Содержание

Вооружение русских воинов в IX – X веках. Лук и стрелы

Основным оружием дистанционного боя Восточных славян были лук и стрелы. В силу того, что лук изготавливается из органических материалов, на настоящее время метательное древнерусское оружие 9, 10 вв не сохранилось. Однако имеются изображения стрелков из лука, сохранившиеся наконечники стрел, а также сохранившиеся части луков того времени.

Тут надо сделать отступление. Древние луки делятся на две группы – простые и составные (современные включают в себя еще и группу блочных луков). Простой лук является, по сути, палкой с креплениями для тетивы. Понятно, что эта палка прошла специальную обработку, изготовлена из особых пород дерева и пр. Но с конструктивной точки зрения простой лук  остается специально обработанной (выпрямленной, высушенной и пр.) прямой палкой, которую перед стрельбой сгибают и натягивают тетиву. Для увеличения мощности таких луков, а, следовательно, дальности стрельбы и пробивной способности, приходилось увеличивать их линейные размеры. Простые луки использовали германские народы, Франкская империя и, в целом, народы западной Европы. В частности, знаменитые английские лучники обязаны своей славе собственно не лукам, которые хоть и были более мощными в сравнении с французскими, но конструктивно оставались простыми, а своему умению и организации.

Сложный лук на территории восточной Европы появился вместе со Скифами в I тысячелетии до нашей эры. К VIII в нашей эры он распространился по всей территории расселения восточных славян. Сложный русский лук домонгольского периода конструктивно совпадал с подобными луками народов причерноморских, приазовских и прикаспийских степей. В конструкцию лука входила деревянная основа, сухожилия и костяные накладки. Деревянная основа склеивалась из двух планок разных пород дерева (к примеру, планка из можжевельника/сосны с внутренней, обращенной к стрелку, стороны и березовая планка с внешней). Рукоять и концы лука усиливались костяными накладками. На рукояти ставились две боковые накладки и одна накладка с внутренней стороны. На концах лука ставились две боковые накладки с вырезами для тетивы и одна накладка между ними. Концы костяных накладок для прочности обматывали сухожильными нитями на клею. На спинку (сторона, обращенная в направлении выстрела) лука наклеивались сухожилия, которые брали со спины крупных копытных животных (олень, лось, бык и пр.). Это связано с тем, что сухожилия обладают большой упругостью при растяжении. Склейка различных частей лука осуществлялась с помощью эластичного рыбьего клея. Собранный лук винтообразно оклеивался полосками бересты. Размеры древнерусского лука без тетивы составляли 160 – 170 см. С натянутой тетивой размеры лука составляли около 130 см.

Стрелы изготавливались из распространенных пород дерева с относительно прямым стволом. Длина составляла 75 – 90 см (иногда до 105 см) при диаметре 7 – 10 мм. С одной стороны стрел наклеивали оперение (стабилизаторы из перьев птиц). Лучшими для оперения считались перья семейства ястребиных, соколиных, и морских птиц. На торце стрелы вырезали ушко, куда входила тетива во время натяжения лука. С другого торца стрелы насаживали наконечник. Наконечники различались по материалу, способу крепления к древку и типу поражающей части. В качестве материала для наконечников использовали железо и кость. Крепление к древку осуществлялось двумя конкурирующими способами. В первом случае, в торце древка высверливалось отверстие, в которое забивался длинный шип наконечника (черешок), после чего место крепления усиливалось с помощью сплошной обмотки нитью на клею. Во втором случае наконечник насаживался на торец древка аналогично наконечнику копья. Соответственно наконечники назывались черешковые и втульчатые. На территории Древней Руси преобладали черешковые наконечники. По форме поражающей части имеет место очень большое разнообразие наконечников стрел. Грубо их можно выделить в три большие группы: широкие двухлопастные срезни, узкие граненые бронебойные (с треугольным, квадратным, ромбическим, гексагональным сечением), и промежуточные.

На период образования Древнерусского государства, т. е. в IX – X веках, сложный лук описанного типа стал господствующей формой метательного оружия восточных славян (как и у ряда других народов Восточной Европы). На всех древнерусских изобразительных источниках, где есть луки, они изображены как сложные (с формой подобной букве M с плавными изгибами). Это не значит, что сложный лук полностью вытеснил простой. Простые луки также употреблялись, но в значительно меньших масштабах (например, в качестве охотничьих самострелов, которые устанавливались на звериных тропах).

