Содержание

БМ-13-16 «Катюша» боевая машина реактивной артиллерии на шасси ЗиС-6 — Каталог К.В.Х.

В 1942 году было изготовлено 2392 установки М-13.

 

 Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 предназначена для: уничтожения и подавления живой силы и огневых средств противника, расположенных открыто и за лёгкими укрытиями; уничтожения танков и других мотомеханизированных средств противника в местах их сосредоточения. Эта легендарная пусковая установка, названная противником «сталинский оргáн», монтировалась на чём угодно: на тягачах СТЗ-5, на танках Т-40 и Т-60, на бронированных железнодорожных платформах, а большей частью на «Студебеккерах», полученных по лэнд-лизу. Но самым первым шасси для «Катюши» стал именно ЗиС-6.
 Разработки советских реактивных снарядов начались в 1938 г. в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) в Москве. Конструкторами была идея создания многозарядной пусковой установки для ведения залпового огня. Уже в 1940 г. начались испытания установки, получившей название БМ-13.

Новое изобретение зарекомендовало себя как исключительно эффективное орудие. 27 июня 1941 г. в Воронеже на заводе им. Коминтерна началось производство реактивных пусковых установок, которые изначально устанавливались на шасси ЗиС-6 (для ЗиС-5 БМ-13 оказалась слишком тяжеловесна). Дебют БМ-13 состоялся 14 июля 1941 г. в составе батареи капитана И. Флёрова в Белоруссии около станции Орша.
 Если с созданием БМ-13 всё понятно, то вот первое её боевое применение и причина, почему её прозвали «Катюшей», обросли мифами и домыслами. Когда на кануне 14 июля в батарею Флёрова были доставлены 7 первых установок БМ-13, как вспоминают участники тех событий, «Никакой спец. подготовки по использованию реактивной артиллерии ни офицеры, ни номера боевых расчетов батареи не имели. Большинство из нас вообще не представляло природу реактивного движения». Знакомство с ракетным оружием ограничилось тремя занятиями по устройству мат. части, боеприпасов и общим приемам обращения с ними. На прощанье руководитель разработчиков, указав на большой деревянный ящик, укрепленный на подножке боевой машины предупредил: «Вы, вероятно, думаете, что этот ящик предназначен для инструмента водителя или для каких-либо аналогичных целей.
Ничего подобного. При отправке вас на фронт мы набьем этот ящик толовыми шашками и поставим пиропатрон, чтобы при малейшей угрозе захвата врагом можно было подорвать и установку, и снаряды».  
  Вот несколько цитат из воспоминаний очевидцев и участников тех событий: «Мы уехали под Оршу 14 июля, — рассказывает А. С. Попов, — вышли в район железнодорожного узла, где было сосредоточено много эшелонов противника: боеприпасы, топливо, живая сила и техника. Мы остановились в 5-6 километрах от узла: семь машин с РУ и три машины со снарядами для повторного залпа. Пушку (наведение) не взяли: прямая видимость. В 15 часов 15 минут Флеров дал приказ открыть огонь. Залп длился 7-8 секунд ( были использованы семь машин по шестнадцать снарядов, всего сто двенадцать снарядов). Железнодорожный узел был уничтожен. Мы ушли в лес и там отсиживались. Место, откуда мы стреляли, немцы потом бомбили. Мы вошли во вкус и еще через полтора часа уничтожили немецкую переправу. После второго залпа ушли по Минскому шоссе в сторону Смоленска».

 «Мы на наблюдательном пункте оцепенели, — позднее писал командир пехотной дивизии генерал-лейтенант Аласков, — когда услышали первый залп. С оглушительным ревом, свистом и раскатистым скрежетом, вслед за огромными клубами красно-черного дыма небо над нашими головами прочертили горящие кометы. И все — в какое-то мгновение. Я прильнул к стереотрубе. Уму непостижимо, что творилось в четырех километрах от нас. Нет! Что там танки и машины, — горела даже земля! Сердце охватывала радость, гордость за нашу Родину, за творцов небывалого и грозного оружия. Результаты залпа были ошеломляющими — станцию охватило море огня, непрерывно взрывались боеприпасы противника. Немцы в течение семи суток не появлялись на этой станции…»

 

 Среди немцев «Катюша» произвела фурор, она сеяла страх и панику. Сам Гитлер был повержен в шок новым советским орудием, он приказывал докладывать ему лично о каждом залпе, произведённом БМ-13. Конечно же, немцы хотели заполучить образец «Катюши» в своё распоряжение, чтобы, изучив её, создать равноценное орудие для вермахта. Раздобыть неповреждённый образец БМ-13 немцам удалось осенью 1941 года, однако это им ничем не помогло. Снаряды, которые инженеры рейха пускали с установок, созданных по образцу БМ-13 то, вылетев с недостаточной скоростью, уходили с траектории и падали на землю, то, вылетая с бешеной скоростью в воздух, взрывались, так и не долетев до цели. А секрет был в порохе. Именно порох, специально разработанный лучшими советскими учёными в РНИИ, обеспечивал стабильную работу двигателей реактивных снарядов, которые с низкой скоростью летели к цели и взрывались, лишь достигнув её.

 Как я уже упоминал выше, ещё одним до конца не выясненным моментом является вопрос, почему БМ-13 прозвали «Катюшей»? Одна версия гласит, что это имя было присвоено гвардейскому миномёту за выштампованную на нём букву «К», которая обозначала завод имени Коминтерна, где производились первые «Катюши». Другая версия утверждает, что это имя БМ-13 получил сразу же после своего первого применения. Дело было так: «едва смолк звук последнего залпа, один из бойцов-артиллеристов по фамилии Каширин во весь голос запел популярную в те годы песню «Катюша», написанную в 1938 году Матвеем Блантером на слова Михаила Исаковского.
В тот день к батарее Флёрова был прикомандирован сержант-связист Андрей Сапронов, обеспечивавший связь батареи с командованием. Едва лишь сержант услышал про то, как Катюша выходила на высокий берег, на крутой, он тут же вспомнил, как только что на такой же высокий и крутой берег входили пусковые установки реактивных снарядов, и, докладывая в штаб, 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 2 о выполнении Флёровым боевого задания, связист Сапронов сказал: «Катюша спела на отлично». Значение только что придуманного кодового слова в штабе батальона поняли, и слово это пошло сначала в штаб дивизии, а потом и в штаб армии. Так после первого же боевого применения за установкой БМ-13-16 закрепилось название «катюша».  
 Апофеозом боевой славы «Катюш» было сражение за Берлин. Благодаря реактивной артиллерии в городе было разрушено 120 зданий, которые являлись сильными очагами сопротивления противника. Кстати, следует заметить, что наравне с «Катюшами» в частях реактивной артиллерии  против немцев сражался её незаслуженно забытый младший брат – реактивный снаряд М-30 по прозвищу «Лука».

