Содержание

Царь-пушка в Кремле – история кратко о легендарном орудии

 


 

Знаменитую Царь-пушку в Кремле, одну из наиболее посещаемых достопримечательностей московского Кремля, сегодня можно увидеть на западной стороне Ивановской площади. Каждый из туристов, прибывших в Москву, обязательно включает в программу своего посещения осмотр грандиозного орудия XVI столетия. Кратко история царь-пушки и для детей, и для взрослых приведена в нашей статье.

Отлитая в гигантских размерах из высококачественной бронзы, пушка даже занесена в мировую книгу рекордов Гиннеса. И это неспроста. Вот только самые основные ее параметры:

  • длина — более 5 м.,
  • внешний диаметр ствола достигает 134 см.,
  • калибр — 890 мм,
  • весит изделие около 40 тонн.

Когда и зачем ее создали?


Фото 1. Царь-пушка — одна из главных достопримечательностей Кремля

История и малоизвестные факты о Царь-пушке в Кремле


В 1586 году в град Москву донесли тревожное послание: на столицу походом идет крымский хан со своим многочисленным войском.

Для отражения вторжения, по указу правившего в то время царя Федора Ивановича,  на Пушечном дворе Москвы русским литейщиком Андреем Чоховым было отлито огромное по своим размерам артиллерийское орудие, которое предназначалось для стрельбы каменной картечью.

Так как изначально орудие предназначалось для обороны Кремля, установили его на возвышенности над берегом Москвы-реки — на Красной площади, неподалеку от знаменитого Лобного места и Спасской башни.

Однако крымский хан так и не подошел к стенам Первопрестольной столицы, а посему москвичи так и не смогли узнать, насколько мощно стреляет это орудие, прозванное за свои габариты Царь-пушкой.

Позже, во времена царствования Петра І,  орудие  при помощи специальных катков переместили на территорию Кремля: сначала во двор строящегося Арсенала, а потом уже к его главным воротам. Там она была установлена на деревянном лафете, который вместе с лафетами других орудий сгорел при пожаре 1812 года.

В 1835 году на судостроительном заводе Берда в Петербурге, по чертежам военного инженера Витте (в некоторых источниках автором эскиза упоминается академик Александр Павлович Брюлов), был изготовлен более прочный, чугунный лафет для грандиозного орудия.

В 1843 году  Царь-пушка  была убрана от ворот Арсенала, где находилась все это время, и установлена рядом со старым зданием Оружейной палаты. Там она простояла вплоть до 1960 года, когда в рамках постройки Кремлевского дворца съездов орудие вновь перенесли, на этот раз — на Ивановскую площадь, где оно находится и по сей день.

Итак, мы кратко описали историю пушки, и теперь для более любознательных детей и взрослых продолжим свой рассказ.

Описание легендарной царь-пушки


Как говорилось выше, лафет орудия выполнен методом чугунного литья и выполняет чисто декоративные функции. Само тело орудия вылито из бронзы. Рядом с лафетом расположены чугунные ядра, которые также являются элементом декора.

На правой стороне орудия размещено изображение самодержца Федора Ивановича, сидящего на боевом коне. Голову князя венчает царская корона, а в руках находится один из символов российской власти – скипетр. Рядом вылита поясняющая изображение надпись.

Одной из гипотез появления названия «Царь-пушка» является именно изображение правившего в момент создания этого грозного арторудия царя, который и увековечен на плоскости пушки. Правда, существует и еще одно название, встречающееся в российских документах разных эпох, – это «дробовик российский». Дело в том, что так обозначались орудия, предназначенные для стрельбы дробом (по-иному — картечью).

Левая сторона орудия декорирована надписью, увековечившей ее создателя и которая гласит «литец Ондрей Чохов».

Сама плоскость ствола, помимо прочего, украшена оригинальным орнаментом.

Отдельно хотелось бы выделить сам лафет, который декорирован таким образом, чтобы явно выделить высокий статус артиллерийского орудия. Главной его составляющей является изображение льва – грозного и сильного царя зверей. Символическое отображение льва, сражающегося с мифическим змеем, можно увидеть и в хитросплетении орнаментальных растений на плоскости лафета.

Хотелось бы добавить, что для перемещения пушки, расположенной в московском Кремле, запрягали одновременно 200 тягловых лошадей.

Несмотря на внушительность орудия, некоторые специалисты сходятся во мнении, что изготовили его все же не для стрельбы, а исключительно для устрашения неприятеля, в конкретном случае, наступавшие на столицу войска крымского хана. О технической стороне пушки и пойдет речь далее, из которой мы и узнаем – бутафория это или действительно грозное арторудие.

Сразу отметим, что размещенные пирамидой у лафета чугунные ядра лишь декор, полый внутри. Если же их сделать настоящими, то каменное ядро будет весить порядка 819 килограммов, а чугунное и вовсе под 2 тонны.

Далее, по мнению специалистов, сам лафет не приспособлен технически для стрельбы из такого мощного орудия, да и сами тяжеленные чугунные ядра физически не подошли бы – ствол Царь-пушки во время выстрела просто разорвало бы. О его боевом применении фактов в истории не засвидетельствовано.

Но не может такого быть, чтобы в те далекие времена, перед угрозой нападения на Москву, артиллерийское орудие создавали бы лишь для того, чтобы «пустить пыль в глаза». Попробуем все же в этом разобраться!

Начнем с того, что до XX столетия военные специалисты и историки все же обозначали нынешнюю «Царь-пушку» как дробовик, т.е. предназначенную для стрельбы картечью, которую заменяли в те далекие времена обычные мелкие камни.

Нынешнее название закрепилось лишь с 1930 года, когда власти решили повысить статус орудия в пропагандистских целях. Каких? Наверное, исходя из того, что в великой стране, должно быть все самое грандиозное в мире. Это как в шутке советских времен, что в СССР «самые большие радиодетали в мире».

Но не будем злословить и продолжим, тем более завеса тайны над пушкой все-таки была приподнята, и случилось это во время плановых реставрационных работ, проведенных в 1980-м году.

Орудие сняли с лафета и отправили на один из военных заводов города Серпухова, где и проводилась его реставрация. Вместе с обычными в таком случае работами, силами военных специалистов из Артиллерийской академии Москвы были проведены обмеры царь-пушки, правда главный отчет так до сих пор и не был обнародован. Правда, сохранились черновые чертежи, которые подчеркивают, что эта пушка вовсе и не пушка в действительном ее обозначении.

Итак, по порядку. Диаметр канала ствола, со стороны которого и производится зарядка орудия ядрами – 90 сантиметров, а к самому концу боевой части он уменьшается до 82-х. Глубина этого конуса порядка 32 сантиметров. Далее идет зарядная камера с плоским дном глубиной 173 сантиметра, диаметр которой в начале составляет 44,7 сантиметров, увеличивающейся к концу до 46,7 сантиметров.

