Линейный корабль «Бисмарк» | это… Что такое Линейный корабль «Бисмарк»?

«Бисмарк»
Bismarck
Линкор «Бисмарк», 1940 год
Основная информация
ТипЛинкор
Государство флагаГермания
Спущен на воду14 февраля 1939
Современный статусПотоплен 27 мая 1941
Параметры
Тоннаж41 700 т стандартное;

50 900 т полностью снаряженный

Длина241,6 м по ватерлинии;

251 м общая

Ширина36 м
Высота15 м (От киля до верхней палубы на миделе)
Осадка9,3 м стандартная;

10,2 м полностью снаряженный

БронированиеГлавный пояс 320мм, верхний пояс 145мм, пояс в оконечностях (нос/корма) 60/80мм, главная палуба 80-110мм, рулевое устройство 110-150мм, башни ГК 180-360мм, барбеты ГК 340мм, башни СК 35-100мм, боевая рубка 200-350мм, противоторпедная переборка 45мм.
Технические данные
Силовая установка12 паровых котлов Wagner

3 турбины Blohm & Voss 3 трехлопастных винта диаметром 4,7 м.

Мощность150 170 л.с. (110 МВт)
Скорость30 узлов
Автономность плавания9280 морских миль (17 200 км) на скорости 16 узлов (30 км/ч)
Экипаж2200 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерия8 × 380 мм SKC34 (4×2)

12 × 150 мм (6×2) 16 × 105 мм (8×2) 16 × 37 мм (8×2) 20 × 20 мм (20×1)

Торпедно-минное вооружение{{{Торпедно-минное воору}}}
Авиация4, одна двусторонняя катапульта

«Бисмарк» — линейный корабль германского военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Во время своего единственного похода в мае 1941 г. потопил в Датском проливе британский флагман, линейный крейсер «Худ» (англ. HMS Hood). Начавшаяся после этого охота британского флота за «Бисмарком» трое суток спустя закончилась его потоплением.

Содержание

  • 1 Строительство
  • 2 Боевая история
    • 2.1 Прорыв в Атлантику
    • 2.2 Бой в Датском проливе
    • 2.3 Погоня
    • 2.4 Обнаружение
    • 2.5 Потопление
    • 2.6 Действия немецких субмарин во время похода «Бисмарка»
  • 3 Обсуждение
  • 4 Место потопления
  • 5 Сноски и источники
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература

Строительство

Класс «Бисмарк» (позднее был построен ещё один корабль этого класса — линкор «Тирпиц») первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва «Бисмарка» скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей. После спуска на воду второго французского линкора класса «Дюнкерк» проект был изменен в сторону дальнейшего увеличения размеров. «Бисмарк» был первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 на четырёх башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. «Бисмарк» во время своей службы был крупнейшим линкором в мире, а класс «Бисмарк» остается третьим по величине (после японского «Ямато» и американского «Айова») классом линкоров за всю историю.

Киль «Бисмарка» был заложен на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года. Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали канцлер Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского.

24 августа 1940 года линкор был сдан под командование капитану цур зее (нем. Kapitän zur See) Эрнсту Линдеманну. Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года.

Боевая история

Прорыв в Атлантику

Операция «Рейнские учения» (нем. Rheinübung) предусматривала выход «Бисмарка» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» (нем. Prinz Eugen) в Атлантику через Датский пролив. Главной целью операции были торговые корабли на британских морских коммуникациях. Предполагалось, что «Бисмарк» будет оттягивать на себя корабли конвоя, чтобы дать «Принцу Евгению» добраться до торговых кораблей. Назначенный командовать операцией адмирал Гюнтер Лютьенс просил командование отложить начало операции, чтобы к ней смогли присоединиться также проходивший испытания «Тирпиц» или стоявший в Бресте «карманный линкор» «Шарнхорст». Главнокомандующий германским флотом гросс-адмирал Эрих Редер ответил отказом. 18 мая 1941 года «Бисмарк» и «Принц Евгений» вышли с базы кригсмарине в Готенхафене (ныне польский порт Гдыня).

20 мая «Бисмарк» был замечен со шведского авианесущего крейсера «Готланд», в тот же день об эскадре, включавшей два больших корабля, сообщили члены норвежского Сопротивления. 21 мая 1941 года британское Адмиралтейство получило от своего военного атташе в Швеции сообщение о том, что в проливе Каттегат были замечены два больших корабля. С 21 по 22 мая немецкое соединение вставало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген, где «Бисмарк» был перекрашен, а «Принц Евгений» перекрашен и дозаправлен. «Бисмарк», по неизвестным причинам, дозаправлен не был. Во время стоянки корабли были замечены и сфотографированы с самолета-разведчика британских ВВС «Спитфайр». Теперь британская сторона идентифицировала «Бисмарк». На место стоянки были отправлены британские бомбардировщики, однако к тому времени немецкие корабли покинули место стоянки. «Бисмарк» и «Принц Евгений» незамеченными прошли Норвежское море и пересекли Северный полярный круг. Британцы искали их гораздо южнее.

Командующий британским Хоум-флитом адмирал Джон Тови направил линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales) с эсминцами сопровождения к юго-западному побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» (HMS Suffolk) должен был присоединиться к уже находящемуся в Датском проливе крейсеру «Норфолк» (HMS Norfolk). Легкие крейсера «Манчестер» (HMS Manchester), «Бирмингем» (HMS Birmingham) и «Аретуза» (HMS Arethusa) должны были патрулировать пролив между Исландией и Фарерскими островами. Ночью 22 мая сам адмирал во главе флотилии, состоявшей из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес» с эскортом, вышел из базы британского флота в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Флотилия должна была дожидаться появления немецких кораблей в водах к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалз» (

HMS Repulse).

