Douglas TBD Devastator, Print Scale 72-215 (2016)

Факты

Фирма:
Print Scale
Заголовок:
Douglas TBD Devastator
Число:
72-215
Масштаб:
1:72
Тип:
Набор декалей
Вышел:
2016 Новая разработка
Тема:
Douglas TBD Devastator » Винтовые (Авиация)

Обозначения

Douglas TBD Devastator
Douglas TBD-1 Devastator
US Navy (1794-now)
  • VS-71 BuNo 0299/ 71-S-16
    1940 — USS Wasp (CV-7)
    FS17178 FS13538 FS17038 FS13655
  • VT-2 BuNo 0302/ 2-T-1
    1938 — USS Lexington (CV-2)
    FS17178 FS13538 FS13655 FS11136
  • VT-2 BuNo 0299/ 2-T-4
    1942 — USS Lexington (CV-2)
    FS17178 FS13538 FS13655 FS17875
  • VT-3 BuNo 0287/ 3-T-14
    1938 — USS Saratoga (CV-3)
    FS17178 FS13538 FS17875 FS14187
  • VT-5 BuNo 0331/ 5-T-7
    1938 — USS Yorktown (CV-5)
    FS17178 FS13538 FS11136 FS15102
  • VT-6 5
    Февраль 1942 Attack on Wake Island — USS Enterprise (CV-6)
    FS35189 FS36440
  • VT-8 BuNo 0308/ T-5
    Июнь 1942 World War 2»Battle of Midway — USS Hornet (CV-8) (Result: US)
    FS35189 FS36440

Содержимое коробки

Декаль (водная)

Инструкции

Скачать 756Kb (. pdf)

Магазин

Интернет-магазины

€ 17.20

В наличии »

AUD 16.50

€ 10.30В наличии »

USD 17.99

€ 16.76В наличии »

Альтернативные SKU для Print Scale 72-215:
PRS72-215 | PSL72215

Заметка: Цены и наличие являются ориентировочными. Также проверьте, действительно ли продукт соответствует!

Сопутствующие товары

Douglas TBD-1 Devastator

Techmod 1:72

72132 200x Новая разработка

TBD-1 Devastators In Color Pt.3

Starfighter Decals 1:72

72-123

TBD-1 Devastators in War Paint

Starfighter Decals 1:72

72-108

Все сопутствующие товары в 1:72 »

Oбзор содержимого коробки

Внешние обзоры

Мы не знаем об обзорах содержимого коробки Douglas TBD Devastator (#72-215) от Print Scale.

Douglas TBD Devastator

Справочный материал

Douglas TBD Devastator Limited Edition

Militaria Нет. 520

Jacek Nowicki, Janusz Ledwoch

2022

Douglas TBD Devastator America’s First World War II Torpedo Bomber

Legends of Warfare: Aviation Нет. 2

David Doyle

2017

Все книги » (7 в целом) Все фотообходы » (3 в целом)

86.000+ моделисты по пластику используют нас

Регистрация Авторизоваться
Новые релизы (Винтовые in 1:72)
Посмотреть больше »
Популярные модели (Винтовые in 1:72)
Посмотреть больше »

TBD Devastator, Douglas

  • Германия
  • Япония
  • RAF
  • USAAF
  • Прочие
  • Фото
  • С С С Р
  • Ленд-лиз
  • Факты
  • Люди
  • Пе-8 в ВОВ

 

Бомбардировщик-торпедоносец

Douglas

© Михаил Быков

Торпедоносец TBD-1 «Девастейтор» из эскадрильи VT-2 с авианосца «Лексингтон»

TBD-1 «Девастейтор» (Devastator — «опустошитель») TB — Torpedo Bomber. Вначале 1934 г. ВМС США начали конкурс проектов нового самолета-торпедоносца для авианосцев США, в частности для авианосца «Рейнджер», который должен был войти в состав флота в этом году. После изучения полученных предложений, прототипы были заказаны у компании «Дуглас» и корпорации «Грейт Лэйкс Эркрафт» (Great Lakes Aircraft Corporation). Дуглас XTBD-1 представлял собой первый палубный моноплан для ВМС СУПА. С другой стороны, XTBG-1 корпорации «Грейт Лэйкс Эркрафт» (построен один прототип) стал последним торпедоносцем-бипланом, представленным ВМС США.

Прототип XTBD-1, впервые взлетевший 15 апреля 1935 г., имел довольно обычную конфигурацию и конструкцию. Свободнонесущий низкоплан имел крыло, складываемое приблизительно в середине консоли. Конструкция цельнометаллическая, рулевые поверхности покрывались полотном, а дюралевая обшивка крыла, за исключением корневой части и законцовок, была гофрированной (единственный «пережиток» 20-х годов).

Фюзеляж типа полумонокок имел бомбоотсек, в котором можно было разместить торпеду или большую бронебойную бомбу.

Трехстоечное шасси с хвостовым колесом имело убирающиеся основные стойки, их колеса в убранном положении наполовину выступали из нижней поверхности крыла. Такая схема уборки обеспечивала по замыслу конструкторов большую безопасность при вынужденной посадке на фюзеляж. Тормозной гак был установлен впереди хвостового колеса.

Силовая установка прототипа состояла из звездообразного двигателя «Пратт-Уитни» XR-1830-60 мощностью 800 л.с. (597 кВт). Кабина предусматривала размещение под длинным прозрачным фонарем со сдвижными секциями экипажа из трех человек: пилота, штурмана-бомбардира и стрелка, сидевшим друг за другом.

В воздухе «Девастэйтор» с его крылом большой площади вел себя прекрасно и обладал неплохой для своего класса маневренностью. Эффективные закрылки позволяли выдерживать посадочную скорость порядка 100 км/ч, что делало приземление на палубу доступным даже неопытным летчикам. Максимальная скорость XTBD-1 без наружных подвесок составляла 322 км/ ч.

Если же полет выполнялся с торпедой, то скорость падала почти в два раза до 200-210 км/ч, а с бомбами эта цифра получалась лишь чуть-чуть выше. Дальность полета с торпедой и бомбами достигала 700 км и 1126 км соответственно, а потолок составлял 6000 м. Такие данные для 1935 года они были вполне приемлемы, но к началу Второй мировой самолет уже устарел.

Вооружение. Из стрелкового вооружения запланировали сначала установку двух 7,92-мм пулеметов «Кольт Браунинг» М2. Одним пулеметом в кольцевой турели управлял стрелок-радист, обороняя заднюю полусферу. В обычном полете этот пулемет был утоплен в фюзеляж, а при необходимости стрелок открывал сверху специальные створки, отодвигал свою секцию фонаря вперед и занимал оборону. Второй пулемет, огонь из которого вел пилот (пользуясь телескопическим прицелом Мк.III), стоял в фюзеляже перед кабиной справа и имел синхронизатор для стрельбы через винт. В дальнейшем с началом боевой эксплуатации стрелковое вооружение усилили и на некоторых машинах сзади ставили спарку «Браунингов», а часть самолетов имела спереди два крупнокалиберных ствола по 12,7 мм.

