Зачем Россия строит космодром на поезде Судного дня

Новый космодром и новая ракета

В конце января 2022 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что ракеты лёгкого и сверхлёгкого класса в России планируют запускать с железнодорожных платформ, а работы в этом направлении уже ведутся. Рогозин отметил, что проект будут разрабатывать инженеры и архитекторы НИИ стартовых комплексов имени В.П. Бармина и дру­гих организаций «Роскосмоса».

Также Рогозин сообщил, что в данный момент совершенствуется конструкция ракеты «Союз-2». По словам руководителя «Роскосмоса», мировой спрос на ракетные пуски будет только возрастать, поэтому ракеты могут прослужить ещё около 10 лет. Подробных данных о том, какими характеристиками будет обладать железнодорожный космодром, пока нет, однако можно предположить, что его построят под уже разработанную ракету — «Союз-2ЛК». Эта ракета, а также её более лёгкие версии могут проложить дорогу российской космонавтике на рынок малых и сверхмалых спутников, запускать которые на обычных ракетах для потенциальных заказчиков слишком дорого. Но нужно ли создавать для этого отдельный стартовый комплекс?

Догнать нельзя украсть: Почему Россия не может создать ракету как у Илона Маска

Поезд судного дня

Российский «ядерный поезд» — боевой железнодорожный ракетный комплекс — приняли на вооружение в 1989 году как одну из ответных мер на увеличение ударного потенциала США и НАТО. Многолетней боевой службы не случилось — уже в середине нулевых БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ попал под действие договора СНВ-1 и был утилизирован. Однако идея дешёвого запуска ракет с железнодорожной платформы жила ещё много лет и стала пользоваться особой популярностью после того, как российские космические предприятия начали терять заказы на пусковые услуги из-за активности Илона Маска и компании SpaceX.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс в железнодорожном музее Санкт-Петербурга. Фото © Wikipedia / Panther

Идея поставить стартовый стол на железнодорожную платформу появилась не случайно — ракеты таким образом много лет возят к месту старта, например, от самарского завода «Прогресс» на космодром Байконур тянется вереница из нескольких закрытых контейнеров, которые охраняют люди с оружием. К тому же весь объём данных для такого комплекса уже получен. Пока БЖРК находился на вооружении и ездил по обычным рельсам, советские ракетчики научились отводить в сторону провода и запускать ракету с платформы так, чтобы рельсы после этого не приходилось укладывать заново. Инженер-конструктор автоматической системы управления БЖРК Пётр Кондрашов отмечает, что весь технологический задел для нового комплекса можно позаимствовать из прошлых разработок.

Всё будет рассчитываться исходя из параметров пуска ракеты. Качество путей значительно выше, чем при СССР, к тому же практически отсутствуют ограничения на выбор точки полёта — ракету можно запускать прямо на заводе, если есть малонаселённый участок пути, к примеру. Задача упрощается максимально: вывезли ракету подальше от города, запустили, вернули комплекс обратно на завод, поставили новую ракету. Но это в теории. Как будет на практике, пока говорить рано

Пётр Кондрашов

Инженер-конструктор автоматический системы управления БЖРК

Инфографика © LIFE

Три важных вопроса к проекту

Проблема состоит в том, что на первый взгляд создавать новый космодром, да ещё и подвижный, нет никакого смысла.

  • Первый и, пожалуй, главный вопрос касается стоимости создания. Если разработка нового стартового комплекса будет сопоставима с ценой строительства нового космодрома, то заработать на таком проекте будет сложно. Главное условие для успешной космонавтики будущего — сокращение издержек. Если получится создать уникальное сооружение малой кровью и заручиться предоплатой от нескольких заказчиков на несколько лет вперёд, тогда смысл будет.
  • Во-вторых, максимальной эффективности ракеты-носителя можно достичь при запуске из как можно более южной точки. В России эта точка находится в горах Дагестана. Но туда состав с ракетой и пусковой платформой ещё нужно доставить. Если эта проблема будет решена быстро и дёшево и не потребует дополнительных финансовых вливаний, тогда в программе будет просматриваться экономическая целесообразность.

