Царь-пушка, оружие на картинах Верещагина и других, фильмы об оружии.

Публикации раздела Музеи

«Когда говорят пушки, музы молчат» — гласит известное крылатое выражение. Зато после окончания военных действий музы трудятся вовсю — и нередко воспевают именно оружие. К российскому Дню ракетных войск и артиллерии, который отмечается 19 ноября, вспоминаем самые интересные произведения русского искусства, посвященные орудиям, вместе с Софьей Багдасаровой.

Рисунки в летописях

Битва на Ворскле. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Рукопись Лицевого летописного свода (реплика). Музей-заповедник «Александровская слобода». Фотография Софьи Багдасаровой

Тохтамыш у стен Москвы. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Считается, что впервые русские применили артиллерию в 1382 году во время нашествия на Москву хана Тохтамыша. Тогда москвичи оборонялись из пушек, ранее вывезенных из Волжской Булгарии, — «иные тюфяки, а иные пушки великие пущаху». Город это, впрочем, не спасло — хан взял его обманом.

Эти первые русские пушки можно разглядеть в посвященной осаде миниатюре Лицевого летописного свода — манускрипта, созданного в 1560–70-х годах для Ивана Грозного. Десятитомная рукопись содержит почти 16 тысяч миниатюр. Рисовали их несколько разных художников. Разница в стиле отчетливо видна, если сравнить изображение Тохтамыша со сценой Битвы на Ворскле (в 1399 году ордынцы разбили там литовского князя Витовта и его русских союзников). Как мы видим, здесь также использовалась артиллерия — хотя пушки не сразу бросаются в глаза, будучи нарисованными в том же средневековом древнерусском стиле.

Чугунное литье

Царь-пушка, Москва. Фотография: Wikimedia Commons

Царь-пушка, Москва. Фотография: Wikimedia Commons

Царь-пушка, Москва. Фотография: Wikimedia Commons

Гигантская Царь-пушка, отлитая в 1586 году Андреем Чоховым, стала одним из символов России. Про это даже есть злая шутка, мол, не зря у «этой страны» такие символы — колокол, который никогда не звонил, и пушка, которая никогда не стреляла. Шутники не знают, что еще в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского, исследовав канал орудия, сделали вывод, что из него точно стреляли, по крайней мере единожды.

Но это орудие — еще и выдающийся памятник искусства. Например, на его дуле можно увидеть портретный рельеф Федора I Иоанновича верхом. Это, если не считать летописей, одно из первых конных изображений русского монарха (раньше был Иван Грозный на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя»). А вот лафет — произведение XIX века; его псевдорусское узорочье — плод воображения Александра Брюллова (брата знаменитого Карла). Александр вошел в историю как светский портретист-акварелист и академик архитектуры, поэтому разглядывать его работу в чугуне особенно любопытно.

Императорские портреты

Петр Дрождин. Портрет Петра Великого. 1795. ГРМ

Григорий Мусикийский. Портрет Петра I. 1723. ГЭ

Поль Деларош. Портрет Петра Великого. 1838. Гамбургский Кунстхалле

Молодой Российской империи орудия были нужны в таких огромных количествах, что сначала Петр I отбирал у монастырей колокола и переливал их на пушки — металла не хватало. За 1701 год собрали около 180 тонн бронзы и отлили из нее 268 орудий. Потом промышленность удалось поднять — построили оружейные заводы, отыскали уральские месторождения.

Огнестрельное оружие правило миром. Поэтому оно проникло и в портреты государей, которые раньше изображались в доспехах и с мечами. С пушкой под рукой, символом победы, Петра изображает его любимый миниатюрист Григорий Мусикийский. Кроме жерл орудий вокруг другие знаки императорских достижений — корабли, Петропавловский собор. Один из самых узнаваемых образов Петра — картина, написанная Полем Деларошем уже в николаевское время, тоже не могла обойтись без ствола орудия.

Век девятнадцатый, Железный

Жан-Франсуа Тома де Томон. Проект памятника из трофейных орудий (фрагмент). 1812–1813. Акварель. ГЭ

Алексей Оленин. Три проекта для памятника, сооружаемого из огнестрельных орудий, отбитых у неприятеля в 1812 году. Между 1812–1814 гг. Акварель. ГАРФ

Колонна Славы, Санкт-Петербург. Фотография: Wikimedia Commons

После Отечественной войны 1812 года на русских землях образовался переизбыток не только замерзших французов в опорках и бабьих тулупах, но и французских пушек. Одни были отбиты у них на поле боя, другие — найдены брошенными на пути их зимнего отступления. Сегодня внутри одного только Московского Кремля находятся 754 трофейных ствола (первоначально их было 875).

После победы в воздухе витала идея сварить из них гигантскую триумфальную колонну. Этот проект поддерживали император Александр I, а потом и Николай I, да видно, не очень активно. Сохранились чертежи вариантов памятника, сделанные Алексеем Олениным, Андреем Воронихиным, Жаном Франсуа Тома де Томоном и другими известными художниками и архитекторами.