«Бисмарк» после морского боя, 24 мая 1941 года.

Вечером 23 мая в наполовину перекрытом льдом Датском проливе в густом тумане «Норфолк» и «Саффолк» вступили в визуальный контакт с немецкой флотилией. «Бисмарк» открыл огонь по «Норфолку». Британские корабли передали сообщение своему командованию и отступили в туман, продолжая следовать за немцами по радарам на растоянии 10-14 миль. После стрельбы на «Бисмарке» отказал носовой радар, поэтому Лютьенс приказал «Принцу Евгению» двигаться впереди «Бисмарка».

Бой в Датском проливе

«Худ» и «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецким соединением рано утром 24 мая. Британские корабли начали бой в 5:52 утра на расстоянии 22 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший британской группой, приказал открыть огонь по первому кораблю, ошибочно считая его «Бисмарком». На «Принце Уэльском» поняли ошибку и открыли огонь по второму немецкому кораблю. Германская сторона некоторое время не отвечала: адмирал Лютьенс имел приказ не вступать в бой с военными кораблями противника, если они не входят в конвой. Однако после нескольких британских залпов капитан Линдеманн заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю. «Принц Евгений» и «Бисмарк» открыли ответный огонь по «Худу». Холланд понял свою ошибку, но его приказ, по-видимому, не дошёл до управления огнём, так как «Худ» до конца продолжал стрелять по «Принцу Евгению».

В 5:56 шестой залп «Принца Уэльского» принес попадание: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. «Бисмарк» стал оставлять нефтяной след. Минуту спустя «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Евгения» и третьего залпа «Бисмарка», на корме и у миделя корабля начались пожары. «Бисмарк» получил попадание от девятого залпа «Принца Уэльского» ниже ватерлинии, а минуту спустя и третье. К 6:00 корабли находились на расстоянии 16-17 км. В это время на «Худе» раздался взрыв, по-видимому, вызванный попаданием пятого залпа «Бисмарка», корабль разорвало на две части, и он утонул за считанные минуты. Кроме трех человек, вся команда, состоящая из 1417 человек, погибла. Линкор «Принц Уэльский» продолжал бой, но очень неудачно: он был вынужден пойти на сближение до 14 км с двумя немецкими кораблями, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом». Линкор вышел из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий.

Капитан Линдеманн предложил начать погоню и потопить «Принца Уэльского», однако адмирал Лютьенс принял решение продолжать поход.

На «Бисмарке» был выведен из строя один из генераторов, в бойлерную № 2 с двумя котлами начала поступать вода, пробиты две топливные цистерны, имелся дифферент на нос и крен на правый борт. Лютьенс решил вести «Бисмарк» на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики. Кроме того, позже к нему могли присоединиться «Шарнхорст» и «Гнайзенау». Капитану «Принца Евгения» было приказано продолжать атаки на британские конвои самостоятельно.

Погоня

«Норфолк», «Саффолк» и «Принц Уэльский» продолжали преследовать немцев, сообщая об их расположении. Гибель «Худа» была крайне болезненно воспринята в британском Адмиралтействе, для расследования её обстоятельств позже была учреждена специальная комиссия. Большая часть находившихся в Северной Атлантике британских военных кораблей была привлечена к охоте за «Бисмарком», включая корабли охранения многих конвоев. Так, находившимся к западу от Ирландии линкору «Родни» (HMS Rodney) и трём из четырёх эсминцев, сопровождавших превращённый в военный транспорт лайнер «Британник» (Britannic), утром 24 мая было приказано оставить конвой и присоединиться к соединению адмирала Тови. Дополнительно были задействованы ещё два линкора и два крейсера. Соединение «H», стоявшее в Гибралтаре, также было приведено в готовность на случай, если «Бисмарк» будет двигаться в их направлении.

24 мая в 18:14 «Бисмарк» в тумане развернулся прямо на своих преследователей. В коротком обмене залпами попаданий не было, однако британские корабли были вынуждены уклониться, и «Принц Евгений» успешно прервал контакт. «Принц Евгений» пришёл во французский Брест через 10 дней. В 21:32 Лютьенс сообщил командованию, что из-за нехватки топлива «Бисмарк» не может продолжать попытки стряхнуть преследователей и вынужден идти прямо в Сен-Назер.

Вечером 24 мая адмирал Тови приказал авианосцу «Викториес» сократить дистанцию, и в 22:10 с него стартовали 9 торпедоносцев «Суордфиш». Под сильным огнём они атаковали линкор и добились одного попадания по правому борту. Все самолеты к 02:30 вернулись на «Викториес», несмотря на плохую погоду, темноту, неопытность экипажей и поломку наводящего радио-маяка. Серьёзных повреждений нанесено не было, единственная точная торпеда попала в главный пояс брони. Экипаж «Бисмарка» потерял одного человека (первая потеря за время похода). Для защиты от налета были задействованы все зенитные орудия и даже крупнокалиберные пушки, «Бисмарк» увеличил скорость, выполнял маневры уклонения от торпед. В результате пластыри-паруса, заведенные на пробоину в носовой части, отошли, усилилась течь и дифферент на нос. Бойлерная № 2 была окончательно затоплена.

В ночь с 24 на 25 мая «Бисмарк», воспользовавшись тем, что его преследователи, по-видимому, опасаясь возможной атаки подводных лодок, начали совершать зигзаги, прервал контакт. В 4:01 25 мая «Саффолк» сообщил: «контакт с неприятелем потерян».

