Гитлерюгенд | Энциклопедия Холокоста
- Цитировать страницу
- Поделиться
- Распечатать
Гитлерюгенд (Hitlerjugend или HJ) — организованное нацистами молодежное движение. Оно подразделялось на женскую и мужскую ветви. Мужское подразделение называлось просто «Гитлерюгенд». Женское подразделение носило название «Союз немецких девушек» (Bund Deutscher Mädel, BDM).
На момент прихода нацистов к власти в январе 1933 года количество членов Гитлерюгенда составляло около 100 000. К концу года оно превысило 2 миллиона (30 % немецких подростков в возрасте 10-18 лет). В последующие годы нацистский режим побуждал и принуждал молодежь вступать в организации Гитлерюгенда.
Что немаловажно, евреям запрещалось вступать в эти организации. В Германии
1930-х годов еврейские подростки создавали собственные молодежные объединения.
Молодежные движения до прихода нацистов к власти
Скаутские и молодежные движения в Германии набрали популярность в конце 19-начале 20 века. Когда в 1933 году нацисты пришли к власти, в Германии существовало множество политических, общественных и религиозных объединений молодежи. Нередко их члены носили скаутскую униформу.
Одним из таких объединений был Гитлерюгенд, связанный с нацистской партией. Поначалу это была нацистская молодежная группа для мальчиков. Ее организация повторяла структуру аналогичного объединения для взрослых, нацистской военизированной организации СА ( Sturmabteilung). Гитлерюгенд был вторым по старшинству полувоенным органом нацистской партии.
Он был основан в марте 1922 года как Молодежный союз нацистской партии (Jugendbund der NSDAP). После предпринятой нацистами в ноябре 1923 года попытки свержения немецкого правительства во время Пивного путча деятельность нацистских организаций была временно запрещена. Запрет распространялся и на Молодежный союз. Однако втайне движение продолжало функционировать, главным образом в виде Большого движения немецкой молодежи, основанного в 1924 году. После снятия запрета получившая официальный статус молодежная организация нацистской партии в июле 1926 года получила название «Гитлерюгенд, Союз немецкой рабочей молодежи» (
Организация нацистского воспитания молодежи
По мере роста популярности нацистской партии в начале 1930-х годов перед ней встала задача по усилению влияния в среде немецкой молодежи. В Гитлерюгенд начали принимать как мальчиков, так и девочек. К 1931 году организация была разделена на 4 категории по полу и возрасту:
- Юнгфольк (Deutsches Jungvolk) для мальчиков от 10 до 14 лет;
- Союз девочек (Jungmädelbund) для девочек от 10 до 14 лет;
- Союз немецких девушек (Bund Deutscher Mädel или BDM) для девушек от 14 до 18 лет;
- Гитлерюгенд (Hitlerjugend) для юношей от 14 до 18 лет.
Позднее нацисты создали подразделение Союза немецких девушек с добровольным членством «Вера и красота» ( Glaube und Schönheit) для молодых женщин в возрасте 17‑21 года.
В 1931 году во главе всего объединения Гитлерюгенд и его четырех ветвей встал Бальдур фон Ширах. Позднее, в 1940 году, он был переведен на пост нацистского руководителя округа (гауляйтера) Вены, однако сохранил тесную связь с молодежным движением. На смену ему в качестве руководителя Гитлерюгенда пришел 27-летний Артур Аксман.
Нацификация немецкой молодежи
Роль Гитлерюгенда при нацистском режиме
Начиная с 1933 года Гитлерюгенду и Союзу немецких девушек была уготована важная роль при новом нацистском режиме. При помощи этих организаций режим планировал внушать молодежи доктрины нацистской идеологии. Это была часть процесса нацификации немецкого общества. Его целью было разрушение существующих общественных структур и традиций. В основе нацистских молодежных групп лежало стремление к единообразию. Подростки по всей Германии носили одинаковую форму, пели одни и те же нацистские песни и занимались похожей деятельностью.
Таким образом, вся жизнь немецкой молодежи была со временем подчинена распорядку Гитлерюгенда. Членство в организации требовало значительных затрат времени. Члены Гитлерюгенда были обязаны регулярно посещать собрания и мероприятия. Эти обязательства оставляли меньше времени для посещения школы и церкви.