 

Грузовой автомобиль ЗиС-6 6х4

Наряду с трёхтонным двухосным грузовиком ЗиС-5, в 1933 году завод имени Сталина начал выпуск трёхосных четырёхтонных ЗиС-6. Красная Армия и народное хозяйство СССР испытывало острую необходимость в грузовиках, а тем более, в грузовиках повышенной проходимости (обе задние оси ЗиС-6 были ведущими). Нужно отметить, что прототипы ЗиС-6 разрабатывались в НАТИ ещё в начале 30-х годов, они строились на базе АМО-3 – предшественника ЗиС-5.
 ЗиС-6 — единственная серийная модель. Характерные особенности: колесная формула 6×4, червячные главные передачи, двухступенчатый демультипликатор, вакуумный усилитель тормозов. Помимо дополнительной пары ведущих колёс и бóльшей грузоподъёмности, ЗиС-6 отличался от своего двухосного собрата радиатором с увеличенным заправочным объёмом (на ЗиС-5 он был на 23 л, а на ЗиС-6 – на 32 л), усиленной рамой, бензобаком на 105 л против «захаровских» 60-ти, а так же, наличием компрессора для накачки шин.

Максимальная скорость автомобиля составляла 55 км/ч. В 1933 г. была выпушена опытная партия ЗиС-6, состоящая из 20-ти машин, а в 1934 г. началось серийное производство, которое продолжалось 8 лет – до конца 1941 года, когда гитлеровские войска подошли к Москве и ЗиС был эвакуирован в тыл. Всего за это время было выпущено 21 239 грузовиков марки ЗиС-6.
 В 1935 году на удлинённом шасси ЗиС-6 были собраны два экспериментальных 28-местных автобуса ЗиС-6 «Люкс», в 1939 году на укороченном на 350 мм шасси ЗиС-6К (на базе ЗиС-6) создан экспериментальный бронеавтомобиль БА-11. В 1940—1941 гг. на усиленном короткобазном шасси ЗиС-34 была изготовлена партия из 16 бронеавтомобилей БА-11, в том числе и экспериментальный дизельный БА-11Д. В серию БА-11 должен был пойти в 1941 году.

На базе ЗиС-6 выпускались различные машины специального назначения: автомобильные краны, передвижная автомобильная электростанция АЭС-4, радиостанции РАФ и РАФ-KB, мастерская ПМ типа Б, бензозаправщики БЗ-35 и БЗ-41, водомаслозаправщик BM3-34, звукоулавливатели ЗТ-5, прожекторные автомобильные станции ПО-15-8. На шасси ЗиС-6 также монтировали радиолокатор РУС-2.

 В годы войны на шасси ЗиС-6 изготавливались боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 и БМ-8-24.

Модель БМ-13-16 ’Катюша’ (ЗИС-6) 1942 1/43 IXO/VVM

История ставок
Участник Сумма
Дата
R****0 1600₽ 28.04.2020 09:26:13
a****t 1600₽ 28.04.2020 09:26:13
R****0 1550₽ 25.04.2020 07:48:46
A****1 1500₽ 25.04.2020 07:48:45
A****1 1250₽ 23.04.2020 23:59:25
a****t 1200₽ 23. 04.2020 23:59:25
A****1 1150₽ 16.04.2020 17:56:10
C****a
1100₽ 16.04.2020 17:56:10
A****1 1050₽ 16.04.2020 17:55:37
C****a 1000₽ 16.04.2020 17:55:37
A****1 823₽ 11.04.2020 02:17:20
Э****Г 813₽ 11.04.2020 02:17:20
A****1 780₽ 10.04.2020 08:59:53
R****0 770₽ 10.04.2020 08:59:53
A****1 630₽ 10. 04.2020 07:45:54
a****t 620₽ 10.04.2020 07:45:54
A****1 560₽ 08.04.2020 09:16:55
R****0 550₽ 08.04.2020 09:16:54
R****0 363₽ 07.04.2020 22:36:29
A****x 353₽ 07.04.2020 22:36:29
R****0 343₽ 07.04.2020 18:09:38
s****4 333₽ 07.04.2020 14:00:56
R****0 330₽ 07.04.2020 14:00:56
R****0 260₽ 03. 04.2020 22:21:53
a****t 250₽ 03.04.2020 22:21:53
R****0 160₽ 03.04.2020 07:20:36
M****V 150₽ 03.04.2020 07:20:36
R****0 1₽ 02.04.2020 15:07:31
История предложений

Нет предложений по данному лоту.

История продаж
Пользователь Цена Кол-во Дата
R****0 1600₽ 1 01.05.2020 20:05:02

Склеиваемая пластиковая модель Зил-131 BM-13-16 Катюша.

Масштаб 1:72

Гвардейский реактивный миномет БМ-13 «Катюша», созданный в 1941 году, оказался едва ли не самой известной боевой машиной периода Второй мировой войны. Данная конструкция пусковой установки широко применялась в войсках и устанавливалась на разные автомобильные шасси. В некоторых странах БМ-13 стоит на вооружении до сих пор.

Снаряды с реактивным двигателем в СССР начали разрабатывать в 1921 году. Изначально это были реактивные снаряды небольшого калибра — 82 мм. Они предназначались для вооружения истребителей Поликарпова. Мысль о создании реактивного миномета на автомобильном ходу пришла конструкторам в 1939 году.

В начале весны 41-го на полигонные испытания вышла машина БМ-13 (т.е. Боевая Машина, калибр снарядов 132 мм). В качестве базы использовался ЗиС-6, сами реактивные снаряды получили маркировку РС-132. 21 июня 1941 года был издан приказ о принятии нового вида артиллерии на вооружение. Именно такую машину позже окрестили «Катюшей».

Реактивный миномет — определение условное. Установка ни по принципу действия, ни по внешнему виду минометом не является. Слово было использовано, чтобы ввести в заблуждение шпионов врага, в целях сохранения тайны. Секретность, бывшая нормой жизни в то время, по отношению к БМ-13 просто зашкаливала. К разработке и испытаниям допускались только самые благонадежные и тщательно, многократно проверенные кадры. В первые месяцы использования «Катюш» на фронте каждая установка минировалась 30-килограммовым зарядом тола — в случае опасности бойцы были обязаны уничтожить секретную технику.

Конструктивно «Катюша» — очень простое изделие. Направляющие для реактивных снарядов делались из стандартных рельсов, наводка осуществлялась примитивным артиллерийским прицелом, спусковой механизм был электрическим. Количество направляющих было ограничено только грузоподъемностью автомобиля.

