Военная доктрина. Большая российская энциклопедия
Правовые доктрины
- Области знаний:
- Концепции и доктрины военной безопасности
Вое́нная доктри́на (с лат. doctrina – учение, научная либо философская теория, руководящий теоретический, правовой либо политический принцип), официально принятая в государстве (коалиции государств) система взглядов на использование военной организации государства (коалиции государств) для достижения политических целей, включая характер военных задач и способы их решения, а также основные направления военного строительства.
В военной доктрине излагаются взгляды военно-политического руководства государства на проблемы применения средств вооружённой борьбы, подготовку страны и её вооружённых сил к военным конфликтам в интересах достижения политических целей.
Военная доктрина конкретизирует применительно к военной сфере установки стратегии национальной безопасности РФ, характеризует главные направления военной политики государства на данном историческом этапе. Официально принятая военная доктрина приобретает статус обязательных и непреложных положений в области обороны, что и определяет необходимость её разработки и принятия в виде отдельного системообразующего документа.
Военная доктрина Российской Федерации представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на организацию подготовки к вооружённой защите и вооружённую защиту Российской Федерации.
Первая военная доктрина (до этого времени действовали принятые в 1987 г. документы СССР) в современной России была принята в 1993 г. (Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 № 1833 «Основные положения военной доктрины Российской Федерации»). Последующие редакции военной доктрины были приняты в 2000 г. (Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»), 2010 г. (Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации») и 2014 г. (утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014).
Военная доктрина развивает и детализирует положения национальной безопасности государств по вопросам военной безопасности. По форме военная доктрина представляет собой военно-политическую программу подготовки, развития и применения военной организации государства.
Содержание военной доктрины в первую очередь определяется долговременными экономическими интересами государства, уровнем его экономического, научно-технического развития и социальным состоянием общества.
В военной доктрине используются следующие основные понятия: военная безопасность Российской Федерации, военная опасность, военная угроза, военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война, военная политика, военная организация государства, военное планирование, мобилизационная готовность Российской Федерации, система неядерного сдерживания.
Положения военной доктрины находят прямое отражение в уставах, наставлениях, принципах комплектования и организации Вооружённых Сил РФ, в руководствах (рекомендациях) по ведению боевых действий, организации и проведению боевой и оперативной подготовки, воспитания войск, в системе технического оснащения вооружённых сил, в организации подготовки военных кадров. На основе принятой военной доктрины и соответствующих ей военных программ вырабатываются краткосрочные и долгосрочные задания, определяется направленность развития оборонно-промышленного комплекса страны.
Функциональное предназначение военной доктрины отражает социально-экономические, политические и исторические особенности государства, характер его внешней и внутренней политики; учитывает соотношения сил на международной арене, социально-экономические, политические и военные возможности страны и потенциальных противников; обеспечивает единство взглядов военных кадров на решение современных задач; определяет структуру вооружённых сил и других войск, их техническое оснащение, направления развития военной науки и военного искусства, формы и способы ведения вооружённой борьбы, задачи и методы обучения и воспитания личного состава, подготовки страны к военным испытаниям.
Правовую основу военной доктрины составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Положения военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ и корректируются в рамках стратегического планирования в военной сфере (военное планирование).
Реализация военной доктрины достигается путём централизации государственного управления в военной области и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Редакция военных наукДата публикации: 15 июля 2022 г. в 13:49 (GMT+3)
Украина назвала Россию «военным противником» в проекте военной доктрины — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 29 апреля
EUR ЦБ: 88,37
(-1,83)
Инвестиции, 28 апр, 16:15
Курс доллара на 29 апреля
USD ЦБ: 80,51
(-1,05)
Инвестиции, 28 апр, 16:15
Какие квартиры покупают для большой семьи РБК и ПИК, 07:55
Лучшая команда в истории НХЛ провалилась в первом раунде Кубка Стэнли Спорт, 07:48
В «Росэнергоатоме» объяснили недовольство ООН идеей МАГАТЭ по ЗАЭС Политика, 07:44
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Посольство заявило о разрушении сотрудничества с Финляндией по ее вине Политика, 07:33
«Известия» сообщили о кровотечении из-за язвы желудка у Славы Зайцева Общество, 07:07
Аналитики допустили исчезновение 14 млн рабочих мест в мире к 2027 году Общество, 06:44
В Маниле отменили 40 рейсов из-за отключения света в аэропорту Общество, 06:43
Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов
Прокачать навык
«Красный Диор» Слава Зайцев: каким был путь модельера из Иваново Общество, 05:58
Военные поразили около 140 целей ВСУ на краснолиманском направлении Политика, 05:55
Основатель Alibaba Джек Ма стал профессором в Токийском университете Бизнес, 05:47
Землетрясение магнитудой 5 произошло у камчатского вулкана Шивелуч Общество, 05:23
В Британии сообщили о разработке способного эффективно выявлять рак ИИ Технологии и медиа, 05:13
Фильм «Вызов» во второй раз подряд возглавил российский прокат по сборам Общество, 05:01
Эксперты подсчитали, у каких профессий выросли зарплатные предложения Общество, 05:00
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины принял проект новой редакции военной доктрины. Теперь документ, в котором Россия определена как «военный противник», должен подписать президент страны Петр Порошенко. Об этом сообщается на сайте СНБО.
