Чем большой джихад отличается от малого
3 октября 2018
Русская семерка
Джихад дословно переводится с арабского как «усилие». В широком смысле это усердие, которое должен проявлять мусульманин на пути Аллаха.
Фото: Русская семеркаРусская семерка
Не только вооруженная борьба
Видео дня
Усилие может проявляться в работе, учебе, помощи близким. Борьба с пороками, устранение социальной несправедливости также считаются проявлениями джихада. Вершина ислама: отдача всех своих сил во имя благого пути.
Большой и малый
Джихад бывает двух видов – большой и малый. Большой джихад – борьба с самим собой, собственными пороками. Малый – внешняя борьба. Большой в исламе всегда ставится выше малого.
Как объявляют джихад?
Любое решение в исламе, имеющее правовой статус, выносится одним из главных духовных лиц – муфтием (высшее духовное лицо), факихом (богослов-юрист) или улемом (ученый-знаток ислама) после высшего духовного собрания. Такое решение называется фетва. Фетва всегда опирается на главный кодекс ислама – шариат. Она состоит из введения, постановки проблемы и решения по этому вопросу.
Решение об объявлении джихада не может обходиться без ссылок на Коран. Основной мотив – наличие реальной «борьбы за веру», притеснений мусульман и насильственного принуждения к отказу от веры.
Кто объявлял России джихад?
Малый джихад объявляли России различные организации, религиозные и политические деятели мусульманского мира. Еще в XVIII веке Шейх Мансур, чеченский имам, объявлял газават России во время Кавказской войны.
Дагестанский священник Гази-Мухаммад, а также Имам Шамиль в XIX веке также вели войну с Россией под знаменем джихада.
В XX веке джихад России объявляли чеченские боевики Шамиль Басаев и Ахмат Кадыров (1994-1996 гг.), однако после Хасавюртовских соглашений он был отменен. Джихад объявляли международные организации исламских боевиков «Талибан» и «ИГИЛ» (террористические организации, деятельность которых запрещена на территории России).
Джихад и газават
Джихад не стоит путать с газаватом – (изначально) военными походами с участием пророка Мухаммеда. В переводе «поход», «набег», «нашествие». Позднее газаватом стали называть военные походы по распространению ислама вообще – «священную войну». Газават называют «джихадом меча», в отличие от «джихада сердца» — борьбы с собственными пороками или «джихада руки» — охраны жизни и защиты от агрессии. Существует и «джихад познаний» — изучение наук и эрудиция.
Знамя джихада
Черное полотно с белыми каллиграфическими арабскими буквами, составляющими надпись «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». Используется различными организациями, объявляющими «священную войну» (по сути, газават, разновидность малого джихада). Иногда сопровождается изображением меча.
Кому джихад не должен приносить вреда?
Во время военного джихада ислам запрещает убивать людей, обслуживающих военных, женщин, стариков, детей, мирных граждан и священнослужителей.
Как отменить джихад?
Отменить джихад может только собрание высших духовных лиц, которое постановит считать задачи джихада выполненными или установит вредный характер джихада, не выполняющий своих истинных целей. Для этого собрание выносит отдельную фетву.
Первый джихад в истории
Проявлениями первого малого джихада стали походы Мухаммеда на различные города Аравийского полуострова в 20-х годах VII века, нападения на караваны курайшитов – древнего правящего племени Мекки.
Другое,Шамиль Басаев,Ахмат Кадыров,Талибан,Исламское государство,
О ДЖИХАДЕ
Автор статьи — мусульманский мыслитель-богослов Фетхуллах Гюлен (род 1941 г. в провинции Эрзурум в Турции). Яркий интеллектуал, плодовитый писатель, ученый с большой буквы – так называют его сегодня. Он – автор более 50-ти книг, в том числе таких, как «Пророк Мухаммад – венец рода человеческого». «Вера в потустороннюю жизнь», «Сомнения, порожденные веком», которые переведены на русский язык.
Всю свою жизнь Ф.Гюлен посвятил тому, чтобы разъяснить людям: истинная религия учит любви, терпению, открытости, состраданию, согласию. Он воодушевил многих людей в Турции к открытию образовательных заведений, которые комбинируют современные науки с этикой и духовностью. Эти школы сегодня действуют во многих городах Турецкой Республики. При этом Ф.Гюлен призывает представителей интеллектуальной элиты и бизнесменов направить усилия на коренное улучшение системы образования, которая могла бы охватить в обязательном порядке и неимущие слои населения.
«Если люди думают, что можно быть свободным, оставаясь невежественным, то они ожидают того, чего никогда не было и не будет» — таков один из принципов Ф.Гюлена.
Что такое джихад?