Судя по находкам в воинских погребениях IX – X вв такое оружие, как лук и стрелы было чрезвычайно распространено на территории Древней Руси. Наконечники стрел найдены в 47% от обследованных могильников. Для сравнения, наконечники копий и боевые топоры обнаружены примерно в 37% воинских погребений (встречаются практически с одинаковой частотой), а остатки клинкового оружия в 13%. Таким образом, можно сказать, что в период IX – X вв дистанционный бой у Восточных славян был едва ли не популярнее ближнего боя и они обладали самым передовым по тем временам метательным оружием – составным луком.

Предыдущие материалы:
Древняя Русь и ее соседи
Вооружение русских воинов в IX – X веках. Древковое колющее оружие
Вооружение русских воинов в IX – X веках. Древковое рубящее оружие
Вооружение русских воинов в IX – X веках. Клинковое оружие
Вооружение русских воинов в IX – X веках. Доспех
Вооружение русских воинов в IX – X веках. Шлема
Вооружение русских воинов в IX – X веках. Щиты

Tags: Древняя Русь, лук и стрелы

Вещая Дружина — Реконструкция — Древнерусское оружие

   
 

О клубе [ПравилаСоставФото] Реконструкция [Оружие ДоспехОдежда] Воинское РемеслоСсылки


Клуб исторической реконструкции
и фехтования
Лук IX-XI вв

Историческая справка (по А. Н. Кирпичникову):
Появление на вооружении древнерусского войска и основное назначение:
Лук использовался на вооружении русского войска на всём протяжении рассматриваемого периода. Лук — важнейшее оружие дальнего боя и охоты. Для удобства ношения лука и сохранения его от сырости и повреждений применялся специальный футляр — налучь. Для ношения стрел и предохранения их от повреждений и непогоды использовался колчан (тул).

Типология:
Луки:
— Простой лук, из одной деревянной планки.
— Составной лук, изготавливался из двух деревянных планок (берёза и можжевельник), с приклеенными сухожилиями
Стрелы:

Налучь — нет
Колчаны :
— первый тип — цилиндрический с расширением у дна, был широко распространён во всей Европе
— второй тип — полуцилиндрический с расширением у дна, использовался древнерусскими дружинниками в IX-XI вв
Характерные размеры:
Сила натяжения — 20-40 кг (до 80 кг).

Длина до 130 см.
Форма сложного лука с натянутой тетивой напоминает букву М с плавными перегибами.

Стрелы

Тул (колчан): длина — 60-80 см (в зависимости от длины стрел), диаметр дна — 15 см, диаметр горловины — 10-12 см, вместимость — 20 стрел.
Налучь — по размеру снаряженного лука (с натянутой тетивой)

В Новгороде в 1953 г. в слое второй половины XII в. впервые был найден большой обломок древнерусского сложного лука (табл. 132, 6) . Обломок представляет собой половину целого лука — его вибрирующее плечо. Лук был склеен из двух прекрасно оструганных длинных планок различных пород дерева (можжевельника и березы) и винтообразно оклеен тонкими полосками бересты для предохранения от сырости. Лук обуглен в месте рукояти, а концы его не сохранились. Пролежав 800 лет в земле, лук сохранил способность вибрировать.

Длина сохранившейся части лука 79,5 см, ширина рога в середине 3,4 см, а у конца 2,7 см, толщина 1,8 см. В разрезе лук имеет вид уплощенного овала (табл. 132, У).
Планка из можжевельника располагалась с внутренней стороны лука, обращенной во время стрельбы к стрелку. Она отлично сохранилась. Длина ее 79,5 см, ширина от 2,7 до 3,4 см, толщина от 5 мм у конца лука до 9,5 мм в середине плеча. В разрезе имеет вид сегмента. Внутренняя поверхность планки плоская, на ней имеются три продольные желобка (1,5 мм шириной и около 1 мм глубиной) для более прочной склейки с подобной же по форме березовой планкой. Внешняя поверхность планки округлая. Около рукояти лука она обгорела, а у несохранившегося конца лука имеет слегка скошенный поперечный срез (торец), к которому примыкал деревянный конец лука (типа изображенного на табл.
132, 1а). Подобную же форму имела и березовая планка, но она сохранилась хуже, в двух обломках, один из которых, ближе к рукояти лука, до сих пор очень прочно склеен с можжевеловой планкой. Березовая планка располагалась по спинке лука. Длина двух ее обломков 58 см, ширина от 2,3 см а у рукояти до 2,7 см у конца, толщина 6 — 7 мм. На внутренней плоской поверхности березовой планки желобков для склейки нет. Внешняя поверхность планки шероховатая, на ней сохранились следы клея. В разрезе планка также сегментовидная (табл. 132, У) . Берестяная оклейка лука хорошо сохранилась. Длина полосок бересты около 30 см, ширина 3,5 см, толщина около 0,5 мм. Во время винтообразной оклейки лука край берестяной ленты шириной 8 мм нахлестывался и перекрывался следующим витком.