К идее вернулись в 1886 году: из 886 орудий, захваченных во время штурма Плевны, в Петербурге была воздвигнута колонна Славы. Правда, уже в честь другой войны — Русско-турецкой 1877–1878 годов. В 1930-е годы ее переплавили, но в 2005 году воссоздали заново. А Спасо-Преображенский собор Петербурга обнесен оградой в память о другой Русско-турецкой войне, проходившей в 1828–1829 годах. У решетки по проекту архитектора Стасова вместо столбов — 102 турецкие пушки, захваченные в Измаиле, Варне и других городах.

Читайте также:

  • Гусарство русского искусства: гусары в картинах, стихах и кино
  • Старые девы русской культуры
  • Любовь к жемчугу: перлы в русском искусстве

Бомбардировка монастыря

Нападение англичан на Соловецкий монастырь. Лубочная картинка. 1868

Неизвестный художник. Белое море. Атака Новитска фрегатом Миранда и корветом Бриск. Август 1854 г.

В середине XIX века навеки исчезла романтика парусных кораблей, вооруженных пушками (привычных нам по книжкам о пиратах). На морях стали царить пароходы. Их тоже вооружали. Во время Крымской войны именно пароходы обстреливали Соловецкий монастырь. Да-да, именно Соловецкий, и именно во время Крымской войны. Оказывается, у этой кампании был еще один — северный фронт. Англичане, которые протоптали дорожку к Архангельску еще при Иване Грозном, всегда помнили о нашем северном побережье (во время Гражданской войны они тоже атакуют с той стороны).

Соловецкий монастырь бомбардировали два английских парохода — «Миранда» и «Бриск». 6 и 7 июля 1854 года они выпустили около 1800 бомб и ядер, но лишь немного повредили второстепенные здания и никого не ранили. Монастырские стены XVI века оказались построенными на века. А вот береговая батарея, состоявшая из монахов и инвалидов, «Миранду» подбила. Оборону возглавлял храбрый архимандрит Александр (Павлович), в прошлом полковой священник. Наивная гравюра, запечатлевшая это событие, выполнена в лубочном стиле — люди здесь непропорциональны, а клубы дыма будто вырезаны из бумаги. Цветная французская литография с изображением атаки этих же кораблей на поселение Новицк намного реалистичней — но не так очаровательна.

Британская жестокость

Василий Верещагин. Подавление индийского восстания англичанами. 1884

Василий Верещагин. Пушка. Этюд для картины «Английская казнь в Индии». 1882—1883

Англичане вообще в ту пору вели себя как хозяева мира. Впрочем, они ими почти и были: недаром в Британской империи, куда входили и Австралия, и Канада, никогда не заходило солнце. Этому могуществу способствовали их передовые технологии, в особенности военные.

Василий Верещагин, который был влюблен в Азию и совершил по ней множество путешествий, не мог пренебречь и английскими пушками, правившими этим континентом. Тем более что британцы придумали способ смертной казни, который трудно было забыть, раз увидев. Его прозвали «дьявольский ветер»: осужденного привязывали к жерлу пушки, а потом из нее стреляли. Казненного даже не могли после этого похоронить как следует, что было особенно тяжело для религиозных индусов.

В 1884 году Верещагин написал картину, на которой изображен ряд пушек с привязанными индусами за мгновение до залпа. Картина эта ныне известна только по репродукции — в Европе она вызвала такой большой скандал и возмущение английским варварством, что кто-то ее купил (англичане) и уничтожил.

Искусство нового мира

Антон Лавинский. Броненосец «Потемкин». Плакат. 1925

Александр Родченко. Броненосец «Потемкин». Плакат. 1926

Владимир Стенберг, Георгий Стенберг. Броненосец «Потемкин». Плакат. 1929

В начале ХХ века морями правят уже не пароходы, а броненосцы. Спущенный на воду в 1900 году броненосец «Князь Потемкин-Таврический» имел 44 орудия, в том числе четыре 305-миллиметровых. Но в историю он вошел благодаря восстанию революционных матросов в 1905 году.

Фильм, снятый о нем Эйзенштейном в 1925 году, до сих пор считается одной из лучших лент за всю историю кино, несмотря на то, что он черно-белый и немой. Цветные афиши для этого продукта Госкино создавали знаменитые мастера конструктивизма — Родченко, Лавинский, братья Стенберги. И главную роль в композиции этих авангардных плакатов играли именно длинные орудия.

Теги:

Батальная живописьПортретыИнтересные фактыПубликации раздела Музеи

ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Военная история ]— Сб. Артиллеристы

1. История учит

Полковник Е. Болтин.

Первые русские артиллеристы

Артиллерийские выстрелы на Руси впервые раздались при князе Дмитрии Донском. «Лета 6897 (то-есть в 1389 году) вывезли из немец арматы на Русь и огненную стрельбу и от того часу уразумели из них стреляти» — так повествует об этом событии Голицынская летопись.