Автомобильной базой для Катюши в данном наборе стал грузовик ЗиЛ-131.

Советская боевая машина BM-13-16 (Катюша) (ICM72814)

Советская боевая машина BM-13-16 (ICM72814)

Soviet rocket volley system BM-13-16 (Авто)

 

Сборная модель знаменитой советской боевой машины 2й Мировой Войны «Катюша» BM-13-16 (ICM 72814)

Длина модели, мм: 104

В комплект набора входит:

  • 112 пластиковых деталей
  • декаль (наклейка)
  • схема для окрашивания модели
  • подробная инструкция на русском и английском языках

 

Производитель: ICM

Масштаб: 1:72

 

Собрать такую великолепную копию собственными руками, захочет не только каждый мальчик, но и уже взрослый папа! Масштабная пластиковая модель позволит ознакомиться с премудростями инженерии, что может стать очень полезным навыком для ребенка.

 

В коробке находится подробная инструкция,
а так же комплект деталей для сборки пластиковой модели.

Краска, специальный клей для пластмассы и кисточки
в комплект не входят!

 

Наборы по сборке пластиковых моделей самолётов, вертолётов, танков, машин, кораблей, и др. из серии «Сделай сам» развивают воображение, интеллектуальные и инженерные способности, улучшается математическое и конструктивное мышление.

Собирая пластиковые конструкции с помощью специального клея, такие наборы прививают практические навыки у детей работы со схемами и чертежами.

Все детали выполнены из пластмассы, которую при желании можно раскрасить акриловыми красками.
Готовая модель привлечет внимание не только ребенка, но и взрослого! Рекомендуем для раскрашивания мелких деталей моделей приобрести специальную тонкую художественную кисточку.

 

 

Возраст: от 10 лет.

Упаковка: картонная коробка

 


 

Купить Сборные пластиковые модели: самолет, вертолет, танк, БТР, современная военная техника, техника 2-й мировой войны, а так же другие наборы для творчества с доставкой по Украине «Новой Почтой», «Укрпочтой», можно в интернет-магазине «Крамниця Творчості», оформив заказ через корзину, либо связавшись с нами по указанным ниже контактам:

Официальный сайт:
https://kramnicya.com.ua/
 

Instagram:
@kramnicya
(Крамниця Творчості)
 

Facebook:
kramnicya.com.ua
(Крамниця Творчості)
 

Телефоны:
Киевстар: (097) 29-29-236 (Viber)
Lifecell: (093) 379-18-60
Vodafone: (095) 643-33-07

 

поиск по словам: сборные пластиковые модели, самолёт, истребитель, катюша, танк, ЗИЛ, БТР, подводная лодка, 1-я, 2-я мировая война, современный, отечественный, СССР, Англия, Германия, Немецкий, Американский, Французский, Сборные модели из пластика с помощью клея, сборные склеиваемые пластиковые модели, набор собрать пластиковую модель транспорта, взрослое творчество и рукоделие, дропшипинг и опт, купить с доставкой в любой город Украины: Киев, Днепр, Львов, Одесса, Харьков, Чернигов, Запорожье, Васильков, Вышгород, Вишневое, Ирпень, Обухов, Борисполь, Боярка, Бровары, Гайсин, Буча, Кривой Рог, Бердянск, Лубны, Белая Церковь, Нежин, Вознесенск, Александрия, Южноукраинск, Житомир, Ивано-Франковск, Каменец-Подольский, Славутич, Каменское, Кропивницкий, Краматорск, Ивано-Франковск, Кременчуг, Луцк, Мариуполь, Мелитополь, Николаев, Никополь, Павлоград, Козин, Полтава, Ильичевск, Ровно, Северодонецк, Славянск, Энергодар, Сумы, Тернополь, Ужгород, Смела, Херсон, Хмельницкий, Черкассы, Черновцы, Винница и другие города Украины.

 

Масштабная модель ЗИЛ-131 БМ-13-16 Катюша

Главная » ЗИЛ (Грузовые) » ЗИЛ 131 » ЗИЛ-131 БМ-13-16 Катюша

ЗИЛ-131 БМ-13-16 Катюша отзывы и комментарии

 

Похожие товары



Информация для коллекционеров и покупателей

Вы можете купить товар «Масштабная модель ЗИЛ-131 БМ-13-16 Катюша» в Москве и с доставкой по России. В Москве товар «Масштабная модель ЗИЛ-131 БМ-13-16 Катюша» можно забрать самостоятельно со склада магазина или заказать доставку курьером. Также мы можем отправить выбранную Вами модель Почтой по указанному Вами адресу. Для совершения покупки добавьте нужную позицию в корзину и оформите заказ, или свяжитесь с менеджером магазина по телефону, указанному в шапке сайта. Мы будем рады новому пополнению Ваших коллекций! 

Доставка

  • Доставка Почтой РФ — 340р (в пределах РФ, независимо от количества товаров в заказе и габаритов посылки)
  • Доставка курьером по Москве в пределах МКАД — 300р (за МКАД по согласованию)
  • Самовывоз — бесплатно г.Москва ул.Ротерта д.2 обязательно созвониться с менеджером +7(499)409-59-17

 

Оплата

  • наличными при получении (в пункте самовывоза или курьеру)
  • при получении на почте (наложенным платежом +8% к сумме заказа)
  • на карту сбербанка (предоплата)

 

Сроки

  • в пункте самовывоза товар можно забрать в день заказа, но только после подтверждения заказа менеджером
  • почтой РФ посылки отправляются 2 раза в неделю
  • курьер доставляет заказы по вторникам и четвергам, другие дни возможна доставка по согласованию

 

Оформление заказа

  • добавьте товар в корзину и нажмите кнопку «Оформить заказ»
  • заполните необходимые поля и нажмите «Отправить»
  • запишите или запомните Номер Заказа, он может пригодиться для уточнения информации
  • менеджер свяжется с Вами по телефону для уточнения условий оплаты и доставки заказа


Упаковка и обращение с моделями

Каждая коллекционная модель индивидуальна и имеет свою историю. Мы хотим, чтобы модели пополнили Ваши коллекции в первозданном виде, без каких либо повреждений и радовали Вас долгие годы. Поэтому, мы очень ответственно относимся к процессу хранения и упаковки моделей.

 

Хранение

  • модели хранятся в упаковках, предохраняющих от попадания пыли и повреждений
  • все модели проверяются при приемке на склад на наличие дефектов и повреждений
  • в помещении поддерживается необходимая температура и влажность

 

Упаковка

  • работа с моделями ведется в перчатках выполненных из микрофибры и х/б материала
  • упаковка производится при достаточном освещении, чтобы избежать случайных повреждений
  • используются необходимые демпфирующие материалы, чтобы обеспечить сохранность модели при транспортировке
  • схема упаковки отработана таким образом, чтобы обеспечить максимальную сохранность модели при доставке к Вам 


БМ-13-16 на шасси W.