Эти данные позволяют отнести орудие к классу бомбард, это значит, что из нее вполне возможно было стрелять каменными ядрами. Назвать же эту артиллерийскую установку пушкой нельзя, т.к. не выдержано одно из главных условий: длина ствола должна быть не менее 40 калибров. Тут же речь идет всего о четырех. Что же касается использования орудия в качестве дробовика, стреляющего картечью, то, исходя из имеющихся характеристик, это было бы весьма неэффективно.

Сами бомбарды относятся к классу стенобитных орудий, предназначенных для разрушения крепостных стен. В большинстве случаев для них даже не делали лафет, т.к. часть ствола просто закапывалась в землю. Расчет орудия располагался в устроенных рядом с бомбардой окопах, т.к. стволы при выстреле часто разрывало. Скорострельность оставляла желать лучшего и редко доходила до 6 выстрелов … в день.

При исследовательских работах в канале Царь-пушки таки нашли частички пороха. Вопрос только в том, это был испытательный выстрел или орудие все-таки успели применить против неприятеля? Последнее, скорее всего, невозможно. Подтверждением может служить и тот факт, что на стенках ствола так и не обнаружили продольных царапин, которые должны были остаться или от ядра, или от каменной шрапнели.

Миф об орудии и царе-самозванце Лжедмитрие


И все же она стреляла!? Дошедший до нашего времени миф гласит, что единственный выстрел был произведен прахом временного русского царя Лжедмитрия.

После разоблачения он попытался сбежать из Москвы, но наткнулся на боевой дозор и был жесточайшим образом убит. Тело дважды предавали земле, и дважды оно вновь оказывалось на поверхности: то у богадельни, то на погосте. Поползли слухи, что даже земля не хочет принимать его, после чего и было принято решение тело кремировать, а прахом произвести выстрел из пушки, повернув орудие в сторону Речи Посполитой (нынешней Польши), откуда он и был родом.

Такова история Царь-пушки кратко — самого большого орудия своей эпохи.

Сегодня уменьшенные копии кремлевского орудия установлены в Донецке, Перми и Йошкар-Оле. Однако ни по параметрам, ни по характеристикам они даже не приближаются к московскому гиганту.

Что еще интересно прочитать:

  1. Царь-колокол в Кремле — история кратко о великом звоне

 

Царь-пушка и Царь-колокол в Москве на Ивановской площади в Кремле — История Царь-пушки и Царь-колокола — Где находятся Царь-колокола. Где находятся Цаятся Царь-пушка и Царь-колокол и Царь-пушка

Часть 1 — Территория Кремля.

Часть 2. Царь-пушка и Царь-колокол

Пройдём ещё немного выше, к Ивановской площади. Здесь находится знаменитая Царь-пушка. Она установлена на лафете, а возле неё лежат ядра. Но, не думайте, этими ядрами и с этого лафета Царь-пушка стрелять не может, и не смогла бы никогда. Царь-пушка – это вообще-то не пушка как таковая, а бомбарда. Бомбарды стреляли большими глыбами камней и предназначались для разбивания стен крепостей во время их осады. Царь-пушка также предназначалась для стрельбы камнями весом до 800кг. Чтобы зарядить подобную бомбарду требовались сутки, а чтобы выстрелить строили специальные стены для погашения отката. При чём выстрелить тоже надо было уметь. Это не как в кино, когда подносят факел к запальному отверстию пушки – бабах, и ядро полетело. Нет, тут всё не так просто. Нужно было взять шнур, пропитанный специальным горючим составом, аккуратно воткнуть его в запальник, поджечь и быстро бежать в ближайший окоп. Случалось, что бомбарды взрывались, забирая с собой на тот свет не очень шустрых пушкарей.

Царь-пушка была отлита в 1586 году нашим мастером Чоховым Андреем. Её длина – 5.35 м, диаметр ствола – 120 см, калибр – 890 мм, вес – 39.31 т. (2400 пудов). Так почему же пушку назвали Царь – пушкой. Есть две версии. Первая – это из-за её больших размеров, вторая — из-за выгравированного изображения последнего царя из рода Рюриковичей — Фёдора Ивановича верхом на коне. Историки склоняются больше ко второй версии, т.к. существует пушка размерами и калибром больше нашей – турки отлили.

Давно считалось, что Царь-пушка никогда не участвовала в боях и из неё ни разу не стреляли, т.к. к тому времени, когда её отлили, пользоваться бомбардами практически перестали. Но в 1980 г. во время ремонта в Серпухове выяснили, что, по крайней мере, один раз из Царь-пушки стреляли. Поэтому когда говорят, что в России есть Царь-колокол, который никогда не звонил и Царь-пушка, которая никогда не стреляла, то глубоко ошибаются. Как минимум один выстрел, но Царь-пушка произвела.

Кстати насчёт Царь-колокола. Он тоже здесь на Ивановской площади неподалёку от Царь-пушки. У Царь-колокола трагическая история. В него так ни разу и не звонили, потому что во время пожара от него отвалился большой кусок, весом в 11.5 тонн. И даже если его сейчас поставить на место и закрепить, то звон будет не такой, как если бы он изначально был цельнолитой.

Надо сказать, что это не первый колокол на Руси с именем Царь. Первый Царь-колокол был отлит ещё в 1600 г. Весом он был 2450 пудов (около 40 т.). Но во время пожара в середине 17 в. он упал с колокольни, на которой висел и разбился. В 1652 году из разбившегося «Царя» отлили новый колокол весом уже 8000 пудов, т.е. больше 130 т. Колокол был водружён на звонницу рядом с колокольней Ивана Великого. Этот колокол просуществовал до 1654 г.. На Рождество, когда били во все колокола, Царь-колокол разбился. Видать, кто-то чересчур усердно в него звонил:-). В следующем 1655 году Царь-колокол вновь перелили, и он ещё прибавил в весе. Новый Царь весил около 10 000 пудов (более 160 т.). Через 3 года (чем занимались всё это время?) его  подняли в специально построенную звонницу на Соборной площади. И опять судьбу Царь-колокола решил пожар. В пожаре 19 июня 1701 г. сгорело большинство деревянных построек Кремля . Царь-колокол упал и разбился.

В 1730 г. императрицей Анной Иоанновной был издан указ о создании нового колокола. 4 года разрабатывался и утверждался проект нового Царь-колокола. Но, когда дело дошло до отливки, начался пожар, а во время восстановительных работ умер главный мастер – Иван Моторин. Все дела по отливке колокола передали его сыну Михаилу. И, наконец, в 1735 г. 25 ноября Царь-колокол был отлит. Столько времени ушло на подготовительные работы, а сама отливка Царь-колокола заняла всего 1 час и 12 минут. После этого начались чеканные работы, но в 1737 г. в Кремле опять вспыхнул пожар. Люди, боясь, что колокол расплавится от высокой температуры, поливали его водой. От резкого изменения температуры Царь-колокол потрескался и от него отвалился кусок в 11.5 т. Это выяснилось только после пожара. Потрескавшийся и сломанный колокол стал никому не нужен и про него забыли на 100 лет. В 1819 г. после войны с французами во время восстановительных работ в Кремле Царь-колокол, наконец, подняли и установили на постамент. Высота Царь-колокола – 6.24 м., диаметр – 6.6 м., масса почти 200 тонн. На колоколе надпись, что отлит он был в 1733 г., хотя на самом деле это произошло только в 1735 г. Вот такая судьба у самого большого колокола в мире, все его беды были связаны в основном с пожарами. Сейчас он стоит на постаменте рядом с Колокольней Ивана Великого, к которой мы как раз и направляемся.