Обнаружение

Атлантический рейд «Бисмарка» и его перехват

Однако на «Бисмарке», по-видимому, продолжали принимать сигналы радара «Саффолка», и в 7:00 утра 25 мая Лютьенс сообщает командованию, что преследование продолжается, а в 9:12 передает ещё одну, весьма длинную, радиограмму. Вечером командование сообщает Лютьенсу, что британцы, по-видимому, его потеряли, и приказывает сообщить данные о своем положении и скорости, если это не так. Ответной радиограммы Лютьенс не посылает, но радиоперехват утренних сообщений позволяет британской стороне приблизительно определить местоположение «Бисмарка». Тем не менее Тови ошибочно заключил, что «Бисмарк» направляется к проливу между Исландией и Фарерскими островами, и его соединение начало движение на северо-восток.

В 10:10 26 мая американо-британский экипаж летающей лодки «Каталина» британского командования береговой авиации, вылетевшей на поиски с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии, обнаружил «Бисмарк». Лютьенсу оставалось примерно 690 миль до Бреста (Франция), и вскоре он смог бы использовать для защиты своего корабля бомбардировщики люфтваффе.

Единственным британским соединением, способным замедлить «Бисмарк», было соединение «H» под командованием адмирала Соммервилля, которое вышло из Гибралтара, имея в своем составе авианосец «Арк Ройял» (HMS Ark Royal). В 14:50 с него к месту обнаружения вылетели торпедоносцы «Свордфиш». К тому времени в этом районе находился отделившийся от соединения для установления контакта с «Бисмарком» крейсер «Шеффилд», и не оповещенные об этом пилоты ошибочно начали торпедную атаку. К счастью для британцев, ни одна из 11 выпущенных торпед не попала в цель. Плохо показавшие себя в этой атаке магнитные детонаторы на торпедах было решено заменить на контактные.

К 17:40 «Шеффилд» установил контакт с «Бисмарком» и начал преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев c «Арк Ройял» начали вторую атаку на «Бисмарк» и добились двух (по другим источникам, трех) попаданий. Одно из них имело решающие последствия: пытаясь уклониться от торпеды, «Бисмарк» повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть, нанеся критическое повреждение рулевому механизму и заклинив рули. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и начал описывать циркуляции. Попытки восстановить управляемость успеха не принесли, и линкор стал двигаться на северо-запад. Около 21:45 «Бисмарк» открыл огонь по «Шеффилду», ранив 12 (по другим сведениям, 13) человек, а ночью вступил в бой c британским соединением, состоявшим из эсминцев «Казак» (HMS Cossack), «Сикх» (HMS Sikh), «Зулус» (HMS Zulu) и «Маори» (HMS Maori), вместе с переданным Великобританией польскому флоту эсминцем «Перун» (Piorun). Ни та, ни другая сторона не добилась прямых попаданий.

Потопление

27 мая в 08:00 утра, «Родней» и «Кинг Джордж V» подошли к «Бисмарку» на расстояние 21 морской мили (39 км). На тот момент видимость была только 10 морских миль (19 км) и волнение моря достигало 4-5 баллов. Ветер дул с северо-запада по силе равный 6-7 баллам. «Родней» держался курса на север так, чтобы вести огонь по «Бисмарку» с достаточной дистанции, в то время как «Кинг Джордж V» принял в сторону. Огонь был открыт в 08:47. «Бисмарк» ответил огнем, но его неспособность уклоняться и крен, негативно влияли на точность стрельбы. Низкая скорость (семь узлов) также сделала корабль легкой целью для тяжелых крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир», объединивших свою огневую мощь. В 09:02 8-дюймовый (200-миллиметровый) снаряд с «Норфолка» поразил главную оружейную башню. При этом был убит офицер Адальберт Шнейдер, награжденный Рыцарским Крестом в ранние часы того же самого утра за участие в потоплении «Худа». В 09:08 тяжелый снаряд с «Родней» поразил обе носовые башни «Бисмарка» Anton и Bruno, выведя из строя последнюю. Одновременно, другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Кормовые башни корабля Caesar и Dora продолжали стрельбу на близкой дистанции. В 09:21 Dora была выбита. Команде Anton удалось произвести один последний залп в 09:27. В 09:31 Caesar дала свой последний залп и тогда же вышла из строя. Этот залп повредил «Родней», заклинив торпедные аппараты. Огонь Бисмарка в ходе всего сражения был сосредоточен на «Родней», возможно в надежде на достижение успеха, подобного достигнутому в противостоянии с «Худом». Когда адмирал Гернси наблюдал это, он заметил: «Слава Богу немцы стреляют по „Родней“».

После 44 минут боя тяжелые орудия Бисмарка смолкли. «Родней» подошёл на дальность прямого выстрела (приблизительно 3 км), в то время как «Кинг Джордж V» продолжал стрельбу с большего расстояния.

«Бисмарк» не спускал флага. Британцы не испытывали желания оставить Бисмарк в покое, но и тот не подавал признаков сдачи, несмотря на неравную борьбу. Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей, стремившихся потопить боевую единицу подобную Бисмарку, несмотря на численное превосходство. Однако, когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, «Родней», «Кинг Джордж V» и эсминцы были отозваны домой. Крейсерам было приказано добить «Бисмарк» торпедами. «Норфолк» использовал свои последние торпеды, подключившийся атаке «Дорсетшир» выпустил три 533-мм торпеды, которые поразили «Бисмарк» на короткой дистанции.

Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали. Йоханес Ханс Зимерман (кочегар котельного отделения) рассказывает о забортной воде, подступавшей к линии подачи топлива к котлам, что заставило механиков уменьшать скорость до семи узлов, опасаясь взрыва. Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Линдеманн считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражен 16-дюймовым (406-миллиметровым) снарядом. Неясно также, он ли отдавал приказ покинуть судно или же нет. В то же время некоторые из спасшихся настаивали, что видели капитана живым, добровольно оставшимся со своим идущим ко дну кораблём.

