогда не совершала этой ошибки. С другой стороны, неизвестно, приобрели бы россияне эти двигатели по-другому, в другой стране.

Микоян выбрал для своего будущего истребителя более мощный, но тяжелый двигатель. Долго выбирали концепцию будущего самолета. Однако Микоян непременно хотел избежать неприятностей, сопровождавших истребитель МиГ-9. Он отказался от двухмоторной системы. Он уволился из выпускного патрубка под фюзеляж, посчитав это непредвиденным. Долгое время он придерживался концепции, похожей на английский Вампир, но с наклонным крылом. Что касается крыльев, то у него не было никаких сомнений. Они должны были быть косыми.

Двигатель Rolls Royce Derwent V имел очень выгодную тяговооруженность, что делало его пригодным для приведения в движение легких истребителей с большой скороподъемностью (тяговооруженность составляла 0,0316 кН/кг или 31,871 кг/кН). Максимальная тяга 17,79 кН при 15 000 об/мин на уровне моря. (холостой ход 0,53 кН при 5500 об/мин). Его длина составляет 2,249 м (88,5 дюйма), диаметр — 1,092 м (43 дюйма), а вес — 567 кг (1250 фунтов). Одноступенчатый, двухходовой, центробежный компрессор с давлением 3,9:1. 10-кувшинные камеры сгорания. Одноступенчатая турбина. Температура газа перед турбиной 849градусов С. Топливо — авиационный керосин (керосин) типа R.D.E.F./F/KER. Расход топлива 103,97 кг/кН/ч. Масляная система с охлаждением и фильтрацией масла.

В CCCP группа Владимира Климова позаботилась о двигателе Rolls Royce Derwent V. Двигатель получил обозначение Климов РД-500. Для советских технологий изготовления и материалов была подготовлена ​​англоязычная документация. Первый пуск двигателя состоялся 31 декабря 1947 года. Двигатель стал основным двигателем Як-23. Самолеты Як-23 эксплуатировались в Польше. Около 859Двигатели Klimow RD-500 были построены на CCCP.

РД-500. 2011 год. Фото Кароля Плача Гетьман

РД-500. 2017 год. Фото Кароля Плача Хетмана

Классический турбореактивный двигатель Rolls-Royce Derwent. 2015 год. Фото LAC

Проблемой двигателей РД-500 было отсутствие оригинального сплава Nimonic-80, который был разработан в 1940 году исследовательской группой Wiggin Works в Херефорде, Англия, специально для двигателей Фрэнка Уиттла. Нимоник-80 — это жаростойкий суперсплав, характеризующийся низким значением ползучести. Ползучесть — это медленное изменение формы материала (деформация) в результате действия постоянных, длительных нагрузок, меньших предела упругости материала. Ползучесть происходит намного быстрее при высоких температурах. Нимоник-80 представляет собой сплав на основе никеля (около 50%) и хрома (около 20%) с такими добавками, как титан и алюминий. Русские использовали сплав ХН 80Т, который из-за высокого коэффициента ползучести деформировался гораздо быстрее.

У двигателя РД-500 были и другие серьезные проблемы. Неравномерное горение и растрескивание камер сгорания. Неравномерность сгорания стала результатом модификации (упрощения) топливной системы советскими инженерами. Россияне внесли еще одно серьезное изменение в конструкцию двигателя. Вместо 10-кувшинных камер сгорания они использовали 9-кувшинные камеры сгорания немного большего размера. Это и было причиной их растрескивания изначально. Проблемы были решены в сентябре 1948 г., когда двигатель успешно прошел государственные испытания продолжительностью 100 часов непрерывной работы. Тогда было принято решение, что двигатель может быть введен в эксплуатацию с межремонтным ресурсом 100 часов.

Двигатель Klimow RD-500 по сравнению с двигателем Rolls Royce Derwent V имел меньшую тягу аж на 1,89 кН. Тяга РД-500 1 х 15,90 кН (1 х 1 590 даН) при 14 700 об/мин (245 об/мин) на уровне моря. Он имеет такой же диаметр (1,09 м), но немного короче за счет более короткого патрубка (2,06 м). Однако он имеет больший вес на 14 кг (581 кг). Также у него был более высокий расход топлива — 140 кг/кН/ч, из-за его худшего качества. В результате тяговооруженность составила 0,0273 кН/кг, или 36,540 кг/кН.