Березовая планка уже и тоньше можжевеловой, имеет более шероховатую выпуклую (внешнюю) поверхность, от которой как будто отклеилась берестяная оклейка. На самом деле этот лук был усилен сухожилиями, которые наклеивались на спинку лука. Но они не сохранились и поэтому берестяная оклейка не соприкасается с березовой планкой. Сухожилия не могли сохраниться даже в почвенных условиях Новгорода. Концы сухожильных нитей закреплялись у рукояти и у концов лука (табл. 132,1б). Эластичный и очень прочный рыбий клей не препятствовал сокращению сухожилий при снятой тетиве. Без тетивы концы сложного лука загибались во внешнюю сторону.
Судя по зазору между березовой планкой и берестяной оклейкой, слой сухожилий на этом луке имел толщину от 2 до 3 мм (табл. 132, Уб) .
В 1954 г. в Новгороде был найден второй сложный лук в слое XIV в., склеенный также из двух планок разных пород дерева и оклеенный берестой. В 1975 г. к югу от кремля на Троицком раскопе был найден третий сложный лук той же конструкции, что и первый. Этот лук сохранился в двух обломках длиною 119 и 16 см. Он был найден в слоях начала XI в.
У народов Восточной Европы и на Руси с IX по XIV в. имели широкое распространение и более сложные по конструкции луки. Об этом свидетельствуют и находки комплектов костяных накладок от рукояти сложного лука конца XII в. в Новгороде и многочисленные находки костяных накладок от рукоятей и концов луков IX — XIII вв.о луки делались во

Тетива для луков свивалась из волокнистых растений, шелковых нитей и из сыромятной кожи животных.

Тетива в виде тонкой веревки, шнура или перекрученного ремешка стягивала концы лука. Петли тетивы были различны (Медведев А. Ф., 1966, рис. 2).

древки стрел у ушка и оперения красились в разные цвета, чтобы можно было быстро вынуть нужную стрелу.

Составные части стрелы — древко, наконечник и оперение. Древко — основная часть стрелы, обеспечивавшая направление полета, представляло собой круглый в сечении деревянный или тростниковый прямой стержень. На древке крепились наконечник, оперение, а иногда и костяное или иное ушко для накладывания на тетиву. Большинство стрел имеет ушко, вырезанное в самом древке (табл. 134, 1 — 5).
Наконечник стрелы обеспечивал эффективность поражения, оперение — устойчивость в полете и меткость стрельбы. Стрела должна была обладать прочностью и легкостью.

На Руси стрелы делались из сосны, ели, березы, реже из других пород.
Длина древнерусских стрел колебалась от 75 до 90 см (редко больше), толщина от 7 до 10 мм.
Наконечники стрел насаживались на древко двумя способами в зависимости от формы насада: втулки или черешка. . Древнерусские древки стрел X — XV вв. из раскопок в Новгороде и Старой Руссе имели ушки глубиной 5 — 8 мм (очень редко до 12 мм) и шириной 4 — 6 мм. Кроме того, существовали костяные насадные ушки (тыльники) (табл. 134, У — 9). Насадные ушки были с черешком для камышовых древок и с втулкой для насадки на древко деревянное. Конец древка после насадки ушка также обматывался ниткой и оклеивался берестой. Эта обмотка закрепляла одновременно и нижний конец оперения стрелы.
Оперение придавало стреле устойчивость в полете и способствовало более точной стрельбе в цель.
На Руси оперение было в два — четыре пера. Чаще всего использовалось оперение в два пера (табл. 134, 10) . Длина оперения чаще всего применялась 12 — 15 см. Оно отступало от ушка на 2 — 3 см, чтобы удобно было брать стрелу. Лопасти перьев должны иметь одинаковую длину и ширину (1 — 2 см) и изгибаться в одну сторону, что придавало стреле в полете винтообразное вращение и устойчивость. Длина и ширина оперения зависели от массивности стрелы.
В арабском наставлении по стрельбе из лука рекомендовалось, чтобы вес стрелы был от 15 до 20 дирхемов (42 — 57 г) и что вес наконечника должен составлять 1/7 веса стрелы, а оперения — 1/7 веса наконечника. Эти цифры очень близки весовым соотношениям русских стрел. Вес большинства наконечников древнерусских стрел 8 — 10 г, но встречаются наконечники весом от 3 до 20 г.

