герой пронзает гада» / Православие.Ru
Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии.
Кем возвысилась Москва
Московский герб 1730 г. |
Это, конечно, предание, но с него и начинаются все загадки. Бесспорно, что на московском гербе, созданном в XVIII веке, изображен Георгий Победоносец. Но когда именно он появился в государственной символике, к общему мнению историки не пришли до сих пор. Считается, что эмблема святого Георгия как московский великокняжеский знак впервые появилась при старшем брате Ивана Калиты князе Юрии Даниловиче – как его небесного патрона. Образ пешего змееборца (воина, замахнувшегося мечом на змия) в Московском княжестве встречается на монете великого князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты.
Однако поскольку до начала XVIII века этого всадника называли «ездецом», то у исследователей сложились две полярные точки зрения. «Православная» версия гласит, что это – святой Георгий как покровитель Москвы и московских князей. Сторонники «светской» версии считают «ездеца» сугубо русским символом князя-воина, государя, который лишь во времена Петра Великого стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем. Эти разногласия возникли, во-первых, из-за русской традиции изображать на печатях и монетах как святых покровителей князей, так и их самих, оттого зачастую без нимба и в короне, что дало повод увидеть в «ездеце» изображение правителей. Отсутствие нимба является главным фактом, позволяющим считать «ездеца» светской персоной. Во-вторых, судя по сохранившимся историческим свидетельствам, сами русские часто называли этого всадника князем или царем, тогда как святого Георгия в «ездеце» на московской эмблеме узнавали в основном иностранцы, благодаря сходству всадника с иконографическим образом святого Георгия Победоносца, а в Европе он был тоже очень популярен и почитался покровителем рыцарства.
Его почитание на Руси всегда усиливалось в тяжкие, но судьбоносные для страны времена. Когда Дмитрий Донской собирал силы русских земель для отпора врагу, Русь томилась под чужеземным игом, и образ святого Победоносца был особенно близок русскому народу как христианский покровитель воинства, ратников за Отечество. О том свидетельствует и благодарственная Георгиевская церковь в Коломенском, которую основал Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, где святого Георгия видели на поле брани сражавшимся на стороне русских.
Великий князь Иван III начал новую эпоху в истории России, когда Москва, созидавшая вокруг себя русские земли в единое сплоченное государство, стала преемницей Второго Рима после падения Константинополя. Возможно, и с этим было связано усиление государственного почитания в Москве святого Георгия Победоносца, который был покровителем византийских императоров. В 1464 году на кремлевской Фроловской башне появилась белокаменная икона-горельеф святого Георгия. Образ водрузили над главными воротами города с наружной стороны, а через два года с внутренней стороны поместили образ другого покровителя Москвы, святого Димитрия Солунского, вверив святым охрану Кремля от врагов. Когда же итальянские мастера построили Спасскую башню на месте Фроловской, над ее воротами позднее поместили образ Спасителя, а скульптура святого Георгия была перенесена в Георгиевскую церковь около Спасской башни, а потом в Вознесенский монастырь.
(В XVII веке святому Георгию вновь вверили охрану города, поместив его образ над Воскресенскими воротами Китай-города, ведущими на Красную площадь. Именно к этой иконе в 1918 году взывала Марина Цветаева в своем знаменитом стихотворении: «Страж роковой Москвы, сойди с ворот!».) Образ святого Георгия был на великокняжеских стягах Ивана III, с которыми он вышел на Великое стояние на Угру, и одержанную победу приписали покровительству святого Георгия.Во время формирования национального государства личная эмблема московского князя становится эмблемой державы. И при Иване III окончательно появился прообраз московского герба. Знаменитая государственная печать 1497 года, которую Н.М. Карамзин считал истоком символики русского государственного герба, имела на лицевой стороне изображение конного всадника, поражающего копьем змия, а на ее обратной стороне впервые появился двуглавый орел. Во всаднике легко узнается иконографический образ «Чуда святого Георгия о змии».
Однако нимб у этого всадника отсутствует.
Авторы книги «Символы, святыни и награды Российской державы» дают очень интересное объяснение. По их мнению, данное изображение всадника не соответствует древним православным канонам и в некоторых других элементах, например он колет змия в шею, а не в глотку, но зато этот образ Георгия Победоносца «более всего напоминает свое воплощение в произведениях западноевропейского искусства эпохи Возрождения, прежде всего итальянского». Иными словами, итальянские мастера, прибывшие по зову Ивана III строить соборы и крепости Третьего Рима, могли по его же заказу выполнить и государственную печать, где изобразили святого Георгия в более привычных им традициях, как было принято в Европе – без нимба.