При производстве двигателей Klimow RD-500 основной проблемой были бракованные отливки лопаток турбины. Более 30% отливок было отклонено. В свою очередь, в процессе эксплуатации лопатки из сплава ХН 80Т удлинились и турбина была повреждена. Двигатели РД-500 редко отрабатывали заявленные 100 часов работы между капремонтами. Большие проблемы у россиян были и с организацией работ при производстве двигателей РД-500. В 1947 году первоначально для производства одного двигателя требовалось до 20 000 человеко-часов. Этот показатель снизился до приемлемых 7,9.00 человеко-часов к ноябрю 1947 г. В марте 1949 г. было достигнуто 4700 человеко-часов. Завод № 500 в 1948 г. построил 97 двигателей, а в 1949 г. — 462. Производство было также размещено на заводе № 16 в Казани, где в 1949 г. было построено около 300 двигателей РД-500. Всего было построено 859 двигателей. Производство двигателей Klimow RD-500 было прекращено в 1950 году в пользу двигателей Klimow WK-1, построенных на базе двигателя Rolls-Royce Nene. В CCCP двигатель Klimow RD-500 использовался для приведения в движение самолетов; Яковлев Як-23, Як-25, Як-30, Як-1000, Лавочкин Ла-15, КСК Микояна и Гуревича, Радуга КС-1 Комета. Двигатель Klimow RD-500 был скопирован в Китае и разработан в Shenyang Aircraft Development Office PF-1A.

РД-45.

Вторым двигателем, захваченным в Англии, стал Rolls Royce Nene. По сути, это были два двигателя Rolls-Royce Nene Mk 1 и Mk 2, которые были первыми версиями этого семейства. Rolls-Royce Nene является частью третьей серии центробежных турбореактивных двигателей, следующих за линиями разработки Wellend и Derwent, построенными в Rolls-Royce. На смену этим двигателям пришли двигатели семейства Avon с осевыми компрессорами. Двигатель Rolls-Royce Nene использовался на самолетах Avro Lancastrain вместо двух двигателей с внешним поршнем типа Merlin. Они также использовались на Lockheed XP-80 Shoting Star. В 1947, лицензионное производство было начато в США на заводах Pratt and Whitney под обозначением J-42 и использовалось для оснащения, в том числе, истребителей Grumman F9F Phanter. Двигатели Rolls-Royce Nene и Pratt and Whitney J-42 использовались для приведения в действие более 25 конструкций самолетов.

Двигатель Rolls-Royce Nene I/II значительно увеличен по сравнению с Rolls-Royce Derwent V. Его первый запуск состоялся в 1944 году. Двигатель Rolls-Royce Nene получил 9-кувшинные камеры сгорания. Тяга 1 x 22,24 кН при 12 300 об/мин на уровне моря. (холостой ход 0,53 кН при 2500 об/мин). Размеры двигателя; 2,458 м (96,8 дюйма) в длину, 1,257 м (49,5 дюйма) в диаметре, вес 726 кг. Тяговооружённость составляет 0,0306 кН/кг, или 32,643 кг/кН. Это худшие параметры, чем у двигателя Derwent V, но большую тягу невозможно переоценить. Топливо — авиационный керосин (керосин) марки R.D.E.F./F/KER. Расход топлива 108,04 кг/кН/ч. Масляная система с охлаждением и фильтрацией масла. Турбина двигателя одновременно приводит в действие генераторы и высотный компрессор.

Двигатель Rolls-Royce Nene в CCCP получил обозначение РД-45, так как производился на заводе №45. Производство также было начато на заводе ГАЗ 116. Изначально у двигателей РД-45 были те же проблемы, что и у двигателей РД-500.

РД-45. 2009 год. Фото Кароля Плача Гетмана

30 декабря 1947 г. был поднят в воздух истребитель МиГ-15 с двигателем РД-45 Ф, а вскоре после него, 8 января 1948 г., Ла-15 (Ла-174 ) истребитель с двигателем РД-500. Эти самолеты строились в современной компоновке с наклонным крылом и имели схожие высокие характеристики (МиГ-15 — скорость 1047 км/ч, Ла-15 — 1026 км/ч). МиГ-15 пошел в серийное производство, став самым массовым реактивным самолетом в истории (около 12 000 всех модификаций и еще несколько тысяч лицензионных), тогда как Ла-15 был построен в ограниченном количестве для одного истребительного полка. Еще до них в ОКБ Яковлева был разработан самолет Як-25, он летал 31.10.1947 (первый с таким названием), но из-за использования прямого крыла имел меньшие летно-технические характеристики и в серийное производство не пошел.