Наконечники стрел. Десятки тысяч железных и стальных наконечников стрел IX — XIV вв., собранных археологами при раскопках могильников и поселений, имеют самые различные формы. Форма ~наконечников стрел зависела от цели, для которой предназначались стрелы.
Для стрельбы по незащищенному доспехами врагу и по коням противника наиболее эффективными были трехлопастные и плоские широкие наконечники стрел, наносившие широкие раны, вызывавшие сильное кровотечение и тем самым быстро выводившие пешего или конного врага из строя.
В Древней Руси стрелы с широкими режущими наконечниками назывались срезнями. Двурогие наконечники, судя по этнографическим данным, применялись для стрельбы по водоплавающей птице. Двушипные наконечники не позволяли раненому освободиться от стрелы, не расширив раны. Широкое распространение защитных доспехов в IX — X вв. у народов Восточной Европы и на Руси — кольчуг, «дощатых» или пластинчатых панцирей, щитов, железных шлемов, поножей, масок для лица и т. п. вызывало распространение бронебойных железных и стальных наконечников стрел, способных пробивать любые металлические доспехи. Именно в это время появляются и распространяются бронебойные наконечники, если можно так выразиться, с узкой специализацией. Для пробивания кольчуг — наконечники с узкой, шиловидной, массивной головкой. Для пластинчатых доспехов, шлемов и щитов — узкие массивные долотовидные наконечники и бронебойные с граненой головкой. Долотовидные наконечники особенно эффективны были при стрельбе по защищенному шлемом и щитом противнику. Такие наконечники легко раскалывали деревянный щит, обтянутый кожей и иногда усиленный железным умбоном.

Несколько слов от автора
Законность производства
Методика испытаний лука криминалистической экспертизой МВД нам не известна, поэтому приводим только общие рекомендации (для ноконечников стрел):
— толщина наконечника — не менее 3 мм;
— толжина режущей кромки (в т.ч. на острие) — не менее 1,7 мм;
— скругление острия — не менее 5 мм.
Краткая характеристика
Лук — довольно травмоопасное оружие, даже при использовании стрел с тупыми наконечниками, поэтому в Клубе «Вещая Дружина» используется исключительно для стрельбы по стационарной мишени.
Технологии производства
Конструктивно, древнерусский лук представляет собой цельную или составную деревянную планку, усиленную сухожилиями, стянутую тетивой. Следовательно его изготовление сводится к изготовлению такой планки и изготовлении тетивы. На данный момент Клуб «Вещая Дружина» не имеет опыта производства луков и стрел, поэтому подробно технология изготовления не рассмотрена.

Перейти …ВСЁ ОРУЖИЕМечСабляТопорКопьёСулицаЛукБулаваКистеньСкрамасаксКинжал

Хельги [01.03.06]



О клубе [Правила Состав Фото] Реконструкция [Оружие Доспех Одежда] Воинское Ремесло Ссылки

 
   

Установка трюма для скрипки и смычка | Русская скрипичная школа: наследие Юрия Янкелевича

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская скрипичная школа: наследие Юрия ЯнкелевичаПрикладная музыкаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская скрипичная школа: наследие Юрия ЯнкелевичаПрикладная музыкаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Янкелевич, Юрий, «Настройка трюма для скрипки и смычка», в Маше Ланковской (ред. ), Русская скрипичная школа: наследие Юрия Янкелевича (

