Турбореактивный авиационный двигатель Д-30. — Российская авиация
Турбореактивный авиационный двигатель Д-30.
Разработчик: ОКБ-19 П.А.Соловьёва
Страна: СССР
Разработка: 1963 г.
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П.А.Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. Всего изготовлено около 8000 двигателей семейства Д-30. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Двигатели семейства Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире. Капитальный ремонт осуществляется на АО «Пермские моторы», а также на авиаремонтных заводах № 123 (Старая Русса), № 570 (Ейск).
Двигатель Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Модификации:
Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134. Выпускался в трех сериях:
-Д-30 I серии с 1967 года — Ту-134;
-Д-30 II серии с 1970 года — Ту-134А;
-Д-30 III серии с 1982 года — Ту-134А-3 и Ту-134Б-3.
Д-30-10В и Д-30В-12 — турбовентиляторные двигатели для высотного разведывательного самолёта М-55.
Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.
Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78.
Д-30КП-3 «Бурлак» — форсированный до 14000 кгс. Разработан в 2003-2005 годах в НПО «Сатурн». Отличается новым вентилятором, увеличенной степенью двухконтурности.
Д-30КПВ — двигатель для гидросамолета А-40.
Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М. Выпускается в Рыбинске.
Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. В двигателе Д-30КУ-154 3 серии ресурс повышен на 800 часов, за счёт снижения температуры на 20°К чем у Д-30КУ-154 2 серии, гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов), назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов). Выпускается в Рыбинске.
Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31.
ТТХ (Д-30КП):
Длина, мм: 6000
Диаметр, мм: —
Масса сухая, кг: 2640
Степень двухконтурности: 2,36
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 279
Степень повышения давления в компрессоре: —
Температура газа перед турбиной, °C: 1154
Тяга, кгс
-на взлётном режиме: 12000
-на крейсерском режиме: 2750
-обратная максимальная: 3800
Удельный расход топлива, кг/кгс-ч.
-на взлётном режиме: 0,5
-на крейсерском режиме: 0,7.
Двигатель Д-30 I серии.
Двигатель Д-30 II серии.
Двигатель Д-30 III серии. Музей авиации в Дании.
Двигатель Д-30КП.
Двигатель Д-30КП.
Двигатель Д-30КП.
Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.
Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.
Двигатель Д-30КУ-154.
Двигатель Д-30КУ-154.
Двигатель Д-30Ф-6 в роли учебного пособия.
.
.
Список источников:
Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарёв. Развитие самолётов мира.
Иллюстрированный каталог Авиации мира (http://www.brazd.ru).
Журнал «Двигатель» № 1 за 2003 г. А.Николаев. Пять десятилетий Павла Соловьёва.
Фотоархив сайта russianplanes. net
Д-30 (двигатель) | это… Что такое Д-30 (двигатель)?
Д-30КУ-154 в Будапеште
Д-30КП второй серии на Ил-76МД в новгородскомаэропорту Кречевицы
Сюда перенаправляется запрос «Д-30КП». На эту тему нужна отдельная статья.
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П. А. Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. В дальнейшем двигатель неоднократно дорабатывался и модифицировался. На 2011 год в мире эксплуатировалось 220 двигателей Д-30-2/3, в 2011 их наработка составила 114005 часов. Общая нароботка за всю историю 30 891 800 часов. В 2001 году наработка на досрочный съем двигателя по конструктивно-производственным дефектам составила 57 003 часа, что в 9,5 раза выше нормативного показателя (6 000 часов).
Содержание
|
Конструкция
Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Модификации
На базе Д-30 было разработано несколько модификаций:
- Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134.
Базовая модель, устанавливаемая на Ту-134 неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. В связи с этим различают 3 серии базового двигателя Д-30. Сравнение серий приводится в таблице.
Параметр | Серия I | Серия II | Серия III |
---|---|---|---|
Тяга, кгс: — взлетный режим TH< +30`C ,PH > 730 мм рт.ст.,H=0 | 6800 1300 | 6800 1450 | 6800 1300 |
Удельный расход топлива , кг/кгс ч | 0,770 | 0,775 | 0,790 |
Удельный расход масла не более, кг/ч | 1 | 1 | 1 |
Температура воздуха у земли для запуска и работы,оС | -50…+50 | -50…+50 | -50…+50 |
Длина двигателя, мм | 3984 | 4734 | 4836 |
Диаметр вентилятора по концам рабочих лопаток, мм | 1050 | 1050 | 1050 |
Сухая масса, кг | 1550 | 1765 | 1810 |
Поставочная масса, кг | 1712 | 1944 | 1980 |
Год начала эксплуатации на пассажирских перевозках | 1967 | 1970 | 1982 |
Устанавливается на самолеты | Ту-134 | Ту-134А | Ту-134А-3, Ту-134Б-3 |
- Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.
- Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78.
- Д-30КП-2, Д-30КП-Л[2]
- Д-30КП-3 «Бурлак» — глубоко модернизированный в 2000-х годах в НПО «Сатурн» турбовентиляторный двигатель.[4] Отличается новым вентилятором, увеличенной более чем в 1,5 раза степенью двухконтурности[4],увеличенной на 1 тонну тягой, на 11% снижен расход топлива.Соответствует нормам четвертой главы ИКАО по шуму и эмиссии вредных веществ.[5]
- Д-30КПВ — двигатель для А-40[2].
- Источник: [6][2]
Параметр | Серия I | Серия II | Серия III |
---|---|---|---|
Тяга, кгс: — взлетный режим | 12000 2750 | 12000 2750 | 13000 |
Степень двухконтурности | 2,36 | 2,24 | |
Удельный расход топлива, кг/кгс ч: — взлетный режим | 0,5 0,7 | 0,510 0,705 | 0,404 0,645 |
Длина двигателя, мм | 5448 | 5734 | |
Диаметр вентилятора, мм | 1560 | 1775 | |
Масса двигателя, кг | 2640 | 2650 |
- Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М.
- Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума.
- Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31. Максимальная тяга на форсаже 15,5 тс.
Производство
Всего за время производства было изготовлено около 8000 двигателей.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 II серия
- ↑ 1 2 3 Д-30КП — Сайт Дизелистов СПб ГМТУ
- ↑ Lenta.ru: Оружие: Китай принял на вооружение новый тяжелый бомбардировщик
- ↑ 1 2 Научно-производственное объединение САТУРН
- ↑ Нелегкие на подъем — ВПК. name
- ↑ НПО «Сатурн». Официальный сайт.
Ссылки
• Пермский моторный завод — Турбореактивный двухконтурный авиадвигатель Д-30
• НПО Сатурн — продукция
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
Д-30
Английская версия / О компании / История компании / Семейство Пермских ГТД / Д-30
Двухконтурный ТРДД с охлаждением лопаток турбины 1-й ступени
Параметры двухконтурного ТРДД двигатель Д-30 не уступал по параметрам лучшим зарубежным двигателям этого класса, а по многим параметрам превосходил их. Разработанный в удивительно короткие сроки (около трех лет) двигатель оказался самым надежным в истории отечественного двигателестроения. Разработка Д-30 отмечена Государственной премией СССР.
Двухконтурный ТРДД Д-30 для ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-134 создан в 1964 г. В 1966 г. двигатель запущен в серийное производство.
Двигатель Д-30 имеет двухступенчатый компрессор, баллонно-кольцевую камеру сгорания, 4-ступенчатую турбину. В Д-30 впервые в отечественном двигателестроении были применены охлаждаемые лопатки 1-й ступени турбины из новейшего для того времени теплостойкого материала и выхлопное сопло с лопастным смесителем. По техническим и экономичным параметрам Д-30 не уступал лучшим мировым двигателям этого класса.
В 1969 году был создан двигатель Д-30 второй серии, имеющий реверс тяги и усовершенствованную систему управления. Двигатель выпускался с 1970 по 1987 год и устанавливался на самолеты Ту-134ФА, Ту-134Б, Ту-134АК.
В 1980 г. создан двигатель Д-30 третьей серии с максимальной тягой 6930 кгс (с сохранением ее при до = +С). Количество ступеней компрессора двигателя увеличено до 5, повышен запас газодинамической устойчивости, внедрена система защиты от перетягивания и перегрева газа. Двигатель Д-30 третьей серии выпускался в 1983-1993. Эти двигатели устанавливаются на пассажирские авиалайнеры Ту-134-А-3, Ту-134Б-3, Ту-134УБ-Л. Следует отметить, что за основу при разработке газотурбинных установок для российского топливно-энергетического комплекса была взята основная часть третьей серии Д-30.
Д-30 всех модификаций выпускались серийно на Пермском моторном заводе (ныне АО «ОДК-ПМ»). Всего было изготовлено около 3000 двигателей Д-30, включая все его серии.
- Общие характеристики
- Применение
- Памятные даты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Д-30, серия 2
Тяга, кгс | 6880 |
Максимальная температура газа на входе в турбину, К | 1360 |
Максимальный крейсерский режим | |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч | 0,781 |
Скорректированный расход воздуха, кг/с | 126 |
Коэффициент полного давления | 18,6 |
| |
Коэффициент байпаса | 1,0 |
Диаметр вентилятора, мм | 963 |
Длина, мм | 3983 |
Масса, кг | 1546 |
|
|
Ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-134
Пассажирский реактивный самолет Ту-134 стал одним из самых успешных проектов пассажирского авиастроения. Он оставил свой след в истории как самый массовый самолет, выполнявший подавляющее большинство пассажирских ближнемагистральных перевозок.