Царь-пушка доклад к теме московский кремль 4 класс

Легенда о царь-пушке и самозванце Лжедмитрии

Согласно легенде, царь-пушка, все же, выстрелила. Случилось это один раз. После того, как самозванца Лжедмитрия разоблачили, он пытался бежать из Москвы. Но по дороге был жестоко убит вооруженным отрядом. На следующий день после погребения труп был найден около богодельни. Его закопали еще глубже, но спустя время, тело опять появилось, но уже на другом кладбище.Люди говорили, что его земля не принимает. Было принято решение сжечь тело. После этого пепел смешали с порохом и выстрелили из царь-пушки в сторону Польши – откуда пришел Лжедмитрий.

Но это только легенда, поэтому нам остается лишь созерцать и гордиться этим ценнейшим экспонатом.

Год 7094, отлитый на пушке, у многих вызывает удивление. Дело в том, что в XVI столетии летоисчисление в России велось от «Сотворения мира». Более привычное нам летоисчисление от Рождества Христова было введено Петром I лишь в конце XVII века.

Отливал царь-колокол знаменитый мастер Андрей Чохов. Сохранились семь его работ — четыре артиллерийских орудия и три колокола. Две пушки находятся в Швеции, одна — в Санкт-Петербурге.

Собственно Царь-пушка — это бронзовый, покрытый патиной времени ствол. Его размеры колоссальны: масса орудия составляет 40 тонн (2400 пудов), длина ствола 5 м 34 см, калибр — 890 мм. Пушка установлена на позднем декоративном лафете, отлитом из чугуна в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге. Тогда же были отлиты и 4 декоративных ядра. Декоративный лафет был выполнен по рисункам архитектора Александра Павловича Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова. Лафет отливали используя также чертежи Питера Яна де Витте. Масса лафета составляет 15 тонн, каждое из 4-х декоративных ядер весит 1 тонну. Эта информация взята из книги о Московском Кремле, написанной сотрудниками музея-заповедника. Да и у лафета, с южной стороны, табличка об этом имеется. Упоминаю об этом в связи с тем, что в интернет-источниках почему-то встречается непонятно откуда взятая цифра 1,97 тонны.

Московская Царь-пушка действительно является крупнейшим средневековым орудием в мире. Знаменитая «Безумная Грета» или «Большой красный дьявол» из Гента, созданная в начале XV века, весит лишь 16,4 тонны, её калибр почти вполовину меньше калибра Царь-пушки и составляет 640 мм, зато ствол немного длиннее: 5 м 50 см. Название «Безумная Грета» восходит к фламандскому фольклору. Одноимённая героиня повела женское войско грабить… ад! Второе название связывают с историческим красным цветом орудия.

Не менее известна и шотландская пушка по прозвищу «Монс Мег». Её размеры значительно меньше нашей Царь-пушки. «Монс Мег» весит всего лишь 6,6 тонны, её длина 4 м 60 см, а калибр — 520 мм. «Монс Мег» сделали в 1449 году в Монсе на территории нынешней Бельгии, а затем преподнесли в дар королю Шотландии. Пушка установлена в Эдинбургском замке и служит одним из символов Шотландии. С московской Царь-пушкой связано немало загадок. Хорошо известно, что первоначально пушка не имела лафета и стояла на специальном деревянном станке напротив Спасских ворот Кремля неподалёку от Лобного места, как я уже сказала. Cчитается, что Царь-пушка никогда не стреляла. Во время реставрации XIX в её стволе были найдены остатки литейной формы, которая была выполнена из особой просеянной земли. При первом же выстреле эти остатки неминуемо должны были сгореть. Однако специалисты Военно-инженерной академии им. Дзержинского, осматривавшие пушку во время реставрации 1977-80 гг, утверждали, что минимум один выстрел из Царь-пушки всё-таки был сделан.

Точно неизвестно, а пушка ли это? Дело в том, что по устройству канала ствола её можно отнести к мортирам — орудиям навесного боя. Некоторые называют Царь-пушку бомбардой, подобно «Безумной Грете» и «Монс-Мег». Но к термину «бомбарда»,т.е

средневековое орудие, вообще следует относиться с большой осторожностью

А еще Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей – Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом.Безусловно, Царь-колокол – лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы – колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

Перестановки орудия

В первой трети XVIII века в Московском Кремле было развернуто грандиозное строительство. Появившийся по приказу Петра I Арсенал расположился между Никольской и Троицкой башнями. В нем государь предполагал устроить военный склад и хранить боевые трофеи. Царь-пушка мешала воплощению проекта в жизнь и ее переместили в Арсенальный двор. Французы, отступая, взорвали множество построек Кремля, и Арсенал существенно пострадал. Царь-пушка, к счастью, лишилась только деревянного лафета, а сама осталась невредимой.

В 1817 году орудие переместили к воротам восстановленного Арсенала, а через пару лет у архитектора Анри Монферрана родилась идея увековечить память о подвиге русской армии в Отечественной войне 1812 года. Монферран предложил использовать пушку «Единорог» и Царь-пушку в качестве центральных элементов мемориальной композиции. Однако, проект не утвердили и чугунные лафеты орудия получили лишь в 1835 году.

Над лафетом Царь-пушки работали инженер Павел де Витте и архитектор Александр Брюллов. Их проект был реализован работниками завода Берда в Санкт-Петербурге. Там же отлили и четыре ядра, установленные рядом с лафетом. Вес каждого из снарядов составляет почти две тонны.

Царь-пушка вместе с другими кремлевскими артиллерийскими орудиями вновь переехала в 1843 году. Их перенесли к Оружейной палате. Ее старое здание позже превратили в казармы, а пушка охраняла вход в них до 60-х годов ХХ века. Тогда казармы снесли, на их месте возвели Кремлевский дворец съездов, а Царь-пушка отправилась в последнее на ее веку известное путешествие – к северному фасаду колокольни Ивана Великого.

Интересные факты

Считается, что орудие создавалась для обороны Кремля, но современные исследователи уверяют, что Царь-пушка не справилась бы с возложенной на нее миссией. Из-за своих габаритов и особенностей конструкции она годится только для разрушения толстых крепостных стен.

По мнению историка Алексея Лобина, по своей конструкции Царь-Пушка и не пушка вовсе, а бомбарда. О чем говорит длина ствола — 3,4 калибра, что является эталонным соотношением для бомбард того времени, в то время как у классической пушки длинна ствола обычно превышает 40 калибров.