Можно считать, что нашей артиллерии, как роду войск, в 1939 году исполнялось 550 лет.

В ту далекую пору артиллерия и в Западной Европе делала только первые, младенческие шаги. Секрет приготовления пороха, изобретенного китайцами еще за много лет до нашей эры, оставался долгое время неизвестным для европейцев. Его раскрыл английский монах Роджер Бэкон только в 1216 году. В XIII веке огнестрельное оружие уже использовалось арабами. В 1308 году испанцы первые из европейских наций применили порох для военных целей, взяв с помощью пушек Гибралтар. С этого времени и ведет свое начало артиллерия.

Дмитрий Донской, победитель татар в знаменитой Куликовской битве (1380 год), — первый русский полководец, который понял силу и значение нового оружия. Нужно иметь в виду, что «вывезти из немец арматы» было предприятием далеко не легким из-за бездорожья того времени, отдаленности России от Западной Европы и громоздкости первых орудий.

Мы не знаем, что представляли собой эти орудия по своей конструкции, неизвестно также, как они применялись в бою. Но об их калибре и дальнобойности некоторые сведения сохранились. По словам Воскресенской летописи, первые пушки стреляли каменными ядрами такого веса, «…яко можаку четыре мужи сильнии подъяти» и метали их на «полтора перестрела», то-есть, надо полагать, в полтора раза дальше полета стрелы.

Если судить по этим, правда, весьма расплывчатым, данным, то можно допустить, что калибр первых орудий достигал 40 сантиметров. Мы заключаем это из того, что каменное ядро, которое могли поднять только четыре человека, должно весить не менее 10 пудов. А десятипудовый гранитный шар имеет диаметр около 40 сантиметров. Повидимому, первые орудия по типу приближались к мортире, то-есть они имели короткий ствол и сравнительно большой калибр.

Что же касается дальнобойности этих [4] орудий, то ее можно определить более точно.

Лучшие стрелки XIV столетия — английские лучники — поражали противника из своих длинных луков на расстояние до 185 метров; первые русские «арматы» стреляли, по утверждению летописи, в полтора раза дальше среднего полета стрелы, то-есть метров на 200–250. Эта цифра кажется ничтожной при сравнения с дальностью действия современных орудий, доходящей до 50 километров. Если же сравнить первые пушки с отдельными современными орудиями сверхдальней стрельбы (например, с германской пушкой «Колоссаль», обстреливавшей во время мировой войны Париж), то окажется, что за 500 лет артиллерия увеличила дальность стрельбы примерно в 500 раз. Но для XIV столетия, для тогдашних способов ведения боя, дистанцию в 200 метров нужно признать все же значительной.

Первыми артиллеристами в средневековой Руси были иностранцы, обычно сопровождавшие купленные за границей пушки. Они являлись как бы инструкторами артиллерийского дела; под их руководством довольно быстро выросла целая плеяда русских артиллерийских мастеров.

Когда началось на Руси самостоятельное литье пушек и производство взрывчатых веществ — сказать трудно. Известно, что в 1400 году в Москве произошел крупный пожар «от делания пороха». В 1408 году Москва отбивалась от татар с помощью пушек.

Пушки использовались князьями и в их междоусобных войнах. Начиная с конца XIV века, летописи все чаще отмечают участие артиллерии в боях и в осадах городов. Надо полагать, что уже в начале XV века наши предки овладели основными секретами артиллерийского производства.

В дореволюционной военно-исторической литературе высказывалось мнение, будто все артиллеристы XV века были сплошь иностранными наемниками. Однако это утверждение, безусловно, неверно. Характерно, что первый артиллерист, о котором [5] упоминается в легописи, — это новгородец Упадыш, имя которого не оставляет сомнений в его национальной принадлежности. Упадыш участвовал в войне Новгорода с московским князем в 1471 году. Выполняя поручение князя, Упадыш со своими подручными за одну ночь испортил все новгородские пушки — 55 штук, — забив их жерла деревянными чурками.

Этот случай показывает, что к концу XV века Новгород обладал уже довольно многочисленной артиллерией. Значит, нужно было иметь и довольно значительные кадры артиллерийской прислуги.

Эта прислуга, несомненно, состояла из русских, а не из наемных иностранцев. С другой стороны, очевидно, что и производство артиллерийских орудий на Руси в середине XV века было уже налажено: при тогдашних условиях торговли русские едва ли могли закупить за границей столько пушек.

В 1475 году князь Иван III пригласил в Москву из Болоньи итальянского литейщика и зодчего Ридольфо Фиораванти. Как зодчий Фиораванти знаменит постройкой собора в московском Кремле; как мастер литейного дела он известен тем, что воспитал многих русских литейщиков, имена которых дошли до нас вместе с пушками, отлитыми ими.