O.T. 8, Советская РСЗО II МВ ― 72-35.ru — сборные модели
Категория:

Пожалуйста, выберитеПожалуйста, выберите       Авиация          Вертолеты          Военная авиация          Гражданская авиация       Техника          Автомобили          Артиллерия          БТТ (бронетехника, танки)          Железнодорожная техника          Мототехника          Техника разная       Фигуры       Модели кораблей и подлодок       Космос       Здания, наборы для диорам          Материалы для макетирования       Дополнения          Декали          Колеса          Наборы деталировки          Окрасочные маски, трафареты          Траки и стволы             Стволы             Траки          Фототравление       Краски и инструменты          Pacific88 AERO             Металлики Pacific88 AERO             Наборы красок AERO          Акриловая краска ICM          Инструмент для фототравления          Пинцеты          Рабочее пространство моделиста             Модульное рабочее место          Разбавители, растворители . ..          Клеи, Грунтовки, Шпаклевки          Акриловые краски Tamiya          Акриловые краски Mr. Hobby Color          Краски Mr. Color             Краски Mr. Color Super Metallic             Краски Mr. Metal Color          Акриловые краски Звезда          Спреи (Баллончики)          Аэрографы, кисти             Аксессуары для аэрографии             Аэрографы             Иглы, прокладки, запчасти для аэрографов             Кисти             Компрессоры          Маскировка — масколы, скотч          Пигменты, смывки          Масляные краски          Ножи          Коврики для резки          Механическая обработка          Увеличительный инструмент          Хранение — баночки, коробочки             Боксы, подставки, полки

«Катюша» БМ-13-16 в городе Новомосковске Тульской области: provincialhisto — LiveJournal

Просматривал тут свой фотоархив, и решил поделиться снимками БМ-13-16 из г. Новомосковска Тульской области. Этот город близок мне — папа был родом из деревни Ольховец Новомосковского района Тульской области, я периодически бываю у родных. Поймал себя на мысли, что хочется снова и по-дольше погулять по новомосковским улицам, не в каждый приезд получалось, так что фотографиям этим уже лет 10, наверно.

Мы привыкли к тому, что на фотографиях и в кинохронике почти всегда, а в художественных фильмах — повсеместно установки залпового реактивного огня размещены на грузовиках, но в данном случае мы видим пример использования гусеничного шасси, что смотрится необычно. Самоходная реактивная установка БМ-13-16 «Катюша» на шасси СТЗ-5 НАТИ у входа в Историко-художественный музей г. Новомосковска:

Ну и я у «Катюши»:

Сам памятник науки, техники и воинской славы, построенный в Москве на заводе «Компрессор» в июне 1941 года, оказался в Новомосковске так: 11 декабря 1941 года во время освобождения г. Сталиногорска Московской области (так назывался тогда Новомосковск и в административном отношении причислялся к) поддерживавший своим огнём наступающим части Красной армии 12-й отдельный гвардейский минометный дивизион реактивной артиллерии с позиции близ деревни Урусово накрыл двумя залпами скопление войск противника на станции Маклец (в 14 км от Сталиногорска) и 12-13 декабря начал переправляться на южный берег реки Шат в район Сталиногорска. Однако, противник сумел засечь район расположения советского подразделения и начал его интенсивно обстреливать, в результате чего дивизиону пришлось отойти в район деревни Прудки и переправляться по льду уже там, причем одна из «Катюш» утонула. В 1988 г. организованная по инициативе фронтовика-ракетчика Ю.А. Никишина газетой «Комсомольская правда» группа энтузиастов  (руководитель — журналист В. Юнизов) с двух попыток подняла установку на поверхность со дна Шатского водохранилища у деревни Прудки, произошло это 25 ноября (история подъема). После реставрации «Катюша» к 9 мая 1989 г. была установлена на постамент у музея. Машина на ходу и принимала участие в параде Победы 9 мая 2015 года. Сейчас памятник выглядит гораздо более ухоженным, возможно, 9 мая 2020 года он снова проедет по улицам Новомосковска.


Отдельно рекомендую интереснейшую группу в соцсети «ВКонтакте», посвященную истории города Сталиногорска в 1941 году (оборона, окупация, освобождение, судьба тех, кто оборонял и освобождал город) — https://stalinogorsk. ru

БМ-13-16 на базе G7107 от ICM в масштабе 1/35

Энди Кинг прекратил сборку нового BM-13-16 от ICM на базе грузовика G7107 в масштабе   1/35, чтобы рассказать о своем путешествии по сборке в виде хорошего руководства для вас, его коллеги-моделисты. Посмотрите, как собирался его набор, и немного о содержимом коробки в его обзоре… BM-13-16 на базе G7107.  

Откуда: ICM

Масштаб 1/35

Номер набора 35595

В коробке два варианта окраски:

— ВМ-13-16, G7107, 84-й Краснознамённый Новозыбковский гвардейский миномётный полк, ноябрь 2014 г.1943

— ВМ-13-16, G7107, неизвестный гв минометный полк, 1943

Тема:  БМ-13-16 на G7107 База от ICM в масштабе 1/35

Советская Армия получила во время ВОВ транспортных средств и оборудования по соглашению о ленд-лизе, которое они заключили с США, и Chevrolet G7107 был лишь одним из многих типов грузовиков, прибывших в СССР в 1942 году. были переоборудованы для запуска этих ракет.

Этот тип артиллерии был более известен как «Катюша» (русский эквивалент «Кэти»), и, хотя это не самое точное оружие, ракеты были довольно разрушительными по насыщенности, а в сочетании с характерным воем ракет эффект был ужасающим. психологически.

Модель: ICM в масштабе 35 

Этот конкретный набор основан на относительно недавнем выпуске грузового автомобиля Chevrolet G7107, и в коробке вы найдете новые литники J1, J2 и K, включающие все детали для этого ракетный вариант.Все детали хорошо отформованы с обычными линиями швов и небольшими заусенцами тут и там, которые нужно удалить. На некоторых деталях присутствуют следы пресс-формы, но обычно они расположены в труднодоступных местах, таких как интерьер кабины, нижняя сторона крыльев, внутренние поверхности шасси и т. д., но большинство из них приподняты и легко чистятся. up.В деталях комплект очень хорошо сделан и включает в себя полный двигатель, шасси и кабину, единственное, чего не хватает, это топливопроводов и гидравлических трубок.

