БМ-13 «Катюша» | izi.TRAVEL

Знаменитая «катюша» оставила свой незабываемый след в истории Великой Отечественной войны с тех самых пор, как 14 июля 1941 года это секретное оружие под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова буквально стерло с лица земли вокзал в городе Орше вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и техникой. Первые образцы реактивных снарядов, запускаемых с передвижного носителя (машины на базе грузового автомобиля «ЗИС-5»), испытывали на советских полигонах с конца 1938 г. 21 июня 1941 года их продемонстрировали руководителям Советского правительства, и буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковой установки, получившей официальное название «БМ-13».

Это было воистину оружие небывалой силы — дальность полета снаряда достигала восьми с половиной километров, а температура в эпицентре взрыва — полутора тысяч градусов. Немцы неоднократно пытались захватить образец русской чудо-техники, но экипажи «катюш» строжайше выдерживали правило — попасть в руки врага им было нельзя. На критический случай машины были снабжены механизмом самоликвидации. От тех легендарных установок идет, по сути, вся история российской ракетной техники.
В первых вариантах изделия (в 1938-1939 годах) направляющие для запуска снарядов были установлены перпендикулярно оси автомобиля. В новой версии направляющие устанавливались уже вдоль автомобиля, что помимо повышенной точности позволяло автомобилю переезжать даже в заряженном состоянии со скоростью до 40 км/ч.
Снаряд М-13 состоит из головной части и порохового реактивного двигателя. Головная часть по своей конструкции напоминает артиллерийский осколочно-фугасный снаряд и снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный взрыватель и дополнительный детонатор. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен пороховой метательный заряд в виде 7 цилиндрических шашек с осевым каналом. Для воспламенения порохового заряда используются пирозапалы. Образующиеся при горении пороховых шашек газы истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма, препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора с четырьмя перьями, сваренными из стальных штампованных половинок.
Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года, при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности — 257 м.
Пусковая установка МУ-2 на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой».
В левой части подрамника вы видите два маховика с ручками, вращая которые выполнялось наведение подъемным механизмом по вертикали (от 4 до 40 градусов) и поворотным механизмом горизонтали (по 10 градусов влево и вправо от оси автомобиля).
Перед пуском боевая машина МУ-2 поддомкрачивалась. Силы, раскачивающие пусковую установку, прилагались по ее оси на два домкрата, находившиеся вблизи центра тяжести, поэтому раскачивание стало минимальным.
Заряжание в установке производилось с казенной части, то есть с заднего конца направляющих. Перед заряжанием нужно было переключить рукоятки на спарках в положение «Откр», и два бойца устанавливали 42-килограмовые снаряды на направляющие.
К каждому снаряду, для запуска, подводится индивидуальный провод электрозапала. Все провода собираются в жгут, и подключаются к блоку аккумуляторов, хранящихся в ящике за кабиной. Напротив сиденья командира боевой машины на передней панели смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для поворачивания диска. Этот прибор носит название «пульт управления огнем» (ПУО). Каждый поворот рукоятки вызывает поочередный запуск следующего снаряда. Таким образом, за время от 7 до10 секунд могут быть выпущены все 16 снарядов.
Каждый снаряд вылетает с направляющих со скоростью в 70 м/сек, и разгоняется на первых 125 метрах траектории до скорости 355 м/сек.
Чтобы защититься от горячих выхлопных газов, стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами.
Сразу после выстрела, как правило автомобиль покидал место стрельбы, чтобы избежать ответного удара вражеской артиллерии. Благодаря возможности передвигаться даже в заряженном состоянии, и очень короткому времени для подготовки системы к залпу, обеспечивалась скрытность переброски техники на самые необходимые участки фронта- по скоплениям войск, техники, штабам, складам. Каждый такой удар был неожиданностью для противника, после которого попытки активных действий на атакованном участке на длительное время приостанавливались.