Перед пушкой сложены полые чугунные ядра, отлитые в 1835 году. Каждый снаряд весит почти две тонны. Правда, стрелять такими ядрами пушка не в состоянии — из-за их огромного веса пушку, скорее всего бы просто разорвало. Поэтому носят они исключительно декоративную функцию. По расчётам специалистов пушка могла стрелять каменными ядрами весом не более 1 тонны либо картечью.

Галина Еремина

Стреляла ли царь-пушка хоть раз?

Считается, что царь-пушка никогда не стреляла, а изготовлена была для того, чтобы наводить страх на иностранцев. Она должна была вселять страх во всех врагов, в том числе и предводителей крымских татар.

В 1980-х годах группа реставраторов пришла к выводу, что стрелять пушка никак не могла, о чём говорили наплывы и неровности в стволе, а также отсутствие следов зачистки после отливки орудия. Также не было сделано затравочное отверстие.

Есть и другая версия согласно которой, в канале пушки обнаружились частицы пороха, а значит, из бомбарды всё-таки стреляли как минимум один раз.

Оформление

Бомбарда и лафет декорирован литыми узорами и орнаментами. На стволе по бокам установлены крепления для транспортировки. С правой стороны изображен сидящий верхом на коне князь Федор Иванович. На голове у него корона, а сверху имеется надпись, описывающая личность правителя. Бытует мнение, что благодаря изображению Федора Ивановича, легендарная Царь-пушка получила такое название. Другая версия утверждает, что название у орудия связано исключительно с его большими размерами.

Дабы увековечить имя литейщика, на орудии сделали надпись: «Над созданием пушки трудился литец пушечный Чохов Андрей».

Мария Пенина

Копии Царь-пушки

Царь-пушка на протяжении всех лет своего существования влюбляла в себя многих литейщиков. В 2001 году в Удмуртии изготовили точную копию орудия. Вес его составил 42 тонны, а вес ядра — 1,2 тонн. Копию эту торжественно подарили Донецку (Украина).

Есть и в Перми копия Царь-пушки. Орудие это относится к категории боевых. Его активно испытывали. Поэтому было сделано больше 300 выстрелов ядрами, а также бомбами, дальность полета которых составляла 1,5 км. Пермская Царь-пушка изготовлялась для Кронштадта, чтобы со стороны морской части надежно защищать северную столицу нашей страны.

Копии Царь-пушки и названные в ее честь памятники также есть в Йошкар-Оле и Ижевске.

Как добраться до Царь-пушки в Москве

Лучше и быстрее всего ехать на метро. Царь-пушка находится недалеко от ст. «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая». Чтобы выйти с метро в нужном месте, нужно на указателе найти выход к Александровскому саду. Если вы всё сделали правильно, вас будет ожидать длинный пешеходный переход, по окончанию которого будут находиться кассы для оплаты визита на территорию Кремля. Кассы располагаются вблизи Кутафьей башни в пределах Александровского сада.

После этого через Троицкую башню следует войти в сам Кремль. Дальше нужно пройти вдоль Дворца Съездов и дойти до легендарной Царь-пушки.

Можно доехать и на автобусе. Ближайшие остановки у входа в Кремль через Кутафью башню — ст. м. Библиотека им. Ленина. Подходящие маршруты — М1, М2, М3, М6, М27, Н11, Н2, 144.

Для тех, кто не любит общественный транспорт, есть приложения для вызова такси: Uber, Яндекс. Такси, Gett и каршеринг: Делимобиль, Belkacar, Lifcar.

Панорама Ивановской площади у Царь-пушки

Видео «Царь-пушка в 1908 году»

Тайна царь-пушки

Это достаточно сильное артиллерийское орудие средних веков. Однако, взглянув на него и на расположенные рядом ядра, становится ясно, что стрелять из такого оружия просто невозможно. Так что же это за орудие, выставленное на обозрение: бутафория или нет? Сразу стоит сказать, что 4 чугунных ядра, сложенные пирамидой возле подножья пушки, выполняют сугубо декоративную функцию. Внутри они полые, вес одного такого ядра – 1970 кг, а вес каменного – 0,819 т. Стрелять с такого лафета и использовать чугунные ядра невозможно физически, так как пушку, скорее всего, разорвало бы. Кроме того, ни о каких испытаниях царь-пушки и боях с ее участием документов не сохранилось. Поэтому сегодня вокруг назначения орудия возникает много противоречий.

Много военных и историков считали до ХХ века, что это дробовик, то есть орудие для картечи, состоявшей в тот период из мелких камней. В 1930 г. большевики приняли решение величать дробовик пушкой. Сделали они это для повышения «звания» пушки, с целью пропаганды.

Тайну этого экспоната раскрыли лишь в 1980 году, когда его нужно было реставрировать.

Пушка была снята с лафета и помещена на большой трейлер при помощи большого автокрана. Затем оружие отвезли в Серпухов, где и произвели его реставрацию. Одновременно с ремонтными работами специалисты из Артиллерийской академии осмотрели экспонат, сделали соответствующие замеры но отчет так никто и не увидел. Однако сохранившиеся черновики позволяют сделать вывод, что царь-пушка совсем и не пушка.

Секрет орудия кроется в его устройстве. В самом начале диаметр канала, в который помещается метательный снаряд, составляет 90 см, а в конце – 82 см. На расстоянии 31,9 см канал конусообразный. Далее — зарядная камора. Диаметр в начале – 44,7 см и в конце 46,7 см. Длина такой каморы составляет 173 см. Характерным является плоское дно. В связи с этим было заявлено, что царь-пушка – обыкновенная бомбарда, предполагающая стрельбу каменными ядрами. Пушкой принято называть орудие, длина ствола которого более 40 калибров. А это орудие имеет длину всего четыре калибра, столько же у бомбарды. Как дробовик такое орудие крайне неэффективно.

Бомбарды представляют собой стенобитное орудие больших размеров, разрушающее крепостную стену. Лафет для них не использовался, так как ствол просто закапывали в грунт, а рядом для артиллерийского расчета выкапывали два окопа, так как подобные орудия часто разрывались. Скорострельность такого оружия до 6 выстрелов в день.

При исследовании канала орудия были найдены частички пороха. Это говорит о том, что пушка хоть один раз, но стреляла. Конечно, это мог быть пробный, так сказать испытательный выстрел, так как пушка не покидала пределы Москвы. И в кого в черте города из нее могли бы стрелять? Еще одним опровержением использования орудия является отсутствие в стволе каких-либо следов, в том числе продольных царапин, оставляемых каменными ядрами.

