Турбореактивный авиационный двигатель Д-30. — Российская авиация

Турбореактивный авиационный двигатель Д-30.

Разработчик: ОКБ-19 П.А.Соловьёва
Страна: СССР
Разработка: 1963 г.

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П.А.Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. Всего изготовлено около 8000 двигателей семейства Д-30. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Двигатели семейства Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире. Капитальный ремонт осуществляется на АО «Пермские моторы», а также на авиаремонтных заводах № 123 (Старая Русса), № 570 (Ейск).

Двигатель Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Модификации:
Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134. Выпускался в трех сериях:
-Д-30 I серии с 1967 года — Ту-134;
-Д-30 II серии с 1970 года — Ту-134А;
-Д-30 III серии с 1982 года — Ту-134А-3 и Ту-134Б-3.
Д-30-10В и Д-30В-12 — турбовентиляторные двигатели для высотного разведывательного самолёта М-55.
Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.
Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78.
Д-30КП-3 «Бурлак» — форсированный до 14000 кгс. Разработан в 2003-2005 годах в НПО «Сатурн». Отличается новым вентилятором, увеличенной степенью двухконтурности.
Д-30КПВ — двигатель для гидросамолета А-40.
Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М. Выпускается в Рыбинске.
Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. В двигателе Д-30КУ-154 3 серии ресурс повышен на 800 часов, за счёт снижения температуры на 20°К чем у Д-30КУ-154 2 серии, гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов), назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов). Выпускается в Рыбинске.
Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31.

ТТХ (Д-30КП):

Длина, мм: 6000
Диаметр, мм: —
Масса сухая, кг: 2640
Степень двухконтурности: 2,36
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 279
Степень повышения давления в компрессоре: —
Температура газа перед турбиной, °C: 1154
Тяга, кгс
-на взлётном режиме: 12000
-на крейсерском режиме: 2750
-обратная максимальная: 3800
Удельный расход топлива, кг/кгс-ч.
-на взлётном режиме: 0,5
-на крейсерском режиме: 0,7.

Двигатель Д-30 I серии.

Двигатель Д-30 II серии.

Двигатель Д-30 III серии. Музей авиации в Дании.

Двигатель Д-30КП.

Двигатель Д-30КП.

Двигатель Д-30КП.

Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.

Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.

Двигатель Д-30КУ-154.

Двигатель Д-30КУ-154.

Двигатель Д-30Ф-6 в роли учебного пособия.

.

.

Список источников:
Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарёв. Развитие самолётов мира.
Иллюстрированный каталог Авиации мира (http://www.brazd.ru).
Журнал «Двигатель» № 1 за 2003 г. А.Николаев. Пять десятилетий Павла Соловьёва.
Фотоархив сайта russianplanes. net

Д-30 (двигатель) | это… Что такое Д-30 (двигатель)?

Д-30КУ-154 в Будапеште

Д-30КП второй серии на Ил-76МД в новгородскомаэропорту Кречевицы

Сюда перенаправляется запрос «Д-30КП». На эту тему нужна отдельная статья.

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П. А. Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. В дальнейшем двигатель неоднократно дорабатывался и модифицировался. На 2011 год в мире эксплуатировалось 220 двигателей Д-30-2/3, в 2011 их наработка составила 114005 часов. Общая нароботка за всю историю 30 891 800 часов. В 2001 году наработка на досрочный съем двигателя по конструктивно-производственным дефектам составила 57 003 часа, что в 9,5 раза выше нормативного показателя (6 000 часов).

Содержание

  • 1 Конструкция
  • 2 Модификации
  • 3 Производство
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Конструкция

Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Модификации

На базе Д-30 было разработано несколько модификаций:

  • Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134.

Базовая модель, устанавливаемая на Ту-134 неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. В связи с этим различают 3 серии базового двигателя Д-30. Сравнение серий приводится в таблице.

ПараметрСерия IСерия IIСерия III
Тяга, кгс:

— взлетный режим TH< +30`C ,PH > 730 мм рт.ст.,H=0
— крейсерский режим Н=11 км, М=0,8


6800
1300

6800
1450

6800
1300
Удельный расход топлива , кг/кгс ч0,7700,7750,790
Удельный расход масла не более, кг/ч111
Температура воздуха у земли для запуска и работы,оС
-50…+50
-50…+50-50…+50
Длина двигателя, мм398447344836
Диаметр вентилятора по концам рабочих лопаток, мм105010501050
Сухая масса, кг155017651810
Поставочная масса, кг171219441980
Год начала эксплуатации на пассажирских перевозках196719701982
Устанавливается на самолетыТу-134Ту-134АТу-134А-3, Ту-134Б-3
  • Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.
  • Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78.
    • Д-30КП-2, Д-30КП-Л[2]
    • WS-18 — китайская копия Д-30КП-2. Устанавливается на бомбардировщик H-6K.[3]
    • Д-30КП-3 «Бурлак» — глубоко модернизированный в 2000-х годах в НПО «Сатурн» турбовентиляторный двигатель.[4] Отличается новым вентилятором, увеличенной более чем в 1,5 раза степенью двухконтурности[4],увеличенной на 1 тонну тягой, на 11% снижен расход топлива.Соответствует нормам четвертой главы ИКАО по шуму и эмиссии вредных веществ.[5]
    • Д-30КПВ — двигатель для А-40[2].
Источник: [6][2]
ПараметрСерия IСерия IIСерия III
Тяга, кгс:

— взлетный режим
— крейсерский режим


12000
2750

12000
2750

13000
 
Степень двухконтурности2,362,24
Удельный расход топлива, кг/кгс ч:

— взлетный режим
— крейсерский режим


0,5
0,7

0,510
0,705

0,404
0,645
Длина двигателя, мм54485734
Диаметр вентилятора, мм15601775
Масса двигателя, кг26402650
  • Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М.
    • Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума.
  • Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31. Максимальная тяга на форсаже 15,5 тс.

Производство

Всего за время производства было изготовлено около 8000 двигателей.

Примечания

  1. 1 2 3 4 II серия
  2. 1 2 3 Д-30КП — Сайт Дизелистов СПб ГМТУ
  3. Lenta.ru: Оружие: Китай принял на вооружение новый тяжелый бомбардировщик
  4. 1 2 Научно-производственное объединение САТУРН
  5. Нелегкие на подъем — ВПК. name
  6. НПО «Сатурн». Официальный сайт.

Ссылки

• Пермский моторный завод — Турбореактивный двухконтурный авиадвигатель Д-30

• НПО Сатурн — продукция

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Д-30

Английская версия / О компании / История компании / Семейство Пермских ГТД / Д-30

Двухконтурный ТРДД с охлаждением лопаток турбины 1-й ступени

Параметры двухконтурного ТРДД двигатель Д-30 не уступал по параметрам лучшим зарубежным двигателям этого класса, а по многим параметрам превосходил их. Разработанный в удивительно короткие сроки (около трех лет) двигатель оказался самым надежным в истории отечественного двигателестроения. Разработка Д-30 отмечена Государственной премией СССР.

Двухконтурный ТРДД Д-30 для ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-134 создан в 1964 г. В 1966 г. двигатель запущен в серийное производство.

Двигатель Д-30 имеет двухступенчатый компрессор, баллонно-кольцевую камеру сгорания, 4-ступенчатую турбину. В Д-30 впервые в отечественном двигателестроении были применены охлаждаемые лопатки 1-й ступени турбины из новейшего для того времени теплостойкого материала и выхлопное сопло с лопастным смесителем. По техническим и экономичным параметрам Д-30 не уступал лучшим мировым двигателям этого класса.

В 1969 году был создан двигатель Д-30 второй серии, имеющий реверс тяги и усовершенствованную систему управления. Двигатель выпускался с 1970 по 1987 год и устанавливался на самолеты Ту-134ФА, Ту-134Б, Ту-134АК.

В 1980 г. создан двигатель Д-30 третьей серии с максимальной тягой 6930 кгс (с сохранением ее при до = +С). Количество ступеней компрессора двигателя увеличено до 5, повышен запас газодинамической устойчивости, внедрена система защиты от перетягивания и перегрева газа. Двигатель Д-30 третьей серии выпускался в 1983-1993. Эти двигатели устанавливаются на пассажирские авиалайнеры Ту-134-А-3, Ту-134Б-3, Ту-134УБ-Л. Следует отметить, что за основу при разработке газотурбинных установок для российского топливно-энергетического комплекса была взята основная часть третьей серии Д-30.

Д-30 всех модификаций выпускались серийно на Пермском моторном заводе (ныне АО «ОДК-ПМ»). Всего было изготовлено около 3000 двигателей Д-30, включая все его серии.

  • Общие характеристики
  • Применение
  • Памятные даты

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Д-30, серия 2

9 0043

Режим полной мощности Н=0, М=0, ISA

Тяга, кгс

6880

Максимальная температура газа на входе в турбину, К

1360

Максимальный крейсерский режим
Н=11 км, М=0,8, ISA

Удельный расход топлива, кг/кгс·ч

0,781

Скорректированный расход воздуха, кг/с

126

Коэффициент полного давления

18,6

 

Коэффициент байпаса

1,0

Диаметр вентилятора, мм

963

Длина, мм

3983

Масса, кг

1546

 

 

 

 

Ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-134

Пассажирский реактивный самолет Ту-134 стал одним из самых успешных проектов пассажирского авиастроения. Он оставил свой след в истории как самый массовый самолет, выполнявший подавляющее большинство пассажирских ближнемагистральных перевозок.

Первый серийный Ту-134 с двигателями Д-30 поднялся в небо в 1966 году. В сентябре 1967 года был выполнен первый полет с пассажирами на борту по маршруту Москва-Адлер. С этого времени началось активное использование этой выдающейся крылатой машины.