Еще одной приятной особенностью является то, что колеса отлиты методом литья под давлением на литниках, а не являются отдельными виниловыми дисками, что меня очень порадовало.

Остекление кабины выполнено качественно, не слишком толстое и не деформированное, а лист с декалями (хотя и небольшой) хорошо пропечатан.

Конструкция:

Использование пластика ICM довольно мягкое, что имеет свои преимущества и недостатки, как мы увидим во время строительства, поэтому приступая непосредственно к сборке, он начинается с шасси, и, поскольку это сборка из нескольких частей, я решил использовать суперклей, а также жидкий клей, чтобы придать деталям прочность. Рельсы шасси были очищены в первую очередь, так как линии шва довольно четко выражены, затем детали подвески с листовыми рессорами были закреплены на месте с помощью комбинации жидкого клея, а затем суперклея, поскольку установочные штифты небольшой.Затем суперклей был промыт ускорителем, чтобы ускорить время высыхания. Помимо придания прочности хрупким соединениям, использование суперклея и ускорителя, безусловно, сокращает время сборки, поэтому шасси было частично собрано в течение нескольких часов. двигатель очень хорошо детализирован, но если вы не изображаете капот (или капот) открытым, то вы не увидите большую его часть, поэтому я просто построил его как есть и приклеил к шасси. передние колеса влево или вправо, и на предыдущих моделях для этого были вырезаны детали комплекта.Однако в этом комплекте ступицы передних колес являются отдельными, и колеса можно расположить так, как вы хотите, с минимальными усилиями. Все, что вам нужно сделать здесь, это убедиться, что ступицы правильно выровнены по оси, и удалить установочные штифты на рулевом колесе. стержень (деталь D43). . Ступицы были закреплены на месте с помощью жидкого клея, а во время установки колеса (которые я собрал заранее) были всухую установлены на оси, чтобы облегчить выравнивание. Говоря об осях, инструкции предписывают вам приклеить детали D44 и D45 к заднюю ось, прежде чем устанавливать ее на шасси, однако лучше зафиксировать ось на месте, а затем склеить две части.

Нижняя половина грузовика была теперь готова к работе. ..

Когда шасси было практически готово, пришло время перейти к кабине, и мой подход заключался в том, чтобы собрать ее из двух половин, иначе покраска салона была бы практически невозможна.

Внутренние детали были добавлены к передней части кабины и дверям, и я забежал вперед в инструкциях и приклеил капот (или капот), боковые панели, решетку и крылья к кабине.

Крышу приклеили к задней части кабины и промыли стык суперклеем с ускорителем для ускорения высыхания, после чего стык зачистили.

На этом этапе также были подготовлены двери с использованием того же подхода к отверстиям.

Шаг 87 показывает конструкцию ракетных рельсов, и после сборки левого рельса три стержня (детали J1-9) были приклеены на место. Пока они устанавливались, другие рельсы были очищены и склеены, после чего надеты на три стержня, а затем эти стержни были приклеены к правому рельсу (который был собран в соответствии с шагом 95).

Рельсы были приклеены к трем стержням, и с помощью прокладок, входящих в комплекты (детали J1-7), сборка была отложена на ровной поверхности и оставлена ​​для установки. В инструкциях указаны только две прокладки, но я использовал все три и приклеил их скотчем. Следующими были собраны опоры для направляющих ракеты, и они могут быть немного неудобными, если вы будете следовать инструкциям, однако я обнаружил, что с комбинацией жидкости и супер клей, вы можете собрать его с минимальными усилиями.

Для этого я приклеил все опорные стойки к J-2-27 (кроме детали J2-13, так как в инструкции не понятно ее расположение) и при виртуальном сборе приклеил сборку к J2-1.

Возвращаясь к детали J2-13, и инструкции довольно расплывчаты в отношении того, как она подходит, но на самом деле она соединяется с центральной поперечиной, как показано на рисунке выше, затем сборка была приклеена к направляющим ракеты.

Остальные детали, связанные с рельсами, были прикреплены к шасси, и, если посмотреть на деталь К-33, то можно увидеть прямоугольное отверстие, которое выглядит немного игрушечным. Я накрыл его тонким пластиковым листом, а когда установил, очистил его и просверлил отверстие, где подходит сборка, показанная на шаге 119.

Я хотел изобразить машину в боевом положении, но поскольку в комплекте для этого не было предусмотрено (кроме гидроцилиндров на выбор), я модифицировал две опоры на задней части шасси, так как в инструкции они показаны в сложенном виде.Это было просто сделано путем отрезания гидравлических цилиндров от частей J2-2 и J2-3, просверливания отверстий в их нижней части и вставки примерно 10 мм стиролового стержня диаметром 1 мм, который был предварительно приклеен к опорным пластинам (детали K24).

До…..

………после!

Чтобы прикрепить направляющие ракеты к шасси, вставляется деталь K45, и здесь ICM снова упростила сборку, поскольку они поставляют круглый плоский диск для правой стороны. Глядя на справочные изображения, на самом деле это должна быть форма купола, поэтому после укоренения В ящике с запчастями я нашел фару танка подходящей формы, и она была приклеена на место.

Энди Кинг

БМ 13-16 «Катюша» / Реактивная система залпового огня «Катюша» — Свидник, Словакия

Реактивная система залпового огня БМ 13-16 Катюша / Катюша — Свидник, Словакия Автор:  Noe1

N 49° 18,525 E 021° 34,028

34У Е 541224 Н 5461933

Краткое описание: Реактивная установка залпового огня «Катюша» на открытой оружейной витрине.

Местонахождение: Прешовский край, Словакия

Дата публикации: 22.03.2013 14:57:13

Код маршрутного знака: WMGMZN

Просмотров:  16

Подробное описание:
Реактивные системы залпового огня «Катюша» — тип реактивной артиллерии, впервые построенный и введенный в действие Советским Союзом во время Второй мировой войны.Катюши времен Второй мировой войны, первые самоходные артиллерийские установки, серийно выпускавшиеся в Советском Союзе, обычно устанавливались на грузовики. Эта мобильность давала «Катюшам» (и другой самоходной артиллерии) еще одно преимущество: возможность нанести сильный удар сразу, а затем двигаться, прежде чем быть обнаруженной и атакованной контрбатарейным огнем.

Ограничения по местонахождению:
без ограничений, круглосуточно и без выходных для публики

Инструкции по посещению:

1. ) Регистрируйте только те места, которые вы физически посещаете.
2.) Пожалуйста, отправьте фотографии, сделанные вами во время посещения места (только фотографии, не защищенные авторским правом). Также принимаются GPS-фотографии с местоположением на заднем плане, а также принимаются старые фотографии из отпуска. Если вы не можете предоставить фото, то, пожалуйста, опишите свой визит или расскажите о посещении.
3.) Пожалуйста, предоставьте любую дополнительную информацию об имеющемся у вас оборудовании, которое не указано в описании путевого знака.