В ту пору литейщики относились к своей работе не как к простому ремеслу, а как к искусству. Они считали себя в какой-то степени художниками артиллерийского дела. Они изощрялись в украшении своих орудий, придавали им иногда самую причудливую форму, называли пушки особыми отличительными именами. Обычно литейщик оставлял на орудии память о себе, отливая или вырезывая на стволе специальную надпись.

Надпись не только указывала дату, имя мастера и место изготовления орудия; нередко она носила характер посвящения или указывала, от кого данный мастер научился лить пушки и кто помогал ему в этом деле.

Наиболее древняя из подобных записей, [6] дошедших до нас, — это надпись на пищали, отлитой в 1485 году мастером Яковом (пищаль хранится в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде).

В 1488 году в Москве существовала «пушечная изба», в которой отливались орудия; вокруг иностранных мастеров группировались русские техники, освоившие технологию артиллерийского производства того времени и налаживавшие самостоятельную русскую артиллерийскую (конечно, кустарную) промышленность.

Известно немало литейщиков, работавших после Якова: Иван и Василий, отлившие пищаль в 1491 году и именовавшие себя «Яковлевы ученики Ваня да Васюк»; Андрей Чохов, ученик Фиораванти, отливший знаменитую московскую «царь-пушку», и другие.

Андрей Чохов был наиболее выдающимся русским литейщиком периода царствования Ивана Грозного и его сына Федора.

Царь-пушка — едва ли не самое крупное в мире орудие той эпохи. Ее калибр — 35 дюймов, вес — 2400 пудов (40 тонн), длина — около 5 метров. Каменное ядро этой пушки весило 120 пудов. Но царь-пушка не имела никакого боевого значения; повидимому, из нее никогда и не стреляли, ибо она не выдержала бы и одного выстрела. Постройка такого орудия преследовала, очевидно, своеобразную политическую цель. Недаром в царствование Ивана Грозного подол римского императора доносил, что Московское княжество имеет не менее двух тысяч орудий и такие снаряды, что не видавший их не поверит описанию. Артиллерия Ивана Грозного действительно была довольно многочисленной. Так, при осаде Казани в 1552 году русские войска имели 150 орудий крупного калибра, помимо полковых пушек и мортирок. А в Литовском походе Ивана Грозного участвовало около 200 орудий.

В середине XVII столетия в 96 разных городах (не считая Москвы) имелось уже 2 730 орудий.

Что же это были за орудия?

В тогдашней русской артиллерии мы встречаем те же типы орудий, что и в западно-европейской: пушки (каноны), пищали (кулеврины), гафуницы и мортиры. Первые два типа — это орудия настильного огня, то-есть с пологой траекторией полета снаряда; последние два типа — орудия навесного огня, то-есть с крутой траекторией полета снаряда.

Пушки и пищали использовались главным образом в полевом бою. Пищаль отличалась от пушки большей длиной ствола и, как правило, меньшим весом. Гафуницы (то-есть гаубицы) предназначались для действия картечью или каменной дробью. Поэтому их называли еще и «дробовиками». Гафуницы использовались преимущественно для обороны крепостей. И, наконец, мортиры, стрелявшие каменными [7] ядрами, картечью или зажигательными снарядами, выполняли в основном роль осадных орудий.

Таким образом, имелась определенная система артиллерийского вооружения, но в рамках этой системы царила необычайная пестрота. Никакой артиллерийской науки тогда еще не существовало, поэтому каждый мастер сам устанавливал калибр, длину ствола, толщину его стенок и другие данные орудия. Пушки отливались из непрочных металлов — чугуна, бронзы — или выковывались из железа.

Разнообразие систем и калибров, случайность баллистических качеств, зависевших от умения и фантазии литейщика, — все это характерно для русской артиллерии той эпохи. Почти каждая пушка была уникальной, то-естъ единственной в своем роде; значит, и снаряды к каждому орудию были тоже свои, особенные, годные только для него одного. Ясно, насколько это усложняло артиллерийское снабжение и стрельбу.

Подобный хаос царил, правда, не только в русской артиллерии; то же самое творилось вплоть до начала XVII века и в Западной Европе. Русская артиллерийская техника, отставая в целом от западно-европейской, нередко в отдельных областях достигала европейского уровня, а иногда даже и опережала его. Так, например, идея заряжания орудия не с дула, а «с казны», а также мысль об устройстве нарезных орудий впервые появились и были осуществлены на деле в России задолго до их возникновения на Западе. Уже в 1615 году неизвестным русским мастером была построена бронзовая пищаль, имевшая клиновый затвор — предшественник принятых теперь во всех армиях затворов.

Эта пищаль, сохранившаяся поныне, имеет на стенках канала ствола 10 спиральных нарезов и заряжается с казенной части. В Западной Европе подобное орудие с нарезами изготовили только к концу XVII века, — стало быть, русская техническая мысль опередила в этом случае заграничную по крайней мере на полстолетия. Что же касается клинового затвора, то он в Европе появился значительно позже. Массовое же применение нарезные орудия и клиновые затворы получили лишь в XIX столетии.