При Иване Грозном всадник-змееборец утверждается на груди двуглавого орла как символ сплочения русских княжеств вокруг Москвы. На голове всадника появляется корона, очевидно, в знак принятия Иваном Грозным царского титула. Приверженцы «светской» версии, считающие всадника образом царя как защитника России, подкрепляют ее такими свидетельствами. Послы Ивана Грозного заявляли, что на печати изображен «государь на коне». Когда в середине XVII века герцог Тосканский спросил русского посла, изображен ли во всаднике Георгий Победоносец, тот ответил: «Великий государь наш на аргамаке» (породистой лошади). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666–1667 годов сказано, что на груди двуглавого орла «царь на коне колет копием змия». Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин утверждал, что на печати Московского княжества вырезано: «Царь на коне победил змия». (Встречается и совсем простое пояснение: «Человек на коне колет змия»). Если всадник – государь, то что же змий? О символе змия разногласий нет: это библейский образ зла и олицетворение врагов русской земли.
Сторонники «георгиевской» версии дают свои трактовки перечисленным фактам. Во-первых, то самое отсутствие нимба в изображении Георгия Победоносца (и прочие отступления от канонов) на печати Ивана III и при его преемниках сделало всадника в представлении русских «царем» или «человеком на коне», то есть светским символом. Отсюда и неопределенное именование «ездец». В.Б. Муравьев предложил более сложное объяснение: всадника на московском гербе называли «государем» русские официальные лица. Подобная идентификация изображения на государственном знаке (монете, печати, эмблеме) с самим государем (или его небесным патроном, что тоже символизировало государя) «была издревле традиционна для России, и отказаться от этой традиции русская бюрократия не решалась». Таким образом, это официальная трактовка государственных лиц, явившаяся из древнего правила чеканить на государственных знаках образ правителя или его небесного покровителя. Иностранцы же, не связанные с русской бюрократией, открыто называли всадника на груди орла святым Георгием, в том числе и Самуэль Коллинс, личный лекарь царя Алексея Михайловича. Но, по мнению Г.В. Вилинбахова и Т.Б. Вилинбаховой, европейцы легко узнавали во всаднике святого Георгия потому, что он был изображен без нимба, как было принято в Европе.
Сторонники «светской» версии указывают и на тот факт, что на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, всаднику-змееборцу на груди двуглавого орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Однако крупнейшие исследователи православной средневековой Москвы М.П. Кудрявцев и Г.Я. Мокеев утверждают, что изображение царя на коне, убивающего копьем змия, здесь дано вместо традиционного герба Москвы – Георгия Победоносца. И указывают на надписи над гербом из книги пророка Исаии: «Аз поставих царя с правдою и вси пути его прави»; «Сей созиждет Град Мой» (Ис. 45: 13).
Алексей Михайлович считал себя защитником Вселенского Православия. Московское царство стало главным покровителем Восточных Патриархатов, прозябавших под османским игом. Появилась идея об освобождении Константинополя и создания православной империи на территории бывшей Византии и Балкан под властью московского царя. Москву же, устроенную во образ Небесного Иерусалима – Града Божия, называли и Новым Иерусалимом на земле, согласно пророчествам книги Исаии об избрании нового народа и города, на который перейдет слава народа Божия: «Оставите бо имя ваше в насыщение избранным Моим, вас же избиет Господь; работающим же Мне наречется имя новое» (Ис. 65: 15). Изображение Алексея Михайловича воином, убивающим змия, здесь символизирует идею Руси как последнего мирового оплота Православия, и такая вариация вполне могла иметь место на книге.
Ученые не пришли к единому выводу об идентификации московского всадника, но именно он стал прообразом герба Москвы. Слово «герб», буквально означающее «наследство», стало входить в русский обиход при Алексее Михайловиче. В 1672 году появился «Титулярник», где были собраны изображения 33 гербов областей и городов, входивших в полный царский титул. Еще раньше, в 1669 году, царь приказал мастерам изобразить в росписях на стенах Коломенского дворца 14 печатей «в гербах», то есть поместить государственные эмблемы в щитах, по аналогии с европейскими гербами. На них и обратил внимание юный Петр I.