Как говорится в сообщении, военная доктрина является «концептуальным документом», определяющим принципы предотвращения военных конфликтов. Это «базовый документ оборонного планирования», который также служит основой для разработки программ «реформирования и развития Вооруженных сил».
Новая военная доктрина «определяет Российскую Федерацию военным противником Украины» и «исходит из высокой вероятности крупномасштабного применения против Украины военной силы как главной угрозы национальной безопасности Украины в военной сфере». Также в документе декларируется «отказ от внеблоковости», а также приверженность «стратегическому курсу на евроатлантическую интеграцию».
adv.rbc.ru
В среду СНБО расширил санкции против России. В санкционный список вошли новые юридические и физические лица, чьи имена СНБО пока не называет, отмечая лишь, что эти лица «осуществляют террористическую деятельность», «участвуют в финансировании терроризма», а также «поддерживают аннексию Российской Федерацией части территории Украины». СНБО мотивировал расширение санкционного списка «необходимостью эффективного реагирования на продолжающуюся вооруженную агрессию Российской Федерации против Украины».
adv.rbc.ru
В январе украинский парламент признал Россию «страной-агрессором».
В Москве неоднократно заявляли, что Россия не является стороной конфликта на востоке Украины (в этом РФ обвиняют Киев и Запад), а присоединение Крыма (Украина считает полуостров аннексированным) является реализацией права местного населения на самоопределение.
Источники военной доктрины по Barry R. Posen | Твердый переплет
Пропустить содержимое
{{/если}} {{#if item.templateVars.googlePreviewUrl }} Google Предварительный просмотр {{/если}}
{{#if item.imprint.name }}
Выходные данные
{{ item.imprint.name }}
{{/если}}
Запросить копию для проверки
{{#if item. title}}
{{/если}} {{#if item.subtitle}}
{{/если}} {{#if item.templateVars.contributorList}} {{#if item.edition}}
{{{ item.edition }}}
{{/если}}
{{#каждый элемент.templateVars.contributorList}}{{{это}}}
{{/каждый}}
{{/если}}
{{#if item.templateVars.formatsDropdown}}
Формат
{{/если}}
{{#if item. templateVars.formatsDropdown}} {{{item.templateVars.formatsDropdown}}} {{/если}} {{#if item.templateVars.buyLink }} {{item.templateVars.buyLinkLabel}} {{/если}} {{#if item.templateVars.oaISBN }}
Открытый доступ
{{/если}}
Эту работу можно загрузить в некоммерческих целях:
{{item.title}} находится под лицензией Creative.
Общины
Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 Международная лицензия.