Любопытно отметить, что родоначальником клинового затвора считал себя пресловутый [8] германский «пушечный король» Фридрих Крупп. Но в 80-х годах прошлого века Крупп посетил артиллерийский музей в Петербурге и увидел там старинную русскую пищаль с клиновым затвором. Пушечный фабрикант был поражен тем, что безвестный русский конструктор опередил немцев на целых 200 лет!

В области организации артиллерии русская мысль в ряде случаев также шла впереди европейской. Так, на Западе создателем полковой артиллерии (то-есть артиллерии, входящей в состав пехотных и кавалерийских полков) считается шведский король Густав-Адольф, которого Энгельс называет крупным военным реформатором XVII века. Между тем термин «полковая пушка» встречается в русских документах гораздо раньше — в XVI веке, а в начале XVII века каждый русский стрелецкий и солдатский полк имел уже свою полковую артиллерию — от 6 до 8 пищалей.

Очень рано в России зарождается объединенное общевойсковое управление артиллерией в виде так называемого «Большого полкового наряда», существовавшего при «Разрядном шатре», то-есть при командире корпуса.

Таким образом, при царе Иване Грозном и при его сыне Федоре русская артиллерия достигла известного расцвета. Но последовавший период междуцарствия откинул русскую артиллерию далеко назад. И тогда как артиллерийская техника в Западной Европе во второй половине XVII века значительно шагнула вперед, а вооружение артиллерии было относительно систематизировано, русская артиллерия вплоть до царствования Петра I оставалась на уровне, достигнутом при Иване Грозном.

Развитие артиллерии вызвало к жизни особое сословие — пушкарей. Впервые о них упоминает документ, относящийся к 1545 году, то-есть к эпохе Ивана Грозного: «с пушкарей и с пищальников, пищального зелья (то-есть пороха) имати государь не велел, потому что им быти самим на государевой службе». Царя нуждались в постоянных кадрах специалистов пушечного дела, и пушкарям поэтому предоставлялись особые льготы. Пушкаря селились отдельными слободами, имели свои правила, на основе которых в пушкарское сословие принимались новые члены, и даже судились они в особом «Пушкарском приказе».

Этот приказ ведал всем артиллерийским хозяйством. Он заключал подряды на поставку пороха, на изготовление орудий, снарядов и вообще всей материальной части артиллерии. Перед походом Пушкарский приказ назначал состав артиллерийского парка («большого наряда») и определял количество необходимых орудий, снарядов и пороха. Руководил «большим нарядом» «пушкарский голова» — соответствовавший нынешнему общевойсковому начальнику артиллерии.

Пушкарский голова был лицом значительным, и в войске с ним считались. Первый русский артиллерийский писатель, Онисим Михайлов, о котором мы расскажем ниже, так описывает работу пушкарского головы: «А о пушкарском голове обстоит великое дело, потому что он пушкарский голова и в войске думный человек; а имеет на себе не одно попечение о пушкарском деле, но и о всех воинских людях имеет печаль с воеводою и головами и со своей воинскою думою».

В мирное время пушкари занимались, помимо своей службы, еще ремеслами, а также торговлей. Крут их военных обязанностей не ограничивался чисто артиллерийским делом, а включал также караульную и посыльную службы, разведку и т. д. От должности пушкаря освобождала только старость, болезнь или увечье, причем контроль за таким освобождением возлагался на самих пушкарей.

Как люди, состоящие на «государевой службе», пушкари получали постоянное жалованье. При Иване Грозном оно составляло 2 рубля с гривной в год и полуосьмины муки в месяц; следует сказать, что в то время рубль был большой суммой. Московские же пушкари получали еще в год «по сукну доброму, цена по 2 рубля сукно».

По специальности пушкари разделялись на две группы: собственно пушкари, служившие при больших орудиях, и стрелки, обслуживавшие малые орудия. И тем и другим придавались подсобные рабочие — «податные» или «ярыги».

В 1631 году по 82 русским городам числилось 3 573 пушкаря, включая мастеровых и техников. [9]

Русские цари охотно устраивали артиллерийские смотры — нечто вроде полигонных стрельб. Ежегодные смотры ввел еще Иван Грозный. Зимой, в районе Ваганьковского кладбища в Москве, собирались смотреть на пушечную пальбу бояре, купцы, иностранные гости и сам царь со своей свитой. Целый день длилась потеха: пушкари состязались в быстроте и меткости стрельбы. Мишенями служили толстые бревенчатые срубы, набитые землей. Победители, наиболее искусно поразившие свои мишени, получали государеву награду.

Эти артиллерийские состязания имели, несомненно, большое практическое значение: они не только позволяли наглядно сравнивать лучшие образцы орудий и разные способы стрельбы, но и содействовали выработке общих взглядов на применение артиллерии, которые впоследствии были зафиксированы в ряде руководств и уставов.