Затраты времени и регулярное воздействие нацистской идеологии ослабляли влияние родителей, учителей, религиозных лидеров и других авторитетных фигур. Фактически членов Гитлерюгенда и Союза немецких девушек даже поощряли рассказывать лидерам о происходившем в школе, церкви и семье.
Консолидация молодежного движения
Нацистскому государству было необходимо, чтобы Гитлерюгенд полностью контролировал немецкую молодежь. Другие молодежные движения воспринимались как конкурирующие. В 1933 году политические объединения молодежи были быстро поглощены или подавлены. Однако аполитичные и религиозные группы в 1930-х годах сохранялись в течение довольно долгого времени. Расформирование и поглощение молодежных групп осуществлялось в рамках общественного процесса под названием Gleichschaltung, или «координация».
Закон о Гитлерюгенде от 1936 года гласил: «Гитлерюгенд охватывает всю немецкую молодежь на территории Рейха». С появлением этого закона все дела молодежи оказались под контролем Гитлерюгенда. Впрочем, стремление соответствовать не было всеобъемлющим.
В марте 1939 года новое постановление обязывало всех подростков от 10 до 18 лет вступить в Гитлерюгенд.
Подготовка молодежи к будущему
Нацистская партия рассматривала молодежь как основу нового мира. Подростки были будущими членами партии, матерями и солдатами. Поэтому нацисты считали их залогом выживания и здоровья общества, Volksgemeinschaft. Они стремились воспитать детей расово сознательными и физически крепкими, чтобы те могли построить новое будущее для Германии. Воплощая это новое будущее, члены Гитлерюгенда нередко присутствовали на митингах и шествиях нацистов, в том числе на ежегодных съездах в Нюрнберге. В фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли» (Triumph des Willens) показано, как Гитлер беседует с членами Гитлерюгенда и затем приветствует их на Нюрнбергском съезде в 1934 году.
Гитлерюгенд
Гитлерюгенд представлял собой полувоенную организацию.
Мальчики занимались военной подготовкой и учились обращению с оружием. Также летом они работали на фермах и участвовали в спортивных соревнованиях, в особенности по боксу. Некоторым мальчикам нравились физические усилия, дух состязательности и товарищества. Однако других угнетала и отвращала постоянная сосредоточенность на подготовке к войне и необходимость самопожертвования во имя отечества.
Союз немецких девушек
Задачей Союза немецких девушек была подготовка девочек к роли будущих жен и матерей. Девочки также занимались физической подготовкой, к примеру, гимнастикой. В женских видах спорта упор делался не на индивидуализм и соперничество, а на синхронность и чувство общности. Эти виды деятельности подчеркивали важность сотрудничества.
Оппозиционная молодежь
Нацистский режим стремился унифицировать молодежную культуру при помощи организаций Гитлерюгенда. Однако некоторые подростки отказывались от участия. Иногда это было обусловлено политическими или религиозными убеждениями. В других случаях отказ был вызван чувством индивидуализма или подростковым бунтом.
Нелегальные объединения молодежи, отвергавшие культуру Гитлерюгенда, были особенно распространены в больших городах. Члены этих групп испытывали неприязнь к единообразию и милитаризации. Как правило, они носили разную одежду и занимались менее организованной деятельностью. Во многих нелегальных молодежных объединениях состояли как мальчики, так и девочки. Гендерные роли в некоторых подобных группах были не так жестко зафиксированы, как в Гитлерюгенде.
Эти альтернативные неформальные молодежные группы отличались индивидуальными особенностями. «Лейпцигские бандиты» (Leipzig Meuten) — прокоммунистически настроенная, антинацистская группа. Задиристые «Пираты Эдельвейса» (Edelweiss Pirates) иногда вступали в драки с членами Гитлерюгенда. «Свингующая молодежь» (Swing Kids) — альтернативное молодежное объединение, наиболее распространенное в Гамбурге, члены которого танцевали свинг и слушали джаз. Они отращивали длинные волосы и одевались в английском или американском стиле.
