Douglas B-18 “Bolo” Средний бомбардировщик
Самолёт Douglas B-18, хотя и не заслужил большой славы, стал знаменательным событием в жизни американской авиации. Его история началась в 1934 г., когда USAAC выдвинул спецификацию на бомбардировщик для будущей замены самолётов Martin B-10 и В-12. В техническом задании оговаривалась дальность полёта 2000 миль (3218 км) с нагрузкой 1000 кг и максимальная скорость 200 миль в час (322 км\ч). В конкурсе приняли участие три фирмы. Одним из фаворитов была фирма Martin, представившая проект Model 146 (дальнейшее развитие В-12). Собственно, кроме немного доработанной конструкции и увеличенного запаса топлива Model 146 от серийных бомбардировщиков отличался мало. Проект DB-1 (Douglas Bomber) основывался на гражданском лайнере DC-2, приспособленным для установки оборонительного вооружения и подвески бомб. Наиболее перспективным оказался четырехдвигательный бомбардировщик Boeing Model 299, обладавший не только внушительной бомбовой нагрузкой, но и высокой скоростью.
Прототип Boeing 299, успешно пройдя испытания летом 1935 г., хотя и вызвал интерес у военных, оказался почти в 2 раза дороже остальных конкурентов и к тому же потерпел досадную аварию. Этот самолёт был заказан в количестве 13 предсерийных экземпляров YB-17 в качестве “утешительного приза”.
Собственно, сама идея переделать DC-2 в бомбардировщик даже ведущим инженерам фирмы Douglas казалась не лучшим вариантом его использования. Решающую роль в этом вопросе сыграла именно надежность конструкции лайнера и его освоенность в массовом производстве. Для того, чтобы переделать DC-2 в DB-1, понадобилось заново спроектировать фюзеляж. Он стал более высоким при прежней ширине, но его общая длина уменьшилась на 130 см. Экипаж бомбардировщика состоял из шести человек. В передней части фюзеляжа размещался стрелок-бомбардир, обслуживавший носовой 7,62-мм пулемет в турельной установке и бомбоприцел. Место пилотов оставили почти без изменений, как на DC-2, только обводы фонаря стали другими. За ними располагался штурман, в средней части фюзеляжа оборудовали ещё две пулеметные точки обслуживаемые своими стрелками. Одна из них была башенной турелью и находилась на “хребте”, вторая предназначалась для отражения атак сзади-снизу, для чего в полу был выполнен специальный вырез.
Свой первый полёт прототип DB-1 выполнил в апреле 1935 г., то есть на три месяца раньше Boeing 299. Как уже указывалось выше, “дуглас” по всем статьям проигрывал четырехмоторной машине, но из-за освоенности конструкции на поточном производстве Авиационный Корпус США выбрал именно этот тип самолета, правда с небольшими оговорками. На серийных бомбардировщиках, принятых на вооружение под обозначением В-18 “Bolo” (bolo – длинный кривой нож), предполагалось установить более мощные двигатели, поэтому старые R-1820-G5 заменили на R-1820-45 мощностью 930 л.

Последней попыткой продлить жизнь военному варианту DC-2 стал проект бомбардировщика ХВ-22. Конструктивно он был идентичен В-18, но отличался увеличенными размерами и гораздо большей ёмкость топливных баков, что позволило почти вдвое увеличить дальность полёта. Самолёт был оснащен двумя двигателями R-2600 мощностью 1200 л.с. с трехлопастными винтами изменяемого шага.
Новыми самолётами начали постепенно заменять отслужившие своё Martin B-12, хотя какое-то время оба типа самолёта соседствовали вместе. Всего удалось полностью переоснастить пять бомбардировочных групп (2, 5, 7 и 19 BG), а также 21-ю и 38-ю разведывательные эскадрильи. Служба у “дугласов” выдалась достаточно спокойной.
В опытном порядке на первый прототип В-18 пытались установить 75-мм орудие. Этот эксперимент завершился неудачно, поскольку отдача при выстреле оказалась слишком сильна, зато результаты опытов впоследствии пригодились при создании тяжелого штурмового варианта В-25. Ещё одной необычной акцией с участием В-18 из состава 7BG стала переброска батальона солдат по воздуху, что для американской армии было тогда впервые.