{{#if элемент.описание}}
{{{ элемент.описание }}}
{{/если}}
- СМИ {{#if item.templateVars.reviews}}
- хвалить {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
- Автор {{/если}}
- для педагогов {{#if item.templateVars.moreInfo}}
- больше информации {{/если}} {{#if item.templateVars.awards}}
- награды {{/если}}
- {{#каждый элемент.templateVars.reviews}}
{{#если это.текст}}
{{#если это.текст}} {{{этот текст}}} {{/если}}
{{/если}} {{/каждый}} {{/если}}
{{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}} - {{#if item.templateVars.authorBios}}
{{#if item.templateVars.contributorImageCheck}}
{{#каждый элемент.templateVars.authorBios}} {{#если это.изображение}} {{/если}} {{/каждый}}
{{/если}}
{{#каждый элемент. templateVars.authorBios}} {{#if this.bio}} {{{это.био}}} Увидеть все книги этого автора {{/если}} {{/каждый}}
{{/если}} {{/если}} - Запросить экзамен или настольную копию
{{#if item.templateVars.contentTab}}
Содержимое
{{{ item.templateVars.contentTab }}} {{/если}} - {{#if item.templateVars.moreInfo}}
{{#каждый элемент.templateVars.moreInfo}}
{{{ это }}}
{{/каждый}} {{/если}} {{#if item.awards}} - {{#каждый пункт. награды}}
{{ this.award.name }}
{{#if this.position}}( {{ это.позиция }} )
{{/если}} {{/каждый}} {{/если}}
Также представляет интерес
Поиск книг
Изменения в военной доктрине Китая и их последствия
Стратегический анализ:
Ежемесячный журнал IDSA
, июль 1999 г. (Том XXIII № 4)
Изменения в военной доктрине Китая и их последствия
М.В. Раппай *
Хорошо сформулированная доктрина безопасности может быть выгодна как политическому и военному руководству страны, так и всем, кто взаимодействует с ней. В случае с Китаем, с момента его возникновения как современного государства, после его освобождения в октябре 19 г.49, этот аспект был очень ясен. В нынешнем мировом сценарии после «холодной войны» роль военных в определении и поддержании общих параметров национального государства могла в некоторой степени измениться. Сегодня ни одна цивилизованная нация не мыслит категориями урегулирования разногласий между нациями только путем войны, как это делали воинствующие племена в древние времена, следовательно, способ применения военной силы также сильно изменился. Но этот так называемый «дивиденд мира» не является ни универсальным, ни свободно доступным для всех государств в равной пропорции. То, как военный компонент государственной власти претерпел множество изменений, стал более сложным и нюансированным. Короче говоря, военная позиция нации остается жизненно важным атрибутом ее государственного управления, особенно в дипломатической сфере. Таким образом, изучение вооруженных сил, составляющих основу национальной безопасности нации, стало важнейшим инструментом понимания модели поведения государства в широком спектре его деятельности.
Согласно официально заявленной линии, нынешняя доктрина Народно-освободительной армии (НОАК) носит оборонительный характер: «В новых исторических условиях армия должна стойко отстаивать абсолютное лидерство партии, быть в согласии с ЦК партии идеологически и политически подчиняться приказам ЦК партии во всех действиях и отстаивать его природу и цели как народной армии. Он должен реализовать военную стратегию активной обороны, улучшить ее качество и пойти по пути создания меньшего количества, но лучших войск с китайской спецификой. 1
Введение
Вышеприведенное заявление Цзян Цзэминя, генерального секретаря партии, а также председателя Центрального военного совета (ЦВК), поднимает три или четыре различных блока вопросов. Прежде чем углубляться в эти детали, давайте взглянем на некоторые из более широких определений самой военной доктрины.
Обычно термин «доктрина» означает «что-то, чему учат; учение, часто расширенное до более конкретного, «то, чему учат как принципам или убеждениям; правило, теория, принцип или закон; или официальное заявление о национальной политике». Кроме того, не существует международно признанного формального определения концепции доктрины. В вооруженных силах доктрина рассматривается с точки зрения стратегии и тактики, поэтому «доктрина» определяется в «Словаре военных терминов» как: «Фундаментальные принципы, которыми вооруженные силы или их элементы руководят своими действиями в поддержку национальных целей. Он авторитетен, но требует суждения при применении. 2
Если принять приведенное выше определение термина «доктрина» в военном контексте, его следует рассматривать больше с точки зрения «стратегии и тактики». Несмотря на то, что в китайском языке есть слово для обозначения доктрины (цзяо тяо), Цзян Цзэминь в своей речи использует слово чжань люэ, что означает «стратегия». В этих условиях в данной статье термин «доктрина» будет трактоваться в его более широком военном смысле и свободно использоваться в сочетании со стратегией.