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13. СССР

Советскому Союзу принадлежит первенство в создании наиболее совершенных реактивных систем залпового огня, в которых удачно сочетались большая мощь огневых залпов с высокой подвижностью и маневренностью.

Разработка 82-мм и 132-мм реактивных снарядов началась в Советском Союзе в 1930 году. После принятия на вооружение ВВС 82-мм реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 (в 1937 году) и 132-мм реактивных снарядов класса «воздух-земля» РС-132 (в 1938 году) ГАУ поставило перед разработчиком этих снарядов — Реактивным НИИ (переименованным в НИИ-3), создать реактивную полевую систему залпового огня для снарядов РС-132.

В феврале 1938 года НИИ-3 под руководством А.Г. Костикова приступило к работам по созданию средств для залпового огня или стрельбы очередями реактивных снарядов. Уже в августе инженер И.И. Гвай представил проект автономного полевого комплекса, включавшего механизированную установку с пусковыми устройствами и системой прицеливания, смонтированную на автомобиле ЗИС-5, и комплект реактивных снарядов с химическими (первоначально) или осколочно-фугасными (в окончательных вариантах, принятых на вооружение) боеголовками. Он обосновал не только конструкцию установки, но и тактику ее применения: заряженная установка скрытно занимает боевую позицию, время подготовки к стрельбе составляет 3 — 4 минуты, длительность залпа — несколько секунд.

Сразу после стрельбы установка немедленно покидает позицию и становится неуязвимой для ответного огневого удара противника. Таким образом, получилась маневренная, быстроходная боевая машина, способная вести одиночный, групповой и залповый огонь. В этом случае, присущий стрельбе одиночными ракетными выстрелами главный недостаток — повышенное рассеивание снарядов у цели — компенсировался применением залпового огня.

К лету 1939 года в НИИ-3 был разработан новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший официальное название «М-13». По сравнению с авиационным РС-132 он имел большую дальность полета и значительно более мощную боевую часть массой 4,9 кг , а также более высокую кучность стрельбы. К ноябрю 1939 года в НИИ-3 была создана реактивная система залпового огня, получившая обозначение «Боевая машина 13» (БМ-13).

БМ-13 состояла из реактивных снарядов, пусковых установок, приборов управления стрельбой и транспортных средств. Пусковая установка монтировалась на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 и представляла собою 16-зарядную пусковой установки, в которой 8 парных направляющих желобкового типа, размещались вдоль оси автомобиля, а стрельба велась через кабину водителя.

Устойчивость автомобиля увеличивалась введением опорных домкратов. Заряжание установки производилось с казенной части, т. е. с заднего конца направляющих, что позволяло ускорить заряжание. Установка имела поворотный и подъемный механизмы простейшей конструкции. Для точного наведения пусковой установки в горизонтальной плоскости был приспособлен артиллерийский прицел и панорама от 122-мм гаубицы образца 1938 года. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Напротив сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован пульт управления огнем, от которого шли провода к специальному аккумулятору и к каждой направляющей. Залп установки состоял из 16 снарядов, которые можно было выпустить за 7-10 секунд. Дальность полета реактивного снаряда М-13 (массой 42 кг ) достигала 8470 м .

Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составляло
2-3 минуты. Угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, а угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч ) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

21 июня 1941 года было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13, а также формировании ракетных войсковых частей. В связи с тем, что БМ-13 войсковых испытаний не проходила, было принято решение о формировании 1-й отдельной экспериментальной батареи, и направлении ее на фронт с целью всесторонней проверки боевой эффективности нового оружия.

Формирование батареи началось 28 июня 1941 года. На вооружение батареи передали семь опытных пусковых установок БМ-13, а также одну 122-мм гаубицу образца 1938 года в качестве пристрелочного орудия (в дальнейшем от них отказались). Командиром был назначен слушатель Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского капитан И.А. Флерова.

