Содержание

НОВОСТИ ВПК, ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК. BASTION, MILITARY-TECHNICAL COLLECTION. MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX NEWS, HISTORY OF WEAPONS, MILITARY EQUIPMENT


07.12.2019

Ростех провел 16 полетов летающей лаборатории на базе опытного образца истребителя Су-57 в рамках испытаний двигателя второго этапа, сообщил журналистам в пятницу индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации Анатолий Сердюков.
По его словам, вопрос по применению изделия в составе воздушных судов находится в стадии проработки.
«В настоящее время продолжаются стендовые инженерные испытания перспективного двигателя, ведется отработка в составе летающей лаборатории. В октябре был выполнен очередной полет с проверкой характеристик изделия на разных режимах полета, в том числе проверялась работа поворотного реактивного сопла и проверка работы маслосистемы при отрицательных перегрузках. Всего на летающей лаборатории выполнено 16 полетов», — сказал Сердюков.
Су-57 с двигателем второго этапа, известным под названием «Изделие 30», совершил первый полет в декабре 2017 года. Двигатель получит полностью электронную систему автоматического управления и обеспечит Су-57 сверхманевренностью, тяговооруженностью, малой заметностью, способностью совершать крейсерский полет на сверхзвуке.

ТАСС

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) СУ-57 (Т-50)

07.12.2019

Вопрос применения перспективного двигателя на Су-57 пока в проработке, сообщил журналистам индустриальный директор авиакластера Ростеха Анатолий Сердюков.
Ранее Сердюков заявлял, что двигатели второго этапа для истребителя пятого поколения Су-57 проходят испытания, а после завершения опытно-конструкторских работ встанут на серийные машины.
«Вопрос по применению изделия в составе воздушных судов находится в стадии проработки», — сказал Сердюков, говоря о стадии работ по двигателю второго этапа для Су-57.
По его словам, продолжаются стендовые инженерные испытания перспективного двигателя, ведется отработка в составе летающей лаборатории.

«В октябре был выполнен очередной полет с проверкой характеристик изделия на разных режимах полета, в том числе проверялась работа поворотного реактивного сопла и проверка работы маслосистемы при отрицательных перегрузках. Всего на летающей лаборатории выполнено 16 полётов», — отметил Сердюков.
РИА Новости

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) СУ-57 (Т-50)

26.10.2020

В ближайшее время истребитель Су 57, созданный компанией «Сухой», начнет поступать на вооружение российских Воздушно-космических сил (ВКС). В рамках гособоронзаказа в Воздушно-космические силы спланирована поставка 76 самолетов этого типа. Еще в мае 2019 года президент России Владимир Путин, проводя совещание по оборонной тематике, заявил: «Необходимо к 2028 году полностью перевооружить три авиационных полка Воздушно-космических сил перспективными авиационными комплексами пятого поколения Су 57».

Хочется узнать, как там дела обстоят с двигателем второго этапа. Именно с этой силовой установкой отечественные ВКС хотели получить перспективный авиационный комплекс тактической авиации (ПАК ФА) – Су-57. Ведь известно, что отсутствие такого двигателя не позволило продолжить совместные работы с индийской стороной по программе FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft, затем сменила название на Perspective Multi-Role Fighter — PMF) создания самолета пятого поколения для ВВС Индии. Были, конечно, и другие причины.
Известно, что в настоящее время Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) взамен двигателя первого этапа для Су 57 создает основную силовую установку второго этапа.

ВТС «Бастион» просматривая блог АО «Объединенная авиастроительная корпорация» за март этого года обнаружил фотографии летающей лаборатории Су-57 (Т-50ЛЛ, бор. №052) с двигателем второго этапа. И сразу возник вопрос, а когда он все-таки он появится?
Напомним, что первый полет Су 57 с новым двигателем состоялся 5 декабря 2017 года. Двигатель второго этапа «Тип-30» создается в тех же габаритах, что и уже установленный на Су-57 АЛ-41Ф1. «Тип-30» является полностью новой разработкой, а не модификацией. Он обладает большей тягой, электронными системами управления и меньшим расходом топлива. Это позволит увеличить маневренность самолета, а в перспективе и радиус действия, сообщает ВТС «Бастион».
Как сообщают СМИ, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2.
Технический проект перспективного двигателя (ПД) второго этапа для истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50) успешно принят комиссией заказчиков (Министерства обороны РФ и компании «Сухой»), сообщила пресс-служба ОДК в декабре 2013 года. Его разработали УМПО, НПЦ газотурбостроения «Салют», НПП «Мотор» и ОАО «НПО «Сатурн».
При создании двигателя были применены новейшие технологии и материалы, использование которых позволило достичь технических требований, предъявляемых к силовой установке пятого поколения.
Увеличение удельной тяги силовой установки обеспечивает самолету сверхзвуковую крейсерскую скорость, а за счет уменьшения удельного расхода топлива улучшена экономичность двигателя. Силовая установка оснащена интегрированной интеллектуальной системой управления «самолет – двигатель», максимально информативной и удобной для летчика. Двигатель второго этапа для Су 57 создается в кооперации всех конструкторских бюро ОДК, головным разработчиком является Опытно-конструкторское бюро им. А. Люльки, об этом написано в статье корпоративного издания «Горизонты» от марта 2020 года, посвященную Су-57.
Ростех провел 16 полетов летающей лаборатории на базе опытного образца истребителя Су-57 в рамках испытаний двигателя второго этапа, сообщил в декабре 2019 года индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации Анатолий Сердюков.
Основной двигатель для истребителя Су-57, который обеспечит ему сверхзвуковую крейсерскую скорость, прослужит до 50 лет, сообщил генеральный конструктор — директор ОКБ им. А.Люльки (филиал ОДК-УМПО) Евгений Марчуков в интервью телеканалу Минобороны РФ «Звезда».
«Я бы даже сказал, что это поколение 5+, немножко опережающий 5-е поколение, потому что удельные характеристики этого двигателя соответствуют этому поколению. Главное — это удельная тяга, удельный расход и удельный вес», — сказал Марчуков о новом двигателе для Су-57. По его словам, новый двигатель не имеет ничего общего с двигателем истребителя Су-35.
В июне 2020 года «Известия» сообщили, что Министерство обороны согласовало сроки и техническое задание на обновленный истребитель «второго этапа». Государственный контракт на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Мегаполис» по созданию Су-57 «второго этапа» был подписан Минобороны и ПАО «Компания Сухой» 29 октября 2018 года. Одним из главных элементов самолета второго этапа будет новая силовая установка «изделие 30» с увеличенной тягой и замена гидравлических приводов управляющих поверхностей на электродвигатели, так же существенно обновится облик приборов кабины пилота и будет расширен ассортимент управляемого вооружения самолета.
Полет прототипа запланирован на середину 2022 года, а завершить ОКР должны в конце 2024-го, сообщают «Известия».
ВТС «Бастион»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) СУ-57 (Т-50)