Пушки в России

Красная площадь. Царь-пушка и «Павлин» на настиле у Лобного места. 1661 год

Царь-пушка на углу здания Оружейной палаты. 1905 год

Царь-пушка у Арсенала. Кинохроника, 1908 год

Современное местоположение пушки в Кремле

Эпоха огнестрельной артиллерии начинается в XIV веке с изобретения пороха и использования его в качестве метательного вещества. Пушки пришли на смену древним метательным орудиям и поначалу были крайне несовершенными из-за невысокого уровня развития промышленности и техники тех лет. Первые стволы изготавливали из железа, а порох — из пастообразной мякоти землистого цвета. Пушки заряжали с казённой части. Патрон с зарядом представлял собой сосуд с рукоятью, для выстрела его крепили в стволе специальными клиньями. Эти патроны нередко разрывались во время залпа и поражали осколками людей около пушки. По этой причине пушкари перед выстрелом прятались в укрытиях или ямах. В XV веке порох научились делать в виде сыпучей зернистой массы, что позволило засыпать его в канал ствола через дульное отверстие и плотно утрамбовывать. Железное или каменное ядро заранее оборачивали тряпками или паклей, после чего вводили в пушку аналогичным образом и забивали до соприкосновения с порохом. Калибр пушек постепенно увеличивался. Это было связано с повышением действенности артиллерии. Орудия большого калибра назывались бомбардами и предназначались для использования во время осады крепостей. Мастерами Московского пушечного двора было отлито несколько тяжёлых пушек.

Отечественная артиллерия зародилась в XVI веке, а в начале XVIII-го в России насчитывалось уже 9500 пушкарей. Усовершенствовалась формовка орудий: их отливали при помощи разборной формы из 12 частей, также использовались формы с продольным разъёмом. Формовка производилась горизонтально. Модель пушки вырезали из дерева и могли использовать в производстве многократно. В специально отстроенных зданиях размещали компактные литейные заводы для отливки пушек, также возводились пороховые избы.

Защитница Дарданелл

К середине XV века самая мощная осадная артиллерия была у… турецкого султана. Так, во время осады Константинополя в 1453 году венгерский литейщик Урбан отлил туркам медную бомбарду калибром 24 дюйма (610 мм), стрелявшую каменными ядрами весом около 20 пудов (328 кг). Для ее транспортировки на позицию потребовалось 60 быков и 100 человек. Чтобы устранить откат, позади орудия турки выстроили каменную стенку. Скорострельность этой бомбарды составляла 4 выстрела в день. Кстати, скорострельность крупнокалиберных западноевропейских бомбард была примерно того же порядка. Перед самым взятием Константинополя 24-дюймовую бомбарду разорвало. При этом погиб и сам ее конструктор Урбан. Турки по достоинству оценили крупнокалиберные бомбарды. Уже в 1480 году, в ходе боев на острове Родос, они применяли бомбарды 24−35-дюймового калибра (610−890 мм). На отливку таких гигантских бомбард требовалось, как указывается в старинных документах, 18 дней.

Любопытно, что бомбарды XV—XVI вв.еков в Турции находились на вооружении до середины XIX века. Так, 1 марта 1807 года при форсировании Дарданелл английской эскадрой адмирала Дукворта мраморное ядро калибра 25 дюймов (635 мм) весом 800 фунтов (244 кг) попало в нижний дек корабля «Виндзорский замок» и воспламенило при этом несколько картузов с порохом, в результате чего произошел страшный взрыв. 46 человек были убиты и ранены. Кроме того, многие матросы с перепугу бросились за борт и утонули. В корабль «Актив» попало такое же ядро и пробило огромное отверстие в борту выше ватерлинии. В это отверстие несколько человек могли высунуть свои головы.

В 1868 году свыше 20 огромных бомбард все еще стояло на фортах, защищавших Дарданеллы. Есть сведения, что во время Дарданелльской операции 1915 года в английский броненосец «Агамемнон» попало 400-килограммовое каменное ядро. Разумеется, пробить броню оно не смогло и лишь потешило команду.

Давайте сравним турецкую 25-дюймовую (630-мм) медную бомбарду, отлитую в 1464 году, которая в настоящий момент хранится в музее в Вульвиче (Лондон), с нашей Царь-пушкой. Вес турецкой бомбарды 19 т, а полная длина — 5232 мм. Внешний диаметр ствола — 894 мм. Длина цилиндрической части канала — 2819 мм. Длина каморы — 2006 мм. Дно каморы закругленное. Бомбарда стреляла каменными ядрами весом 309 кг, заряд пороха весил 22 кг.

Бомбарда в свое время защищала Дарданеллы. Как видим, внешне и по устройству канала она очень схожа с Царь-пушкой. Главное и принципиальное различие в том, что турецкая бомбарда имеет ввинтную казенную часть. Видимо, по образцу таких бомбард и делалась Царь-пушка.

Тайна Царь-пушки

Отсутствие документального подтверждения участия пушки в бою или проведения испытательной стрельбы, послужило причиной для продолжительных дебатов. Военные и исторические исследователи XIX, начала ХХ вв., преимущественно считали её боевым орудием.

До сих пор неизвестно, стреляла ли Царь-пушка когда-либо

Другие исследователи полагают, что Царь-пушка стреляла, хотя бы один раз. О чём может свидетельствовать клеймо мастера внутри ствола, которое позволялось ставить только после испытательного залпа. Их оппоненты опровергают возможность выстрела, остатками бронзы в камере ствола, которые после стрельбы там не остаются. Подкрепляя позицию очевидным заключением, отсутствием отверстия для запала.

Царь-пушка (история кратко описывает события, затрагивающие эксплуатацию орудия, поэтому на сегодня сохранилось мало фактов про памятник) после изготовления была установлена как оборонительное оружие против крымских татар. А, по историческим событиям, известны факты использования в битвах орудий, в частности бомбард, со слегка уступающим калибром.

В таблице предоставлены краткие данные других крупнокалиберных боевых бомбард:

Pumhart von Stey

Название Вид Калибр Дата изготовления Страна
Pumhart von Stey Бомбарда 820 начало XV века Габсбурги, Австрия
Faule Mette (Ленивая Метта) Бомбарда 735 1411 Германия

Брауншвейг

Безумная Грета Бомбарда 660 XIV в Город Гент, Священная Римская империя
Базилика Бомбарда 650 1464 Османская империя
Faule Grete

(Ленивая Грета)

Бомбарда 520 1409 Государство Тевтонского ордена
Mons Meg Бомбарда 520 1449 Бургундское герцогство
Неизвестно Бомбарда 510 1480 Госпитальеры Орден Святого Иоанна

При том, что отливали их ещё раньше, почти на 100 лет. Раз так, то и Русский дробовик мог стрелять, но не пришлось.

Faule Mette

В пользу того, что пушка была изготовлена боевым орудием, а не бутафорией, указывает то, что при приближении войска татар в 1591 г., её приводили в боевую готовность, вместе со всей столичной артиллерией. Установив защищать главные кремлёвские ворота.