New York

, 2016; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 декабря 2016), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199917600.003.0002, по состоянию на 27 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская скрипичная школа: наследие Юрия ЯнкелевичаПрикладная музыкаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусская скрипичная школа: наследие Юрия ЯнкелевичаПрикладная музыкаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Положение или установка скрипача никогда не должны считаться постоянными или статичными; она не только исторически развивается, но и изменяется в процессе игры в соответствии с конкретными техническими и художественными требованиями. Каждый элемент позиционирования правой и левой руки анализируется в контексте прошлой методологической литературы и того, как он может обеспечить наиболее благоприятные условия для устранения напряжения и обеспечения оптимальных движений. Такие, казалось бы, разные понятия установки, движения, звука и музыкального содержания оказываются звеньями одной цепи. Таким образом, проблемы с позиционированием могут иметь значительно более серьезные последствия, чем может показаться на первый взгляд.

Ключевые слова: установка, позиционирование, удержание скрипки и смычка, поза, локоть, запястье, пальцы, установка большого пальца, позиционирование, удержание скрипки и смычка, поза, локоть, запястье, пальцы, большой палец

Предмет

Прикладная музыка

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Evolution of Violin Bow Hold

Почему мы держим смычок так, как мы это делаем сегодня?

То, как вы держите и двигаете смычком, оказывает большое влияние на ваш звук, технику и экспрессию

Откройте для себя различные захваты смычка в этом историческом обзоре того, как на протяжении веков развивалось владение смычком на скрипке

В захвате смычка каждый палец другая работа. Эта техника развивалась с момента существования скрипки с 16 века до современного держателя смычка для скрипки.

В разные периоды стиля и в разных странах существовали разные захваты лука и техники поклона.

Играя скрипичные партиты Баха с современным смычком и скрипкой, сложно представить, как это было в эпоху барокко.

Познакомившись с историей техники игры на скрипке и поэкспериментировав с ней, вы сможете обогатить свою игру на скрипке

Смычки для скрипки до 1600 г. vielle, rebec и lira de braccio. Интересуетесь историей скрипки? Читайте мою статью прямо здесь.

Эти луки были изогнуты как «стрелы и лук» и считались «одноразовыми». В те дни было обычным делом избавляться от лука, когда он изнашивался, и покупать новый. Лук не считался таким важным, как сейчас.

Многие луки того времени были очень тупыми и грубыми. Некоторые из них были хорошо сбалансированы, эффективны и даже элегантны. Производители экспериментировали с разными лягушками и наконечниками. У некоторых луков даже не было крестовины и/или наконечника.

До конца 16 века, когда был разработан винт, невозможно было затянуть смычок скрипки. Скрипач должен был делать это во время игры.

Учитывая разнообразие луков, можно предположить, что способ держать лук также сильно различался.

Захват смычка для скрипки до 16:00

Техника игры смычком, вероятно, была перенесена с виолы на скрипку. Не было строгих правил удержания смычка (или скрипки). Мы должны немного догадаться, как различалась и развивалась техника игры между виолой и скрипкой.

Книга итальянского скрипача и флейтиста Ганасси «Regola Rubertina» — единственное произведение того времени, описывающее технику игры.

Самая большая разница в технике игры между виолой (даже самой маленькой) и скрипкой заключается в том, что виолончель держали между коленями или на них, а скрипку носили «на руке». Смычок виолончели держали под рукой, как нынче контрабасисты держат немецкий смычок. Смычок скрипки держали рукой над смычком, чтобы перенести вес руки на струну.

Это вызывает разницу в звуке и артикуляции. На виолончели акцент делался на смычок вверх, а на скрипке акцент делался на смычок вниз.

Захват смычка скрипки зависел от музыкального назначения и типа смычка. На протяжении веков можно выделить две школы поклона: французскую и итальянскую. У них обоих было свое развитие, пока они не объединились в 18 веке.

Французский смычок для скрипки держать до 16:00

Большой палец держали под волосами. Поскольку затянуть смычок винтом было невозможно, скрипач во время игры затягивал большим пальцем волос. Этот захват лука чаще всего использовался в танцевальной музыке с использованием коротких луков.

Итальянский смычок для скрипки до 16:00

В итальянском смычке большой палец удерживался между смычком и волосами, как мы делаем сейчас. У них были более длинные луки, и они играли более развитую музыку.