Недоведенная и не вполне надежная торпеда Мк.XIII вызывала много нареканий. После сброса и входа в воду торпеда слишком медленно набирала скорость, и японские корабли успевали сманеврировать и избежать попадания, при попадании же в цель у нее не всегда срабатывал взрыватель. Кроме внутренней навески торпеды предусматривалась и наружная пожвеска устаревшей торпеды типа Mk.VIII. По бокам от узлов навески торпеды имелось два держателя для пары бомб по 500 фунтов (227 кг), естественно при их навеске торпеда уже не устанвливалась.

Первые испытания прототипа прошли так хорошо, что уже через девять дней после первого полета фирма «Дуглас» была способна передать его ВМС США для войсковых испытаний.

Боевое применение. Первой эскадрильей ВМС США, получившей TBD-1 (5 октября 1937 г.), оказалась VT-3. Эскадрильи VT-2, VT-5 и VT-6 были вооружены ими в течение следующего года. TBD-1 оставался на вооружении передовых частей ВМС до окончания сражения у атолла Мидуэй. Во время атаки японской авиации на Pearl Harbor были уничтожены 69 самолетов, а оставшиеся были распределены между авианосцами и принимали участие в боевых действиях до первой половины 1942 года. Печальный конец постиг эти самолеты в битве при Медуэе между 4 и 7 июня, когда оставшиеся Devastator (36 из 41), с авианосцев Hornet и Enterprise были уничтожены в бесполезных атаках на японский флот. Последнюю боевую операцию на Тихом океане TBD-1 провели 6 июня 1942 года, когда немногие уцелевшие торпедоносцы с «Энтерпрайза» вместе с пикировщиками атаковали два поврежденных в столкновении японских крейсера «Микума» и «Могами», сумев потопить один из них. Чудовищные, по американским меркам, потери торпедоносцев у Мидуэя окончательно и бесповоротно подорвали доверие к «Девастэйтору». Однако сегодня не является очевидным, что недостатки самолета привели к катастрофе при Мидуэе. Факты свидетельствуют о том, что экипажи «Девастэйторов» послали фактически на расстрел. Возможно, что на недостатки самолета просто решили списать тактические просчеты командования, руководство флота продолжало наивно верить, что самолеты могут атаковать корабли без прикрытия истребителей.

Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что дивизион новейших, только что принятых на вооружение торпедоносцев «Эвенджер», вылетевший в тот же день с Мидуэя для атаки японской эскадры, в точности повторил судьбу «Девастэйторов». Из шести машин пять было сбито, причем ни один экипаж не смог даже выйти на цель. Но, так или иначе, сразу после Мидуэя приговор «Девастэйтору» был подписан, и самолет поспешно сняли с вооружения частей первой линии. Дольше всех оставались на вооружении «Девастэйторы» с авианосца «Рэйнджер». Это объясняется тем, что местом службы «Рэйнджера» было относительно спокойное Карибское море, где TBD-1 совершали патрульные полеты до августа 1942-го. Впоследствии «Девастейторы» использовались в течение некоторого времени для связи и подготовки летчиков.

Всего было построено 129 самолетов «Девастэйтор».

Экипаж, чел
3
Геометрия
Длина самолета, м 10,69
Размах крыла, м 15,24
Площадь крыла, м2 38,2
Высота, м 4,59
Массы
Масса, кг пустого 2804
max взлетная 4473
Силовая установка
Pratt-Whitney радиальный, воздушного охлаждения R-1830-64
л. с./kW 900/671
Лётные данные
Скорость, км/ч максимальная 331
на высоте, м 2438
Практический потолок, м 6004
Практическая дальность с бомбой 454кг, км 700
Вооружение
Пулемет, стреляющий вперед 7,62 мм
Пулемет у стрелка 7,62 мм
Бомб под фюзеляжем на подвеске, кг 454

Источники

  • «Американские военные самолеты Второй мировой войны» /под ред. Дэвида Дональда/
  • «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/

Douglas TBD Devastator (1937 г.

)

Douglas TBD Devastator (1935 г.)

Пикирующий бомбардировщик USN (1935-42 гг.)

Лучший в свое время, меньше в 1942 г.

Бомбардировщик-торпедоносец первой линии USN в 1941-42 гг., Douglas TBD был пойман до замены. Заказанный в 1934 году, он поступил на вооружение в 1937 году и на тот момент был не только самым совершенным самолетом ВМС США, но, возможно, самым серьезным претендентом на звание «лучшего в мире палубного ТБ». Однако темпы развития самолетов сравнялись, и 19 июня42 на Мидуэе, репутация TBD была разрушена, в то время как другой Дуглас, Бесстрашный, выиграл день, отчасти из-за того, как развивались события. Значительно уступая в скорости и маневренности при столкновении с Mitsubishi Zero, оставшиеся TBD были просто уничтожены небольшими попаданиями торпед на их счет.


TBD VT-6 над островом Уэйк, 1942 г.

Но, как и у Vindicator, просто превосходившего его, большая часть этой незаслуженной репутации ужасных характеристик была приписана серьезным отказам американской торпеды Mark 13 после войны. Devastator продолжал служить на вторых ролях до конца войны, и в 1919 году его начал заменять его более известный преемник, Grumman TBF Avenger.42. Его название было введено в конце 1941 года для облегчения идентификации, «Девастатор» прижилось; однако его популярное прозвище вскоре стало «торпекером», которое чаще всего используется моряками и пилотами.

Первоначальная разработка (1932-34)

В 1933 г. был инициирован конкурс ВМС США на новые бомбардировщики на базе авианосцев. На призыв откликнулись такие компании, как Vought со своим XSB2U Vindicator, Northrop со своим BT-1, Brewster со своим SBA и Douglas со своим XTBD-1. Он был объявлен одним из победителей Vought Devastator и первоначально заказан 30 июня 19 года.34. Также в первую очередь были рассмотрены модели Great Lakes XB2G и XTBG, Grumman XSBF, Hall XPTBH и Vought XSB3U, которые не были выбраны для дальнейшего производства прототипов.