Эволюция китайской стратегии
Эволюцию китайской стратегии можно проследить до самой ее письменной истории. Военная стратегия Китая отождествляется с его выдающимися военными стратегами, такими как Сунь Цзы (Сунь Цзы), Сунь Бинь и другие. Однако китайские писания не ограничивают это только узким военным аспектом. Они ведут свое стратегическое наследие к очень широкому кругу древних китайских мыслителей и ученых, начиная с Конфуция и других. «Китай — страна с 5000-летней цивилизацией и миролюбивыми традициями». Древние китайские мыслители выступали за «общение с доброжелательными джентльменами». и дружить с добрыми соседями, что показывает, что на протяжении всей истории китайский народ “стремился к миру во всем мире и к отношениям дружбы с народами других стран”. 3
Это заявление звучит очень обнадеживающе как четко спланированное мероприятие по связям с общественностью, однако никто не уверен, согласятся ли с ним многие индийцы, а также другие жители соседних с Китаем стран. Нужно гораздо больше доказательств, чтобы принять это благочестивое намерение китайской позиции. Войны, которые вел Китай, особенно его авантюры против Индии в 1962 г. и Вьетнама в 1979 г. под предлогом «преподавания уроков» заблудшим соседям, не подтверждают вышеизложенное «благочестивое намерение», основанное на древней этике Конфуция. Однако можно признать, что китайское общество всегда придерживалось четко провозглашенной стратегии безопасности в соответствии с китайской склонностью к созданию хорошо составленных и систематизированных указов об истории и других событиях с древних времен. Тем не менее, это не должно смущать соседей Китая относительно его долгосрочных намерений, поскольку Китай обычно ведет себя от психоза «Среднего царства», когда все его соседи платили дань уважения «небесному королю». Китайская политика с прагматической точки зрения, имея в виду, что они по-прежнему следуют традиционному стратегическому подходу, установленному Сунь Цзы и другими, другими словами, стратегии, сочетаемой с прагматической мудростью и готовностью использовать силу, а также «обман». как изложено Сунь Цзы в его «Искусстве войны») и современной реальной политике для достижения желаемых целей.
Утверждение о том, что все военное мышление Китая — это доморощенный националистический материал, может быть грубым преувеличением. Скорее, Китай в начале этого века много взаимодействовал с большевистской Россией и перенял ряд практик и теорий военного строительства. В стратегической области это влияние также очень заметно: несмотря на широкое взаимодействие Китая с некоторыми другими державами, некоторое раннее влияние российского военного мышления, в целом сформированного концепциями Клаузевица, сыграло ключевую роль. роль в формировании собственного стратегического мышления Китая. Взаимодействие этих идей вместе с собственным традиционным доморощенным мышлением Китая придало ему определенное измерение; для постороннего это представляет собой еще более сложный сценарий. Просто подумайте о размышлениях Соколовского, а затем взгляните на его влияние на общее стратегическое мышление Китая:
Военная стратегия — это система научных знаний о законах войны как вооруженного конфликта во имя определенных классовых интересов. Стратегия — на основе военного опыта, военно-политических условий, экономического и морального потенциала страны, новых средств ведения боя, взглядов и возможностей вероятного противника — изучает условия и характер будущей войны, способы ведения войны. ее подготовки и ведения, виды вооруженных сил и основы их стратегического применения, а также основы материально-технического обеспечения и руководства войной и вооруженными силами. В то же время это область практической деятельности высшего военного и политического руководства, верховного главнокомандования и высших штабов, относящаяся к искусству подготовки страны и вооруженных сил к войне и ведения войны. 4
Роль Мао в формировании стратегии безопасности Китая
Если мы оглянемся назад, то, хотя Мао не был видным лидером Коммунистической партии Китая (КПК) на ее ранних этапах, он формально принял ее бразды правления на конференции Цзуньи в январе 1935 года, в период Великого похода; он сыграл жизненно важную роль в формировании не только военной стратегии НОАК, но и мировоззрения Китая и общей стратегии безопасности. Это актуально даже сегодня, потому что китайцы по-разному оценивают роль своего покойного председателя Мао Цзэдуна во внутренней политике Китая, а также внутри КПК. Однако их мировоззрение, а также более широкие рамки безопасности и международной политики остаются прежними. Даже концепция «активной обороны» первоначально обсуждалась Мао в 30-х годах.
Сразу после освобождения, в середине пятидесятых годов, стратегическая позиция НОАК, основанная на «Народной войне», стала предметом внутренних дебатов и в конечном итоге привела к ожесточенной внутренней борьбе между партией и военными. В конце концов, Мао смог победить, и он успешно избавился от своего бывшего доверенного лица и министра обороны Пэн Дэхуая как раз по этому вопросу.