Бунтующие подростки рисковали быть арестованными гестапо и попасть в концентрационный лагерь.
Мобилизация молодежи на войну

Следующее поколение гитлерюгендовцев было еще слишком молодым для вступления в армию и другие нацистские организации. Но им также была предписана цель во время войны. Члены Гитлерюгенда и Союза немецких девушек занимались помощью фронту. К примеру, они составляли посылки для бойцов.
Мальчики и девочки постарше выезжали на территории, аннексированные Германией до войны и на первом ее этапе. Нацисты были убеждены в необходимости повторной германизации этнических немцев, проживавших за пределами довоенной Германии. Члены Гитлерюгенда учили местных жителей немецкому языку и культурным традициям.
Конец войны
Когда близость поражения в войне стала очевидна, нацистский режим столкнулся с нехваткой людских ресурсов. После воздушных налетов союзников в немецких городах оставались значительные разрушения. Это приводило к логистическим проблемам, усугубляло нехватку жилья и ресурсов. Во время налетов подростки управляли зенитными орудиями. Затем в рамках ряда спасательных мероприятий они оказывали помощь лишившимся жилья гражданским лицам. К примеру, девушки работали на полевых кухнях, помогали бездомным и выполняли обязанности помощниц медсестер.
В 1943 году в Войсках СС было сформировано особое подразделение из членов Гитлерюгенда. Дивизия состояла из юношей 1926 года рождения (в 1943 году им было по 16-17 лет). Свой боевой путь она начала во Франции. Там члены дивизии совершили несколько массовых убийств, к примеру, убийство канадских военнопленных в Арденнском аббатстве. Также дивизия провела карательную акцию против французов, известную как Аскская резня. Юноши сражались против войск союзников во время Нормандской операции во Франции и Арденнской операции в Бельгии.
В последние месяцы войны все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет были призваны на службу в народное ополчение — Фольксштурм (букв. «Народный штурм»). Ополчение присоединилось к регулярной армии в последних боях с войсками союзников.
Тысячи плохо вооруженных и недостаточно обученных подростков сражались и погибали за Германию даже после того, как поражение стало неизбежным.
После войны
Как и нацистская партия, после войны Гитлерюгенд и Союз немецких девушек были объявлены вне закона. Однако к этому времени в организациях Гитлерюгенда уже прошло становление миллионов подростков и молодых взрослых. Таким образом, эти организации оказали огромное влияние на немецкое общество 20 века.
Дата последней редакции: May 26, 2021
дневники ветерана «гитлерюгенда» – DW – 22.05.2017
Младшая группа «гитлерюгенда» со старшим вожатымФото: picture-alliance/dpa
Культура
Ефим Шуман
22 мая 2017 г.
В Германии опубликованы дневники, которые вел в 1930-е годы один из активистов «гитлерюгенда» — молодежной организации нацистской партии. Они помогают понять механизм самообмана.
https://p.dw.com/p/2dBcN
Реклама
Это редкий и поразительный исторический документ: 1000 страниц дневниковых записей подростка, потом юноши, рассказывающие о первых годах «третьего рейха» и романтических (как считает автор) буднях молодежной организации нацистской партии — «гитлерюгенда». Национал-социализм любил представлять себя как идеологию и как движение молодых. Гитлер говорил на первомайском празднике в Берлине в 1937 году: «Мы начали прежде всего с молодежи! Мы воспитываем немцев нового рода!..»
Обложка книгиФото: dtvОдним из таких «немцев нового рода» и был Франц Альбрехт Шалль (Franz Albrecht Schall), чьи дневники чудом сохранились и сейчас опубликованы с комментариями историка Андре Постерта (André Postert). Комментарии, разумеется, необходимы: дневники очень субъективны, полны восторженных, наивных и порой просто диких с фактической и нравственной точек зрения сентенций по поводу «фюрера», нации, любви к Родине и патриотизма. К тому же, написаны они были мальчиком, который тогда, в 1930-е годы, еще не знал ни жестоких реальностей совсем не победоносной войны, ни бесславной судьбы «тысячелетнего рейха».