Медный таз для конкурентов: Зачем Илон Маск построил самую «большую и толстую» ракету в мире

  • В-третьих, есть более эффективные решения. Например, плавучий космодром «Морской старт», который ржавеет в порту Славянка на Дальнем Востоке. В данный момент «Роскосмос» ищет зарубежного партнёра для эксплуатации «Морского старта», с которого планировали запускать ракеты «Союз-5». Вполне возможно, что адаптировать лёгкие и сверхлёгкие ракеты под этот проект не получилось.

К тому же хорошей альтернативой новому мобильному космодрому мог бы оказаться «Воздушный старт» — программа запуска лёгких и сверхлёгких ракет. Но для ракет «Союз-2ЛК» при массе в 313 тонн не найдётся мощного самолёта. Максимальная грузоподъёмность Ан-124-100 «Руслан» составляет 120 тонн, то есть как минимум для запуска сверхлёгких ракет эти машины могут пригодиться. Если «Воздушный старт» довести до ума при помощи зарубежных инвестиций, то и необходимость создавать новый железнодорожный космодром может отпасть сама собой.

Популяризатор космонавтики, писатель Виталий Егоров пояснил: для такого космодрома могут не действовать ограничения, характерные для обычных пусковых комплексов.

В зависимости от орбиты оптимальная географическая широта старта может меняться. На полярные орбиты ракеты выгоднее с севера запускать. И обычный космодром от севера к югу не перетащишь. К тому же малые ракеты обычно на полярные орбиты и запускают, поэтому южное расположение им не нужно

Виталий Егоров

Популяризатор космонавтики, писатель

Космодром на железной дороге

Рассуждать о необходимости создания нового железнодорожного космодрома нужно с оглядкой на опыт использования БЖРК. Одной из причин, по которым военные подумывали отказаться от такого оружия, был высокий риск повреждения дорожного полотна. Если говорить простым языком, то военные всерьёз переживали, что авария «ядерного поезда» на путях и перекрытие района выведут из строя не только локомотив, но и дорогостоящую ракету. Для коммерческой нагрузки — ракеты + спутники — эта вероятность сохраняется. Частично этот вопрос может решить страховая компания, но если аварийность комплекса окажется высокой, возрастёт и стоимость страховки, и, как следствие, стоимость пуска.

Бизнес-модель нового железнодорожного космодрома пока имеет равные шансы на успех и крах. С одной стороны, в России накоплен достаточный опыт в создании ракетной и космической техники, с другой — неудачи с «Морским стартом», отсутствие полноценной (не перспективной или испытательной) многоразовой ракеты, санкции США в адрес космических предприятий России и другие трудности могут поставить крест на уникальной разработке.

Корабли в моей гавани: 5 российских технологий по строительству ледоколов, которые не может воссоздать Америка

Сергей Андреев

  • Статьи
  • бжрк
  • Космонавтика
  • Наука и Технологии

Комментариев: 1

Для комментирования авторизуйтесь!

Оружие: Наука и техника: Lenta.ru

Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

Россия может вернуть на вооружение своей армии ядерные поезда-носители межконтинентальных баллистических ракет в качестве ответной меры на развертывание дополнительных ракет НАТО в Европе. Возвращение оружия, которое может стать «ночным кошмаром для США», предсказал в беседе с «Московским комсомольцем» военный эксперт Алексей Леонков.

По его словам, новый российский боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) мог бы стать эффективным средством сдерживания усиления стран НАТО на территории европейских государств. Леонков напомнил, что подобные комплексы, оснащенные ракетами РТ-23УТТХ, были разработаны в СССР к 1987 году. В 1991 году в стране было развернуто три дивизии БЖРК: в Костроме, Перми и Красноярске. Причем ядерные поезда ходили по тем же путям, что и пассажирские или грузовые составы, и были хорошо замаскированы, что делало практически невозможным их обнаружение и уничтожение силами противника.

Материалы по теме:

В 1993 году в рамках договора о ядерном разоружении с США часть БЖРК сняли с вооружения российской армии, а часть начали отправлять на «разделку» — последний состав был передан на эти цели в 2005 году. Однако в 2009 году в России задумались о необходимости создания нового ядерного поезда.

В 2012 году начались опытно-конструкторские работы, а в 2016-м новый БЖРК прошел первые испытания. Известно, что преемник советского ядерного поезда получил название «Баргузин». Он был оснащен более легкими ракетами РС-24 с дальностью действия до 11 тысяч километров, за счет чего был легче и оказывал меньшее разрушающее воздействие на железнодорожные пути. В дальнейшем проект был заморожен, однако теперь, считает Леонков, его могут возродить.