«Бисмарк» ушёл под воду в 10:39 тем утром. Не зная его судьбы, Группа Запад — немецкая командная база — продолжала посылать сигналы на «Бисмарк» ещё несколько часов, пока агентство «Рейтер» не сообщило в новостях из Великобритании — «корабль потоплен». В Великобритании в Палате общин сообщили о потоплении «Бисмарка» тем же днем. Крейсер «Дорсетшир» и эсминец «Маори» остались, чтобы спасти оставшихся в живых, но из-за тревоги, сыгранной из-за появления немецкой субмарины, покинули место битвы, сумев спасти 110 моряков «Бисмарка» и бросив остатки команды в воде. Следующим утром U-74 и немецкое метеорологическое судно «Заксенвальд» (Sachsenwald) подобрали 5 оставшихся в живых. Всего из 2200 человек команды 1995 немецких моряков погибли.

После этого боя Джон Товей написал в своих мемуарах: «Бисмарк» дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом». Адмирал хотел сказать это публично, но Адмиралтейство возразило: «По политическим причинам важно, чтобы ничего из чувств, выраженных Вами, не было предано гласности, однако мы восхищаемся героической схваткой».

Действия немецких субмарин во время похода «Бисмарка»

Немецкие подводные лодки, ведущие в составе волчьих стай в Атлантическом океане охоту на конвои сил союзников, были оповещены о выходе в поход «Бисмарка» и «Принца Евгения».

24 мая в радиограмме подлодкам сообщалось о победе «Бисмарка» над «Худом» и рекомендовалось в будущем руководствоваться приказами, учитывающими операции «Бисмарка».

25 мая в нескольких сотнях миль от Бисмарка подводной лодкой U-557 был обнаружен и атакован крупный конвой.

26 мая лодка получила приказ передать свои координаты другим субмаринам для совместной атаки.

Утром 27 мая субмаринами был получен приказ:

Всем срочно. Подводным лодкам, сохранившим запас торпед, немедленно на максимальной скорости следовать к «Бисмарку» в сетку квадрата БЕ-29.

Приказание было получено с опозданием на 8 часов: подписано оно было в 21:15, 26 мая, когда многие лодки участвовали в атаке конвоя и скрывались под водой от эскортов, не имея возможности получить приказ. К тому же, в это время лодки оттянулись за конвоем на север от «Бисмарка». U-556 передала радиограмму о том, что «Бисмарк» ведёт безнадёжный бой. В 11:25 из штаба была получена радиограмма:

Бисмарк стал жертвой массированного огня противника. Всем находящимся поблизости подлодкам вести поиск спасшихся членов экипажа линкора.

Придя 29 мая, через два дня и семь часов после гибели корабля, в квадрат БЕ-65, U-557 обнаружила только множество плавающих обломков и толстый слой нефти на воде. После дня поисков лодка вернулась в район патрулирования [1].

Обсуждение

Последний бой «Бисмарка» показал, насколько трудно линейному кораблю потопить другой линейный корабль, даже при численном превосходстве. С другой стороны, решающее попадание в «Бисмарк» было произведено одной торпедой с небольшого самолета. Гибель «Бисмарка» явилась яркой иллюстрацией утраты линкорами главенствующего положения во флоте. Эта роль перешла к авианосцам.

Немецкое военно-морское командование вскоре отказалось от рейдерских действий надводного флота и сделало основную ставку на неограниченную подводную войну. Второй корабль класса «Бисмарк», линкор «Тирпиц», повреждённый британскими мини-подлодками и несколько лет простоявший в ремонтном доке, за всю войну не произвел ни одного залпа по неприятельским кораблям[2], однако британцы были вынуждены связать значительные морские и воздушные силы, на случай, если стоявший на базе в Норвегии линкор выйдет в море.

В 1960 году режиссёр Льюис Гильберт снял фильм «Потопить „Бисмарк“!».

«Бисмарк» и «Тирпиц» часто сравнивают с лайнерами «Титаник» и «Олимпик». «Бисмарк», как и «Титаник», погиб в своем первом дальнем плавании и приобрел легендарную известность, в то время как «Тирпиц» и «Олимпик» гораздо менее известны, хотя и прослужили намного дольше.

Место потопления

Бисмарк затонул в точке с примерными координатами 48.166667, -16.248°10′00″ с. ш. 16°12′00″ з. д. / 48.166667° с. ш. 16.2° з. д. (G), в 380 милях к юго-западу от ирландского города Корк. Место гибели было обнаружено 8 июня 1989 г. экспедицей Роберта Балларда, ранее нашедшего «Титаник», и по международным законам считается военным захоронением. Всего было шесть экспедиций к месту потопления. В 2002 г. Джеймс Камерон, режиссёр фильма «Титаник», используя подводные аппараты «Мир» российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», провел съемки для документального фильма «Экспедиция „Бисмарк“».

Сноски и источники

  1. Герберт Вернер Стальные гробы. Немецкие подводные лодки: секретные операции 1941-1945 = Iron coffins. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. — С. 56-57, 65-66. — 474 с. — ISBN 5-227-01245-8
  2. Во время атаки на остров Шпицберген в 1942 году «Тирпиц», обстреливая побережье, единственный раз вёл огонь из главного калибра при низком склонении.