 

Купить БМ-13-16Н 1/35 онлайн за 27,50€

464 стр. Мягкое покрытие. Более 2500 изображений.

 

Эта новая суперкнига, как и ее предшественники в той же серии технических руководств под названием «FAQ», посвящена моделированию военной техники и методам сборки, окраски и везеринга.

Отличие от предыдущей книги в том, что мы продвинулись во времени, и эта книга дополняет предыдущие. В нем также объясняются некоторые новые методы, появившиеся в последние годы, в основном для использования в современных автомобилях, но которые также могут использоваться в автомобилях всех эпох. Самая полная книга по военной технике, издаваемая до сих пор. Материалы, из которых состоят современные автомобили и оружие, значительно изменились со времен Второй мировой войны. Материалы, о которых тогда не могло быть и речи на технологическом и промышленном уровне, теперь стали обычным явлением. Использование этих новых материалов, а также методов производства и сборки отражается на том, как мы красим и выдерживаем эти модели; они требуют другого подхода.Как и многие другие вещи в жизни, в конце концов, цель состоит в том, чтобы принять новые вызовы. В этой книге мы представляем некоторые из этих проблем.

 

Просто незаменим для моделиста военной техники.

ПОЛУЧИТЕ ЦИФРОВУЮ КОПИЮ В ПРИЛОЖЕНИИ AK-INTERACTIVE для iOS и Android

 

464 страницы. Тапа бланда. Больше 2500 изображений.

 

Este nuevo Superlibro, al igual que sus predecesores en esta misma serie de manuales técnicos llamados «Preguntas frecuentes», se dedica a modelar vehículos militares y las técnicas utilizadas para ensamblar, pintar y envejecer.

La diferencia con el libro anteriores que hemos avanzado en el tiempo y este libro es un completo de los anteriores. También explica algunas técnicas nuevas Que Han aparecido estos ultimos años, Principlemente para usar en vehículos modernos, pero que también se pueden usar en vehículos de todas las épocas. El libro más completo para vehículos militares editado hasta Ahora. Los materiales Que componen los vehículos y Armas modernas han cambiado значительный desde la Segunda Guerra Mundial.Los materiales Que estaban fuera de discusión a nivel tecnológico e Industrial en ese momento ahora son comunes. El uso де estos nuevos materiales y los métodos de Fabricación y montaje se reflejan en la forma en que pintamos y envejecemos estos modelos; requieren un enfoque diferente. Como muchas otras cosas en la vida, al final el propósito es asumir nuevos desafíos. En Este Libro Presentamos algunos де esos desafíos.

Simplemente esencial para el modelista de vehículos militares.

ПОЛУЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ КОПИИ В ПРИЛОЖЕНИИ AK-INTERACTIVE для iOS и Android

БМ-13-16Н советская реактивная система залпового огня IIWW Катюша модель до склейки ICM 35512

1 шт.
рода, 03.02.2022

повый 1 шт.
питек, 4.3.2022

InPost Пакеты 24/7

1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
czwartek, 3.3.2022

повый 1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
poniedziaek, 7.3.2022

GLS — Пшесика Курьерска

1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
czwartek, 3.3.2022

повый 1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
poniedziaek, 7.3.2022

Почта — курьер

1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
czwartek, 3.3.2022

повый 1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
poniedziaek, 7.3.2022

Poczta Polska — Курьер 48

1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
czwartek, 3.3.2022

pitek, 4.3.2022

повый 1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
poniedziaek, 7.3.2022

wtorek, 8.3.2022

DHL — Пшесика Курьерска

1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
czwartek, 3.3.2022

pitek, 4.3.2022

повый 1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
poniedziaek, 7.3.2022

wtorek, 8.3.2022

DHL — Одбир с пунктом

1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
pitek, 4.3.2022

повый 1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
wtorek, 03.08.2022

UPS — Пшесика Курьерска

1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
czwartek, 3. 3.2022

повый 1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
poniedziaek, 7.3.2022

Odbir w siedzibie firmy — Komice Wielkie 781

1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
Рода, 2.3.2022

повый 1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
pitek, 4.3.2022

Odbir osobisty, Отель Грско — Величка

1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
roda, 2.3.2022

czwartek, 3.3.2022

повый 1 шт.
Przewidywany czas dostarczenia:
pitek, 4.3.2022

poniedziaek, 7.3.2022

БМ-13-16 на З.О.Т. 8 Шасси (РСЗО ВОВ)

Der etwas kryptische Titel suggeriert schon, dass es sich hier um ein interessantes Objekt handeln konnte, und in der Tat würde ich einen sovietischen Raketenwerfer, der auf einem typisch britischen WWII-Truck montiert wurde, nicht eben als alltäglich

Форбилд

Der russische Raketenwerfer mit dem Beinamen „ Katjuscha “ ist hierzulande eher unter dem Begriff „ Сталинорг “ bekannt, den die Wehrmacht für diese Waffe prägte. Üblicherweise wurden die Werfer auf verschiedene Trägerfahrzeuge montiert, die gängigsten waren whl русский LKW ZIS-6 и американский Studebaker US6.

Der britische LKW Fordson WOT 8 ist также eher die Ausnahme denn die Regel, dennoch dürften etliche der ca. 730 an die Sowjetunion gelieferten Fahrzeuge mit der Katjuscha bestückt worden sein. Genaue Zahlen habe ich dazu leider nicht gefunden.

Dem Bausatz legt die am meisten gebaute Variante der Katjuscha, die BM 13 zugrunde, konkret die Version BM-13-16.Die Bezeichnung steht dabei für den Werfer mit 16 Startschienen für die Raketen vom Typ RS-132.

(Quelle: Википедия)

Модель

Die typische ICM-Verpackung ist prall gefüllt mit 330 Teilen, davon 8 Klarsichtteile und 2 PE-Teile. Streng genommen sind noch deutlich mehr Teile vorhanden, weil auch alle Teile für die reguläre Version mit normaler Ladefläche enthalten sind, aber die Angaben oben beziehen sich auf die vorliegende Variante mit der Katjuscha.

Einfach nur entzückend und darum eine extra Erwähnung wert ist der Hinweis auf den ICM-Ersatzteilservice:

Wie schon erwähnt ist der Karton gut gefüllt, ich brauchte ein wenig, bis ich die Teile nach dem Review wieder in der Kiste hatte.Klarsichtteile und PE-Platine sind gut geschützt separat verpackt.