31. 10.2020

В годовом отчете АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) за 2019 год, утвержденном годовым общим собранием акционеров АО «ОДК» 30.09.2020 (протокол от 05.10.2020 № 75), сообщает о состоянии работ по Изделие «30», т.е. по созданию перспективного турбовентиляторного двухконтурного двигателя 2-го этапа для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).

В 2019 году Объединенная двигателестроительная корпорация по направлению «боевая авиация» продолжила работы по стендовым и летным испытаниям «Изделия 30» — двигателя второго этапа для многофункционального истребителя Су-57. Так же ведётся ОКР но двигателю с улучшенными характеристиками для БПЛА «Охотник» и реализуется ОКР «Удлинитель», в рамках которого выполняется модернизация двигателя «АЛ-41Ф», отмечается в Отчете.
В 2019 году проведен комплекс стендовых испытаний в обеспечение определения окончательного облика двигателя Изделие «30», выполнена проверка мероприятий для обеспечения соответствия параметров двигателя заданным в ТЗ, сообщает ОДК.
ОДК отмечает, что применение двигателя второго этапа для отечественного истребителя Су-57 позволит сократить технологическое отставание в сфере перспективных наработок, в том числе при сравнении с американским двигателем F119 (Pratt & Whitney), благодаря чему в будущем доля АО «ОДК» на мировом рынке двигателей для боевой, учебной н дальней авиации может увеличиться.
Су-57 с двигателем второго этапа, известным под названием «Изделие 30», совершил первый полет в декабре 2017 года. Двигатель получит полностью электронную систему автоматического управления и обеспечит Су-57 сверхманевренностью, тяговооруженностью, малой заметностью, способностью совершать крейсерский полет на сверхзвуке.
Двигатель второго этапа Изделие «30» создается в тех же габаритах, что и уже установленный на Су-57 АЛ-41Ф1. «Изделие «30» является полностью новой разработкой ОКБ им. А.Люльки и ОДК-УМПО.
ВТС «Бастион»



ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ
ДВИГАТЕЛЬ «ТИП 30» ДЛЯ ПАК ФА

Двигатель второго этапа «Тип-30» создается в тех же габаритах, что и уже установленный на Су-57 АЛ-41Ф1.

«Тип-30» является полностью новой разработкой, а не модификацией. Он обладает большей тягой, электронными системами управления и меньшим расходом топлива. Это позволит увеличить маневренность самолета, а в перспективе и радиус действия.
Двигатель имеет обычную для своего класса архитектуру с многоступенчатыми компрессорами высокого и низкого давления, камерой сгорания и многоступенчатыми турбинами. Позади турбин находятся форсажная камера и сопло с УВТ. На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения.
«Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41, но все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом этого стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющий относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ.
Двигатель «первого этапа» обеспечивает Су-57 такими характеристиками как сверхманевренность, тяговооруженность, малая заметность. Еще одним преимуществом является плазменная бескислородная система розжига основной и форсажной камер сгорания.
В настоящее время идут работы над двигателем «второго этапа» для Су-57. Двигатель отличает способность обеспечивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также полностью цифровая система управления.
Первый испытательный полет двигателя «второго этапа» состоялся в декабре 2017 в составе Су-57.
Высокие характеристики нового двигателя достигаются, в первую очередь, за счет применения самых современных технологий, материалов и решений. При этом используются и уже освоенные идеи. Так, «Изделие 30» продолжает линейку отечественных двигателей со штатным соплом, имеющим средства управления вектором тяги.
Впрочем, от некоторых современных решений пришлось отказаться. К примеру, в 2013 году НПО «Сатурн» показало перспективную конструкцию лопатки для компрессора высокого давления, изготовленную из алюминида титана. Появились сообщения о возможном внедрении такого материала в конструкцию турбины. Однако позже от алюминида титана в составе «Изделия 30» отказались. Экономия массы оказалась незначительной, а стойкость к повышенным механическим и тепловым нагрузкам, характерным для двигателей военного назначения, – недостаточной.
Максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная – 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2.

Источники: bmpd.livejournal.com, tvzvezda.ru, integral-russia.ru и др.




ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) СУ-57 (Т-50)
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АЛ-41Ф-1С
УФИМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (УМПО)
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»
АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

В Минобороны сообщили, когда истребители Су-57 получат новый двигатель

8 мая 2020 г. , AEX.RU –  Поставки истребителей пятого поколения Су-57 в ВКС России спланированы в два этапа: до середины 2020-х годов с двигателем четвертого поколения, после — с двигателем пятого поколения, сообщил РИА Новости заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко.

Сроки поставок Су-57 в ВКС неоднократно сдвигались последние несколько лет. «Значимым событием для нас станет начало серийной поставки самолетов Су-57. Отмечу, что Су-57 будет поступать в войска в два этапа», — сказал Криворучко журналу «Национальная оборона», майский номер которого выйдет из печати в ближайшие дни.

Он пояснил, что на первом этапе самолеты будут закуплены с двигателями четвертого поколения, поставки которых спланированы «до середины 2020-х».

«А на втором этапе, после завершения мероприятий по его испытанию уже начнутся поставки с двигателем и с силовыми установками пятого поколения, имеющими повышенную топливную эффективность и меньшую стоимость жизненного цикла», — сказал Криворучко.
 
Су-57 (ранее ПАК ФА, опытное название Т-50) — российский истребитель пятого поколения, предназначенный для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Впервые поднялся в воздух в 2010 году. Сочетание высокой маневренности с возможностью выполнения сверхзвукового полета, а также современный комплекс бортового оборудования и малая заметность обеспечивают Су-57 превосходство над конкурентами.

Контракт на поставку ВКС РФ 76 истребителей Су-57 был подписан на форуме «Армия-2019». В настоящее время продолжаются испытания этого самолета, в ходе которых проверяется функционирование его систем, а также режимы работы двигателя второго этапа. Минобороны неоднократно заявляло, что Су-57 успешно прошел испытания в Сирии.

Первая серийная машина, которая должна была быть поставлена Минобороны в конце декабря 2019 года, потерпела аварию под Хабаровском в ходе испытательного полета 24 декабря, летчик успел катапультироваться и остался жив. После инцидента генеральный директор «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь рассказал, что результаты работы комиссии по аварии Су-57 будут использованы для улучшения этого самолета.

Т-50 встает на крыло

ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации – совершил свой второй полет, который продлился около часа. Все системы работали исправно. Истребитель пятого поколения – не просто новый самолет. Это новые агрегаты и приборы, композитные материалы, радиолокационные системы и двигатели, сконструированные и созданные на российских предприятиях.

Короткий разбег – всего 200 метров – и взлет. Сейчас на это способны только палубные самолеты. Однако в российский истребитель пятого поколения заложен такой потенциал, что взлет с коротких полос и для него станет возможным. Двигатель пятого поколения это позволяет.

«У него, естественно, другая тяга (основная характеристика), естественно другие регулировки, там внутри применен ряд конструктивных решений принципиально других, которые приводят к этим характеристикам – повышенной тяге, пониженному расходу. Но самое главное, что на нем есть, – это другая система регулирования», – пояснил Илья Федоров управляющий директор НПО «Сатурн», заместитель генерального директора УК «ОДК «.

Новый двигатель для Т-50 производства НПО «Сатурн» – развитие силового агрегата с индексом 117 – вот его испытывают в Рыбинске. Уже в первом полете Т-50 показал свою мощность – взлет почти вертикальный. «Этот двигатель дает возможность работать в сверхзвуковом режиме. Здесь установлено управление вектором тяги, что позволяет осуществлять повышенную маневренность», – отметил Сергей Чемезов, генеральный директор ГК «Ростехнологии».

Двигатель – сердце самолета, радар – его глаза и уши, пилотажно-навигационный комплекс – вестибулярный аппарат истребителя. Все, из чего складывается само понятие «пятое поколение», разрабатывалось одновременно с проектированием самолета.

«Предприятия, входящие в состав корпорации, производят продукцию и комплектующие для самолета пятого поколения – примерно 70 процентов», – подчеркнул Сергей Чемезов.

Разработчики гордятся: такого давно не было – первые летные образцы имеют почти штатное бортовое оборудование. На устранение этого «почти» есть еще пять лет – столько отведено на испытания.

«Интенсивность испытаний, на которые мы вышли и выходим, наверное, не знала прецедентов и в Советском Союзе. Потому что количество изделий велико и сроки достаточно сжатые. Потому что мы уже должны, как это заявлялось главкомом ВВС, в 14-15-м году этот самолет поставить как систему оружия», – подчеркнул Борис Обносов, генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

Не демонстрационный самолет для авиашоу, а грозное оружие. При этом оружие универсальное. Воздух-воздух, воздух-земля, малая, средняя, большая дальность. В «Корпорации тактическое ракетное вооружение» уже испытывают в деле ракеты для Т-50. Самая маленькая, но и самая грозная – ракета Р-73 для ближнего боя. Еще совершенствуется. Она, как и остальное оружие Т-50, цифровая.

«К преимуществам этих изделий должно относиться, это главное требование, как к ПАК ФА, так и F-22 – это внутрифюзеляжное размещение ракет с тем, чтобы снизить их заметность», – пояснил Борис Обносов.

Американский F-22 Raptor до появления Т-50 считался непобедимым. Его идеология – быть малозаметным для наземных локаторов. Идеология «суховского» истребителя – засечь Raptor раньше и эффективнее сражаться в ближнем бою. В противостоянии двух невидимок победит тот, у кого лучше радиолокационная система.

«Эффективно противодействовать таким самолетам мы сможем, даже выигрывать некоторые дуэльные ситуации», – уверен Владимир Загородний, главный конструктор, начальник отделения НИИП им. В. В. Тихомирова.

Владимир Загородний с трепетом показывает детище своего коллектива – радиолокатор для нового истребителя. Уникальная, а значит секретная разработка.