Слово «джихад», образованное от корня «дж-х-д», означает «использование всей своей силы, а также стремление к цели изо всех сил и противостояние любым трудностям».
С появлением ислама слово «джихад» начал означать борьбу во имя Аллаха и приобрело особое значение — «борьба на пути к Всевышнему». На сегодняшний день именно это значение первым приходит в голову. Эта борьба происходит на двух фронтах: внутреннем и внешнем. Внутренний фронт можно описать как стремление обрести свою сущность, а внешний — это сделать возможным постижение своей сущности кем-то другим.
Первый — это «большой джихад», а второй — «малый». Первый основан на преодолении своих внутренних противоречий, когда человек путем познания собственного естества (марифатун-нафс) достигает божественных знания (марифатуллах), любви (мухаббатул-лах) и духовного блаженства. Второй же — на устранении преград между людьми и верой, дабы люди имели возможность уверовать и постичь марифатуллах .Разновидности джихада
Малый джихад не означает лишь борьбу на поле брани. В действительности, словосочетание «малый джихад» имеет такое широкое значение и применение, что иногда слово или молчание, хмурый взгляд или улыбка, участие или неучастие в собрании, управление своими чувствами любви и гнева, короче говоря, все совершенное сделанное во имя Всевышнего, включается в это понятие. Таким образом, все попытки переустройства общества и перевоспитания людей тоже являются частью джихада, как и любые усилия ради своей семьи, родственников, соседей и своего края. В некоторой степени малый джихад материален.
Большой же джихад совершается на духовном уровне, ибо это сражение между нашим внутренним миром и нашим эго-нафсом. Когда оба они успешно сосуществуют, то устанавливается желаемое равновесие. В противном же случае равновесие нарушается. Верующие находят мир и черпают энергию из такого сбалансированного джихада.
Сколько Божественных творений — столько разных путей к Аллаху. Всевышний ведет сражающихся ради Него к спасению по одной или нескольким из этих дорог. Он открывает каждому из них путь к добру и защищает от пути к пороку. Каждый, кто находит дорогу к Нему, находит золотую середину. Так же, как эти люди придерживаются середины в своем гневе, взглядах и страстях, так же они выбирают середину в своем джихаде и поклонении Богу. И это означает, что Господь направил человечество на путь к спасению.
«Малый джихад» — это наше активное выполнение заповедей Аллаха; «большой джихад» — это объявление войны разрушительным и негативным эмоциям и мыслям, которые порождает наше эго и которые мешают нам достичь совершенства (например, злоба, ненависть, зависть, эгоизм, гордыня, высокомерие и тщеславие). Так как это очень сложный и нелегкий джихад, то его называют «большим джихадом». Тот, кто терпит неудачу в большом джихаде, не преуспеет и в малом.
Аиша (высокочтимая супруга Пророка Мухаммада — прим. ред.) рассказывает, что однажды вечером Посланник Аллаха попросил у нее разрешения: он хотел всю ночь провести в молитвах к Всевышнему. То, что он спросил об этом, показывает, каким он был вежливым и тонко чувствующим человеком. Благородство и тонкость в отношении других людей были важными особенностями, которые отличали его. Она ответила: «О, Посланник Аллаха, я бы хотела быть с тобой, но еще больше я бы хотела того, что ты хочешь сам». Пророк совершил омовение и начал молиться: «Поистине! В Творении земли и неба и в смене дня и ночи кроются знамения для тех, кто обладает разуменьем» (Св. Коран, 3:190). Он прочитал этот аят и проплакал до самого утра. Это показывает внутреннюю глубину и большой джихад нашего Пророка.
Джихад — это равновесие между внутренней и внешней борьбой. Достижение душевного совершенства и помощь другим в этом — вот то, о чем стоит поразмыслить. Обретение внутреннего совершенства — это «большой джихад», помощь другим в достижении совершенства -это «малый джихад». Когда вы разделяете их, джихад перестает быть джихадом, и тогда первый порождает праздность, а второй — анархию. Как счастливы те, кто ищет путь к спасению для других так же, как для самого себя. И как счастливы те, кто, спасая себя, помнит о спасении других!
Джихад | Значение, примеры и использование в Коране
- Ключевые люди:
- Усман дан Фодио Умар Тал Ахмад Гран Сайид Максамед Кабдулле Хасан Мухаммад Исмаил Шахид
- Похожие темы:
- священная война
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
джихад (араб. «борьба» или «усилие») также пишется как jehad , в исламе похвальная борьба или усилие. Точное значение термина джихад зависит от контекста; на Западе ее часто ошибочно переводили как «священная война». Джихад, особенно в религиозной и этической сфере, в первую очередь относится к человеческой борьбе за то, чтобы продвигать то, что правильно, и предотвращать то, что неправильно.