К декабрю 1941 г. множество В-18 находилось вне границ континентальной части США. Очень скоро руководство USAAC пришло к выводу, что “дугласы” не соответствуют текущим требованиям, но сразу заменить их было просто нечем. Примерно четверть выпущенных машин отправили в “колониальные владения”, где они стали основными средними бомбардировщиками. Когда Япония напала на США самолёты 5 BG и 11BG базировалось на аэродроме Хикэм Филд на Гавайях (33 В-18А) и ещё 12 машин из состава 28-й бомбардировочной эскадрильи находилось на аэродроме Кларк Филд на Филиппинах. Выжившие после первых сокрушительных атак бомбардировщики пытались противодействовать японскому десанту на Филиппинах.
Вступив в войну с Японией американцы автоматически стали противниками Германии. Прекрасно зная, с какими трудностями столкнулся британский флот в борьбе с немецкими субмаринами сами американцы оказались полностью не готовы. Они и представить себе не могли, что немцы могут оказаться прямо у них под носом и безнаказанно топить корабли. Для противодействия возникшей угрозе была задействована практически вся боевая авиация и даже гражданские самолёты. В начале 1942 г. устаревшие В-18 нашли себе новое применение. Их приспособили для выполнения многочасового патрулирования над морем, установив в носовой части фюзеляжа радар SCR.517T-4 AVS и детектор магнитных аномалий MAD Mk.IV в хвосте за килем. В данной конфигурации самолёты получили обозначение

После войны изношенные бомбардировщики принялись распродавать в частные руки, так что к концу 1940-х гг. гражданская авиация пополнилась несколькими десятками В-18 переделанными в транспортные самолёты.
Небольшая часть самолётов была продана на экспорт. Самая крупная поставка была осуществлена в 1939 г. в Канаду. Именно канадские ВВС первыми догадались использовать тихоходные В-18А, которые обозначались у них как “Digby” Mk.I (номера 738-757), в роли патрульных самолётов. Заметных успехов они не достигли, но на какое-то время им всё же удалось прикрыть морские границы страны. Единственная победа была достигнута 3-го октября 1942 г., когда экипаж самолёта с номером 757 (РВ-К) из 10-го дивизиона пустил на дно субмарину U-520. Канадские “Digby” оставались на вооружении до 1946 г.
Два изрядно подержанных В-18В (серийные номера 36-300 и 37-320) в 1942 г. продали в Бразилию в рамках ленд-лиза под обозначением В-18С. Нельзя сказать, что пилоты бразильских ВВС оказались довольны таким приобретением, однако около года старые “дугласы” из состава Agrupamenato de Avioes de Adatacao также участвовали в поисках немецких подводных лодок в Атлантике, а затем использовали как тренировочные. Списали их только в самом конце войны.
Безрезультатно закончились переговоры о поставке самолётов в Великобританию. Как ни старались представители фирмы Douglas англичане мертвой хваткой вцепились в бомбардировочный вариант лайнера Lockheed Model 18, который затем стал известен как “Hudson” и заслужил себе хорошую репутацию в качестве противолодочного самолёта.
До нашего времени сохранилось пять “дугласов”: один В-18 (37-0029), два В-18А (37-469 и 39-25\64) и два В-18В (37-505 и 38-593). Все они находятся в авиационных музеях в США.
Источники:
«Мировая Авиация» No.112
Д.Дональд «Американские военные самолёты Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель. 2002
А.Булах «Тухлая солонина» («История Авиации» 34)
Rene Francillon «McDonnell Douglas Aircraft Since 1920: Volume 1» Naval Institute Press, 1988
Gordon Swanborough and Peter M.Bowers «United States Military Aircraft Since 1909», Smithsonian, 1989
Ray Wagner «American Combat Planes» Third Edition, Doubleday, 1982
uboat.net: Douglas B-18
Axis and Allies: B-18 Bolo/Digby
Длина – 17,63 м
Размах крыла – 27,28 м
Площадь крыла – 89,10 м. кв.
Высота — 4,62 м
Вес пустого – 7403 кг
Вес взлётный (норм.) – 10866 кг
Вес взлётный (макс.) – 12552 кг
Скорость максимальная – 348 км\ч
Скорость крейсерская – 269 км\ч
Скороподъёмность — 3050 метров за 9,9 минуты
Дальность – 3380 км
Потолок – 7285 метров
Экипаж – 6 человек
Двигатель – два радиальных Wright R-1820-53 “Cyclone” 9, мощностью 1000 л.с. каждый
Вооружение — три оборонительных 7,62-мм пулемета Colt-Browning
Бомбовая нагрузка – бомбы массой до 2000 кг
Douglas B-18 Bolo — забытый американский бомбардировщик
В 1930-х годах произошло бурное развитие авиации. В США в то время было введено в эксплуатацию множество типов машин, которые хоть и были новаторскими, но быстро уступали место более новым образцам и уходили в небытие. Одной из таких машин стал Douglas B-18 Bolo.