Первым руководящим артиллерийским документом на русском языке был «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки».

Автор этого устава — уже упоминавшийся нвами Онисим Михайлов. История лишь случайно сохранила рукопись Михайлова: ее нашли в царствование Екатерины II при переделке печей в мастерской Оружейной палаты московского Кремля. Рукопись доставили князю Потемкину и по его приказанию напечатали в двух частях в 1777 и 1781 годах.

Предполагают, что Онисим Михайлов был переводчиком при Посольском приказе. Со слов самого автора видно, что в 1607 году ему поручалось выбрать из многих немецких и латинских источников артиллерийские сведения. Онисим Михайлов работал над рукописью 14 лет и закончил ее лишь в 1621 году. Он разделил свое сочинение на параграфы, или «указы». Вся рукопись состоит из 663 «указов» и по полноте освещения вопроса не уступает современным ей иностранным сочинениям. Кроме переводных параграфов, в «уставе» встречаются сведения о русской артиллерии, а также собственные рассуждения Онисима Михайлова.

Заметим, что первое артиллерийское сочинение в Западной Европе, принадлежавшее [10] перу итальянского математика Николо Тарталья, появилось в 1537 году. Таким образом, русская литература об артиллерии зародилась позже западно-европейской почти на целое столетие.

Но, отставая от Европы в отношении развития материальной части и артиллерийской науки, русская артиллерия обладала прекрасным личным составом, природный ум, дарования и мужество которого нередко обеспечивали русским пушкарям преимущество перед врагами.

История сохранила немало фактов замечательной боевой работы пушкарей.

В 1514 году московский князь Василий Иванович осадил Смоленск. Он имел многочисленную артиллерию, которой управлял московский пушкарь Стефан. Вот как описывает летопись действие артиллерии: «Князь… повеле со всех стран града бити из пушек и из пищалей и огненными ядры во град стреляти, яко от пушечного и пищального стуку и людского кричания и вопля от градских людей сопротивного бою пушек и пищалей земле колебатись и друг друга не видети…»

Стрельба была, очевидно, меткой: после третьего выстрела Смоленск сдался.

Крупную роль сыграла русская артиллерия в XVI веке в борьбе с татарами. Известен случай, когда при обложении Рязани ханом Магомет Гиреем в 1512 году артиллерия решила исход боя, разогнав скопище татар и нанеся им большие потери.

В войнах, которые велись в середине XVI века с немцами в Прибалтике, русская артиллерия отличалась не раз. В 1558 году осажденная русскими Нарва после жестокой бомбардировки запросила мира. С помощью артиллерии в том же году была взята крепость Дерпт, а в 1560 году боярин Морозов после нескольких часов артиллерийской канонады овладел Мариенбургом.

Пушкари не только хорошо знали свое дело, — они были бесстрашными воинами и, когда нужно, проявляли изумительную храбрость.

В 1578 году воеводы Голицын и Шереметев осаждали город Венден. Когда воеводы узнали, что к осажденным прибыла помощь, они покинули ночью свой лагерь и увели войско. Но горстка русских пушкарей не пожелала бросить осадные орудия и осталась при них. Наутро противник повел наступление на русский лагерь и был встречен залпами картечи. Внезапно выстрелы смолкли. В русском лагере все стихло. Каково же было изумление врагов, когда, ворвавшись в лагерь, они увидели, что он пуст; лишь у орудий нашли они нескольких пушкарей… повесившихся на своих пушках.

Так, еще много веков назад русский народ выдвинул из своей среды бесстрашных героев, доблестных патриотов, людей, сумевших в условиях тогдашней отсталости и оторванности России от остального мира овладеть наиболее передовой областью военной техники своего времени — артиллерийским делом.

Начальный период существования русской артиллерии длился триста лет. Он закончился смелыми реформами Петра I, в корне реорганизовавшего и перевооружившего артиллерию. В эпоху Петра русская артиллерия выдвинулась на уровень, достигнутый наиболее передовыми армиями Западной Европы. [11]

Оригинальное антикварное оружие на продажу — International Military Antiques

  • ФИЛЬТР ПО
  • СОРТИРОВАТЬ ПО
  • 84 шт.

84 шт.

  • НОВИНКА!

    Оригинальный карабин с седельным кольцом новой модели 1859 года времен Гражданской войны в США, преобразованный в калибр .50-70 Govt. — Серийный номер 31061

    3 195,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальная превосходная имперская немецкая магазинная винтовка Mauser Model 1871/84 от Spandau, датированная 1887 годом — соответствующий серийный номер 6017

    2 295,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный немецкий кавалерийский карабин Karabiner 88 S с маркировкой полка до Первой мировой войны производства V.C. Шиллинг 1890 г. — серийный номер 8220.