Ссылки

  • Энциклопедия кораблей. Линкор Бисмарк
  • Войтенко, Михаил. Операция Рейнбунг
  • [1], [2] — Охота за Бисмарком
  • Рейд и гибель линкора Бисмарк
  • Печуконис Н. И., Давыдов Ю. В. Линейный корабль «Бисмарк» История корабля 1934—1941
  • Германские линкоры Второй мировой войны
  • Бисмарк. История, легенда и модель для сборки
  • Окраска Линкора «Бисмарк»

на английском:

  • KBismarck.com — сайт, посвященный «Бисмарку»
  • Bismarck & Tirpitz— сайт, посвященный кораблям класса «Бисмарк»
  • Фотогалерея «Бисмарка» на сайте Maritime Quest
  • Видеосъемка места потопления «Бисмарка» (в формате Real Video)
  • Bismarck: British/American Cooperation and the Destruction of the German Battleship

Литература

  • Ангелов С. Линейные корабли и авианосцы. М.: АСТ, 2003. Энцикл. военной техники. ISBN 5-17-001122-9.
  • Бунич И. Л., Линкоры фюрера: историческая хроника. М.: Яуза/Эксмо, 2004. ISBN 5-699-16221-6.
  • Дуршмидт, Эрик. Акула на воле // Победы, которых могло не быть: как слепой случай и глупость меняли историю. М.: АСТ, 2002. Военно-ист. б-ка. ISBN 5-17-016312-6.
  • Малов А. А., Патянин С. В. Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». М.: Эксмо, 2006. ISBN 5-699-16242-9.

кот, «потопивший» линкор, три эсминца и авианосец

Узнав о единственном выжившем в авто- или авиакатастрофе, люди, верящие в судьбу и мистическое предназначение, любят сказать: «Наверное, у Господа были на него свои планы. Этот человек нужен ещё для чего-то». Если так, то у создателя были очень, ну просто очень серьёзные планы на обыкновенного дворового кота, волею случая оказавшегося на немецком линкоре «Бисмарк» весной 1941 года.

Линкор «Бисмарк»

Фото: © wikipedia.org/Bundesarchiv, Bild

Великая Отечественная ещё не началась, а Вторая мировая война уже шла полным ходом. Не имея достаточно сил и возможностей для уничтожения союзников на суше, Гитлер переносит военные действия в море, стремясь нанести максимальный урон коммуникациям. Использовалось для этого всё что можно: подводные лодки, собранные в «волчьи стаи», коммерческие рейдеры, авиация. Приказ был один: встретив в океане торговые суда союзников — уничтожать на месте.

А для защиты от британского флота, одного из лучших на то время, с немецких стапелей уже сошли два самых совершенных линейных корабля Третьего рейха — «Бисмарк» и «Тирпиц». Предполагалось, что эти линкоры смогут безнаказанно рейдерствовать в Атлантике, не боясь ни британцев, ни самого чёрта.

«Тирпиц». Фото: © wikipedia.org

На случай встречи с противником «Бисмарк» имел восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях, позволявших ему на равных противостоять любому линейному кораблю. А если паче чаяния противник окажется не по зубам, то немецкий линкор мог показать очень серьёзную скорость: эта громадина длиной более 240 метров могла разгоняться до 30 узлов (55 километров в час).

Фото: © Alum Media Ltd

Вот на таком корабле и посчастливилось служить чёрно-белому корабельному коту. Мы не знаем, как его звали немцы, да этого теперь и не узнать. На кораблях очень любят держать котов: во-первых, живое существо, во-вторых, при погрузке продуктов всегда есть шанс занести в трюмы крыс, изгнать которых впоследствии просто не представляется возможным. Экипаж «Бисмарка» насчитывал более 2200 матросов и офицеров, и возможно, что котов там был целый десяток. Но нас интересует только этот чёрно-белый красавец. Вот он сидит под майским солнышком на палубе и ещё ничего не знает о том, как «война в Атлантике» круто поменяет его жизнь.

Девять дней войны в Атлантике

Линейный крейсер «Худ». Фото: © wikipedia.org

Приближались «Рейнские учения». Два немецких линкора — «Бисмарк» и «Принц Ойген» — должны были добраться до торговых кораблей на британских морских коммуникациях. Предполагалось, что «Бисмарк» будет оттягивать на себя корабли конвоя, чтобы дать «Принцу Ойгену», как лисе, влезть в курятник с беззащитными транспортниками. 18 мая они вышли из польского Готенхафена (Гдыня), ведомые напутствиями самого гросс-адмирала Эриха Редера.

24 мая немецкие линкоры вступили в бой с британскими кораблями «Худ» и «Принц Уэльский». Уже пятым залпом «Бисмарк» попал «Худу» в хранилище боезапаса, отчего британский линейный крейсер за считаные минуты пошёл ко дну вместе с 1417 человеками экипажа. Впрочем, этим удачным попаданием «Бисмарк» подписал себе смертный приговор. Уничтожить нанёсшего такое оскорбление королевскому флоту стало для британцев делом чести.

Британский линкор «Принц Уэльский» после боя с немецким линкором «Бисмарк». Фото: © IWM 2017

Спустя трое суток погони, в которой участвовала добрая треть всего, что могло выставить на поле боя Британское адмиралтейство, «Бисмарк» был настигнут. К тому моменту немецкий хищник был повреждён торпедами самолётов с британского авианосца «Арк ройял» (мы вернёмся к нему позднее), рули почти не работали, машинное отделение могло выдавать не более семи узлов. Британские корабли потопили «Бисмарк» после непродолжительного боя. Корабль утонул, всего из 2220 человек команды «Бисмарка» погибло 2104.

Выжившие немецкие моряки с линкора «Бисмарк» поднимаются на борт английского крейсера «Дорсетшир». Фото: © wikipedia.org

Британский адмирал Джон Тови написал об этом в своих мемуарах: «Бисмарк» дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого флота, и ушёл под воду с поднятым флагом». На что быстро получил указание Адмиралтейства, чтобы эта запись до конца войны публично не была озвучена.