Однако переход от концепции Народной войны к активной обороне не был внезапным. Он был тесно связан с международными и внутренними изменениями, происходившими как в мире, так и в Китае. Если мы посмотрим на более ранние работы Мао об «активной и пассивной обороне», то это станет яснее, но в некотором роде еще больше усложнит изучение этого вопроса. После краткого объяснения общих параметров стратегической обороны он пишет: «Почему мы начинаем с обсуждения обороны? …..Процесс прорыва кампании «окружения и подавления» обычно окольный и не такой прямой, как хотелось бы. Основная проблема, и очень серьезная, состоит в том, как сохранить наши силы и дождаться возможности победить врага. Поэтому стратегическая оборона является сложнейшей и важнейшей задачей, стоящей перед Красной Армией в ее действиях. 5
Эта концепция Мао может помочь нам понять нынешнюю «активную оборону» Китая. Кроме того, возможно, придется немного глубже изучить влияние, которое оказали на Мао некоторые китайские классики. Возьмем, к примеру, диалог между двумя его любимыми персонажами в классическом произведении «Шуй ху цюань» («Герои болот»): «После победы герцог спросил Цао, почему он дал такой совет. Цао ответил: «Битва зависит от мужества. На первом барабане пробуждается мужество (вражеских войск), на втором оно иссякает, наш был еще высок и так мы победили. Трудно понять ходы великого государства, и я опасался засады. Но когда я осмотрел следы колес неприятеля и нашел их перекрещивающимися, посмотрел вдаль и увидел его поникшие знамена, я посоветовал преследовать его». 6
Этот конкретный случай произошел в древнем Китае, где государства были намного меньше, а их стратегическая концепция формировалась с помощью доступных тогда технологий и оружия. Однако эта концепция имеет большое значение для современного Китая, как думают его лидеры, и имеют дело со своими соседями в том же традиционном процессе. Как правило, они рассматривают проблемы в долгосрочной перспективе и соответствующим образом формулируют свои ответы. Кроме того, они без труда применяют различные тактики и позы для достижения своих долгосрочных целей. Индийское стратегическое сообщество должно осознать этот аспект и более внимательно изучить стратегические и концептуальные вызовы, брошенные Китаем на разных уровнях.
Прагматический подход Дэна
Взгляд на современный Китай показывает, что роль, которую играет «этот коротышка» Мао, Дэн Сяопин, очень важна. Прирожденный прагматик, Дэн не отказался от основных концепций, провозглашенных и взращенных Мао на протяжении всей исторической революционной войны. Скорее, он пытался наложить свою собственную прагматическую мудрость, обусловленную быстро меняющимися реалиями мира, на огромное здание, воздвигнутое Мао и другими лидерами-ветеранами.
С начала восьмидесятых Дэн начал понимать, что численно сильная армия с большим количеством в основном церемониальных лишних дряблых мышц не может достичь желаемых целей. Этому пониманию также способствовали уроки, которые НОАК извлекла из ошибочной идеи Китая преподать урок ужесточившемуся битве Вьетконгу. Все эти проблемы вместе с экономическими реалиями Китая заставили его по-новому взглянуть на то, как в Китае управляются вооруженные силы. 12 съезд партии, 19 сентября.82 в некотором роде запустил процесс перемен и в военной области, хотя и в зачаточном состоянии. «В этих обстоятельствах мы никогда не должны ослаблять бдительности, а должны укреплять нашу национальную оборону на основе энергичного экономического развития. Мы должны много работать, чтобы превратить Народно-освободительную армию в регулярную, современную и мощную революционную вооруженную силу и повысить ее обороноспособность в условиях современной войны». 7
Однако конкретные формы эти намерения обрели лишь позже. Важнейшим событием, ознаменовавшим эту перемену, стала расширенная конференция Центрального военного совета партии (ЦВК), проходившая с 23 мая по 6 июня 1919 г.85, в Пекине, на котором переоценка международной ситуации Дэн Сяопином привела к выводу, что Китай будет жить в относительно прочной мирной обстановке, в которой он сможет сосредоточиться на экономическом развитии. 8 Эта базовая оценка и последующее решение, основанное на ней, породили теперь хорошо известную «стратегическую трансформацию» (zhanlude zhuanbian) в НОАК. Китай отказался от своей позиции давнего состояния альтернативности и начал думать о смещении акцента на строительство вооруженных сил в мирное время. Затем она сменила свою позицию с ведения «ранней войны, крупной войны и ядерной войны» на позицию ведения «локальной войны» (дзюбу чжаньчжэн). 9 Позже, особенно после оценки событий в ходе Революции в военном деле (RMA), а также событий во всем мире после окончания холодной войны, он переформулировал это как «локальная война в условиях высоких технологий».
Как этот переход повлиял на Китай?