Место руки на луке менялось. Иногда лук держали возле лягушки, а иногда больше посередине. Это зависело от игрока, длины лука и баланса.

 

Интересно ли это читать? Поделитесь этой статьей в Твиттере и будьте умнее 🤓

Вау, я люблю читать все о различных захватах смычка для скрипки в этом историческом обзоре и, наконец, знаю, почему мы держим смычок именно так, как мы #bowhold #violinbow #learnviolin Click To Tweet знания о скрипичных смычках с начала 17 века мы в основном опираемся на картины и рисунки. Можно задаться вопросом, насколько надежен этот ресурс, учитывая, что художник большую часть времени не был скрипачом. Сами луки плохо сохранились.

Мы знаем, что смычки были относительно короткими, особенно те, что использовались для танцевальной музыки. Они были чуть длиннее самой скрипки, то есть чуть больше половины современного скрипичного смычка.

Смычок для скрипки сильно различался по весу, гибкости и жесткости. Немногое было стандартизировано, и между странами и производителями были большие различия.

Пожалуйста, знайте, что французская и итальянская школы были широко распространены и, конечно же, не ограничивались Францией и Италией. Скрипачи танцевальной музыки в Италии, например, играли французским трюмом. Удержание лука было связано с типом музыки и лука.

Захваты для лука вообще не были стандартизированы: даже поклон левой рукой не был чем-то необычным.

Удержание смычка для французской скрипки 16:00-16:50

Удержание смычка в эти дни было довольно напряженным, так как большой палец все еще использовался для затягивания волос смычка.

Техника игры смычком не была очень тонкой или нюансированной и была нацелена на ритмичную и хорошо артикулированную (подобную перкуссии) игру, необходимую в танцевальной музыке. Да, эти барочные скрипачи любили качаться!

Итальянский держатель для смычка для скрипки 1600-1650

Итальянский захват для смычка стал основой для дальнейшего развития скрипичной техники и техники игры на смычке, которая процветала в Италии.

В отличие от французской рукоятки смычка, итальянская рукоятка больше подходила для тонких технических вариаций смычка и более сложных приемов игры на скрипке. Исполнители сонаты использовали итальянский захват смычка.

Смычок для скрипки между 1650 и 1700 годами

Это очень интересная эпоха, так как вклад разных стран в скрипичную музыку стал очень различаться. По виртуозности скрипки и технике игры Германия превзошла Италию. В Италии акцент делался больше на развитии музыкальности, композиции и тональности, а не на инструментальной технике.

Захваты для лука почти не изменились. Французский захват с большим пальцем под волосами потерял свою популярность, а итальянский захват с большим пальцем между палкой и волосами стал все более и более стандартным.

Когда знаменитый скрипач и композитор Маттеис приехал в Англию в начале 1670-х годов, он научил своих учеников-скрипачей держать смычок только за палку, а не за волосы. с большим пальцем, создающим глубокий поклон и тон. Он учил, что указательный палец должен касаться палки вокруг верхнего сустава (см. рисунок) и не следует слишком сильно наклоняться возле моста. В его время лук в основном держали выше лука, и он научил держать лук на стрелке, как мы это делаем сейчас.

Смычок для скрипки между 1700 и 1761 годами

В начале XVII века смычок развивался быстрее, чем сама скрипка. Сначала существовало различие между длинным итальянским смычком, предназначенным для исполнения сонаты, и коротким французским смычком, предназначенным для танцевальной музыки. Примерно в 1720 году ситуация изменилась из-за появления школы сонаты среди французских композиторов и исполнителей.

Смычки скрипки стали прямее и длиннее. Они выглядели очень элегантно. Некоторые уже показывают подготовку к изгибу лука Турте. Наконечники луков начинают все больше и больше походить на те, которые мы используем сейчас, вместо «рифленых» луков в стиле барокко, которые использовались до этого.

Зажим для смычка развивался вместе с зацепом для скрипки. Поскольку скрипку сначала носили на руке спиралью вниз, скрипачи начали держать скрипку под подбородком, а саму скрипку держать более прямо. Это позволило более виртуозно играть.