Фото: © wikipedia.org

Британский эсминец «Казак» (Cossack) участвовал в спасательной операции на месте гибели «Бисмарка». Моряков им найти не удалось, однако среди обломков ими был обнаружен наш приятель. Мокрый и несчастный чёрно-белый кот, разменявший одну из девяти жизней, чтобы не пойти под воду вместе с «Бисмарком». Документов с котом не было, имя своё называть он отказывался, а потому практически сразу получил кличку Оскар.

Эсминец Её Величества «Казак»

Фото: © wikipedia.org

Британцы назвали кота Оскаром не случайно. Согласно Международному флажному своду сигналов, квадратный, разделённый по диагонали, красно-жёлтый флаг Oscar обозначает «человек за бортом». А то, что в данном случае за бортом был спасённый кот, большого значения не имеет. Во многих вопросах кошки гораздо лучше людей.

Оскар остался жить на новом корабле и с головой погрузился в жизнь корабельного кота на эсминце типа «Трайбл». Народу тут было гораздо меньше, всего 219 человек экипажа, зато качало куда сильнее, когда небольшой эсминец, словно мальчишка посыльный, мчался то на север к Норвегии, то на самый юг к Гибралтару.

По-английски «Трайбл» — племенной, принадлежащий племени. Именно так решили назвать серию из 27 эскадренных миноносцев Королевских ВМС, построенных ещё до начала войны. Каждый корабль получил имя какого-нибудь племени, когда-либо жившего на территории метрополии Британии, а ведь ещё совсем недавно она была такой большой. Были среди кораблей «Маори», «Сикх», «Эскимос», «Бедуин» и каким-то чёртом попавшие в эту компанию «Казак» и «Татарин».

Эсминцы оказались наиболее удачными из британских, а потому несколько штук заказала себе Канада и даже Австралия расщедрилась на три корабля. В Тихом океане к тому времени было совсем неспокойно, Япония аж с 1937 года начала усиленно расширять свои границы и немало в этом преуспела.

«Казак» вернулся в Лейт с освобождёнными британскими моряками. 17 февраля 1940 года. Фото: © wikipedia.org

«Казак» мог похвастаться четырьмя спаренными 120-миллиметровыми пушками, тремя зенитными установками и одним четырёхтрубным торпедным аппаратом. Эсминец даже ходил в торпедную атаку на «Бисмарк» во время охоты за немецким линкором, однако волнение было очень сильным, погода плохой, а немецкий экипаж грамотным и, маневрируя, умудрился проскочить мимо всех торпед, скинутых с трёх британских миноносцев.

На эсминце Оскар пробыл всё лето, помогая водить конвои из Гибралтара в Атлантику. Потери торговых судов от немецких субмарин и авиации стали к тому моменту отвратительно большими, а потому Адмиралтейство предложило собирать суда в большие конвои, выделять им охранение, как правило, из пары легких крейсеров, авианосца и нескольких эсминцев. С одной стороны, собранные в кучу суда становились более лакомой целью для немецких подводников. С другой стороны, взять их становилось куда сложнее, а в случае удачной атаки уйти из боя удавалось только самым удачливым. К концу войны из 863 немецких подлодок были уничтожены 753.

В октябре 1941 года «Казак» сопровождал конвой транспортных судов HG-75 из Гибралтара в Великобританию. В самом начале пути конвой неудачно выскочил на немецкую субмарину. Залпом торпеды, выпущенной из носового аппарата подводной лодки U-563, эсминцу оторвало нос. Из двухсот человек команды погибли 158, включая командира корабля. Экипаж корабля перешёл на эсминец «Легион», а попытки отбуксировать тяжело повреждённый корабль обратно в Гибралтар не увенчались успехом из-за ухудшающихся погодных условий.

Оскар был доставлен в гибралтарский порт, где офицеры, узнав о его злоключениях, нарекли кота Непотопляемым Сэмом (Unsinkable Sam).

Авианосец Её Величества «Арк ройял»

Фото: © wikipedia.org

Непотопляемый Сэм, не растерявший своего задора, попал на тяжёлый авианосец «Арк ройял» («Королевский ковчег»). Этот корабль уже участвовал во множестве боевых операций и заслужил репутацию «счастливчика». Помните, именно торпедоносцы «Арк ройяла» так удачно повредили «Бисмарк», что лишили его хода и сделали один из самых быстрых линкоров лёгкой добычей британских кораблей.

Построен «Арк ройял» был в 1937 году и своим серьёзным размерам был обязан Вашингтонскому морскому соглашению. Это договор между Соединёнными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией и Японией, подписанный в 1922 году, чтобы ограничить гонку вооружений после Первой мировой войны. Каждому государству был отмерен максимальный тоннаж кораблей, и к 1935 году Британии, уже имевшей авианосцев на 115 000 тонн из 135 000, пришлось решать, строить два маленьких или один большой. Подумав, лорды из Адмиралтейства решили построить большой и тяжёлый ударный авианосец «Арк ройял».

Этот огромный ударный авианосец был даже на несколько метров длиннее «Бисмарка». Длина его корпуса ограничивалась лишь размерами самых больших британских сухих доков на Гибралтаре и на Мальте. А 48 самолётов авиакрыла могли у кого угодно отбить желание нападать на «Королевский ковчег».

Здесь Сэм пробыл совсем недолго. То ли он действительно влиял на удачу кораблей не лучшим образом, то ли ему самому везло как утопленнику. Уже 13 ноября 1941 года немецкой подводной лодкой U-81 «Арк ройял» был торпедирован, когда шёл в составе конвоя с Мальты на Гибралтар. Торпеда проделала в авианосце огромную дыру размерами сорок на десять метров (в такую дыру без труда моли заплыть пара торпедных катеров). Несмотря на все предпринятые усилия по спасению, авианосец потонул и в воде оказались многие из 1700 членов команды. К счастью, все до единого были спасены пришедшими на помощь союзными судами.