Если мы внимательно посмотрим на изменения, произошедшие с 1985 года, то отчетливое влияние их заметно и в китайском стратегическом восприятии. Но прежде чем прийти к такому выводу, надо признать тот факт, что это стало возможным главным образом благодаря резким изменениям, произошедшим в этот период в самом глобальном сценарии. С другой стороны, благодаря этой «стратегической трансформации» Китай также смог лучше использовать такие возможности.
Во-первых, в результате такой политики Китайская Народная Республика (КНР) могла резко сократить свою военную мощь. В соответствии с принятым решением Китай сократил свою военную численность на один миллион человек. Это могло бы сгладить его переход к современным вооруженным силам. Однако это не означает уровня сложности вооруженных сил хорошо развитой страны. Глядя с азиатской точки зрения и наблюдая за вооруженными силами, окружающими Китай, это станет яснее.
Влияние на планирование будущего
Если мы посмотрим на общие события, то одним из основных преимуществ, обеспечиваемых этим стратегическим сдвигом, является то, что он создал огромные возможности как для КНР, так и для ее вооруженных сил, чтобы думать по-новому и планировать будущее совершенно по-другому. . Даже беглый взгляд на статьи официального рупора НОАК, Jiefang Junbao (Ежедневная газета Освободительной армии), показывает, что диапазон мышления в ее стратегическом сообществе огромен. Они мыслят намного впереди своих коллег из других развивающихся стран. Это никоим образом не преувеличивает и не демонизирует возможности НОАК.
Нам необходимо рассмотреть некоторые из основных различий между старой концепцией «народной войны» и «активной обороны», основной целью которой является ведение «локальной войны в высокотехнологичных условиях». концепция коренилась в традициях древнего стратегического мышления Китая и собственном опыте Мао, накопленном в ходе освободительной борьбы. Одним из основных стратегических планов этого типа войны было заманить противника в глубь собственной территории и нанести тотальный удар с целью его ликвидации. Эта стратегия хорошо подходила Китаю до тех пор, пока в обычном способе боя преобладали пехотные колонны, а затем использовались танки и другая бронетехника. В соответствии с этой концепцией авиация по-прежнему оставалась компонентом стратегической поддержки.
Однако с быстрым развитием технологий и мышления в области ведения войны в течение последних двух десятилетий этот сценарий полностью изменился. Унизительное поражение могущественных США от рук «смуглых желтых дьяволов» Вьетнама побудило стратегическое сообщество США задуматься о новых концепциях войны. Синдром «мешков для трупов», развившийся в результате этой войны, также заставил политическое руководство, особенно стран западного блока, заново задуматься о человеческом факторе в войне. Это, наряду с быстрыми изменениями в области авионики, ракет, информационных технологий и т. д., быстро изменило саму концепцию войны.
События, произошедшие после войны в Персидском заливе, заставили китайцев переосмыслить тактические концепции и недавно привели к изданию «нового оперативного указа» 10 Цзян Цзэминем в качестве председателя ОМЦ. Эти изменения произошли после длительного обсуждения на различных форумах, в том числе в Liberation Army Daily. Например, в статье о возможных изменениях в межвековой походной подготовке говорится: «Несомненно, основными задачами будущих войн являются защита национального суверенитета и территориальной целостности и осуществление воссоединения Родины. Наступательная война должна быть основной формой военных действий, а мобильная война может играть ключевую роль в реализации стратегических целей. При ведении локальных боевых действий в высокотехнологичных условиях в силу особенностей высокой эффективности оружия, незакрепленности линии фронта и быстрой смены схемы действий необходимо поддерживать высокую боевую мобильность, чтобы овладеть инициативой на поле боя. 11
Такое мышление определенно выявило некоторые возможные атрибуты будущей кампании НОАК: это будут в основном наступательные действия с быстрым и оперативным использованием всех доступных средств для достижения превосходства в воздухе, доступности и использования передовой информации и разведки и т. д.; прежде всего, это будет локальная операция. Поэтому потенциальные противники Китая не могут игнорировать эти разработки.
Одним из важных аспектов нового «декрета об операции» является то, что в нем явно делается упор на победу в «локальной войне». Генерал Фу Цюанью далее разъясняет это: «Операционные декреты дают основу для операций и обучения нашей армии. Существующие оперативные декреты нашей армии были обнародованы в середине 80-х годов. С тех пор во многих аспектах нашей работы произошли большие изменения. Во-первых, установление военно-стратегического принципа нового периода потребовало от нашей армии серьезной подготовки к победе в локальных войнах с применением современных технологий, особенно в локальных войнах в высокотехнологичных условиях. 12 Этот элемент быстрой победы в локальной войне требует дальнейшего изучения ввиду возможных стратегических действий Китая на его периферии.