В антенне больше полутора тысяч маленьких приемопередающих элементов, такую технологию называют АФАР – активная фазированная антенная решетка. Пять антенн по всему фюзеляжу обнаружат самолет или ракету противника в любой плоскости. «То, что заложено сегодня, я не видел этого ни в Raptor, ни в F-35», – говорит Владимир Загородний.

Вся бортовая электроника Т-50 – это интеллектуальный комплекс, он сам подскажет летчику, какие действия предпринять. Летающий компьютер – так многие называют истребители пятого поколения. Часть традиционных обязанностей пилота самолет берет на себя.

«Что позволяет это оборудование? Это, прежде всего, высокоточный полет, выход в точки пуска ракет, высокоточного оружия, точное бомбометание, позиционирование летательного аппарата в воздушном пространстве», – отметил Андрей Тюлин, генеральный директор ОАО «Концерн «Авиаприборостроение».

Технология невидимки «стелс» означает: самолет должен излучать как можно меньше тепла и нести на себе минимум металла. Поэтому закрывают сопла и лопатки двигателей, используют композитные материалы.

«На примере зарубежных прототипов – и самолет F-22 «Раптор», и вновь создаваемый F-35, композиты нашли там очень широкое применение, это больше 40%. И мы уверены, что и в нашем перспективном истребителе применение данных материалов составит не меньшую цифру», – говорит Николай Выморнов, главный технолог НПК «Композит».

На научно-производственном предприятии «Технология» разработали новый углепластиковый материал, специально для истребителя пятого поколения. Металлические детали нового истребителя – и те сделаны по новым технологиям. Самолету предстоит летать на предельных и даже запредельных режимах, до этого не испытанных. А значит, и к прочности деталей особые требования. С такими материалами в России все в порядке. Наша страна – крупнейший поставщик титана.

«Титановые сплавы, которые активно используются в этом самолете, в первую очередь в корпусе самолета, в определенных частях двигателя, изготавливаются на предприятии ВСМПО-АВИСМА. Это самый крупный производитель титана и титановых изделий сплавов в мире», – напомнил Сергей Чемезов.

Первый летный образец – это только стенд для отработки систем, испытаний планера. Когда на крыльях Т-50 появятся красные звезды и истребитель поступит в войска, это может оказаться совсем другой самолет – внешне. Но многолетняя работа конструкторов и инженеров, которые разработали комплектующие, вряд ли окажется напрасной. Те характеристики, которые заложены в самолет, говорят если не о превосходстве в воздухе, то уж точно о паритете.

ПАК ФА (Т-50) » SFW

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, И-21) — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации — ОКБ Сухого, где он проходит под условным обозначением Т-50.
Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. Серийные машины данного типа будут собираться на КнААЗе, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Серийное производство самолёта должно начаться в 2016 году. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений.
Самолёт разрабатывается для замены Су-27 в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения).
Серийные поставки самолёта в войска запланированы на 2016 год, а первые укомплектованные им авиационные части появятся в России к 2020 году.
Бо́льшая часть информации о ПАК ФА является секретной. По этой причине известны лишь приблизительные характеристики самолёта. По размаху крыла и длине Т-50 больше F-22, но меньше Су-27. По массе, вероятно, относится к тяжелому классу истребителей, аналогично Су-27. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой, многофункциональный.
Т-50 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом, плавно сопряженным с фюзеляжем. Почти половину (зрительно около 46 %) размаха крыла составляет широкий фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48° и −14° соответственно.
На прототипе Т-50, а также на первых серийных образцах, которые должны поступить на вооружение российских ВВС в 2015 году, установлены двигатели первого этапа — «АЛ-41Ф1» (Изделие 117). Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, созданный «НПО „Сатурн“» по заказу «ОКБ Сухого», он позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания. Двигатель второго этапа будет разработан в течение 10—12 лет с даты начала тендера Минобороны РФ, в котором будут участвовать ОДК и «Салют».
Альтернативный двигатель для истребителя 5-го поколения, под условным обозначением «Тип 30». В дальнейшем он может получить индекс «АЛ-…». В планах довести его до серийного производства к 2017 году.
По данным на июнь 2015 года, технический проект на двигатель второго этапа готов, идёт разработка конструкторской документации. Первых два опытных образца изготовят в 2015 году.
Разработка двигателя второго этапа для ПАК ФА — «изделие 30» включает:

Научно-исследовательская работа (НИР) «129» — компрессор низкого давления (КНД), 3 ступени.
НИР «133» — газогенератор (ГГ) — 5 компрессор высокого давления (КВД) + камера сгорания (КС) + 1 ТВД (турбина высокого давления).
Турбина низкого давления (ТНД) 1 ступень, специфического номера нет
НИР «135»
НИР «137»


Истребитель оснащён 30-мм авиапушкой 9-А1-4071К, впервые испытанной в 2014 году. Пушка разработана специалистами тульского КБП. Новое орудие является модернизированным вариантом 30-мм авиационной пушки ГШ-30-1 (9-А-4071К), производимой с 1980-х гг.
По заявлениям Юрия Белого, генерального директора НИИП, радиоэлектронная система ПАК ФА будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолёте будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически составляя «умную обшивку».

Константин Макиенко, редактор журнала Moscow Defense Brief (англ. )русск., уточнил, что интегрированная многофункциональная радиолокационная система ПАК ФА будет содержать 5 встроенных антенн.


Малозаметность является одним из основных требований к истребителю пятого поколения и означает комплекс мер, принятых для уменьшения вероятности обнаружения самолета в радио-, инфракрасном и видимом диапазонах длин волн, а также акустически. Результатом этих мер является повышение выживаемости истребителя во время боевых действий.

