Содержание

Лети, бро!!! Планер БРО-11. | Мастерская Щеголькова

Школа пилотов.

Цессна, Пайпер… Безусловно, эти самолеты подарили крылья огромному количеству пилотов. Но… на Западе.

Про железный занавес помните?)))) В СССР все было совсем не так.

Конечно, были Як-18, Як-18Т, Як-12. Но к этим самолетам будущий пилот попадал не сразу. Лозунг «От авиамодели к планеру, с планера-на самолёт!» действовал четко.

И конечно же, планер был первой ступенькой на длинной и высокой лестнице настоящих полетов. Поэтому планеров нужно было много. Очень много.

И конечно же, планер должен быть простым в постройке и дешевым.

БРО-11

Бронюс Ионович Ошкнис сделал именно такой. Посудите сами, их делали на заводах, их делали в аэроклубах и даже школах.

Да и что там было делать?

Большинство деталей из сосновых досок и реек, лишь для тормозной лыжи применялся ясень.

Металл- только кронштейны и крепежные элементы. Да, еще тросовая проводка к органам управления.

Обшивка крыла-фанера.

Но как строить? Где взять чертежи?

Раскрытие значимой информации

А вот тут все просто. Это у загнивающих капиталистов интеллектуальная собственность, а у нас журнал «Моделист-конструктор»!!!!

Пожалуйста, компоновочный чертеж, прямо со страниц издания. Которое кстати, было в любой колхозной или школьной библиотеке.

Или чертеж фюзеляжа с расположением крепежа и шасси.

Эй, инженеры из числа моих читателей, Вы ведь смогли бы повторить это?

И вот имея такой комплект чертежей, по всей стране увлеченные люди строили этот аппарат.

А потом летали.

Да, за неимением других вариантов, запускали его с помощью резинового шнура. Энгри Бёрдс помните? Именно так)))

Да, были ограничения по массе пилота.

Да, в конце сезона он требовал ремонта, если конечно совсем не разваливался. Хотя починить его не было проблемой.

Но он летал!!!

Впоследствии были попытки переложить конструкцию на современные материалы.

И даже моторы на него ставили, решая проблему взлета.

Но находятся и энтузиасты, строящие «правильный» БРО-11 по тем самым чертежам:

Может быть, люди так вспоминают детство?

Или пытаются поднять на крыло современных детей?

Ведь когда-то, давным-давно, БРО-11 стал для многих именно этой первой ступенькой лестницы в небо!!!

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал-будет много интересного!!!

Планер бро-11. — О самолётах и авиастроении

Разработчик: Ошкинис
Страна: СССР
Первый полет: 1954 г.

Прототип планера БРО-11 был выстроен в первой половине 50-ых годов XX века. Конструктор планера Б.И.Ошкинис стремился создать планер массового типа. По мысли автора, таковой планер должен был быть недорогим, надежным и несложным в изготовлении, дабы его смогли выстроить в, любом планерном кружке.

На таком планере будущие, планеристы имели возможность бы пройти курс теоретической и наземной подготовки и обучиться подлётам и пробежкам с маленьких склонов.

В 1955 году планер БРО-11 принят к серийной постройке и эксплуатировался в учебных организациях и кружках ДОСААФ. Планер используется для начального обучения молодежи в возрасте 15-17 лет. Допустимый вес ученика 40-70 кг. При большем весе пилота центровка планера делается через чур руля и передней высоты «не достаточно». При таких условиях нужно в хвостовой части планера укрепить особый груз весом 3-4 кг для обеспечения обычной центровки планера.

Максимально допустимый вес планериста 85 кг.

По схеме планер является расчалочный двухподкосный моноплан с высокорасположенным крылом. Изюминками конструкции являются элероны подвесного типа, занимающие практически целый размах крыла и имеющие кинематическую сообщение с рулем высоты.

Конструкция планера выполнена из дерева, с маленьким числом железных деталей и узлов. Древесные подробности, за исключением ясеневой лыжи, изготовлены из авиационной сосны, кницы и обшивка — из авиационной трёхслойной фанеры.

Железные подробности выполнены из углеродистой листовой стали марки 25, круглой стали марки 25 и металлических труб марки 20А. Дуралюмин Д16 применен для шайб, накладок, ленты обтекателя, кабанчиков элерона, других деталей и рулей.

Запуск планера производится 18-мм резиновым амортизаторным шнуром длиною 30 м. На одном финише его прикреплено кольцо для присоединения к запускному крюку планера. На втором финише привязаны два финиша веревки по 5 м любой. За эти финиши амортизатор натягивается при запуске планера.

Планер может взлетать кроме этого при помощи маломощной лебедки. Благодаря малому весу планер возможно использован как тренажер для наземного обучения планеристов.

У планера БРО-11, как и у многих учебных планеров, фюзеляж отсутствует; вместо него имеется плоская силовая ферма, к которой присоединены крыло, элероны, хвостовое оперение, пол, носовой обтекатель, сиденье, ручка, педали и полоз лыжи.

Крыло планирует из двух частей и крепится к ферме фюзеляжа за корень лонжерона, задний стрингер и к подкосу — за среднюю часть лонжерона.

Элероны подвесного типа, т. е. они не врезаны в крыло, как в большинстве случаев, а подвешены под крылом. Необыкновенным есть громадной размах элеронов, занимающих практически целый размах крыла. Любой элерон подвешен на двух точках.

Один шарнир расположен на хвостовой ферме фюзеляжа, второй — на кронштейне нервюры № 10 крыла.