    1 995,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальная американская винтовка Springfield с люком модели 1873 года выпуска 1889 года со стандартным шомполом и ранним прицелом — серийный номер 464535

    1 195,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный редкий карманный военно-морской револьвер Colt M-1862 времен Гражданской войны США калибра . 36cal со стволом 5 1/2 дюйма, изготовленный в 1861 году — серийный номер 3849.

    2 195,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный никелированный револьвер Remington времен Гражданской войны в США, новая модель 1863 года, армейский калибр .44cal Percussion Revolver — серийный номер 123810

    1 695,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный револьвер Remington времен Гражданской войны в США, новая модель 1863 года, армейский .44cal ударный револьвер — соответствующий серийный номер 28258

    $2 195,00

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный револьвер Colt M1851 Navy калибра .36cal времен Гражданской войны в США, изготовленный в 1856 году — модифицированный плечевой приклад — соответствующий серийный номер 59422

    2 495,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный ударный револьвер времен Гражданской войны США Savage 1861 Navy Model . 36 калибра — серийный номер 2849

    2 495,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный великолепный османский кремневый пистолет XIX века с кобурой с тисненым серебряным прикладом и гравированным прикладом

    1 995,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный старинный американский револьвер Smith & Wesson New Model No. 3 Target .38-44 Large Frame — серийный номер 1668

    $2 495,00

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный армейский револьвер Colt M1860 времен Гражданской войны в США с надбавкой «США» и смешанными серийными номерами — возможная проблема с «солдатом-буйволом»

    2 995,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный японский мушкет Танэгасима с фитильным замком периода Эдо, со спусковым крючком и инкрустациями вишневого цвета

    2 995,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный британский пробный американский револьвер Colt Model 1860 Army . 44cal Percussion, изготовленный в 1866 году — серийный номер 156356.

    1 995,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальная американская винтовка Springfield с люком модели 1884 года со штыком и круглым стержнем, изготовленная в 189 году.1 — серийный номер 521719

    1 195,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный нарезной ударный кавалерийский мушкетон Спрингфилда времен Гражданской войны в США, модель 1847 года производства Springfield Armory — датирован 1848 годом.

    2 495,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный французский перкуссионный пистолет в английском стиле с серебряной оправой и огромным нарезным стволом калибра 75 дюймов — около 1840 г.

    $1 295,00

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    Оригинальный редкий револьвер Colt M-1862 Pocket Navy .38 с патронами кольцевого воспламенения времен Гражданской войны в США, переделанный на заводе — серийный номер 3426

    1 995,00 $

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    ПРОДАЖА!

    Оригинальный американский револьвер Merwin & Hulbert M1874, 1-я модель, 1-я версия, пограничный армейский револьвер, серийный номер 4200 — около 1875 г.

    2 295,00 $ $1895,00

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

  • НОВИНКА!

    ПРОДАЖА!

    Оригинальная экспериментальная бронзовая пушка с затвором конца 19 века на изготовленном на заказ стальном лафете 20 века

    2 995,00 $ 2495,00 долларов США

    ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИ

Хронология пистолета

| History Detectives

Историческая хронология развития современного оружия, начиная с 1364 года с первым зарегистрированным применением огнестрельного оружия и заканчивая 1892 годом с появлением автоматических пистолетов.

1364 — Первое зарегистрированное использование огнестрельного оружия.
1380 — Пистолеты известны по всей Европе.
1400s — Появляется фитильный пистолет.

До фитильных замков стреляли из оружия, поднося горящий фитиль к «отверстию для касания» в стволе, воспламеняя порох внутри. Стрелок использует одну руку для стрельбы и опору для фиксации пистолета. Первым устройством или «замком» для механического выстрела из пистолета является фитильный замок. Порошок хранится в «поддоне для вспышки» и воспламеняется фитилем или спичкой в ​​подвижном зажиме. Обе руки остаются на оружии, значительно улучшая прицел. Ранние фитильные ружья встречаются крайне редко. Показанный здесь фитильный замок был изготовлен примерно в 1640 году и типичен для мушкетов, использовавшихся ополченцами в колониальной Америке.

 

1498 — Открыт принцип нарезки.
1509 — Изобретение колесного замка (замок-роза).

Следующее важное усовершенствование, блокировка колеса, создает искру механически. Колесный замок без фитиля проще в использовании и более надежен, чем фитильный замок. Однако колесные замки дороги в производстве. Фитильные ружья за половину стоимости по-прежнему широко используются. Это ранний (ок. 1540 г.) многозарядный пистолет с колесным замком, изготовленный для императора Карла V. В этом оружии два замка объединены в один механизм, чтобы дать каждому стволу отдельное зажигание.

 

 

1540 — В огнестрельном оружии появляются нарезы.
16:07 — Поселенцы прибывают в Джеймстаун, штат Вирджиния.
1630 — Первый настоящий кремневый замок.