Этапы пятого поколения | Авиатранспортное обозрение

Состоявшийся в конце января первый полет прототипа российского истребителя пятого поколения Т-50, разработанного в рамках программы Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), несомненно, уже стал событием года в отечественном авиастроении. Рыбинское НПО «Сатурн» поставило для прототипа Т-50 двигатели первого этапа, которые, тем не менее, пойдут и на серийные самолеты.
Ранее предполагалось, что российский истребитель пятого поколения поднимется в воздух на двигателях «Изделие 117С», которые являются модификацией АЛ-31Ф с тягой, увеличенной с 12,5 до 14,5 т. Двигатели 117С уже летают на другом новом истребителе «Сухого» поколения 4+ — Су-35. Однако, по словам представителей НПО «Сатурн», для Т-50 была подготовлена новая силовая установка. «Двигатель, который мы поставляем для Су-35, «Изделие 117С», — это не тот двигатель, который установлен на Т-50. Если мы добавляем по тяге 15–20%, то двигатель по определению уже не может быть старым», — рассказал Show Observer управляющий директор компании Илья Федоров. Он объяснил, что в двигатель внесены серьезные конструктивные изменения, включая другую обвязку и новую систему управления. 
Изначально нынешние двигатели Т-50, так называемые двигатели первого этапа, предназначались только для летных испытаний. Но, как заявил глава «Сухого» Михаил Погосян, Т-50 с этим двигателем обеспечивает требования ВВС России, поэтому новый истребитель поступит с ним на вооружение. Согласно ранее объявленным срокам, это должно произойти в 2015 г.
Предполагается, что позднее истребитель Т-50 получит так называемый двигатель второго этапа, однако, как объяснил Погосян, создание нового мотора займет 10–12 лет. По его словам, возможно, производить двигатели второго этапа будут несколько предприятий, в частности НПО «Сатурн» и московское ММПП «Салют», а интегратором станет Объединенная двигателестроительная корпорация.
Как рассказал Илья Федоров, уже сейчас НПО «Сатурн» проводит ряд НИР, которые через 2–3 года могут быть использованы при создании двигателя второго этапа. «Двигатель для ПАК ФА будет отличаться от ныне выпускаемых авиадвигателей меньшим весом и большей тягой, а еще очень серьезными технологиями по уменьшению заметности», —  заявил он. В частности, предполагается применение во внешних и внутренних элементах конструкции будущего двигателя неметаллических частей и композитов, что позволит получить более высокие температуры и снизить вес силовой установки. «Каких-то технических  сложностей в создании двигателя пятого поколения мы не видим, — сказал Федоров, — это вопрос сроков и денег».

скорость, вооружение и особенности конструкции

Пять букв, за которыми скрывается будущий российский истребитель.  ПАК ФА — Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации. Новый истребитель 5 поколения, заступает на службу предположительно в 2020 году. Сроки уже переносились два раза, поэтому есть шансы что их перенесут еще раз. Несколько слов о том, что такое пятое поколение. Поколение истребителей – это список характеристик, которыми должна обладать боевая машина. Такой список был сформирован уже в 80ые годы и работы по созданию 5ого поколения начали одновременно в США и СССР еще в 81ом году. В 90ые в Штатах уже были готовы летные прототипы, но из-за ряда проблем разработка затянулась и первый истребитель сошел с конвейера только в 1997ом, при том что первый полет прошел ее в начале десятилетия, а в серию самолет пустили лишь в 2001. С отечественной «пятеркой», как известно, все шло еще медленнее. Развал СССР и кризис 90ых стал серьезным ударом по авиапромышленности России. Прототипами для будущего поколения истребителей были в разное время МиГ 1.44, работы над которым были закрыты из-за прекращения финансирования, вторым кандидатом был СУ-47 «Беркут». Этот самолет, с обратной стреловидностью крыла, не соответствовал требованиям пятого поколения, поэтому работы над ним были прекращены, был построен один прототип «Беркута», который сейчас используется как экспериментальный самолет.

Разработка ПАК-ФА

Работы над ПАК ФА начались в 2002 в стенах КБ Сухого. Имея неудачный опыт работы над су-47, в конструкторском бюро планировали провести детальную работу над ошибками. Новая машина получила заводской номер Т-50 и уже в 2004 был продемонстрирован первый макет самолета, который был одобрен, началось финансирование проекта и масштабные работы по его реализации. Первый летный прототип взмыл в небо в 2011 году. Летом 2017 года наконец то новейший истребитель получил свое официальное имя — Су-57. На сегодняшний день остаются нерешенными ряд проблем с двигателями и разработкой нового вооружения, которое должно принципиально отличаться от имеющихся сейчас ракет Р-73, а так же оружия для поражения различных целей. Пока что вооружение Су-57 и его особенности остаются предметом для спекуляций.

СУ-57 против F-22 «Раптор»

В общем доступе нет тактико-технических характеристик новейшей отечественной разработки, но уже некоторое время аналитики сравнивают ПАК ФА с F-22 «Раптор». Штаты выпустили два истребителя пятого поколения F-22 и F-35 «Лайтнинг», но вторая машина является лёгким истребителем и ее будут противопоставлять скорее будущему МиГ-57, если такой удастся построить. Сравнение с F-22 логично, ведь истребитель Су-57 готовится как отечественный ответ на перспективный истребитель США. Что же может «Раптор»? Так как это «пятерка», то само собой это крейсерская сверхзвуковая скорость, АФАР, малозаметность и самое главное это многофункциональность. Благодаря продвинутой электронике самолет 5 поколения должен уметь выполнять роли истребителя, разведчика, штурмовика, наведения других самолетов на цель и так далее. F-22 может засекать цели на расстоянии 500км, наводится и сопровождать на 380км, одновременно может вести около 20и целей. Современное вооружение позволяет поражать цели на таких дистанциях и даже больше. Поэтому от Су-57 следует ожидать как минимум характеристики не хуже чем у «Раптора». F-35 обладает более скромными характеристиками и стоит на вооружении у ряда стран НАТО, «Рапторы» же есть только у США.