4 июля батарея Флерова вошла в состав 20-й армии Западного фронта, занимавшей оборону по р. Днепр в районе г. Орши. В ночь на 14 июля немецкие части захватили Оршу. Положение для наших войск на этом направлении сложилось очень тяжелым, необходимо было задержать наступление врага хотя бы на сутки для организации обороны на новом рубеже. На станции Орша скопилось много немецких эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим. 14 июля батарея Флерова развернулась на огневой позиции в 5 – 6 километрах и произвела первый залп одновременно из всех пусковых установок БМ-13. В результате мощного огневого удара одновременно 112-ю осколочно-фугасными и зажигательными реактивными снарядами над станцией разлилось бушующее море огня. Боевая эффективность нового оружия превзошла все ожидания: потери противника в живой силе и технике были очень велики. Огромным было и психологическое воздействие ракетного оружия на врага.

Еще через полтора часа батарея Флерова произвела второй залп, на этот раз по переправе через р. Оршицу, на подступах к которой скопилось много техники и живой силы. Результаты были не менее впечатляющими — переправа противника была сорвана, развить успех на этом направлении ему не удалось. Впоследствии с этого участка фронта немцы вывезли три эшелона убитых и раненых. Исключительная эффективность действий батареи капитана Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения.

Многозарядность РСЗО определяла возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект поражающего и психологического воздействия на противника.

Уже к осени 1941 года в Красной армии имелось 45 дивизионов трехбатарейного состава (по 4 пусковых установки в батарее). В войсках реактивные минометы БМ-13 получили ласковое название «Катюша». Вскоре началось формирование полков реактивной артиллерии, получивших официальное название «гвардейских минометных полков артиллерии резерва Верховного Главнокомандования». Они состояли из трех дивизионов БМ-13 и зенитного дивизиона (36 БМ-13 и 12 37-мм зенитных пушек). Залп полка составлял 576 132-мм реактивных снарядов, при этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров . Поскольку производство пусковых установок БМ-13 в срочном порядке было развернуто сразу на нескольких заводах, обладавших различными производственными возможностями, в них постоянно вносились изменения, обусловленные технологией производства. Кроме того, при развертывании серийного производства конструкцию пусковой установки усовершенствовали, в том числе, заменив использовавшуюся на первых образцах направляющую типа «спарка» на направляющую типа «балка». В войсках одновременно использовалось до десяти разновидностей БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. Поэтому в апреле 1943 года была разработана и принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н. Ее создание позволило упростить конструкцию отдельных узлов и деталей, повысить технологичность их производства, а также удешевить стоимость.

Все узлы установки стали универсальными.

В конструкцию пусковой установки был введен новый узел – подрамник, позволивший производить сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как это было ранее. В собранном виде артиллерийская часть легко монтировалась на шасси любого автомобиля. Массу артиллерийской части снизили на 250 кг , а стоимость — более чем на 20%, кроме того, существенно повысили боевые и эксплуатационные качества установки. Введение бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя повысило живучесть пусковых установок в бою. Увеличился сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении. Усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы ускорили наведение установки на цель.

Как и БМ-13, боевая машина БМ-13Н могла вести огонь реактивными снарядами М-13 и поступившими на вооружение в июне 1942 года реактивными фугасными снарядами М-20. Кроме того, существенно повысило тактическую мобильность частей реактивной артиллерии, переоснащение установок БМ-13Н новой ходовой частью. В качестве основной базы для нее теперь использовался мощный американский трехосный полноприводный грузовой автомобиль «Студебеккер US» (6×6), поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Он имел повышенную проходимость, мощный двигатель, демультипликатор, лебедку для самовытаскивания и высокий клиренс.