Гибель HMS Ark Royal. Фото: © wikipedia.org

На этот раз Сэм, обнаруженный цепляющимся за доску и мяукающим на всю Атлантику, был спасён экипажем буксира. Спасатели, нашедшие кота, описывали его как «ужасно сердитого, но абсолютно невредимого». Коту было из-за чего сердиться: вот уже третий дом, на который он попадал, начинал тонуть в самый неподходящий момент.

Часть спасённого экипажа вместе с Сэмом была переведена на борт эсминца «Лайтнинг», затем на эсминец «Легион», добросивший моряков авианосца до Гибралтарского порта. Неудача Непотопляемого Сэма сработала и на эти два корабля. Спустя пять месяцев, в марте 1942 года, в результате авианалета будет потоплен «Легион», ещё спустя год, в марте 1943 года, немецкий торпедный катер торпедирует «Лайтнинг».

На берегу

На этом Сэм прекратил работу корабельным котом. Его взяли в дом генерал-губернатора Гибралтара ловить мышей, что он и делал некоторое время. Затем с попутным кораблем моряки забрали Сэма в Великобританию в Белфаст, и на этот раз путешествие прошло удачно. Чёрно-белый кот получил еду и крышу над головой в Белфасте, в Доме моряков, где спокойно прожил до 1955 года, не давая спуску местным сухопутным котам.

Фото: © facetsofhistory.wordpress.com

Непотопляемый Сэм был местной достопримечательностью и легендой, сохранился даже его пастельный портрет, сделанный художницей Джорджиной Шоу-Бейкер. А вот фотографий непотопляемого чёрно-белого кота почти не осталось.

В Сети часто иллюстрируют историю Сэма фотографиями другого не менее замечательного кота с чёрными пятнами на носу. Увы, но это не Сэм, а Саймон, героический корабельный кот с военного шлюпа «Аметист». В 1949 году, после ранения шрапнелью во время инцидента на реке Янцзы, он был награждён высшей воинской наградой Великобритании для животных — медалью Марии Дикин. Впрочем, это уже совсем другая история.

Бисмарк (корабль) — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Из Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Эта статья не имеет источников . Вы можете помочь Википедии, найдя хорошие источники и добавив их. (февраль 2021 г.)

Бисмарк — немецкий линкор Второй мировой войны

Немецкий линкор Бисмарк был построен нацистской Германией. Это был один из самых известных и признанных боевых кораблей Второй мировой войны. Он совершил всего одну миссию, известную как операция «Rheinübung». Он был назван в честь немецкого государственного деятеля Отто фон Бисмарка.

Строительство началось 1 июля 1936 года на верфи в Гамбурге, Германия. Корабль был спущен на воду 14 февраля 1940 года. Линкор класса Bismarck был самым крупным линкором, построенным любой европейской державой. Ее родственный корабль Tirpitz был вторым в этом классе.

Компьютерная модель Bismarck. Строительство началось в 1936 и должны были подпадать под ограничение в 35 000 длинных тонн, установленное вашингтонским режимом и англо-германским военно-морским соглашением в межвоенный период. Оба они тайно игнорировали ограничения, но до его завершения соглашение и договор развалились из-за выхода Японии в 1937 году. общая длина 251 м (823 фута 6 дюймов), что было самым большим построенным кораблем, чем любая другая европейская держава до HMS Vanguard после войны. Bismarck во время испытаний развил максимальную скорость 30,01 узла (55,58 км/ч; 34,53 мили в час) и преодолел максимальное расстояние 16 430 км (10 210 миль) без дозаправки. У Бисмарка был экипаж из 2000-2200 человек, и он был разделен на двенадцать дивизий по 180-200 человек в каждой, половина из которых была назначена на основное и вспомогательное вооружение, а другая половина была командой поддержки. (Повара, радисты) Bismarck имел вооружение из восьми орудий калибра 38 см (15 дюймов), двенадцати орудий калибра 15 см (5,9 дюйма), шестнадцати орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма), шестнадцати орудий калибра 3,7 (1,5 дюйма) и двенадцать 2 см (0,79в) пушки. Основной пояс Bismarck имел толщину 320 мм (12,6 дюйма) и был дополнительно покрыт верхней и основной бронепалубой толщиной от 50 мм до 120 мм (от 2 дюймов до 4,7 дюйма), в то время как лицевые стороны башни были защищены 360-мм (14,2 дюйма) лобовыми частями, в то время как стороны были толщиной 220 мм (8,7 дюйма).

Путешествие «Бисмарка» и «Принца Ойгена» выделено красным, а британские корабли выделены желтым.

5 мая 1941 года Гитлер начал операцию «Рейнюбунг», чтобы отрезать британский спасательный круг, который состоял из торговых судов, доставлявших жизненно важные предметы снабжения, такие как продовольствие и сырье. Если бы этот спасательный круг был перерезан, Великобритания была бы вынуждена либо просить мира, вести переговоры о перемирии или покинуть Британские острова. Целью Rheinübung было прорваться в Атлантический океан и атаковать торговые суда союзников, перевозившие товары первой необходимости. Немецкое военно-морское командование (ОКМ) создало сеть танкеров и кораблей снабжения вокруг района Bismarck и Prinz Eugen отплыли. Великобритания знала, что нацистская Германия собирается атаковать эти линии снабжения, и разместила несколько линейных крейсеров, авианосцев и линкоров.