Французский трюм в начале XVII века был обычным луковым трюмом. После 1750 года французский трюм стал совершенно излишним среди профессиональных музыкантов с появлением игры на сонате. В более неформальной танцевальной музыке среди более «обычных скрипачей» французский трюм остался.

Итальянский трюм стал эталоном и единственным, о котором написано в литературе, как и в книге Корретта. Не было стандартизировано, где держать лук: за стрелку или дальше в сторону наконечника. Это зависело от баланса лука.

Хотите узнать больше об игре на скрипке до 1761 года? Я могу рекомендовать эту книгу.

Удержание лука по Леопольду Моцарту

В своей книге 1756 года Леопольд Моцарт (ага, отец…) описывает, что лук следует держать за стрелку между средней фалангой указательного и большого пальцев. Пальцы следует держать относительно близко друг к другу. Мизинец ни при каких обстоятельствах не должен покидать лук, так как он способствует контролю лука и определяет вес при ударе лука. Указательный палец не должен располагаться слишком далеко над луком и не должен быть слишком далеко от других пальцев. Вытягивание указательного пальца над луком является серьезной ошибкой и делает руку жесткой. Рука должна делать большую часть работы при создании мягкого звука. Лук должен быть слегка повернут в направлении свитка.

Звучит очень знакомо, не правда ли?

Захват для смычка между 1750 и 1800 годами

Захват для смычка, описанный Леопольдом Моцартом, кажется удивительно современным. Вы не ожидали изменений, которые вот-вот произойдут.

В то время дизайн лука был в основном стандартизирован Турте. Это означало, что крепление смычка не нужно было приспосабливать к изменениям в конструкции смычка скрипки. Нажмите здесь, чтобы узнать больше об истории скрипичных смычков.

Хиллер

В своей книге от 1793 Хиллер брал пример с Леопольда Моцарта. Разница в том, что он инструктирует надевать смычок прямо на тетиву, а не поворачивать его, так что вы кланяетесь со всеми волосами и достигаете большего тона.

Кампаньоли

Кампаньоли взял за основу своего скрипичного смычка смычок, описанный Джеминиани: итальянец держит немного дальше палку, а не стрелку (см. рисунок). Первая фаланга первого, второго и третьего пальцев опирается на лук. Мизинец растянули и поместили на нос. Большой палец изогнут, а остальные пальцы расположены близко друг к другу.

Baillot, Rode and Kreutzer

В книге «Méthode de Violon» (1802 г.) хват смычка описан следующим образом: палочка держится всеми пальцами. Большой палец упирается в стрелку напротив среднего (третьего) пальца. Указательный палец опирается вторым суставом на палку и соединяется с остальными пальцами в естественной позе.

Классический скрипач, помогающий преодолевать технические трудности и играть с чувством, улучшая технику владения смычком.

ПОДРОБНЕЕ

Задержка смычка между 18:00 и 19:00

Дни великих виртуозов!

Техника игры на скрипке развивалась быстрыми темпами, но для ее обучения было разработано не так много методов игры на скрипке. У виртуозов были свои способы, которые они вырабатывали интуитивно. Один объяснил уникальную технику признаком гениальности.

Старые немецкие держатели для смычка

В книге «Искусство игры на скрипке» Карл Флеш описывает старые и новые держатели для смычка. Одним из них является старая немецкая фиксация лука, при которой указательный палец касается лука между первой и второй фалангами, то есть первым суставом. Большой палец располагается напротив среднего пальца, уравновешивая вес. Остальные пальцы держат относительно близко друг к другу. Как вы видите на картинке, пальцы расположены не сильно над луком. Это связано с положением указательного пальца. Пальцы больше вытянуты, чем согнуты. Трюм выглядит скорее острым, чем круглым.

Если вы попробуете это, вы заметите, что это очень нестабильно.

Franco Бельгийский зажим для смычка для скрипки

В этом держателе указательный палец располагается сбоку на палочке прямо перед первым суставом. Рука помещается немного больше в направлении наконечника. Когда вы сделаете это, вы почувствуете больший контроль над луком. Также вы сможете лучше перенести вес на лук. Немного расставив пальцы, вы сможете перенести еще больший вес. Пальцы располагаются больше над смычком, поскольку это позволяет положение указательного пальца. Этот захват выглядит более круглым и в целом дает вам больше «хватки».

Это удержание очень похоже на удержание, которому в основном изучают сегодня.