В апреле 1944 году для БМ-13 появились новые 132-мм реактивные снаряды улучшенной кучности М-13УК с дальностью стрельбы 7900 м . Рассеивание снарядов
М-13УК уменьшилось в три раза. С введением этих снарядов могущество советской реактивной артиллерии настолько увеличилось, что вместо полкового или бригадного залпа можно было ограничиться одним дивизионным залпом, мощность которого также возросла. Уменьшение рассеивания снарядов позволило вести огонь по близко расположенным к своим войскам целям. Последнее обстоятельство имело важное значение, поскольку резко сокращался промежуток времени между воздействием снарядов по противнику перед атакой танков и пехоты и самой атакой.

Перед частями реактивной артиллерии, вооруженными БМ-13, в основном ставились задачи на поражение открытой живой силы и огневых средств, резервов, артиллерийских и минометных батарей противника.

Поражения цели обычно достигали одним залпом. В зависимости от размеров, характера и важности цели залп давали батареей, дивизионом, полком или бригадой. Важнейшими принципами боевого применения реактивной артиллерии в годы войны являлись сосредоточение ее на направлениях главных ударов, а также массированный огонь по особо важным объектам обороны противника. К концу Великой Отечественной войны в состав советской реактивной артиллерии входили 7 дивизий, 11 отдельных бригад, 114 отдельных полков, 38 отдельных дивизионов, в которых насчитывалось свыше 3 000 боевых машин (не считая пусковых рам).

Легендарные «Катюши» сыграли важную роль в решающих битвах по разгрому фашистской Германии и ее сателлитов, успешно применялись во всех видах боевых действий, участвовали во всех крупных наступательных и оборонительных операциях.

Производство РСЗО БМ-13 велось в 1941 – 1945 на десятках заводов в европейской части страны, том числе, на заводе им. Коминтерна (г. Воронеж), на заводе «Компрессор» (г. Москва), а также на предприятиях Сибири, Урала и Средней Азии.

Всего за годы войны было изготовлено около 11 000 боевых машин БМ-8, БМ-13, БМ-31-12, более 10 тысяч пусковых установок для реактивных снарядов М-31, а также более 12 миллионов реактивных снарядов к ним.

АННОТАЦИЯ К ФОТОГРАФИИ.

В постоянной экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется фрагменты пусковой установки реактивной системы залпового огня БМ-13 «Катюша» из 1-й отдельной экспериментальной батареи капитана И.А.Флерова.

3 октября 1941 года на Западном фронте сложилась тяжелая обстановка, батарея капитана Флерова вместе с другими частями Красной Армии оказалась в окружении в Спас-Демянском котле. Немцы стремились захватить батарею, и в ночь на 7 октября у деревни Богатырь Знаменского района (бывшего Вяземского) Смоленской области она попала в засаду. Тяжело раненный капитан И.А. Флеров подорвал себя вместе с головной пусковой установкой, не дав врагу захватить секретное оружие.

Разрушительная реактивная установка «Катюша», также известная как «Органы Сталина»

Это шокирующее и вызывающее трепет оружие времен Второй мировой войны было разработано для уничтожения боевого духа нацистов

Два советских солдата загружают ракеты в реактивную установку «Катюша» (Изображение:russia-now.com )

14 июля 1941 года немецкая армия казалась неудержимой. Через три недели после начала вторжения в Советский Союз они находились всего в 400 километрах от Москвы. Но 14 июля 1941 года в Рудне, маленьком городке недалеко от Смоленска в России, немцы испытали на себе поистине грозное секретное оружие Советов.

Колонна немецких танков, бронемашин и грузовиков была обстреляна ракетами. Машины взрывались, солдаты гибли.

Ракеты издавали неслыханный ранее вой, от которого мурашки по телу немцев.

Немцы в панике бежали из города.

Вскоре они узнали название этого ужасающего нового оружия — реактивной системы залпового огня «Катюша ».

Звук ракет «Катюша» (Источник: YouTube)

Катюша была оружием «шока и трепета», использовавшимся советскими войсками во время Второй мировой войны (Второй мировой войны) против нацистской Германии.

Модель «Катюша» представляла типичные российские характеристики — она была простой, грубой и невероятно эффективной. Ракеты Катюша не были точными, но Советы выпустили их так много, что они поразили свои цели.