ТТХ СУ-57 ПАК-ФА

Описание и технические характеристики есть лишь приблизительные. На данный момент достоверно известна лишь конструкция планера, приблизительный вес, информация о двигателе электронике и вооружении. По состоянию на сегодняшний день в испытаниях Су-57 все еще используют двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 — турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. На испытаниях он смог без труда выйти на сверхзвуковую скорость. Однако уже в этом году запланирована установка нового двигателя, не модификации, а принципиально нового образца. По заявлениям конструкторов двигатель будет обладать повышенным уровнем тяги, новой турбиной, полностью цифровой системой управления, так же планируется повысить экономичность нового двигателя.

АФАР — Активная Фазированная Антенная Решетка. Неотъемлемый атрибут любого истребителя нового поколения. От пассивной версии ФАР отличается более высоким уровнем технологического процесса при производстве, который позволяет превратить каждый элемент решетки в как бы отдельный радар. Это и позволяет АФАР вести одновременно множество целей, в перспективе АФАР может вести более 30 целей и сканировать поверхность для обнаружения наземных целей одновременно. Подобная система очень дорога в производстве, поэтому установка ее на другие самолеты в виде модернизации вряд ли представляется возможным, ввиду экономической нецелесообразности. По данным на 2015 год РЛС Су-57 будет состоять из двух АФАР X и L диапазонов и двух радаров бокового обзора.

Перспективы СУ-57

С момента выхода F-22 в свет были проведены ряд тестов и симуляций боя «Раптора» с другими истребителями, в том числе Су-35, на данный момент «флагманской» машиной отечественных ВКС. Напомним, Су-35 это глубока модернизация Су-27, являющаяся поколением 4++, максимально близко к пятому поколению. Так вот по мнению экспертов бой 1 на 1 F-22 проиграет, в некоторых источниках пишут, что с большой вероятностью в каких-то с меньшей. Это объясняется более совершенной маневренностью «сушки». И это действительно так — отечественная машина обходит западный истребитель в этом плане. Так же Су-35 несет больше вооружения, что повышает шансы удачного попадания по цели. Как всегда, есть одно «но». «Раптор» крайне тяжело обнаружить из-за его “стелс” технологий и радаров, которые практически не создают излучения. Тем самым F-22 сможет вступить в бой первым, что в большинстве случаев будет являться решающим фактором, ведь «сушка» не сможет обнаружить крадущегося «Раптора» дальше чем несколько километров с помощью инфракрасного радара. С другой стороны, если пилот F-22 допустит ошибку и демаскирует себя, то у него начнутся проблемы. Но факт остается фактом. Ставка на «стелс» технологию в современной военной доктрине определенно оправдает себя. Современное вооружение, его будущие модификации, а так же новейшие разработки позволят истребителям стрелять все дальше, делая ближний бой пережитком прошлого, о котором в будущем будут шутить лётные инструкторы.

На вооружение перспективному авиационному комплексу требуются не менее перспективные ракеты, которых пока что мы не имеем. Несмотря на то что Су-35 обладает более чем грозным оружием, сама конструкция ракет предусматривает их размещение вне истребителя, в то время как самолет пятого поколения, ПАК ФА, обладает возможностью нести боекомплект внутри корпуса. Это требует создания новых видов ракет специально для новейшей отечественной машины. Уже точно известно, что для выполнения функции штурмовика в вооружение Су-57 будет включена 30-мм авиапушка.

ПАК ФА, Т-50, Су-57 — это будущее наших ВКС. Су-35 — отличная боевая машина и очевидно, что 5 поколение во многом будет превосходить 4++, поэтому скорейшая поставка на вооружение новеньких «сушек» будет являться приоритетом Сухого на ближайшие пару лет. В будущем мы возможно увидим аналог «Лайтнинга» в лице МиГ и уже заявлено о начале работ над ПАК ДА, новым стелс-бомбардировщиком для нужд дальней авиации в конструкторском бюро Туполева, первый полет этой машины ожидаем в 2025.

ПАК ФА Т-50 — истребитель пятого поколения

Объединённая авиастроительная корпорация Сухова разработала проект истребителя пятого поколения на замену Су-27. Разработка получила имя ПАК ФА, Т-50, И-21. Эта лётная машина станет прототипом и для продажи боевого летного вооружения в другие страны. Главным покупателем нашей страны является Индия. Она уже ждет, когда модификация этого  под названием FGFA.

Конструкция истребителя

Военные разработки проходят под грифом «совершенно секретно», поэтому никаких точных данных о характеристиках самолёта вам найти не удастся. Любая информация на эту тему может быть только приблизительной.

Известно, что размах крыла самолета меньше, чем у Су-27, однако больше, чем F-22. Скорее всего, Т-50 характеристика массы, как и у Су-27 будет классифицироваться, как «тяжелый истребитель». Передовая электроника, многофункциональность, возможность достижения сверхзвуковой скорости, повышенная способность — ПАК ФА, Т-50, И-21 полностью соответствует параметрам, которые предъявляются к истребителям этого поколению.