XTBD Devastator впервые поднялся в воздух 15 апреля 1935 года. Довольно быстро его характеристики были оценены как очень удовлетворительные: скорость 332 км/ч по прямой на высоте 2000 м, около 350 км/ч в пикировании. В этом году он также начал отмечаться многочисленными нововведениями:
-Первый палубный моноплан
-Первый цельнометаллический морской самолёт
— Первый с полностью закрытой кабиной
— Первый со складными крыльями с гидравлическим приводом.
— Первый с полуубирающимся шасси


Прототип XTBD с первоначальным фонарём

XTBD прошел проверку ВМФ с 24 апреля по 24 ноября 1935 года на базах NAS (военно-морская авиабаза) Анакостия и Норфолк. Некоторые моменты были отмечены для исправления: плоский фонарь, казалось, не обеспечивал достаточной видимости и должен был быть заменен в производстве на более высокий куполообразный фонарь с дугой защиты от опрокидывания. Его можно сложить в три части. Летчики-испытатели действительно настаивали на улучшении обзора и необходимости доработки двигателя, при этом было рекомендовано доработать капот двигателя. Но кроме этого прототип с легкостью прошел приемочные испытания. Затем прототип прошел испытания на сброс торпеды, которые также прошли успешно. Последний шаг, для предсерийных испытаний, XTBD был предварительно передан одной из групп Lexington TB для сертификации оператора связи. Эти расширенные испытания продолжались до 1937, а позже и первые два серийных самолета, поставленных Дугласом, были ею исключительно для испытаний. USN действительно заказал полную производственную партию, получившую название TBD-1, для поставки и обслуживания в конце 1937 года с двигателем мощностью 850 л.с.
Поставки продолжались с 1937 по 1939 год, всего 128 машин, 130 прототипов XTBD-1 и один экспериментальный TBD-1A. С двумя, оставшимися у Дугласа, осталось 126 доставленных от VT-2 до VT-8, а также VB-4 VS-42, VS-71, VS-72, VU-3 и Корпус морской пехоты США.


Douglas TBD-1A: Был оснащен поплавками для испытаний, как и позже для Vindicator и Dauntless. Было сочтено интересным закупить для военно-морского флота катапультируемый бомбардировщик-торпедоносец класса Currituck, который все еще находится на вооружении, или USS Curtiss . Позже, во время войны, ВМС США будут эксплуатировать недавно построенные авианосцы USS Currituck, Pine Island и Norton Sound, USS Tangier и Timbalier.
Со 130 построенными против 9900 «Мстителями» Devastator кажется сноской истории, но он был передовым торпедоносцем ВМС США до роковой битвы за Мидуэй, в середине войны.


Варианты TBD-1, включая прототип и выше, эскиз первого бумажного предложения

Проект Devastator


Полная эскадрилья VT-2 на летной подготовке, 6 января 1942 г.

Общие характеристики

Помимо модифицированного просторного фонаря повышенной видимости, Devastator имел благоприятный коэффициент нагрузки на крыло из-за его больших крыльев (площадь крыла 422 кв. в торпедах 1937). Среди прочего, выбор полуубирающегося шасси с колесами, выступающими на 10 дюймов ниже (250 мм), имел то преимущество, что потенциально ограничивал повреждение нижней части живота в случае вынужденной аварийной посадки.
Он имел общую длину 35 футов 0 дюймов (10,67 м), размах крыла 50 футов 0 дюймов (15,24 м), общую высоту 15 футов 1 дюйм (4,60 м) и весил 5600 фунтов (2540 кг). легкий, 9 289 фунтов (4213 кг) при полной загрузке с указанной максимальной взлетной массой 10 194 фунтов (4624 кг).

Экипаж обычно состоял из трех человек: пилот впереди, задний стрелок-радист на корме и бомбардир на среднем сиденье. Последний, чтобы выполнять свою работу, лежал ничком, скользя в положение под пилотом, и управлял своим бомбовым прицелом Norden, смотрящим через окно в нижней части фюзеляжа. Этот процесс был повторен, но с постоянной гондолой для Avenger. Но в результате Devastator стал немного «жирнее» с более низким коэффициентом проникновения, в том числе из-за более высокой теплицы. Под фюзеляжем самолета находилась единственная торпеда, активируемая бомбардиром.


Кабина TBD-1 в 1937 г.

Силовая установка и характеристики

Силовой установкой Devastator был Pratt & Whitney R-1830-64 (прототип имел предыдущий R-1830-60, 800 л.с.) Twin Оса звездообразный двигатель, развивавший 850 л.с. (630 кВт). Его предшественником был XR-1830-60/R-1830-1. Окончательная версия 14-цилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения развивала мощность 900 л.с. и приводила в движение 3-лопастной винт изменяемого шага.
Что касается характеристик, его максимальная скорость на высоте 8000 футов (2400 м) составляла 206 миль в час (332 км/ч, 179 км/ч).узлов), но нормальная крейсерская скорость была ограничена 128 милями в час (206 км/ч). Его скорость набора высоты составляла 720 футов / мин (3,7 м / с), а практический потолок — 19 500 футов (5900 м). Во внутренних баках было достаточно бензина для дальности полета в 435 миль (700 км, 378 миль) с торпедой Mark 13 и до 716 миль (622 миль; 1152 км) с бомбами массой 1000 фунтов (450 кг).

Вооружение


Прототип XTBD с 500 бомбами ibs под днищем фюзеляжа на испытаниях, 1935 г. погружение в уме.
— Торпеда: 1935 фунтов (878 кг) воздушная модель Bliss-Leavitt Mark 13
— 1000 фунтов (450 кг) бомба с полуутопленной нижней частью фюзеляжа.
— Три 500-фунтовые (230 кг) бомбы общего назначения (корневая часть крыла, бомбоотсек)
— Двенадцать 100-фунтовые (45 кг) осколочные бомбы (по шесть под каждой корневой частью крыла)
Они часто использовались в атаках Гилберта и Маршалловы острова в 1942 г. 7
— Оборонительное вооружение: пулемет Браунинг калибра 0,30 дюйма (7,62 мм), задний стрелок.
— Наступательное вооружение: капот правого борта 0,30 дюйма (7,62 мм) / 0,50 дюйма (12,7 мм) M2HB


TBD сброс воздушной торпеды Bliss-Leavitt Mark 13

Devastator на вооружении

Бюро аэронавтики ВМС США (BuAer), впечатленное прототипом, заказало партию из 129 штук первой версии для базирующихся эскадрилий на борту USS Saratoga, Enterprise, Lexington, Wasp, Hornet, Yorktown и Ranger с 1937 года. Однако в 1939 году некоторые из них уже были переведены в учебные или буксиры-мишени. К 1940 году ВМС США поняли, что Devastator устарел, тогда как его замена, Grumman TBF Avenger, все еще находилась в разработке.