Официальное название пусковой установки БМ-13. Поскольку пусковая установка БМ-13 была изготовлена ​​на заводе имени Ворозеного Коминтерна, на ее борту была буква «К».

Советские солдаты стали называть реактивную установку « Катюша » (русское уменьшительное от « Кэти ») в честь популярной народной баллады о женщине, разлученной с возлюбленным во время войны.

Реактивная установка «Катюша» была оружием страха. Ракеты издавали ужасающий звук, и немцы прозвали «Катюшу» «сталинскими органами».

Реактивная установка «Катюша» (Изображение: Балота Марио)

Развитие «Катюша 9»Реактивная система залпового огня 0016 началась в 1930-х годах. Первоначально Советы хотели разработать ракеты класса «воздух-воздух» для своих самолетов.

Разработка ракет класса «земля-земля» началась только в 1938 году.

Интересно, что ракеты «Катюша» запускались не из труб, а с рельсов, а значит, ракеты должны были быть самоходными.

В трубе выхлопные газы создают давление, выталкивающее ракету из ствола. На открытом рельсе газы рассеиваются, поэтому для запуска ракеты требуется более сильный реактивный поток.

На разработку подходящего топлива ушли годы. В конце концов, Советы остановились на нитроглицериновом баллистическом порохе.

Реактивная установка «Катюша» (Изображение: Wikimedia Commons)

Реактивная установка «Катюша » была государственной тайной, и только агентам НКВД (советской тайной полиции) разрешалось использовать их.

Реактивная установка Катюша была дешевой, простой в изготовлении и простой в эксплуатации. Его можно было установить на грузовики, танки или даже тракторы и легко транспортировать по полю боя.

Главным недостатком ракет «Катюша» была их пресловутая неточность. Никто не знал, во что они попадут.

Часто ракеты поражают собственные подразделения. Советские солдаты нередко избивали экипаж «Катюш» за случайное убийство своих товарищей.

Вопреки распространенному мнению, до 1944 года большинство ракет «Катюша» выпускалось со стационарных аппарелей.

Ракеты «Катюша» давали много дыма во время пусков, что открывало их местонахождение для контратаки.

Чтобы не быть уничтоженными, Советы перемещали ракетных установок «Катюша» после каждой атаки (тактика «стреляй и убегай»).

«Катюша» (Изображение: Wikimedia Commons)

Немецкие солдаты жаловались, что невозможно убежать от ракет «Катюша» .

Ракеты имели ужасно низкий процент попаданий (менее пятнадцати процентов), никто не мог предсказать, где они упадут на землю.

Однако, поскольку каждая «Катюша» выпускала шестнадцать (а позже и до сорока восьми) ракет за десять секунд, ракеты в итоге попали в цель.

Советы создали подразделения, состоящие из четырех реактивных установок «Катюша », двух грузовиков с реактивными снарядами и двух грузовиков поддержки.

Каждая реактивная установка «Катюша» обслуживалась шестью мужчинами. Время перезарядки составляло почти час, что было большим недостатком.

Группа из четырех реактивных установок «Катюша» доставила 4,35 тонны взрывчатых веществ на площадь в 400 000 квадратных метров (4,3 миллиона квадратных футов) за десять секунд.

Солдаты загружают ракеты в реактивную установку «Катюша» (Изображение: militaryhistorynow.com)

Ракета «Катюша» имела длину восемьдесят сантиметров (два фута и семь дюймов), диаметр тринадцать сантиметров (пять дюймов) и весила сорок два килограмма (девяносто три фунта).

Ракета представляла собой самоходную неуправляемую ракету. Самая распространенная версия, М-13, имела боеголовку весом пять килограммов (одиннадцать фунтов).

Ракеты постоянно совершенствовались, и к концу Второй мировой войны ракет «Катюша» несли до двадцати девяти (шестидесяти четырех фунтов) взрывчатых веществ.