С этим сдвигом в стратегической концепции Китая наблюдается определенное движение и в его ядерной стратегии. Поскольку это обширная область, ее следует рассмотреть в отдельной статье.
Расходы на оборону
Одной из областей, которая принесла Китаю максимальную пользу, является управление расходами на оборону. В результате этого стратегического сдвига Китай мог резко сократить численность большой постоянной армии. Согласно последнему решению, Китай сократит более 1,5 млн сотрудников в течение 10-15 лет. И у него есть планы по дальнейшему сокращению численности своих постоянных сил. Это, безусловно, дает ему достаточную свободу действий для управления расходами на оборону. Еще один аспект этого сокращения заключается в том, что оно предоставляет Китаю инструмент для демонстрации себя как страны с наименьшими расходами на душу населения за счет обороны среди крупных стран.
Даже в лучшие времена оценка реальных расходов Китая на оборону — сложнейшая задача. «Поскольку китайская концепция оборонного бюджета сильно отличается от принятой на Западе, сумма, выделяемая на оборону в годовом бюджетном отчете Министерства финансов перед ВСНП, будет называться «военными расходами», чтобы указать, что эти средства ограничиваются расходами только на вооруженные силы. 13 Например, при обосновании бюджета на 1999 год представитель НОАК указал, что «расходы Китая на оборону на душу населения довольно низки». Расходы на оборону в 1999 эквивалентен примерно 12,6 миллиардам долларов, или 4200 долларам в пересчете на душу населения. Возьмем снова в качестве примера 1997 год: военные расходы на душу населения составляли около 178 000 долларов США в США, 144 000 долларов США в Японии, 12 000 долларов США в России и 8 600 долларов США в Индии. 14
Информационная война
Подобно ядерному оружию, информационная война (ИВ) также во многих отношениях становится отдельной дисциплиной, но нельзя недооценивать ее связь и значение с обычной войной. Роль ИВ и ее применение в любом будущем сценарии требует нашего пристального внимания и планирования. Внимательный наблюдатель за усилиями китайских ИВ отмечает: «Китайцы замечательно зарекомендовали себя в искоренении марксизма в соответствии со своими культурными потребностями, и они, вероятно, слишком долго разработают информационные методы ведения войны для удовлетворения своих особых потребностей. США должны сохранять особую чуткость к этой глубокой исторической реальности в отношении КНР… Соседи Китая должны не только внимательно следить за военной готовностью Китая, особенно в сфере информационной войны, но и стараться не заходить слишком далеко отстает в этой области. 15
Поскольку Индия уже открылась и объявила себя ядерной державой, этот аспект ИВ становится все более важным. Еще одним интересным аспектом взглядов Китая на ИВ является то, что, как и в случае с ядерным оружием, он уже начал предпринимать усилия по использованию этого потенциала в качестве инструмента для установления своего лидерства над другими развивающимися странами. «Точно так же, как у Китая, обладающего ядерным оружием, есть двоякая цель: покончить с ядерной монополией и остановить ядерные войны, так же и цель китайских исследований в области информационных войн состоит в том, чтобы не допустить, чтобы этот новый военный монстр сеял хаос в мире». человечества и создать международную обстановку безопасности, благоприятную для мира и развития. Только когда мы обладаем способностью побеждать и готовимся к победе, мы можем реализовать цель сдерживания войны. Только посредством взаимных ограничений сила может достичь равновесия, а равновесие силы может быть единственной основой стабильности международной безопасной среды. 16
Варианты Индии
Это событие создает некоторые реальные проблемы для индийских политиков и стратегов. Если руководствоваться приведенным выше заявлением, Китай по-прежнему считает, что «равновесие сил» является необходимым условием «стабильности международной безопасной среды». нация, будущее кажется безрадостным. Даже не вдаваясь в недавние споры вокруг индийских вооруженных сил и их влияние на боевой дух, можно понять, что Индия не начала использовать свой новообретенный статус ядерной державы в полной мере.