TBDS над Флоридой в 1942 году

Ранние операции

Из-за истощения только 100, когда в декабре 1941 года. В феврале 1942 года, тем не менее, TBD от Enterprise и Yorktown хорошо справились с Marshall и Gilber, TBDS Enterprise и Yorktown. Острова Уэйк и Маркус. 10 марта корабли с авианосцев «Йорктаун» и «Лексингтон» нормально поработали в Новой Гвинее. В битве в Коралловом море они поразили и потопили авианосец IJN Shōhō 7 мая, но не смогли поразить IJN Shōkaku через день. Было создано много поводов, иногда с большими затратами, но вскоре обнаружилось, что слишком многие из этих «хитов» превратились в провалы. Позже пальцы Mark 13 указывали из-за неисправного контактного взрывателя, при этом они имели тенденцию уходить глубже установленной глубины. Часть большого «торпедного скандала», присущего американскому артиллерийскому оружию, потребовала целый год, чтобы его признали, а затем исправили, немного раньше, чем Mark 14.

Индейки Мидуэя

Великая битва за Мидуэй произошла 4 июня 1942 года. К тому времени эти пилоты взлетели, зная, что у них неисправные торпеды. В общей сложности 41 Devastator был запущен с авианосцев USS Hornet, Enterprise и Yorktown, объединенных против Кидо Бутай японского флота. Мало того, что боевые вылеты были плохо скоординированы, Спруанс бросился сразу же, как только были обнаружены вражеские авианосцы, вместо того, чтобы успеть собрать в воздухе большую эскадрилью с их эскортом, настолько был страх, что японцы тем временем прибудут . Поэтому истребители, бомбардировщики и торпедоносцы шли грошовыми пакетами, подвергаясь опасности. TBD от Hornet и Enterprise в конечном итоге потеряли связь со своим истребителем сопровождения, но, тем не менее, начали свои атаки. Вскоре, столкнувшись с роем нулевых истребителей и яростным ПВО, их недостатки для того времени (19 мая42) говорили: из-за их низкой скорости и маневренности плохая броня и заход на посадку на скорости менее 200 миль в час (320 км/ч) сделали их легкой добычей и оказались смертельной ловушкой для их пилотов. Торпеда также была ответственна за это, так как для точности ее нужно было выпустить на скорости ниже 115 миль в час (185 км / ч), что требовало долгой атаки по прямой. Это сделало их легкой мишенью, и в результате только четверо вернулись к трем карьерам. Ни одного торпедного попадания зафиксировано не было, но не исключено, что те несколько результативных попаданий оказались неразорвавшимися. Некоторые также подошли так близко, что выпустили свои торпеды и обстреляли корабли, вынудив японские авианосцы начать резкие маневры уклонения.

Это была большая цена, но она не была напрасной: их атака послужила отвлечением для японской обороны, в то время как на большой высоте рои Бесстрашных в конце концов чудом собрались и прибыли, также чудо, скоординированное над флотом. Японцам также приходилось держать свои летные палубы чистыми и постоянно совершать циклы, сосредоточив внимание на своих собственных боевых воздушных патрулях. В свою очередь, это сильно задержало их собственный контрудар, чего Спруанс и ожидал. Опоздавшие на вечеринку пикирующие бомбардировщики Douglas SBD Dauntless Lt.C. У Уэйда МакКласки и Макса Лесли было ясное небо, чтобы поразить три из четырех японских авианосцев. Когда все это произошло, зенитные орудия были повернуты в сторону моря, а оборонительный истребитель патрулировал прочь.

Выход на пенсию


TBD в экспериментальном камуфляже в 1940 году

ВМФ отозвал свои оставшиеся 39 TBD после их понятного фиаско на Мидуэе. Эти уцелевшие Devastators оставались в VT-4 и VT-7, попавших под командование Атлантики, и в учебных эскадрильях до 1944 года. Они использовались для обучения как пилотов, так и механиков, а некоторые планеры были уничтожены во время учебных пожарных. В конце 1944 года в ВМС США не осталось Devastator, но прототип уцелел в NAS Norman в Оклахоме. Последний действующий ТБД-1 использовался командующим авиацией флота Западного побережья, сдан на слом 19 ноября.44, так что сегодня никто не может увидеть сохранившийся экземпляр.

Тем не менее, ВМС США не были удовлетворены новым TBF Avenger после поступления на вооружение, поскольку его ранняя версия была полна проблем в 1942 году. На полпути первый развернутый не имел большого успеха: только один из пяти когда-либо забил попадание. Позже в том же году у них было больше шансов против легкого авианосца IJn Ryūjō и линкора IJN Hiei.

Но со временем самолеты совершенствовались, были получены новые воздушные торпеды, а также стационарный Mark 13, а пилоты набрались опыта, а также более слаженного истребительного прикрытия. Все это сложилось осенью 1943. Итак, более известный Мститель казался прогрессом, но это был всего лишь кусочек большей головоломки.


Замена Devastator, Grumman TBD Avenger, была улучшением, но все же не таким успешным, как ожидалось, по крайней мере, до конца 1943 года, что несколько искупило Douglas.

ТБД-1 Технические характеристики

Размеры: 10,67 х 15,24 х 4,60 м (35 х 50 х 15 футов)
Вес: 9 шт.0143 Порожний/брутто/MTo вес: 5 600/9 289/10 194 фунтов
Экипаж: 3: Пилот, офицер-торпедист/штурман, радист/стрелок
Привод: Pratt & Whitney R-1830-64 Twin Wasp 14-цил. 2-рядный радиальный кондиционер, 900 л.с. (670 кВт)
Пропеллер: 3-лопастной винт изменяемого шага
Максимальная/круизная скорость: 206 (332 км/ч)/128 миль/ч (206 км/ч) на высоте 8000 футов
Диапазон: 435 миль (700 км) торпеда / 716 миль (1152 км) 1000-фунтовые бомбы
Рабочий потолок: 23 600 футов (7 200 м)
Скороподъемность: 19 500 футов (5 900 м)
Время набора высоты: 720 футов/мин (3,7 м/с)
Вооружение Неподвижный передний пулемет 0,3/0,5 дюйма, шкворень 0,3 в защите, см. примечания
Броня Нет