В то же время другой эксперт, экс-начальник управления военной безопасности аппарата Совета безопасности России, бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Виктор Есин отнесся к подобной идее скептически. По его мнению, реанимация «Баргузина» может спровоцировать новый виток гонки вооружений с США. «Как только мы начнем разворачивать «Баргузин», они тут же приступят к развертыванию дополнительного количества своих межконтинентальных ракет. Начнется гонка вооружений. А нам это надо?» — заявил Есин.

Он также подчеркнул, что существующая госпрограмма вооружений до 2027 года не предусматривает финансирование проекта БЖРК. При этом эксперт отметил, что в случае необходимости Россия сможет ответить на возникающие со стороны стран НАТО угрозы и при помощи других средств.

В сентябре прошлого года с идеей о постановке на вооружение российской армии «Баргузина» выступала газета «Военно-промышленный курьер». Издание отмечало, что это стало бы одним из эффективных ответов на инициативу США, предполагающую замену американских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) LGM-30G Minuteman III на более современные средства доставки ядерных боеголовок.

Пленочный скальпель. (2002)

Разные типы поездов, курсирующих по дорогам России.

Пассажиры смотрят в окна.

Специальный поезд — Поезд боевых ракетных комплексов (БЖРК) открывает крышу вагона, поднимается на пуск ракеты.

Москва, октябрь 1961 года. Заключительные дни 22 съезда КПСС. На трибуне выступает Хрущев.

Новая Земля, 31 октября 1961 года, взрыв 50-мегатонной бомбы.

Советские межконтинентальные стратегические ракеты, подготовка к пуску, запуск ракетных шахт Р-12.

Запуск американской ракеты «Першинг-2».

Россия говорит Маршал Игорь Сергеев.

Общее инженерное здание в Москве (сегодня — Министерство промышленности, науки и технологий).

Фото Министр Сергей Афанасьев.

А.Ф.Уткин говорит академик, создатель БЖРК, конструктор СКБМ.

А.Ф.Уткин считает грузовые вагоны.

Уткин В.Ф. , академик, создатель ракеты БЖРК для F-24 «Скальпель».

Родина братьев Уткиных — деревня Лашма на берегу Оки Рязанской области.

Семейные фотографии Уткиных.

Ленинградский военно-механический институт, где учились братья Уткины.

КБ «Южное» в Днепропетровске, здесь В.Уткин начал сборку ракеты «Скальпель». Гаджеты для испытания двигателя: Вылезайте в сопло ракеты, сложив теплозащитный экран.

В ЛАКИ А.Уткин проектирование поезда-ракеты: испытание поезда, отрыв, подъем ракеты над вагоном, разгрузочный механизм Рельсовая лопасть.

В поезде: дизель-электростанция, кухня.

Начало тренировки «Ланцет».

Говорит Артур Владимирович Усенко, заместитель министра общего машиностроения СССР.

Самонаводящаяся ракета, американские спутники-шпионы.

Снимки из космоса и развилок Железнодорожные вокзалы.

Говорит Станислав Конюхов, генеральный конструктор КБ «Юг», Днепропетровск.

Секретный американский железнодорожный контейнер, предназначенный для разведки БЖРК. В нем — аппаратура для радиосвязи, камеры, передаточная аппаратура.

Советская контрразведка находит и обнаруживает американскую машину.

Россия Говорит Маршал Игорь Сергеев.

А.Ф.Уткин говорит академик, создатель БЖРК, конструктор СКБМ.

В.Ф. Уткин, академик, создатель ракеты БЖРК для F-24 «Скальпель».

Ворота Павлоградского машиностроительного завода возле города Днепропетровска, где собирают БЖРК. Цех Южмаша, где сегодня собирают троллейбусы.

Железнодорожная станция Березановка, откуда шли ракетные поезда.

Встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике.

Разрушенная шахта Байконур, срезанная ракетой «Скальпель», за этим процессом наблюдает делегация США.

Тест БЖРК.

В 1991 году в Архангельской области произошел взрыв 900 тонн тротила в 650 метрах от поезда.