Святой Егорий на коне
Московский герб 1883 г. |
В 1722 году император учредил Герольдию, которая должна была среди прочего заниматься составлением городских гербов – по замыслу Петра, эти гербы предполагалось поместить на знаменах войск, размещавшихся в том или ином городе. На должность «для сочинения гербов» по рекомендации Якова Брюса определили пьемонтского графа Франциска Санти, хорошо знавшего европейские геральдические правила – по ним и собирались создавать русские гербы и исправлять традиционные русские эмблемы. Однако Санти мудро расценил, что успех придет лишь в том случае, если он не скопирует для России европейскую геральдику, а создаст русскую по русским традициям. К тому же, основательно изучив «Титулярник», русские печати и портреты государей, он увидел, что гербы на Руси фактически существуют, в чем-то отвечая и положениям западноевропейской геральдики, и это вызвало у него уважительное отношение к древним русским и московским эмблемам. Оттого он сохранил за русской геральдикой право иметь свои законы. Так, святой Георгий на московском гербе изображался к зрителю правым боком (как на большинстве икон «Чуда святого Георгия о змии»), то есть в левой геральдической стороне. Тогда как по правилам геральдики надлежало сделать наоборот и развернуть всадника в правую геральдическую сторону, левым боком к зрителю. В Западной Европе такое правило возникло по естественным причинам: живые существа, например всадник или лев, всегда изображались левой стороной к зрителю, чтобы в бою или на турнире эти фигуры на щите рыцаря, который он держал в левой руке, не казались убегающими от противника.
Эскиз московского герба выглядел так: в красном поле святой Георгий с золотой короной, в греческом полудоспехе, закрывающем грудь и спину, колет копьем, увенчанным крестом, в пасть черного змия. И здесь он изображен без нимба, но на его святость указывал крест наверху копья. В дальнейшей истории московского герба его все больше приближали к требованиям европейской геральдики.
После смерти Петра Великого Санти ложно обвинили в заговоре против Петра II, и он пробыл в сибирской ссылке 15 лет. Его проект, хотя так и не стал официальным гербом Москвы, был утвержден Сенатом в 1730 году как герб для знамени московских полков. Тогда же был утвержден государственный герб с московским гербом на груди орла: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча (плащ. – Е.Л.) и копье желтые, венец желтый же, змий черный». Итак, плащ святого на гербе не красный, как на иконе, – символ пролитой крови великомученика, а золотой. Геральдические каноны все более утверждаются.
Новая эра московского герба наступила при Екатерине Великой. В зимний Юрьев день 26 ноября 1769 года она учредила в России орден святого великомученика и победоносца Георгия. С тех пор 26 ноября в Зимнем дворце устраивался ежегодный прием в честь орденского празднования. Для торжественных обедов императрица заказала фарфоровый Георгиевский сервиз: все его предметы несли изображения орденских знаков и георгиевской ленты. И тронным залом в Зимнем дворце был Георгиевский зал, созданный Джакомо Кваренги по приказу императрицы.
При Екатерине II Москва вернулась к созданию своего официального герба после реформы местного управления, когда каждый русский город был обязан иметь собственный, высочайше утвержденный герб, по аналогии со свободными городами Западной Европы. Товарищ герольдмейстера подполковник И.И. фон Энден неудачно исправил уже имевшийся московский герб, а именно: переоблачил всадника из древнего полудоспеха в полный панцирь средневекового рыцаря. Такая традиция была принята в Европе, поскольку святой Георгий почитался покровителем рыцарства, но для православной России такая трактовка святого Георгия Победоносца была чужеродна. Кроме того, копье на гербе утратило крест. Однако русская традиция изображения в левой геральдической стороне была сохранена. Сохранились и цвета: красное поле, белый конь и черный змий. Неизвестен цвет плаща, но считается, что он был золотым, как описано в статуте ордена святого Георгия. 20 декабря 1781 года императрица утвердила именно этот герб Москвы как официальный.