Src/Подробнее:
Adcock, Al. TBD Devastator в действии, номер самолета 97. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1989.
Бьюэлл, Томас Б. Тихий воин: биография адмирала Рэймонда А. Спруанса. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 1987.
Крессман, Роберт Б. и др. Славная страница в нашей истории: битва за Мидуэй, 4–6 июня 1942 г. Миссула, Массачусетс: Издательство Pictorial Histories, 1990. ISBN 978-0-929521-40-4.
«Опустошитель… Не такой уж разрушительный БТР-1». Эйр Интернэшнл
Долан, Эдвард Ф. мл. Голливуд идет на войну. Лондон: Bison Books
Doll, Thomas E. The Douglas TBD Devastator, Aircraft in Profile Number 171. Leatherhead, Profile Publications Ltd.
Doll, Thomas E. SB2U Vindicator в действии, Aircraft Number 122. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications Inc., 1992.
Дрендел, Лу. Авианосные бомбардировщики ВМС США времен Второй мировой войны. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1987.
Гинтер, Стив. Дуглас TBD-1 Devastator, морской истребитель номер семьдесят один. Сими-Вэлли, Калифорния: Издательство Ginter Publishing Company, 2006.
Ганстон, Билл. Энциклопедия боевых самолетов мира: Технический справочник основных боевых самолетов от Первой мировой войны до наших дней. Chartwell Books
Хардвик, Джек и Эд Шнепф. «Путеводитель по авиационным фильмам». Создание великих авиационных фильмов, серия General Aviation, том 2, 1989 г.
Джексон, Б.Р. и Томас Э. Долл. Дуглас TBD-1 «Разрушитель», Aero Series 23. Fallbrook, CA: Aero Publishers, 1973.
Кинзи, Берт. Самолеты ВМС и морской пехоты США времен Второй мировой войны, часть 1: пикирующие и торпедоносцы. Нортбрук, Иллинойс: Revell-Monogram, LLC, 2003.
Лоусон, Роберт и Барретт Тиллман. Пикирующие и торпедоносцы ВМС США времен Второй мировой войны. Сент-Пол, Миннесота: Издательство MBI, 2001.
Мондей, Дэвид. «Дуглас TBD Devastator». Краткий справочник Хэмлина по американским самолетам времен Второй мировой войны. Лондон: Bounty Books, 2006.
Новицкий, Яцек. Дуглас TBD Devastator — SBD Dauntless (Wydawnictwo Militaria 119) (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria, 2000.
Оррисс, Брюс. Когда Голливуд правил небом: классика авиационных фильмов о Второй мировой войне. Хоторн, Калифорния: Aero Associates Inc., 19 лет.84.
Паршалл, Джонатан Б. и Энтони П. Талли. Разбитый меч: невыразимая история битвы за Мидуэй. Вашингтон, округ Колумбия: Potomac Books, 2005.
Тейлор, Джон В. Р. «Дуглас, TBD Devastator». Боевая авиация мира с 1909 года по настоящее время. Нью-Йорк: Г.П. Сыновья Патнэма, 1969.
Тиллман, Барретт. «Иди и попади!: последние боевые торпедоносцы ВМФ». Airpower, Volume 3, No. 4, июль 1973 г.
Tillman, Barrett. TBD Devastator Units ВМС США, Combat Aircraft Vol. 20. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2000.
Тиллман, Барретт и Роберт Л. Лоусон. Пикирующие и торпедоносцы ВМС США времен Второй мировой войны. Сент-Пол, Миннесота: Издательство MBI, 2001.
Винчестер, Джим. «Дуглас TBD Devastator». Самолеты Второй мировой войны (Информация об авиации). Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004.

Сайты:
Архив военно-морского исторического центра
То же самое, цветные фотографии на Midway
www. daveswarbirds.com/usplanes/aircraft/devastat.htm
www.aviation-history.com /douglas/tbd.html
О популярной механике
На штативе
en.wikipedia.org/wiki/Douglas_TBD_Devastator
commons.wikimedia.org/wiki/Category:Douglas_TBD_Devastator

Галерея:

VT-2, USS Lexington, 1939


VT-3, USS Saratoga, 1939

90 004
VT-5 USS Yorktown 1939


VT-6 USS Энтерпрайз 1940


Рейд VT-6 Кваджалейн, 1 февраля 1942 г. Обратите внимание на довоенный медальон и полосатый хвост


ТБ-1 6-Т-II VT-6 в мае 1942 года. Только что были перекрашены в оригинальный тактический светло-серый комбинезон


Дуглас ТБД-1 Devastator VT2 в битве у Коралла Море Май 1942 г.


VT-6 (USS Enteprise), личный самолет командира лейтенанта Юджина Линдсея, Мидуэй, июнь 1942 г.


TBD-1 в NAS Корпус-Кристи, Техас, август 1942 г.


TBD-1 служили в NAS Майами с 29Октябрь 1942 г. — 31 декабря 1943 г. в качестве инструкторов повышения квалификации.

Фотографии
(бюро № 0297) пятой торпедной эскадрильи (VT-5) со сморщенным фюзеляжем после аварии на авианосце Yorktown (CV-5), 3 сентября 1940 г. остров находится на заднем плане. В конечном итоге этот самолет был передан в состав Восьмой торпедной эскадрильи (VT-8) и был потерян в битве за Мидуэй 4 июня 1942 года. Предоставлено Томасом Э. Доллом. Фотография Исторического центра военно-морского флота США.

90 006

Заслуживает ли Douglas TBD-1 Devastator плохой репутации?

Что в имени? В июне 1941 года ВМС США предложили список популярных названий для своих самолетов. Почти никто не был принят, и окончательный список был опубликован в октябре. За эти четыре месяца F4F Grumman превратился из Comet в Wildcat, Douglas SBD из Mohave в Dauntless, а PBY Consolidated из Clemente в Catalina.

Между тем, Дуглас TBD вошел в историю и легенду не как Скорпион, а как Опустошитель. Это имя стало одним из самых ироничных в истории авиации.

В 1930-х годах военно-морская авиация США осознала ускорение технического прогресса. Эскадрильи торпедоносцев летали на бипланах Great Lakes и Martin с максимальной скоростью менее 125 миль в час. Следовательно, в июне 1934 года Бюро аэронавтики запросило предложения по торпедоносцам от трех компаний: Great Lakes, Hall и Douglas. Грейт-Лейкс и Холл вышли из борьбы с устаревшими концепциями, оставив поле Дугласу.

В Санта-Монике команда дизайнеров Дональда Дугласа приступила к работе. Результатом стал XTBD-1 (Experimental Torpedo Bomber, Douglas) — трехместный цельнометаллический моноплан с гидравлически складывающимися крыльями и полуубирающимся шасси с радиальным двигателем Pratt & Whitney мощностью 800 л.с.

Douglas доставил прототип менее чем за 11 месяцев, а первый полет состоялся в апреле 1935 года. Испытания военно-морского флота продолжались на военно-морской авиабазе Анакостия в Вашингтоне, округ Колумбия, и в Норфолке, штат Вирджиния. После испытаний на совместимость боеприпасов большой Douglas вернулся на базу. Западное побережье для испытаний пригодности авианосца на борту USS Lexington к концу года. Три пилота совершили 13 взлетов и посадок без существенных проблем. Огромная площадь крыла TBD в 420 квадратных футов позволила создать прочную и устойчивую платформу в посадочной конфигурации.

Прототип XTBD-1, первый палубный моноплан ВМФ, был представлен в 1935 году. (Музей авиации и космонавтики Сан-Диего)

Серийный двигатель TBD-1 был модернизирован до 900 л.с., что дало заявленную максимальную скорость 205 миль в час. Видимые модификации были относительно незначительными, в основном это фонарь кабины и капот двигателя.