Франц Шалль вырос в семье учителя. В 1929 году, в шестнадцатилетнем возрасте, еще до прихода Гитлера к власти, вступил в одну из молодежных националистических организаций, предшественницу «гитлерюгенда». Структуры «гитлерюгенда» окончательно оформились лишь к 1938 году, спустя пять лет после победы НСДАП, и поразительно напоминали структуры пионерской и комсомольской организаций в СССР.
Было, правда, принципиальное отличие: разделение по половому признаку. Для девушек в «третьем рейхе» была создана особая организация — Bund deutscher Mädel («Союз немецких девушек»). Девушек готовили к тому, чтобы выполнить свой священный долг перед народом и партией — родить будущих солдат. Впрочем, представительницы «слабого пола» тоже занимались спортом и стрельбой и осваивали на политзанятиях азы национал-социалистической идеологии.
Ах, как все было хорошо!..
Что же касается юношей, то в десять лет они вступали сначала в младшую возрастную группу «гитлерюгенда» — Jungvolk («Юные ребята»). Церемония приема десятилетних немецких мальчишек была приурочена в «третьем рейхе» ко дню рождения Гитлера — 20 апреля (кто помнит: в Советском Союзе принимали в пионеры тоже в десять лет и тоже в апреле — только в день рождения Ленина, 22 апреля). В четырнадцать лет немцы принимались уже в старшую группу «гитлерюгенда», сдав предварительно экзамены по истории партии и выполнив нормы нацистского ГТО.
Франц Шалль некоторые эти стадии перескочил и был в некотором роде ветераном «гитлерюгенда», обладателем «золотого» знака отличия. В этом качестве несколько раз присутствовал на выступлениях «фюрера»: Гитлер любил встречаться с молодежью. В дневниках эти встречи описаны в исключительно пафосных тонах. Но интереснее другое — то, как юноша, сам того не ведая, раскрывает механизмы действия пропаганды, псевдопатриотического самообмана и истоки нравственной катастрофы немецкой молодежи того времени.
Ах, как все было хорошо!.. Поездки по всей стране, турпоходы, коллективные просмотры спектаклей и кинофильмов, занятия музыкой, живописью, художественной самодеятельностью, авиамоделирование в кружках «Умелые руки», летние лагеря, песни у костра, уха «с дымком», утренние линейки с поднятием флага, военные игры… И чувство общности, принадлежности к великой стране и великому вождю. Когда в 1937 году отца Франца Шалля арестовало гестапо (он очень критично относился к Гитлеру), сын фактически отрекся от отца. Не из-за страха за свою судьбу и возможную карьеру, а из убеждений.
Идеологически немецкие мальчишки оказались отлично подготовлены к роли пушечного мяса — разумеется, ради блага Отечества, как подчеркивала пропаганда, да и как они сами были убеждены. После нападения на Польшу в 1939 году сотни тысяч юношей из «гитлерюгенда» подали заявления об отправке добровольцами на фронт. Чем все это кончилось для них и для всего «третьего рейха», мы знаем. Что касается Франца Шалля, то его жизнь сложилась так: он окончил после войны университет, работал учителем в школе и умер в 2011 году глубоким стариком. И хотя дневники публиковать не решался, но о своей юности в «гитлерюгенде» до конца жизни вспоминал с ностальгией, как бы отделяя ее политическую, идеологическую составляющую от всего остального. А можно ли их вообще отделять?..
Смотрите также:
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Растущая женщина в нацистской Германии
Растущая женщина в нацистской Германии исследует мир Bund Deutscher Mädel (BDM), женской секции Гитлерюгенда, в которую входили почти все немецкие девочки в возрасте от 10 до 14 лет. часто окутан мифами; Немецких девушек воспитывали как послушных служанок национал-социализма, их ментальный кругозор ограничивался «тремя К» Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня и церковь).
Дагмар Риз, однако, изображает другую картину жизни в БДМ. Она исследует, как и каким образом национал-социалистам удалось объединить интересы современных девушек и молодых женщин и обеспечить им собственную социальную жизнь. Девушки в BDM нашли простор для собственного развития, взяв на себя обязанности, которые интегрировали их в лона национал-социалистического государства.