В Коране джихад
Еще из Britannica
Ислам: социальная служба
В такого рода внекоранической литературе различные способы продвижения того, что хорошо, и предотвращения того, что плохо, включены в широкую рубрику аль-джихад фи сабил Аллах , «стремление на пути Бога». Таким образом, в известном хадисе говорится о четырех основных способах ведения джихада: сердцем, языком, рукой (физическим действием, за исключением вооруженного боя) и мечом.
При формулировании международного права классические мусульманские правоведы в первую очередь занимались вопросами государственной безопасности и военной защиты исламских владений, и, соответственно, основное внимание они уделяли джихаду как воинскому долгу, который стал преобладающим значением в юридическом и официальном литература. Следует отметить, что Коран (2:190) прямо запрещает развязывание войны и разрешает сражаться только против реальных агрессоров (60:7–8; 4:90). Однако, подчиняясь политическому реализму, многие досовременные мусульманские юристы продолжали разрешать войны за экспансию, чтобы распространить мусульманское правление на немусульманские государства. Некоторые даже стали рассматривать отказ немусульман принять ислам как сам по себе акт агрессии, который мог повлечь за собой военное возмездие со стороны мусульманского правителя. Юристы уделяли особое внимание тем, кто исповедовал веру в божественное откровение, в частности христианам и евреям, которые названы в Коране «людьми Книги» и поэтому рассматриваются как общины, находящиеся под защитой мусульманского правителя.
Они могли либо принять ислам, либо, по крайней мере, подчиниться исламскому правлению и платить специальный налог (джизью). Если оба варианта были отвергнуты, с ними следовало бороться, если не было договоров между такими общинами и мусульманскими властями. Со временем другие религиозные группы, включая зороастрийцев, индуистов и буддистов, также стали считаться «защищенными сообществами» и получили права, аналогичные правам христиан и евреев. Военный джихад мог быть провозглашен только законным лидером мусульманского государства, обычно халифом. Кроме того, юристы запретили нападения на мирных жителей и уничтожение имущества, ссылаясь на заявления пророка Мухаммеда.На протяжении всей исламской истории войны против немусульман, даже когда они были мотивированы политическими и светскими соображениями, назывались джихадом, чтобы придать им религиозную легитимность. Это была тенденция, зародившаяся в период Омейядов (661–750 гг. Н. Э.). В наше время это также верно для 18-го и 19-го веков в мусульманской Африке к югу от Сахары, где религиозно-политические завоевания рассматривались как джихад, в первую очередь джихад Усмана дан Фодио, который установил халифат Сокото (1804 г.
Асма Афсаруддин
Такия | религиозная доктрина | Британника
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
такия , в исламе практика сокрытия своей веры и отказа от обычных религиозных обязанностей под угрозой смерти или ранения. Произведенное от арабского слова waqa («защищать себя»), taqiyyah не поддается простому переводу. Английские переводы, такие как «превентивное притворство» или «благоразумный страх», частично передают значение этого термина самозащиты перед лицом опасности для себя или, в более широком смысле, и в зависимости от обстоятельств, для своих собратьев-мусульман. Таким образом, taqiyyah может использоваться как для защиты человека, так и для защиты сообщества. Более того, оно не используется и даже не интерпретируется одинаково в каждой секте ислама. Taqiyah использовался шиитами, крупнейшей сектой ислама, из-за их исторических преследований и политических поражений не только немусульманами, но и со стороны большинства суннитской секты.
Библейский авторитет для такия получен из двух утверждений в Коране, священной книге ислама. В 28-м аяте третьей суры (главы) говорится, что из страха перед Аллахом (Богом) верующие не должны отдавать предпочтение в дружбе неверующим, «если только не обезопасить себя от них». 16-я сура была ниспослана (согласно традиции) для облегчения совести Аммара ибн Ясира, набожного последователя Пророка Мухаммеда, отрекшегося от своей веры под пытками и угрозой смерти. Стих 106 этой суры провозглашает, что если мусульманин, вынужденный отречься от своей религии, тем не менее является истинно верующим, который чувствует «мир веры» в своем сердце, он не понесет великого наказания (16:106). Смысл этих стихов не ясен даже в контексте суры, в которой они появляются. Таким образом, даже среди исламских ученых, согласных с тем, что аяты Корана подтверждают такийа , существуют значительные разногласия по поводу того, как аяты делают это и что допускает на практике такийа .
Хадис (запись традиционных высказываний или рассказов Мухаммеда) также цитируется как богословское обоснование такийи . В одном хадисе, в частности, упоминается, что Мухаммед ждал 13 лет, пока он не смог «набрать достаточное количество верных сторонников», прежде чем сразиться со своими могущественными политеистическими врагами в Мекке.