Самолеты флота 129 начали прибывать в 1937 году, оснащая «Торпроны» на Lexington и Saratoga , за которыми последовали Yorktown , Enterprise и Hornet по 1941 год. Ranger , введен в строй в 1934 году и Wasp в 1940 году был построен без торпедного хранилища, но получил некоторые возможности в 1941 году.

Наряду с бомбардировщиком-разведчиком Vought SB2U (позже получившим название Vindicator) TBD открыл эру монопланов в авианосной авиации США. TBD был скачком поколений для морской авиации, и эскадрильи часто изо всех сил пытались освоить «все эти новые устройства», которые ранее были неизвестны. Особого внимания заслуживают убирающиеся колеса и складывающиеся крылья. По легенде, когда первый ТБД приземлился на борт авианосца Тихоокеанского флота, сложив крылья при рулении, нервный матрос ударил по краш-сигналу.

Гидравлические складные крылья Devastator были передовыми для своего времени. (Командование военно-морской истории и наследия)

Новый бомбардировщик-торпедоносец «Дуглас» впечатлял своим обтекаемым профилем, полированным алюминиевым фюзеляжем, украшенным маркировкой хвостового оперения и агрегатов, а также хромово-желтыми крыльями. Унтер-офицер, летчик авиации Вильгельм «Билл» Эсдерс, вспоминал о своем отчете в Saratoga в Сан-Диего в 1938 году: «Я наблюдал за посадкой несколько красивых блестящих монопланов и подумал: «Это самый красивый самолет, который я когда-либо видел». Я просто хотел, чтобы когда-нибудь у меня была возможность летать на нем, не зная, что они принадлежали к эскадрилье, в которую меня направили. Я был ошеломлен, узнав, что самолеты, которые я видел, были самолетами ВТ-3. Такие красавицы!»

Даже при поступлении современных самолетов военно-морской флот продемонстрировал технологический дефицит, когда Европа снова перешла на генеральную расквартировку в 1939 году. В том году 55 процентов самолетов-носителей США составляли бипланы, а полная замена монопланов продолжалась в следующем году.

Опустошители парка VT-5 на USS Yorktown после кабины экипажа на военно-морской авиабазе Северный остров, Сан-Диего, в июне 1940 года, в полной мере используя свои складывающиеся крылья. (Командование военно-морской истории и наследия)

Между тем, далеко за линией перемены дат, в 1937 октября Императорский флот Японии принял на вооружение Nakajima B5N, авианосный бомбардировщик Type 97, позже получивший от союзников название Kate. B5N2 военного времени был способен развивать скорость 230 миль в час на высоте 12 000 футов и регулярно выполнял миссии в радиусе 300 миль. Таким образом, он был на 25 миль в час быстрее, чем TBD, и имел большую дальность полета. Но, что более важно, в то время как американские торпеды были прискорбно неустойчивыми, японские «рыбы» работали просто отлично.

До войны экономические меры ограничивали реальное обучение. Предполагалось, что пилоты-торпедоносцы будут сбрасывать один боевой снаряд в год, но эта цель редко достигалась. Проценты по этому долгу будут выплачены в бою в течение 1942, за год до того, как артиллерийская бюрократия наконец признала длинный и печальный список дефектов торпед для кораблей, подводных лодок и самолетов. На протяжении всей войны почти все достижения в области торпедных технологий исходили от промышленности, а не от флота.

Помощник механика Томас Ф. Чик, опытный рядовой летчик 2-й торпедной эскадрильи (VT-2) на Lexington , вспоминал: НАП [летчик морской авиации] второй пилот, выполняющий роль бомбардира на втором месте. Недостаток артиллерийской подготовки у всех задних сидений был очевиден.

«Как показали армейские ВВС на Мидуэе, горизонтальная бомбардировка с самого начала была безнадежной. Попадания были довольно легкими, если цель не двигалась на суше, или буксируемые сани или судно сохраняли фиксированный курс и скорость. Мы пробовали различные формации и модели, с плачевными результатами, но силы, которые были у нас, заставляли нас пытаться.

TBD VT-6 сбрасывает печально известную ненадежность торпеды Mark 13 во время учений в октябре 1941 года. (Национальный архив)

«Имитация запусков торпед проводилась редко, кроме как во время проблем флота или местных маневров. Раз в год каждый летчик должен был совершить живое десантирование с муляжом головы на настоящую торпеду. Мы не сделали ни капли в 1939. В 1940 г. мы сделали два пробных заезда по мишени, буксируемой тральщиком или буксиром. Затем большой день, взлет из Норт-Лэндс, Сан-Диего, с Mark 13, вывешенным из бомбоотсека!»

Описывая свое первое живое падение, полет с AC Weddel, Чик сказал, что Mark 13 был выпущен в пределах 90 узлов на высоте 100 футов. (В бою большинство эскадрилий наблюдали параметры сброса в 110 узлов на высоте 50 футов или меньше.) «Первые 100–150 ярдов это было верно», — вспоминал Чик, добавляя, что торпеда «затем отклонилась на 60 градусов влево и взлетела над поверхность, как счастливая форель.

«Мой десант с самого начала подражал Уэдделу, а затем слегка отклонился вправо, вернувшись на борт тральщика. К счастью, вместо того, чтобы резвиться на поверхности, он побежал прямо на глубину и прошел под рывком.

«Судя по слухам, гулявшим по Перл, наш инцидент был не единичным».

Несмотря на эти проблемы с торпедами, ВМФ разработал оптимистическую тактику для авианосных групп. Идеальным сценарием была скоординированная атака вражеского флота, когда бомбардировщики-разведчики устанавливали дымовые завесы, чтобы прикрыть низкое и медленное приближение торпедоносцев, в то время как пикирующие бомбардировщики подлетали сверху, а истребители атаковали обороняющиеся перехватчики. Такого в бою никогда не случалось, и некоторые реалисты признавали факты. «Процедура обучения обращению с торпедами в мирное время была скорее театральной, чем практической», — писал командир «Торпеды-3» лейтенант-коммандер. Лэнс Э. Мэсси. Он предсказал с леденящей кровью проницательностью, что торпедная атака без сопровождения против приведенной в боевую готовность оперативной группы обернется катастрофой.

Всего на TBD летало 12 эскадрилий ВМФ, в том числе несколько бомбардировщиков и разведчиков Атлантического флота. За 3,5 года до Перл-Харбора ВМФ потерял 30 TBD в результате аварий и еще два в январе 1942 года. Таким образом, флот вступил в войну с 97 торпедоносцами в развертываемых эскадрильях и небольшим запасным резервом флота.