Дальность полета ракеты Катюша М-13 составляла 8740 метров (9560 ярдов).

Ракета взорвалась с обоих концов. Осколки, достигшие температуры 800 ° C (1470 ° F), были разрушительными.

Кроме того, взорвавшееся ракетное топливо увеличило разрушительную силу ракеты.

В период с 1941 по 1945 год Советы произвели 10 000 реактивных установок «Катюша» .

Хотя немцы гораздо менее известны, чем реактивные установки «Катюша», немцы массово производили собственные реактивные установки, получившие название Небельверфе р.

Британские и американские войска также разработали и развернули свои варианты ракетных установок, но в гораздо меньшем количестве, чем советские и немецкие.

Nebelwerfer был немецкой версией загружаемой «Катюши Nebelwerfer» (Изображение Бундесархива)

У немцев тоже была своя версия реактивной установки «Катюша ». Его название было Nebelwerfer (по-немецки «дымовая миномет»).

Nebelwerfer выпустили шесть ракетных залпов. Самая распространенная версия имела дальность стрельбы 6900 метров (7500 ярдов).

Более 10 000 реактивных установок Nebelwerfer были изготовлены во время Второй мировой войны.

Во время Второй мировой войны немцы выпустили более 2 миллионов ракет Nebelwerfer.

Panzerwerfer, бронированная машина с прикрепленным сверху Nebelwerfer (Изображение: Wikimedia Commons)

Реактивную установку Nebelwerfer буксировали по полю боя.

Поскольку ракетная установка Neberwerfer производила много дыма, было крайне важно быстро переместиться после запуска ракет, чтобы предотвратить контратаку.

С целью повышения подвижности немцы устанавливали на бронетехнику реактивные пусковые установки Neberwerfer , получившие название Panzerwerfer .

Наземный матрац был британской версией Катюши

Neberlwerfer (слева) и ракетной установкой наземного матраца (справа) (Изображение Mzajac)

Наземный матрац был британской версией ракетной установки Катюша .

Он имел дальность 7300 метров (8000 ярдов) и скорость стрельбы четыре ракеты в секунду. Британская армия изготовила 400 таких ракетных установок.

Сухопутный матрац мало использовался в 1944 году.

Танк десантного корабля (Изображение Луи Коллара)

Британцы и американцы имели морскую версию матрацных ракетных установок. Так называемые Landing Craft Tank (LCT) были способны запускать тысячи ракет по своим целям.

LCT участвовали в высадке в Нормандии в день «Д» 6 июня 1944 года.

Каллиопа — американская версия «Катюши» он же

Calliope размещался на башне танка M4 Sherman.

Разработанный в 1943 году, он имел шестьдесят пусковых труб и дальность полета 5000 метров (5250 ярдов). Американцы изготовили 200 реактивных установок Calliope .

Армия Соединенных Штатов использовала реактивных установок Calliope в 1945 году во время вторжения в нацистскую Германию.

Российская реактивная установка БМ-21 «Град» (Изображение Роберта Рэя)

Реактивная установка залпового огня «Катюша » оказалась очень эффективным оружием против нацистской Германии.

Во время последующей холодной войны реактивные установки «Катюша» стали ходовым товаром в регулярных армиях и среди террористических организаций.

Даже сегодня реактивные системы залпового огня (например, российские БМ-21 Град) играют важную роль в артиллерии современных армий.

Тот факт, что современные версии реактивных установок «Катюша» все еще используются, является свидетельством эффективности «Катюш».

Хотите узнать больше о Nebelwerfers, нацистской версии Катюши?

Нацистская реактивная система залпового огня Nebelwerfer, также известная как Стонущая Минни часть вашего членского взноса идет авторам, которых вы читаете, и вы получаете полный доступ к каждой истории…

medium. com

Катюша

Реактивная установка залпового огня

3 минуты читал.