Лишь в середине XIX века он был создан по правилам европейской геральдики. Это изменение связано с пожеланием Николая I и с деятельностью немецкого барона Б.В. Кене, управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии, который занимался и созданием Большого государственного герба. «Согласно с требованиями геральдики», он развернул фигуру всадника в правую геральдическую сторону – левым боком к зрителю. Еще Лжедмитрий I на своей печати попытался по-европейски «развернуть» московского всадника, и посягательство на московский герб казалось «уделом» иностранцев. Чтобы поразить копьем змия, находящегося слева от коня, всаднику пришлось бросить узду и взять копье обеими руками. Однако копью был возвращен венчавший его крест. Изображался всадник по-прежнему в сплошных рыцарских латах, но при Александре III в 1883 году ему был возвращен полудоспех. Мантия же святого Георгия вместо золотой стала «лазуревой» – синей. (О.А. Рево предположительно связывает это с возможным желанием герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России: белый конь, синий плащ, красный щит). Вместо черного змия появился золотой дракон с зелеными крыльями. В старину не разделяли змия и дракона – это было одно и то же существо, образ библейского врага. Историк Г.И. Королев, написавший блестящее исследование «Змий или дракон», одной из возможных причин переделывания змия в дракона в XIX веке считает то же желание привести отечественную геральдику в согласие с западноевропейскими геральдическими правилами.
Отечественные геральдисты были очень расстроены этими переменами, ведь именно московский герб, как самый твердый и ранний, установившийся на Руси, следовало охранять от произвольных новшеств. Примененные формально западные геральдические правила без учета особенностей отечественного герба казались чуждыми началами, пренебрежением к национальным традициям.
Любимым в народе оставался иконописный образ святого Георгия Победоносца, воспринимавшийся как святой символ древней Москвы. Писатель Иван Шмелев приводит услышанный им разговор двух московских подмастерьев: «Святой Егорий сторожит щитом и копием Москву нашу, потому на Москве и писан… Чего в сердечке у нашего орла-то? Москва писана на гербу: сам святой Егорий, наш, стало быть, московский. С Москвы во всю Россию пошел».
Победоносец
Московский герб 1993 г. |
К образу святого Георгия Победоносца как воина, сокрушающего врага, обратились во время Великой Отечественной войны. И кавалерист на плакате, поражающий копьем свастику со змеиными головами, и карикатуры Кукрыниксов, где советский воин колет штыком фашистскую гадину или в череп Гитлера, навеяны мотивами московского герба. Знаменательно, что битва за Москву началась накануне зимнего праздника святого Георгия, а взятие Берлина состоялось накануне весеннего. 6 мая 1945 года пришлось на Пасху, что верующие восприняли как знак скорой победы, и через день была подписана капитуляция фашистской Германии. Медаль «За победу над Германией» носили на георгиевской ленте.
23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы «Овосстановлении исторического герба Москвы» столице был возвращен ее исторический герб по образцу первого официально утвержденного герба Москвы 1781 года: на темно-красном щите Георгий Победоносец, в серебряных доспехах и лазоревой мантии, на серебряном коне, поражает золотым копьем черного змия. И хотя жаль, что на нашем гербе сохранился облик средневекового рыцаря, далекий от православного образа святого Георгия, но теперь он хотя бы развернут в традиционную для России левую геральдическую сторону. И самое главное: святой Георгий Победоносец снова вернулся на московский герб.
При написании статьи частично использованы материалы сайта http://www.excurs.ru/rus/Heraldry_rus.htm
Как Святой Георгий Победоносец стал одним из самых любимых в России святых?
23 ноября православные верующие отметят памятную дату в честь святого Георгия Победоносца. Согласно преданию, в этот день великомученик был подвергнут пытке колесования, но Господь спас его и залечил его раны.
При упоминании Георгия Победоносца сразу всплывает образ воина на коне, пронзающего копьем змия. Тем более что такое изображение Георгия Победоносца присутствует на древнем гербе Москвы. Но есть и другие его иконы. На одних он в доспехах, с копьем и мечом предстает как мужественный воитель и праведник. На других воинских атрибутов уже нет: это красивый молодой человек с тонкими аристократическими чертами. Его лицо выражает уверенность в однажды избранном пути, достоинство и спокойствие. Георгий Победоносец иногда изображается на иконах вместе с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским.
О чем ему молятся?
Святой Георгий – в первую очередь покровитель воинов. Кроме того, считается, что святой Георгий покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством. Ему молятся:
- о защите от врагов и от людской злобы;
- об избавлении от разных напастей;
- об утешении в бедах и о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях;
- об обретении мира, в том числе мира в душе;
- о плодородии земли и сохранении урожая;
- о здоровье и плодовитости скота;
- о защите от природных стихий;
- об излечении от тяжелых недугов;
- о помощи в поиске правильного пути в жизни;
- об укреплении в вере.