Утром 7 декабря 1941 года оперативная группа Enterprise возвращалась на Гавайи после доставки самолетов на остров Уэйк. Действуя в военном режиме, вице-адмирал Уильям Ф. Хэлси в качестве меры предосторожности отправил 17 SBD на разведку впереди сил. Их перехватили самолеты шести японских авианосцев, семь человек потеряли. Америка была в состоянии войны.

Имея предварительную информацию, «Большая Э» запустила объединенную ударную группу, включающую все 18 TBD Торпеды 6. Ничего не обнаружив, бомбардировщики вернулись на корабль, а истребители направились к Жемчужине, где четыре из шести были сбиты.

Так началась ранняя фаза войны на Тихом океане, серия налетов на отдаленные японские базы. 1 февраля 1942 года «Энтерпрайз » совершил набег на Маршалловы острова, потопив три японских корабля. VT-6 лейтенанта-коммандера Юджина Линдси поднял девять бомбардировщиков против атолла Вотье и еще девять против Кваджалейна в ходе первой воздушной торпедной атаки в истории США. Не имея сопротивления истребителей, «Опустошители» остались почти нетронутыми, но
в отчете эскадрильи отмечалось: «Истребительная защита для ВТ обязательна».

TBD из Enterprise присоединяется к атаке на удерживаемый японцами остров Уэйк 1 февраля 1942 года. (Командование военно-морской истории и наследия)

В тот же день Yorktown поразил Гилбертов с незначительными результатами и серьезными потерями. Скверная погода, видимо, стоила ВТ-5 шести самолетов и нескольких экипажей в обмен на два поврежденных авиагруппой японских корабля.

24 февраля Предприятие вернулся на остров Уэйк, куда в конце ноября доставил истребители морской пехоты. TBD бомбили с высоты 12 000 футов, нанеся небольшой урон, но не понеся потерь. Не прошло и недели, как «Большая Э» нанесла удар по острову Маркус в 1150 милях от Токио, не запустив торпедоносцев.

Безусловно, самой амбициозной операцией Devastator была совместная забастовка Lexington Yorktown в Новой Гвинее. 10 марта две авиагруппы вице-адмирала Уилсона Брауна координировали одновременные атаки на Лаэ и Саламуа на восточном побережье. На обоих кораблях было поставлено 52 самолета, в том числе 13 «Лексов» Torpedo 2 и 12 «Йорков» Torpedo 5.9.0006

VT-2 лейтенант-коммандера Джеймса Бретта нес торпеды Mark 13, в то время как лейтенант-коммандер. VT-5 Джозефа Тейлора был заряжен 500-фунтовыми бомбами. Скалистая зелень гор Оуэн-Стэнли создавала проблемы для тяжело нагруженного самолета Lexington с однотонными Mark 13, но Бретт проницательно читал географию и использовал восходящие потоки, чтобы преодолеть перевал высотой 7500 футов. Он обнаружил у берега 14 японских кораблей и атаковал пикирующими бомбардировщиками, торпедировав транспорт на мелководье. Однако другая рыба вышла из строя.

Вскоре после этого Тейлор возглавил свою эскадрилью на высоте 13 000 футов для обычной бомбардировки. По крайней мере, одна из 24 бомб попала в тендер гидросамолета, затопив машинное отделение. Когда TBD оторвались, гидросамолет Nakajima E8N2 совершил артиллерийский обстрел, встретив град ответного огня. Послевоенная оценка показала, что японский биплан приземлился и затонул.

В сочетании с усилиями армии США и Австралии удар по Лаэ-Саламуа привлек внимание американских СМИ. Тихоокеанское командование заявило о потоплении 10 кораблей, в том числе трех крейсеров (фактически трех транспортных кораблей), за потерю SBD-2.

Опустошитель, казалось, оправдывал свое название, но первая неделя мая привела к тому, что TBD отправится на пенсию. Опустошители из Йорктаун участвовали в двух ударах по новой японской базе Тулаги недалеко от Гуадалканала. Ни одна из миссий не дала многого. Первый нанес одно попадание в эсминец из 11 сбросов торпед, еще один не выпустил. В следующей миссии другой эсминец увернулся от всех 11 рыб, и хотя несколько гидросамолетов перехватили, они не причинили вреда. Однако экипаж VT-5 высадился в открытом море после того, как заблудился в непогоде и пережил двухмесячную одиссею, возвращаясь в безопасное место.

Затем, 7 мая, тысячелетняя морская война внезапно оборвалась в битве в Коралловом море. Американская разведка узнала о плане Японии захватить Порт-Морсби на южном побережье Новой Гвинеи, и Тихоокеанский флот разместил оперативные группы Лексингтон и Йорктаун для отражения сил вторжения противника. В день открытия американцы сделали все по-своему. Лекс и Йорки запустили 93 самолета против японских сил прикрытия, построенных вокруг легкого авианосца Shōhō 9.0014 . Это было огромное превосходство: 22 «торпекера» добавили свой вес к 71 бомбардировщику-разведчику и истребителю.

Прибыв первыми, TBD Джимми Бретта обошли заслон четырех японских крейсеров и провели скоординированную атаку с SBD в мирное время. В учебнике по тактике «наковальни» Опустошители Лекса зажали Сёхо из обоих луков, нанеся девять попаданий; они, вероятно, получили по крайней мере пять.

Легкий авианосец Shōhō горит утром 7 мая 1942 года во время битвы в Коралловом море. Обратите внимание на TBD, запускающую торпеду в правом нижнем углу. 900:04 Японские истребители были в значительной степени связаны «дикими кошками», оставив забастовщикам доводить дело до конца. Через несколько минут подошли 10 йорктаунцев Джо Тейлора, которые, как они сообщали, приблизились, «чтобы промахнуться было почти невозможно». Эскадрилья заявила о 100-процентных попаданиях и, вероятно, получила два. Little Shōhō погиб от примерно 20 бомб и семи торпед, что стоило трех F4F-3.

На борту американских авианосцев каюты были заполнены ликующими экипажами, праздновавшими известие об исторической победе.

На следующий день, как и прежде, ход боя определила разведка. Обе стороны нашли друг друга примерно в одно и то же время, но японские тяжеловесы действовали быстрее: Shōkaku и Zuikaku подняли в воздух 69 самолетов, нанеся смертельные ранения Lexington и повредив Yorktown .

В то время в воздухе находились авиагруппы США, насчитывавшие 75 самолетов, в том числе 21 торпекер. Как и в предыдущий день, исходящий этап составлял около 170 миль — немного растянуто для TBD.

Когда SBD Yorktown заметили японские плоские вершины, командир удара вышел на орбиту, чтобы позволить TBD догнать их, надеясь на скоординированную атаку. Предполагаемой жертвой был Shōkaku , видимый при ясном небе, и японский авианосец поглотил две бомбы. Вся рыба Торпеды 5 промахнулась, но Девастаторы ушли без промаха.