Другие интересные места Москвы

135 туристов было здесь

Московский Кремль — исторический, культурный и религиозно значимый комплекс в центре Москвы, древняя…

133 туристa были здесь

Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы. Сюда стекаются гости города со всех концов столицы. Прежде всего…

92 туристa были здесь

Памятник Минину и Пожарскому — символ народного единства, шедевр скульптурного и …

69 туристов было здесь

Царь-колокол в Московском Кремле — один из выдающихся памятников литейного искусства XVIII века. Находится…

68 туристов было здесь

66 туристов было здесь

Мавзолей В. И. Ленина является одной из главных достопримечательностей и имеет особое историческое значения для страны. В…

57 туристов было здесь

Спасская башня в Москве — выдающийся памятник архитектуры и истории конца 15 века, объект государственного…

56 туристов было здесь

Останкинская телебашня — главная теле- и радиовещательная башня страны, располагается у телецентра «…

51 турист был здесь

Лобное место в Москве находится в историческом центре, на Красной площади. Этот древний памятник архитектуры…

33 туристa были здесь

Крымская набережная протянулась вдоль правого берега Москвы-реки. Начинается она от Крымского моста и продолжает…

33 туристa были здесь

Усадьба Кусково — уникальный памятник XVIII века в Москве, сочетающий в себе ансамбль зданий и …

28 туристов было здесь

Измайловский Кремль — это культурно-развлекательный комплекс в древнерусском фольклорном стиле. Он стал одной из самых…

26 туристов было здесь

Московский планетарий — один из самых крупных в России и Европе. Находится он возле Садового…

24 туристa были здесь

Московский цирк на Цветном бульваре появился в 1880 году, став одним из первых в России стационарных…

20 туристов было здесь

17 туристов было здесь

Усадьба Измайлово, также известная как Измайловский остров или Городок имени Баумана, — бывшая царская усадьба династии…

16 туристов было здесь

Большой Московский цирк — одно из любимейших мест взрослых и детей в столице. Среди других цирков…

12 туристов было здесь

Новый Арбат получил свое имя в честь соседней улицы Арбат, но до 1994 года был частью проспекта Калинина (ныне Воздвиженка)….

10 туристов было здесь

Центральный выставочный зал Манеж расположен рядом с Александровским садом, в 100 метрах

10 туристов было здесь

Московская консерватория имени Чайковского существует с 1866 года. На сегодняшний день это…

Другие крупные пушки

Царь-пушка занесена в Книгу рекордов Гиннесса как орудие с самым большим калибром. В конце 1930-х годов в Германии была создана железнодорожная пушка «Дора» калибра 800 мм, превосходившая Царь-пушку размером и массой, но она стреляла фугасными и бетонобойными фугасными снарядами. До 1944 года Царь-пушка была орудием с наибольшим калибром ствола в истории артиллерии — 890 мм, но в этом году в США была изготовлена экспериментальная мортира «Маленький Давид» с калибром 914 мм.

При этом еще в середине 19 века была изготовлена (и даже стреляла) мортира Маллета с калибром также 914 мм.

Созданию Царь-пушки предшествовали другие крупные артиллерийские машины. Например, мастер Московского пушечного двора Кузьмин Первой отлил пушку «Онагр» массой в 5000 кг, её также называют «Единорог» по изображению мифического животного на правой стороне дульной части. Эта эмблема обозначала счастье и удачу и часто наносилась на броню и оружие в XVI—XVII веках. Другой мастер, Яков Дубина, отлил пушку «Троил» массой в 6438 кг. В настоящее время это орудие стоит у входа с южной стороны Арсенала.

Мастер Андрей Чохов отлил несколько крупных пушек. Его авторству принадлежат пищали «Скоропея» массой в 3,6 тонны, «Троил» («Троянский царь») массой в 7 тонн, «Инрог» массой в 7434,6 кг. Пищаль «Лев» массой в 5634 кг находилась в Пскове, она применялась в боях со шведами под Нарвой в 1700 году. Тогда шведы захватили пушку и вернули Российской империи только в 1778 году. Пищаль «Аспид» массой в 6 тонн. В настоящее время она стоит у юго-западного угла Арсенала. Две идентичные по форме и украшениям пушки «Волк» массой около 7 тонн, которые захватили поляки во время взятия Смоленска и вывезли в Эльбинг. В свою очередь в 1703 году войска Карла XII захватили Эльбинг и вывезли пушки в Швецию. В настоящее время они находятся в музее замка Грипсхольм. Помимо пушек, Андрей Чохов отливал колокола, самый большой из которых весил 32 тонны.

Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Николай Гордеев — Царь-пушка читать онлайн

По фасадам бывшего здания Арсенала установлено 25 пушек работы русских мастеров XVI–XVII веков. Среди них —такие прославленные мастера литейного дела, как Андрей Чохов, Григорий Наумов, Яков Дубина, Мартьян Осипов и другие. Отлитые ими пушки представляют собой почти полуторавековой период развития отечественной артиллерии. Тут же можно увидеть 15 пушек XVI–XVII веков, выполненных иностранными мастерами.

На белокаменном постаменте у Арсенала стоят пушки, мортиры и гаубицы. Все они являются военными трофеями Отечественной войны 1812 г. Среди них имеются пушки французские, австрийские, прусские, итальянские, испанские, голландские и др. Всего здесь 830 орудий.

Из прошлого русской артиллерии

Прежде чем перейти к описанию пушек, которые находятся в Кремле, необходимо сказать несколько слов об истории развития русской артиллерии, имеющей замечательное прошлое, а также о различных типах древних орудий.

Артиллерия зародилась еще в древние века. Ее появление связано с началом применения фортификации[1]. Слово «артиллерия», по-видимому, происходит от латинского arcus— лук и telum— стрела.

Предками современной артиллерии являются первые метательные машины, которые метали камни и стрелы при осаде и обороне древних крепостей. Такие машиныбыли известны за несколько столетий до нашей эры. Они применялись, несомненно, и на территории нашего государства. Так, Иоакимовская летопись под 991 г. отмечает, что новгородцы имели в своем распоряжении камнестрельные машины.

Эти камнеметательные и стрелометательные приспособления именуются в летописях по-разному — и «пускичами», и «возградами», и «самострелами», и «стрикусами», и «пороками». Существовали специальные «порочные» мастера, которые чинили и строили эти машины. Новгородская летопись, например, отмечает: «И изыскоша мастеры порочные и начаща чинити пороки».

В русских летописях XIII–XIV веков имеются упоминания о применении таких орудий. Однако самих орудий до нашего времени не сохранилось, дошли лишь некоторые снаряды, метавшиеся ими.

В Государственной Оружейной палате имеются четыре экземпляра древнейших снарядов гигантских метательных машин. Это большие железные кованые стрелы, каждая из них длиной 1 690 мм и весом 2 500 г. Один конец стрелы заостренный, трехгранный, другой несет три пластинчатых пера, которые способствовали правильному полету стрелы. Эти железные стрелы относятся к XII веку. Они были найдены в Успенском соборе во Владимире, у гробницы князя Изяслава Андреевича (умер в 1165 г.).