Мобильная реактивная артиллерия

Моторизованные реактивные системы залпового огня — современный аналог конных лучников древности. Обладая преимуществами в дальности стрельбы, скорострельности и мобильности, они могут застать противника врасплох внезапной массированной атакой с безопасного расстояния, выйти из боя до того, как противник сможет контратаковать, быстро переместиться в другое место, перезарядиться и совершить еще одну такую ​​же атаку. Делая это многократно и массово, можно нанести огромный урон врагу с минимальными потерями для атакующего. Хотя эти реактивные установки технически являются самоходными артиллерийскими установками, их принцип работы и результаты их атак аналогичны ударам с воздуха. Ракетные установки имеют два дополнительных преимущества как перед ударной авиацией, так и перед пушечной артиллерией: у них кратчайшее время реакции от принятия решения о поражении цели до окончания удара, и они намного дешевле.

Катюша

Первой моторизованной реактивной системой залпового огня была российская БМ-13 «Катюша», которая выпустила шестнадцать ракет диаметром 13 см (5,2 дюйма) с 11 фунтами взрывчатого вещества (плюс осколочные) на ракету на дальность до 5,4 мили. Пусковая установка была смонтирована на простом и надежном грузовике. Базовая часть, батарея «Катюша», включала четыре пусковых установки, две машины для перегрузки боеприпасов и две машины технической поддержки. Батарея могла поразить цель за секунды, произведя 64 взрыва общей массой 704 фунта взрывчатки. Но, как правило, гораздо более крупные подразделения «Катюш» концентрировали свой огонь на одной и той же цели. Три батареи представляли собой батальон, а три батальона — полк с 36 пусковыми установками, способными поразить цель 576 почти одновременными взрывами, всего 6336 фунтов взрывчатки. Практически не было ни предупреждения, ни времени укрыться.

Когда нацистская Германия вторглась в Россию в июне 1941 года, было готово всего несколько пусковых установок «Катюша». Их первая атака 14 июля 1941 года была направлена ​​против железнодорожной станции Орша, которая находилась на пути немецкой армии к Москве и примерно на полпути от границы до вторжения до Москвы. В этот день железнодорожная станция в Орше была заполнена высаживающимися немецкими войсками, автомашинами, боеприпасами, горючим и т. д. Семь пусковых установок под командованием капитана Ивана А. Флёрова произвели одиночный залп ракет по железнодорожной станции с разрушительным эффектом и огромными потерями среди немцев, вызванными как ракетами, так и вторичными взрывами и возгоранием боеприпасов и топлива по цели. . 2-й залп разрушил ближайший автомобильный мост через реку, чтобы замедлить продвижение немцев.

После этого первого успеха пусковые установки и ракеты «Катюша» стали производиться серийно с возрастающей скоростью, а затем последовали дополнительные модели с меньшими (8 см) и большими (30 см) ракетами. За 18 месяцев (к концу 1942 г.) было выпущено более 3000 пусковых установок «Катюша», а к концу Великой Отечественной войны — более 10 000 штук. С 1943 года новые пусковые установки «Катюша» устанавливались на американские грузовики «Студебеккер» благодаря их отличным внедорожным качествам. С 1944 года новая модель пусковой установки, БМ-31, запускала 12 более крупных ракет с 64 фунтами взрывчатки на ракету на дальность 2,7 мили. Это в 4,3 раза больше огневой мощи оригинальной пусковой установки БМ-13.

Ракетные установки 21 века

Технологические достижения после Второй мировой войны во всех областях технологий, связанных с реактивной артиллерией, позволили добиться значительных улучшений, особенно в отношении точности и дальности стрельбы. Эти улучшения позволяют современным ракетам точно поражать и уничтожать определенные «точечные» цели с больших расстояний, используя одну ракету на цель, что дает пусковой установке гораздо большую эффективную огневую мощь, чем во время Второй мировой войны. Вот несколько современных примеров по состоянию на 2021 год. Все они установлены на грузовиках, как и оригинальная Катюша 19-го года выпуска.