Климовский двигатель РД-45 показался русским более перспективным, за счет большей тяги, несмотря на большие габариты и вес. Поэтому его модифицировали. Увеличены размеры кувшинных камер сгорания, увеличена турбина и увеличен расход воздуха через двигатель с 41 кг/с до 45 кг/с. Так был создан двигатель WK-1 (Владимир Климов), впоследствии получивший форсажную камеру. Обозначение WK-1 F было изменено. Двигатель ВК-1 стал силовой установкой самолетов МиГ-15бис и Ил-28, а двигатель ВК-1Ф — самолета МиГ-17.

Двигатель WK-1 имеет размеры; длина 2,60 м, диаметр 1,30 м, вес 872 кг. Двухсторонний центробежный компрессор. Компрессия 3.1: 1. Максимальная тяга 26,5 кН (2702 кгс) при 13000 об/мин на уровне моря. Расход топлива 109,1 кг/кН·ч. Тяговооружённость составляет 0,0303 кН/кг или 32,95 кг/кН.

Производство в Польше двигателей Лис-1, Лис-2, Лис-5. 1955 год.

Двигатель РД-45Ф производился в Польше на заводе WSK PZL Жешув под обозначением Lis-1. Обозначение Lis расшифровывается как — лицензионный двигатель. Польша заплатила русским за лицензию, и, как было сказано выше, CCCP не платила британцам за лицензии. Лицензия была куплена в 1955. Двигатель Лис-1 имеет тягу 1 х 22,25 кН (1 х 2 270 кгс). Однако относительно быстро этот двигатель был заменен на производственной линии двигателем WK-1, который в WSK PZL Жешув получил обозначение Lis-2.

Основные данные двигателя Лис-2: Производство WSK PZL Жешув. Максимальная тяга 26,5 кН (2700 кгс) при 11600 об/мин. Степень сжатия 4,0:1. Масса двигателя 872 кг. Двигатель имеет двухсторонний центробежный компрессор, 9 камер сгорания, одноступенчатую турбину. Температура за турбиной 720 градусов С. Расход топлива 1050 г/ч/кГ.

После производства в Польше истребителей Lim-5 (МиГ-17 F) и Lim-5 P (МиГ-17 FP) для этого самолета было налажено производство двигателей WK-1 с форсажной камерой. В Польше двигатель получил обозначение Lis-5. Этот двигатель также использовался для установки на польские самолеты Lim-6.

Двигатель Лис-5 с тягой 1 х 26,46 кН (1 х 2 700 кгс) и 1 х 33,12 кН (1 х 3 380 кгс) с форсажем. Форсажная камера соединена с двигателем и представляет собой удлиненную выхлопную трубу соответствующей формы. Имеется набор форсунок, через которые подается дополнительное топливо, сжигание которого вызывает увеличение тяги. Топливо к двигателю подается насосом ПКР-1-5.

Основные данные двигателя Лис-5: Производство WSK PZL Жешув. Идентичен двигателю Лис-2, только добавлен форсаж. Тяга без форсажа 2650 кгс при 11560 об/мин. Тяга на форсаже 3380 кгс при 11560 об/мин. Вес двигателя 978 кг. Расход топлива без дожигания 1,5 кг/кГ/ч. Расход топлива с форсажем 1,8-2,0 кг/кГ/ч.

Лис-2. 2017 год. Фото Кароля Плача Гетьман

Лис-5. 2012 год. Фото Кароля Плача Гетмана

Двигатель Лис-5. Вид со стороны турбины. 2017 год. Фото Karol Placha Hetman

Автор Karol Placha Hetman

Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики

Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики

Перейти к основному содержанию

Пожертвовать сейчас

Один музей, две локации Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса. Посещать Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне Центр Удвар-Хази в Вирджинии Запланируйте экскурсию Запланируйте групповое посещение В музее и онлайн Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально. Как дела События Выставки IMAX Погрузитесь глубоко в воздух и космос Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу. Исследовать Истории Темы Коллекции По требованию Для исследователей Для учителей и родителей Подарите своим ученикам Музей авиации и космонавтики, где бы вы ни находились. Учиться Программы Образовательные ресурсы Запланируйте экскурсию Профессиональное развитие педагога Образовательная ежемесячная тема Будь искрой Ваша поддержка поможет финансировать выставки, образовательные программы и усилия по сохранению. Давать Становиться участником Стена чести Способы дать Провести мероприятие
  • О
  • отдел новостей
  • Поддерживать
  • Втягиваться
  • Контакт
  • Провести мероприятие
  • Будьте в курсе последних историй и событий с нашей рассылкой

    Национальный музей авиации и космонавтики

  • 6-я улица и проспект Независимости SW

  • Вашингтон, округ Колумбия 20560

  • 202-633-2214

  • 10:00 — 17:30

  • Требуются бесплатные временные пропуска
  • Центр Стивена Ф.