Douglas B-18 BoloГенезис
Уже во время работы над революционным бомбардировщиком Martin B-10 в USAAC было известно, что этот самолет скоро будет превзойден более новыми конструкциями. Поэтому в 1934 году была начата работа над его преемником. К конкурсу присоединились несколько компаний, и самолетами, имевшими наилучшие шансы быть принятыми на вооружение, были Boeing Model 299 (который после многочисленных пертурбаций превратился в легендарный Boeing B-17 Flying Fortress), Martin Model 146 (являющийся в значительной степени переработкой модели B-10) и Douglas DB-1 поднялись в воздух в апреле 1935 года.
В связи с аварией самолета Boeing, приведшей к выходу компании из проекта, USAAC выбрала для дальнейшей реализации проект Douglas. Он показал лучшие результаты, чем Martin Model 146, и был почти вдвое дешевле Boeing (он стоил 58 500 долларов — сейчас около 1,06 миллиона долларов, по сравнению с 99 620 долларов за модель 299 — сейчас около 1,8 миллиона долларов).
После серии испытаний в январе 1936 года было принято решение отправить DB-1 в серийное производство под обозначением Douglas B-18 Bolo. Всего было заказано 350 машин этого типа в нескольких модификациях, отличающихся двигателями и деталями конструкции.
Бомбардировщик Douglas базировался на конструкции транспортного самолета Douglas DC-2, от которого отличался главным образом новым фюзеляжем и увеличенным размахом крыла. Самолет имел длину 17,6 м, размах крыла 27,3 м, максимальную взлетную массу 12 550 кг. Силовая установка состояла из двух девятицилиндровых двигателей Wright R-1820-53 Cyclone мощностью по 1000 л.с. каждый (от версии В-18А). Они обеспечивали максимальную скорость 348 км/ч и крейсерскую скорость 269 км/ч, боевую дальность 1400 км (максимальная дальность 3400 км). Вооружение состояло из 3 пулеметов калибра 7,62 мм, а бомбовая нагрузка составляла от 1300 до 2000 кг.
Новшеством были пулеметные турели с электрическим управлением, разработанные Престоном Такером (впоследствии конструктором автомобилей). Машина получила дополнительную броню и более прочную конструкцию, чем Martin B-10, и хотя была не быстрее, но имела большую дальность полета и бомбовую нагрузку.
Было построено 131 или 133 машины в варианте В-18 и 217 – в варианте В-18А, а также несколько одиночных прототипов и перестроенных специализированных машин. Когда в 1940 г. было решено, что эти бомбардировщики уже устарели (из-за слабого оборонительного вооружения, малой дальности и плохих характеристик), часть из них стали выводить из состава строевых частей и использовать для транспортных задач. В декабре 1941 года, когда японцы атаковали Перл-Харбор и Филиппины, многие B-18, которые все еще находились в строю, были уничтожены на земле.
Оставшиеся машины затем переоборудовали в противолодочные самолеты В-18Б, с установкой РЛС и аппаратуры обнаружения аномалий электромагнитного поля, или транспортные самолеты С-58. В новой роли B-18 добились первых и единственных боевых успехов. 22 августа 1942 года B-18, действовавший над Карибским морем, стал первым американским самолетом, потопившим немецкую подводную лодку U-654. 2 октября еще один B-18 потопил U-512 недалеко от Французской Гвианы.
20 единиц B-18 отправились в то время в Канаду, где получили обозначение Douglas Digby Mark I и также использовались в противолодочной войне. 30 октября 1942 года канадский самолет потопил недалеко от Ньюфаундленда подводную лодку U-520. Однако боевая карьера B-18 была короткой, поскольку с появлением большего количества B-17 и B-24 устаревшие Bolo начали выводить из эксплуатации.
В конечном итоге к концу войны все машины были сняты с транспортной службы в войсках. До 1946 года два B-18 находились в эксплуатации и были отправлены в Бразилию. После войны непригодные для армии и изношенные самолеты были проданы гражданским лицам. Новые владельцы чаще всего использовали их как транспортные или сельскохозяйственные машины. До наших времен дожило шесть В-18, ни один из которых не находится в летном состоянии.
Андрей Бочкарев
Дуглас Б-18 Боло | Музей авиации и космонавтики Wings Over the Rockies
Музей авиации и космонавтики
Douglas B-18 Bolo имеет долгую историю использования на авиабазе Лоури, и вполне уместно, что Wings Over the Rockies демонстрирует один из пяти оставшихся B-18 в мире.