Кремневый замок решил давнюю проблему. Где-то в конце 1500-х годов к конструкции сковороды была добавлена ​​крышка. Чтобы обнажить или защитить порошок, крышку нужно было перемещать вручную. Механизм кремневого замка был разработан, чтобы отодвигать крышку и одновременно поджигать кремень. Кремневая система зажигания царствовала два столетия, практически не меняясь. Кремневый замок, изображенный здесь, представляет собой типичный британский мушкет «Браун Бесс». Отметины на пистолете указывают на то, что он использовался немецкими наемниками во время американской революции.

 

1637 — Первое использование контрольных знаков огнестрельного оружия.
1750-1850 — В моду входят дуэльные пистолеты .

Примерно в 1750 году мужчины перестали носить рапиры, и оружие стало предпочтительным оружием на дуэли. До тех пор, пока в 1777 году настоящий дуэльный пистолет не был официально стандартизирован, использовались различные ружья как «9- или 10-дюймовый гладкоствольный кремневый замок с диаметром ствола 1 дюйм, несущий пулю 48 фунтов на фунт». Пистолеты, часто богато украшенные, производились до тех пор, пока в середине 1800-х годов дуэли не потеряли популярности. Эта пара пистолетов с кремневым замком 1786 года была сделана с ложей из слоновой кости и необычайно сложными декоративными деталями.

     

     

    1776 — Американская революция.
    1807 — Запатентован ударно-детонирующий принцип.
    1825 ок. — Широко распространены капсюльные ружья.
    1830 — Появляется блокировка обратного действия.
    1835 — Первый револьвер Кольта.  

    Сэмюэл Кольт разработал первое серийное многозарядное револьверное огнестрельное оружие. Различные вращающиеся конструкции существовали веками, но с помощью доступных технологий невозможно было изготовить точные детали. Кольт был первым, кто применил к этой идее инструменты для обработки промышленного века. Массовое производство сделало оружие доступным. Надежность и точность сделали Кольт любимцем солдат и пограничников. Изображенный Кольт представляет собой перкуссионный револьвер Драгун третьей модели (ок. 1853 г.). Кольт с таким роскошным декором и золотой инкрустацией встречается крайне редко.

      18:40 — В оружии начинают использоваться патроны с игольчатым воспламенением.
      1847 — Изобретен телеграф.
      1 850 — Ружья общего пользования True .

      Во второй половине 18 века мушкетная конструкция расширилась. В этот период было произведено некоторое количество одноцелевого огнестрельного оружия. Предшественником современных ружей было охотничье ружье, разработанное специально для охоты на птиц. Среди высших классов охота на птиц была развлечением. Ружья для очень богатых часто были прекрасными произведениями искусства, но непрактичными для охоты.

        1854-56 — Крымская война. В последней войне использовались только дульнозарядные орудия.
        1859 — Первый полноразмерный патрон кольцевого воспламенения.
        1860 — Запатентованный магазинный карабин Spencer .

        Представленные в начале Гражданской войны магазинные ружья Spencer были технически совершенными, использовали патроны (недавняя разработка) и могли произвести 7 выстрелов за 15 секунд. Но армия не хотела магазинного ружья, опасаясь, что солдаты будут стрелять чаще, будут постоянно нуждаться в свежих боеприпасах и перегрузят систему снабжения. Но в 1863 году президент Линкольн испытал Спенсера. Его одобрение привело к покупке 107 372 магазинных карабинов и винтовок Spencer (из 144 500 произведенных), и Spencer стал основным магазинным ружьем Гражданской войны.

           

          1861 — Обычное ружье с затвором.
          1861-1865 гг. — Гражданская война в США.  Использовались как казенные, так и дульные ружья.
          1862 — Изобретена пушка Гатлинга.
          1869 — Представлен патрон центрального воспламенения.
          1870-1871- Франко-германская война . Доминируют ружья с пробойником.
          1871 — Револьвер с первым патроном.
          1873 — Представлена ​​винтовка Winchester.  

          9Винтовки 0010 Winchester были доступны по цене и производились в таком большом количестве, что Винчестер стал универсальной винтовкой. Винчестер имел такое сильное влияние в некоторых регионах, что фактически стал известен как «ружье, покорившее Запад». В 1887 году компания Winchester выпустила свои первые магазинные ружья. Следующей важной вехой для Winchester стал 1903 год, когда компания представила первую автоматическую винтовку, получившую широкое распространение.

             

            1876 — Кастер побежден в Литтл-Биг-Хорне.
            1877 — Первый эффективный револьвер двойного действия.
            1879 — Запатентован коробчатый магазин Lee.
              1892- Появление автоматических пистолетов.

            Первый автоматический пистолет был создан Йозефом Лауманом в 1892 году. Но пистолет Борхардта 1893 года был первым автоматическим пистолетом с отдельным магазином в рукоятке, и это остается отличительной чертой породы. Вскоре появилось больше автоматов, включая модели Browning, Luger, Mauser и Colt. На рубеже веков, всего через 8 лет после Лауманна, автоматика прочно утвердилась.