Как отмечалось ранее, китайцы очень хорошо понимают использование власти в качестве козыря. Поэтому, если Индия не будет готова работать на этом конкурентном рынке «хардселла» и «усп», никто не будет обращать на это внимания, независимо от наших торжественных заявлений. Одно из основных и неотложных требований для решения этой задачи состоит в том, чтобы вывести индийскую элиту из узких и искусственных рамок «южноазиатской» риторики и взять, как минимум, Азию в целом в качестве нашего первого круга приоритетов, и начать подготовку к решать проблемы на нашем фронте безопасности с помощью этого целостного подхода.
Еще один момент, который требует нашего внимания, заключается в том, что заявление Цзян Цзэминя о «стратегии активной обороны» требует большего понимания самой НОАК. Индии необходимо глубоко понять симбиотические отношения между партией и НОАК и их влияние на процесс разработки политики в Китае.
Когда здесь используется термин «потенциальный противник», он не предназначен для создания неверных представлений или пропаганды возможной войны между этими двумя крупными азиатскими странами. Какой бы миролюбивой ни была нация, если она не принимает во внимание долгосрочные планы своих непосредственных соседей, она рискует самим своим выживанием. Поэтому, принимая во внимание эти реалии сегодняшней реальной политики, индийское стратегическое сообщество и лица, принимающие решения, должны уделять больше внимания своему крупнейшему соседу за Великими Гималаями.
Прежде чем завершить этот документ, необходимо бросить широкий взгляд на мировоззрение НОАК, а также Китая, так как это напрямую затрагивает наши интересы безопасности. Китайское руководство до сих пор черпает вдохновение из «теории трех миров», выдвинутой Мао, Чжоу Эньлаем и другими, которая легла в основу глобального мировоззрения Китая. Если мы посмотрим на китайские аргументы относительно гегемонизма и силовой политики, всеобъемлющей силы и многополярного мира, это станет более ясным. Говоря о неблагоприятных факторах нынешней ситуации в области международной безопасности, Чи Хаотянь отметил: «Гегемонизм и силовая политика остаются главным источником угроз миру и стабильности во всем мире. Менталитет холодной войны и его влияние все еще имеют определенный рынок. 17
Затем он кратко изложил «основное содержание оборонной политики Китая как укрепление национальной обороны, сопротивление агрессии, защиту территориальных прав на землю, море, воздух и море и защиту национального единства и безопасности; создание национальной обороны должно быть подчинено общему экономическому строительству страны и служить ему; рационализация армии по-китайски в процессе армейского строительства; и преданность делу защиты мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. 18
Заключение
В соответствии с традицией менталитета «Великой стены» китайское руководство называло НОАК своей «неприступной стальной стеной». Однако современные подходы к безопасности и стремительное развитие науки и техники практически изменили фактор неприступности таких стен и обеспечиваемый ими коэффициент безопасности. Принимая во внимание эти реалии, китайское руководство в значительной степени изменило свое мышление. Но если смотреть с южных предгорий шиваликов, создается ощущение, что индийское руководство еще не до конца осознало реальность того, что Великие Гималаи больше не могут обеспечить роскошь безопасности. Мир «принудительного вмешательства» и вызовов, создаваемых крылатыми ракетами и высокоточными боеприпасами, — это совершенно новая игра, и если мы не подготовимся быстро и должным образом, мы можем остаться далеко позади.
Сноски
*: Научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа. Назад.
Примечание 1: Политический доклад Генерального секретаря Коммунистической партии Китая Цзян Цзэминя. Резюме мировых радиопередач (SWB), 13 сентября 1997 г. Назад.
Примечание 2: Международная военная и оборонная энциклопедия, том. нет. 2 (США: Brassey, 1993). Назад.
Примечание 3: Белая книга по обороне Китая, июль 1998 г. Назад.
Примечание 4: н. 2 Назад.
Примечание 5: Мао Цзэдун, Избранные произведения, том. 1 (Пекин: Издательство иностранных языков, 1977). Назад.
Примечание 6: Там же. Назад.
Примечание 7: Двенадцатый национальный конгресс Коммунистической партии Китая, серия китайских документов (Пекин: издательство иностранных языков, 1982). Назад.
Примечание 8: Яо Юньчжу, «Эволюция военной доктрины китайской НОАК с 19 в.с 85 по 1995, The Korean Journal of Defense Analysis, no. 2 Зима 1995 года. Назад.
Примечание 9: Подробности см. в Нан Ли, «Эволюция доктрины ведения войны, стратегии и тактики НОАК, 1985–1995: китайский взгляд», The China Quarterly, июнь 1996 г. Назад.