Костромская область в 2002 году закрылась базовая станция «Ромашка», где находится БЖРК. Рабочий экипаж запускает ракету «Скальпель». Поезд уходит из леса, пуск ракеты.

ул.

Петербургская, 1999. Встреча академиков братьев Уткиных со студентами ВОЕНМЕЧ.

Кремль отказывается от советского железнодорожного оружия?

Мир

По Дэмиен Шарков

Слева направо: министр обороны РФ Сергей Шойгу, президент РФ Владимир Путин и начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов наблюдают за военными учениями «Запад-2017», которые проводят российские и белорусские военнослужащие, на военном полигоне в Ленинградская область, Россия, 18 сентября. В трех разных сообщениях российских государственных СМИ утверждается, что ракетная система железнодорожного базирования не будет приоритетом бюджета в обозримом будущем. Sputnik/Михаил Климентьев/Кремль/Reuters

Мир Россия российские военные межконтинентальная баллистическая ракета Ядерные бомбы

Так называемый поезд смерти России, предназначенный для перевозки до шести межконтинентальных ядерных ракет (МБР), может оказаться на грани гибели еще до того, как сойдет с рельсов.

В трех отдельных сообщениях российских государственных СМИ со ссылкой на источники в оборонной промышленности утверждается, что проект поезда, известного как «Баргузин», может быть заморожен на неопределенный срок, поскольку наличные деньги необходимы для финансирования других оборонных проектов.

Хотя отчеты не являются окончательным подтверждением того, что Кремль отказался от проекта, официально известного как боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), что примерно переводится как «боевой железнодорожный ракетный комплекс» — это говорит о том, что сообщения о том, что поезд может ходить через пару лет, преждевременны.

По одному из сообщений государственного информационного агентства ИТАР-ТАСС, проект «Баргузин» заморожен из-за «нехватки финансовых средств», поскольку Москва отдает приоритет двум другим проектам, одним из которых является печально известная новая МБР «Сармат». . Пока неизвестно, выделит ли Кремль средства на этот проект в рамках госпрограммы вооружений на следующий год, которая будет иметь обязательную силу до 2027 года9.0003

На этой неделе источник в Министерстве обороны сообщил другому государственному информационному агентству РИА Новости, что Москва приостанавливает проект на неопределенный срок. Официальная государственная газета «Российская газета » уже сообщила на прошлой неделе, что проект находится в долгосрочной задержке, по словам источника в «военно-промышленном комплексе».

Поезд «Баргузин» сам по себе не новинка. Это обновленное возрождение проекта, когда-то находившегося в ведении Советского Союза. До вывода из эксплуатации своих железнодорожных шахт в 2000 году в Москве когда-то было 12 поездов с ядерными ракетами, хотя и с более ограниченными возможностями.

По теме: После неудачной поездки в Сирию и оскорбления его репутации российский флагман готовится к ремонту

Конрад Музыка, аналитик по вооруженным силам Европы и СНГ в Jane’s 360, не стал говорить, что Москва окончательно поставила кибош на Баргузин, но сказал что это «вероятно».

Музыка сказала: «Официально они надеялись восстановить систему в ответ на возможности быстрого глобального удара США. Она предназначена для работы во время кризиса (то есть ядерного кризиса), когда военные направляют поезда по территории России. Поезда с ядерным оружием разведка практически не обнаруживает полезной нагрузки, если только противник не знает, где развернуты поезда с ракетами».

На вопрос, может ли Россия умышленно вводить мир в заблуждение относительно прекращения строительства «Баргузина», чтобы уменьшить внимание к движению его поездов в гипотетическом кризисном сценарии, Музыка ответила, что это «возможно».

«Все-таки это Россия», — сказал он. «Программа может быть разработана тайно».

Действующий договор СНВ о ядерном разоружении между Россией и США не запрещает шахты на железнодорожном базировании, а это означает, что «Баргузин» может быть способом обойти требования договора. Тем не менее, Музика отмечает, что Россия не проявила особых угрызений совести, действуя против условий договора с другим размещением вооружений.

«Не очень понятно, почему они решили свернуть [проект поезда], но мы уже видели, что сумма денег, выделенная на госпрограмму вооружений 2018 года, будет такой же, как и в прошлом году», — сказала Музыка. «Поскольку инфляция в России была высокой, это означает, что у нее фактически будет меньше денег, чтобы тратить».