Die Felgen treffen das Vorbild sehr gut. In Комбинация mit den ebenfalls gut gelungenen Reifen (siehe weiter unten) kommt nicht wirklich der Wunsch nach Resin-Ersatz auf.

Die Startschienen des BM-13-16-Werfers. Dieser Gußast ist 3x vorhanden.

Die Raketen sind vielleicht einen Tick zu grob geraten, besonders is die etwas dicken Leitwerke und die zu markanten Ringe angeht.Aber es ist noch im Rahmen. Ich wüßte ohnehin ad hoc keine Alternative auf dem Zubehörmarkt. Und extra für die Leitwerke den kaum noch erhältlichen Eduard-Satz für Italeri räubern… Das lohnt sich nicht meiner Meinung nach. Das passt schon so. Zudem kann man das Modell auch getrost «unbewaffnet» darstellen, wenn man mag.

Die Startschienen sind sehr gut gemacht, mit feinen Details und ohne relevate Auswerfermarken! Eine extra beiligende Lehre erleichtert das genaue Ausrichten beim Bau!

Die Ladefläche läßt es schon erahnen: Von diesem Spritzling werden nur wenige Teile benutzt.

Die Qualität ist durchweg wirklich toll. Der Guß ist praktisch fehlerlos, ich konnte keine nennenswerten Auswerfermarken oder Sinkstellen entdecken.

Auch wenn sie nicht verwendet wird: Dennoch ist die Ladefläche schön detailiert.

Da sollte man sehr vorsichtig sein beim Heraustrennen.

Die Tankverschlüsse sind echt ein Hingucker.

Die Kabinenteile:

Auch hier kein Anlass zur Kritik.

Die Auswerfermarken sind später praktisch nicht mehr sichtbar.

Кляйнтейле:

Der Guß ist wirklich top. Grat ist nur in geringem Maße vorhanden, Formversatz hat mein Bausatz überhaupt nicht.

Der Rahmen gehört auch speziell zur BM-13-16-Version.

Sehr schöne Федеральный пакет:

Unde ein wunderbar gestalteter Rahmen für den Werfer:

Auch von diesem Spritzling werden nur eine Handvoll Номер получателя:

Aber die können sich sehen lassen:

Der Motor ist fein wiedergegeben.Das ganze Chassis ist wirklich hervorragend detailiert.

Auch der Innenraum muss sich nicht verstecken.

Die Vinylreifen:

Der Grat ist schnell verschliffen, und die Detailierung ist mehr als ausreichend. Lediglich die Beschriftung vermise ich ein wenig. Wer dennoch ein Upgradesucht wird bei der Fa. Фонд «FC Model Trend».

Von der PE-Platine werden nur die beiden Gitter 1 und 2 für den Kühlergrill verwendet.

Aber das lohnt sich, wie die Vergrößerung zeigt.

Die fehlerlos gespritzten Klarsichtteile, wunderbar, прозрачный и шлиренный:

Die Anleitung ist ausführlich, übersichtlich und deppensicher.

Es gibt eine Variante in russisch grün, ohne Decals. Da braucht man sich wegen der Version kein Kopfzerbrechen zu machen.

Фазит

Der Bausatz ist einfach gut.Плата за проезд, внутренне построенная и ми гутер Passung nach einem ersten Trockentest. Wenn die fehlende Reifenbeschriftung und die etwas grob detailieren Raketen die größten «Probleme» sind sagt das doch schon alles. Zudem finde ich den Preis von um die 40 Euro mehr als fair. Aus meiner Sicht

Абсолютное превосходство!

Wer mag, kann übrigens noch ein wenig zuwarten und zu der angekündigten Version mit Figuren greifen (Art.-Nr. 35592)!


Erhältlich ist der Bausatz beim freundlichen Fachhändler eurer Wahl.

 

Клауш

БОЕВАЯ МАШИНА БМ-13 «КАТЮША» МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

Не менее интересна история ЗИС-6, ставшей основой легендарной «Катюши». Проводившиеся в 1930-х годах управления механизации и моторизации Красной Армии настаивали на выпуске трехосных машин для использования не только для перевозки грузов и людей, но и в качестве артиллерийских тягачей для монтажа различных установок. В этот же период для работы в тяжелых условиях отечественный автопром начал разрабатывать трехосные автомобили с двумя задними ведущими мостами (6х4) с использованием стандартных двухосных грузовиков.Добавление еще одного заднего моста вдвое увеличило грузоподъемность машины, заодно снизив нагрузку на колесо. Это повышенная производительность на мягком грунте – влажный луг, песок, пашня. В феврале 1931 г. было принято решение об организации в СССР серийного производства трехосных автомобилей тремя заводами на базе принятых на производственную базу автомобилей грузоподъемностью 1,5, 2,5 и 5 т.

В 1931 – 1932 гг. конструкторское бюро Московского автозавода АМО под руководством начальника бюро Е.И. Важинского велось проектирование трехосного грузовика АМО-6 (конструкторы А. С. Айзенберг, Ч. К. Ке Мин, А. И. Коростиев и др.) наряду с другими новыми автомобилями Амос-5, Амос-7, ФО-8 при их широкой унификации. Прототипом для первых «ловских» трехходовок послужили английские грузовики ВД («Военное ведомство»), а также отечественная разработка АМО-З-НАТИ.

Первые две опытные машины АМО-6 проходили испытания с 25 июня по 4 июля 1938 года в пробеге Москва – Минск – Москва. Через год завод приступил к выпуску опытной партии этих машин, получивших название ЗИС-6.В сентябре они участвовали в испытательном пробеге Москва-Киев-Харьков-Москва, а в декабре запустили серийное производство. Всего за 1933 г. было изготовлено 20 «перегонщиков». После реконструкции завода производство ЗИС-6 было увеличено (до 1939 г., когда изготовлено 4460 машин) и продолжалось до 16 октября 1941 г. – дня эвакуации завода. Всего за это время произведено 21 239 ЗИС-6.

1 – распределительный щит; 2 – дополнительный бронещиток кабины; 3 – пакет направляющих; 4 – бензобак; 5 – основание поворотной рамы; 6 – кожух подъемного винта; 7 – подъемная рама; 8 – маршевый подшипник; 9 – пробка; 10 – поворотное отверстие; 11 – снаряды М-13; 12 – упор; 13 – домкрат; 14 – батарея пусковых установок; 15 – пружина буксировочного устройства; 16 – кронштейн прицела; 17 – рукоятка подъемного механизма; 18 – рукоятка поворотного механизма; 19 – запасное колесо; 20 – распределительная коробка

В сентябре участвовали в тестовом пробеге Москва-Киев-Харьков-Москва, а в декабре запустили серийное производство. Всего за 1933 г. было изготовлено 20 «перегонщиков». После реконструкции завода производство ЗИС-6 было увеличено (до 1939 г., когда изготовлено 4460 машин) и продолжалось до 16 октября 1941 г. – дня эвакуации завода. Всего за это время произведено 21 239 ЗИС-6.