Конструктивные особенности самолёта сделали кабину пилота стала шире, чем у Су-27. А вот оборудование практически идентично с тем, что было у предшественника.

В прессу попала информация, что в этом истребителе, в кабине пилота будет так же установлена катапульта пятого поколения, которое по многим параметрам считается лучшей, в сравнении со  всеми предыдущими моделями, которыми оснащали самолеты военно-воздушных сил России.

Ещё одной новой чертой этого агрегата является встроенный планер, который тоже по ряду характеристик более соответствует последним требованиям к военной технике.

На серийных образцах, выпущенных в 2015 году, был установлен двигатель первого этапа  «АЛ-41Ф1». Создание двигателя «ОКБ Сухого» заказали «НПО Сатурну».  А они разработали двухконтурный двигатель, способный развивать сверхзвуковую скорость.

Для того, что бы разработать двигатель второго этапа Министерство Обороны страны выделило срок в 10-12 лет.  Он должен быть сто процентов управляемым с помощью цифровых систем, с повышенной силой тяги и улучшенными расходными характеристиками.

Экспортная модификация

Для модифицирования ПАК ФА на экспортный рынок, был подписан договор объединенной авиастроительной корпорацией с компанией из Индии Hindustan Aeronautics Limited. Они совместно занимаются разработкой и производством истребителя пятого поколения.

Условия соглашения обязывают выполнить почти все работы российскую компанию. А вот индийская корпорация должна разработать бортовой компьютер.

Доля HAL от проекта составит около двадцати пяти процентов. А конечная сумма, в которую оценивают проект, будет составлять порядка десяти миллиардов долларов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Российский истребитель-невидимка Т-50 может иметь фатальный недостаток | Война скучна | Война скучна

Т-50. Алекс Бельтюков фото с Викимедиа

Двигатели

ДЕЙВ МАДЖУМДАР

Объединенная авиастроительная корпорация готовится к запуску в серийное производство истребителя-невидимки пятого поколения Сухого Т-50 ПАК-ФА, сообщают российские СМИ. Восьмой прототип Т-50, который почти соответствует требованиям Москвы к истребителю нового поколения, должен совершить свой первый полет 20 июня.

«Восьмой планер в отличие от предыдущего самолета полностью оснащен оборудованием и системами, прописанными в техническом задании, для создания перспективного фронтового авиационного комплекса», — сообщил русскоязычной газете «Известия » источник в оборонно-промышленном комплексе.

«С появлением нового истребителя можно сказать, что Т-50 достиг стадии боеспособности и готовности к серийному производству и использованию ВКС России».

Еще четыре самолета Т-50 находятся на различных стадиях окончательной сборки на заводе Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения на Дальнем Востоке России.Девятый самолет должен присоединиться к программе летных испытаний Т-50 в сентябре.

Но пока летные испытания еще не завершены, ОАК рассчитывает подписать контракт с ВКС России на начало серийного производства Т-50 осенью этого года, сообщил источник «Известий ». Поставки нового истребителя-невидимки должны начаться в 2017 году.

Ожидается, что Министерство обороны России закупит на начальном этапе всего дюжину действующих самолетов Т-50. Ожидается, что российские Воздушно-космические силы будут использовать эти первые 12 серийных самолетов для эксплуатационных испытаний, прежде чем Москва возьмет на себя обязательство закупить новые дорогие истребители-невидимки.

Но, согласно российским источникам, в российских вооруженных силах ведутся оживленные споры о том, стоят ли такие самолеты-невидимки, как Т-50, своих денег. Эти дебаты — в дополнение к экономическим проблемам Москвы — являются одной из нескольких причин, по которым Воздушно-космические силы занимают выжидательную позицию в отношении нового самолета.

У Т-50 глохнет компрессор в 2011 году. Фото Rulexip из Викимедиа

Другой серьезной проблемой ВВС России является силовая установка самолета.

Первоначально Т-50 поступит в ограниченную эксплуатацию с парой форсажных турбовентиляторных двигателей «Сатурн Изделие 117», также известных как АЛ-41Ф1, способных развивать тягу в 31 967 фунтов.

АЛ-41Ф1 — это сильно модернизированная версия АЛ-31ФП, устанавливаемая на более старые варианты Су-27 и Су-30 «Фланкер», которая была разработана для новейшего Су-35С «Фланкер-Э». Хотя двигатель АЛ-41Ф1 подходит для нового Flanker-E, он оказался менее чем удовлетворительным для использования на борту истребителя пятого поколения.

Согласно российским источникам, хотя АЛ-41Ф1 обеспечивает достаточную тягу для поддержания сверхзвукового крейсерского полета, он не соответствует требованиям ВКС России по тяговооруженности и топливной экономичности.

Однако русские намеревались использовать АЛ-41Ф1 только как промежуточный двигатель. В настоящее время Saturn разрабатывает двигатель класса 40 000 фунтов под названием «Изделие 30», который должен стать окончательной силовой установкой для нового российского истребителя.

Однако России предстоит нелегкий путь развития «Изделие 30». Известия сообщают, что Т-50 получит новый двигатель только в период между 2025 и 2027 годами. Большая часть проблемы проистекает из постсоветского недомогания России в 1990-х годах, когда развитие технологий фактически остановилось, а финансирование практически испарилось.

Разработка двигателя — безусловно, самый сложный и технически сложный аспект разработки нового боевого самолета.

Это урок, который Соединенные Штаты усвоили во время разработки Grumman F-14 Tomcat и McDonnell Douglas (теперь Boeing) F-15 Eagle в 1970-х годах.Чтобы решить эту проблему, Пентагон начал разработку F119 и его конкурента General Electric YF120 за несколько лет до того, как приступить к разработке Lockheed Martin F-22 Raptor.