Компания Douglas Aircraft создала B-18 в ответ на запрос армии 1934 года на новый бомбардировщик, который мог бы нести в два раза большую нагрузку и вдвое большую дальность полета, чем B-10. Армия выбрала B-18 для производства после того, как конкурирующая конструкция от Boeing потерпела крушение. (Эта конструкция Боинга позже станет легендарным B-17 после того, как компания Boeing добавила новую инновацию, которая предотвратила бы крушение, — контрольный список в кабине… который стал стандартным оборудованием для всех самолетов!)
Компания Douglas сделала фюзеляж своего авиалайнера DC-2 более глубоким для размещения бомбового отсека, удлинила крылья и добавила носовую и подфюзеляжную турели. B-18 поступил на вооружение армии в 1937 году, а B-18 стал первым самолетом, приземлившимся на новые бетонные взлетно-посадочные полосы в Лоури Филд в 1940 году.
Когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, B-18 уже устарели. как фронтовые бомбардировщики, но армия использовала B-18 для обучения бомбардиров, штурманов и пилотов. Позже во время войны армия США и Королевские ВВС Канады использовали их для противолодочного патрулирования и в качестве транспортных средств.
B-18 Bolo, выставленный в Wings, имеет яркую историю. После обучения бомбардиров во время Второй мировой войны гражданские владельцы использовали его в качестве грузового самолета, воздушного опрыскивателя и разведывательного самолета. В 1959 году он был пойман на поставке оружия Фиделю Кастро для кубинской революции и конфискован пограничной службой США.
Национальный музей ВВС США одолжил B-18 компании Wings Over the Rockies в 1990 году, и наша команда по реставрации восстановила его до довоенной конфигурации бомбардировщика.
Технические характеристики самолета:
Размах крыла: 89 футов 6 дюймов (27,3 м)
Длина: 57 футов 10 дюймов (17,7 м)
Максимальная скорость: 216 миль в час (348 км/ч)
Бомбовая нагрузка: 4400 фунтов (1996 кг)
Двигатели: два радиальных двигателя Wright R-1820-53 мощностью 1000 л. с. (746 кВт) каждый
Музей авиации и космонавтики
Понедельник | 10:00-17:00 |
Вторник | 10:00-17:00 |
Среда | 10:00-17:00 |
Четверг | 10:00-17:00 |
Пятница | 10:00-17:00 |
Суббота | 10:00-17:00 |
Воскресенье | с 12:00 до 17:00 |
Адрес:
7711 East Academy Blvd Denver, CO 80230
Эл.
Откройте для себя Музей авиации и космонавтики Wings Over the Rockies
Узнайте больше о наших экспонатах, программах и симуляторах в нашем музее мирового уровня. Подробнее
Билеты
Покупка билетов для общего входа или индивидуального, группового или виртуального тура. Подробнее
Суббота 29 октября
10:00 ДО 14:00
Исследование полета
Витрина Taildragger
Суббота, 29 октября | 10:00–14:00
Посетите Wings Over the Rockies™ Exploration of Flight, чтобы увидеть старинные и уникальные самолеты Taildragger, а также некоторые местные фавориты. Познакомьтесь с пилотами, которые любят и летают на тейлдраггерах.
Предварительная покупка билетов
Суббота 5 ноября
8:00 TO 11:00
Исследование полета
Завтрак в самолете
Суббота, 5 ноября | С 8:00 до 11:00
Присоединяйтесь к Wings Over the Rockies Exploration of Flight для ежемесячных полетов с самолетами, пилотами и завтраком!
В первую субботу каждого месяца* насладитесь завтраком из местного фургона с едой, посмотрите, как прилетают самолеты, и исследуйте интерактивные выставки и симуляторы.
*В зависимости от погоды
Предварительная покупка билетов
Пятница 11 ноября
10:00 TO 17:04
Музей авиации и космонавтики
День ветеранов
Пятница, 11 ноября | с 10:00 до 17:00
Мы приветствуем наших ветеранов. Наслаждайтесь бесплатным входом!*
*Ветераны, действующие и отставные военные получают бесплатный вход в пятницу, 11 ноября 2022 г., в обе локации Wings Over the Rockies.
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о посещении нашего второго места «Исследование полета» в аэропорту Сентенниал в День ветеранов.
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех последних экспонатов и событий в Wings Over the Rockies.