В молитве нужно обращаться не к иконе, а к тому, кто на ней изображен, в данном случае – к святому Георгию.
Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины / Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва
В чем состоял подвиг святого?Святой Георгий был высокопоставленным римским офицером, который жил на стыке III и IV веков. То есть во времена правления императора Диоклетиана, знаменитого своими гонениями на христиан. Святой Георгий родился в аристократической семье в небольшом палестинском городке Лидда (сейчас это израильский город Лод). Он был воспитан в христианской семье. Достаточно сказать, что его двоюродная сестра – святая равноапостольная Нина – известна тем, что обратила в православную веру Грузию.
Существует легенда о том, как святой Георгий поразил змия. Находясь по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии, он приехал в один большой город (историки до сих пор спорят о том, что это было за место). Там он узнал, что неподалеку находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным. На берегах его поселилось некое чудовище, похожее на гигантскую рептилию, которому приносят человеческие жертвы. И когда в очередной раз язычники отправились туда, чтобы скормить чудищу выбранную по жребию девушку, святой Георгий выступил в качестве сопровождающего лица. А в самый патетический момент, когда чудовище выползло из болота, Георгий неожиданно в одиночку вступил в поединок с ним и убил рептилию. Тем, что он низверг языческое священное чудище во славу Господа, он заслужил великую любовь местных жителей, многие из которых после этого крестились.
Но главный подвиг святого Георгия состоял вовсе не в этом. Достигнув звания тысяченачальника, Георгий был отмечен императором как смелый и подающий надежды воин, известный своим умом, физической силой, доблестью и красотой. Георгий мог бы достичь высот власти, однако он выбрал иной путь. Услышав однажды на суде приговор об истреблении христиан, Георгий явился к Диоклетиану и объявил себя христианином, а также обличил императора в жестокости и несправедливости.
За свое выступление против преследования христиан святой Георгий был схвачен и заключен в темницу, а затем подвергнут мучениям. Он был казнен за свою веру во Христа 6 мая 304 года, на территории Малой Азии, в городе Никомидии (сейчас это турецкий Исмид).
Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва / Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция
Почему святой Георгий так любим в России ?
По словам священника Георгия Кочеткова, мучили святого Георгия вполне добропорядочные законные власти Римской империи. И хотели-то они от него только одного: подчинись, исполни закон, признай императора богом. Так положено, есть некий порядок, и, чтобы его укрепить, император назначил себя богом. Все, включая самого императора, понимают, что это условность. Казалось бы, сделай условный жест, прославь императора как бога, пусть даже не веря в это – и спасешь свою жизнь. Но юный офицер отказывается это сделать, соглашается на пытки, положенные в таких случаях, и расстается с жизнью.
«Казалось бы, кто победил? И каков смысл такого свидетельства? Человек гибнет, на этом дело заканчивается. Но потом оказывается, что не совсем заканчивается, что с ним гибнут еще другие люди, которые успели «заразиться» его верой, его свидетельством: мученица царица Александра, мученик Антоний, мученик Протолеон… И по человеческому рассуждению понять это очень сложно», – говорит священник.
Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария /
Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII – нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее
По словам Георгия Кочеткова, любовь в России к этому святому обусловлена не только примером целостности его жизни, его верностью Божьей правде, но и жаждой русского народа иметь перед глазами такого героя-рыцаря и аристократа духа. Эта потребность русского народа в таком примере говорит о большом потенциале, скрытом в нас самих и требующем раскрытия в реальной жизни.
Автор : Татьяна Рублева
Герб России: фото, значение, описание
Герб России
В любой стране мира есть государственные символы, несущие глубокий смысл. Герб России, как и флаг России и гимн, являются одними из главных символов страны. За долгую историю этих земель она не раз менялась, дополнялась, становилась предметом острых споров и дискуссий на всех уровнях политической и общественной жизни. Герб России — один из самых сложных среди гербов других стран.
Герб России — величие и красота
Современный российский символ — красивый геральдический щит ярко-красного цвета в форме четырехугольника с закругленными нижними краями. В центральной части герба страны расположено изображение двуглавого орла золотого цвета с широко раскрытыми и поднятыми крыльями.