Хвостовое оперение того же типа, как и у планера БРО-9, но меньшего веса. Конструкция узлов существенно упрощена. Горизонтальное оперение складывается из стабилизатора и двух половин руля высоты, вертикальное — из киля, составляющего заднюю часть хвостовой фермы фюзеляжа, и руля направления.

Киль связан со стабилизатором двумя подкосами.

Стабилизатор имеет в плане форму треугольника. Каркас его собран из лонжерона, семи нервюр, переднего ребра, четырех книц и 32 бобышек.

За время эксплуатации планера БРО-11 выявилась необходимость трансформации некоторых деталей и узлов планера. Часть этих переделок не внесена в чертежи, и они должны быть оговорены очень.

Коробка лыжи усилена:
-сечение рейки, подклеенной к верхней полке, увеличено до 20х30 мм вместо 12х30 мм;
-нижняя полка увеличена по высоте добавлением сверху наклейки размером 10х30х1600 мм; в передней части, на длине 950 мм, она сострагивается на нет;
-боковые накладки из 8-мм фанеры расширены до 100 мм вместо 80 мм;
-ясеневая лыжа в нижней части коробки заменена металлической оковкой.

Усилен передний верхний финиш хвостовой фермы. Для этого подклейка сечением 12х30 мм, бобышка под ней и две 2-мм фанерные кницы увеличены.

Узлы , служащие для крепления подкосов, заменены новыми, складывающимися из двух металлических пластин 1,5-мм толщины. В нижней, расширенной части пластин имеются два отверстия для болта крепления подкоса и для швартовочного болта.

Размах каждого элерона уменьшен с наружных финишей приблизительно на 120 мм.

Верхний наконечник подкоса крыла 62 переделан под карданный сухарь. Пластинка для крепления расчалок в виде отдельной подробности надета на стыковой болт с наружной стороны наконечника подкоса.

Нужно признать, что задача создания несложного и недорогого, так именуемого «массового», планера для начального обучения молодежи до сих пор еще полностью не решена.

Конструкция планера БРО-11 удовлетворяет в достаточной мере многим требованиям, предъявляемым к конструкции планера для начального обучения. Планер достаточно надёжен. При утраты скорости он не падает на шнобель, а парашютирует, что разъясняется изюминкой аэродинамической компоновки. Маленькая удельная нагрузка и полностью разрезное крыло разрешают летать на малых скоростях.

Планер в полете устойчив. Рули достаточно действенные, но не чуткие.

Малые габариты планера БРО-11 и его небольшой вес разрешили снизить расход стройматериалов в три-пять раз если сравнивать с числом материалов, потребных для постройки планеров типа А-1 либо БРО-9. небольшая трудоёмкость и Экономия материалов в изготовлении снизили цена планера. Он стоит в два раза дешевле, чем планер БРО-9. Снизилась кроме этого пересылки планёра и стоимость упаковки.

В отличие от вторых планеров готовый планер БРО-11 в разобранном виде возможно послан по железной дороге в простом товарном вагоне.

Тут уместно отыскать в памяти о втором (сейчас забытом) методе рассылки и выпуска серийной планерной продукции, в частности о выпуске планеров в наборе. Набор отличается- от готовой автомобили тем, что самые громоздкие части планера (крыло, хвостовая ферма, обтекатель) отправляют в несобранном виде. Таковой метод, использовавшийся ранее на планерном заводе Осоавиахима и обширно распространенный за границей, разрешит снизить цена планера, удешевить его пересылку и, самое основное, предоставит шанс молодежи собрать собственный планер «собственными руками».

Главным недочётом планера БРО-11 есть малая «живучесть». Срок работы его, мал из-за нередких поломок конструкции При неотёсанных посадках ученика, совсем неизбежных для учебной автомобили, обычно ломаются передние и лыжа раскосы хвостовой фермы. Обстоятельством этого являются отсутствие амортизации в посадочном устройстве, совсем нужной для каждого учебного планера.

При доводке конструкции БРО-11 нужно обратить внимание кроме этого и на следующие претензии планеристов.

Аэродинамическое уровень качества планера низкое, что вытекает из самого назначения планера. Нехорошая «летучесть» планера приводит к частым нарушениям полетной инструкции методом применения недозволенно замечательных средств запуска, что есть совсем недопустимым.

Благодаря изюминкам схемы управления, как было отмечено, планер поднимается и опускается практически без трансформации угла между горизонтом и продольной осью. Положение носового обтекателя по отношению к горизонту остается так неизменным, и ученик лишается простого ориентира для определения скорости полета. Нужно пересмотреть с методической точки зрения преимущества и недочёты схемы управления.

Планер весьма чувствителен в отношении продольной устойчивости к трансформации веса пилота.

ЛТХ:

Модификация: БРО-11
Размах крыла, м: 7,28
Протяженность, м: 5,17
Высота, м: 1,40
Площадь крыла, м2: 10,50
Масса, кг
-безлюдного: 58
-обычная полетная: 118
Крейсерская скорость, км/ч: 40
Макс. аэродинамическое уровень качества: 11
Скорость МАК, км/ч
Минимальное понижение, м/с: 1,00

Посадочная скорость, км/ч: 30
Экипаж, чел: 1.

Планер БРО-11 перед стартом.

БРО-11 на взлёте.

БРО-11. Взлёт на лебёдке.

БРО-11 перед стартом.

Планер БРО-11 заходит на посадку.

БРО-11. Схема 1.

БРО-11. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Б.Н.Шереметев. Планеры.
Галерея фотографий www.aeroclub.msk.ru

БРО 11М Мочище 2013