В 05:45 24 мая немецкие наблюдатели заметили вдалеке дым, который, как оказалось, исходил от двух кораблей Королевского флота HMS Hood и HMS Prince of Wales. В 05:52 Hood открыли огонь по тому, что они приняли за Bismarck , но вместо Prinz Eugen 9.0014, в то время как Prince of Wales стрелял по Bismarck . Оба Prince of Wales и Hood атаковали Bismarck и Prinz Eugen в лоб, позволяя им использовать только свои передние орудия, в то время как Bismarck и Prinz Eugen могли стрелять из всего своего оружия. После нескольких минут обстрела Hood повернулся на 20° влево, чтобы использовать свои задние турели, а после минуты обстрела Prinz Eugen попал на Капюшон , вызвавший возгорание боеприпасов, которое было быстро потушено. Bismarck произвел три залпа, в результате чего он обнаружил дальность до Hood , и был отдан приказ вести беглый огонь. Капюшон снова повернут на 20° влево, чтобы стать параллельным Bismarck и Prinz Eugen. Prinz Eugen переместил свой огонь в сторону Prince of Wales , чтобы держать под огнем оба британских корабля, и нанес пару попаданий по Wales. Prinz Eugen было приказано двигаться позади Bismarck , чтобы следить за Norfolk и Suffolk. В 06:00 Худ завершала свой второй поворот налево, когда залп Бисмарка попал в цель. Два снаряда упали ненадолго, в то время как один из снарядов попал в тонкую палубную броню Hood и вызвал взрыв 112 т (110 длинных тонн) боеприпасов, в результате чего Hood раскололся пополам всего за восемь минут и только трое из 1149 членов экипажа. выжил. После затопления Hood, Bismarck перенаправил свой огонь на Prince of Wales и поразил Wales прямо в мостик, убив всех офицеров, кроме 3, и по нему все еще стреляли, а орудия на новом линкоре работали со сбоями и после нескольких неэффективных попаданий. на Bismarck приказ отступать был отдан в 06:13

Чейз[изменить | изменить источник]

После боя командир «Бисмарка» сообщил, что «Худ» потоплен, а другой линкор думает, что это King George V или Renown сбежал, но был поврежден и передал отчет о повреждениях вместе со своими намерениями позволить Prinz Eugen отсоединиться и направиться в Сен-Назер для ремонта. Prinz Eugen сообщил, что у Bismarck произошла утечка масла, а через час британский самолет сообщил о нефтяном пятне на Suffolk и Norfolk , к которым присоединился поврежденный Prince of Wales . Уинстон Черчилль приказал всем кораблям в этом районе присоединиться к преследованию Prinz Eugen и Bismarck , в результате которых шесть линкоров, два линейных крейсера, два авианосца, тринадцать крейсеров и двадцать один эсминец получили приказ выследить Bismarck и Prinz Eugen . С ухудшением погоды командир Bismarck попытался отделить Prinz Eugen , но шквал не был достаточно сильным, чтобы скрыть его отход от Norfolk и Suffolk , которые продолжали поддерживать радиолокационный контакт. Prinz Eugen был успешно отделен, а Bismarck повернулся лицом к Suffolk , что вынудило Suffolk отвернуться на высокой скорости, в то время как Prince of Wales открыл огонь по Bismarck и получил ответный огонь. Хотя Bismarck был поврежден ранее, он все еще мог развивать скорость 27-28 узлов и все еще мог достичь Сен-Назера, если не замедлить ход. Британцы отправили авианосец Victorious и еще четыре легких крейсера, чтобы бомбардировщики-торпедоносцы Swordfish нашли и поразили Bismarck , но из-за неопытности пилотов чуть не атаковали Norfolk и USCGC Modoc Береговой охраны США и привели в готовность зенитчиков Бисмарка.

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Перейти к содержимому

Переключить оглавление

Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии

Бисмарк — немецкая фамилия. Бисмарк — неправильное написание.

Имя Бисмарк обычно ассоциируется со знаменитым Отто фон Бисмарком, немецким государственным деятелем 19 века.

Класс линейного крейсера[изменить | изменить источник]

  • Fürst Bismarck , линейный крейсер класса Mackensen ВМС Германии, все еще строившийся во время перемирия 1918 года и так и не завершенный.

Морской бой[изменить | изменить источник]

Bismarck — линкор немецкого флота во время Второй мировой войны.

  • Погоня за Бисмарком
  • Потопить Бисмарк! , фильм 1960 года о гибели Bismarck .
    • Sink the Bismarck , песня Джонни Хортона 1960 года, вдохновленная фильмом
  • Expedition: Bismarck , документальный фильм 2002 года о линкоре Bismarck .

Океанские лайнеры[изменить | изменить источник]

  • SS Bismarck 1914 года стал RMS Majestic в рамках военных репараций Первой мировой войны.

География[изменить | изменить источник]

  • море Бисмарка, к северу от острова Новая Гвинея
  • Архипелаг Бисмарка, часть Папуа-Новой Гвинеи
  • Бисмарк, Северная Дакота, столица американского штата Северная Дакота
  • Бисмарк, Арканзас
  • Бисмарк, Иллинойс
  • Бисмарк, Миссури
  • Бисмарк, Онтарио, деревня на пересечении шоссе 20 и шоссе 57

Здания и сооружения[изменить | изменить источник]

  • «Башни Бисмарка»
    • Башня Бисмарка Штеттин
  • Хереборд фон Бисмарк, первый поддающийся проверке обладатель имени (с 13 века)
  • Людольф Август фон Бисмарк (1683-1750), русский генерал
  • Левин Фридрих фон Бисмарк (1703-1774), генеральный прокурор Пруссии
  • Август Вильгельм фон Бисмарк (1750-1783), министр финансов Пруссии
  • Фридрих Александр Граф фон Бисмарк-Болен (1818-1894), прусский генерал
  • Герберт фон Бисмарк (1849-1904), государственный секретарь, сын Отто фон Бисмарка
  • Готфрид фон Бисмарк (1881-1928)
  • Бернхард фон Бисмарк
  • Отто Фюрст фон Бисмарк (1815-1898), очень влиятельный немецкий политик 19 века.