Автомобиль был максимально унифицирован с базовой моделью трехтонной ЗИС-5 и даже имел такие же внешние габариты. Это был тот же 6-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 73 л. с., такое же сцепление, коробка передач, передний мост, передняя подвеска, колеса, рулевое управление, кабина, хвостовое оперение.Отличались рама, задние мосты, задняя подвеска, тормоза. За стандартной четырехступенчатой ​​коробкой передач располагалась двухступенчатая двухступенчатая коробка передач прямого редуктора (1,53). Далее крутящий момент передается двумя карданными валами с втулками заднего моста, червячной передачей, выполненной по типу фирмы «Тимкен». Сверху размещались ведущие червяки, снизу – червячное колесо из специальной бронзы. (Правда, в 1932 г. были построены два грузовых автомобиля ЗИС-6П с редукторно-двухступенчатым задним мостом, имевшие гораздо лучшие характеристики. Но в автомобилестроении в то время увлеклись червячной передачей, и на этом дело уладилось.А к зубчатым передачам вернулись только осенью 1940 года, на опытном трехосном полноприводном (6х6) грузовике ЗИС-6). В трансмиссии ЗИС-6 было три карданных вала с открытыми карданными шарнирами типа «Кливленд», которые требовали регулярной смазки.

 

Задние мосты грузовиков имели рессорно-балочную подвеску типа ВД. По бокам стояли две рессоры с одним подрессорником, шарнирно соединенные с рамой. Изгибающие моменты от моста передаются на раму верхними реактивными штангами и пружинами.Они также передают толкающие силы.

 

Серийные ЗИС-6 имели механические тормоза на все колеса с вакуумным усилителем, в то время как на опытных образцах применялись тормоза с гидравлическим приводом. Ручной тормоз — центральный, на трансмиссии, и сначала это был ременный, а затем замененный колодочный. По сравнению с базовым ЗИС-5 у ЗИС-6 были усилены радиатор, генератор; оборудован двумя аккумуляторными батареями и двумя топливными баками (всего 105 литров топлива).

 

Собственная масса ЗИС-6 составляла 4230 кг.По хорошим дорогам он мог перевозить до 4 т груза, по плохим – 2,5 т. Максимальная скорость – 50 – 55 км/ч, средняя скорость по бездорожью – 10 км/ч. Автомобиль мог подниматься под углом 20° и бродом глубиной до 0,65 метра.

 

В целом ЗИС-6 был достаточно надежным автомобилем, хотя из-за маломощного перегруженного двигателя имел плохую динамику, большой расход топлива (трасса 40-41 л на 100 км, по трассе до 70) и плохая проходимость.

 

Как грузовой транспортный автомобиль в войсках практически не используется, а использовался как тягач для артиллерийских орудий.На его базе были построены ремонтные брифинги, мастерские, бензовозы, пожарные лестницы, краны. В 1935 г. на шасси ЗИС-6 был смонтирован тяжелый бронеавтомобиль БА-5, оказавшийся неудачным, а в конце 1939 г. на укороченном шасси с двигателем повышенной мощности – более чем хороший БА-11. Но самая известная ЗИС-6 была приобретена как носитель первой реактивной установки БМ-13.

 

В ночь на 30 июня 1941 года на Запад была отправлена ​​первая экспериментальная батарея реактивных установок под командованием капитана И.А. Флерова, в составе семи опытных БМ-13 (с 8 тысячами снарядов) и прицельных 122-мм гаубиц.

 

Через две недели, 14 июля 1941 года, батарея Флёрова, соблюдая полную конспирацию – двигаясь преимущественно ночью, проселочными дорогами, избегая многолюдных магистралей, – прибыла в район реки Оршица. Накануне немецкая атака с юга овладела городом Орша и теперь, ни на минуту не сомневаясь в своем успехе, переправилась на восточный берег Оршицы.Но в небе сверкнула яркая вспышка с визгом и оглушительным шипением ракет попали в переправу. Через мгновение они ринулись в самую гущу движущегося потока фашистских войск. Каждая ракета образовала в земле восьмиметровую воронку глубиной до полуметра. Ничего похожего на нацистов раньше не видел. Страх и паника охватили ряды гитлеровцев.

 

Ошеломляющий врага дебют ракетного оружия побудил нашу промышленность форсировать серийное производство нового миномета. Однако для «Катюш» поначалу не хватало шасси самоходной машины с реактивными установками.Пробовали восстановить производство ЗИС-6 на Ульяновском автомобильном заводе, который в октябре 1941 года был эвакуирован из Москвы ЗИС, но отсутствие специализированного оборудования для производства червячных мостов не позволило это сделать. В октябре 1941 года на вооружение приняли Т-60 (без башни) с установленной на нем установкой БМ-8-24.

 

Реактивные пусковые установки приводились в движение гусеничными тягачами СТЗ-5, а также полученными по ленд-лизу автомобилями «Форд-Мармон», «Интернэшнл Гимза» и «Остин».Но наибольшее количество «Катюш» установлено на полноприводных трехосных автомобилях фирмы «Студебеккер». С 1944 года устанавливали новые, более мощные БМ-31-12 — с 12 минами, М-30 и М-31 калибра 300 мм, массой 91,5 кг (дальность стрельбы — до 4325 м). Были доработаны и освоены вращающиеся в полете снаряды М-13УК и М-31 СС (повышенной точности).

 

Поставка реактивной артиллерии в годы Великой Отечественной войны постоянно увеличивается. Если в ноябре 1941 года было сформировано 45 дивизионов «катюш», то на 1 января 1942 года — 350, а в начале 1945 года — 519.Всего за один, 1941 год, промышленность изготовила 593 установки и снабдила их снарядами по 25 снарядов из 26 выстрелов на каждую машину. Части реактивных установок получили почетное звание гвардейских. Отдельные БМ-13 на шасси ЗИС-6 прослужили всю войну и дошли до Берлина и Праги. Один из них, № 3354, которым командовал гвардии сержант Масарин, находится в экспозиции ленинградского Музея артиллерии, инженерных войск и связи.

 

К сожалению, все памятники гвардейским минометчикам, установленные в их честь в Москве, Мценске, Орше, Рудине, основаны на имитации шасси ЗИС-6.Но в памяти ветеранов Великой Отечественной войны «Катюша» сохранилась как угловатая, старомодная трехосная машина с установленным на ней грозным орудием, сыгравшим огромную роль в разгроме фашизма.