Т-50, вид снизу. Фото Дмитрия Пичугина с Wikimedia

Но, как показал недавний опыт, даже относительно зрелые конструкции двигателей могут столкнуться с проблемами прорезывания зубов при адаптации для другого применения.

Одним из примеров этого было, когда двигатель Pratt & Whitney F135, созданный на основе почти безупречного F119 F-22, столкнулся с проблемами после модификации для использования на истребителе Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter.У F135 есть проблемы с визгом форсажной камеры и трением лопаток турбины о корпус, что привело к потере одного самолета.

Поскольку разработка двигателей настолько сложна, как ВВС, так и ВМС приступили к разработке передовых технологий двигателей с адаптивным циклом задолго до будущего истребителя «шестого поколения», который заменит F-22 и F/A-18 Super Hornet. .

И ВВС США, и ВМС США начинают предварительную работу над истребителями нового поколения по программам Penetrating Counterair и Next Generation Air Dominance соответственно.

Однако в Пентагоне прекрасно понимают, что двигательная установка будет самым сложным и дорогостоящим аспектом любой программы создания нового самолета. Когда придет время, ВВС могут позаимствовать из российского сценария и использовать промежуточный двигатель на своем новом истребителе.

«Двигатель — это длинный шест [в палатке], если все должно быть новым, но мы всегда можем построить что-то с существующим двигателем», — сказал один из официальных лиц ВВС, знакомый с усилиями службы по созданию боевых самолетов нового поколения.«Системы миссий и взаимосвязь являются наиболее важным аспектом наращивания потенциала в будущем».

Статья изначально была опубликована в The National Interest.

Российский истребитель-невидимка Су-57 совершил первый полет с новым двигателем — The Diplomat

Азия обороны

Оборонная промышленность России активно работает над созданием двигателя нового поколения для истребителя пятого поколения.

Первый отечественный истребитель-невидимка пятого поколения Су-57 совершил первый полет с новым реактивным двигателем, сообщил источник в Минпромторге России.

«Новейший российский истребитель пятого поколения Т-50 совершил первый полет с двигателем второй ступени 5 декабря 2017 года в Летно-исследовательском институте им.

Испытательный полет длился 17 минут. Су-57 — многоцелевой одноместный двухмоторный истребитель завоевания господства в воздухе/глубокой воздушной поддержки, предназначенный для замены стареющего парка МиГ-29 и Су-27 ВКС России в ближайшие годы. После ввода в строй он станет первым истребителем-невидимкой пятого поколения, стоящим на вооружении российской армии.

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сказал, что успешный полет «придаст дополнительный импульс программе создания истребителя пятого поколения… Это доказывает высокий потенциал российского авиастроения, способного создавать умные и перспективные системы – аэродинамические системы. , инновационные цифровые компоненты, новейшие двигатели».

Diplomat Brief

Еженедельный информационный бюллетень
N

Получайте информацию о событиях недели и развивайте сюжеты для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Получить информационный бюллетень

Как я объяснял ранее, двигатель остается одним из основных технических недостатков программы Су-57, что ставит под сомнение, действительно ли самолет является истребителем пятого поколения: «На данный момент Су-57 прототипы оснащены модифицированным двигателем Saturn АЛ-41Ф1С, получившим название АЛ-41Ф1, который также устанавливается на Сухой Су-35С Flanker-E».

Нравится эта статья? Щелкните здесь, чтобы подписаться на полный доступ. Всего 5 долларов в месяц.

Новый двигатель — изделие «Сатурн» 30 следующего поколения — по сообщениям, не будет готов к серийному производству до 2020 года. с учетом использования новых композитных материалов», — писал я в августе.

Россия в настоящее время эксплуатирует девять прототипов Су-57, а еще два самолета должны быть поставлены ВКС России к концу 2017 года.К настоящему времени состоялись сотни испытательных полетов прототипов. Однако завершение опытно-конструкторских работ по Су-57 ожидается не раньше 2019 года.

В этом же году планируется запуск серийного самолета.

Реклама

Су-57 будет способен нести некоторые из самых современных систем вооружения России, включая новые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» вне прямой видимости, включая тактическую крылатую ракету увеличенной дальности Х-35УЭ, а также а также сверхзвуковая крылатая ракета BrahMos-A, способная нести ядерное оружие.

Однако цена перевозки такого тяжелого вооружения, скорее всего, будет заключаться в уменьшении возможностей малозаметности, как я указывал ранее: «И BrahMos-A, и Х-35УЭ не помещаются во внутренний отсек вооружения самолета, перевозиться под крыльями самолета в транспортно-пусковом контейнере, что снизит малозаметность истребителя».

Между тем, совместный индийско-российский оборонный проект на базе Су-57, совместная разработка и производство истребителя пятого поколения Sukhoi/HAL (FGFA), также известного в Индии как перспективный многоцелевой истребитель (PMF ), по-прежнему не показывает никаких признаков прогресса, поскольку Нью-Дели якобы хочет полностью отменить программу.

Су-57 (ПАК ФА Т-50) | soldat.pro — военные специалисты. объединяет лучших!

Су-57 (ПАК ФА Т-50) последние новости 2017

Су-57 (заводской индекс Т-50) — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный ОКБ П.О. Сухой под «ПАК ФА» (ПАК ФА Сухого) (программа «И-21»). До августа 2017 года самолет носил заводской индекс Т-50. 11 августа 2017 года главком Воздушно-космических сил Российской Федерации Виктор Бондарев официально объявил серийное наименование истребителя пятого поколения Т-50.Самолет получил обозначение Су-57.

Су-57 — видео