Новая русская зацепка для смычка для скрипки

Сначала Флеш предпочитал эту зацепку (до появления современной зацепки). Указательный палец находится даже дальше над луком по сравнению со старыми немецкими и франко-бельгийскими держателями лука. Палочка касается третьей фаланги указательного пальца. Указательный палец охватывает лук второй и третьей фалангами. Указательный и средний пальцы сближены.

В этом Русском луке больше держите руку, она наклонена в сторону наконечника. Мы называем это пронацией. Удары смычка выполняются указательным пальцем. У мизинца меньше дел: он помещается на лук при поклоне нижней половиной лука и может покинуть лук при поклоне верхней половиной. При игре мизинец часто покидает смычок. Этот захват является основой современного захвата смычка и до сих пор используется теми, кто обучается в русской школе игры на скрипке.

Современный зажим для смычка для скрипки

Это зажим для смычка, которому учат и который используется сегодня. Однако, конечно, хват лука — это нечто очень личное, и вы заметите различия между игроками. Нет смысла копировать меня или кого-то еще ;). Вот мой ПРОСТО для справки:

Развитие захвата смычка скрипки

Когда вы посмотрите на три последних захвата смычка, описанных выше, вы заметите, что указательный палец все больше и больше располагается над смычком, а рука больше наклоняется и больше в направлении кончика (пронация).

Преимущество этого в том, что вы можете переносить больший вес на смычок, создавая более глубокий звук, и вы получаете больше контроля над смычком. Это требовалось для создания мощного тона в концертных залах, которые становились все больше и больше.

Просто попробуйте эти три захвата лука и посмотрите, что произойдет с вашим звуком и управлением луком!

В современном луке указательный палец помещается на клюшку непосредственно перед вторым суставом. Большой палец располагается напротив среднего пальца.

Это дает вам наилучшую гибкость и контроль для…

Двигайте хватом лука вместе с ударами лука

Благодаря тому, как расположены пальцы, вы можете наклонять руку в направлении кончика лука вверх (пронация ) и отпустите его при наклоне вниз (супинация). Ваше запястье поворачивается в направлении хода лука. Ваша рука поворачивается вокруг центральной точки среднего и большого пальцев. Вы постоянно балансируете вес с движением лука.

Большой палец играет против остальных пальцев, как и в технике левой руки

Задача состоит в том, чтобы делать плавные и расслабленные движения, сохраняя при этом контактные точки. Движение и звук лука важнее, чем то, как выглядит ваш хват. Вот несколько советов по плавному поклону.

Читая все это, вы можете подумать:

«Хорошо, Злата, я просто трачу несколько минут своего драгоценного практического времени на чтение вашего материала… Какой смысл?»
С современной рукоятью и современным луком ты играешь музыку на протяжении четырех веков

Создание исторически обоснованного звука (вроде как)

Тон до 1750 года был чистым, прозрачным и хорошо артикулированным. Это отличалось от романтического идеала более глубокого устойчивого тона 19 века.

Скрипки в стиле барокко звучали менее интенсивно, менее густо и более «воздушно». Тон был нюансированным и не таким выдержанным.

Техника исполнения смычка в стиле барокко

В те времена смычки не могли сразу получить полный звук. Вы нажимаете на тетиву во время короткого взмаха и отпускаете ее. Идеалов бесшумной смены лука и целостного поклона еще не существовало. Если слегка приподнять смычок, получится стаккато 17-го века, похожее на наше «современное» спикато.

Конечно, все зависит от того, что вы играете: танец, сонату или концерт.

Помните об этой статье, когда играете классическую музыку.

Хотите узнать о 24 различных техниках поклона, используемых сегодня? Нажмите здесь, чтобы прочитать и посмотреть все о них.

Напомните себе, какое оборудование использовали музыканты в те дни, какие были возможности и как все это звучало

Вы можете обсудить, хотите ли вы звучать точно так же, как музыканты того времени (исторически обоснованное исполнение), или вы просто хотите создать тот же смысл и то же настроение, переведенное на современный слух и идеал (романтический стиль игры).

Возможно, было бы интересно попробовать некоторые исторические луки, чтобы получить ощущение

Или… попробуйте несколько рукояток для лука и держите лук выше, чтобы он казался легче, чем более короткие и легкие луки того времени.