Для бросания этих тяжелых стрел предназначались специальные машины, известные под названием «бриколи». Они были устроены очень просто, в качестве движущей силы в них использовалась упругость дерева. Стрелы вкладывались в желоб, укрепленный горизонтально на вертикально поставленной стойке или раме. По заднему концу (хвосту) стрелы сильно, с размаху ударял упругий брус, который отводился назад специальным воротом, т. е. взводился. Стрела приобретала большую скорость и летела на расстояние 150–200 м. При помощи такого же приспособления более легкие железные стрелы метались на значительно большее расстояние,

В 40-х и 50-х годах нашего века на стенах и башнях Кремля и на месте старых крепостных рвов было собрано множество круглых каменных ядер диаметром от 15 до 30, а в некоторых случаях до 60–70 см. Колоссальный размер ядер свидетельствует о том, что они были снарядами метательных машин.

С XIV века начинается новая эпоха в развитии артиллерии— эпоха огнестрельной артиллерии. Ее появление связано с изобретением пороха, который стал применяться в качестве метательного вещества. Древние метательные машины постепенно вышли из употребления.

Первые орудия были еще очень несовершенны, что объяснялось уровнем развития промышленности и состоянием техники того времени. Давая оценку этим орудиям, Ф. Энгельс писал: «Европейские пушки XVI века представляли собою нечто весьма неуклюжее». Видимо, с полным основанием можно сказать это и о русских пушках.

Первые орудия изготовлялись из железа. Порох представлял собой мякоть землистого цвета. Его трудно было ввести в канал ствола, так как он приставал к стенкам канала. Поэтому орудия заряжались с казенной части. Патрон с зарядом состоял из сосуда с рукоятью, укреплявшегося в стволе специальными клиньями. Часто случалось, что после выстрела патрон разрывался и своими осколками поражал близко стоящих людей, а от пушки оставался только ствол. Перед выстрелом пушкари обычно прятались в укрытия или ямы.

Позднее научились «зернить» порох, т. е. превращать его в зернистую массу, обладающую сыпучестью. Такой порох засыпали в канал ствола с дульного отверстия и утрамбовывали. После этого в канал ствола вводили снаряд— железное или каменное круглое ядро, обернутое просаленными тряпками или паклей, и забивали до соприкосновения с порохом.


Царь-пушка

Чтобы увеличить действенность артиллерии, у пушек постепенно увеличивали калибр. Орудия иногда достигали гигантских размеров и весили сотни пудов. Такие орудия большого калибра, предназначавшиеся главным образом для осады крепостей, назывались бомбардами. Они стреляли каменными ядрами очень больших размеров (625 мм).

Подобные бомбарды сохранились в музеях Европы. В Вене имеется бомбарда калибром 40 дюймов, в городе Вульвиче (Англия) — бомбарда из меди, которая была крепостным орудием в Дарданелльском проливе. Вес ее—1 160 пудов, т. е. 18 560 кг. Калибр канала ствола — 625 мм, длина орудия — 5 110 мм.

В России первые орудия появились в XIV веке. В 1408 г. многочисленное войско татарского хана Едигея подступило к Москве, но не решилось на осаду и приступ. Летопись отмечает, что «татары показались, но вдали, опасаясь действия огнестрельных городских орудий».

К началу XV века Москва имела уже довольно значительную крепостную артиллерию. Составитель и автор книги «Московский Кремль в старину и теперь» С. Бартенев писал: «Стены и стрельницы Кремля в XVI веке покрылись шатрами и крышами, защищавшими их от дождя и снега, оснастились ставнями, заборами (преградами), навесными бойницами на выпускных дубовых брусьях, обставились крепостной артиллерией самого разнообразного состава, среди которого находились чугунные, железные и медные орудия, начиная от самых малых, стрелявших небольшими пулями, так называемых «затинных пищалей», которыми действовали со стен, и кончая орудиями 6—8-фунтового калибра (2 400 г и З 200 г), помещавшимися по одному в каждом этаже башни. Кроме того, внизу на земле лежали громадные чудовища, гигантские бомбарды…»[2]

Читать дальше

Михаил Портнов ★ Царь-Пушка и Царь-Колокол читать книгу онлайн бесплатно

При работе над книгой были использованы ранее не публиковавшиеся документы, которые хранятся в Москве в Центральном государственном военно-историческом архиве, а также в Центральном военно-морском архиве и архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Ленинград). Сотрудникам этих учреждений автор приносит глубокую благодарность за оказанное содействие.

Ежегодно сотни тысяч советских и зарубежных гостей посещают Московский Кремль. Они приходят сюда, чтобы полюбоваться величественным ансамблем кремлевских дворцов и соборов, познакомиться с произведениями древнерусской живописи, с замечательными памятниками декоративного и прикладного искусства, хранящимися в кремлевских музеях.

И конечно же внимание всех посетителей Московского Кремля привлекают выдающиеся произведения русского литейного искусства — Царь-пушка и Царь-колокол. Их значительные размеры, удивительная четкость и красота декора, высокие технические данные вызывают всеобщее восхищение. Создание этих произведений явилось закономерным итогом длительного развития бропзоли-тейного дела — старейшей отрасли русского ремесла.

Как свидетельствуют историки, эпоха металла началась на территории нашей страны в глубокой древности. Медь была первым металлом, получившим здесь широчайшее распространение. Благодаря многочисленным археологическим находкам удалось установить дату начала меднолитейного производства на территории нашей страны: V–IV тысячелетие до нашей эры.

С древнейших времен литейщики одинаково успешно изготовляли как бытовые и ритуальные предметы, так и различное оружие — литые топоры, булавы, кистени и тому подобное. Несколько позже мастера овладели искусством изготовления режущего и рубяще-колющего оружия — ножей, копий, мечей.

С X–XI веков в развитии литейного искусства особое место занимает литье колоколов. В начале XIV века состав сплава, употреблявшегося при отливке колоколов, стал практически постоянным: он состоял из 80 процентов меди и 20 процентов олова. Такое соотношение определяло как технологические условия отливки, так и прочность отливаемых изделий.

К этим чисто техническим требованиям добавлялось еще одно условие, относящееся только к колокольному литью, — требование «звучности» будущих изделий. Последнее было тем более важно, что в те далекие времена колокола играли немалую роль в повседневной жизни населения. Они выполняли не только церковные, по и гражданские и даже военные функции. Звоц колокола созывал народ на сходки, извещал о пожарах, об опасности.

Техника литья колоколов на протяжении многих столетий определялась общим уровнем развития литейного искусства. Мы не случайно употребляем здесь термин «литейное искусство». Процесс отливки изделия был действительно искусством. Изготовление своеобразно и мощно звучащего колокола всегда становилось большим событием для мастеров литейного дела.

Как правило, колокола формовались в специальных земляных ямах, величина и устройство которых зависели от размеров и формы будущего колокола. Приготовление формы, в которой производилась отливка, было одним из сложнейших этапов работы и требовало от мастера разнообразных технических знаний.