«Это новаторское исследование, наконец, доступное на английском языке, позволяет по-новому взглянуть на то, как нацистский режим изменил жизнь молодых «арийских» женщин, обращаясь к женскому самоуважению, которое явно не определялось нацистской идеологией, но вбивало клин между родителями и детьми. Вдумчивый анализ подробных интервью раскрывает повседневное функционирование Третьего рейха в различных социальных средах и его влияние на жизнь женщин после 1945 года. отсутствие устойчивой оппозиции национал-социализму».
— Ута Пойгер, Вашингтонский университет
«В этом легко читаемом переводе Риз провокационно идентифицирует удивительно положительные воспоминания членов нацистской женской лиги и раскрывает важные последствия для функционирования нацистского общества. Охватывая разные дисциплины, эта работа предназначена для экспертов. так и для класса».
— Белинда Дэвис, Университет Рутгерса
Дагмар Риз – исследователь Центра Мозеса Мендельсона в Потсдаме в проекте DFG «Georg Simmels Geschlechtertheorien im ‚fin de siecle’ Berlin», 2004
Уильям Темплер — широко публикуемый переводчик с немецкого и иврита, сотрудник Технологического университета Раджамангала в Шривиджая.
Крышка
Титул
Авторское право
Содержимое
Благодарности
Введение
Глава 1.
«Путь немецкой девушки»
Глава 2. Эскиз истории Лиги немецких девушек
Глава 3. Идеология и практика организации девушек в Союз немецких девушек
Глава 4. Краеведение: Минден в Вестфалии
Глава 5. Краеведение: свадьба
Заключение
Приложение А: Структура Гитлерюгенда
Приложение B: Путь немецкой девушки
Вступление в Гитлерюгенд | Лицом к лицу с историей и с самим собой
Поразмышляйте об этом личном опыте бывших членов нацистской молодежи.
Последнее обновление:
Чтение
Английский — США
- История
- Холокост
В своей книге « Майн кампф », написанной в 1920-х годах, Гитлер сказал: «У кого есть молодость, у того есть будущее». Еще до прихода к власти в 1933 года нацистские лидеры начали организовывать группы, которые обучали молодежь в соответствии с нацистскими принципами. К 1936 году все «арийские» дети в Германии старше шести лет были обязаны вступать в нацистскую молодежную группу. В десять лет мальчиков инициировали в Jungvolk (Молодёжь), а в 14 — в Гитлерюгенд. Их сестры присоединились к Jungmädel (Молодые девушки), а позже были переведены в Лигу немецких девушек. Гитлер надеялся, что «эти молодые люди не научатся ничему другому, кроме как думать по-немецки и действовать по-немецки. . . . И они никогда больше не будут свободны, не за всю свою жизнь». 1
- 1Макс фон дер Грюн, Вой как волки: взросление в нацистской Германии (Нью-Йорк: У. Морроу, 1980), 118–19.
Гитлерюгенд в походе
Группы Гитлерюгенда обучали молодых людей в соответствии с нацистскими принципами и поощряли товарищеские отношения и физическую форму посредством мероприятий на свежем воздухе.
Кредит:
Федеральный архив, Bild 146-1973-060-72
Лига немецких девушек
Лига немецких девушек была женским крылом молодежного движения нацистской партии. Типичным занятием для участников были прогулки, пока их матери работали.