При этом головы птиц венчают маленькими коронами, а сверху помещают третью, большую, короны соединяют лентой. Сам орел держит в лапах символы власти: скипетр (в правой) и державу (в левой). На груди еще один красный щит, на котором изображение всадника в синем плаще. У воина есть серебряный конь и копье того же цвета, которым он поражает черного дракона.
Каждая деталь герба России имеет то или иное символическое значение. Короны являются символом суверенитета Российской Федерации, как страны в целом, так и отдельных ее частей. Скипетр и держава выступают как символы государственной власти.
Всадника, изображенного на гербе России, часто называют Георгием Победоносцем, путая с гербом Москвы, на котором собственно и изображен этот исторический персонаж. Однако между двумя изображениями есть существенные различия:
- На гербе России у всадника нет нимба, символа святости.
- У коня на гербе России три ноги, четвертая попирает дракона, а на гербе столицы у коня две ноги.
- Дракон на российском гербе опрокинут и растоптан всадником, на московском — стоит на четырех ногах.
То есть при внимательном рассмотрении можно заметить разницу не только в мелких, но и в существенных деталях..
Дальний рейс
Современный символ Российского государства имеет довольно долгую историю. В общих чертах он совпадает с официальными гербами Российской империи, которые окончательно сформировались лишь к концу XIX века — это Большой герб (1882 г. ) и Малый герб (1883 г.).
На Великороссийском гербе щит золотой, черный орел, императорские короны, соединенные андреевской лентой. На груди орла был изображен столичный герб с Георгием. На Малом гербе империи также был изображен орел с двумя черными головами, а на его крыльях помещались щиты княжеств..
Фото
Георгий, великомученик, победоносец и чудотворец
Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии, вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую смерть за Христа, когда Георгий был еще ребенком. Его мать, владевшая землями в Палестине, переехала туда вместе с сыном и воспитала его в строгом благочестии.
Став мужчиной, святой Георгий поступил на службу в римскую армию. Он был красив, храбр и доблестен в бою, и он попал в поле зрения императора Диоклетиана (284-305) и вступил в имперскую гвардию в чине комитов, или военачальников.
Император-язычник, много сделавший для восстановления римского могущества, явно был озабочен опасностью, которую представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, и в последние годы своего царствования усилил гонения на христиан. Следуя совету сената в Никомедии, Диоклетиан предоставил всем своим правителям полную свободу в их судебных разбирательствах против христиан и обещал им свою полную поддержку.
Святой Георгий, услышав решение императора, раздал все свое богатство бедным, освободил своих слуг, а затем явился в Сенат. Храбрый воин Христов открыто выступил против замыслов императора. Он исповедовал себя христианином и призывал всех признать Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, пришел к вам добровольно, чтобы свидетельствовать об Истине».
«Что такое Истина?» — спросил один из сановников, повторяя вопрос Понтия Пилата. Святитель ответил: «Сам Христос, Которого ты гнал, есть Истина».
Ошеломленный дерзкой речью доблестного воина, император, любивший и возвышавший Георгия, попытался уговорить его не расставаться с юностью, славой и почестями, а лучше принести жертву богам, как это было по римскому обычаю . Духовник ответил: «Ничто в этой непостоянной жизни не может ослабить моей решимости служить Богу».
Тогда по приказу разгневанного императора вооруженная стража начала копьями выталкивать святого Георгия из зала собраний, а затем увела его в темницу. Но смертоносная сталь стала мягкой и согнулась, как копья коснулись тела святого, и не причинила ему вреда. В темнице мученику заковали ноги в колодки, а на грудь положили тяжелый камень.
На следующий день на допросе бессильный, но твердый духом святой Георгий опять ответил императору: «Ты скорее устанешь меня мучить, чем я устану мучить тебя». Тогда Диоклитиан приказал подвергнуть святого Георгия весьма сильным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым лежали доски, пробитые острыми железками. Когда колесо вращалось, острые лезвия вонзились в обнаженное тело святого.
Сначала страдалец громко воззвал к Господу, но вскоре затих и не издал ни единого стона. Диоклетиан решил, что истязаемый уже мертв, и приказал снять избитое тело с колеса, а затем отправился в языческий храм, чтобы вознести благодарность.