Важной частью подготовительного этапа работы была заготовка различных материалов, и главпым образом нужного количества металла. Например, для подготовки к отливке большого Успенского колокола в 1655 году московскому литейному мастеру Александру Григорьеву потребовалось около десяти месяцев, в то время как сам процесс отливки занял всего лишь несколько часов.

Несмотря на всю сложность и трудоемкость литейного производства, оно в XVI веке получило на Руси широкое развитие. В то время только в Москве насчитывалось около 5 тысяч колоколов, о которых иностранцы отзывались как о наиболее благозвучных и красивых. Мастерство московских литейщиков достигло такого уровня развития, который уже позволял отливать колокола-гиганты.

Среди первых мастеров, взявшихся за отливку необычных по величине колоколов, можно назвать Николая Немчинова. В 1532–1533 годах он отлил два колокола: первый весил 1638 килограммов, а второй — 8190 килограммов.

В первой половине XVIII века мастер Иван Моторин превзошел Николая Немчинова — он отлил еще более мощный колокол, который и находится ныне на территории Московского Кремля.

Читать дальше

Царь-пушка история кратко

Царь-пушка, история кратко расскажет о появлении на свет легендарнейшего артиллерийского чуда прошлых столетий. В наше время она находится на западе Ивановской площади. Каждый гость столицы, посетивший знаменитый Кремль, не сможет пройти мимо этой достопримечательности.

 

 

Огромный экспонат боевого назначения занесен в книгу рекордов Артура Гинесса. При массе в сорок тонн, пушка имеет длину более пяти метров. Её калибр — 890 мм.

 

Создание и предназначение

 

1586 год для Москвы выдался беспокойным, именно тогда в город пришло известие, которое сообщало о новом походе крымского хана и его бескрайней орды. Соответственно их целью являлась Москва, и другие города России. Узнав о набеге, московский князь Федор Иоаннович издаёт указ о создании большой оборонительной пушки. Пушечный двор немедленно приступает к изготовлению оружия, отливом его занимался известный мастер Андрей Чохов. Самое изделие рассчитывалось на стрельбу каменными разнокалиберными осколками (картечью).

 

Монструозное оружие было спроектировано для оборонительного огня, поэтому установлено оно было на красной площади у Лобного места. Другим ориентиром являлась Спасская башня. Татарское войско так и не подошло к стенам Кремля, московские канониры не смогли воочию узнать всю мощь Царь-пушки.

 

При правлении последнего царя, пушка с помощью двухсот тяжеловесных лошадей была перенесена во двор Арсенала, который в тот момент ещё строился. По завершении строительных работ, её перенесли к воротам. Стояло орудие там, на специально разработанном для неё деревянном лафете, который увы позже сгорел при пожаре.

 

 

Спустя 23 года петербургский судостроительный завод изготовил улучшенный оружейный лафет для Царь-пушки, который был выплавлен из чугуна. По разным источникам упоминаются два человека, которые создали чертеж. В одних, это инженер Витте, в других академик Брюлов.

 

До 1843 года, большое орудие так и находилось у ворот, ведущих в арсенал. По 1860 годы пушка несла своё дежурство у старой Оружейной палаты. После чего, началось возведение Дворца съездов, которое и послужило причиной нового переноса к Ивановской Площади. Экспонат находится там и в наши дни.

 

Описание и вопросы

 

Выплавленный в Петербурге чугунный лафет, является декоративным. Основная часть пушки выливалась из бронзы, по всем технологиям того времени. У лафета лежат ядра, также выполненные из чугуна, и исполняют роль украшения. Ядра ее пустые внутри, каменное изделие весило бы более 800 кг, а чугунное и вовсе около 2 тонн, если бы они были цельными.

 

На правой части пушки, выгравировано изображение Федора Блаженного. Он сидит на коне, со скипетром в руках и золотой короной. Одно из предположений почему именно такое название получило орудие Царь-пушка, и является то, что на ней изображен один из правителей.

 

Однако в летописях и других бумагах всплывает ещё одно имя удивительного оружия — российский дробовик. Именно такое название носили орудия, в которых боезапасом являлся дробь (картечь).

 

 

Левая часть изделия увековечивает мастера-литейщика, Андрея Чохова. Кроме того, орудие было украшено интересной вязью и орнаментами. Чугунный лафет, также был красиво украшен гравировками, под стать чудо оружию. Самым крупным, было львиное изображение в передней части лафета. Льва, который бьётся со змееподобным чудовищем, также можно увидеть, разглядывая орнамент на остальной плоскости лафета.

 

Стреляла ли Царь-пушка, история умалчивает. Многие историки вообще считают, что чудовищное по размерам орудие, изначально было спроектировано для того, чтобы посеять страх среди нападающих войск.

 

Сам лафет на боевое применение не рассчитан, его роль сугубо декоративная. Не подходят на роль боезапаса и ядра, отлитые из чугуна — при попытке их применить, ствол гарантировано разорвался бы. Официального факта стрельбы из огромного дробовика в истории не зафиксировано. И, тем не менее, потратить месяцы тяжелой работы на создание гигантского бронзового «пугала», которое будет наводить ужас на штурмующие Кремль отряды, занятие неблагодарное. Учитывая, что выливалось орудие прямо перед вероятным нападением на столицу.

 

С начала прошлого века, специалистами было установлено, что Царь-пушка на самом деле огромный дробовик. Её предназначение было в стрельбе мелкими камнями, которые заменяли дробь или картечь. В тридцатых годах, за чудом литейного искусства было закреплено её нынешнее название, связано это с необходимостью повысить официальный статус пушки и придать ей ещё большую значимость. 

В 1980, были проведены запланированные реставрационные мероприятия. На военном заводе в г. Серпухов, большую пушку снова измерили. Сохранившиеся черновики специалистов Артакадемии, лишь подтверждают, что это на самом деле не пушка.

 

 

Детальные цифры измерений позволяют сделать заявление, что Царь-пушка не что иное как гигантская бомбарда, из которых стреляют каменными ядрами. Судя по характеристикам, заявленное ранее использование орудия в качестве дробовика, отличалось бы крайне низкой эффективностью. Бомбарда — это стенобитное орудие, которое применялось для сравнения с землей оборонительных стен. Лафет для этого класса оружия был не критичен, их просто вкапывали в землю. Обслуживающие установки люди, размещались в соседних окопах. Это делалось в целях безопасности, так как при ведении огня ствол часто разрывался. За день, из бомбарды могли выстрелить до шести раз.

 

В процессе реставрации орудия, были найдены следы пороха. На вопрос, был ли это проверочный выстрел или из Царь-пушки стреляли во врага, ответ однозначен. В стволе отсутствуют следы от выстрела, которые оставляют ядра или шрапнель в виде царапин.

 

Одно из самых удивительных орудий прошлых времён имеет весьма неполную историю. Более мелкие копии Царь-пушки, установлены в столице донецкой области, Йошкар-Оле и Перми. Однако, они лишь подобие той монструозной установки, расположенной в Кремле.

список, фото, описание и карта