Первый серийный Ту-134 с двигателями Д-30 поднялся в небо в 1966 году. В сентябре 1967 года был выполнен первый полет с пассажирами на борту по маршруту Москва-Адлер. С этого времени началось активное использование этой выдающейся крылатой машины.
По уровню шума и вибрации в пассажирском салоне Ту-134 долгие годы оставался самым комфортабельным лайнером. Самолет постоянно совершенствовался. Появились следующие версии: версия с уменьшенным количеством членов экипажа (без штурмана), версия с новым радиолокационным оборудованием, версия с увеличенным количеством пассажиров, версия с улучшенными экономическими показателями.
За базовой моделью последовали улучшенные пассажирские модификации Ту-134А и Ту-134Б, учебно-тренировочные Ту-134Ш и Ту-134-УБ-Л для войсковой авиации. Кроме того, на базе Ту-134 созданы летающие лаборатории для испытаний новых образцов авиационной и космической техники.
Массовые поставки за границу, необходимые для приведения самолета в соответствие с международными требованиями. Впервые в истории отечественного авиастроения конструкция самолета и его летно-технические характеристики прошли международный контроль. Ту-134 и его модификации получили международные сертификаты летной годности, в том числе по шуму окружающей среды.
22 июня 1966 г.
Присуждение премии за разработку ТРДД Д-30 для самолета Ту-134. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 19 г.66: «Главному конструктору Соловьеву П.А. присвоено звание Героя Социалистического Труда за особые заслуги в выполнении семилетнего плана с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Хаммер». Этим же Указом работники ОКБ и завода № 19 награждены орденами и медалями.
28 января 1967 г.
Завершены государственные испытания ТРДД Д-30 для Ту-134
9 сентября, 1967
Начало пассажирских полетов Ту-134 с пермскими ТРДД Д-30
Соловьев Д-30 двухвальный ТРДД малой двухконтурности
Соловьев Д-30 двухвальный ТРДД малой двухконтурности
Соловьев авиадвигатель Д-30 двухвальный ТРДД со встроенной форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковое сопло. Предназначен для установки на Микоян МиГ-31. сверхзвуковой самолет-перехватчик. Силовая установка состоит из двух двигатели, каждый из которых имеет свои воздухозаборники.
Соловьев Д-30 военный ТРДД был разработан Пермским конструкторским бюро моторостроения (в настоящее время ОАО «Авиадвигатель»). Полностью регулируемое сопло двигателя было разработано Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «СОЮЗ».
Двигатель с высокими возможностями обеспечить самолет Микояна МиГ-31 большой дальностью полета, уникальной скороподъемностью и высотно-скоростные характеристики, обеспечивающие максимальную скорость самолета в 3000 км/ч и скорость у земли в 1500 км/ч.
Надежность и безотказность
Надежность двигателя обеспечивает с системами защиты, отказоустойчивостью и ранним обнаружением отказов:
Система ограничения низких максимальные обороты напорного ротора и система ограничения максимальных оборотов турбины температура на выходе;
система защиты от запуск турбины привода постоянной скорости;
противообледенительная система капота и впускной направляющий аппарат компрессора низкого давления;
антипомпажная система.
Электронная – гидравлическая система автоматического управления двигателем дублируется гидравлической системой в случае неисправность электронной системы. Эта система обеспечивает безопасность полета и миссию завершение. В конструкции двигателя предусмотрена возможность собственного параметрического контроль во время полета.
Для оценки состояние деталей газовоздушного тракта при работе двигателя, проверка всех рабочих лопаток компрессора и турбины, а также сопла лопатки первой и второй ступени турбины должны быть выполнены.
При попадании посторонних предметов находиться в газовоздушном тракте двигателя, конструкция двигателя позволяет замените отдельные поврежденные лопатки на первой ступени компрессора, а также целиком модуль компрессора низкого давления в процессе эксплуатации.
Эксплуатация
Многолетний опыт эксплуатации двигателя Соловьева Д-30 на сверхзвуковом самолете МиГ-31 показала высокую надежность в различных погодных условиях эксплуатации и обслуживании основные технические характеристики в течение срока эксплуатации.
Технические характеристики
Максимальная производительность без дожигание (Н=0, М=0, t=15 o С, σвх=1,0)
Тяга, кгс – 9500
Удельный расход топлива, кг/кгс час – 0,72
Полная производительность форсажа (H=0, M=0, σвх=1,0)
Тяга, кгс – 15500
Удельный расход топлива, кг/кгс час – 1,9
Максимальная скорость полета, М – 2,83
Максимальный вход в турбину температура, К – 1660
Сухая масса, кг – 2416
Структура
ДвигательСоловьев Д-30 модуль двигателя, состоит из 7 модулей.