Дуглас Б-18 Боло
Вооружение состояло из трех пулеметов калибра 0,30 в носовой турели, спинной турели и подфюзеляжной пушки. Он мог нести бомбовую нагрузку в 4400 фунтов (1995 кг) во внутреннем бомбовом отсеке. Экипаж из шести человек состоял из двух пилотов, штурмана-бомбардира, носового, спинного и нижнего стрелка. В начале 1930-х годов экономическая депрессия и сильное изоляционистское движение привели к серьезным ограничениям военного бюджета и серьезно ограничили закупку основного военного оружия. Douglas B-18 с оригинальной конфигурацией носовой части. (Фото: НААМ) В то время это решение подверглось широкой критике, поскольку к началу Второй мировой войны B-18 безнадежно уступал в классе, но характеристики раннего B-17 также отставали, и ему пришлось пройти через серьезные модификации, прежде чем он стал одним из лучших. После конкурса и обширных испытаний DB-1 был возвращен Дугласу для доведения до производственных стандартов, и в 1937 году был заключен дополнительный контракт на 177 B-18A, а в 1938 году было заказано еще 40 самолетов. Секции крыла В-18, изготовленные на заводе в Санта-Монике в Калифорнии. (Фото: НААМ) Начиная со 134-го самолета были внесены изменения в суженную носовую часть, в которой размещались и бомбардир, и носовой стрелок. Бомбардир размещался выше и впереди позиции носового орудия. Новая конструкция получила обозначение B-18A, и было построено 217 самолетов этой версии. Мощность была увеличена за счет двух двигателей Wright R-1820-53 мощностью 1000 л.с. (746 кВт), а полная масса увеличилась до 22 173 фунтов (10 035 кг) при максимальной скорости 215 миль в час (345 км / ч). Через два года после начала производства один B-18 был модифицирован, чтобы нести 75-мм пушку M-1898, установленную в бомбоотсеке. Пушка прошла летные испытания над озером Эри и на Абердинском полигоне в Филлипс-Филд, штат Мэриленд. Вибрация от пушки оказалась слишком сильной, и испытания были прекращены. Хотя вариант с пушкой B-18 оказался неработоспособным, испытания действительно дали полезные данные для аналогичной установки в North American B-25G и H. B-18B, переоборудованный для борьбы с подводными лодками. (Фото: Музей авиации и космонавтики Пима). 122 серийных B-18 были переоборудованы в B-18B. Носовая часть из плексигласа была заменена выпуклым обтекателем для размещения радара SCR.517 для противолодочных операций в Карибском море. В хвосте также был установлен детектор магнитных аномалий (MAD) Mk.IV. У некоторых были «ретро» бомбодержатели с метательным зарядом, который замедлял глубинные бомбы до нулевой воздушной скорости, так что они падали вертикально. 7-я, 5-я, 19-я и 2-я бомбардировочные группы, а также 38-я и 21-я разведывательные эскадрильи были оснащены B-18 и B-18A. Необычная демонстрация была устроена в январе 1940 года, когда 38 B-18 7-й группы переправили дивизион войск. Это был первый американский эксперимент по переброске по воздуху больших групп солдат. Во время Перл-Харбора 33 базировались на поле Хикэм на Гавайях и 12 на поле Кларк на Филиппинах. Большинство из них было уничтожено на земле во время нападения Японии. Два B-18A были переоборудованы для использования в качестве транспортных и получили обозначение C-58, многие другие использовались в этой роли без переименования. В конце войны оставшиеся бомбардировщики были проданы за ненадобностью на коммерческом рынке. Некоторые послевоенные B-18 различных моделей эксплуатировались коммерческими операторами в качестве грузовых или опрыскивающих самолетов. Два самолета были модифицированы и переименованы в B-18C и проданы в Бразилию. Всего было построено 371 B-18. 4 | |
Технические характеристики: | |
---|---|
Douglas B-18A Боло | |
Размеры: | |
Размах крыла: | 89 футов 6 дюймов (27,28 м) |
Длина: | 57 футов 10 дюймов (17,63 м) |
Высота: | 15 футов 2 дюйма (4,62 м) |
Вес: | |
Пусто: | 18 321 фунт (7 403 кг) |
Максимальный взлетный: | 27 673 фунта (12 552 кг) |
Исполнение: | |
Максимальная скорость: | 215 миль в час (346 км / ч) на высоте 10 000 футов (3050 м) |
Крейсерская скорость: | 167 миль в час (269 км/ч) |
Верхний уровень обслуживания: | 23 900 футов (7 285 м) |
Силовая установка: | |
Два двигателя Wright R-1820-53 Cyclone мощностью 1000 л.![]() |