Через полчаса эскадрильи Лексингтона двинулись вперед. Dauntlesses снова попали в Shōkaku — без смертельного исхода — в то время как Zuikaku уклонился от повреждений. Все 11 Mark 13 Torpedo 2 промахнулись или вышли из строя — как резюмировал японский отчет, «торпеды медленные и дальнобойные». У одного самолета закончилось топливо, экипаж погиб. Однако, когда в тот вечер леди Лекс сгорела от горючего, она утопила все оставшиеся самолеты VT-2.

Тактически Битва в Коралловом море была победой Японии, так как Lexington был гораздо более ценным, чем Shōhō . Но со стратегической точки зрения крупная японская операция была сорвана, и Порт-Морсби остался в руках союзников.

Коралловое море было первым морским сражением, в котором ни один флот не видел другого. Он заложил основу для авианосной войны на протяжении всего конфликта.

В конце мая разведка США предоставила адмиралу Честеру Нимицу бесценное преимущество: подробную информацию о плане японцев захватить атолл Мидуэй. Он отправил три своих авианосца, чтобы устроить одну из величайших засад в истории: Enterprise и Hornet в оперативной группе 16 и Yorktown , все еще несущий повреждения Кораллового моря, с оперативной группой 17. Им противостояли четыре ветерана Имперского флота.

30 мая командир 6-й торпеды, лейтенант-коммандер. Юджин Линдси развернулся при посадке на борт Enterprise . Он выздоровел с сильно вывихнутой спиной, но признал себя годным к службе.

На рассвете 4 июня три авианосца Тихоокеанского флота направились к северо-востоку от Мидуэя, противодействуя попыткам японцев захватить атолл. Около 07:00 начался пуск 41 ТБД. Через три часа вернулись четыре опустошителя.

За пять месяцев боев в Коралловом море TBD не понесли потерь в полете в результате действий противника. К каждому торпедоносцу прикрепляли истребители сопровождения, что повышало шансы торпедоносцев на выживание. Но в Midway почти ничего не шло по плану. 900:06 Палубные экипажи готовят VT-6 TBD к запуску с борта Enterprise в начале ключевой битвы за Мидуэй 4 июня 1942 года. час спустя. (Национальный архив)

Исходящий из TF-16, Командир авиагруппы солдафонов Hornet Стэнхоуп К. Ринг возглавил «миссию в никуда» прямо на запад, запустив 10 Wild-cats без топлива с парой SBD- 3 с. Независимый командир Torpedo 8, лейтенант-коммандер. Джон Уолдрон понял геометрию боя и прервался, поведя свои 15 самолетов на юго-запад. Он сказал своим людям: «Если только один из нас останется, чтобы сбежать, я хочу, чтобы этот человек вошел и получил удар».

Четырнадцать TBD выплеснулись из тяжелых зенитных орудий и истребителей, оставив энсина Джорджа Гэя выполнять приказ шкипера. Гай сбросил торпеду на Сёрю , промазал и почти сразу ушел в воду. Его стрелок упал вместе с самолетом, но Гэй был спасен, чтобы рассказать разные версии своего выживания в течение 50 лет.

Следующим был раненый Джин Линдси с 14 Девастаторами из VT-6. Предполагалось, что у него будет эскорт, но «Уайлдкэты» VF-6 сначала, по-видимому, приняли TBD VT-8 за свои собственные и пропустили рандеву. Атака Кага , Торпеда 6 встретила стену зенитной артиллерии и небо, полное режущих Зеро. Четверо вернулись на Большой Е.

Наконец, примерно через час после VT-8 прибыли жители Йорка. Большинство из них были заменами из авиагруппы Saratoga , выброшенной на берег, пока «Сара» ремонтировалась. Воспользовавшись недавними отчетами о боевых действиях, персонал Йорктаун поступил правильно — сэкономив топливо, «рандеву» вместо того, чтобы кружить, чтобы присоединиться к оперативной группе.

VT-8 TBD выруливает на кабину пилота Hornet . Этот Devastator и его команда, пилот лейтенант (младший) Джефф Дэвис Вудсон и стрелок Отуэй Дэвид Кризи-младший, погибли на Мидуэе. (Национальный архив)

С лейтенантом-коммандером. Лэнс Мэсси летит, Йорктаун Летчики нашли свою цель и сосредоточились на Хирю . Шести «Уайлдкэтов» лейтенант-коммандера Джона Тэча было слишком мало, чтобы противостоять примерно 40 «Зеро», а эскадрилья Мэсси была раздроблена. Он погиб вместе с девятью членами своей команды, а двое бросились возле оперативной группы. Одним из них управлял Билл Эсдерс, который затащил своего смертельно раненого стрелка, радиста Роберта Б. Брейзера, на свой плот. «Он истек кровью, — сказал Эсдерс. «Тем не менее, этот молодой человек все еще мог говорить, выражая, как плохо он себя чувствует, что не может выступать лучше или дольше.

«Вот такие люди были у нас в «Торпедо-3».

В то время как TBD были перебиты, японские истребители были сброшены почти на уровень моря. Таким образом, подход был свободен для трех эскадрилий SBD, а в небе пролился дождь из Dauntlesses. Через несколько минут Акаги , Кага и Сёрю были смертельно ранены. В тот же день SBD вернулись, убив Хирю . Бой закончился рано утром 7 июня с Йорктаун , ослабленным бомбовым и торпедным повреждением, добитым ПЛ И-168 .

Журнал боевых действий «Опустошителя» закончился в тот день, когда в общей сложности было совершено 176 боевых вылетов, приведших к действиям против сил противника. За эти шесть месяцев TBD выполняли в среднем чуть менее двух вылетов на планер военного времени: 131 с торпедами и 45 с бомбами или глубинными бомбами.

После Мидуэя оставшиеся 39 Девастаторов были выведены из состава флота и быстро заменены Мстителями TBF-1. TBD отправились в учебные и вспомогательные подразделения или стали учебными платформами. Последние были списаны в 1944.

Представление о том, что TBD были «гробами для самоубийц», теряет некоторую достоверность, когда самолет сравнивают с его современниками. В первом бою эскадрильи TBF VT-8 вылетел с Мидуэя на шести Мстителях, и только один вернулся.

В Коралловом море и на Мидуэе Девастаторы потеряли 42 процента в полете в результате действий противника. Соперник TBD, B5N Kate, явно превосходивший его с отличными торпедами, отставал с 37 процентами. Опустошители, безусловно, опустошили маленький Сёхо в Коралловом море, но не нанесли ни одного удара в следующих пяти атаках в обоих сражениях. Кейтс, однако, внесла свой вклад в 9Гибель 0013 Lexington в Коралловом море и Yorktown в Мидуэе.

Так TBD Devastator ушел в историю.