В этот самый момент стемнело, прогремел гром, и послышался голос: «Не бойся, Джордж, ибо я с тобой». Тогда воссиял чудный свет, и за рулем явился Ангел Господень в образе лучезарного юноши. Он возложил руку на мученика и сказал ему: «Радуйся!» Святой Георгий встал исцеленным.
Когда воины привели его к языческому капищу, где находился император, император не поверил своим глазам и подумал, что видит перед собой какого-то другого человека или даже призрака. В смятении и ужасе язычники внимательно оглядели святого Георгия и убедились, что произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан.
Два знатных сановника, святители Анатолий и Протолеон, тайно христиане, открыто исповедовали Христа. Сразу же, без суда, они были обезглавлены мечом по приказу императора. Также в языческом капище присутствовала императрица Александра, жена Диоклетиана, и она тоже знала правду. Она хотела было прославить Христа, но один из слуг императора взял ее и увел во дворец.
Император еще больше разозлился. Он не потерял всякой надежды повлиять на святого Георгия, поэтому предал его новым и жестоким мукам. Бросив его в глубокую яму, они засыпали ее известью. Через три дня его откопали, но нашли бодрым и невредимым. Святителя обули в железные сандалии с раскаленными гвоздями, а затем плетьми погнали обратно в темницу. Утром, когда его повели обратно на допрос, веселого и с зажившими ногами, император спросил, нравятся ли ему его туфли. Святой сказал, что сандалии были как раз на его размер. Тогда били его воловьими ремнями до тех пор, пока не оторвались куски его плоти и кровь не пропитала землю, но мужественный страдалец, укрепленный силой Божией, остался непреклонен.
Император пришел к выводу, что святому помогает волшебство, и призвал чародея Афанасия лишить святого чудотворной силы или же отравить его. Колдун дал Святому Георгию два кубка с лекарствами. Один из них успокоил бы его, а другой убил бы. Лекарства не действовали, и святитель продолжал по-прежнему обличать языческие суеверия и прославлять Бога.
Когда император спросил, какая сила помогает ему, святой Георгий сказал: «Не думай, что какая-то человеческая ученость удерживает меня от этих мучений. Я спасаюсь, только призывая Христа и Его Силу. Верующий в Него не имеет никакого отношения к мучениям и может делать то, что делал Христос» (Иоанна 14:12). Диоклетиан спросил, какие дела совершил Христос. Мученик ответил: «Он слепым даровал зрение, прокаженных очищал, хромых исцелял, глухих даровал слух, бесов изгонял и мертвых воскрешал».
Зная, что никогда не удавалось воскрешать мертвых ни колдовством, ни каким-либо из известных ему богов, и желая испытать святого, император повелел ему воскресить мертвеца перед его глазами. Святитель возразил: «Ты хочешь меня искушать, но мой Бог сотворит это знамение ко спасению людей, которые увидят силу Христову».
Когда святого Георгия вели на кладбище, он воскликнул: «Господи! Покажи присутствующим, что Ты единственный Бог во всем мире. Пусть они знают Тебя как Всемогущего Господа». Потом земля содрогнулась, разверзлась могила, и умерший вышел из нее живым. Увидев своими глазами Силу Христову, народ плакал и прославлял истинного Бога.
Колдун Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всемогущим Богом и просил прощения за свои грехи, совершенные по неведению. Упрямый император в своем нечестии думал иначе. В ярости он повелел и Афанасию, и воскресшему из мертвых обезглавить, а святого Георгия снова заключил в темницу.
Люди, отягощенные своими немощами, стали посещать темницу и там получали исцеление и помощь от святого. Посетил его и некий земледелец по имени Гликерий, у которого пал вол. Святой утешил его и заверил, что Бог вернет его вола к жизни. Увидев вола живьем, земледелец стал славить Бога христиан по всему городу. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.
Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножили число христиан, поэтому Диоклитиан предпринял последнюю попытку заставить святого принести жертву идолам. Они устроили двор в языческом храме Аполлона. В последнюю ночь святой мученик горячо молился и во сне увидел Господа, Который поднял его рукою и обнял. Спаситель возложил венец на голову святого Георгия и сказал: «Не бойся, но мужайся, и скоро ты придешь ко Мне и получишь приготовленное тебе».
Утром император предложил сделать святого Георгия своим соправителем, вторым после него самого. Святой мученик с притворной готовностью ответил: «Кесарь, ты должен был с самого начала оказать мне эту милость, вместо того, чтобы мучить меня. Пойдем теперь в храм и посмотрим, богам, которым ты поклоняешься».