По уровню шума и вибрации в пассажирском салоне Ту-134 долгие годы оставался самым комфортабельным лайнером. Самолет постоянно совершенствовался. Появились следующие версии: версия с уменьшенным количеством членов экипажа (без штурмана), версия с новым радиолокационным оборудованием, версия с увеличенным количеством пассажиров, версия с улучшенными экономическими показателями.

За базовой моделью последовали улучшенные пассажирские модификации Ту-134А и Ту-134Б, учебно-тренировочные Ту-134Ш и Ту-134-УБ-Л для войсковой авиации. Кроме того, на базе Ту-134 созданы летающие лаборатории для испытаний новых образцов авиационной и космической техники.

Межремонтный пробег двигателей различных серий, установленных на самолете Ту-134 и его модификациях, составляет более 6000 часов. До завершения серийного производства в 1919 году было изготовлено более 850 самолетов.84, в том числе 150 самолетов на экспорт.

Массовые поставки за границу, необходимые для приведения самолета в соответствие с международными требованиями. Впервые в истории отечественного авиастроения конструкция самолета и его летно-технические характеристики прошли международный контроль. Ту-134 и его модификации получили международные сертификаты летной годности, в том числе по шуму окружающей среды.

22 июня 1966 г.

Присуждение премии за разработку ТРДД Д-30 для самолета Ту-134. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 19 г.66: «Главному конструктору Соловьеву П.А. присвоено звание Героя Социалистического Труда за особые заслуги в выполнении семилетнего плана с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Хаммер». Этим же Указом работники ОКБ и завода № 19 награждены орденами и медалями.

 

28 января 1967 г.

Завершены государственные испытания ТРДД Д-30 для Ту-134

 

9 сентября, 1967

Начало пассажирских полетов Ту-134 с пермскими ТРДД Д-30

Соловьев Д-30 двухвальный ТРДД малой двухконтурности

Соловьев Д-30 двухвальный ТРДД малой двухконтурности

Соловьев авиадвигатель Д-30 двухвальный ТРДД со встроенной форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковое сопло. Предназначен для установки на Микоян МиГ-31. сверхзвуковой самолет-перехватчик. Силовая установка состоит из двух двигатели, каждый из которых имеет свои воздухозаборники.

Соловьев Д-30 военный ТРДД был разработан Пермским конструкторским бюро моторостроения (в настоящее время ОАО «Авиадвигатель»). Полностью регулируемое сопло двигателя было разработано Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «СОЮЗ».

Двигатель с высокими возможностями обеспечить самолет Микояна МиГ-31 большой дальностью полета, уникальной скороподъемностью и высотно-скоростные характеристики, обеспечивающие максимальную скорость самолета в 3000 км/ч и скорость у земли в 1500 км/ч.

 

Надежность и безотказность

 

Надежность двигателя обеспечивает с системами защиты, отказоустойчивостью и ранним обнаружением отказов:

Система ограничения низких максимальные обороты напорного ротора и система ограничения максимальных оборотов турбины температура на выходе;

система защиты от запуск турбины привода постоянной скорости;

противообледенительная система капота и впускной направляющий аппарат компрессора низкого давления;

антипомпажная система.

 

Электронная – гидравлическая система автоматического управления двигателем дублируется гидравлической системой в случае неисправность электронной системы. Эта система обеспечивает безопасность полета и миссию завершение. В конструкции двигателя предусмотрена возможность собственного параметрического контроль во время полета.

Для оценки состояние деталей газовоздушного тракта при работе двигателя, проверка всех рабочих лопаток компрессора и турбины, а также сопла лопатки первой и второй ступени турбины должны быть выполнены.

При попадании посторонних предметов находиться в газовоздушном тракте двигателя, конструкция двигателя позволяет замените отдельные поврежденные лопатки на первой ступени компрессора, а также целиком модуль компрессора низкого давления в процессе эксплуатации.

 

Эксплуатация

Многолетний опыт эксплуатации двигателя Соловьева Д-30 на сверхзвуковом самолете МиГ-31 показала высокую надежность в различных погодных условиях эксплуатации и обслуживании основные технические характеристики в течение срока эксплуатации.

Технические характеристики

Максимальная производительность без дожигание (Н=0, М=0, t=15 o С, σвх=1,0)

Тяга, кгс – 9500

Удельный расход топлива, кг/кгс час – 0,72

Полная производительность форсажа (H=0, M=0, σвх=1,0)

Тяга, кгс – 15500

Удельный расход топлива, кг/кгс час – 1,9

Максимальная скорость полета, М – 2,83

Максимальный вход в турбину температура, К – 1660

Сухая масса, кг – 2416

 

Структура

Двигатель

Соловьев Д-30 модуль двигателя, состоит из 7 модулей.