Кредит:
Архивы Гуверовского института
Хотя членство в организациях Гитлерюгенда было обязательным, многих молодых людей не нужно было принуждать к вступлению. На самом деле, они стремились сделать это, привлеченные чувством принадлежности и важности, которые они чувствовали как члены этих групп. В 1938 лет мальчик по имени Ганс Вольф написал рассказ о своем опыте работы в Гитлерюгенд, который был опубликован в школьном учебнике. Рассказ назывался «Дружба». Оно начинается:
День был жаркий, и идти нам предстояло далеко. Солнце палило на вереск, лишенный деревьев.Песок блестел, я устал. Мои ноги болели в этих новых кроссовках, каждый шаг причинял боль, и все, о чем я мог думать, это покой, вода и тень. Я стиснул зубы, чтобы идти дальше. Я был самым младшим, и это была моя первая прогулка. Передо мной шагал Рудольф, предводитель. Он был высоким и сильным. Его рюкзак был тяжелым и давил на плечи. Рудольф нес хлеб для нас, шестерых мальчиков, кастрюлю и стопку книг, из которых он читал нам по ночам в общежитии чудесные захватывающие истории. В моем рюкзаке была только рубашка, пара кроссовок, моечная посуда и кое-какие кухонные принадлежности, не считая брезента на случай дождя и соломенных кроватей. И все же я думал, что больше не смогу тащить этот рюкзак. Все мои товарищи были несколько старше и имели походный опыт. Они почти не чувствовали жару и тяготы марша. Время от времени они вздыхали и пили тепленький кофе из своих фляг. Я все больше и больше оставался позади, хотя пытался наверстать упущенное бегом. Внезапно Рудольф обернулся. Он остановился и издалека наблюдал, как я подползаю к нему, а наши товарищи продолжали двигаться в направлении нескольких деревьев на горизонте.
«Усталый?» — ласково спросил меня Рудольф. Стыдно, я должен был сказать да. Мы медленно шли рядом. Я хромал. Но я не хотел поддаваться на Рудольфа. Когда мы подошли к кусту можжевельника, вождь сел и сказал: «Отдохнуть немного!» С облегчением я бросился вниз. Я не хотел говорить, потому что стеснялся. Рудольф дал мне выпить. Я поблагодарил его и удобно откинулся на спинку кресла, радуясь, что могу размять ноющие ноги, и, не успев опомниться, уже заснул. . . . Когда мы возобновили марш, ноги болели намного меньше и рюкзак не так давил на меня. Я был очень рад этому. 1
Как и Ганс Вольф, Альфонс Хек был активным участником нацистской молодежной организации. В мемуарах, написанных много лет спустя после Второй мировой войны, Хек размышлял о том, что заставило его захотеть присоединиться:
Меня вовсе не принуждали вступать в ряды Jungvolk , я едва сдерживал свое нетерпение и был фактически принят еще до того, как мне исполнилось 10 лет.
Это казалось захватывающей жизнью, свободной от родительского надзора, наполненной «обязанностями». Это казалось чистым удовольствием. Точный марш был чем-то, что можно было вынести для походов, кемпинга, военных игр в полевых условиях и постоянного упора на спорт. . . . В какой-то степени наша довоенная деятельность напоминала деятельность бойскаутов, с гораздо большим упором на дисциплину и политическую идеологическую обработку. Были атрибутика и символы, помпезность и мистицизм, очень близкие по ощущениям к религиозным ритуалам. Одним из первых значительных требований был т.н. . . «испытание на храбрость», которое обычно проводилось после шестимесячного испытательного срока. Члены моей Schar , отряд, похожий на взвод, состоящий примерно из 40–50 мальчиков, должен был нырнуть с трехметровой доски высотой около 10 футов головой вперед в городской бассейн. Было несколько резких ударов в живот, но боль того стоила, когда наш Fahnleinführer , 15-летний лидер Fahnlein (буквально «маленький флаг»), похожее на роту подразделение из примерно 160 мальчиков, вручил нам заветный кинжал с надписью «Кровь и честь».
С этого момента нас полностью приняли. 2
Вопросы по подключению
- Как вы думаете, почему нацистское руководство хотело, чтобы все молодые люди принадлежали к нацистской молодежной группе? К чему были подготовлены молодые мальчики в этом чтении благодаря их участию?
- Почему власти хотят включить историю Ганса Вольфа в школьный учебник? Какие ценности передает история?
- Чем отличаются два отрывка (Ганса Вольфа и Альфонса Хека)? Оглядываясь назад, что видит Хек такого, о чем он, возможно, не знал в то время?
- Как нацистские молодежные организации и их символы связаны с идеей «национальной общности»? Как они связаны с видением нации, готовой к битве?
- Когда лучше присоединиться к группе? Почему некоторые молодые люди могли присоединиться, даже если они не полностью соглашались с нацистской политикой?
- 1Ханс Вольф, «Товарищество», пер. Майкл Х. Катер, Майкл Х. Катер, Гитлерюгенд (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 2004), 13–14.