Диоклетиан поверил, что мученик принимает его предложение, и последовал за ним в языческий капище со свитой и всем народом. Все были уверены, что святой Георгий принесет жертву богам. Святитель подошел к идолу, перекрестился и обратился к нему, как к живому: «Ты ли желаешь принять от меня жертву, подобающую Богу?»
Демон, обитающий в идоле, закричал: «Я не бог, и никто из таких, как я, тоже не бог. Единственный Бог — это Тот, Кого вы проповедуете. Мы падшие ангелы, и мы обманываем людей, потому что завидуем».
Святой Георгий воскликнул: «Как ты смеешь оставаться здесь, когда я, раб истинного Бога, вошел?» Тогда послышались шум и вопль от идолов, и они упали на землю и разбились.
Всеобщее замешательство. В исступлении жрецы и многие из толпы схватили святого мученика, связали его и стали бить. Они также призвали к его немедленной казни.
Святая царица Александра пыталась связаться с ним. Проталкиваясь сквозь толпу, она воскликнула: «О Бог Джорджа, помоги мне, ибо Ты Один Всесилен». У ног великомученицы исповедовала Христа святая царица, уничившая идолов и поклоняющихся им.
Диоклитиан немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой императрице Александре, которые без сопротивления последовали за святым Георгием на казнь. По пути она почувствовала слабость и прислонилась к стене. Там она отдала свою душу Богу.
Святой Георгий благодарил Бога и молился о том, чтобы и он окончил свою жизнь достойно. На месте казни святитель молился, чтобы Господь простил мучителей, действовавших по неведению, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою шею под меч, приняв мученический венец 23 апреля 303 года.
Эпоха язычества подходила к концу, и христианство готово было торжествовать. Через десять лет святой Константин (21 мая) издаст Миланский эдикт, даровавший христианам свободу вероисповедания.
Из множества чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, самые известные изображены в иконописи. В родном городе святителя Бейруте было много идолопоклонников. За городом, недалеко от горы Ливан, было большое озеро, в котором обитал огромный драконоподобный змей. Выйдя из озера, он пожирал людей, и никто ничего не мог поделать, так как дыхание из его ноздрей отравляло самый воздух.
По совету демонов, населяющих идолов, местный правитель принял решение. Каждый день люди бросали жребий, чтобы скормить своих детей змею, и он пообещал принести в жертву свою единственную дочь, когда придет его очередь. Это время действительно пришло, и правитель одел ее в самое прекрасное одеяние, а затем отослал к озеру. Девушка горько плакала, ожидая своей смерти. Неожиданно для нее подъехал на коне святой Георгий с копьем в руке. Девушка умоляла его не оставлять ее, иначе она погибнет.
Святой крестился. Он бросился на змея, говоря: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Святой Георгий пронзил горло змея своим копьем и растоптал его своим конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и вести его в город, как собаку на поводке.
Народ в ужасе бежал, но святитель остановил его словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо Он послал меня спасти вас». Тогда святой убил змия мечом, и народ сжег его за городом. Тогда крестилось двадцать пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Позже была построена церковь, посвященная Пресвятой Богородице и великомученику Георгию.
Святой Георгий стал талантливым офицером и поразил мир своими боевыми подвигами. Он умер, не дожив до тридцати лет. Он известен как Носитель Победы не только за свои военные достижения, но и за успешное перенесение мученической смерти. Как известно, память мучеников поминается в отпусте по окончании церковной службы как «святой правый победоносный мученик…».
Святой Георгий был покровителем и покровителем ряда великих строителей государства Российского . Сын святого Владимира, Ярослав Мудрый (в святом Крещении Георгий), способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев [т. е. «Юриев». «Юрий» — уменьшительное от «Георгия», а «Иван» — от «Иоанна»], он же основал в Новгороде Юрьев монастырь, а в Киеве построил церковь св. Георгия Победоносца.
День освящения Георгиевского храма в Киеве 26 ноября 1051 года святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, вошел в богослужебную сокровищницу Церкви как особый церковный праздник. Юрьев день любим русским народом как «осенний праздник святого Георгия».
Имя святого Георгия носил также основатель Москвы Юрий Долгорукий (+ 1157), строитель многих церквей, посвященных святому Георгию, и строитель города Юрьева-Польска.